История создания комедии ревизор гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Человек впервые знакомится с известной и глубокомысленной комедией «Ревизор» еще в школе на уроке литературы. Ее сюжет навсегда откладывается в памяти. А главная фраза Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор» активно цитируется как взрослыми, так и детьми.

Быть может, вы не забыли еще, какова история создания «Ревизора»? Если не помните, не беда! Просто прочитайте данную статью и узнайте все тайны, что скрывает эта увлекательная комедия.

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Кто написал «Ревизора»

Конечно же, история создания комедии «Ревизор» недопустима к рассмотрению без упоминания такого важного человека, как автор произведения. Им является великий и неподражаемый Николай Васильевич Гоголь.

Его фигура довольно таинственна, а произведения наполнены мистикой и некой «чертовщинкой». Но несмотря на это (а может, именно поэтому), Гоголь полноправно считается одним из лучших поэтов, драматургов, прозаиков, публицистов и критиков всех времен.

Его вклад в русскую литературу огромен. Ведь он подарил современникам и потомкам столько увлекательных и необычных произведений, например «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также множество других замечательных историй.

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Начало пути Николая Васильевича

Перед тем как история создания «Ревизора» получила свое развитие, Гоголь прошел долгий путь длиной в двадцать шесть лет.

Именитый писатель родился в 1809 году в марте 20 числа по старому (юлианскому) календарю или 1 апреля по новому (григорианскому). Его род произошел от малороссов, а назван необычный человек в честь Святителя Николая.

Школьные годы Гоголя были довольно посредственны, особым талантом он не отличался. Из всех предметов ему удавались лишь рисование и изучение русской словесности, а произведения, которые он писал тогда, были значительно далеки от шедевров.

По достижении девятнадцати лет будущий гений русской литературы поехал в Петербург. Там он сыскал себе место чиновника, а также пробовал себя в театре и литературе. Но служба была Гоголю в тягость, да и в театре у него мало что получалось. В итоге будущий писатель решил развиваться на литературном поприще.

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

С чего начался успех

История создания комедии «Ревизор» случилась гораздо позже. А в начале литературного пути Гоголя было много тяжелых испытаний. Публика никак не хотела замечать и принимать его. Он писал и откладывал свои рукописи в стол, потому как они никому интересны не были.

Время было трудным, но писатель выдержал его и, наконец, издал произведение, которое принесло ему долгожданные известность и успех. Это был «Вечер накануне Ивана Купала» (первое название «Басаврюк»). Именно после него мир узнал Николая Васильевича как хорошего писателя.

Мистика Гоголя

История создания «Ревизора» (Гоголь) довольно проста, она совсем не овеяна мистикой. Однако спросите любого школьника, и он непременно ответит вам, что Николай Васильевич — одна из самых таинственных и загадочных фигур литературной истории.

Писатель сильно интересовался религией, мистикой. Что явно демонстрирует его роман под названием «Вий». Сам Гоголь утверждал, что в основу этого произведения лег местный (украинский) фольклор, народное предание.

Но историки и литературоведы сколько не искали, так и не могут найти хоть какого-либо упоминая об описанных в произведении событиях.

А это доказывает, что Николай Васильевич сам придумал и расписал весь мистический сюжет.

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Кроме того, в писательской истории Гоголя есть еще одна загадочная страница.

Доподлинно не известно, но все же считается, что Гоголь (за несколько дней до собственной смерти) решил сжечь второй том еще одной своей великой книги — «Мертвые души».

Зачем он это сделал, да и делал ли вообще, потомки уже никогда не узнают. Однако доказательств, что этого события не было, тоже нет. А потому остается лишь догадываться и рассуждать о том, сколь загадочной фигурой был писатель.

Таинственная смерть писателя

Перед тем как будет освещена история создания «Ревизора», кратко рассмотрим последние дни великого писателя.

Николай Васильевич умер в 1852 году 21 февраля. Он и при жизни был загадочной персоной, но смерть его также не отличается обыденностью. Все дело в том, что всю свою жизнь величайший писатель страшно боялся лишь одного — что его похоронят заживо. Поэтому никогда не ложился спать в кровать и в основном дремал днем в кресле.

Существует мнение, что Николай Васильевич страдал психической болезнью, которая в совокупности с обостренным увлечением религией усугубилась в последние годы жизни Гоголя, довела его до сильнейшего истощения. Но писатель все же умер не от этого.

Смерть Гоголя была овеяна мистикой, и по прошествии нескольких лет бесконечные догадки и пересуды вынудили эксгумировать тело писателя. И тогда (якобы) все присутствующие увидели, что тело Николая Васильевича находится в неестественной позе. А внутренняя сторона крышки гроба, в котором покоился писатель, вся разодрана, словно кто-то рвал и царапал ее ногтями, чтобы выбраться наружу.

Таким образом, появилась гипотеза, что Гоголь умер не своей смертью. Он, в связи с сильным истощением организма, заснул летаргическим сном. И был похоронен заживо.

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

История создания комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя

Считается, что идея написать данную комедию пришла в голову Гоголя, когда он работал над первым томом «Мертвых душ». Дело было в 1835 году, автор решил создать произведение, в котором бы собрались все пороки человека, все дурное, что было в России того времени.

Писатель хотел показать людям все несправедливости жизни, не только высмеять их и заставить читателей и зрителей сделать соответствующие выводы, но и просто от души посмеяться над тем бедламом, что описан в пьесе и, соответственно, творится в стране.

Свою работу Гоголь закончил по прошествии двух месяцев. Но продолжал переписывать, дописывать полученный результат. Так история создания комедии «Ревизор» Гоголя растянулась до 1836 года.

Первый показ

Премьера комедии состоялась 19 апреля того же года в Александринском театре, что находится на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Все мероприятие было довольно серьезное, ведь в зале сидел сам император — Николай I. Гоголь ждал и одновременно побаивался реакции, которая последует после просмотра его грандиозной комедии.

Но публика приняла ее за водевиль и совершенно не поняла глубокого смысла, что был заложен Гоголем в его творение.

Однако писатель был расстроен не только из-за этого. Ему самому показалось, что комедия немного скучна и ее следует несколько переделать. А потому история создания «Ревизора» продолжилась.

Окончательный вариант

Должную реакцию комедия получила лишь в 1842 году, когда была представлена окончательная версия «Ревизора». Тогда именитые критики и редакторы журналов отмечали, что главной ее чертой является гротескность, которая ощущается абсолютно во всем, начиная с самого сюжета и заканчивая представленными героями.

Однако Николай Васильевич желал, чтобы его творение поняли и оценили максимально полно и достойно, а потому после печати комедии в газете и показа в театре он выпустил несколько статей о том, каков все-таки истинный смысл «Ревизора».

Тайная история создания ревизора. Гоголь Николай Васильевич

Сама идея написать комедию «Ревизор» посетила непосредственно Гоголя. А вот сюжет данного произведения был подсказан ему Александром Сергеевичем Пушкиным.

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Это доказывает сохранившаяся переписка двух величайших литературных гениев тех времен, в которой Гоголь, обращаясь к Пушкину, просит его подкинуть интересный сюжет комедии, что, по его словам, станет смешнее всех, что были до нее.

И Александр Сергеевич в ответ присылает несколько строк, что служат завязкой будущей грандиозной комедии. Вот какова история создания «Ревизора».

Источник: https://www.syl.ru/article/362655/istoriya-sozdaniya-revizora-kratko

«Ревизор» Н. В. Гоголь Кратко

Комедию из пяти действий «Ревизор» Николай Васильевич написал в 1835 году. Распространённая версия гласит — идею автору подбросил Александр Сергеевич Пушкин. Ещё историки и литераторы-исследователи утверждают, что как-то Н.В. Гоголь и его приятель А.С.Данилевский по поти в Петербург, шутки ради, разыгрывали из себя ревизоров…

Краткий пересказ комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»

Глава небольшого уездного городка из проверенных источников узнаёт, что вот-вот ожидается прибытие петербургского ревизора. Эта новость настораживает чиновников, так как среди них честного человека «днём с огнём» не сыскать.

В то же время главный герой комедии Хлестаков сильно проигрался в дороге и потому застрял в гостинице должником. Местные решают, что он и есть тот самый «страшный» ревизор, и начинается настоящая потеха. Хлестаков «павлином» принимает почести, взятки, комплименты от проворовавшихся чиновников и даже сватается к дочери городничего.

Насобирав подарков и денег, самозванец с шиком уезжает «по делам», обещает вернуться и жениться. После его отъезда выясняется правда, да ещё и приходит известие о прибытии настоящего ревизора.

Список действующих лиц в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и их краткое описание

Основные персонажи:

  •  Иван Александрович Хлестаков — двадцати с небольшим лет юноша, мот и картёжник, любящий выставить себя «на показ». Был принят чиновниками и главой небольшого города за ревизора из Петербурга.
  •  Осип — слуга Хлестакова, хитрый, уже не молодой человек. Своего хозяина считает недалёким и частенько его поучает.
  •  Городничий — человек в возрасте, взяточник.
  •  Анна Андреевна — кокетливая супруга городничего, любопытная и самолюбивая особа.
  •  Марья Антоновна — наивная дочь городничего.

Персонажи второго плана:

  •  Бобчинский и Добчинский — городские помещики — «два сапога пара» и любят поболтать.
  •  Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — «просвещённый» судья. В кавычках, так как на деле прочёл лишь пару книг, но очень гордится своей начитанностью и незаурядным умом.
  •  Артемий Филиппович Земляника — несёт ответственность за приюты и больницы города. Неповоротлив, но тот ещё плут. В общении суетлив, старается услужить тем, кому выгодно.
  •  Иван Кузьмич Шпекин — глуповатый и простодушный городской почтмейстер.
  •  Лука Лукич Хлопов — чиновник в области образования.

Краткое содержание комедии «Ревизор» по действиям и явлениям

Действие I. Всеобщая паника по поводу скорого прибытия ревизора

Явление 1

Совет городничего и чиновников. Волнительная обстановка. Глава города сообщает о приезде ревизора с «секретным предписанием».

Звучит даже предположение не война ли грядёт? Начинаются обсуждения «проблемных мест» города, которые нужно «прибрать»: в больницах привести в порядок больных, заседателя накормить луком, чтоб не пахло от него спиртным, приосадить учителей, корчащих рожицы учащимся и так далее.

Явление 2

Появляется почтмейстер и высказывает своё мнение. Он считает, что ревизор отправлен к ним в связи с приближением войны с турками.

Городничий просит его распечатывать и читать , на всякий случай, почту. Почтмейстер совсем не прочь, ведь он и раньше так делал из праздного любопытства.

История создания комедии Ревизор Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Явление 3

Появляются Бобчинский и Добчинский. У них новость — они видели ревизора! Это молодой человек, который уже пару недель живёт в гостинице. За проживание он не платит и уезжать не торопится.

Городничий в шоке — за это время ведь столько всего произошло… Арестанты не получали питание, кругом бардак, была высечена супруга офицера.

Глава города решает в срочном порядке ехать на встречу с «вычисленным» ревизором.

Явление 4

Оставшись в комнате один, городничий требует повозку и шляпу. К нему привязывается исполненный любопытством Бобчинский. Квартальному приказано срочно и чисто вымести улицу до трактира.

Явление 5

Появляется частный пристав. Городничий активно раздаёт указания: на мост поставить квартального, старый забор разломать, полуголых солдат на улицы не выпускать и т.д.

Явление 6

Вбегают жена и дочь городничего, они ссорятся. Анна Андреевна велит дочери сию же минуту побежать за дрожками, подглядеть, все разузнать, а в особенности – какого цвета глаза у ревизора, и сию же минуту возвращаться назад.

Действие II. Знакомство с «ревизором»

Комната в гостинице.

Явление 1

На постели барина разлёгся Осип. Он ворчит о непутёвости своего хозяина, который спустил все деньги. В Петербург никак им не вернуться, уже даже еды в долг не дают. А есть хочется, а домой ещё больше хочется. Хотя старый слуга понимает, что в деревне есть плюсы — меньше публичности и забот.

Явление 2

Появляется сам барин. Хлестаков отправляет Осипа вниз за едой. Но тот соглашается лишь привести хозяина к господину. В долг им больше не хотят давать.

Явление 3

Оставшись наедине с собой, Хлестаков размышляет о том, что очень голоден. Он называет этот город «скверным» за то, что в лавках не допроситься в долг. Винит в своих несчастьях обыгравшего его в карты капитана, а сам совсем не прочь сразиться с ним вновь.

Явление 4

Появляется слуга гостиницы. Хлестаков пытается уговорить его принести обед. Ведь мужики могут денёк и не есть, а вот барину такое никак нельзя.

Явление 5

Хлестаков переживает, вдруг ему так и не доставят еды в покои. Есть ведь до тошноты охота. Затем он придаётся мечтам о возвращении в Петербург.

Явление 6

Обед всё же приносят. Но хлестаков, хоть и съедает всё предложенное, им недоволен. Слуга говорит, что это был последний раз.

Явление 7

Осип сообщает господину, что его ждёт городничий. Хлестаков напуган — вдруг за большой долг его посадят в местную тюрьму.

Читайте также:  Краткое содержание замок из стекла джаннетт уоллс за 2 минуты пересказ сюжета

Явление 8-9

В комнату Хлестакова входят городничий и Добчинский. Городничий говорит, что хотел бы знать, как живётся приезжему человеку в их городе.

Хлестаков пугается, оправдывается за долги, ругает трактирщика за плохой приём. Городничий суёт лже ревизору деньги, чтобы тот расплатился, причём даёт намного больше, чем нужно.

Хлестакову такой «подход» нравится и он соглашается переехать в более комфортабельные условия — в дом городничего.

Появляется слуга трактира, его выгоняют, но городничий обещает расплатиться.

Явление 10

Городничий, Добчинский и Хлестаков намерены осмотреть городские учреждения. Правда лже ревизор отказывается от посещения тюрьмы. Городничий передаёт предупреждающие записки. Осипу велят перенести вещи хозяина в дом городничего.

Действие III. Хлестаков «вошёл в роль», и ему все верят

События переносятся в комнату первого действия.

Явление 1-3

Семья городничего ждёт новостей. Приходит Добчинский с запиской. Женщины начинают активную подготовку к принятию гостя. Они прихорашиваются и в этом процессе явно соперничают между собой.

Явление 4

Приходит Осип, он голоден. Ему говорят, что «особой» еды, той, что подошла бы для слуги ревизора, в доме городничего нет. Но Осип готов съесть хоть что.

Явление 5

В распахнутые услужливыми квартальными двери входит Хлестаков. За ним семенят городничий, Земляника, Добчинский, Бобчинский и Хлопов.

Хлестаков высказывает городничему своё полное удовлетворение от увиденного в городе. Его накормили, прокатили, везде услужили. Он так же интересуется, где можно раскинуть картишками.

Но городничий говорит, что карты в руки не брал и не собирается, хотя последняя игра с его участием была вчера.

Явление 6

Появляются дочь и жена городничего. Хозяин дома знакомит с ними Хлестакова. За обедом Хлестаков нагло врёт о своей популярности в Петербурге. И с Пушкиным он на «ты», и сам книгу написал, и управлял департаментом, и каждый день на балах… Эти сказки все слушают с почтением, а после обеда провожают важного гостя на отдых.

Явление 7-8

Теперь все обсуждают Хлестакова. Как он важен, может он даже целый генерал! Супруга и дочка городничего между собой затеяли спор — на кого из них Хлестаков дольше смотрел.

Явление 9

Городничий по собственному дому ходит на цыпочках, боится, что ему достанется за то, что он так напоил важного гостя. Но его жена уверена, что всё обойдётся. И все удивлены, как Хлестаков достиг таких вершин в столь юные года?!

Явление 10

Появляется Осип. Всё накидываются на него с вопросами о Хлестакове.

Действие IV. Взятки, просьбы и прочие радости «важного человека»

Явление 1

Все чины города на цыпочках и при полном параде. Каждый из них готов дать ревизору взятку, вот только как именно это сделать не знает.

Явление 2

Появляется, наконец, Хлестаков. Он заспан и счастлив. Вокруг красивые женщины, принимают его по высшему разряду, что ещё для жизни надо?

Явление 3-7

Первым к Хлестакову входит Аммос Федорович. Он роняет денежные купюры. Хлестаков, заметив это, просит взаймы. Чиновник охотно отдаёт деньги.

Далее по одному заходят другие «важные лица» города и все дают «взаймы» лже чиновнику. Последними заходят Бобчинский и Добчинский, у которых Хлестаков уже в открытую вымогает деньги.

Они отдают, что у них есть и просят оказать небольшие услуги, подвластные петербургскому ревизору. Хлестаков соглашается.

Явление 8

Оставшись один, Хлестаков пишет письмо приятелю журналисту о том, как его приняли за ревизора. Он просит высмеять чиновников.

Явление 9-11

Осип и Хлестаков решают, что надо бы поскорее убраться из города прочь. Они принимают в доме у городничего всех, кто жаждет встречи с ревизором. Собирают все подношения. Хлестаков обещает помочь во всех просьбах.

Явление 12-14

Хлестаков говорит с дочкой городничего, целует её. Он уверяет девушку в своей любви, встав на колени. Заходит супруга городничего, выгоняет дочь. Теперь Хлестаков на коленях уже перед ней, зовёт замуж, несмотря на то, что дама старше и давно чужая жена. Заходит городничий. Чтобы выкрутиться из ситуации, Хлестаков просит руки его дочери.

Явление 15

Городничий просит Хлестакова не верить тем, кто жаловался ему. Он с огромной радостью благословляет дочь и Хлестакова.

Явление 16

Лошади готовы. Осип и Хлестаков спешат уехать. Напоследок лже ревизор целует ручку Марьи Антоновны, просит ещё в долг у её отца и обещает вскоре вернуться.

Действие 5. Обман раскрыт

Та же комната

Явление 1-7

Семейство городничего предвкушает роскошную жизнь в Петербурге. Все поздравляют главу города с «удачным родством». А он журит купцов за жалобы и требует дорогие подарки на свадьбу в качестве «откупных».

Явление 8

Приходит почтмейстер. В его руках открытое письмо. Он сообщает всем, что Хлестаков никакой не ревизор. Письмо зачитывают вслух, в нём Хлестаков во всех красках высмеивает местных чиновников перед дргом-журналистом. Все в ужасе. В качестве виноватых определили Бобчинского и Добчинского, ведь именно они первыми предположили, что ревизор — это Хлестаков.

Явление последнее

Появляется жандарм и сообщает, что только что прибывший в город ревизор из Петербурга требует всех к себе в гостиницу.

Немая сцена…

История создания комедии «Ревизор» и краткие выводы

Комедия Гоголя «Ревизор» высмеивает пороки общества того времени, в котором была написана — начало-середина XIX века. Пьесу потому и ставить долгое время отказывались.

Лучше чем сказал сам автор о ней не скажешь: «я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Комедия с первых дней на сцене расположила к себя зрителя. Многие реплики разлетелись по России крылатыми фразами и встречаются в русской речи по сей день:

  •  «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»
  •  «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gogol/revizor

Ревизор — история создания комедии Гоголя

Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы. Герой же смог обернуть случившееся с ним недоразумение в свою пользу. Комедия Гоголя интересна тем, что в основу ее сюжета лег реально произошедший случай.

История создания пьесы начинается с 1835 года. Николай Васильевич Гоголь решает написать комедию, в которой хочет показать в сатиричной форме несправедливости российской действительности. В основу сюжета комедии лег случай, рассказанный писателю А.С.Пушкиным.

Какой-то мелкий чиновник, бывший проездом в городе Устюжна Новгородской губернии, выдал себя за ревизора и обобрал местных жителей. Этот случай был неединственным.

Так, к примеру, в Нижнем Новгороде самого Пушкина приняли за ревизора, когда он собирал информацию в архивах о восстании Пугачева.

С идеей отобразить чисто «русский анекдот», писатель приступил к созданию комедии. На написание произведения у Гоголя ушло около двух месяцев. Неоднократно писатель хотел оставить замысел, но Пушкин настаивал на том, чтобы Гоголь закончил работу над произведением.

Уже в январе 1836 года Николай Васильевич зачитал комедию на литературном вечере у В.А.Жуковского. Произведение Гоголя получило неоднозначные оценки среди слушателей.

Так Пушкину, Тургеневу, Жуковскому пьеса очень понравилась, но нашлись и те, кто недооценил творческого замысла писателя.  

Впервые пьеса «Ревизор» была показана в Петербурге в 1836 году. Изначально Николай 1 был против допущения пьесы к показу, однако Жуковскому удало убедить императора в благонадежности комедии.

В период постановки пьесы на сцене Гоголем были внесены в текст существенные изменения, таким образом, работа над комедией продолжилась. И закончилась она лишь в 1842 году.

Работая над комедией «Ревизор», Гоголь старался довести ее до совершенства, постоянно переделывал текст.

Последний измененный вариант пьесы, знакомый современному читателю, был опубликован в 1842 году. Написание комедии далось Гоголю нелегко, на работу над произведением у него ушло около 6 лет.

Писатель детально прорабатывал образы героев пьесы, чтобы передать их точный характер и сюжетный замысел произведения. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» была воспринята современниками писателя неоднозначно.

Но все же произведение Николая Васильевича смогло найти своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей того времени.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Последние васильки Гаврилова (6 класс)
    Картина «Последние васильки» была написана Василием Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Из названия и самого сюжета натюрморта становится понятно, что посвящена она одному из самых красивых времен года – осени.
  • Сочинение на тему Идеальный мир
    Что такое идеальный мир? Может ли такое царство существовать в наше время? Мир, в котором все безупречно, прекрасно, где нет места болезням, бедствиям, бедности, и самое главное в таком мире нет войны, нет смерти.
  • Сочинения по картинам Герасимова
    Говоря про ту эпоху, в которой жил и творил данный замечательный художник, стоит отметить, что она была наполнена множеством послереволюционных настроений, и именно поэтому было крайне мало людей

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gogol/revizor-istoriya-sozdaniya

Ревизор — история создания

События, описанные в пьесе, происходят в уездном городе N, куда судьба занесла одного пройдоху, которого ошибочно местные чиновники приняли за ревизора, а он, не растерявшись, сумел воспользоваться сложившейся ситуацией себе во благо.

История создания комедии Гоголя «Ревизор» для многих покрыта завесой тайны, окружавшей не только личную жизнь писателя, но и все его творчество в целом.

Точной информации о начале написания комедии так и нет, одни предположения и догадки, что еще больше подогревает интерес читателя к данному произведению.

Замысел

Идея написать злободневную комедию крутилась в голове писателя давно, но собрать мысли воедино не удавалось. С просьбой подкинуть сюжет будущей комедии Николай Васильевич обращается к другу.

Гоголь точно знал, что комедия будет в пяти актах. Каждый из них смешнее предыдущего. Письмо А.С. Пушкину было следующего содержания:

«…хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет…»

Пушкин моментально среагировал на призыв о помощи. Вернувшись недавно из Михайловского, он поведал Гоголю историю, в свое время взволновавшую его до глубины души. Это было в октябре 1835 года. Этот период времени считается стартовым в написании «Ревизора».

Идея создания

Версий по поводу создания «Ревизора» существует немало. Чаще всего в статьях фигурирует имя А.С. Пушкина. Именно он подтолкнул Гоголя к написанию комедии. У Пушкина была наготове история, вполне годившаяся для будущего сюжета. Речь шла о Павле Петровиче Свиньине.

Во время путешествия по Бессарабии данный товарищ выдал себя за высокопоставленное лицо, за чиновника из Петербурга. Быстро освоившись на новом месте и войдя в роль ревизора, Павел Петрович чувствовал себя вполне комфортно, пока его не поймали за руку на прошениях.

На этом вольготной жизни пришел конец.

Существовала и другая версия создания пьесы. Некоторые смели предположить, что Пушкину самому пришлось оказаться в роли ревизора. Когда Пушкин гостил в нижегородской области, собирая информацию о пугачевском бунте для «Капитанской дочки», генерал Бутурлин принял писателя за важного чиновника, визита которого в их края ожидали со дня на день.

Какая из двух версий является настоящей уже не узнать. Тем не менее сходство Хлестакова со Свиньиным весьма очевидно. Это подметили многие литераторы, анализируя письма Пушкина и текст «Ревизора». Споры возникли по другому поводу.

Как можно за пару месяцев написать далеко немаленькое по объему произведение. По словам исследователя А.С. Долинина черновые наброски Гоголю всегда давались легко. Этого не отнять. Больше всего времени у него уходило на доработку материала.

Исходя из этого, он предположил, что сюжет будущего произведения Гоголь получил от Пушкина гораздо раньше, чем в октябре 1835.

Жанр «Ревизора» общественная комедия. Гоголь пытался отразить в ней

«…все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Работа над «Ревизором» постоянно переделывалась. Гоголь старался довести текст до совершенства. Загвоздка состояла в детальном описании характеров героев. Художественные образы дались ему сразу, но передать точный характер главных персонажей с первого раза не получалось. Шесть раз приходилось редактировать «Ревизора» пока он не получил то, что хотел. Это было в 1842 году. После постановки на сцене комедия имела неоднозначную реакцию. Ее хвалили и ругали одновременно. У некоторых она вызвала глубокое недоумение. Гоголь был расстроен. Не такого эффекта он ожидал от публики. Людям не удалось до конца понять смысл пьесы. Ни один из зрителей во время просмотра даже не догадался переложить сюжет на себя и хоть на минуточку представить, что все описанное может произойти с каждым из нас. В любом городе, в любом месте, в любое время.

Читайте также:  Краткое содержание некрасов княгиня трубецкая за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1441-revizor-istoriya-sozdaniya.html

«Ревизор» краткое содержание — история создания, главные герои

«Ревизор» – наиболее узнаваемая, переведенная на множество языков, пьеса Гоголя. Это не просто комедия, это – сатира, больно ударившая по самолюбию чиновничьего аппарата, а потому получившая противоречивые отзывы.

В ней, по признанию самого автора, собрано все дурное, низкое, несправедливое, творящееся в российской глубинке. Примечательно, что среди персонажей нет абсолютно положительной личности, а классическая структура, где добро побеждает зло, отсутствует.

Кратчайшее содержание «Ревизора»

Все описанные в комедии «Ревизор» события происходят в начале 19-го века. Чиновники города N узнают о предстоящем приезде ревизора. Они в панике, поскольку прекрасно осознают все свои грехи, начиная от обмана и мошенничество и заканчивая казнокрадством.

После этого в город приезжает неизвестный господин, которого все приняли ошибочно за ревизора. Чиновники в страхе преклоняются перед ним, всячески стараются угодить, выполняют все его капризы.

Хлестакову понравилось в роли мнимого ревизора, у него даже нет желания разбираться в чем собственно дело. Он закрутил роман с женой и с дочерью городничего, а потом уехал.

Развязкой комедии служит сцена, когда жандарм приносит новость о приехавшем по указу из Петербурга чиновнике. Прибыл настоящий ревизор.

Главная цель комедии – высмеять всю ту несправедливость и абсурдность русской действительности 19-го века. Бюрократию, невежество и беспринципные взгляды чиновников, отношение их исполнению закона и порядку в делах.

Надо отдать должное, писателю это удалось сделать прекрасно, применяя юмор и сатиру, как средство борьбы с существующими реалиями. Многие современники так и называют сатиру Гоголя «издевательской».

Писателем были затронуты самые важные вопросы общественности. Все образы не являются случайными, они являются типичными для тридцатых годов 19 века.

Было собрано все дурное и пороки общества, что было характерно для России того времени, воедино, и осмеяно в особом неординарном стиле, столько характерным для Гоголя. Прошел не один век, а затронутые вопросы остаются такими же актуальными.

Читая это произведение, очень многие могут узнать современные реалии, знакомые ситуации и поведение людей.

История создания

Общеизвестно, что идею «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин, обличив в форму анекдота реальную ситуацию. В уездном городке Устюжна задержался «проигравшийся до нитки» мелкий чиновник, которого приняли за столичного ревизора. Воспользовавшись ситуацией, он весомо пополнил собственный кошелек за счет местных казнокрадов.

История так вдохновила Гоголя, что осенью 1835 года он принялся за работу. Пьеса множество раз подвергалась редактированию. Неоднократно автор пытался бросить свое произведение, но Пушкин и Жуковский уговорили его довести начатое до конца.

Именно в доме Жуковского на одном из литературных вечеров в 1836 году Гоголь впервые представил свое творение на суд публике. Особое одобрение он получил от Тургенева, Вяземского, Пушкина. Однако не все критики приняли произведение с восторгом, многие называли пьесу «позором и поклепом на Россию».

Чтобы постановка увидела свет, Жуковский лично убеждал императора в отсутствии политической подоплеки. Николай I, посетив представление, заметил: «Досталось всем, а больше всего – мне». В дальнейшем «Ревизор» прочно вошел в театральный репертуар, как в классическом, так и в вольнодумном варианте.

Главные герои

Главное действующее лицо – лже-ревизор Хлестаков. Но Гоголь выделил прочих персонажей, заслуживающих особое внимание.

Хлестаков

Молодой, щеголеватого вида человек двадцати трех лет отроду. Стройный, манерный, любит азартные игры, кутежи и застолья. Сам автор описывает Хлестакова, как глуповатого, несдержанного на язык юношу, любящего почести и угодливое обращение. Имея низший канцелярский чин, часто стеснен в средствах.

Следуя в имение к отцу, Хлестаков начисто проигрался одному офицеру и оказался в незнакомом уездном городе без гроша в кармане. Неожиданно его принимают за важного питерского чиновника, прибывшего с инспекцией.

Пытаясь задобрить «высокого гостя», служащие городской управы всячески угождают юноше, снабжают деньгами, сосватывают дочь городничего.Поначалу, испугавшийся встречи с градоначальником, Хлестаков постепенно смелеет и принимает подношения и почести, как должное.

Сквозник-Дмухановский

Городничий – человек, начавший службу с самых низов. Весьма неглуп, солиден, речь образована. Сосредоточив городскую власть в своих руках, не стесняется брать взятки. Любое дело обставляет с выгодой для себя. На службе носит мундир и сапоги со шпорами.

Ляпкин-Тяпкин

Местный судья и начальник тюрьмы. Считается образованным человеком, поскольку прочитал с десяток книг. Слова выговаривает растянуто, придавая речи значительность и особый смысл. Считает, что ему-то ревизия не страшна, так как взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.

Хлопов

Смотритель учебных заведений – личность глуповатая, трусливая, не имеющая ни авторитета, ни уважения среди преподавателей и учеников. В подотчетном ему ведомстве царят хаос и беспорядок.

Земляника

В качестве попечителя богоугодных учреждений весьма успешно делит поступающие из казны деньги с городничим, судьей и прочими чиновниками. При этом не гнушается донести на «ближнего», если видит в этом свою выгоду.

Шпекин

Чиновник, возглавляющий почту и службу доставки – человек наивный со слабостью к чтению чужой корреспонденции. Именно он раскрывает грандиозный обман, распечатав письмо Хлестакова.

Бобчинский и Добчинский

Персонажи невероятно похожие друг на друга не только внешне, но и речью, движениями, поведением. Малообразованные, неуклюжие, но услужливые помещики первыми разглядели в приезжем «ревизора», о чем тут же донесли городничему.

Анна Андреевна

Жена городничего, моложавая, довольно привлекательная женщина. В пьесе представлена кокеткой, любительницей пышных туалетов, не лишенной тщеславия. Это поверхностная особа, завоевать расположение которой можно лишь упоминанием громких имен, чем и пользуется Хлестаков.

Другие персонажи

Не все упоминаемые персонажи появляются в пьесе лично, иные присутствуют в ней опосредованно, например, жандарм Прохоров. Но некоторые лица заслуживают особого внимания.

Осип

Слуга Хлестакова пожилых лет, ворчлив и немного ленив. В противопоставление своему барину гораздо умней и сметливей. Он быстро понимает, что произошла ошибка, но подыгрывает ситуации, ожидая своей выгоды.

Жалобщики

Слух о прибывшем с инспекцией ревизоре быстро разносится по городу. К Хлестакову с просьбой о заступничестве прибывает делегация купцов. Они составили письменную жалобу о бесчинствах городничего: притеснения, выдуманные налоги, отбирание товара даром.

Приема добилась слесарша Пошлепкина, ее мужа незаконно постригли в солдаты. Другая жалобщица – вдова унтер – офицера Иванова, которую арестовали и наказали розгами по ошибке.

Марья Антоновна

Дочь городничего, романтически настроенная восемнадцатилетняя девушка. В отличие от своей матери достаточно образована.

Тряпичкин

Не присутствует в пьесе лично, но именно ему Хлестаков описывает комичность ситуации, чтобы в последующем Тряпичкин смог написать веселую статью в газету.

Краткое содержание

Действие разворачивается в доме Сквозник-Дмухановского, где собираются чиновники, чтобы выслушать «пренеприятное известие». Городничий зачитывает письмо, полученное им от друга, в котором сообщается, что в город тайно прибывает ревизор с особым предписанием – осмотреть губернию.

Чиновники в панике. Они выдвигают версии, к чему бы такая инспекция: возможно Россия вступает в войну, может ищут изменников? Городничий отметает подобные подозрения, заключая: «Видно, судьба. До сих пор стороной обходило, пришла и наша очередь».

После первого потрясения городничий приходит в себя и начинает отдавать деловые поручения. Он отчитывает Хлопова за вольнодумство и странные поступки учителей. Землянике приказывает заменить колпаки его подопечных на чистые, а над кроватью каждого больного написать по-латыни поставленный диагноз.

Судье указывает на грязь и наличие домашней живности в присутственных местах. А вот о собственных грешках Антон Антонович не беспокоится, нет таких людей, говорит он, которые взяток не берут, так самим богом устроено.

Вскоре появляется встревоженный почтмейстер. Городничий просит его, во имя общей пользы, аккуратно вскрывать и читать письма, приходящие из Петербурга, чтобы вовремя распознать инкогнито. Шпекин не отказывается, тем более, что он занимается этим уже давно.

В гостиную вбегают Бобчинский и Добчинский. Они сообщают о молодом человеке очень приличной наружности, который находится в трактире уже две недели, не оплачивает проживание и не собирается съезжать. Все присутствующие уверились, что это и есть ревизор, прибывший тайно и наблюдающий жизнь в городе.

Антон Антонович немедленно требует повозку. Перед отъездом он отдает распоряжение о сломе старого забора перед площадью, что создаст видимость большой стройки.

Тем временем в трактирной комнате Осип, лежит на барской кровати и ворчит на молодого человека за то, что тот проигрался, оставшись без гроша в кармане.

Дольше кормить в долг барина и его слугу трактирщик отказывается, а двинутся в дорогу им не за что. Возвращается Иван Александрович Хлестаков. Он отправляет Осипа к хозяину заведения, выпросить обед. Слуга недоволен, но отправляется выполнять поручение.

С пререканием и недовольством трактирщик все же подал кой-какую еду, пригрозив Хлестакову жалобой за неуплату. Молодой барин, ругая поданное кушанье, съедает его полностью.

В этот момент входит Осип с сообщением о приезде городничего.

Иван Александрович пугается, неужели его заберут в острог за неуплату? С первых минут знакомства он начинает оправдываться, обвиняя капитана, обыгравшего его в дороге.

Городничий считает, что гость специально придумал историю, чтобы сохранить инкогнито. Хлестаков распаляясь жалуется на непочтительное обращение со стороны трактирщика: еда невкусная, кровать с клопами, в комнате темно.

Пришла очередь Антона Антоновича испугаться. Он оплачивает все долги лже-ревизора и приглашает его жить в свой дом.

Хлестаков в восторге. Его приглашают осмотреть богоугодные заведения Земляники, где досыта кормят обедом. Тем временем Добчинский спешит к жене городничего с запиской о скором приезде гостя с указанием подготовить комнату, лучшие яства и вино. Мнимый ревизор остается доволен поездкой, а городничий расположением «чиновника».

В доме Сквозник-Дмухановского молодой барин знакомится с его женой и дочерью. Рисуясь, он рассказывает о своих государственных подвигах, о своей важности в решении стратегических проблем.

Зарвавшись, Хлестаков сообщает, как играл в карты с послами иностранных государств. Что находится он «на короткой ноге с Пушкиным» и сам пишет стихи и прозу.

Перебрав вина лже-ревизор с трудом удерживается на ногах и его препровождают в комнату на отдых.

Городничий остается в гостиной, размышляя. Если даже половина того, что рассказал гость правда, ему, городничему, несдобровать, а значит надо задобрить инспектора. В комнату входит Осип, и обе женщины приступают к нему с расспросами, что нравится его хозяину: какой цвет, какие глаза, какие женщины. Осип отвечает уклончиво, но со своей выгодой. Ему дают денег на чай с баранками и отпускают.

Посовещавшись, чиновники решают умилостивить «ревизора» взяткой. Первым выступил Ляпкин-Тяпкин. Не зная, как предложить деньги, он случайно роняет их возле стула, смущается, отказывается от них. Но Хлестаков предлагает дать ему эту сумму взаймы.

Судья радостно соглашается и покидает комнату. Далее по очереди входят Шпекин, хлопов, Земляника, Добчинский и Бобчинский. Лже-ревизор сначала стесняется, постепенно смелеет, наконец прямо требует дать ему взаймы. Все посетители охотно делятся деньгами. Мнимый инспектор получает более тысячи рублей.

Хлестаков, осознавая комичность ситуации, описывает ее своему товарищу – питерскому журналисту в письме. Его отвлекает шум за окном, пришли просители и жалобщики. Он впускает их, выслушивает, обещает свое заступничество, принимает подарки. Осип торопит барина с отъездом, дабы не вскрылся их обман.

Встречая в гостиной Марью Антоновну Хлестаков встает перед ней на колени, рассказывая о ее достоинствах. В это время входит Анна Андреевна, и дочь, смутившись, убегает в слезах.

Так как в глазах молодого повесы обе женщины привлекательны, от встает на колени перед женой городничего, признается в поразивших его чувствах. В гостиную возвращается Марья Антоновна. Чтобы избежать скандала, Хлестаков просит руки девушки.  Вошедший городничий узнает радостную новость, со слезами благословляет молодых.

«Ревизор» отпрашивается на один день, посетить богатого дядю, а по возвращении обещает жениться. Повозка скрывается из виду. Городничий с женой счастливы, они грезят о жизни в столице.

Приходят гости, они поздравляют Сквозник-Дмухановского с удачно обставленным делом, просят не забывать их после обустройства в Петербурге. Врывается запыхавшийся почтмейстер с вскрытым письмом.

Он зачитывает вслух все, что написал своему другу Хлестаков, не постеснявшийся наградить нелестными эпитетами каждого из присутствующих. Городничий в неистовстве. Чиновники возмущены. В поисках виноватых все взоры устремились на Бобчинского и Добчинского.

В этот момент входит жандарм. Он сообщает, что прибывший из столицы ревизор, остановился в гостинице и немедленно собирает всех чиновников.

Оцепенение и молчание.

Источник: https://logoprav.ru/literatura/revisor-kratko

История создания комедии "Ревизор" | Инфошкола

Сюжет «Ревизора», по собственному свидетельству Гоголя, был дан
ему Пушкиным. В своей комедии Гоголь изобразил быт и нравы уездного города и выступил обличителем злоупотреблений и недостатков тогдашнего провинциального чиновничества.

Против этих злоупотреблений:взяточничества, казнокрадства, произвола, постоянно боролось само правительство, и русская литература уже издавна оказывала ему в этой борьбе посильную помощь, осмеивая и обличая эти недостатки, но «Ревизор» отличается от них замечательной художественной силой, которой прежним сатирикам обыкновенно недоставало.

Читайте также:  Краткое содержание платонов чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

В этом отношении комедию Гоголя можно сравнивать только с «Горем от ума». Выведенные в «Ревизоре» лица являются не
воплощением какой-либо одной преобладающей страсти или порока: это вполне живые фигуры, изображенные с замечательной психологической правдивостью, наделенные каждая различными характерными чертами и особенностями.

Общим для всех выведенных лиц является их глубокое невежество и отсутствие сознания своего долга, но у каждого из них эти черты сказываются различным образом.

Первоначальные наброски «Ревизора» относятся к 1834 году; сце-
нический текст был закончен в начале декабря 1835 г., а первое представление «Ревизора» в Петербурге было 19 апреля 1836 г.

Несколько позже появился «Ревизор» в печати, причем Гоголь не переставал его перерабатывать вплоть до 1842 года.

На всеобщую травлю за «Ревизор» жаловался Гоголь и Погодину: «Не сержусь, что бранят меня неприятели литературные, продажные таланты, но грустно мне это всеобщее невежество, движущее
столицу, грустно, когда видишь, что глупейшее мнение ими же опозоренного и оплеванного писателя действует на них же самих и их же водит за нос.

Грустно, когда видишь, в каком еще жалком состоянии находится у нас писатель.

Все против него и нет никакой сколько-нибудь равносильной стороны за него … Выведены на сцену плуты и все в
ожесточении: «Зачем выводить на сцену плутов?» Пусть сердятся плуты, но сердятся те, которых я не знал вовсе за плутов. Прискорбна мне эта невежественная раздражительность, признак глубокого упорного невежества, разлитого на наши классы».

Однако Гоголь ошибался, посчитав, что «все сословия» восстали против него. Уже во время первой постановки комедии значительная часть зрителей восторженно приветствовала ее горячими аплодисментами.

В передовых, прогрессивно настроенных кругах комедия была воспринята как явление необычайно значительное не только в литературе, но и в развитии общественной мысли; Белинский и близкие к нему люди возводили ее значение до степени революционного.

Высокую оценку «Ревизора» давал не только Белинский, для кото-
рого Гоголь стал знаменем развития нового прогрессивного направления русской литературы.

Редактор «Московского наблюдателя» Андросов в письме к Краевскому писал: «Пожалуйста, поблагодарите при свидании любезного Гоголя за присылку его «Ревизора»: для меня это чудо.

В пятой книжке вы прочтете мой отзыв об этой комедии: у нас она возбудила толки разнообразные, и усладительные и горькие для автора.

Но многие ли в состоянии понять ее: это комедия сущностей, а не лиц, комедия типов, а не индивидов. Чудо … »

А.И. Герцен впоследствии в работе «О развитии революционных идей в России» следующим образом характеризовал значение «Ревизора» в истории развития русской общественной мысли: «Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного курса патологической
анатомии русского чиновника. С усмешкой на губах он проникает в самые сокровенные изгибы этой нечистой и злобной души».

Источник: https://info-shkola.ru/istoriya-sozdaniya-komedii-revizor/

"Ревизор": история создания, жанр и сюжет комедии

В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

И через несколько строк, заканчивая письмо, Гоголь повторяет просьбу: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта». Содержание этого письма показывает, что Гоголь уже размышлял о будущей комедии и, возможно, делал наброски к ней.

Пушкин, вернувшись в Петербург из Михайловского 23 октября, в один из ближайших дней рассказал Гоголю сюжет возможной комедии, в котором фигурировал мнимый ревизор. Таким образом, октябрь 1835 года следует считать началом активной работы Гоголя над «Ревизором».

Тем не менее неверно полагать, что заслуга появления сюжета с мнимым ревизором принадлежит исключительно Пушкину. Во-первых, ко времени написания «Ревизора» существовали произведения с подобным сюжетом: «Провинциальные актёры» (1835) А.Ф. Вельтмана и «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827) Г.Ф. Квитки-Основьяненко.

Кроме того, подобного рода шутка или розыгрыш встречались в реальной жизни, да и сама ситуация ложной личности всегда была популярной. И всё же тесные творческие отношения двух великих русских писателей в первой половине 1830-х годов приносили богатые плоды.

Общение с Пушкиным, безусловно, вдохновляло Гоголя, может быть, поэтому уже в декабре 1835 года комедия была закончена.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре, в Петербурге. Главные роли исполняли лучшие актёры того времени: Иван Сосницкий (Городничий) и Николай Дюр (Хлестаков). Пьеса получила на премьере высочайшее одобрение, в театре присутствовали Николай I с наследником.

Император много смеялся и высказал своё мнение так: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Гоголь же был разочарован, потому что актёры, как ему показалось, не поняли своих ролей, недостаточно хорошо уяснили идею самого произведения.

Особенно не понравилось Гоголю исполнение роли Хлестакова: по его мнению, Хлестаков был сыгран как один из «водевильных шутов».

В дальнейшем автор неоднократно объяснял свою комедию и в специально написанной для этого пьесе «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1842), и в своего рода наставлении актёрам «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора»» (1846), и в разъяснении финала комедии — «Развязка „Ревизора»» (1846). Приведённые примеры ярко характеризуют Гоголя как неравнодушного, взыскательного художника, на которого возложена высокая ответственность «сказать слово правды», как декларирует это сам Гоголь в поэме «Мёртвые души».

Жанр «Ревизора» как общественной комедии определился благодаря глубоко продуманному социальному сюжету.

Свой общий замысел Гоголь выразил в известном высказывании: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь», 1847). Местом действия Гоголь выбрал уездный город, структура власти в котором легко проецируется на любой другой город России, а нравы жителей — на всё население страны. В фокус сатирического изображения попали чиновники, злоупотребляющие своим положением. При этом преступное поведение чиновничества города изображено с такой убедительностью, что даже не возникает мысли об их исключительности — так происходит везде, различия лишь в масштабе злоупотреблений и характере их проявления.

Образ уездного города — собирательный. Помимо чиновников, он складывается из портретов городских помещиков, купечества, мещанства, слуг. Большую роль в изображении городских нравов играют женские образы. Сюжет «Ревизора» формируют темы провинциального российского города, чиновничества и гражданства.

В основе сюжета лежат две ситуации: уездный город, живущий привычной для него жизнью (главный герой в этой сюжетной ситуации — городничий), и уездный город, в котором оказывается мелкий петербургский чиновник, мнимый ревизор (она получила название «миражной» ситуации или «ситуации заблуждения», и главный герой в ней — Хлестаков).

Конфликт в комедии возникает не в результате столкновения этих ситуаций — конфликт в том, что они отражают, хотя и по-разному, неправедное отношение людей к жизни, долгу, обязанностям, их преступное или безнравственное поведение. Проблематика произведения формируется по мере раскрытия конфликта в сюжете комедии.

В «Ревизоре» два плана проблематики — общественная и нравственная. Общественная проблематика проявляется при изображении социальных преступлений и нарушений, нравственная — моральных пороков и недостатков.

Своеобразие социального и нравственного пластов произведения можно выразить следующим образом: то, что в социальной жизни преступление, в нравственной — грех.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/revizor_istorija_sozdanija_zhanr_i_sjuzhet_komedii/35-1-0-1971

Знакомьтесь "Ревизор": история создания комедии

Знакомьтесь: «Ревизор». История создания комедии

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово. Целеполагание.

1. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Именно с этих слов начинается известная комедия Н.В. Гоголя.

Мы же собрались с вами с более приятной целью: познакомиться с комедией «Ревизор», разобраться с какой целью ее написал Гоголь. Взгляните на тему урока, запишите ее.

Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? Каких целей мы постараемся достичь?

2. Формулировка целей

  • Познакомиться….
  • Узнать….
  • Понять…. И др.
  1. Смысл названия произведения.

Давайте вспомним самое начало произведения. Откройте начало произведения. («Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»)

Индивидуальное задание

Найти в словаре определение слова «ревизор». Подобрать к нему синоним.

  • О чем вам говорит слово «пренеприятное»?
  • Какие чувства вы бы испытали, если бы учитель объявил вам о внеплановой контрольной работе, к которой вы не готовы?
  • Обрадовались ли бы вы такой новости?
  • Обратимся к определению, которое дает толковый словарь. (Выслушивание Алсу)

Какое же определение понятия «ревизор» дает нам словарь?

Ревизор лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица.

  • Каким синонимом мы бы могли заменить слово «ревизор»?
  • Теперь, когда мы знаем, кто такой ревизор, подумайте, чего же так испугались города N?
  • Чем грозил чиновникам приезд проверяющего?
  • Можем ли, исходя из названия, предположить, о чем пойдет речь в произведении?

Обратимся к истории создания данного произведения

В 30-е годы XIX века Н.В. Гоголь серьезно задумался о будущем русской комедии. Он хотел написать произведение, которое бы не только развлекало, но и могло показать недостатки русского общества. Но его замыслу мешало отсутствие подходящего сюжета.

Тогда Гоголь обратился за помощью к А.С. Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет… но русский чисто анекдот».

В ответ на его просьбу Пушкин рассказал ему историю о забавной ошибке, которая повлекла за собой неожиданные последствия. Однажды в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина.

Другой случай произошел в городе Устюжна, где некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Да и самого Пушкина в Оренбурге однажды приняли за проверяющего.

На основе этих историй Гоголь и написал свою комедию “Ревизор” в 1835 г.

Цель создания данного произведения сам Гоголь определил так: «Я решился собрать все дурное в России, какое я тогда знал… и разом посмеяться над всем».

  • Показалась ли вам интересной данная информация?
  • Кого принимали за ревизоров?
  • Являлись ли они настоящими проверяющими?
  1. Работа с вопросами. Учащиеся разбиваются на пары, сотрудничая заполняют таблицу.

  • На основе прочитанного ответьте на вопросы. Заполните второй столбик таблицы. Для этого объединитесь в пары. Можете посовещаться.
Какова была цель написания комедии «Ревизор»?
Кто подсказал сюжет произведения?
В каком году была написана комедия?
Кто стал прототипом ревизора?
  1. Парам выдаются дополнительные задания

Пара 1. Карточка №2

Прочитайте, что сказал Герцен об одном из губернаторов Западной Сибири. Ответьте на вопросы.

«Генерал-губернатор Западной Сибири… был настоящий жулик, да еще из самых яростных. Он завел открытый, систематический грабеж во всем крае… Ни одно письмо не переходило границ нераспечатанное, и горе человеку, который осмелился бы написать что-нибудь о его управлении».

  • Как Герцен характеризует данного губернатора?
  • Подумайте, какова была бы реакция такого губернатора на приезд ревизора?
  • Что можно предположить о чиновниках (значимых людях) того времени?

Пара 2.

  • Подумайте, мог ли случай, когда за ревизора приняли другого человека, произойти в наше время?
  • Почему чиновники и сейчас боятся внезапных проверок?
  • Сделайте вывод об актуальности произведения в наше время.
  1. Знакомство с героями произведения.

Давайте представим, что мы попали в театр на постановку гоголевского «Ревизора». Ещё не прозвенел третий театральный звонок. Ещё не вышел на подмостки ни один актер. А мы уже в зале, удобно расположились в кресле и раскрыли программку (возьмите ее). Что таит спектакль, о чем пьеса? Попытаемся угадать.

Раскройте программку, перед нами действующие лица, то есть актеры.

  • Кто заявлен первым? Почему?
  • Какая современная должность соответствовала бы должности городничего?

Обратите внимание на имена и фамилии действущих лиц. Зачитайте особо понравившиеся.

  • Подчеркните 3-4 самых, на ваш взгляд, интересных фамилий?
  • Вспомните, как называется данный прием в литературе? (Ляпкин-Тяпкин)
  • Для чего Гоголь награждает их такими необычными фамилиями?
  • Прочитайте высказывание на правой странице программки. Можем ли мы сказать, что только ради смеха автор создал данное произведение?
  • Прочитайте еще раз, как сам Гоголь определил цель создания комедии»?
  • Так почему же Гоголь смотрит на смешное сквозь слезы?

Подведение итогов урока.

  • Добились ли вы поставленных целей?
  • Вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

(Познакомились, поняли, узнали…)

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Довольны ли вы своей работой на уроке?

  3. Оцените свою работу.

  4. В случайном порядке меняются листками и оценивают работу друг друга.

  5. Третью оценку выставляет учитель. Получается итоговая оценка за урок.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/znakom-ties-rievizor-istoriia-sozdaniia-komiedii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector