Краткое содержание абрамов о чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

Меню статьи:

Фёдор Абрамов – великий советский прозаик, один из лучших писателей своего времени. Его произведения проникают в самые глубины души, повествуя о тяготах и горестях жизни в русской глубинке.

Рассказ «О чём плачут лошади» был написан Абрамовым в 1973 году, в нём он с высоты прожитых лет рассуждает о том, как изменилась роль лошади в деревенском быту.

Писатель наделяет лошадей способностью говорить по-человечески, чтобы дать им возможность выразить всю ту боль, что они чувствуют из-за пренебрежительного отношения к себе людей. А ведь совсем недавно были времена, когда лошадь была настоящим сокровищем крестьянской семьи, можно сказать, полноправным её членом.

Грустные размышления о жизни лошадей

Повествование ведётся от первого лица. Автор с наслаждением рассказывает, как попадая в родную деревню, окунаясь в запахи луговых трав и слыша шум крылышек стрекоз, он снова будто оказывается в детстве. А это трудное, но в то же время благодатное время в жизни главного героя, которое неотъемлемо связано с лошадьми.

И вот теперь, уже став совсем взрослым, он, все так же трепеща, хватает в руки буханку хлеба и бежит в низину, где пасутся колхозные лошади. Предвкушение от общения с ними вызывает у повествователя бурю эмоций.

Во-первых, восхищение красотой этих умных и благородных животных, во-вторых, щемящее чувство жалости и вины, потому что лошади не получают в колхозе достойного ухода. Конюх Миколка – пьяница, который может сутками не показываться на рабочем месте. И как результат – лошади стоят на вытоптанном до черноты лугу, изнывая от жажды, мошкары и гнуса.

Поэтому-то автор и бежит к ним что есть мочи, как только оказывается в родной деревне, чтоб хоть как-то скрасить своей лаской и гостинцами нелёгкую лошадиную долю.

Любимица Рыжуха

В тот день он бежал навстречу пасущимся животным особенно быстро, потому что увидел среди них свою любимицу – лошадь по имени Клара, которую про себя называл Рыжухой.

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

Эта кобыла не была какой-то особенной породы, да и тяжёлая трудовая жизнь уже оставила на ней свой отпечаток: спина под седёлкой была сбита, брюхо обвисло, стали пухнуть вены в паху. Но не было в ней той тупой обречённости, которую видел наш герой в глазах других животных. Рыжуха всё ещё сохранила свой молодецкий весёлый нрав и неунывающий характер.

Увидев своего друга человека, она, обычно, звонко приветственно ржала и совершала «приветственный круг радости».

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

Лошадиные слезы

Но в тот раз всё было иначе. Увидев нашего героя, Рыжуха не выразила абсолютно никаких эмоций – продолжила стоять неподвижно.

Человек забеспокоился, что его любимица больна или забыла его, потому что провела две недели на дальнем сенокосе.

Он стал судорожно отламывать от буханки большущий кусок хлеба для угощения, повернул в себе лошадиную морду и оторопел, потому что увидел в глазах Рыжухи большущие лошадиные слёзы.

Разговор Рыжухи с героем рассказа

Наш герой невольно стал расспрашивать у лошади, что с ней случилось, на что она неожиданно стала отвечать ему человеческим голосом.

Рыжуха поведала своему другу, что у неё возник спор с другими лошадьми о жизни лошадиной. А началось всё с того, что, будучи на дальнем покосе, она познакомилась со старой кобылой Забавой. Та кобыла знала множество песен о давних временах, о том, как хорошо тогда жилось лошадям. Она пела эти песни Рыжухе, когда работать становилось совсем невмоготу.

Более того, старая лошадь утверждала, что всё, о чем говорится в тех песнях, правда, что они передавались в её лошадином семействе из поколения в поколение. И вот, вернувшись в родные места, Рыжуха стала петь те песни своим товарищам, что очень сильно растравило их души.

Они кричали на неё, требовали замолчать, жаловались, что им и так тошно, и без её песен. Теперь кобылка обратилась к человеку, которому доверяла, она спросила, правда ли то, о чём пела старая Забава. Правда ли то, что жизнь лошадей была совсем иная в старые времена.

Автор не смог выдержать честного вопрошающего взгляда лошади, он отвёл глаза и предался воспоминаниям.

Воспоминания о прошлом

Действительно, то о чём пелось в лошадиных песнях было правдой, при том не столь давно это было. Наш герой размышляет, что прожил он на земле полвека, и ещё на его памяти отношение к лошадям было совсем не тем, что сейчас.

Он с болью в душе вспоминает, как раньше вся семья выбегала встречать лошадку, идущую с поля, что лучший кусок хлеба в семье отдавали лошади, как её мыли, поили, скребли, как вставали по ночам в хлев, проверить, как она там, как украшали лентами к празднику.

И не было сокровища большего в крестьянской семье, чем лошадь. Невозможно было в те времена без лошади ни в поле отправиться, ни в лес, ни на праздник.

Как человек, повидавший многое на своём жизненном пути, автор утверждает, что не видел ничего прекраснее, чем русские масленичные гулянья на лошадях. Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

Горечь от нелегких дум

С горечью наш герой вспоминает о коне по имени Карько, рядом с которым он вырос. Животное было основным кормильцем и опорой многодетной осиротевшей семьи. Судьба развела человека и его коня, началась война, у каждого из них было своё поле битвы.

Писатель призывает не забывать о том, какую лепту внесли лошади в победу над фашизмом. Сам он попал на родину только в 1947 году и сразу бросился разыскивать своего коня, но узнал, что того не стало в самый День Победы.

Сравнивая себя с Вещим Олегом, он припоминает, как искал место, где захоронены останки Карька, да так и не нашёл …

Между тем, пока наш герой предавался воспоминаниям, Рыжуха продолжала смотреть на него с мольбой во взгляде, как и другие лошади. В этот момент человек почувствовал, что не существует вокруг него вообще ничего кроме глубоких лошадиных глаз, вопрошающих к нему из вечности.

Но вдруг он встрепенулся, напустил на себя непринуждённый вид и посоветовал лошадям не забивать себе голову всякой ерундой, а просто грызть хлеб, пока есть такая возможность.

После чего, стараясь не глядеть в глаза Рыжухе, побросал ломти хлеба на землю и развязной походкой двинулся в сторону реки. Тяжело было у человека на душе, не радовала его буйная растительность родных мест.

Он от все души надеялся, что сейчас услышит за спиной знакомый хруст травы, тихое пыхтение, и всё будет как прежде. Но позади него оставалась лишь гнетущая тишина.

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета И в тот момент автор начал понимать, что совершил нечто непоправимое – он навсегда потерял доверие Рыжухи и всех тех несчастных старых кляч, что её окружали. И чем больше он об этом думал, тем больше чувствовал, что и сам уже превращается в нелепое существо из прошлого, которое отжило свой век.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie/o-chem-plachut-loshadi.html

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он вспоминает детство и наблюдает за лошадьми, пасущимися привязанными к колу. Нередко он брал кусочек хлеба с собой, чтобы подкармливать лошадей.

Даже если хлеб прихватить не удавалось, он все равно не проходил мимо лошадей – подходил к ним, похлопывал по-дружески, подбадривал словом или трепал по губам, после чего на руках оставался лошадиный запах, который ему нравился.

С одной стороны, лошади радовали рассказчика; с другой, он испытывал к ним жалость или даже вину перед лошадьми.

Конюх, будучи часто пьяным, плохо ухаживал за лошадьми. Он мог не появляться по несколько дней, тогда у лошадей заканчивалась трава, они хотели пить и страдали от гнуса.

Лошадей кормили и деревенские жители.

Однажды на лугу рассказчик увидел свою любимую лошадь, по имени Рыжуха. Она была небольшой по размеру и невзрачной лошадью, выносливой и привыкшей к северным условиям. Изнурительный труд изуродовал ее, но Рыжуха оставалась веселой и неунывающей.

При виде рассказчика она становилась радостной, однако на этот раз не посмотрела даже на хлеб. Рассказчик заметил в ее глазах слезы и спросил у нее, что с ней? Ему будто слышались слова лошади о том, что когда-то лошадей берегли и щадили (по словам старой лошади Забавы), а другие лошади только посмеялись над этими мыслями, когда Рыжуха поделилась с ними.

Рыжуха и остальные лошади просят рассказчика раскрыть правду. Человек подтвердил эти слова: раньше лошадям отдавали последний хлеб, кормили хорошо, возвращавшуюся с работы лошадь встречала вся семья с благодарностью, лошадей каждый день чистили и мыли. Лошадь была оплотом крестьян.

Первой игрушкой крестьянского мальчика был конь из дерева. В интерьере дома можно увидеть коня на прялке, на крыше. Мать пела своим детям песни про сивку-бурку. Лошадиная подкова – символ счастья – раньше висела над каждым порогом.

Теперь не так. Например, Карько, служившего во время войны на лесоповале коня, в День Победы отправили в котел.

После того как рассказчик ушел с луга, он почувствовал, будто обманул лошадей и теперь никогда не сможет быть таким искренним с Рыжухой, как раньше. На рассказчика напала лошадиная тоска. Он почувствовал себя таким же отжившим свое животным, как и лошади.

Рассказ учит бережному отношению к животным. На примере рассказчика можно научиться не только хорошо относиться к лошадям, но и быть искренним и человечным.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Абрамов. Все произведения

О чём плачут лошади. картинка к рассказу

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят братьев Гримм
    На опушке леса в небольшой избушке жила коза со своими семью детьми. Коза щипала зеленую травку, запивала холодной водой из лесных ручейков, а детей оставляла в избушке, заставляла закрывать двери и не впускать никого чужого.
  • Краткое содержание Блок Незнакомка
    В уличном кабаке, который наполнен шумом и пьяными разговорами, которые создают музыку трактирной пошлости. Царит атмосфера сюрреализма, половой и хозяин похожи друг на друга
  • Краткое содержание Платонов Фро
    Юная девушка Фрося проводит тоскливые будни после того, как её муж отправился на Дальний Восток. Она даже бросает учёбу на железнодорожных курсах. Отец девушки, железнодорожник Нефёд Степанович, идёт на пенсию, но не перестаёт приходить на место работы
  • Краткое содержание Куприн Сапсан
    Рассказ ведется от имени огромной собаки Сапсана Тридцать Шестого. Он подробно описывает свою внешность: очень большой и сильный, красно-песочного цвета, почти семь пудов вес.
  • Краткое содержание Огнеопасный груз Кассиля
    Главный герой произведения — Афанасий Гурыч. В стране идет Великая Отечественная война, ему предстоит задание: вместе с Алексеем Клоковым нужно сопроводить ценный груз из Москвы, но никто не дает подробной информации о содержимом

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/abramov/kratkoe-soderzhanie-abramov-o-chyom-plachut-loshadi

О чём плачут лошади — краткое содержание рассказа абрамова

Эту историю рассказывает обыкновенный деревенский житель, крестьянин, как тогда называли их люди высших кругов. Крестьянин и будет тем самым  рассказчиком, автором. Этот человек обожает лошадей и жалеет животных всем своим добрым сердцем.

История начинается с того, что крестьянин вспоминает детские годы, которые прошли в небольшой деревне. Этот мальчик любит лошадей, поэтому часто бегает на конюшню, чтобы погладить и подкормит куском хлеба.

Автор пишет, что мог часами наблюдать за этими прекрасными жеребцами, но из глубины души приходило чувство вины перед лошадьми. Местный конюх Миколка иногда не кормил и не поил во время из-за чего, лошади страдали.

Рассказчик размышлял много и приходил к той мысли, что ему жаль их. Ведь не по своей вине лошади страдают, а по человеческой глупости.

В одно из посещений мальчик замечает, что его любимица по кличке Рыжуха, плачет. Эта кобыла выделялась из всех находившихся в конюшне лошадей: чистотой, ведь даже когда все лошади были грязными и лохматыми, пессимистичными, она всегда была чистой и весёлой.

Так же Рыжуха была не большого роста из-за своей родословной, но очень выносливой.  И вот, две недели Рыжухи не было на сенокосе и теперь, когда она появилась, то была разбита и подавленна. Автор давал ей хлеба, но она не брала, а лишь плакала. Мальчик не знал, что делать, как вдруг его любимица заговорила.

Рыжуха рассказала о том, что поспорила о былой жизни с другими лошадьми, но они лишь посмеялись над ней и затравили. Суть спора был в том, что Рыжуха уверяла всех, что раньше их любили, жалели и относились намного лучше, а другие лошади ей не поверили. Так же на том сенокосе она встретилась со старой кобылкой Забавой.

Они раньше уже виделись. Забава успокоила Рыжуху, спела ей песни о прекрасной жизни лошадей.

Рыжуха подняла свои заплаканные глаза на мальчика в надежде, что тот её поддержит. Автор не смог выдержать этого взгляда и отвёл в сторону глаза. Он задавался множеством вопросов, но самый главный был вот « Неужели они все думают об этом? Размышляют?»

Автор так и не смог ответить на этот немой вопрос. Просто язык не повернулся. Да, были у лошадей счастливые времена, но смысл говорить про них, если такого уже нет. Зачем расстраивать их? Главный герой отправился к реке, понимая, что больше доверительных отношений с лошадьми у него не будет. Ему было больно в сердце и тяжело на душе. Это было невыносимо.

Читайте также:  Краткое содержание лесное эхо скребицкий за 2 минуты пересказ сюжета

В студенческие годы, когда началась война лошади так же, как и люди упорно защищали свою землю. Это узнал рассказчик в сорок седьмом году, когда вернулся в родной край.

Данный рассказ учит тому, что нельзя предавать своих друзей. Изначально люди и лошади были хорошими друзьями, но с годами люди предали лошадей, которым до сих пор больно и обидно. Это история учит, любит друзей, и уважать их, быть честным, порядочным, признанию собственных ошибок.

← Пелагея
← Поездка в прошлое↑ АбрамовДом →
Братья и сёстры →

Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

  • Печенье — краткое содержание рассказа Осеевой
    В небольшом рассказе Валентины Александровны Осеевой под названием «Печенье» повествуется о случае, произошедшем за кухонным столом. История связана с тем, как хозяйка испекла аппетитное сладкое печенье для того
  • Тапёр — краткое содержание рассказа Куприна
    Действие рассказ происходит в семье Рудневых. Эта семья представляется перед читателем безалаберной, любящей повеселиться от души, но при этом гостеприимной.
  • Марфа-Посадница, или покорение Новагорода — краткое содержание повести Карамзина
    «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода», опубликованная в журнале «Вестник Европы» в 1803 году, стала 2-й исторической повестью Н.М.Карамзина. Она посвящена событиям новгородского средневековья.
  • Гадюка — краткое содержание повести Толстого
    В Казани жила девушка, дочь купца, Зотова Ольга Вячеславовна. Она была красивая, но очень дерзкая и злая. Соседи часто дразнили девушку гадюкой.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/abramov/o-chyom-plachut-loshadi-rasskaz

Краткое содержание «О чем плачут лошади»

Рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Корька, загубленного во время войны.

Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «О чем плачут лошади». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.

Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный» может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди других лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на Севере. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами».  Рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…

Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

После ознакомления с кратким пересказом «О чем плачут лошади» рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 893.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/abramov/o-chem-plachut-loshadi

Краткое содержание рассказа «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамова

Рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «О чем плачут лошади». Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Корька, загубленного во время войны.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.

Другие персонажи:

  • Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.

Абрамов «О чем плачут лошади» очень кратко

Краткое содержание «О чем плачут лошади» Абрамов для читательского дневника:

Лошадь спрашивает у человека: правда ли, что когда-то их племени жилось легко и привольно. Человек не может признаться лошади, что это правда, и теряет её дружбу и доверие.

Рассказчик любит лошадей, которым живётся очень нелегко: конюх за ними плохо ухаживает, забывает кормить и поить, к тому же их донимает гнус. Когда может, он заходит к ним и старается их подкармливать. В одно из таких посещений повествователь замечает, что Рыжуха плачет. Из рассказа лошади он узнаёт, что у лошадей был спор о лошадиной жизни.

Рыжуха услышала песню о тех временах, когда лошадям жилось хорошо. Песни эти пела ей старая кобыла, которая услышала их от своей матери, а та от своей.

Когда Рыжуха слушала эти песни, ей было легче работать, она забывала про жару и другие трудности лошадиной жизни. Выйдя на луг, молодая лошадь начала петь песни старой кобылы своим товарищам.

Но другие лошади подняли Рыжуху на смех, они говорили, что это всё враньё, просили не травить душу.

Лошадь спрашивает у человека, правда ли то, что говорится в песне. Рассказчик не может выдержать взгляда Рыжухи. Он знает, что это всё правда, но не может сказать об этом своей четвероногой подруге. Человек уходит. Только потом он понимает, что совершил непоправимую ошибку, и что у него больше никогда не будет такой искренности и доверия в отношении с Рыжухой.

Рассказ «Лошадиная фамилия» Чехова был написан в 1885 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Лошадиная фамилия». В произведении описана анекдотичная ситуация, когда необходимо было срочно вспомнить фамилию человека, умевшего исцелять больных даже по телеграфу.

Короткий пересказ «О чем плачут лошади»

Краткое содержание Абрамов «О чем плачут лошади»:

Рассказ повествует о жизни лошадей. Наблюдение ведется глазами молодого человека, вернувшегося домой, в деревню. Он с теплотой рассказывает о табуне лошадей, который всеми забыт, и даже пастух редко о них вспоминает. Рассказывает о тяжелой лошадиной жизни, и о любимой кобыле – Рыжухе, с которой и происходит внутренний диалог, составляющий основную проблему рассказа.

Когда-то, давным-давно, лошадей почитали и любили, холили, как главных кормилиц. Ничего не жалели для них – ибо без лошади и жизни у простого крестьянина не было. А помещики меж собой хвалились табунами породистых скакунов и конюшнями, полными мощных тяжеловозов.

А нынче, после внедрения технологического прогресса, лошади стали никому не нужны. И стоят они, всеми покинутые, умирают от холода и голода, лишь молчаливый вопрос читается в их глазах: за что? Пронизывает насквозь читателя печальный взгляд умных лошадиных глаз.

Герой рассказа не в силах объяснить лошадям человеческую несправедливость. Да и, если посудить, никто не сможет. И он уходит, но мысли его все еще прикованы к лошадиной проблеме.

За что же так с животными, которые верой и правдой служили нам много лет? Как люди могли забыть их, просто бросить умирать? И проглядывает за этими вопросами единственно верный ответ: деревенская жизнь жестока, и нужен ты, лишь пока ты полезен.

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади», во-первых, учит нас быть благодарными. Все его рассказы пытаются направить читателя к мысли, что есть человек. Помнить и ценить заслуги тех, кто помогал нам – вот качество настоящего человека, настоящей душевности. Бездушная техника может заменить многое, но одного, пока что, она не смогла повторить – душу человеческую. Но надолго ли?

А во-вторых – показывает читателю суровую истину. Ты будешь нужен, пока ты жив и шевелишься, пока есть силы, пока ты можешь работать. Верно это, к сожалению, не только для лошадей.

краткое содержание рассказа «Изумруд» А. Куприна, который написан в 1907 году. Главный герой – конь по кличке «Изумруд». Краткое содержание рассказа «Изумруд» для читательского дневника покажет мир человека глазами жеребца, пострадавшего от людской жестокости и подлости.

Сюжет рассказа «О чем плачут лошади» с цитатами

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади» краткое содержание с цитатами из произведения:

Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.

Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный» может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.

Среди других лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на Севере. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.

Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.

Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.

Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?

Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».

В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.

  • Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
  • Заключение
  • Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.

Это интересно: Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Видео краткое содержание О чем плачут лошади

Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова.

Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов.

Даже безысходность ежедневной, круглосуточной работы, однообразной, но необходимой для выживания, воспринимается с его слов как правильное и нужное средство для формирования человека как индивидуума.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/o-chem-plachut-loshadi.html

Краткое содержание рассказа Ф. А. Абрамова “О чем плачут лошади”

Всякий раз, когда рассказчик спускался с деревенского угора на луг, он словно попадал в мир своего далекого детства – в мир трав, стрекоз, бабочек и, конечно же, лошадей. Он частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадок, а если не было с собой хлеба, то все равно останавливался около них, похлопывал по спине, гладил, а то и просто разговаривал с ними.

Лошади вызывали у него, деревенского жителя, самые противоречивые чувства – от волнения и радости до жалости и даже вины перед ними. Конюх Миколка иногда не заявлялся к ним день и ночь,

Читайте также:  Краткое содержание шамиссо удивительная история петера шлемиля за 2 минуты пересказ сюжета

и вокруг кола, к которому была привязана каждая лошадь, не только трава – дернина была изгрызена. Бедные животные постоянно томились, их донимала мошкара.

Беднягам жилось нелегко, поэтому никто не мог равнодушно пройти мимо них.

И на этот раз человек бежал к лошадям. Увидел свою любимицу Клару, или Рыжуху, как ой называл ее запросто.

Эта лошадка была из породы мезенок, животных некрупных, выносливых и очень неприхотливых. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина, заметно отвисло брюхо и начали пухнуть вены. И все-таки она выгодно выделялась среди своих сородичей тем, что сохранила стать и веселый характер.

Обычно, увидев своего знакомого, она совершала приветственный круг радости вокруг колышка, к которому была привязана.

Но сегодня с ней что-то произошло. При появлении человека она стояла неподвижно, как окаменевшая. Он подумал, что кобылка или заболела, или забыла его за время работы на дальнем сенокосе.

Стал отламывать для нее хлеб от большой буханки, а она голову отвернула.

Человек притянул лошадку к себе за густую челку и увидел в глазах животного крупные слезы. Человек насилу успокоил ее. Стал спрашивать, что случилось. Рыжуха сказала, что у них, лошадей, тут вышел спор о лошадиной жизни.

Вот что она рассказала.

На дальнем сенокосе она познакомилась с одной старой кобылкой, с которой ходила в одной косилке. Когда им совсем было невмоготу, Забава подбадривала ее своими песнями. Рыжуха говорила, что ничего подобного раньше не слышала. В этих песнях говорилось, что в прежние времена лошадей называли кормильцами, холили и ласкали, украшали лентами.

Рыжуха спрашивала Забаву, а не утешает ли та ее. Соседка отвечала, что эти песни она слышала от своей матери, а та – от своей.

Когда Рыжуха попыталась рассказать об этом остальным лошадям, ее подняли на смех. Она с надеждой посмотрела на человека и спросила, не обманула ли ее старая кобыла.

Собеседник не выдержал прямого взгляда лошади и отвел глаза в сторону. Ему показалось, что на него со всех сторон смотрят пытливые лошадиные глаза.

Неизвестно, сколько продолжалась эта молчаливая пытка. Но человек взмок с головы до ног.

Нет, не обманула старая кобыла. Были такие времена, когда лошадью дышали и жили, ей скармливали последний кусок, а то и последнюю краюху хлеба. Мы-то, мол, как-нибудь. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся лошадка возвращалась домой!

Вся семья с любовью встречала ее и ухаживала за кормилицей. А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Ведь без лошади никуда – ни в поле, ни в лес. Да и не погулять без нее как следует. Ведь русские гуляния на лошадях на Масленицу и сравнить не с чем.

Первая игрушка крестьянского сына – деревянный конь. Конь смотрел на ребенка и с крыши родного дома, про него рассказывала и пела мать, конем он украшал прялку своей суженой, ему молился. И конской подковой – знаком счастья – встречало каждое крыльцо.

А какие страсти кипели вокруг коня в первые колхозные годы!

Да что говорить о мужиках, если рассказчик, даже будучи студентом университета, не мог равнодушно пройти мимо Карька, кормильца своей семьи. В сорок седьмом году вернулся студент в деревню. Везде был голод, запустение, в домах рыдали по тем, кто не вернулся с войны, а он, стоило ему увидеть первую лошадь, сразу вспомнил своего Карька.

Конюх-старик ответил, что Карька больше нет, отдал богу душу на лесном фронте. Ведь не только люди в эту войну воевали, но и лошади.

В каждом из нас, наверное, живет пушкинский вещий Олег. Вот и человек, рассказавший эту историю, пытался найти останки своего коня, будучи в тех местах, где в войну шла заготовка леса.

Но лесопункта уже давно не было, а на месте катища выросли густые заросли Иван-чая, и конечно же, поиски не дали результатов…

…Рыжуха продолжала с надеждой смотреть на человека, вместе с ней смотрели с надеждой и мольбой все остальные лошади.

А человек напустил на себя бесшабашную удаль и сказал, что хватит киснуть и забивать голову всякой ерундой. Лучше надо грызть хлеб, пока грызется. Вслед за этим бросил около Рыжухи кусок хлеба, оделил остальных лошадей, наговорил какой-то ерунды и отправился восвояси.

А что еще он мог ответить этим бедолагам? Сказать, что не обманула старая кобыла и у лошадей действительно были счастливые времена?

Он пересек озеро и вышел на старую межу, всегда радовавшую его своим разнотравьем. Но сейчас человек ничего не видел. Весь слух его был обращен назад. Человек надеялся, что услышит привычный хруст и хрумканье травы на лугу.

Но оттуда не доносилось ни малейшего звука.

И человек понял, что совершил непоправимое. Он обманул Рыжуху и всех этих несчастных кляч. Никогда у него не будет больше с Рыжухой тех искренних и доверительных отношений, которые были до сих пор.

И навалилась на него тяжелая лошадиная тоска. Вскоре он сам казался себе нелепым, отжившим существом из той же лошадиной породы.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-f-a-abramova-o-chem-plachut-loshadi/

Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения.

Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли.

Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают.

Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась.

Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

План

1. Далекое детство — мир лошадей 2. Рассказчик подкармливает лошадей 3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах 4.

Любимица Рыжуха и ее слезы 5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей 6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи 7.

Раскаяние героя.

Источник: https://sochinyshka.ru/abramov-analiz-proizvedeniya-o-chyom-plachut-loshadi-plan.html

План-конспект урока (литература, 7 класс) по теме: Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" | Социальная сеть работников образования

    Цели урока: (сл. №2)

  1. Подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, её жителям, где всколосилась национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому, призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает;
  2. развивать речь и образное мышление учащихся.

     Эпиграфы к уроку (сл. №3)

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

                                                                                            Ф.Абрамов.

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь                    В.Маяковский

                                                                                                                           Подковы и масти – людям на счастье.                                                                                                                                                               Поговорка.

                                   Ход урока

I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).

Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, — порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).

II. Беседа о биографии писателя. (сл.№4)

1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя — младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:

Достаток нелегко дался «ребячьей коммуне», как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.

В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.

  • В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.
  • В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы «хвостов» не было».
  • В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.

В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие — тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток…

Он не дополз до заграждения нескольких метров — пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

  1. С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.
  2. 27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.
  3. Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.

3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”).

4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… «Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…» 

III. Переход к произведению.

За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее.(сл. №5)

IV. Беседа по произведению.

1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).

3) Краткий пересказ по плану (сл. №6-10)

Читайте также:  Краткое содержание бунин цифры за 2 минуты пересказ сюжета

4) Ребята, некоторые из вас подготовили иллюстрации к рассказу, в которых вы показали эпизоды, наиболее понравившиеся. Покажите свои рисунки и прокомментируйте их.

5) Работа с текстом и беседа.

Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора.

Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).

Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).

В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”).(сл. №7)

Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста).

Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

V. “Лошадиная жизнь”. (Продолжение беседы).(Сл.№11)

1) Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. (Обращение к 3 эпиграфу).

2) Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизиться к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

VI. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы).

Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).(сл. №12)

Зачитывается отрывок из рассказа

К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относиться и к другим людям).

VII. Творческая часть.

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам  написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади”

(В течение 5 минут учащиеся работают над сочинением, затем заслушиваются три работы)

1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, читала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей и ухаживать за ними.

2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.

3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. Он учит нас гуманному отношению к животным.

ВЫВОД:

1. Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

В завершении урока послушайте, пожалуйста, песню “Красный конь”

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание. 

  1. Прочитать рассказ Е. Носова «Кукла», вступительную статью «Из автобиографии» и ответить на вопрос: что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е.И. Носова?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/02/09/urok-razmyshlenie-po-rasskazu-fa-abramova-o-chem-plachut

Урок-размышление по литературе «Лошадь тоже человек» (по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади")

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;
  • в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения; развивать навыки выразительного чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, ко всему живому.

Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех… Ф. Абрамов.

Подковы и масти – людям на счастье. Поговорка.

I. Слово учителя.

Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Б.Корнилова. А вы попытаетесь определить, о чём, о ком пойдёт разговор на уроке.

  • Дни-мальчишки,
  • вы ушли хорошие,
  • мне оставили одни слова, —
  • и во сне я рыженькую лошадь
  • в губы мягкие расцеловал.
  • Гладил уши, морду
  • тихо гладил
  • и глядел в печальные глаза.
  • Был с тобой, как и бывало, рядом,
  • но не знал, о чём тебе сказать.
  • Не сказал, что есть другие кони,
  • из железа кони,
  • из огня…
  • Ты б меня, мой дорогой не понял,
  • ты б не понял нового меня.
  • Говорил о плевом, о прошлом,
  • как в полях, у старенькой сохи,
  • как в лугах, немятых и некошеных,
  • я читал свои стихи…
  • Мне так дорого и так мне любо
  • дни мои любить и вспоминать,
  • как, смеясь, тебе совал я в губы
  • хлеб, что утром мне давала мать.
  • Потому ты не поймёшь железа,
  • что завод деревне подарил,
  • хорошо которым землю резать,
  • но нельзя с которым говорить.
  • Дни-мальчишки,
  • вы ушли хорошие,
  • мне оставили одни слова, —
  • и во сне я рыженькую лошадь
  • в губы мягкие расцеловал.
  • /ответы ребят на вопрос заданный в начале чтения стихотворения/

Сегодня мы поговорим о судьбе Фёдора Абрамова и, самое главное, — поразмышляем над его рассказом “О чём плачут лошади”. Попытаемся выяснить, почему же плачут лошади. (слайд №1)

Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).

II. Беседа о биографии писателя.

1) Слово учителя.

Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.

  1. Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами.
  2. В Пинеге, как в зеркале,
  3. Отразилась Верколка,
  4. Отразилась Верколка –
  5. Русское село.
  6. Тишина заветная,
  7. Терема столетние.
  8. Семьи многодетные –
  9. Так уж повелось.
  10. Лесом заворожено,
  11. Снегом припорошено,
  12. Дождиком умытое,
  13. Богом позабытое
  14. Русское село.
  15. Поздно как-то, рано ли,
  16. Но в семье Абрамовых
  17. Появился сын.
  18. Родился он с норовом,
  19. Прозывался Федором.
  20. К Пинеге он с вёдрами
  21. За водой ходил.
  22. Чистая водица,
  23. Сполохи зарницы,
  24. Сиверко, метели –
  25. Годы пролетели.

Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов.

2) Домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.

3) Беседа по вопросам:

— Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения?

4)Слово учителя.

Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… /Обращение к эпиграфу – слайд №2/.

Только в восемнадцать лет будущий писатель увидел город, железную дорогу…Его насторожило городское многолюдье, где люди живут в одном доме и не знают друг друга.

Трудное полуголодное детство и юность закалили его характер. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Мать была суровая, требовательная женщина.

С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север.

За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”.

III. Чтение рассказа учителем.

IV. Словарная работа. (слайд №3)

  • Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.
  • Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.
  • Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.
  • Лесопункт – пункт лесозаготовки.
  • Стати (стать) – телосложение, общий склад фигуры.

Угор – (диалект.) – пригорок.

«Чёртом выгибались» — молодцевато выглядели.

V. Беседа по произведению.

1) О чём этот рассказ?

2) Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора.

3) Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми?

4) Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? /Добро, тепло; нежное, сильное животное; красота; помощь крестьянину; быстрое передвижение… слайд № 4/.

  1. Крутая холка, ясный, полный глаз,Сухие ноги, круглые копыта, Густые щётки, кожа, как атлас,А ноздри ветру широко открыты.Грудь широка, а голова мала, —
  2. Таким его природа создала.
  3. Вильям Шекспир
  4. 5) В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима?

6) А в каких ещё произведениях авторы обращались к образу коня? /Ершов «Конёк-горбунок», «Песнь о вещем Олеге» А.Пушкина, Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», А.П.Чехов «Тоска» и др./

  • 7) Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе?
  • 8) Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч?
  • * Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.
  • Скачет конь, простору много…
  • Раньше лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру. Это самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до последнего вздоха служить хозяину.

/Обращение ко второму эпиграфу слайд №5/.

9) Подтвердите текстом, что лошади с рождения и до смерти были с человеком.

* Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

Сейчас люди плохо относятся к лошадям. Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми.

  1. 10) Что означает это слово?
  2. Между героем и Рыжухой существовала дружба.
  3. 11) На чём основывается дружба?

11) Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд?

  • 12) О чём плакали лошади?
  • * найдём в тексте отрывок, подтверждающий наши мысли.
  • 13) К чему может привести плохое отношение к животным?
  • /Чтение стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»/

* Да, бессловесные они, «божьи твари…» Но что они сделали людям такого, что их можно умерщвлять, даже не замечая этого? И опять слёзы лошадиные, «большие, с добрую горошину».

И так хочется сказать: «Люди! Читайте почаще о тех временах, когда лошадь была сокровищем. «Всё – конь, всё – от коня: вся жизнь крестьянская от рождения до смерти». Надежда, мольба в огромных мокрых, печальных глазах, «в фиолетовой глубине которых» отражается маленький, крохотный человечек.

Кони – символ свободы, воли, непредсказуемости. (слайд № 6)

Кобылица.Я снял узду и вольно Она метнулась от меня, А я склонился богомольно Пред солнцем гаснущего дня. Она взмахнула лёгкой гривой, И ноздри ветру обратив, С тоскою нежной и счастливой, Кому то страстно шлёт призыв. Едины Божие созданья, Благословен создавший их, И совместимы все желанья,

И все томления моих.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит. (слайд №7)

Погасло солнце. Тихо на лужайке.

  1. Пастух играет песню на рожке.
  2. Уставясь лбами, слушает табун,
  3. Что им поёт вихрастый гамаюн.
  4. А эхо резвое, скользнув по их губам,
  5. Уносит думы к их неведомым лугам.
  6. И пусть идут своим чередом «железные кони» — без них теперь невозможно, — но и пусть раздаётся «звон прилипший на копытах», который всюду будет слышен. И очень хочется очутиться где-нибудь на просторе, взбежать на холм и увидеть, как (слайд №8)
  7. смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони..

  • Услышать, как
  • Заржут они – и где-то у осин
  • Подхватит эхо медленное ржанье.
  • Остаётся только восхищаться этим «божьим чудом», их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Написать миниатюру на тему: « О чём заставил задуматься этот рассказ?..»

Источник: https://infourok.ru/urokrazmishlenie-po-literature-loshad-tozhe-chelovek-po-rasskazu-fa-abramova-o-chem-plachut-loshadi-919095.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector