Ч. Айтматов – роман «Буранный полустанок». В этом романе Ч. Айтматов поднимает проблему исторической памяти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. В центре повествования – драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным. Сюжет – похороны его единственного, дорогого друга Казангапа.
Однако временные рамки романа не исчерпываются настоящим. Перед нами предстает и прошлое героя, война и тяжелое послевоенное время. Многое пришлось перенести Едигею: он воевал, в конце сорок четвертого года был демобилизован после контузии. Вернувшись домой, он узнал о смерти единственного ребенка. А вскоре встретил Казангапа, и тот позвал их с женой на Буранный полустанок.
Там и прошла вся жизнь. Многое они пережили они вместе, Едигей и Казангап, вместе росли их дети, были и горькие, и радостные минуты. Казангап подарил Едигею верблюжонка – Каранара. На Буранном полустанке познакомился Едигей с учителем Абуталипом Куттыбаевым, весь смысл жизни которого был в детях, и своих, и чужих.
Учителя, побывавшего во время войны в плену, воевавшего в Югославии, забрали власти как неблагонадежного человека.
И с горечью переживает Едигей это своеволие и беззаконие властей, желающих обезличить человека, лишить его памяти, мыслей о прошлом, возможности думать и рассуждать.
Здесь впервые звучит у Айтматова мотив манкурта, человека без прошлого и будущего.
Так в описании жизни этого Буранного полустанка перед нами предстает вся судьбы страны – Отечественная война, послевоенные репрессии, тяжелые трудовыми будни, строительство ядерного полигона.
Герои Айтматова, Едигей, Казангап, учитель Абуталип Куттыбаев – настоящие труженики, воплощающие нравственное начало в жизни. Им противопоставлен Сабитжан, сын покойного Казангапа, человек, озабоченный лишь собственной карьерой, благополучием.
Он пытается схоронить отца, где попало, «сынок-то милый, всезнающий, не хоронить приехал отца, а только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать».
Сабитжан приехал с пустыми руками, без семьи, похороны отца для него не горе, а пустая формальность, с которой он хочет побыстрей покончить. Горько и стыдно Едигею за сына собственного друга. «Что за люди пошли, что за народ! – негодовал в душе Едигей.
– Для них все важно на свете, кроме смерти!» И это не давало ему покоя: «Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?»
Точно так же противно становится Едигею при его разговоре с приезжим «в хромовых сапогах», нашедшим в записках учителя Куттыбаева контрреволюционную агитацию.
Мотив манкурта продолжает развиваться в романе и в теме научно-технического прогресса. Так, Сабитжан мечтает о времени, когда людьми можно будет управлять с помощью радио: «Человек будет все делать по программе из центра.
Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, – сигнал – будешь петь.
Надо, чтобы танцевал, – сигнал – будешь танцевать.
Надо, чтобы ты работал, – будешь работать, да еще как!» Но, по мысли писателя, лишение человека индивидуальности, его обезличенность – это результат насилия над человеком. «Помни имя свое» – именно эта авторская мысль проходит через все произведение. И кульминация развития этой темы в романе – это древняя легенда о манкуртах.
Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленников в манкуртов надеванием на голову шири – куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, становился манкуртом.
«Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен.
Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей.
И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев».
Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его – он стал манкуртом, пас хозяйский скот.
Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью.
Манкурту же сказали, что эта женщина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука.
Создавая образ манкурта, писатель задает в романе одну из важнейших тем. Манкурт – это человек, не помнящий своего прошлого, не осознающий своей связи с людьми, ни за что не несущий ответственности.
Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, по мысли писателя, не может называться человеком.
Утрата духовных связей с прошлым, со своей землей, с традициями предков – все это ведет к разрушению личности.
И писатель проецирует древнюю легенду на современность. Так, Казангапа не могут похоронить на древнем кладбище Ана-Бейит. Погост планируют снести, потому что на этом месте будут строить новый микрорайон. Похоронную процессию попросту не пропускают на старое кладбище. Едигей не может понять этого, он пытается спасти Ана-Бейит.
Он хочет поехать в область и поговорить с начальством. Просит помощи у Сабитжана, но тот отказывает ему, опасаясь за собственную карьеру. И герой называет Сабитжана манкуртом. Во время похорон Едигей читает молитву и с горечью думает о молодежи, о том, как она будет жить без этих молитв.
Герой понимает, что в жизни есть минуты, когда лишь молитва дает человеку душевное успокоение, но всего этого молодое поколение лишено…
Повествовательная структура романа разнообразна. Айтматов включает различные легенды (легенда о манкуртах, легенда о певце Раймалы-ага), мифы (миф о Чингисхане, миф о птице Доненбай).
Реальный план повествования перемежается с фантастическим: за всем происходящим на земле следят представители планеты Лесная Грудь, космические силы не остаются безучастными к добрым и злым поступкам людей. Айтматов рассказывает нам о цивилизации, превосходящей землян своей разумностью (на планете никогда не было войн).
Жители Лесной Груди хотят подружиться с землянами, они пригласили в гости наших космонавтов, однако и тут последовали особые указания властей. С горькой иронией, даже долей сарказма пишет об этом Ч.
Айтматов: «…Комиссия, обсуждавшая предложение Лесной Груди, тем временем решила: не допускать возвращения бывших паритет-космонавтов; отказаться от установления контактов с Лесной Грудью и изолировать околоземное пространство от возможного инопланетного вторжения обручем из ракет».
Однако в жизни есть вечные ценности, которые невозможно изъять, изолировать, погубить человеку.
И второе название произведения («И дольше века длится день…») напоминает нам библейское: «У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день».
Писатель выходит здесь за рамки временных и пространственных барьеров: мифы, древние легенды, фантастика помогают Айтматову раскрыть сущность человеческой души, показать, что есть добро и зло.
Таким образом, единство с родительским домом, со своим родом, с народом – неотъемлемая часть духовного мира человека, по мысли Ч. Айтматова. Только дорожа этими ценностями, можно достойно жить в этом мире.
Здесь искали:
- буранный полустанок краткое содержание
- буранный полустанок
- легенда о манкурте краткое содержание
Источник: https://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-burannyj-polustanok-ajtmatov/
Манкурты-кто это?
В четвертом или пятом веке нашей эры Восточная Азия была охвачена процессом переселения. В период смуты в степях Туркестана, Западной Маньчжурии и Монголии возник союз кочевых племен, в который входили беглые рабы, обнищавшие крестьяне, дезертиры.
Объединенные общей незавидной участью, люди были вынуждены влачить жалкое нищенское существование, поэтому сбивались в банды, промышляющие грабежом. Постепенно сборище бандитов превратилось в народ, вошедший в историю под именем жуаньжуаней.
Это племя отличалось примитивными законами, отсутствием письменности и культуры, постоянной боевой готовностью и лютой беспощадностью. Жуаньжуани контролировали земли на север от Китая и стали настоящим проклятьем для кочевой Азии и соседних государств.
Манкурт — это человек, порабощенный этим страшным народом.
Неслучайно в описанной Айтматовым легенде повествуется именно о жуаньжуанях. Только этот безродный, беспощадный, варварский народ был способен выдумать столь изощренную, нечеловеческую пытку. Особенно жестоко это племя обращалось с пленными.
Для того чтобы превратить человека в идеального раба, не помышляющего о восстании и бегстве, ему отнимали память путем надевания на него шири. Для процедуры выбирались молодые и сильные воины. Сначала несчастным начисто обривали головы, буквально выскабливали каждую волосинку. Затем забивали верблюда и отделяли наиболее плотную, выйную часть шкуры.
Поделив на части, ее нахлобучивали на головы пленных. Шкура, словно пластырь, прилипала к свежевыбритому черепу людей. Это и означало надеть шири. Затем будущим рабам надевали на шею колодки, чтобы они не могли коснуться головой земли, связывали руки и ноги, вывозили в голую степь и оставляли там на несколько дней.
Под палящим солнцем, без воды и пищи, с постепенно высыхающей шкурой, стальным обручем сжимающей голову, пленники чаще всего погибали от невыносимых мучений. Уже через сутки жесткие прямые волосы невольников начинали прорастать, иногда они проникали в сыромятную шкуру, но чаще загибались и вонзались в кожу головы, причиняя жгучую боль.
В этот момент пленники окончательно теряли рассудок. Только на пятые сутки за несчастными приходили жуаньжуани. Если хотя бы один из пленников оставался в живых, это считалось удачей. Порабощенного освобождали от пут, давали напиться, постепенно восстанавливали силы и физическое здоровье.
Люди, не помнящие своего прошлого, ценились очень дорого. Они обладали целым рядом преимуществ с хозяйственной точки зрения. Манкурт — это существо, не обремененное сознанием собственного «я», привязанное к хозяину, как собака. Его единственная потребность — пища.
Он равнодушен к другим людям и никогда не помышляет о бегстве. Только манкурты, не помнящие родства, могли выдержать бесконечное безлюдье сарозеков, не тяготились одичанием, не нуждались в отдыхе и помощи. И могли долго, неуклонно, монотонно выполнять самый грязный, нудный, тягостный труд.
Обычно их приставляли к верблюжьему стаду, которое они зорко охраняли днем и ночью, зимой и летом, не жалуясь на лишения. Повеление хозяина было для них превыше всего. Манкурт был равноценен десяти здоровым невольникам.
Известно, что за случайное убийство такого раба в междоусобных войнах, чтобы возместить ущерб, виновная сторона выплачивала выкуп в три раза больший, чем за уничтожение свободного соплеменника.
В романе «И дольше века длится день» одна глава посвящена древней легенде. О несчастной судьбе женщины по имени Найман-Ана рассказывает в своем предании Айтматов. Манкурт, о котором случайно услышала героиня повествования, оказался ее без вести пропавшим в бою сыном.
Обычно, даже если родственники изувеченного пленника и узнавали о его страшной участи, то никогда не стремились спасти его. Человек, не помнящий родства, сохранял только внешнюю оболочку. Иначе рассудила Найман-Ана. Она решила во что бы то ни стало вернуть сына домой. Разыскав его среди бескрайних сарозеков, женщина попыталась вернуть юноше память.
Однако ни тепло материнских рук, ни ее настойчивые речи, ни знакомые с детства колыбельные, ни приготовленная под родным кровом пища не помогли пленнику вспомнить свое прошлое. А когда коварные жуаньжуани внушили манкурту, что Найман-Ана хочет обмануть его, снять с него шапку и отпарить измученную голову, раб недрогнувшей рукой пустил стрелу в сердце матери.
С волос умирающей женщины упал белый платок, превратился в птицу Доненбай, которая продолжала кричать, напоминая манкурту о его отце и забытом родном крае.
Предание о манкурте тесно связано с основной темой повествования романа «И дольше века длится день». В нем описываются современные манкурты.
Чингиз Айтматов стремился донести до своих читателей идею о том, что человек, лишенный исторической памяти, становится марионеткой, рабом навязанных ему понятий и представлений.
Он не помнит наставлений отца и матери, забывает свое настоящее имя, утрачивает связь с национальной культурой своего племени и теряет свою самобытность.
Особое значение в легенде придается тому, что несчастный манкурт, утративший информацию о своей человеческой сущности, сохранил память о том, как стрелять из лука, а значит — убивать. И когда поработители настроили юношу против матери, он уничтожил ее собственными руками. Историческая память — основа человеческой души, прививка от безнравственности и аморализма. Найман-Ана — символ этой памяти, без устали напоминающий людям об уроках прошлого.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba66a41e36100a9990b65/5b9e4a4acf668400aae4dcdb
Урок литературы "Помни имя своё" (По легенде о манкурте из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»), 10-11 классы
- Урок-размышление «Помни имя свое»
- (По легенде о манкурте
- из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»)
- Литература, 10-11 класс
- Цель урока: рассмотреть, какое значение имеет в жизни человека историческая память народа и отдельной личности (на основе легенды о манкурте из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»)
- Задачи:
- познакомить учащихся с творчеством Чингиза Айтматова на основе легенды о манкурте из романа «И дольше века длится день»;
- создать условия для приобщения к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры;
- совершенствовать навыки анализа художественного текста;
- формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения, к нравственным проблемам общества;
- воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, вырезанные из алой бумаги сердечки, раздаточный материал
ПЛАН УРОКА
-
Организационный момент. Эмоциональный настрой (2 мин.)
-
Мотивация (3 мин.)
-
Целеполагание (3 мин.)
-
Знакомство с биографией писателя (выступление учащегося) 5 мин
-
Словарная работа (5 мин.)
-
Проверка первичного восприятия текста (5 мин.)
-
Анализ текста по вопросам (10 мин.)
-
Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (5-8 мин.)
КОНСПЕКТ УРОКА
-
Эмоциональный настрой. Задачи этапа: создание положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и комфорта.
— Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.
— Положите ладонь на сердце. Почувствуйте его тепло, его биение. (СЛАЙД №1)
— Как вы думаете, почему урок литературы мы начинаем с разговора о сердце? (ответы учащихся)
-Правильно, ведь именно на уроках литературы мы с вами учимся чувствовать, переживать и сопереживать. На таких уроках мы больше прислушиваемся к сердцу, а не к разуму. Перед вами на столах тоже лежат сердечки. В конце урока напишите на них о своих впечатлениях, выскажите мысли, определите чувства и эмоции, которые вы пережили во время урока.
-
Мотивация. Задачи этапа: создать мотивацию к формированию у старшеклассников целостного видения основных характеристик и особенностей творчества Чингиза Айтматова
- — Послушайте такие строки: (СЛАЙД №2)
- Нет меж живущих людей,
- Да и не может быть безымянных:
- В первый же миг по рождении
- Каждый, убогий и знатный,
- Имя, как сладостный дар,
- От родимых своих получает…
- Гомер
-Вот такими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. И что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.
-Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию несет? (ответы учащихся). Да, верно, имя человека невидимыми нитями связывает его с историей семьи, народа, Родины. Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают историю своих предков, их жизнь, — нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших.
— если вы знаете значение своего имени или историю, почему вас так назвали, расскажите (ответы учащихся)
-А можно прожить, не зная всего этого? Кого называют «Иванами, не помнящими родства»?
-
Целеполагание. Задачи этапа: интенсифицировать процесс освоения материала через осмысление предполагаемых способов деятельности и самостоятельное формулирование целей урока.
— Эта проблема волновала многих писателей. Сегодня мы впервые встречаемся с творчеством киргизского писателя Чингиза Айтматова, человека, умевшего видеть суть вещей, проникать вглубь истории.
(СЛАЙД №3) Как мы спланируем свою работу по прочитанной дома легенде? (учащиеся предлагают сначала познакомиться с биографией писателя.
Затем вспомнить содержание произведения и поработать над философским смыслом легенды, сделать выводы)
— Я согласна с ходом ваших мыслей.
Действительно, обращаясь к творчеству любого писателя, читая новое произведение, мы должны не только насладиться сюжетом, но и понять: а что хотел сказать автор своим произведением, во имя чего его создавал, какой заветной мыслью хотел поделиться с читателем. И прежде чем вчитаться в его строки, конечно, необходимо познакомиться с личностью самого писателя, его жизненным и творческим путем. По ходу сообщения не забывайте делать пометки в тетрадях.
Реализация индивидуального домашнего задания. Сообщение учащегося о писателе.
-Чингиз Айтматов – дипломат, общественный деятель, талантливый писатель, один из наиболее ярких представителей многонациональной советской литературы. Родился в 1928 году в ауле Шекер Кировского района Киргизской ССР.
Благодаря родителям он с раннего детства приобщился к русскому языку и русской культуре. А бабушка по отцу открыла перед ним волшебный мир киргизских сказок и народных песен. Таким образом, и русский, и киргизский языки стали для будущего писателя родными.
Это-то и повлияло на последующее творчество Чингиза Айтматова.
Начало литературной деятельности относится к 1952 году. В это время появляются его первые рассказы, а с 1957 года – произведения, принесшие всемирную известность: «Лицом к лицу», «Джамиля», «Первый учитель» и другие.
Романы «Буранный полустанок» (СЛАЙД №4, 5) и «Плаха», посвященные острым проблемам современности, вызвали огромный читательский интерес.
В этих произведениях с наибольшей силой проявилась гражданская позиция писателя, считавшего себя лично ответственным «за судьбу человеческой культуры, за нравственный климат на планете».
Наряду с писательской деятельностью Чингиз Айтматов занимался активной общественной деятельностью, он лауреат множества советских и международных премий.
Умер 10 июня 2008 года, похоронен в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» около Бишкека (Киргизия)
-Нужно сказать, что проза Ч.Айтматова сочетает психологический анализ с традициями фольклора и мифологической образности, тяготеет к жанру притчи. Давайте вспомним эти понятия.
- Словарная работа (СЛАЙД №6)
- Фольклор – устное народное творчество
- Легенда – один из жанров фольклора, в основе повествования лежат фантастические события
- Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме
- Плач – обрядовые произведения в фольклоре, которые исполнялись на свадьбах, проводах рекрута, на похоронах при оплакивании покойника
- Психологизм – глубокое изображение движений человеческой души
-
Проверка первичного восприятия текста. Задачи этапа:уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.
- — Каково ваше первое впечатление после прочтения легенды?
- — Какой эпизод запомнился?
- — Что оказалось трудным, непонятным? Попробуем прояснить это в ходе работы в группах
5. Работа в группах. Задачи этапа: формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
-Соотнесите пункты плана с цитатами из текста, чтобы восстановить ход событий (на столах у групп лежат разрезанная таблица; необходимо восстановить ход событий)
- Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство («Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве»)
- Манкурт – человек без роду, без племени, без памяти («Манкурт не осознавал себя человеческим существом»)
- История сына Найман-Аны Жоламана («Найман-Ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха-манкурта и не убедится, что то не ее сын»)
- Путешествие Найман-Аны в сарозекские степи («Найти человека в Сарозеках – дело трудное, человек здесь — песчинка»)
- Встреча с сыном («Вспомни, чей ты, как твое имя?»)
- Смерть Найман-Аны («Не стреляй, — успела вскрикнуть она»)
ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ
-Молодцы, текст легенды вы знаете хорошо, попробуем в нем разобраться.
6. Анализ текста. Задачи этапа: обеспечить коммуникацию с автором произведения; расширить и углубить представления об авторском замысле; организовать беседу-поиск текстуальных особенностей; отработать навыки обоснования единства текстообразующих компонентов
- СИСТЕМА ВОПРОСОВ ДЛЯ АНАЛИЗА ТЕКСТА
- — Кто такие жуаньжуаны?
- -Кого называли манкуртами?
- — О чем поведали однажды купцы, торговавшие в найманских степях?
- — Почему рассказ проезжих купцов так потряс и взволновал женщину?
- — Расскажите, что произошло с ее сыном в бою, почему тревожное предчувствие не давало покоя матери?
- — О чем мечтала она, выезжая из аула, томимая тоской и сомнениями?
- — Какие чувства испытала она, увидев пасущееся стадо? Подтвердите текстом (обратите внимание на психологизм повествования)
- — Выразительно по ролям прочитайте эпизод встречи матери с сыном.
- — Какой жанр фольклора использует автор, чтобы передать чувства матери?
- -Расскажите о том, как пыталась она вернуть сыну память
- — Какое решение приняла она, проведя ночь в овраге недалеко от своего горемычного сына?
- — Какое новое коварство придумали и осуществили жуаньжуаны, чтобы избавиться от женщины и сохранить в повиновении раба-манкурта?
- — Определите темы произведения (человеческой жестокости, материнской любви, но основная — тема человеческой и исторической памяти)
- — Какую картину рисует нам писатель – реальную, фантастическую или символическую?
- — Почему отнятие памяти у человека писатель называет самым тяжким из всех мыслимых и немыслимых злодеяний?
- — Кого же в современном мире можно назвать манкуртами? (вандалов, разрушающих памятники; террористов; родителей, бросающих своих детей; детей, сдающих своих родителей в дома престарелых)
— Белая птица, в которую обратилась мать – как память обо всем хорошем и светлом. Птица просит путников помнить имя свое. А о чем еще мы должны помнить? (о близких, родных, друзьях, доме, родине, предках)
— О том, что мы не манкурты, а люди, у которых есть память – вот что нам помогла понять легенда. Итак, давайте обобщим.
-Чингиз Айтматов стремился донести до читателей идею о том, что человек, лишенный исторической памяти, становится марионеткой, рабом навязанных ему понятий и представлений.
Он не помнит наставлений отца и матери, забывает свое настоящее имя, утрачивает связь с национальной культурой.
Особое значение в легенде придаётся тому, что несчастный манкурт, утративший информацию о своей человеческой сущности, сохранил память о том, как стрелять из лука, а значит, как убивать.
— Я надеюсь, ребята, что тема, над которой мы работали, поможет вам помнить о том, что человек потому и человек, что обладает исторической памятью. Помните своих предков, уважайте родителей, любите Родину. Тогда и вы сумеете воспитать достойное поколение, которое будет помнить и чтить вас.
— Итак, размышляя над «вечными темами», мы обогащаемся духовно; чтение помогает нам открывать мир, ненавязчиво подсказывает выход из трудных ситуаций. Читатель подобен путнику. Путь труден, но дорогу осилит идущий.
7. Этап рефлексии. Задачи этапа: проверить и оценить уровень достижения поставленных целей, помочь сформулировать полученные результаты, обнаружить положительные личностные изменения учащихся
— А сейчас возьмите сердечки, которые лежат перед вами, и попробуйте в нескольких фразах отразить те чувства и эмоции, которые вы испытали, сделать выводы. Подписывать необязательно.
— Прикрепите сердечки на доску, пусть они останутся мне на память о сегодняшнем уроке, а то, о чем мы говорили, навсегда останется в ваших сердцах.
8. Домашнее задание (дифференцированное)
- Аннотация к изученному произведению
- Письмо учителю о прочитанной легенде
- Электронный коллаж «Помни имя свое»
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-pomni-imya-svoyo-po-legende-o-mankurte-iz-romana-chingiza-aytmatova-i-dolshe-veka-dlitsya-den-klassi-2510998.html
Чингиз торекулович айтматов роман «и дольше века длится день» план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
- ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ
- РОМАН «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Познакомить с основными этапами жизни и творчества Ч.Айтматова
- Раскрыть идейное содержание и социально- философский смысл романа
- Способствовать формированию в учащихся активной жизненной позиции
ЭТАПЫ УРОКА
Чингиз Айтматов — писатель с мировым именем, автор романов и повестей «Белый пароход», «Джамиля», «Прощай Гульсары», «И дольше века длится день», «Плаха» и др.
Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда», академик Академии наук Киргизкой ССР, а также почетный член международных академий – Всемирной и Европейской.
Крупный общественный деятель: в 1990 году был назначен членом Президентского совета СССР, затем чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Люксембурге.
Родился 12 декабря 1928 года в небольшом киргизском селе в образованной семье, где родители приобщили сына к русской культуре, бабушка – к фольклору и культуре национальной.
В 1937 году отец, партийный работник, был репрессирован, и многодетная семья оказалась в тяжелейшем положении. Старшему десятилетнему Чингизу пришлось начать работать. Земледелец, секретарь сельсовета, агент райпо, учетчик тракторной бригады – все эти профессии были освоены юношей.
Несмотря на то что с началом войны вынужден был бросить школу, в 1946 году продолжил образование в зооветтехникуме, затем в Киргизском сельскохозяйственном институте, а в 1956 году на Высших литературных курсах в Москве.
- Анализ романа «И дольше века длится день» (беседа с классом)
Роман «И дольше века длится день» был опубликован в 1980 году.
А) Где и когда происходят основные события романа? С какими героями мы знакомимся на страницах произведения? Какие периоды жизни героев освещены автором?
События романа происходят на полустанке в Казахстане, в Сарозекских степях, где живут и трудятся на железной дороге главный герой Едигей Жангельдин и его товарищи…
И несмотря на то что основные события романа, связанные со смертью и похоронами заслуженного работника Казангапа, вмещаются в один день, читатель знакомится еще и с прошлым героев произведения.
Об Едигее узнаем, что Казангап помог ему обосноваться в жизни, когда тот вернулся с фронта после контузии.
Видим героя и в 50е годы, когда он смело вступился за несправедливо репрессированного учителя Абуталипа Куттыбаева…
Б) В чём своеобразие композиции романа? Какие еще сюжетные линии вплетаются в изображение реальной действительности? И какова их роль?
- Составной частью романа являются легенды и фантастическая история полета русских и американских космонавтов на другую планету.
- — вспомните определение «ЛЕГЕНДЫ» и «ФАНТАСТИКИ»
- ( Легенда- предание о каком-либо историческом событии, эти истории отсылают нас в давние времена; фантастика- такая форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ним, сверхъестественная, полная чудес картина мира. Фантастика прежде всего ассоциируется с темой будущего)
Таким образом, благодаря этим составляющим сюжета художественное время романа расширяется, категория времени предстает как вечность…
- -о чём эти истории?
- ЛЕГЕНДА О МАНКУРТЕ
- В давние времена местные земли были захвачены жестокими племенами жуаньжуанов. Всех, кто оказывался у них в рабстве, ожидала чудовищная участь: они уничтожали человеческую память страшной процедурой (одевали на голову шири-шапку из верблюжьей шкуры, которая, высыхая, так сжимала голову человека, что он или умирал, или лишался навсегда памяти)… Найман-Ана , мать одного из манкуртов, разыскав плененного сына пыталась напомнить ему , кто он есть, но он так и не узнал своей матери и убил её выстрелом из лука…
В) Какую связь данной легенды с современностью проводит автор? С какими современными манкуртами встречается читатель на страницах романа? (Составление обобщающей таблицы, в ходе беседы:
- -На каком основании мы можем назвать Сабитжана манкуртом?
- — Что общего между манкуртом и Кречетоглазым?
- -Какие социальные проблемы нашей жизни охватывает образ манкурта?
-Почему герои романа не смогли похоронить Казангапа на священном кладбище? Кого в этом эпизоде автор уподобляет манкурту?)
СОВРЕМЕННЫЕ МАНКУРТЫ | ||
САБИТЖАН (сын Казангапа) | КРЕЧЕТОГЛАЗЫЙ | СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
Человек без нравственных ценностей, без памяти, без корней, не признающий традиций, не понимающий святынь предков (не способен понять Едигея, желающего похоронить Казангапа на священном кладбище Ана-Бейит; для него главное побыстрее отвязаться от похорон); не способен даже себя осознать личностью, ему не свойственна работа мысли (мечтает о времени, когда у человека не будет необходимости думать и нести ответственность, «когда с помощью радио будут управлять людьми…» | Человек, приехавший арестовывать Абуталипа Куттыбаева по сфабрикованному обвинению. Послушный исполнитель чужой воли(манкурт), качества которого автор подчеркивает при помощи такой художественной детали, как «пустые глаза, не оживленные мыслью». Для него также не существует памяти, истории, он не допускает, чтобы человек проявлял индивидуальность: «Не должно быть никакого такого личного слова … Каждый еще будет мысли от себя высказывать. Очень жирно будет»…Именно такие «кречетоглазые» по приказу государственной машины Сталина бездумно уничтожали мыслящих людей.Таким образом, легенда о манкуртах прорастает в произведении и в эпоху сталинизма, когда нивелировалась личность человека. | Люди, устремленные в завтрашний день, не помнят дня вчерашнего.Священное кладбище (символ священных традиций) предков закрыто, на его месте строится космодром (символ прогресса). Современный человек теряет память и забывает о традициях прошлого, идет процесс превращения в манкурта… |
Фантастический сюжет также связан с легендой о манкуртах: подобно тому как манкурту накладывают обруч на череп, технократы натягивают своеобразный обруч из ракет- роботов на Землю, чтобы сохранить её от нового разума… Таким образом, Ч.Айтматов показал многоликое и сложное явление современного манкуртизма.Более того, автор в своем романе размышляет о путях развития человечества в целом. |
Г) Осмысливая современный мир, взаимодействие каких сил отмечает Ч.Айтматов?
ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА — ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
-Какие эпизоды в связи с этим приобретают обобщенно- символическую нагрузку? О чем предупреждает автор? (Задание по группам)
АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ | |
I/Эпизод поиска лисицей корма на железной дороге | II/Финальная сцена романа |
Лиса- часть природного мира, которая уподобляется человеку ( железная дорога притягивает лисицу, поскольку там есть возможность подкормиться, но вместе с тем она боится поездов; так же и человек стремится к технической мощи, на на каком-то этапе развития прогресс может оказаться для человека столь же страшным, несущим гибель всему живому, как поезд для лисицы)Надеяться получить от технического прогресса только блага, значит уподобиться лисице, которая решает выйти к железной дороге там, где не ходят поезда. | Едигей со своим верблюдом и собакой оказываются свидетелями взлета космических ракет: «Человек, верблюд, собака- эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом». |
Таким образом, одной из главных идейных моментов романа заключается в том, что человек и природа едины и их ждет единая судьба. |
Д) Роман «И дольше века длится день» становится романом-предупреждением. О чем предупреждает нас, читателей, Чингиз Айтматов?
— Разрыв с традициями прошлого, разрушение тех нравственных ценностей, которые передавались человечеством из поколения в поколение, и, как следствие, оскудение духовного начала в человеке, превращение людей в сабитжанов и кречетоглазых, потеря исторической памяти и вместе с тем потеря человеческой личности.
— Опасность распада связи времен: прошлого, настоящего и будущего (космодром вытесняет кладбище; ракеты, накладывая обруч на Землю, закрывают ей путь в будущее).
Соединение в романе разных временных пластов помогает перенести повествование с конкретного места и времени в масштабы вечности и вселенной. В романе важны не столько события, сколько МЫСЛЬ. Писатель ставит ряд вопросов:
- -каковы пути развития человечества?
- -что ожидает человечество в будущем?
- -каково место человека в мире?
— каким должен быть настоящий человек?- и ищет на них ответ.
При ответе на последний вопрос нельзя не уделить принципиального внимания главному герою Едигею Жангельдину.
- Образ главного героя (заранее подготовленный ученик)
Приблизительный ответ:
Едигей — рядовой труженик, прошедший Великую Отечественную войну.
Таким людям, как Едигей и Казангап свойствен героический изнуряющий труд военных и послевоенных лет, когда им «приходилось, ни с чем не считаясь, делать по разъезду всю работу, в какой только возникала необходимость».
«Теперь, — говорит Едигей,- вслух вспоминать об этом неловко- молодые смеютсяя6 старые дураки, жизнь свою гробили. А ради чего? Действительно, ради чего? Значит, было ради чего».
Не ради славы, денег, карьеры работал герой, а потому, что людям была необходима его работа. Он считал себя лично ответственным, чтобы поезда ходили без остановок. И эта ответственность распространялась на все, что происходило вокруг него. Он близко к сердцу принимает все боли и все беды своих односельчан, беря на себя ответственность за судьбы окружающих его людей.
Он мучительно размышляет о причинах несправедливых репрессий, имевших место во времена культа личности, и чувствует себя опять-таки ответственным за судьбу всей страны. Его беспокоит и судьба планеты, задумывается над тем, куда движется человечество, верную ли дорогу оно избрало для своего развития. Весь окружающий мир кажется ему родным домом, нуждающимся в защите.
Он думает о том, правильно ли мы воспитываем свою смену, задумывается над вопросами жизни и смерти, размышляет о других мирах. Пытается осмыслить, не утрачиваем ли мы в погоне за техническим развитием лучшее в наших душах? Он наконец убежден в том, что человек только тогда сможет стать полноценной личностью, когда впитает в себя опыт предшествующих поколений…
- Заключительный этап урока. Общие выводы. Подведение итогов.
- Вся художественная структура романа способствует приданию романа социально-философского смысла:
- — совмещение разных сюжетных линий, разных временных пластов
- -обилие образов-символов( кладбище- символ традиций прошлого; космодром- символ технического прогресса: образ дороги-духовный путь героя; путь человечества в будущее; железная дорога-символ прогресса…)
- — рефрен( «Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…
- -само название романа
- Y. Домашнее задание:
- Письменный ответ на вопрос: в чём смысл названия романа «И дольше века длится день»?
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/06/15/chingiz-torekulovich-aytmatov-roman-i-dolshe-veka-dlitsya-den
Чингиз Айтматов «Легенда о птице Доненбай»
Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, — превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, — манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое прошлое, свой род, своих родителей, свое имя.
Отрывок из романа «И дольше века длится день».
Входит в:
Издания: ВСЕ (5) 1987 г. 1987 г. 1991 г. 2003 г. 2018 г.
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Стронций 88, 19 февраля 2019 г.
Я люблю… да нет, просто обожаю Айтматова – и за язык его, и за высоту смысла его прозы, то, как умеет он поднять даже бытовое до космической важности, до завыванья времени и стона души. И вот такие фольклорные элементы – для него способ поднять историю да философского, практически космического уровня притчи.
Я читал эту историю внутри романа «И дольше века длиться день…» и там, в его структуре, она, по-моему, имела центральное значение.
По крайней мере, в окружении истории Абуталила Куттыбаева, трагичной истории человека, более всего связанного со своей семьёй, и умершего в отрыве от своей семьи и из-за отрыва от семьи, она имела особое значение и созвучие, углубляя и усиливая историю Куттыбаева, да и всего романа.
Но и сама по себе история хороша – история о материнской любви, и о том, что даже рабство не так страшно как искоренение памяти. И в этом история личная, и в этом история великая, общая, так как тут не только память как таковая, но и намёк на память народа, на национальную идентичность.
И что за варварство это – лишить человека идентичности, а нацию её национальной памяти; превратить личность в манкурта (вот, даже Ворд это слово не подчёркивает – настолько оно стало известным и обиходным), способного убить свою мать? Да и вообще, является ли человек лишённый памяти и понимания, кто он и кто предки его, человеком в сакральном смысле этого слова, не бессмысленное и безропотное ли это существо, не имеющее так же и будущего?.. И это, увы, имеет свою жуткую актуальность и сейчас, когда и нашу национальную идентичность пытаются потихоньку вытравить; и тогда она была актуальна – вот по этому «Легенда о птице Доненбай» как притча жива и вечна. И важна, так как сама она как былинная птица спрашивает нас, помним ли мы кто наш отец и кто наша мать, а вместе с тем, кто мы сами, какого рода и племени?
А ещё, кроме колоссального и такого до боли проникновенного смысла, хоть сам сюжет этой легенды не столь затейлив, у неё есть эти совершенно живые символы, столь яркие, что кажется, такое действительно было в истории – и шири, и жуаньжуаны (сейчас, посмотрел «Википедию» – оказывается, было такое племя!), и эта страшная пытка со стягиванием головы, и сами манкурты… Всё настолько осязаемо и, главное без явных гипербол (с теме же бессердечными жуаньжуанами – как Найман-Ана, не столько клянёт их, сколько пытается понять, какие события могли привести их к такой жестокости?), что это невероятно реально, прибавляет новые Ньютоны к художественной и философской силе этой легенды.
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work88419
Плаха — краткое содержание
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
34173cb38f07f89ddbebc2ac9128303f
Действие романа начинается в Моюнкумском заповеднике, где жила волчья пара – Акбара и Ташчайнар. Летом у них родились волчата, а когда выпал первый снег, волки, отправившись на охоту, обнаружили, что в заповеднике полно людей. Охотники приехали в заповедник, чтобы выполнить план по сдаче мяса, и стреляли сайгаков.
Во время охоты погибли и волки, жившие в заповеднике – осталась только Акбара и Ташчайнар, их волчата тоже были мертвы. Охотники складывали туши сайгаков в вездеход.
В том же вездеходе лежал связанный Авдий Каллистратов – внештатный сотрудник областной комсомольской газеты, который в свое время был исключен из духовной семинарии.
Авдий имел свои представления о том, какой должна быть настоящая «праведная» жизнь и всеми силами открыто боролся с теми, кто, по его мнению, жил неправильно.
Как-то раз он получил задание от газеты проследить, каким путем попадают в среднюю полосу России наркотики. Авдий, для того чтобы проследить путь наркотика присоединился к компании «гонцов за анашой», которая отправлялась в Среднюю Азию.
Еще на вокзале он понял, что среди «гонцов» существуют свои правила – например, они не должны общаться друг с другом, чтобы в случаи поимки никого не могли выдать. Во время пути он также понял, что есть человек, который руководит всеми, разрабатывает план.
Все «гонцы» звали его «Сам». Ради встречи с ним Авдий решает пойти до конца, он вместе с другими гонцами собирает коноплю, набивая ею рюкзак, и едет обратно.
По дороге на конопляное поле происходит знаменательная встреча – Авдий знакомится с белокурой кареглазой девушкой, которая оставила в его сердце глубокий след.
Добравшись до железной дороги, Авдий видит у товарного поезда Гришана, и догадывается, что это и есть тот таинственный человек, ради встречи с которым он проделал тяжелый путь – «Сам».
Часть вторая
Гришан сразу понял, что Авдий – это не обычный «гонец», что у него есть в жизни принципы, прямо противоположные его собственным принципам. Он захотел, чтобы Авдий отдал свою добычу и ушел, но тот остался вместе со всеми.
Все «гонцы» смогли запрыгнуть в вагон товарного поезда, и там Гришан разрешил им выкурить самокрутку с травой. Сделал он это нарочно, чтобы позлить Авдия. Сам Гришан, как и Авдий, не курил.
Авдий понимал, что сделать в данный момент ничего не может, но все же нервы его не выдержали — когда один из «гонцов» стал к нему приставать с требованием присоединиться к курящим, он выхватил у того из пальцев бычок и выкинул его в открытую дверь вагона, а потом стал высыпать туда же и траву из своего рюкзака, призывая и всех остальных сделать то же самое. В результате Авдия жестоко избили и выкинули из вагона.
Авдий упал в кювет у железнодорожных путей, ему виделась сцена разговора Иисуса с Понтием Пилатом. Потом, когда он пришел в себя, он вдруг представил, что существует сразу в двух мирах – в этом и в том, где он пытается спасти Иисуса, Учителя.
Переночевал Авдий под мостом, а утром увидел, что его паспорт и деньги насквозь промокли. На попутке он смог добраться до станции. Но вид у него был настолько грязный, что на станции его арестовали и доставили в участок, где он увидел всех «гонцов», с которыми вместе ехал. Не было среди них только Гришана.
Услышав, что его собираются отпускать, Авдий потребовал, чтобы его посадили к «гонцам» — он решил, что сможет убедить их вернуться к «правильной « жизни. Милиционер, сделав вывод, что перед ним сумасшедший, привел его на станцию и посоветовал уехать. Но на станции Авдию становится совсем плохо.
Скорая помощь отвозит его в местную больницу, где Авдий вновь встречается с той девушкой, которая его так впечатлила. Инга узнала об Авдии от врача и пришла его навестить.
Вернувшись в город Приозерск, где он работал, Авдий неожиданно узнает, что собранный им материал уже никого не интересует. Он рассказывает о случившемся Инге, а та, с вою очередь, делится с ним своей проблемой – она развелась с мужем, ее сын живет у ее родителей, и она хочет забрать его к себе.
Они договариваются, что осенью Авдий приедет к Инге, и она познакомит его с сыном. Но осенью Авдий, приехав к Инге, вместо девушки находит письмо, в котором она пишет о том, что для того, чтобы не отдавать сына мужу, она вынуждена скрываться.
Возвращаясь на вокзал, Авдий и встречает человека, который руководит операцией по истреблению сайгаков в заповеднике. Он присоединяется к отряду, но не может смотреть на то, как убивают сайгаков и требует остановить это истребление животных. В результате его связали, а потом избили и распяли на саксауле.
Весь отряд отъезжает в сторону, чтобы оставить его одного. Там, на саксауле и видят его Акбара и Ташчайнар, которые искали своих волчат. Когда на рассвете охотники возвращаются за Авдием, он был уже мертв.
А Акбара и Ташчайнар ушли из саванны, нашли себе другое место. Вновь у них родились волчата, но когда началось строительство дороги, камыши, где они устроили себе логово, подожгли, и все волчата погибли. Снова ушли волки, нашли другое место, и вновь у них появились волчата.
Часть третья
Базарбай Нойгутов возвращался к себе домой мимо котлована и услышал странные звуки, напоминающие детский плач. Пойдя на звуки, он увидел четверых волчат. Недолго думая, Базарбай положил волчат в сумку и скорее ускакал, понимая, что взрослые волки бросятся за ним в погоню.
Акбара и Ташчайнар в поисках волчат шли по следу Базарбая, догнали его и пытались не дать ему доехать до людей. Но на дороге у него стоял дом колхозного передовика Бостона Уркунчиева, в котором Базарбай и смог спрятаться от волков.
Жена Бостона приветливо встретила Базарбая, а тот показал ей волчат и даже дал маленькому сыну Бостона поиграть с ними, а потом уехал.
А волки так и остались около дома Бостона. Каждую ночь Бостон слышал волчий вой, он даже ездил к Базарбаю с просьбой продать ему волчат – хотел вернуть их родителям, но тот наотрез отказался, так как просто ненавидел Бостона.
Волки стали бродить по округе и нападать на людей, а Базарбай продал волчат, получив за них немалые деньги.Наконец Акбара и Ташчайнар вернулись к дому Бостона, и тот понял, что ему придется убить их, так как другого выхода из сложившейся ситуации не видел.
Но застрелить ему удалось только Ташчайнара. А Акбара осталась ждать – и дождалась.
Летом она сумела подкрасться к самому дому и схватить ребенка Бостона, который играл на улице. Бостон пытался стрелять в Акбару, но не попадал, так как боялся ранить ребенка, которого несла волчица.
И все же он выстрелил и попал, но когда подбежал к тому месту, где лежала раненная волчица, то увидел, что она еще дышит, а вот его сын уже мертв.
Тогда взял Бостон ружье, пошел к Базарбаю и убил его, а сам сдался властям.
Источник: http://szhato.ru/aytmatov/30-plaha.html