Краткое содержание алексеев злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
  • государственное общеобразовательное казенное учреждение иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «специальная (коррекционная) школа-интернат №25 г. Братск»
  • Урок чтения в 3 классе, учитель Кахаева Л.М
  • Тема: С.Алексеев «Огородники»
  • Цель: Учить беглому, сознательному, выразительному чтению.
  • Развивать устную речь через ответы на вопросы.
  • Корригировать внимание, память, образное мышление.
  • Воспитывать патриотизм, чувство сопричастности к истории страны –
  • Великой Победе.

Оборудование: карточки, ленты, рисунки учащихся к рассказам С. Алексеева, макет мины, презентация.

Ход урока.

Руки на месте? На месте.

Ноги на месте? На месте.

Дисциплина железная? Железная.

Внимание, память отличная? Отличная.

Наш урок посвящен 70-летию Победы.

(звучит музыка «Священная война», демонстрируется фотохроника войны)

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. — Четко произносим звук [р]
  2. Не допустят к нам войну,
  3. Защитят свою страну
  4. Пограничник, вертолетчик,
  5. Врач, военный и танкист.
  6. А еще десантник, летчик,
  7. Снайпер и артиллерист.
  1. Артиллякуционная гимнастика

  • (имитируем разрыв мин)
  • ба-ба-ба-ба-бап
  • бо-бо-бо-бо-боп
  • бу-бу-бу-бу-буп
  • бы-бы-бы-бы-бып
  • бэ-бэ-бэ-бэ-бэп
  • — Проверим наше военное внимание:
  • в стихотворении «Сорок третий» М.Борисова найдите букву «О»
  • Ученик – солдат читает вслух стихотворение, остальные солдаты и ефрейторы находят букву «О»
  • Сорок третий
  • М.Борисов
  • Сорок третий горечью полынной
  • На меня пахнул издалека –
  • Черною, обугленной равниной
  • Видится мне Курская дуга.
  • «Тигры» прут, по-дикому упрямы,
  • Но со мною в трудный этот миг
  • Прямо к окуляру панорамы
  • Весь мой полк уверенно приник.
  • Громыхнуло сразу на полсвета
  • Танки, словно факелы горят…
  • Нет, не зря живет во мне
  • Все это семь десятилетий подряд!
  • Те бои – как мера нашей силы,
  • Потому она и дорога
  • Насмерть прикипевшая к России
  • Курская великая дуга.
  • -Доложите о количестве букв «О»
  1. Проверка домашнего задания.

Отчет о прочитанных рассказах С. Алексеева о Курской дуге на уроках внеклассного чтения.

— Какие рассказы С.Алексеева о Курской дуге вы прочитали?

(«Злая фамилия», «Курские соловьи», «Горовец», «Три подвига», «Черный день»)

-Кратко доложите о содержании рассказов. Представьте свои рисунки.

«Черный день». Рассказывает 1 ученик-ефрейтор.

12 июля 1943 Года под селением Прохоровка произошло величайшее танковое сражение. Проиграли фашисты танковое сражение. «Черным днем» назвали фашисты — это сражение.

«Три подвига». Рассказывает 2 ученик – солдат.

Под Курском советский летчик Алексей Маресьев на протезах совершил свой третий подвиг. В боях он сбил три вражеских самолета.

«Горовец». Рассказывает 3 ученик – ефрейтор.

Прикрывали летчики с воздуха южнее Курска наземные наши части. Бой летчика Горовца был уникальным. Он сбил 9 вражеских самолетов. Лейтенанту А.Горорвцу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Оценивание учащихся.

  1. Восприятие нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним рассказом С.Алексеева о Курской дуге.

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

— Прочитайте как он называется. Огородниками шутя на фронте называли минеров.

а) Рассказ учителя о Курской дуге.

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

В битве на Курской дуге фашисты потерпели сокрушительное поражение. Наша Армия разгромила около полумиллиона фашистов, 1500 танков, 30000орудий, 3700 самолетов. Это была катастрофа для фашистов. Более 100000 наших солдат, сержантов, офицеров, генералов были награждены медалями и орденами. 200 особо отличившихся воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

б) Словарная работа.

Разберем значение слов. Внимание на экран.

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

в) Чтение учителем.

— Что запомнилось в рассказе?

V. Закрепление полученных знаний.

1. Наденьте наушники. Объявляю жужжащее чтение.

(Во время жужжащего чтения, учитель подходит и слушает чтение отдельных учеников)

Оценивание первоначального чтения.

2. Чтение многосложных слов.

Прочитайте слова с правильным ударением.

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

3. Чтение зашифрованных слов.

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

— Расшифруйте слова и прочитайте по группам.

4. Физминутка для глаз.

-Закройте левый глаз. Внимательно следим правым глазом по зеленой, движущейся мишени.

Закройте правый глаз. Внимательно следим левым глазом по зеленой, движущейся мишени.

  1. Беседа по содержанию прочитанного рассказа.

  1. — С каким вопросом обращался старшина к бойцам?
  2. — Почему удивились солдаты этому вопросу?
  3. — Кем стали бойцы?
  4. — Как помогла фронту работа минеров?
  1. Эстафетное (индивидуальное) чтение рассказа.

Оценивание чтения.

  1. Упражнение «Собери мины-слова из слогов».

— Образуйте из слогов слова.

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

  • Прочитайте получившиеся слова.
  • Группа солдат выразительно читает рассказ.
  • Группа ефрейторов читают и готовят пересказ рассказа.
  • Дополнительное задание:
  • Вставить недостающее слово в военную пословицу.
  • Не славой дерутся, а …
  • Родина – мать, умей её …
  • Умелый боец всегда …

VII. Итог урока.

Хоровое чтение стихотворения

М.Матусовский.

  1. Куда б не шел, не ехал ты
  2. Но здесь остановись
  3. Могиле этой дорогой
  4. Всем сердцем поклонись.
  5. Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
  6. Ученый иль пастух
  7. Навек запомни: здесь лежит
  8. Твой самый лучший друг.
  9. И для тебя, и для меня
  10. Он сделал все, что мог
  11. Себя в бою не пожалел
  12. А Родину сберег.
  13. — Образуем «Победный круг»

Звучит песня «Журавли». Ученики выполняют танцевальные движения с лентами.

По завершении песни показываем ленточный салют и хором произносим:

«Я помню! Я горжусь!»

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://infourok.ru/urok-chteniya-v-klasse-specialnoy-korrekcionnoy-shkoli-salekseev-ogorodniki-670839.html

Злая фамилия. С. Алексеев

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжетаСтеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.

Время военное. Фамилия броская.

  • Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:
  • — Фамилия?
  • — Трусов.
  • — Как-как?
  • — Трусов.

— Д-да… — протянули работники военкомата.

  1. Попал боец в роту.
  2. — Как фамилия?
  3. — Рядовой Трусов.
  4. — Как-как?
  5. — Рядовой Трусов.

— Д-да… — протянул командир.

  • Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:
  • — Видать, твой предок в героях не был.
  • — В обоз при такой фамилии!

Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:

— Козлов! Сизов! Смирнов!

Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.

  1. Выкрикнут:
  2. — Трусов!
  3. Смеются кругом солдаты.

Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.

В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.

— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.

Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.

— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.

Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.

Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.

— Герой! — сказал командир отделения.

Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.

— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!

Улыбнулся Трусов.

За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.

Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.

Первый к солдату теперь вопрос:

— За что награждён, герой?

Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.

Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/stihi/zlaya-familiya-s-alekseev

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия

Произведение рассказывает нам о военном времени и, жившем тогда солдатом, с необычной фамилией – Трусов. Он постоянно испытывал насмешки окружающих из-за этого.

Все началось, когда Трусов пришел в военкомат. Там, услышав фамилию, покачали головами. Та же ситуация в армии, все переспрашивают, вокруг одни шутки по этому поводу. Не комфортно чувствовал себя солдат через такую фамилию.

Со временем военный прибывает под Сталинград со стрелковой дивизией. Услышав фамилию бойца, командир отделения сказал: «Сейчас увидим, какой из тебя солдат…» И не хочется Трусову опозориться, очень ответственно он отнесся к бою.

Пустил очередь из автомата, затих вражеский пулеметчик. Кинул гранату, затих второй. За что впервые получил похвалу от командира. После окончания боя, подсчитали убитых врагов и оказалось их там двадцать человек, где стрелял Трусов.

За проявленную решительность, он был награжден почетной наградой.

Поменялось теперь все, никто уже не подойдет и не посмеется с фамилии солдата. Никто не переспросит ее и не хихикнет в сторонке. Теперь бойцы с уважением стали относится к Трусову – все взгляд на награду кидают.

Нельзя судить человека по внешности, не зная его. А в любом случае красят людей дела и поступки, чему и учит этот рассказ.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Алексеев — Злая фамилия. Картинка к рассказу

Краткое содержание Алексеев Злая фамилия за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гайдар Тимур и его команда
    Находящийся на фронте полковник Александров отправляет своим дочерям восемнадцатилетней Ольги и тринадцатилетней Жене телеграмму и предлагает оставшуюся часть лета провести на даче.
  • Краткое содержание Счастливая смерть Камю
    В одном из первых своих произведений Альбер Камю описывает начинающие формироваться у него экзистенциальные взгляды на жизнь. «Счастливая смерть» содержит мысли автора об абсурдности существования отчаявшейся личности
  • Краткое содержание Стивенсон Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда
    В произведении «Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда», созданном шотландским писателем Робертом Стивенсоном, описываются фантастические события.
  • Беляев
    Александра Романовича принято считать основоположником советской фантастики. За 16 лет творческой деятельности А. Р. Беляев написал 17 романов и около 30 повестей и рассказов.
  • Краткое содержание Воннегут Колыбель для кошки
    Рассказчик – писатель, задумавший опубликовать книгу об «отце атомной бомбы» Феликсе Хонникере. Для осуществления задумки, он связывается с детьми ученого. Оказалось, что старший, Филипп Хонникер, является министром в небольшой стране Сан-Лоренцо

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/alekseev-zlaya-familiya

Краткое содержание: Сергей Сергеевич Прокофьев. Повесть о настоящем человеке

ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

Опера в трех актах (десяти картинах)

Либретто С. С. Прокофьева и М. А.
Мендельсон-Прокофьевой

Действующие лица:

Алексей, летчик Ольга, невеста Алексея баритон сопрано
Федя Серёнька } ребята из колхоза ритмический говор
  • Дед Михайло, председатель колхоза
  • Петровна, колхозница
  • Варя, сноха деда Михайлы
  • Бабка Василиса
  • Андрей Дегтяренко, летчик, друг
  • Алексея
  • Василий Васильевич, известный хирург
  • 1-й хирург
  • 2-й хирург
  • Мать Алексея
  • Клавдия, медсестра
  • Комиссар
  • Кукушкин, летчик
  • Гвоздев, танкист
  • Анюта, студентка
  • Старший врач
  • Полковник
  1. тенор
  2. сопрано
  3. меццо‑сопрано
  4. контральто
  5. бас
  6. бас
  7. тенор
  8. баритон или бас
  9. меццо‑сопрано
  10. меццо‑сопрано
  11. бас
  12. тенор (характерный)
  13. тенор
  14. сопрано
  15. тенор
  16. бас
  • Летчики, колхозницы.
  • Время действия: Великая Отечественная война 1941—1945 годов.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Свою последнюю оперу Прокофьев посвятил прославлению
беспримерного мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Литературным источником послужила одноименная повесть Б. Полевого (1946),
которая основана на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея
Маресьева. Это одна из первых советских опер, в которой были воскрешены события
недавно отгремевшей войны.

Творческая смелость композиторского замысла
заключалась не только в идейном содержании, но и в том, что вся обстановка
действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные
представления об оперной условности. В значительной части произведения главный
герой показан больным, физически неполноценным человеком.

Основной
драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания
действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так
Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по
содержанию и по форме.

В либретто при неизбежном сокращении ряда эпизодов,
свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако,
основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.

К сочинению оперы Прокофьев приступил в октябре 1947
года и закончил ее в августе 1948 года. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря
1948 года в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова.

Спустя
двенадцать лет, 7 октября 1960 года премьера «Повести о настоящем человеке»
была показана в Большом театре Союза ССР. При этом либреттист М. А.
Мендельсон-Прокофьева совместно с постановщиком внесли в либретто ряд
изменений; действие стало более концентрированным, динамичным.

Были произведены
некоторые сокращения. В этой редакции опера имела большой успех и была
поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге.

СЮЖЕТ

В воздушном бою вражеские истребители сбили машину
Алексея, он оказался в глухом безлюдном лесу, где каждая ветка таит опасность,
каждый шорох угрожает смертью. Надо двигаться на восток к своим, но что-то
случилось с ногами: каждый шаг причиняет нестерпимую боль.

Три дня мучительного пути привели Алексея на опушку
леса, хранящую следы недавнего боя. Жуткую картину представляет мертвое поле:
подбитые танки, разорванные пушки, замерзшие трупы бойцов. Летчик совершенно
выбился из сил, ему хочется лечь, забыться.

Но раненый понимает, что стоит хоть
немного расслабить волю — и ему больше не подняться. На груди он хранит
фотографию любимой, ему вспоминаются Волга, Камышин. Воспоминания рождают новый
приток энергии. Хоть ползком, но двигаться вперед.

Не умолкает гул канонады —
фронт близок.

Двое ребят, Федька и Серёнька, с удивлением следят
из-за кустов, как то ли зверь, то ли человек катится по снегу, издавая время от
времени глухой стон. Ребята окликнули его. Трудно поверить, что это изможденное
существо — советский летчик.

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери марсианские хроники за 2 минуты пересказ сюжета

Их убеждают в этом слезы радости Алексея, впервые
за 18 дней своего тяжкого пути услышавшего родную речь. Дети рассказали ему,
что немцы сожгли их деревню, и всем пришлось уйти в лес. Сейчас колхозники
живут в землянках.

Бережно укутав Алексея, они на санках увозят его к себе.

В землянке деда Михаилы тускло горит лучина.
Неторопливо текут стариковские думы о разоренном оккупантами хозяйстве,
приближающейся поре сева. Тоскует Варвара о пропавшем без вести
муже-фронтовике. В полузабытье тихо стонет на нарах Алексей.

Его состояние
тревожит всех жителей лесной деревни. Бабка Василиса зарезала единственную
курицу, чтобы подкрепить силы раненого. Слышен шум приближающегося самолета. В
землянку входит Андрей, полковой друг Алексея. Это Серёнька оповестил его о
раненом летчике.

Алексея увозят в столичный госпиталь.

На больничной койке Алексей тревожно бредит после
только что прошедшей операции. Врачи, мать, Ольга, Андрей рисуются в его
воспаленном сознании. Путаные видения сопровождает неотвязная мысль: он лишился
ног, им будут тяготиться близкие, напрасно ждут однополчане.

Ведь летчик без
ног, что птица без крыльев, жить и клевать еще может, но летать — никогда.
Медсестра Клавдия пытается успокоить больного. А жизнь в палате идет своим
чередом. Комиссар Воробьев рассказывает о героизме красных конников в
гражданской войне. Брюзжит по обыкновению Кукушкин.

Мечтает о встрече с Анютой
Гвоздев, завязавший переписку со студентками-медичками. Только Алексей
замкнулся, ушел в свои невеселые думы. Но и к его душе подобрал ключ комиссар.
Он разыскал в журнале статью о поручике Карповиче, который, несмотря на
ампутацию ступни, продолжал боевые вылеты.

Задумался Алексей: он лишился обеих
ног, да и современный самолет требует значительно большей ловкости и сноровки.
Но ведь он советский человек! Алексей принимает решение во что бы то ни стало
вернуться в строй.

Приближается весна. Выздоравливающие мечтают о скором
возвращении на фронт. Упорно тренируется Алексей, огромным усилием воли
заставляя себя сделать первые шаги на протезах. Гвоздев беспокойно посматривает
в зеркало на обезображенное ожогами лицо.

Суетится Кукушкин, удивляясь выдержке
друзей. И только комиссар Воробьев, сумевший поднять на ноги всех обитателей
палаты, возродить в них любовь к жизни, уверенность в достижении поставленной
цели, слабеет с каждым днем.

Как большое горе воспринимают раненые, его смерть.

Перед выпиской из госпиталя Алексей решился, наконец,
отправить Ольге письмо, сообщить ей о своем ранении, обо всем выстраданном и
пережитом, о той внутренней борьбе, которую ему пришлось выдержать.

В санатории летчиков радостное оживление — группе
отдыхающих разрешена досрочная выписка. Они отправятся защищать город на Волге,
где решается судьба Родины, исход войны.

И Алексей надеялся вернуться с ними на
фронт, но медицинская комиссия не удовлетворила его просьбу и направила на
работу в тыл. Чтобы показать, как ловко он владеет протезами, Алексей принимает
участие в танцах.

Его выдержка и самообладание заставляют врачей изменить
решение. Они отправляют Алексея в тренировочную школу.

Алексей, Андрей и Анюта любуются красотой озера, мягко
освещенного лунным светом. Их мысли обращены к боевым друзьям в действующей
армии. Возникает фронтовая панорама. Насмерть стоят сотни бойцов, веря в
близкую победу над врагом.

На лесном аэродроме все ждут возвращения Алексея из
боевого полета. Раненый Андрей рассказывает, как в воздушном бою Алексей
выручил его. Он не верит, что его друг, такой ценой вернувшийся в строй, погиб.
Показывается самолет. Товарищи радостно приветствуют Алексея, совершившего
новый подвиг. Он вновь будет сражаться.

МУЗЫКА

В центре оперы ее основной герой — Алексей Мересьев.
От картины к картине прослеживаются его судьба, переживания, сомнения, надежды,
и лишь попутно рассказывается о людях, окружающих Алексея. Все подчинено
раскрытию его замечательного духовного облика. Основой музыкального языка оперы
является народная песня, которая служит средством характеристики действующих
лиц и драматических ситуаций1.

Жизнеутверждающе звучит оркестровое вступление. В
быстром темпе проносятся маршеобразная тема победы и распевная, величавая тема
стойкости советского человека2.

Глубоким драматизмом, эмоциональной напряженностью
отличается музыка первой картины.

Сопровождая речитативный монолог Алексея «Подшибли…»,
словно мрачная тень, закрывающая ясное небо, в оркестре неоднократно возникает
жесткая мелодическая тема войны.

Ей контрастирует исполненная эпической силы,
патетически окрашенная тема природы, заповедного леса. В симфоническом антракте
напряженно пульсирующий фон оттеняет волевую собранность мелодии, подымающейся
в басах.

Вторая картина («Мертвое поле») передает оцепенение
смерти, застылость места недавнего боя. Светла и ласкова песня Ольги, в которой
композитор использует мелодии своих песен «Подруга бойца» и «Любовь воина».

Второй симфонический антракт, как и первый, рисует мучительный путь Алексея.
Щемяще-скорбная мелодическая фраза, звучащая на фоне темы леса, передает
ощущение физической боли, мучительных усилий раненого.

В третьей картине выразительная печальная мелодия
флейты сопровождает рассказ Серёньки о зверствах на селе. Меткими
характеристическими деталями передается своеобразие речи встревоженных людей в
сцене прихода колхозников.

Их разноголосый ансамбль завершается хоровой песней
о молодом дубке; ее плавное вальсо-образное движение, гибкий напев проникнуты
большим теплом и задушевностью.

В симфоническом послесловии (3-й антракт) эта
простая, в духе протяжных лирических песен мелодия приобретает обобщающее
значение темы настоящего человека, прославляя величие подвига раненого летчика3.

Четвертая картина выразительно воспроизводит быт
подземной деревеньки. Проникновенный напев, напоминающий народную песню «Что же
ты, Варенька-радость, приуныла», передает тоску Варвары о любимом. Ария деда
Михайлы «Одна утеха» сочетает ритмическую остроту частушки с широким распевом.
Задорно и остро звучит радостный гопак Андрея.

В пятой картине (второй акт) центральное место
занимает сцена бреда Алексея. На фоне возбужденно стремительной оркестровой
партии чередуются нервные, умоляющие реплики больного, волевые приказания
докторов, ласковые слова матери, песенка Ольги, скороговорка Андрея.

Раздумчиво, неторопливо звучит чуть суровая народная лирическая песня «Зеленая
рощица» Клавдии. Целеустремленностью, волевой активностью пронизана баллада
Комиссара; основная ее мелодия уже знакома по двум первым антрактам. Задорный
игровой характер имеют частушки Кукушкина «Анюта».

Сцена Алексея с Комиссаром
завершается жизнеутверждающей мелодией песни о молодом дубке.

Светлым созерцательным настроением окрашено ариозо
Андрея «Весна. В Камышине ручьи» в шестой картине; музыка рисует поэтический
образ расцветающей природы, вселяющей в человека бодрость и уверенность.
Действенным драматическим контрастом выступает эпизод смерти Комиссара, Взрыв
отчаяния и горя сдерживается мудрой сосредоточенной народной песней Клавдии «Сон
мой милый, торопливый».

Седьмая картина (третий акт) — развернутая
ария-монолог Алексея (письмо к Ольге); здесь в музыке господствует тема весны,
прозвучавшая в предыдущей картине.

Радостно приподнятый хор летчиков «Скоро в бой»
открывает восьмую картину. Общее оживление, веру в близкую победу передаетзвучащая здесь первая тема увертюры.

Вальс, фокстрот, темпераментная румба,
воспроизводящие бытовой фон жизни в санатории, одновременно становятся важным
звеном в характеристике Алексея.

В центре этой сцены — шутливый дуэт Андрея и
Кукушкина «Всякой на свете-то женится». Отъезд летчиков сопровождается музыкой
увертюры.

Девятая картина состоит из двух контрастных разделов: «Баркарола»
и «Фронт». Светлое, завораживающее мерным ритмом вступление рисует тихую гладь
лесного озера, легкое скольжение лодки. Как воспоминание об Ольге звучит в
ариозо Алексея мелодия ее песенки.

Выразительна музыка лирического трио (Алексей,
Андрей и Анюта) «Словно звезд далеких мягкий свет»4.

Величественным суровым колоритом наделен хор бойцов «Нас зовет страна родная»,
к которому присоединяются Ольга, Анюта, Алексей и Андрей (квартет с хором); его
музыкальным прообразом послужила старая солдатская песня «Московская славна
путь-дороженька».

Музыкальным рефреном десятой картины служит тема
победы (увертюра, восьмая картина). Друзья радостно приветствуют возвращение
Алексея, его новый боевой подвиг. Радостной уверенностью и спокойствием дышат
ариозо Алексея «Спасибо, сказал мне», его второе письмо к Ольге и дуэт.
Завершается опера торжественной хоровой песней о молодом дубке.

1 В оперу включены несколько обработок подлинных народных напевов, незадолго до создания «Повести» изданных Прокофьевым для голоса с фортепиано.

2 В редакции, идущей на сцене Большого театра СССР, опера открывается хором «Вырос в Плавнях дубок молодой» (I акт, 3 картина). В дальнейшем характеристика музыки дается по этой редакции.

3 Эта песня была написана Прокофьевым десятилетием ранее и издана под названием «Песня о Родине» в 1939 году.

4 В постановке Большого театра СССР первая половина девятой картины («Баркарола») выпускается.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/137.html

Краткое содержание рассказа «Хамелеон» А. П. Чехова

Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте. В рассказе Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Очумелов – полицейский надзиратель.
  • Елдырин – «рыжий» городовой.
  • Хрюкин – золотых дел мастер.
  • Прохор – генеральский повар.

«Хамелеон» очень краткое содержание

Хамелеон Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему.

Полицейский надзиратель Очумелов и рыжий городовой Елдырин идут через базарную площадь. Вдруг до них доносятся возмущённые вопли и собачий визг.

Они видят, как из дровяного склада, оглядываясь, выбегает собака на трёх ногах, за которой бежит полупьяный мужик, золотых дел мастер Хрюкин.

Хрюкин хватает собаку за задние лапы, вокруг них, «словно из земли выросши», собирается толпа. В центре толпы — Хрюкин, демонстрирующий окровавленный палец и пойманного им щенка.

Очумелов и городовой идут разбираться в произошедшем. Хрюкин жалуется полицейскому, что собака его укусила. Очумелов грозится оштрафовать хозяина пса и истребить собаку.

Узнав, что это собака генерала Жигалова, полицейский быстро меняет своё мнение и набрасывается на Хрюкина. Елдырин замечает, что у генерала таких собак нет.

Очумелов снова меняет своё мнение на противоположное, говорит Хрюкину, чтоб этого дела так не оставлял.

Ударившийся в размышления городовой говорит, что, возможно, она и генеральская, он видел похожую на днях во дворе генерала. Очумелов снова меняет мнение, велит Елдырину доставить собаку к Жигалову и сказать, что это он, Очумелов, нашёл её.

Проходящего мимо генеральского повара Прохора спрашивают, их ли эта собака, на что Прохор отвечает — нет. Очумелов снова жаждет истребить собаку.

Повар продолжает говорить, и выясняется, что это собака генеральского брата Владимира Ивановича. Полицейский надзиратель умиляется и даёт Прохору беспрепятственно увести собаку.

Толпа смеётся над Хрюкиным, Очумелов грозит ему и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Рассказ «Белолобый» Чехова был написан в 1895 году в традициях реализма. Это история о волчице, которая вместо ягненка по ошибке унесла из хлева белолобого щенка. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Белолобый» Чехов для читательского дневника.

Короткий пересказ «Хамелеона» Чехова

Действие рассказа происходит в провинциальном городке во второй половине XIX века.

Полицейский надзиратель Очумелов идет по городу через базарную площадь. Внезапно он видит, как местный ювелир Хрюкин с криком гонится за собакой и ловит ее. На месте происшествия собирается толпа.

К собравшимся подходит Очумелов. Хрюкин показывает ему свой раненый палец, который был укушен собакой. Полупьяный Хрюкин жалуется, что он, золотых дел мастер, теперь якобы не сможет заниматься своей мелкой работой. Мужчина требует, чтобы хозяин собаки заплатил ему денег за этот ущерб. Выслушав это, Очумелов требует найти и наказать хозяина собаки, а также избавиться от самого животного.

Внезапно кто-то из толпы говорит, что эта собака принадлежит генералу Жигалову. Услышав это, Очумелов как хамелеон тут же меняет свое отношение к собаке. Он заявляет, что Хрюкин сам виноват в своей беде, так как дразнил животное. Очумелов боится, что генеральская собака может стоить дорого и из-за нее могут быть проблемы. Он решает срочно передать животное хозяину.

В это время на улице появляется повар генерала, Прохор говорит, что эта собака точно не принадлежит генералу. Услышав это, Очумелов снова как хамелеон меняет свое отношение к собаке и отдает приказ истребить ее.

Однако Прохор тут же заявляет, что собака принадлежит брату генерала, который приехал в гости. Услышав это, Очумелов как хамелеон начинает говорить о собаке ласковым тоном. Он советует Прохору отвести собаку к ее хозяину. Тот уводит животное домой.

Толпа смеется над Хрюкиным, которому так и не удалось наказать собаку. А Очумелов уходит, грозя Хрюкину тем, что еще “доберется до него”, то есть устроит ему неприятности.

Другой рассказ «Лошадиная фамилия» Чехова был написан в 1885 году. В произведении описана анекдотичная ситуация, когда необходимо было срочно вспомнить фамилию человека, умевшего исцелять больных даже по телеграфу.

Сюжет «Хамелеона» за 2 минуты

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов. Он видит бегущую собаку, которую догоняет и хватает ругающийся мужик. Собирается толпа.

Читайте также:  Краткое содержание куприн слон за 2 минуты пересказ сюжета

Мужик (золотых дел мастер Хрюкин) показывает толпе покусанный палец.

Очумелов настроен решительно: «Я покажу вам, как собак распускать! Елдырин, — обращается он к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля!»

После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

Он обращается к городовому: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто, жарко стало», а затем говорит пострадавшему Хрюкину: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком!» В это время городовой начинает сомневаться в том, что это собака генерала: «у него всё больше легавые».

Очумелов меняется на глазах, и теперь он снова решителен: «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй!»

Голос из толпы кричит: «Вестимо, генеральская!» Очумелов снова сомневается. «Надень-ка, Елдырин, на меня пальто… ветром подуло», — просит он городового, а Хрюкину говорит: «Болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»

По площади идёт генеральский повар Прохор. На вопрос, их ли это собака, он отвечает: «Этаких у нас отродясь не бывало!» Очумелов говорит: «Я же говорил! Она бродячая! Истребить, вот и всё». А Прохор продолжает: «Это генералова брата».

Лицо Очумелова заливается улыбкой умиления: «Да разве братец ихний приехали, Владимир Иваныч? Так это ихняя собачка? Очень рад… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец!» Прохор забирает собаку. Толпа хохочет над Хрюкиным, а Очумелов грозит ему: «Я ещё доберусь до тебя!» — и продолжает свой путь по базарной площади.

Это интересно: Рассказ «Каштанка» Чехов написал в 1887 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Каштанки» по главам. Впервые произведение было опубликовано в том же году в газете «Новое время» под заглавием «В ученом обществе». Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

«Хамелеона» с цитатами

Краткое содержание Хамелеон Чехов:

Через базарную площадь шли полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Неожиданно послышались крики и собачий визг. Из дровяного склада купца Пичугина выбежала на трех ногах собака, за которой гнался полупьяный «человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке». Мужчина ухватил собаку за задние лапы.

Шум привлек внимание людей, и вскоре вокруг собралась толпа. Очумелов решил разобраться, в чем дело.

Около ворот склада стоял тот самый мужчина и, «подняв вверх правую руку», показывал «толпе окровавленный палец». Очумелов узнает в нем золотых дел мастера Хрюкина. В центре же толпы сидел испуганный «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине».

Хрюкин объяснил полицейскому надзирателю, что собака его «ни с того ни с сего» укусила за палец. А так как работа у него «мелкая», и теперь может он этим пальцем «неделю не пошевельнет», то требует компенсации.

Очумелов начал выяснять, кому принадлежит собака, грозясь оштрафовать ее хозяина, а само животное истребить. Кто-то из толпы предположил, что это собака генерала Жигалова. Очумелову стало жарко, он попросил снять с него пальто и набросился на Хрюкина, обвиняя его в том, что видимо он «расковырял палец гвоздиком» и соврал всем.

Сомневаясь, городовой отметил, что у генерала таких собак нет – «у него все больше легавые». Очумелов тут же изменил мнение, советуя Хрюкину «дела этого так не оставлять» и «проучить» собаку. Однако кто-то из толпы снова сказал, что животное все-таки генерала. Очумелову стало холодно, он надел пальто и, грозя Хрюкину, распорядился отвести собаку к генералу.

Мимо проходивший генеральский повар Прохор сообщает, что собака точно не генерала. Очумелов снова распорядился, что животное нужно «истребить». Однако Прохор отметил, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов тут же начинает относиться к щенку с трепетом и умилением и просит повара забрать его.

«Толпа хохочет над Хрюкиным.

– Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».

Это интересно: Рассказ «Хирургия» Чехова был написан в 1884 году. С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.

Видео краткое содержание Хамелеон Чехова

Рассказ Чехова «Хамелеон» не теряет своей актуальности и в наши дни. Произведение было переведено на множество языков еще при жизни автора. В 1971 году «Хамелеон был экранизирован.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-hameleon.html

«В дурном обществе», краткое содержание по главам повести Короленко

Главный герой повести – мальчик Вася, который живет в небольшом городке Княжье-Вено. Местечко принадлежит захудалому польскому роду, жизнь здесь тихая и спокойная.

Мать Васи умерла, когда ребенку было всего шесть лет. Отец мальчика тяжело переживал смерть супруги. После ее кончины он стал больше внимания уделять дочери, поскольку девочка была похожа на мать, а про сына почти забыл.

Вася был предоставлен сам себе. Большую часть времени он проводил на улицах городка и часто поглядывал на развалины старого замка, который находился на небольшом острове. Про это место рассказывали много страшных историй. Говорили, что стоит замок на костях пленных турок, которые его возводили. Рядом с замком была выстроена униатская часовня, теперь она стояла совсем заброшенной.

В развалинах замка долгое время находили приют люди, оставшиеся без средств существования. Здесь можно было получить бесплатную крышу над головой, а также худо-бедно обустроить свой быт.

Однако в замке начались перемены. Бывший слуга Януш выхлопотал права на это здание и стал проводить здесь «реформы». Он оставил в замке только католиков, а остальных нищих безжалостно выгнал вон.

II. Проблематические натуры

После того, как нищих прогнали из замка, они несколько дней ходили по улицам города в поисках временного пристанища. Погода в эти дни была немилостива к людям, все время лил холодный дождь. Но вскоре нищие перестали беспокоить горожан, жизнь вошла в привычную колею.

По городу поползли слухи, что изгнанные из замка нашли приют в развалинах часовни, говорили также, что там есть подземные ходы. Изгнанники стали периодически появляться в городе, но милостыню, как обитатели замка, уже не просили. Они предпочитали сами брать то, что было нужно для жизни. За это подвергались преследованиям горожан.

Среди изгнанников встречались неординарные личности. Например, мужчина по прозвищу «профессор». Это был безобидный человек, который целыми днями бродил по городу и что-то бубнил. Он мог часами говорить на любую тему и очень боялся колющих и режущих предметов. Этот факт забавлял местных жителей, которые часто издевались над «профессором».

Однако изгнанные нищие стояли друг за друга. Особой отвагой отличались пан Туркевич и штык-юнкер Заусайлов. Последний был огромного роста и постоянно воевал с местными жителями. Больше всего от Заусайлова страдали евреи.

Бывшего чиновника Лавровского называли в городе «пан писарь». Его трагедия связана с местной красавицей Анной, в которую молодой Лавровский был безумно влюблен.

Девушка сбежала из родительского гнезда с одним драгунским офицером, после чего чиновник запил. Лавровский часто приписывал себе страшные преступления, например, убийство своего отца.

Но над его историями горожане только посмеивались.

Лавровский засыпал на улице в любую погоду. Он мог давно погибнуть, если бы бывшего чиновника не опекал пан Туркевич – человек крутого нрава, всегда пьяный и готовый к мордобою. Туркевич называл себя генералом, он легко мог найти деньги на выпивку у местных чиновников.

Еще одной личностью, заслуживающей внимания, являлся Тыбурций Драб. Внешне этот пан чем-то напоминал обезьяну, однако всех поражала его ученость. Драб знал наизусть огромные отрывки из произведений Цицерона и других древних авторов.

III. Я и мой отец

После смерти матери отношения Василия с отцом стали сложными. Мальчик чувствовал, что с каждым днем родитель все меньше заботился о сыне. Лицо отца было всегда суровым, поэтому Вася предпочитал как можно меньше времени проводить дома. Он уходил в город на рассвете, а возвращался поздно вечером. Если сестренка Соня еще не спала, мальчик пробирался в ее комнату, и дети вместе играли.

За такой образ жизни Василия стали называть бродягой, однако он ничуть на это не обижался и старался меньше думать о том, что говорят окружающие. Мальчик любил мечтать, ему казалось, что большая и интересная жизнь ждет его впереди.

Иногда отец спрашивал, помнит ли Вася свою мать? Конечно, он помнил ее руки, к которым любил прижиматься по ночам, помнил как в последний год жизни она часто сидела у окна, как бы прощалась с этим миром. Однако Василию сложно было сказать об этом отцу, поскольку тот всегда был угрюм и озлоблен.

Изучив все городские достопримечательности, мальчик стал интересоваться часовней, которая манила своими загадками и обещала много новых впечатлений. И вскоре Вася решился проникнуть внутрь этого таинственного здания.

IV. Я приобретаю новое знакомство

Осуществить намеченное Василий решил вместе со своими друзьями. Дверь часовни была заколочена, и проникнуть внутрь можно было только через окно, которое находилось достаточно высоко над землей.

Друзья помогли Васе взобраться на оконную раму, но спускаться с ним вниз категорически отказались. Мальчику пришлось это сделать одному. Внизу было темно, жутко и страшно, посыпалась штукатурка, раздался крик проснувшейся совы. Васе показалось, что он попал на тот свет.

Немного освоившись и осмотревшись, наш герой услышал детские голоса, а затем увидел мальчика лет девяти и совсем маленькую белокурую девочку с голубыми глазами. Это оказались дети пана Тыбурция Валек и Маруся.

Они проводили Василия домой, а он пообещал новым знакомым, что скоро вновь навестит их.

V. Знакомство продолжается

Василий стал часто бывать в гостях у Валека и Маруси, все сильнее привязывался к новым друзьям. Особенно его визитам радовалась девочка, она с удовольствием принимала гостинцы.

Василий сравнивал Марусю со своей сестрой Соней. В чем-то они были похожи, даже возраста одного. Однако, в отличие от Сони, Маруся была слабой и болезненной девочкой, резвиться, как все маленькие дети, не любила.

Это все от «серых камней», которые высасывают из Маруси последние силы. Примерно так объяснил болезненность сестры Валек. А ему об этом сказал их отец – пан Тыбурций. А еще, по словам Валека, Драб очень любит своих детей. Эта новость особенно огорчила Васю, поскольку его отец был совсем другим.

VI. Среды «серых камней»

В этой главе Валек пригласил Васю в свое жилище, которое оказалось сырым и темным подземельем. Теперь стало очевидно, что новые знакомые Василия принадлежат к «дурному обществу», они – нищие.

Мальчик также понял, о каких «серых камнях» идет речь. Жизнь в таком подземелье представилась ему просто ужасной. Вася не смог находиться здесь даже несколько минут. Он попросил Валека скорее вывести его на свежий воздух.

VII. На сцену является пан Тыбурций

Вася по-прежнему ходил в гости к Валеку и Марусе. Когда было тепло и солнечно, дети играли на улице, а в ненастную погоду спускались в подземелье. В один из таких дней явился пан Тыбурций. Сначала он грубо обошелся с гостем, но потом, узнав, что Василий – сын судьи, смягчился. Тыбурций очень уважал городского судью за его принципиальную позицию.

Затем все сели ужинать. Вася обратил внимание, как жадно едят дети мясные блюда. Маруся даже облизывала свои засаленные пальчики. Мальчик понял, что нищим живется трудно, но все-таки еще осуждал их за воровство. Вася жутко боялся, что отец может наказать его за связь с «дурным обществом».

VIII. Осенью

Пришла осень. В ненастные дни обострилась болезнь Маруси. Девочка почти все время лежала в постели. Это обстоятельство очень огорчало Васю, он еще больше привязывался к малышке, старался заботиться о ней, как о своей сестре.

В хорошую погоду Вася и Валек выносили девочку из затхлого подземелья на свежий воздух. Здесь ей было лучше, Маруся на время оживала. Но такое состояние быстро проходило.

IX. Кукла

Болезнь Маруси стремительно прогрессировала. Девочка больше не вставала с постели, была ко всему равнодушна. Чтобы хоть как-то отвлечь Марусю от болезни, Вася выпросил у сестры красивую куклу. Эта игрушка стала последней и самой дорогой в жизни девочки. Когда она была без сознания и уже никого не узнавала, то все еще крепко сжимала в своих ручонках подарок Васи.

О пропаже Сониной куклы узнал отец. Он решил строго наказать сына, но в доме судьи появился пан Тыбурций. Нищий вернул куклу и сказал, что Маруся умерла. В этот момент Василий впервые увидел своего отца другим. Тот смотрел на мальчика добрым взглядом.

Читайте также:  Краткое содержание бедный волк салтыков-щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Заключение

Тыбурций и Валек исчезли, часовня совсем развалилась, а могила Маруси зеленела каждую весну. Вася с отцом и Соней часто приходили сюда.

  • «В дурном обществе», анализ повести Короленко
  • «Слепой музыкант», анализ повести Короленко
  • «Слепой музыкант», краткое содержание по главам повести Короленко
  • «Парадокс», анализ рассказа Короленко
  • «Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко
  • «Огоньки», анализ рассказа Короленко
  • «Река играет», краткое содержание по главам произведения Короленко
  • «Чудная», анализ произведения Короленко
  • «Мгновение», анализ произведения Короленко
  • «Река играет», анализ рассказа Короленко
  • «Без языка», анализ рассказа Короленко
  • «Без языка», краткое содержание рассказа Короленко
  • Владимир Галактионович Короленко, краткая биография
  • «Мороз» , анализ рассказа Короленко
  • По произведению: «В дурном обществе»
  • По писателю: Короленко Владимир Галактионович

Источник: https://goldlit.ru/korolenko/1273-v-durnom-obschestve-kratkoe-soderzhanie

Повесть о настоящем человеке

Сопровождая Илы, отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома, лётчик-истребитель Алексей Мересьев попал в «двойные клещи». Понимая, что ему грозит позорный плен, Алексей попытался вывернуться, но немец успел выстрелить. Самолёт начал падать. Мересьева вырвало из кабины и швырнуло на разлапистую ель, ветви которой смягчили удар.

Очнувшись, Алексей увидел рядом с собой тощего, голодного медведя. К счастью, в кармане лётного комбинезона был пистолет. Избавившись от медведя, Мересьев попытался встать и ощутил жгучую боль в ступнях и головокружение от контузии. Оглядевшись, он увидел поле, на котором когда-то шёл бой. Чуть поодаль виднелась, дорога, ведущая в лес.

Продолжение после рекламы:

Алексей оказался километрах в 35 от линии фронта, посреди огромного Чёрного леса. Ему предстоял нелёгкий путь по заповедным дебрям. С трудом стянув с себя унты, Мересьев увидел, что его ступни чем-то прищемило и раздробило. Помочь ему никто не мог. Сжав зубы, он встал и пошёл.

Там, где раньше была санитарная рота, он нашёл крепкий немецкий нож. Выросший в городе Камышине среди приволжских степей, Алексей ничего не знал о лесе и не смог подготовить место для ночлега.

Проведя ночь в поросли молодого сосняка, он ещё раз осмотрелся и нашёл килограммовую банку тушёнки.

Алексей решил делать двадцать тысяч шагов в день, отдыхая через каждую тысячу шагов, и есть только в полдень.

Идти с каждым часом становилось труднее, не помогали даже вырезанные из можжевельника палки. На третий день он нашёл в кармане самодельную зажигалку и смог погреться у костра.

Полюбовавшись на «фотографию тоненькой девушки в пёстром, цветастом платье», которую всегда носил в кармане гимнастёрки, Мересьев упрямо пошёл дальше и вдруг услышал впереди на лесной дороге шум моторов.

Он еле успел спрятаться в лесу, как мимо него проехала колонна немецких броневиков. Ночью он услышал шум боя.

Брифли существует благодаря рекламе:

Ночной буран занёс дорогу. Двигаться стало ещё тяжелее. В этот день Мересьев изобрёл новый способ передвижения: он выбрасывал вперёд длинную палку с развилкой на конце и подтаскивал к ней своё искалеченное тело. Так он брёл ещё два дня, питаясь молодой сосновой корой и зелёным мхом. В банке из-под тушёнки он кипятил воду с брусничными листьями.

На седьмые сутки он наткнулся на сделанную партизанами баррикаду, у которой стояли немецкие броневики, обогнавшие его ранее. Шум этого боя он и слышал ночью. Мересьев стал кричать, надеясь, что партизаны его услышат, но те, видимо, ушли далеко. Линия фронта, однако, была уже близко — ветер доносил до Алексея звуки канонады.

Вечером Мересьев обнаружил, что в зажигалке кончилось горючее, он остался без тепла и чая, который хоть немного притуплял голод. Утром он не смог идти от слабости и «какой-то страшной, новой, зудящей боли в ступнях». Тогда «он поднялся на четвереньки и по-звериному пополз на восток». Ему удалось найти немного клюквы и старого ежа, которого он съел сырым.

Вскоре руки перестали его держать, и Алексей начал передвигаться, перекатываясь с боку на бок. Двигаясь в полузабытьи, он очнулся посреди вырубки.

Здесь живой труп, в который превратился Мересьев, подобрали крестьяне сожжённого немцами села, которые жили в землянках неподалёку.

Мужчины этой «подземной» деревеньки ушли в партизаны, оставшимися женщинами командовал дед Михайла. У него и поселили Алексея.

Через несколько дней, проведённых Мересьевым в полузабытьи, дед устроил ему баньку, после которой Алексею стало совсем худо. Тогда дед ушёл, и сутки спустя привёл командира эскадрильи, в которой служил Мересьев. Тот отвёз друга на родной аэродром, где уже дожидался санитарный самолёт, который переправил Алексея в лучший московский госпиталь.

Продолжение после рекламы:

Часть вторая

Мересьев попал в госпиталь, которым управлял знаменитый профессор медицины. Койку Алексея поставили в коридоре. Однажды, проходя мимо, профессор наткнулся на неё и узнал, что здесь лежит человек, 18 дней ползком выбиравшийся из немецкого тыла. Рассердившись, профессор велел перевести больного в пустующую «полковничью» палату.

Кроме Алексея, в палате оказалось ещё трое раненных. Среди них — сильно обгоревший танкист, герой Советского Союза, Григорий Гвоздёв, который мстил немцам за погибшую мать и невесту.

В своём батальоне он прослыл «человеком без меры». Уже второй месяц Гвоздёв пребывал а апатии, ничем не интересовался и ожидал смерти.

За больными ухаживала Клавдия Михайловна, симпатичная палатная сестра среднего возраста.

Ступни Мересьева почернели, а пальцы потеряли чувствительность. Профессор пробовал одно лечение за другим, но победить гангрену не смог. Чтобы спасти Алексею жизнь, ноги пришлось ампутировать до середины икры. Всё это время Алексей перечитывал письма от матери и своей невесты Ольги, которым не смог признаться, что ему отняли обе ноги.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вскоре в палату Мересьева подселили пятого пациента, тяжело контуженного комиссара Семёна Воробьёва. Этот неунывающий человек сумел расшевелить и утешить своих соседей, хотя сам постоянно испытывал сильную боль.

После ампутации Мересьев ушёл в себя. Он считал, что теперь Ольга выйдет за него только из жалости, или из-за чувства долга. Алексей не хотел принимать от неё такую жертву, и поэтому не отвечал на её письма

Пришла весна. Танкист ожил и оказался «весёлым, разговорчивым и лёгким человеком». Добился этого Комиссар, организовав Грише переписку со студенткой медицинского университета Анютой — Анной Грибовой. Самому Комиссару тем временем становилось всё хуже. Его контуженное тело опухало, и каждое движение причиняло сильную боль, но он яростно сопротивлялся болезни.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Только к Алексею Комиссар не мог подобрать ключик. С раннего детства Мересьев мечтал стать лётчиком. Поехав на стройку Комсомольска-на-Амуре, Алесей с компанией таких же, как он мечтателей организовал аэроклуб.

Вместе они «отвоевали у тайги пространство для аэродрома», с которого Мересьев впервые поднялся в небо на учебном самолёте. «Потом он учился в военном авиаучилище, сам учил в нём молодых», а когда началась война — ушёл в действующую армию.

В авиации заключался смысл его жизни.

Однажды Комиссар показал Алексею статью о лётчике времён Первой Мировой войны, поручике Валериане Аркадьевиче Карпове, который, лишившись ступни, научился управлять самолётом. На возражения Мересьева, что у него нет обеих ног, а современные самолёты гораздо сложнее в управлении, Комиссар отвечал: «Но ты же советский человек!».

Мересьев поверил, что сможет летать без ног, и «им овладела жажда жизни и деятельности». Ежедневно Алексей проделывал разработанный им же комплекс упражнений для ног. Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивал время зарядки на одну минуту.

Между тем Гриша Гвоздёв всё больше влюблялся в Анюту и теперь часто рассматривал в зеркале своё обезображенное ожогами лицо. А Комиссару становилось всё хуже. Теперь по ночам около него дежурила медсестра Клавдия Михайловна, которая была в него влюблена.

Невесте Алексей так и не написал правду. С Ольгой они были знакомы со школы. Расставшись на время, они встретились вновь, и Алексей увидел в старом друге красивую девушку.

Решающих слов он, однако, сказать ей не успел — началась война. Ольга первая написала о своей любви, Алесей же считал, что он, безногий, такой любви недостоин.

Наконец он решил написать невесте сразу после возвращения в лётную эскадрилью.

Первого мая умер Комиссар. Вечером того же дня в палате поселился новичок, лётчик-истребитель майор Павел Иванович Стручков с повреждёнными коленными чашечками.

Это был весёлый, общительный человек, большой любитель женщин, к которым относился довольно цинично. На следующий день хоронили Комиссара.

Клавдия Михайловна была безутешна, а Алексею очень захотелось стать «настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь».

Вскоре Алексею надоели циничные высказывания Стручкова о женщинах. Мересьев был уверен, что не все женщины одинаковые. В конце концов, Стручков решил очаровать Клавдию Михайловну. Палата уже хотела защищать любимую медсестру, но та сама сумела дать майору решительный отпор.

Летом Мересьев получил протезы и стал осваивать их со своим обычным упорством. Он часами ходил по больничному коридору, сперва опираясь на костыли, а затем — на массивную старинную трость, подарок профессора. Гвоздёв уже успел заочно объясниться Анюте в любви, но потом начал сомневаться.

Девушка ещё не видела, насколько он обезображен. Перед выпиской он поделился своими сомнениями с Мересьевым, и Алексей загадал: если у Гриши всё образуется, то и он напишет Ольге правду. Встреча влюблённых, за которой наблюдала вся палата, получилась холодной — девушку смутили шрамы танкиста.

Майору Стручкову тоже не везло — он влюбился в Клавдию Михайловну, которая его почти не замечала. Вскоре Гвоздёв написал, что отправляется на фронт, ничего не сообщив Анюте.

Тогда Мересьев попросил Ольгу не дожидаться его, а выходить замуж, в тайне надеясь, что настоящую любовь такое письмо не спугнёт.

Через некоторое время Анюта сама позвонила Алексею, чтобы узнать, куда исчез Гвоздёв. После этого звонка Мересьев ободрился и решил написать Ольге после первого сбитого им самолёта.

Часть третья

Мересьева выписали летом 1942 года и направили долечиваться в подмосковный санаторий Военно-Воздушных Сил.

За ним и Стручковым выслали машину, но Алексей захотел прогуляться по Москве и попробовать на прочность свои новые ноги. Он встретился с Анютой и попытался объяснить девушке, почему Гриша так внезапно исчез.

Девушка призналась, что сначала её смутили шрамы Гвоздёва, но теперь она о них не думает.

В санатории Алексея поселили в одной комнате со Стручковым, который всё никак не мог забыть Клавдию Михайловну. На следующий день Алексей уговорил рыжую медсестричку Зиночку, которая танцевала лучше всех в санатории, научить танцевать и его. Теперь к его ежедневным упражнениям добавились уроки танца.

Вскоре весь госпиталь знал, что у этого парня с чёрными, цыганскими глазами и неуклюжей походкой нет ног, но он собирается служить в авиации и увлекается танцами. Через некоторое время Алексей уже участвовал во всех танцевальных вечерах, и никто не замечал, какая сильная боль скрывается за его улыбкой.

Мересьев всё меньше «ощущал сковывающее действие протезов».

Вскоре Алексей получил письмо от Ольги. Девушка сообщала, что уже месяц вместе с тысячами добровольцев роет противотанковые рвы под Сталинградом. Она была оскорблена последним письмом Мересьева, и ни за что бы его не простила, если бы не война.

В конце Ольга писала, что ждёт его всякого. Теперь Алексей писал любимой каждый день. Санаторий волновался, как разорённый муравейник, у всех на устах было слово «Сталинград». В конце концов, отдыхающие потребовали срочной отправки на фронт.

В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС.

Узнав, что лишившись ног Мересьев хочет обратно а авиацию, военврач первого ранга Мировольский собрался ему отказать, но Алексей уговорил его придти на танцы. Вечером военврач с изумлением наблюдал, как танцует безногий лётчик.

На следующий день он дал Мересьеву положительное заключение для управления кадров и обещал помочь.

С этим документом Алексей отправился в Москву, однако Мировольского в столице не было, и Мересьеву пришлось подавать рапорт общим порядком.

Мересьев остался «без вещевого, продовольственного и денежного аттестатов», и ему пришлось остановиться у Анюты. Рапорт Алексея отклонил, и отправили лётчика на общую комиссию в отдел формирования. Несколько месяцев Мересьев ходил по кабинетам военной администрации.

Ему везде сочувствовали, но помочь не могли — слишком строги были условия, по которым принимали в лётные войска. К радости Алексея, общую комиссию возглавлял Мировольский.

С его положительной резолюцией Мересьев прорвался к самому высокому командованию, и его отправили в лётную школу.

Для Сталинградской битвы требовалось много лётчиков, школа работала с предельной нагрузкой, поэтому начальник штаба не стал проверять документы Мересьева, а только велел написать рапорт на получение вещевого и продовольственного аттестатов и убрать подальше щёгольскую трость.

Алексей отыскал сапожника, который смастерил лямки — ими Алексей пристёгивал протезы к ножным педалям самолёта. Пять месяцев спустя Мересьев успешно сдал экзамен начальнику школы. После полёта тот заметил трость Алексея, разозлился, и хотел сломать, но инструктор вовремя остановил его, сказав, что у Мересьева нет ног.

В результате Алексея рекомендовали, как искусного, опытного и волевого лётчика.

В школе переподготовки Алексей пробыл до ранней весны. Вместе со Стручковым он учился летать на ЛА-5, самых современных на тот момент истребителях. Поначалу Мересьев не ощущал «того великолепного, полного контакта с машиной, который и даёт радость полёта».

Алексею показалось, что мечта его не осуществится, но ему помог замполит школы полковник Капустин. Мересьев был единственным в мире лётчиком-истребителем без ног, и замполит предоставил ему дополнительные лётные часы.

Вскоре Алексей овладел управлением ЛА-5 в совершенстве.

Часть четвёртая

Весна была в разгаре, когда Мересьев прибыл в штаб полка, расположенный в небольшой деревушке. Там его оформили в эскадрилью капитана Чеслова. В эту же ночь началось роковое для немецкой армии сражение на Курской дуге.

Капитан Чеслов доверил Мересьеву новенький ЛА-5. Впервые после ампутации Мересьев сразился с реальным противником — одномоторными пикировщиками Ю-87. Он делал по нескольку боевых вылетов в день. Письма от Ольги он мог читать только поздно вечером.

Алексей узнал, что его невеста командует сапёрным взводом и уже успела получить орден Красной Звезды. Теперь Мересьев мог «говорить с ней на равных», однако открывать девушке правду не спешил — он не считал устаревший Ю-87 настоящим противником.

Достойным врагом стали истребители воздушной дивизии «Рихтгофен», в которую входили лучшие немецкие асы, летающие на современных «фоке-вульф-190».

В сложном воздушном бою Алексей сбил три «фоке-вульфа», спас своего ведомого и с трудом дотянул до аэродрома на остатках горючего. После боя его назначили командиром эскадрильи.

В полку уже все знали об уникальности этого лётчика и гордились им. В тот же вечер Алексей, наконец, написал правду Ольге.

Послесловие

На фронт Полевой попал в качестве корреспондента газеты «Правда». Он встретился с Алексеем Мересьевым, готовя статью о подвигах лётчиков-гвардейцев. Рассказ лётчика Полевой записал в тетрадь, а повесть написал четыре года спустя. Её печатали в журналах и читали по радио.

Одну из таких радиопередач услышал гвардии майор Мересьев и нашёл Полевого. За 1943-45 годы он сбил пять немецких самолётов и получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, и у них родился сын.

Так сама жизнь продолжила повесть об Алексее Мересьеве — настоящем советском человеке.

Источник: https://briefly.ru/polevoy/povest_o_nastoiashchem_cheloveke/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector