Краткое содержание алексин сигнальщики и горнисты за 2 минуты пересказ сюжета

Главный герой рассказа мальчик Петя жил с мамой, которая была педиатром и просто доброй женщиной. Она помогала каждому в доме, никому не отказывала и за это их квартиру прозвали «бюро добрых услуг».

Мама ухаживала и самостоятельно лечила пожилых людей. На нижнем этаже жила женщина, у которой во время войны погибла дочь Таня, это стало большой трагедией. Таня была первой красавицей и за ней бегало много мальчишек. Но после ее смерти так никто и не пришел, остались только любовные письма и записки. Главный герой пообещал найти этих мальчишек по письмам.

Мама подсказала Пете, что помочь может пожилая учительница, у которой учились эти ребята и действительно учительница рассказала о каждом, рассказала их истории. Оказалось, что после смерти Тани они ушли на фронт и погибли.

В их честь главный герой решил сделать в подъезде памятную доску, чтобы каждый житель знал об этих ребятах и об их смелости. Все были рады этой идеи и поддержали ее.

В скоро в подъезде появилась памятная доска с именами погибших ребят.

Алексин. Краткие пересказы:

Краткое содержание Алексин Сигнальщики и горнисты за 2 минуты пересказ сюжета Картинка Сигнальщики и горнисты

Сейчас читают:

  • Краткое содержание Пушкин Русалка
    На берегу озера сидит грустная Русалка, ее отец – Водяной всплыл на поверхность и стал расспрашивать ее о печали. Оказалось, что девушка влюбилась в принца и хочет стать человеком.
  • Краткое содержание Пушкин Скупой рыцарь
    Молодой рыцарь Альбер просит слугу Ивана принести ему его шлем. Тот подаёт шлем, насквозь пробитый на поединке рыцарем Делоржем. Альбер жалуется на нищую жизнь
  • Краткое содержание Бунин Антоновские яблоки
    Рассказчик начинает вспоминать свое прошлое. Он припоминает раннюю осень, золотой сад, с деревьев которого уже начали опадать листья. Ему вспоминается тонкий аромат антоновских яблок и запах опавшей листвы
  • Краткое содержание Чехов Толстый и Тонкий
    Два давних приятеля, которые в прошлом учились вместе в гимназии, встречаются на вокзале Николаевской железной дороги. Один из них толстый, а другой тонкий. Толстый, видно, только отобедал и от него пахло хересом и губы у него
  • Краткое содержание Чехов Хирургия
    Всем известный писатель Антон Павлович Чехов – его короткие юмористические произведения интересны и оригинальны. Главные персонажи в рассказах индивидуальны, события происходят в небольших городах. Рассказ « Хирургия » был изданный в 1884 году
  • Краткое содержание Бунин Чистый понедельник
    Зимой рассказчик каждый вечер посещает одну квартиру напротив храма. В ней живет женщина, в которую он влюблен. Повествователь дарит ей подарки, водит ее в хорошие рестораны.

Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/aleksin/signalshhiki-i-gornisty

Читать

Анатолий Алексин

Сигнальщики и горнисты

У каждого человека должно быть имя (это обязательно!) и может быть прозвище (если придумают!). У меня же при одном имени было целых два прозвища!

Сперва прозвали Горнистом. Но на горне я никогда не играл: не было слуха. Много лет прошло с той поры, а слух у меня так и не появился… Разные песни я и сейчас исполняю на один и тот же мотив.

— Всех авторов уравнял в правах! — с грустью когда-то шутила мама, как бы сочувствуя композиторам.

Она ощущала постоянную потребность сочувствовать людям. Даже тем, которые, на мой взгляд, в сочувствии не нуждались.

— Все в этом нуждаются, — уверяла она. — Безоблачных судеб нет.

Облака — еще ничего: от них не бывает грозы. А над маминой судьбой два раза собирались такие тучи, что ей до конца жизни могли бы чудиться громы и молнии. Но не чудились.

У нее был единственный брат… Мой дядя. Как только я стал что-либо понимать, мама рассказала, что брат ее погиб на войне. Ему было всего восемнадцать — и я вслед за мамой называл его просто Андрюшей.

У нее был единственный муж. Мой отец… Он тоже воевал. Но вернулся домой.

— Вернулся, чтобы проститься, — говорила мама.

На фронте отца засыпало землей. Он был сильно контужен. Его откопали… Но контузия осталась в нем — и через тридцать лет вновь засыпала землей. Уже навсегда.

— Ненавижу войну! — говорила мама.

Слово «ненавижу» звучало в ее устах так странно, что я каждый раз вздрагивал.

«Нина Васильевна — наш добрый гений!» — восклицали соседи из разных квартир. И лишь сосед по фамилии Гнедков, живший прямо под нами, встретив маму, начинал заботливо поучать ее:

— Не расшибайтесь, Нина Васильевна. Не оценят! Поверьте: каждый будет судить о вас не по тому, что вы свершили для других, а лишь по тому, что сделали для него. Персонально. Изменить человечество — это не в ваших силах.

Голос у Гнедкова был вкрадчивый, въедливый. Он доверительно заглядывал в глаза, особенно когда говорил про все человечество, которое не устраивало и раздражало его.

Почему меня прозвали Горнистом?

Этого я не могу сказать, пока не дойду до одной истории, которая сама все объяснит: скромность украшает человека. Хотя, как сказала мне учительница Екатерина Ильинична, с которой вы познакомитесь несколько позже, «скромность, не живет в одиночку». Она пояснила:

— Когда мы говорим, что человек скромен, надо мысленно подразумевать «но»: отважен, но скромен; талантлив, но скромен… А сказать «скромен, но скромен», — нельзя. Чего скромничать, если не имеешь других достоинств?

Про Екатерину Ильиничну я бы сказал: умная, но скромная; честная, но скромная; просто замечательная, но скромная… Ну и так далее! Вы сами убедитесь. Она первая прозвала меня Горнистом. А потом переименовала в Сигнальщика. Почему? И об этом вы узнаете, как говорится, в свое время.

Буду рассказывать по порядку, чтобы не сбиться. Тем более что все это было уже давно.

Мама была педиатром. Проще говоря, детским врачом. Но дети нашего дома к ней за советами не обращались: в юную пору человек ощущает себя бессмертным и не думает о недугах. Взрослые же не давали маме прохода: было известно, что, ухаживая за больным мужем, то есть за моим отцом, мама овладела всеми медицинскими специальностями.

— Ваша квартира напоминает процедурный кабинет: делаете уколы, измеряете давление, — укорял маму Гнедков, живший под нами. — Если б я был вашим мужем, я бы этого не допустил!

  • Я радовался, что Гнедков никогда не мог стать маминым мужем.
  • Но на всякий случай предупредил:
  • — Не думай, что он заботится о тебе: плохие не могут любить хороших.

— Но, к сожалению, хорошие иногда любят плохих, — со вздохом ответила она. — Это случается.

— Щедрой вас, поверьте, будет считать лишь тот, кого вы облагодетельствуете, — втолковывал маме, доверительно заглядывая ей в глаза, Гнедков с нижнего этажа. — А всех, Нина Васильевна, благодеяниями не охватишь! Да и охваченные скоро забудут…

Читайте также:  Краткое содержание эпоса калевала (карело-финский эпос) за 2 минуты пересказ сюжета

— Я и не хочу, чтобы они помнили.

— Вы похожи на своего брата Андрюшу. Он тоже был слабохарактерным. Не умел говорить «нет». Научитесь отказывать! Это полезное свойство.

Мама была терпелива, когда дело касалось ее самой: беззвучно переносила физическую боль, умела скрывать душевную. Она, невысокая, худенькая, коротко подстриженная, в этих случаях лишь напряженно сжималась — и тогда уж совсем начинала походить на семиклассницу. Но если были несправедливы к кому-либо другому, черты ее лица и голос становились острыми, словно обнажались для отпора, для битвы.

— Андрюша был слабохарактерным? — переспросила она Гнедкова. — Идем, Петя! — Мама жестко взяла меня за руку. Потом обернулась к соседу с нижнего этажа. — Со своим слабым характером он поднялся навстречу танку. Вам не доводилось так поступать?

Худенькая мама протащила меня вверх по лестнице на наш третий этаж: она не желала слушать Гнедкова.

Потом перегнулась через перила и оттуда, сверху, еще раз метнула в него копье:

— Отыскивать слабое у сильных, мелкое у крупных — утешительно для себя, не правда ли? Так вроде и сближаешься с ними?

— Что вы имеете в виду? И кого? — вопрошал снизу Гнедков так обескураженно, будто, играя, ударил по мячу, внутри которого оказалась взрывчатка.

Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен.

Больных мама определяла сразу: по цвету лица, по воспаленному блеску глаз, по движению и походке. Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

«У-у, как вы дышите! — обращалась она к одному. — Не помогать сердцу это варварство, бескультурье».

«Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? — обращалась к другому. — Конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!»

Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:

— Себя не жалеют, так пожалели бы близких!

«Ваш вид мне не нравится!» — говорила она, вытягиваясь на носках, как во время гимнастики, и ощупывая чей-нибудь лоб. Ладонь ее определяла температуру с точностью до десятых.

Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. «Бюро добрых услуг» — прозвали нашу квартиру.

— Необидное прозвище, — сказала мама. — Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?

— Живете на износ, — сокрушался Гнедков. — А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и сами болеют.

Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.

— Видел бы ваш покойный супруг! Он-то ведь до этой своей болезни… нежил и баловал вас, как дитя!

Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. Она жила на износ так, будто износа быть не могло: прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.

  1. — Врач — не только профессия, но и образ жизни, — уверяла она.
  2. И «бюро добрых услуг» продолжало действовать.
  3. Одинокие болели гораздо чаще и дольше, чем семейные.

— Одиночество, как притаившаяся инфекция, подтачивает организм изнутри, — сказала мама. — Страшно подумать, но некоторые одинокие люди радуются болезни: о них вспоминают! Приходит врач из поликлиники. Я прихожу… Нельзя оставлять людей одинокими!

«Ненавижу войну!» — каждый раз повторяла мама, подходя к квартире на первом этаже, где жила Надежда Емельяновна. Этими словами мама будто стучалась к ней.

— Иди домой, Петя! Она, когда разговаривает с детьми… плачет. Так что иди.

Дочь Надежды Емельяновны погибла на войне в сорок первом году. Ее звали Таней.

  • — Иди, Петя!
  • Мама брала меня за локоть и осторожно подталкивала к лифту.
  • Она уже тогда отставала от меня на полголовы, но все в ее облике было зрело, определенно.

— Я — завершенный объект, — говорила она. — А ты выглядишь еще недостроенным.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=50565&p=1

Нравственная проблематика повести Анатолия Алексина «Сигнальщики и горнисты»

  • Цель урока:развить навыки аналитического чтения повести и обобщения изученного материала в интеллект-картах.
  • Результаты обучения:
  • личностные:
  • совершенствование духовно – нравственных качеств личности, формирование самооценки поступков героя, собственного мнения;

метапредметные:

  • формировать умение понимать основную проблему, поставленную автором текста;
  • формировать умение структуировать материал, подбирать аргументы из текста для подтверждения собственной позиции;

предметные:

  • формировать умение анализировать произведение,
  • формулировать собственное отношение к поступкам героев, давать их оценку, понимать авторскую позицию;
  • совершенствовать умение давать характеристику герою литературного произведения;
  • формировать умение определять нравственные ценности;
  • формировать умение отвечать на вопросы, вести диалог.

Используемые технологии: проблемное обучение, технология интеллект-карт Тони Бьюзена.

Ход урока:

На доске записаны слова и словосочетания. Учащимся предложено вспомнить их значение в повести, с какими героями или эпизодами они связаны.

  • БЮРО ДОБРЫХ УСЛУГ
  • СИГНАЛЬЩИК
  • НЕНАВИЖУ ВОЙНУ
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • ПИСЬМА
  • ВРАЧ
  • КРЫША
  • ГОРНИСТ
  • ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
  • «ОДИН В КЛАССЕ»
  • ДОСКА

Сегодня на уроке мы с вами завершаем разговор о произведении А.Алексина «Сигнальщики и горнисты». Нам предстоит определить ключевую проблему повести и составить интеллект-карту по данной проблеме.

— Какие вопросы волнуют автора? (Какие качества личности необходимо формировать с детства? Что такое нравственный долг? Как правильно сделать выбор и чем руководствоваться в принятии решения? Почему нужно отвечать за свои поступки? и др.)

— Над чем он заставляет задуматься нас, современных читателей повести?

— Почему такое понятие, как «память» становится ключевым в повести?

— Какой символ будет ключевым в интеллект-карте? (мемориальная доска с надписью «Вечная слава героям!»)

  1. Работа по составлению интеллект-карты (с использованием текста повести).

Каждый учащийся составляет свою интеллект-карту, используя символы, графику, цвет, располагая части карты по своему усмотрению, но обязательно придерживаясь правил составления интеллект-карты (см. Приложение к уроку. Правила составления интеллект-карты.). Учитель ведет беседу с учащимися по следующим вопросам:

ПЕТЯ ПЕРОВ.

  • Главный герой повести – Сигнальщик. Почему его так назвали?
  • Кто оказал влияние на формирование характера подростка?
  • Какие качества характера сформировались у подростка?
  • Каких принципов он придерживается в жизни?
  • Какие трудности преодолевает в достижении своих целей? Кто из героев ему помогает?
  • Случайно ли выбрал свой жизненный путь Петя Перов? Кто из героев повести близок ему?
  • Почему он решает сделать мемориальную доску?

АНДРЕЙ ДОБРОВОЛЬСКИЙ (АНДРЮША).

  • Чем схожи судьбы дяди и племянника?
  • Почему оба героя выбрали для себя дорогу чести?

УЧЕНИКИ 10 КЛАССА.

  • Кого в повести можно еще назвать сигнальщиками?
  • Какие нравственные качества преобладали в их характерах?
  • Какие жизненные ценности являются для них главными?
  • Что объединяет этих ребят, кроме того, что они учились в одном классе?
Читайте также:  Краткое содержание рассказов васильева за 2 минуты

МАМА ПЕТИ, НАДЕЖДА ЕМЕЛЬЯНОВНА, ЕКАТЕРИНА ИЛЬИНИЧНА.

  • Какую роль сыграли взрослые в формировании характера подростка?
  • Какие качества характера сближают Петю и его маму?
  • Какие добрые дела совершал Петя?
  • Почему об их квартире говорили «бюро добрых услуг»?

ОТЕЦ И СЫН ГНЕДКОВЫ.

  • Как складывались отношения героя с Валькой Гнедковым?
  • Чем Гнедковы отличаются от других героев повести?
  • По каким жизненным принципам живет старший Гнедков?
  • Как вы оцениваете поступок старшего Гнедкова во время артналета?

Посмотрите на созданные вами интеллект-карты и назовите лучшие черты характера мальчишек военного поколения? Какие качества характера сближают их с главным героем повести? (Честность, принципиальность, милосердие, доброта, нравственная чистота, любовь к Родине и др).

Анатолий Алексин отражает в повести мысль о том, насколько необходима прочная, непрерывная духовная связь поколений, насколько важно сохранение высоких нравственных идеалов наших отцов и дедов, вечных жизненных ценностей, насколько нужна сегодняшним мальчишкам и девчонкам память о войне, о тех людях, которые отдали жизни за освобождение Родины.

  1. Домашнее задание. Письменный ответ на проблемный вопрос: «Необходимо ли перечитывать произведения о войне? Почему сегодня так важно говорить об этом?»

Технология интеллект-карт Тони Бьюзена.

Технология интеллект-карты Тони Бьюзена сейчас стала одной из самых популярных в обучении детей и взрослых для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. Английский психолог и преподаватель является сторонником методики «карт ума». Многие идеи он воплотил в книгах, среди которых «Работай головой», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения».

Данная технология на уроках помогает систематизировать информацию и устанавливать причинно-следственные связи, а также с ее помощью учащиеся проявляют творчество, усваивают содержание произведений литературы и учатся выбирать самое главное, правильное, нужное – то, что хотели донести до своих читателей авторы.

Правила составления интеллект-карты.

Источник: https://infourok.ru/nravstvennaya-problematika-povesti-anatoliya-aleksina-signalschiki-i-gornisti-1128296.html

Анатолий Алексин — Сигнальщики и горнисты

Возле двери Надежды Емельяновны, машинально подражая маме, я прошептал: «Ненавижу войну!», точно это был условный пароль.

Шагов я не услышал, но дверь открылась.

— На улице холодно? — спросила Надежда Емельяновна.

— Что вы? Тепло!

  • — А я замерзла.
  • Кутаясь, как бы прячась в необъятный платок, она бесшумно вернулась к постели.
  • Я не раз встречал ее во дворе… Но не мог разглядеть как следует: она старалась пройти незаметно, боясь, что с нею заговорят.

Над постелью висели фотографии двух молодых красавиц. Таких красавиц, что я оторопел с пузырьками и коробочками в руках.

— Это моя дочь, — глухо сообщила Надежда Емельяновна.

— А рядом?

— А рядом… я. Что, не верится?

Чтобы я не сравнивал ее с фотографией, она еще глубже погрузилась в платок. Но я все же заметил, что губы ее, нос, подбородок остались теми же: годы не смогли изменить их форму, стереть их значительность. Но раньше это была значительность надежды, уверенности в себе, а теперь…

Я помнил, что, разговаривая с детьми, Надежда Емельяновна начинает плакать. И изо всех сил старался, чтобы этого не случилось.

— Сегодня замечательная погода! — провозгласил я. — И вид у вас гораздо лучше, чем… в те дни.

— А ты в те дни у меня не был, — без насмешки и упрека ответила она.

— Вечером к вам придет мама! — Своими сообщениями я хотел предотвратить ее слезы. — А у нас в доме ремонт собираются делать!

— Дом старый, — согласилась она. — Но прочный. Сколько еще простоит!

Ей хотелось, чтоб он простоял подольше.

— Таню я прямо сюда привезла. Из родильного дома… — Помолчала и добавила: — Она любила выпрыгивать во двор через окна.

— Это уже… потом? Позже?

— Там, под окнами, ее ждали мальчишки. Сюда заходить не решались.

Она шепотом попросила:

— Присядь.

Я присел возле низкого квадратного столика, стоявшего у постели. На нем были разложены листки, вырванные из тетрадей в клеточку и линейку, из блокнотов и записных книжек.

Листков было много… С возрастом их цвет изменился, и, как на лицах людей, на них появились морщины. Одни были сплошь исписаны, на других было всего несколько строк, карандашных или чернильных.

Строки тоже не устояли перед годами: поблекли и выцвели.

— Это все когда-то Танюше писали… — сообщила Надежда Емельяновна.

Чувствуя, что она может заплакать, я воскликнул:

— Ее так любили?!

— Здесь только записки. А письма я прячу!

Она приподнялась, дотянулась до комода и, выдвинув верхний ящик, достала оттуда несколько писем.

— Эти трое обещали пожертвовать ради нее жизнью. — Она положила на стол три поблекших конверта. — Интересно, где они сейчас? Помнят ли ее?

— Помнят! — вскричал я, чувствуя, что голос ее дрожит и вот-вот оборвется. — Эти помнят! И остальные, я думаю… Нет, я уверен!

Надежда Емельяновна закрыла глаза, раздумывая, можно ли верить моим словам. Наконец она тихо произнесла:

— Мне бы хотелось узнать, кто они… эти бывшие мальчики.

— Вы их не знаете?!

— Они же страдали под окнами… А подписывались одной буквой. Или двумя. — Она приподнялась. — Только в этой записке есть имя: «Петя».

— И меня Петей зовут!

— Я знаю: Петя Перов…

— Получается: Пе-пе! Есть такой рассказ. Слышали?

Мои восклицания сдерживали ее, отвлекали от горестных мыслей. Поэтому я громко и чересчур торжественно пообещал:

— Найду их! Не верите? Разыщу всех троих!

— Каким образом? — Она вновь прикрыла глаза и медленно вытянулась под одеялом. — Школы, в которой они учились, уже давно нет… Ее снесли.

  1. — А после войны они приходили сюда?
  2. — К кому приходить?
  3. — К вам!

— Зачем я нужна им? Гнедков, который между нами, на втором этаже, живет, сказал однажды: «Стучатся в дверь, когда есть нужда!»

— И вы ему верите?

— Гнедков с ними в одном классе учился. Я расспрашивала его, а он и ответил… той фразой. Получается, прав: ко мне они не зашли.

— Значит, в другие города переехали! — уверенно заорал я, чувствуя, что голос ее вновь готов оборваться. — Переменили адреса — вот и все. А я разыщу! Перепишу эти буквы…

— Зачем? Ты письма возьми… Только не потеряй.

Тут я заметил, что пузырьки и коробочки с лекарствами все еще у меня в руках.

— Танюша была не только красивой, — сказала Надежда Емельяновна. — Она была доброй. Всегда стремилась помочь… Как твоя мама. — Надежда Емельяновна тоже заметила пузырьки и коробочки. — Как ты.

Валька Гнедков был сыном своего отца: встревал в дела, которые его не касались, и с любопытством следил за передвижениями в доме и во дворе.

Читайте также:  Краткое содержание чехов степь за 2 минуты пересказ сюжета

— По квартирам ходишь? — спросил он испытующе, как неопытный следователь, заглядывая мне в глаза. Гнедков-старший делал это осторожнее: доверительно и сочувственно. — «Бюро добрых услуг»? Ха-ха!

— А ты бюро каких услуг?

— Я вообще ни у кого в услужении не состою! Хочешь, чтобы тебя похвалили?

Если кого-нибудь хвалили, Валька тотчас искал причину, которая бы сделала похвалу незаслуженной.

— Брат милосердия? Доктор медицинских наук? Ха-ха!

— Что ты гогочешь под окнами? Она больна… Тебе неизвестно, что ли? У нее дочь на войне погибла!

— Больна? Прости, я не знал. А дочь ее погибла не на войне.

— Как… не на войне?

— Не на войне. И не на земле. И не в воздухе! И не на море…

  • Валька переминался в такт каждой фразе.
  • — А где же?
  • — Между небом и землей!

Валька любил обладать чем-то таким, чем другие не обладали. Часами с барометром и секундомером. Футболкой с тигром, разинувшим пасть, на которого Валька поглядывал с надеждой, как на телохранителя.

Или секретом, или хоть самой маленькой новостью. Это выделяло его и вроде бы возвышало над окружающими.

Разжигая любопытство собеседника, он таинственно переминался с ноги на ногу, будто пританцовывал: а ну-ка догадайся, а ну-ка узнай!

Я схватил нагло переминавшегося Вальку за узкие, костлявые плечи и притянул к себе:

— Где она погибла? Говори!

— Я же сказал: между небом и землей. На крыше!

  1. — На какой крыше!
  2. — Нашего дома.
  3. — Откуда ты знаешь?
  4. — Откуда! Она училась с моим отцом…

Мама готовила на кухне диетический бульон для Надежды Емельяновны. Диете и режиму она придавала большое значение. Весь дом знал от мамы, как надо питаться, двигаться и дышать, чтобы не вступать в конфликт с организмом.

От имени нашей семьи придерживаться всех этих правил должен был я.

— Я буду здорова, если будешь здоров ты! Считай, что стараешься ради своей единственной матери.

Она часто ставила меня в безвыходные условия.

— Ты очень возбужден, — глядя в кастрюлю, сказала мама. — Чувствую по дыханию.

— Беседовал с Валькой Гнедковым…

— Сильнодействующий раздражитель!

— Он сказал, что Таня Ткачук погибла не на войне. А на крыше.

— На крыше тоже была война. — Мама оторвалась от диетического бульона. — Она сбрасывала зажигалки и была смыта… взрывной волной. Если бы не она, мы бы с Валькиным отцом могли задохнуться в бомбоубежище. Два соседних дома сгорели дотла. Теперь на их месте сквер.

— А Валька ехидничал, пританцовывал… Может, вернуться во двор и вмазать ему как следует?

Мама покачала головой:

— Победи его мирными средствами. Что у тебя в руках? Письма?..

— Старые, еще довоенные. Я пообещал Надежде Емельяновне найти бывших мальчишек, которые присылали их Тане. Узнать о них: где живут и кем стали. А как узнать — сам не знаю. Обратных адресов нет. Имен и фамилий тоже.

— Всего три письма? — удивилась мама.

— Да что ты! Весь стол завален… Но эти обещали пожертвовать ради Тани жизнью.

— Закономерно. И справедливо! — сказала мама. — Это была самая красивая девочка во всей школе. Может быть, и в районе! Как встречу начинающих красоток, обязательно с Таней сравниваю.

Нет, не тянут! Я была на полтора года моложе… Увижу, бывало, ее — на корточки приседаю.

А что делалось с мальчишками, воображаешь? Они и приседали и вскакивали… Одним словом, непременно себя в ее присутствии проявляли.

— И наш Андрюша?

— Тоже старался. Но особенно проявил себя потом… после… Как только она погибла, на фронт ушел. Ему едва семнадцать исполнилось. Мог бы год подождать. А знаешь, что такое год на войне? Но Андрюша и одного дня ждать не хотел.

— Значит, он, может быть, из-за нее… и погиб?

— Я могла бы так думать. Но не хочу!

Мама вытерла полотенцем руки, взяла конверты и долго разглядывала их, то приближая к глазам, то удаляя от глаз, точно это были картины.

— Довоенные штемпели, — сказала мама. — Другой шрифт. Все по-иному… Так и вижу на плите примусы вместо конфорок! — Мама вернулась к современности и выключила газ. — Как же ты будешь искать?

Источник: https://mybrary.ru/books/detskaya-literatura/child-prose/page-2-207953-anatolii-aleksin-signalshchiki-i-gornisty.html

Викторина по рассказу А. Алексина "Сигнальщики и горнисты"

В одном из сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку было задание, привлекшее внимание девятиклассников: написать сочинение о том, что значит быть идеальным человеком (по тексту А.

Алексина из рассказа «Сигнальщики и горнисты»). На одном из уроков внеклассного чтения мы разобрали это произведение.

В качестве домашней работы ребята получили задание составить вопросы, в которых отражались бы важные, на их взгляд проблемы рассказа. Из них получилась викторина.

В одном из сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку было задание, привлекшее внимание девятиклассников: написать сочинение о том, что значит быть идеальным человеком (по тексту А. Алексина из рассказа «Сигнальщики и горнисты»).

На одном из уроков внеклассного чтения мы разобрали это произведение.

В качестве домашней работы ребята получили задание составить вопросы, в которых отражались бы важные, на их взгляд проблемы рассказа. Из них получилась викторина.

Викторина по рассказу А. Алексина «Сигнальщики и горнисты»

  1. Какие прозвища были у главного героя? (Горнист и сигнальщик)

  2. Кто придумал ему эти прозвища? (старая учительница Екатерина Ильинична )

  3. В чём смысл предложения «Над маминой судьбой два раза собирались тучи» (на войне погиб её брат, а после войны от ран умер муж)

  4. По словам мамы героя, врач не только профессия, но и … (образ жизни)

  5. Какие слова произносила мама, проходя мимо квартиры Надежды Емельяновны? ( «Ненавижу войну»)

  6. Чем хорош был Андрей Добровольский? (Безотказный. Справедливый, Честный)

  7. Кого Сёрёжа Нефёдов изобразил на картине «Неизвестная с портфелем?» (Таню)

  8. Какими назвала старая учительница своих учеников? (идеальными)

  9. Кто был косвенно виновен в гибели Тани и почему? (Гнедков, потому что скрылся в бомбоубежище, а не пошёл дежурить на крышу)

  10. Могут ли любить трУсы и кого? (Могут. Самих себя)

  11. Что решил сделать Петя в память мальчишек, учеников Екатерины Ильиничны, не вернувшихся с войны? (повесить мемориальную доску, сделанную своими руками, на стену дома, спасённого Таней)

  12. Почему учительница придумала Пете второе прозвище? (Быть Сигнальщиком – подавать сигнал о чём-то)

  13. Какие слова произносит главный герой спустя много лет, когда проходит мимо почерневшей от времени доски? (Вечная память… Ненавижу войну)

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/viktorina-po-rasskazu-a-alieksina-sighnal-shchiki-i-ghornisty.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector