Действие разворачивается на протяжении нескольких январских дней в городке Олинджер, штат Пенсильвания. 1947 год. 1«Колдуэлл отвернулся, и в тот же миг лодыжку ему пронзила стрела». Класс заливается смехов, а Колдуэлла-кентавра пронзает острая боль, которая «взметнулась по тонкой сердцевине голени, просверлила извилину колена и, разрастаясь, бушуя, хлынула в живот».
Колдуэлл — учитель биологии. В тот самый момент, когда стрела проткнула ему ногу, он писал на земле цифру — 5 миллиардов лет. Примерно настолько стара наша с вами земля. Дети продолжали смеяться, и кентавр никак не мог «остаться в болью наедине, измерить её силу, прислушаться, как она будет замирать, тщательно препарировать её».
Через секунду боль уже «запустила щупальца в череп», и Колдуэллу казалось, что он становится «огромной птицей, встрепенувшейся ото сна». Боль продолжала разливаться по телу учителя. Ученики уже вскочили с парт и продолжили травить учителя. Колдуэлл выходит из класса.
Пока он тяжело ступает по коридору, он уже полностью чувствует себя кентавром, оперение стрелы задевает пол, скребёт его, шуршит и тревожит рану. Учителя тошнит. Перед глазами маячат черные круги.
Колдуэлл добирается до свежего воздуха. Он выходит на улицу, спускается по ступенькам, задевая их стрелой, и идёт к гаражу Гаммела. Гаммел — бывший член школьного совета. Его рыжая молодая жена, Вера, до сих пор работает в школе детским учителем физкультуры. Гараж Гаммела очень популярен среди учителей и учеников: почти половина из них — его клиенты.
Кентавр показывает механику свою кровоточащую ногу, из которой торчит стрела. Осмотрев её, Гаммел приходит к выводу, что она стальная и глубоко вошла в ногу. У него не получается перерезать её, так как она оказывается не полой. Тогда стрелу размягчают ацетиленовой горелкой, остужают её тряпкой и наконец-то вытаскивают. Гаммел нюхает наконечник чтобы определить, не отравлен ли он.
Колдуэлл очень спешит и просит поскорее сказать сумму, которую он должен за стрелу. Механик говорит, что эта помощь — бесплатна. Он сам получил удовольствие, вытаскивая стрелу — не каждый день выпадает такое развлечение! И добавляет, что Колдуэлл — один из немногих в его жизни, кто не отравляет ему существование.
Колдуэлл досадует на себя, что никогда не сможет по-настоящему отблагодарить механика.
В кармане учитель нащупывает стрелу.Механик посоветовал Колдуэллу не замалчивать происшествие, а как можно скорее обратиться к директору школы Зиммерману. Однако учитель не уверен в собственных силах и предлагает Гаммелу пожаловаться самому — «может, вас он послушает». Гаммел спрашивает, не тяжело ли Колдуэллу каждый день ездить в школу из пригорода, на электричке, в такой ранний час. Но для Колдуэлла дорога в школу и обратно — единственная возможность остаться наедине с сыном. Колдуэлл смотрит на часы — он уже прилично опаздывает. Ещё раз предложив деньги, он встречает мягкий, но уверенный отказ. Ему неприятен такой тон: «эти олинджеровские аристократы всегда так. Денег ни за что не примут, зато любят принимать высокомерный тон. Навяжут одолжение и чувствуют себя богами». На полу остался кровавый след. В ботинке учителя чавкала кровь. Гаммел посоветовал ему как можно скорее обратиться к доктору, и Колдуэлл пообещал, что сходит к нему на перемене. Мысль об отравленном наконечнике преследовала его, но он надеялся, что рана очистится сама.
На подходе к школе он увидел Фола, своего коллегу, который высунулся в окно, любопытничая, почему Колдуэлл не в классе. Он театрально захромал.
В класс он решил идти через подземный ход, боясь наткнуться на директора Зиммермана. Капая на пол кровью, он с досадой представляет, как будет извиняться перед уборщиками. Учитель радостно отвечает на приветствия кухарки — простые люди всегда были близки ему. Это напоминало учителю о его детстве в Нью-Джерси, когда его отец был бедным священником в бедном приходе.
Около школьной раздевалки на него нападают полувымышленные воспоминания о Вере (Венере).
Она вышла из душа нагая, в одном полотенце, и когда Хирон по её просьбе начал рассказывать о богах, она смеялась над каждый по очереди, ставя из вровень с обычными людьми.
Посейдона, бога моря, она сравнивает с полоумным стариком-матросом, который красит волосы в синий цвет и от которого несёт тухлой рыбой.
Венера рассказывает Хирону что тот был зачат, когда Крон в обличии коня овладел Филирой. И после того, как родился кентавр, получеловек-полуконь, Филира устыдилась его и попросила богов превратить её в липу, чтобы избежать страданий. Хирон вспоминает то ощущение одиночества и страха, когда он, новорожденный, лежал под открытом небом. И как позже, уже став юношей и возмужав, он искал среди лип образ матери. Он пытался как-то оправдать её поступок и простить её. В шуме веток лип ему чувствовалась материнская радость и гордость возмужавшим сыном.
Потом Вера сняла полотенце и предстала перед своим племянником обнажённой. Предложила ему провести с ней ночь. Опасаясь гнева богов за прелюбодеяние, Хирон не мог ответить ей согласием, и она исчезла.
Подойдя к классу, Колдуэлл насторожился: за дверью было подозрительно тихо. Может, в классе находится директор? Так оно и было. Он с иронией попросил класс поаплодировать учителю, который всё-таки соизволил явиться. Когда Колдуэлл пытался оправдаться, подняв штанину и показав директору рану, он больше обратил внимание на неодинаковые носки, чем на саму рану. Он сказал нескольно ироничных шуток, и класс дружно засмеялся. На стрелу Зиммерман тоже не обратил внимание, назвав её прекрасным громоотводом.
Директор сел на заднюю парту, писать ежемесячный отчёт, который, как всегда, будет плохим и испортит настроение учителю.
Корчась от боли, учитель начал свой урок с вопроса, что означает цифра 5 000 000 000 на доске. Руку подняла Джудит Лэнджел, дочь выскочки-торговца, который считал, что все обязаны любить его дочь просто потому, что её отец очень богатый человек. Джудит была достаточно глуповатой девочкой и, как всегда, ответила неправильно. Он поправил её и задал следующий вопрос.
Джудит опять подняла руку, все остальные ученики отмалчивались. Зиммерман на задней парте заигрывал с Ирис Осгуд. Колдуэлл искал взглядом своего сына, пока не вспомнил, что тот придёт только к седьмому уроку.
Когда Джуди опять подняла руку, Колдуэлл мысленно пожелал ей, чтобы она перестала лезть из кожи вон, чтобы порадовать своего отца, а просто тихо вышла замуж: умницей ей всё равно не стать.
Пока Колдуэлл писал на доске массу Земли и других планет, описывал возникновение вселенной, внимание класса переключилась на флирт Зиммермана с Ирис. Колдуэлл просит детей представить, что возраст всей Вселенной — всего три дня. В понедельник произошёл великий взрыв, и в ту же ночь образовались другие галактики с газовыми шарами. Во вторник на небе уже сверкали звёзды. К обеду во вторник наша планета покрылась земной корой. До полудня следующего дня Земля бесплодна, и только к вечеру среды на ней зародилась микроскопическая жизнь. В ночь со среды на четверг появились почти все биологические виды животных и растений, кроме хордовых. К восьми утра по земле расплодились и земноводные.
И тут начинаются превращения. Мел в руках учителя стал головастиком, самолётик на полу превращается в белый красивый цветок, который по-детски плачет весь урок. Один из учеников гладит дурнушку Бетти по подбородку, спускаясь по шее вниз.
От прыщей другого ученика загорается стена, завязывается драка, во время которой Зиммерман начинает обнимать Ирис, подсаживаясь к ней вплотную. Из учебника биологии посыпались трилобиты. Девочка с носом, похожим на клюв, начинает клевать их. Хилого ботаника-диабетика начинают бить и валять по полу.
По звонку все дежурные выбегают из класса, топча распустившийся самолётик, который издаёт жалобный писк. Директор расстёгивает блузку и лифчик Ирис. Дейфендорф, гладящий шею Бетти, задрал ей юбку и прижал лицо к парте. Увидев это, учитель рассверипел и хлёстко ударил Дейфендорфа по голой спине.
«Парочка распалась, как сломанный цветок». Дейфендорф начал плакать, а Бетти, как ни в чём не бывало, поправляла юбку.
- 2
Источник: https://biblioman.org/shortworks/apdike/kentavr/
Джон Хойер Апдайк «Кентавр»
Роман «Кентавр» был написан в 1963 году. Это произведение с элементами фантастики, где главный герой представляет себя мифологическим существом – кентавром, которого все унижают и даже мать от него отказалась и стала липой.
Он мечтает о гармонии в жизни, где нет злых людей и есть место путешествиям и радости, где его уважают как педагога и умного человека. Не находя этого в жизни, ему хочется умереть.
Об авторе книги
Джон Хойер Апдайк – современный американский писатель, поэт, имеющий несколько литературных премий,в числе которых две Пулитцеровские за цикл романов о кроликах. На его счету двадцать три романа и сорок пять книг, включающих в себя стихи, эссе, рассказы.
Отец его был преподавателем, мать – писательницей. Закончил Гарвард по специальности английская литература и курс живописи в Оксфорде. Из Англии вернулся на родину, где уже в двадцать семь лет опубликовал первый свой роман.
Прожив семьдесят семь лет, Апдайк еще в пятьдесят начал писать мемуары. Среди остальных писателей он всегда выделялся богатым лексиконом и легким и приятным для чтения языком.
Самыми знаменитыми произведениями Апдайка стали:
- «Романы о Кролике»
- «Трилогия о Беке»
- «Бьюкенен умирает»
- «Иствикские ведьмы»
- «Месяц воскресений»
Сюжет книги «Кентавр»
Кондуэлл был очень способным мальчиком, но сильно худым, за что получил прозвище палочка. Он был младшим в семье, когда сестра вышла замуж, он остался с матерью и все время пытался заработать денег на пропитание. После женитьбы Кондуэлл пошёл работать в школу в Олинджере. Работа ему не нравилась, он чувствовал себя затравленным зверем.
Роман начинается с того, что Кондуэлл представляет себя кентавром, которому в ногу попала стрела. Класс хохочет и издевается, а у него сильно болит нога, поэтому он покидает класс, чтобы пойти в гараж к Гаммелу, жена которого тоже преподает в школе, и просит избавить его от стрелы.
Он механик, и быстро удаляет стрелу. Как не охота возвращаться в класс, но приходится, ведь не дай бог узнает Зиммерман (Зевс), тогда неприятностей не оберешься. Вернувшись он видит Зиммермана, который настраивает класс против учителя, да еще и устраивает оргию и безобразие под рассказ о сотворении земли Кондуэллом.
Далее идет рассказ от имени сына учителя, Питера, который размышляет об отце, о его болезни, ведь тот все время говорит, что скоро умрет. Питер также рассказывает о девушке Пенни, о своей болезни, доставшейся ему по материнской линии – псориазе.
Он любит отца, но не понимает, почему тот одевается как бродяга в поношенные и некрасивые вещи. А ведь он на последние деньги подарил ему перчатки. Когда они едут с отцом в школу, отец подбирает нищего, который в итоге эти перчатки и ворует. Сыну очень жалко.
Кондуэлл опять превращается в Кентавра. Идя на урок он видит прекрасную природу, своих учеников – Ахилла, Ясона и других, которые знают ответы на поставленные вопросы и ведут себя чинно. Происходит то, о чем мечтает Кондуэлл – Гармония.
Дальше рассказывает Питер, который приходит к отцу во время его разговора с учениками – Дейфендорфа и Джуди Лейнджел. Питеру обидно, что отец уделяет ученикам больше внимания.
Джуди патологически глупа, поэтому отец ей просто продиктовывает ответы контрольной, ибо учить ее совершенно бесполезно.
Зато она красива и богата, поэтому Кондуэлл предлагает ей срочно выйти замуж и заиметь шестерых детей. Только это ей и поможет в жизни.
К Дейфендорфу Питер даже ревнует, потому что отец ему говорит, чтобы он учился. Иначе будет учителем как он, а значит полным ничтожеством. Через четырнадцать лет Питер вспомнит этот разговор, потому что Дейфендорф действительно стал учителем.
Питер вместе с отцом едет к врачу. Он страшно переживает и все время молится, чтобы Кондуэлл еще долго жил, он даже просит Пенни (девушку с которой у него теплые отношения) тоже за него помолиться.
Читайте на нашем книжной сайте роман Джона Апдайк «Кентавр», а также другие интересные произведения американской литературы. Заходите, у нас всегда много увлекательных книг, каждый обязательно подберёт для себя что-то
Источник: http://booksonline.com.ua/blog/dzhon-hojer-apdajk-kentavr/
Кентавр (2009г.)
Джон АПДАЙК.
КЕНТАВР
Небо не стихия человека, стихия его земля. Сам он – существо, стоящее на грани меж землею и небом.
Карл Барт
Но все же кто-то должен был жизнью своей искупить древний грех – похищение огня. И случилось так: Хирон, благороднейший из кентавров (а кентавры – это полукони-полулюди), бродил по свету, невыносимо страдая от раны, полученной по нелепой случайности. Ибо однажды на свадьбе у одного из фессалийских лапифов некий буйный кентавр вздумал похитить невесту.
Завязалась яростная борьба, и в общей свалке Хирон, ни в чем не повинный, был ранен отравленной стрелой. Терзаемый неотступной болью, без надежды на исцеление, бессмертный кентавр жаждал умереть и молил богов поразить его вместо Прометея. Боги вняли этой мольбе и избавили его от страданий и от бессмертия.
Он окончил свои дни как простой смертный, уставший от жизни, и Зевс вознес его на небо сияющим Стрельцом меж созвездий.
«Мифы Древней Греции в переск… ЕЩЕ
Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга «Кентавр (2009г.)» Апдайк Джон небезосновательно привлекла твое внимание. Сюжет разворачивается в живописном месте, которое легко ложится в основу и становится практически родным и словно, знакомым с детства.
Встречающиеся истории, аргументы и факты достаточно убедительны, а рассуждения вынуждают задуматься и увлекают. Не часто встретишь, столь глубоко и проницательно раскрыты, трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века.
Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц.
Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой.
Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. «Кентавр (2009г.
)» Апдайк Джон читать бесплатно онлайн, благодаря умело запутанному сюжету и динамичным событиям, будет интересно не только поклонникам данного жанра.
Источник: https://readli.net/kentavr-2009g/
33. Мифологизация сюжета в романе «Кентавр» Дж. Апдайка
Повествование
ведется от лица учителя биологии Джорджа
Колдуэлла.
Колдуэлл
– американский бедняк, страдающий в
мире, где хорошо живется только людям
цепким и богатым. Очевидно сочувственное
отношение автора к своему герою.
Своеобразие книги в том, что реально-бытовой
план причудливо сосуществует с
мифологическим.
Положив в основу текста
античный миф о благородном кентавре,
получеловеке-полуконе Хироне,
Апдайк продолжил традиции Джойса
(«Улисс»), а также тенденции к «мифологизации»
в современной литературе (Гарсиа Маркеса,
Фриша).
Как известно,
Хирон, будучи ранен отравленной стрелой,
пожертвовал дарованным ему бессмертием
в пользу Прометея. Благодаря мифологическому
ключу изображение действительности
приобретает под пером автора широкий
временной размах и метафорическую
глубину.
Таким приемом Апдайк, очевидно,
стремился подчеркнуть «извечность»
нравственно-этических проблем, поднятых
в романе, Мифологические структуры
романа. Это герои и мотивы мифа о кентавре
Хироне и о Прометее, соотносимые с
персонажами Апдайка, которые действут
в реальных обстоятельствах послевоенной
Америки.
Так, Джордж Колдуэлл предстает
перед читателем в обличий доброго,
сеющего знание мудреца – кентавра
Хирона, Питер
Колдуэлл –
Прометея.
директор школы Зиммсрман
– Зевса,
его любовница миссис Герцог
– Геры,
владелец авторемонтной мастерской
Хамел –
Гефеста, его
жена Вера –
Афродиты,
пастор Марч
– Марса,
хозяин кафе Майнор
Кретц – Миноса
и так далее.
Итак, герой романа
Дж. Апдайка – провинциальный школьный
учитель – очень хороший, талантливый
и самоотверженный. Однако сомнительно,
что он может стать выразителем великой
идеи в соответствии с замыслом автора.
Чтобы приподнять этот образ, сделать
его масштабным и величественным, Апдайк
отождествил скромного учителя с
бессмертным кентавром, жертвующим собой
ради человечества, слил оба образа
воедино. Масштаб конфликта можно
почувствовать уже в самом начальном
эпизоде, определяющем тональность
романа, его поэтику, построенную на
постоянном столкновении мифологического
и реального планов.
Во время урока
естествоведения кто-то запустил в
преподавателя железной стрелой, пробившей
лодыжку, – возможно и отравленной, как
та стрела, которая сразила Хирона.
Миф и реальность
не соприкоснулись, а именно столкнулись,
чтобы возникла важная антитеза светлого
мира легенды и сумрачной будничности
Олинджера, самоотверженности Хирона и
беспомощности Колдуэлла, возвышенного
и земного в самом учителе.
Таким образом,
усиливая эту антитезу всеми средствами
повествования, Апдайк добивается
максимально плотного сращения мифа и
достоверности, заставляет нас одновременно
следить за Колдуэллом, испытывающим
боль в ноге, и сопутствовать Хирону в
его последние часы перед тем, как кентавр
вознесется сияющим Стрельцом среди
созвездий
Мифы участвуют
в романе в разных функциях:
иногда подчеркивают ощущение контраста,
порой их назначение – сатирически
заострить мысль, либо пробиться сквозь
материальный мир, отделить его от мира
идеального, чтобы еще резче тенить
отчужденность Колдуэлла от этого
материального мира. Реалистическое
отображение и мифы, взаимопроникая,
дополняют друг друга и действительность
создает некую оболочку мифа.
Принцип двоемирия,
положенный Апдайком в основу романа
«Кентавр», является определяющим и в
духовной жизни Америки. То, что для одних
является реальностью, другим кажется
мифом, и наоборот.
Для мистера Зиммермана,
миссис Герцог, пастора Марча, Майнора
Кретца и других героев романа, миф
чужероден. Их практицизм и отрицает
всякую возможность взгляда на мир сквозь
волшебную призму чудесного.
Таким
образом, «антимифологичность» этих
персонажей романа дает возможность
писателю использовать миф в качестве
сатирического оружия.
Необходимо отметить,
что одним из смыслообразующих противоречий
романа «Кентавр» является противоречие
между двумя подходами к оценке внутреннего,
духовного состояния человека, принятых
в Древней Греции и современной Америке.
В соответствии с «американской мечтой»
американец верит, что тот, кто не ощущает
себя постоянно счастливым – ненормален.
Эллин же, напротив, убежден, что ненормален
тот, кто ощущает себя постоянно счастливым.
Страдание есть естественное состояние
человеческой души.
Жить для Эллина
значит страдать. Страдание порождает
трагедию, трагедия – искусство.
Примечательно,
что страдающий Хирон-Колдуэлл и
самодовольно-счастливый Зевс-Зиммерман
– выразители двух диаметрально
противоположных взглядов на состояние
человеческой души. Апдайк протестует
против унижающей высокое назначение
человека «американской мечты».
Апдайк протестует
против слепого преклонения перед теми,
для кого «американская мечта» стала
реальностью. Апдайк протестует против
этого феномена.
Герои и ситуации
мифа прозрачно соотносятся с персонажами,
которые действуют в умышленно приземленных,
реальных обстоятельствах послевоенной
Америки. Учителя, ученики, жители
Олинджера возникают как будто и в
будничном, и в легендарно-мифологическом
измерениях. Так, сам учитель Колдуелл
уподобляется Хирону. Вера,
учительница физкультуры, его симпатия,
– Афродите.
Городок Олинджер
вызывает ассоциации с Олимпом.
Такая двухплановость романа, его
неожиданная форма вызвали оживленные
дискуссии. Высказывалась мысль, что
структура романа недостаточно
органическая, в чем-то искусственная.
Очевидно, что таким приемом Апдайк хотел
подчеркнуть «извечность» морально-этических
проблем, затронутых в романе, неизменность
свойств человеческой природы,
противоборство умного и чувствительного
начал, добра и зла, «неба» и «ада».
Вместе
с тем Апдайк проявил художественную
гибкость, он изменил манеру, форму
рассказа.
Образы романа
Джона Апдайка «Кентавр». Колдуэлл видит
перед собой в классе огрубевших, дичающих
подростков, чьи интересы не простираются
дальше баскетбола да все более изощренных
издевательств над педагогом, который
тщетно пытается говорить с ними о
происхождении жизни и о сущности
человека.
В преданиях Зевс – божество
всемогущее, грозное и величественное.
Директор школы Зиммерман сохранил от
этого мифологического прототипа лишь
чувство своей беспредельной власти над
подчиненными, сладострастие, превратившееся
в мерзкую старческую похоть, и глумливое
своеволие чиновника, которого некому
одернуть.
Кузнец Гефест на Олимпе был
равным среди равных – олинджерский
механик Хаммел, хоть у него и золотые
руки, еле сводит концы с концами и,
конечно, не выдержит конкуренции со
стороны хорошо организованных фирм.
Афродита навсегда осталась для
человечества символом красоты, а
учительница физкультуры Вера даже для
влюбленного в нее Колдуэлла не больше
чем героиня тех грез, в которых животное
начало современного кентавра заглушает
благородство и ум, присущие ему как
человеку.
И сам Прометей, явившийся на
страницах романа в облике Питера
Колдуэлла, страдающего и от обостренного
ощущения собственной социальной
отверженности, и от неумения приладиться
к нравам окружающей среды, и, наконец,
от кожного заболевания, может быть
воспринят только как трагикомическое
снижение легенды.
Обращение Джона
Апдайка к мифологии подчеркивает глубину
и объем решаемых им задач. Мифологические
сюжеты и персонажи не просто заимствованы
писателем, а творчески переработаны и
осмыслены. Они демонстрируют стремление
писателя к воссозданию идеализированного
героя, к художественному воплощению
человеческой личности, исполненной
высшего духовного совершенства.
Источник: https://studfile.net/preview/4511025/page:23/
Роман Джона Апдайка «Кентавр»
- «Если взрослый совсем забудет ребёнка в себе,
- он превратится в машину для еды,
- удовольствия, добывания денег».
- Д. Апдайк
Будем ли мы помнить детство так отчётливо, как сейчас? Какие моменты запомнятся на всю жизнь, а какие навсегда исчезнут из нашей памяти? Может, только через годы смогу понять, как время меняет степень важности происходящего. Об этом думаю я, когда читаю книгу Д. Апдайка «Кентавр».
В романе художник описывает свой мальчишеский мир. Питер Колдуэлл пытается объяснить возлюбленной, какой он. Молодой человек вспоминает три дня своего детства.
Главный герой воспоминаний — его отец, учитель естествознания Джордж Колдуэлл. Как в «Войне и мире» Л.
Толстой рассказывает о годах молодости декабристов, чтобы объяснить, почему именно эти люди вышли на Сенатскую площадь, так и Д. Апдайк показывает нам истоки жизни героя.
В этих воспоминаниях причудливо переплетаются правда и вымысел, вчера и сегодня, действие из абсолютно реальной школы перемещается на зелёные холмы Олимпа, которым становится городок Олинджер. Мне кажется, что в коридорах любой школы живёт наша буйная фантазия, наши мечты, что и подчёркивает автор.
Джордж Колдуэлл ранен стрелой, выпущенной учеником. Он идёт по коридору, стрела скребет по полу, цокают копыта — и вот перед нами мудрый Хирон, учитель Ахилла, Ясона, Прометея. Он идёт к Гефесту (Гаммелу), чтобы тот помог ему избавиться от стрелы. Вымысел? Но боль-то настоящая! Унижение, которое терпит он от учеников, — настоящее.
А ведь Колдуэлл — прекрасный учитель. Он знает свой предмет, умеет ярко и интересно излагать его, полон доброты к детям, помнит ребёнка в себе.
Питеру приятно слышать одобрительные отзывы мальчишек-старшеклассников о нём, даже перед Зиммерманом сын защищает отца. А сам всё время ловит себя на чувстве стыда.
Тинэйджерам всегда кажется, что родители недалёки, нелепы, делают всё не так, говорят не то.
Джордж смешон в этой дурацкой вязаной шапочке, всегда плохо одет. Питера раздражает, что отец подбирает на зимней дороге бродягу, восхищается им, жалуется на собственное несовершенство, делает ради него крюк в три мили, опаздывает в школу.
Бродяга же не только не благодарит Джорджа, но и крадёт перчатки, подаренные Питером. В ответ на едкое замечание сына он говорит: «Значит, ему они нужнее». Старший Колдуэлл пытается понять каждого, он доверчив, потому что сам всегда искренен.
А Питер чуть не лопается от злости: ну почему он торопится раскрыть свою душу каждому встречному-поперечному?
Разговоры Джорджа Колдуэлла с учениками так необычны! Он говорит абсолютно искренне, соглашается с их точкой зрения, оправдывает их поступки, а собственную деятельность называет бессмысленной. «Ты, Питер, не беспокойся, что он про твою кожу узнал. Он забудет. Уж кому, как не учителю это знать: люди забывают, что им ни скажи… Никакого следа не остаётся в головах у этих ребят».
Вот разговор с Дейфендорфом. Питеру кажется, что парень насмешливо смотрит на отца, презирает его за слабохарактерность. Отец признаётся в нелюбви к ученику. А через 14 лет, встретив Дейфендорфа в родном городке, Пит узнаёт, что тот стал учителем.
И тот разговор представляется бывшему ученику совсем иным: «Пит, я часто вспоминаю, что твой отец говорил о призвании учителя. Это нелегко, но ни от чего на свете не получаешь такого удовлетворения».
И тогда понимаешь, что пытается втолковать нам автор: Джордж Колдуэлл напрасно печалился о своей бесполезной жизни. Материал с сайта //iEssay.ru
Колдуэлл не был счастлив в своей профессии, мучился глупостью учеников, дико боялся громовержца Зевса — директора школы Зиммермана. Дома он тоже не знает покоя.
Дом неуютен, в нём гуляет ветер, не чувствуется теплоты человеческих отношений. А всё-таки понятно: Джордж очень любит сына и жертвует своим счастьем ради его будущего. Жертва эта не напрасна.
Питер (Прометей) принесёт радость людям.
Герои романа Апдайка мучаются, сомневаются, много думают о смысле жизни. Это нормально, потому что чем глупее человек, тем он более склонен возвышать себя и принижать других.
Главный вопрос, который всё время задают в романе и отец Джорджа, и сам Джордж, и Питер: для чего живёт человек? Почему так устроено, что человек живёт, накапливает опыт, умнеет.
И вот когда он уже близок к постижению смысла жизни, он умирает.
Мне кажется, Апдайк хотел, чтобы мы поняли: мы должны работать, искать себя, сомневаться, получать тумаки, быть счастливыми и несчастными, то есть жить. Смысл жизни в ней самой и заключается.
На этой странице материал по темам:
- джона апдайка «кентавр».
- апайдак кентавр
- Джорж Аадайк
- кентавр апдайк отзывы
- композиция романа джона апдайка кентавр
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/a/apdajk/sochineniya/kentavr/roman-dzhona-apdajka-kentavr
Кентавр
Джон Апдайк
КЕНТАВР
Небо не стихия человека, стихия его земля. Сам он — существо, стоящее на грани меж землею и небом.
Карл Барт
Но все же кто-то должен был жизнью своей искупить древний грех — похищение огня. И случилось так: Хирон, благороднейший из кентавров (а кентавры — это полукони-полулюди), бродил по свету, невыносимо страдая от раны, полученной по нелепой случайности. Ибо однажды на свадьбе у одного из фессалийских лапифов некий буйный кентавр вздумал похитить невесту.
Завязалась яростная борьба, и в общей свалке Хирон, ни в чем не повинный, был ранен отравленной стрелой. Терзаемый неотступной болью, без надежды на исцеление, бессмертный кентавр жаждал умереть и молил богов поразить его вместо Прометея. Боги вняли этой мольбе и избавили его от страданий и от бессмертия.
Он окончил свои дни как простой смертный, уставший от жизни, и Зевс вознес его на небо сияющим Стрельцом меж созвездий.
«Мифы Древней Греции в пересказе Джозефины Престон Пибоди», 1897 г.
1
Колдуэлл отвернулся, и в тот же миг лодыжку ему пронзила стрела. Класс разразился смехом. Боль взметнулась по тонкой сердцевине голени, просверлила извилину колена и, разрастаясь, бушуя, хлынула в живот. Он вперил глаза в доску, на которой только что написал мелом 5.000.000.000 — предполагаемый возраст Вселенной в годах.
Смех класса, сперва раскатившийся удивленным визгливым лаем, перешел в дружное улюлюканье и обложил его со всех сторон, сокрушая желанное уединение, а он так жаждал остаться с болью наедине, измерить ее силу, прислушаться, как она будет замирать, тщательно препарировать ее.
Боль запустила щупальце в череп, расправив влажные крылья в груди, и ему, внезапно ослепленному кровавым туманом, почудилось, будто сам он — огромная птица, встрепенувшаяся ото сна. Доска, вымытая с вечера, вся в беловатых подтеках, как пленка, обволокла сознание.
Боль мохнатыми лапами теснила сердце и легкие; вот она подобралась к горлу, и ему теперь казалось, будто мозг его — это кусок мяса, который он поднял высоко на тарелке, спасая от хищных зубов.
Несколько мальчишек в ярких рубашках всех цветов радуги, вскочив в грязных башмаках на откидные сиденья парт, со сверкающими глазами продолжали травить своего учителя. Невозможно было вынести этот содом. Колдуэлл заковылял к двери и закрыл ее за собой под звериный торжествующий рев.
Он брел по коридору, и оперенный хвост стрелы при каждом его шаге скреб по полу. Металлический скрежет и жесткое шуршание сливались в противном шарканье. В животе перекатывалась тошнота.
Длинные тускло-желтые стены коридора качались перед глазами; двери с квадратными матовыми стеклами и с номерами классов казались пластинами какой-то опытной установки, погруженными в радиоактивную жидкость и излучавшими детские голоса, которые мелодично выговаривали французские слова, пели религиозные гимны, разбирали вопросы из учебника социологии.
Auez-vous une maison jolie? Oui, j'ai une maison tres jolie[1], за золото хлебов в полях, за горы в солнечных лучах, за зелень щедрую равнин в ходе нашей истории, дети (это голос Фола), авторитет федерального правительства, его власть и влияние возросли, но мы не должны забывать, дети, что наша страна была создана как союз суверенных республик, Соединенные, господь благослови мой край и братства свет благой, над праведной землей… — Красивое песнопение продолжало неотвязно звучать в ушах Колдуэлла. — Над морем воссияй
Источник: https://lib-king.ru/1820-kentavr.html
Миф и реальность в романе Джона Апдайка “Кентавр”
Роман Д. Апдайка «Кентавр» принадлежит одновременно к мифологическому и вместе с тем растущему из земли искусству.
Как пересказать самое дорогое воспоминание? Как воссоздать для любимой девушки свой мальчишеский мир? Как это сделать, если прошлое, как и настоящее, зыбко, неустойчиво, очертания их расплываются и едва уловима грань между тем, что было, и тем, что кажется, между порядком и хаосом?
Именно таков мир в романе «Кентавр». Художник Питер Колдуэлл разговаривает со своей возлюбленной, рассказывает ей о себе, о детстве, о своем отце, думает о настоящем, возвращается в прошлое.
Не сразу понимаешь, когда происходит действие: в 1947 году или пятнадцать лет спустя, или вообще во времена кентавров.
Можно, конечно, попытаться пересказать книгу в хронологической последовательности, прозаически «вытянуть» ее в том порядке, в котором происходили события, отобрав только эпизоды реальные, отбросив мифологию.
Но упорядочивать роман Апдайка таким способом нельзя: в искусстве от перемены мест слагаемых сумма всегда меняется. Мир в романе «Кентавр» – это мир, в котором причудливо смешаны вчера и сегодня. Но книга Апдайка не ребус, рассчитанный лишь на изощренную сообразительность и специальные знания.
Ее можно воспринимать как сказку, и тогда не покажется странным, что герой романа все еще живет и действует после того, как мы прочитали посвященный ему некролог, что в учителя стреляют не из традиционной рогатки, а его ранят настоящей стрелой. Много в книге причудливого вымысла. А боль от ранения – истинная.
Для чего живет человек? Об этом всегда спрашивали герои Апдайка, об этом тоскливо спрашивают представители семьи Колдуэллов в трех поколениях.
Что же противостоит хаосу? Той черной пропасти, в которую неизбежно попадает рано или поздно и в которую сегодня ежеминутно может быть повержено все человечество? Что защищает, что ограждает человека от хаоса, что же дает силу жить?
Может быть, спасет религия? Но она не спасла и деда-священника, так тосковавшего на смертном одре. Его печальный опыт закрыл путь к религии для его сына и внука.
Множество людей защищает от хаоса другая вера – вера в возможность преобразования общества. Но у героев Апдайка, да и у него самого, ее нет.
От хаоса могут спасти и разные виды человеческих ощущений; причастности к родине, городу, заводу, школе, а также осознание связи с другими людьми. Но герой Апдайка одинок. Не может помочь ему и любовь. Жена уже плохо слышит своего мужа. Возникшее было чувство к Вере Гаммел ближе к миру фантастическому, чем к реальности.
Но все-таки мир и человек в романе Апдайка не тонут в хаосе. Опора Джорджа Колдуэлла – доброта.
Он – странный человек, ведет себя странно. Даже его уродливая, найденная в ящике для утиля шапочка, столь ненавистная сыну, – это ведь, по сути, шутовской колпак, только что без бубенцов.
По реакции на мир, по интонациям речи герою уже не шестнадцать, а пятьдесят, и все равно он нисколько не повзрослел.
Он чувствует свою ответственность за всех людей. Доброта Колдуэлла, однако, не вознаграждается. Герой обречен, потому что он беспомощен, добр и жалок.
Его доброта не достается сыну в наследство. Питер и не пытается подражать отцу. Он из другого теста. Он по-иному противостоит хаосу. С детства он воспринимает мир в зримых очертаниях, в красках. Питер становится художником.
Запечатлеть на полотне ускользающие мгновения, удержать этот свой мир. Ведь больше никто, ни один человек на земле так не увидит, не изобразит маленькую ферму близ городка Олинджер в штате Пенсильвания.
И тогда крошечный этот мирок тоже канет в Лету вслед за другими бесчисленными мирами и мирками.
Но писатель Апдайк вовсе не подчиняется природе. Он ее преобразует, он властно творит свой мир.
Мифология – при всех снижающих подробностях о жизни богов – все же сохраняет в романе значение нормы, образца, гармонии.
Стремление к гармонии, к эстетическому порядку у Апдайка глубоко противоречиво: он хочет дать слепок той части хаоса, в которой и живут его герои, то есть неизбежно впустить хаос на свои страницы. Но вместе с тем и обуздать его, удержать ускользающее, странное, причудливое.
Если полностью довериться писателю, его реальность и фантазия предстают во все более стройном, единственном в своем роде сочетании.
В первой же главе ясно, как сочетаются разные планы у Апдайка. Учителя ранило стрелой. Ему больно, а класс смеется. Смех противный, он переходит «в визгливый лай». У самого учителя видения одно страшнее другого: то ему кажется, что он – огромная птица, то, что его мозг – кусок мяса, который он спасает от хищных зубов. Он бежит из класса, закрывая дверь, «под звериный торжествующий рев».
Столь же отвратительно и возвращение в класс. Колдуэлл боится. И не зря. Потому что в класс пришел директор школы Зиммерман. Он одновременно и Зевс-громовержец. Стрела Колдуэлла – громоотвод.
Класс ведет себя подло, подыгрывает директору, а Колдуэлл позволяет издеваться над собой.
С огромным трудом учитель заставляет себя продолжить урок. Он делает это увлеченно, талантливо, но его никто не слушает. И герою невольно кажется, что учитель он плохой, и жизнь прожита зря. Вот та реальность, что встает за фантасмагорией мыслей, ощущений, поступков в первой сцене романа.
Раненый Колдуэлл бежит из класса, из школы в гараж Гаммела, где ему вынимают стрелу.
Вокруг еще реалии города Олинджера, – школа, трамвай, склад, ящик из-под кока-колы… Но эти реалии уже вытесняются мифологическими, Колдуэлл уже цокает копытами, при разговоре о современных детях он вспоминает своих учеников – Ахилла, Геракла, Ясона, гараж похож на пещеру, а когда он уходит, вслед ему гогочут циклопы.
Все это напоминает какой-то хаос. Однако и хаосу и страху все-таки противостоит человек.
Вот как скажет об этом учитель, заканчивая тяжелый урок: «Минуту назад, с отточенным кремнем, с тлеющим трутом, с предвкушением смерти появилось новое животное с трагической судьбой, животное…» – зазвенел звонок, по коридорам огромного здания прокатился грохот; дурнота захлестнула Колдуэлла, но он совладал с собой…
Переходы из одного художественного мира в другой у Апдайка не всегда плавны, подчас они головокружительны. Тогда сбивается настройка на одну волну, и все мертвеет, обнажается конструкция, за блистательной сценой видны пыльные задники декораций. Автор сам это чувствует, ведь Питер недаром говорит: «Последнюю грань мне не преодолеть».
Источник: https://school-essay.ru/mif-i-realnost-v-romane-dzhona-apdajka-kentavr.html
Кентавр, Джон Апдайк
- Издательство: АСТ, АСТ Москва
- ISBN: 9785170570409
- Год: 2009
«У одних есть способности, у других — нет. Но у каждого есть, что-нибудь, пусть даже иногда только жизнь.»
Знаковая книга, без которой современная постмодернистская проза, возможно, не обрела бы окончательной, привычной нам формы. Книга, в которой — впервые в англоязычной литературе! — возник прием «смысловой сложности», с легкостью обращающей скромного учителя в «воспитателя героев» античной мифологии, а маленький городок — в фантасмагорический калейдоскоп видений… Впрочем… о «Кентавре» написано многое — но объяснить его до конца невозможно.
Каждый читатель сделает это сам! Обо всём этом и не только в книге Кентавр (Джон Апдайк)
- Национальная книжная премия (National Book Award) (1964)
Рецензии Отзывы Цитаты Где купить
- Рецензии (3)
- Написать рецензию
13 Кентавр — полуконь, получеловек, и повествование в этой книге тоже поделилось на полумиф и полуреальность. Казалось бы: несуразно. К тому же, Апдайк утомительно подробен, кажется он описывает каждое пятнышко, высказывает за героя каждую промелькнувшую мысль. Но в данном случае все это сработало как эффект погружения: в какой-то момент я начала буквально видеть героев, видеть их глазами, думать как они, а греческий миф, как ни странно, подчеркнул грустную реальность.В центре истории Джордж Колдуэлл, школьный учитель, неудачник и его сын Питер, подросток, страдающий псориазом — это, разумеется, поверхностная, внешняя часть истории. Но в три дня, прожитые отцом и сыном, Апдайк уместил всю драму человеческой жизни.Колдуэлл — кентавр — недоволен своей жизнью: ему 50, он все еще жив, но старательно ищет у себя смертельную болезнь, работа в школе для него лишь способ выживания, кажется, учить и воспитывать он умеет, но непонятно нравится ли ему это. И что-то в нем есть такое, что позволяет назвать его достойным человеком, хотя он старательно убеждает себя, окружающих и читателей, что он лишь слабак и размазня.Питер как персонаж мне был сначала совсем непонятен и даже неприятен. Но Апдайк так живо нарисовал мир подростка — сомневающегося, переживающего, то считающего себя взрослым, то вдруг прячущегося в детстве, что я невольно поняла его. И такое тонкое описание чувств к отцу — там и жалость, и любовь, и то, чувство, когда ребенок понимает, что в нем есть те же качества, те же черты характера, что и в родителе, что он сын своего отца — это с одной стороны удручающая предопределенность, а с другой — гордость.Три дня отец и сын не могут вернуться домой, и пока Питер проживает лишь одну жизнь — свою собственную, жизнь подростка, Колдуэлл-старший проживает несколько жизней: жизнь внутри себя — жизнь кентавра, мудрейшего и достойнейшего, жизнь вокруг себя — жизнь школьного учителя, чудака и неудачника, а также жизнь отца — который несмотря ни на что готов бороться за благополучие сына, хоть и сами стихии обернулись против них. В этой последней ипостаси он особенно трогателен, непоколебим и силен.Короткая и внешне простая книга вместила в себя много тем. Но, как мне кажется, главное о чем эта книга — о том, что не всегда достойный и благородный человек занимает достойное себя место в жизни, и этот конфликт внутреннего и внешнего приводит к трагедии, к драме, причем не только для самого человека, но и для окружающих его людей. Но так уж получается. Увы, не каждый кентавр становится созвездием. 4 Довольно нестандартное произведение Апдайка.Очень интересно перекликаются древнегреческая мифология с современной линией. Говорят, что во многом произведение автобиографично.Наблюдать за взаимоотношениями между сыном и отцом, очень интересно, характер отца очень яркий, хотя, на мой взгляд, и немного утрированный. Но я люблю Апдайка в том числе и за эту утрированность.Читал книгу с удовольствием, но что-то не хватило мне там, чтобы поставить 5.
У Апдайка есть произведения и посильнее. Хотя у него самого это произведение — любимое.
1 Книга совершенно не понравилась! Ни за что бы не стала читать, если б не было на это необходимости. Начиналось произведение нормально. Порой было скучновато, порой интересно, с перевесом все-таки больше в сторону «скучновато». Но как только я дошла до слов что «русский воин самый трусливый в мире» наступил перебор. Было крайне неприятно читать такое мнение автора о русских солдатах, особенно если тебя учили с детства, что русские солдаты самые храбрые и смелые, что подвиги их самые бесценные, что русская армия самая непобедимая в мире. Ну, и на мой взгляд проводить параллель или отождествлять учителя Колдуэлла с мудрым кентавром Хироном — глупо, поскольку Колдуэлл больше похож на бесхребетную размазню, нежели на мудрого и сильного духом кентавра Хирона. На протяжении всего чтения создавалось ощущение,что он (Колдуэл) не знает чего он хочет, он не знает зачем пришел в этот мир, боится, что Зиммерман его уволит. Зачем же он действительно живет?
Спасибо автору, что хотя бы в конце облегчил ему «жизнь».
Посмотреть все рецензии (3)
- Отзывы (6)
- Оставить свой отзыв
Посмотреть все отзывы (6)
- Цитаты (15)
- Добавить цитату
Самая популярная цитата Самая новая
- 5 + «Жизнь — ад, но этот ад прекрасен»
- 4 + «На свете нет ничего ужаснее озлобленной женщины»
Посмотреть все цитаты (15)
Книгу «Кентавр» Джон Апдайк можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 479 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (92)
- Хотят прочесть (40)
Посмотреть всеx прочитавших (92)
30 марта — понедельник Всем привет. С вами обзорный понедельника, то есть я) И так как обзор…
Строфами советского классика почтили ветеранов горячих точек В Перми появился памятник «Солдат…
Когда работы много и вокруг тебя все время что-то происходит, например, виртуальные уроки танцев…
Итак, дорогие участники, пришло время завершить Сезон № 2 «В миллиметре от Книги Месяца»…
0.33646082878113==(130)
— Персональные рекомендации; — Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; — Своя онлайн библиотека; — Обмен мнениями и тематические сообщества; — Личные блоги о книгах и не только; — Рейтинги и тематические подборки; — Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте
Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=444073