Сибирский писатель В. П. Астафьев – это многогранный, талантливый автор, написавший огромное количество литературных произведений, сюжеты которых взяты из жизни, в том числе и из собственной. Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» позволит уловить суть и смысл данного шедевра.
История рассказа
- Это автобиографическое произведение.
- Сюжет произведения прост, но немалый его объем занимает описание семейства Левонтия и отвлечение на другие вещи, которые позволяют читателю получить развернутое представление о главном герое и людях, его окружающих.
- Впервые произведение было опубликовано в газете «Литературная Россия» (1963 год), а затем оно неоднократно издавалось и переиздавалось в составе сборников и альманахов.
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Фабула рассказа «Конь с розовой гривой»
- Катерина Петровна засобиралась в город и послала внука на увал, набрать в туес земляники.
- Семилетний мальчик Митя пошел за ягодой не один, а в компании не очень честных и воспитанных соседских детей.
- Манипуляции с туеском, травой и горсткой ягодок, больше похожие на мошенничество.
- Украденные калачи для «старшого из левонтьевских».
- Мучительные раздумья и нереализованное желание поведать правду бабушке.
- Рыбалка, уличные игры допоздна и нежелание идти домой.
- Ночлег в чулане.
- Раскаяние, прощение, награда.
Важно! Повествование ведется от лица семилетнего мальчика, которого автор назвал Митей, хотя, по всем канонам это должен быть Витя, учитывая то, что рассказ «Конь с розовой гривой» это произведение автобиографическое, что как бы обязывает дать ключевому персонажу свое имя.
Краткое содержание рассказа
Послала меня бабка Катерина набрать земляники, и пообещала, что привезет из города пряничного коня, как продаст собранную мной ягоду. Утром в компании с ребятней дядьки Левонтия, работающего на лесозаготовках, отправился я за ягодой, взяв с собой берестяной туесок.
Это интересно! Рассказ Холодная осень Бунина: краткое содержание
Левонтьевские орлы ушлые ребята: они собирали ягоду прямо себе в рот, разбросав заготовленную для лесных даров посуду, за что получили нагоняй от старшего брата Саньки. Завязалась потасовка, в ходе которой остатки земляники были безжалостно растоптаны.
Санька, будучи авторитетом среди ребятни, смог подбить меня «на слабо», из-за чего пришлось угостить левонтьевских ребятишек ягодой. Потом мы пошли на Фокинскую речку, где прорезвились весь день.
Для этого хватило пару горсточек ягоды. Так сделать мне посоветовал многоопытный Санька.
Бабушка меня расхваливала на все лады, но пересыпать ягоду не стала, решив везти ее в город в моей посудине.
Я поделился своей бедой с Санькой, и за молчание он потребовал с меня несколько калачей, которые мне пришлось украсть. Утром я хотел покаяться перед бабушкой и раскаяться, но не успел – она уже уехала.
Пошли мы с Санькой рыбу удить, и едва у меня клев пошел, как вдруг показалась лодка с тремя мужиками, лихо орудующими веслами, и бабушкой, грозящей кулаком. Я прослонялся до ночи на улице, пока соседка не отвела меня домой.
Мне было стыдно и страшно. Юркнув в кладовку, я пристроился на ночлег на постели-времянке, а утром обнаружил, что кто-то заботливо укрыл меня полушубком. Это был дедушка, приехавший с заимки, который и уговорил меня попросить прощения.
Катерина Петровна была очень сердита, называла меня мошенником и каторжанином, но заветный пряник незаметно появился на столе, и тогда я понял, что прощён.
Это интересно! Антон Чехов Каштанка: читаем краткое содержание в режиме онлайн
Краткий пересказ
Мальчик-сирота Митя, проживающий с бабушкой и временно отсутствующим дедушкой, идет за земляникой, но не один, а в компании с соседскими ребятишками.
Чтобы понять характеры и характеристики левонтьевских отпрысков, придется читать «Конь с розовой гривой» полностью, так как краткое содержание не сможет вместить в себя описание семьи Левонтия. За туесок земляники, который должен набрать Митя, бабушка обещает привезти ему из города подарок.
Белый конь с розовой гривой – это пряник, являющийся предметом вожделения деревенских детей.
Придя в лес с сыновьями и дочерьми дядьки Левонтия, Митя попал под их негативное влияние, и раззадоренный старшим из них Санькой, высыпал с трудом собранную ягоду на всеобщее «съедение».
- Митя, не зная, как показаться на глаза бабушке без ягод, послушался совета Саньки: он наполнил туес почти доверху травой, а после насобирал пару гостей земляники и буквально прикрыл ей свой обман.
- Когда Митя вернулся домой с туесом, якобы полным ягод, Катерина Петровна наговорила ему кучу приятных слов и пообещала, что пряничный конь с розовой гривой – это будет награда за Митины труды.
- Наутро она отбыла на базар, а Митя хотел рассказать ей о своем обмане, но благополучно проспал тот момент, когда Катерина Петровна уехала.
Это интересно! Изучаем краткое содержание рассказа Лескова Левша
Терзаемый угрызениями совести, чувством вины и нехорошими предчувствиями, главный герой с трудом пережил этот длинный день, который он провел вне дома, потому что сначала Санька сманил его на рыбалку, а потом до наступления темноты они играли в лапту. Домой Мите идти было страшно и стыдно.
Поздним вечером Митю привела домой соседка, которая после о чем-то долго разговаривала с Катериной Петровной. Наутро всякий входящий в дом из первых уст узнавал о Митиной проделке, но у мальчика появился надежный союзник – дедушка, который очень своевременно приехал с заимки.
По совету дедушки «мошенник» попросил «прошшення», за что и получил награду – заветный пряник, и одновременно с ним хороший урок, который был полностью усвоен.
Эпизоды
Краткий пересказ не позволяет детально рассмотреть эпизоды, когда:
- Дети резвятся на Фокинской речке, а после бросают Митю одного в лесу.
- Санька заставляет Митю таскать ему калачи, шантажируя его тем, что всё расскажет Катерине Петровне.
- Утром приехал дедушка.
Важно! В этих эпизодах сокрыт глубокий смысл, и эти сцены имеют особое значение.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/kratkoe-soderzhanie-uvlekatelnogo-rasskaza-kon-s-rozovoy-grivoy
«Конь с розовой гривой»: краткий пересказ рассказа В. Астафьева
Ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа «Конь с розовой гривой» Виктора Петровича Астафьева, писателя советской эпохи. Рассказ этот считается автобиографическим. В нем автор описывает важный эпизод из своего детства, повлиявший на становление его личности. Произведение было издано в 1968 году как часть книги «Последний поклон».
Кратко о героях
Пересказ эпизода из детства идет от первого лица. То есть главным персонажем является сам Витя Астафьев – мальчик-сирота. Он после трагической смерти матери воспитывается в деревне бабушкой Катериной Петровной и дедушкой. Кроме этих главных героев, есть еще следующие действующие лица:
- Левонтий – сосед, отставной моряк, пьяница и лентяй;
- Васёна – его жена;
- Сыновья Левонтия и Васёны, из которых выделяется Санька, «злее и вреднее остальных левонтьевских».
Очень краткий пересказ
Бабушка дала внучку особый пряник в виде розовогривой лошади. Но за это Витя должен насобирать в лесу туесок земляники. Внук отправился в лес с соседскими ребятами, однако вечно голодная орава съела все, что насобирала, подбивая и Витю сделать то же самое. Санька подговорил мальчика обмануть бабушку – положить в лукошко траву и слегка присыпать земляникой.
С утра Витя хотел покаяться перед бабушкой, однако та уже уехала в город. Весь день мальчик провел с «левонтьевскими», а вечером пробрался в каморку у дома, где и уснул. Утром Витя во всем признался и попросил простить его. Оказалось, что несмотря на его постыдный поступок, бабушка привезла ему пряник.
Такое очень краткое содержание рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» не дает представления о характерах главных героев и других персонажей, и о том, в каких условиях жили семьи Вити и Левонтия. Давайте познакомимся с этим воспоминанием детства писателя более подробно.
Краткое содержание рассказа
Будучи ребенком из небогатой семьи, Витя мечтает о прянике. Но не о простом, а необычном, прямо-таки сказочном. В рассказе описанию пряничного коня уделено много внимания, о чем свидетельствует и название произведения.
«Конь этот белый-белый. А хвост у него розовый, и грива розовая, равно как глаза и копыта».
Витя даже не думает есть этот пряник. Он хочет им обладать. Кроме того, владение пряничным конем сразу же повышает его социальный статус в глазах деревенских детей.
«С таким конем столько сразу внимания, почета».
Плата за пряник Бабушка, Катерина Петровна, зная о мечте внука заполучить лошадку из имбирного теста, но не имея денег на сладость, нашла выход из положения: она послала Витю с другими ребятами в лес собирать землянику. Если набрать полный туесок душистой ягоды да продать в городе, то как раз можно купить лакомство, украшенное удивительной розовой помадкой. Так мальчик рано утром отправился в лес зарабатывать на пряник.
Левонтий и его семья Далее сюжет рассказа прерывается, поскольку автор хочет сообщить читателю некоторые подробности о товарищах своего детства.
Отставной моряк Левонтий трудился на лесозаготовках и неплохо зарабатывал. Но все сразу пропивал.
В день получки его супруга обходила соседей, чтобы отдать занятые деньги, но проходило совсем немного времени, и она опять просила взаймы.
У семьи не было даже бани, и мыться они просились к соседям. Каждую весну Левонтий ставил вокруг дома изгородь из досок, но в холодное время вся она уходила на отопление избы: работой, в т.ч. заготовкой дров, Левонтий не заморачивался.
Когда жена просила сделать что-то по дому, он говорил, что больше ценит «слободу». Напившись, Левонтий буянил и крушил все в доме, отчего злыдни в хате только усугублялись. Утром глава семейства наспех все чинил и уходил на лесозаготовки.
Маленький Витя очень любил ходить в дом Левонтия сразу же после получки. Бывший моряк, пока еще ворочал языком, рассказывал истории о своих путешествиях. Но бабушка не поощряла такие визиты внука. Она не говорила прямо, что там ее внук будет в плохой компании, но объясняла, что Витя «объедает пролетариев».
Однако дед мальчика работал в нескольких километрах от села, а сама она была очень занята по хозяйству. Пришлось отпустить внука в лес с «пролетариями».
Чем закончился сбор ягод Правильно говорят, что на осинке не родятся апельсинки. Сыновья Леонтия больше дурачились, чем собирали ягоды. А если и находили их, то клали не в лукошко, а в рот.
Один Витя добросовестно собирал землянику, пока не набрался полный туесок. Тогда Санька стал подначивать Витю, что тому «слабо» съесть свои ягоды. Податливый и наивный мальчик и сам полакомился, и приятелей угостил.
После этого шумная толпа детей побежала к речке купаться.
К вечеру Витя загрустил, ведь Катерина Петровна – не чета Левонтьевой Васёне, ее не обманешь. Тут Санька надоумил Витю наполнить лукошко сорванной травой, а вот сверху положить горсть или две ягодок. И Витя решился на обман.
Тяжелая ночь Катерина Петровна так хвалила внука за трудолюбие, что ему стало стыдно. Женщина не стала высыпать землянику в другую емкость, решив повезти их на продажу прямо в туеске. Витя вышел во двор и рассказал об этом Саньке.
Малолетний паршивец тут же стал шантажировать приятеля и требовать калачи за молчание. Пришлось Вите залезть в кладовую и таскать оттуда сдобу, пока Санька не насытился. Ночью мальчика грызла совесть: ведь он и бабушку обманул, и калачи украл. Он решил утром покаяться и попросить прощения.
Но после такой тревожной ночи проспал – бабушка уплыла на лодке в город.
Как прошел следующий день Терзаемый совестью, Витя вспоминал дедушку. Тот никогда не ругал внука и позволял ему всякие шалости. Но дедушка был далеко.
Витя снова отправился с детьми Левонтия на реку, рыбачить. Автору удалось дать краткий набросок нравов семьи.
Когда Саньке удалось поймать рыбу, он с братьями даже не испекли ее как следует – так и съели полусырой, словно дикари.
Но тут из-за крутого берега показалась лодка с Катериной Петровной, которая еще издали грозила внуку кулаком. Перепуганный Витя убежал.
Понимая, что бабушка пойдет искать его в дом Левонтия, он подался к тете, где и провел время до темноты, играя с двоюродным братом. А поздно вечером пробрался в кладовую и залег там, постелив себе хранящиеся там же половики.
Несмотря на то, что мальчик боялся бабушки, он очень любил ее. Автор тонко передает свои детские переживания и наивные мысли:
«Я решил, что если буду думать о бабушке только хорошо, она догадается и простит меня».
Витю переполнили и воспоминания о покойной матери. Однажды та возвращалась из города по реке, но перегруженная лодка перевернулась. Женщину утянула стремнина под сплавную бону, за которую та зацепилась косами. Бабушка тогда шесть дней простояла на коленях у реки, пока не вытащили тело.
Покаяние и награда Наутро Витя обнаружил, что накрыт дедушкиным полушубком. Мальчик обрадовался, почувствовав, что теперь есть кому его защитить. Но дед тоже был непреклонен. Бабушка рассказала, что ягоды у нее хотела купить «культурная дамочка в шляпке» и обнаружила обман.
Катерина Петровна сказала, что такого сраму ей наделал пакостный внучок. Витя разрыдался. Дед заявил, что мальчику пора просить о прощении. Это Витя и сделал, рыдая пуще прежнего. Все еще сердитым голосом бабушка сказала внуку садиться завтракать.
И – о, диво! Положила перед ним белого конька! А грива у него была розовой.
Основная идея
Завершает повествование рассказчик такими словами:
«Давно уже нет на свете ни бабушки, ни дедушки. Да и сам я старею. Но я все никак не могу забыть дивного конька с розовой гривой – бабушкиного гостинца».
Даже из краткого содержания рассказа можно извлечь урок: нельзя обманывать и жульничать, не стоит обращать внимания на тех, кто говорит, что поступать по совести – это признак слабости. Случай с пряником научил автора противостоять искушениям и думать о тех, кого любишь, только хорошее.
Чтобы получить удовольствия от легкого и живого стиля автора, рекомендуем читать произведение в полном объеме. На это потребуется всего 40-50 минут.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/kon-s-rozovoy-grivoy.html
«Конь с розовой гривой» В. П. Астафьев Кратко
Этот рассказ рассчитан на детскую и юношескую аудиторию и раскрывает на «живом» примере тему взросления ребёнка и его знакомство с ответственностью за свои проступки. Представленная ниже статья познакомит читателей с кратким пересказом, историей создания и характеристиками основных героев произведения.
Краткий пересказ сюжета рассказа «Конь с розовой гривой»
Витя сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.
Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.
На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.
Список персонажей рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»
- Сирота Витя
- Катерина Петровна — бабушка Вити
- Дедушка Вити
- Сосед-пьяница Левонтий
- Жена Левонтия
- Санька — сын Левонтия и приятель Вити
- «Боевые орлы» — братья Саньки
Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану
Рассказ «Конь с розовой гривой» ведётся автором от первого лица. Он не подразделён на главы или части, но для лучшего понимания переломных моментов в истории мальчишки-сироты, его удобно воспринимать пересказанным по плану.
I. Знакомство с Витей и семейством Левонтия
После смерти матери Витю воспитывает бабушка. Она предлагает внуку пойти с ребятами Левонтия по ягоду. Если наберёт Витя туесок земляники, то её можно будет продать в городе. Там же бабушка обещает купить ему в подарок за работу мечту всех ребят — пряник в форме коня. Такое приобретение обеспечит зависть и уважение всех деревенских детей. Витя рад согласиться.
По ягоду ему идти с ребятами из соседской малообеспеченной и шумной семьи Левонтия, работающего на лесозаготовках. Деньги у этих людей не приживались: получит Левонтий зарплату, закатит пир, жена его раздаст долги, а через пару дней вновь бегают одалживают. Но Витю в той семье жалеют и любят.
II. Поход за ягодой
Ребята отправились собирать землянику. Витя, воодушевлённый обещанием бабушки, быстро принялся за работу. А левонтьевские ребята больше дурачились, дрались и собирали землянику не в лукошки, а в рот. Затем они решили идти купаться, но заметив, что у Вити осталась ягода дразнили его и вынудили съесть её. Расправившись с добычей, ребята дружно убежали на реку.
III. Обман и шантаж
Лишь к вечеру опомнился Витя. Возвращаться без ягоды домой ему было стыдно. Санька, старший из левонтьевских, подсказал «выход» — набить короб травой, а сверху присыпать ягодой будто он полный. Витя так и поступил.
Дома бабушка не догадалась об обмане и долго хвалила внука. Обманку поставила в холод до утра. Витя убежал на улицу и поделился своими тревогами с Санькой, а тот потребовал плату за молчание — калач.
Чтобы друг его не сдал, Витя стал тайком таскать ему из дома угощения для шантажиста, пока тот не насытился. Всю ночь Витя затем плохо спал, переживал, что обманул бабушку, да ещё и калачи взял без спроса.
Под конец ночи мальчик решил, что утром должен всё рассказать бабушке.
IV. Муки совести
Но утром Витя проспал. Бабушка с обманкой уплыла на лодке в город. А Витя отправился с Санькой рыбачить. С берега он увидел бабушку в большой лодке, грозящую ему кулаком.
Вечером, Витя лёг в кладовке и стал вспоминать о маме. Мама так же как бабушка ездила в город продавать ягоду. Однажды лодка перевернулась. Мама утонула.
V. Раскаяние и прощение
Утром вернулся с заимки дед. Он потребовал, чтобы Витя повинился перед бабушкой. Бабушка уже многим рассказала, как подвёл её внук. Из-за его подлога она чуть не обманула покупательницу.
Долго и слёзно каялся Витя в содеянном. Бабушка поругала его, но потом накормила завтраком и подарила пряник в форме коня с розовой гривой.
Герои рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»
Среди значимых персонажей рассказа «Конь с розовой гривой» — главные герои: мальчик-сирота Витя и его бабушка Катерина Петровна, второстепенные: дедушка Вити, сосед Левонтий и его сын Санька.
Краткая характеристика главных героев:
Витя
Главный персонаж рассказа осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству.
Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом».
Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.
Катерина Петровна
Один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его.
Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом».
Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.
Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду.
Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает.
Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.
Краткая характеристика второстепенных героев:
Сосед Левонтий
В списке важных героев и сосед Витиной бабушки Левонтий. С его ребятишками дружит главный герой, хоть этого и не одобряет Катерина Петровна. Левонтий пьяница и дебошир по натуре. Хозяин из него плохой, дома из добра — только кучка ребятишек.
Обустройством двора ему заниматься не с руки, он ценит свою «свободу». Напившись ведёт себя буйно и грубо. Левонтий работает на лесозаготовках, полученные за труды деньги прогуливает.
Жена Левонтия постоянно занимает у односельчан, а дети чаще всего носятся по округе без присмотра.
Санька — сына Левонтия
Санька — сын Левонтия, живущий по соседству с Витей и его бабушкой и растущий в неблагополучной семье мальчишка. Отпрысков Левонтия автор зовёт «боевыми орлами» и Санька среди них главный.
Весь исцарапанный, не умытый, с дыркой между передних зубов, через которую «здорово» слюной цыкает. Санька самый злой и невоспитанный, знает много бранных слов и постоянно проказничает.
Главному герою рассказа Вите он даёт вредные советы, учит его лгать, изворачиваться и шалить.
Дедушка Вити
Дедушка Вити работает на заимке — дальнем земельном участке. Он тоже очень важная фигура в жизни сироты. Витя любит своего деда за то, что он мягок к нему и никогда не ругается в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчишку и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в момент, когда пришло время признаваться и каяться в содеянном.
Краткие выводы и история создания рассказа
Рассказ «Конь с розовой гривой» написан для детей. Но в нём заложены важные истины, в которых могут потерять себя даже взрослые люди. Этот рассказ вышел в свет в астафьевском сборнике в 1972 году. Он автобиографичен. Виктор Астафьев, так же как и главный герой, после того, как его мать утонула, воспитывался бабушкой Екатериной.
События рассказа относятся к 1930-м годам и повествуют о непростой жизни деревенских людей. Красочные, живые описания местности, где происходят события, и героев рассказа вряд ли кого-то оставят равнодушным. Эта история-исповедь о том, как автор впервые понял как на самом деле плохо подводить и обманывать своих близких.
Голосом главного героя-мальчишки Виктор Астафьев делится со своими юными читателями бесценным опытом, собственными переживаниями и выводами о взрослой жизни, о важности каждого поступка, о тяжести бремени за ошибки. Вместе с тем это ещё и история о настоящей, безграничной любви бабушки и внука.
Любви, которая может многое простить и помочь пережить даже очень тяжелые времена.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/kon-s-rozovoj-grivoj
Внеклассное мероприятие "Время читать Астафьева"
ЗАЯВКА,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- средняя общеобразовательная школа №13 г. Хилок, Забайкальский край
- Номинация Конкурса
- «Лучшее мероприятие для детей и подростков (6–14 лет)»
- Название и форма мероприятия
- Литературно- музыкальная гостиная.
- « ДЕТСТВО ПИСАТЕЛЯ НА СТРАНИЦАХ ЕГО КНИГ.»
- Фамилия, имя, отчество (полностью) автора
- Автор разработки педагог-библиотекарь
- Елисеева Виктория Алексеевна
- Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя организации
- Налабордина Надежда Викторовна
- Дата и место проведения мероприятия.
- 23 декабря2019 года, библиотека школы
- В библиотеке организована выставка посвященная 95-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева, презентация, у учащихся художественные книги автора.
- Сценарий мероприятия.
- Учащийся читает стихотворение. Слайд 3-4
- Время
Время мчится, как быстрая птица,Невозможно сдержать иль унять,Не желает никак приземлиться,И взмывает в высоты опять.Пробегают незримо неделиНепрестанно одна за одной,Наметали сугробы метели,Но сейчас уже пахнет весной.Пронесётся весна молодая,Ей на смену придёт летний зной,Осень вмиг пробежит золотая
- И закончится снежной зимой.
- Ощутить нельзя чувствами время,Рассмотреть и пощупать нельзя,Но года нести нужно, как бремя,Ими в вечность укрыта стезя.Но пока повод есть веселиться,На благую судьбу уповать,Время мчится, как быстрая птица,
- Пробежала неделя опять.
- Педагог- библиотекарь
- Здравствуйте, дорогие ребята.
- Сегодня мы с вами поведем небольшое путешествие по страницам книг Виктора Петровича Астафьева в его 95-летию со дня рождения, которое называется « ДЕТСТВО ПИСАТЕЛЯ НА СТРАНИЦАХ ЕГО КНИГ.»
- Слайд- видео «Детство босоногое» Слайд 5
- «Время детства» Слайд 6
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве.
Детство Виктора Петровича пришлось на 30-е годы. Действительно оно было босоногое, т.к. у детей было мало одежды, игрушек и всех тех мелочей, которых так нахватает подрастающему ребенку.
«Время детства» Слайд 7
Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет.
«Время детства» Слайд 8
Мама Лидия Потылицына всегда присутствовала в его рассказах как милая, добрая, заботящаяся о своем сыне. Он не изменял ни имени, ни фамилии своей матери в рассказах. Лидии Ильиничны, он посвятит повесть «Перевал».
«Время детства» Слайд 9
После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной.
- «Время детства» Слайд 10-11
- Читает учащийся.
- Учила бабушка меня:
- «Нет, не течет вода под камень,
- А в печке не зажжешь огня,
- Коль не заполнена дровами.
- А если хочешь сладко спать,
- Не уповай на божью милость,
- Соломку надо подстилать,
- да и следить, чтобы не сбилась.
- Не смей, чужого не бери!
Своё храни! Уж как сумеешь!
- А слезы вытри, не реви,
- От жалости к себе слабеешь.
- У Бога много не проси,
- Но верь, что край придет- поможет,
- Гнев неразумный погаси,
- И на судьбу не злись, негоже.
- А за обиду не держись
- -Прощай их…
- Если бы я знала…»
- Учила бабушка, а жизнь…
Её науку подтверждала!!!
- «Время детства» Слайд 12
- Память любимой бабушки Екатерины Петровны Виктор Астафьев почтил в рассказе «Конь с розовой гривой».
- «Время детства» Слайд 13
- -Сейчас мы вспомним главных героев этого произведения, а так же выделим основные моменты этого рассказа.
- Главные герои:
- Витя – семилетний мальчик, сирота, которого жил с бабушкой и дедушкой, озорной, но добрый, совестливый мальчик.
- Катерина Петровна – бабушка Вити, бойкая, решительная женщина, строгая, но справедливая и очень добрая, любящая.
- Дядя Левонтий – сосед Катерины Петровны, ленивый, не хозяйственный, пьющий, но добрый мужчина, в прошлом моряк.
- Санька – сын Левонтия, главный задира и бедокур, обманщик и воришка.
- «Время детства» Слайд 13
- Сюжет
На попечении бабушки Катерины Петровны находился ее семилетний внук Витя, оставшийся круглым сиротой. Однажды она послала мальчика собрать землянику для продажи, пообещав за его работу купить пряничного коня с розовой гривой. Витя был очень рад, поскольку такой пряник обеспечивал почет и уважение у всей деревенской ребятни.
На сбор земляники Витя отправился вместе с соседскими ребятишками – многочисленными отпрысками дяди Левонтия. Когда-то давно дядя Левонтий был моряком, и отличался любовью к просторам, водке и безделью. Он совсем не занимался хозяйством, часто выпивал, и дети его мало чем отличались от беспризорников.
Однако душа у дяди Левонтия была добрая, и Витя по-своему любил его.
«Время детства» Слайд 14-15-16
Левонтьевские ребятишки принялись собирать землянику, но затем затеяли драку, рассыпав ее. Было принято решение доесть остатки и идти на речку купаться. Главный заводила среди братьев и сестер – Санька – подбил и Витю «на слабо» съесть собранную землянику. А чтобы бабушка ничего не заподозрила, предложил набить туесок травой, а сверху выложить немного ягод.
Вечером провинившийся мальчик очень хотел рассказать бабушке всю правду, и получить заслуженное наказание, но постоянно что-то ему мешало. Утром Витя проспал, и бабушка уже ехала на базар. Только там она обнаружил обман, и по возвращению домой ругала его и рассказывала всем соседям о его бесчестном поступке.
Вите было очень горького от того, что он обманул любимого, дорого человека, и он залился слезами чистосердечного раскаяния. Он понимал, что уже никогда в жизни не решится на подлый поступок. Но еще больший стыд Витя испытал, когда увидел перед собой большой пряник в виде белого коня с розовой гривой.
- «Время детства» Слайд 17-18-19-20
- -Давайте, ребята, проследим по страницам еще одного рассказа Виктора Петровича «Бабушкин праздник», какой была его бабушка и что о ней он рассказывает в данном рассказе.
- “Бабушкин праздник”
Один раз в два или три года семья бабушки собиралась, чтобы отметить ее день рождения. Это происходило летом, в августе после Ильина дня и сенокоса. Бабушка готовилась к празднику, начиная с осени. В семье экономили деньги, делали запасы. Все это копилось целый год.
Накануне предстоящего дня рождения бабушка нервничала, убиралась в доме, на всех ворчала. К ней должны были приехать родственники из четырех поколений, у них были разные фамилии – Фокины, Потылицыны, Шахматовы и Верехтины.
В момент таких праздников не обходилось без драк, без песен и плясок, а также без слез.
На празднике все веселились, начали петь песни под гармошку. Бабушка заводила песню стоя, остальные подхватывали. Когда она пела, то казалось, что все дети подняли ее на руки и несут. Митрич, закрываясь рукавом, плакал от такого пения.
Бабушка тоже плакала, но песню слезами не портила, они текли по ее щекам.После пения начались пляски под «Боярыню», гармонист Михаил от души играл на гармошке. Потом пляски снова сменились пением. Все гуляли и веселились.
Вдруг, незаметно для всех Митрий взял со стола чей-то стакан и выпил, потом еще несколько. Бабушка утащила его спать в кладовку и замкнула под замок.
Постепенно гости устали и стали стихать. Потом все закончилось, гостей стали отправлять домой, а кто-то остался у бабушки и их начали укладывать спать. Бабушка убирала со стола, вымыла всю посуду, только потом тоже легла отдыхать.
На другой день все начали разъезжаться по домам, прощались. В деревне еще несколько дней были отголоски от бабушкиного дня рождения, многие опохмелялись. Только в доме у бабушки было опустошение. Это был ее последний день рождения, когда все собирались вместе. Через некоторое время ее брат Митрий умер, а оградка стала пополняться родственниками.
«Время детства» Слайд 21
Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз.
Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева.
Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу.
«Время детства» Слайд 22
Это период жизни Виктор Астафьев отразил в рассказе “Васюткино озеро” — о мальчишеской судьбе, о характере, сформировавшемся на сибирских просторах и вобравшем в себя не только силы стихийные, природные, но и опыт старших. Это и помогает герою рассказа, заблудившемуся в тайге, найти людей и вернуться домой. А озеро, открытое Васюткой, богатое рыбой, с тех пор называется его именем.
- — Сейчас мы с вами ребята, на слайдах вспомним некоторые моменты этого произведения.
- «Время детства» Слайд 23-49
- «Время детства» Слайд 50
- -Открывая еще одну страничку нашей гостиной мы с вами поговорим о рассказе, где мальчику бабушка сшила новые штаны.
- Как называется этот рассказ?
- — Правильно: «Монах в новых штанах».
— Каждый мальчишка всегда рад обновке в виде штанов, а если вспомнить то время, когда новая одежда доставалась детям с большим трудом, т.к. на новую не хватало средств и малышам приходилось донашивать вещи за своими выросшими братьями.
- Многие из вас конечно же читали это произведение.
- Некоторые моменты данного рассказа мы с вами сейчас послушаем.
- Учащийся зачитывает краткое содержание.
Бабушка наказала своему внуку Вите перебрать на улице всю картошку. Мальчик замерз, сидя в снегу, и единственное, что грело его сейчас – мысли о новых брюках, которые ему должна была сшить бабушка к его дню рождения.
Витя представлял себя — красивого, нарядного, в обновке, с руками в кармашках, разгуливающего по деревне. Это будет первая новая вещь, достававшаяся когда-либо мальчику. До этого абсолютно вся его одежда была сшита из чужих обносков.
Перебрав весь картофель, Витя радостно забегает в дом обедать.
Бабушка уже давно купила ткань и держала её в сундучке. Она всё никак не могла приступить к шитью, так как всегда была в заботах и делах. Внук боялся, что она не успеет сшить их к заветному дню.
Каждый раз, когда Катерина приоткрывала свой сундук, Витя подбегал и тянул руки к материи.
Бабушка, боясь, что он испачкает или ненароком порвёт материю, всегда ругала его, но любопытного и сгорающего от нетерпения Витю было невозможно оттащить от ткани.
Неожиданно бабушка Катерина заболела и надолго слегла, так что штаны не были готовы ко дню рождения Вити. Старушка сама сильно переживает, что расстроила внука. Как только ей стало чуть лучше, бабушка приступает к шитью.
И вот утром, проснувшись, Витя видит на своей кровати новые штаны – блестящие, нарядные, красивого синего цвета. Надев обновку, мальчик отправился проведать деда.
Дорога проходила через лес, так что шёл он очень аккуратно, боясь зацепиться брюками за ветку и порвать их.
С дедом живёт мальчик Санька, который сразу из зависти обозвал Витьку «монахом в новых штанах». Санька сумел раззадорить мальчика и втянуть его в игры с перепрыгиванием через яму. Витя падает и увязает в грязи.
После этого он пролежал несколько дней с болями в ногах. Штаны отстирали от грязи, но цвет их после этого заметно поблек.
Мальчик, некогда ждавший и так радовавшийся брюкам, сейчас замечает: «Да бог с ними — штанами и утонувшими сапогами… Наживу ещё!».
«Время детства» Слайд 51-52-53
Давайте, ребята вспомним еще один рассказ Астафьева: «Мальчик в белой рубахе». Это произведение самое трагическое из всех рассказов этого автора.
Кто вспомнит: о чем говорится в рассказе?
— Какую важную для человека струнку души затронул автор?
Маленький мальчик погибает, заблудившись в полях. Проходит время, но мать не может забыть своё горе и постоянно видит во сне сына в белой рубахе.
1933 год. Стоит засушливое лето. Всё население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе остаются старики и дети. Витин пёс Шарик воет, накликивая, по мнению бабушки, беду. И беда приходит.
Заимка тётки Апрони находится верстах в шести от села. Там она убирает урожай, оставив дома троих сыновей, младшему из которых только три годика.
Стосковавшись по матери, братья отправляются на заимку, преодолевают горную речку, таёжную седловину, раскалённое ущелье и невредимыми добираются до заимки. Младший Петенька устаёт ещё на полпути, и старшие уговаривают его идти, обещая привести к маме. В конце пути они по очереди тащат его на закорках.
Уставшие братья садятся под навесом и засыпают. Петенька же решает отправиться к маме.
Чем выше поднималась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрёл от дороги.
Апроня тем временем думает о детях. Она припасла гостинцев, собрала в лесу ягод и хочет вечером забежать в село. Вдруг замечает она в недожатках кудлатые головы старших сыновей, вот только младшего с ними нет. Много дней искали Петеньку, да так и не нашли. Не осталось от мальчика ни капельки крови, ни клочка одежды.
Прошло сорок лет. Апроня нянчила внуков, хоронила родню, но ни на миг не забывала о Петеньке. Родные оплаканы, преданы земле, а детская душа бродит где-то в неведомых пространствах. И всё снится Апроне, как
по тропинке меж высоких хлебов уходит от неё мальчик в белой рубахе.
«Время детства» Слайд 54
— В новом городе Астафьевы начали жить за счет рыбацкого промысла. Однако вскоре отец будущего писателя серьезно заболел и был госпитализирован.
Именно тогда в жизни Виктора начались по-настоящему серьезные проблемы: мачеха отказалась кормить пасынка, в результате чего он был предоставлен самому себе
Этот период жизни оказался одним из самых тяжелых в биографии Астафьева. Мальчик беспризорничал и жил в заброшенных домах. При этом он продолжал ходить в школу.
Однажды во время учебы он совершил серьезный проступок, за который был отправлен в детдом.
Тем не менее, именно в школе Виктор подружился с учителем Игнатием Рождественским, который заметил в своем ученике литературный дар. Именно благодаря ему Астафьев начал писать первые произведения и даже печататься в школьном журнале.
«Время детства» Слайд 55
-Становление личности подростка раскрывается на фоне сложнейших процессов, происходящих в жизни страны 20-30-х годов. Это придает повести особенную жизненную достоверность и реалистическую глубину.
Судьба воспитанников детского дома в городе Краесветске — в центре внимания писателя, прослеживающего мужание человека, становление личности в трудных условиях сиротского существования.
Толя Мазов и его сверстники пройдут через многие испытания и обретут ту зрелость, без которой его поколение не выиграло бы войны.
- -Многие из вас прочитали этот рассказ.
- -Какую рекламу данному произведению вам бы хотелось создать, чтобы привлечь учащихся других классов прочитать данное произведение?
- -Учащиеся высказывают свое видение рекламы.
— И в заключении нашей литературной гостиной, мне бы хотелось предоставить вашему вниманию интерактивную игру к произведения В.П. Астафьева.
Она содержит вопросы и ответы, в ходе игры мы с вами узнаем лучшего знатока произведений Виктора Астафьева.
Идет демонстрация интерактивной презентации.
— Спасибо вам за то, что пришли в нашу библиотеку. Я всегда рада встречи!
Литература и источники из Интернет.
1.Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 199
2.https://briefly.ru/
3.Краткое содержание Астафьев Бабушкин праздник за 2 минуты пересказ сюжета
4. chitatelskij-dnevnik.ru
5.Перевал.Кража: Повести/ Худ. А. Тамбовкин.-М.: Дет.лит., 1988.-303 с.-(Школьная б-ка)
6.Последний поклон: Повесть / Книга I с изменениями / Оформл. Б. Чупрыгина.- М.: Дет.лит., 1983.-286 с., (Школьная б-ка)
6. Повести. Рассказы.-М.: Дрофа: Вече.2002.- 512 с.-(Библиотека отечественной классической художественной литературы).
Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-vremya-chitat-astafeva-4176778.html
Читать
- Виктор Астафьев
- ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН
- (Повесть в рассказах)
КНИГА ПЕРВАЯ
Далекая и близкая сказка
На задворках нашего села среди травянистой поляны стояло на сваях длинное бревенчатое помещение с подшивом из досок.
Оно называлось «мангазина», к которой примыкала также завозня, – сюда крестьяне нашего села свозили артельный инвентарь и семена, называлось это «обшэственным фондом».
Если сгорит дом, если сгорит даже все село, семена будут целы и, значит, люди будут жить, потому что, покудова есть семена, есть пашня, в которую можно бросить их и вырастить хлеб, он крестьянин, хозяин, а не нищеброд.
Поодаль от завозни – караулка. Прижалась она под каменной осыпью, в заветрии и вечной тени. Над караулкой, высоко на увале, росли лиственницы и сосны. Сзади нее выкуривался из камней синим дымком ключ. Он растекался по подножию увала, обозначая себя густой осокой и цветами таволги в летнюю пору, зимой – тихим парком из-под снега и куржаком по наползавшим с увалов кустарникам.
В караулке было два окна: одно подле двери и одно сбоку в сторону села. То окно, что к селу, затянуло расплодившимися от ключа черемушником, жалицей, хмелем и разной дурниной. Крыши у караулки не было.
Хмель запеленал ее так, что напоминала она одноглазую косматую голову.
Из хмеля торчало трубой опрокинутое ведро, дверь открывалась сразу же на улицу и стряхивала капли дождя, шишки хмеля, ягоды черемухи, снег и сосульки в зависимости от времени года и погоды.
Жил в караулке Вася-поляк. Роста он был небольшого, хром на одну ногу, и у него были очки. Единственный человек в селе, у которого были очки. Они вызывали пугливую учтивость не только у нас, ребятишек, но и у взрослых.
Жил Вася тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. Лишь самые отчаянные ребятишки украдкой заглядывали в окно караулки и никого не могли разглядеть, но пугались все же чего-то и с воплями убегали прочь.
У завозни же ребятишки толкались с ранней весны и до осени: играли в прятки, заползали на брюхе под бревенчатый въезд к воротам завозни либо хоронились под высоким полом за сваями, и еще в сусеках прятались; рубились в бабки, в чику. Тес подшива был избит панками – битами, налитыми свинцом. При ударах, гулко отдававшихся под сводами завозни, внутри нее вспыхивал воробьиный переполох.
Здесь, возле завозни, я был приобщен к труду – крутил по очереди с ребятишками веялку и здесь же в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку…
На скрипке редко, очень, правда, редко, играл Вася-поляк, тот загадочный, не из мира сего человек, который обязательно приходит в жизнь каждого парнишки, каждой девчонки и остается в памяти навсегда.
Такому таинственному человеку вроде и полагалось жить в избушке на курьих ножках, в морхлом месте, под увалом, и чтобы огонек в ней едва теплился, и чтобы над трубою ночами по-пьяному хохотал филин, и чтобы за избушкой дымился ключ.
и чтобы никто-никто не знал, что делается в избушке и о чем думает хозяин.
Помню, пришел Вася однажды к бабушке и что-то спросил у нос. Бабушка посадила Васю пить чай, принесла сухой травы и стала заваривать ее в чугунке. Она жалостно поглядывала на Васю и протяжно вздыхала.
Вася пил чай не по-нашему, не вприкуску и не из блюдца, прямо из стакана пил, чайную ложку выкладывал на блюдце и не ронял ее на пол. Очки его грозно посверкивали, стриженая голова казалась маленькой, с брюковку. По черной бороде полоснуло сединой. И весь он будто присолен, и крупная соль иссушила его.
Ел Вася стеснительно, выпил лишь один стакан чаю и, сколько бабушка его ни уговаривала, есть больше ничего не стал, церемонно откланялся и унес в одной руке глиняную кринку с наваром из травы, в другой – черемуховую палку.
– Господи, Господи! – вздохнула бабушка, прикрывая за Васей дверь. – Доля ты тяжкая… Слепнет человек.
Вечером я услышал Васину скрипку.
Была ранняя осень. Ворота завозни распахнугы настежь. В них гулял сквозняк, шевелил стружки в отремонтированных для зерна сусеках. Запахом прогорклого, затхлого зерна тянуло в ворота. Стайка ребятишек, не взятых на пашню из-за малолетства, играла в сыщиков-разбойников. Игра шла вяло и вскоре совсем затухла.
Осенью, не то что весной, как-то плохо играется. Один по одному разбрелись ребятишки по домам, а я растянулся на прогретом бревенчатом въезде и стал выдергивать проросшие в щелях зерна.
Ждал, когда загремят телеги на увале, чтобы перехватить наших с пашни, прокатиться домой, а там, глядишь, коня сводить на водопой дадут.
За Енисеем, за Караульным быком, затемнело. В распадке речки Караулки, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда и стала светиться. Была она похожа на шишку репья. За увалами, над вершинами гор, упрямо, не по-осеннему тлела полоска зари. Но вот на нее скоротечно наплыла темнота. Зарю притворило, будто светящееся окно ставнями. До утра.
Сделалось тихо и одиноко. Караулки не видно. Она скрывалась в тени горы, сливалась с темнотою, и только зажелтевшие листья чуть отсвечивали под горой, в углублении, вымытом ключом. Из-за тени начали выкруживать летучие мыши, попискивать надо мною, залетать в распахнутые ворота завозни, мух там и ночных бабочек ловить, не иначе.
Я боялся громко дышать, втиснулся в зауголок завозни.
По увалу, над Васиной избушкой, загрохотали телеги, застучали копыта: люди возвращались с полей, с заимок, с работы, но я так и не решился отклеиться от шершавых бревен, так и не мог одолеть накатившего на меня парализующего страха. На селе засветились окна. К Енисею потянулись дымы из труб. В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал ее ласковым голосом, то ругал последними словами.
В небо, рядом с той звездой, что все еще одиноко светилась над Караульной речкой, кто-то зашвырнул огрызок луны, и она, словно обкусанная половина яблока, никуда не катилась, бескорая, сиротская, зябко стекленела, и от нее стекленело все вокруг. Он завозни упала тень на всю поляну, и от меня тоже упала тень, узкая и носатая.
За Фокинской речкой – рукой подать – забелели кресты на кладбище, скрипнуло что-то в завозне – холод пополз под рубаху, по спине, под кожу. к сердцу. Я уже оперся руками о бревна, чтобы разом оттолкнуться, полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки.
Но из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.
Сделалось еще страшнее: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа жуткое займище за селом, где валяется много белых костей и где давно еще, бабушка говорила, задавился человек, сзади темная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на черные клубы дыма.
Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка – скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. И совсем ничего нет жуткого. И бояться нечего. Дурак-дурачок! Разве музыки можно бояться? Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и…
Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.
Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком. С плота кричит неведомый человек: «Какая деревня-а-а?» – Зачем? Куда он плывет? И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий.
Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно.
И еще видится толпа на берегу Енисея, мокрое что-то, замытое тиной, деревенский люд по всему берегу, бабушка, на голове волосья рвущая.
Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, вроде Алешки, двоюродного моего брата, и как являлась ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку с синими ногтями ко лбу. Я кричал и не слышал своего крика.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=2038&p=39