Краткое содержание балета лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаСцена из балета “Лебединое озеро”. Красноярский театр оперы и балета Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаПетр Ильич Чайковский

  • В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.
  • И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха.
  • Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

20 февраля 1877 года состоялась премьера балета “Лебединое озеро”

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаМариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаАлександр Горский

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаКлассическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета“Лебединое озеро”. Большой театр, 1961 год

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаОдетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжетаАрабеск

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

  1. Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.
  2. При этом каждый танец может существовать сам по себе.
  3. Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Па-де-ша

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

  • «Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.
  • Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.
  • Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

  1. Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.
  2. В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.
  3. Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

Сисон

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

  • Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.
  • РИА-Новости
  • Редактор Анастасия Троянова
    Дизайнер Денис Запорожан
    Иллюстратор Лера Базанкова
    Анимация Алексей Дроздов
    Программист Андрей Богачёв
    Руководитель Александр Вершинин
    Арт-директор Антон Степанов

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/swan-lake-jewels/

Балет «Лебединое озеро»

«Лебединое озеро», «самый русский из всех балетов», как охарактеризовал его однажды британский критик Клемент Крисп, – произведение, признанное символом отечественной школы классического танца.

Симбиоз четко выверенной и уникальной хореографии в сочетании с глубоким и изысканным звучанием сделали постановку шедевром мирового балетного мастерства, о котором знает даже публика, далекая от мира культуры.

История создания 

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

Его жизнь началась 142 года назад, когда Московская дирекция императорских театров предложила Петру Ильичу Чайковскому сочинить «Озеро лебедей».

Предложение для тех времен было необычным, так как крупные композиторы не писали подобных опусов. Однако Чайковский соглашается. Мотивами, побудившими его к этому, он позже поделится с Римским-Корсаковым: «…

отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».

К своему делу автор подошел крайне ответственно, скрупулезно выясняя детали и особенности будущего детища. Его интересовало все, что могло пригодиться в работе: какая длина сочинений требуется, какой счёт, какими будут мизансцены? К непосредственному творчеству он приступил только летом 1875 года.

В центре партитурной ткани находится образ Одетты, которую отличает лиричность, трепетность и драматургия. Красной нитью эта нежность тянется через всю симфоническую канву. Даже не помышляя о «революции» в жанре, талантливый сочинитель тем не менее значительно расширяет музыкальный горизонт. Над оркестровкой он трудится всю весну 1876 года.

Работа над партитурой велась умело и быстро, а потому уже в сентябре на подмостках Большого театра стартовала подготовка к показу.

Либретто, фабулой для которого, по разным мнениям, могли быть многочисленные сказания, стихотворения Генриха Гейне или Александра Пушкина, было написано Василием Гельцером при участии Владимира Бегичева. Балетмейстером тогда был В.

Рейзингер, чья версия «Лебединого озера» оказалась весьма неудачной, – премьера, состоявшаяся 4 марта 1877 года, не была замечена, а сам спектакль с треском провалился и ушел со сцены.

Основной причиной полагают скучную и неинтересную хореографию, однако не исключено, что работы Чайковского не улучшили дела: неподготовленные к таким произведениям, слушатели не сумели оценить сложную мелодику, наполненную глубинным смыслом. Музыка композитора — не иллюстрация либретто, ее аудио пояснение, — она гармонично дополняет отдельные эпизоды, будучи связующим звеном и организующим сценическое движение элементом.

«Лебединое озеро» в Мариинском театре

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

Очередной этап развития нетленного сочинения начался почти двадцать лет спустя, когда за его возрождение взялись в Мариинском театре. Занимались этим талантливый Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов.

За редакцию и разработку нового сценария был ответственен лично Петипа, который смог придать действию логику, ясность, выразительность и национальный колорит. Задумкой маэстро стал и чёрный лебедь Одиллия, противопоставляемый светлому образу героини.

Однако не менее существенные изменения в тело творения внес скромный, прячущийся в тени своего учителя, хореограф Иванов: именно ему принадлежит идея убрать искусственные крылья, которые раньше пришивали к костюмам балерин-птиц, заставив руки танцовщиц двигаться подобно крыльям, таким образом нарушив принятое академическое построение. Он же добавляет одну из наиболее узнаваемых сцен – «Танец маленьких лебедей», живое воплощение танцевальной симфонии.

Над корректировкой партитуры работал дирижер Дриго, который исключил секстет главных героев, заменив его на блистательное па-де-де Одиллии и Принца, вырезал финал с бурей, а также присоединил три фортепианные пьесы: «Шалунью», «Искорку» и «Немножко Шопена».

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

К сожалению, в «Мариинке» сочинение развернулось только после кончины Чайковского. 15 января 1895 года представление перевернуло страницу в мировой истории. Исполнительницей партии Одетты определили обворожительную итальянку Пьерину Леньяни – балерину, впервые в мире исполнившую 32 фуэте подряд.

Роль ее спасителя досталась Павлу Гердту, которому шел уже 51-ый год. Из-за возраста Гердта вариация Зигфрида была купирована, а в адажио Королева лебедей танцевала не со своим возлюбленным, а с Бенно фон Зоммерштерном.

Читайте также:  Краткое содержание белый клык лондона за 2 минуты пересказ сюжета

Театральные деятели и рьяные почитатели классики приняли мариинское прочтение «Лебединого озера» довольно прохладно, однако большая часть зрителей, уже очарованная «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком», отнеслась к свежей интерпретации с восторгом.

Музыка, напоминающая «песни без слов», полные лирики «лебединые» выступления и великолепная хореография Петипа произвели настоящий фурор.

Представление за границей

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

За пределами Советского Союза достояние высокого искусства было показано осенью 1911 года в Великобритании. Стоит отметить, что представление, данное в Лондоне артистами «Русских сезонов Сергея Дягилева», было сокращено: вместо четырех актов пришедшие лицезрели два.

Позже в представлении блистали многие всемирно известные танцовщики, среди которых можно вспомнить Матильду Кшесинскую, Тамару Красавину, Марину Семенову, Галину Уланову, Ульяну Лопаткину, Константина Сергеева, Фаруха Рузиматова и других.

Нельзя не сказать, что Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, выступавших Венской опере, 89 раз вызывали на бис.

Постановка в наши дни

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

Спустя годы интерес не ослабевает, а только растет: этот спектакль есть в репертуаре практически всех трупп России, а за рубежом представление неизменно собирает аншлаги.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что «Лебединое озеро» на особом положении в Санкт-Петербурге, ведь Северная столица является родиной ставшей классической формы этого произведения. Популярностью пользуются показы в Александринском и Мариинском театрах, в БДТ им.

Товстоногова, а также исполнение Театра балета им. Леонида Якобсона.

Последний придал этому алмазу оригинальную огранку, чтобы ярче продемонстрировать имеющиеся возможности и обновить краски в уже существующей палитре: стильные декорации, выполненные художником Вячеславом Окуневым, и тонкая сценография отвечают всем требованиям современности, подчеркивая достоинства привычной формы. Конечно, не обошлось и без неприятных событий: в 1991 году, во время Августовского путча, спектакль показывали на экранах телевизоров несколько дней, заменив им остальные передачи. Однако горьковатый осадок, оставшийся от печальных воспоминаний, не мешает ценителям наслаждаться ярким и многогранным узором танца, удивительно содержательным полотном музыки, а также волшебной, романтичной атмосферой «Лебединого озера».

Либретто «Лебединого озера»

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

Первое действие разворачивается в саду замка Владетельной принцессы, где друзья ждут появления ее сына, чтобы отправиться с ним на праздник совершеннолетия.

Принцесса, появляющаяся под звуки фанфар, напоминает Зигфриду, что на предстоящем балу ему предстоит выбрать себе невесту. Главному герою это не по душе, однако ничего поделать он не может.

Когда опускаются сумерки, принц с приближенными решают поохотиться.

Выйдя из дремучего леса, они оказываются перед таинственным озером, где по водной глади скользят изящные белоснежные лебеди – одна из этих гордых птиц увенчана золотой короной. Охотники стреляют, однако птицы остаются невредимыми. Отплыв подальше, в лунном свете они обращаются в красавиц-девушек.

Принц заворожен их королевой – Одеттой, которая рассказывает Зигфриду о своей горькой участи: коварный гений проклял их, и только ночью девушки принимают свой истинный облик.

Спасти от заклятия Одетту и ее подруг может юноша, никогда прежде не клявшийся никому в любви: он должен будет принести эту клятву королеве и сохранить ей верность.

С приходом утра девушки снова меняют обличье и улетают, а следом за ними устремляется филин – могущественный и опасный чародей.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

Действие снова переносится в замок, где в разгаре пышное торжество. Дважды звучат трубы, оповещающие о прибытии гостей. Однако принц не может думать ни о ком, кроме заколдованной узницы.

Когда трубный глас оглашает округу в третий раз, во владения приезжает рыцарь Ротбарт со своей юной дочерью Одиллией, как две капли воды похожей на принцессу-лебедя. Решив, что гостья и есть мистическая незнакомка, влюбленный бросается к ней и объявляет своей нареченной.

В этот миг в одном из окон возникает лебедь-Одетта, которую замечает Зигфрид.

Поняв свою страшную ошибку, он в ужасе выбегает из замка и мчится к пруду, где охваченная отчаяньем Царевна пытается броситься в волны.

Добравшись до места, принц клянется, что произошедшее было подстроено хитроумным врагом, а потому он готов расстаться с жизнью вместе с Одеттой, чтобы соединиться с ней после смерти. Она бежит к озеру.

В этот момент появляется филин, который стремится обратить девушку обратно в птицу. Зигфрид прыгает на волшебника, чтобы помешать его чарам, а затем кидается вслед за Одеттой в воду. Колдун падает мертвым.

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

Однако существует и другая, счастливая концовка, созданная в кулуарах Мариинского театра во второй половине минувшего века.

На берегу загадочного озера, куда прибежал Зигфрид, осознав случившееся в зале, злодей старается погубить молодого человека: он творит злую магию, начинается буря, и водоем выходит из берегов.

Однако Одетта-лебедь нападает Ротбарта – ради чувства ее не пугает даже гибель. Главные герои побеждают, чаровник умирает, а белое грациозное создание навсегда преображается в прекрасную деву.

Источник: https://gorbilet.com/spb/blog/balet-lebedinoe-ozero

Краткое содержание балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро" |

Музыку к балету «Лебединое озеро» П. И. Чайковский написал в 1876 году. Основой к созданию сюжета балета послужили старинные европейские легенды.

Действие начинается в саду замка Владетельной принцессы. Она отмечает совершеннолетие сына – принца Зигфрида. Звучат тосты в честь принца, танцуют пары. С поздравлениями к принцу стремятся придворные и друзья. На торжестве Зигфрида посвящают в рыцари. С этой минуты доблесть и долг будут определять все его поступки.

Юные девушки стараются обратить на себя внимание прекрасного принца. Но ни одна из них не привлекает молодого человека. Мечта об идеале не дает ему покоя.

Бал заканчивается, гости расходятся, на сад спускается ночь. Принц остается наедине со своими грезами. Внимание Зигфрида привлекает стая белых лебедей, пролетающих над головой.

Мечты об идеале приводят юношу на берег волшебного озера. Вокруг озера – темный лес, рядом руины старинного замка. В мерцающих под светом луны водах кружатся белые лебеди. Неожиданно самый красивый из них превращается в восхитительную красавицу. Имя девушки – Одетта.

Принц поражен ее красотой и понимает, что Одетта – это его идеал. Она рассказывает Зигфриду тайну Лебединого озера. Злое волшебство превратило Одетту и ее подруг в лебедей.

С тех пор они могут принимать свой настоящий облик только ночью в водах озера рядом с мрачными развалинами.

Принц готов броситься на бой с колдуном и уничтожить его. Но Одетта рассказывает, что этим не уничтожить колдовские чары. Помочь может любовь и верность юноши, который никогда еще никому не клялся в любви. Лишь это снимет с Одетты и ее подруг злое колдовство, и они снова станут красавицами.

Неизбежно наступает рассвет, и с первыми всплесками зари девушки должны обратиться в белых лебедей. Зигфрид клянется Одетте в верности и любви на века. Он уверен в своих чувствах. Разговор Одетты с принцем слышит Злой Гений, который живет в развалинах древнего замка.

Во дворце матери Зигфрида происходит новое торжество. На праздник приглашены представители самых влиятельных семейств. Принцу должны показать свою красоту шесть самых восхитительных девушек королевства.

Среди этих прелестниц Зигфрид должен выбрать одну, которая станет его невестой. Но принца нет на балу! Владетельная принцесса смущена. Она не знает, что ответить гостям. Ситуацию спасает шут.

Он заводит веселые танцы.

Наконец, приходит и сам Зигфрид. Он не обращает внимания ни на одну из невест. Воспоминания об Одетте не дают ему покоя. Только она может стать его избранницей.

Неожиданно на балу появляется прекрасная незнакомка в черном, удивительно похожая на Одетту. Это Одиллия, она дочь Злого Гения.

Отец приказал Одиллии влюбить в себя Зигфрида и с помощью чар вырвать у него признание в верности и любви.

Принц танцует с Одеттой, уверенный в том, что это Одетта. Он заявляет матери, что это его невеста. Раздается злорадный смех колдуна. Вдалеке появляется образ Одетты. Злой Гений и Одиллия исчезают. Колдовство свершилось. Теперь колдовство невозможно разрушить.

Зигфрид, пораженный коварством колдуна, устремляется к Лебединому озеру.

Ночь над зачарованным озером. Убитая горем Одетта рассказывает своим подругам о предательстве принца. Клятва нарушена, больше ничто не сможет уничтожить колдовство. Вбегает принц. Он пытается рассказать об обмане. Ведь его признание на балу было предназначено Одетте. Он просит прощения у девушки. Она готова простить возлюбленного.

Но начинается страшный вихрь. Это злится жестокий колдун. Зигфрид с Одеттой пытаются противостоять судьбе. Но буря разъединяет героев. Противодействовать судьбе невозможно. Одетта исчезает. Принц остается на берегу озера один. Буря заканчивается. В каплях дождя и первых лучах солнца принцу мерещится дорогой ему образ Одетты.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-baleta-p-i-chajkovskogo-lebedinoe-ozero/

Лебединое озеро

Действие I Картина 1 В старинном германском замке празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать — Владетельная принцесса. А затем торжественно посвящают в рыцари.

Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть. Звучат последние тосты в его честь, сверстницы ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви.

Пир затихает, гости удаляются, оставляя принца наедине с его мыслями в сумерках наступившей ночи. Он чувствует рядом с собой чью-то тень, будто какая-то сила манит его. Это является сама Судьба в образе Злого Гения, чтобы открыть принцу волнующие тайны.

Повинуясь властному мановению невидимого спутника и смутным предчувствиям, Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты…

Картина 2 Принц попадает на берег фантастического озера. В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей.Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой. Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности.

В замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз. Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте. Он безучастно танцует с девушками — никто не может сравниться с его идеалом.

Внезапно на бал прибывает странный рыцарь (еще одно обличье — искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей. Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. Злой гений испытывает чувства принца. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. В момент роковой клятвы сияющая тронная зала погружается во тьму и взорам присутствующих предстает видение прекрасной Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Картина 4 Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву. В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой.

Злой гений вызывает бурю, она разметала героев, им невозможно соединиться. Обессиленный единоборством с Судьбой, Зигфрид тщетно пытается удержать исчезающий образ. С первыми рассветными лучами он остается один на пустынном берегу, у озера своей мечты.

Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/36/libretto/

Балет Лебединое озеро — краткое содержание сюжет

Изумительная музыка и сказочный сюжет спектакля «Лебединое озеро» давно завораживает поклонников балета. Трудно поверить, что премьера спектакля когда-то провалилась. Музыку к балету написал П. И. Чайковский.

В основу балета легла сказка. В ней рассказывается о колдуне и его дочери черном лебеде, и прекрасной принцессе, которую колдун превратил в белого лебедя. Теперь девушке сможет помочь только полюбивший ее принц.

Вступительная часть балета начинается с того что в парке на скамейке скучает девушка по имени Одетта. В это время проходит мимо со своей свитой злой волшебник Ротбарт.

Он влюбляется в принцессу и предлагает выйти за него замуж, но Одетта отказывается. Тогда он, рассердившись, превращает ее в белого лебедя. Теперь она должна жить на озере с такими же, как и она девушками-лебедями.

Разрушить чары сможет только принц, искренне полюбивший ее и сдержавший клятву верности.

В старинном замке большой праздник, собралось много гостей. Зигфрид, наследник престола празднует совершеннолетие и посвящение в рыцари. Молодого человека не столько интересует, что он стал взрослым и к тому же еще и рыцарем, потому что это все равно бы произошло.

Ему хочет встретить любовь все своей жизни. Среди гостей много знатных и богатых девушек, которые готовы на все чтобы молодой принц обратил на них внимание. Но ни одна из них не отвечает его требованиям. Он мечтает о чистой и сильной любви.

После разговора с матерью Зигфрид начинает грустить, берет арбалет и удаляется в лес.

Там он следует за стаей лебедей, которые приводят его к старому полуразрушенному замку на берегу озера. Оказывается это вовсе не лебеди, а заколдованные девушки.

Читайте также:  Краткое содержание гайдар голубая чашка за 2 минуты пересказ сюжета

Здесь он встречает прекрасную принцессу это и есть Одетта, которую заколдовал злой Ротбарт. Она ему рассказывает печальную историю, которая приключилась с ней. Он полон решимости, тем более что девушка ему понравилась.

Вот идеал, о котором он мечтал. Теперь он знает кто его невеста и сможет назвать имя ее.

Невозможно представить сказку, где бы злой колдун ни стремился помешать влюбленным. Мать принца организовывает бал, на котором он должен назвать имя своей невесты. Бал в самом разгаре, но среди присутствующих девушек нет любимой. Вдруг появляется злой колдун, переодетый в рыцаря и его дочь очень похожая на Одетту.

Он не подозревает о коварстве Ротбарта. Напрасно пытается Одетта предупредить любимого, заглядывая в окно. Наивно полагая, что передним его любимая Зигфрид называет имя невесты, указывая на Одиллию. Тут настигает его видение, которое Одетта нагнала на него и он понимает, что ошибся. К сожалению уже поздно. Любимая улетает к себе на озеро.

Она потрясена надежды на спасение нет.

Принц бежит за ней и уговаривает простить. Он пытается объяснить, что не нарушил клятвы, просто в той девушке он увидел Одетту. Девушка бы рада простить, но тут разъяренный колдун насылает на них непогоду. На озере поднимаются высокие волны, тучи закрыли небо, порывы ветра срывают листочки с деревьев. Девушки – лебеди напуганы. Принц и Одетта кружатся в вихре танца.

Влюбленным не суждено быть вместе. С первыми лучами солнца Одетта исчезает навсегда. Принц остается один, а с ним и воспоминание о чистой и возвышенной любви.

К сожалению не всегда можно исправить ошибки. Поэтому прежде чем что-то сделать надо быть очень осмотрительным особенно когда дело касается любви.

Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/opery/balet-lebedinoe-ozero

"Лебединое Озеро" как балет счастья и горести советского человека

Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера», его преследовал провал за провалом.

Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать.

Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом. 

Зрителям и критикам того времени «Лебединое озеро» часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.

Принцы и принцессы

«Лебединое озеро» — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.

Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни.

Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта.

В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.

Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти. 

И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность «Лебединого озера» превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут. 

За время Великой Отечественной войны «Лебединое озеро» показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.

До тошноты

В сюжете «Лебединого озера» нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР. 

Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в «Лебедином озере» более 800 раз. 

Всех их водили в Большой. На балет. И всегда почти — «Лебединое». Флаги повесят. Гимны сыграют. В зале свет зажгут. Все поднимутся. Главы из царской, центральной ложи пухленькой тщедушной ручкой москвичам милостиво помашут — мир, дружба, добрые люди. Позолоченные канделябры притухнут, и полилась лебединая музыка Петра Ильича
цитата из книги «Я, Майя Плисецкая»

По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.

С высокими гостями в ложе всегда Хрущёв. Насмотрелся Никита Сергеевич «Лебединого» до тошноты. К концу своего царствия пожаловался он мне как-то на одном из приёмов: «Как подумаю, что вечером опять «Лебединое» смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся…» Такие у наших вождей шутки в ходу были
цитата из книги «Я, Майя Плисецкая»

Среди «любителей» балета «Лебединое озеро» числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку. 

Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов. 

Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями «Большой театр» и «Галина Уланова». Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.

Похороны и перевороты

Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет «Лебединое озеро». Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.

Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно «Лебединое озеро»? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.           

В любом случае, из балета-любимчика «Лебединое озеро» превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко. 

Но главное историческое появление «Лебединого озера» на экране было ещё впереди. 

Как вспоминает в интервью «Фонтанке» бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа «Лебединое озеро» стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача «Музыкальный телетеатр».

В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.

 

В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио.

В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов.

Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны. 

В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа. 

Это выглядело очень глупо с профессиональной точки зрения. Для меня это один из несчастных вариантов моей творческой биографии, но другого выхода не было

Леонид Кравченко в интервью Slon.ru

В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после «Лебединого озера» шёл телефильм под названием «Три дня и три ночи». Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.

Маленькие лебеди — большие времена

Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.  

Балет «Лебединое озеро» можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.

Источник: https://life.ru/p/892812

Как Одетта из доброй феи превратилась в заколдованную девушку? О метаморфозах либретто балета «Лебединое озеро»

Ореолом тайн окутана история создания балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Сюжетная канва давно стала привычной для зрителей, хотя её литературный источник до сих пор неясен. Однако мало кто вспоминает, что первоначальное либретто было совсем другим. А ведь именно от него отталкивался Чайковский при написании музыки.

Забытая сказка

…На берегу загадочного озера живёт добрая фея Одетта. Днём она парит над землёй в образе белоснежного лебедя и наслаждается свободой.

Ночью же, приняв человеческий облик, весело танцует со своими подругами среди развалин старого замка. Однако Одетту невзлюбила злая мачеха, оказавшаяся колдуньей.

Она стремится погубить падчерицу и преследует её, обернувшись совой. Но Одетту защищает волшебная корона.

Свою историю девушка поведала юному принцу Зигфриду, случайно оказавшемуся в лесной глуши. Он с первого взгляда полюбил прекрасную фею.

Она ответила ему взаимностью и открыла главный секрет: освобождение от преследований мачехи-совы возможно, если какой-нибудь юноша полюбит Одетту на всю жизнь.

Когда он назовёт девушку своей женой, злая колдунья станет бессильной. Зигфрид не боится никаких испытаний и вызывается быть избавителем возлюбленной.

Однако он не рассчитал своих сил. Во дворце начался бал, на котором принцу предстояло выбрать невесту. На празднике появился таинственный рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией.

Вначале она показалась Зигфриду похожей на Одетту, но затем образ озёрной феи померк в его душе. Обворожительная гостья всецело завладела вниманием ветреного юноши.

Ослеплённый внезапной страстью, он называет Одиллию своей невестой.

Раскаты грома, блеск молнии повергают Зигфрида в ужас — он вспоминает про Одетту и спешит на берег озера, надеясь вымолить у неё прощение. Но теперь они должны расстаться.

Читайте также:  Краткое содержание мольер школа жён за 2 минуты пересказ сюжета

Желая любой ценой удержать рядом с собой фею, Зигфрид срывает с её головы волшебную корону. Этим он окончательно губит девушку — теперь ничто не защитит её от злой мачехи. Одетта падает замертво на руки Зигфрида.

Начинается буря, и набежавшие волны поглощают несчастных влюблённых.

Озеро тайн

Таким был сюжет в первой постановке. Она состоялась в 1877 году на сцене Большого театра. Имя автора либретто на афише отсутствовало. Предположительно им был Владимир Бегичев — управляющий Императорскими московскими театрами.

Как его возможный соавтор назывался известный артист Василий Гельцер. Но есть вероятность, что либретто принадлежало перу самого композитора.

В работе над сценарием мог участвовать и Вацлав Рейзингер — автор хореографии первой постановки.

Премьера прошла со средним успехом. Глубокая музыка Чайковского не сразу встретила понимание и нашла достойное воплощение в танце. Балетмейстер Рейзингер был не столько художником-творцом, сколько добросовестным тружеником. Тем не менее в его постановке спектакль выдержал несколько десятков представлений. Затем балет был на годы забыт.

Новое рождение «Лебединого озера» наступило в 1895 году — на сцене Мариинского театра. Первую и третью картины ставил Мариус Петипа, вторую и четвёртую — Лев Иванов. Петра Ильича в ту пору уже не было в живых.

Либретто было переработано при участии его брата — Модеста Чайковского. Изменения затронули и партитуру — порядок некоторых номеров стал другим.

Кроме того, было добавлено несколько фортепианных пьес композитора — для балета их оркестровал Риккардо Дриго.

Игра в противоположности

В сюжете кардинально поменялся ряд ключевых моментов. Одетта из доброй феи превратилась в заколдованную девушку — одну из многих.

Если в первой редакции она добровольно принимала облик лебедя, то согласно новому либретто, это стало результатом действия злых чар. Полностью исчез образ мачехи-совы.

Причиной всех бед стал злой волшебник Ротбарт, который в прежней версии был лишь эпизодическим персонажем.

В первом либретто сходство между Одиллией и Одеттой не играло решающей роли в том, что Зигфрид нарушил слово, данное возлюбленной.

Он был ослеплён блистательной незнакомкой на балу и забыл о фее с берега озера. В новой же версии герой в Одиллии видел Одетту, что несколько смягчало его вину.

Однако клятва верности всё же была нарушена — Зигфрид поддался внешнему впечатлению, но не прислушался к голосу своей души.

В обеих версиях финал трагический — герои погибают в бурных волнах озера. Но в первоначальном либретто мачеха-сова, погубив Одетту, торжествовала. В новой версии герои ценой жизни одерживают победу над злом. Самопожертвование Зигфрида во имя любви к Одетте приводит Ротбарта к гибели. Заколдованные девушки освобождаются от чар. Зигфрид и Одетта соединяются в потустороннем мире.

Бесконечный поиск

Вторая версия либретто выглядит более стройной и логичной. Но парадокс в том, что музыка создавалась в расчёте на первоначальный сюжет. Он был изменён уже после смерти Петра Ильича Чайковского.

Без согласия композитора была пересмотрена и партитура. Тем не менее предпринимались успешные попытки воссоздания авторской музыкальной редакции.

В частности, на ней основана хореографическая версия Владимира Павловича Бурмейстера.

Постановок «Лебединого озера» очень много. В зависимости от прочтения порой вносятся и некоторые нюансы в либретто. В нём есть тайна, которую танцовщики и балетмейстеры пытаются разгадать. Каждый видит свой смысл. Но неизменной остаётся тема прекрасной, возвышенной любви. И, конечно, нравственного выбора — его всегда приходится делать в трудной борьбе между добром и злом, светом и тьмой.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/71163/

Доклад "Одетта и Одиллия из балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковского"

  • Павлова Анастасия , студентка 1 курса ОССИ
  • Научный руководитель – Давлетова Розалия Рашитовна,
  • музыковед, преподаватель-методист, зам.директора по УР,

Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова

отличник культуры РС (Я)

Одетта и Одиллия из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

Цель нашей работы: дать характеристику образов главных героинь балета «Лебединое озеро» Одетты и Одиллии.

Задачи:

  • познакомиться с характеристикой балетного творчества композитора;
  • Изучить историю создания, сюжет, драматургию балета «Лебединое озеро»;
  • проанализировать балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского;
  • дать характеристику главным героиням – Одетте и Одиллии.

Методы:

  • изучение теоретического материала;
  • анализ музыкального произведения;
  • обобщение изученного материала.

В работе были использованы труды таких авторов-музыковедов, как Розанова Ю., Цуккерман В., Альшванг А., Асафьев Б., Слонимский Ю.

Петр Ильич Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.

В области балетной музыки Петр Ильич выступил как реформатор, превратив ее из подчиненного, вспомогательного элемента, который служил только сопровождением для танца, в сложный одухотворенный танец, выражающий различные психологические состояния в их развитии, движении, многообразии степеней и оттенков. П.И. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику.

Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» очертил границу между двумя эпохами в истории балетного искусства – уходящим веком романтического «большого балета» и новой эпохой симфонизации балета, насыщения его сквозным музыкально-сюжетным развитием. В сущности, композитор преобразовал традиционный «дивертисментный» балет, преобразив этот жанр мастерством зрелого композитора-симфониста.

Известный французский балетмейстер М. Петипа1 и Л. Иванов2 создали хореографическую интерпретацию этого произведения, сохранив в нем черты традиции романтического балета, и придав ему новый облик. Уникальное явление русской художественной культуры, «Лебединое озеро» собрало и впитало наследие балета 19 века и во многом определило развитие балетного искусства 20 века.

В основу сюжета «Лебединое озеро» легла старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе, превращенной злым волшебником в лебедя

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора.

15 января 1895 г. в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась премьера, балета.

Создавая образы своих балетов Чайковский с мастерством художника-психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отражает его в музыке; средствами своего искусства он раскрывает душевную жизнь людей и создает обобщенные образы героев, типичных для своей эпохи. Одними из таких запоминающихся ярких образов являются Одетта и Одиллия.

Одетта – главная героиня балета – зачарованная, трогательная и поэтическая девушка. Добрая фея Одетта живет на берегу загадочного озера. Днем она парит над землей в образе белоснежного лебедя и наслаждается свободой.

Ночью же, приняв человеческий облик, весело танцует со своими подругами среди развалин старого замка. Однако Одетту невзлюбила злая мачеха, оказавшаяся колдуньей. Она стремится погубить падчерицу и преследует ее, обернувшись совой.

Но Одетту защищает волшебная корона.

Чары Злого Гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере ее окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей.

По легенде, слезы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро».

Заклятье может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем.

Прекрасная птица издавна была символом добра, благородства, верной любви. Образ белого лебедя привлекал романтиков. Он становился олицетворением недостижимого идеала.

Музыкальный портрет Одетты служит главной темой всего произведения. Впервые эта тема звучит в конце 1-го действия балета: мелодию, исполненную нежной красотой и печалью, исполняет гобой, которому аккомпанируют арфа и трепетно взволнованное тремоло струнных инструментов.

Музыкальный образ Одетты обладает очень большой цельностью, единством интонационной характеристики. Темы основаны на плавном поступенном мелодическом движении, нисходящем направлении мелодии, выразительном опевании опорных звуков, входящих в состав гармони, в некоторых моментах скрытых хроматизмов.

Лучше всего Одетту характеризует единственная лейттема балета – «лебединая песня».

Она выражает преданную любовь и трагичную судьбу главной героини. Глубокий лиризм, поэтическая элегичность неповторимо индивидуальной темы создают образ скорбной, кроткой покорности.[1, с.283]

Наше восхищение портретом Одетты основывается на том, что в музыке живет образ девушки, которая сродни героиням Пушкина3, Тургенева4, Островского5. И «пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной души» (так Белинский описывал Татьяну) – органически присущи героине «Лебединого озера».

Одиллия – противоположный персонаж в балете «Лебединое озеро». Дочь злого волшебника Ротбардта, Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка Ротбардт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру.

Одиллия – обольстительная и холодная представляет собой мрачный образ злых сил и обольщения. Она воплощение зла и тьмы с характерной для нее чертой – демонической виртуозности.

Ее музыкальная характеристика напоминает темы рока в симфониях Чайковского.

Образ «обольщения» противопоставляется нежным ,лирическим темам Одетты. Они наиболее полно раскрываются в Pas de six из III действия. Первый танец классической сюиты рисует облик обольстительной и холодной Одиллии.

В музыке танца преобладает виртуозное начало, насыщенная хроматизмами тема лишена задушевности и теплоты.

Приближение катастрофы ощущается в заключительных вариациях сюиты и в ее коде, где быстрое кружение и нарастание звучности всего оркестра победно завершают сцену обольщения.

Сценический костюм и грим Одиллии для большей констрастности выполнен полностью в черном цвете.

Создавая образы своих балетов, Чайковский с мастерством художника-психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отражает его в музыке; средствами своего искусства он раскрывает душевную жизнь людей и создает обобщенные образы героев, типичных для своей эпохи.

В содержании произведений и в творческом методе Чайковского можно найти общее с содержанием творчества великих писателей, его современников. Подобно Тургеневу, он в своих операх и балетах создал целый ряд поэтических женских образов, воспел любовь и верность русских женщин. Подобно Толстому, он показал душевную жизнь героев в развитии, в постоянном движении.

Успеху балета во многом способствовала согласованная работа композитора, балетмейстера Петипа и художника, которые вместе составили либретто. Они дополняли друг друга, добиваясь общей гармонии в спектакле. П.И.

Чайковский писал музыку на уже детально разработанный Петипа балетмейстерско-режиссёрский сценарий балета, в котором была указана продолжительность танцев, и это не только не мешало, но помогло ему в работе.

В отличие от многих, Петипа никогда не отказывал балету в жанровой самостоятельности, не мог смириться с подсобной ролью танца в такого рода зрелищах. Напротив, он искал выход в развитии структурных форм хореографии на основе содержательной музыкальной драматургии, но именно совместная работа с Чайковским дала ему возможность целиком и полностью воплотить свои идеи и принципы в спектакле.

Принципы работы Петипа были идеальной почвой, предоставляющей свободу симфонических обобщений, как музыки, так и танца. Балетмейстер стал не просто коллегой Чайковского, а превратился в его единомышленника.

  1. Образы Одетты и Одиллии раскрываются перед нами с помощью великолепных музыки и танца Чайковского и Петипа.
  2. Такие контрастные и эмоционально наполненные, они способны без слов передать все свои чувства и переживания и пробудить их в нас.
  3. Они навсегда останутся в истории как символ противоположности и борьбы добра со злом, а также невероятно интересными и индивидуальными личностями со своей историей.
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2 Лев Иванович Иванов – русский артист балета, балетмейстер, балетный педагог. Исполнял ведущие роли классического репертуара и характерные партии.

3 Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

4 Иван Сергеевич Тургенев (1818- 1883) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века

5 Александр Николаевич Островский (1823- 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра

Источник: https://infourok.ru/doklad-odetta-i-odilliya-iz-baleta-lebedinoe-ozero-p-i-chajkovskogo-4072396.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector