Краткое содержание батальоны просят огня бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

В этой статье мы рассмотрим произведение «Батальоны просят огня». Краткое содержание его, а также анализ будут представлены ниже. Бондарев Юрий Васильевич создал повесть о подвиге и доблести русского солдата, о суровых буднях войны, а также о любви каждого к Родине. Написано было произведение «Батальоны просят огня», краткое содержание и анализ которого нас интересуют, в 1957 году.

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

Оружие не удается спасти

Минут сорок длилась бомбежка. Все трещало, рвалось и горело на путях. Гуляев, полковник, посылает Жорку Битьковского, своего шофера, найти коменданта станции. Не мог начальник тыла объяснить Иверзеву, командиру дивизии, почему не удалось вовремя разгрузить вагоны.

А ведь в них находилось оружие. Иверзев посылает в бешенстве офицеров разгружать уцелевшее от огня. Начальника тыла Гуляев отправляет за паровозом для того, чтобы расцепить вагоны. Борис Ермаков, капитан, появляется во время этой суматохи. Он сюда попал из госпиталя.

Ермаков и Гуляев

Гуляев ему говорит о том, что батарея Ермакова ночью форсировала под руководством Кондратьева Днепр. Ермаков выбор руководителя одобряет. «Виллис» с Ермаковым и Гуляевым обогнул колонну машин.

По понтонному мосту переправлялись танки. Огнем обрушилось небо на них. Послышались из глубины леса запоздалые выстрелы по самолетам зенитных орудий. Вновь «Виллис» понесся по дороге к Днепру.

Глупой, случайной смерти боялся Ермаков.

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

Она ему казалась унизительной. Не отпустил его в батарею Гуляев, забрав в свое «хозяйство». Над рекой летали трассирующие пули. Играли по правой стороне шестиствольные минометы. Было холодно, сыро, ветрено осенней ночью.

Отношения Шурочки с Кондратьевым и Ермаковым

Под брезентом в 150 метрах от берега тлел костерок в воронке от бомбы. Несколько артиллеристов лежали возле него. Присоединяется к ним Бобков, которого сержант Кравчук ругает за то, что тот покинул пост. Однако заменил его Кондратьев, старший лейтенант, который сидит на снарядах с Шурочкой, по словам Бобкова. Искать старшину Кондратьев посылает Скляра для того, чтобы доставить кухню.

Сам же Кондратьев сидит в мокрой шинели. Шурочка льнет к лейтенанту, за что он ее осуждал, поскольку знал об отношениях этой девушки с капитаном Ермаковым. Сомневается Кондратьев в том, что им удастся нынче ночью переправиться. За два часа у саперов «выкосило» восемь человек. Он отправился для того, чтобы узнать, как обстоят дела с паромом. Там еще десять человек просит у него саперный капитан.

Ермаков около костра узнает от Кондратьева, что фактически нет его батареи. Сначала капитан отказывает, после чего к саперам посылает старшину Цыгичко, а также пять ездовых.

Сам же он отправляется на прогулку с Шурочкой, спрашивая ее, не разлюбила ли она его. Она же уверена, что Ермаков относится к ней, как к любой женщине. Тут Жорка забирает капитана: его вызывают в штаб дивизии.

Для ребят Скляру дают мешок галет, которые были найдены в немецкой машине.

Когда полковник Гуляев заканчивал допрос пленных, Ермаков присоединился к ним. Узнали от одного из немцев, что вглубь на несколько километров растянулась в несколько эшелонов оборона.

Артиллерия и танки закрыли путь к Днепру. Приказ немецкой армии — ни шагу назад. Немцы отступали до реки — это был тактический ход. Пленные уверены, что Днепр будет переломом войны.

Гуляев и Ермаков после допроса направляются в штаб дивизии.

Решение Иверзева, командира дивизии

Иверзев, командир дивизии, был по сравнению с генералом Остроуховым, прошлым командиром, более торопливым, жестоким. Следующую задачу, которую он ставит всем, описывает Юрий Бондарев («Батальоны просят огня»). К 5 часам утра два батальона 85-го полка сосредоточиваются в районе лесничества (батальон Максимова) и деревни Золотушкино (Бульбанюка).

На подмогу Бульбанюку направляются два орудия, командует которыми капитан Ермаков. Максимову помогает батарея лейтенанта Жарова. Цель батальонов — отвлечь внимание немцев на себя, удерживая в селах плацдармы. В этот момент дивизия нанесет удар для того, чтобы занять южнее Днепрова, на правобережье, широкий плацдарм.

Следует просигнализировать батальонам: «Дайте огня» (отсюда и название произведения — «Батальоны просят огня»).

Краткое содержание составляют следующие дальнейшие события. Переданная Гуляеву Борису Ермаковым записка привлекает внимание Иверзева. В ней говорится о том, что у Бориса на острове двух орудий нет (два из четырех находятся на плацдарме, два других — на переправе — разбиты). Алексеев говорит Ермакову о том, что под его распоряжение отдается два орудия вместе с расчетами.

Подготовка к переправе через Днепр

Борис направляет Жорку для того, чтобы тот отправил в Золотушино людей, а сам прибыл в артполк. Здесь он берет орудия, однако не хочет брать лейтенанта Прошина. Но тот отправился со своим взводом: капитан погнал его рысью.

Ермаков заходит в штаб батальона, где мучился с зубами Орлов. Майор Бульбанюк присоединился к ним. Он сказал о том, что ночью решено форсировать Днепр, а днем не следует показываться никому на берегу.

Ермаков, проверив боевую готовность людей, дал отбой.

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

План Иверзева

Итак, был отдан приказ батальонам Бальбанюка и Максимова создать видимость того, что советские войска наступают к югу от Днепрова.

Пока сражение шло в этом направлении, главные силы командование стягивало севернее для того, чтобы нанести по фашистским укреплениям решающий удар. Дивизионный артполк должен был поддержать батальоны. Однако его перебросили в последний момент к северу.

Офицерам и рядовым пришлось биться с захватчиками без поддержки огнем артиллерии. Они проявляли мужество и находчивость.

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

Место любви есть и на войне. В Шурочку влюблены Ермаков и Кондратьев. Ей льстит это внимание.

Практически неосуществимое задание — переправа через Днепр. Солдаты не могут и головы поднять под обстрелом фашистов с другого берега.

Требуется переправить не только людей, но также и боеприпасы, фураж, лошадей, а также два артиллерийских орудия. Солдаты строили плоты для наступления. Не удалось переправиться незаметно.

Большими были потери, однако батальон все-таки смог высадиться на другом берегу.

Дальнейшие события произведения «Батальоны просят огня»

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

Книга продолжается описанием следующих событий. Следовало теперь занять два поселка и удерживать позиции до тех пор, пока к главному удару не подготовятся основные войска. Тяжелые бои ведут поредевшие батальоны. Так и не приходит помощь из дивизии.

В живых остаются лишь несколько человек. Ермаков обвиняет Иверзева в гибели людей. А в это время успешно переправились основные войска через реку, наступая севернее Днепрова. Так заканчивается произведение «Батальоны просят огня», краткое содержание которого мы описали.

Анализ произведения

Это второе по счету произведение о войне Ю. Бондарева, однако первая повесть, в которой талант писателя проявился столь ярко. В своем произведении он соединил осмысление философских проблем с анализом человеческой души.

Также повесть «Батальоны просят огня» (Бондарев) является самым смелым и самым первым произведением тех лет, в котором отсутствовали патриотические крики. Была лишь голая правда о войне.

Впервые писатель поставил вопрос о средствах, с помощью которых была достигнута победа.

Основная проблема

Главная проблема повести «Батальоны просят огня» — противоречие между судьбой операции и судьбами конкретных людей. Допустимо ли ради общей цели жертвовать жизнями людей? Можно ли такую жертву оправдать?

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

На уровне конфликта между Иверзевым и Ермаковым пытается решить эти проблемы в произведении «Батальоны просят огня» Бондарев. Можно добавить сюда и Гуляева.

Понимая прекрасно положение Иверзева, поскольку они оба были полковниками, он все-таки целиком выступает на стороне Ермакова, своего друга. В батальонах, дивизиях он видит в первую очередь отдельных солдат, их трагедии и жизни.

Но в неодобрении Иверзева этот герой до открытого конфликта не доходит, как Ермаков. Он себя сдерживает, понимая, что не может судить их.

В повести «Батальоны просят огня» писатель ответов на поставленные вопросы не дает. Нерешенным остается противоречие между общей целью и средством ее выполнения, то есть жизнью людей. «Батальоны просят огня» — повесть, в которой раскрывается психология героев. Война проверяет каждого из них, выворачивает их души наизнанку. При этом предателем не оказывается никто из персонажей Бондарева.

На этом закончим краткое описание произведения «Батальоны просят огня». Анализ его можно продолжить, однако основные моменты мы выделили.

Источник: https://autogear.ru/article/180/093/batalonyi-prosyat-ognya-kratkoe-soderjanie-povesti-analiz-proizvedeniya-yuriya-bondareva-batalonyi-prosyat-ognya/

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева

Повесть известного русского писателя Юрия Васильевича Бондарева «Батальоны просят огня» переносит своего читателя в 1943 год на территорию Украины. Само название этой повести дает понять, что это главная фраза.

Для отвлечения немцев были созданы два батальона, которые должны были устроить бой, создавая подобие приближение войск Советской Армии с южной стороны от города.

А в это время руководство все ведущие силы направляло севернее для основного удара по немецким закреплениям

Для поддержки батальонов должен был быть направлен артиллерийский полк, однако в самый последний момент этот полк был отправлен на север. Всем военнослужащим этих батальонов пришлось вести бой с противником одним, без поддержки артиллерии. Простые люди демонстрировали мужество и сообразительность.

Но, несмотря на военные действия, у людей не исчезло чувство любви. Примером этому есть командиры батальонов, которые испытывают чувства к одной и той же девушке. Однако кому она отдаст предпочтение, в то время когда кругом проливается кровь? Ей очень приятно внимание офицеров.

Переправа через Днепр – это почти неосуществимое задание. Военным приходится очень тяжело под не прекращающимися обстрелами немцев, которые обосновались на другом берегу.

Переправлять необходимо не только людей, лошадей, но и корм, боевые припасы, а так же два артиллерийских орудия. Воины мастерили плоты, готовясь к контрнаступлению.

Перебраться и высадиться на противоположном берегу Днестра незаметно батальонам не удалось, утраты были велики.

Их задачей было, перебравшись занять, укрепиться и удерживать позиции в двух поселках до тех пор, пока главные войска готовились к решающему бою.

Из двух батальонов и двух артрасчетов в живых осталось всего несколько человек. Но тут успешно переправившись через реку, подоспели главные войска, которые начали контрнаступление севернее города Днепров.

В этой повести писатель ознакомил читателя только с одним сюжетом Великой Отечественной Войны, а таких сюжетов было множество. Автор рассказывает о людях, которые не старались быть героями, они просто сражались за Родину.

Эта повесть учит любить и защищать свою Родину, как бы тяжело при этом не было.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бондарев. Все произведения

Батальоны просят огня. Картинка к рассказу

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание рассказа Синица Алексея Толстого
    Жили в городе Крутояре на Днепре князь Чурил и его княгиня Наталья. Построил князь для жены большой дом, очень красивый, с высоким крыльцом. Дом стоял посередине города, который был тоже красивым и разноцветным
  • Краткое содержание Руставели Витязь в тигровой шкуре
    Царь Ростеван, управлявший когда-то Аравией, имел единственную красавицу дочь Тинатин. В предвкушении смерти, он сказала своим визирям, что наследницей престола будет его дочь.
  • Краткое содержание Беккет В ожидании Годо
    В этой пьесе намеренно отсутствует смысл и логические связи. Главные герои находятся в постоянном ожидании Годо, который непременно должен появиться. Встреча с ним, по их мнению, сможет придать жизни хоть какой-то смысл.
  • Краткое содержание Карл Маркс Капитал
    Капитал Карла Маркса это произведение, описывающее экономические отношения капиталистического общества, раскрывающее понятия и законы его существования
  • Краткое содержание басни Крылова Волк и ягненок
    Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/bondarev/batalony-prosyat-ognya-pereskaz

Бондарев "Батальоны просят огня": краткое содержание, пересказ, кто герои?

В повести Бондарева автор старается донести до нас весь ужас войны, который присутствует на поле боя, в госпиталях, какой везде голод. А также рассказывает какой выбор приходилось делать и на какие жертвы идти ради собственной жизни и жизни других.

Само название произведения говорит за себя. Понятно, что речь идёт о батальонах, которые принимали весь огонь на себя.

Два батальона были назначены отвлекать немецкие войска, они должны открыть огонь и начать бой, позже к ним на помощь должна поспеть дивизия.

Всё идёт как намечалось, все ведут отважно бой. Вдруг взрыв и все падают, кто-то поднимается, а кто-то уже не встанет никогда. Бойцы подают сигнал «Просим огня», но ответа не последовало.

У командования вдруг поменялись планы и помощи не будет. Бойцы отбивавшиеся из последних сил, были обречены на погибель.

Это была вынужденная мера, вынужденная жертва одними людьми, для того чтобы спасти больше людей.

Капитану Ермакову удаётся вывести оставшихся в живых бойцов из окружения. Он совершает героический поступок, но винит себя в гибели остальных.

Напротив в произведении есть ещё один герой командир дивизии Иверзев. У комдива только планы на победу, любой ценой, даже ценой человеческой жизни и он не считается с одной жизнью ради других. Но и его мучает совесть.

Таким образом автор затрагивает в повести важную социальную и нравственную проблему. Он как бы сравнивает права морали и нормы этого права. Бондарев рассказывает о людях, которые прошли проверку войной, через испытание огнём. Через это испытание прошли все герои этого произведения.

Ермаков позже понимает, что комдив был прав, он понимает что за ним стояла своя правда, ответственность за гибель батальона, за Ивзевым же стояла ещё одна правда — ответственность за жизни всей дивизии. Бондарев показал нам мужество воевавших солдат, которые были героями. Мужество солдат которые сражались за Родину!.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов фаталист (глава из рассказа герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Читательский дневник:

  • Два батальона назначены для отвлечения врага.
  • Солдаты воюют до последнего и принимают огонь на себя.
  • Помощи не будет.
  • Оставшиеся в живых выбираются из окружения.
  • Солдаты прошли испытание войной, огнём и собственной жизнью.
  • У каждого своя правда.

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2652050-bondarev-batalony-prosjat-ognja-kratkoe-soderzhanie-pereskaz-kto-geroi.html

Анализ повести Батальоны просят огня Бондарева

Данная повесть поднимает тему войны. Война – ужасное время, от которого нельзя укрыться, его можно только пережить, что суждено ни всем. Да, кто-то имеет возможность уехать, но это малый процент населения. Мало того, родину надо защищать, а это будет стоить кому-то жизни.

В произведении поднимается тема патриотизма и любви к родине. Родина – это земля, поля, леса и всё, что нас окружает. В мирное время люди не задумываются о ценности всего вышеперечисленного.

Однако, когда приходит война и человек осознает, что может лишиться всего, мировоззрение меняется. Неприятель пришел на нашу землю и хочет завладеть ей, желает поработить народ и убить сильных его.

Русский дух помогает побороть все трудности и ужасы войны.

Человек не создан для войны, поэтому очень тяжело даются солдатские будни. Особенно первое время, но, несмотря на этот факт сражаться готовы все категории мужчин. Поэты говорят, что готовы отдать свою жизнь, они способны не только писать красивые слова, но и бороться за свободу своего народа.

В произведении читатель видит изменение характера солдата, который пришел на службу молодым. Одни после школы, другие после училищ. Им страшно, однако время и опыт помогают побороть его.

Ребята помнят, что за их спинами родные люди, которых, кроме них никто не защитит. Именно на войне вскрываются положительные и отрицательные стороны личности.

Одни ребята способны на подвиг, а у других наружу выходит всё дурное.

Эта повесть помогает увидеть живущим в мирное время, что такое ходит по грани между жизнью и смертью. Здесь можно познакомиться с психологией солдат и офицеров, понять, как они смотрят на жизнь.

В произведении поднимаются проблемы во взаимоотношениях. Здесь сталкиваются разные люди, каждый со своим пониманием. Капитан Ермаков и полковник Иверзев никак не могут найти общий язык, у каждого своя истина.

В начале карьеры Ермакова все устраивает, однако, после гибели батальонов его отношение меняется. Он способен сочувствовать, переживает это событие очень тяжело. Чего не скажешь о полковнике, которого волнует только карьера. Он не способен сопереживать, обходит чужое горе стороной.

Война вскрывает истинные мотивы и правду каждого человека.

← Любовь в романе Доктор Живаго Пастернака
← Анализ произведения Васильева В списках не значился↑ ДругиеАнализ рассказа Чук и Гек Гайдара →
Анализ произведения Великолепная шестерка Васильева →

Краткое содержание Батальоны просят огня Бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

  • План рассказа Толстый и тонкий Чехова
    Повествование начинается с того, что два давних приятеля встречаются. Они совершенно разные на первый взгляд, Миша – толстый и низкий, а Порфирий – совершенно высокий и худой. В ходе повествования станет ясно
  • Сочинение Любовь в романе Преступление и наказание Достоевского
    Детективный и психологический роман «Преступление и наказание» авторства русского писателя Федора Михайловича Достоевского получил сумасшедшую популярность еще после своей первой публикации и держит эту позицию по сей день.
  • Дворянство в романе Пушкина Евгений Онегин сочинение
    Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.
  • Сочинение Парад Победы 9 мая
    Уже более семидесяти лет назад отгремели последние бои второй мировой войны, и мы живем под мирным небом в свободной стране.
  • Анализ рассказа Ванька Тепляшин Шукшина
    Проблема крупных городов заключается в отстраненном отношении людей друг к другу, человек перестает быть человеком и становится просто функцией, которая существует вне понимания человечности.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-povesti-batalony-prosyat-ognya-bondareva

Краткое содержание – Батальоны просят огня – Бондарев

Ю. Бондарев – повесть “Батальоны просят огня”. В по­вести “Батальоны просят огня” писатель показывает, какой нечеловеческой ценой досталась нам победа. В центре пове­ствования – судьба двух батальонов.

Два батальона под ко­мандованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны были форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Золотушино и в районе лесничества для последую­щего развития наступления дивизии. Батальонам был дан приказ завязать бой, затем подать сигнал дивизии – “просим огня”. После

чего дивизионная артиллерия должна была на­нести удар по противнику.

Для поддержки же батальонов во время боя были выделены два орудия под командованием ка­питана Ермакова и батарея лейтенанта Жарова.

Однако в ходе боевых действий планы командования из­менились. Дивизии, которая должна была поддерживать ба­тальоны огнем, приказано сняться с боевых позиций, соеди­ниться с другой дивизией. В результате командир дивизии полковник Иверзев отзывает все полки, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель.

Батальоны подают сигнал о поддержке огнем, но она не при­ходит. Капитан Ермаков соединяется с батальоном Бульбанюка, получившего тяжелое ранение. Вместе со старшим лей­тенантом Орловым Ермаков берет на себя командование ба­тальоном.

Вскоре все понимают, что батальон обречен. Орлов и часть бойцов погибают. Ермаков выводит из окружения сво­их людей, оставшихся в живых.

Во второй части повести мы видим ряд превосходно вы­писанных батальных сцен, перемежающихся с анализом ду­шевного состояния персонажей. “Я пытался из различных ощущений героев повести создать картину боя, – замечает автор.

– Показать, как с разным настроением и в самый от­ветственный момент испытания мужества дрались и умирали люди”. И писатель смог достичь своей цели.

Вот Орлов отда­ет приказ пулеметчику чаще менять позицию, он кричит, го­лос его срывается, потом сам ложится за противотанковое ру­жье, трижды промахивается, возвращает солдата, пытающе­гося вылезти из окопов.

Вот из трофейного пулемета уничто­жает немецкую пехоту Жора Витьковский, на помощь остаткам батальона спешит молоденький лейтенант Ерошин, но погибает под авиабомбежкой.

Капитан Ермаков винит себя в гибели своих бойцов: “Я командовал батальоном – и остался один. Да разве это не смерть? Так зачем же я еще живу, когда все погибли?” Также Ермаков считает виноватым в гибели батальона полковника Иверзева, командира дивизии. И он обвиняет в гибели людей комдива.

Иверзев в романе думает о судьбе всей операции, Ермаков – о конкретных людях. Таким образом, Ю. Бонда­рев затрагивает в повести важнейшую социальную и нрав­ственную проблему – соотношение норм права и морали. И на этот вопрос у автора нет однозначного ответа.

Он как бы приглашает читателя к размышлению.

Оба этих образа (капитана Ермакова и комдива Иверзева) выписаны в повести крупным планом. Капитан Ермаков – мужественный человек, решительный, прямолинейный, прак­тически не склонный к рефлексии. Он бросает обвинение в лицо комдиву, не думая о последствиях. Так велит ему посту­пить совесть, понятие об офицерской чести.

И он подвергает­ся аресту. Потом его освобождают, представляют к награде. Однако и образ полковника Иверзева в повести достаточно сложен.

На первый взгляд он кажется резким, жестким чело­веком. Это автор передает уже в самом портрете героя. “Пол­ковник Иверзев, румяный, светловолосый, с синими холод­ными глазами, одетый в прекрасно сшитый стального цвета китель, твердо и жестко посмотрел на Бориса и сочным голо­сом сказал: Опаздываете, капитан Ермаков!.

Слушая комдива, Ермаков обратил внимание на его руку, сжатую в кулачок, и подумал, что “кулачок этот беспощадно силен, властолюбив, неподатлив…” Комдив Иверзев знает, что прав, поскольку разгадал замысел врага и сорвал его. Но ког­да он остается наедине с собой, то это сознание собственной правоты не спасает его от мучительных дум, укоров совести.

Проводив Гуляева и Ермакова, он, “бледный, словно обрюзг­ший сразу”, ходит по комнате, “сжимая за спиной дрожащие пальцы”. “Щемящая, почти физическая боль” не оставляет его. Чувства, мысли Ермакова ему понятны.

“За этим офице­ром стояла своя правда, правда ответственности за гибель батальона, за ним же, Иверзевым, стояла еще большая прав­да – ответственности за всю дивизию”.

В финале романа Иверзев поднимает солдат в атаку, получает ранение в руку, потом он просит представить к награде погибших и остав­шихся в живых бойцов, в том числе и капитана Ермакова.

Таким образом, в повести определился подход Ю. Бонда­рева к изображению человека на войне, восприятию ее изнут­ри: глазами, умом, сердцем бойца, стреляющего из автомата. Это человек, проходящий, по выражению автора, “проверку на человечность через испытание огнем”. Через это испыта­ние проходят все персонажи повести, война становится про­веркой нравственных качеств человека.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-batalony-prosyat-ognya-bondarev/

Краткое изложение сюжета повести «Батальоны просят огня»

Юрия Бондарева часто называют писателем военного поколения, писателем-фронтовиком: в августе далекого 1942 года он, восемнадцатилетний мальчишка, ушел добровольцем на фронт.

От Волги и до границы Чехии, через Украину и Польшу пролегла его длинная военная дорога офицера-артиллериста, дорога тяжелых боев и радостных побед, дорога обретений и потерь, дорога длиною в жизнь.

И поэтому тема войны стала главной в его творчестве.

Юрий Бондарев известен как автор замечательных повестей и романов о Великой Отечественной войне; достаточно вспомнить такие его произведения, как «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег». Эта тема стала одной из главных и в более поздних его произведениях — романах «Берег», «Выбор». Можно сказать, что война прошла через сердце писателя и навсегда осталась в нем.

Многие современные авторы писали, пишут и еще будут писать о Великой Отечественной войне. Эта тема неисчерпаема, ведь каждый пишет о своей, только им увиденной войне.

Память о войне живет в сердцах людей, в том числе в сердцах писателей: прозаиков, поэтов, драматургов…

Вспомним произведения Константина Симонова, Александра Твардовского, Бориса Васильева, Василя Быкова, Виталия Закруткина, Анатолия Ананьева, Александра Бека и многих, многих других. У каждого из них свое представление о войне, своя правда войны.

Но произведения Юрия Бондарева не спутаешь ни с одним другим произведением. Бондарев сумел сказать о войне и о подвиге народа свое слово, не похожее на уже сказанное до него.

Его повести и романы — это произведения не только и не столько о подвиге народа, сколько произведения о подвиге Человека, Солдата, грудью защитившего страну. Война показана им через восприятие простого участника сражений: рядового, сержанта, лейтенанта…

Это взгляд с передовой, из окопа, и это делает описанные события особенно достоверными.

Среди многих ярких, прекрасных произведений Юрия Бондарева большое впечатление производит повесть «Батальоны просят огня».

Это одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем война показана предельно правдиво, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи.

Читатель вместе с героями участвует в бою, вытирает с закоп ценного пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей…

Название повести очень простое — это обычная фраза одного из героев произведения. Но в выборе ее названия заключен глубокий смысл: за этим будничным высказыванием скрывается авторская позиция — показывать не парадную сторону войны, а ее внутреннюю сущность: каждодневный, обыденный подвиг русских солдат.

Сюжет повести внешне предельно прост: двум батальонам дивизии, которой командует полковник Иверзев.

предстоит прорвать оборону южнее города Днепрова, занять деревни Ново-Михайловка и Белохатка и, удерживая их, создать у немцев впечатление, что главный удар дивизии будет нанесен в этом направлении, тогда как в действительности основные ее силы были нацелены севернее Днепрова.

Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки. Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою.

Казалось бы, в этом сюжете нет ничего особенно занимательного: это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года…

Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном — героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле.

Он реалист в изображении войны, и реализм писателя чем-то напоминает реализм Льва Толстого в его изображении Бородинской битвы.

Так же, как и герои Толстого, главные герои повести Юрия Бондарева — это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают свое дело — защищают Родину.

Они просто каждодневно выполняют свою работу — трудную, грязную, кровавую работу солдата. И при этом не замечают, что это и есть настоящий подвиг, потому что герой не только тот, кто бесстрашно бросается в атаку и кра сиво погибает, но и тот, кто ежедневно, ежечасно приближает победу.

Читайте также:  Краткое содержание записки из мёртвого дома достоевский за 2 минуты пересказ сюжета

Эту истину, гениально простую и вечную, убедительно доказал Лев Толстой на страницах романа «Война и мир».

Героев повести Бондарева, как мне кажется, очень многое роднит с героями Толстого. Прежде всего это «скрытая теплота патриотизма».

И капитан Борис Ермаков, главный герой повести, и все остальные герои романа никогда не задумываются над вопросом, что такое патриотизм.

Для них Родина — это понятие как бы само собой разумеющееся, они впитали чувство любви к Родине вместе с молоком матери. И когда это стало необходимо, они пошли ее защищать, не задумываясь.

Верность долгу, присяге также объединяет этих таких разных внешне, но так похожих внутренне людей. Когда батальон Бульбанюка попал в окружение и был буквально раздавлен гу-.

сеницами немецких танков, никто из бойцов не помышлял о личном спасении или сдаче в плен. Все понимали: от них, от их мужества и стойкости теперь зависит судьба всей операции.

И бойцы батальона до конца выполнили свой долг, заплатив самым дорогим, что есть у человека,— жизнью.

Но при этой внутренней схожести в любви к Родине герои Бондарева совершенно разные люди. У каждого из них есть свое прошлое, каждый обладает только ему присущими чертами характера, индивидуальными особенностями, даже речь героев во многом отлична.

Мы видим неторопливого, рассудительного, по-крестьянски основательного Бульбанюка. лихого и бесшабашного Жорку Витьковского, романтичного и наивного лейтенанта Ерошина, волевого и решительного капитана Ермакова, обаятельную Шурочку, трусливого Цигичко.

Эти герои становятся нам близкими и понятными.

Герои Бондарева проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.

Все герои проходят через это испытание с честью. Но отношение к гибели батальонов разное у капитана Ермакова и полковника Иверзева. Именно между ними возникает главный конфликт повести.

Можно сказать, что в произведении показаны две правды — правда Ермакова и правда Иверзева.

Борис Ермаков обвиняет комдива в гибели батальонов, и его обвинения звучат справедливо: действительно, батальоны, оставленные без поддержки полковой артиллерии, были обречены на гибель. Ермаков считает Иверзева тупым солдафоном, готовым бессмысленно посылать людей на верную смерть ради выполнения приказа, готовым жертвовать сотнями жизней ради своей карьеры.

Да, полковник Иверзев производит вначале на нас не самое благоприятное впечатление. Он кажется излишне жестким по отношению к подчиненным, даже жестоким, черствым душевно.

Но мы знаем, что заставило его принять такое решение — перебросить всю артиллерию на северный плацдарм, и поэтому у нас складывается более сложное отношение к этому герою. Мы понимаем, что при всей субъективной честности Ермаков объективно оказывается прав не во всем. Мы видим, как мучается внутренне Иверзев.

понимая суровую необходимость своих приказов, но в то же время осознавая, что этими приказами он обрекает батальоны Бульбанюка и Максимова на гибель. Иверзев знает, что он не может не выполнить приказ командующего армией — взять Днепров во что бы то ни стало.

И поэтому, когда атакующий батальон залег под кинжальным огнем немецкого пулемета, он сам поднимает его в атаку, думая в эту минуту не о смертельной опасности, а о необходимости взять этот рубеж обороны.

Важное место в повести занимает тема любви. Любовь и война — два понятия, казалось бы, несовместимые. Но жизнь оказывается сложнее простых понятий. Пока человек живет, он может и должен любить.

Любовь в повести является символом жизни, и поэтому она сильнее смерти. Любовь Шурочки и Бориса Ермакова освещает романтическим светом суровую военную действительность.

Сложные взаимоотношения лейтенанта Кондратьева, Шурочки и Ермакова позволяют нам лучше понять этих героев.

Закончить рассказ о повести хотелось бы тем, что люди всегда будут с благодарностью вспоминать солдат, в далекие уже годы войны защитивших нашу Родину; им они обязаны своей жизнью и своим будущим. И об этих солдатах написал Юрий Бондарев в повести «Батальоны просят огня», которая является любимой книгой многих читателей.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/kratkoe-izlozhenie-syuzheta-povesti-batalony-prosyat-ognya/

Батальоны просят огня — краткое содержание повести Бондарева

Данная повесть окунает читателя в события 1943 года. Мы оказываемся на Украине. На фронте сложилась непростая ситуация. Фашистов нужно отвлечь и ради этого создали два батальона.

Им следует воссоздать боевые действия, чтобы немцы восприняли это как приближение войск СССР с юга. Тогда бы враг был дезориентирован и неправильно оценивал ситуацию.

Сейчас планируется перенести основные силы на север, чтобы нанести удар по основным позициям неприятеля.

Изначально планировалась, что батальоны будет поддерживать полк артиллерии. Но в последний момент решение меняется, и полк переправляется на север. Бойцы батальонов оказались в очень сложной ситуации. Без артиллеристов вставала неподъемная задача, но в этих обстоятельствах военнослужащие проявили себя с лучшей стороны. Они показали свое мужество и разум.

Несмотря на то, что вокруг шли ожесточенные бои, люди не переставали любить. Командиры двух батальонов влюблены в одну и ту же девушку, казалось бы, сейчас не время для романов, но чувства никуда не испаряются. Офицеров терзает вопрос, кого же она выберет? Особенно, когда кругом одно кровопролитие. Девушке приятно быть в центре внимания.

Перед батальонами стояла почти невыполнимая задача. Нужно было переправиться через Днепр. Немцы не прекращают обстрел с соседнего берега, советским бойцам очень трудно. Мало того, переправлять нужно всё.

Людей, провизию, боеприпасы, лошадей, а еще и пару артиллерийских орудия. Бойцы создавали плоты. Шла подготовка к контрнаступлению. К сожалению, остаться незаметными не получилось.

Батальон понес большие потери.

Задачей батальонов было перебраться через реку, укрепиться на месте и держать позиции. Делать это нужно, пока основные войска готовятся к бою.

Со всего состава батальонов и артрасчетов выжило несколько человек, почти все погибли. Параллельно, основные войска переплавляются через реку и начинают контрнаступление в указанной точке.

Повесть погружает читатель в страшное военное время. Когда ради выполнения задачи, погибало множество ребят.

Военнослужащие делали всё, чтобы отстоять родные земли, сталкивались с неимоверной жестокостью, проделывали невыполнимые действия. Бойцов ничто не могло остановить, пока билось их сердце.

Все знали, что за их спиной родной дом, семья и народ, который надо защищать. Воины прошли ужасные времена, несмотря ни на что остались верными своей Отчизне.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Выбор↑ БондаревГорячий снег →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/bondarev/batalony-prosyat-ognya-povest

Книга «Батальоны просят огня»

Батальоны пошли, просят огня! Вижу сигнал! Я открываю огонь!

Немцы отступали от самой Москвы. И теперь, в 1943 году закрепившись на том берегу Днепра намерены были драться до упора, не позволяя погнать себя дальше. Дивизия должна была форсировать Днепр и взять город Днепров.

Но перед этим несколько батальонов должны были переправиться на тот берег раньше и в районе деревни Ново-Михайловка создать плацдарм. Стянуть на себя силы немцев, позволяя остальным войскам переправиться относительно благополучно. Дивизия же должна была поддержать батальоны артогнем. Они переправились. И зацепились у деревни.

И завязали бой. И они подали сигнал — батальоны просили огня!

Не могу понять! Не открывать огонь? Не открывать огонь? Это ваш приказ?

Но планы успели измениться. И уже были отданы и продолжали отдаваться другие приказы. Приказы и планы, место этих двух батальонов в которых менялось.

Основное направление наступления переносилось севернее, а два батальона — под командованием майора Бульбанюка и майора Максимова — должны были отвлекать внимание немцев, поддерживая в них уверенность, что дивизия ударит здесь.

Для поддержки батальонов оставалась одна артиллерийская батарея, но…

Батальоны не забыли — батальонам отвели роль отвлекающего маневра. Держаться до последнего — всем ведь понятно, что стоит за этим приказом. Истекать кровью боя двум батальонам, чтобы сохранить жизнь десятку других. Приказы не обсуждаются. Это жестокая, некрасивая, но правда войны.

Но батальонам был обещан огонь, они на него рассчитывали, они его просили. Батальоны сражались до последнего патрона, до последнего человека, не зная, что где-то в относительной тишине и спокойствии штабов планы изменились, и их судьба уже решена.

Они не дождались огня, остались брошены в кольце окружения и этот приказ для них — предательство. И это тоже правда войны.
Но город Днепров был взят в результате этого нового плана. В результате упрямого боя батальонов. В результате рывка комдива, поднимавшего солдат в бой.

В результате того, что замполит пошел корректировать удар по дзотам. Город был взят и это — истина войны.

Бондарев, сам фронтовик, рассказывает о войне без особых прикрас. Это грязь, это смерть, это кровь. Это несбывшиеся, не случившиеся, оборвавшиеся жизни. Это невоенные люди, вынужденные жить военной жизнью, мыслить военными категориями. Это ошибки, трусость, героизм и подвиги.

Всё это тщательно перемешано в склянке со смертельным ядом. И в этом нет ничего красивого, потому что посадить солдат на станины, чтобы не гнать их пешком — это сонная пехота, не готовая к бою. Потому что влюбиться в кого-то здесь, на границе жизни и смерти — это ППЖ, а не дай бог ребенок…

Война — это печально и страшно.

  • Собери их всех
    Кот в мешке
  • Школьная вселенная

Источник: https://www.livelib.ru/book/1001699350-batalony-prosyat-ognya-bondarev-yu

Батальоны просят огня (фильм) — это… Что такое Батальоны просят огня (фильм)?

«Батальоны просят огня» — телевизионный сериал по одноимённой повести Юрия Бондарева. Фильм снят к 40-летию победы в Великой Отечественной войне.

Фильм полностью, лишь с незначительными отличиями, отображает содержание повести, в отличие от предыдущей версии — второй серии киноэпопеи «Освобождение» («Прорыв») 1969 года, которая была снята по той же повести и частично повторяет сюжет.

Известен тот факт, что большинство сцен сражения снимались вблизи села Малополовецкое, Фастовский район, Украина, где на берегах реки Собот строили целые съёмочные платформы.

Сюжет

Основа сюжета фильма — важный этап Великой Отечественной войны, форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года.

Два батальона 85-го стрелкового полка под командованием майоров Бульбанюка и Максимова должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка, южнее города Днепрова (вымышленное название) для последующего развития наступления дивизии (так была поставлена боевая задача).

Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме, завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня», после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику.

Для поддержки батальонов в момент переправы и завязывания боя были выделены два орудия из артполка и два расчёта артиллеристов с ними, под командованием лейтенанта Ерошина и капитана Ермакова, который до ранения командовал батареей стрелкового полка полковника Гуляева. Таков был план.

Однако перед наступлением дивизия осталась без боеприпасов: по вине руководства тыла эшелоны не разгрузили за короткую летнюю ночь, и немцы разбомбили их.

Командование меняет план наступления, приказывая данной дивизии сняться с занимаемых позиций и переместиться севернее Днепрова, где, соединившись с другой дивизией, которая понесла большие потери в недавних боях, атаковать город с севера. А вступившим в бой батальонам приказано не отступать, теперь их действия должны нести отвлекающий характер.

Командир дивизии полковник Иверзев, боясь ослушаться приказа высшего командования, в срочном порядке отзывает все полки, в том числе и артиллерию, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Такова суровая правда войны: лень и халатность одних оплачивается кровью других.

Для поддержки батальонов на правом берегу остается лишь два орудия той самой батареи, которой ранее командовал Ермаков, а после его ранения командиром стал старший лейтенант Кондратьев. Приказ этой батерее поддержать батальоны приходит поздно, когда оба батальона оказываются в окружении. За это время они уже несколько раз подавали сигнал с просьбой огня, но огня не было.

С первых же минут боя прерывается связь с батальонами. Поэтому у Кондратьева даже нет точных сведений о местоположении батальонов, для того, чтобы открыть огонь. Вся батарея терпеливо ждёт приказа командира полка Гуляева, как только будут получены координаты от связистов. Тем временем батальоны окружены, немцы стягивают в район Новомихайловки всё больше и больше сил.

Орудия, приданные батальонам, разбиты, лейтенант Ерошин гибнет, а капитан Ермаков с остатками артиллеристов приходит на КП батальона Бульбанюка, готовый командовать любым из подразделений пехоты. Командир батальона Бульбанюк тяжело ранен, начальник штаба Орлов и капитан Ермаков вдвоём берут на себя командование батальоном.

Когда становится очевидно, что поддержки огнём не будет и помощи ждать неоткуда, оба командира и раненый Бульбанюк понимают, что батальон обречён. Тогда Ермаков приказывает ординарцу полковника Гуляева Жорке пройти по всем траншеям и сказать солдатам, что час назад началось долгожданное наступление дивизии.

Ермаков пошёл на эту ложь, чтобы сохранить в солдатах последнюю надежду, с надеждой легче умирать. Орлов с группой бойцов отходит на фланг обороны, чтобы попытаться отразить атаку немецких танков на позицию батальона, но танки всё же прорываются, Орлов и все, кто с ним был, погибают.

И тогда Ермаков принимает решение с остатками людей (человек 20 от всего батальона!) прорываться из окружения назад к Днепру. К этому моменту Бульбанюк, понимая, что его батальон погибнет, а его ранение смертельно, застрелился. Тем временем командир батареи Кондратьев, устав ждать приказа, просит полковника Гуляева разрешить открыть огонь по старым координатам батальонов.

Читайте также:  Краткое содержание аэлита толстого за 2 минуты пересказ сюжета

Гуляев поначалу не разрешает, прекрасно отдавая себе отчёт, что в случае, если координаты изменились, огонь батареи может накрыть своих. Но в то же время и он и Конратьев понимают, что дальнейшее промедление может стоить жизни последним оставшимся в живых бойцам батальонов. Кондратьев готов взять на себя ответсвенность за ошибку и открыть огонь без приказа.

В последний момент Гуляев всё-таки отдаёт этот приказ. Батарея стреляет по старым координатам и таким образом помогает батальону Максимова. От батальона Бульбанюка в результате остаётся всего четверо солдат и капитан Ермаков, который всё-таки вывел этих последних выживших из окружения.

Сразу после возвращения в полк Ермаков является к полковнику Гуляеву, который уже не надеялся увидеть его живым, и требует доставить его к командиру дивизии Иверзеву. Приехав к комдиву, Ермаков в лицо ему говорит всё, что думает о нём, бросившем два батальона на смерть, называет его «сухарём», которого больше не может «считать человеком и офицером». За оскорбление старшего по званию Ермакова арестовали. Но под трибунал он не попал. После успешного взятия Днепрова полковник Иверзев, который в этом бою лично водил людей в атаку и на себе испытал, что такое командовать батальоном, простил Ермакова и даже внёс его в список представленных к наградам, как и погибших Бульбанюка и Орлова (посмертно). В конце фильма Ермаков возвращается из-под ареста и на переправе встречает свою любимую женщину — медсестру Шуру из батареи Кондратьева. (Сама батарея, открыв огонь в тот день для поддержки батальонов, обнаружила себя перед противником и была разгромлена немецкими танками, сам Кондратьев ранен и отправлен в госпиталь). Финальная сцена: Ермаков и Шура, молча обнявшись, идут по мосту через Днепр.

В ролях

Съёмочная группа

  • Режиссёры: Владимир Чеботарев, Александр Боголюбов
  • Авторы сценария: Юрий Бондарев, Александр Боголюбов
  • Операторы: Элизбар Караваев, Роман Веселер
  • Художники-постановщики: Николай Саушин, Анатолий Бурдо
  • Композитор: Андрей Петров
  • Текст песен: Михаил Матусовский
  • Исполнение песен: Николай Караченцов
  • Звукорежиссёр: Марк Бронштейн
  • Монтаж: Евгения Андреева
  • Военный консультант: Кириллов Анатолий Иванович, генерал-лейтенант т/в

Отличия от повести

  • В повести Бондарева лейтенант Ерошин имеет фамилию Прошин
  • В фильме командир орудия батареи Кондратьева Елютин — художник, который постоянно что-то рисует, тайно влюблен в медсестру Шуру, и перед смертью ей в этом признается. В книге Елютин — часовой мастер, который все время ремонтирует часы, и он является только наводчиком при орудии. А командир орудия — сержант Кравчук, которого в фильме нет, и именно он любит Шуру и признается ей в этом в аналогичной ситуации.
  • В фильме добавлен эпизод: раненого Елютина (Кравчука) переправляют на плоту через Днепр, перед отплытием рядовой Лузанчиков отдает солдатам на плоту папку с рисунками Елютина, во время переправы в плот ударяет немецкий снаряд — прямое попадание и ни Елютина, ни даже его рисунков, больше нет. Тем и ужасна война. В повести о дальнейшей судьбе Кравчука ничего не известно, а Елютин погибает возле орудия.
  • В первоначальном варианте повести, Ермаков был отдан под суд военного трибунала с вытекающими последствиями, но позже, Бондарев изменил окончание повести на более счастливый вариант. Именно окончательный вариант повести и лёг в основу фильма.

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/89382

Юрий Бондарев — Батальоны просят огня (редакция №2)

Повесть «Батальоны просят огня» опубликована в 1957 году. Эта книга, как и последующие, словно бы логически продолжающие «Батальоны…», – «Последние залпы», «Тишина» и «Двое» – принесла автору их Юрию Бондареву широкую известность и признание читателей. Каждое из этих произведений становилось событием в литературной жизни, каждое вызывало оживленную дискуссию.

Книги эти переведены на многие языки мира, выдержали более шестидесяти изданий.Военная литература у нас довольно обширна, дань военной тематике отдали многие выдающиеся писатели. Однако Юрию Бондареву уже в «Батальонах…» удалось нащупать и развить свою собственную линию, свое течение в широком литературном потоке.

Не стремясь к созданию всеобъемлющей картины войны, автор кладет в основу произведения конкретный боевой эпизод, один из многих на бесчисленных полях сражений, и населяет свою повесть совершенно конкретными людьми – простыми солдатами и офицерами – рядовыми великой армии.

Писатель углубленно изучает психологию советского человека, нередко в трагических обстоятельствах, и раскрывает его подлинный героизм. Действительно, образ войны у Юрия Бондарева грозный и жестокий. И события, описанные в повести «Батальоны просят огня», глубоко трагичны.

Но теперь, с дистанции времени, мы по-новому судим и гордимся сильной душой советского солдата, сознательно идущего на гибель во имя своего народа, во имя грядущей победы. Высоким гуманизмом, любовью и доверием к человеку полны страницы повести.

– Жорка! А ну, за майором! Помоги! А то носит его… видишь? За смертью гоняется! – сказал Гуляев.

Жорка ухмыльнулся, ответил небрежно:

– Есть, – и двинулся за майором своей цепкой скользящей походкой.

Полковник Гуляев стоял около вокзала, глядел на пылающие вагоны со вздыбленными крышами, понимал, что все здесь, охваченное огнем, могло спасти только чудо.

Он думал о том, что этот пожар, уничтожающий боеприпасы и снаряжения не только для истощенной в боях дивизии, но и для армии, оголял его полк, батальоны которого подтянулись к Днепру в течение прошлой ночи.

И как бы умны ни были сейчас распоряжения Гуляева, как бы ни кричал он, ни взвинчивал людей, – все это теперь не спасало положения, не решало дела.

Он видел, как, убегая в дым и вновь выныривая в просветах пожара, маневровый паровозик, свистя, носился по путям с прилипшим к буферу сцепщиком, разъединял искореженные осколками вагоны, оглушая лязгом железа, толкал их в тупики. Танки обрушивались через края платформы на бревна, скатывались на землю; недовольно ревя, как обожженные звери, уползали к лесу; он начинался тут же за станционным зданием.

Мимо вокзала пробежал высокий танкист-подполковник, брови подпалены, лицо озлобленное, все в темных полосах гари; он не заметил Гуляева.

– Подполковник! – зычно окликнул Гуляев, чуть подбирая полнеющий живот, как делал это всегда, готовый отдать приказ.

– Что вам? – Танкист остановился, воспаленные веки сузились. – Я слушаю!

– Сколько танков вышло из строя?

– Не подсчитано!

– Вот что! Освободятся люди, пошлите их на расцепку вагонов! Сейчас придет еще паровоз…

– Я людьми швыряться не намерен, товарищ полковник! Воевать без людей буду?

– А как же будет воевать дивизия? А? Вся дивизия? – спросил Гуляев, чувствуя, что снова сбивается на тон Иверзева, и раздражаясь на себя за это.

У танкиста собрались в одну линию почерневшие губы; он ответил твердо:

– Не могу! Я отвечаю за своих людей, полковник!

В ближайшем вагоне с грохотом взорвалось несколько снарядов, взметнулась крыша, дохнуло обжигающим жаром, запахом тола. Лицам стало горячо. На мгновение оба отвернулись, их заволокло дымом; танкист закашлялся.

– Товарищ полковник, разрешите обратиться? – послышался в эту минуту за спиной Гуляева насмешливый голос.

– По-до-жди-те! Подождите! – холодно, не оборачиваясь, проговорил Гуляев, упорно глядя на кашляющего подполковника-танкиста, и добавил уже жестко: – Я потребую… потребую выполнения!

– Товарищ полковник, разрешите обратиться?

– Кто еще тут? Что угодно? – Гуляев, поморщась, круто повернулся и тотчас, не понимая, удивленно и громко воскликнул: – Капитан Ермаков? Борис? Откуда тебя черти принесли?..

– Здорово, полковник Гуляев!

Среднего роста капитан в летней выгоревшей гимнастерке с темными следами от портупеи стоял возле. Талия узко перетянута ремнем, тень от козырька падала на половину смуглого лица, карие, почти черные глаза, белые зубы блестели в обрадованной улыбке.

– Ну, здорово, полковник! – оживленно повторил он. – Что, не верите? Доложить, что ли?

– Да откуда тебя черти принесли? – проговорил, затоптавшись, Гуляев, сначала сурово нахмурился, потом засмеялся, грубовато стиснул капитана в объятиях и сейчас же отстранил его, засопев, косясь назад.

– Идите, – буркнул он танкисту. – Идите.

– Дайте жрать, полковник! Толком четыре дня не ел! – сказал капитан, улыбаясь. – И сутки без дымового довольствия!..

– Да откуда ты?.. Докладывай!

– Из госпиталя. Ждали в пути, когда кончится у вас тут. Потом появляется Жорка с майором, ну и… прикатили на паровозе.

– Легкомыслие? Шутишь все? – пробормотал Гуляев, всматриваясь в заштопанный рукав капитанской гимнастерки, и густо побагровел. – Не писал из госпиталя, хинная ты душа! А? Молчал, ухарь-купец!

– Я хочу не есть, а жрать! – ответил капитан, смеясь. – Дайте хоть сухарь! Водки не прошу!

– Жорка! – крикнул полковник. – Проведи капитана Ермакова к машине!

Жорка, до этого скромно стоявший в стороне, просветлел лицом, заговорщицки подмигнул капитану голубым невинным глазом:

– Тут в лесу. Недалеко.

Все, что можно было сделать в создавшихся обстоятельствах, было сделано. Устало догорали загнанные в тупики вагоны; с последним, как бы неохотным треском запоздало рвались снаряды. Пожар утих.

И только теперь стало видно, что стоял теплый, погожий день припозднившегося бабьего лета. Чистое сияющее небо со стеклянно высокой синевой развернулось над лесной станцией.

И только на западе почти неуловимо светились в бездонной его глубине беззвучные зенитные разрывы.

Порыжевшие, тронутые осенью приднепровские леса, окружавшие черное пепелище путей, стали видны, как в бинокль.

Полковник Гуляев, потный, разомлевший, не без наслаждения скинув горячие сапоги с усталых ног, подставив ноги солнцу и расстегнув китель, так что видна была волосатая, пухлая грудь, лежал в станционном садике под облетевшей яблоней. Здесь все по-осеннему поблекло, поредело, везде неяркий блеск солнца, везде хрупкая прозрачная тишина, вокруг легкий шорох палых листьев, чуть-чуть тянуло свежим воздухом с севера.

Капитан Ермаков лежал рядом, тоже без сапог, без ремня и фуражки. Полковник, хмурясь, сбоку рассматривал его исхудалое, побледневшее лицо, прямые брови, – черные волосы упали на висок, шевелились от ветра.

– Та-ак, – проговорил Гуляев. – Значит, раньше времени прибежал? Что, не терпелось, терпежу не было?

Борис вертел опавший желтый яблоневый лист, задумчиво улыбаясь, внимательно щурился на него.

– Променять госпитальную койку вот на это… стоило, честное слово, – ответил он, сдунул лист с ладони, затем спросил полусерьезно: – Вы что-то, полковник, растолстели? В обороне стоите?

– Ты мне не вкручивай, – недовольно перебил Гуляев. – Я спрашиваю, почему прибежал?

Борис потянулся к яблоне, сорвал голую веточку, опять внимательно осмотрел ее, сказал:

– Вот, оторвал эту ветку – и она погибла. Верно? Ну ладно, оставим лирику. Как там моя батарея, жива?

Он, слегка усмехнувшись, взглянул на полковника, повторил:

– Жива?

– Твоя батарея ночью форсировала Днепр. Ясно? – Гуляев, сопя, повернулся, поерзал животом по желтой траве, по сухим листьям, раздраженно спросил: – Ну, еще вопросы?

  • – Кто командует батареей?
  • – Кондратьев.
  • – Это хорошо.
  • – Что хорошо?
  • – Кондратьев.

– Вот что, – грубовато и решительно проговорил Гуляев, – хочу предупредить тебя, и без шуток, дорогой мой. Будешь грудью по-дурацки, по-ослиному пули ловить, храбрость показывать – к чертовой бабушке спишу в запасной полк! И баста! Спишу – и баста!

– Ясно, – сказал Борис.

– Убьют дурака. Что?

– Ясно, – кивнул Борис. – Все ясно.

Обветренное, крупное, заметное покатым морщинистым лбом, лицо полковника медленно отпускало с себя выражение недовольства, нечто похожее на улыбку слабо тронуло его губы, и он проговорил с грустным весельем:

– Оторванная ветка! Ска-жит-те! Философ, пороть тебя некому!

Лежа на спине, Борис по-прежнему задумчиво глядел в холодноватую синеву неба, и Гуляев подумал, что этому молодому, здоровому офицеру мало дела до его слов, до откровенного беспокойства, не предусмотренного никаким уставом, – они знали друг друга со Сталинграда. Был полковник одинок, вдов, бездетен, и он как бы видел в Ермакове свою молодость и многое прощал ему, как многое прощал и себе в те годы, как это иногда бывает у немало поживших и не совсем счастливых одиноких людей.

Долго лежали молча. Пустой, перепутанный паутиной садик был насквозь пронизан золотистым солнцем. В теплом воздухе планировали листья, бесшумно стукаясь о ветви, цепляясь за паутину на яблонях. В тишину долетало отдаленное гудение танков из леса, тонкое шипение маневрового паровозика на путях: отзвуки жизни.

Сухой лист упал полковнику на плечо. Он медлительно смял его в кулаке, скосил глаза на Бориса.

– Прорывать оборону будем. Крепкий орешек на правом берегу. Что молчишь?

– Так, думаю. И сам не знаю о чем, – сказал Борис.

Со стороны вокзала, приближаясь, послышались голоса, показавшиеся странными здесь, – женские голоса, звучные и будто стеклянные в тихом воздухе полуоблетевшего сада. Полковник Гуляев, неловко повернув обожженную шею, крякнул от боли, удивленно оглядываясь, спросил:

– Это что же такое?

По тропинке от вокзала через сад двигались две женщины, несли огромный сундук, переплетенный веревками.

Одна, молодая, гибкая, босоногая, в выцветшей блузке, небрежно заправленной в юбку, косынка надвинута на тонкие брови, шла изогнувшись, напрягая крепкие икры; другая – в мужской поношенной телогрейке, в сапогах, смуглое лицо изможденно, потно, волосы растрепались, и солнце, бившее сзади, просвечивало их.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/page-2-150720-yurii-bondarev-batalony-prosyat-ognya-redakciya-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector