Здесь можно купить и скачать «Эрих Фромм — Бегство от свободы» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Бегство от свободы» читать бесплатно онлайн.
В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека.
Фромм описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе.
Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Эта книга — часть обширного исследования, посвященного психике современного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития.
Фромм Эрих
Бегство от свободы
Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?
Если я только за себя, то кто я? Если не сейчас, то когда?
Изречение из Талмуда, Мишна, Абот.
Ни небесные, ни земным, ни смертным, ни бессмертным не сотворил я тебя, так что можешь быть свободен по собственной воле и совести — и сам себе будешь творец и создатель. Лишь тебе даровал я расти и меняться по собственной воле твоей. Ты несешь в себе семя вселенской жизни.
Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»
Итак, изменить можно все, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека
Томас Джефферсон
ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-МУ ИЗДАНИЮ
Эта книга — часть обширного исследования, посвященного психике современного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития.
Я занимаюсь этой работой уже несколько лет, ее завершение потребует еще большего времени, — между тем нынешние тенденции политического развития ставят под угрозу величайшее достижение современной культуры: индивидуальность и неповторимость каждого человека.
Это вынудило меня прервать работу над проблемой в целом и сконцентрировать внимание на одном аспекте, ключевом для культурного и социального кризиса наших дней: на значении свободы для современного человека.
Моя задача была бы значительно легче, если бы я имел возможность отослать читателя к законченному курсу психологии человека нашей цивилизации, поскольку значение свободы можно до конца уяснить лишь на основе анализа психики современного человека в целом.
Теперь же приходится обращаться к определенным понятиям и заключениям, не прорабатывая их с нужной полнотой, как это было бы сделано в полном курсе. Некоторых проблем — тоже чрезвычайно важных — я был вынужден коснуться лишь мимоходом, а иногда и вовсе их не затрагивать. Но я убежден, что психолог должен внести свой вклад в понимание современного кризиса, причем безотлагательно, даже принеся в жертву желательную полноту изложения.
Я полагаю, что, подчеркивая значение психологического изучения современной обстановки, мы отнюдь не переоцениваем значимость психологии.
Основным субъектом социального процесса является индивид: его стремления и тревоги, его страсти и раздумья, его склонность к добру или злу, поэтому его характер не может не влиять на этот процесс.
Чтобы понимать динамику общественного развития, мы должны понимать динамику психических процессов, происходящих внутри индивида, точно так же как для понимания индивида необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он живет.
Основная идея этой книги состоит в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества, которое одновременно и ограничивало его, и обеспечивало ему безопасность и покой, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого. Хотя эта книга скорее диагноз, чем прогноз, не решение, а лишь анализ проблемы, результаты нашего исследования могут уточнить направление необходимых действий; ибо понимание причин тоталитаристского бегства от свободы является предпосылкой любого действия, направленного к победе над силами тоталитаризма.
Я воздерживаюсь от удовольствия поблагодарить всех друзей, коллег и учеников, которым я признателен за стимуляцию и конструктивную критику моих мыслей. Читатель найдет в подстрочных примечаниях ссылки на авторов, которым я больше всего обязан идеями, изложенными в этой книге.
Однако хочу особо поблагодарить тех, кто непосредственно способствовал ее завершению. Прежде всего это мисс Элизабет Браун, оказавшая мне неоценимую помощь своими советами и критическими замечаниями о композиции книги. Кроме того, я благодарен Т.Вудхаузу за большую помощь в редактировании рукописи и д-ру А.
Зэйдеману за консультации в связи с затронутыми в книге философскими проблемами.
Э.Ф.
ПРЕДИСЛОВИЕ К 25-МУ ИЗДАНИЮ
Прошло почти двадцать пять лет со времени первого издания этой книги. Двадцать четыре издания, вышедшие с тех пор, нашли читателей среди специалистов и неспециалистов, в особенности среди учащейся молодежи, и я рад, что новое издание в Библиотеке Эйвон сделает книгу доступной еще более широкой публике.
«Бегство от свободы» — это анализ феномена человеческого беспокойства, вызванного распадом средневекового мира, в котором человек, вопреки всем угрозам, чувствовал себя уверенно и безопасно.
После столетий борьбы человек сумел создать неслыханное изобилие материальных благ; в одной части мира он создал демократическое общество — и недавно сумел защитить его от новых тоталитарных угроз.
Но — как показывает анализ в «Бегстве от свободы» — современный человек все еще охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам — или потерять ее, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат.
Через двадцать пять лет возникает вопрос: сохранились ли социальные и психологические тенденции, вскрытые в этой книге; нет ли признаков того, что они идут на убыль? Несомненно, причины, вызывающие у человека страх перед свободой, беспокойство и готовность превратиться в автомат, за последние четверть века не только не исчезли, но и значительно возросли. Важнейшим в этом смысле событием было открытие атомной энергии и возможность ее применения в качестве оружия уничтожения. Никогда прежде в своей истории род человеческий не стоял перед угрозой полного истребления, тем более собственными руками. Но совсем недавно, во время Карибского кризиса, сотни миллионов людей в Америке и в Европе в течение нескольких дней не знали, увидят ли они и их дети завтрашний день. И хотя с тех пор были предприняты усилия, чтобы уменьшить опасность подобных кризисов, разрушительное оружие по-прежнему существует; остаются кнопки, остаются люди, обязанные нажать их по приказу, когда это покажется необходимым. И остаются беспомощность и тревога.
Наряду с ядерной революцией (быстрее, чем это можно было предвидеть двадцать пять лет назад) развивалась революция кибернетическая. Мы вступаем во вторую промышленную революцию, когда не только физическую энергию человека — его руки, — но и мозг его, и нервные реакции заменяют машины.
В наиболее развитых индустриальных странах, таких, как Соединенные Штаты, растет беспокойство в связи с увеличением нового рода безработицы.
Человек чувствует себя еще ничтожнее, когда ему противостоит не только система гигантских предприятий, но и целый почти самоуправляющийся мир компьютеров, думающих гораздо быстрее, а нередко и правильнее его. Увеличилась и другая опасность — демографический взрыв.
И здесь мы видим плоды прогресса: достижения медицины привели к такому росту населения, особенно в слаборазвитых странах, что рост производства не может за ним угнаться.
За минувшие двадцать пять лет возросли гигантские силы, угрожающие выживанию человека, отчего усилилось и стремление к бегству от свободы. Но есть и обнадеживающие признаки. Исчезли диктатуры Гитлера и Сталина.
В советском блоке, особенно в малых государствах, хотя они остались ультраконсервативными и тоталитарными, наметилась отчетливая тенденция к либерализации режимов.
Соединенные Штаты проявили устойчивость по отношению ко всевозможным тоталитарным движениям, пытавшимся усилить свое влияние; были сделаны важные шаги к политическому и социальному освобождению негров — особенно впечатляющие ввиду мужества и дисциплины авангарда борцов за равноправие, как самих негров, так и белых.
Из всего этого видно, что стремление к свободе, присущее природе человека, хотя оно может быть и извращено, и подавлено, снова и снова проявляет свою силу. Но эти ободряющие факты не должны вводить нас в заблуждение, будто опасность «бегства от свободы» сегодня не столь велика, как во время первого издания этой книги. Опасность только возросла.
Значит ли это, что теоретические открытия социальной психологии бесполезны, в смысле воздействия на общественное развитие? Трудно дать на этот вопрос убедительный ответ. Автор, работающий в этой области, может проявлять чрезмерный оптимизм по поводу социальной ценности своей деятельности и деятельности своих коллег.
Но хотя я не упускаю этого из виду, моя уверенность в важности осознания индивидуальных и социальных реалий только возросла. Причина этого, коротко говоря, состоит в следующем.
Многим исследователям человека и современной жизни общества становится все яснее, что решающая трудность, стоящая перед нами, — это значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человеческий мозг живет в двадцатом веке; сердце большинства людей — все еще в каменном.
Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы и мифы.
Человек подавляет в себе иррациональные страсти — влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть, — он преклоняется перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; и хотя на словах он отдает должное учениям великих духовных вождей человечества — Будды, пророков, Сократа, Иисуса, Магомета, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/270064-erih-fromm-begstvo-ot-svobody.html
Механизмы бегства от свободы: тезисы Эриха Фромма
«Они не могут без конца влачить бремя “свободы от”; если они не в состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются избавиться от свободы вообще. Главные пути, по которым происходит бегство от свободы, — это подчинение вождю, как в фашистских странах, и вынужденная конформизация, преобладающая в нашей демократии», – пишет Фромм.
И далее: «Хорошая приспособленность часто достигается лишь за счёт отказа от своей личности; человек при этом старается более или менее уподобиться требуемому — так он считает — образу, и может потерять всю свою индивидуальность и непосредственность».
Чтобы узнать, от чего (или к чему) бежите именно вы, приходите на нашу онлайн-программу «Самопознание». На программе с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.
Теперь давайте более подробно рассмотрим механизмы, которые выявил и описал в своей книге Эрих Фромм.
1
«Став частью силы, которую человек считает неколебимой, вечной и прекрасной, он становится причастным к ее мощи и славе.
Индивид целиком отрекается от себя, отказывается от силы и гордости своего “я”, от собственной свободы, но при этом обретает новую уверенность и новую гордость в своей причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить. И кроме того, приобретается защита от мучительного сомнения».
Чаще всего этот механизм принимает форму мазохизма и садизма.
Подчиняясь другому человеку, государству или идее, человек лишается свободы, а значит, и проблем ею вызванных. Человек при этом растворяется в чём-то внешнем, в чём-то более могущественном. Обычно это рационализируется как чувство долга, преданность и т.п.
Конечно, это не отрицает существование настоящего патриотизма, настоящей преданности, настоящей любви и т.д., но следует научиться отличать их от замаскированных мазохистских тенденций.
Садист же, управляя другим человеком, ощущает себя могущественным и сильным. Он перестаёт испытывать чувство ничтожности и неполноценности. Если жертва садиста исчезнет, он начнёт страдать. Поэтому садист зависит от мазохиста так же, как и мазохист от садиста.
Садизм тоже рационализируется, причём гораздо чаще и гораздо искуснее, т.к. он менее допустим. Например, человек с садистской тенденцией может оправдывать себя словами: «Я говорю тебе, что делать, потому, что я знаю, как тебе будет лучше, и хочу помочь!»
Чаще всего человек проявляет обе тенденции сразу: по отношению к кому-то или чему-то он мазохист, а по отношению к кому-то или чему-то другому – садист.
2
Садистско-мазохистские отношения, как уже было сказано, – симбиоз. И тот, и другой человек находятся во взаимной зависимости. Этот симбиоз может быть связан с разрушительностью, но нельзя ставить между авторитаризмом и разрушительностью знак равенства.
Разрушая окружающий мир, человек избавляется от чувства бессилия.
«Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня. Целью садизма является поглощение объекта, целью разрушительности — его устранение».
3
К этому механизму прибегает большинство населения.
«Коротко говоря, индивид перестаёт быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным “я” и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием».
Почему конформизм именно «автоматизирующий»? Фромм имеет в виду слово «автомат», то есть робота, человека, похожего на миллионы других, делающего то же, что и все остальные, без какой-либо индивидуальности.
Индивидуализация общества приводит к тому, что человек начинает чувствовать себя одиноким, покинутым, изолированным, жалким и бессильным. Но отказавшись от своей индивидуальности, от права самостоятельно выбирать жизненный путь, человек сбрасывает с себя бремя свободы и избавляется от гнетущего чувства собственной слабости и сомнений.
Означает ли всё вышесказанное, что свобода может быть только негативной? Фромм утверждает, что нет. Ключ к позитивной свободе он видит в спонтанности.
«Спонтанная активность — это свободная деятельность личности; в её определение входит буквальное значение латинского слова sponte — сам собой, по собственному побуждению. Под деятельностью мы понимаем не “делание чего-нибудь”; речь идёт о творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле».
Проще говоря, вам нужно признать себя настоящего и найти в себе силы быть им. Будьте непосредственны и стремитесь с полной реализации своей личности.
Желаем вам успехов!
Источник: https://4brain.ru/blog/escape-mechanisms/
Краткое содержание Бегство от свободы Фромм
Книга Эриха Фрома «Бегство от свободы» посвящена нескольким аспектам психологии. Издана книга в 1941 году. Именно поэтому описываемая им личность человека, отличается от современной личности. Большая часть книги рассказывает о нацистском тоталитаризме. Фром анализирует поступки нацистов, с чем они были связанны, а также поведение людей в условиях такой жизни.
В своей книге он также рассказывает в общем о становлении понятия свободы личности. Показывая, как в различный промежуток времени заострялось внимание на этом понятии. Стоит уточнить, что до средневековья этого понятия не существовало.
Эрих Фром утверждает, что под гнетом общества, человек не замечает, как отказывается от своих желаний. Человек ведет себя так, как желает того общество. Люди могут не замечать, что начинают мыслить именно так, как этого хочет общество.
Но автор не винит в этом общество, он выставляет виновником именно человека. При этом со временем человек становится более зависим от окружающих. Это можно понять из той же книги. Описывая эпоху возрождения, описывается, что именно в то время, человек начал бороться за свою свободу.
Люди пытались отстоять свое мнение даже если им приходилось идти против власти.
Шло время и человек в понятии борьбы за свою свободу деградировал. По мнению современного человека, быть свободным значит быть одиноким. А одиночества человек боится больше, чем потерять свободу своих мыслей.
Автор предлагает каждому человеку задуматься над тем, как он себя ведет и чего он хотел бы на самом деле. Подумать о том, что все сложившиеся устои человеку навязывали всю жизнь, поэтому он забыл какова его истинная природа.
Книга учит человека отстаивать свое мнение и свои желания. Только перестав играть каждодневные роли в обществе, человек сможет понять какая она…Настоящая свобода…
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Фромм — Бегство от свободы. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Живёт такой парень Шукшина
Действие произведения происходит в Алтайском крае. Автор сначала описывает красоты этой местности, а также опасности, которые возникают на Чуйском тракте. - Лондон
Джек Лондон является одним из выдающихся, талантливых и ярких писателей конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. В своем творчестве он активно поддерживал рабочее и социалистическое движение - Краткое содержание Крылов Почта духов
Один молодой человек в пятнадцатый раз не получил аудиенцию Пустолоба, и в гневе проговорил, что лучше бы имел дело с духами и чертями, а не с подобными людьми, и тут перед ним является старик Маликульмульк, предлагая стать его секретарем - Краткое содержание Паустовский Золотой линь
Рассказ «Золотой линь» написал советский писатель Константин Георгиевич Паустовский. Рассказчик и Рувим пошли на рыбалку. Это была не очень хорошая идея. С самого начала все пошло наперекосяк. Дорога к озерам шла через луга, на которых бабы - Краткое содержание Распутин Мама куда-то ушла
Муха была первым, что увидел мальчишка после пробуждения. В доме было тихо. Впервые он остался один. Насекомое ползло по прямой к окну, будто там проходила незримая дорога. Ребенок немного понаблюдал за ней, а потом позвал маму.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/begstvo-ot-svobody-fromm-pereskaz
Бегство от свободы — краткое содержание книги Фромм
Прежде чем начать краткий рассказ о книге психолога Эриха Фромма, нужно указать на исторический контекст, в котором его труд создавался.
Он написан в 1941 году, то есть в период, когда нацизм в Германии достигнул своего расцвета и вопрос свободы личности был как нельзя кстати.
Фромм выполнил своеобразный исторический анализ тематики свободы личности, но, конечно, много говорил и о тоталитаризме в современной ему Германии, психологии немецких нацистов.
Фромм постулирует тот факт, что понятие свободы личности начинает существовать только с периода Средневековья.
Куда он упускает эллинизм или, например, не деспотичные восточные общества, станет более-менее ясно, если прочитать книгу полностью.
Так или иначе, автор выстраивает такую цепь в истории: средневековье как начало освобождения личности – Возрождение как расцвет этого периода и период, когда люди шли даже против власти в своей борьбе – далее постепенная деградация.
Суть истории Фромма заключается в том, что человек всегда представляет собой продуктом общества и навязанных мнений. Его поведение, воззрения являются только соглашением с условиями, в которых он живет. Причем, чем дальше он взрослеет, тем более закрепощенным становится.
Автор считает ответственным в своем, условно говоря, рабстве именно самого человека. Люди сами становятся зависимыми от общества. Принятие свободы требует усилия и ответственности, но не каждый способен на подобное.
К примеру, в современном обществе свобода подразумевает, по мнению Фромма, одиночество.
В свою очередь люди по большей части именно одиночества боятся сильнее всего, то есть многие не готовы принять свободу и легко променяют ее на комфорт стайного существования.
Как перспективу автор рассматривает возможность для каждого действительно прислушаться к себе и оценить собственные потребности и намерения, отделить таковые от всего навязанного извне и в действительности не согласующегося с внутренним миром.
← Морозко
← Труды и дни↑ РазныеПортер — Корабль дураков →
Аристотель — Поэтика →
- Замок из стекла — краткое содержание книги Джаннетт Уоллс
Произведение, которое носит название «Замок из стекла», написано прекрасной американской журналисткой Джаннет Уоллс. Это творение сделало свою создательницу знаменитостью. Краткое содержание данной работы представлено в этой статье. - Нянька — краткое содержание рассказа Станюковича
Федос Чижик раньше служил на флоте. Но к несчастью у него оторвало два пальца и капитан Василий Михайлович Лузгин взял его к себе домой денщиком к малолетнему сыну. Жене Лузгина не очень понравился красный нос матроса - Фантазеры — краткое содержание рассказа Носова
Стасик с Мишуткой разговаривали, устроившись удобно на садовой скамеечке. Они сочиняли разные небылицы, стараясь удивить друг друга. Сначала они врали о своём возрасте, потом каждый наделил себя возможностью менять - Легенда о манкурте — краткое содержание рассказа Айтматова
Легенда о манкурте рассказывает про стрелочника по имени Едигей, который несет свой трудовой долг на степном железнодорожном разъезде. Он трудится там после войны и вдруг получает известие про гибель друга детства.
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/begstvo-ot-svobody-kniga
«Бегство от свободы» Эрих Фромм. Краткое описание книги
К свободе стремится всякое живое существо. От мухи, бьющейся о стекло, до белой акулы (которой нет ни в одном океанариуме, поскольку даже молодые особи отказываются питаться в неволе и умирают). Вроде бы это должно означать, что свобода для человека – самого организованного живого существа – безусловное благо. Но так ли это на самом деле?
Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» убедительно доказывает, что не так. Огромное большинство людей, на словах признавая ценность свободы, на деле бессознательно воспринимают ее, как тяжкое бремя.
Можно привести множество цитат из литературы (и даже фольклора) разных времен и народов, в которых свобода приравнивается к одиночеству. Одиночество же – неестественное и мучительное состояние для такого социального животного, как человек.
Оно рождает неуверенность и тревогу.
Именно анализу тревоги Фромм посвящает теоретическую часть своей книги, развивая основы динамической психологии. Второй теоретический аспект «Бегства от свободы» – это угроза современного общества для развития индивидуальности и уникальности личности.
https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328
Современное Фромму общество несколько отличается от современного нам. Книга вышла в 1941 году.
Именно поэтому в ней уделяется такое внимание анализу нацистского тоталитаризма в Германии, которую Фромм, немецкий еврей по рождению, покинул в 1934 году, когда Гитлер пришел к власти (надо отметить, он поступил весьма дальновидно!) Тем не менее, большинство угроз индивидуальному развитию личности сохранилось (а возможно даже усилилось) в постиндустриальном обществе, в котором живем мы. В частности психологический дисбаланс, своеобразный «бич времени», на который мало кто обращает внимание — современные люди в большинстве своем весьма развиты интеллектуально, но ужасающе отстают в эмоциональном развитии.
Три главы книги посвящены историческому анализу – поступательному возрастанию роли индивидуальной свободы в обществе, от Средневековья, через Возрождение и Реформацию к началу формирования капитализма.
Согласно Фромму, вплоть до Средних Веков свободы личности не существовало, как понятия – индивидуум был жестко фиксирован в своей социальной и географической нише на протяжении всей жизни; вертикальная (передвижение по социальной лестнице) и горизонтальная (смена места жительства) мобильность была крайне редкой.
Положение усугублялось чрезвычайно сильным влиянием господствующей Церкви, которая трактовало проявление человеком своей воли, как грех и зло.
Зато мир средневекового человека был прост, понятен и уютен.
При более-менее благополучном течении жизни, он чувствовал себя в полной безопасности среди себе подобных, поскольку «был, как все» и полностью отождествлял себя со своей социальной группой.
Эпоха Возрождения дала старт так называемой «Новой истории». Начиная с этого момента, повсеместно и непрерывно шла борьба за индивидуальную свободу. Человечество боролось с господством природы, абсолютной властью правителей, церковным давлением и т.д.
Капиталистическая формация стала своеобразным апофеозом личной свободы – обществом равных возможностей, в котором человек, независимо от своего происхождения, может добиться всего, благодаря личным качествам – упорству, таланту, силе воли, труду.
К свободе стремится всякое живое существо. От мухи, бьющейся о стекло, до белой акулы (которой нет ни в одном океанариуме, поскольку даже молодые особи отказываются питаться в неволе и умирают). Вроде бы это должно означать, что свобода для человека – самого организованного живого существа – безусловное благо. Но так ли это на самом деле?
Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» убедительно доказывает, что не так. Огромное большинство людей, на словах признавая ценность свободы, на деле бессознательно воспринимают ее, как тяжкое бремя.
Можно привести множество цитат из литературы (и даже фольклора) разных времен и народов, в которых свобода приравнивается к одиночеству. Одиночество же – неестественное и мучительное состояние для такого социального животного, как человек.
Оно рождает неуверенность и тревогу.
Именно анализу тревоги Фромм посвящает теоретическую часть своей книги, развивая основы динамической психологии. Второй теоретический аспект «Бегства от свободы» – это угроза современного общества для развития индивидуальности и уникальности личности.
https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328
Современное Фромму общество несколько отличается от современного нам. Книга вышла в 1941 году.
Именно поэтому в ней уделяется такое внимание анализу нацистского тоталитаризма в Германии, которую Фромм, немецкий еврей по рождению, покинул в 1934 году, когда Гитлер пришел к власти (надо отметить, он поступил весьма дальновидно!) Тем не менее, большинство угроз индивидуальному развитию личности сохранилось (а возможно даже усилилось) в постиндустриальном обществе, в котором живем мы. В частности психологический дисбаланс, своеобразный «бич времени», на который мало кто обращает внимание — современные люди в большинстве своем весьма развиты интеллектуально, но ужасающе отстают в эмоциональном развитии.
Чему посвящена книга?
Три главы книги посвящены историческому анализу – поступательному возрастанию роли индивидуальной свободы в обществе, от Средневековья, через Возрождение и Реформацию к началу формирования капитализма.
Согласно Фромму, вплоть до Средних Веков свободы личности не существовало, как понятия – индивидуум был жестко фиксирован в своей социальной и географической нише на протяжении всей жизни.
И вертикальная (передвижение по социальной лестнице) и горизонтальная (смена места жительства) мобильность была крайне редкой. Положение усугублялось чрезвычайно сильным влиянием господствующей Церкви, которая трактовало проявление человеком своей воли, как грех и зло.
Зато мир средневекового человека был прост, понятен и уютен.
При более-менее благополучном течении жизни, он чувствовал себя в полной безопасности среди себе подобных, поскольку «был, как все» и полностью отождествлял себя со своей социальной группой.
Эпоха Возрождения дала старт так называемой «Новой истории». Начиная с этого момента, повсеместно и непрерывно шла борьба за индивидуальную свободу. Человечество боролось с господством природы, абсолютной властью правителей, церковным давлением и т.
д. Капиталистическая формация стала своеобразным апофеозом личной свободы – обществом равных возможностей, в котором человек, независимо от своего происхождения, может добиться всего, благодаря личным качествам – упорству, таланту, силе воли, труду.
К концу 19 — началу 20 века людям казалось, что свобода завоевана человечеством навсегда. Тут-то их и подстерегал неприятный сюрприз – формирование новейших тоталитарных обществ, подавляющих личную свободу. Такие общества начали возникать почти независимо друг от друга в Германии, России (Советском Союзе), Италии и еще в некоторых странах.
Эрих Фромм анализирует социально-психологические причины возникновения и укрепления тоталитарных обществ на примере нацизма в Германии.
Почитайте, это очень познавательно! Потому что наивно-идеалистическое представление о том, что в возникновении тоталитаризма виновны исключительно маниакальные личности, добившиеся власти – это опасное заблуждение.
Тираны не возникли сами по себе – они опирались на поддержку народа, коллективные страхи, коллективные бессознательные стремления. На людей, которые не умели быть свободными и стремились отдать свою судьбу во власть высших сил в обмен на защиту и психологический комфорт.
Действительно, средний член тоталитарного общества, который не задумывается том, что его свобода ограничена, чувствует себя столь же спокойно и уютно, как человек Средневековья – все кругом понятно, просто, ты не одинок, поскольку окружен такими же, как ты, Король и Бог заботятся о тебе.
В настоящее время вряд ли возможно возникновение тоталитарных режимов, полностью повторяющих старые модели. Но не наблюдаем ли мы те же самые проявления в постиндустриальном обществе, где человек становится «винтиком» социума и рабом общественного мнения?
Проявления индивидуальности и спонтанности в рыночной реальности так же редки, как при тоталитаризме и так же приравниваются к бунту. Разве что теперь за это не бросают в концлагерь, а подвергают осуждению и ненавязчивой социальной депривации – если ты «не такой, как все», твой уровень жизни и социальный статус неизбежно снижаются.
Фромм задается вопросом – не свойственно ли человеческой натуре одновременно с жаждой свободы, стремление к подчинению? И всесторонне анализирует этот вопрос, рассматривая связь онтогенеза (развития человечества) с филогенезом (развитием человека).
Человек в детстве един со своей семьей, природой и всем миром. Свою индивидуальность, обособленность, он начинает осознавать по мере естественного взросления, роста самосознания. Далее, обособленность приводит к увеличению тревоги и страха изоляции, одиночества – бремя свободы нарастает.
С этого момента у человека два пути для того, чтобы преодолеть одиночество – либо отдать свою свободу, присоединившись к господствующему большинству, либо обрести единство с миром путем спонтанности, любви и творческого труда. Последний путь, разумеется, труднее, но и награда высока!
Если вы хотите сделать хотя бы первый шаг по второму пути – читайте Фромма. Внимательно читайте Фромма!
Источник: https://cross-club.livejournal.com/108881.html
Книга Эриха Фромма "Бегство от свободы" (стр. 1 из 8)
Книга Эриха Фромма
Эрих Фромм (1900—1980)
- Главная жизненная задача
- человека — дать жизнь
- самому себе, стать тем,
- чем он потенциально является.
- Самый значимый плод
- его деятельности — это
- собственная личность.
- Эрих Фромм
- СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм развивает основы динамической психологии и анализирует такоесостояние человеческой психики, как состояние тревоги. Оказывается, что для большинства людей свобода является психологической проблемой, которая может привестик весьма негативным последствиям.
Свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.
Изоляция порождает чувство одиночества, и далее возможны два варианта развития событий: человек бежит от бремени свободы и ищет подчинения у внешнеймогущественной силы — например, встает под знамена диктатора — либо человек берет на себя бремя свободы и вполной мере реализует свой внутренний потенциал.
Еще один аспект исследований Эриха Фромма — это проблема развития полноценной личности в современном обществе. Каждомуиндивидууму приходится тесно взаимодействовать с обществом, он является основой для любого социального процесса.
Поэтому, для того чтобы понять динамикусоциальных процессов, происходящих в обществе, необходимо понять суть психологических механизмов, которые движут отдельным индивидуумом. Всовременном обществе уникальность и индивидуальность личности находятся под угрозой.
Существует очень много факторов, которые подавляют современногочеловека психологически: мы как огня боимся общественного мнения; человек чувствует себя мелким и ничтожным по сравнению с сетью гигантских промышленныхпредприятий и огромными компаниями-монополистами; остаются тревога, беспомощность и неуверенность в завтрашнем дне.
Еще один бич современногообщества, на который мало кто обращает внимание, — это отсталое развитие эмоций человека по сравнению с егоинтеллектуальным развитием. Все выше перечисленные и многие другие факторы относятся к негативным проявлениям свободы.
В результате, ради того, чтобыизбавиться от беспокойства и обрести уверенность, человек готов встать под знамена какого-либо диктатора или, что еще более характерно для современности,стать маленькой деталью огромной машины, хорошо одетым и сытым роботом.
- В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм пытается разработать конструктивные пути для решения этих проблем, следованиекоторым позволит современному человеку развить свою индивидуальность, позитивно реализовать свой внутренний потенциал и добиться утраченной гармонии с природойи другими людьми.
- Насколько эти рецепты действенны, и предстоит оценить читателю.
- Глава 1
- Краткий экскурс в историю
- Вся история человечества — это история борьбы за обретение новых свобод и за избавление от давленияизвне.
В Средние Века (VI-XV вв.) интенсивность этого процесса была сравнительноневелика. Социальное положение индивидуума определялось при его рождении и, как правило, совпадало с социальным положением его родителей.
Человек был сильнопривязан к месту своего проживания и своей небольшой социальной группе. Мир средневекового человека был прост и понятен, внутри средневековой общности ончувствовал себя уверенно и безопасно.
Начиная с эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) интенсивность борьбы за свободу начинаетстремительно возрастать. В это время у человека стали появляться качества, характерные для индивидуума, живущего в современном капиталистическом обществе:он начал стремиться к славе и успеху, у него развилось чувство красоты природы и появилась любовь к труду.
В период Новой Истории (начиная с эпохи Возрождения и до начала XX века) население Европы и Америки боролось за обретениесвободы от политических, экономических и духовных пут.
Многие люди были скорее готовы умереть за свободу, чем жить в неволе.
Человечество стремилось ксвободе, и оковы устранялись одна за другой: человек освободился от церковного ига, абсолютной власти государства, стал властелином природы.
В конце XIX – начале XX века злые и порочные черты человека были забыты; считалось, что они остались в средневековом прошлом, победа демократиипредставлялась необратимой, и мир выглядел ярким и красочным.
Многие думали, что после Первой Мировой войны демократия восторжествует. Однако в Германии и Италии зародились, по сути,тоталитарные нацистские режимы. Миллионы людей с пылом и жаром отказались от своей свободы.
Другие миллионы остались равнодушными, они не нашли в себедушевных сил, чтобы бороться за свою свободу, и, в результате, стали послушными винтиками в тоталитарной машине.
Победила внешняя власть, единообразие мыслей иидей, дисциплина и подчинение воле вождей.
Люди не были готовы к приходу фашизма, и он застал их врасплох. Потухший было вулкан деструктивности и низменных страстей началпробуждаться. Лишь немногие, в число которых входят Ницше и Маркс, заметили зловещие признаки грядущего извержения.
Столь стремительная победа тоталитаризма над целой нацией порождает целый ряд вопросов. Может быть, у человека помимо органическиприсущего стремления к свободе, существует и интенсивное желание к подчинению? Может ли подчинениестать источником особого рода удовольствия? Чем объяснить жажду власти?
На страницах своей книги “Бегство от свободы” Эрих Фромм исследует эти и другие вопросы. Основная идея книги Эриха Фроммазаключается в следующем. Пока человек находится в юном возрасте, он все еще един с окружающим миром, природой и остальными людьми.
По мере ростасамосознания человек начинает осознавать свою индивидуальность и отдельность от остального мира. С ростом обособленности индивидуума растет и его страходиночества, он начинает ощущать бремя негативной свободы.
Далее развитие индивидуума может пойти по двум путям: либо он воссоединяется сокружающим миром в спонтанности любви и творческого труда, приобщаясь тем самым к позитивной свободе, либо он ищет опору, найдя которую, он теряетсвободу и индивидуальность, что наиболее часто и имеет место.
Сам процесс развития отдельного индивидуума во многом подобен процессу развитиячеловечества: Средневековье — это юность, Возрождение — это отрочество, Новое Время — это зрелость. В последующих главах путь развития человечества будетописан более подробно.
Эрих Фромм является крупнейшим представителем неофрейдизма XX века. Однако, он считает, чтоФрейд не смог разобраться в природе, присущей нормальному человеку, а также в иррациональных явлениях в жизни общества.
По Фрейду, человек является изначально антисоциальным существом. Общество должно приручать человека, ограничивать его низменные импульсы. Этиподавленные инстинкты таинственным образом трансформируются в устремления, имеющие культурную ценность.
При высокой степени подавления индивидуумстановится невротиком, и давление должно быть ослаблено. Если общество полностью устраняет давление на индивидуума, то оно жертвует культурой. Чем больше давление и подавление, тем больше достижений культуры и, соответственно, невротических расстройств.
Индивидуумизначально имеет установку на одиночество и работает для себя, однако он вынужден взаимодействовать с другими людьми для удовлетворения своихпотребностей. Фрейд все сводит к удовлетворению инстинктов человека, а роль общества по Фрейду — этоудовлетворение либо подавление потребностейиндивидуума.
Основная заслуга Фрейда состоит в том, что он заложил основы психологии, признающей динамичность человеческой природы.
Эрих Фромм исследует связь человека с обществом в несколько другом аспекте. По Фромму, роль общества состоит не только вподавлении каких-то личных факторов, но и в созидательной функции формирования личности.
Человек — это продукт социального процесса. Этот социальный процессможет развить самые прекрасные наклонности человека, равно как он может развить и самые уродливые черты.
С другой стороны, человеческая энергия являетсяактивной силой, способной влиять на социальные процессы.
Человек имеет свойство приспосабливаться к тем условиям жизни, в которые он попадает.
Об этом свидетельствует то, что человекрасселился по всему земному шару и смог адаптироваться к огромному числу социально-политических систем.
Но есть ли предел этой приспособляемости?Понятно, что человеческая природа не является беспредельно изменчивой и пластичной. В качестве количественных характеристик Фромм вводит понятиястатической и динамической адаптации.
Источник: https://mirznanii.com/a/356243/kniga-erikha-fromma-begstvo-ot-svobody
Эрих Фромм «Бегство от свободы»
Книга Э. Фромма «Бегство от свободы» увидела свет в 1941 году, в период разгула нацизма и необходимости подчиняться. Свобода личности во время Второй Мировой войны стала понятием призрачным и уязвимым, но актуальным и значимым практически для каждого человека.
Тогда независимость от оков чужих правил была по-настоящему опасной. Парадоксальное утверждение. Мы привыкли думать, что свобода является «высшим благом» для каждого из нас.
Так почему люди ее боялись и боятся? Как возникает желание «спрятаться среди себе подобных», ограничив собственную независимость?
Психика и свобода
Эрих Фромм – еврей по национальности, проживающий с детства в Германии. В 30-40-х годах ХХ столетия данное утверждение звучало как приговор. Автор был человеком дальновидным: в 1934 году, когда к власти пришел Адольф Гитлер, он эмигрировал в Америку, где и написал столь значимую для того периода книгу.
Примечательно, что первоначальной проблемой, которую поставил автор перед работой над монографией, являлось исследование психики современного ему человека.
Однако, политические реалии заставили Эриха Фромма пересмотреть собственные взгляды. Автор обратил все свое внимание на ключевой, по его мнению, аспект – значение свободы для психики.
Социокультурный кризис того времени диктовал собственные правила.
Фромм пишет: «Целью настоящей книги как раз и является анализ тех динамических факторов в психике современного человека, которые побуждают его добровольно отказываться от свободы в фашистских государствах и которые так широко распространены в миллионных массах нашего собственного народа» [1, С. 3].
Автор спрашивает о том, какое удовлетворение получает индивид от подчинения. Фромм замечает, что в Германии множество людей с легкостью отказались от собственной свободы столь же самоотверженно, как в свое время добивались ее.
Возможно, существует инстинктивная тяга к подчинению? Если такого феномена не существует, то чем объяснить желание подчиняться тоталитарному вождю? Фромм предположил, что подчинение может выступать источником тайного удовлетворения, ради которого человек готов принести в жертву собственные интересы и ценности.
В первой главе монографии автор вводит понятие «адаптация». Он знакомит читателя с механизмами статической и динамической адаптации. Если первый вариант проявляется в новых привычках, которые не влияют на характер человека в целом, то с динамической адаптацией дела обстоят куда серьезней.
В качестве примера, демонстрирующего ее, Фромм приводит ситуацию с ребенком, который воспитывается строгим, авторитарным отцом. Возникновение враждебности по отношению к родителю в данном случае неизбежно. Однако проявить ее ребенок не может, так как испытывает страх. Наиболее выгодное решение – подавить враждебное отношение к отцу, проявить подчинение.
Иногда подавленная агрессия проявляет себя бунтом против жизни и окружения в целом. Ярким примером динамической адаптации автор называет невроз.
Автор отмечает, что желание приспосабливаться к власти вызывают два вида потребностей: врожденные и приобретенные. Чтобы их удовлетворить, человек вынужден трудиться.
Условия, в которых происходит рабочий процесс, определяются обществом. Отдельный человек не может повлиять ни на потребность в жизни, ни на социальный уклад общества.
Пластичные черты характера развиваются именно благодаря этим двум факторам.
Автор также затрагивает тему моральной изоляции. Индивид нуждается в постоянной связи с окружающим миром. Неудовлетворение этой потребности грозит серьезными психическими расстройствами. Человеку жизненно необходимо относить себя к какой-либо системе. Иначе он утрачивает способность активно действовать, его стремление к жизни парализуется.
Постулатами теории Фромма можно назвать следующие утверждения:
- человек является производным синтеза природных законов и исторической эволюции;
- человек стремится избегать морального, духовного одиночества;
- динамическая адаптация развивает чувства и некоторые черты характера (впрочем, в течение жизни последние могут изменяться);
- благодаря динамической адаптации появляются все новые потребности, стремление к удовлетворению которых влияет на развитие не только индивида, но и общества в целом.
Процесс индивидуализации и две стороны одной свободы
Во второй главе автор поднимает вопрос о том, что означает свобода для человека в современных ему реалиях. Фромм говорит: «Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. В течение долгого времени это осознание было весьма смутным.
Индивид оставался тесно связанным с природным и социальным миром; уже сознавая себя как отдельное существо, он в то же время чувствовал себя частью окружающего мира.
Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей – мы можем назвать этот процесс «индивидуализацией», – по-видимому, достиг наивысшей стадии в Новое время, то есть от эпохи Возрождения и до наших дней» [1].
То же самое отмечается в развитии отдельного индивида. Для того, чтобы отделиться от матери биологически, человеку нужно родиться.
Но процесс функционального разделения происходит после рождения и постепенно: в первые месяцы и годы своей жизни ребенок связан с матерью крепкими узами.
Он не свободен, однако эта незримая пуповина дарит ребенку чувство принадлежности, а вместе с ним и ощущение безопасности. Эту связь Фромм называет «первичными узами».
Процесс отделения, обретения свободы индивидуален. Он зависит от множества факторов, но одним из ведущих является воспитание. Этот процесс включает в себя не только похвалу, но и запреты, ограничения. С их помощью ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, возникает желание к независимости.
Фромм сравнил степень развития инстинктов у животных и человека. Он делает вывод: человеческая жизнь и свобода неделимы. Человек вынужден отказываться от инстинктивных форм поведения. Нарушение порядка – акт сугубо человеческий. Благодаря ему зародилась цивилизация.
По Фромму, развитие свободы двойственно: с одной стороны, за ним стоит развитие человека, с другой – свобода ведет за собой изоляцию, которая рождает чувство бессилия.
Эпоха становления свободы личности
Фромм утверждает, что свобода личности появилась вместе с крахом феодальной системы в Средневековье. Но получив свободу, человек утратил уверенность как в себе, так и в завтрашнем дне.
В выигрышном положении оказались представители высшего класса: деньги, которыми они располагали, стали отличной защитой от нарастающей вследствие неуверенности тревоги. Тяжелее всего пришлось низшему классу. Угнетение его представителей постоянно росло.
Терять человеку было нечего, бороться с угнетением приходилось самыми разными способами.
Защитила от чувства тревоги религия. Человек вновь приобрел принадлежность к какой-либо структуре, пусть и весьма сомнительную, так как облегчение было временным. Религия иррациональна, она не сняла тревогу, но подавила ее. Это способствовало развитию скрытой враждебности, которая оказывала влияние как на индивида, так и на социальную среду.
Аспекты свободы
Дальнейшая жизнь общества, по мнению Фромма, способствовала развитию позитивной свободы. Капитализм освободил от первичных уз, но вместе с этим подарил чувство одиночества. Религия по-прежнему оказывала на личность человека и чувство его принадлежности к социуму огромное влияние.
Сыграло роль разное отношение к богу: католики отождествляли любовь к нему с принадлежностью к церкви, в протестантстве индивид оставался с богом наедине, вера лютеранства была субъективна, Кальвин говорил о спасении (также весьма субъективно). Отношение к богу приходилось выбирать. Фромм утверждал: «Индивидуалистическое отношение к богу было психологической подготовкой к индивидуализму человека в мирской жизни» [1].
Однако вспомним, что с развитием капитализма пришли и новые цели: основной стала экономическая выгода, финансовые победы. Индивид работал ради накопления собственного капитала и удовлетворения повседневных нужд.
Субъективно процесс выглядел весьма радужно: человек трудился не столько ради себя, сколько ради достижения чужих, более амбициозных целей. Осознание этого факта порождало бессилие и чувство собственной ничтожности.
Проникновение рыночных отношений в личные привело к безразличию. Личность становится инструментом для увеличения капитала. Отсюда, по Фромму, появляется следующий феномен: личность превращается в то, что думает о ней рынок. Если спрос на индивида есть, он существует. Среди прочих факторов, на которые опиралось «я» индивида, автор называет престиж и стремление к власти.
«Механизмы бегства»
Если уверенность утеряна, мир предстает как нечто чужое, а чувства бессилия и никчемности захлестывают, перед человеком открываются два пути:
- Случайная связь с окружающей действительностью (происходит через трудовую деятельность, любовь, развитие врожденных талантов и способностей. Этот путь ведет к «позитивной свободе» [1].
- Отказ от индивидуальности. Он не устраняет возникающие апатию и одиночество, не снижает тревожность. Этакий путь в никуда, который не избавляет от ошибок прошлого, ведет к негативной свободе. У индивида теряется собственная цель, жизнь идет «на автомате».
Фромм знакомит читателя с тремя механизмами:
- авторитаризм;
- разрушительность;
- автоматизирующий конформизм.
Так, автоматизирующий конформизм предполагает отказ индивида от личности и соединение ее с внешней силой. Это проявляется в садистских и мазохистских наклонностях, степень проявления которых индивидуальна.
Авторитаризм делит людей на слабых и сильных. Сила привлекательна, она стимулирует готовность к подчинению. Слабость, напротив, вызывает ярость, а за ней и желание унижать.
Разрушительность делится на 2 вида: реактивная (на агрессию извне) и активная (существующая в человеке постоянно). При наличии второго варианта индивид считается психически нездоровым.
«Бегство от свободы» следует внимательно изучить хотя бы потому, что книга дает развернутые ответы на многие жизненно важные вопросы.
Если свобода начинает угнетать, внутреннее чувство тревожности нарастает, эта монография подскажет пути решения: можно примкнуть к большинству и при этом потерять себя, либо через труд, созерцание и творчество объединиться с миром, оставаясь собой в любых жизненных перипетиях. А какой путь выбираете вы?
Список использованных источников:
- Фромм Эрих Зелигманн. Бегство от свободы. / Эрих Фромм; [пер. с англ. А.Александрова]. – Москва: АСТ, 2018 – 288 с. (серия «Эксклюзивная классика»).
- Добреньков В. И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. Учебное пособие. / В. И. Добреньков. – Москва: Альфа-М, 2006 – 448 с. (серия «Спецкурс»).
- Нестеров А. В.
Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. — с. 306-308.
- Генберг Екатерина, психолог
- Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Источник: https://PsychoSearch.ru/biblioteka/732-escape-from-freedom