Искусство и развлечения 20 января 2016
Очень часто в своем творчестве обращается к военной теме Ю. Бондарев. «Выбор» (краткое содержание произведения и будет являться основной темой нашей статьи) – роман, не ставший исключением. Кроме того, в этом произведении поднимаются серьезные нравственно-философские вопросы, связанные с ролью выбора в жизни человека.
О произведении
В 1980 году опубликовал свою книгу Юрий Васильевич Бондарев («Выбор»). Читать краткое содержание можно по-разному, однако не стоит забывать о том, что в романе заключен глубокий философский смысл.
Он связан не только с самой проблемой выбора, но и с описанием тех изменений, которые происходят с душой человека, побывавшего в сражении. В связи с этим возникает очень серьезный вопрос о том, уродует ли война людские сердца или просто показывает истинную сущность.
Предлагая решить эту головоломку самостоятельно, не дает четкого ответа в своем произведении Бондарев.
«Выбор»: краткое содержание
Илья Рамзин – главный персонаж романа. Он целеустремлен, занимается спортом и борьбой, большое внимание уделяет своему духовному росту. Главное для него – сила и свобода.
В его понимании идеальный человек — это сильный и смелый боец, который может сам распоряжаться своей свободой. Самое страшное для Ильи – оказаться униженным.
Презрение и пренебрежение окружающих – нет ничего страшнее для него.
Время идти в бой
Именно этого уверенного в своих силах персонажа избирает для своей истории Юрий Бондарев. Выбор (краткое содержание это ниже подтвердит) для Ильи Рамзина станет самым суровым испытанием в его жизни. Автор видел своей целью показать читателю человека, поставленного перед суровой действительность. Теперь на кону будут не смутные идеалы и представления о мире, а собственная жизнь.
Время этой суровой действительности, как несложно догадаться, — начало Великой Отечественной войны. Наш герой, еще совсем молодой человек, неожиданно для себя самого попадает в артиллерийское училище. А оттуда прямиком на фронт. Особенно тяжело было в первые месяцы – начало войны было неудачным, шли отступления по всем фронтам.
И неудивительно, что Рамзин и его батарея оказываются в окружении противника. Илья начинает предпринимать хоть какие-то попытки спасти артиллерийские орудия, которые находились в распоряжении его товарищей.
Но ему мешает в этом командующий батареей. Это недальновидный и глупый человек, действия которого приводят не только к потере всего оружия, но и к гибели почти всех солдат, находящихся под его командованием.
Фашисты, окружившие батарею, начинают наступление. Понимая, что сопротивляться бесполезно, Илья стреляет в своего командира. Рамзин собирался покончить и со своей жизнью, но не успевает – его берут в плен.
Но бой — это не самое страшное, показывает читателю Бондарев («Выбор»). Краткое содержание описывает куда более ужасную участь – не по своей вине оказаться в руках неприятеля. Реалии лагерной жизни военнопленных повергают Рамзина в ужас.
Он даже не мог себе представить, что солдаты, еще вчера сражавшиеся плечом к плечу, будут доносить друг на друга, спокойно предавать и лгать. Для них уже нет понятий долга и чести, главное – выжить.
Кроме этого, серьезным ударом для Ильи становится то, что фашисты восприняли как подвиг убийство им командира.
По прошествии лет
Проходит тридцать лет. Именно с этого момента возобновляет описание событий Бондарев. Выбор (краткое содержание это подтверждает), который совершил на войне Илья, становится известен читателю только сейчас. Герой так и не вернулся на родину.
Рамзин — теперь житель Венеции. Именно на улицах этого европейского городка он случайно встречает Васильева, своего бывшего одноклассника. Выясняется, что Илью все считают пропавшим на войне без вести.
Ведь главный герой за все эти годы не написал никому ни строчки, а также избегал тех мест, где можно было бы встретить бывших соотечественников. Даже мать ничего не знала о его судьбе.
Васильев рассказывает о том, как она долгие годы ждала Илью, пыталась разыскать и очень скорбела о потере единственного сына.
Рамзин рассказывает о своей жизни – он давно женился, но жена его уже умерла. Зато остался сын, который в данный момент проживает в Мюнхене.
Окончание
Завершает свое повествование Бондарев. «Выбор» (краткое содержание романа мы рассмотрели) оканчивается тем, что Илья решает отправиться в СССР, повидаться с матерью. Но старушка не рада сыну-предателю. Она прогоняет его прочь. Рамзин не может после этого прийти в себя. Его начинает мучить проснувшаяся ненароком совесть. В итоге герой решать покончить жизнь самоубийством.
Бондарев не дает оценок поступкам своего героя, предоставляя читателю сделать это самому.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/124717/
Краткое содержание Выбор Бондарев
Проблему выбора, который встает перед человеком всю жизнь, писатель освещает на страницах романа. История начинается со Второй Мировой Войны и заканчивается рассуждениями советских интеллигентов 1970-х годов.
Герой книги занимается спортом, борьбой, закаливанием, воспитывает в себе свободолюбивого человека, чтобы не стать униженным другими. Когда началась война, Илья Рамзин был молод. Попал в артиллерийское училище, оттуда на фронт. Самые первые бои советские войска проигрывали, отступали.
Попав в окружение, Илья старался вывести орудия, хотя бы по частям. Но глупые и недальновидные приказы командира погубили всю батарею. Обвинения в трусости подтолкнули Рамзинак отчаянным поступкам. Окруженный фашистами, Илья стреляет в командира, но сам застрелиться не успевает.
Потом был плен. В лагере для военнопленных ему предлагали вступить в ряды Власовцев или в иностранный легион, он отказался. Его мучает совесть за прошлые поступки. Рамзин оказался не готов к клевете и оговорам, которые окружают его на войне и в плену.
Застрелить своего командира – это подвиг в глазах фашистов.
Прошло 30 лет с тех дней. Рамзин встречает своего одноклассника Васильева, художника, в Венеции. Все эти годы Илья считался пропавшим без вести. Мать его искала, Рамзин никому не писал, держался от русских подальше. Женился на немке, уже овдовел, сын жил в Мюнхене. Илье очень хочется увидеть мать.
Когда Рамзин приехал в СССР, мать встретила его холодно. Старушка считала его предателем. Илья не смог выдержать такой встречи. Вместо обретения душевного покоя Рамзин чувствует разочарование. Он больше ничего не хочет и решается на самоубийство.
В компании интеллигентов (Щеглова, Лопатина) Васильев рассуждает о выборе в нашей жизни, который предоставляется каждому, но не всякий делает верный шаг. Каждая ошибка остается болью в душе. Люди несовершенны, но поддаваться пессимизму тоже нельзя. Без реальных дел, без любви, плывя по течению, человек теряет смысл жизни. В любой ситуации нам дается право выбора. Даже на войне.
(1
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-vybor-bondarev/
"Последние залпы" (Бондарев): анализ повести
В «Последних залпах», все внимание писателя сосредоточено на одном бое одной батареи, которая преградила в последние дни войны путь сильной группировке немцев, прорывающейся в Чехословакию. Здесь героическое тесно переплетено с трагическим. Приняв на себя основную тяжесть удара врага, герои повести почти все погибают.
Бондарев предельно внимателен к своим героям. И не только к главным — Новикову, Овчинникову, Алешину, Лене, но и к второстепенным: смелому, азартному, чем-то напоминающему Жорку Витьковского из «Батальонов…
» разведчику Горбачеву; умному, тонкому командиру дивизиона, и на войне ухитрявшемуся сохранить свои довоенные холостятские привычки майору Гулько; пожилому рядовому Лягалову, готовому «двести раз воевать», лишь бы не «мучились и не страдали на войне женщины»; мужественному, умудренному жизнью сержанту Сапрыкину, парторгу батареи; только что вернувшемуся после лечения рядовому Ремешкову, с огромным трудом преодолевающему «тыловые настроения»; бывшему шахтеру Богатенкову, твердо верящему в-то, что земля его защитит и от пули, и от снаряда. Тонко и точно передает Бондарев характер каждого из них, создавая запоминающиеся образы.
И еще есть одна черта у этой повести — ярко выраженный гуманистический пафос, ощущающийся уже с первых строк и связанный в основном с образом главного героя повести — командира батареи капитана Новикова.
Имея с предыдущей повестью «Батальоны просят огня» много общего, «Последние залпы» в то же время не повторяли ее, а продолжали. Главная для всего творчества Бондарева героическая направленность в показе войны проявилась в новой повести с неменьшей силой. Если в «Батальонах…
» значительное внимание уделялось разоблачению карьериста Иверзева, совершенно не думающего о людях и строящего свое благополучие за счет других, а гибель батальонов в значительной степени воспринималась главным героем капитаном Ермаковым и другими участниками боя не как жестокая необходимость, а как результат какой-то трагической ошибки, недоразумения, то в «Последних залпах», имеющих и свои внутренние конфликты, почти все внимание писателя уделено изображению героического подвига бойцов батареи капитана Новикова, которые с самого начала понимают значение этого боя и осознают его необходимость. Причем героям «Последних залпов» труднее, чем героям «Батальонов…». Труднее психологически. Война кончается. И то, что раньше казалось таким далеким и почти нереальным,— Победа и мирная жизнь,— теперь к каждому придвинулось вплотную, стало близким и осязаемым. И уже думают и мечтают солдаты об этой мирной жизни, вспоминая свой дом. Вспоминается Россия, оставшаяся далеко позади. Но как ни близка Победа, не всем было суждено дойти до нее. В последнем своем бою героически погибает большинство действующих лиц «Последних залпов»: Колокольчиков, Лягалов, Сапрыкин, Степанов, Богатенков, Ладья… Погибнет и главный герой повести — командир батареи капитан Новиков.
Образ Новикова, центрального героя «Последних залпов», чрезвычайно важен как для правильного понимания самой повести (ибо главным образом с ним связано философское осмысление писателем событий войны), так и для уяснения творческого движения Ю. Бондарева вообще.
Если сравнить два образа — Ермакова и Новикова, сразу же можно заметить и их общность, и то, что образ Новикова значительно сложнее, психологически богаче.
Большая по сравнению с образом Ермакова психологическая сложность и глубина образа Новикова, как отмечалось критикой, объясняется не только возросшим мастерством Бондарева-художника, возмужавшей и окрепшей силой его таланта. Здесь нельзя забывать и о том, что время действия «Батальонов…» — 1943 год, а «Последних залпов» — конец 1944-го.
Новиков моложе Ермакова (к концу войны ему исполнилось лишь двадцать лет). Но он в то же время и старше его своим фронтовым опытом, переплавлявшимся в огне боев в опыт душевный.
Мы почти ничего не знаем о короткой довоенной жизни Новикова («Где-то там, в бездне лет, один курс горного института, книги, настольная лампа. Прошлое можно уложить в одну строчку. В настоящем — одни подбитые танки. Не уложить в страницу»).
Не знаем мы, если не считать эпизода с расстрелом немцами в 1941 году ополчения, о чем вспоминает Новиков в разговоре с Леной, и подробностей его военной биографии.
Характер главного героя раскрывается перед нами непосредственно во время действия повести, длящегося чуть более полутора суток.
Основной конфликт повести Бондарева «Последние залпы» — бой батареи капитана Новикова с пробивающимися в Чехословакию гитлеровцами — это отражение основного жизненного конфликта того времени — борьбы нашего народа с фашизмом.
И Новиков в изображении Бондарева — частица сражающегося народа.
Главное внимание писатель уделяет тем чертам характера своего героя, которые характеризуют его как воина, как защитника Родины, ибо ценность человека на войне определялась тем вкладом, который внес он в общенародное дело Победы.
Как и характеры других героев Бондарева, характер Новикова наиболее полно раскрывается во время боя, в ситуациях, требующих сверхнапряжения всех душевных и физических сил.
Ненависть к врагу, храбрость, мужество, стойкость — все это есть в характере главного героя. Но есть у него и другое очень важное на войне качество, которое особо выделяет Ю.
Бондарев, — умение воевать, умение хорошо делать свою солдатскую работу.
Новиков знает, как лучше всего расположить орудия, как распределить силы, как в трудную минуту вселить уверенность в бойцов. Он чувствует малейшие нюансы боя, умеет точно предугадать намерения противника. А в критические моменты, оставив все, сам встает вместо наводчика к прицелу.
Каждодневная жизнь Новикова — это жизнь воина, жизнь солдата. Сверхчеловеческое напряжение боев, постоянная опасность наложили на его характер свой отпечаток. Он скуп на слова, замкнут, в чем-то даже чрезмерно суров (некоторые критики даже упрекали Бондарева за излишнюю, с их точки зрения, «зажатость» образа главного героя, определенную его «искусственность»).
Но за внешней суровостью Новикова еще яснее видится его человеческая сущность, его богатый внутренний мир, многогранно раскрывающийся как в поступках героя, так и в его размышлениях, прямо связанных с одной из центральных проблем повести и всего творчества писателя — проблемой добра и зла на войне.
Проблему эту Новикову приходится решать, как уже говорилось, постоянно.
Возьмем для примера эпизод с Ремешковым.
Так ли поступил Новиков? И добро или зло он совершил, сразу же бросив отвыкшего от войны Ремешкова в пекло боя? (Интересно сопоставить этот эпизод с эпизодом из известной повести Быкова «Его батальон», герой которой — старший лейтенант Волошин стоит перед аналогичным выбором: послать или не послать в бой только что прибывших на передовую необстрелянных бойцов. И после недолгого раздумья решает не посылать, «пожалеть», дать время освоиться.)
А мысли Новикова по поводу гибели Колокольчикова?
Да, добра в чистом виде не было на войне. И потому Новиков, за долгие месяцы военного лихолетья твердо усвоивший эту истину, не поддался на уговоры Алешина и бойцов батареи, рвавшихся выручить своих товарищей, оставшихся на огневой Овчинникова. И хотя каждая минута могла стать для окруженных последней, он лишь с наступлением темноты идет на прорыв.
И еще об одном чрезвычайно важном моменте необходимо сказать более подробно.
Помимо главного конфликта — боя нашей батареи с фашистскими танками, есть в повести, как, впрочем, и в «Батальонах…», еще и конфликт внутренний, выраженный в противопоставлении двух центральных персонажей — Новикова и Овчинникова.
Завязка этого конфликта дана уже на первых страницах произведения, когда Новиков, обходящий посты, попадает на «вечеринку», устроенную по случаю своего дня рождения Овчинниковым.
По мере развития действия конфликт этот становится все более ощутимым, достигая своей кульминации в тот момент, когда Овчинников, не выдержав страшного напряжения боя, бежит со своей огневой и встречается с Новиковым.
Говоря обо всем этом, следует подчеркнуть особо, что писателю чужда прямолинейность в изображении данного конфликта и характеров главных героев. У Овчинникова есть, кроме недостатков, и свои достоинства. Он опытный и умелый артиллерист — десять танков подбил его взвод в этом бою.
И трусом в прямом смысле этого слова, а тем более предателем, его не назовешь: бегство с позиции — это скорее минутная слабость, неожиданный пароксизм страха, чем осознанный поступок.
(Подтверждением этому служит восьмая глава повести, где рассказывается о поведении Овчинникова в плену у немцев и его гибели.)
Но поступок Овчинникова во время боя батареи нельзя назвать и случайным. Он объясняется прежде всего недостаточным пониманием героем своего долга и своего места в общей борьбе.
И не случайно писатель подчеркивает в характере Овчинникова болезненное самолюбие, тщеславие — качества, в значительной степени определяющие его поведение и резко отличающие его от Новикова, все чувства и мысли которого сосредоточены на главном — борьбе с врагом. (Аналогичный образ мы встретим в романе «Горячий снег» — образ Дроздовского.)
Конфликт Новиков — Овчинников, включающий в себя важнейшие вопросы человеческого бытия на войне, включает и проблему, о которой уже говорилось выше, — проблему добра и зла.
Причем Бондарев ставит ее здесь чрезвычайно остро, заставляя главного героя повести капитана Новикова в считанные секунды сделать важнейший выбор — выбор между жизнью и смертью. Но жизнью и смертью не своей, а своего товарища.
И это еще более усиливает трудность решения и драматизм момента.
Имею или не имею я право убить Овчинникова (его, раненого, окружают немцы, стремясь захватить живым) — примерно так думает Новиков перед тем, как нажать спусковой крючок.
«Убил я его или не убил?» — мучается он мыслью после того, как выпустил в Овчинникова очередь из пулемета.
Прав или не прав Новиков?— задаем себе вопрос мы. Добро или зло он совершил?
Думается, что однозначного решения здесь нет. Новиков не побоялся страшной ответственности и выстрелил в Овчинникова. И наверное, с точки зрения военной целесообразности, он прав. Ведь немцы многое могут узнать из документов и показаний русского офицера (если он их даст).
«Но почему же не спокоен Новиков? Почему то, что он сделал сейчас, как будто ото всех отделило его?» И «не травмирует ли подобный поступок душу?» — спрашивает в статье «Исповедь поколения» М. Кузнецов. «Да,— пишет он,— так справедливо по логике боя.
И не один трибунал не осудит Новикова. Можно и еще найти «железно логических» доводов в защиту его действий. Но не травмирует ли подобный поступок душу? Думаю, что да. И что бы нам ни говорила эта неопровержимая логика, мы останемся при своем.
И Бондарев это знает: Новиков, стреляя в Овчинникова, все же не попал в него».
Источник (в сокращении): Журавлев С.И. Память пылающих лет. Соврем. сов. проза о Великой Отеч. войне. Кн. для учителя. — М.:Просвещение, 1985
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bondarev_ju_v/poslednie_zalpy_bondarev_analiz_povesti/29-1-0-2546
Урок-размышление по роману Ю.Бондарева "Выбор"
Урок внеклассного чтения по роману Ю.Бондарева «Выбор»
«Быть или не быть» по роману Ю.Бондарева «Выбор»
Цель:
-
Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Рамзина, Васильева.
-
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор»
-
Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
Вся жизнь – бесконечный выбор…
Ю.В.Бондарев
Слайд 1,2,3,4 | Вступительное слово учителя Ю.В.Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана, просвечена войной». Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, — признается писатель, — явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни… ». Почти все написанное Бондаревым – о войне. Как будто он вместе со своими героями прошел по дорогам войны. Военная тема Бондарева – это протест против зла, которое несет в себе война, уродуя человеческие души. Но война – это и героическая страница истории, которую нельзя вычеркнуть. Она многому научила, сплотила людей, заставила их задуматься. Роману «Выбор» называют романом – раздумьем, романом – размышлением. Я бы добавила – роман – откровение, роман – исповедь. Основная проблема романа – проблема ВЫБОРА. Итак, перед нами одна из трагедий войны. Мы сосредоточим свое внимание на проблеме нравственного выбора одного из героев этого произведения | |
Слайд 5 | Начнем наше исследование с ключевого слова. Назовите его. | Выбор |
— Выбор! Что означает в романе это слово, ставшее его названием? | Всю жизнь человек что-то выбирает – пищу, одежду, увлечения, друзей. Но не об этом повседневном выборе идет речь в романе. Выбор предстает в нем как очень емкое понятие, как морально-философская проблема | |
Слайд 6 | Выбор определяет судьбу человека, он способен перевернуть его жизнь. Выбор – это ответственное решение, которое человек принимает перед лицом совести. — “Вся жизнь – бесконечный выбор…” гласит наш эпиграф к уроку. Почему жизнь – это выбор? | ответы учеников |
Перед каким выбором стоял наш герой? Для ответа на этот вопрос необходимо пересказать содержание отрывка из романа. | Пересказ | |
Ребята, какую параллель можно провести между этим отрывком и стихотворением Е.Евтушенко «Итальянские слезы»? | ||
Действительно, и в стихотворении и в отрывке герой стоит перед выбором. | ||
Продолжая наше небольшое исследование, нам необходимо ответить на несколько вопросов, опираясь на текст. Эту работу проведем по группам | ||
Слайд 7 | 1гр. 1.Как жил Илья за границей? 2гр. 2. Как он оказался в плену? 3гр. 3. Почему Илья хочет непременно приехать в Россию? | 3-4 минуты |
Прослушивание ответов учащихся. | ||
|
||
Сделаем итог нашему небольшому исследованию. Какие впечатления оставило у вас это произведение? Запишите ваши мысли одним предложением. Запишите в тетрадях слово выбор. Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? Какие эпитеты можно придумать к слову выбор? | Прослушивание ответов Прослушивание ответов Тяжелый выбор, неподъемный выбор, томительный выбор, долгожданный выбор и т.д. | |
Слайд8 | Автор от имени своего героя говорит «Вся жизнь – выбор». А перед каким выбором можете оказаться вы? |
|
Слайд 9 | Правильно, все зависит от вас. Главное, чтобы вы сделали правильный и осознанный выбор. И на ОГЭ по русскому языку у вас будет выбор при написании сочинения. На какие темы сочинений в качестве примера можно будет привести роман Юрия Бондарева «Выбор»? | Что такое совесть? Что такое выбор? Что такое дружба? И т.д. |
Молодцы! Как раз на одну из этих тем вам необходимо будет написать сочинение 15.3 | ||
Слайд 10 | Запишите домашнюю работу | Написать сочинение 15.3 на тему «Что такое выбор?» без 2го абзаца. |
Какую оценку вы бы себе поставили за урок? | Ответы учащихся | |
Слайд 11 |
|
- Дебютировал в печати в 1949.
- Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953.
- Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962),
- повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; телесериал «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975).
Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых). Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970; Ленинская премия).
В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_razmyshlieniie_po_romanu_iu_bondarieva_vybor
Читать
- Юрий Васильевич Бондарев
- Выбор
- Роман
Включенные в издание романы Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР Ю.Бондарева поднимают сложные социально-философские вопросы современной жизни, связанные с поисками личностью высоких нравственных ценностей.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
После ухода гостей было пусто и тихо, еще горели в передней бра по бокам зеркала, еще не были погашены люстры в комнатах, мягко светил нежнейшей полутенью сиреневый купол торшера над тахтой, везде пахло сигаретным дымом, чужими духами; и было немного грустно оттого, что всюду сдвинутые с мест кресла, переполненные окурками пепельницы, обгорелые спички на ковре, неприбранные бокалы с торчащими из недопитых коктейлей соломинками и горы тарелок на кухне — все это напоминало хаос незаконченного и обидного разгрома в квартире.
Васильев, обессиленный бесконечными разговорами об искусстве, лестью и приятными улыбками, проводив до лифта последних гостей жены, с облегчением подвязал ее кухонный передник и принялся сверх меры старательно убирать посуду в столовой. Однако Мария умоляющими глазами остановила его («не надо сейчас…») и села на диван, обнимая себя за плечи, задумчиво отвернулась к окну, за которым густо синела февральская ночь.
— Слава богу, наконец-то, — сказала она. — Меня ноги уже не держат.
— Ты знаешь, сколько времени? — спросил он встревоженно. — Второй час… Ничего себе! Хорошо, что ты не открыла причину торжества. Конца и краю тостам до утра не было бы. Как это, Маша, — с днем ангела? Или с днем именин?
— Я очень устала, — проговорила она, закуривая, и улыбнулась ему вскользь. — Благодарю, милый… и не будем об этом. Это все несущественные детали и все не стоит того… Спокойной ночи! Я немного посижу одна. Иди спать, пожалуйста…
Он почувствовал неискренность ее слов, и это фамильярно-классическое «не стоит того», и это салонно-светское «благодарю, милый» как будто неприятно загородили ее, отдаляя в чуждую ей манерность, заметную в дни размолвок, прежде нечастых, которые сразу создавали головокружительную зыбкость качнувшегося моста.
— Да, Володя, иди, пожалуйста, иди же, — повторила Мария с усталой настойчивостью и, прислонив дымящуюся сигарету к краю пепельницы, налила себе красного вина. — Если ты хочешь мне что-то сказать серьезное о моих гостях, то сейчас говорить не надо — я не хочу…
— Я мало с кем знаком из твоих гостей, Маша.
— И может быть, поэтому ты был очень мил. Всех женщин очаровал.
Она отпила глоток; он увидел, как сдвинулось ее горло и осталась влажная красноватая полоска на ее губах, родственный и нежный вкус которых он так хорошо знал.
— Маша, о чем ты говоришь? Женщин? Очаровал? Этого я не уразумел.
— Я прошу тебя — давай помолчим…
Нет, он не помнил, чтобы раньше после ухода гостей она сидела вот так одна на диване, заложив ногу за ногу, рассеянно пила, в задумчивости затягивалась сигаретой, покачивая узким носком туфли, — еще четыре месяца назад он посчитал бы это за некую превеселую игру, предложенную ему (ради озорного развлечения) из какого-нибудь пошленького иностранного фильма, банального фарса, переведенного ею для закупочной комиссии на просмотре в главке, и готов был, как иногда бывало раньше, услышать ее смеющийся протяжный голос: «Ита-ак, мосье, мы проводили гостей. Ушли знаменитости! Какое облегчение! Что же мы будем делать? Ты уедешь в мастерскую? Или останешься со своей женой?» Он сейчас не ждал подобной фразы, а несколько озадаченно глядел на то, как Мария медлительно пригубливала бокал между затяжками сигаретой, но ему почему-то не хватало решимости удивиться этому ее желанию, похожему на каприз или вызов, поэтому он сказал с шутливой неуклюжестью:
— Ты не очень разгулялась, Маша? Ничего не случилось?
— Господи! — она опустила глаза, точно преодолевая боль, и он увидел ее ресницы, тяжелые от слез. — Неужели ты не понимаешь простых вещей — мне хочется побыть одной. Пойми меня, пожалуйста, я одна хочу отдохнуть от всего на свете…
— Прости, Маша, — сказал он виновато и вышел из комнаты.
Коридор и переднюю еще праздно озаряли бронзовые свечеобразные бра, легкомысленные и бессонные в тишине ночной квартиры, и возле телефонного столика серебристой пустотой отсвечивало пространство зеркала.
Васильев мельком взглянул на свое нахмуренное, бледное от утомления лицо («Лучше всего — уехать мне сейчас в мастерскую…
«), потом выключил свет, эту запоздалую электрическую иллюминацию близ зеркала, мгновенно ставшего таинственно-темным, и долго в передней надевал теплейший полутулуп, любимый им, в котором зимой ездил на натуру, долго возился с «молниями» меховых ботинок, раздумывая о позднем времени, когда ехать в мастерскую бессмысленно, но Мария молчала, не останавливала его, не выходила в переднюю, чтобы проводить до двери, подставить щеку для поцелуя, что было заведено между ними.
— Я пошел, Маша, — сказал он, стараясь говорить буднично и внушая себе, что ничего серьезного не произошло. — Я пройдусь по воздуху и подышу. Спокойной ночи!
— До свиданья, Володя, я утром позвоню, — отозвалась Мария из гостиной предупредительным, почти ласковым тоном, и он вышел на лестничную площадку, закрыл своим ключом дверь.
Ожидая лифт под желтой лампочкой на восьмом этаже спящего многоквартирного дома, он услышал сдавленный смех вперемежку с шепотом и покосился в сторону окна, где подле батареи (как бывало почасту) стояла парочка, заметил что-то знакомое в девичьей фигуре, и тут же явственно его окликнул удивленно-звучный голос дочери:
— Па-а, куда ты? И зачем ты?
Ему было не очень приятно видеть в этот час рядом с дочерью рослого, не первой молодости актера Светозарова, жгучего красавца, анекдотиста, выпивоху, любителя розыгрышей, дважды женатого и дважды разведенного, с манерами опереточного дамского угодника, и Васильев почувствовал колкий, оскорбительный холодок от наивной неопытности и чрезмерной неразборчивости дочери.
— Тебе, вероятно, пора, Вика, — сказал Васильев и оглядел Светозарова с искренним любопытством. — И вам, молодой человек неотразимой наружности, пора бы уже отпустить советскую студентку, которой вставать на лекцию в семь.
Источник: http://litmir.co/br/?b=49793