Когда берешь в руки потрепанный томик романа «Братья Карамазовы» Достоевского и читаешь его, перед глазами предстают судьбы людей – отца Федора, трех его сыновей, женщин, – Грушеньки и Екатерины Ивановны, – которые сыграли роль в их судьбах. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, первые страницы романа раскрывают образ старца Зосимы из монастыря, человека, ведущего праведную жизнь и пытающегося наставить членов семейства Карамазовых, один из которых – младший сын Алексей – является его послушником.
Именно по инициативе этого смиренного паренька происходит встреча старца Зосимы с его семьей, целью которой является решение важного вопроса.
Но чтобы понять, что там произошло, нужно сначала вкратце коснуться описания характеров каждого из Карамазовых.
Федор Карамазов – отец семейства, – хотя и считался помещиком, отличался жадностью и жестокостью, ни с кем не считался и вел беспорядочный образ жизни в пьянстве и многочисленных пороках.
Его сын от первой жены Аделиды Ивановны – Дмитрий – с раннего детства не знал отца и воспитывался то у двоюродного дяди Петра Александровича Миусова, то у двоюродной тети, одной из московских барышень, а когда та умерла – у её дочери.
Неудивительно, что, не имея надлежащего воспитания, юноша рос взбалмошным, вел беспорядочный образ жизни, не доучился в гимназии, дрался на дуэли, прокутил немало денег и в конце концов наделал долгов. Характерно, что папу своего, Федора Павловича, Дмитрий увидел уже после восемнадцати лет.
А тот сначала откупался от сына мелкими подачками, а потом и вовсе оказалось, что имущества, которое принадлежало Дмитрию, уже нет: слишком много долгов наделал молодой человек.
Второй женой Федора Павловича, от которой родились еще два сына – Иван и Алексей, – была Софья Ивановна.
У этой бедной девушки-сиротки – печальная предыстория: она воспитывалась у вдовы генерала Ворохова, женщины знатной, властной, ревнивой и своенравной.
Так что замуж за Федора несчастная Соня пошла отнюдь не от большой любви, а под гнетом обстоятельств: слишком уж хотелось избавиться от тирании так называемой «благодетельницы».
Обманчивые надежды
Выйдя замуж, девушка попала, как говорится, «из огня да в полымя»: новоиспеченный супруг прямо при ней устраивал дикие оргии с другими женщинами, кутил и, конечно же, ни во что не ставил жену. Неудивительно, что при такой жизни Соня заболела, а вскоре, когда младшему сыночку Леше было около четырех лет, умерла.
Так дети оказались у генеральши – той самой, у которой когда-то воспитывалась и Соня. Их, грязных и запуганных, эта боевая старуха забрала у слуги Федора – Григория. Самому же отцу, чего, впрочем, и следовало ожидать, не было до сыновей никакого дела.
Теперь пришла пора описать характеры Вани и Леши, которые после смерти генеральши воспитывались у её наследника Ефима Петровича, человека порядочного и честного, губернского предводителя дворянства.
Средний сын Алексей рос угрюмым и замкнутым. С детства он осознавал, что находится в чужой семье, а отец у них с братом какой-то непутевый.
Но этот мальчик, кроме всего прочего, стал проявлять способности к учебе, из-за чего в тринадцать лет попал к знаменитому преподавателю, другу детства Ефима Петровича. Молодой человек окончил гимназию, а затем и университет.
На жизнь он зарабатывал написанием маленьких статей, в то время пользующихся спросом.
Прошло время – и средний сын вдруг неожиданно для всех приехал к отцу, которого до сих пор никогда не знал. Но что удивительнее всего – прекрасно ужился с ним и даже имел влияние на этого человека со столь несносным характером.
Что касается третьего сына Алеши, он был полной противоположностью братьев.
Этот двадцатилетний юноша отличался человеколюбием и воплощал в себе многие положительные качества, не хотел судить людей, но и не боялся их, не помнил обиды, слыл стыдливым и целомудренным.
Где бы Леша ни появлялся, его любили все, но в гимназии иногда сверстники позволяли себе насмешки в его адрес. Находясь в монастыре, куда попал по собственному желанию, Алексей был сильно привязан к старцу Зосиме …
Следует заметить, что у Карамазова был еще один сын, к женам его не имеющий никакого отношения. Это – слуга Смердяков, плод порочной связи Федора с юродивой, бродяжкой Елизаветой.
Он служит в доме лакеем и поваром и пользуется доверием хозяина (а может быть, и отца). Кстати, здесь будет не лишним совсем немного коснуться образа самой Лизаветы. Эта девушка – один из самых загадочных персонажей.
Она не принимает участия в развитии романа, но знает обо всем, что происходит вокруг.
Внутренний мир этой героини исследуется автором глубоко и тщательно. Девушка чувствует, что Иван презирает зло, которое царит в её душе, и обращается к нему как к своему мучителю. Её любовь – это любовь-ненависть, это страдание.
Ей противна фальшь и ложь этого мира, ей все противно, и поэтому она не хочет жить. Но именно Лиза подмечает, что люди любят преступление: «Послушайте, теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил».
Впрочем, этой части сюжета мы коснемся чуть позже.
Теперь же вернемся к событию, произошедшему в тот день, когда вся семья собралась вместе для решения важного вопроса в келье старца Зосимы. Надо сказать, повод был фальшивым – имущественный спор: Дмитрий считал, что отец должен ему крупную сумму денег, Федор же с этим категорически не соглашался. Люди, пожелавшие съехаться, чтобы обсудить проблему, имели разные цели – брат Иван, например, и неверующий Миусов решили посетить это собрание из простого любопытства. Когда все – отец семейства, братья, Петр Александрович Миусов, его дальний родственник Петр Фомич Калаганов – прибыли на место, началась беседа. Разговаривали долго, и, как упоминалось выше, не пришли к общему мнению – особенно Дмитрий и Федор Павлович, которых это дело больше всех касалось. Напротив, между ними разгорелся большой скандал, но все же удивляет поведение в этой ситуации старца Зосимы и отношение его к каждому присутствующему. Он в самый разгар словесной перепалки вдруг стал на колени перед старшим сыном, и – попросил у всех прощения.
После этого уже никто не смог оставаться в келье… Гости разошлись – и старец Иосиф благословил Алешеньку быть рядом с братьями, хотя тому очень уж хотелось остаться. Что поделаешь – бывает так, что человеку, вопреки его желаниям, необходимо быть там, где он нужнее…
Но, кроме наследственных вопросов, был еще один повод для спора между Дмитрием и Федором Павловичем. Оба были страстно влюблены в Грушеньку, бывшую содержанку старого купца Самсонова, – женщину хотя и красивую, но неуступчивую и яростную.
Она не уступает ни отцу, ни сыну, она смеется над ними и становится причиной ненависти. Она ввергла их в рабство – своего сладострастия и желаний.
Дошло до того, что Дмитрий в порыве чувств высказывает мысль убить отца, а отец говорит, что «раздавит Митьку, как таракана».
Еще один персонаж романа
В романе фигурирует еще одна героиня – настоящая невеста Дмитрия: Екатерина Ивановна. Это – благородная девушка. Её отец когда-то недосчитался казенных денег, и Дмитрий восполнил недостающую сумму, ничего взамен не попросив. Сейчас молодой человек чувствует свою вину перед девушкой, потому что прокутил с Грушенькой три тысячи, которые дала Екатерина для пересылки её сестре в Москву.
Старший сын не любит Екатерину Ивановну. Более того, он уступает ее Ивану (который неравнодушен к этой девушке), чтобы снять с себя обязательства и уйти поскорее к Грушеньке.
Надо сказать, Катерина отказывает Ивану, говоря, что будет верной только Дмитрию. Иван, слыша это, намеревается надолго уехать.
Лишь спустя время, под давлением тяжелых обстоятельств, Екатерина поймет, что на самом деле любит не Дмитрия, а Ивана.
А война за Грушеньку между Федором Павловичем и Дмитрием продолжается. Вдруг отца Карамазовых обнаруживают дома с проломленным черепом. Подозрение, конечно же, сразу падает на того, кто неоднократно грозился убить Федора Павловича – Дмитрия. Это подтверждают множественные улики, и старший сын Карамазов подвергается аресту.
Но Иван неожиданно получает от Смердякова признание в убийстве. Он в шоке, ведь думает, что преступление произошло с его подачи – слишком уж повлияли на Смердякова рассуждения о вседозволенности. Ночью слугу Карамазовых находят повешенным. Иван предъявляет суду доказательство виновности лакея – пачку полученных от него банкнот.
Суд не верит этим показаниям (скорее всего сын-лакей оговорил себя, чтобы покрыть настоящего преступника). И тут в судебный процесс вмешивается Катерина Ивановна, предъявив документ особенной важности – письмо Дмитрия, в котором он сообщает о намерении убить отца и забрать деньги.
Далее следуют яркие по своей сути и красноречивые выступления местного прокурора и известного адвоката Фетюковича, которые рисуют картину российской карамазовщины и умно рассуждают о предпосылках преступления Дмитрия – среде, в которой он находился, несносном характере отца.
Но убийца есть убийца, хотя и невольный. Старшего сына Карамазова осуждают на 12 лет каторги. После суда с ним случается нервная лихорадка, и Екатерина Ивановна приходит к нему.
Она признается, что «Дмитрий навсегда останется язвой в её сердце», даже несмотря на то, что она любит другого, а он – другую.
Здесь вы можете ознакомиться с кратким содержанием “Униженные и оскорбленные” Федора Достоевского, написанного им после возвращения со ссылки и передающего его впечатления о горе и страдании людей.
Узнайте больше о книгах талантливого русского писателя – художника и мастера слова Федора Достоевского, который в своих произведениях затрагивает темы философии, религии, истории и этики. В них обнажается проблема бедности и тех пороков, которые приводят человека к краху личности.
Произведение «Братья Карамазовы» заканчивается тем, что Алеша присутствует на похоронах сына капитана Снегирева – Илюшеньки Снегирева. Младший брат Карамазов призывает мальчиков, с которыми у него завязалась крепкая дружба при посещении Ильи в больнице, быть добрыми, никогда не забывать друг о друге. Ведь жизнь прекрасна, когда делаешь хорошее.
После всего вышеизложенного можно немного порассуждать о самом происхождении романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», который является итоговым произведением автора, потому что написан накануне его кончины.
Он публиковался в журнале «Русский вестник» в 1879-1880 гг и вызвал множество отзывов как читателей, так и критиков. «Никогда я еще не имел такого успеха» – писал автор.
С выходом в свет романа Достоевский стал в глазах читателей духовным учителем.
Шедевр проверенный временем Что еще удивляет? С момента публикации романа прошло более ста лет, но до сих пор это талантливо написанное произведение продолжает будоражить умы людей.
И вот только один маленький отзыв современной читательницы: Мне говорили, что Федора Достоевского трудно читать, но “Братья Карамазовы” я прочитала на одном дыхании. Меня очень впечатлила эта книга.
“Братья Карамазавы” – лишнее подтверждение того, что наши мысли, слова, взгляд, даже движение брови – все чему мы не придаем значения, может изменить многое: не только нашу жизнь, но и жизнь людей, которые нас окружают.
Прочитав это произведение, начинаешь следить не только за поступками, но и за тем, что говоришь; начинаешь думать, что твои слова и поступки не всегда приводят к хорошему, что они могут нанести вред не только тебе, но и тем, кто рядом с тобой. Настоятельно советую всем прочитать эту гениальную книгу гениального автора».
Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/bratya-karamazovy-kratkoe-soderzhani.html
Кратко о романе Достоевского "Братья Карамазовы" :
«Братья Карамазовы» Достоевского – шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.
История романа
Замысел романа сложился у автора задолго до написания – после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.
Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.
Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками.
Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки).
Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.
Цель и основная тема
Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей.
Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени – здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России.
На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России — это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима.
Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени — братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин.
Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин – это представители молодого поколения, «будущего» страны.
И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.
Главные герои
Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.
Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь – писал статьи, публиковал их в различных изданиях.
Младший Алеша – добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.
Краткое содержание
Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину – Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.
Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына.
Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца.
Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.
Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге – жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.
Выводы
Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего.
Порой все, чему человек не придает значения — взгляд, вздох, мысли – способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом.
Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.
Источник: https://www.syl.ru/article/381149/kratko-o-romane-dostoevskogo-bratya-karamazovyi
Очень краткое содержание романа "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского
Роман «Братья Карамазовы» был написан Федором Михайловичем Достоевским в 1878-1880 годах. Это произведение стало последним для писателя: он умер через два месяца после публикации. О чем же рассказывается в романе «Братья Карамазовы»?
Первая часть романа посвящена Федору Карамазову, мелкому помещику. Он женится на знатной даме Аделаиде Миусовой. Его супруга, однако, вскоре умирает, оставив своего сына Дмитрия. Мальчика Митю забирают родственники Аделаиды, он воспитывается вдали от Федора.
Во второй раз Карамазов женится на Софье, которая рожает ему двух сыновей, Ивана и Алексея. Софья также умирает в скором времени после этого. Детей забирает воспитательница Софьи, генеральша Ворохова.
Митя Карамазов служил на Кавказе, Иван проявляет себя как убежденный атеист и автор религиозных статей, а Алексей стал послушником монастыря, уйдя к известному «святому» старцу Зосиме. Спустя время вся семья собирается вместе.
Федор, Иван и Петр Миусов приезжают к старцу и Алеше в скит. Не хватает только Дмитрия, который опаздывает. Пока отец остается с сыновьями, Зосима выходит общаться с прихожанами, выслушивая их просьбы и жалобы.
Одна из помещиц рассказывает, что после молитвы старца Зосимы ее дочери Лизе стало лучше. Наконец прибывает Дмитрий. Выясняется, что он и его отец Федор влюблены в одну девушку по имени Грушенька. На почве этого, а также из-за денег, разгорается скандал.
В скит возвращается Зосима и успокаивает всех, напоследок поговорив с Алешей Карамазовым и благославив.
Дальнейшее повествование посвящено Алеше. Он разговаривает с братом Дмитрием, тот рассказывает о любви к Грушеньке и горячо привязанной к нему Катерине Ивановне, семью которой он некогда спас от бедности и которая является его «невестой».
Дмитрий говорит, что убьет их отца, и просит Алешу сходить к его невесте и сообщить, что он больше никогда не придет.
Алеша становится свидетелем скандалов между отцом и братом, Грушенькой и Катериной Ивановной, прибывает в дом штабс-капитана Снигирева и передает ему деньги, беседует с Лизой Хохлаковой, которая влюблена в него, разговаривает о боге и вере с братом Иваном, тот показывает ему свои литературные работы.
Умирает монах Зосима, который внезапно оказывается обычным человеком, а не святым – от него пахнет тлением, и это смущает верующего Алешу. Дмитрий Карамазов изо всех сил ищет денег, чтобы увезти Грушеньку, но безуспешно.
Он приходит к дому отца в поисках Грушеньки и, подсмотрев за ним тайком, убегает. Его замечает камердинер Григорий, которого тот бьет до крови. С внезапно появившимися деньгами от Катерины Ивановны Дмитрий едет искать Грушеньку и находит на постоялом дворе.
Через некоторое время Дмитрия обвиняют в том, что он убил своего отца. На самом деле Федора Карамазова убил лакей Смердяков, больной падучей. Он рассказывает об этом Ивану Карамазову, который думает, что это случилось из-за него. Ему мерещится дьявол, он в смятении.
Смердяков отдает украденные у Федора деньги и вешается.
Катерина Ивановна не знает, будет ли она защищать бывшего жениха в суде. Судебный процесс идет в пользу Дмитрия. Во время показаний Иван сообщает об истинном убийце отца и показывает деньги.
Он все еще не в себе и пытается взять вину на себя. В итоге Дмитрия все-таки признают виновным. Он осужден на двадцать лет каторги в Сибири.
Катерина Ивановна говорит, что все равно любит Дмитрия и рассуждает о том, как организовать побег.
В конце романа показана сцена похорон мальчика, маленького Илюшеньки. Он был сыном капитана Снегирева. Некогда Алеша Карамазов защищал его от других мальчишек. У могилы он просит детей быть добрыми и не бояться ничего, и тогда их жизнь будет прекрасна.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-romana-bratya-karamazovy-f-m-dostoevskogo/
«Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
Достоевский знакомит читателей с семьей Карамазовых. Ее глава Федор Павлович Карамазов – мелкий помещик. Автор характеризует его как человека «бестолкового», «дрянного и развратного», но хитрого.
Федор Павлович дважды был женат. Первая супруга принадлежала к богатому и влиятельному роду Миусовых. Сразу же после свадьбы Карамазов отобрал у нее приданое и стал вести себя с молодой женой по-хамски.
От постоянных побоев и скандалов женщина сбежала в Петербург, где вскоре умерла, оставив трехлетнего сына Митю. Воспитанием ребенка Федор Павлович не занимался.
Опекунство над Митей взял двоюродный брат жены Петр Александрович Миусов, но вскоре уехал в Париж, перепоручив мальчика своей родне.
Рос и воспитывался Дмитрий практически сам по себе. Не окончив гимназии, он попал в военную школу, оттуда – на Кавказ, где много кутил. Там же за участие в дуэли Дмитрий был разжалован.
Молодому человеку не удалось получить от Федора Павловича маминых денег по наследству. Отец откупился от сына незначительной суммой и слал переводы, пока наследство не закончилось.
Но Дмитрий не желал этого признавать.
Второй женой Федора Павловича была робкая и тихая женщина, которая родила ему двух сыновей, но так и не узнала семейного счастья. Деспот всячески унижал супругу, устраивал прямо при ней отвратительные оргии.
Несчастная умерла через четыре года после рождения второго ребенка. Воспитанием Ивана и Алексея отец также не желал заниматься. Их забрал, по сути, чужой человек.
Благородный и добрый наследник воспитательницы их матери вырастил и дал детям образование.
Иван уже в раннем возрасте отлично учился, за что его определили в гимназию к известному педагогу. Затем мальчик поступил в университет, где научился зарабатывать на жизнь газетными публикациями. После окончания учебы он вернулся к отцу и довольно легко с ним ужился.
Алексей был всеобщим любимцем. Его обожали и в приемной семье, и в гимназии. Лучше чем к другим детям относился к младшему и Федор Павлович. Даже когда Алеша решил уйти послушником в монастырь, отец не стал возражать. Свой выбор юноша сделал под влиянием старца Зосимы.
Желая прекратить спор между отцом и Дмитрием о наследстве, Алексей предложил всей семье собраться и обсудить проблему в монастыре у старца.
Книга вторая. Неуместное собрание
В келье старца Зосимы собрались все Карамазовы, а также Петр Миусов. Федор Павлович, не стесняясь старца, завел шутовской разговор, стараясь задеть Миусова. Эта выходка спровоцировала скандал, чем встреча и закончилась.
Еще Федор Павлович обвинил Дмитрия в том, что сын привез в город свою невесту Катерину Ивановну, а сам соблазняет Грушеньку – содержанку местного богатого купца.
Митя в ответ обвиняет отца, дескать, тот сам хочет заполучить Грушеньку.
Удивительно ведет себя на этом собрании Зосима. Он кланяется в ноги Дмитрию, предчувствуя его будущую трагедию, а Ивана благословляет на поиски истины. Алексею же наказывает после своей смерти покинуть монастырь и быть рядом с братьями.
Книга третья. Сладострастники
Дмитрий рассказывает Алеше о проблеме Катерины Ивановны. Ее отец потерял казенные деньги и в отчаянии решил застрелиться. У Дмитрия как раз была нужная сумма, и он готов дать деньги Катерине, если та придет к нему. И девушка решилась принести себя в жертву, чтобы спасти честное имя отца. Дмитрий, правда, не воспользовался моментом, а дал Катерине деньги просто так.
После этого случая отец девушки заболел и вскоре умер. А Катя неожиданно стала богатой наследницей московской тетушки. Она написала письмо Дмитрию, признаваясь в любви и предлагая ему жениться на ней, теперь богатой невесте. Митя согласился и посватался к Катерине. Однако в лице среднего брата у него появился соперник.
Когда Катерина познакомилась с Иваном, стало ясно, что между молодыми людьми зарождается любовь.
Дмитрий об этом не жалеет. Он предлагает Алеше навестить Катю и объяснить ей, что больше не придет к невесте, она может выходить замуж за Ивана. Сам же Дмитрий потерял голову от Грушеньки и готов на ней жениться.
Ради новой возлюбленной он растратил три тысячи рублей, которые ему дала для одного дела Катерина. Вернуть деньги невесте Дмитрий надеется с помощью отца. Он знает, что такую сумму Федор Павлович приготовил для Грушеньки.
Дмитрий решительно настроен воспрепятствовать встрече девушки со своим родителем. Из ревности он даже готов убить отца.
О приходе Грушеньки Митю должен предупредить Смердяков – слуга в доме Федора Павловича. Это сын юродивой Лизаветы и самого Федора Павловича, как говорили люди. Лизавета умерла при родах, а мальчика воспитал лакей Григорий с женой. Смердяков, как и его мать, страдал припадками, жестоко обращался с животными и был очень подлым человеком.
У Катерины Ивановны Алексей застает Грушеньку. Женщины разговаривают на повышенных тонах. Горничная передает Алексею письмо с признанием в любви от Лизы, больной дочери помещицы Хохлаковой.
Дмитрий врывается в дом отца, подозревая, что пришла Грушенька, и в порыве гнева избивает Федора Павловича.
Книга четвертая. Надрывы
Алексей идет к Хохлаковым. По дороге он вступает в драку со школьниками, один из которых кусает его за палец.
Как выясняется, это Илюшенька – сын отставного штабс-капитана Снегирева, которого жестоко оскорбил Дмитрий. У Хохлаковых Алексей встречает среднего брата и Катерину.
Иван признается в любви невесте Дмитрия и собирается уезжать, поскольку Катерина намерена остаться верной Мите, несмотря на его желание жениться на Грушеньке.
Катерина Ивановна посылает Алешу к Снегиреву, чтобы тот передал штабс-капитану 200 рублей. Снегирев, несмотря на тяжелое положение в семье (больная дочь, слабоумная жена, малолетний сын), отказывается от денег.
Книга пятая. Pro и contra
Иван и Алексей встречаются в трактире, где происходит одна из главных сцен романа. Средний брат рассказывает о своих убеждениях. Он не отрицает Бога, но и не признает, что мир устроен Всевышним.
Иван пересказывает свою поэму о Великом инквизиторе, в которой описывает, как Христос вновь сошел на землю, и его заточили в тюрьму.
Великий инквизитор приходит к Сыну Божьему, чтобы объяснить свою теорию: человечество не может быть свободным между добром и злом, люди страдают от неопределенности. Инквизитор и его сподвижники желают избавить человечество от мук выбора.
Если устроить мир по жестким правилам, то люди будут благодарны за такое рабство. Инквизитор ждет от Христа возражений, но тот лишь молча его целует. Алеша так объясняет свое впечатление от услышанного: «Поэма твоя есть хвала Иисусу, а не хула… как ты хотел того».
Иван возвращается домой и встречает Смердякова, который советует куда-нибудь уехать, так как в ближайшее время с отцом может произойти нечто плохое. Иван возмущен такого рода намеками, но соглашается, что уехать нужно. Утром он отправляется в Москву, а у Смердякова в это время случается эпилептический припадок.
Книга шестая. Русский инок
В этой главе рассказывается о юности отца Зосимы и его кончине.
Будущий святой подвижник родился в бедной дворянской семье. Его старший брат умер от чахотки, что произвело на мальчика сильное впечатление. Затем он поступил в кадетский корпус, стал офицером.
Однажды Зосиме пришлось драться на дуэли. В ночь перед этим событием на него снизошло озарение. Зосима выдержал выстрел, а свой пистолет выбросил и попросил у противника прощения.
После такого мужественного поступка мужчина ушел в монастырь.
Умер старец тихо, простершись на земле в молитве.
Книга седьмая. Алеша
После смерти Зосимы все ожидали нетленного тела и всяческих чудес. Но очень скоро от гроба распространился тлетворный дух, что вызвало большое брожение умов в монастыре и в городе.
Расстроенный всем происходящим Алексей соглашается пойти со своим приятелем Ракитиным к Грушеньке. Девушку они застают в сильном волнении, она ждет известия от одного офицера, который когда-то ее обманул и бросил. Грушенька садится к Алеше на колени и пытается заигрывать. Узнав о смерти старца, оставляет это намерение. Вскоре за ней прислали, и девушка спешно едет к офицеру в Мокрое.
Алеша возвращается в скит, где засыпает у гроба старца. Ему снится Кана Галилейская. Старец находится рядом с Иисусом, он радуется и зовет своего ученика. После этой ночи Алексей сильно переменился и повзрослел. Через три дня он покидает монастырь.
Книга восьмая. Митя
Пытаясь найти три тысячи, которые Дмитрий должен вернуть Катерине, он идет к покровителю Грушеньки за советом. Купец решает подшутить над Митей и советует ему продать рощу скупщику леса.
После долгих мытарств Дмитрий находит скупщика пьяным и остается ночевать с ним, чтобы решить дела утром. Ночью он спасает скупщика, который чуть не угорел. Поняв, что этот план провалился, Митя возвращается в город.
У него не осталось ни копейки денег, поэтому пришлось заложить часы и дуэльные пистолеты. Последняя надежда – одолжить три тысячи у Хохлаковой, но и там Карамазов получает отказ.
В отчаянии Дмитрий бежит прочь и натыкается на служанку, от которой узнает, что Грушеньки нет дома. Снедаемый ревностью, он врывается в ее дом и пытается узнать у хозяев, куда ушла девушка. Ничего не добившись, Дмитрий хватает со стола медный пестик и устремляется к отцу, подозревая, что Грушенька там. Чтобы узнать это наверняка, он подает условный сигнал, о котором ему рассказал Смердяков.
Обрадованный Федор Павлович высовывается из окна. Дмитрия охватывает злоба, он хочет убить отца, но тут на крыльцо выходит лакей Григорий.
Митя бросается прочь, Григорий бежит следом и догоняет его, когда молодой человек перелезает через забор. Старый слуга повисает на Дмитрии, а тот в ответ бьет Григория по голове пестиком. Слуга падает, обливаясь кровью.
Дмитрий наклоняется и обтирает лицо старика платком. Потом, опомнившись, вновь убегает.
Он возвращается в дом Грушеньки и узнает куда девушка уехала. В полной растерянности и весь испачканный кровью Дмитрий появляется у чиновника, где заложил пистолеты с пачкой денег. Он выкупает оружия, отмывается от крови и мчится в Мокрое за Грушенькой.
Там Дмитрий застает девушку с поляками и знакомыми из города. Чтобы как-то отвлечься от бурных событий, Дмитрий садится играть с мужчинами в карты, затем начинает кутить. Так пролетела ночь, а ранним утром Дмитрия арестовали, обвинив в убийстве отца.
Книга девятая. Предварительное следствие
Жена лакея Григория проснулась среди ночи от криков, которые издавал в припадке Смердяков. От страха она стала звать мужа, пока не обнаружила его в саду. В ужасе старуха бросилась к дому и увидела через открытое окно убитого Федора Павловича. Она подняла крик и позвала на помощь соседей. Затем все вместе вызвали исправника.
Сразу началось следствие. В саду был обнаружен пестик, а в спальне покойного нашли пустой разорванный пакет из-под тех самых трех тысяч рублей. На допросе Дмитрий сначала отказался пояснить, откуда у него деньги. Но затем признался: это остатки от трех тысяч, которые дала ему Катерина. Мите никто не верит. Все показания очевидцев в Мокром против него.
Книга десятая. Мальчики
В этой главе рассказывается о Коле Красоткине, который покровительствовал в гимназии Илюше. Коля был очень смелым мальчиком. Однажды он на спор лег между рельсами под проходящий поезд. После этого случая его уважали все мальчишки в гимназии. Раньше Коля был в ссоре с Илюшей, а теперь помирился и познакомился с Алексеем.
Когда Илюша сильно заболел, Алексей стал навещать больного, а также организовал мальчиков из класса, чтобы те проведывали своего товарища каждый день.
Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович
Иван навещает больного Смердякова, который признается ему в убийстве. Смердяков отдает три тысячи рублей и обвиняет Ивана в том, что пошел на убийство под влиянием его теорий и рассуждений: Бога не существует и потому все дозволено. Ночью Смердяков повесился.
Ивана мучает совесть, у него бред и галлюцинации. Мужчина подолгу беседует с чертом.
Книга двенадцатая. Судебная ошибка
На суде Иван предъявляет три тысячи рублей и рассказывает о признании Смердякова. Некоторые факты также указывают на невиновность Дмитрия, хотя большинство доказательств не в его пользу.
У Ивана прямо в зале суда начинается припадок. Испуганная его состоянием, Катерина Ивановна предъявляет суду письмо Дмитрия, в котором тот написал о желании убить отца. Эта улика оказывается роковой.
Дмитрия осуждают на каторгу.
Эпилог
После суда Дмитрий слег с нервным расстройством, и его поместили в больницу. Иван еще до суда подготовил план побега, чтобы Дмитрий с Грушенькой скрылись от правосудия в Америке. Катерина Ивановна и Алексей принимают в этом участие. Решение вопроса о побеге переносят до выздоровления Дмитрия.
Илюша умер. Все мальчики и Алексей пришли на похороны. Возле камня, где любил сидеть Илюша, они дали клятву служить добру и свету.
- «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
- «Преступление и наказание», анализ романа
- «Идиот», анализ романа
- Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
- «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
- «Белые ночи», анализ повести Достоевского
- «Бедные люди», анализ романа Достоевского
- «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
- «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
- «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
- «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
- «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
- «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
- «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского
- По произведению: «Братья Карамазовы»
- По писателю: Достоевский Федор Михайлович
Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/592-bratia-karamazovy-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание "Братья Карамазовы" Достоевского
Страница: [ 1 ] 2
Действие происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске в 1870-е гг. В монастыре, в скиту знаменитого старца Зосимы, известного подвижника и целителя, собираются для выяснения своих семейных имущественных дел Карамазовы — отец Федор Павлович и сыновья — старший Дмитрий и средний Иван.
На этом же собрании присутствуют и младший брат Алеша, послушник у Зосимы, а также ряд других лиц — родственник Карамазовых богатый помещик и либерал Миусов, семинарист Ракитин и несколько духовных лиц. Повод — спор Дмитрия с отцом о наследственных отношениях. Дмитрий считает, что отец должен ему крупную сумму, хотя очевидных юридических прав у него нет.
Федор же Павлович, дворянин, помещик из мелких, бывший приживальщик, злой и обидчивый, денег давать сыну вовсе не собирается, а соглашается на встречу у Зосимы скорее из любопытства. Отношения Дмитрия с отцом, который никогда особой заботы о сыне не проявлял, напряжены не только из-за денег, но и из-за женщины — Грушеньки, в которую оба страстно влюблены.
Дмитрий знает, что у похотливого старика для нее приготовлены деньги, что он готов даже жениться, если та согласится. Встреча в скиту представляет сразу почти всех главных героев. Страстный порывистый Дмитрий способен на опрометчивые поступки, в которых потом сам же глубоко раскаивается.
УМНЫЙ, загадочный Иван мучается вопросом о существовании Бога и бессмертия души, а также ключевым для романа вопросом — все дозволено или не все? Если есть бессмертие, то не все, а если нет, то умный человек может устроиться в этом мире как ему заблагорассудится, — такова альтернатива.
Федор Павлович — циник, сладострастник, скандалист, комедиант, стяжатель, всем своим видом и действиями вызывает у окружающих, в том числе и у собственных сыновей, омерзение и протест. Алеша — юный праведник, чистая душа, болеет за всех, особенно же за братьев. Ничего из этой встречи, кроме скандала, за которым последуют еще многие, не происходит.
Однако мудрый и проницательный старец Зосима, остро чувствующий чужую боль, находит слово и жест для каждого из участников встречи.
Перед Дмитрием он становится на колени и кланяется до земли, как бы предчувствуя его будущее страдание, Ивану отвечает, что вопрос еще не решен в его сердце, но если не решится в сторону положительную, то не решится и в сторону отрицательную, и благословляет его. Федору Павловичу он замечает, что все его шутовство от того, что он стыдится себя.
От утомленного старца большая часть участников встречи по приглашению игумена переходит в трапезную, но там же неожиданно появляется с обличающими монахов речами и Федор Павлович. После очередного скандала все разбегаются. Старец после ухода гостей благословляет Алешу Карамазова на великое послушание в миру, наказывая ему быть рядом с братьями.
Следуя наставлению старца, Алеша направляется к отцу и встречает прячущегося в соседнем с отцовской усадьбой саду брата Дмитрия, который сторожит здесь свою возлюбленную Грушеньку, если та, соблазненная деньгами, все-таки решится прийти к Федору Павловичу. Здесь, в старинной беседке, Дмитрий восторженно исповедуется Алеше.
Ему, Дмитрию, случалось погружаться в самый глубокий позор разврата, но в этом-то позоре он начинает чувствовать связь с Богом, ощущать великую радость жизни. Он, Дмитрий, сладострастное насекомое, как и все Карамазовы, а сладострастие — буря, большие бури. В нем живет идеал Мадонны, как и идеал содомский.
Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Рассказывает Дмитрий Алеше и о своих отношениях с Катериной Ивановной, благородной девицей, отца которой он когда-то спас от позора, ссудив его недостающими для отчета в казенной сумме деньгами.
Он предложил, чтобы сама гордая девушка пришла к нему за деньгами, та явилась, униженная, готовая ко всему, но Дмитрий повел себя как благородный человек, дал ей эти деньги, ничего взамен не потребовав.
Теперь они считаются женихом и невестой, но Дмитрий увлечен Грушенькой и даже прокутил с ней на постоялом дворе в селе Мокрое три тысячи, данные ему Катериной Ивановной для отсылки сестре в Москву. Он считает это главным своим позором и как честный человек должен всю сумму непременно вернуть.
Если же Грушенька придет к старику, то Дмитрий, по его словам, ворвется и помешает, а если: то и убьет старика, которого люто ненавидит. Дмитрий просит брата сходить к Катерине Ивановне и сказать ей, что он кланяется, но больше не придет.
В доме отца Алеша застает за коньячком Федора Павловича и брата Ивана, забавляющихся рассуждениями лакея Смердякова, сына бродяжки Лизаветы и, по некоторым предположениям, Федора Павловича. А вскоре внезапно врывается Дмитрий, которому показалось, что пришла Грушенька. В ярости он избивает отца, но убедившись, что ошибся, убегает.
Алеша же направляется по его просьбе к Катерине Ивановне, где неожиданно застает Грушеньку. Катерина Ивановна ласково обхаживает её, показывая, что заблуждалась, считая её продажной, а та медоточиво ей отвечает. В конечном счете все опять заканчивается скандалом: Грушенька, собираясь было поцеловать ручку Катерины Ивановны, внезапно демонстративно отказывается это сделать, оскорбив соперницу и вызвав её ярость. На следующий день Алеша, переночевав в монастыре, снова идет по мирским делам — сначала к отцу, где выслушивает очередную исповедь, теперь уже Федора Павловича, который жалуется ему на сыновей, а про деньги говорит, что они ему самому нужны, потому что он пока все-таки мужчина и хочет еще лет двадцать на этой линии состоять, что в скверне своей до конца хочет прожить и Грушеньку Дмитрию не уступит. Сплетничает он Алеше и про Ивана, что тот у Дмитрия невесту отбивает, потому что сам в Катерину Ивановну влюблен. По пути Алеша видит школьников, бросающих камни в маленького одинокого мальчика. Когда Алеша подходит к нему, тот сначала бросает в него камнем, а потом больно кусает за палец. Этот мальчик — сын штабс-капитана Снегирева, который недавно был унизительно вытащен за бороду из трактира и избит Дмитрием Карамазовым за то, что имел какие-то вексельные дела с Федором Павловичем и Грушенькой.
В доме Хохлаковой Алеша застает Ивана и Катерину Ивановну и становится свидетелем очередного надрыва: Катерина Ивановна объясняет, что она будет верна Дмитрию, будет , и спрашивает мнение Алеши, который простодушно объявляет, что она вовсе не любит Дмитрия, а только уверила себя в этом. Иван сообщает, что уезжает надолго, потому что не хочет сидеть , и добавляет, что Дмитрий ей нужен, чтобы созерцать беспрерывно свой подвиг верности и упрекать его в неверности. С двумя сотнями рублей, данными ему Катериной Ивановной для пострадавшего от рук Дмитрия штабс-капитана Снегирева, Алеша направляется к нему. Поначалу капитан, отец большого семейства, живущего в крайней нищете и болезнях, юродствует, а затем, расчувствовавшись, исповедуется Алеше. Он принимает от него деньги и вдохновенно представляет, что теперь сможет осуществить.
Затем Алеша снова посещает госпожу Хохлакову и душевно беседует с её дочерью Лизой, болезненной и экспансивной девочкой, которая написала ему недавно о своей любви и решила, что Алеша должен на ней непременно жениться.
Спустя короткое время она признается Алеше, что хотела бы быть истерзанной — например, чтоб на ней женились и потом бросили.
Она описывает ему страшную сцену истязания распятого ребенка, воображая, что сама сделала это, а потом села напротив и стала есть ананасный компот, — назовет её Иван Карамазов.
Алеша направляется в трактир, где, как стало ему известно, находится брат Иван. В трактире происходит одна из ключевых сцен романа — свидание двух , которые если сойдутся, то тут же начинают о мировых вековечных вопросах. Бог и бессмертие — один из них. Иван приоткрывает свою тайну, отвечая на незаданный, но чрезвычайно интересующий Алешу вопрос, .
В нем, Иване, есть карамазовская жажда жизни, он любит жизнь вопреки логике, ему дороги клейкие весенние листочки. И он не Бога не принимает, а мира Божьего, полного безмерных страданий. Он отказывается согласиться с гармонией, в основании которой слезинка ребенка. Он выкладывает Алеше , свидетельствующие о вопиющей людской жестокости и детском страдании.
Иван пересказывает Алеше свою поэму , действие которой происходит в шестнадцатом столетии в испанском городе Севилья. Девяностолетний кардинал заточает в тюрьму второй раз сошедшего на землю Христа и во время ночной встречи излагает Ему свой взгляд на человечество. Он убежден, что Христос идеализировал его и что оно недостойно свободы.
Выбор между добром и злом — мука для человека. Великий инквизитор с соратниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и самим устроить человеческое счастье, превратив человечество в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью. Инквизитор ждет ответа от Христа, но тот только молча целует его.
Расставшись с Алешей, Иван по пути домой встречает Смердякова, и между ними происходит решающий разговор. Смердяков советует Ивану ехать в деревню Чермашню, где старик продает рощу, он намекает на то, что в его отсутствие с Федором Павловичем может произойти все, что угодно. Иван обозлен смердяковской наглостью, но в то же время и заинтригован.
Он догадывается, что от его решения многое сейчас зависит. Он решает ехать, хотя по пути изменяет маршрут и направляется не в Чермашню, а в Москву.
Между тем умирает старец Зосима. Все ждут после смерти праведника чуда, а вместо этого очень скоро появляется запах тления, что производит смуту в душах. Смущен и Алеша. В таком настроении уходит он из монастыря в сопровождении семинариста-атеиста Ракитина, интригана и завистника, который ведет его в дом к Гру-шеньке.
Хозяйку они находят в тревожном ожидании какой-то вести. Обрадованная приходу Алеши, она сначала ведет себя как кокотка, садится ему на колени, но, узнав про смерть Зосимы, резко меняется. В ответ на Алешины теплые слова и то, что он её, грешную, называет сестрой, Грушенька оттаивает сердцем и посвящает его в свои терзания.
Страница: [ 1 ] 2
Источник: http://MySoch.ru/resume/dostoevskii/bratja_karamazovy/
Образ Дмитрия Карамазова из романа "Братья Карамазовы" Достоевского Ф.М
Дмитрию (Мите), старшему сыну Федора Карамазова, 28 лет. Он поручик, обладает крепким телосложением и значительной физической силой. В свою армейскую бытность Дмитрий Карамазов получил деньги, которые выделил ему отец после смерти его матери, и вел привольную жизнь.
В настоящее время он нигде не служит, но продолжает жить в свое удовольствие. Он полагает, что ему причитается еще изрядная сумма из материнского наследства, но отец сообщает ему, что денег нет. Дмитрий считает, что отец прикарманил его деньги, их постоянные скандалы известны всему городу.
Кроме того, у Дмитрия с отцом существует и еще один предмет для раздоров — Грушенька, в которую они оба влюблены.
Распутный образ жизни, который вел Дмитрий Карамазов в армии, его конфликт с отцом из-за денег и женщины с точки зрения обывателя выглядят как свидетельство того, что он — бесстыдный сын и бабник, который не разбирается в средствах для достижения своих целей.
Этот герой — обладатель порывистого и взрывного характера. Он чрезвычайно эмоционален, и когда он начинает над чем-нибудь задумываться, нельзя с уверенностью сказать, в какие поступки это выльется.
Дмитрий Карамазов — человек «прямого действия», перед лицом какой-нибудь критической ситуации он превращается в сжатую пружину, он не умеет терпеть, если ему чего-нибудь захочется, он не станет ждать, и в таком случае он думает только о себе.
То же самое и в делах любовных — он готов к любым демонстрациям для того, чтобы заполучить желаемое. И в этом случае Дмитрий Карамазов способен только на движение вперед, то, что происходит по сторонам, его не волнует.
Желания этого молодого человека носят хаотический характер, и его появление всегда сопровождается шумом. В отношениях со светской дамой Хохлаковой, купцом Самсоновым, трусом Снегиревым этот герой предстает как глупый, напыщенный, недалекий и скандальный человек.
Поддавшись гневу, Дмитрий на людях оттаскивает за бороду обедневшего и жалкого отставного штабс-капитана Снегирёва. В своем запале Дмитрий совершенно не в состоянии представить себе, какую боль и унижение он доставляет при этом Илюше — малолетнему сыну Снегирёва.
Поскольку Дмитрий не слушает советов и увещеваний и поступает исключительно по своему недалекому разумению, его глупость выходит наружу, и его постигает одна неудача за другой. Он постоянно унижает людей. Оттого, что Дмитрий Карамазов порывисто следует своим прихотям, он попадает в неловкие и постыдные ситуации.
Но, как это ни странно, этот герой Достоевского не производит на нас впечатления человека эгоистичного, алчного и ненадежного. Он живет под управлением своих чувств — гнева, радости, печали и благодарности. Он не прибегает к самооправданиям и не скрывает свою душу.
Неприятности, в которые он попадает, не сказываются на широте его натуры, его мысли не сосредотачиваются на собственном благополучии. Да, в настоящий момент он озабочен собственными проблемами, но нам кажется, что когда-нибудь его сердце окажется способным к состраданию.
Старец Зосима видит это и встает на колени перед этим молодым человеком.
Здесь мы имеем дело со столь любимой Достоевским оппозицией «человека опытного» и человека, опытом не обремененного. При этом последний — всегда идеалист, Шиллер.
Валковский и Иван из «Униженных и оскорбленных», Порфирий и Раскольников из «Преступления и наказания» — примеры таких отношений. Они представляют собой преображенную форму рефлексии самого писателя, с помощью описания таких отношений Достоевский истолковывает свою собственную жизнь.
Сосланный в Сибирь Дмитрий — это молодой Достоевский. Валковский, Порфирий и Зосима — это Достоевский состарившийся.
Федор Михайлович тонко ощущал натуру человека, его неприкрытую суть. В Дмитрии он видел источник чувств бурных, но чистых. Как это видно в отношениях с его невестой Катериной Ивановной и со Снегиревым, он резок и нескромен.
Как и в случае с главным героем «Записок из подполья», несчастливое детство оставило в нем комплекс униженности и злобы, что выливается в жалкую и болезненную гордыню. Но, тем не менее, эта жалкая гордыня не является его «приговором». В душе Дмитрия Карамазова живет желание избавиться от этого «я» и переродиться другим человеком.
В его порывистости и безрассудной эмоциональности скрывается источник витальности. Это хорошо видно в его отношениях со старым камердинером Карамазовых — Григорием.
Однажды вечером Дмитрий решает, что Грушенька сейчас находится в доме Фёдора, кровь бросается ему в голову, он врывается в дом отца. Григорий пытается остановить обезумевшего Дмитрия, Дмитрий бьет его и валит на пол. Он ничего не предпринимает, чтобы помочь ему, — узнав, что Грушенька в Мокром, он бросается туда. После этого «некто» убивает Федора.
Когда Дмитрию было три года, мать покинула дом, отец «забывает» про сына, Григорий растет и ходит за ним, словно нянька.
И вот полицейским становится известно про смерть Федора, они отправляются в Мокрое, они говорят Дмитрию, что арестовывают его по подозрению в убийстве. Думая, что речь идет о его благодетеле Григории, он немедленно признается в том, что убийца — он.
С точки зрения общей конструкции романа, этот эпизод, в котором употребляемое полицейскими слово «старик» истолковывается неверно, может показаться малозначительным, но все-таки по нему хорошо видна честность Дмитрия, его прямота — он мгновенно готов сознаться в якобы совершенном им преступлении. То, что он бросил на произвол судьбы избитого им старика, болью отдается в сердце Дмитрия.
После того как становится ясно, что он нанес Григорию лишь легкие телесные повреждения, лицо Дмитрия Карамазова проясняется, он, не обращая внимания на обвинения в убийстве отца, возносит благодарственную молитву. Его молитва жарка и искренна.
Цельная и прямодушная натура Дмитрия оставляет в читателе светлый след.
В романе есть один маленький, но многозначащий «эпизод с орехами». Мать маленького Дмитрия Карамазова ушла из дому и умерла в Петербурге, отец приводит женщин и пьянствует, Дмитрий лишен опеки и предоставлен самому себе. Совершенно незнакомый ему врач-немец дарит мальчику фунт орехов и учит молиться. Это — единственный светлый эпизод в безрадостном детстве героя.
Дмитрий помнит этого немца и по прошествии двух десятков лет он отправляется навестить старика. Тот радуется, что мальчик вырос в настоящего мужчину. Они обнимаются, смеются сквозь слезы, предаются воспоминаниям (книга двенадцатая, глава III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов). Дмитрий — скандалист, но он дорожит трогательными воспоминаниями об этом добром человеке.
Измученный подозрениями и допросом по поводу убийства отца, Дмитрий крепко засыпает на сундуке, который стоит в комнате, и видит плохой сон. Он видит, как в ненастье проезжает в экипаже по сожженной деревне. Вдоль дороги выстроились жалкие, изможденные крестьяне. Среди них — молодая женщина с младенцем на руках.
Он страшно озяб, он плачет — наверное, от голода, но никто не обращает на «дитё» внимания. Во сне Дмитрий с болью вопрошает: «Да отчего оно плачет? — домогается, как глупый, Митя.
— Почему ручки голенькие, почему его не закутает? Почему не кормят дитё?» Ему самому хочется заплакать, ему хочется во что бы то ни стало сделать что-то для того, чтобы младенец перестал рыдать.
Дмитрий Карамазов просыпается в печали и обнаруживает под своей головой подушку, которой не было, когда он засыпал.
И тогда в его душе просыпаются радость и чувство благодарности, со слезами в голосе он спрашивает: «Кто это мне под голову подушку принес? Кто был такой добрый человек! — воскликнул он с каким-то восторженным, благодарным чувством и плачущим каким-то голосом».
Он не получает ответа, но для Дмитрия этот грустный сон оборачивается сердечным просветлением. Как и в случае с Раскольниковым («Преступление и наказание»), печальный сон превращается для Дмитрия в источник умиротворения и возрождения.
И он говорит: «Я хороший сон видел, господа, — с каким-то новым, словно радостью озаренным лицом». Да, Дмитрий ведет себя грубо и беззастенчиво, но в глубине его души сокрыта способность услышать и другой внутренний голос.
Герой попадает в ловушку, его признают преступником, но его мало заботит то, что с ним будет потом. Продолжая доказывать свою невиновность, он не озлобляется.
Вместо этого он начинает думать, что беспочвенное признание его убийцей служит ему наказанием за его прошлую ужасную и беспутную жизнь, что есть такие непреложные основы, которые больше человеческих законов, что его осуждение и унижение являются наказанием за его греховность. И в этих своих размышлениях он кардинально отличается от приземленного Ракитина.
Достоевский, похоже, давно хотел создать образ деятельного молодого человека, существование которого отравлено злобой и обиженностью, который в результате сумеет очиститься и возродиться к новой жизни.
Раскольников и Аркадий («Подросток») — подходы к такому «мертворожденному» человеку, сумевшему «ожить». От жизни «мертвой» — к жизни «живой», от злобы и завистливости «человека из подполья» — к «благочинию».
Показать такое преображение было важнейшей задачей для писателя.
Благообразие (благочиние), которое ищет Достоевский — это избавление от комплекса обиженности, обретение душевного покоя через сопричастность к чему-то большему, чем ты сам. Это красота человека, явленная в «соприкосновении с природой» и горячей любви к жизни.
Это не та индивидуалистическая красота, которая господствует на Западе и которая является продуктом самовольной целенаправленной работы. Она не вписывается в бинарные оппозиции — плюса и минуса, добра и зла, чистоты и грязи.
Это те добро и та красота, которые заключаются в приобщении к жизненному процессу, растворении в нем, совместном бытии со здоровыми жизненными соками, в нерасчлененности и всеобщности. Эта красота, близкая к российской природе.
Достоевский хотел изобразить новое молодое поколение, которое окажется способным почувствовать эту красоту. Наступая на пятки подростку Аркадию, на свет является своевольный молодой человек — Дмитрий Карамазов, который тоже устремляется к «благочинию», о котором мечтал Достоевский.
Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/obraz_dmitrija_karamazova_iz_romana_bratja_karamazovy_dostoevskogo_f_m/66-1-0-973