Краткое содержание брюсов огненный ангел за 2 минуты пересказ сюжета

Рупрехт весной 1534 года возвращается в родную Германию после длительной службы ландскнехтом в других странах, он встречает Ренату. Рупрехт ночует поблизости от родной деревни, слышит женские крики и при помощи креста и молитвы успокаивает женщину в соседней комнате.

Она рассказывает про явившегося в детстве огненного ангела Мадиэля, который пророчил ей святость.

Она получила различные чудесные способности, став зрелой, захотела стать супругой Мадиэля, который продолжал являться, он сказал, что появится в образе человеческом.

Рената встречает похожего на ангела графа Генриха фон Оттергейма. Спустя два года он оставляет ее с демонами, но добрые духи предсказывают встречу с Рупрехтом.

Они вдвоем отправляются в Кельн искать Генриха. В итоге Рупрехт отправляется на ведьмин шабаш, где герой отрекается от Господа и целует смердящий зад матера Леонарда. По возвращении герой начинает изучать черную магию, готовится вызвать духов, но ему ничего не удается, даже после того как он отправляется к доктору Агриппе Ноттесгеймскому.

Рената в свою очередь встречается с Генрихом, который оказывается последователем тайного общества, которое хочет скрепить людей сильнее церкви. Тем не менее, Рената его соблазняет, и он нарушает обет безбрачия. Героиня рассказывает историю Рупрехту, обещает ему женитьбу, но ему нужно убить Генриха.

Главные герои впервые спят друг с другом, герой вызывает на следующий день Генриха на поединок, но Рената говорит чтобы тот не проливал его крови и Рупрехт только защищается и израненным выходит из схватки. Они живут вдвоем, Рената признается в любви. Является Мадриэль, который обязывает ее искупить грехи, она начинает поститься и молиться.

Рената в итоге его покидает, он отправляется в путешествия, становится секретарем графа фон Валлена.

Они отправляются в монастырь изучать новую ересь, там в монашке, которую считают то святой, то одержимой, Рупрехт узнает Ренату.

Она признается в связях с дьяволом, ее готовят к сожжению, Рупрехт ночью пытается помочь той бежать, она отказывается и когда, он выносит ее из темницы, умирает у него на руках.

Рупрехт приезжает в родной город, для того чтобы посмотреть издали на своих родителей. Помимо этого он видит умирающего доктора Агриппу мага, к которому он имел симпатию, тот испускает дух практически на глазах Рупрехта. После этого он отправляется в Новую Испанию.

← Бах — Чайка по имени Джонатан Ливингстон
← Виан — Пена дней↑ РазныеБабель — Конармия →
Баум — Волшебник из Страны Оз →

Краткое содержание Брюсов Огненный ангел за 2 минуты пересказ сюжета

  • Невеста — краткое содержание рассказа Чехова
    Главные герои произведения – Надежда Шумина и Андрей. Они готовятся к новому периоду жизни. Андрей уже сделал предложение Наде, и дело идет к свадьбе. Андрей является сыном священника.
  • Бакенщик — краткое содержание рассказа Паустовского
    Рассказчик описывает прогулку на протяжении дня до сторожки бакенщика Семена, работа которого состояла в том, что он «бакены проверял, на столбах метки вешал». Помимо этого он переправлял нуждающихся людей
  • Живая душа — краткое содержание рассказа Екимова
    Дом Тебякиных стоял через дорогу от бригадной конторы, и все, кто не заставал никого в управе, шли к ним, чтобы спросить, где начальство. В этот январский день так и произошло. К Тебякиным заглянул гость из района
  • Пигмей — краткое содержание книги Лескова
    Рассказ под названием «Пигмей» написан русским писателем Лесковым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/ognennyj-angel-roman

(Не)заслуженно забытое, или Как читать роман «Огненный ангел»

Валерия Брюсова не любили ни современники, ни составители школьных программ. Его первый (и самый значительный) роман, «Огненный ангел», критики разнесли в пух и прах. Не жалуют это произведение и сегодня. Но вот незадача: роман, пусть и плохой, заметно повлиял на отечественную культуру начала XX века.

Мы считаем, что почти в любом тексте можно найти что-нибудь интересное, ну хотя бы отражение эпохи, в которую он был создан. Попробуем поискать это отражение и в «Огненном ангеле».

Образ femme fatale в начале XX века и в романе

Русская литература вошла в XX век с мечтой о «вечной женственности». Софию и «Жену, облеченную в солнце», воспевал Владимир Соловьев. Стихами о Прекрасной даме ему вторил Александр Блок.

Поэты и философы увлеклись средневековым мифом об идеале, а вот настоящим живым женщинам в этой парадигме, увы, места не было. Однако время на месте не стояло. Начало прошлого столетия — не только эпоха «духовного Ренессанса» в России, но и период феминизации. Женщины становятся раскрепощеннее и самостоятельнее.

Многие из них стремятся к свободе и материальной, и сексуальной. Что же сделали мужчины? Кажется, просто испугались.

Наравне с мифом о вечной женственности начинает рождаться миф о femme fatale — женщине как носительнице злого, страшного начала (тоже, кстати, средневековое убеждение). Пышным цветом он расцветет в русских немых киномелодрамах 10-х годов, но колыбелью идеи стала именно литература. А Брюсов, издавший «Огненного ангела» уже в 1907 году, — одним из «отцов-основателей».

Главная героиня его романа — ведьма Рената — разбивает сердца сразу двух мужчин: влюбленного в нее ландскнехта Рупрехта и любимого ею молодого графа Генриха фон Оттергейма. Под руководством красотки, одержимой злым духом, Рупрехт начинает изучать трактаты по демонологии, проводить магические ритуалы, знакомится с доктором Фаустом, Мефистофелем, оккультистом Агриппой Неттесгеймским.

Апофеозом страданий бедного ландскнехта стал полет на шабаш. Впрочем, шабаш ли это был или все видения Рупрехта оказались лишь результатом работы мази с наркотическими веществами, мы никогда не узнаем. Весь роман балансирует на грани сна и реальности. Одно можно утверждать с уверенностью: ни до чего хорошего общение с Ренатой молодого человека не довело.

Сама Рената, кстати, тоже плохо кончила.

Роман с ключом

Нужно сказать, что Валерий Брюсов использовал мистические мотивы не только в творчестве. Свой внешний вид лидер русского символизма продумал до мелочей и наверняка был уверен, что очень похож на черного мага.

У современников, конечно, было другое мнение на этот счет: «Вместо великолепного мужчины увидел бородатого скуластого человека, не имевшего ничего distingue («выдающегося», франц.

), напоминавшего мне Ленина и Горького, — тип волжского человека, где на антропологию славянина наложили неизгладимую печать татары, чуваши, черемисы, калмыки, башкиры и т. д.» — писал Андрей Белый.

Краткое содержание Брюсов Огненный ангел за 2 минуты пересказ сюжета

Верил ли сам Брюсов в свой мистицизм? Едва ли. Будущий поэт рос в семье, где, по его собственным словам, о теории Дарвина ему рассказали раньше, чем о Библии. В том, что он атеист, Брюсов признавался не раз: «За бога, допустим, процентов так сорок; и против процентов так сорок; а двадцать, решающих, — за скептицизм».

Это, однако, не помешало ему увлечься декадентскими идеями мистицизма и… вывести себя в роли Рупрехта. Так что любовный треугольник «Рупрехт — Рената — Генрих» — это аллюзия на реальные отношения между Брюсовым, Ниной Петровской и Андреем Белым. И для современников здесь не было никакой тайны.

Петровская, жена известного книгоиздателя, была любовницей Белого, но тот оставил ее ради Любови Менделеевой. В отместку Нина ушла к его коллеге по перу.

«Брюсов в ту пору занимался оккультизмом, спиритизмом, черною магией, — не веруя, вероятно, во все это по существу, но веруя в самые занятия, как в жест, выражающий определенное душевное движение.

Думаю, что и Нина относилась к этому точно так же. Вряд ли верила она, что ее магические опыты под руководством Брюсова в самом деле вернут ей любовь Белого. Но она переживала это как подлинный союз с дьяволом.

Она хотела верить в свое ведовство», — писал Владислав Ходасевич.

«Он ведь знал, — продолжает Ходасевич в статье “Конец Ренаты”, — что в “великий век ведовства” ведьмами почитались и сами себя почитали — истерички. Если ведьмы XVI столетия “в свете науки” оказались истеричками, то в XX веке Брюсову стоило попытаться превратить истеричку в ведьму».

Итак, Брюсов извлек из этой истории все, что можно: эмоции и сюжет. Когда все ресурсы романа с Ниной Петровской были исчерпаны, его потянуло к перу.

Популярность «Огненного ангела»

Читали ли в начале XX века роман Брюсова? Конечно читали. Начнем с того, что сюжет здесь не хуже, чем, например, в современной фэнтезийной книге. Зато атмосфера средневекового Кёльна передана настолько точно, что в Германии с трудом верили, что роман написан русским автором.

В красоте и силе брюсовского произведения был убежден выдающийся русский композитор Сергей Прокофьев, причем настолько, что написал одноименную оперу. Роман вызвал разные реакции, среди которых и интерес к его сексуальным подтекстам.

Сегодня в это сложно поверить, но почти пуританское для современной публики произведение воспринималось как порнография. Это был запретный плод, который наконец можно было познать. !

Огромную, как мы уже сказали, роль «Огненный ангел» сыграл в создании мифа о женщине-дьяволице.

Позже Владимир Маяковский возьмет этот образ на вооружение и в поэмах опишет Лилю Брик как дьяволицу, вышедшую «из пекловых глубин», демоническими чертами характера наградит свою героиню I-330 Евгений Замятин, а в 60-е на авансцену выйдет королева бала Сатаны — Маргарита, созданная Михаилом Булгаковым.

Источник: https://eksmo.ru/articles/ne-zasluzhenno-zabytoe-ili-kak-chitat-roman-ognennyy-angel-ID11463685/

Валерий Брюсов — Огненный ангел

Один из самых загадочных русских романов ХХ века, «Огненный ангел» Валерия Брюсова – одновременно является автобиографическим, мистическим и историческим. «Житие» грешников – оккультистов, жаждущих запредельных знаний, приводит их либо к мученической смерти, либо к духовной опустошенности, это трагический путь Фауста, но в какой-то мере это и путь нашей цивилизации.

Понемногу женщина перестала биться о жесткие доски пола, и искаженные черты ее лица понемногу стали осмысленнее; но она все еще сгибалась в судорогах, опять прикрывая себя руками, как от врага.

Тогда, предположив, что Дьявол вышел из нее и находится вне ее тела, я, привлекши женщину к себе, стал говорить слова святой молитвы, «Libera me, Domine, de morte aeterna» [32], единственной, которая тогда мне пришла на память.

Тем временем месяц уже закатывался за вершины леса, и по мере того как утренний сумрак завладевал комнатой, передвигая тень от стены к окну, женщина, лежавшая в моих руках, приходила в себя. Но темнота веяла на нее, словно холодная трамонтана Пиренейских гор, и она вся дрожала, как от зимней стужи.

Я спросил, удалился ли призрак.

Открыв глаза и обведя ими комнату, как после обморока, дама отвечала мне:

– Да, он рассеялся, видя, что мы хорошо вооружены против него. Он не может посягнуть на твердую волю.

Это были вторые слова, которые услышал я от Ренаты. Сказав их, она начала плакать, дрожа в лихорадке, и плакала так, что слезы безудержно лились у нее по щекам и мои пальцы стали совсем влажными.

Видя, что дама не согреется на полу, я, несколько успокоенный, поднял ее без труда на руки, ибо она была маленького роста и исхудалая, и перенес на постель, стоявшую подле.

Там я укрыл ее, чем мог найти в комнате, и уговаривал спокойными словами.

Но она, все продолжая плакать, перешла вдруг к новому волнению и, схватив меня за руку, сказала:

– Теперь, Рупрехт, я должна рассказать тебе всю мою жизнь, потому что ты спас меня и должен знать обо мне все.

Я попытался возразить, что теперь не время для такого повествования, но Рената, как казалось, даже не расслышала моих слов и, крепко сжимая мои пальцы, однако смотря в сторону от меня, начала говорить быстро-быстро.

Первое время я почти не понимал ее речи, с такой стремительностью сменялись у нее мысли и так неожиданно переходила она от одного предмета к другому.

Но постепенно научился я различать основное течение в неудержимом потоке ее слов и понял, что она действительно рассказывает мне о себе.

Никогда после, даже в дни самой доверчивой нашей близости, не передавала мне Рената с такой последовательностью истории своей жизни.

Правда, и в ту ночь она не только умолчала о своих родителях и о месте, где прошло ее детство, но даже, как мне пришлось потом с несомненностью убедиться, многие позднейшие события частью утаила, частью изложила неверно, – не знаю, намеренно ли, или по болезненному своему состоянию.

Однако все же я долгое время знал о Ренате только то немногое, что сообщила она мне в этом горячечном рассказе, почему и должен передать его здесь подробно. Только я не сумею точно воспроизвести ее беспорядочную речь, торопливую и несвязную, которую должен буду заменить своим более последовательным повествованием.

Назвав свое имя, то единственное, под которым я ее знаю, и упомянув о первых годах своей жизни так бегло и неясно, что слова ее не удержались в моей памяти, Рената тотчас перешла к тому происшествию, которое сама считала для себя роковым.

Было Ренате лет восемь, когда впервые явился ей в комнате, в солнечном луче, ангел, весь как бы огненный, в белоснежной одежде. Лицо его блистало, глаза были голубые, как небо, а волосы словно из тонких золотых ниток. Ангел назвал себя – Мадиэль.

Рената нисколько не испугалась, и они играли в тот день с ангелом в куклы. После того ангел стал приходить к ней часто, почти каждый день, всегда был весел и добр, так что девочка полюбила его больше всех своих родных и сверстниц.

С неистощимой изобретательностью забавлял Мадиэль Ренату шутками или рассказами, а когда она бывала огорчена, утешал нежно. Иногда с Мадиэлем появлялись его товарищи, тоже ангелы, но не огненные, одетые в плащи пурпурного и лилового цвета; но они были менее ласковы.

Строго запрещал Мадиэль рассказывать о своих тайных посещениях, да если Рената и нарушала его требование, ей все равно не верили, думая, что она выдумывает или притворяется.

Не всегда Мадиэль показывался в облике ангела, но часто и в других образах, особенно если Ренате мало приходилось оставаться одной. Так, летом Мадиэль не раз прилетал большой огненной бабочкой с белыми крыльями и золотыми усиками, и Рената прятала его в своих длинных волосах.

Зимой иногда принимал ангел форму прялки, чтобы девочка могла неразлучно носить его всюду с собой. Еще узнавала Рената своего небесного друга то в сорванном цветке, то в уголечке, выпавшем из очага, то в разгрызенном орешке.

Порой вечером ложился Мадиэль в постель с Ренатою и проводил с ней, прижимаясь, как кошка, время до утра.

В такие ночи случалось, что ангел уносил Ренату на своих крыльях далеко от дому, показывал ей другие города, славные соборы или даже неземные, лучезарные селения, – на рассвете же она, сама не зная как, всегда оказывалась на своей кровати.

Когда Рената несколько подросла, Мадиэль возвестил ей, что она будет святой, как Лотарингская Амалия[33], и что именно затем он и послан к ней.

Он много говорил ей о жертве Иисуса Христа, о блаженной покорности Девы Марии, о сокровенных путях к запечатленным вратам земного рая, о святой Агнессе, неразлучной с кротким агнцем, о святой Веронике, вечно предстоящей пред образом Спасителя, и о многих других лицах и вещах, которые могли навести только на благочестивые размышления. По словам Ренаты, если и были у нее прежде сомнения, правда ли, что ее таинственный гость – посланник неба, они не могли не рассеяться дымом после этих речей, так как слуга Сатаны, конечно, не мог бы произносить такого количества святых имен без крайнего для себя мучения. Мадиэль же однажды сам явился Ренате во образе Христа Распятого, и из его огненных, пронзенных рук струилась багрово-огненная кровь.

Читайте также:  Краткое содержание сказка о попе и его работнике балде пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

Ангел усердно заклинал Ренату вести строгую жизнь подвижницы, искать чистоты сердца и просветления ума, и она начала соблюдать все постные дни, установленные святой церковью, посещать каждый день мессу и много молиться наедине, в своей комнате, перед изображением распятия.

Нередко Мадиэль заставлял Ренату подвергать себя жестоким испытаниям: выходить обнаженной на холод, голодать и воздерживаться от питья по нескольку суток подряд, бичевать себя узловатыми веревками по бедрам или терзать себе груди остриями.

Рената проводила по целым ночам на коленях, а Мадиэль, оставаясь подле, укреплял изнемогающую, как ангел Спасителя в саду Гефсиманском. По усиленной просьбе Ренаты коснулся Мадиэль ее рук, и у нее на ладонях означились язвы, как бы знаки Христовых крестных мук, но она эти раны скрывала ото всех людей тщательно.

В те дни, благодаря божественной помощи, открылся у Ренаты дар чудотворения, и она исцеляла многих, словно благочестивейший король французский[34], одним прикосновением руки, так что во всей округе слыла девушкой, весьма угодной господу.

Придя в возраст и видя, что девушки ее лет имеют женихов или возлюбленных, Рената приступила к своему ангелу с настойчивой просьбой, чтобы он сочетался с нею и телесно, так как, по его собственным словам, выше всего любовь, а что может быть грешного, если любящие будут связаны сколь можно теснее? Мадиэль живо опечалился, когда Рената высказала ему свои страстные пожелания: его лицо – так она рассказывала – стало при ее словах пепельно-огненным, словно солнце, на которое смотришь сквозь закопченную слюду. Он твердо воспретил Ренате даже думать о плотском, напоминая ей о безмерном блаженстве праведных душ в раю, куда не может вступить никто, предававшийся плотским соблазнам. Рената, не посмев настаивать открыто, порешила достичь своей цели хитростью. Как в дни детства, упросила она Мадиэля провести с нею ночь в постели, и там, обняв его и не выпуская из рук, всеми путями принуждала соединиться с собой. Но ангел, исполнясь великим гневом, развился в огненный столп и исчез, опалив Ренате плечи и волосы.

После того ангел много дней не являлся вовсе, и Рената пришла в крайнее уныние, потому что любила Мадиэля больше всех людей, больше всех бесплотных существ и самого Господа Бога.

Дни и ночи проводила она в слезах, всех окружающих изумляя своим неутешным отчаяньем, лежала долгими часами как мертвая, билась головой о стены и даже искала добровольной смерти, думая хотя на единый миг в другой жизни увидеть своего возлюбленного.

Неотступно обращала она к Мадиэлю мольбы, заклиная его вернуться к ней, обещая торжественно во всем подчиняться его благим решениям, только бы снова ощущать его близость.

Наконец, когда силы уже покидали Ренату, показался ей Мадиэль в сновидении и сказал: «Так как ты хочешь быть со мною в телесном союзе, то я явлюсь тебе в образе человека; жди меня семь недель и семь дней».

Приблизительно через два месяца после этого видения узнала Рената приехавшего в их местность молодого графа из Австрии. Одевался он в белые одежды; глаза у него были голубые, а волосы словно из тонких золотых ниток, так что Рената тотчас признала, что это – Мадиэль.

Но приехавший не хотел показать, что они знают друг друга, и называл себя графом Генрихом фон Оттергейм. Рената всеми способами стремилась привлечь на себя его внимание, не отказываясь даже от пособий ворожеи и приворотных зелий.

Неизвестно, эти ли средства помогли, или граф сам искал Ренату, только он открылся ей в сердечной любви и потребовал, чтобы она покинула с ним тайно родительский кров.

Рената не могла колебаться ни одной минуты, и граф ночью увез ее и поселился с нею, по ее словам, в своем родном замке, на реке Дунае.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose-rus-classic/page-5-161775-valerii-bryusov-ognennyi-angel.html

Краткое содержание «Огненный ангел» Валерия Брюсова

Отслужив десять лет ландскнехтом, Рупхерт решил вернуться в родные края. Его путь лежал в Кельн, недалеко от которого он ранее жил и учился. Дорога была длинной и он не успел добраться в город днем, поэтому ночь ему пришлось провести в заброшенном доме посреди леса.

Все было хорошо до тех пор, пока ночью его не разбудил крик женщины за стеной. Ворвавшись в комнату Рупхерт обнаружил Ренату, бьющуюся в судорогах. Решив, что девушкой овладели демоны он прочитал молитву.

Когда девушке стало легче, она рассказала ему о том, что привело ее в этот старый дом.

В восьмилетнем возрасте перед Ренатой предстал огненный ангел. Добрый и веселый Мадиэль объявил ей, что если девушка воздержится от плотских утех, будет строга к себе и добра к людям, то станет святой.

И чудо свершилось, у Ренаты открылся Божий дар, она творила чудеса для окружающих. Все пропало, когда достигнув зрелости Рената возжелала ангела.

Мадиэль обернулся огненным столпом и исчез, но обещал вернуться к Ренате в образе человека, в ответ на ее молитвы.

Прошло совсем немного времени с момента расставания как слова ангела сбылись. В жизни Ренаты появился граф Генрих Оттергейм – голубоглазый и златокудрый, белыми одеждами олицетворяющий Мадиэля. Их счастье продлилось два года, но Генрих бросил Ренату и ее стали одолевать демоны. Духи-покровители не оставили девушку и пообещали ей встречу с Рупхертом, который будет ее спасением.

Рупхерт и Рената вместе отправились в Кельн, на поиски Генриха, по дороге навестив знакомую девушки – ворожею. Она предрекла им держаться выбранного курса, но в конце беседы переменилась в лице и начала говорить о пролитой крови, что ждет их.

Рената и Рупхерт продолжили путь, но по ночам ее как и прежде мучали демоны.

Рупхерт влюбляется в Ренату, но прибыв в Кельн все же помогает ей с поисками Генриха. Когда поиски не дают результатов девушка начинает впадать в меланхолию.

Рупхерт огорчен этим, и чтобы хоть как-то ее порадовать он соглашается отправиться с ней на шабаш. При помощи странной мази он попадает в загадочное место, на прием к «мастеру Леонарду».

Леонард говорит им продолжать путь, но перед этим заставляет Рупхерта отречься от Бога и поцеловать свой зад.

Вернувшись к Ренате, Рупхерт начинает изучать черную магию. Его знания зарождаются на работах таких знатоков, как Альберт Великий, Шпренген и других чернокнижников. Его знания растут, однако решив применить их на практике он чуть не погибает.

Рупхерт понимает, что одних книг недостаточно и отправляется к одному из чернокнижников, который заинтересовал его больше других – Агриппе Ноттесгеймскому.

Однако по прибытии в Бонн его ждет провал – оккультист отрекается от своего творения, но советует искать истину не в книгах, а в источнике.

Тем временем Рената находит Генриха, но он не желает ее знать. Граф теперь состоит в тайном христианском обществе и отрекается от плотских утех. Отверженная Рената просит Рупхерта убить Генриха, в ответ пообещав стать его женой и подарив одну ночь с ней.

Вскоре рыцарь находит предлог для дуэли с графом, но Рената ведет себя как одержимая и берет с него обещание не убивать Генриха. Вынужденный только защищаться он получает серьезное ранение и долго находится при смерти. В таком состоянии Рената впервые сообщает, что наконец осознала свою любовь к нему. Их чувства взаимны, но счастье длится недолго.

Мадиэль вновь является к девушке и говорит о ее грехах. Рената раскаивается, молится, постится и вновь строга к себе.

Однажды Рупхерт обнаруживает, что Рената оставила его. Он хочет отыскать ее и отправляется в путь вместе с доктором Фаустом и монахом Мефистофелесом. По дороге они гостят в замке графа Валлена. Он предлагает Рупхерту стать его секретарем и отправиться в монастырь святого Улафа вместе с ним и свитой архиепископа. В монастыре твориться неладное, поговаривают о бесах и демонах.

По прибытии в монастырь, Рупхерт узнает, что Источником всех бед называют сестру Марию. Одни говорят, что она святая, другие – что одержимая. Во время суда, призванный для ведения протокола, Рупхерт узнает в Марии Ренату.

Она признается во всех грехах и получает посмертный приговор. Рыцарь пытается устроить побег, чтобы уберечь любимую от пыток и костра, но девушка говорит о желании умереть мучительной смертью, чтобы очиститься от грехов.

Тогда герой пытается унести ее, но Рената сопротивляется и умирает на его руках.

После всех событий Рупхерт сначала отправляется домой, чтобы повидать мать с отцом, затем к Агриппе, но застает его кончину. Больше его ничто не держит в этих краях и он решает начать новую жизнь за океаном.

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-ognennyj-angel-valeriya-bryusova.html

Читать

Валерий Брюсов

Огненный ангел

Предисловие к русскому изданию

Автор «Повести» в своем Предисловии сам рассказывает свою жизнь. Он родился в начале 1505 г. (по его счету в конце 1504 г.

[1]) в Трирском архиепископстве, учился в Кельнском университете, но курса не кончил, пополнил свое образование беспорядочным чтением, преимущественно сочинений гуманистов, потом поступил на военную службу, участвовал в походе в Италию в 1527 г.

, побывал в Испании, наконец, перебрался в Америку, где и провел последние пять лет, предшествовавшие событиям, рассказанным в «Повести». Самое действие «Повести» обнимает время с августа 1534 по осень 1535 года.

Автор говорит (гл. XVI), что он писал свою повесть непосредственно после пережитых событий. Действительно, хотя уже с самых первых страниц он делает намеки на происшествия всего следующего года, из «Повести» не видно, чтобы автор был знаком с событиями более поздними.

Он, например, ничего еще не знает об исходе Мюнстерского восстания (Мюнстер взят приступом в июне 1535 г.), о котором поминает дважды (гл. III и XIII), и говорит об Ульрихе Цазии (гл. XII) как о человеке живом († 1535 г.).

Сообразно с этим тон рассказа, хотя в общем и спокоен, так как автор передает события, уже отошедшие от него в прошлое, местами все же одушевлен страстью, так как прошлое это еще слишком близко от него.

Неоднократно автор заявляет, что он намерен писать одну правду (Предисловие, гл. IV, гл. V и др.). Что автор действительно стремился к этому, доказывается тем, что мы не находим в «Повести» анахронизмов, и тем, что его изображение личностей исторических соответствует историческим данным.

Так, переданные нам автором «Повести» речи Агриппы и Иоганна Вейера (гл. VI) соответствуют идеям, выраженным этими писателями в их сочинениях, а изображенный им образ Фауста (гл. XI—XIII) довольно близко напоминает того Фауста, какого рисует нам его старейшее жизнеописание (написанное И. Шписсом и изданное в 1587 г.).

Но, конечно, при всем добром желании автора, его изложение все же остается субъективным, как и все мемуары. Мы должны помнить, что он рассказывает события так, как они ему представлялись, что, по всем вероятиям, отличалось от того, как они происходили в действительности.

Не мог избежать автор и мелких противоречий в своем длинном рассказе, вызванных естественной забывчивостью.

Автор говорит с гордостью (Предисловие), что, по образованию, не почитает себя ничем ниже «гордящихся двойным и тройным докторатом»[2]. Действительно, на протяжении «Повести» разбросано множество свидетельств разносторонних знаний автора, который, согласно с духом XVI в.

, стремился ознакомиться с самыми разнообразными сферами науки и деятельности. Автор говорит, тоном знатока, о математике и архитектуре, о военном деле и живописи, о естествознании и философии и т. д., не считая его подробных рассуждений о разных отраслях оккультных знаний.

Вместе с тем в «Повести» встречается множество цитат из авторов, древних и новых, и просто упоминаний имен знаменитых писателей и ученых. Надо, впрочем, заметить, что не все эти ссылки вполне идут к делу и что автор, по-видимому, щеголяет своей ученостью.

То же надо сказать о фразах на языках латинском, испанском, французском и итальянском, которые автор вставляет в свой рассказ. Сколько можно судить, из иностранных языков он действительно был знаком лишь с латинским, который в ту эпоху был общим языком образованных людей.

Испанский язык он знал, вероятно, лишь практически, а знания его в языках итальянском и французском более чем сомнительны.

Автор называет себя последователем гуманизма (Предисловие, гл. X и др.). Мы можем принять это утверждение только с оговорками. Правда, он часто ссылается на различные положения, ставшие как бы аксиомами гуманистического миросозерцания (гл. I, IV, X и др.

), с негодованием говорит о схоластике и приверженцах миросозерцания средневекового, но все же в нем самом еще очень много старинных предрассудков.

Идеи, воспринятые при беспорядочном чтении, смешались у него с традициями, внушенными с детства, и создали мировоззрение крайне противоречивое.

Говоря с презрением о всяких суевериях, автор порою сам обнаруживает легковерие крайнее; насмехаясь над школами, «где люди занимаются приискиванием новых слов», и всячески восхваляя наблюдение и опыт, он, по временам, способен путаться в схоластических софизмах и т. д.

Что касается до веры автора во все сверхъестественное, то в этом отношении он только шел за веком. Как это ни кажется нам странным, но именно в эпоху Возрождения началось усиленное развитие магических учений, длившееся весь XVI и XVII вв. Неопределенные колдования и гадания Средних веков были в XVI в.

переработаны в стройную дисциплину наук, которых ученые насчитывали свыше двадцати (см., например, сочинение Агриппы: «De speciebus magiae» [3]). Дух века, стремившийся все рационализировать, сумел и магию сделать определенной рациональной доктриной, внес осмысленность и логику в гадания, научно обосновал полеты на шабаш и т. д.

Веря в реальность магических явлений, автор «Повести» только следовал лучшим умам своего времени.

Так, Жан Бодэн, знаменитый автор трактата «De republica» [4], которого Бокль признавал одним из замечательнейших историков, в то же время автор книги «La Demonomanie des sorciers» [5], подробно исследующей договоры с Дьяволом и полеты на шабаш; Амбруаз Парэ, преобразователь хирургии, описал природу демонов и виды одержания; Кеплер защищал свою мать от обвинения в ведовстве, не возражая против самого обвинения; племянник знаменитого Пико, Джованни-Франческо делла Мирандола, написал диалог «Ведьма», с целью убедить образованных, неверующих людей в существовании ведьм; по его словам, скорее можно сомневаться в существовании Америки, и т. д. Папы издавали специальные буллы против ведьм, и во главе известного «Malleus maleficarum» [6] стоит текст: «Haeresis est maxima opera maleficarum non credere», т. е.: «Не верить в деяния ведьм – высшая ересь». Число этих неверящих было очень невелико, и среди них на видное место должно поставить упоминаемого в «Повести» Иоганна Вейра (или, по другой транскрипции его имени, Жана Вира), который первый признал в ведовстве особую болезнь.

Валерий Брюсов

Огненный ангел, или Правдивая повесть, в которой рассказывается о дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем ее на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа Трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором Агриппою из Неттесгейма и доктором Фаустом, написанная очевидцем

  • Non illustrium cuiquam virorum artium laude doctrinaeve fama clarorum at tibi domina lucida demens infelix quae multum dilexeras et amore perieras narrationem haud mendacem servus devotus amator fidelis sempiternae memoriae causa dedicavi scriptor.
  • He кому-либо из знаменитых людей, прославленных в искусствах или науках, но тебе, женщина светлая, безумная, несчастная, которая возлюбила много и от любви погибла, правдивое это повествование, как покорный служитель и верный любовник, в знак вечной памяти посвящает автор.
  • (Пер. Брюсова)
Читайте также:  Краткое содержание дойл этюд в багровых тонах за 2 минуты пересказ сюжета

Amico Lectori[7],

предисловие автора, где рассказывается его жизнь до возвращения в немецкие земли

Мне думается, что каждый, кому довелось быть свидетелем событий необычных и малопонятных, должен оставлять их описание, сделанное искренно и беспристрастно.

Но не одно только желание содействовать такому сложному делу, как изучение загадочной власти Дьявола и области ему доступной, побуждает меня предпринять это, лишенное прикрас, повествование о всем удивительном, что пережил я за последние двенадцать месяцев.

Меня привлекает также возможность – открыть, на этих страницах, свое сердце, словно в немой исповеди, пред неведомым мне слухом, так как больше не к кому мне обратить свои печальные признания и трудно молчать человеку, испытавшему слишком много.

Для того же, чтобы было видно тебе, благосклонный читатель, насколько можешь ты доверять бесхитростному рассказу и насколько способен я был разумно оценивать все, что наблюдал, хочу я в коротких словах передать и всю мою судьбу.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=113969&p=1

"Огненный ангел" (Брюсов): описание романа из энциклопедии

«Огненный ангел» — роман В.Я. Брюсова. Замысел романа на сюжет из эпохи средневековья, главной героиней которого должна быть ведьма, возник у Брюсова в 1897 г. во время поездки по Германии.

Первоначальный вариант назывался: «Повесть о Ведьме». С начала 1900-х гг. Брюсов был занят поиском материалов. Историческая канва романа была выверена до мельчайших подробностей.

Несколько раз Брюсов переписывал план романа.

Наконец, сама жизнь преподнесла ему и сюжет, и героев. Тогда-то появились граф Генрих фон Оттергейм, с глазами голубыми, как небо, и волосами, словно из тонких золотых нитей; и Рената, мучимая демонами и любовью к Огненному Ангелу, являвшемуся к ней с детства (его воплощение она увидела в Генрихе); и благородный Рупрехт, давший Ренате земную любовь.

Брюсов начал писать роман «Огненный ангел» 7 июля 1905 г.; 24 сентября 1906 была завершена первая редакция. С начала 1907 г. первые части «Огненного ангела» вышли в журнале «Весы» (№№1—3, 5—12). 6 июня 1908 г.

Брюсов закончил третий и последний вариант текста, завершилась и публикация всего произведения («Весы», 1908, №№2, 3, 5—8). В том же году в издательстве «Скорпион» вышло отдельное издание журнального варианта романа, а в 1909 г.

— второе издание, «исправленное и дополненное примечаниями», снабженное иллюстрациями, отобранными автором (гравюры западноевропейских художников XV-XVI вв.).

Роман «Огненный ангел» автобиографичен. В нем отражены реальные взаимоотношения молодого поэта-символиста Бориса Бугаева, писавшего под псевдонимом Андрей Белый (граф Генрих), начинающей писательницы и журналистки Нины Ивановны Петровской, жены редактора издательства «Гриф» Сергея Соколова (Рената), и самого Брюсова (Рупрехт).

Вокруг Бугаева — Белого образовался кружок творчески одаренных молодых людей. Они называли себя «аргонавтами» и своей задачей считали изменение основ бытия и насыщение жизни новым мистическим смыслом, почерпнутым из философии В.С. Соловьева и Ф. Ницше.

Оказавшись среди «аргонавтов», Нина Петровская вскоре полюбила Белого. А тот мечтал реализовать придуманный им вариант идеальной внетелесной, мистической любви. Вспыхнувший роман стал трагедией для обоих.

Брюсов иронизировал по поводу странных отношений «грифихи» и «ангела с демоническими крылышками», но познакомившись с Ниной, увлекся ею. Так судьба Брюсова на годы оказалась связанной с судьбой Нины Петровской — его Ренаты.

«Огненный ангел» — вершина прозаического творчества Брюсова. Искусно стилизованный под средневековую рукопись, роман, действие которого происходит в Германии в 1534—1535 годах, почти документально воссоздает быт той эпохи. Чтобы не возникали сомнения, автор снабдил второе издание обширной библиографией и подробными комментариями.

Среди действующих лиц романа встречаются реальные исторические персоны (Аргиппа, Ульрих Цазий, доктор Фаустус). Писателю удалось показать средневековье глазами человека той эпохи. Благородный Рупрехт — конквистадор, авантюрист и вместе с тем человек достаточно широко образованный, обладающий здравым смыслом и реалистическим взглядом на вещи.

Но ни знания, ни опыт, ни железная воля не мешают ему попасть под власть одержимой Ренаты. Мистика в романе переплетена с реальностью и порой от нее не отличима. Эту многоплановость отметил Андрей Белый в рецензии на «Огненного ангела». Кроме исторических и автобиографических у романа Брюсова есть источники и литературные.

Судьба Рупхерта заставляет вспомнить евангельскую притчу о блудном сыне, а некоторые сцены — шабаш, смерть Ренаты — перекликаются с «Фаустом» Гете.

В 1919 г. «Огненный ангел» увлек молодого композитора С.С. Прокофьева, написавшего оперу на этот сюжет. Первая редакция завершена в 1922 году, вторая — в августе 1927 года.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/ognennyj_angel_brjusov_opisanie_romana_iz_ehnciklopedii/63-1-0-1375

Краткое изложение Огненный ангел Брюсов

В. Я. Брюсов Огненный ангел

Рупрехт встретил Ренату весной 1534 г., возвращаясь после десяти лет службы ландскнехтом в Европе и Новом Свете.

Он не успел засветло добраться до Кельна, где когда-то учился в университете и неподалеку от которого была его родная деревня Лозгейм, и заночевал в одиноко стоявшем среди леса старом доме.

Ночью его разбудили женские крики за стеной, и он, ворвавшись в соседнюю комнату, обнаружил женщину, бившуюся в страшных корчах.

Отогнав молитвой и крестом дьявола, Рупрехт выслушал пришедшую в себя даму, которая

поведала ему о происшествии, ставшем для нее роковым. Когда ей было восемь лет, стал ей являться ангел, весь как бы огненный. Он называл себя Мадиэлем, был весел и добр. Позднее он возвестил ей, что она будет святой, и заклинал вести строгую жизнь, презирать плотское.

В те дни открылся у Ренаты дар чудотворения и в округе слыла она угодной Господу. Но, достигнув возраста любви, девушка захотела сочетаться с Мадиэлем телесно, однако ангел превратился в огненный столп и исчез, а на ее отчаянные мольбы пообещал предстать перед ней в образе человека.

Вскоре Рената действительно встретила графа Генриха фон Оттергейма, походившего белизной одежд, голубыми глазами и золотистыми кудрями на ангела. Два года были они несказанно счастливы, но потом граф оставил Ренату один на один с демонами. Правда, добрые духи-покровители ободрили ее сообщением, что скоро повстречает она Рупрехта, который и защитит ее.

Рассказав все это, женщина повела себя так, будто Рупрехт принял обет служить ей, и они отправились искать Генриха, завернув к знаменитой ворожее, которая только и молвила: “Куда едете, туда и езжайте”. Однако тут же в ужасе закричала: “И течет кровь и пахнет!” Это, впрочем, не отвратило их продолжать путь.

Ночью Рената, боясь демонов, оставляла Рупрехта при себе, но не позволяла никаких вольностей и без конца говорила с ним о Генрихе. По прибытии в Кельн она безрезультатно обегала город в поисках графа, и Рупрехт стал свидетелем нового приступа одержимости, сменившегося глубокой меланхолией.

Все же настал день, когда Рената оживилась и потребовала подтвердить любовь к ней, отправившись на шабаш, чтобы там узнать что-то о Генрихе.

Натершись зеленоватой мазью, которую она дала ему, Рупрехт перенесся куда-то далеко, где голые ведьмы представили его “мастеру Леонарду”, заставившему его отречься от Господа и поцеловать свой черный смердящий зад, но лишь повторившему слова ворожеи: куда едете, туда и поезжайте. По возвращении к Ренате ему ничего не оставалось, как обратиться к изучению черной магии, чтобы стать повелителем тех, к кому он являлся просителем. Рената помогала в изучении творений Альберта Великого, Рогерия Бакона, Шпренгера и Инститориса и произведшего особенно сильное на него впечатление Агриппы Ноттесгеймского.

Увы, попытка вызвать духов, несмотря на тщательные приготовления и скрупулезность в следовании советам чернокнижников, чуть не закончилась гибелью начинающих магов.

Было что-то, что следовало знать, видимо, непосредственно от учителей, и Рупрехт отправился в Бонн к доктору Агриппе Ноттесгеймскому. Но великий открестился от своих писаний и посоветовал от гаданий перейти к истинному источнику познания.

Между тем Рената встретилась с Генрихом и тот сказал, что не хочет больше видеть ее, что их любовь мерзость и грех.

Граф состоял членом тайного общества, стремившегося скрепить христиан сильнее, чем церковь, и надеялся возглавить его, но Рената заставила нарушить обет безбрачия.

Рассказав все это Рупрехту, она пообещала стать его женой, если тот убьет Генриха, выдававшего себя за другого, высшего.

В ту же ночь совершилось первое их соединение с Рупрехтом, а на другой день бывший ландскнехт нашел повод вызвать графа на поединок.

Однако Рената потребовала, чтобы он не смел проливать кровь Генриха, и рыцарь, принужденный только защищаться, был тяжело ранен и долго блуждал между жизнью и смертью.

Именно в это время женщина вдруг сказала, что любит его, и любит давно, только его, и никого больше.

Весь декабрь прожили они, как новобрачные, но вскоре Ренате явился Мадиэль, сказавший, что тяжки ее прегрешения и что надо каяться.

Рената предалась молитве и посту. Настал день, и Рупрехт нашел комнату Ренаты пустой, пережив то, что пережила когда-то она, отыскивая на улицах Кельна своего Генриха.

Доктор Фауст, испытатель элементов, и сопровождавший его монах по прозвищу Мефистофелес пригласили к совместному путешествию.

На пути в Трир во время гостевания в замке графа фон Валлена Рупрехт принял предложение хозяина стать его секретарем и сопровождать в монастырь святого Улафа, где проявилась новая ересь и куда он отправляется в составе миссии архиепископа трирского Иоанна.

В свите его преосвященства оказался доминиканец брат Фома, инквизитор его святейшества, известный упорством в преследовании ведьм. Он был настроен решительно в отношении источника смуты в монастыре – сестры Марии, которую одни считали святой, другие – одержимой бесами. Когда в зал заседания суда ввели несчастную монахиню, Рупрехт, призванный вести протокол, узнал Ренату.

Она призналась в колдовстве, в сожительстве с дьяволом, участии в черной мессе, шабашах и других преступлениях против веры и сограждан, но отказалась назвать сообщниц. Брат Фома настоял на применении пыток, а потом и на смертном приговоре.

В ночь перед костром Рупрехт при содействии графа проник в подземелье, где содержали приговоренную, но та отказалась бежать, твердя, что жаждет мученической кончины, что Мадиэль, огненный ангел, простит ее, великую грешницу.

Когда же Рупрехт попытался унести ее, Рената закричала, стала отчаянно отбиваться, но вдруг затихла и прошептала: “Рупрехт!

Как хорошо, что ты со мной!” – и умерла. После всех этих потрясших его событий Рупрехт отправился в родной Аозгейм, но только издали посмотрел на отца и мать, уже сгорбленных стариков, гревшихся на солнце перед домом.

Завернул он и к доктору Агриппе, но застал его при последнем издыхании. Эта кончина вновь смутила его душу.

Огромный черный пес, с которого учитель слабеющей рукой снял ошейник с магическими письменами, после слов: “Поди прочь, проклятый!

От тебя все мои несчастья!” – поджав хвост и наклонив голову выбежал из дому, с разбегу кинулся в воды реки и больше не появлялся на поверхности. В тот же миг учитель испустил последний вздох и покинул этот мир. Ничего не осталось уже, что помешало бы Рупрехту ринуться на поиски счастья за океан, в Новую Испанию.

(No Ratings Yet) Loading… Краткое изложение Огненный ангел Брюсов« Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. ТолстогоПочему человеческое сознание не может принять сам факт войны? »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-izlozhenie-ognennyj-angel-bryusov/

Валерий Брюсов — Огненный ангел

Когда Рената несколько подросла, Мадиэль возвестил ей, что она будет святой, как Лотарингская Амалия[33], и что именно затем он и послан к ней.

Он много говорил ей о жертве Иисуса Христа, о блаженной покорности Девы Марии, о сокровенных путях к запечатленным вратам земного рая, о святой Агнессе, неразлучной с кротким агнцем, о святой Веронике, вечно предстоящей пред образом Спасителя, и о многих других лицах и вещах, которые могли навести только на благочестивые размышления. По словам Ренаты, если и были у нее прежде сомнения, правда ли, что ее таинственный гость – посланник неба, они не могли не рассеяться дымом после этих речей, так как слуга Сатаны, конечно, не мог бы произносить такого количества святых имен без крайнего для себя мучения. Мадиэль же однажды сам явился Ренате во образе Христа Распятого, и из его огненных, пронзенных рук струилась багрово-огненная кровь.

Ангел усердно заклинал Ренату вести строгую жизнь подвижницы, искать чистоты сердца и просветления ума, и она начала соблюдать все постные дни, установленные святой церковью, посещать каждый день мессу и много молиться наедине, в своей комнате, перед изображением распятия.

Нередко Мадиэль заставлял Ренату подвергать себя жестоким испытаниям: выходить обнаженной на холод, голодать и воздерживаться от питья по нескольку суток подряд, бичевать себя узловатыми веревками по бедрам или терзать себе груди остриями.

Рената проводила по целым ночам на коленях, а Мадиэль, оставаясь подле, укреплял изнемогающую, как ангел Спасителя в саду Гефсиманском. По усиленной просьбе Ренаты коснулся Мадиэль ее рук, и у нее на ладонях означились язвы, как бы знаки Христовых крестных мук, но она эти раны скрывала ото всех людей тщательно.

Читайте также:  Краткое содержание азимов конец вечности за 2 минуты пересказ сюжета

В те дни, благодаря божественной помощи, открылся у Ренаты дар чудотворения, и она исцеляла многих, словно благочестивейший король французский[34], одним прикосновением руки, так что во всей округе слыла девушкой, весьма угодной господу.

Придя в возраст и видя, что девушки ее лет имеют женихов или возлюбленных, Рената приступила к своему ангелу с настойчивой просьбой, чтобы он сочетался с нею и телесно, так как, по его собственным словам, выше всего любовь, а что может быть грешного, если любящие будут связаны сколь можно теснее? Мадиэль живо опечалился, когда Рената высказала ему свои страстные пожелания: его лицо – так она рассказывала – стало при ее словах пепельно-огненным, словно солнце, на которое смотришь сквозь закопченную слюду. Он твердо воспретил Ренате даже думать о плотском, напоминая ей о безмерном блаженстве праведных душ в раю, куда не может вступить никто, предававшийся плотским соблазнам. Рената, не посмев настаивать открыто, порешила достичь своей цели хитростью. Как в дни детства, упросила она Мадиэля провести с нею ночь в постели, и там, обняв его и не выпуская из рук, всеми путями принуждала соединиться с собой. Но ангел, исполнясь великим гневом, развился в огненный столп и исчез, опалив Ренате плечи и волосы.

После того ангел много дней не являлся вовсе, и Рената пришла в крайнее уныние, потому что любила Мадиэля больше всех людей, больше всех бесплотных существ и самого Господа Бога.

Дни и ночи проводила она в слезах, всех окружающих изумляя своим неутешным отчаяньем, лежала долгими часами как мертвая, билась головой о стены и даже искала добровольной смерти, думая хотя на единый миг в другой жизни увидеть своего возлюбленного.

Неотступно обращала она к Мадиэлю мольбы, заклиная его вернуться к ней, обещая торжественно во всем подчиняться его благим решениям, только бы снова ощущать его близость.

Наконец, когда силы уже покидали Ренату, показался ей Мадиэль в сновидении и сказал: «Так как ты хочешь быть со мною в телесном союзе, то я явлюсь тебе в образе человека; жди меня семь недель и семь дней».

Приблизительно через два месяца после этого видения узнала Рената приехавшего в их местность молодого графа из Австрии. Одевался он в белые одежды; глаза у него были голубые, а волосы словно из тонких золотых ниток, так что Рената тотчас признала, что это – Мадиэль.

Но приехавший не хотел показать, что они знают друг друга, и называл себя графом Генрихом фон Оттергейм. Рената всеми способами стремилась привлечь на себя его внимание, не отказываясь даже от пособий ворожеи и приворотных зелий.

Неизвестно, эти ли средства помогли, или граф сам искал Ренату, только он открылся ей в сердечной любви и потребовал, чтобы она покинула с ним тайно родительский кров.

Рената не могла колебаться ни одной минуты, и граф ночью увез ее и поселился с нею, по ее словам, в своем родном замке, на реке Дунае.

В замке графа Рената провела два года, и за это время они были так счастливы, как никто в мире после грехопадения нашего праотца в раю. Жизнь их всегда была близка к миру ангелов и демонов, и были они заняты великим делом, которое должно было принести счастие всем людям на земле.

Печалило Ренату только одно: Генрих ни за что не хотел сознаться, что он – Мадиэль и ангел, упорно выдавая себя за верного подданного герцога Фердинанда[35]. Однако к концу второго года их жизни душой Генриха внезапно овладели темные мысли; он стал сумрачным, унылым, печальным и однажды ночью, совершенно неожиданно, не предупреждая никого, покинул свой замок, уехав неизвестно куда.

Рената ждала его несколько недель; но без своего руководителя не умела она защищаться от нападения злых духов, и они стали мучить ее беспощадно. Не желая оставаться в замке, где она не была хозяйкой, Рената порешила уйти и вернуться к родителям.

Враждебные силы не оставляли ее и на пути, преследовали в поле и на ночлегах, но в то же время добрые духи-покровители всячески обороняли ее и предупреждали, что скоро она повстречает рыцаря Рупрехта, который будет истинным защитником ее жизни.[36]

Так рассказывала Рената, и я думаю, что речь ее заняла много больше часа, хотя я и передал теперь все гораздо короче. Говорила Рената не глядя на меня, не ожидая от меня ни возражений, ни согласия, словно даже обращаясь не ко мне, а исповедуясь пред незримым духовником.

Передавая о таких событиях, какие, без сомнения, потрясли ее жестоко, или сообщая о вещах, которые многим показались бы постыдными и которые большинство женщин предпочло бы утаить, не выказывала она ни волнения, ни стыда.

Я должен заметить, что первая половина рассказа Ренаты, хотя сначала она говорила непоследовательнее и сбивчивее, запомнилась мне отчетливо. Напротив, все, что случилось с нею после ее бегства из родительского дома, осталось для меня тогда очень неясным.

Впоследствии узнал я, что именно в этом месте своей повести она особенно многое утаила и особенно многое передала несогласно с действительностью.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/168339-7-valeriy-bryusov-ognennyy-angel.html

Огненный ангел (сборник) — Валерий Брюсов — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

  1. Интересно! Именно на этом слове, встреченном в романе у Брюсова, Цветаева построила свои любовно-восторженные обвинения его творчеству. «Ударом в сердце». Мол, какое еще «интересно» в готическом романе о событиях, имеющих место в 16 веке и рассказанном человеком того же времени? Интересно. Интересно и то, что роман этот обсуждался, переживался всем серебряным веком.

    Вроде как «Великий Гэтсби» пару лет назад на ЛЛ. Даже не так, куда там Гэтсби? Они же там, в серебряном веке, все друг друга знали! Вот Брюсов написал роман о любви, находясь самолично в любовном треугольнике вместе с коллегами, и все же знают КТО там есть КТО на самом деле! Упоминания об этом романе можно встретить у многих, писавших в то время.

    Никто в подробности не вдается, мол, зачем, каждый читал…

    Читать его можно понимая, что это литературный грим реальной жизненной драмы. А можно читать как исторический, готический, оккультный, религиозный, философский роман. Можно и так, и так.

    Можно прочитав, долго думать и додумывать. «Брюсов: поэт входов без выходов».

    Уж не знаю, может в романе и правда, есть оккультно-литературная формула, заставляющая воображение работать, сочувствовать герою, ведь автора обвиняли в ремесленичестве… разве это важно?

    Итак! Фоном тут являются не времена географических открытий и начала просвещения, не жизнь почтенных бюргеров, которые вроде как тоже заявлены, а времена инквизиции. Есть книги про те времена, в которых про инквизицию не упоминается.

    Это все потому, что игнорируют в них темы магии, бесовщины и ведьмовства. Здесь же, напротив! Сплошная бесовщина, демонщина, ведьмовщина. Можно долго думать, что имел ввиду автор, помня о том, что это его любовная история, и вроде как надо искать аллегории.

    А можно не думать, если знать, что увлекался Брюсов оккультизмом… И нет здесь аллегорий. Время было такое, салоны г-жи Блаватской, превращение реалистов в авантюристов, не дающие им покоя надежно спрятанные копи царя Соломона, проклятия мумий итп.

    (Невольно вспомнился мне уважаемый сеньор Эко, который с таким же рвением и вовлечением в черную мессу, не раз поучаствует в ней, разоблачая в своих книгах.)

    Герои. Как по мне, так они попаданцы. Не смогла поверить я Брюсову, что они жильцы 16 века. Но это неважно. Ведьма, самая настоящая ведьма наша главная героиня. Красивая, раскрепощенная, образованная, одержимая чувством.

    Рыцарь, самый настоящий рыцарь наш главный герой. Сильный, щедрый, образованый, терпеливый, верный, одержимый чувством. Третий герой… Странный, образ его не раскрыт.

    Но не много ли было бы чести раскрывать образ соперника? Он достоин любви, ревности и довольно о нем.

    Из вороха оккультной экзотики иногдя являют лик интересные философские утверждения. Запомнилось: в античные времена не было пуританства и как следствие — ведьмовства. Показалось, что автор тоскует по временам многобожия, отсутствия сдерживающей христианской морали, бунтует своей любимой ведьмой, он с нею заодно…

    Интересно!

    П.С. Очередной роман-вдохновение-первоисточник для Булгаковской М&М.

  2. Знаете, у меня по каким-то причинам на русской классической литературе стоит клеймо труднопроходимой и скучной, хотя замечу, справедливости ради, что привести ни одного достойного примера таковой я не могу. Просто каждый раз перед чтением книги меня охватывает уныние, и чтение я начинаю как трудный бой, который обязана выдержать, но потом оказывается, что опасения были излишни совершенно.

    Но в этот раз разгром ожиданий превзошел вообще все мыслимые пределы. Потому что посоветовали мне «Огненного ангела», как маст рид из русской классики, окунулась я, значит, в уныние (привычка, чего уж тут), открыла книгу, прочла скромное названьице…

    «Огненный ангел, или Правдивая повесть, в которой рассказывается о дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем ее на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа Трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором Агриппою из Неттесгейма и доктором Фаустом, написанная очевидцем».

    Наверное, забавно было видеть со стороны, как меняется мое лицо.

    Честное слово, одного такого названия мне с лихвой хватило, чтобы расплыться в блаженной улыбке и промычать что-то неопределенно восторженное.

    Впору было вообще закрыть книгу и сказать от души: «Спасибо, автор!». Не потому, что такое читать не стоит, а потому, что уже само предвкушение подобной истории вдарило мне как следует по мозгам.

    Но книгу я, понятно, не закрыла, а с непередаваемым удовольствием погрузилась в чтение. Исторический роман, балансирующий на грани реальности и мистики, где действие происходит в Средневековье, хоть и в самом его конце, но все же под бдительным оком инквизиторов – что может быть лучше?

    Тут бы дать краткое представление о сюжете, но в приведенном выше пространном названии оно, в общем, уже дано. Главный герой, Рупрехт, встречает девушку, Ренату, со всеми признаками одержимости.

    То у нее случаются припадки, то преследуют ее явно нечистые силы, и все это довольно странно сочетается с ее пылким рассказом об огненном ангеле Мадиэле, который приходил к ней в детстве, а потом, обидевшись на ее желание близости (эка грешница), исчезнувшего.

    Но Рената уверена, что он воплотился в неком графе Генрихе фон Оттергейме, и вцепляется в Рупрехта с требованием помочь ей его найти. Хотя тут тоже спорный вопрос – Рупрехт сам без всякого сопротивления позволил пленившей его девушке, так сказать, подмять себя.

    Приключения и отношения Рупрехта и Ренаты разворачиваются сложно. Повествование то срывается в чертовщину вроде наплыва бесенят и вызова дьявола, то вдруг возвращается в реальность, отбирая у читателя возможность понять, была ли тут вообще мистика.

    Сама Рената то ведет себя как одержимая самым что ни на есть настоящим демоном, то почти не оставляет сомнений в том, что всему виной психическая болезнь. Наверняка понять все до конца так и не удается, хотя появление на страницах книги Фауста и Мефистофеля как бы намекает.

    Но, как бы то ни было, для меня одна из главных загадок романа – это как Рупрехт умудрился не убить Ренату, с быстротой молнии меняющую свои требования, противоречащую самой себе и вливая эту противоречивость то в сладкие уговоры, то в самые настоящие истерики. Любовь зла, что и говорить.

    Впрочем, в отношении Ренаты и Мадиэля, сущность которого также остается невыясненной, та же ситуация.

    Кстати, говоря о невыясненных сущностях, в огромный плюс автору надо поставить и то, что вся история рассказана от первого лица и таким образом, что многое остается на усмотрение и суд читателя. Это совсем не недостаток, как может показаться, а замечательная особенность, которая добавляет произведению не только загадочности, но и реалистичности.

    Роман мне понравился безумно. Это одна из тех немногих вещей, которые не только великолепны в своей шедевральности, но это еще и мой роман, одна из тех книг, что подходит мне идеально, книга, которую я могу даже не столько читать, сколько пить взахлеб. Даже слов нет, чтобы передать как следует свой восторг и те положительные эмоции, что доставило мне чтение.

  3. Замечательная книга. Замечательная во всех отношениях. Сюжет, персонажи, история, язык написания. Настоящее открытие для меня, ведь к классике я не испытываю должного пиетета, обожания и что там ещё обычно нам вдалбливают в голову снобы и учителя литературы в их классическом образе. Но, повторюсь, эта книга стала для меня открытием, превзошла все мои ожидания.

    Роман очень многогранен.

    В нём найдут что-то интересное для себя как любители готического романа, поклонники оккультной тематики, так и те, кто интересуется творчеством и жизнью самого автора, ведь всем известно, что «Огненный ангел» — это литературная версия реальной личной драмы Брюсова. Люди знающие могут меня поправить, но насколько я поняла и почувствовала, через мысли и переживания главного героя автор показал нам свои собственные.

    Также стало открытием для меня то, что после всех хоррорных книг, которые я обожаю, «Огненный ангел» действительно заставил несколько волосков на моей голове шевелиться. Все эти разговоры и взаимодействия с демонами, ведьмами и прочими тёмными существами действительно жутковатые.

    Нельзя не сказать несколько слов о философии в романе.

    Присутствие в романе реально существовавших личностей, изложение философских идей того (и не только того) времени делают роман правдоподобным, как будто действительно читаешь записи из дневника реального главного героя. Также есть некоторые моменты, на которых хочется остановиться и подумать. И касаются они не сюжета книги, а мироустройства в целом.

    Однозначно, «Огненный ангел» стал для меня открытием этого года. Совсем не та скучная классика с избитыми и устаревшими моралями, которую я терпеть не могу. Нет! Здесь есть динамизм, мистика, закрученный сюжет и мысли, которые заставляют подумать.

Источник: https://MyBook.ru/author/valerij-bryusov/ognennyj-angel-sbornik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector