(1926 г.)
Три первых действия пьесы происходят зимой 1918 года, а четвертое – в начале 1919 года. События пьесы разворачиваются в городе Киеве.
- Главные действующие лица:
- Алексей Васильевич Турбин, полковник-артиллерист, 30 лет;
- Николай Турбин, его брат, 18 лет;
- Елена Васильевна Тальберг, их сестра, 24 года;
- Владимир Робертович Тальберг, полковник генштаба, муж Елены, 38 лет;
- Виктор Викторович Мышлаевский, артиллерист, штабс-капитан, 38 лет;
- Леонид Юрьевич Шервинский, поручик, личный адъютант гетмана;
- Александр Брониславович Студзинский, капитан, 29 лет;
- Лариосик — житомирский кузен Турбиных, 21 год.
- Действие первое
- Картина первая
Квартира Турбиных. Девять часов вечера. Алексей Васильевич работает с бумагами. Николай играет на гитаре и поет. Елена ждет мужа и беспокоится за него, ведь в городе обстановка революционная, наступают войска Петлюры. Братья ее успокаивают, говорят, что немцы надежно охраняют западное направление.
Раздается звонок и входит Мышлаевский.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Он совершенно замерз, рассказывает, что чудом попал в город из Красного Трактира, где крестьяне перешли на петлюровскую сторону. Алексей рад принять его в свою часть, которая размещается в Александровской гимназии.
Пока Мышлаевский грелся у камина, Елена приготовила ему ванну, он уходит. В квартире раздается очередной звонок. Появляется кузен Турбиных из Житомира Ларион с чемоданом и большим узлом. Несмотря на предварительную телеграмму, Турбины не сразу узнали его. Но затем все прояснилось. Оказывается, Лариосик приехал в Киев поступать в университет.
Ларион – маменькин сынок, совершенно неприспособленный к самостоятельной жизни. Он редкостный неудачник, который витает в своем отдельном мире. По дороге из Житомира его обокрали. Елена решает кузена поселить в библиотеке.
В это время возвращается Тальберг, муж Елены. Она очень рада его видеть, рассказывает про Мышлаевского и Лариосика. Тальберг в плохом настроении: город окружили петлюровцы, немцы оставляют Киев и гетмана на волю судьбы, хотя пока никто об этом не знает.
Тальберг тоже планирует бежать в Германию. Он как бы советуется об этом с женой, а на самом деле ставит ее перед фактом своей «командировки». Елену он не может взять с собой, но обещает вернуться через пару месяцев. Пока он строго запрещает ей принимать у себя назойливого поручика Шервинского, личного адъютанта гетмана, дабы не позорить фамилию.
Елена отправляется собирать мужу чемодан. В комнату входят Алексей и Николай, Тальберг рассказывает им о своем отъезде. Алексей в гневе и отказывается даже пожать ему руку напоследок. Николай тоже осуждает трусость Тальберга и называет его «крысой». Полковник генштаба говорит, что они за свои слова ответят, когда он вернется и уезжает.
Картина вторая
Накрыт стол для ужина. Елена грустит, сидя за роялем. Входит Шервинский и преподносит ей огромный букет цветов. Он говорит красивые слова и делает ей комплименты. А когда она рассказывает об отъезде мужа, Шервинский радуется возможности ухаживать в открытую и хвастается своими вокальными данными.
Входят Алексей, Николка, Лариосик и друзья семьи Студзинский с Мышлаевским. Все садятся ужинать. На следующий день назначено выступление дивизиона полковника Алексея Турбина. Гости едят и дружно пьют за здоровье хозяйки. Шервинский продолжает говорить комплименты Елене и рассказывает, что с гетманом все обстоит замечательно, не стоит доверять плохим слухам.
После того как Шервинский предложил тост в честь гетмана, за столом обстановка накалилась. Офицеры не поддержали тост. Алексей резко осуждает действия (точнее бездействие) гетмана. Лариосик некстати говорит тост в честь Елены и ее супруга, отбывшего в Германию.
Шервинский защищает гетмана и упоминает императора Николая II, который, якобы, не убит красными, а находится при дворе Вильгельма, немецкого императора. Ему возражают.
Мышлаевский уже пьян, он сначала хочет идти стрелять комиссаров, потом плачет, затем ему становится плохо и другие офицеры уносят его в ванную.
Елена и Шервинский остаются вдвоем. Ее беспокоит сложившаяся обстановка. Она не верит признаниям Шервинского, упрекает его в нахальстве, но затем признается, что мужа не любит и презирает, а поручик ей симпатичен. Они целуются.
Действие второе
Картина первая
Ночь. Лакей во дворце открывает дверь, и Шервинский входит в кабинет гетмана. Он удивлен, что ни дежурных, ни адъютантов на месте нет.
Шервинский звонит второму личному адъютанту гетмана Новожильцеву, но голос Новожильцева по телефону сообщает, что его нет. Начальник штаба Святошинского полка и его помощники тоже отсутствуют.
Шервинский просит лакея передать вестовому записку, по которой тот должен получить некий сверток.
Появляется сам гетман в блестящих генеральских погонах. На нем — богатая черкеска, малиновые шаровары и сапоги кавказского типа. Гетману около сорока пяти лет, голова его гладко обрита, усы коротко подстрижены.
Он назначил совещание командованию русской и немецкой армий. Шервинский сообщает, что никто не явился, и рассказывает о поведении Новожильцева.
Он также докладывает гетману, что командующий армией добровольцев заболел и уехал вместе со всем штабом в германском поезде.
Кроме того, поступило сообщение, что петлюровские войска прорвали фронт и 1-я конная дивизия, которой командует Болботун, пошла в прорыв. Гетман поражен.
После стука в дверь, входят генерал фон Шратт и майор фон Дуст. Гетман обращается за помощью к представителям германского командования и просит срочно выделить силы для восстановления порядка на Украине. Но генералы гетману отказывают и говорят, что Украина на стороне Петлюры, поэтому они выводят свои дивизии.
Гетману они могут предложить только «эвакуацию» в Германию. Он пытается храбриться, но, в конце концов, соглашается. Немецкие генералы помогают гетману тайно покинуть город.
Шервинский просит взять в поезд и его с невестой, но ему отказывают, объясняя, что мест в эвакуационном поезде нет (кстати, с ними уже едет Новожильцев).
Шервинский остается один. Он звонит Алексею Турбину и рассказывает о предательстве высшего руководства. Затем переодевшись в штатское, которое доставил ему вестовой, и, прихватив забытый гетманом золотой портсигар, поручик исчезает.
Картина вторая
Вечер. Мрачное, пустое помещение, надпись на котором гласит: «Штаб 1-й конной дивизии». За окнами слышен иногда стук копыт. Петлюровцы хозяйничают в городе.
В штаб затаскивают раненого дезертира. Сотник-петлюровец Галаньба жестоко пытает дезертира, который оказывается в итоге тоже петлюровцем. У него обморожены ноги и он пробирался в лазарет. Галаньба приказывает отвести его к лекарю, а потом дать пятнадцать шомполов, чтобы не шастал без документов.
В штаб с большой корзиной приводят местного сапожника, который работает на дому, а затем относит сапоги в магазин. Петлюровцы жадно расхватывают его товар, а сапожнику вместо расписки дают в ухо. Он убегает. Объявляют наступление.
Действие третье
Картина первая
Рассвет. Александровская гимназия. Ружья, ящики, пулеметы… Дивизион готовится к наступлению. Юнкера с песней маршируют по коридорам гимназии.
Офицер сообщает Студзинскому и Мышлаевскому, что из его взвода убежали ночью пять юнкеров. Мышлаевский говорит, что Турбин поехал выяснять обстановку, а затем отдает приказ юнкерам ломать парты и топить печи. Старичок-надзиратель Максим пытается остановить их, но офицеры отмахиваются от него, ведь дров все равно нет, поэтому придется топить партами.
Появляется Алексей Турбин. Он сообщает о роспуске дивизиона. Офицеры и юнкера не понимают его и начинают возмущаться. Но Алексей говорит, что защищать больше некого.
Все руководство, в том числе и гетман, сбежало в Германию. Вести в бой двести человек против двухсоттысячной армии Петлюры, он считает совершенно бессмысленным.
Поэтому Алексей Турбин отдает последний приказ: снимать погоны, бросать винтовки и бежать по домам.
В зале началась страшная суматоха, разбегаются юнкера и офицеры. Алексей отсылает Максима, Мышлаевского просит идти и охранять Елену, а сам остается ждать заставу.
На лестнице появляется Николка и говорит, что не уйдет без Алексея. Алексей вынужден взяться за револьвер, чтобы прогнать Николая.
Появляются юнкера, которые были на заставе и докладывают, что следом идет конница Петлюры. Алексей прикрывает юнкеров, давая им возможность убежать. Раздается взрыв, Алексей падает.
В зал врываются петлюровцы, Николай ранен, но отползает по лестнице вверх и исчезает.
Картина вторая
Рассвет. В квартире Турбиных нет электричества, на столике горит свеча. В комнате разговаривают Елена и Лариосик. Она переживает за братьев, за Студзинского, Мышлаевского и Шервинского. Лариосик готов идти на поиски, но она его останавливает. Он пытается заговорить о Тальберге, но Елена не хочет даже слышать его имя.
Появляется Шервинский и рассказывает новость о бегстве гетмана и взятии города петлюровцами. Он говорит, что сообщил все Алексею, поэтому тот скоро вернется.
Стук в дверь. Входят Студзинский и Мышлаевский, успокаивают Елену и подшучивают над Шервинским, который так яростно защищал гетмана. Но он не растерялся и хвастается перед ними золотым портсигаром, который ему якобы на прощанье подарил гетман за хорошую службу. Все удивляются.
Слышен стук в окно. Мышлаевский и Студзинский выглядывают на улицу, затем убегают и через пару минут заносят раненого Николая. Он без сознания и не может сказать, где Алексей.
Входит Елена. Она в панике, переживает за судьбу Алексея и винит в бездействии собравшихся. Студзинский хватает револьвер и хочет бежать на помощь Алексею, которого нельзя было оставлять одного. В это время, Николка приходит в себя и сообщает страшную новость о смерти Алексея. Елена падает без чувств.
Действие четвертое
Спустя два месяца, Елена и Лариосик наряжают елку к крещенскому сочельнику 1919 года. Лариосик читает стихи и признается в своей любви к Елене. Он кажется ей трогательным. Но она рассказывает, что ее сердце давно занято другим, и Лариосик знает хорошо этого человека. Несчастный кузен идет за водкой, чтобы напиться с горя.
В дверях встречает Шервинского, который принес свежие новости о том, что Петлюра бежит, а к городу подступают красные. Шервинский восторженно говорит о начале новой жизни. Елена соглашается выйти за него замуж, если поручик прекратит хвастаться и лгать. Тальбергу о разводе они решают сообщить телеграммой.
Шервинский бросает портрет Тальберга, который висел на стене, в камин. Они с Еленой уходят в ее комнату.
Появляется бледный и слабый Николай на костылях и ложится на диван. Возвращается Лариосик с бутылкой водки, которую он сумел добыть и благополучно принести домой, чем весьма гордится. Он узнает от Николая, что, судя по горящему в камине портрету, Елена согласилась стать женой Шервинского, и бутылка водки, падая, разбивается вдребезги.
Приходят Студзинский с Мышлаевским в штатском. Они говорят, что красные разбили Петлюру. Студзинский считает, что нужно отправляться следом за Петлюрой в Галицию. А дальше, идти на службу к Деникину и продолжать войну с большевиками. Мышлаевский с ним не согласен.
Он больше не доверяет белым генералам, которые бросили их на позор. А к большевикам он согласен пойти на службу, потому что они не побегут, ведь за них народ, мужики русские. Разгорается спор. Входит Шервинский и сообщает о своей скорой женитьбе на Елене. Все их поздравляют.
Вдруг на пороге появляется Тальберг в штатском и с чемоданом.
Оставшись с Тальбергом наедине, Елена рассказывает о смерти Алексея и ранении Николая. Тальберг говорит, что достал командировку на Дон и приехал забрать с собой жену. Но Елена сообщает ему о разводе и о своих планах стать женой Шервинского. Тальберг хочет устроить сцену, но появляется Мышлаевский и выгоняет его.
Все заходят в комнату с елкой. Лариосик зажигает на елке электрические лампочки и выключает свет. Николаю приносят гитару и он поет. Лариосик произносит речь. Раздаются вдалеке пушечные удары. На улице звучит «Интернационал». Николай говорит, что это пролог новой исторической пьесы. А Студзинский отвечает: «Кому — пролог, а кому — эпилог».
Пересказ для Вас подготовила nadezhda84
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3267
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=3267
Краткое содержание Дни Турбиных | Инфошкола
Дни Турбиных
Пьеса «Дни Турбиных» была создана на основе романа М. Булгакова «Белая гвардия», однако в ходе работы автор вынужден был, учитывая условность сцены и требования цензуры, сжать действие и количество персонажей до минимума и отказаться от многих любимых идей и образов.
Как и в романе, в пьесе Булгаков обращается к изображению семьи в трагические дни гражданской войны и, следуя толстовским традициям, противопоставляет хаосу войны обыденные картины жизни турбинского дома. Пьеса состоит из четырех действий и имеет кольцевую композицию: финал перекликается с началом.
События первых трех действий «Дней Турбиных» относятся к зиме 1918 года, четвертого — к началу 1919 года. С первого действия пьесы драматург любовно творит образ Дома, который складывается из бытовых
реалий, важных для самого автора: огонь в камине, часы, которые нежно играют менуэт Боккерини, рояль, кремовые шторы.
С первой сцены становится понятно, что в этом доме царит атмосфера тепла, дружбы, внимания и сочувствия друг к другу, атмосфера любви. Дом населяют Алексей, Николка, Елена Турбины, но здесь находят теплый прием, чистое белье и горячую ванну обмороженный Мышлаевский, друг дома, и житомирский кузен, которого никто не ждал, Лариосик, поэт и трогательный человечек.
Несмотря на тревожное время, на этом островке уходящего семейного быта находится место друзьям. Только один Тальберг, муж Елены, здесь чужеродное явление. Он ворчит: «Не дом, а постоялый двор». И именно карьерист Тальберг бежит, бросая Елену на произвол судьбы, из этого дома, как крыса с корабля, бежит из обреченного города и страны.
В сцене прощания Алексея с Тальбергом намечается основной конфликт пьесы: между порядочностью, верностью долгу и чести защитников Дома, представителей «белой гвардии», с одной стороны, и подлостью, предательством, трусостью и шкурничеством «штабной сволочи», бегущей из страны с крысьей побежкой», с другой.
Алексей не подает руки Тальбергу , показывая свое неприятие его поведения, и готов за это ответить на поединке чести. Так в семейной линии завязывается конфликт.
Появляется и завязка любовной интриги, которая не играет в конфликте пьесы решающей роли, однако бегство мужа Елены позволяет ей решать свою судьбу самостоятельно и позднее принять предложение Шервинского. Все мужчины дома Турбиных, кроме Лариосика,
офицеры белой армии.
Им предстоит заведомо обреченная попытка отстоять город от Петлюры. Трагическая предопределенность слышится в монологе Алексея во время «последнего ужина дивизиона». Он предчувствует смертельную схватку с большевиками,
негодует по поводу того, что гетман не начал вовремя формирование офицерских корпусов, которые прихлопнули бы не только Петлюру, но и большевиков в Москве. А теперь офицеры превратились в завсегдатаев кафе. «Он В кофейне сидит на Крещатике, а вместе с ним вся эта гвардейская штабная орава».
В дивизионе полковника Турбина «на сто юнкеров — сто двадцать студентов, и держат они винтовку, как лопату». Предчувствуя собственную гибель, Алексей всё же идет защищать город (э На рожон, но пойду!»), по-другому он не может Поступить.
Так же, как и другие офицеры: Мышлаевский, Студзинский и его младший брат Николка.
Война Врывается в дом Турбиных, принося хаос.
Рушится Привычный мир, любимый марш на стихи Пушкина «Песнь О вещем Олеге» приходится петь без «крамольных» слов, в настроениях людей чувствуется надломленность, растерянность, но все же первое
действие завершается лирической сценой объяснения Елены с Шервинским. Как в: во всей пьесе, в этой сцене трагическое удачно переплетается с комическим: поцелуй влюбленных прерывается репликой пьяного Лариосика: «Не целуйтесь, а то меня тошнит».
Во втором действии сюжет выходит за рамки турбинского дома, приобщая семейную линию к исторической. Булгаков показывает штаб гетмана, куда заступил на дежурство Шервинский, немцев, забирающих гетмана с собой, затем Штаб l-й конной дивизии
петлюровцев, занимающихся откровенным разбоем.
Бегство переодетого гетмана, офицеров штаба и главнокомандующего добровольческой армии, оставивших защитников города без руководства, позорно предавших их, вынуждает Полковника Турбина распустить дивизион. Вовремя предупрежденный Шервинсвим, Алексей решает взять на себя эту ответственность, чтобы спасти жизни юных добровольцев в: офицеров.
Сцена в вестибюле Александровской Гимназии является кульминационной для всей пьесы и для обе-
их сюжетных линий. Алексей не сразу встречает понимание у своего дивизиона. Возникает суматоха, кто-то плачет, кто-то грозит полковнику револьвером, требует его арестовать. Тогда Турбин задает главный вопрос: «Кого вы желаете защищать? » На этот вопрос уже нет ответа.
Раньше был, теперь вместо великой России и армии — «штабная сволочь» и кофейная армия, То же самое на Дону, всюду. «Белому движению … конец … Народ нес нами. Он против нас». В этом контексте гибель Алексея, воплощающего образ благородного, бескомпромиссного, честного офицера и человека, символична.
Распустив дивизион, Турбин остается ждать заставу, а по мнению Николки, не покинувшего брата, несмотря на все угрозы, ждать «смерти от позора», которая не замедлила явиться. Гибнет Алексей, гибнет белое движение на Украине. Николка ранен, но спасся, и ему предстоит сообщить Елене о том, что «убили командира».
Опять действие перемещается в дом Турбиных, понесший трагическую утрату. Вернулись все офицеры, кроме Алексея, и Елена, потерявшая голову от горя, обвиняет их, добавляя к боли утраты еще и чувство вины.
Студзинский не выдерживает этих обвинений и пытается застрелиться. Елена все же находит мужество отказаться от своих слов: «Я от горя сказала. У меня помутилось в голове.
Отдайте револьвер!» И истерический крик Студзинского: «Никто не смеет меня упрекать! Никто! Никто! Все приказания полковника Турбина я исполнил!» — подготавливают реакцию Елены на последнее признание Николки о гибели Алексея и ее обморок.
Даже в непосильном горе эти люди сохраняют благородство и великодушие.
Последнее действие приходится на Крещенский сочельник, наступивший через два месяца после описанных событий. «Квартира освещена. Елена и Лариосик убирают елку».
Булгаков, создавая реалистическое и исторически выверенное произведение, впервые нарушил историческую хронологию, перенеся уход петлюровцев из Киева на две недели вперед, так важно ему было, по его собственному признанию, использовать елку в последнем действии.
Образ сияющей огнями елки возвращал в осиротевший дом уют,
воспоминания детства, отгораживал от войны и хаоса и, самое главное, давал надежду. На какое-то время за кремовые шторы вернулся мир с его праздником (Крещение во что?), путаницей взаимоотношений, торжеством дружбы.
Лариосик объясняется Елене в любви, Елена и Шервинский объявляют о своей помолвке, и неожиданно возвращается Тальберг.
С точки зрения логики характера, это возвращение не оправдано: не мог трус Тальберг решиться на такое рискованное предприятие — заехать в осажденный красными Киев по дороге на Дон. Однако для завершения основного конфликта, а также и любовного, необходимо было разделаться с Владимиром Робертовичем окончательно, а в его лице — со всей «штабной сволочью».
Главное обвинение ему — гибель Алексея. К Тальбергу уже нет такого снисхождения, как к друзьям, сделавшим все зависящее от них: он предатель.
Турбинский дом снова собрал за столом теплый круг друзей, но нет Алексея, а Николка — калека, за окном оркестр играет «Интернационал. И салютуют большевистские пушки. Будущее тревожно и неясно.
Подвести итог писатель доверяет по преимуществу
военному человеку Мышлаевскому и человеку не военному Ларносику. Виктор Мышлаевский прогоняет Тальберга, он же берет на себя ответственность высказать то, что сказал бы Алексей, будь он жив. Мышлаевский отказывается идти на Дон, под командование тех же генералов. Он отказывается и бежать из России: «Я не поеду, буду здесь, в России.
И будь с ней что будет!» Очевидно, что все герои «Дней Турбиных» разделят судьбу отечества, как это делали благородные люди того времени, как правило, обрекая себя на гибель или страдание. Мышлаевскому же принадлежит высказанное убеждение, что будущее у России есть. «Прежней не будет, новая будет.
Новая и снова звучит победный марш: «Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит!» Социальный враг на пороге, но в доме горит елка, Лариосик говорит речь: Мы все снова вместе». Лариосин великодушно желает любимой женщине счастья с другим и цитирует Чехова: «Мы отдохнем, мы отдохнем». А дальше новая историческая пьеса.
Война и мир, хаос и тихая « гавань с кремовыми шторами», порядочность и предательство, история и частная жизнь семьи — составляющие конфликта пьесы, ее вечного общечеловеческого контекста. Булгакову пришлось многое изменить под давлением Главреперткома, добавить «красный» акцент.
Однако пьеса сохранила свою притягательную силу — исключительное обаяние героев, образ Дома-корабля, устоявшего в борьбе со стихией, незыблемые даже в это смутное время ценности: любовь к родине, к женщине, к семье, дружба, не подвластная идейным разногласиям, верность чести и долгу.
Источник: https://info-shkola.ru/kratkoe-soderzhanie-dni-turbinyh/
Семья Турбиных (по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных»)
Пьеса «Дни Турбиных» была написана по заказу московского Художественного театра в 1926 году (после того, как в 1925 году в журнале «Россия» была напечатана часть романа «Белая гвардия»). И роман, и спектакль вызвали настоящую бурю среди рапповской критики. Устраивались литературные суды, проводились диспуты.
Зрители, читатели и критики горячо спорили о судьбе русской интеллигенции после революции, о ее связи с народом. Сейчас, когда нам известно многое из того, о чем не могли знать в 20-е годы ни сам Булгаков, ни Алексей Турбин — выразитель идейного смысла пьесы, мы по-другому воспринимаем судьбы ее героев.
Ведь многие из тех, кто добровольно пошел служить Советской власти, оказались в 30-е годы в лагерях. Трагически сложилась и судьба самого Булгакова, которого обвиняли в воспевании белогвардейщины — его не печатали, не давали работать и фактически лишили читателей. Да, теперь мы знаем горькую правду истории.
Но булгаковская драматургия продолжает жить, не сходя со сценических подмостков. В чем же дело?
Видимо, в волшебном обаянии героев пьесы. Оно — в самой атмосфере турбинского дома, семьи, в которой современники писателя узнавали большую и дружную семью Булгаковых.
Автору часто ставили в вину, что у него белые офицеры — хорошие, умные, смелые люди, достойные сочувствия и уважения.
Это был круг людей, которых киевский студент Михаил Булгаков хорошо знал, они бывали в доме и вносили в его строй свои неповторимые ноты.
К моменту трагических событий 1918—1919 годов в Киеве семья Турбиных уже не является семьей в традиционном смысле слова. Родителей нет в живых, есть только два брата и замужняя сестра, супруг которой, Тальберг — инородное тело в турбинском доме. Но настоящая дружная семья обычно держится на каком-то светлом, добром, мудром человеке.
И этот человек — Елена, которую не случайно называют «Лена ясная». В ней твердость характера, доброта, отзывчивость, мужество сочетаются с обаянием и женственностью. Елену любят и берегут братья, в нее влюблены все бывающие у Турбиных — и нелепый, смешной кузен Ларио-сик, и щеголеватый красавец Шервинский, и грубоватый вояка Мышлаевский.
И все они видят в «Лене ясной» не только красивую женщину. Она — душа дома, его подлинное тепло.
Старший из братьев, Алексей Турбин, — совесть дома. Он сдержан, скуп на слова и ласку, но его слово — закон не только для всех, кто вхож в турбинский круг. Он — храбрый и честный военный, умеющий в трудную минуту взять на себя ответственность за жизнь и честь подчиненных.
Узнав о предательстве гетмана Скоропадского и бегстве его с отступающими немцами, Алексей своей властью распускает юнкеров по домам: «Борьба с Петлюрой закончена. Приказываю всем, в том числе и офицерам, немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам.
Я кончил. Исполнять приказание!» Полковник Турбин выдерживает бурю возмущения и умеет настоять на своем. Он не привык кривить душой, поэтому не подает руки Тальбергу, готовому спасать свою жизнь любой ценой, даже бросив жену на произвол судьбы.
Алексей погибает, прикрывая отход юнкеров, как настоящий человек и настоящий командир. Младший брат, Николка, общий любимец, добродушный, веселый, совсем юный. С ним обращаются строго, но уважительно. И в решающую минуту он способен стоять насмерть под пулями вместе со старшим братом.
А после гибели брата Николка, несмотря на юность, готов беречь сестру и отвечать за дом. Материал с сайта //iEssay.ru
Особенность каждой семьи в том, что она дает возможность каждому жить своей жизнью: учиться, работать, воевать, влюбляться. Семья обеспечивает прочный тыл: здесь будут рады твоим успехам, примут и поймут в случае поражения. Лучше всего отношение к этому дому выразил Лариосик: «Господа, кремовые шторы…
За ними отдыхаешь душой… Забываешь о всех ужасах гражданской войны. А ведь наши израненные души так жаждут покоя…
» Понимание и душевное тепло привлекает в семье Турбиных таких разных людей, как смешной, немного высокопарный, но добрый и чистый поэт Лариосик, чем-то похожий на Хлестакова адъютант Шервинский, немногословный, сдержанный капитан Студзинский, прямой и откровенный артиллерист Виктор Мышлаевский.
Им в этом доме позволено быть собой, но при этом соблюдать неписаный кодекс турбинского бытия (сюда входят честность, порядочность, великодушие, взаимное уважение). Нарушивший эти законы Тальберг изгоняется — предательства здесь не прощают.
Турбины — настоящая семья, которая не отрекается от своих детей в любой ситуации, противостоит угрюмому и жестокому миру. Это обаяние простой и дружной жизни, во многом утраченное из-за тяжестей быта и грозных исторических событий, до сих пор продолжает очаровывать читателей и зрителей булгаковской пьесы.
На этой странице материал по темам:
- сочинение отношения в семье Турбиных М.Булгакого
- состав семьи турбиных
- булгаков дни турбиных краткое содержание
- рассказ о семье турбиных
- дом и семья в » дни турбиных
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/b/bulgakov/sochineniya/dni-turbinyh/semya-turbinyh-po-pese-m.-bulgakova-dni-turbinyh
Биография Булгакова М. А
3 мая 1891 года родился известный писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Его отцом был доцент Киевской духовной Академии, в чьей семье было семеро детей.
В 1909 году Михаил Булгаков после окончания Первой киевской гимназии стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Выбор профессии был выбран Булгаковым из-за того, что братья матери были врачами, и он видел каких успехов добились они. Михаил Афанасьевич отучился 7 лет, врачом на флоте его не взяли, и он отправился добровольцем Красного Креста в госпиталь.
Уже в 1913 году Булгаков женится на Татьяне Лаппа. Но весь их брак с самого начала сопровождается нехваткой денег. Им не хватало даже на элементарные вещи, а все потому что Булгаков любил жить не по средствам. Он считал, что если ему захотелось поехать на такси, то он поедет на такси, а то что это были последние дни, которые лучше бы потратить на еду, его не волновало.
Михаил Афанасьевич несколько месяцев работал врачом на фронте, после начала Первой мировой войны. Потом он поехал работать в село Никольское, и потом работал в Вязьме.
Булгаков с целью облегчить аллергию в 1917 году стал употреблять морфий, но вскоре это превратилось в зависимость. В том же году Федор Михайлович впервые побывал в Москве. Жил там он у дяди, который был прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».
В 1918 году Булгаков вернулся в Киев, начал частную практику врача-венеролога и перестал употреблять морфий. Но уже в следующем году писатель был мобилизован как военный врач в армию украинской народной республики.
И далее его путь был очень разнообразный: его мобилизовали в белые Вооруженные силы Юга России, был врачом Красного креста, затем обратно в силы Юга России, Булгаков был и на северном Кавказе.
Наконец, когда он был вынужден покинуть страну из-за болезни тифом Михаил Афанасьевич понял, что ему нужно было делать всегда – писать.
С 1921 году Булгаков начинает сотрудничать с газетами и журналами, начинает писать свое первое произведение «Накануне» и продолжает работать над своим творчеством. Михаил Афанасьеви вступает в 1923 году во всероссийский союз писателей, а в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской, с которой познакомился за год до этого.
Творчество Булгакова было признано многими людьми, даже такими как Иосиф Сталин. Пьесы Михаила Афанасьевича были показаны в театре, и благодаря слову Сталина никто не мог их запретить. Но все же критиковать писателя тоже было кому.
По его личным подсчетам за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и только 3 благожелательных. С большими успехами прошли премьеры пьес «Дом Турбиных», «Зойкина Квартира», «Багровый остров». В 1928 году у Булгакова появилась идея сюжета великого произведения «Мастер и Маргарита».
В этом же году писатель начинает работу над пьесой «Кабала святош».
Через год он знакомится со своей будущей третей женой Еленой Шиловской. Она стала последней женой Булгакова, поженились они в 1932 году.
В 1930 году в творчестве писателя произошло страшное, его перестают печатать, его пьесы запрещают показывать в театрах.
Булгаков писал во все инстанции с просьбой либо эмигрировать, либо работать во МХАТе, тогда Сталин позвонил драматургу и посоветовал ему обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. С этого года Булгаков работает режиссером в Центральном театре рабочей молодежи.
И в этом же году переходит в МХАТ, где работает 6 лет режиссером-ассистентом. Этот период подарил Булгакову не только опыт работы в театре, но и многих персонажей для своих будущих произведений.
Михаил Афанасьевич ушел с театра в 1936 году, после скандала вызванного поставленным им спектаклем «Кабала святош». Булгаков начинает работать в Большом театре как либреттист и переводчик.
Через три года у Михаила Афанасьевича ухудшилось здоровье, у него прогрессировал гипертонический нефросклероз, и писатель, чтобы уменьшить боль, продолжает принимать морфий.
С этого момента писатель начинает диктовать своей жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита», который был опубликован спустя 26 лет после смерти писателя, и именно этот роман принес мировую известность Булгакову.
Вся эта болезнь и муки родных, близких и самого Булгакова продлились до 10 марта 1910 года. Именно в этот день Михаила Афанасьевича не стало.
Источник: https://kratkiy-pereskaz.ru/category/bulgakov/show/90/