Краткое содержание был не крайний случай голявкина за 2 минуты пересказ сюжета

  • Открытие нового знания
  • -Вы прочитали дома произведения «Плохие сны» Ирины Пивоваровой и «Был не крайний случай» Виктора Голявкина, так как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
  • -А какова будет цель и задачи нашего сегодняшнего урока?

-Начнем наш урок с биографии Ирины Михайловны Пивоваровой. Родилась в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.

С основными сборниками писательницы, вы, можете познакомиться на слайде.

Основными популярными сборниками рассказов и повестей Ирины Пивоваровой стали «О чём думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора.

Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».

По стихотворениям Ирины Михайловны Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая». Ирина Михайловна также написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк», «Жирафа и очки». Умерла в 1986 году.

  1. -Итак, что, вы, запомнили из биографии Ирины Пивоваровой?
  2. -А какие произведения, вы, запомнили?
  3. — А вы читали какие-нибудь произведения Ирины Пивоваровой, кроме «Плохие сны»?

-Сейчас давайте поговорим о произведении «Плохие сны». Какой жанр этого произведения? (рассказ)

  • -О чём этот рассказ?
  • -Как вы думаете, спасёт ли открытая форточка от плохих снов?
  • -А от угрызений совести?
  • -Чему нас учит это произведение?

-Сейчас мы будем читать по ролям. Какой отрывок можно прочитать по ролям? И сколько человек там участвует?

  1. -Чему учит нас этот рассказ?
  2. -А вы когда-нибудь так поступали?
  3. -Какова главная мысль этого произведения?
  4. -Давайте перейдем к следующему автору и его произведению «Был не крайний случай».
  5. Виктор Владимирович Голявкин

Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке.

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы.

-А теперь прочитайте то, что написано на слайде.

-Что, вы, нового для себя узнали?

Невозможность публикации невписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём».

Умер в Санкт-Петербурге 24 июля 2001 года.

-Какого жанра это произведение? Докажите.

  • -Расскажите краткое содержание
  • произведения «Был не крайний случай».
  • -Как вам кажется, стыдно ли забыть правило?
  • -А обмануть доверие учителя?
  • -А как бы вы поступили в этой ситуации?

-Какой момент из рассказа запомнился, вам, больше всего? Почему?

  1. Слушают учителя
  2. Ответы учеников
  3. Слушают учителя
  4. Читают текст
  5. Ответы учащихся
  6. Работа с текстом, чтение по ролям.
  7. Ответы учащихся
  8. Слушаю учителя
  9. Работа с текстом, говорят то, что запомнили.

Кратко пересказывают произведение В.В. Голявкина «Был не крайний случай».

  • Работа с текстом
  • Отвечают на вопросы.
  • Познавательные:
  • Получение новой информации об авторах
  • Личностные:
  • Высказывают свое мнение
  • Регулятивные:
  • Работа с текстом
  • Познавательные:
  • Осуществляет поиск и выделяет конкретную необходимую информацию
  • Стоят речевое высказывание

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/50903-im-pivovarov-plohie-sny-vv-goljavkin-byl-ne-k

Урок по чтению "Был не крайний случай" (3 класс)

Тема: «Был не крайний случай», В. Голявкин

Цели: — познакомить учащихся с рассказом «Был не крайний случай

                  • учить читать целыми словами, соблюдая интонацию.
                  • развивать устную речь учащихся, через полные ответы на вопросы
                  • воспитывать познавательный интерес к чтению, через использование интересных видов работ.

Ход урока

1. Орг. момент

Здравствуйте. Ребята! Начнем урок чтения, будьте внимательны и сосредоточенны.

  • Поиграем в игру «4-ый лишний»
  • Учащимся показываются картинки, надо угадать какая картинка лишняя и объяснить почему.
  • чтобы хорошо и правильно читать, мы потренируемся читать целыми словами на маленьком стихотворении, которое вы видите на доске.
  • Сам все делает наш мишка:
  • Сам зашил свои штанишки,
  • Починил свой самокат.
  • Мыть посуду тоже рад.
  • Делать многое без мамы,
  • малыши учитесь сами. (картинку маленького мишки на доску)
  • Сначала прочитаю его я, вы внимательно слушайте и запоминайте, как я выделяю знаки препинания интонацией.
  • Затем читает сильный ученик, средний, слабый.

Молодцы! Вспомните, как называется раздел с которым мы работаем на уроках чтения (выслушать ответы детей) — Что такое хорошо….

Данное маленькое стихотворение относится к нашему разделу? Почему?

    1. Сообщение темы и целей урока

сегодня мы еще познакомимся с рассказом из раздела «Что такое хорошо…», и называется этот рассказ «Был не крайний случай», автор В. Голявкин. Будем продолжать учиться читать целыми словами, соблюдая интонацию.

    1. Чтение текста с нацеливающем вопросом

  1. я сейчас познакомлю вас с рассказом, вы внимательно слушайте, а после моего чтения ответьте на вопрос.
  2. Сколько раз разрешила учительница прочитать мальчику книжку перед пересказом?
  3. Какой был задан вопрос? ( выслушать ответы учащихся)
  4. Физминутка
  5. 5 . Чтение текста и анализ содержания
  6. а) чтение трудных слов
  7. прежде чем вы начнете самостоятельно читать рассказ, разберем трудные слова, которые встречаются в тексте.
  8. На доску прикрепляется карточка со словом — НАУГАД
  9. прочитайте, что означает?
  10. б) чтение про себя
  11. Сейчас вы будете читать про себя, но старайтесь читать тихо, шепотом, чтобы не мешать другим ребятам.
  12. в) чтение вслух и анализ содержания

Прочитаем рассказ вслух, будем читать по цепочке по 2 предложения. Следите!

После чтения, ответы на вопросы стр. 9 № 1-3

г) чтение текста полностью с целью отработки правильного чтения

Читаем целыми словами, выразительно. На оценку.

Начинает читать Даша, поставить оценку, объяснить почему такая оценка.

На оценку читают 3-4 ученика.

Послушайте, следующее задание. Найдите отрывок, где можно прочитать по ролям.

Какие роли можно выделить? ( автор, учительница, папа.)

  • ребята, выходите к доске, будем читать по ролям.
  • Ученики читают по ролям 2 раза. ( Поставить оценки)
  • 6. Заключительная работа по прочитанному
  • Ответьте, пожалуйста, на вопрос — в чем проявилась честность мальчика?
  • 7 Домашнее задание

Откроем дневники запишем д/з, стр. 8-9, читать, отвечать на вопрос №5.

Сегодня мы с вами познакомились с рассказом «Был не крайний случай» В. Голявкина. Продолжили читать целыми словами,читали по ролями, отвечали на вопросы. Я поставила оценки за урок…

Источник: https://infourok.ru/urok-po-chteniyu-bil-ne-krayniy-sluchay-klass-1174449.html

Читать Повести и рассказы

Тут мама в комнату входит.

— Что такое, — кричит, — почему вода?

— Не беспокойся, мама, всё будет в порядке. Надо только насос починить.

— Какой насос?

— Чтобы воду качать…

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.

Всё оказалось так просто. А мама мне говорит:

— Ничего. Ты мне всё же помог.

Новая рубашка

  • Хотя на дворе мороз и снег, я расстегнул пальто на все пуговицы и заложил за спину руки.
  • Пусть все видят мою рубашку, которую мне сегодня купили!
  • Я ходил по двору взад–вперёд, поглядывая на окна.
  • Шёл с работы мой старший брат.

— О, — сказал он, — какая прелесть! Только смотри не простудись. — Он взял меня за руку, привёл домой и надел мне рубашку поверх пальто.

— Теперь гуляй, — сказал он. — Какая прелесть!

Все куда–нибудь идут

  1. После лета все во дворе собрались.
  2. Петя сказал:
  3. — Я иду в первый класс.
  4. Вова сказал:
  5. — Я во второй класс иду.
  6. Маша сказала:
  7. — Я в третий класс иду.
Читайте также:  Краткое содержание похождения бравого солдата швейка гашек за 2 минуты пересказ сюжета

— А я? — спросил маленький Боба. — Выходит, я никуда не иду? — И заплакал.

Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать.

— Як маме иду! — сказал Боба.

И он пошёл к маме.

Краткое содержание Был не крайний случай Голявкина за 2 минуты пересказ сюжета

  • Неохота всё время пешком ходить

Неохота всё время пешком ходить. Прицепился сзади к грузовику и еду. Вот и школа за поворотом. Только вдруг грузовик быстрей пошёл. Будто нарочно, чтоб я не слез.

Школу уже проехали. У меня уже руки держаться устали. И ноги совсем затекли. А вдруг он так целый час будет мчаться?

Пришлось в кузов забраться. А в кузове мел был какой–то насыпан. Я в этот мел и упал. Такая пыль поднялась, что я чуть не задохся. Сижу на корточках. За борт машины держусь руками. Трясёт вовсю! Боюсь, шофёр меня заметит, — ведь сзади в кабине окошечко есть. Но потом понял: он не увидит меня, — в такой пыли трудно меня увидеть.

Уже за город выехали, где дома новые строят. Здесь машина остановилась. Я сейчас же выпрыгнул — и бежать.

На улице все на меня смотрели. Даже пальцем показывали. Потому что я весь белый был. Один мальчишка сказал:

— Вот здорово! Это я понимаю!

  1. А одна девочка маленькая спросила:
  2. — Ты настоящий мальчик?
  3. Потом собака чуть не укусила меня…

Не помню уж, сколько я шёл пешком. Только, к школе когда подходил, все из школы уже выходили.

Был не крайний случай

В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу.

Анна Петровна сказала мне:

— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.

  • — А если я не запомню?
  • — Пиши, как запомнишь.
  • — А третий раз ни за что нельзя?
  • — В крайнем случае — можно.

Пришёл я домой. Прочёл два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово «окно» писать — через «а» или «о». А что если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу–ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.

Папа сказал:

— Этот случай не крайний. Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.

Правило я забыл. Пришлось наугад писать.

  1. Анна Петровна прочла пересказ.
  2. — Что же ты слово «окно» через «а» написал?
  3. Я говорю:

— Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.

Моя работа

  • Старший брат мастерил приёмник, а младший ходил вокруг и мешал.
  • — И я работать хочу, — просил он.

— Вот пристал, — сказал старший брат. — На тебе молоток и гвоздь.

Младший нашёл кусок фанеры и приступил к работе.

Тук–тук–тук — вся фанера в дырках! Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальце чуть–чуть не сделал дырку.

— А ну–ка, — сказал старший брат, — дай сюда. —И прибил фанеру к приёмнику.

— Вот и всё, — сказал старший брат, — готов приёмник.

Младший вышел во двор и. привёл ребят.

— Это я сделал. Моя работа!

— Весь приёмник сделал?

— Не весь, конечно, но главную часть. Без неё приёмник бы не работал.

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как–то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Никакой я горчицы не ел

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

  1. Смотрю — машина стоит, шофёр что–то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:
  2. — Поломалась?
  3. Молчит шофёр.

— Поломалась? — спрашиваю.

  • Он молчит.
  • Я постоял, постоял, говорю:
  • — Что, поломалась машина?
  • На этот раз он услышал.

Краткое содержание Был не крайний случай Голявкина за 2 минуты пересказ сюжета

— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

— Да я… я не умею…

— Раз не умеешь, не надо. Я уж как–нибудь сам.

Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошёл.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

  1. — Как с патентом? [1]
  2. Другой говорит:
  3. — Хорошо с патентом.

«Кто это, — думаю, — патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что–то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

  • — Гляди–ка, парень как рот раскрыл.
  • И ко мне обращается:
  • — Что тебе?
  • — Мне ничего, — отвечаю, — я просто так…
  • — Тебе нечего делать?
  • — Ага.

— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

  1. — Вижу.
  2. — Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.
  3. — Как это?

— А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его. И смеются оба.

Я что–то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

  • — Не смешно, — говорю, — а вы смеётесь.
  • Они как будто не слышат.
  • Я опять:

— Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

— Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся? Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись.

Значит, я опоздал немножко…

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

  1. Дворник вдруг из ворот выходит.
  2. — Не тронь метлу!
  3. — Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…

— А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой–то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

— Куда лезешь? Эй!

Смотрю — нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто–то кричит! Выше стал подниматься — опять:

— А ну слезь!

Источник: https://online-knigi.com/page/201724?page=13

Виктор ГолявкинА ты постарайся! (сборник)

Краткое содержание Был не крайний случай Голявкина за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Был не крайний случай Голявкина за 2 минуты пересказ сюжета

Неохота все время пешком ходить. Прицепился сзади к грузовику и еду. Вот и школа за поворотом. Только вдруг грузовик быстрей пошел. Будто нарочно, чтоб я не слез. Школу уже проехали. У меня уже руки держаться устали. И ноги совсем затекли. А вдруг он так целый час будет мчаться?

Пришлось в кузов забраться. А в кузове мел был какой-то насыпан. Я в этот мел и упал. Такая пыль поднялась, что я чуть не задохся. Сижу на корточках. За борт машины держусь руками. Трясет вовсю! Боюсь, шофер меня заметит – ведь сзади в кабине окошечко есть. Но потом понял: он не увидит меня – в такой пыли трудно меня увидеть.

Уже за город выехали, где дома новые строят. Здесь машина остановилась. Я сейчас же выпрыгнул – и бежать.

Хотелось все же в школу успеть, несмотря на такой неожиданный поворот дела.

На улице все на меня смотрели. Даже пальцем показывали. Потому что я весь белый был. Один мальчишка сказал:

Читайте также:  Краткое содержание в дурном обществе короленко за 2 минуты пересказ сюжета

– Вот здорово! Это я понимаю!

  • А одна девочка маленькая спросила:
  • – Ты настоящий мальчик?
  • Потом собака чуть не укусила меня.

Не помню уж, сколько я шел пешком. Только к школе когда подходил, все из школы уже выходили.

Был не крайний случай

В классе все пересказ писали, а я, как на зло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу.

Анна Петровна сказала мне:

– Вот возьми домой книжку, прочти ее и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.

  1. – А если я не запомню?
  2. – Пиши, как запомнишь.
  3. – А третий раз ни за что нельзя?
  4. – В крайнем случае – можно.

Пришел я домой. Прочел два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово «окно» писать – через «а» или «о».

А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я все запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.

– Этот случай не крайний, – сказал папа. – Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.

Правило я забыл. Пришлось наугад писать.

  • Анна Петровна прочла рассказ.
  • – Что же ты слово «окно» через «а» написал?
  • Я говорю:

– Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.

Моя работа

Старший брат мастерил приемник, а младший ходил вокруг и мешал.

– И я работать хочу, – просил он.

– Вот пристал, – сказал старший брат. – На тебе молоток и гвоздь.

Младший нашел кусок фанеры и приступил к работе.

Тук-тук-тук – вся фанера в дырках! Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальце чуть-чуть не сделал дырку.

– А ну-ка, – сказал старший брат, – дай сюда. – И прибил фанеру к приемнику.

– Вот и все, – сказал старший брат, – готов приемник.

Младший вышел во двор и привел ребят.

– Это я сделал. Моя работа!

– Весь приемник сделал?

– Не весь, конечно, но главную часть. Без нее приемник бы не работал.

Никакой горчицы я не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички по-ют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошел. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

  1. Смотрю – машина стоит, шофер что-то в моторе смотрит.
  2. Я его спрашиваю:
  3. – Поломалась?
  4. Молчит шофер.

– Поломалась? – спрашиваю.

  • Он молчит.
  • Я постоял, постоял, говорю:
  • – Что, поломалась машина?
  • На этот раз он услышал.

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Да я… не умею…

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошел.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

  1. – Как с патентом[1]?
  2. Другой говорит:
  3. – Хорошо с патентом.

«Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент еще скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

  • – Гляди-ка, парень как рот раскрыл.
  • И ко мне обращается:
  • – Что тебе?
  • – Мне ничего, – отвечаю, – я просто так…
  • – Тебе нечего делать?
  • – Ага.

– Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

  1. – Вижу.
  2. – Подойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.
  3. – Как это?

– А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

  • – Не смешно, – говорю, – а вы смеетесь.
  • Они как будто не слышат.
  • Я опять:

– Не смешно совсем. Что вы смеетесь?

Потом один говорит:

– Мы совсем не смеемся. Где ты видишь, что мы смеемся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…

О! Метла у стены стоит.

  1. И никого рядом нету.
  2. Дворник вдруг из ворот выходит.
  3. – Не тронь метлу!
  4. – Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…

– А не нужно, так и не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти еще рано. Уроки еще не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть? Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

– Куда лезешь? Эй!

Смотрю – нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься – опять:

– А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

– Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешел на ту сторону улицы. Наверх, на леса смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали все увидел – рабочие на лесах штукатурят, красят…

Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Еще круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

– Плати, мальчик, снова.

– У меня больше денег нету. Только три копейки было.

– Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

– Ой, мне далеко пешком идти!

– А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошел?

– Откуда вы знаете?

– Я все знаю. По тебе видно.

– А чего видно?

– Видно, что в школу ты не пошел. Вот что видно. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.

– Никакой я горчицы не ел…

– Все равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно.

А потом говорит:

– Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай. – Но я все равно сошел. Неудобно как-то.

Место совсем незнакомое. Никогда в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшами землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да еще землю копает.

  • Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:
  • – В ковш хочешь попасть?
  • Я обиделся.

– Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я веселый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе. Он посмотрел на меня удивленно.

  1. – Ты что?
  2. – А что?
  3. – Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я еще больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

  • А он:
  • – Что с тобой?
  • – А чего?
  • – Что ты мне рожи строишь?
  • – На экскаваторе покатайте меня.

– Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

– Я тоже, – говорю, – хочу на нем работать.

Он говорит:

– Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Читайте также:  Краткое содержание на западном фронте без перемен ремарка за 2 минуты пересказ сюжета

Но почему мне так скучно?

Путешественник

Я твердо решил в Антарктиду поехать. Чтоб закалить свой характер. Все говорят, бесхарактерный я: мама, учительница, даже Вовка. В Антарктиде всегда зима. И совсем нет лета. Туда только самые смелые едут. Так Вовкин папа сказал. Вовкин папа там был два раза. Он с Вовкой по радио говорил. Спрашивал, как живет Вовка, как учится. Я тоже по радио выступлю. Чтобы мама не волновалась.

Утром я вынул все книжки из сумки, положил туда бутерброды, лимон, будильник, стакан и футбольный мяч. Наверняка морских львов там встречу – они любят мяч на носу вертеть. Мяч не влезал в сумку. Пришлось выпустить воздух.

Наша кошка прогуливалась по столу. Я ее тоже сунул в сумку. Еле-еле все поместилось.

Вот я уже на перроне. Свистит паровоз. Как много народу едет! Можно сесть на какой угодно поезд. В конце концов можно всегда пересесть.

Я влез в вагон, сел, где посвободней.

Напротив меня спала старушка. Потом со мной сел военный. Он сказал: «Привет соседям!» – и разбудил старушку.

Старушка проснулась, спросила:

– Мы едем? – и снова уснула.

Поезд тронулся. Я подошел к окну. Вот наш дом, наши белые занавески, наше белье висит на дворе… Уж не видно нашего дома. Мне стало сначала немножко страшно. Но это только сначала. А когда поезд пошел совсем быстро, мне как-то даже весело стало! Ведь еду я закалять характер!

Мне надоело смотреть в окно. Я снова сел.

– Тебя как зовут? – спросил военный.

  1. – Саша, – сказал я чуть слышно.
  2. – А что же бабушка спит?
  3. – А кто ее знает!
  4. – Куда путь держишь?
  5. – Далеко…
  6. – В гости?
  7. – Угу…
  8. – Надолго?
  9. Он со мной разговаривал, как со взрослым, и за это очень понравился мне.
  10. – На пару недель, – сказал я серьезно.
  11. – Ну что же, – сказал военный, – очень даже неплохо.
  12. Я спросил:
  13. – Вы в Антарктиду?
  14. – Пока нет; ты в Антарктиду хочешь?
  15. – Откуда вы знаете?
  16. – Все хотят в Антарктиду.
  17. – И я хочу.
  18. – Ну вот видишь!
  19. – Видите ли… я решил закаляться…
  20. – Понимаю, – сказал военный, – спорт, коньки…
  21. – Да нет…
  22. – Теперь понимаю – кругом пятерки!
  23. – Да нет, – сказал я, – Антарктида…

– Антарктида? – переспросил военный.

Военного кто-то позвал сыграть в шашки. И он ушел в другое купе. Проснулась старушка.

– Не болтай ногами, – сказала старушка.

Я пошел посмотреть, как играют в шашки.

Вдруг… я не поверил даже – навстречу шла Мурка. А я и забыл про нее! Как она смогла вылезти из сумки?

Она побежала назад – я за ней. Она забралась под чью-то полку – я тоже сейчас же полез под полку.

– Мурка! – кричал я. – Мурка!

– Что за шум? – закричал проводник. – Почему здесь кошка?

  • – Это кошка моя.
  • – С кем этот мальчик?
  • – Я с кошкой…
  • – С какой кошкой?
  • – С моей.
  • – Он с бабушкой едет, – сказал военный, – она здесь рядом в купе.
  • Проводник повел меня прямо к старушке.
  • – Этот мальчик с вами?
  • – Он с командиром, – сказала старушка.

– Антарктида… – вспомнил военный. – Все ясно… Понимаете ли, в чем тут дело: этот мальчик решил махнуть в Антарктиду. И вот он взял с собой кошку… И еще что ты взял с собой, мальчик?

– Лимон, – сказал я, – и еще бутерброды…

– И поехал воспитывать свой характер?

– Какой плохой мальчик! – сказала старушка.

– Безобразие! – подтвердил проводник.

Потом почему-то все стали смеяться. Даже бабушка стала смеяться. У нее из глаз даже слезы пошли. Я не знал, что все надо мной смеются, и потихоньку тоже смеялся.

– Бери кошку, – сказал проводник. – Ты приехал. Вот она, твоя Антарктида!

Поезд остановился.

Неужели, думаю, Антарктида? Так скоро?

Мы сошли с поезда на перрон. Меня посадили на встречный поезд и повезли домой.

Пятнадцать третьих

Все столпились возле бильярда.

– Довольно играть просто так, – сказал он. – Я играю на третье. К примеру, кисель дадут, или компот, или там шоколад, ну не важно что, ясно?

Всем было ясно. Стали играть.

К обеду он выиграл пятнадцать третьих.

Подали чай. Все кричали:

– Чай! Чай!

  1. Даже повар сказал:
  2. – Во как любят чай!
  3. Он залпом выпил один стакан, второй, третий, четвертый…
  4. – Стойте… – сказал он. – Сейчас… погодите…
  5. Залпом он уже пить не мог.

Все обступили его. Он сидел перед стаканами, тяжко вздыхал, говорил «погодите» и отпивал каждый раз по глотку. Кругом шумели. Давали советы. Кто-то пощупал его живот.

– Живот не хватать, – сказал он, – нечестно…

Но больше он уже пить не мог. Он стал бледен, таращил глаза, икал.

Позвали вожатого.

– Что с ним такое? – спросил вожатый.

– Да вот чаю попил, – сказал кто-то.

С трудом его подняли со стула. Взяли под руки. И повели.

Пароход и лошадь

Когда я ходил в школу, в первый класс, я любил рисовать пароходы. Я всем хвалился: вот какие замечательные пароходы я могу рисовать!

И вот однажды я спросил одного мальчишку, может ли он нарисовать такой же замечательный пароход. Я тут же нарисовал большой пароход с трубами, все как полагается. Потом я подрисовал море синим карандашом, а красным карандашом – флаг на мачте, и получилось совсем хорошо: плывет по морю пароход, а на мачте у него развевается красный флаг.

  • Мальчишке понравился мой корабль, но он мне сказал:
  • – Я могу лошадь нарисовать.
  • И он нарисовал лошадь.
  • Эта лошадь была так хорошо нарисована, что я больше не хвалился своими пароходами, потому что такую лошадь я не сумел бы нарисовать никогда!

Так всегда бывает

Мяч свой я у них отобрал. Потому что мяч мой. Кидаю мяч в стену и сам ловлю. Очень мне все нужны! Хватит мне этой стенки.

Вот я и ловлю мяч от стенки. А Гога кричит:

– Смотрите-ка, он сам с собой играет!

Разве я сам с собой играю? Я со стеной играю.

  1. Пес Катушка ко мне привязался, вокруг бегает, машет хвостом. А Гога кричит:
  2. – Ой, глядите, с Катушкой играет!
  3. – Не я с Катушкой играю, а Катушка со мной играет.
  4. И продолжаю играть.
  5. Играю себе, играю.
  6. Вдруг пес Катушка – цап мячик! – и все…
  7. Превратился мячик в лепешку.
  8. А Гога орет:
  9. – Так всегда бывает!
  10. – Врет, наверное…

Карусель в голове

К концу учебного года я просил отца купить мне двухколесный велосипед, пистолет-пулемет на батарейках, самолет на батарейках, летающий вертолет и настольный хоккей.

– Мне так хочется иметь эти вещи! – сказал я отцу. – Они постоянно вертятся у меня в голове наподобие карусели, и от этого голова так кружится, что трудно удержаться на ногах.

  • – Держись, – сказал отец, – не упади и напиши мне на листке все эти вещи, чтоб мне не забыть.
  • – Да зачем же писать, они и так у меня крепко в голове сидят.
  • – Пиши, – сказал отец, – тебе ведь это ничего не стоит.
  • – В общем-то ничего не стоит, – сказал я, – только лишняя морока. – И я написал большими буквами на весь лист:
  1. ВИЛИСАПЕТ
  2. ПИСТАЛЕТ-ПУЛИМЁТ
  3. САМАЛЁТ
  4. ВИРТАЛЁТ
  5. ХАКЕЙ

Потом подумал и еще решил написать мороженое, подошел к окну, поглядел на вывеску напротив и дописал:

МОРОЖЕНОЕ.

  • Отец прочел и говорит:
  • – Куплю я тебе пока мороженое, а остальное подождем.
  • Я думал, ему сейчас некогда, и спрашиваю:
  • – До которого часу?
  • – До лучших времен.
  • – До каких?
  • – До следующего окончания учебного года.
  • – Почему?
  • – Да потому, что буквы в твоей голове вертятся, как карусель, от этого у тебя кружится голова, и слова оказываются не на своих ногах.
  • Как будто у слов есть ноги!
  • А мороженое мне уже сто раз покупали…

1. Патент – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Источник: https://fictionbook.ru/author/viktor_golyavkin/a_tyi_postarayisya_sbornik/read_online.html?page=2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector