Действие повести «Дуэль» начинается в маленьком городке на берегу Черного моря. Это не курорт с променадами, красивыми набережными и светским обществом. Жизнь здесь течет размеренно, скучно, без ярких событий. Местное общество случайно: оно объединяет как местных жителей, так и людей, приехавших на время. К последним относится один из главных героев, будущий участник дуэли Лаевский.
Иван Андреевич Лаевский – совсем молодой человек 28 лет. Несмотря на цветущий возраст, он уже устал от жизни, не имеющей ничего общего с увлекательными романами.
Лаевский имеет средства, он может выбрать любую сферу деятельности, рядом любящая женщина, да к тому же еще и замужняя, не претендующая на брак.
Однако Иван Андреевич недоволен: он не хочет и не умеет работать, любовница надоела, жизнь в пыльном приморском городке по-обывательски скучна и просто невыносимо. Он мечтает уехать, но денег на нормальное обустройство нет, беспокоят кредиторы.
Некстати скончался супруг Надежды Федоровны, женщина ждет, что любимый женится на ней, как того требуют приличия. Однако сам Лаевский с ужасом понимает, что не только не любит свою сожительницу, но с каждым днем все больше ненавидит и презирает ее.
Все эти подробности читатель узнает из разговора Лаевского с военным врачом Самойленко, местного жителя. Добрый и терпеливый доктор выслушивает излияния Лаевского и пытается давать советы, но собеседник не слышит его.
Он упоен собственными несчастьями, сравнивает себя с известными литературными героями: Печориным, Онегиным, Гамлетом, уверяет, что не может жить в атмосфере скуки, лжи и ненависти. Выход Лаевский видит в переезде в Санкт-Петербург.
Он хочет бросить надоевшую любовницу и начать новую жизнь: интересную, яркую, наполненную событиями.
Самойленко для дополнительного заработка держит домашнюю столовую. За обедом ежедневно собираются молодой зоолог фон Корен и дьяк Победов, недавно окончивший семинарию.
Они обсуждают Лаевского, причем зоолог высказывается резко против подобных людей-паразитов и предлагает уничтожать их любыми способами.
Самойленко категорически против, а дьяк просто не воспринимает подобные высказывания всерьез.
Еще один важный персонаж – Надежда Федоровна, сожительница Лаевского. Молодая женщина живет в воображаемом мире, действительность кажется ей гораздо более радужной, чем вечно недовольному Ивану Андреевичу.
Надежда Федоровна считает себя звездой местного общества и уверена, что каждый мужчина втайне очарован ею. Женщина любит своего сожителя, но пару раз изменила ему с полицейским приставом Кирилиным. Она старается забыть об этой позорной связи, убеждая себя, что душа ее не верна Лаевскому.
Есть у Надежды Федоровны и платонический поклонник – сын местного богатого торговца Ачмианов.
Все общество едет на пикник у горной реки. Лаевский находится в скверном расположении духа, он не знает, как объясниться с любовницей и чувствует неприязнь фон Корена, которую тот и не думает скрывать. Вечер заканчивается ссорой Ивана Андреевича и Надежды Федоровны, свидетелями которой становятся все присутствующие.
После пикника Лаевский просит Самойленко помочь ему деньгами. Он хочет уладить дела с сожительницей и как можно скорее уехать. Военный доктор советует примириться с фон Кореном, но Иван Андреевич уверен, что зоолог не захочет даже разговаривать с ним. Единственный выход – немедленно исчезнуть и разорвать этот порочный круг.
Надежда Федоровна находится на грани срыва. Она узнала о смерти мужа, тяжело переживает нелюбовь Лаевского, запуталась в отношениях с Кирилиным и Ачмиановым. Он переживаний и волнений у женщины начинается лихорадка, но это не останавливает Лаевского от намерения уехать.
Он осознает, что поступает подло, презирает себя, но не знает, как вырваться из сложившейся ситуации. Стараясь сохранить спокойствие, Иван Андреевич проводит вечер за карточной игрой, но внезапно получает ехидную записку, автором которой считает фон Корена.
Следует истерический припадок, после которого Лаевский понимает, что его репутация окончательно погублена.
Предсказуемый финал повести – дуэль между фон Кореном и Лаевским, причем последний выступает инициатором. В припадке ярости он обвиняет Самойленко в сплетнях и в его присутствии оскорбляет фон Корена. Тот немедленно требует сатисфакции.
После вызова Лаевский ощущает прилив сил, но постепенно осознает, что дуэль может завершиться трагически.
Всю ночь перед поединком он проводит в размышлениях и приходит к выводу, что действительно виноват во многом. На его совести падение Надежды Федоровны, ее ошибки, позорная связь с Кирилиным.
Иван Андреевич хочет покаяться, он намерен вернуться живым и спасти ее — единственного родного человека.
Ночь перед поединком фон Корен и Победов проводят в беседе о любви к ближнему и учении Христа.
Зоолог убеждает дьяка, что люди, подобные Лаевскому, разрушающе действуют на общество, разлагая и уничтожая его. Единственный способ бороться с ними – полное уничтожение.
Дьяк не согласен и пытается доказать убежденному материалисту, что любой человек имеет право на жизнь и способен сам изменить свою судьбу.
Наступает день дуэли. Правил поединка участники не знают, но пытаются вспомнить, как вели себя герои в романах. Лаевский демонстративно стреляет в воздух, однако фон Корен прицеливается с намерением попасть в противника. Отчаянный крик дьяка, присутствующего на поединке, сбивает его, пуля пролетает мимо.
О дальнейшей судьбе героев можно узнать из беседы Самойленко и фон Корена. После дуэли прошло 3 месяца. Лаевский женился на Надежде Федоровне, он много работает, планирует рассчитаться с долгами и начать новую жизнь. Фон Корен первый протягивает руку бывшему противнику. Он не расстался со своими убеждениями, но признает, что человек может перемениться.
А. П. Чехов – мастер сложных, разноплановых произведений. Он не дает однозначных оценок персонажам, многие важные вопросы остаются открытыми. Отношение автора кгероям угадывается в мелочах. Один из любимых приемов Чехова – говорящие фамилии персонажей. Они не столь прямолинейны, как в ранних юмористических рассказах, но создают определенную атмосферу.
Фамилия главного героя Лаевского намекает на его интеллигентное (а возможно и дворянское) происхождение. При этом в ней чувствуется что-то неуловимо неприятное, мелочное, даже скандальное. Читатель не ассоциирует себя с этим человеком, инстинктивно отдаляется от него. Полная противоположность – Самойленко.
Уютная и достаточно распространенная фамилия как бы завершает образ хлебосольного хозяина, человека, не любящего конфликты и мечтающего примирить окружающих.
Фон Корен – явный чужак, сторонник немецкого «орднунга», безжалостный к своим антагонистам и всем слабым, мятущимся, сомневающимся Он не вызывает симпатии, но читатель проникается невольным уважением к этому человеку и прислушивается к его мнению.
Интересный художественный прием – раскрытие интриги в названии повести. Читатель понимает, что произойдет драматичный поединок с непредсказуемым финалом, пытается понять, кто станет главными участниками этого события, догадаться, каким будет финал.
При этом оказывается, что сама дуэль – не конец, а начало новой жизни для всех персонажей. Особенно благотворным потрясение стало для Лаевского.
Из пустого, лживого, ненавидящего и презирающего самого себя человека он постепенно превращается в более сильного и ответственного. Он готов признать свои ошибки и разобраться с долгами, отношениями с пусть не слишком любимой, но вполне достойной женщиной.
Вряд ли будущая жизнь Лаевского будет особенно радостной и полезной для общества, но можно не сомневаться – он никогда уже не будет ненужным балластом.
Особый смысл в том, что завершить дуэль роковым выстрелом (а фон Корен действительно хотел убить Лаевского) помешал дьяк Правдин: немного нелепый, смешливый, но очень честный и добрый.
Религия, к которой абсолютно равнодушны оба участника дуэли, спасает одного от греха убийства, а другому дает шанс на покаяние. В финале повести Чехов рассказывает о перерождении героев и долгожданном примирении.
Причем инициатором мира выступает несгибаемый фон Корн – а это значит, что и для него поединок стал началом новой жизни.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-974563-duel-chehov-kratkoe-soderzhanie-analiz
Краткое содержание «Дуэль»
В городке на берегу Черного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко.
Два года назад он сошелся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, говоря себе, что начнут там новую трудовую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, трудиться на земле в поте лица Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом.
В своих отношениях с Надеждой Федоровной он уже не видит ничего, кроме лжи, жить с нею теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у нее нет родных, нет денег, работать она не умеет.
Есть еще одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Добрый Самойленко именно это и советует сделать приятелю.
Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает свое раздражение, даже то, как она глотает молоко, вызывает в нем тяжелую ненависть. Желание поскорее выяснить отношения и бежать теперь не отпускает его.
Лаевский привык находить объяснения и оправдания своей жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, сравнивает себя с Онегиным и Печориным, с Анной Карениной, с Гамлетом. Он готов то обвинять себя в отсутствии руководящей идеи, признать себя неудачником и лишним человеком, то оправдывается перед собой.
Но как раньше он верил в спасение от пустоты жизни на Кавказе, так теперь считает, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он заживет культурной интеллигентной, бодрой жизнью.
Самойленко держит у себя нечто вроде табльдота, у него столуются молодой зоолог фон Корен и только что окончивший семинарию Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский так же опасен для общества, как холерная микроба.
Он развращает жителей городка тем, что открыто живет с чужой женой, пьет и спаивает других, играет в карты, множит долги, ничего не делает и притом оправдывает себя модными теориями о наследственности, вырождении и прочем. Если такие, как он, размножатся, человечеству, цивилизации угрожает серьезная опасность. Поэтому Лаевского для его же пользы следовало бы обезвредить.
«Во имя спасения человечества мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных», — холодно говорит зоолог.
Смешливый дьякон хохочет, ошеломленный же Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество! К черту!».
В воскресенье утром Надежда Федоровна идет купаться в самом праздничном настроении. Она нравится себе, уверена, что все встречные мужчины любуются ею. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она наделала долгов в лавке Ачмианова рублей на триста и все не собралась сказать об этом.
Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано.
В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки.
По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов; Лаевский, едущий в другой коляске, бранит кавказские пейзажи. Он постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.
Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать, дразнить, кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают ее радость.
Лаевский, утомленный пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает свое раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой.
На обратном пути фон Корен признается Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.
Дома, после пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти ее мужа и, чувствуя себя дома как в тюрьме, уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает все устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно.
Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. Ведь это натура твердая, деспотичная. И идеалы у него деспотические. Люди для него — щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни.
Он работает, поедет в экспедицию, свернет себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей… Он велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой консервативной морали, и все это во имя улучшения человеческой породы… Деспоты всегда были иллюзионистами.
С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознает их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждет.
Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским, чувствует Надежда Федоровна, сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у нее начинается сильная лихорадка.
Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной.
Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет.
Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.
На другой день, в четверг, в гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. Гости, в их числе фон Корен, играют в почту.
Лаевский, машинально участвуя в игре, думает о том, как много ему приходится и еще придется лгать, какая гора лжи мешает ему начать новую жизнь. Чтобы перескочить ее в один раз, а не лгать по частям, нужно решиться на какую-то крутую меру, но он чувствует, что для него это невозможно.
Ехидная записка, посланная, очевидно, фон Кореном, вызывает у него истерический припадок. Придя в себя, вечером, как обычно, он уходит играть в карты.
По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.
На следующий день Лаевский идет к Самойленко, чтобы взять у него денег, так как оставаться в городе после истерики стыдно и невозможно. Застает он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах.
Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена.
Фон Корен как будто ждал этого выпада, он вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.
В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведет его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души.
Фон Корен в этот вечер на набережной беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа. В чем должна заключаться любовь к ближнему? В устранении всего, что так или иначе вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем или будущем, считает зоолог.
Опасность человечеству грозит со стороны нравственно и физически ненормальных, и их следует обезвредить, то есть уничтожить. Но где критерии для различения, ведь возможны ошибки? — спрашивает дьякон.
Нечего бояться промочить ноги, когда угрожает потоп, отвечает зоолог.
Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти свое прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении.
Если бы можно было вернуть прошлое, он нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. Прежде чем ехать на дуэль, он идет в спальню к Надежде Федоровне.
Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.
Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности, попреков, нечистоты… Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты.
Из-за гор вытягиваются два зеленых луча, восходит солнце. Правил дуэли никто не знает точно, вспоминают описания поединков у Лермонтова, у Тургенева… Лаевский стреляет первым; боясь, как бы пуля не попала в фон Корена, делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского.
«Он убьет его!» — отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.
Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идет к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене.
Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги… Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника.
Никто не знает настоящей правды, говорит он. Да, никто не знает правды, соглашается Лаевский.
Он смотрит, как лодка с фон Кореном преодолевает волны, и думает: так и в жизни… В поисках правды люди делают два шага вперед, шаг назад… И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды…
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-duel/
«Поединок» (Повесть) Пересказ
- «Поединок»
- (Повесть)
- Пересказ
Автор дает описание офицерства николаевского времени, выделяя в галерее портретов подпоручика Юрия Ромашова — молодого, амбициозного, немного самовлюбленного и обидчивого. Полный смелых мечтаний, он не видит смысла в существующей армейской системе. Военные порядки подавляют его, заставляют скатиться вниз и позабыть о прежних тщеславных замыслах.
Светлым пятном в мрачной жизни молодого офицера, который постепенно скатывается к пьянству и разврату, стала Шурочка Николаева, жена одного из сослуживцев.
Ромашов охотно посещал Николаевых, чтобы лишний раз повидать Шурочку, но такие встречи становились для него все более болезненны и унизительны. Юноше казалось, что Шурочка смеется над ним.
Поэтому Ромашов искал другую отдушину — в обществе офицера Назанского, известного пьяницы, который оказался тонким философом.
Гнев командира Шульговича разъярил Ромашова, которому с того момента окончательно опротивела армия.
Вскоре после этого юноша оказывается на званом вечере и видит ничтожность нищей и пошлой «светскости» военных и их жен, убогость потуг вернуть былой лоск офицерским раутам.
Упадочническое настроение усугубляется впечатлениями от муштры солдат и младших офицеров, нелепостью всей офицерской школы. Ромашов пытается забыться в развлечениях, но на это у него катастрофически не хватает денег.
Вскоре он вновь встречается с Шурочкой, будучи зван на пикник.
Приглашенные офицеры говорят высокие слова о былой славе русского оружия и сокрушаются о новых временах, но упорно не видят причин пороков, поразивших армию.
Ромашов не слушает эти пустые речи: его внимание поглощено Шурочкой, которой юноша признается в любви. Затем следует смотр войск, на котором Ромашов получает нагоняй, отчасти справедливый.
Вскоре по городку разносится сплетня о несуществующей связи между Юрием и Шурочкой. Ромашов имеет тяжелое объяснение с Николаевым, который пока верит в честность супруги и сослуживца. Подавленный навалившимися обидами, Ромашов какое-то время живет отшельником («анахоретом»), но затем не выдерживает и появляется на гулянках бывших друзей.
На одной из гулянок он из-за пустяка дерется с Николаевым. Взаимное оскорбление можно смыть только кровью: оба офицера соглашаются на дуэль. Незадолго до дуэли Юрий вновь встречается с Назанским, открывающим юноше глубины своей философии и обрисовывающим истинную трагедию офицерства. Затем следует свидание с Шурочкой, признающейся, что она влюблена в Юрия.
На дуэли Ромашов, пожалев чувства Шурочки, отказывается стрелять в Николаева и погибает.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://lit.wikireading.ru/44736
Чехов «Чайка» – краткое содержание по действиям — Русская историческая библиотека
[См. полный текст «Чайки» на нашем сайте.]
В поместье пожилого отставного чиновника Петра Сорина приезжает его сестра, известная театральная актриса Ирина Аркадина с любовником – писателем Тригориным.
Здесь же живёт сын Аркадиной, Константин Треплев, нервный честолюбивый юноша, который завидует популярности матери. Желая прославиться не меньше её, Константин начинает писать пьесы в модном символистско-декадентском стиле. После приезда матери он пробует поставить при ней одну из них в импровизированном парковом театре.
Главную роль исполняет дочь владельца соседней усадьбы, Нина Заречная, которую Треплев страстно любит. Но писательские таланты Константина невелики, и постановка с треском проваливается. Высмеиваемый матерью Треплев в отчаянии убегает.
Юная Нина тоже мечтает об успехе и славе, хочет блистать на сцене театра. Константин обожает её, однако Нина относится к нему довольно холодно. Её гораздо больше привлекает весьма популярный литератор Тригорин. По завершении любительского спектакля в саду Аркадина знакомит Заречную с ним.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 1 – краткое содержание.
«Чайка», спектакль. Действия 1-2. Постановка Олега Ефремова
«Чайка», действие 2 – кратко
Константин замечает тягу Нины к Тригорину и начинает устраивать ей сцены ревности. Один раз он кладёт у ног Заречной случайно убитую на охоте чайку, говоря, что от её нелюбви скоро так же убьёт и себя.
После ухода Треплева Нина встречает идущего с рыбалки Тригорина и впервые заводит долгий разговор с ним, выражая горячее преклонение перед творческим даром писателей. Тригорин, литератор хотя и более одарённый, чем Константин, но далеко не гениальный, отвечает Заречной скептически. Писательство для него – не упоение, а нелёгкое ремесло.
Оно перешло в навязчивую привычку постоянно подмечать вокруг себя мелкие жизненные детали и развивать из них темы для произведений. Заметив убитую чайку, брошенную Треплевым, Тригорин говорит, что ему пришёл в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка.
Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую птицу.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 2 – краткое содержание.
Утратив любовь Нины, Константин Треплев делает неудачную попытку самоубийства, а потом собирается вызвать Тригорина на дуэль. Сближение Тригорина с Заречной замечает и Аркадина. Она решает побыстрее увезти любовника из деревни в город.
Между ней и сыном напоследок происходит резкая ссора: возбуждённый Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства и уверяет, что он талантливее их.
Мать в ответ называет Константина приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.
Нина дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы название его книги – «Дни и ночи» – и надпись: «страница 121, строки 11 и 12».
Заглянув на эту страницу, Тригорин видит, что эти строки гласят: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина почти насильно увозит его.
Улучив минуту, писатель встречается с Заречной прямо перед отъездом. Нина тоже едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин уговаривается с ней о встрече там.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 3 – краткое содержание.
«Чайка», фильм-спектакль, 1974
«Чайка», действие 4 – кратко
4-е действие пьесы происходит через два года после 3-го. За прошедшее время Нина в Москве сходилась с Тригориным и родила от него ребёнка, но писатель вскоре бросил её и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной совершенно не сложилась. Её игра была преувеличенно-экспрессивной и безвкусной.
Нине пришлось переехать из Москвы в провинцию, участвовать в дешёвых труппах. Отец, владелец усадьбы, узнав, что дочь ушла в актрисы, отказался от неё и бросил прозябать в нищете.
Треплев, продолжая любить Нину, пытался ездить за ней, но она из стыда уклонялась от встреч, хотя писала Константину письма, где подписывалась «Чайкой».
4-е действие открывается тёмным ветреным вечером в той же усадьбе Сорина, где происходили три первых. Аркадина вместе с Тригориным приезжает к тяжело заболевшему брату. Константин Треплев живёт в дядином поместье, печатает в журналах свои произведения, но без особого успеха – они похожи на странноватый бред, где нет ни единого живого лица.
Аркадина, Тригорин и чета управляющих имением садятся играть в лото. Константин уходит в соседнюю комнату и играет на фортепиано меланхолический вальс. Внезапно он слышит стук в окно и видит на террасе Нину Заречную.
Нина недавно приехала в соседний город. Перед отбытием на всю зиму во второсортный елецкий театр она всё же решила повидаться с Треплевым. Нина плачет на груди у Константина и рассказывает: Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Треплев уговаривает Нину остаться с ним, но она убегает, порывисто обняв его напоследок.
В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 4 – краткое содержание.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
На нашем сайте вы можете также прочитать краткие содержания пьес «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» и краткую биографию Антона Павловича Чехова. Другие статьи о творчестве писателя — см. ниже в блоке «Ещё по теме…»
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3206-chekhov-chajka-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam
Капитанская дочка краткое содержание по главам
Капитанская дочка (1836 г.) — последнее крупное произведение А.С. Пушкина. Произведение сочетает в себе черты романа и повести, в произведении использован ряд исторических событий, восстание Емельяна Пугачева (1773-1775). Повествование Пушкин оформил в виде записок из дневника главного героя Петра Гринева.
Главные герои
Петр Гринев — Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Гринев поступает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Здесь он влюбляется в дочку начальника – капитанскую дочку Машу Миронову.
Маша Миронова — Марья Ивановна Миронова, капитанская дочка. 18-летняя дочь капитана Миронова. Умная и добрая девушка, бедная дворянка. Маша и Петр Гринев влюбляются друг в друга. Они преодолевают много трудностей на пути к счастью.
Емельян Пугачев — Донской казак. Поднимает восстание и выдает себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II). Он нападает на Белогорскую крепость, где служит Гринев. У Пугачева приятельские отношения с Гриневым несмотря на то, что Пугачев – жестокий разбойник.
Глава 1. Сержант гвардии
В начале повести главный герой Петр Гринев рассказывает читателю о своей молодой жизни. Он – единственный выживший из 9 детей отставного майора и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Воспитанием молодого барина фактически занимался старый слуга.
Образование Петра было низким, поскольку отец его, отставной майор, нанял в качестве гувернера французского парикмахера Бопре, ведущего аморальный образ жизни. За пьянство и развратные действия его выгнали из имения.
А 17-летнего Петрушу отец решил по старым связям отправить на службу в Оренбург (вместо Петербурга, куда он должен был пойти служить в гвардию) и прикрепил к нему для присмотра старого слугу Савельича. Петруша расстроился, ведь вместо гулянок в столице его ждало унылое существование в глуши.
Во время остановки в пути молодой барин завел знакомство с повесой-ротмистром Зуриным, из-за которого под предлогом обучения втянулся играть в бильярд. Затем Зурин предложил играть на деньги и в результате Петруша проиграл целых 100 рублей – большие деньги на то время. Савельич, будучи хранителем барской «казны», против того, чтобы Петр платил долг, но барин настаивает. Слуга возмущается, но деньги отдаёт.
Глава 2. Вожатый
В конце концов, Петр стыдится своего проигрыша и обещает Савельичу больше не играть на деньги. Впереди их ждёт длинная дорога, и слуга прощает барина.
Но из-за неблагоразумия Петруши они опять попадают в беду – надвигающийся буран не смутил молодца и он приказал ямщику не возвращаться. В итоге они сбились с пути и чуть не замерзли.
На удачу им повстречался незнакомец, который помог заблудившимся путникам выйти к постоялому двору.
Гринёв вспоминает, как тогда ему, уставшему с дороги, приснился в кибитке сон, названный им пророческим: он видит свой дом и мать, которая говорит, что отец при смерти.
Затем он видит незнакомого мужика с бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж.
Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не трогает.
Они подъезжают к постоялому двору, напоминающему воровское пристанище. Незнакомец, замерзший в стужу в одном армяке, просит у Петруши вина, и тот угощает его. Между мужиком и хозяином дома состоялся странный разговор на воровском языке.
Петр не понимает смысла, но всё услышанное кажется ему очень странным. Уезжая из ночлежки, Петр к очередному недовольству Савельича отблагодарил провожатого, пожаловав ему заячий тулупчик.
На что незнакомец раскланялся, сказав, что век не забудет такой милости.
Когда Петр добирается, наконец, до Оренбурга, сослуживец его отца, прочитав сопроводительное письмо с наказом держать молодца «в ежовых рукавицах», отправляет его служить в Белгородскую крепость – ещё большую глушь. Это не могло не расстроить Петра, уже давно мечтавшего о гвардейском мундире.
Глава 3. Крепость
Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но заправляла всем фактически его жена — Василиса Егоровна. Простые и душевные люди сразу понравились Гриневу. У немолодой четы Мироновых была дочь Маша, но пока их знакомство не состоялось.
В крепости (которая оказалась простой деревушкой) Петр знакомится с молодым поручиком Алексеем Ивановичем Швабриным, которого сослали сюда из гвардии за дуэль, закончившуюся смертью противника. Швабрин, имея привычку нелестно отзываться об окружающих, частенько язвительно говорил о Маше, дочери капитана, выставляя её полной дурочкой.
Затем Гринев сам знакомится с дочерью командира и ставит под сомнение высказывания поручика.
Глава 4. Поединок
По своей натуре добрый и благодушный Гринев всё теснее начал дружить с комендантом и его семьей, а от Швабрина отдалился. Дочь капитана Маша, не имела приданного, но оказалась очаровательной девушкой. Колкие замечания Швабрина не нравились Петру.
Окрыленный мыслями о молодой девушке тихими вечерами он начал писать к ней стихи, содержанием которых делился с другом. Но тот высмеивал его, и ещё пуще начинал унижать достоинство Маши, уверяя, что она придёт ночью к тому, кто подарит ей пару сережек.
В итоге друзья поссорились, и дело дошло до дуэли. Василиса Егоровна, жена коменданта, узнала о поединке, но дуэлянты сделали вид, что помирились, решив отложить встречу на следующий день. Но утром, только они успели обнажить шпаги, Иван Игнатьич и 5 инвалидов вывели под конвой к Василисе Егоровне. Отчитав, как следует, она их отпустила.
Вечером Маша, растревоженная вестью о дуэли, рассказала Петру о неудачном сватовстве к ней Швабрина. Теперь Гринев понял его мотивы поведения. Дуэль всё же состоялась. Уверенный фехтовальщик Петр, наученный хоть чему-то путному гувернером Бопре, оказался сильным противником для Швабрина.
Но на дуэли появился Савельич, Петр на секунду замешкался и в итоге получил ранение.
Глава 5. Любовь
Раненного Петра выхаживали его слуга и Маша. В итоге дуэль сблизила молодых людей, и они воспылали взаимной любовью друг к другу. Желая жениться на Маше, Гринёв шлёт родителям письмо.
Со Швабриным Гринев помирился. Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе, пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал переводом из крепости.
В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ – о дуэли сообщил Швабрин. Отказ отца в благословении не меняет намерений Петра, но Маша не согласна тайно выходить замуж.
На время они отдаляются друг от друга, а Гринев понимает, что несчастная любовь может лишить его разума и привести к распутству.
Глава 6. Пугачевщина
В Белгородской крепости начинается беспокойство. Капитан Миронов получает приказ от генерала подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников. Емельян Пугачев, назвавший себя Петром III, бежал из под стражи и наводил ужас на окрестности. По слухам он уже захватил несколько крепостей и подбирался к Белгороду.
Рассчитывать на победу с 4 офицерами и армейскими «инвалидами» не приходилось. Встревоженный слухами о захвате соседней крепости и казни офицеров, капитан Миронов решил отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург, где крепость крепче. Жена капитана высказывается против отъезда, и решает не оставлять мужа в трудную минуту.
Маша прощается с Петром, но уехать из крепости ей не удаётся.
Глава 7. Приступ
У стен крепости появляется атаман Пугачев и предлагает сдаться без боя.
Комендант Миронов, узнав о предательстве урядника и нескольких казаков, примкнувших к клану повстанцев, не соглашается на предложение.
Он наказывает жене переодеть Машу в простолюдинку и отвести в хату попа, а сам открывает огонь по мятежникам. Бой заканчивается захватом крепости, которая вместе с городом переходит в руки Пугачёва.
Прямо у дома коменданта Пугачёв учиняет расправу над теми, кто отказался дать ему присягу. Он приказывает казнить капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича. Гринев решает, что он не будет присягать разбойнику и примет честную смерть. Однако тут к Пугачёву подходит Швабрин и шепчет что-то на ухо. Атаман решает не просить присяги, приказывая повесить всех троих.
Но старый верный слуга Савельич бросается в ноги к атаману и тот соглашается помиловать Гринёва. Рядовые солдаты и жители города принимают присягу верности Пугачёву. Как только закончилась присяга, Пугачёв решил отобедать, но казаки вытащили из комендантского дома, где грабили добро, за волосы нагую Василису Егоровну, которая голосила по мужу и кляла каторжника.
Атаман приказал убить её.
Глава 8. Незваный гость
Сердце Гринева не на месте. Он понимает, что если солдаты узнают, что Маша здесь и жива, ей не избежать расправы, тем более что Швабрин принял сторону повстанцев. Он знает, что любимая скрывается в доме у попадьи.
Вечером пришли казаки, присланные отвести его к Пугачеву. Хоть Петр и не принял предложения Лжецаря о всяческих почестях за присягу, разговор между мятежником и офицером состоялся доброжелательный.
Пугачев помнил добро и теперь даровал в ответ Петру свободу.
Глава 9. Разлука
Наутро Пугачев при народе подозвал к себе Петра и сказал, чтобы тот отправился в Оренбург и сообщил о его наступлении через неделю. Савельич стал хлопотать о разграбленном имуществе, но злодей сказал, что пустит его за такую наглость самого на тулупы. Гринев и его слуга покидают Белогорск. Пугачев назначает Швабрина комендантом, а сам отправляется на очередные подвиги.
Петр и Савельич идут пешком, но их догнал один из шайки Пугачева и сказал, что его величество жалует им коня и тулуп, да полтину, но он её, мол, потерял.
Маша слегла и лежала в бреду.
Глава 10. Осада города
Источник: http://interesting-information.ru/2016/09/kapitanskaya-dochka-kratkoe-soderzhanie