Краткое содержание чехов учитель словесности за 2 минуты пересказ сюжета

Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблен в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье ещё не отвыкли считать маленькой» и потому зовут её Маней и Манюсей, а когда в городе побывал цирк, который она усердно посещала, её стали звать Марией Годфруа.

Она страстная лошадница, как и отец; часто с сестрой и гостями (в основном офицерами из расположенного в городе полка) она выезжает кататься верхом, подбирая Никитину особую лошадь, так как наездник он неважный. Её сестра Варя, двадцати трех лет, гораздо красивее Манюси. Она умна, образованна и как бы занимает в доме место покойной матери.

Называет себя старой девой — значит, замечает автор, «была уверена, что выйдет замуж». В доме Шелестовых имеют виды на одного из частых гостей, штабс-капитана Полянского, надеясь, что он вскоре сделает Варе предложение. Варя — заядлая спорщица. Никитин раздражает её больше всех.

Она спорит с ним по каждому поводу и на его возражения отвечает: «Это старо!» или «Это плоско!» В этом что-то общее с её отцом, который по обыкновению всех бранит за глаза и повторяет при этом: «Это хамство!».

Главная мука Никитина — его моложавый вид. Никто не верит, что ему двадцать шесть лет; ученики не уважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку.

Он делит квартиру с учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем Рыжицким, зануднейшим человеком, «с лицом грубоватым и неинтеллигентным, как у мастерового, но добродушным». Рыжицкий постоянно говорит банальности: «Теперь май, скоро будет настоящее лето. А лето не то, что зима.

Зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло…» и т.п. По ходу рассказа он неожиданно умирает и перед смертью, в бреду, твердит: «Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овес и сено…».

Влюбленный в Маню Никитин любит все в доме Шелестовых. Он не замечает пошлости их жизни.

«Не нравилось ему только изобилие собак и кошек да египетские голуби, которые уныло стонали в большой клетке на террасе», впрочем, и здесь Никитин уверяет себя в том, что стонут они «потому, что иначе не умеют выражать своей радости».

По мере знакомства с героем читатель понимает, что и Никитин уже заражен провинциальной ленью. Например, один из гостей выясняет, что учитель словесности не читал Лессинга. Тот чувствует неловкость и дает себе слово прочитать, но забывает об этом. Все его мысли заняты Маней.

Наконец он объясняется в любви и идет просить руки Мани у отца. Отец не против, но «по-мужски» советует Никитину повременить: «Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы?».

Свадьба состоялась. Её описание — в дневнике Никитина, написанном восторженным тоном. Все прекрасно: молодая жена, их дом, полученный в наследство, мелкие заботы по хозяйству и т.д. Казалось бы, герой счастлив. Жизнь с Маней напоминает ему «пастушеские идиллии».

Но как-то великим постом, вернувшись домой после игры в карты, он говорит с женой и узнает, что Полянский перевелся в другой город. Маня думает, что он поступил «дурно», не сделав Варе ожидаемого предложения, и эти слова неприятно поражают Никитина.

«Так значит, — спросил он, сдерживая себя, — если я ходил к вам в дом, то непременно должен был жениться на тебе?» «Конечно. Ты сам это отлично понимаешь».

Никитин чувствует себя в ловушке. Он видит, что не сам распорядился судьбой, а некая тупая, посторонняя сила определила его жизнь.

Начавшаяся весна контрастно подчеркивает чувство безнадежности, овладевшее Никитиным. За стеной пришедшие в гости Варя и Шелестов обедают.

Варя жалуется на головную боль, а старик твердит о том, «как теперешние молодые люди ненадежды и как мало в них джентльменства».

«Это хамство! — говорил он. — Так я ему прямо и скажу: это хамство, Милостивый государь!».

Никитин мечтает бежать в Москву и пишет в дневнике: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня, иначе я сойду с ума!».

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-uchitel-slovesnosti/

Краткое содержание Учитель словесности Чехов

Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблен в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую “в семье еще не отвыкли считать маленькой” и потому зовут ее Маней и Манюсей, а когда в городе побывал цирк, который она усердно посещала, ее стали звать Марией Годфруа.

Она страстная лошадница, как и отец; часто с сестрой и гостями (в основном офицерами из расположенного в городе полка) она выезжает кататься верхом, подбирая Никитину особую лошадь, так как наездник он неважный. Ее сестра Варя, двадцати трех лет, гораздо красивее Манюси. Она умна, образованна и как бы занимает в доме место покойной матери.

Называет себя старой девой – значит, замечает автор, “была уверена, что выйдет замуж”. В доме Шелестовых имеют виды на одного из частых гостей, штабс-капитана Полянского, надеясь, что он вскоре сделает Варе предложение. Варя – заядлая спорщица. Никитин раздражает ее больше всех.

Она спорит с ним по каждому поводу и на его возражения отвечает: “Это старо!” или “Это плоско!” В этом что-то общее с ее отцом, который по обыкновению всех бранит за глаза и повторяет при этом: “Это хамство!”

Главная мука Никитина – его моложавый вид. Никто не верит, что ему двадцать шесть лет; ученики не уважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку.

Он делит квартиру с учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем Рыжицким, зануднейшим человеком, “с лицом грубоватым и неинтеллигентным, как у мастерового, но добродушным”. Рыжицкий постоянно говорит банальности: “Теперь май, скоро будет настоящее лето. А лето не то, что зима.

Зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло…” и т. п. По ходу рассказа он неожиданно умирает и перед смертью, в бреду, твердит: “Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овес и сено…”

Влюбленный в Маню Никитин любит все в доме Шелестовых. Он не замечает пошлости их жизни.

“Не нравилось ему только изобилие собак и кошек да египетские голуби, которые уныло стонали в большой клетке на террасе”, впрочем, и здесь Никитин уверяет себя в том, что стонут они “потому, что иначе не умеют выражать своей радости”.

По мере знакомства с героем читатель понимает, что и Никитин уже заражен провинциальной ленью. Например, один из гостей выясняет, что учитель словесности не читал Лессинга. Тот чувствует неловкость и дает себе слово прочитать, но забывает об этом. Все его мысли заняты Маней.

Наконец он объясняется в любви и идет просить руки Мани у отца. Отец не против, но “по-мужски” советует Никитину повременить: “Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы?”

Свадьба состоялась. Ее описание – в дневнике Никитина, написанном восторженным тоном. Все прекрасно: молодая жена, их дом, полученный в наследство, мелкие заботы по хозяйству и т. д. Казалось бы, герой счастлив. Жизнь с Маней напоминает ему “пастушеские идиллии”.

Но как-то великим постом, вернувшись домой после игры в карты, он говорит с женой и узнает, что Полянский перевелся в другой город. Маня думает, что он поступил “дурно”, не сделав Варе ожидаемого предложения, и эти слова неприятно поражают Никитина.

“Так значит, – спросил он, сдерживая себя, – если я ходил к вам в дом, то непременно должен был жениться на тебе?” “Конечно. Ты сам это отлично понимаешь”.

Никитин чувствует себя в ловушке. Он видит, что не сам распорядился судьбой, а некая тупая, посторонняя сила определила его жизнь.

Начавшаяся весна контрастно подчеркивает чувство безнадежности, овладевшее Никитиным. За стеной пришедшие в гости Варя и Шелестов обедают.

Варя жалуется на головную боль, а старик твердит о том, “как теперешние молодые люди ненадежды и как мало в них джентльменства”.

“Это хамство! – говорил он. – Так я ему прямо и скажу: это хамство, Милостивый государь!”

Никитин мечтает бежать в Москву и пишет в дневнике: “Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня, иначе я сойду с ума!”

Вариант 2

Преподаватель русского языка и литературы, Сергей Никитин, был сильно влюблен в дочку помещика, Марию Шелестову. На то время, ей исполнилось восемнадцать лет. Домашние считали девушку еще маленькой, и ласково называли Маней.

Она любительница верховой езды, и часто каталась на лошадях со своей сестрой и гостями. Она ездила и с Никитиным, который был неважным наездником. Сестра Маши, Варя, намного красивее ее. Варе было двадцать три года. Она умна, воспитана, и ярая спорщица.

Читайте также:  Краткое содержание хемингуэй по ком звонит колокол за 2 минуты пересказ сюжета

Варя всегда противоречила Никитину, которого не сильно любила. Эта ее черта была похожа на отцовский характер.

Главной отличительной особенностью Никитина, был его молодой вид. При встрече ему не верили, что Никитину уже двадцать шесть лет. Эту особенность он не любил, так как хотел казаться старше. Школьники его тоже не любили. Он жил в одной квартире с преподавателем истории, Ипполитом Рыжицким. В ходе повествования, Рыжицкий умирает.

Испытывающему любовь к Маше Никитину, нравится все в ее доме. Он не замечает мелочей, которые можно назвать пошлыми. Ему не нравилось только то, что в доме у Шелестовых было много живности. Автор описывает Никитина, как ленивого человека.

Преподаватель литературы, должен знать великих писателей. В одном разговоре он признается, что не читал Лессинга, но обещает прочесть, и забывает. Его помыслы заняты любовью к Маше. Наконец он решается просить руки девушки у ее отца.

Последний не противоречит, но советует немного обождать со свадьбой.

Через некоторое время Они женятся. В дневнике Никитина, свадьба отображена как чудесное событие. Читатель сразу понимает, что герой счастлив. Как-то вечером, придя домой, он узнает, что Маша вышла за него замуж, только потому, что он ходил к ним домой. Для нее это была обязанность.

Никитин ощущает себя загнанным в ловушку. Он понимает, что не сам принял решение жениться, а какая-то глупая сила заставила его это сделать. После этого он размышляет о Москве. Ему нестерпимо хочется бежать от этой жизни. Наконец он понял, что ему надоела эта пошлость, которой раньше не замечал.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-uchitel-slovesnosti-chexov/

«Главное в жизни…» по рассказу А.П.Чехова «Студент»

Цели урока: расширить представления учеников о прозе А.П.Чехова и о самом писателе – художнике, философе; познакомить с рассказом «Студент», развивать и совершенствовать навыки анализа художественного текста с помощью технологии развития критического мышления

Методические приёмы: чтение с остановками, элементы анализа текста с определением/прогнозированием эмоционального восприятия текста.

 Содержание урока

1. Стадия вызова

— Главное … Подберите синоним к слову. (Предполагаемый ответ: важное, существенное…)

— Что для человека может быть самым главным в жизни? (Предполагаемый ответ: семья, достаток, образование, воспитание, самореализация, любовь…)

— Тема нашего урока «Главное в жизни… (по рассказу А. П. Чехова «Студент»)». Как  вы думаете, о чём  пойдёт речь?

— Ваши ассоциации можно объединить, сказав, что  всё это то, без чего просто не может быть жизни молодого человека. А жизнь духовная входит в это понятие существенного?

(То есть всё, что касается не только внешних проявлений человеческой жизни, но и духовной его жизни. Итак, главное в жизни человека – это круг понятий, явлений, достаточно многозначных, широких. )

— Каждый человек   по-своему пытается определить это круг, который является  неисчерпаемым и благодатным источником   музыки, живописи, литературы. Рассказ «Студент»   не исключение. Произведение начинается и заканчивается описанием природы, которая  помогает нам понять чувства и мысли героя рассказа. Как называется такая композиция?  (Кольцевая композиция).

—  Отличается ли описание природы в начале и в конце рассказа?

(Предполагаемый ответ: природа контрастна.)

Сюжет рассказа на первый взгляд прост: студент духовной академии, сын дьячка, Иван Великопольский возвращается  с охоты домой, на вдовьих огородах замечает огонек костра и, немного погревшись у костра, поговорив с хранительницами огня, отправляется своей дорогой.

— Что находится в центре внимания автора на протяжении этого маленького рассказа? (Предполагаемый ответ: чувства, мироощущение студента.)

— Что же случается  с главным героем за достаточно непродолжительное время, что так кардинально изменяет его восприятие природы, его чувства, настроение?

— Давайте скажем, что мы должны узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получить ответы?

( Предполагаемый ответ: познакомиться с  рассказом Чехова «Студент»; узнать, что является главным в жизни героя, почему меняется его восприятие жизни за достаточно короткий промежуток времени.)

—  Запишите в тетради   цели, которые вы считаете важными.

2. Стадия осмысления содержания

1. Обращаемся к тексту произведения, чтобы найти ответы на поставленные вопросы. Знакомимся с главным героем рассказа. Кто он такой? Какие ассоциации вызывает у вас имя героя?

( Предполагаемый ответ: это  студент духовной академии, сын дьячка, Иван Великопольский.

В этом имени — колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский, т. е.

Златоуст (недаром почти половина рассказа — вдохновенное повествование главного героя)…Но далее герой везде именуется просто «студентом», вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и самим названием рассказа.

Евангельскую символику   выражает и имя главного героя (Иван — Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально «Бог милует.

Он из духовного сословия (духовенства), причём из беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя, не имеющего священного сана.

Если даже священники (иереи) и диаконы были в России того времени, как правило, небогатыми людьми, то дьячки (причётчики, псаломщики) жили крайне бедно, нередко на грани нищеты. Именно такая картина жизни родителей главного героя рисуется в цитируемом отрывке.

Метафорический эпитет «лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной юности.

2.  Как вы думаете, в чём причина мрачного настроения героя?

(И неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на грустные размышления о российской истории.  Он вспоминает трёх исторических деятелей: Рюрика, Иоанна Грозного и Петра – фигуры символические, олицетворяющие собой всю тысячелетнюю историю России.

Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа.

«Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины.

—  Когда происходит действие рассказа? Почему автору важно подчеркнуть  время?

( Иван отправился на охоту не в обычный день, а в Великую Пятницу.

Для  православного человека это значимый день: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток); утром в Великую Пятницу – чтение Царских Часов; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

Для глубоко верующего человека любое развлечение, например охота, в Великую Пятницу – вещь невозможная. Тем более для студента духовной академии – вероятно, будущего священнослужителя.

Именно в этом легкомысленном занятии и состоит, по всей видимости, главная причина мрачного настроения Ивана.

А дисгармония в природе, ненастье и грустные размышления о многовековых страданиях русского народа лишь усиливают уныние героя.

3. Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни. В чём символическое значение двух вдов?

(Предполагаемый ответ: эти женщины представляют в чеховском рассказе тот самый бедный и обездоленный русский народ, о вековечных страданиях которого только что размышлял студент.

Одновременно Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии – сёстрах праведного Лазаря, – словом, о тех преданных Христу женщинах, которые находились рядом со Спасителем, сострадая Его мучениям на кресте, и затем удостоились лицезрения Его воскресшим.)

Иван   пересказывает им евангельскую историю троекратного отречения Петра.  В его  словах   мы находим точные цитаты из Евангелия. Они вкраплены в свободное изложение событий Священной Истории. В своём пересказе герой сочетает обороты разговорной речи и церковнославянского текста.

Это   непринуждённая беседа знакомых людей, в которой  можно увидеть и некоторые элементы проповеди. Важно то, что    имя Петр (« Πετρος ») означает по-гречески ‘камень’) Симон, сын Ионы и родной брат апостола Андрея, получил за то, что был самым ревностным учеником Спасителя.

Как известно, в момент предательства Иуды, когда Спаситель был схвачен, Петр явил мужество: он обнажил меч и отсек ухо у Малха – раба первосвященника [Ин. 18: 10]. Мы знаем также, что в этот момент другие ученики Иисуса (кроме апостола Иоанна) разбежались, Петр же следовал за Ним.

Но вот, находясь во дворе первосвященника, Петр проявил душевную слабость, трижды отрекшись от своего Учителя. Вспомнив, что Господь предупреждал его об этом, он заплакал и раскаялся в своём малодушии.

— «Студент вздохнул и задумался». На этом рассказ студента обрывается. Между тем, как известно, евангельская история апостола Петра имеет своё продолжение, важное для понимания чеховского рассказа.

 О конце евангельского повествования о Петре, о прощении Спасителем Своего ученика знают, несомненно, и Иван Великопольский, и Василиса с Лукерьей.

Читайте также:  Краткое содержание медведь на воеводстве салтыков-щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Помнили этот эпизод Священной Истории и современники Чехова – читатели его рассказа.

 4. Какой же смысл имеет эта евангельская история для верующего человека?

(Для верующего человека упомянутые евангельские события имеют особый смысл. Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении.

Не случайно студент духовной академии, тоже ученик Христов, вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов; он даже сравнил себя с Петром , в этом отношении слова Ивана Великопольского, рассказывающего историю отречения Петра,  чем-то напоминают исповедь, покаяние…)

 5.  Какова реакция слушательниц на слова студента?

( Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (текст от слов «Студент пожелал вдовам… » до слов «…имеет к ней какое-то отношение»)

 6.  Что стало результатом  их  общения у костра?

(Результатом стало душевное озарение главного героя… Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Пессимистическое настроение отступает и возникает лучезарные надежды. Жизнь теперь Ивану кажется восхитительной.)

Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что любовь к ближнему направляет жизнь людей, является «главным в человеческой жизни и вообще на земле», что все поколения до нас и   после нас соединены неразрывной связью.

И залог счастья, похоже, не в вещном, материальном мире, а в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое, к вечным понятиям добра, любви, красоты…В умении прикоснуться к этому вечному. В умении прощать.

7.  С чем связано преображение героя?

(Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа. В самом деле: вокруг него ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха».

Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

 Осознание своего греха и раскаяние рождает веру.Момент уныния, которое переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно — Бог милует его верой. Чехов верит в то, что студент осознал факт своего отступничества.

Пусть не умом, а где-то в глубине его души затеплилось то «главное в человеческой жизни и вообще на земле».)

 8. Какие ключевые понятия выделяет писатель?

(Встреча героя с Богом совершилась: в его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера. Примечательно, что в рассказе «Студент» эти духовные ценности осмысляются особым образом, по-чеховски. Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота.

Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».)

 9. Перечитаем 2 заключительные строки рассказа. Здесь важно каждое слово.

Обратим внимание на первоначальные, исконные значения знакомых слов, церковнославянских по своему происхождению: «и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»: неведомый (от глаг. ведать – знать), то есть неизвестный ранее; таинственный (от сущ. тайна); восхитительный (от глаг. восхитить, значение приставки вос- – движение вверх), то есть восхищающий душу человека в высшие сферы; чудесный (от сущ. чудо).

 10. Чем завершается рассказ?

(Завершается рассказ размышлениями героя о счастье и об открывшемся ему истинном смысле жизни. Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.

Понятно, что Иван Великопольский предчувствует счастье не как материальное благополучие, но как возможность всеобъемлющей любви, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестает…»   Жизнь кажется ему полной «высокого смысла», потому что он постиг идею прощения.

Эпитет «высокий» подчеркивает здесь некое духовное содержание, неотделимое от истинной веры и Божественной любви.)

*- Какое значение в чеховском рассказе имеет мотив света?

(В чеховском рассказе очень важен мотив света. Образ света, огня   имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу.

Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии.

Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу.)

11. Рассказ прочитан, но возникает много вопросов.

Как будет складываться дальнейшая жизнь Ивана Великопольского? Каково его собственное место в тысячелетней истории России и многовековой истории всего человечества, о чём он только что размышлял?   В рассказе Чехова мы не находим ответа на эти вопросы.

Но каждый из вас задаст их себе и попытается на них ответить,  осмысливая и историю России, и историю человечества, и историческое бытие отдельной личности в том духовном русле, которое открывает нам великий русский писатель в своём гениальном произведении.

3.  Стадия рефлексии

—  Подведём итоги по проделанной работе. Вернёмся к началу урока, к записи наших целей. Мы познакомились с рассказом Чехова «Студент»; узнали, главное в жизни человека – это…   Выполнили мы поставленные цели?

Рассказ «Студент» отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный лиризм.

(Все люди объединены чувствами любви, веры, сострадания, человеколюбия, умением прощать,  которые соединяют  времена и поколения. Человек не может жить без веры, любви, правды, красоты и прощения.

Любовь к ближнему своему, которая помогает прощать,  – вот та сила, которая от века в век «направляет человеческую жизнь”, составляет «главное в человеческой жизни и вообще на земле”, уметь прощать – качество, которое  высоко ценится, урок, который преподнёс нам Иисус, апостол Пётр, студент духовной академии Иван Великопольской и русские женщины-вдовы.)

Спасибо вам  за урок!

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/glavnoe_v_zhizni_po_rasskazu_a_p_chekhova_student/6-1-0-3571

Краткое содержание Учитель словесности в сокращении (Чехов А. П.)

(1889г.)

Сергей Васильевич Никитин работает учителем русского языка и литературы в небольшом провинциальном городке.

Он страстно влюблен в дочку местного помещика Машу Шелестову, которой уже восемнадцать лет, но в семье ее привыкли считать маленькой и поэтому называют Маней и Манюсей.

У Маши есть старшая сестра Варя, двадцати трех лет, которая очень красива, умна, образованна и заменяет в их семье покойную мать. В доме Шелестовых часто бывают гости, в основном офицеры, разместившегося в их городе полка.

Все вместе они любят совершать конные

прогулки. Особые виды семья имеет на штабс-капитана Полянского, все уверены, что он сделает предложение Варе. У девушки сложный характер (вся в отца), она очень любит спорить и осуждать всех. Когда в их доме бывает Никитин, они с Варей обязательно спорят о чем-нибудь, он ей очень не нравится.

Главная беда Никитина в том, что выглядит он слишком молодо, ему двадцать шесть лет, но никто не воспринимает его всерьез, даже ученики в школе. Работа не приносит ему радости, только навевает скуку. А в семье Шелестовых Никитину все кажется прекрасным, он не замечает пошлости их праздной жизни, и сам начинает жить так же. Учитель

не стремится к самосовершенствованию, к науке, а мечтает только о Маше. Наконец, он объясняется с ней и просит ее руки у Шелестова. Отец не против, хотя и советует ему повременить.

Состоялась свадьба, Никитин счастлив: у него молодая жена, дом, полученный с приданым, и в их семье царит полная идиллия. Однажды, беседуя с женой, Никитин узнает, что Полянский оставил город, так и не сделав Варе предложения.

Хотя, как они считают, он обязан был это сделать лишь потому, что часто бывал в доме Шелестовых. В этот момент Никитин осознает, что его судьбу тоже решили заранее.

Он чувствует себя в ловушке и мечтает бежать в Москву подальше от этой пошлости.

Пересказ для Вас подготовила Nadezhda84

(1

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-uchitel-slovesnosti-v-sokrashhenii-chexov-a-p/

Учитель словесностиТекст

– Какая сегодня великолепная погода! – сказал Никитин, входя к нему. – Удивляюсь вам, как это вы можете сидеть в комнате.

Читайте также:  Краткое содержание кови 7 навыков высокоэффективных людей за 2 минуты пересказ сюжета

Ипполит Ипполитыч был человек неразговорчивый; он или молчал, или же говорил только о том, что всем давно уже известно. Теперь он ответил так:

– Да, прекрасная погода. Теперь май, скоро будет настоящее лето. А лето не то, что зима. Зимою нужно печи топить, а летом и без печей тепло. Летом откроешь ночью окна и все-таки тепло, а зимою – двойные рамы и все-таки холодно.

Никитин посидел около стола не больше минуты и соскучился.

– Спокойной ночи! – сказал он, поднимаясь и зевая. – Хотел было я рассказать вам нечто романическое, меня касающееся, но ведь вы – география! Начнешь вам о любви, а вы сейчас: «В каком году была битва при Калке?» Ну вас к черту с вашими битвами и с Чукотскими носами!

– Что же вы сердитесь?

– Да досадно!

И, досадуя, что он не объяснился еще с Манюсей и что ему не с кем теперь поговорить о своей любви, он пошел к себе в кабинет и лег на диван. В кабинете было темно и тихо.

Лежа и глядя в потемки, Никитин стал почему-то думать о том, как через два или три года он поедет зачем-нибудь в Петербург, как Манюся будет провожать его на вокзал и плакать; в Петербурге он получит от нее длинное письмо, в котором она будет умолять его скорее вернуться домой. И он напишет ей… Свое письмо начнет так: «Милая моя крыса…»

– Именно, милая моя крыса, – сказал он и засмеялся.

Ему было неудобно лежать. Он подложил руки под голову и задрал левую ногу на спинку дивана. Стало удобно. Между тем окно начало заметно бледнеть, на дворе заголосили сонные петухи.

Никитин продолжал думать о том, как он вернется из Петербурга, как встретит его на вокзале Манюся и, вскрикнув от радости, бросится ему на шею; или, еще лучше, он схитрит: приедет ночью потихоньку, кухарка отворит ему, потом на цыпочках пройдет он в спальню, бесшумно разденется и – бултых в постель! А она проснется и – о, радость!

Воздух совсем побелел. Кабинета и окна уж не было. На крылечке пивоваренного завода, того самого, мимо которого сегодня проезжали, сидела Манюся и что-то говорила. Потом она взяла Никитина под руку и пошла с ним в загородный сад. Тут он увидел дубы и вороньи гнезда, похожие на шапки. Одно гнездо закачалось, выглянул из него Шебалдин и громко крикнул: «Вы не читали Лессинга!»

Никитин вздрогнул всем телом и открыл глаза. Перед диваном стоял Ипполит Ипполитыч и, откинув назад голову, надевал галстук.

– Вставайте, пора на службу, – говорил он. – А в одежде спать нельзя. От этого одежда портится. Спать надо в постели, раздевшись…

И он, по обыкновению, стал длинно и с расстановкой говорить о том, что всем давно уже известно.

Первый урок у Никитина был по русскому языку во втором классе. Когда он ровно в девять часов вошел в этот класс, то здесь, на черной доске, были написаны мелом две большие буквы: М. Ш. Это, вероятно, значило: Маша Шелестова.

«Уж пронюхали, подлецы… – подумал Никитин. – И откуда они всё знают?»

Второй урок по словесности был в пятом классе. И тут на доске было написано М. Ш., а когда он, кончив урок, выходил из этого класса, сзади него раздался крик, точно в театральном райке:

– Ура-а-а! Шелестова!!

От спанья в одежде было нехорошо в голове, тело изнемогало от лени. Ученики, каждый день ждавшие роспуска перед экзаменами, ничего не делали, томились, шалили от скуки.

Никитин тоже томился, не замечал шалостей и то и дело подходил к окну. Ему была видна улица, ярко освещенная солнцем.

Над домами прозрачное голубое небо, птицы, а далеко-далеко, за зелеными садами и домами, просторная, бесконечная даль с синеющими рощами, с дымком от бегущего поезда…

Вот по улице в тени акаций, играя хлыстиками, прошли два офицера в белых кителях. Вот на линейке проехала куча евреев с седыми бородами и в картузах. Гувернантка гуляет с директорскою внучкой… Пробежал куда-то Сом с двумя дворняжками… А вот в простеньком сером платье и в красных чулочках, держа в руке «Вестник Европы», пошла Варя. Была, должно быть, в городской библиотеке…

А уроки кончатся еще не скоро – в три часа! После же уроков нужно идти не домой и не к Шелестовым, а к Вольфу на урок. Этот Вольф, богатый еврей, принявший лютеранство, не отдавал своих детей в гимназию, а приглашал к ним гимназических учителей и платил по пяти рублей за урок…

«Скучно, скучно, скучно!»

В три часа он пошел к Вольфу и высидел у него, как ему показалось, целую вечность. Вышел от него в пять часов, а в седьмом уже должен был идти в гимназию на педагогический совет – составлять расписание устных экзаменов для четвертого и шестого классов!

Когда, поздно вечером, шел он из гимназии к Шелестовым, сердце у него билось и лицо горело. Неделю и месяц тому назад всякий раз, собираясь объясниться, он приготовлял целую речь с предисловием и с заключением, теперь же у него не было наготове ни одного слова, в голове все перепуталось, и он только знал, что сегодня он, наверное, объяснится и что дольше ждать нет никакой возможности.

«Я приглашу ее в сад, – обдумывал он, – немножко погуляю и объяснюсь…»

В передней не было ни души; он вошел в залу, потом в гостиную… Тут тоже никого не было. Слышно было, как наверху, во втором этаже, с кем-то спорила Варя и как в детской стучала ножницами наемная швея.

Была в доме комнатка, которая носила три названия: маленькая, проходная и темная. В ней стоял большой старый шкап с медикаментами, с порохом и охотничьими принадлежностями. Отсюда вела во второй этаж узкая деревянная лестничка, на которой всегда спали кошки.

Были тут двери: одна – в детскую, другая – в гостиную.

Когда вошел сюда Никитин, чтобы отправиться наверх, дверь из детской отворилась и хлопнула так, что задрожали и лестница и шкап; вбежала Манюся в темном платье, с куском синей материи в руках и, не замечая Никитина, шмыгнула к лестнице.

– Постойте… – остановил ее Никитин. – Здравствуйте, Годфруа… Позвольте…

Он запыхался, не знал, что говорить; одною рукой держал ее за руку, а другою – за синюю материю. А она не то испугалась, не то удивилась и глядела на него большими глазами.

– Позвольте… – продолжал Никитин, боясь, чтоб она не ушла. – Мне нужно вам кое-что сказать… Только… здесь неудобно. Я не могу, не в состоянии… Понимаете ли, Годфруа, я не могу… вот и все…

Синяя материя упала на пол, и Никитин взял Манюсю за другую руку. Она побледнела, зашевелила губами, потом попятилась назад от Никитина и очутилась в углу между стеной и шкапом.

  • – Честное слово, уверяю вас… – сказал он тихо. – Манюся, честное слово…
  • Она откинула назад голову, а он поцеловал ее в губы, и, чтоб этот поцелуй продолжался дольше, он взял ее за щеки пальцами; и как-то так вышло, что сам он очутился в углу между шкапом и стеной, а она обвила руками его шею и прижалась к его подбородку головой.
  • Потом оба побежали в сад.

Сад у Шелестовых был большой, на четырех десятинах. Тут росло с два десятка старых кленов и лип, была одна ель, все же остальное составляли фруктовые деревья: черешни, яблони, груши, дикий каштан, серебристая маслина… Много было и цветов.

Никитин и Манюся молча бегали по аллеям, смеялись, задавали изредка друг другу отрывистые вопросы, на которые не отвечали, а над садом светил полумесяц, и на земле из темной травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви.

Когда Никитин и Манюся вернулись в дом, офицеры и барышни были уже в сборе и танцевали мазурку. Опять Полянский водил по всем комнатам grand-rond, опять после танцев играли в судьбу. Перед ужином, когда гости пошли из залы в столовую, Манюся, оставшись одна с Никитиным, прижалась к нему и сказала:

– Ты сам поговори с папой и Варей. Мне стыдно…

После ужина он говорил со стариком. Выслушав его, Шелестов подумал и сказал:

– Очень вам благодарен за честь, которую вы оказываете мне и дочери, но позвольте мне поговорить с вами по-дружески. Буду говорить с вами не как отец, а как джентльмен с джентльменом. Скажите, пожалуйста, что вам за охота так рано жениться? Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы?

Источник: https://www.litres.ru/anton-chehov/uchitel-slovesnosti/chitat-onlayn/page-3/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector