По сути, «Человеческая комедия» включает в себя все литературное наследство французского писателя Оноре де Бальзака. Можно сказать, что этот великий романист создал всего одну вещь за всю свою творческую жизнь, поскольку вышедшие из-под его пера произведения в разных жанрах и разной тематики все были объединены одним замыслом.
В строгом смысле слова, «Человеческая комедия» — это прозаический цикл, включающий 91 (по другим оценкам — 96) произведение. Точная дата начала работы над циклом неизвестна, но, скорее всего, писатель приступил к созданию своего эпоса в 1829-1830 гг., когда стал публиковаться под собственным именем.
Тогда им были написаны «Гобсек» и другие вещи, в которых уже в полной мере воплотились замыслы автора об исследовании человеческой природы.
Цель Бальзака была шире и глубже, чем тривиальное отражение современной ему французской действительности. Мастер слова пошел дальше и социальной критики. Писателя преследовала мысль о том, что общество представляет собой нечто целое, обладающее единым устройством и развивающееся по определенным законам.
Эта мысль была навеяна Бальзаку господствовавшими в его время концепциями естествознания. В ту эпоху П. Лаплас описал законы становления Солнечной системы и воссоздал картину единого строения вселенной, а Ж. Бюффон и Ж. Сент-Илер вплотную подступили к открытию механизмов эволюции.
В частности, Сент-Илер утверждал наличие в организмах некой всеобщей для живого основы, на которую накладывают отпечаток факторы среды.
Это положение Бальзак истолковал так, что человек несет внутри себя некую единую для всех людей основу, а переменчивая внешняя оболочка этой основы есть результат воздействия социальной среды.
Писателю было одинаково интересно изучать как собственно «основу» человеческой натуры, так и многообразие проявлений наружной оболочки. Бальзак создал философскую теорию, согласно которой за каждой материальной «вещью» скрывается идея.
При этом «вещь» может обозначать любой объект из «предметного мира»: деталь одежды, аксессуар, украшение, элемент интерьера, часть тела. «Вещи» помогают увидеть идею, а она открывает сущность взаимодействия основы и оболочки личности, то есть позволяет понять сущность господствующей над человеком страсти.
Самое яркое отображение материализации идей дано Бальзаком в полуфантастической «Шагреневой коже», где уменьшение кусочка кожи сопровождается атрофией души главного героя.
Именно поэтому Бальзак столь основателен в описании деталей, что иные критики называли мелочностью. На самом деле быт и внешность для писателя являли собой знак, скрывающий глубинный смысл. Для писателя не существовало малозначительных деталей.
Он старательно изучал физиогномику — учение о понимании характера человека через его наружность.
Более того, писатель пытался создать похожую науку — вестигномику, которая бы позволяла понять характер человека по его одежде («Трактат об элегантной жизни», 1830).
Раскрыть природу человека во всех ее проявлениях означало для Бальзака увидеть правду. Это же означало и обнажить пороки, то есть за обманчивой внешностью различить подлинное внутреннее содержание. Писатель не боялся показать действительность такой, какая она есть, даже если зла в мире оказывается больше, чем добра.
Обнажая пороки, литератор, как считал Бальзак, способствует их устранению. Писатель открыто заявлял: «Я опишу огромное современное чудовище во всех его ликах», подразумевая погрязшее в противоречиях французское общество.
Венчать «Человеческую комедию» должен был опус под названием «Опыт о человеческих силах», написать который Бальзак не успел — в этом гениальному романисту помешала преждевременная смерть.
Источник: https://sochynenie.ru/kratkoe-soderzhanie-chelovecheskaya-komediya/
Человеческая комедия — краткое содержание сборника Бальзака
- Совокупность произведений Оноре де Бальзака «Человеческая комедия» делится автором на три цикла: «этюды о нравах», «философские этюды», «аналитические этюды».
- Всего в сборник входит 91 роман и новелла, из которых более половины отнесены к первому циклу.
- К «Этюдам о нравах» относятся такие известные произведения Бальзака как «Гобсек», «Отец Горио», «Блеск и нищета куртизанок», «Дочь Евы», «Вендетта», «Евгения Гранде».
Первое произведение повествует о скупом пожилом ростовщике, который к концу своей жизни сильно боялся продешевить и уже ничего не продавал.
Однако, перед смертью он раскаивается и возвращает поместье молодому графу де Ресто, который теперь точно может жениться на дочери виконтессы де Гранлье.
Второй роман описывает судьбу отца, который безгранично любил своих дочерей, но его любовь осталась не взаимной. Горио живет в пансионе Воке, так как все свои накопления он растратил на дочек, которые попав в высшее общество, стали стесняться отца.
В «Блеске и нищете куртизанок» автор повествует об махинациях лже-аббата, из которых Карлос Эррера вышел сухим из воды.
В произведении «Дочь Евы» рассказывается о скучной жизни домохозяйки, которая ищет приключений. «Вендетта» описывает суровые мотивы из жизни Корсики, в частности, кровную месть.
Особенность сборника состоит в том, что в нем есть сквозные персонажи. Например, Растиньяк, Карлос Эррера и другие. Благодаря этому приему можно изучить личностный рост персонажей, их эволюцию.
В цикле «Философские этюды» большое значение придается изучению роли искусства в жизни человека.
Самый известный роман, относящийся к этому разделу — «Шагреневая кожа». Рафаэль, молодой студент, хочет распрощаться с жизнью. Он заходит в лавку сувениров, где торговец дает ему талисман — шагрень, которая может исполнять все его желания, но за счет жизни Рафаэля. Он становится богатым человеком, но после заболевает и жизнь его обрывается.
В заключительном цикле автор рассуждает на сложные философские темы, анализирует общество.
В своих произведениях Оноре де Бальзак описал уклад жизни современного для него общества. Он описал все его слои и сословия: аристократов, седан, куртизанок, буржуазию, интеллигенцию, творческих людей.
Также французский классик показал эволюцию отдельных личностей. Например, Растиньяк из бедняка стал богатым и уважаемым парижанином, который уверен, что ничего нельзя добиться честным трудом.
Читательский дневник.
Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/balzak/chelovecheskaya-komediya
«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака: обзор произведений
«Человеческая комедия» — цикл произведений культового французского писателя Оноре де Бальзака. Этот грандиозный труд стал самой амбициозной литературной задумкой XIX века. Бальзак включил в цикл все романы, написанные им за двадцатилетнюю творческую карьеру. Несмотря на то что каждая составляющая цикла является самостоятельным литературным произведением, «Человеческая комедия» есть единое целое, как говорил Бальзак, «мое большое произведение… о человеке и жизни».
Замысел этого крупномасштабного творения возник у Оноре де Бальзака в 1832 году, когда был окончен и успешно опубликован роман «Шагреневая кожа». Анализируя труды Бонне, Бюффона, Лейбница, писатель обратил внимание на развитие животных как единого организма.
Проведя параллель с миром животных, Бальзак определил, что общество подобно природе, поскольку создает так же много человеческих типов, как природа животных видов. Материал для человеческой типологии представляет среда, в которой находится тот или иной индивид.
Так же, как в природе волк отличается от лисы, осел от лошади, акула от тюленя, в обществе солдат не похож на рабочего, ученый на бездельника, чиновник на поэта.
Уникальность замысла Бальзака
В мировой культуре существует масса сухих фактографий, посвященных истории различных стран и эпох, а труда, который бы освещал историю нравов общества, нет. Бальзак взялся исследовать нравы французского общества XIX века (быть точными, период с 1815 по 1848 годы). Ему предстояло создать большое произведение с двумя-тремя тысячами типичных для данной конкретной эпохи персонажей.
Замысел был, безусловно, очень амбициозным, издатели саркастично желали писателю «долгой жизни», но великого Бальзака это не останавливает — наряду с талантом у него были поразительная выносливость, самодисциплина и работоспособность. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он называет свой труд «Человеческой комедией», делая акцент на реалистическом методе трактовки современной действительности.
Структура «Человеческой комедии»
Оноре де Бальзак разделил свою «Человеческую комедию» на три структурно-смысловых части. Визуально эту композицию можно изобразить в виде пирамиды.
Самая крупная часть (она же основание) носит название «Этюды нравов» и включает тематические подразделы/сцены (частная, провинциальная, военная, деревенская жизнь и жизнь Парижа».
В «Этюды нравов» планировалось включить 111 произведений, Бальзак успел написать 71.
Второй ярус «пирамиды» — «Философские этюды», в которых было запланировано 27 произведений и написано — 22.
Вершина «пирамиды» — «Аналитические этюды». Из пяти задуманных автор успел завершить только два произведения.
Этюды нравов: частная жизнь
В предисловии к первому изданию «Человеческой комедии» Бальзак расшифровывает тематику каждой части «Этюдов нравов». Так, Сцены частной жизни изображают детство, юность и заблуждения этих периодов человеческой жизни.
Бальзаку очень нравится «подсматривать» за приватной жизнью своих персонажей и находить типичное, эпохальное в буднях героев, появляющихся на страницах его произведений.
По сему Сцены частной жизни стали одним из наиболее обширных разделов, в него включены произведения, написанные в период с 1830 по 1844 годы.
Это «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Воспоминания двух юных жен», «Вендетта», «Мнимая любовница», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер», «Обедня безбожника», культовые «Отец Горио», «Гобсек» и другие произведения».
Так, небольшой роман «Дом кошки, играющей в мяч» (альтернативное название «Слава и горе») повествует историю молодой супружеской четы — художника Теодора де Сомервье и купеческой дочери Августины Гийом. Когда дурман влюбленности проходит, Теодор осознает, что хорошенькая жена не в состоянии оценить его творчество, стать другом по духу, соратником, музой.
В это время Августина продолжает наивно и беззаветно любить своего мужа. Она тяжело страдает, видя, как любимый отдаляется, как находит утешение в обществе другой женщины — умной, образованной, утонченной госпожи де Карильяно. Как не старается бедняжка, у нее не выходит спасти брак и вернуть любовь мужа.
Однажды сердце Августины не выдерживает — оно просто разрывается от горя и потерянной любви.
Интересен роман «Воспоминания двух юных жен». Он представлен в виде переписки двух выпускниц монастыря подруг Луизы де Шолье и Рене де Мокомб. Покинув стены святой обители, одна девушка попадает в Париж, другая — в провинцию. Строчка за строчкой на страницах девичьих писем вырастают две абсолютно разные судьбы.
Культовые «Отец Горио» и «Гобсек» повествуют историю жизней двух величайших скупцов — «неизлечимого отца» Горио, болезненно обожающего своих дочерей, и ростовщика Гобсека, не признающего никаких идеалов, кроме власти золота.
Париж и провинция
В отличие от частной жизни Сцены провинциальной жизни посвящены зрелости и присущим ей страстям, амбициям, интересам, расчетам, честолюбию. В этот раздел входят десять романов. В их числе «Евгения Гранде», «Музей древностей», «Старая дева», «Утраченные иллюзии».
Так, роман «Евгения Гранде» повествует о провинциальной жизни богатого семейства Гранде — скупого отца-тирана, безропотной матушки и их юной красавицы-дочери Евгении. Роман очень полюбился отечественной публике, был неоднократно переведен на русский язык и даже экранизирован на советской киностудии в 1960 году.
В противовес провинциальной Бальзак создает Сцены Парижской жизни, где в первую очередь изобличаются пороки, что порождает столица. В этот раздел вошли «Герцогиня де Ланже», «Цезарь Биротто», «Кузина Бетта», «Кузен Понс» и другие. Самым известным «парижским» романом Бальзака является «Блеск и нищета куртизанок».
В произведении рассказывается трагичная судьба провинциала Люсьена де Рюбампре, сделавшего блестящую карьеру в Париже благодаря покровительству Карлоса Эррера, аббата. Люсьен влюблен.
Его пассия — бывшая куртизанка Эстер. Властный аббат заставляет молодого протеже отказаться от своей истинной любви в пользу более выгодной партии. Люсьен малодушно соглашается.
Это решение запускает цепь трагических событий в судьбах всех героев романа.
Политика, война и деревня
Политика стоит особняком от частной жизни. Об этой самобытной сфере повествуют сцены политической жизни. В раздел Сцены политической жизни Бальзак включил четыре произведения:
- «Случай из времен террора» о группе опальных аристократов- монархистов;
- «Темное дело» о конфликте аристократичных приверженцев королевской династии Бурбонов и правительства Наполеона;
- «З. Маркас»;
- «Депутат от Арси» о «честных» выборах в провинциальном городке Арси-сюр-Об.
Сцены военной жизни живописуют героев в состоянии наивысшего морального и эмоционального напряжения, будь то оборона или завоевание.
Сюда, в частности, был включен роман «Шуаны», принесший Бальзаку после ряда литературных неудач и краха издательского бизнеса долгожданную славу.
«Шуаны» посвящены событиям 1799 года, когда произошла последнее крупное восстание роялистских мятежников. Повстанцев, возглавляемых монархически настроенными аристократами и духовенством, называли шуанами.
Атмосферу сельской жизни Бальзак назвал «вечером долгого дня». В этом разделе представлены самые чистые характеры, что формируются в зародыше других сфер человеческой жизни. В Сцены сельской жизни вошли четыре романа: «Крестьяне», «Сельский врач», «Сельский священник» и «Лилия долины».
Философские этюды
Глубокое препарирование характеров, анализ социальных двигателей всех жизненных событий и собственно сама жизнь в схватке с желанием показаны во второй части «Человеческой комедии» — «Философских этюдах». В них вошли 22 произведения, написанные в период с 1831 по 1839 годы. Это «Иисус Христос во Фландрии», «Неведомый шедевр», «Проклятое дитя», «Мэтр Корнелиус», «Красная гостиница», «Эликсир долголетия» и многие другие. Бестселлером «Философских этюдов», бесспорно, является роман «Шагреневая кожа».
Главный герой «Шагреневой кожи» поэт Рафаэль де Валентен безуспешно пытается сделать карьеру в Париже. Однажды он становится обладателем магического артефакта — лоскута шагрени, который исполняет любое желание, произнесенное вслух. Валентен тут же становится богат, успешен, любим.
Но вскоре ему открывается обратная сторона волшебства — с каждым исполненным желанием шагрень уменьшается, а вместе с ней жизнь самого Рафаэля. Когда шагреневая кожа исчезнет, не станет и его самого.
Валентену предстоит выбрать между долгим существованием в постоянных лишениях или яркой, но короткой жизнью, исполненной наслаждений.
Аналитические этюды
Итогом монолитной «истории нравов современного человечества» стали «Аналитические этюды». В предисловии сам Бальзак отмечает, что этот раздел находится на стадии разработки, а потому на данном этапе автор вынужден отказаться от содержательных комментариев.
Для «Аналитических этюдов» писатель запланировал пять работ, но завершил лишь две — это «Физиология брака», написанная в 1929 году, и «Мелкие невзгоды супружеской жизни», выпущенные в 1846 году.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/onore-de-balzak/chelovecheskaya-komediya.html
О цикле “человеческая комедия” о. де бальзака
Закончив в 1834 г.
Роман “Отец Горио”, Бальзак приходит к принципиально важному решению: он задумал создать грандиозную художественную панораму жизни французского общества послереволюционного периода, состоящую из связанных друг с другом романов, повестей и рассказов. С этой целью написанные ранее произведения, после соответствующей обработки, он включает в “Человеческую комедию” – уникальный эпический цикл, замысел и название которого окончательно созрели к началу 1842 г.
Назвав цикл произведений “Человеческой комедией”,
Оноре де Бальзак, во-первых, хотел подчеркнуть, что его творение имеет для современной писателю Франции такое же значение, какое имела для средневековой Европы “Божественная комедия” Данте. Во-вторых, вполне вероятно, что в земной, человеческой жизни с ее “леденящим холодом” Бальзак увидел аналоги аллегорических кругов Дантова ада.
Воплощение этого грандиозного замысла припадает на самый плодотворный период творчества писателя – между 1834 и 1845 гг.
Именно в это десятилетие была создана большая часть романов и повестей “Человеческой комедии”, создавая которую, Бальзак стремился к “целостности эпического действия”.
С этой целью он сознательно делит “Человеческую комедию” на три основных раздела: “Этюды нравов”, “Философские эпизоды”, “Аналитические этюды”.
“Этюды нравов”, в свою очередь, делятся на шесть подразделов:
“Сцены частной жизни” (“Гобсек”, “Отец Горио”, “Тридцатилетняя женщина”, “Брачный контракт”, “Полковник Шабер” и др.). “Сцены провинциальной жизни” (“Евгения Гранде”, “Музей древностей”, первая и третья части “Утраченных иллюзий” и др.).
“Сцены Парижской жизни” (“Цезарь Бирото”, “Торговый Дом Нюсинжена”, “Блеск и нищета куртизанок” и др.). “Сцены политической жизни” (“Темное дело”). “Сцены военной жизни” (“Шуаны”).
“Сцены деревенской жизни” (“Крестьяне”, “Деревенский врач”, “Деревенский священник”).
Всего для “Этюдов нравов” Бальзак задумал 111 романов, но сумел написать 72.
Раздел “Философские этюды” не подразделяется. Для этого раздела Бальзак задумал 27 романов и новелл, а написал 22 (“Шагреневая кожа”, “В поисках абсолюта”, “Неведомый шедевр”, “Эликсир долголетия”, “Гамбара” и др.).
Для третьего раздела эпопеи – “Аналитические этюды” – писателем было задумано пять романов, а написано только два: “Физиология брака” и “Невзгоды супружеской жизни”.
Всего для эпопеи “Человеческая комедия” должно было быть создано 143 произведения, а написано – 95.
В “Человеческой комедии” Оноре де Бальзака действуют 2000 персонажей, многие из которых “живут” на страницах эпопеи согласно принципу цикличности, переходя из одного произведения в другое.
Адвокат Дервиль, доктор Бьяншон, Эжен де Растиньяк, каторжник Вотрен, поэт Люсьен де Рюбампре и многие другие – это “возвращающиеся” персонажи.
В одних романах они предстают перед читателями как главные герои, в других – как второстепенные, в третьих автор упоминает о них вскользь.
Бальзак изображает эволюцию характеров этих героев на разной стадии их развития: чистыми душой и переродившимися под давлением обстоятельств, которые зачастую оказываются сильнее бальзаковских героев.
Мы видим их юными, полными надежд, зрелыми, состарившимися, умудренными жизненным опытом и разочаровавшимися в своих идеалах, побежденными или победившими.
Иногда, в конкретном романе, о прошлом того или иного героя Оноре де Бальзак сообщает нам очень немного, но читатель “Человеческой комедии” уже знает подробности их жизни из других произведений писателя.
Например, аббат Карлос Эррера в романе “Блеск и нищета куртизанок” – это каторжник Вотрен, с которым читатель уже знаком по роману “Отец Горио”, а преуспевающий светский ловкач Растиньяк, который на страницах романа “Утраченные иллюзии” полон надежд и веры в людей, учит молодого Люсьена де Рюбампре, в романе “Отец Горио” перерождается в расчетливого и циничного завсегдатая светских салонов. Тут же мы встречаемся с влюбленной в Люсьена Эстер, которая оказывается внучатой племянницей ростовщика Гобсека, героя одноименной повести.
В “Человеческой комедии” невидимыми нитями оказались связанными между собой дом банкира и нищенские трущобы, особняк аристократа и коммерческая контора, великосветский салон и игорный дом, мастерская художника, лаборатория ученого, мансарда поэта и редакция газеты, подобная разбойничьему притону. На страницах “Человеческой комедии” перед читателями предстают политические воротилы, банкиры, коммерсанты, ростовщики и каторжники, поэты и художники, а также будуары и спальни светских красавиц, каморки и дешевые пансионы, в которых ютятся обреченные на нищету обездоленные люди.
В предисловии к “Человеческой комедии” Оноре де Бальзак писал: “Чтобы заслужить похвал, которых должен добиваться всякий Художник, мне нужно было изучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей, событий… Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, свою обстановку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию, словом весь мир”.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/o-cikle-chelovecheskaya-komediya-o-de-balzaka/
О цикле «человеческая комедия» о. де бальзака
Тема: Человеческая комедия
Закончив в 1834 г.
роман «Отец Горио», Бальзак приходит к принципиально важному решению: он задумал создать грандиозную художественную панораму жизни французского общества послереволюционного периода, состоящую из связанных друг с другом романов, повестей и рассказов. С этой целью написанные ранее произведения, после соответствующей обработки, он включает в «Человеческую комедию» — уникальный эпический цикл, замысел и название которого окончательно созрели к началу 1842 г.
Назвав цикл произведений «Человеческой комедией», Оноре де Бальзак, во-первых, хотел подчеркнуть, что его творение имеет для современной писателю Франции такое же значение, какое имела для средневековой Европы «Божественная комедия» Данте. Во-вторых, вполне вероятно, что в земной, человеческой жизни с ее «леденящим холодом» Бальзак увидел аналоги аллегорических кругов Дантова ада.
Воплощение этого грандиозного замысла припадает на самый плодотворный период творчества писателя — между 1834 и 1845 гг.
Именно в это десятилетие была создана большая часть романов и повестей «Человеческой комедии», создавая которую, Бальзак стремился к «целостности эпического действия».
С этой целью он сознательно делит «Человеческую комедию» на три основных раздела: «Этюды нравов», «Философские эпизоды», «Аналитические этюды».
«Этюды нравов», в свою очередь, делятся на шесть подразделов:
- «Сцены частной жизни» («Гобсек», «Отец Горио», «Тридцатилетняя женщина», «Брачный контракт», «Полковник Шабер» и др.).
- «Сцены провинциальной жизни» («Евгения Гранде», «Музей древностей», первая и третья части «Утраченных иллюзий» и др.).
- «Сцены Парижской жизни» («Цезарь Бирото», «Торговый дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок» и др.).
- «Сцены политической жизни» («Темное дело»).
- «Сцены военной жизни» («Шуаны»).
- «Сцены деревенской жизни» («Крестьяне», «Деревенский врач», «Деревенский священник»).
Всего для «Этюдов нравов» Бальзак задумал 111 романов, но сумел написать 72.
Раздел «Философские этюды» не подразделяется. Для этого раздела Бальзак задумал 27 романов и новелл, а написал 22 («Шагреневая кожа», «В поисках абсолюта», «Неведомый шедевр», «Эликсир долголетия», «Гамбара» и др.).
Для третьего раздела эпопеи — «Аналитические этюды» — писателем было задумано пять романов, а написано только два: «Физиология брака» и «Невзгоды супружеской жизни».
Всего для эпопеи «Человеческая комедия» должно было быть создано 143 произведения, а написано — 95.
В «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака действуют 2000 персонажей, многие из которых «живут» на страницах эпопеи согласно принципу цикличности, переходя из одного произведения в другое.
Адвокат Дервиль, доктор Бьяншон, Эжен де Растиньяк, каторжник Вотрен, поэт Люсьен де Рюбампре и многие другие — это «возвращающиеся» персонажи.
В одних романах они предстают перед читателями как главные герои, в других — как второстепенные, в третьих автор упоминает о них вскользь.
Бальзак изображает эволюцию характеров этих героев на разной стадии их развития: чистыми душой и переродившимися под давлением обстоятельств, которые зачастую оказываются сильнее бальзаковских героев. Мы видим их юными, полными надежд, зрелыми, состарившимися, умудренными жизненным опытом и разочаровавшимися в своих идеалах, побежденными или победившими.
Иногда, в конкретном романе, о прошлом того или иного героя Оноре де Бальзак сообщает нам очень немного, но читатель «Человеческой комедии» уже знает подробности их жизни из других произведений писателя.
Например, аббат Карлос Эррера в романе «Блеск и нищета куртизанок» — это каторжник Вотрен, с которым читатель уже знаком по роману «Отец Горио», а преуспевающий светский ловкач Растиньяк, который на страницах романа «Утраченные иллюзии» полон надежд и веры в людей, учит молодого Люсьена де Рюбампре, в романе «Отец Горио» перерождается в расчетливого и циничного завсегдатая светских салонов. Тут же мы встречаемся с влюбленной в Люсьена Эстер, которая оказывается внучатой племянницей ростовщика Гобсека, героя одноименной повести. Материал с сайта //iEssay.ru
В «Человеческой комедии» невидимыми нитями оказались связанными между собой дом банкира и нищенские трущобы, особняк аристократа и коммерческая контора, великосветский салон и игорный дом, мастерская художника, лаборатория ученого, мансарда поэта и редакция газеты, подобная разбойничьему притону. На страницах «Человеческой комедии» перед читателями предстают политические воротилы, банкиры, коммерсанты, ростовщики и каторжники, поэты и художники, а также будуары и спальни светских красавиц, каморки и дешевые пансионы, в которых ютятся обреченные на нищету обездоленные люди.
В предисловии к «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак писал: «Чтобы заслужить похвал, которых должен добиваться всякий художник, мне нужно было изучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей, событий..
. Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, свою обстановку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию, словом весь мир».
На этой странице материал по темам:
- циклы человеческой комедии бальзак
- возвращающиеся персонажи человеческой комедии
- бальзак неведомый шедевр краткое содержание
- человеческая комедия музей древностей
- человеческая комедия бальзака краткое содержание
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/b/balzak/stati/chelovecheskaya-komediya/o-cikle-chelovecheskaya-komediya-o.-de-balzaka
Читать
Оноре де Бальзак
Предисловие к «Человеческой комедии»
Называя «Человеческой комедией» произведение, начатое почти тринадцать лет тому назад, я считаю необходимым разъяснить его замысел, рассказать о его происхождении, кратко изложить план, притом выразить все это так, как будто я к этому не причастен. Это не так трудно, как может показаться широкому кругу читателей.
Малое количество произведений питает большое самолюбие, большая работа внушает скромность.
Это наблюдение объясняет тот анализ, которому подвергали Корнель, Мольер и другие великие авторы свои произведения; если невозможно сравняться с ними в их прекрасных творениях, то вполне допустимо желание походить на них в этом чувстве.
Первоначальная идея «Человеческой комедии» предстала передо мной как некая греза, как один из тех невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не можешь уловить; так насмешливая химера являет свой женский лик, но тотчас же, распахнув крылья, уносится в мир фантастики. Однако и эта химера, как многие другие, воплощается: она повелевает, она наделена неограниченной властью, и приходится ей подчиниться.
Идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным миром.
Было бы ошибочно думать, что великий спор, вспыхнувший в последнее время между Кювье[1] и Жоффруа Сент-Илером[2], основывается на научном открытии. Единство организмов уже занимало, но под другими названиями, величайшие умы двух предшествующих веков.
Перечитывая столь удивительные произведения писателей-мистиков, занимавшихся науками в их связи с бесконечным: Сведенборга, Сен-Мартена и др.
— а также книги талантливейших естествоиспытателей: Лейбница, Бюффона, Шарля Бонне и других, — находишь в монадах Лейбница, в органических молекулах Бюффона, в «растительной силе» Нидгема[3], в связи подобных частиц Шарля Бонне, имевшего смелость еще в 1760 году заявить: «Животное развивается, как растение», — находишь, повторяю, зачатки замечательного закона: каждый для себя, — на котором зиждется единство организма. Есть только одно живое существо. Создатель пользовался одним и тем же образцом для всех живых существ. Живое существо — это основа, получающая свою внешнюю форму, или, говоря точнее, отличительные признаки своей формы, в той среде, где ему назначено развиваться. Животные виды определяются этими различиями. Провозглашение и обоснование этой системы, согласной, впрочем, с нашими представлениями о божьем могуществе, будет вечной заслугой Жоффруа де Сент-Илера, одержавшего в этом вопросе высшей науки победу над Кювье — победу, которую приветствовал великий Гёте в последней написанной им статье.
Проникнувшись этой системой еще задолго до того, как она возбудила споры, я понял, что в этом отношении Общество подобно Природе. Ведь Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире.
Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя и труднее уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д.
Стало быть, существуют и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же, как и виды животного царства.
Если Бюффон создал изумительное произведение, попытавшись в одной книге представить весь животный мир, то почему бы не создать подобного же произведения об Обществе? Но разнообразию животного мира Природа поставила границы, в которых Обществу не суждено было удержаться.
Когда Бюффон изображает льва-самца, ему достаточно всего нескольких фраз, чтобы определить и львицу, между тем в Обществе женщина далеко не всегда может рассматриваться как самка мужчины. Даже в одной семье могут быть два существа, совершенно не похожие друг на друга.
Жена торговца иной раз достойна быть женой принца, и часто жена принца не стоит жены художника. Общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает Природа, ибо общественное состояние складывается из Природы и Общества.
Следовательно, описание социальных видов, если даже принимать во внимание только различие полов, должно быть в два раза более обширным по сравнению с описанием животных видов. Наконец, у животных не бывает внутренней борьбы, никакой путаницы; они только преследуют друг друга — вот и все.
Люди тоже преследуют друг друга, но большее или меньшее наличие разума приводит к гораздо более сложной борьбе. Если некоторые ученые и не признают, что в великом потоке жизни Животность врывается в Человечность, то несомненно, что все же лавочник становится иногда пэром Франции[4], а дворянин иной раз опускается на самое дно.
Бюффон обнаружил у животных исключительно простую жизнь. Животное наделено немногим в смысле умственного развития, у него нет ни наук, ни искусств, в то время как человек, в силу закона, который еще надлежит изучить, стремится запечатлеть свои нравы, свою мысль и свою жизнь во всем, что он приспособляет для своих нужд. Хотя Левенгук[5], Сваммердам[6], Спалланцани[7], Реомюр[8], Шарль Бонне, Мюллер[9], Галлер[10] и другие терпеливые зоографы показали, насколько занимательны нравы животных, все же повадки каждого из них, по крайней мере на наш взгляд, одинаковы во все времена, а между тем обычаи, одежда, речь, жилище князя, банкира, артиста, буржуа, священника, бедняка совершенно различны и меняются на каждой ступени цивилизации.
Таким образом, предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия — мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, — словом, изобразить человека и жизнь.
Кто не замечал, читая сухой и досадный перечень фактов, именуемый историей, что во все времена — будь то в Египте, Персии, Греции, Риме — писатели забывали изображать нам историю нравов? Отрывок Петрония[11] о частной жизни римлян скорее возбуждает, чем удовлетворяет нашу любознательность. Заметив этот огромный пробел в истории, аббат Бартелеми[12] посвятил свою жизнь восстановлению картины древнегреческих нравов в своем «Анахарсисе».
Но как сделать интересной драму с тремя-четырьмя тысячами действующих лиц, которую являет любое Общество.
Как одновременно понравиться поэту, философу и массам, которые требуют поэзии и философии в захватывающих образах? Если я и понимал значительность и поэзию этой истории человеческого сердца, то не представлял себе способов воспроизвести ее: ведь вплоть до нашего времени самые знаменитые рассказчики употребляли свое дарование на создание одного или двух типических лиц, на изображение какой-нибудь одной стороны жизни. Именно с такими мыслями читал я произведения Вальтера Скотта. Вальтер Скотт, этот современный трувер[13], придал гигантский размах тому жанру повествования, которое несправедливо считается второстепенным. В самом деле, разве не труднее вступать в соперничество с живыми эпохами, создавая Дафниса и Хлою, Роланда, Амадиса, Панурга, Дон-Кихота, Манон Леско, Клариссу, Ловласа, Робинзона Крузо, Жиль Блаза, Оссиана, Юлию д'Этанж, дядюшку Тоби, Вертера, Ренэ, Коринну, Адольфа, Поля и Виржинию, Дженни Динс, Клеверхауза, Айвенго, Манфреда, Миньону, чем правильно располагать факты, почти одинаковые у всех народов, истолковывать устаревшие законы, выдумывать теории, вводящие народы в заблуждение, или, подобно некоторым метафизикам, объяснить то, что есть? Существование такого рода персонажей почти всегда становится более длительным, более несомненным, чем существование поколений, среди которых они рождены; однако живут они только в том случае, если являются полным отображением своего времени. Они зачаты в утробе определенного века, но под их оболочкой бьется всечеловеческое сердце и часто таится целая философия. Вальтер Скотт возвысил роман до степени философии истории, возвысил тот род литературы, который из века в век украшает алмазами бессмертия поэтическую корону тех стран, где процветает искусство слова. Он внес в него дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание; он включил туда и невероятное, и истинное, эти элементы эпоса, и подкрепил поэзию непринужденностью самых простых разговоров. Но он не столько придумал определенную систему, сколько нашел собственную манеру в пылу работы или благодаря логике этой работы; он не задумывался над тем, чтобы связать свои повести одну с другой и таким образом создать целую историю, каждая глава которой была бы романом, а каждый роман — эпохой. Заметив этот недостаток связи, что, впрочем, не умаляет значения Шотландца, я в то же время ясно представил себе и план, удобный для выполнения моей работы, и самую возможность его осуществления. Хотя я и был, так сказать, ослеплен изумительной плодовитостью Вальтера Скотта, всегда похожего на самого себя и всегда своеобразного, не отчаивался, потому что объяснял особенности его дарования бесконечным разнообразием человеческой природы.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=128721&p=1
Блеск и нищета куртизанок (краткий пересказ содержания). Бальзак Оноре де
Блеск и нищета куртизанок
Краткое содержание романа
В 1824 г. на балу в Опере появляется ослепительно красивый молодой человек под руку с прелестной дамой. Ко всеобщему изумлению, Люсьен Шарден каким-то образом сумел подняться из грязи, и король своим указом вернул ему фамилию предков со стороны матери.
Юноша без труда ставит на место старых врагов — барона Сикста дю Шатле и маркизу д'Эспар. Однако у него не хватает духа осадить прежних собратьев-журналистов, и именно они опознают в его спутнице публичную девку по прозвищу Торпиль — эта красавица еврейка славится самым утонченным распутством.
Люсьен увозит полуживую Эстер домой, а невысокий тучный человек в маске, неотступно сопровождавший любовников, приказывает Растиньяку заступиться за графа де Рюбампре — узнав страшный взгляд этого человека, Эжен цепенеет от ужаса.
Обезумевшая от горя Эстер делает попытку отравиться угарным газом, но её спасает незнакомый священник, который объясняет ей, что она едва не погубила карьеру Аюсьена — свет не простит ему второй Корали. У Эстер есть только один выход — стать честной женщиной.
Несчастная куртизанка соглашается на все: её помещают в монастырский пансион, где она принимает крещение и отрекается от прошлого. Но Люсьена она забыть не в силах и начинает чахнуть. Аббат Карлос Эррера вновь возвращает её к жизни, поставив условием, что она будет жить с Люсьеном в полной тайне от всех.
В мае 1825 г. влюбленные обретают друг друга в квартире, снятой для них испанским каноником.
Впрочем, Люсьену уже известно, кто скрывается под сутаной лжесвященника — однако юноша, опьяненный успехами в свете и привыкший к роскоши, не находит в себе силы порвать с покровителем, который железной рукой направляет его, оберегая от былых ошибок.
Аббат окружает Эстер своими доверенными людьми: Меднолицая Азия будет заниматься стряпней, миловидная Европа — исполнять обязанности горничной, а верзила Паккар — сопровождать хозяйку на прогулках. Идиллия на улице Тетбу продолжается четыре года.
За это время положение Люсьена упрочилось настолько, что в свете заговорили о его женитьбе на дочери герцога де Гранлье. Благосклонности юного красавца домогаются самые знатные дамы: его парадной любовницей становится графиня де Серизи, завоевавшая эту честь в схватке с герцогиней де Монфриньез.
В одну прекрасную ночь августа 1829 г. задремавший в карете барон де Нусинген встречает в Венсенском лесу чудесное видение — женщину неземной красоты. Банкир влюбляется впервые в жизни: он пытается найти своего «ангела» с помощью полиции, но все тщетно — незнакомка исчезла бесследно.
Биржевой хищник худеет на глазах, и обеспокоенные друзья дома созывают консилиум: такой человек, как барон де Нусинген, не имеет права внезапно умереть — это чревато крупными неприятностями. Описывая свою красавицу, банкир замечает улыбку Люсьена и решает напустить на него искуснейших полицейских агентов — Контаноона и Перада.
Для обоих сыщиков дело представляется выгодным и безопасным — они не подозревают, что за спиной молодого де Рюбампре стоит знаменитый Жак Коллен, казначей трех каторг.
Аббат Эррера желает продать Нусингену Эстер, и малодушный Люсьен соглашается — Клотильду де Гранлье отдадут за него только в том случае, если он купит имение стоимостью в миллион. Банкиру подсовывают красивую англичанку, чтобы отбить охоту обращаться в полицию, а затем показывают издали Эстер.
Азия, преобразившись в сводню, обещает свести Нусингена с его «предметом» — пусть только богач раскошелится. Тем временем Карлос выписывает на имя Эстер векселя в триста тысяч франков и объявляет любовникам, что они расстаются навеки, — ради Люсьена Эстер должна снова превратиться в Торпиль.
Смотрите также
- Гобсек
- Евгения Гранде
- Отец Горио
- Утраченные иллюзии
Карлос начинает игру с Нусингеном, имея на руках все козыри: банкир платит Азии за сводничество, а Европе — за то, чтобы его ввели в дом. Увидев Эстер, Нусинген совершенно теряет голову: когда к куртизанке врываются судебные исполнители, он безропотно выкладывает триста тысяч в счет её «долга».
Шайка получает полмиллиона всего за одну неделю — между тем банкир еще даже не притронулся к своей «богине». Он сулит ей золотые горы — а она мысленно клянется умереть в тот самый день, когда придется изменить Люсьену.
За развитием событий пристально следят уязвленные сыщики: их самолюбие задето, а старик Перад еще и обманулся в своих ожиданиях — он ввязался в аферу только ради дочери Лидии, надеясь раздобыть ей приданое. К расследованию подключается ученик и друг Перада — всемогущий и зловещий Корантен, гений полицейского сыска.
Ему удается нащупать слабое место в хитроумном плане Карлоса — Люсьен, купив имение, говорит всем, что деньги ему дали зять и сестра. Перад, выдав себя за богатого англичанина, берет на содержание одну из подруг Эстер: вместе с Контансоном, принявшим облик слуги-мулата, они совсем близко подбираются к шайке.
Между тем герцог де Гранлье, получив анонимное письмо об источниках дохода Люсьена, отказывает юноше от дома. Взбешенный Карлос приказывает похитить дочь Перада — если через десять дней Люсьен не женится на Клотильде де Гранлье, Лидия будет обесчещена, а сам Перад убит. Старик в отчаянии бросается к Корантену: они связались со слишком опасными людьми, и нужно временно отступить.
Однако дать задний ход уже невозможно: Корантен и стряпчий Дервиль отправились в Ангулем — там они быстро выясняют, что Сешары, хоть и живут в достатке, но миллионным состоянием не располагают. Корантен возвращается в Париж, когда Перад умирает от яда — перед смертью ему вернули истерзанную и повредившуюся в уме дочь.
Корантен клянется отомстить и аббату, и Люсьену — оба они окончат свои дни на эшафоте.
Тем временем Эстер наконец уступает мольбам Нусингена, и счастливый банкир дарит ей ренту в тридцать тысяч — немедленно продав ценные бумаги за семьсот пятьдесят тысяч, она оставляет их Люсьену и принимает яд. Увидев наутро мертвую хозяйку, Европа и Паккар скрываются с деньгами.
Нусинген, заподозрив неладное, вызывает полицию. Попутно выясняется, что Эстер чудовищно богата — она единственная наследница недавно скончавшегося ростовщика Гобсека. Карлос, сохранивший хладнокровие и в момент крушения, пишет поддельное завещание — перед смертью Эстер якобы отказала свое состояние Люсьену.
Затем аббат пытается бежать, но дорогу ему преграждает Контансон — Жак Коллен, сбросив сыщика с крыши, приказывает Азии дать ему такое снадобье, чтобы его приняли за умирающего. Бесчувственного испанца отвозят в тюрьму.
Перепуганного насмерть Люсьена берут под стражу на дороге, где происходит его последнее свидание с Клотильдой, уезжающей в Италию.
Арест Люсьена де Рюбампре вызывает переполох — этот юноша занимал видное положение в обществе, и от исхода дела зависит репутация нескольких знатных дам.
Следователь Камюзо стоит на распутье: с одной стороны, на него оказывает давление влиятельная маркиза д'Эспар, требуя сурово покарать глупого юнца, с другой стороны, прокурор де Гранвиль, близкий друг графа и графини де Серизи, прозрачно намекает, что особого рвения проявлять не следует.
Само обвинение выглядит весьма шатким: в будуаре Эстер находят прощальное письмо к Люсьену, из которого явствует, что девушка действительно покончила с собой, что же касается исчезнувших денег, то зачем наследнику красть у самого себя? В сущности, все зависит от Карлоса Эррера: если это испанский дипломат — значит, произошла прискорбная ошибка, если беглый каторжник — Люсьен виновен, по крайней мере, в сообщничестве с преступником. Первым вызывают Карлоса: лжеиспанец ведет свою партию безупречно, и Люсьен фактически спасен. Но Камюзо, уступив искушению, решает допросить молодого человека, и тот мгновенно выдает своего благодетеля — да, он попал в лапы гнусного каторжника, опутавшего его своими сетями. Камюзо дает ему прочесть протокол предыдущего допроса и обещает устроить очную ставку — только тут Люсьен осознает, что все погубил своим малодушием. Вернувшись в камеру, он составляет заявление с отказом от показаний и пишет завещание, а в послании, адресованном аббату, прощается с ним, именуя его «величественной статуей Зла и Порока». Когда обезумевшая от горя и любви графиня де Серизи врывается в тюрьму, все кончено — Люсьен висит на собственном галстуке, как висело бы его пальто.
Узнав о самоубийстве Люсьена, железный Карлос впадает в полную прострацию — он любил слабовольного поэта, как собственного сына. Между тем для Камюзо, явно перегнувшего палку, крайне важно доказать, что аббат Эррера и Жак Коллен по прозвищу Обмани-Смерть — одно лицо.
Почуяв опасность, каторжник вновь становится самим собой: быстро приводит в повиновение былых товарищей и спасает приговоренного к смерти за убийство Теодора Кальви — этот юный корсиканец был его фаворитом до появления Люсьена.
Задумав сдаться властям, Обмани-Смерть хочет занять пост начальника тайной полиции, и обстоятельства ему благоприятствуют — у него хранятся нежные послания возлюбленных Люсьена, способные вызвать скандал.
С помощью одного из таких писем этот «каторжный Макиавелли» исцеляет оказавшуюся на грани помешательства графиню де Серизи — она поверила, Люсьен по-настоящему любил только её.
Карлос обещает прокурору раскрыть несколько преступлений, оказавшихся не по зубам правосудию, и одновременно наводит порядок в собственных рядах: его тетка Жакелина, блиставшая в роли Азии, находит трясущихся от страха Европу с Паккаром — те давно раскаялись в минутной слабости и молят вожака о пощаде. Карлос прощает их: ему нужны верные люди, чтобы расправиться с Корантеном — истинным виновником гибели Люсьена. Предстоит тяжелая борьба, но ненависть помогает жить. Прослужив в тайной полиции полтора десятка лет, Жак Коллен вышел в отставку в 1845 г.
Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=25&bookid=1
Оноре де Бальзак «Человеческая комедия»
Содержание цикла:
Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
Издания: ВСЕ (191) /языки: русский (168), английский (14), французский (5), итальянский (1), украинский (3) /тип: книги (175), аудиокниги (16) /перевод: З. Архангельская (1), И. Брюсова (9), М. Вахтерова (5), Ю. Верховский (16), С. Викторова (1), О. Волков (2), Т. Воронович (1), Н. Гнедина (1), О. Гринберг (1), Б. Грифцов (37), И. Грифцова (1), И. Грушецкая (6), Е. Гунст (1), Р. Гурович (6), В. Дмитриев (3), Ф. Достоевский (10), Е. Дробязко (1), Н. Жаркова (10), М. Казас (2), Н. Коган (7), М. Козас (5), Е. Корш (15), А. Кулишер (5), М. Линд (3), К. Локс (5), И. Мандельштам (1), А. Медвинский (1), В. Мильчина (3), О. Моисеенко (7), М. Мошенко (2), М. Надеждина (2), Н. Немчинова (30), Н. Подземская (1), А. Поляк (2), Э. Ржевуцкая (1), Г. Рубцова (1), О. Сенковский (3), И. Сидоренко (1), В. Слободчиков (1), Л. Слонимская (2), Н. Соболевский (2), В. Станевич (6), Е. Старинкевич (2), М. Столяров (9), Н. Столярова (4), И. Татаринова (4), Р. Титова (1), Э. Фельдман (1), Т. Хмельницкая (1), А. Худадова (9), Н. Чистюхина (1), А. Шадрин (1), Е. Шишмарёва (3), В. Шовкун (1), Е. Эткинд (1), Н. Яковлева (24), Н. Яковлева (1), А. Ясная (4), А. Ясный (1) 1840 г. 1840 г. 1840 г. 1949 г. 1953 г. 1957 г. 1957 г. 1959 г. 1959 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1960 г. 1966 г. 1972 г. 1972 г. 1975 г. 1979 г. 1979 г. 1979 г. 1980 г. 1980 г. 1981 г. 1981 г. 1981 г. 1982 г. 1982 г. 1982 г. 1982 г. 1982 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1984 г. 1984 г. 1984 г. 1985 г. 1985 г. 1985 г. 1985 г. 1985 г. 1985 г. 1985 г. 1986 г. 1986 г. 1986 г. 1987 г. 1987 г. 1987 г. 1987 г. 1988 г. 1988 г. 1989 г. 1991 г. 1991 г. 1992 г. 1992 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1999 г. 2000 г. 2003 г. 2003 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2020 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2008 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г. Издания на иностранных языках: 1927 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. 1946 г. 1958 г. 1958 г. 1965 г. 1970 г. 1975 г. 1976 г. 1977 г. 1981 г. 1981 г. 1983 г. 1983 г. 1984 г. 1991 г. 1996 г. 2004 г. 2004 г. 2017 г. 2018 г.
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Blueberrie, 28 июля 2019 г.
Назвав цикл произведений «Человеческой комедией», Оноре де Бальзак, во-первых, хотел подчеркнуть, что его творение имеет для современной писателю Франции такое же значение, какое имела для средневековой Европы «Божественная комедия» Данте. Во-вторых, вполне вероятно, что в земной, человеческой жизни с ее «леденящим холодом» Бальзак увидел аналоги аллегорических кругов Дантова ада.
В «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака действуют тысячи персонажей, многие из которых «живут» на страницах эпопеи согласно принципу цикличности, переходя из одного произведения в другое.
Адвокат Дервиль, доктор Бьяншон, Эжен де Растиньяк, каторжник Вотрен, поэт Люсьен де Рюбампре и многие другие — это «возвращающиеся» персонажи.
В одних романах они предстают перед читателями как главные герои, в других — как второстепенные, в третьих автор упоминает о них вскользь.
Бальзак изображает эволюцию характеров этих героев на разной стадии их развития: чистыми душой и переродившимися под давлением обстоятельств, которые зачастую оказываются сильнее бальзаковских героев.
Мы видим их юными, полными надежд, зрелыми, состарившимися, умудренными жизненным опытом и разочаровавшимися в своих идеалах, побежденными или победившими.
Иногда, в конкретном романе, о прошлом того или иного героя Оноре де Бальзак сообщает нам очень немного, но читатель «Человеческой комедии» уже знает подробности их жизни из других произведений писателя.
Например, аббат Карлос Эррера в романе «Блеск и нищета куртизанок» — это каторжник Вотрен, вы может уже уже знакомы по роману «Отец Горио», а преуспевающий светский ловкач Растиньяк, который на страницах романа «Утраченные иллюзии» полон надежд и веры в людей, учит молодого Люсьена де Рюбампре, в романе «Отец Горио» перерождается в расчетливого и циничного завсегдатая светских салонов. Тут же мы встречаемся с влюбленной в Люсьена Эстер, которая оказывается внучатой племянницей ростовщика Гобсека, героя одноименной повести.
В «Человеческой комедии» невидимыми нитями оказались связанными между собой дом банкира и нищенские трущобы, особняк аристократа и коммерческая контора, великосветский салон и игорный дом, мастерская художника, лаборатория ученого, мансарда поэта и редакция газеты, подобная разбойничьему притону.
В предисловии к «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак писал: «Чтобы заслужить похвал, которых должен добиваться всякий художник, мне нужно было изучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей, событий…
Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, свою обстановку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию, словом весь мир».
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work621400