Краткое содержание чуковский доктор айболит за 2 минуты пересказ сюжета

Жил-был на свете добрый доктор Айболит. Доктор лечил и зверей, и людей и никому никогда не отказывал в помощи. В его доме всегда жили звери. И была у него злая сестра Варвара. Варвара не любила зверей и сердилась на доктора за то, что звери живут у него комнате.

С бедняков и зверей доктор денег не брал и однажды остался без хлеба. Тогда звери стали кормить его: свинка и сова устроили во дворе огород, корова давала свое молоко, а куры несли доктору яйца. Собака и обезьяна убирали в доме доктора.

“Как же нам не служить тебе? Ведь ты лучший наш друг” – говорили они.

Однажды в дом к доктору влетела ласточка. Она просила доктора поехать в Африку, чтобы вылечить больных обезьян. Разве доктор может отказать в помощи? Старый друг доктора, моряк Робинзон, которого доктор когда-то спас от лихорадки, дал свой корабль. Взяв на борт корабля некоторых своих друзей-зверей, доктор отправился в Африку.

На помощь больным обезьянам, корабль мчался на всех парусах, но тут поднялась страшная буря. Наши герои остались целыми и невредимыми, но корабль, к большому сожалению, разбился.

Как только путешественники высадились на берег, они тут же попали в плен к злому разбойнику Бармалею. Доктор со своими друзьями отбивались из-за всех сил, но враги оказались сильнее и посадили наших героев в тюрьму.

Ключ от темницы Бармалей спрятал у себя под подушкой. Попугай Карудо смог протиснуться между железными прутьями решетки и выбраться наружу. Он полетел к Бармалею, вытащил тяжелый ключ и принес его доктору.

Доктор открыл двери темницы и выбрался с друзьями на свободу.

Узнав, что доктор Айболит сбежал, Бармалей послал за беглецами погоню. Доктор бежал из-за всех сил. Обезьяны издалека увидели доктора и ждали его с нетерпением. Но на пути доктора оказалась широкая река, которую невозможно переплыть, а медлить нельзя было ни минуты, слуги Бармалея настигали наших героев.

Тогда одна из обезьян ухватилась за дерево, которое росло на берегу реки, вторая обезьяна ухватила первую за хвост и таким образом обезьяны построили мост, чтобы доктор перебрался на другой берег.

Слуги Бармалея побежали по мосту вслед за доктором, но на середине моста одна из обезьян разжала пальцы, мост рассыпался, слуги Бармалея полетели в воду. Враги были побеждены.

Больных обезьян было очень много и доктор со своими помощниками не справлялись с работой. Тогда доктор решил обратиться за помощью к местным зверям.

Он просил льва, носорогов, тигров, но никто не захотел помочь доктору. Вскоре заболел маленький львенок и лев, попросив прощения у доктора, помог лечить больных.

А когда понадобилась помощь другим детенышам, носороги и тигры также попросили прощения у доброго доктора Айболита.

В благодарность звери подарили доктору необычное животное – Тянитолкая. У Тянитолкая две головы: одна спереди, другая сзади. Когда одна голова спит – другая бодрствует, поэтому еще ни один охотник не смог его поймать. Добрый доктор очень понравился Тянитолкаю и Тянитолкай согласился поехать с доктором.

Возвращаясь, доктор снова попал в страну, где жил злой разбойник Бармалей. Снова слуги Бармалея пытались схватить отважных путешественников, но наши герои снова победили врагов, захватили корабль Бармалея и благополучно добрались домой.

Дома друзья радостно встретили доктора. Корабль Бармалея доктор подарил моряку Робинзону. Тянитолкай быстро освоился со своими новыми друзьями. Он смело разгуливал по улицам и катал детей.

Злая Варвара тоже решила покататься на Тянитолкае, но она ударила его зонтиком. Тянитолкай рассердился и сбросил Варвару в море.

Мимо проплывал моряк Робинзон, он вытащил Варвару из воды и отвез на далекий необитаемый остров, где она никого не могла обижать.

Пента и морские пираты

Однажды, гуляя с друзьями по берегу моря, доктор Айболит увидел пещеру, запертую на большой замок. Сова Бумба, обладая тонким слухом, услышала, как за запертой дверью плачет человек. Открыв топором дверь пещеры, доктор увидел мальчика по имени Пента.

Пента рыбачил с отцом и их лодку захватили пираты. Отца Пенты пираты увезли с собой, а мальчика заперли в пещере. Доктор позвал на помощь дельфинов. Дельфины были рады услужить любимому доктору. Они обшарили все море, заглянули в каждую щель, но отца Пенты не нашли. Тогда доктор позвал орлов.

Орлы тоже были рады прийти на помощь доктору Айболиту. Они облетели всю землю, но также безрезультатно. Тогда за дело взялась собака Авва. Она взяла у Пенты платок отца и по запаху ветра определила в каком направлении нужно искать.

Доктор попросил корабль у своего друга моряка Робинзона и наши герои отправились в плавание. В море они обнаружили высокую скалу. На скале Авва обнюхала каждую трещинку и в яме обнаружила отца Пенты. Доктор посадил отца Пенты на корабль и отвез рыбака с сыном в их родную деревню.

Жители деревни подарили собаке Авве красивый ошейник, на котором крупными буквами было написано: “Авве – самой умной и храброй собаке”.

На обратном пути путешественники встретили пиратов. Но доктор позвал на помощь ласточку. Ласточка привела журавлей, которые на веревке потянули корабль вперед так быстро, что пираты не смогли их догнать.

Но в корабле появилась пробоина и путешественники, собрав вещи, покинули судно. Увидев брошенный корабль, пираты захватили его, а доктор Айболит с друзьями потихоньку пробрались на корабль пиратов. Пираты все же заметили наших героев и бросились за ними в погоню на корабле доктора. Но так как корабль протекал, пираты погрузились на дно, а зубастые акулы проглотили их всех до одного.

Дома уже знали, что доктор победил пиратов во главе с Бармалеем и устроили небывалый праздник. Но доктор не мог долго наслаждаться весельем – его ждали больные звери. Пента стал помогать доктору и доктор быстро справился с работой.

Огонь и вода

Друг доктора Айболита моряк Робинзон поехал в Африку, чтоб привезти Тянитолкаю его маленького сына Дика. Когда корабль Робинзона был уже совсем близко, погас маяк, который освещал вход в гавань. Нужно было срочно его зажечь, иначе корабль разобьется об острые скалы.

Доктор из-за всех сил побежал к маяку, чтобы зажечь на нем огонь, а чайки полетели навстречу кораблю, чтобы его задержать. Сторож маяка Джамбо лежал без сознания, но у доктора не было времени ему помочь, он бросился искать спички на маяке. Наконец спички были найдены, лампы зажжены и корабль благополучно добрался до берега.

Теперь нужно было заняться Джамбо, у которого на лбу была рана. Когда Джамбо пришел в себя он рассказал, что его ударил беглый пират Беналис. Беналис сбежал с необитаемого острова, на который его отправил доктор и теперь он хочет отомстить Айболиту: поджечь его дом и убить живущих в нем зверей.

Доктор побежал домой, но пират схватил его и бросил в колодец, а сам поджег дом.

Сидя в колодце, доктор стал звать на помощь. Его услышала старая зеленая лягушка и привела журавлей. Журавли принесли веревку и вытащили доктора из колодца. Доктор бросился к горящему дому.

Он кинулся в самый огонь, чтобы спасти зверей, но задохнулся от дыма и потерял сознание. Но спасенные им звери вытащили его из огня и доктор пришел в сознание.

На помощь доктору со всех краев прилетели птицы, прибежали звери, даже приплыли огромные гренладские киты и своими фонтанами потушили пожар.

Пожар был потушен, но дом доктора сгорел и доктору негде было жить. Все друзья предлагали ему свои дома, но доктор предпочел жить в пещере на берегу моря.

Тем временем злой разбойник Беналис решил украсть корабль у моряка Робинзона, выйти на нем в море и снова убивать и грабить людей. Он плыл на лодке к кораблю. Птицы закрыли собой маяк и в темноте, лодка разбойника разбилась о скалы, Беналис утонул.

Доктор, промокнув в колодце, сильно простудился и он никак не мог найти подходящей пещеры. Тогда ему пришли на помощь бобры. Своими крепкими зубами они свалили деревья, обработали бревна и построили новый крепкий дом, а друзья дали ему лекарство, чтоб он поскорее выздоровел.

Приключения белой мышки

Жила-была белая мышка по имени Белянка. Все ее братья и сестры были серые, а она белая. Однажды пошли мыши погулять, а Белянку с собой не взяли, чтобы ее не увидел Черный Кот. Но Белянка побежала за ними.

Черный Кот ее схватил своими страшными когтями. К счастью это увидел сын рыбака Пента. Он отнял Белянку у кота и посадил ее в клетку. Пента был добрый мальчик и Белянке хорошо жилось у него, но она хотела вырваться на свободу.

Однажды она перегрызла прутья клетки и убежала.

На улице был снег, Белянка могла свободно гулять по городу, так как она была невидима на снегу. Вдруг она увидела старую серую крысу, которая сидела на пороге сарая и плакала. Крыса не могла выйти на улицу и раздобыть себе еду, ее бы тут же заметили на снегу.

Белянка всю зиму приносила крысе поесть, а когда кончилась зима, крыса стала приносить еду Белянке. Однажды мимо сарая прошли серые мыши, братья и сестры Белянки. Они шли в лес танцевать, но Белянку они с собой взять не могли, из-за нее их увидит сова. Увидев, что Белянка плачет, крыса придумала выкрасить ее в серый цвет.

В сарае находилась мастерская Красильщика и крыса окунула Белянку в ведро с краской. Но крыса перепутала в темноте ведра и вместо серой краски Белянка окунулась в желтую. Разозлившись на старую крысу, Белянка решила от нее уйти. Но только она выбежала из сарая, как за ней погнались Черный Кот, школьники, собаки, никто никогда не видел желтую мышку.

Наконец-то Белянка добралась до родного дома, но мать не узнала ее и выгнала. Плача, Белянка прибежала к морю, пытаясь в воде смыть краску, но бесполезно. Тогда она решила вернуться к Пенте, но по дороге встретила мышь, которая посоветовала Белянке обратится к доктору Айболиту.

Доктору Айболиту очень понравилась желтая шерсть мышки, он не стал ее лечить, а оставил у себя. Белянка стала Фиджей, т. е. Золотой мышкой и теперь с другими зверями распевает веселые песни.

Вариант 2

Доктор Айболит был очень добрым, он совершенно бесплатно лечил всех зверей, многие даже жили в его доме. Однажды, когда у доктора закончились деньги, звери взяли на себя все заботы о его пропитании и не дали ему умереть с голода. С доктором жила его сестра – злая Варвара, ненавидевшая всех зверей.

Ранним утром к Айболиту прилетела ласточка, она рассказала ему о больных обезьянах в Африке, которые нуждались в лечении. Добрый доктор на корабле своего друга Робинзона сразу же отправился в дорогу.

По пути на него напали разбойники из банды Бармалея, но благодаря маленьким обезьянкам доктору и его друзьям-животным удалось избежать верной гибели. Айболит добрался до обезьян и вылечил их, также он помог львам и носорогам.

За это звери подарили ему удивительное животное – Тянитолкая, он имел две головы, никогда не спал и благодаря этому ни один охотник не мог его словить. На обратном пути на Айболита и его друзей снова напали разбойники Бармалея, они протаранили корабль доктора.

Но Айболит и его друзья не только сумели защитить себя, а еще и разбойничий корабль умудрились забрать себе. На нем они благополучно добрались домой. Там злая Варвара ударила Тягнитолкая зонтом, а он за это выбросил ее в море и с тех пор о ней никто не слыхал.

Однажды доктор гулял по морскому берегу и нашел пещеру, за дверью которой раздавался детский плач. Он с друзьями открыл дверь и нашел мальчика Пенту. Тот рассказал, что на них с отцом напали пираты.

Читайте также:  Краткое содержание толстой воскресение за 2 минуты пересказ сюжета

Его заперли в пещере, а отца увезли в неизвестном направлении. Айболит попросил дельфинов, ласточек и орлов отыскать отца мальчика. Им это удалось.

Пента остался жить у доктора и начал ему помогать лечить зверей.

У Тянитолкая в Африке остался сын Дика. За ним отправился друг доктора, моряк Робинзон. На обратном пути, у самого берега, Робинзон увидел, что маяк погас – гибель была неминуема. Но Айболит зажег маяк и выяснил, что потуши его пират Беналис, желавший отомстить доброму доктору.

Этот пират напал на Айболита и бросил его в глубокий колодец, но журавли спасли доктора. Пират также сжег дом доктора, и тому пришлось искать новое жилье. Эту проблему он решил с помощью бобров: они очень быстро обработали древесные бревна и построили доктору на берегу моря новый дом.

А злого пирата постигла страшная участь: маяк потух и, украденный им корабль, разбился о прибрежные скалы.

На свете жила мышка Белянка. Звали ее так, потому что мех был у нее белого цвета. Она не могла гулять вместе со своими серыми братьями и сестрами, потому что была очень заметна. Однажды ей надоело сидеть дома и она отправилась гулять, но на нее сразу же напал кот. Она сумела спастись и познакомилась с огромной крысой.

Они вместе прожили всю зиму, Белянка ходила по снегу за пропитанием, а крыса вела их хозяйство. Но наступило лето и Белянка снова стала заметна. Крыса решила покрасить ее в серый цвет, но перепутала краску и сделала мышку желтой.

В таком виде она попала к доктору Айболиту, который очень полюбил желтую мышку и оставил ее себе навсегда.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-doktor-ajbolit-chukovskij/

"Айболит" Корней Чуковский

                 1

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок,

      И медведица!

  • Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
  •                  2
  • И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»
  • И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит но дорожке». И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого, И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать, И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе. Айболит!»

  1.                  3

Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасите, доктор,

Наших малышей!»

«Что такое? Неужели Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

  • Приходите же скорее, Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу. Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо».

  1.                   4

И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, но лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в лицо ему ветер, и снег, и град: «Эй, Айболит, воротися назад!» И упал Айболит и лежит на снегу:

«Я дальше идти не могу».

И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки: «Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

  •                   5

Но вот перед ними море — Бушует, шумит на просторе. А в море высокая ходит волна.

Сейчас Айболита проглотит она.

«О, если я утону, Если пойду я ко дну, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?» Но тут выплывает кит: «Садись на меня, Айболит, И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

  1.                   6

И горы встают перед ним на пути, И он по горам начинает ползти, А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

И сейчас же с высокой скалы К Айболиту слетели орлы: «Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

И сел на орла Айболит И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

  •                   7

А в Африке, А в Африке, На чёрной Лимпопо, Сидит и плачет В Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит И на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито:

«Что ж нету Айболита?»

А рядом бегемотики Схватились за животики: У них, у бегемотиков,

Животики болят.

И тут же страусята Визжат, как поросята. Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, И голова болит у них,

И горлышко болит.

Они лежат и бредят: «Ну что же он не едет, Ну что же он не едет,

Доктор Айболит?»

А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула

На солнышке лежит.

Ах, у её малюток, У бедных акулят, Уже двенадцать суток

Зубки болят!

И вывихнуто плечико У бедного кузнечика; Не прыгает, не скачет он, А горько-горько плачет он И доктора зовёт: «О, где же добрый доктор?

Когда же он придёт?»

  1.                  8

Но вот, поглядите, какая-то птица Всё ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»

И рада и счастлива вся детвора: «Приехал, приехал! Ура! Ура!»

А птица над ними кружится, А птица на землю садится. И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по животикам, И всем по порядку Даёт шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!

И к полосатым Бежит он тигрятам. И к бедным горбатым Больным верблюжатам, И каждого гоголем, Каждого моголем, Гоголем-моголем, Гоголем-моголем,

Гоголем-моголем потчует.

Десять ночей Айболит Не ест, не пьёт и не спит, Десять ночей подряд Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники.

  •                  9

Вот и вылечил он их,     Лимпопо! Вот и вылечил больных.     Лимпопо! И пошли они смеяться,     Лимпопо! И плясать и баловаться,

    Лимпопо!

И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет,

Будто кто её щекочет.

А малютки бегемотики Ухватились за животики И смеются, заливаются —

Так что дубы сотрясаются.

Вот и Гиппо, вот и Попо, Гиппо-попо, Гиппо-попо! Вот идёт Гиппопотам. Он идёт от Занзибара. Он идёт к Килиманджаро — И кричит он, и поёт он: «Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!»

Источник: https://kratkiy-pereskaz.ru/video/children-stories/show/110/

Отзыв о сказке К.Чуковского «Айболит»

Краткое содержание Чуковский Доктор Айболит за 2 минуты пересказ сюжетаГлавный герой сказки «Айболит» — добрый доктор с примечательным именем Айболит. Этот доктор берется за лечение любых животных, которые обращаются к нему за помощью. Например, когда к нему явилась безутешная зайчиха, у которой сынишке трамвай переехал ноги, Айболит вылечил малыша – пришил ему новые ножки и теперь зайчонок может снова бодро прыгать.

Но однажды шакал доставил доктору тревожную телеграмму. Звери, живущие в Африке, сообщали, что их дети заболели разными тяжелыми болезнями. Звери очень просили Айболита приехать в Африку и вылечить их детей.

Доктор незамедлительно отправился в путь. Он бежал по полям и лесам, не зная отдыха. Но в какой-то момент доктор упал, поняв, что не может двигаться дальше. На помощь ему пришли волки.

Они вышли из леса и повезли Айболита на своих спинах. Волки доставили доктора к морю, и он с тревогой смотрел в необъятную голубую даль, думая, как же ему проплыть такое большое расстояние.

Тут появился кит, который усадил Айболита на свою огромную спину и переправил его через море.

За морем начались высокие горы, которые мешали доктору двигаться дальше. Но положение спасли орлы. Они понесли Айболита высоко над горами, направляясь прямо в Африку.

А тем временем в Африке, у реки Лимпопо, звери с нетерпением ждали прибытия доктора. Под пальмой сидел гиппопотам. Он непрерывно смотрел на море, предполагая, что доктор приплывет на корабле. А по дорогам бродили носороги и слоны. Они досадовали, что доктора очень долго нет.

Но вот кто-то заметил птицу, летящую высоко в небе. Это орел доставил доктора Айболита. Добрый доктор незамедлительно приступил к лечению зверят. Он измерял им температуру, давал гоголь-моголь и шоколад.

Десять дней доктор занимался лечением больных, не ведая ни сна, ни отдыха. И вот, наконец, лечение принесло свои плоды, все больные выздоровели. И тогда в Африке начался праздник. Все пели и плясали, прославляя доброго доктора.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Айболит» заключается в том, что доброта и милосердие — это то ценное, без чего невозможно жить в мире. Доктор Айболит никому не отказывал в лечении, он старался помочь всем. Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать всем, кто болен, слаб или беспомощен.

В сказке мне понравился главный герой, Айболит. Добрый доктор является ярким примером бескорыстного, самоотверженного человека, который старается помочь всем, не жалея своих сил, не считаясь со временем.

Какие пословицы подходят к сказке «Айболит»?

Доброе дело и в воде не тонет.
Кто вовремя помог — тот дважды помог.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_chukovsky_aybolit/

Краткое содержание «Доктор Айболит» Чуковского

Добрый доктор Айболит сидит под деревом и лечит зверей. Все приходят со своими болезнями к Айболиту, и никому не отказывает добрый доктор. Он помогает и лисе, которую укусила злая оса, и барбосу, которого курица клюнула в нос.

Зайчику, которому трамваем перерезало ножки, Айболит пришивает новые, и он, здоровый и веселый, пляшет со своей мамой-зайчихой.

Вдруг откуда ни возьмись появляется шакал верхом на кобыле — он привез Айболиту телеграмму от Гиппопотама, в которой тот просит доктора поскорее приехать в Африку и спасти малышей, у которых ангина, дифтерит, скарлатина, бронхит, малярия и аппендицит!

Добрый доктор тут же соглашается помочь детишкам и, узнав у шакала, что они живут на горе Фернандо-По у широкой Лимпопо, отправляется в путь. Ветер, снег и град мешают благородному доктору. Он бежит по полям, по лугам и лесам, но так устает, что падает на снег и не может дальше идти. И тут же к нему выбегают волки, которые вызываются его подвезти.

Но вот перед ними бушующее море. Айболит в растерянности. Но тут выплывает кит, который, как большой пароход, везет доброго доктора. Но вот перед ними горы. Айболит пытается ползти по горам и думает не о себе, а о том, что станется с бедными больными зверями.

Но тут с высокой горы слетают орлы, и Айболит, сев верхом на орла, быстро мчится в Африку, к своим больным.

А в Африке все звери ждут своего спасителя — доктора Айболита. Они смотрят на море в беспокойстве — не плывет ли он? Ведь у 6е-гемотиков болят животики, страусята визжат от боли.

А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже двенадцать суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители.

Читайте также:  Краткое содержание сказки царевна-лягушка за 2 минуты пересказ сюжета

А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголем-моголем.

Десять ночей подряд добрый доктор не ест, не пьет и не спит. Он лечит больных зверят и ставит им градусники. И вот он всех вылечил. Все здоровы, все счастливы, все смеются и танцуют. А бегемотики ухватились за животики и так смеются, что деревья сотрясаются, А Гиппопотам поет: «Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!»

Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Доктор Айболит» Чуковского« Выдающиеся ученые русистыКраткое содержание «В людях» Горького »

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-doktor-ajbolit-chukovskogo/

Читаем вместе сказку Чуковского “Доктор Айболит”

Краткое содержание Чуковский Доктор Айболит за 2 минуты пересказ сюжета

Без сомнения, история доброго доктора Айболита — самая известная сказка Корнея Ивановича Чуковского, и одна из самых полезных. Эта сказка воспитывает в маленьких читателях доброту и сострадание, учит не бояться докторов, показывает пример самоотверженного служения своему делу — на том уровне, который понятен ребенку. Активно читать эту сказку можно с детьми всех возрастов — от младенчества до самой школы, в зависимости от возраста изменяя сложность занятий и вопросов по сказке.

Перечитайте с ребенком или послушайте сказку “Доктор Айболит”.

Теперь можно переходить к играм.

Играем в доктора Айболита

Краткое содержание Чуковский Доктор Айболит за 2 минуты пересказ сюжетаМалышам двух-трех лет очень нравится разыгрывать «Айболита» по ролям. Для такого занятия (в котором сочетаются элементы ролевой «игры в доктора» и театрального представления) отлично подходят первые две главы сказки. Особенно полезна такая игра будет тем малышам, которые побаиваются докторов — примерив на себя эту роль, они будут чувствовать себя увереннее на приеме.

  • Перед началом игры подготовьте «реквизит» – игрушечную лисичку, собачку, большого и маленького зайку и других четвероногих пациентов, врачебные инструменты, пузырьки с «лекарствами».
  • Можно создать и декорации — дерево, под которым сидит добрый доктор, можно сделать из торшера и зеленой ткани (шали, шарфика, юбки).
  • Когда все готово, позовите вашего «доктора» – пусть приглашает пациентов:
  • – Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица!

Дальше, следуя ходу сказки, приводите к ребенку зверушек.

Пусть он каждого осмотрит и послушает, пожалеет и полечит: забинтует укушенные или поклеванные места, «пришьет» ножки зайчику (можно просто сымитировать шитье движениями или дать малышу большую игрушечную иголку), даст лекарства другим животным (можно придумать жалобы больных самостоятельно или взять их из седьмой главы сказки).Больных можно разложить по кроваткам, покормить, измерить температуру, угостить конфетками в качестве утешения и т. д.

Играйте до тех пор, пока малыш увлечен, но, если почувствуете, что интерес снижается, лучше прервать игру и отложить на другой день. Не допускайте переутомления ребенка.

Пересказ и обсуждение

Краткое содержание Чуковский Доктор Айболит за 2 минуты пересказ сюжетаТакое занятие подходит для ребят постарше — от трех до пяти лет. Приступать к пересказу и обсуждению сказки лучше после нескольких прочтений, когда ее сюжет и герои уже хорошо знакомы ребенку. ПОМНИТЕ: стихотворные сказки легко запоминаются, но пересказу поддаются хуже прозаических, поэтому на первых порах ребенку понадобится значительная помощь.

Для занятия возьмите книгу, устройтесь с ребенком поудобнее, неторопливо полистайте странички, задайте вопросы по иллюстрациям:

Для самых маленьких:

  • Смотри, кто это под деревом сидит? – Точно, Айболит.
  • А кто он такой? – Он добрый доктор!
  • Кого он лечит? Он лечит разных зверюшек.
  • Посмотри, кто к нему пришел? Собачка (лисичка, зайка).
  • А что у нее болит? – (нос, ножки и т. д.).

Для ребят постарше:

  • Посмотри-ка, доктор Айболит! Много у него пациентов?
  • Давай перечислим: собачка, лисичка, жучок, червячок, корова… (перечислять по иллюстрации).
  • Сможешь посчитать, сколько их?
  • Кто из пациентов Айболита — дикие животные? Домашние? Насекомые?
  • Как ты думаешь, на самом деле бывают врачи, которые лечат животных? – Конечно, бывают! Такой врач называется ветеринар.
  1. Такую беседу можно выделить в отдельное занятие. Если же читатель не устал и готов беседовать дальше, плавно приведите разговор к следующей теме:
  2. – А давай вместе вспомним, о чем говорится в сказке?
  3. При этом совершенно необязательно следовать тому порядку событий, который мы видим у Чуковского. Можно построить разговор с ребенком примерно так:
  • Помнишь, к Айболиту прискакал шакал? – Да, вот он! (можно рассказать ребенку об этом животном подробнее. Распечатайте небольшую заметку о шакалах) 
  • Что он привез доктору? – Телеграмму — это такое очень срочное письмо.
  • А о чем говорится в этом письме? – В нем говорится, что в Африке заболели малыши-зверята, и они очень-очень ждут доктора Айболита, который их вылечит!

(прочитать главу 7)

  • Очень жалко малышей, правда? Очень сильно они заболели!
  • А как ты думаешь, Айболиту их жалко? – Конечно, он же добрый доктор!
  • И что же он делает? Конечно, он сразу отправляется в путь, к больным зверятам.

(прочитать первое четверостишие 4 главы)

– А как ты думаешь, почему Айболит повторяет: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо»? И почему он так быстро бежит? Наверное, он очень переживает за больных зверят! Очень хочется доктору поскорее до них добраться и вылечить, чтобы они снова могли веселиться и играть! Вот только Африка-то далеко! Идти туда долго и трудно!

(дочитать 4, 5 и 6 главу)

  • Как ты думаешь, почему все — даже злые волки! – Айболиту помогают?-  Потому что он добрый, и потому что он торопится к больным зверятам. И волки, и орлы, и кит понимают: если их детишки заболеют, Айболит так же будет спешить и к ним.
  • А как ты думаешь, если бы Айболит был вредным, или ленивым? Если бы он лечил не всех зверей, а только тех, кого ему хочется? Ему бы стали помогать? – Наверное, нет…
  • А чем же история закончилась? – Айболит, наконец, добрался до больных зверят? Конечно, добрался! И всех вылечил! И все очень-очень обрадовались!

(прочитать 9 главу)

По мере того, как ребенок будет осваиваться с пересказом и рассуждениями, можно сокращать количество вопросов, делать их более сложными, проблемными:

  • Как думаешь, почему зайчик попал под трамвай?
  • Почему Айболит не ест, не пьет и не спит?
  • Как ты думаешь, это нужное дело — лечить зверей?
  • Как ты думаешь, Айболит лечил зверей только шоколадками, или ему тоже приходилось давать горькие лекарства, делать уколы?

Такие «проблемные» вопросы помогут ребенку перенести опыт, полученный из сказочной истории, в реальную жизнь и сделать выводы — может быть, очень важные.

Познание и творчество

Краткое содержание Чуковский Доктор Айболит за 2 минуты пересказ сюжетаДля детей старше 5 лет в «Айболите» интереснее всего будут подробности — географические названия, болезни и т. п.

Чтобы удовлетворить этот познавательный интерес, рассмотрите вместе с ним иллюстрированный детский атлас — пусть своими глазами увидит пустыню Сахара, гору Килиманджаро, таинственную реку Лимпопо. Разберитесь, где (в каких климатических зонах) на самом деле живут слоны и носороги, бегемоты и страусы.

Такие занятия помогут сформироваться у ребенка важной привычке — встретив незнакомую информацию, обращаться к справочной литературе, досконально разбираться в каждой теме.

Можно коротко рассказать пытливому читателю и о болезнях, которые перечисляет Чуковский — но тут, конечно, лучше обойтись без реалистичных изображений и лишних подробностей.

Детям также можно предложить творчески интерпретировать любимую сказку. Пусть ребенок, например, нарисует к ней иллюстрации — Айболита, который лечит несчастных зверят или карабкается по горам, таинственную Африку, веселый танец вылеченных животных.

В процессе творчества ребенок сможет вновь пережить все волнующие моменты сказки, выразить свое отношение и стать, в некотором роде, соавтором Чуковского.

Можно предлагать ребенку такое задание и не один раз — интересно может быть собрать такие иллюстрации, нарисованные в разном возрасте, и сравнить, подмечая сходства и различия.

По таким рисункам можно наблюдать развитие ребенка, эволюцию его восприятия, интересов.

Вы можете придумать и собственные интересные игры и занятия по сказке «Айболит». Я очень буду рада, если вы поделитесь своими идеями! Читайте вместе с нами и развивайтесь, играя!

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи. 

Источник: https://rechrebenka.ru/chitaem-vmeste-skazku-chukovskogo-doktor-ajbolit/

Сказка Айболит

Краткое содержание Чуковский Доктор Айболит за 2 минуты пересказ сюжета

Сказка «Айболит»: читать текст + слушать аудио

Чуковский Корней Иванович

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои: Добрый Доктор Айболит, Бармалей, Танечка, Ванечка.

Краткое содержание: Айболит – сказка Корнея Чуковского о добром докторе, который помогал всем, кто бы к нему не обратился. И вот однажды пришла к Айболиту телеграмма от Гиппопотама, который звал доктора в Африку спасти всех зверей. Доктор твердит “Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо”, а помогают ему в пути волки, кит, орлы. Всех вылечивает добрый доктор Айболит.

Сказка про доктора Айболита создана специально для детей, чтобы воспитать все самые замечательные качества: доброту, понимание, умение прийти на выручку, способность быть готовыми помочь другим, строить хорошие взаимоотношения и т. д.

Это история для самых маленьких читателей, которая проста и понятна. Главное действующее лицо — милый, приятный, добрый, заботливый Айболит. Это врач, который мало думает о себе. Его главная цель — помогать всем и каждому, кто пришел с болью, недомоганием, кому нужен целитель.

Славный доктор никому не отказывает в поддержке!

Скачать аудиосказку (2.8 MB)https://skazkaonline.ru/wp-content/uploads/2018/09/AudioSkazka-Ajbolit-slushat.mp3

*** 1 часть ***

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,

  • И медведица!
  • Всех излечит, исцелит
    Добрый доктор Айболит!
  • *** 2 часть ***
  • И пришла к Айболиту лиса:
    «Ой, меня укусила оса!»
  • И пришёл к Айболиту барбос:
    «Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик

  1. Попал под трамвай!
  2. Он бежал по дорожке,
    И ему перерезало ножки,
    И теперь он больной и хромой,
  3. Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого!
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:

  • «Ну, спасибо тебе, Айболит!»
  • *** 3 часть ***
  • Вдруг откуда-то шакал
    На кобыле прискакал:
    «Вот вам телеграмма
  • От Гиппопотама!»
  • «Приезжайте, доктор,
    В Африку скорей
    И спасите, доктор,
  • Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»

  1. «Да-да-да! У них ангина,
    Скарлатина, холерина,
    Дифтерит, аппендицит,
  2. Малярия и бронхит!
  3. Приходите же скорее,
    Добрый доктор Айболит!»
  4. «Ладно, ладно, побегу,
    Вашим детям помогу.

Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»

  • «Мы живём на Занзибаре,
    В Калахари и Сахаре,
    На горе Фернандо-По,
    Где гуляет Гиппо-по
  • По широкой Лимпопо».
  • *** 4 часть ***
  • И встал Айболит, побежал Айболит,
    По полям, по лесам, по лугам он бежит.
    И одно только слово твердит Айболит:
  • «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
  • А в лицо ему ветер, и снег, и град:
    «Эй, Айболит, воротися назад!»
    И упал Айболит и лежит на снегу:
  • «Я дальше идти не могу».
  • И сейчас же к нему из-за ёлки
    Выбегают мохнатые волки:
    «Садись, Айболит, верхом,
  • Мы живо тебя довезём!»
  • И вперёд поскакал Айболит
    И одно только слово твердит:
  • «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
  • *** 5 часть ***
  • Но вот перед ними море
    Бушует, шумит на просторе.
    А в море высокая ходит волна,
  • Сейчас Айболита проглотит она.
  • «О, если я утону,
    Если пойду я ко дну,
    Что станется с ними, с больными,
  • С моими зверями лесными?»
  • Но тут выплывает кит:
    «Садись на меня, Айболит,
    И, как большой пароход,
  • Тебя повезу я вперёд!»
  • И сел на кита Айболит
    И одно только слово твердит:
  • «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
  • *** 6 часть ***
  • И горы встают перед ним на пути,
    И он по горам начинает ползти,
    А горы всё выше, а горы всё круче,
  • А горы уходят под самые тучи!
  • «О, если я не дойду,
    Если в пути пропаду,
    Что станется с ними, с больными,
  • С моими зверями лесными?»
  • И сейчас же с высокой скалы
    К Айболиту спустились орлы:
    «Садись, Айболит, верхом,
  • Мы живо тебя довезём!»
  • И сел на орла Айболит
    И одно только слово твердит:
  • «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
  • *** 7 часть ***
  • А в Африке,
    А в Африке,
    На чёрной
    Лимпопо,
    Сидит и плачет
    В Африке
  • Печальный Гиппопо.
  • Он в Африке, он в Африке
    Под пальмою сидит
    И на море из Африки
    Без отдыха глядит:
    Не едет ли в кораблике
  • Доктор Айболит?
  • И рыщут по дороге
    Слоны и носороги
    И говорят сердито:
  • «Что ж нету Айболита?»
  • А рядом бегемотики
    Схватились за животики:
    У них, у бегемотиков,
  • Животики болят.
  • И тут же страусята
    Визжат, как поросята,
    Ах, жалко, жалко, жалко
  • Бедных страусят!
  • И корь, и дифтерит у них,
    И оспа, и бронхит у них,
    И голова болит у них,
  • И горлышко болит.
  • Они лежат и бредят:
    «Ну что же он не едет,
    Ну что же он не едет,
  • Доктор Айболит?»
  • А рядом прикорнула
    Зубастая акула,
    Зубастая акула
  • На солнышке лежит.
  • Ах, у её малюток,
    У бедных акулят,
    Уже двенадцать суток
  • Зубки болят!
  • И вывихнуто плечико
    У бедного кузнечика;
    Не прыгает, не скачет он,
    А горько-горько плачет он
    И доктора зовёт:
    «О, где же добрый доктор?
  • Когда же он придёт?»
  • *** 8 часть ***
  • Но вот, поглядите, какая-то птица
    Всё ближе и ближе по воздуху мчится,
    На птице, глядите, сидит Айболит
    И шляпою машет и громко кричит:
  • «Да здравствует милая Африка!»
Читайте также:  Краткое содержание екимов как рассказать за 2 минуты пересказ сюжета

И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура, ура!»

  1. А птица над ними кружится,
    А птица на землю садится.
  2. И бежит Айболит к бегемотикам,
    И хлопает их по животикам,
    И всем по порядку
    Даёт шоколадку,
  3. И ставит и ставит им градусники!
  4. И к полосатым
    Бежит он тигрятам,
    И к бедным горбатым
    Больным верблюжатам,
    И каждого гоголем,
    Каждого моголем,
    Гоголем-моголем,
    Гоголем-моголем,
  5. Гоголем-моголем потчует.
  6. Десять ночей Айболит
    Не ест, не пьёт и не спит,
    Десять ночей подряд
    Он лечит несчастных зверят
  7. И ставит и ставит им градусники.
  8. *** 9 часть ***

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных,
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,

  • Лимпопо!
  • И акула Каракула
    Правым глазом подмигнула
    И хохочет, и хохочет,
  • Будто кто её щекочет.
  • А малютки бегемотики
    Ухватились за животики
    И смеются, заливаются —
  • Так, что дубы сотрясаются.
  • Вот и Гиппо, вот и Попо,
    Гиппо-попо, Гиппо-попо!
  • Вот идёт Гиппопотам.
  • Он идёт от Занзибара,
    Он идёт к Килиманджаро —
    И кричит он, и поёт он:
    «Слава, слава Айболиту!
  • Слава добрым докторам!»

Читать сказки Чуковского Корнея ➡

Источник: https://SkazkaOnline.ru/ajbolit/

Добрый доктор Айболит

Осенью 1924 года Чуковский и Добужинский гуляли по Петербургу и задумались: откуда взялось название «Бармалеева улица». «Кто был этот Бармалей?» – заинтересовался Чуковский. Добужинский ответил, что Бармалей был разбойник, знаменитый пират, «в треуголке, с вот такими усищами».

Нарисовал страшного разбойника и предложил Чуковскому написать о нем сказку. И сказка была написана, и в нее почти сразу попал положительный герой – доктор Айболит из пересказанной К. И.

сказки Хью Лофтинга, наделенный, впрочем, самыми дорогими сердцу Чуковского чертами русского интеллигента.

Чтобы читателю не путаться, объясним сразу: «Доктор Айболит» – это пересказ Лофтинга, отдельным изданием вышел в 1936 году. Просто «Айболит» – это совершенно оригинальная поэтическая сказка Чуковского, опубликована в 1929-м.

Некоторое родство есть, но лишь отдаленное. «Бармалей», где доктор Айболит пытается спасти от разбойника Таню и Ваню, написан в 1924 году.

Невзирая на время публикации, все эти сказки восходят к началу 1920-х годов, когда Чуковский читал и пересказывал Лофтинга.

В перестройку было очень модно обвинять советских детских писателей в плагиате: мол, и «Волшебник Изумрудного города», и «Буратино», и «Доктор Айболит» – всего лишь украденные и опубликованные под собственным именем творения западных писателей. На самом деле все гораздо сложнее.

В Россию так или иначе попадали иностранные книги, и автор, заболевший иностранной сказкой, не мог не думать о том, чтобы поделиться ею с русскими детьми (да-да, конечно: за это еще и деньги платили). Иногда книга была в распоряжении писателя, иногда только маячила в памяти, размытая, как сновидение.

Очень часто писатели, сроднившись с заимствованными образами, создавали с ними собственные сказки: так поступил и Волков, и Толстой (которому пересказать итальянскую сказку совсем по-своему вообще посоветовал Маршак), и у Чуковского Айболит появляется в «Топтыгине и Луне», не имеющем к английскому Дулиттлу никакого отношения, в «Бармалее» 1924 года и в «Одолеем Бармалея» 1943-го…

А вопросы копирайта в советской России решались просто.

Когда Чуковский делился с мистером Кини из АРА издательскими планами «Всемирной литературы», американец спросил: «А как насчет копирайта?» Чуковский смутился и не смог толком объяснить, что в Советской России копирайт считают буржуазным пережитком. Ему-то самому эта позиция казалась дикой, и на прозаическом «Докторе Айболите» он честно указывал: «По Гью Лофтингу». Почему же не «Лофтинг в переводе Чуковского»? Сейчас увидим.

Вот пишет Лофтинг (подстрочный перевод мой. – И. Л.):

«Много лет назад, когда наши дедушки были маленькими, жил-был доктор, и его звали Дулиттл – Джон Дулиттл, д. м. (доктор медицины. – И. Л.). «Д. м.» означает, что он был правильный доктор и знал довольно много.

Он жил в городке Лужинск-на-Болоте Puddleby-on-the-Marsh. Все люди – и стар и млад – знали его в лицо. И когда он шел по улице в своем цилиндре, все говорили: «Вот идет доктор! Он очень умный!» И собаки, и дети подбегали и шли за ним, и даже вороны, которые жили на колокольне, каркали ему и кивали головами.

Дом, в котором он жил на краю города, был довольно мал; но сад – довольно велик; в нем были просторная лужайка и каменные скамейки, над которыми нависали плакучие ивы. Его сестра, Сара Дулиттл, вела его хозяйство, но за садом доктор ухаживал сам.

Он очень любил животных, и многие жили у него дома. Кроме золотых рыбок в пруду в глубине сада, в кладовке у него жили кролики, в пианино – белые мышки, в бельевом шкафу – белка, а в подвале – ежик.

Еще у него были корова с теленком и старая хромая лошадь двадцати пяти лет от роду, и цыплята, и голуби, и два ягненка, и много других животных.

Но больше всего он любил утку Даб-Даб, голубя Джипа, поросенка Габ-Габа, попугаиху Полинезию и сову Ту-Ту».

А вот что сделал из этого Чуковский:

«Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра, которую звали Варвара.

Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши.

Но из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву, маленькую свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу».

Что происходит с текстом? Выпадают все подробности, придающие доктору национальность, конкретность, социальный статус. Теряется маленький домик с типичным английским садом, плакучими ивами и прудом, пропадает даже цилиндр и остается главное: «Жил-был доктор. Он был добрый».

Если сравнить эту работу над текстом с дневником, сразу видно: Чуковский пытается рассказывать эту сказку четырехлетней Мурочке, которой совершенно не важно, были у доктора в саду каменные скамьи или нет, ее интересует другое: «А он добрый?» (Запись в дневнике от 15 июля 1924 года гласит: «Вечером на террасе я пересказывал „Золотого гуся“ Муре – и всякий раз, когда в сказке появлялся новый персонаж, она спрашивала: „А он добрый?“ Ей надо знать, сочувствовать ли ему или нет, тратить ли на него свою любовь: – „И вот видит, в лесу у дороги сидит голодный старичок“. – „А он добрый?“ – „Да“. – „Ну так мне его жалко“».) А сестра доктора (Варвара, не Сара) была злая, сразу задает систему координат Чуковский; про Сару у Лофтинга нигде не говорится, что она была злая. Она просто предъявляла доктору претензии в рамках здравого смысла: в приемной полно мышей и ежей, самые лучшие пациенты от тебя отвернулись, чем жить-то будешь?

Для Мурочки, кстати сказать, придуманы даже новые имена зверей. «Авва» на ее младенческом языке значило «собака», «Бумбой» она звала секретаршу Чуковского Марию Никитичну Рыжкину, которая писала под псевдонимом «Памбэ»…

Текст сокращается, от него остается только костяк – самое существенное, чтобы малыш не потерялся в изобилии подробностей – пусть даже смешных (ревматическая пациентка доктора села в приемной на ежа и с тех пор к нему не приходила).

Остается главное: доброта доктора, способность исцелить любого пациента, знание звериного языка и героизм.

Конкретный английский доктор с именем-фамилией и научной степенью, с сестрой-экономкой Сарой, с бельевым шкафом и пианино совершенно превратился в сказочного доктора для детей от двух до пяти.

Интересны в айболитско-бармалейском цикле образы добра и зла по-чуковски: зло олицетворяет Бармалей – большой, грубый и жестокий, а добро – уютный, интеллигентный, милосердный доктор, родственный по духу Чехову в понимании К. И.

Если почитать описание Чехова в «Современниках» и сравнить его с доктором Айболитом – типаж, несомненно, один и тот же: деликатный, самоотверженный интеллигент-бессребреник с крепким внутренним стержнем.

Не в том дело, что Чуковский списывал своего доктора с Чехова или с виленского доктора Шабада, как он сам о том говорил; просто для него и тот, и другой, и третий доктор – лучшее олицетворение сил добра.

Статья о Чехове написана куда позже «Айболита», и вряд ли Чуковский сам задумывался о родстве двух описанных им докторов, но тем яснее родство и тем понятнее, что Чуковский мог противопоставить крепкозатылочному, кривоногому, бездарному, грубому злу, не имеющему даже зачаточных этических представлений.

  • Вот Чехов, больной и измученный, едет на Сахалин «с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защитить их от произвола бездушно-полицейской системы»:
  • «Его так жестоко трясло всю дорогу, особенно начиная от Томска, что у него разболелись суставы, ключицы, плечи, ребра, позвонки… руки ноги у него коченели от холода, и есть ему было нечего, так как он, по неопытности, не захватил с собой нужной еды…»
  • «…пробираясь по весеннему разливу в тележке, он промочил себе валенки и должен был в мокрых валенках поминутно выпрыгивать в холодную воду, чтобы придержать лошадей».
  • А вот доктор Айболит идет в Африку помогать больным животным:
  1. А в лицо ему ветер, и снег, и град:
  2. «Эй, Айболит, воротися назад!»
  3. И упал Айболит и лежит на снегу:
  4. «Я дальше идти не могу».

Но доктор Чехов не останавливается: «И все же он пробирается вперед и вперед».

И не останавливается доктор Айболит:

  • И вперед поскакал Айболит
  • И одно только слово твердит:
  • «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо…»

И вот Чехов ночует в избе на полу в мокрой одежде, и обходит огромный остров пешком, чтобы составить перепись его населения, и вот Айболит десять ночей подряд «не ест, не пьет и не спит, / Десять ночей подряд / Он лечит несчастных зверят / И ставит и ставит им градусники…».

9 ноября Чуковский записывает в дневнике: Бармалей «мне не нравится совсем, я написал его для Добужинского, в стиле его картинок».

Называет его «словесной опереттой», созданной специально для того, чтобы пробудить в детях чувство стихотворного ритма. Называл он «Бармалея» и авантюрным романом для самых маленьких.

Впрочем, авантюрные романы – и для маленьких, и для больших – были не ко двору и не ко времени. Время хотело строить и жить в сплошной лихорадке буден.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/68651

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector