Краткое содержание достоевский бесы за 2 минуты пересказ сюжета

«Бесы» — краткое содержание (Достоевский)

Этот роман стал шестым по счету в творческом наследии, пожалуй, самого загадочного представителя русской литературы. Его название вызывает оторопь, а сюжет являет собой цепь странных, порой, граничащих с бредом безумца событий… Итак, «Бесы» — краткое содержание (Достоевский).

Краткое содержание Достоевский Бесы за 2 минуты пересказ сюжета

Верховенский и Ставрогины

Действие происходит в одном из губернских городов Российской империи. А поведать о происходящем читателю взялся некий хроникер по имени Антон Лаврентьевич.

Центральным образом произведения можно назвать Степана Трофимовича Верховенского, которого связывают многолетние платонические отношения со знатной дамой Варварой Петровной Ставрогиной.

Когда-то этот человек был красив и успешен, но на момент развития событий романа изрядно постарел и обрюзг.

Степан Трофимович был гувернером у сына госпожи Ставрогиной Николая. Также он воспитал и многих других героев «Бесов».

Николай Ставрогин вырос личностью одиозной. Повзрослев, он покинул родное гнездо. Служил в армии, был разжалован, исколесил много городов и даже стран. Земляки судачат о нем, и не удивительно – ведь, наведываясь домой, он то и дело шокирует общественность своим поведением. То губернатора за ухо укусит, то к чужой жене у всех на глазах пристанет… Люди считают его не совсем здоровым.

Мать тоже беспокоится по поводу своего сына. А особенно тревожит ее то, что Николай собирается жениться на ее воспитаннице Дарье Шатовой.

Ведь она мечтает связать его узами брака с совершенно другой девушкой – Лизой Тушиной. И пока сын в очередном отъезде Варвара Петровна решает этот вопрос уладить.

Она просит взять в супруги Дарью… своего друга Верховенского. Тот, несмотря на огромную разницу в возрасте, соглашается.

Хромоножка

В один прекрасный день Ставрогина получила анонимку, гласящую о некой хромой даме, которая, якобы сыграет важную роль в ее жизни. И вскоре возле церкви она знакомится с хромоножкой по имени Марья Лебякина. Помня о письме, Варвара Петровна приглашает ее к себе домой. Туда же приходит брат Марьи – капитан Лебякин, который намекает на какую-то тайну и ведет себя не совсем адекватно.

Как гром среди ясного неба вдруг появляется Николай. У Варвары Петровны возникают нехорошие подозрения. Почему-то ей приходит в голову мысль о том, что сын и хромоножка Марья – муж и жена. Задав прямой вопрос Николаю, она получает отрицание и запутанные объяснения. Но позже ее догадки подтвердятся.

Молодой повеса¸ действительно, женился на Лебякиной некоторое время назад. По его словам, по пьяни.
Но тем не менее, он намерен объявить о своей женитьбе во всеуслышание и хочет забрать супругу с собой за границу и жить с ней до самой смерти.

Но в ответ на его предложение она ведет себя как безумная, выкрикивая странные речи и обвиняя Николая в самозванстве. Он прекращает попытки договориться с ней о чем либо.

Смутные времена

Затем в романе идет речь о тайном собрании, готовящемся в городе революционным кружком. О нем Николаю сообщает Верховенский-младший. Здесь же всплывает фигура инженера Кириллова, исповедующего идею избавления от Бога путем самоубийства.

В противовес ему выступает некий господин Шатов, который считает русских народом-богоносцем и верит в то, что завоевать Божью милость можно тяжелым мужицким трудом.

Далее рассказчик повествует о дуэли между Ставрогиным и местным дворянином Гагановым, на которой, впрочем, никто не пострадал.

А в городе и всей губернии, между тем, происходит что-то неладное. Назревает смута. Происходят пожары, оскверняются религиозные святыни и т.д.

На собрании, о котором речь велась выше, обсуждаются странные вещи. О том, что необходимо всех людей поделить на две неравные части – свободных и стадо рабов.
Губернаторша Юлия Михайловна видит в Ставрогине одного из зачинщиков революционного движения и мечтает с его помощью рассекретить государственный заговор. Она готовит важный бал.

Безрадостный конец

Варвара Петровна ссорится с Верховенским и прогоняет его. А Ставрогин уединяется с влюбленной в него Лизой Тушиной в своем имении. Но у молодых людей в итоге ничего не получается. Лиза покидает Николая. Его законную супругу Марью, а также ее брата кто-то убивает. И в этом обвиняют Ставрогина-младшего.

Брат Дарьи Шатов тоже погибает – от руки сына Степана Тимофеевича. Сам Верховецкий много болеет и думает о Боге, признавая, что только его можно любить вечно. Николай уезжает за границу и оттуда шлет Дарье предложение переехать к нему. Но в итоге мать и Дарья находят его мертвым в имении. Младший Ставрогин повесился.

Вот так безрадостно заканчивается роман «Бесы» — краткое содержание (Достоевский). Но это произведение все же лучше читать полностью, ибо в нем очень много философии, которую не под силу передать ни одному, даже самому искусному пересказчику.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/besy-kratkoe-soderzhanie-dostoevskij.html

Краткое содержание – «Бесы» Достоевский Ф.М

Краткое содержание

«Бесы» Достоевский Ф.М

Действие романа происходит в губернском городе ранней осенью. О событиях повествует хроникер Г-в, который также является участником описываемых событий.

Его рассказ начинается с истории Степана Трофимовича Верховенского, идеалиста сороковых годов, и описания его сложных платонических отношений с Варварой Петровной Ставрогиной, знатной губернской дамой, покровительством которой он пользуется.

Вокруг Верховенского, полюбившего «гражданскую роль» и живущего «воплощенной укоризной» отчизне, группируется местная либерально настроенная молодежь. В нем много «фразы» и позы, однако достаточно также ума и проницательности. Он был воспитателем многих героев романа. Прежде красивый, теперь он несколько опустился, обрюзг, играет в карты и не отказывает себе в шампанском.

Ожидается приезд Николая Ставрогина, чрезвычайно «загадочной и романической» личности, о которой ходит множество слухов. Он служил в элитном гвардейском полку, стрелялся на дуэли, был разжалован, выслужился. Затем известно, что закутил, пустился в самую дикую разнузданность.

Побывав четыре года назад в родном городе, он много накуролесил, вызвав всеобщее возмущение: оттаскал за нос почтенного человека Гаганова, больно укусил за ухо тогдашнего губернатора, публично поцеловал чужую жену… В конце концов все как бы объяснилось белой горячкой.

Выздоровев, Ставрогин уехал за границу.

Его мать Варвара Петровна Ставрогина, женщина решительная и властная, обеспокоенная вниманием сына к её воспитаннице Дарье Шатовой и заинтересованная в его браке с дочерью приятельницы Лизой Тушиной, решает женить на Дарье своего подопечного Степана Трофимовича. Тот в некотором ужасе, хотя и не без воодушевления, готовится сделать предложение.

В соборе на обедне к Варваре Петровне неожиданно подходит Марья Тимофеевна Лебядкина, она же Хромоножка, и целует её руку. Заинтригованная дама, получившая недавно анонимное письмо, где сообщалось, что в её судьбе будет играть серьезную роль хромая женщина, приглашает её к себе, с ними же едет и Лиза Тушина.

Там уже ждет взволнованный Степан Трофимович, так как именно на этот день намечено его сватовство к Дарье.

Вскоре здесь же оказывается и прибывший за сестрой капитан Лебядкин, в туманных речах которого, перемежающихся стихами его собственного сочинения, упоминается некая страшная тайна и намекается на какие-то особенные его права.

Внезапно объявляют о приезде Николая Ставрогина, которого ожидали только через месяц. Сначала появляется суетливый Петр Верховенский, а за ним уже и сам бледный и романтичный красавец Ставрогин. Варвара Петровна с ходу задает сыну вопрос, не является ли Марья Тимофеевна его законной супругой.

Ставрогин молча целует у матери руку, затем благородно подхватывает под руку Лебядкину и выводит её. В его отсутствие Верховенский сообщает красивую историю о том, как Ставрогин внушил забитой юродивой красивую мечту, так что она даже вообразила его своим женихом.

Тут же он строго спрашивает Лебядкина, правда ли это, и капитан, трепеща от страха, все подтверждает.

Варвара Петровна в восторге и, когда её сын появляется снова, просит у него прощения. Однако происходит неожиданное: к Ставрогину вдруг подходит Шатов и дает ему пощечину.

Бесстрашный Ставрогин в гневе хватает его, но тут же внезапно убирает руки за спину. Как выяснится позже, это ещё одно свидетельство его огромной силы, ещё одно испытание. Шатов беспрепятственно выходит.

Лиза Тушина, явно неравнодушная к «принцу Гарри», как называют Ставрогина, падает в обморок.

Проходит восемь дней. Ставрогин никого не принимает, а когда его затворничество заканчивается, к нему тут же проскальзывает Петр Верховенский. Он изъявляет готовность на все для Ставрогина и сообщает про тайное общество, на собрании которого они должны вместе появиться.

Вскоре после его визита Ставрогин направляется к инженеру Кириллову. Инженер, для которого Ставрогин много значит, сообщает, что по-прежнему исповедует свою идею.

Её суть — в необходимости избавиться от Бога, который есть не что иное, как «боль страха смерти», и заявить своеволие, убив самого себя и таким образом став человекобогом.

Затем Ставрогин поднимается к живущему в том же доме Шатову, которому сообщает, что действительно некоторое время назад в Петербурге официально женился на Лебядкиной, а также о своем намерении в ближайшее время публично объявить об этом. Он великодушно предупреждает Шатова, что его собираются убить.

Шатов, на которого Ставрогин прежде имел огромное влияние, раскрывает ему свою новую идею о народе-богоносце, каковым считает русский народ, советует бросить богатство и мужицким трудом добиться Бога.

Правда, на встречный вопрос, а верит ли он сам в Бога, Шатов несколько неуверенно отвечает, что верит в православие, в Россию, что он… будет веровать в Бога.

Той же ночью Ставрогин направляется к Лебядкину и по дороге встречает беглого Федьку Каторжного, подосланного к нему Петром Верховенским. Тот изъявляет готовность исполнить за плату любую волю барина, но Ставрогин гонит его.

Лебядкину он сообщает, что собирается объявить о своем браке с Марьей Тимофеевной, на которой женился «…после пьяного обеда, из-за пари на вино…». Марья Тимофеевна встречает Ставрогина рассказом о зловещем сне.

Он спрашивает её, готова ли она уехать вместе с ним в Швейцарию и там уединенно прожить оставшуюся жизнь. Возмущенная Хромоножка кричит, что Ставрогин не князь, что её князя, ясного сокола, подменили, а он — самозванец, у него нож в кармане.

Сопровождаемый её визгом и хохотом, взбешенный Ставрогин ретируется. На обратном пути он бросает Федьке Каторжному деньги.

На следующий день происходит дуэль Ставрогина и местного дворянина Артемия Гаганова, вызвавшего его за оскорбление отца. Кипящий злобой Гаганов трижды стреляет и промахивается. Ставрогин же объявляет, что не хочет больше никого убивать, и трижды демонстративно стреляет в воздух. История эта сильно поднимает Ставрогина в глазах общества.

Между тем в городе наметились легкомысленные настроения и склонность к разного рода кощунственным забавам: издевательство над новобрачными, осквернение иконы и пр.

 В губернии неспокойно, свирепствуют пожары, порождающие слухи о поджогах, в разных местах находят призывающие к бунту прокламации, где-то свирепствует холера, проявляют недовольство рабочие закрытой фабрики Шпигулиных, некий подпоручик, не вынеся выговора командира, бросается на него и кусает за плечо, а до того им были изрублены два образа и зажжены церковные свечки перед сочинениями Фохта, Молешотта и Бюхнера… В этой атмосфере готовится праздник по подписке в пользу гувернанток, затеянный женой губернатора Юлией Михайловной.

Варвара Петровна, оскорбленная слишком явным желанием Степана Трофимовича жениться и его слишком откровенными письмами к сыну Петру с жалобами, что его, дескать, хотят женить «на чужих грехах», назначает ему пенсион, но вместе с тем объявляет и о разрыве.

Младший Верховенский в это время развивает бурную деятельность. Он допущен в дом к губернатору и пользуется покровительством его супруги Юлии Михайловны. Она считает, что он связан с революционным движением, и мечтает раскрыть с его помощью государственный заговор. На свидании с губернатором фон-

Лембке, чрезвычайно озабоченным происходящим, Верховенский умело выдает ему несколько имен, в частности Шатова и Кириллова, но при этом просит у него шесть дней, чтобы раскрыть всю организацию.

Затем он забегает к Кириллову и Шатову, уведомляя их о собрании «наших» и прося быть, после чего заходит за Ставрогиным, у которого только что побывал Маврикий Николаевич, жених Лизы Тушиной, с предложением, чтобы Николай Всеволодович женился на ней, поскольку она хоть и ненавидит его, но в то же время и любит.

Ставрогин признается ему, что никак этого сделать не может, поскольку уже женат. Вместе с Верховенским они отправляются на тайное собрание.

На собрании выступает мрачный Шигалев со своей программой «конечного разрешения вопроса». Её суть в разделении человечества на две неравные части, из которых одна десятая получает свободу и безграничное право над остальными девятью десятыми, превращенными в стадо.

Затем Верховенский предлагает провокационный вопрос, донесли ли бы участники собрания, если б узнали о намечающемся политическом убийстве. Неожиданно поднимается Шатов и, обозвав Верховенского подлецом и шпионом, покидает собрание.

Это и нужно Петру Степановичу, который уже наметил Шатова в жертвы, чтобы кровью скрепить образованную революционную группу-«пятерку». Верховенский увязывается за вышедшим вместе с Кирилловым Ставрогиным и в горячке посвящает их в свои безумные замыслы. Его цель — пустить большую смуту.

«Раскачка такая пойдет, какой мир ещё не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…» Тогда-тои понадобится он, Ставрогин. Красавец и аристократ. Иван-Царевич.

События нарастают как снежный ком. Степана Трофимовича «описывают» — приходят чиновники и забирают бумаги.

Рабочие со шпигулинской фабрики присылают просителей к губернатору, что вызывает у фон Лембке приступ ярости и выдается чуть ли не за бунт. Попадает под горячую руку градоначальника и Степан Трофимович.

Сразу вслед за этим в губернаторском доме происходит также вносящее смуту в умы объявление Ставрогина, что Лебядкина — его жена.

Наступает долгожданный день праздника. Гвоздь первой части — чтение известным писателем Кармазиновым своего прощального сочинения «Merci», а затем обличительная речь Степана Трофимовича. Он страстно защищает от нигилистов Рафаэля и Шекспира.

Его освистывают, и он, проклиная всех, гордо удаляется со сцены. Становится известно, что Лиза Тушина среди бела дня пересела внезапно из своей кареты, оставив там Маврикия Николаевича, в карету Ставрогина и укатила в его имение Скворешники.

Гвоздь второй части праздника — «кадриль литературы», уродливо-карикатурное аллегорическое действо. Губернатор и его жена вне себя от возмущения.

 Тут-то и сообщают, что горит Заречье, якобы подожженное шпигулинскими, чуть позже становится известно и об убийстве капитана Лебядкина, его сестры и служанки. Губернатор едет на пожар, где на него падает бревно.

В Скворешниках меж тем Ставрогин и Лиза Тушина вместе встречают утро. Лиза намерена уйти и всячески старается уязвить Ставрогина, который, напротив, пребывает в нехарактерном для него сентиментальном настроении. Он спрашивает, зачем Лиза к нему пришла и зачем было «столько счастья».

Он предлагает ей вместе уехать, что она воспринимает с насмешкой, хотя в какое-то мгновение глаза её вдруг загораются. Косвенно в их разговоре всплывает и тема убийства — пока только намеком. В эту минуту и появляется вездесущий Петр Верховенский. Он сообщает Ставрогину подробности убийства и пожара в Заречье.

Лизе Ставрогин говорит, что не он убил и был против, но знал о готовящемся убийстве и не остановил. В истерике она покидает ставрогинский дом, неподалеку её ждет просидевший всю ночь под дождем преданный Маврикий Николаевич.

Они направляются к месту убийства и встречают по дороге Степана Трофимовича, бегущего, по его словам, «из бреду, горячечного сна, […] искать Россию» В толпе возле пожарища Лизу узнают как «ставрогинскую», поскольку уже пронесся слух, что дело затеяно Ставрогиным, чтобы избавиться от жены и взять другую.

 Кто-то из толпы бьет её, она падает. Отставший Маврикий Николаевич успевает слишком поздно. Лизу уносят ещё живую, но без сознания.

А Петр Верховенский продолжает хлопотать. Он собирает пятерку и объявляет, что готовится донос. Доносчик — Шатов, его нужно непременно убрать. После некоторых сомнений сходятся, что общее дело важнее всего.

Верховенский в сопровождении Липутина идет к Кириллову, чтобы напомнить о договоренности, по которой тот должен, прежде чем покончить с собой в соответствии со своей идеей, взять на себя и чужую кровь. У Кириллова на кухне сидит выпивающий и закусывающий Федька Каторжный.

 В гневе Верховенский выхватывает револьвер: как он мог ослушаться и появиться здесь? Федька неожиданно бьет Верховенского, тот падает без сознания, Федька убегает. Свидетелю этой сцены Липутину Верховенский заявляет, что Федька в последний раз пил водку.

Утром действительно становится известно, что Федька найден с проломленной головой в семи верстах от города. Липутин, уже было собравшийся бежать, теперь не сомневается в тайном могуществе Петра Верховенского и остается.

К Шатову тем же вечером приезжает жена Марья, бросившая его после двух недель брака. Она беременна и просит временного пристанища. Чуть позже к нему заходит молодой офицерик Эркель из «наших» и сообщает о завтрашней встрече. Ночью у жены Шатова начинаются роды. Он бежит за акушеркой Виргинской и потом помогает ей.

 Он счастлив и чает новой трудовой жизни с женой и ребенком. Измотанный, Шатов засыпает под утро и пробуждается уже затемно. За ним заходит Эркель, вместе они направляются в ставрогинский парк.

Читайте также:  Краткое содержание лондон белое безмолвие за 2 минуты пересказ сюжета

Там уже ждут Верховенский, Виргинский, Липутин, Лямшин, Толкаченко и Шигалев, который внезапно категорически отказывается принимать участие в убийстве, потому что это противоречит его программе.

На Шатова нападают. Верховенский выстрелом из револьвера в упор убивает его. К телу привязывают два больших камня и бросают в пруд. Верховенский спешит к Кириллову. Тот хоть и негодует, однако обещание выполняет — пишет под диктовку записку и берет на себя вину за убийство Шатова, а затем стреляется. Верховенский собирает вещи и уезжает в Петербург, оттуда за границу.

Отправившись в свое последнее странствование, Степан Трофимович умирает в крестьянской избе на руках примчавшейся за ним Варвары Петровны.

Перед смертью случайная попутчица, которой он рассказывает всю свою жизнь, читает ему Евангелие, и он сравнивает одержимого, из которого Христос изгнал бесов, вошедших в свиней, с Россией.

Этот пассаж из Евангелия взят хроникером одним из эпиграфов к роману.

Все участники преступления, кроме Верховенского, вскоре арестованы, выданные Лямшиным. Дарья Шатова получает письмо-исповедь Ставрогина, который признается, что из него «вылилось одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы».

Он зовет Дарью с собой в Швейцарию, где купил маленький домик в кантоне Ури, чтобы поселиться там навечно. Дарья дает прочесть письмо Варваре Петровне, но тут обе узнают, что Ставрогин неожиданно появился в Скворешниках.

Они торопятся туда и находят «гражданина кантона Ури» повесившимся в мезонине.

Источник: https://libaid.ru/katalog/d/dostoevskij-fjodor/3352-kratkoe-soderzhanie-besy-dostoevskij-f-m

Анализ романа «Бесы» (Ф. М. Достоевский) | Литерагуру

Guru · 16.09.2018

Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Федора Михайловича послужили материалы из уголовного дела Нечаева – организатора тайного общества, целью которого были подрывные политические акции.

Во времена автора это событие прогремело на всю империю.

Однако ему удалось из небольшой газетной вырезки сделать глубокое и насыщенное произведение, которое считают эталоном не только русские, но и зарубежные писатели.

История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения.

Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает.

Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

Суть

События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.

Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др.

Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца».

Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.

Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.

Темы и настроение

  1. Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.

  2. Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества.

    В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.

  3. Отсутствие единых нравственных ориентиров.

    Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры.

    «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.

  4. Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях.

    В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения.

    Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.

  5. Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах. Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной.

Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру.

Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины.

Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд.

По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя.

И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Дарья Попова

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-besy-f-m-dostoevskij/

Анализ романа «Бесы» (Ф.М. Достоевский) | Литрекон

Самый Зелёный · 16.08.2019

Вторая половина девятнадцатого века стала непростой эпохой для Российской империи, терзаемой социальными и экономическими противоречиями.

Русская интеллигенция лихорадочно искала новый путь развития, по которому может пойти страна, зачастую избирая самые радикальные способы решения проблем.

Именно под влиянием этих тревожных процессов в обществе творил и мыслил один из величайших русских писателей — Фёдор Достоевский. Его роман «Бесы» стал квинтэссенцией борьбы писателя против радикализма. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:

  1. По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева. Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной. Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
  2. Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот». 
  3. Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
  4. В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:

«А главное, огонь и меч, и после того, как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

Направление и жанр

«Бесы» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своей книге автор стремится к натуралистичному отображению действительности. Созданные им образы, ситуации и диалоги близки к реальности. Читатель может поверить, что описанная в романе ситуация могла произойти в действительности.

Жанр произведения – роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени. Задействовано большое количество персонажей. Многочисленные детали подчёркивают и дополняют атмосферу и колорит романа. Объем произведения довольно внушительный.

Суть: о чем роман?

В некий губернский городок прибывает группа молодых людей прогрессивных взглядов, которыми руководит Пётр Верховенский. Приезжие мгновенно заражают город атмосферой всеобщего нигилизма и управляют местным светским обществом, как им угодно. Их проделки, слова и поведение ставят в тупик местные власти, ведь в этой компании сам Николай Ставрогин (сын и наследник богатейшей помещицы).

Оказывается, что Верховенский задумал создать революционную группу, посеять смуту в народе и разжечь пламя мятежа. Он пытается склонить к сотрудничеству сына местной помещицы – Ставрогина, с которым имел давнее знакомство, а также заставляет своих единомышленников убить Шатова, осознавшего губительность замыслов Верховенского.

Вину за убийство взял на себя застрелившийся фанатик — нигилист Кириллов. В итоге замыслы революционеров терпят поражение, членов ячейки арестовывают, а сам Верховенский сбегает. Однако урон от его деятельности всё же был.

В городе временно разгорелись беспорядки, было жестоко убито несколько человек, Ставрогин под грузом вины покончил жизнь самоубийством, даже родной отец Верховенского умер от болезни и нервного перенапряжения.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бесы» разветвленная и многоступенчатая. Многомудрый Литрекон не хочет перегружать анализ описанием и характеристикой всех героев. Если Вам кого-то не хватило, напишите в х, кого именно.

О системе образов писал известный исследователь прозы Достоевского, Н.А. Бердяев:

«Ставрогин — солнце, вокруг которого всё вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Всё тянется к нему, как к солнцу, всё исходит от него и возвращается к нему, всё есть лишь его судьба. Шатов, П.

Верховенский, Кириллов лишь части распавшейся личности Ставрогина, лишь эманация этой необыкновенной личности, в которой она истощается. Загадка Ставрогина, тайна Ставрогина — единственная тема «Бесов». Единственное «дело», которым все поглощены, есть «дело» о Ставрогине.

Революционное беснование есть лишь момент судьбы Ставрогина, ознаменование внутренней действительности Ставрогина, его своеволия» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 39—40).

Характеристика главных героев «Бесов» помещается в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой романа «бесы» характеристика
николай ставрогин молодой человек, дворянин. это главный бес достоевского, сильная и чудовищно привлекательная «демоническая личность». очень умный, талантливый и красивый человек. ведет двойную жизнь и скрывает от матери все свои истинные взгляды. учился в петербурге и пошёл по военной службе, однако вёл крайне порочный образ жизни. на спор женился на слабоумной марии лебедякиной, но, как ни странно, вёл себя с ней достойно и обходительно. в то же время соблазнил и растлил маленькую девочку, которая вскоре покончила с собой. помог в осуществлении планов верховенского по созданию ячейки, однако в последний момент понял своё заблуждение и безумие всего происходящего, а потому отошёл от революционеров и замкнулся в себе, страдая от мук совести. его мистическая и скрытная личность привлекает дарью (сестру убитого соратника) и елизавету (обеспеченную дворянку). в конце романа покончил жизнь самоубийством.
пётр верховенский циничный и беспринципный молодой человек, нигилист и революционер. почти всю свою жизнь воспитывался вдали от отца (который играл роль шута при дворе матери ставрогина и содержался ею). невероятно умён и коварен. легко втирается в доверие ко всем окружающим. нахален, мстителен и подл. причастен почти ко всем несчастьям, которые произошли в романе. ни во что не ставит людей, даже родного отца. желает уничтожить старый строй и построить новый мир. до безумия помешан на ставрогине, считая его идеалом, который должен стать центральной фигурой его грандиозного замысла.
варвара ставрогина мать николая. дочь богатого откупщика. вдова. помещица. пользуется огромным авторитетом в городе. очень твёрдая, властная и уверенная в себе женщина. успешно ведёт своё хозяйство. живёт в довольно странных отношениях со степаном трофимовичем верховенским, деспотично управляет всеми, ко живёт в её доме. как и многие, попадает под влияние петра верховенского, который натравил её на собственного отца. в конце романа теряет и сына, и дорогого друга степана трофимовича.
степан верховенский интеллигентный старик, взращённый на либеральных и идеалистических убеждениях. дворянин. абсолютно непрактичный и неприспособленный к жизни человек. чувствителен и слезлив. был учителем николая, а потом остался жить на полном иждивении у варвары ставрогиной, с которой у него сложились высокие, лишённые всякой похоти отношения. собрал вокруг себя маленький кружок, который занимался в основном праздными разговорами по вечерам. весьма мнителен и самолюбив. в то же время очень умён и проницателен, сразу же понял, какое губительное влияние может оказывать его сын на окружающих. на званном вечере в городе вступил в последнюю схватку с нигилистами, зачитав речь о важности красоты. после этого, будучи не способным более выносить насмешки и своё положение приживалы, покинул имение ставрогиной, отправившись в путешествие. после короткого путешествия степан трофимович заболел и умер на руках у варвары петровны, искренне уверовав в бога перед смертью.

Темы

Тематика романа «Бесы» характерна для всего творчества Достоевского:

  1. Свобода — основная тема книги. Автор считает христианство религией свободы и показывает, что совершается с тем, кто вместо свободы исповедует вседозволенность. На этом повороте люди чудовищно ошибаются: в поисках свободы в идеях Ницше и в либеральных учениях других западных философов они натыкаются на самое жестокое рабство — на фанатизм. Петр становится рабом идеи о революции и роли Ставрогина в их деле, Николай — рабом собственных пороков, Кириллов — философии (он убивает себя, чтобы доказать теорию). Даже Шатов является заложником идеи о божественной миссии русского народа.
  2. Отцы и дети – в противостоянии поколений в своём романе Достоевский без сомнений отдаёт предпочтение старшему поколению. Несмотря на то, что все эти пожилые чиновники, почтенные помещики и мечтательные либералы старой закалки не лишены целого ряда недостатков, они всё равно кажутся писателю гораздо предпочтительнее представителей радикальной молодёжи, несущих лишь хаос и страдания. Однако автор возлагает на отцов вину за воспитание детей. Именно отец Верховенского проповедовал высокие идеи, громкие слова о свободе и равенстве, слыл либералом, но сам же играл в карту на своего крепостного. эти двойные стандарты и безответственные речи сформировали мировоззрение его сына — преступника и циника.
  3. Вера – вера, как и в других творениях Достоевского представлена в сугубо положительном ключе. Именно вера в Бога скрасила последние дни Степана Трофимовича, именно вера помогла Шатову одуматься и разорвать отношения с Верховенским. По мнению Достоевского, только православная вера может по-настоящему помочь человеку.
  4. Философия – роман наполнен философскими мыслями разных персонажей. Все они в итоге сводятся к типичной морали Достоевского о необходимости жить в смирении, доброте и любви.
  5. Любовь – любовь у Достоевского лишена какой бы то ни было материальности. Настоящие чувства, по его мнению, рождаются лишь из искренней душевной привязанности, гармонии между людьми.

Проблемы

Проблематика романа «Бесы» слишком многогранна и сложна, чтобы передать ее вкратце. Если Вам кажется, что нужно дополнить раздел, напишите об этом Многомудрому Литрекону. 

  1. Нигилизм – Достоевский со всей яростью обрушивается на нигилистическое мировоззрение, отрицающее всякие авторитеты. В самых жутких красках представлены злодеяния, на которые идут негодяи, лишённые всяких принципов, как они используют людей, убивают и калечат их. Достоевский презирает и отрицает мировоззрение таких людей, как несущих лишь зло и разрушение.
  2. Соблазн – на протяжении повествования персонажи подвергаются многочисленным соблазнам. Верховенский искушает Ставрогина окончательно пасть во тьму, светское общество сбито с толку и загипнотизировано разговорами о моде и прогрессе. Весь город окутывает морок. Однако в момент истины люди освобождаются от соблазнов и понимают, как жестоко они были обмануты, а Ставрогин находит в себе силы не опускаться ещё ниже.
  3. Порочность – неизбежным спутником радикалов из молодого поколения выступает целая вереница пороков. Блуд, лживость, распущенность, высокомерие, ненависть – всё это буквально захватывает городок. Достоевский показывает не только бесчеловечность радикалов, но и их полную безнравственность.

Смысл

В романе представлен взгляд Достоевского на общественные процессы в русском обществе второй половины девятнадцатого века. Писатель показал то разложение, которому подвергается молодёжь, осудил самые радикальные проявление нигилизма и распущенности. В этот и состоит основная идея романа «Бесы».

В противовес всей этой порочности он поставил любовь, гармонию, честность и православную веру, которые в итоге победят все лживые радикальные учения и приведут Россию в светлое будущее.

Главная мысль автора — показать молодежи, в чем заключается настоящая свобода личности. По его мнению, в душе каждого из нас скрыт Богочеловек, в каждом из нас горит искра добра и чистоты. Но как только мы пытаемся заменить его сверхчеловеком, которому все позволено, то свобода уступает место рабству.

Рабству от идеи, которая разрешает нам делать то, что хочется. Без нее мы уже не существуем. Так, автор показывает судьбы всех идей раздвоенного сознания главного героя: сверхчеловек Кириллов убивает себя, Шатов теряет себя и становится жертвой идеи Верховенского, который только и думает, что о роли Николая в грядущем перевороте.

Шигалев тоже становится заложником идеи о разрушении всего и вся.

Критика

Роман «Бесы» вызвал резонанс и раскол в обществе. Многие консерваторы оценили роман довольно высоко, с противоположной же стороны произведение подверглось жесткой критике.

Так, Л.Н. Толстой был очень недоволен романом, посчитав его слишком карикатурным и искажающим действительность в угоду реакции.

В.И. Ленин с раздражением говорил о «Бесах», видя в них лишь памфлет на революционеров и оду чиновникам и помещикам.

Сам Достоевский неоднократно дополнял и разъяснял свой замысел:

«…Это другое лицо (Николай Ставрогин) — тоже мрачное лицо, тоже злодей, — писал Достоевский 8 (20) октября 1870 г. М.Н.

Каткову, издателю журнала «Русский вестник», где должен был печататься роман «Бесы», — но мне кажется, что это лицо трагическое, хотя многие, наверное, скажут по прочтении: «Что это такое?» Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его.

Мне очень, очень будет грустно, если оно у меня не удастся. Еще грустнее будет, если услышу приговор, что лицо ходульное. Я из сердца взял его».

Н.А. Бердяев точно определяет подход Достоевского к человеку: «Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из космического порядка и исследует судьбу его на свободе, открывает неотвратимые результаты путей свободы» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 42—43).

Многие исследователи творчества Достоевского отмечали его дар предвидения:

«Достоевский… вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком ее. Пророком «завтрашнего»» (Розанов В.В. Опавшие листья. СПб., 1913. С. 362).

Конечно, роман «Бесы» — грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах — это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей.

Достоевский был единственным человеком, кто из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. (Об этом хорошо сказано у Юрия Трифонова в статье «Загадки и провидение Достоевского» // Новый мир. 1981. № 11).

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/besy-dostoevskij/

“Бесы” краткое содержание по главам романа Достоевского

События излагаются от лица некоего Г-ва – участника описываемых событий. Он начинает повествование с рассказа о судьбе Степана Трофимовича Верховенского, дважды вдовца.

Он жил в соседстве с Варварой Николаевной Ставрогиной, знатной петербургской дамой, чьим покровительством пользовался, испытывая при этом сложные чувства к ней: “Один другого съесть хотят, всю жизнь так живут, а расстаться не могут”.

Варвара Петровна даже придумала ему костюм, в котором он ходил постоянно. Это были длиннополый сюртук и мягкая шляпа, делавшие его похожим на писателя Кукольника. И Степан Трофимович пробовал “писать”, но за долгие десять с лишним лет так ничего и не написал.

Порой мучился мыслью, что он простой приживал, но потом утешался, пил шампанское и играл в карты.

Глава вторая. Принц Гарри. Сватовство

События получают свое развитие после возвращения домой единственного сына Варвары Петровны Николая Всеволодовича Ставрогина. Когда-то он был воспитанником Сергея Трофимовича, тихим и застенчивым подростком. Но поступив на военную службу в гвардейский полк, “вдруг закутил”: пил, играл в карты, стрелялся на дуэли, за что был разжалован в рядовые, но выслужился.

Вернувшись в родной город, произвел сначала весьма приятное впечатление: “это был самый изящный джентльмен”. Но вскоре “зверь выпустил когти”: сказал невозможные дерзости старейшим членам клуба, протянул по залу за нос почтеннейшего старшину клуба, прилюдно поцеловал чужую жену, укусил за ухо Ивана Осиповича.

Все объяснилось якобы белой горячкой, от которой Nikolas лечился два с половиной месяца, после чего отбыл за границу.

Глава третья. Чужие грехи

Варвара Петровна обеспокоена вниманием сына к своей воспитаннице Дарье Шатовой, поэтому предложила Верховенскому свататься к девушке. Он старше на тридцать с лишним лет, но согласился, так как устал от роли приживала. Он готов сделать предложение.

В это время рассказчик Г-в принимал активное участие в жизни своего друга в роли конфидента. Он выслушал исповедь Верховенского, который жаловался, что долгое время страдал от своих чувств к Ставрогиной, от ее несправедливого отношения, а теперь вынужден брать на себя “чужие грехи”.

Появился инженер Липутин, знавший и Петрушу Верховенского, и Николая Ставрогина. Он намекнул, что сватовство к Даше – попытка “замазать свадьбой дворянские грешки ее бесценного Nicolas”.

Внезапно появилась бывшая воспитанница Степана Трофимовича Лизавета Николаевна Тушина. Она просила Г-ва передать записку Шатову, брату Дарьи Павловны. А от Варвары Петровны пришло письмо, в котором она извещала, что в воскресенье Степан Трофимович должен сделать предложение Даше.

Глава четвертая. Хромоножка

Лиза предложила Шатову издавать книгу, собранную из газетных новостей разных лет, чтобы оставить в памяти у читателей самые интересные новости. Но он, узнав о том, что капитан Лебядкин посвятил ей стихи и по сути сделал предложение, отказался от этой идеи.

Сергей Трофимович ждал с обедни Варвару Петровну, очень волнуясь перед предстоящим сватовством. К Шатову явился пьяный Лебядкин и стал через дверь кричать, что они с сестрой оба крепостные рабы. Ставрогина шла из церкви, когда у нее попросила милостыню Марья Лебядкина, прозванная Хромоножкой.

Она просила поцеловать ручку, хихикая, как ребенок. Варвара Петровна накануне получила анонимное письмо, в котором говорилось, что в ее судьбе сыграет важную роль хромая женщина. Она пригласила Марью вместе с Лизой Тушиной к себе домой.

Глава пятая. Премудрый змий

Марья вела себя странно: хихикала, называла Ставрогину “тетенькой” и приятельски обращалась к Шатову, вызвав недоумение окружающих. Варваре Петровне объяснили, что это сестра капитана Лебядкина. Появилась Даша, и Лебядкина обвинила ее в том, что она в Швейцарии получила от Ставрогина 300 рублей, но ее брату не передала.

Варвара Петровна хотела отправить нахалку домой, но Степан Трофимович привел Лебядкина, который объяснил, что сестра не в своем уме. Сам же он начал говорить намеками и аллегориями, вызвав гнев Варвары Петровны, но как гром среди ясного неба прозвучали слова о приезде Николая, ее сына. Сначала появился Петр Верховенский, а вслед за ним и Ставрогин.

Мать прямо спросила сына, кем приходится ему Лебядкина. Николай увел Хромоножку под ручку к карете, а Петр все присутствующим объяснил, что Ставрогин помогал брату и сестре Лебядкиным, так как они жили в нищете, а Марья всем говорила, что это ее жених, о чем и уведомили “доброжелатели” в анонимных письмах Варвару Петровну.

Мать была растрогана поступком сына и заявила, что должна удочерить эту девушку. Она попросила прощения у вернувшегося сына, но Лиза закатила истерику, несмотря на то, что капитан Лебядкин подтвердил весь рассказ Верховенского. А после того, как Шатов дал Ставрогину пощечину, она упала в обморок.

Часть II

Глава первая. Ночь

Прошло восемь дней. По городу пошли слухи про Лизу и Ставрогина. Последний провел все дни затворником. После к Николаю явился Петр Верховенский.

Он сообщил, что прибыли вещи Ставрогина из Петербурга, а попутно рассказал о заседании тайного общества, куда они должны явиться вместе.

Ставрогин отправился к инженеру Кириллову, чтобы просить стать его секундантом в дуэли, где ему придется стреляться с неким Гагановым, который публично его оскорбил. Кириллов показал ему несколько пистолетов и объяснил, что хотел застрелиться, чтобы избавиться от Бога – он есть лишь “боль страха смерти”. Если убить себя, заявив своеволие, можно стать человекобогом.

Придя к Шатову, Ставрогин признался, что женился на Лебядкиной в Петербурге “по пьянке” и скоро об этом объявит. А еще он предупредил, что Шатова могут убить в любую минуту за его идею о народе-богоборце. И хотя сам Шатов не верил в Бога, зато посоветовал бросить богатство и жить мужицким трудом.

Глава вторая. Ночь

В ту же ночь Ставрогин по дороге к Лебядкину встретил Федьку Каторжного, которого подослал Верховенский. Федор был готов за плату исполнить любую волю “барина”, но Ставрогин прогнал его.

Лебядкин встретил Николая трезвым, но все время ерничал и делал туманные намеки на то, что он готов и дальше хранить тайну их брака за некую сумму. Однако Ставрогин заявил, что больше не намерен держать в тайне, что женился на Марье Тимофеевне “после пьяного обеда, из-за пари на вино”.

Николай вошел в комнату к сестре капитана, та спала, а проснувшись, повела себя как испугавшийся ребенок. Ставрогин предложил уехать с ним в Швейцарию, где они будут жить уединенно всю оставшуюся жизнь. Тогда Марья рассказала о своем нехорошем сне и заявила, что Ставрогин – это не ее муж, князь, что он самозванец, Гришка Отрепьев, у которого нож в кармане.

На обратном пути Федька предложил устранить проблему с Лебядкиными. Ставрогин захохотал и бросил ему все деньги, какие были, прямо в грязь.

Глава третья. Поединок

На следующий день произошла дуэль Ставрогина с Гагановым. Противникам было предложено примирение, но Гаганов настаивал на поединке. Он даже поставил условие: если не произойдет ничего решительного, то стреляться три раза. Первым стрелял он, и пуля задела мизинец Ставрогина. Но он выстрелил в воздух.

Оба следующие раза Гаганов промахивался, а Ставрогин не целясь стрелял мимо, чем еще больше оскорбил противника.

Дома они объяснились с Дашей: Николай просил больше не приходить к нему, ведь он не хотел ее погубить. А Даша заявила, что рано или поздно именно она останется рядом с ним.

Глава четвертая. Все в ожидании

История с дуэлью в глазах общества подняла Ставрогина на небывалую высоту – он был в моде. А к Варваре Петровне стали относиться с прежним почтением. Ей только не давала покоя мысль о Хромоножке.

Петр же Верховенский отнесся к поединку “с чрезвычайной злобой”: он сказал Ставрогину, что тот не имел права стреляться.

Придя к отцу, Верховенский передал слова Варвары Петровны, что она оскорблена его жалобами на то, что его хотят женить на “чужих грехах”. Поэтому она назначила ему пенсион и объявила о разрыве. Степан Трофимович был потрясен отношением сына к этой истории, проклинал его, а сын пообещал больше никогда в жизни не приходить, хотя сам вызвал этот скандал.

Глава пятая. Пред праздником

Петр Степанович стал оказывать большое влияние на местного губернатора Андрея Антоновича фон Лембке и его жену Юлию Михайловну.

Она собралась проводить праздник по подписке в пользу гувернанток губернии. А в городе бесчинства: осквернена икона, найден юноша-самоубийца.

В губернии тоже неспокойно: везде пожары , свирепствует холера, закрыта фабрика Шпигулиных, что вызывает недовольство рабочих.

Ко всему прочему появились призывающие к бунту прокламации.

Варвара Петровна встретилась с Верховенским-старшим лично, чтобы наконец объясниться. Она упрекала его в неблагодарности, в том, что он только и ждал момента оклеветать ее, а Степан Трофимович прослезился, что двадцать лет жил только в мечтах, как рыцарь.

Глава шестая. Петр Степанович в хлопотах

Сын Верховенского в это время развернул бурную деятельность. Он на посылках у жены губернатора, которая не слишком верила в своего мужа, зато мечтала с помощью Петруши раскрыть государственный заговор. Тот не заставил себя долго ждать и выдал губернатору имена Шитова и Кириллова, связанных с появлением революционных прокламаций.

Затем он посетил обоих с просьбой обязательно быть на собрании.

А к Ставрогину пришел Маврикий Николаевич, жених Лизы Тушиной. Он чувствовал, что Лиза любит Ставрогина, хотя и ненавидит его при этом. Он предложил Николаю жениться на ней, но Ставрогин признался, что уже женат, повергнув собеседника в шок.

После этого он вместе с Петром ушел на тайное собрание.

Глава седьмая. У наших

Собрались у Виргинских под видом празднования именин. Петр уже успел слепить “пятерку”, подобную той, которую он создал в Москве. Заседание начала студентка, но инициативу перехватил некто Шигалев с собственной программой “конечного разрешения вопроса”.

Суть теории заключалась в разделении человечества на две части: меньшая, одна десятая, получает свободу вместе с безграничным правом управлять большей – девятью десятыми, превращенными в стадо.

Петр Степанович задал провокационный вопрос: если бы участники собрания узнали о намечающемся убийстве, донесли бы он в полицию. Присутствующие стали выкрикивать, что не донесут. Неожиданно для всех Шатов встал и называл Верховенского шпионом и подлецом, а потом ушел.

Когда дошла очередь до Ставрогина, он сказал, что не собирается себя компрометировать и вместе с Кирилловым удалился.

Глава восьмая. Иван-царевич

Верховенский уже наметил Шатова в жертву, чтобы скрепить кровью созданную им революционную “пятерку”. Ставрогин сказал, что Петру хочется связать его преступлением, чтобы получить власть над ним.

Когда тот схватил Ставрогина за локоть, он вырвал локоть, бешенство овладело им, и он бросил его из всей силы на землю. Но Верховенский догнал его и предложил помириться, чтобы вместе “сделать смуту”.

В горячечном бреду он признался, что Ставрогин именно таков, каков нужен сейчас России.

Когда начнется смута, пойдет “раскачка”, земля заплачет по старым богам, и тогда Ставрогин и должен будет появиться в роли Ивана-царевича, очередного самозванца, спасшегося чудесным образом. Потом он обещал даже без денег убить Лебядкину, а Ставрогину привести Лизу.

Глава девятая. Степана Трофимовича описали

К Г-ву прибежала Настасья с известием, что Степана Трофимовича “описали”. Когда рассказчик пришел к нему, тот сказал, что утром у него изъяли сочинения Герцена и две прокламации. Степан Трофимович признался: он боится, что его “посадят в кибитку, и марш в Сибирь на весь век”, а перед этим высекут.

Но собрав остатки гордости, он заявил, что придет прямо к Лембке на праздник – он предает себя, идет “прямо в львиную пасть”.

Глава десятая. Флибустьеры. Роковое утро

К губернатору фон Лембке пришли рабочие с фабрики Шпигулина. Он воспринял это как проявление бунта. Получил и случайно попавший под руку Степан Трофимович, который пытался объясниться.

Собравшиеся у Юлии Михайловны стали свидетелями как минимум двух скандалов.

Юлия Михайловна, узнав, как обошелся со Степаном Трофимовичем ее муж, мстила ему, кокетничая с Верховенским-старшим. Разговоры в салоне о социализме и игнорирование супруги взбесили Андрея Антоновича. Он объявил, что меры к “флибустьерам” приняты.

А Лизавета Николаевна намеренно громким голосом попросила Ставрогина, чтобы он запретил своему родственнику, брату жены капитану Лебядкину, обижать ее. Тот публично признал, что он женат уже пять лет на Марье и обещал передать ее просьбу капитану. Затем он уехал в Скворешники.

Часть III

Глава первая. Праздник. Отдел первый

На другой день праздник все-таки состоялся. Лиза явилась в пышном туалете и была так ослепительно прелестна, что все вокруг шептались. Когда появились губернатор с женой, рассказчик заметил на лице Антона Андреевича такое выражение, будто он приносит себя в жертву.

В первой части праздника известный писатель Кармазинов читал свое сочинение “Merci”, посвященное идеям нигилизма. Степан Тимофеевич страстно защищал от этих самых нигилистов Шекспира и Рафаэля, но не нашел понимания у публики, которая его освистала.

Глава вторая. Окончание праздника

Г-в отправился к Степану Трофимовичу, но тот заперся и никого не принимал. Он написал прощальное письмо к Дарье Шатовой, в котором просил простить за все то плохое, что было связано с его именем. На улице Г – в узнает о том, что Лиза села в карету к Верховенскому, который увез ее к Ставрогину.

Бал у предводителя дворянства в самом разгаре. Уже под утро представили аллегорическую “кадриль литературы”, вызвавшую у всех присутствующих возмущение. В это время сообщили о пожаре в Заречье и убийстве капитана Лебядкина и его сестры.

Губернатор поехал на пожар и в припадке безумия бросился спасать, но на него упала доска, и он от удара свалился без чувств на землю.

Глава третья. Законченный роман

Утром Ставрогин и Лиза, которые провели вместе ночь, объяснились. Ставрогин позвал ее с собой в Швейцарию, но она оказалась, так как Николай женат. Он спросил, зачем же она пришла, и Лиза сказала, что это лишь ее фантазия.

Появился Верховенский и рассказал о пожаре и гибели Лебядкиных, а Ставрогин сознался, что знал о готовящемся убийстве, но не предотвратил.

Лиза в истерике бежит к пепелищу, падает, ее поднимает Маврикий Николаевич, который караулил всю ночь возле дома Ставрогина. Он попросил не прогонять его, они пошли дальше рука об руку и встретили Степана Трофимовича, который навсегда покидал город, чтобы “искать Россию”. Лиза его перекрестила и просила молиться за “бедную Лизу”.

Когда она подошла к месту пожарища, ее узнали как “ставрогинскую”. Все уверены, что убийца Ставрогин, а она с ним заодно. Она получила удары из толпы, упала и потеряла сознание.

Глава четвертая. Последнее решение

В городе потрясены гибелью Лизы и уходом Степана Трофимовича. Его сын собрал свою “пятерку” и убедил, что Шатов готовит на них донос. Он пришел к Кириллову, чтобы припомнить ему договоренность о том, что тот, прежде чем покончить с собой, должен взять на себя чужую кровь. Там он застал Федьку Каторжного. Петр в гневе: как тот посмел здесь появиться.

Федьке удалось сбежать, но Петруша заявил: Каторжный последний раз в жизни пил водку.

Утром становится известно, что Федор найден в семи верстах от города с разбитой головой. Этот факт всех участников пятерки убедил во всемогуществе Верховенского, и его никто больше не смел ослушаться.

Глава пятая. Путешественница

К Шатову приехала жена, бросившая его три года назад. Она попросила временного пристанища, и почти сразу у нее начались роды. После рождения ребенка он решил его усыновить и начать новую трудовую жизнь, но перед этим “развязаться” с прежней.

Вечером вместе с офицером Эркелем он пришел в парк, где его уже поджидала вся “пятерка”.

Глава шестая. Многотрудная ночь

Шатова схватили, Верховенский выстрелил прямо в лоб, после чего к телу привязали два больших камня и бросили в пруд. Верховенский добился, чтобы Кириллов выполнил свое обещание: тот написал записку, где взял вину за убийство на себя, а потом застрелился. Петр собрал вещи и уехал в Петербург, а оттуда за границу.

Глава седьмая. Последнее странствование Степана Трофимовича

Степан Тимофеевич, отправившийся в свое последнее странствие, умер в крестьянской избе. В дороге он познакомился с книгоношей Софьей Михайловной, которой и рассказал о своей жизни, словно бы исповедовавшись.

Она выслушала его участливо, а ночью у него случился припадок. Стараясь его успокоить, она стала читать ему Евангелие, но у него начался и бред, и через несколько дней он умер на руках у Варвары Петровны, приехавшей по зову хозяев.

Глава восьмая. Заключение

Все участники убийства Шатова, кроме Верховенского, были выданы Лямшиным и арестованы.

Его сестра получила письмо-исповедь Ставрогина, который признался: из него “вылилось одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы”.

В письме он звал девушку в Швейцарию, где “записался в граждане кантона Ури”, чтобы остаться там с ней навечно. Даша дала прочесть письмо своей покровительнице, но тут сообщили, что Ставрогин неожиданно объявился в Скворешниках.

Они поспешили туда и обнаружили в мезонине повесившегося Николая.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/besy-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-romana-dostoevskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector