Краткое содержание ерофеев москва — петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

История поэмы

Венедикт Ерофеев, создавший поэму, страдал алкоголизмом, что не мешало ему творить. Как рассказывает писатель, ничто не предвещало увлечения спиртным. Проблема подкралась неожиданно: когда он прогуливался по Москве, возникло желание купить водки — она была выставлена на витрине. В дополнение Венедикт Васильевич приобрёл пачку «Беломора». Выпив один раз, он уже не сумел остановиться.

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

По словам современников, хорошо знавших писателя, он вёл нищенский образ жизни и был практически бездомным.

Но пьянство не было обусловлено одним лишь слабоволием, как это обычно случается у людей, страдающих разного рода зависимостями.

Ерофеев протестовал против общепринятых норм, традиций и устоев, а спиртное стало наиболее подходящим и простым способом выразить свою позицию.

Произведение «Москва — Петушки» задумывалось как автобиографическое, и даже главного героя зовут так же, как автора. Создание поэмы началось в 1969 г., а в 1970 г. произведение было готово. Об издании в СССР в те годы не могло быть и речи. Сначала распространению поэмы способствовал Самиздат.

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Автор не ожидал, что его детище станет популярным.

По его словам, поэма о путешествии алкоголика на небольшое расстояние была написана для нескольких друзей, чтобы в первой части они посмеялись, а во второй — задумались и опечалились.

Во вступлении Ерофеев предупредил, что в главе «Серп и молот — Карачарово» много матерщины, но впоследствии предпочёл убрать из текста почти все нецензурные выражения, так как на него ополчились критики.

Первое издание «Москва — Петушки» вышло в Израиле в 1973 г., а в СССР публикации пришлось ждать до 1980 г. Произведение появилось в журнале «Трезвость и культура», но не целиком: оно подверглось серьёзной цензуре и было опубликовано в урезанной версии. Спустя 10 лет Ерофеев скончался от рака горла.

Примечательно, что сына писателя тоже зовут Венедиктом, и живёт он именно в Петушках.

Образ жизни во многом похож на отцовский, с той разницей, что отпрыск не работает, не занимается творчеством и в целом не имеет источника дохода, кроме переиздания книг Ерофеева.

Журналисты неоднократно спрашивали Венедикта Венедиктовича о том, не жаль ли ему бездарно прожитых лет. Он отвечал так: «Жизнь прошла, как прошла, ну и чёрт с ней».

Схема произведения

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Книга «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева — это одновременно и поэма в прозе, и автобиографическая повесть. По объёму она небольшая, и прочесть весь текст можно за 2,5−3,5 часа. Структура довольно необычна для такого произведения: текст разделён на множество коротких глав, причём длина некоторых не превышает 2−3 абзацев. Это авторский приём, цель которого — показать связь между событиями и отрезками пути.

Действие каждой главы разворачивается в промежутке между двумя соседними остановками. Похожую структуру ранее использовали и другие авторы, в основном те, которых можно причислить к новаторам.

Первые главы, где рассказывается о приключениях Вени до того, как он покинул Москву, тоже небольшие.

Они поделены по такому принципу: каждая миниатюрная часть посвящена событиям, случившимся с героем в определённом месте:

  • на пути к Курскому вокзалу;
  • на площади;
  • в ресторане;
  • по дороге из магазина на электричку.

Краткое содержание

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Проводить анализ произведения «Москва — Петушки» невозможно без ознакомления с сюжетом. Повесть начинается с того, что главный герой направляется к Курскому вокзалу, чтобы посмотреть расписание и сесть на электричку до Петушков, а по дороге вспоминает, как провёл вчерашний день. Его мучает сильное похмелье, но приобрести спиртное негде, потому что магазины ещё закрыты. Венедикт заходит в ресторанчик, где надеется выпить, но получает отказ. Герой упорствует в своём стремлении купить «хересу», и в итоге сотрудники заведения вышвыривают его с чемоданом на улицу.

Путь на Курский вокзал продолжается, и по дороге герою всё же удаётся раздобыть алкоголь. Он идёт к поезду и ведёт мысленную беседу с читателем. В чемодане у любителя выпить лежат 3 бутылки со спиртным, из которых одна уже наполовину выпита. Кроме «Российской» и «Кубанской» водки, персонаж запасся бутербродами, чтобы было чем закусить.

Сначала герой пребывает в плохом настроении, но по мере приближения к электричке понемногу оживляется.

В дороге он разговаривает с ангелами, Богом и непонятными людьми, причём все персонажи — плод воспалённого воображения. По ходу повествования к Вене будут являться и другие сущности, например, Сфинкс.

Добравшись до электрички, Веня выпил, но приободриться ему удалось не сразу, а только у станции Карачарово.

Воспоминания Вени и знакомство с попутчиками

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Ерофеев, с которым можно отождествлять главного героя, разбавляет повествование историями, происходившими в его жизни в разное время. Обо всём он рассказывает с чёрным юмором, в характерной издевательской манере, которая сохраняется на протяжении всей повести. Пример — увольнение с должности бригадира.

На работе бригада Венедикта должна была разматывать барабан с кабелем. Затем провода укладывали под землю.

На самом деле рабочие весь день распивали алкоголь, а «наверх» регулярно отправляли отчёты, из которых следовало, что рабочий процесс идёт своим чередом. Однажды Вениамин решил усовершенствовать досуг рабочих и ввёл систему графиков.

С того дня каждый рабочий должен был отчитываться о количестве выпитого. Бумаги с графиками случайно увидело руководство, после чего Веничку «наконец-то, и попёрли».

От расстройства незадачливый герой решил «плюнуть на каждую ступеньку общественной лестницы». Он предвкушает встречу с подругой, живущей в Петушках. Чтобы развлечь себя в дороге, Веничка пьёт «Кубанскую». Философские монологи продолжаются. Теперь герой рассказывает, как вызвать икоту и отыскать периодичность в её появлении. Веня подходит к исследованию серьёзно, составляя сложные уравнения.

Рассуждения об икоте сменяются рецептами алкогольных напитков. Это не простые коктейли, а «благородные» составленные из парфюмерных средств и других компонентов, не предназначенных для внутреннего употребления. Например, в состав «Ханаанского бальзама» входят такие жидкости:

  • очищенная политура;
  • бархатное пиво;
  • денатурат.

Ещё один загадочный коктейль — «Дух Женевы». По мнению Венички, его следует пить вместо «бальзама», чтобы предотвратить «вызревание тёмных сил». Рецепт благородного напитка, приведённый героем:

  • спиртовой лак — 150 г;
  • пиво «Жигулёвское» — 200 г;
  • средство от потливости ног — 50 г;
  • одеколон «Белая сирень» — 50 г.

Через некоторое время Ерофеев знакомится с соседями по вагону. Среди них тоже есть любители алкоголя, поэтому сразу завязывается непринуждённая беседа.

Веничка рад блеснуть эрудицией и поговорить как о вечном, так и о насущном. Герой увлечённо рассказывал, как свободно он пересекал границы и однажды его представили самой королеве Британии.

На самом интересном месте монолог прервался, потому что в вагон зашли контролёры.

Галлюцинации и забытье

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Семёныч был старшим ревизором, и у него было своё правило. Поскольку до Петушков почти все ехали без билетов, он штрафовал «зайцев», но делал это особым образом. С безбилетников пожилой контролёр взимал таксу — по 1 грамму спиртного за километр. Так, если человек ехал в Усад из Чухлинки, он должен был налить 90 граммов. После этого пассажир мог ехать спокойно, что он обычно и делал, вальяжно раскинувшись на сиденье.

Когда контролёры ушли, Веничка и его попутчики продолжили поглощать спиртное, попутно обсуждая политику, культуру, искусство и другие «высокие материи».

Периодически главный герой впадает в забытье, и во время одного такого эпизода к нему приходит Сфинкс. Это фантастический монстр с «бандитской рожей», зато без хвоста и ног. Герою чудится, что Сфинкс загадывает ему загадки, одна сложнее другой.

Веня отказывается разгадывать эти головоломки, ссылаясь на то, что все они с «поросячьим» подтекстом.

Когда изрядно пьяному герою не удалось ответить ни на один вопрос, чудище потащило его в тамбур, а затем, хохоча, растворилось. Путешественник понемногу пришёл в себя и увидел отдаляющуюся надпись «Покров».

Тогда он понял, что скоро будет станция Петушки. Душа успокоилась, но через несколько мгновений снова забеспокоилась.

Ведь надпись была не с той стороны, где ей положено находиться, когда поезд направляется из Москвы.

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Получалось, что Веня ехал в противоположном направлении и скоро должен был снова оказаться на Курском вокзале. Путешественник заметался, пытаясь вспомнить, где стоял его чемоданчик.

Герой снова впал в беспамятство, ему стали чудиться странные вещи и мерещиться разные люди. Одни кричали на него, другие хватали, третьи били, а четвёртые лезли целоваться.

Одна галлюцинация сменяла другую, и всё это напоминало «пламень», «лёд» и «жаркий туман». Когда Ерофеев пришёл в себя, поезд уже прибыл в Москву.

Возвращение в столицу

Когда состав доехал до Курского вокзала и остановился, Веня долго не мог понять, где он находится, и до последнего надеялся, что в Петушках. Улицы подозрительно расширились, и только когда вдалеке показался Кремль, ситуация прояснилась.

Жить герою оставалось недолго, но он об этом ещё не знал. Его поразило, что Кремль, к которому он столько раз шёл, попадая вместо этого на Курский вокзал, сиял «во всём великолепии» именно теперь, когда не нужен. Блуждать по городу мужчине пришлось недолго — на него напали налётчики. Путешественник спасался бегством, молил Господа и ангелов о помощи, но тщетно.

Догнав пьяного героя в подъезде какого-то дома, молодчики стали его избивать, а затем один из них достал шило с деревянной рукояткой. Пока остальные держали мужчину за руки, главарь вонзил остриё Вене в горло. Перед смертью герой увидел большую букву «Ю» и ощутил такую боль, о которой ранее не подозревал.

Литературная ценность

Жанр произведения «Москва — Петушки» — поэма. Текст сложно охарактеризовать как повесть, потому что в нём нет множества событий.

Также он не подходит под определение романа, поскольку отсутствует большое количество сюжетных линий. В основе повествования — похождения и размышления главного героя, но произведение ценно не этим, а богатством лексики.

Автору удалось передать и переплести несколько уровней языка:

  • социального дна;
  • религии;
  • идеологии;
  • искусства;
  • официальных газет;
  • производства.

В обычной жизни они не пересекаются, и герой, пока остаётся трезвым, придерживается рамок. Но как только Веничка напивается, он получает ключ к свободному выражению мыслей, и тогда в его рассуждениях переплетаются все языковые стили. Научные термины соседствуют с матерщиной, а возвышенная лексика — с просторечными выражениями и канцеляритом.

Знатоки русского языка, истории, культуры, философии и религии найдут в этом произведении немало материала для анализа.

Автор проводит параллели с сюжетами из Библии, обогащает текст образами, характерными для Ренессанса и Средневековья, делает отсылки к классическим литературным произведениям, и это только вершина айсберга.

Недаром после публикации полной версии некоторые цитаты стали афоризмами, например, «и немедленно выпить».

Отзывы

В школьные годы поэму «Москва — Петушки» изучали, но то ли я её не читал, то ли не помню впечатлений. По-настоящему открыл для себя это произведение уже в солидном возрасте. Хорошо понимаю автора, так как сам вырос в советское время. С другой стороны, пить или нет — личный выбор каждого, и не стоит оправдывать алкоголизм убеждениями и принципами.

В школе проходили поэму, но восторгов у меня она не вызвала. Думаю, что особого смысла здесь нет, таких «героев» много в каждом городе и посёлке. Просто рассуждения пьющего человека выдали за интеллектуальный юмор.

Читайте также:  Краткое содержание носов незнайка в солнечном городе за 2 минуты пересказ сюжета

Автор блестяще передал атмосферу советского периода и показал, каким опасным бывает город ночью. Недаром по мотивам поэмы есть множество театральных постановок. На одном спектакле мне даже удалось побывать, но в комментарии всего не расскажешь. Отмечу только, что сюжет произведения достоин большой сцены, а Ерофеев был настоящим гуманистом, а не просто любителем выпить.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/moskva-petushki.html

Урок литературы по теме "В.Ерофеев. "Москва-Петушки"

Герой и действительность

в поэме В.В.Ерофеева «Москва – Петушки».

Цели: 1.Рассмотреть специфику героя поэмы В.В.Ерофеева «Москва – Петушки» через систему устойчивых мотивов, характеризующих окружающую действительность.

2.Выявить связь поэмы с другими произведениями (относительно жанра, отдельных эпизодов).

3.Определить основные черты «новой прозы».

Оборудование:

1. Пакет слайдов.

2. Толковый словарь В.Даля.

3. Поэма «Москва – Петушки».

Домашнее задание к уроку:

  1. Прочитать поэму В.В.Ерофеева «Москва — Петушки».

  2. Индивидуальное задание: чтение стихотворений наизусть (см. конспект урока.)

Ход урока:

1.Орг. момент.

Чтение стихотворений учащимися.

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

  • Шла мимо жизнь, но ни лохмотий,
  • ни ран её, ни пыльных ног
  • не видел я… Как бы в дремоте,
  • как бы сквозь душу звездной ночи,-
  • одно я только видеть мог:
  • её ликующие очи
  • и губы, шепчущие: Бог!
  • не снимешь, не снимешь кино про жизнь
  • про безымянных красавиц, нежных детей,
  • глухих старушек, гордых алкоголиков,
  • неуместных интеллигентов
  • местных и приезжих,
  • на нас тоже смешно смотреть,
  • жизнь вообще
  • нельзя наблюдать со стороны,
  • она неприлична, беззащитна,
  • смотри на звезды в августе и январе,
  • на рощу в мае и в марте,
  • они величественны,
  • все остальное так мелко,
  • но так любимо.

2.Вступительная часть.

— Жизнь. Она находит отражение в произведениях, которые

увековечивают окружающую нас действительность. Всё меняется, меняется и литература.

Каждый век привносит свои понятия и термины, свои вехи.

Говоря о тех явлениях, которые происходят в современной литературе, о тех произведениях, которые обратили на себя внимание читателей и критиков своей необычностью, один из филологов дал определение литературе: « Другая проза» (С.Чуприн). А второй добавил: «Плохая проза» (Д.Урнов). Попробуем сопоставить эти характеристики.

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

— Что означает определение «другая»? ( Не похожая, отличающаяся.)

— Что значит слово «плохая»? ( Негативная, с отрицательным значением.)

— Перед нами явление спорное. Оно не получило однозначной оценки у критиков и читателей, оно даже не имеет устоявшегося названия: «Другая проза», «Плохая проза», «Андеграунд», «Вторая литературная действительность», «Новая волна», «Постмодернизм» и другие.

У писателей «новой волны» совершенно иной взгляд на мир, на человека, на литературу. Уже нет того прекрасного гармоничного мира, который рисовался в великих романах 19 века. Человек стремится понять, что происходит – крушение мира или рождение.

Что-то изменилось: и в мире, и в самом человеке.

— Что? Какова действительность, в которой оказался человек? Каково его мироощущение? Какова в целом картина жизни человека второй половины 20, недавно ушедшего столетия? Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к творчеству Венедикта Васильевича Ерофеева, художника слова, чье имя стоит одним из первых в ряду писателей «новой прозы». В центре нашего внимания будет его поэма «Москва — Петушки».

— Запишите тему урока.

Герой и действительность в поэме В.В.Ерофеева «Москва – Петушки».

3.Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя.

— Венедикт Васильевич Ерофеев родился в 1834 году в посёлке Чупа в Карелии, за полярным кругом.

Как почти у всех детей того поколения, детство Ерофеева не было безоблачным: война, голод, эвакуация… После войны его отца, простого железнодорожника, посадили на пять лет за «антисоветскую агитацию» (рассказанный анекдот).

Мать выгнали с работы, кормить пятерых детей стало нечем, и младшие оказались в детском доме в городе Кировске Мурманской области. Здесь Веня Ерофеев провел несколько лет.

Рано проявилась его независимость. Ещё первоклассником он отказался вступить в октябрята, заявив учительнице, что не хочет быть как все. В октябрята его все-таки записали, но вот жизнь сложилась действительно не как у всех.

Школу Ерофеев закончил с золотой медалью и в 1955 году поступил на филологический факультет Московского университета.

— Что изучает филология? ( Литературу, язык.)

— Начал он весьма успешно, но уже через полтора года его отчислили за пропуски занятий и экзаменов ( особенно тяготила его военная подготовка ).

В 60-х годах Ерофеев учился на филологических факультетах пединститутов во Владимире, Орехово-Зуево, Коломне, но и там долго не задерживался: учеба и алкоголизм не совместимы. С тех пор приходилось работать много.

Он был грузчиком в магазине, подсобником каменщика, дежурным отделения милиции, приёмщиком винной посуды, библиотекарем, заведующим цементным складом на строительстве шоссе Москва – Пекин. Венедикт Ерофеев жил в царстве текстов, отлично знал русскую поэзию, музыку.

Вплоть до 1974 года он не имел прописки, а значит, официально не существовал для государства.

— Все литературное наследие, оставленное В.Ерофеевым, поместилось в один небольшой том. Что-то потеряно, что-то сознательно уничтожено, остались лишь одно эссе, одна трагедия, случайные записи да одна поэма в прозе, которая принесла писателю большую известность. Это поэма «Москва – Петушки», написанная в 1969 г. В этом году эта книга – юбиляр. Ей 35 лет.

Сначала она появилась в самиздате, а впервые опубликована была в 1973 г. в Израиле, потом в 1977 г. в Париже. После этого началось её триумфальное шествие по миру. Поэму перевели на двадцать языков. Но в России это произведение было впервые напечатано лишь в 1988 году, через 19 лет после написания.

— Как вы думаете, почему поэма была опубликована лишь спустя почти 2 десятка лет после её написания?

( В 70-е годы нельзя было печатать всё, что хотелось.)

— После публикации поэмы Ерофеев стал «разрешенным» писателем. Редакторы солидных изданий уговаривают написать ещё чего-нибудь. Журналисты осаждают просьбами об интервью. Из-за границы шлют приглашения… Но сам Ерофеев был уже смертельно болен. У него рак горла и потеря голоса.

Во время празднования 60-летия со дня рождения писателя, на площади Курского вокзала был установлен временный памятник Венедикту Ерофееву. Вот он – писатель, столь нашумевший в современной литературе.

4.Основная часть.

— Кто-то из приятелей Ерофеева так определил содержание

поэмы: «Пьяница едет в электричке». Но это лишь внешняя сторона,

некая маска. Попробуем заглянуть в глубь поэмы. Что же таит в себе

  1. лирический монолог, непринужденная беседа с читателем?
  2. Композиция.
  3. — Какова композиции произведения?
  4. ( В нем 36 глав.)
  5. — Что вы можете сказать о названии глав?
  6. ( Они названы так же, как станции, по которым следовал герой поэмы.)
  7. — Вспомните, какое произведение 18 века имеет подобное построение?

( «Путешествие…» А.Н.Радищева.)

  • — Как зовут героя поэмы, который отправился в путешествие?
  • ( Веничка Ерофеев.)
  • — Что вы можете сказать об имени героя?
  • ( Оно совпадает с именем автора.)
  • — Как вы думаете, почему автор называет героя своим именем?

( Герой во время своего разговора передает мысли автора, его чувства. Герой – рупор автора. )

— Я рекомендовала вам обратиться к «Толковому словарю Владимира Ивановича Даля» и попытаться «расшифровать» фамилию Венички. Что вы нашли?

( Ерофейка – хмельное вино…)

— Что это значит? ( Герой любил выпить, и фамилия его указывает на это.)

— Писатель, наверняка, нося свою фамилию с рождения, знал её значение, а коли его герой – любитель спиртного, то ему эта фамилия тем более подходит.

-Но! И сын писателя имел такое же имя и фамилию. Он тоже Венедикт Ерофеев. Здесь даже «тройное зеркало»: писатель, его герой, сын писателя.

  1. — Проявляется ли как-то ещё в поэме мотив «зеркал»?
  2. (Дед и внук Митричи.
  3. Он и она с усами в жакетке.)
  4. — Вспомните, где была написана поэма «Москва – Петушки»?
  5. ( На кабельных работах.)
  6. — Проведите параллель с содержанием текста.
  7. ( Герой работал бригадиром на кабельных работах.)
  8. — Что вы можете сказать о герое?
  9. ( Разносторонне развитый человек.
  10. * много читает
  11. * знает географию, историю
  12. * разбирается в искусстве (живопись, скульптура, театр )
  13. — Что можно сказать о характере героя?
  14. (жалостливый, любящий, щедрый…)

— Давайте проведем параллель между героем и автором. Что общего?

( *Творческие люди.

*Эрудированные.

*Писатели. Докажите, что герой писатель.

  • *Любили выпить.
  • *Жизнь героя наполнена эпизодами из жизни автора.)
  • — Где живет Веня?
  • ( В центре Москвы.)

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

— Обратимся к тексту. Какой видится столица герою?

  1. ( Примеры из текста.)
  2. — Как чувствует себя герой в этом городе?
  3. ( Он устал, ему хочется туда, где тишина и покой.)
  4. — О чем мечтает Веничка?

(О счастье в Петушках. Хочет быть с любимой в Петушках.)

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

( Примеры из текста.)

— У вас на столах карточки. Разделимся на 2 группы.

Первая — у вас изображение Москвы — запишет определения, понятия, характеризующие столицу. Вторая — подберет слова, характеризующие Петушки. ( 1 мин.)

— Итак, Москва. Какие определения, понятия вы записали?

( Суета, ад, бездушие, жестокость…)

— Петушки. Какие они? (Свет, рай, Эдем, утопия, счастье, умиротворение, покой, радость, желание…)

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

— К какой действительности стремится герой?

( К Петушкам.)

— Но он не достигает этой действительности. Подумаем, почему?

— Какое расстояние от Москвы до Петушков?

( 120 км.)

— Могут ли на таком, не совсем большом, расстоянии граничить свет и тьма, добро и зло, рай и ад? Может ли быть тот резкий контраст, который мы только что определили?

  • ( Нет.)
  • — А давайте обратимся к названию поэмы: «Москва – Петушки».
  • — Что означают слова в названии произведения?

( 1.Начальный и конечный пункты путешествия героя.

2.Противопоставление: Москва и Петушки. )

— Где оказался герой в конце путешествия?

( В Москве. А точнее? В подъезде, откуда и вышел.)

— Круг замкнулся. Почему автор отправил своего героя в начальную точку?

( Этим он хотел показать безысходность положения, безвыходную ситуацию: человеку трудно выбраться из круга забот, суеты…)

— Как ещё проявляется мотив круга в поэме?

( Каждую пятницу герой едет в Петушки. Недели – это тоже круги.

— Сколько таких кругов получилось в жизни Вени? ( 13)

— Что означает число 13? ( Несчастье.)

  1. Герой оказывается на Садовом кольце.
  2. Веня хотел увидеть Кремль, но ходил все вокруг него.)
  3. — Какое значение «круга» самое значимое?
  4. ( безысходность, безвыходность, замкнутость положения.)

! — Но обратимся к последней главе. Расскажите, что случилось с Веничкой?

  • ( Пересказ.)
  • — Какое ощущение вызывает финальная сцена?
  • ( Трагическое, чувствуется жестокость, вызывает жалость, сожаление.)

— Попытаемся сопоставить финал поэмы с Библией. В Ин. 19:23 сказано: « Воины же, когда распяли Иисуса Христа, взяли его одежды и разделили на четыре части, каждому воину по части…».

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

— Соотнесите эти библейские строки с поэмой.

( Убийц Иисуса было 4, Веничку тоже убивали 4 человека.)

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

  1. ( Распятие Иисуса и гибель Вени были в пятницу.)
  2. — Где происходило распятие Иисуса?
  3. ( На Лобном месте.)

— Что такое «Лобное место»? Обратимся к словарю.

  • ( Место, где совершались казни.)
  • — Где находился дом, в подъезде которого убили Веничку?
  • ( Около памятника Минину и Пожарскому.)
Читайте также:  Краткое содержание басни крылова квартет за 2 минуты пересказ сюжета

— Вот это место. Если встанете слева от памятника, то вы увидите возвышение, которое и сейчас в Москве называется Лобным местом.

— Что вы знаете о смерти Иисуса?

( Он умер за народ, за его грехи. Он хотел, чтобы мы жили хорошо. Иисус указал путь к вере, к миру и всеобщей любви.)

— А почему Ерофеев для своего героя выбрал такую смерть, похожую на распятие Иисуса?

( Веничка своей смертью искупил грехи злого народа, который его окружал, дал возможность человеческой душе возродиться. Он хотел людям только добра. Верил, что завтра будет лучше, чем сегодня.)

  1. — Вспомните, что герой говорит о завтрашнем дне?
  2. ( Завтра будет счастливое.)
  3. — А кому жить завтра?
  4. ( Нам.)
  5. — К чему призывает автор?
  6. ( Быть добрее…)

— Да, мир жесток. Но нам уже сегодня нужно думать о завтрашнем дне. Ведь в силах каждому из нас сделать друг другу приятное, поддержать в трудную минуту, быть просто добрее. А если будем добрее мы, то и окружающая нас действительность наполниться светом и теплом, как в Петушках, о которых так мечтал Веничка.

5. Заключительная часть.

— Рассматривая поэму В.Ерофеева, мы обращались и к другим книгам. Действительно, общие темы, мотивы, эпизоды встречаются у разных писателей. Отголосок, отражение чьего-либо творчества в произведениях писателей называется реминисценцией. Это новое для вас понятие. Продолжая изучать литературу, мы ещё не раз обратимся к этому

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

приему. А сейчас вспомним стихотворение А.Блока, которое читали в начале урока. Оно есть у вас на листочках. Сопоставим текст стихотворения с содержанием поэмы В.Ерофеева. Что общего вы увидели?

( — Работаем построчно, четверостишиями или находим отдельные слова, которые помогут найти общее. Ищем реминисценцию.)

  • Когда я прозревал впервые,
  • Навстречу жаждущей мечте
  • Лучи метнулись заревые
  • И трубный ангел в высоте.
  • Но торжества не выносила
  • Пустынной жизни суета,
  • Беззубым смехом исказила
  • Все, чем жива была мечта.
  • Замолкли ангельские трубы,
  • Немотствует дневная ночь.
  • Верни мне, жизнь, хоть смех беззубый,
  • Чтоб в тишине не изнемочь!

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки за 2 минуты пересказ сюжета

— Жизнь. Она действительно стремительна. Но какой бы она ни была, со всеми её взлетами и падениями, человеческими радостями и скорбями она наша, жизнь, которой мы должны дорожить и стараться сделать её лучше. А может кто–то из вас, однажды взяв в руки лист бумаги и ручку, опишет свою, а пока ещё будущую реальность, но хочется верить, что она будет чище, светлее, лучше.

— Так что же таит в себе лирический монолог героя поэмы «Москва – Петушки». В чем смысл непринужденной беседы с читателем?

( В монологе героя раскрывается наша действительность. В поэме скрыт призыв к будущему поколению, к нам, чтобы мы были добрее, чтобы наше завтра, как говорил, герой, было светлым.)

— Одна из главных заповедей Бога – «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Пусть она будут путеводной звездой каждого из нас.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-po-teme-verofeev-moskvapetushki-1410136.html

Анализ поэмы Ерофеева «Москва — Петушки» | Литерагуру

Поэма Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва — Петушки», написанная в 1969-1970х годах, с первого взгляда может показаться произведением странным и совершенно непонятным, даже грязным.

В процессе чтения в глаза бросаются непомерное стремление главного героя напиться любым доступным способом и одновременно его абсолютно парадоксальная и неоспоримая эрудиция.

Таким образом, книга состоит из пересечений «высокого» и «низкого» начал, и в этой неоднозначности можно усмотреть попытку постичь многогранность человеческой личности.

История создания

Венедикт Ерофеев, как и другие постмодернисты, стремился  создать нечто особое и из ряда вон выходящее. Свои творческие амбиции он воплотил в поэме «Москва-Петушки».

Писатель с самых ранних лет стремился выделиться из серой массы, что отразилось как на его книгах, так и на жизненной позиции.

Моментально распространившаяся в самиздате, а затем в кратком виде опубликованная в журнале «Трезвость и культура», поэма полностью была официально напечатана в России спустя восемнадцать лет.

Что же такого крамольного написал автор? В его произведении бдительные цензоры усмотрели опасность, сравнимую с эффектом радищевского «Путешесвия» в царской России. Слишком много видел из окна своей электрички пьяный и честный герой Ерофеева, чересчур остро передается атмосфера безысходности обреченной на гибель страны.

В чем суть произведения?

В основе произведения лежит история подмосковных скитаний Венички – интеллигентного человека средних лет, злоупотребляющего спиртным. Он сначала собирался, а потом добирался из Москвы в Петушки на пригородной электричке навстречу свой возлюбленной. Собственно, главной является непосредственно сама поездка, главы делятся по станциям и местам пребывания героя.

На протяжении всего повествования он выпивает все спиртное, что попадается на его пути. Немыслимые коктейли вдохновляют его на откровения. Он ведет беседы со случайными спутниками, а когда остается 1 станция до Петушков, Веничка засыпает и просыпается уже на пути в обратно в Москву. Там  его начинают преследовать «четверо», которые и подводят героя к трагичному финалу.

Особенности книги

Поэма стала культовой не только для своего времени, но и остается таковой до сих пор. Что же стало причиной тому, что подобное неоднозначное произведение стало таким важным пластом литературы 20го века? Я считаю, что именно эта неоднозначность.

Если начать копать глубже, читатель обнаруживает широчайший, глубочайший и разнообразнейший мир аллюзий, ссылок, цитат и интерпретаций. Цитирование составляет основу всего произведения. За эрудицией Венички скрывается истинная эрудиция Ерофеева, охватить которую сложно даже мысленно.

Жанр и композиция

Относить произведение к постмодернизму дают повод не только интертекстуальность, цитирование, но и жанровые особенности.

Разделение глав по станциям на пути Венечки (отданная дань радищевскому «Путешествию из Петербурга в Москву») позволяет провести параллель с жанром сентиментального путешествия, однако у Ерофеева пространство не имеет никаких реальных черт, оно выражается исключительно миром внутри самого героя и ограничивается вагонами и тамбуром электрички с ее пассажирами. Окружающий мир можно рассмотреть разве что мельком, пока Веничка находится в Москве.

Но характеристика главного героя отметает возможность отнесения поэмы к постмодернизму. Беспробудное пьянство сперва-наперво, лично у меня, пробуждает отвращение к самой сущности этого занятия.

Какова же роль алкоголя в поэме Москва-Петушки? Можно предположить, что Венечка переживает «горе от ума», или, иначе говоря, пытается таким образом сбежать от тщетности бытия, притупить чувство безысходности, к которому многие глубокомысленные личности склонны.

Страдания его души очевидны, а внутренний диалогизированный монолог подталкивает к выводу о том, что тут также имеет место жанр исповеди.

В чем проблема героя?

Как сказал Вячеслав Курицын, герой-рассказчик никому и ничему не принадлежит, является нематериальной духовной субстанцией, которая играет какую-то конкретную роль только в условиях «социального дна».

  Для автора и рассказчика существование большинства сограждан немногим отличаются от мира внутри поезда, идущего в Петушки. Это наталкивает Веничку на единственное желание – сбежать.  Жизнь его не устраивает, люди с их принципами – тоже.

Подтверждается это тем, например, как много он по их поводу иронизирует.

Публика посмотрела на меня почти безучастно, круглыми и как будто ничем не занятыми глазами… Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые.

Но бежать оказывается некуда, кроме как в себя или в соблазнительную бессознательность пьянства. На эту тему можно много философствовать, а бегство от действительности посредством алкоголизма можно приравнять к позиции экзистенциалиста Альберта Камю, который полагал, что единственным выходом из тщетности бытия является суицид или смирение.

В чем смысл поэмы?

Герой находит еще один путь – путь через грехи и страдания к Богу. Многочисленные отсылки к Евангелию, как эпизодические, так и фабульные (например, ангелы, мотив воскрешения, четверо палачей в конце), доказывают, что именно такой путь в глазах Венички является единственно верным. Он настаивает на этом, несмотря на собственный образ жизни.

Путь в Петушки можно интерпретировать как путь в Эдем, так как Веничка место это идеализирует, оно выглядит для нас местом утопическим, почти нереальным. Но, несмотря на его стремление, от Петушков он только удаляется, в один момент мир «переворачивается» (возможная аллюзия на Данте), и он вновь едет в Москву.

То есть, при всем своем стремлении добраться до конечного пункта и обретения столь желанного покоя, он вновь оказывается в Москве, где его поджидают четверо палачей (возможно, отсылка к палачам Христа), которые  убивают его, «пригвоздив к полу». Последнее распятие нового Христа не заканчивается воскрешением.

  Герой принимает смерть человека, искавшего Бога, но не нашедшего его. Искал ли он вокруг себя или же только внутри?

В произведении имеет место явление «карнавала» по Бахтину, которое подразумевает наличие двух «миров»: второй мир – ненастоящий – является пародией на первый – реальный – но пародия не насмехающаяся, а возрождающая.

В поэме два мира – внешний и внутренний – находятся в постоянном взаимодействии, крутятся, совмещаются и переворачиваются. Причем «переворот» миров происходит не только на уровне личности, но и в буквальном смысле, когда поезд, неожиданно для героя, меняет направление на противоположное.

«Карнавально перевернутые» ценности Венички претерпели фиаско, его мир вновь начал переворачиваться, все стало возвращаться на свои места.

В поэме «Москва – Петушки» «низкое» и «высокое» взаимодействуют, сливаются, создают новое смысловое единство. Одно нисходит до другого, второе возвышается. На таких контрастах построено большинство интересных эпизодов (например, описание «белобрысой дьяволицы», исследование икоты).

Крылатые выражения

Свой текст Венедикт Ерофеев не только насыщает многочисленными средствами выражения, цитатами и отсылками, но и сам текст в последствие читатели буквально разобрали на цитаты, которые уже можно назвать крылатыми фразами. Автор иронизирует, страдает и смеется над собственными страданиями. В результате у него родились ироничные и забавные, но печальные высказывания, которые вызывают полную мучительной боли улыбку.

«Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй», — говорит рассказчик. Здесь можно рассмотреть один из наглядных примеров того, как посредством иронии Ерофеев доносит до читателя какую-то серьезную жизненную истину.

С другой стороны есть цитаты, которые, казалось бы, выглядят поучительно, но на деле не имеют никакого подтекста, однако читателям они тоже по-своему запоминаются. «Пить просто водку, даже из горлышка — в этом нет ничего кроме томления духа и суеты».

Значение произведения

Поэма «вышла за пределы» советской литературы того времени, взорвала ее своим новаторским подходом к формированию и комбинированию текста. «Мир внутри мира», каковым является для меня это произведение, сложно представить с первого раза.

Различные уровни понимания «Москва – Петушки» можно использовать в качестве мерила собственной глубокомысленности и эрудиции. Я вижу перед собой книгу, вижу слова, но осознание того, что за ними реально скрывается целый мир подтекстов, и его можно расшифровать, не дает мне покоя.

Читайте также:  Краткое содержание платонов маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Это похоже на уходящий куда-то внутрь цветастый туннель, колодец, который блестит и переливается. По нему можно пройти, но никогда нельзя узнать, что же на самом дне.

Марина Скоблина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-poemy-erofeeva-moskva-petushki/

О чем поэма москва – петушки?

Литературоведы пишут множество научных трудов об этом произведении, подвергая его анализу и находя в нем все более глубокие пласты смысла. Поэма переведена на множество языков, по ней поставлены десятки спектаклей. Поэме даже установлен памятник! Но к сожалению, большинство людей считает, что «Москва – Петушки» – это такая забавная история про то, как мужик бухает в электричке.

История

Автор поэмы «Москва–Петушки» Венедикт Ерофеев сам очень много пил. Как он сам рассказывал, его алкоголизм наступил мгновенно. Во время прогулки по Москве он вдруг увидел на витрине магазина водку. Зашел, купил «четвертинку» и пачку «Беломорканала». Выпил и больше не останавливался.

Как следствие, Ерофеев жил в нищете и был чуть ли не бомжом. Но современники, хорошие знакомые писателя, уверяют, что это не было следствием слабости или болезненного алкоголизма. Пьянство Ерофеева не было самоцелью. Это был сознательно выбранный путь в жизни – протест общественным устоям.

Это отражено и в поэме «Москва–Петушки». Не случайно главного героя произведения тоже зовут Веничка. Произведение во многом автобиографическое. Поэма писалась в 1969-1970-х годах. Естественно, в Советском Союзе долгое время не издавалась и распространялась посредством Самиздата. Впервые была напечатана в 1973 году в Израиле. В СССР официально была впервые опубликована лишь в конце 80-х в очень урезанном виде в журнале «Трезвость и культура».

В 1990 году Венедикт Ерофеев умер от рака горла. Его сын – тоже Венедикт – живет в Петушках. Нигде не работает, ничего не умеет, кормится с переизданий книг покойного родителя. На вопрос, не жалеет ли, что так бездарно прожег свою жизнь, цитирует отца: «Жизнь прошла, как прошла, и х… с ней».

Сюжет

Веня Ерофеев едет в электричке из Москвы в Петушки к любовнице и ребенку. В пути он много пьет, разговаривает с другими алкоголиками на различные философские темы и размышляет. Периодически он видит галлюцинации. Петушки в его монологах представляются неким райским утопическим местом.

Ему не терпится туда попасть: «Петушки — это место, где не умолкают птицы ни днем ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех — может, он и был — там никого не тяготит.

Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен…» Вдруг Веничка обнаруживает, что едет не из Москвы в Петушки, а из Петушков в Москву: пока он был мертвецки пьян, поезд развернулся и поехал обратно. Когда Веня возвращается в Москву, за ним бросаются в погоню четверо неизвестных.

Они догоняют его и закалывают шилом в горло. Поэма заканчивается следующими словами:

«С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду».

Композиция

Поэма начинается в неизвестном подъезде, где с похмелья просыпается Веничка. Он идет на Курский вокзал, покупает алкоголь, и отправляется на поезде в Петушки. Сюжет отмеряется станциями, которые проезжает главный герой. Это отражено в названиях глав: «Реутово – Никольское», «Никольское – Салтыковская», «Салтыковская – Кучино» и т. д.

Наибольшую известность получила глава «Серп и молот – Карачарово». Она состоит лишь из обрывка фразы: «И немедленно выпил…» В предисловии ко второму изданию Венедикт Ерофеев объясняет это так: «Первое издание «Москва — Петушки», благо было в одном экземпляре, быстро разошлось.

Я получил с тех пор много нареканий за главу «Серп и молот — Карачарово», и совершенно напрасно.

Во вступлении к первому изданию я предупреждал всех девушек, что главу «Серп и молот — Карачарово» следует пропустить, не читая, поскольку за фразой «и немедленно выпил» следует полторы страницы чистейшего мата, что во всей этой главе нет ни единого цензурного слова, за исключением фразы «и немедленно выпил».

Добросовестным уведомлением этим я добился того, что все читатели, особенно девушки, сразу хватались за главу «Серп и молот — Карачарово», даже не читая предыдущих глав, даже не прочитав фразы «и немедленно выпил». По этой причине я счёл необходимым во втором издании выкинуть из главы «Серп и молот — Карачарово» всю бывшую там матерщину.

Так будет лучше, потому что, во-первых, меня станут читать подряд, а во-вторых, не будут оскорблены».

Еще одна примечательная глава – «Электроугли – 43-й километр». В ней автор отступает от своей манеры повествования и дает рецепты совершенно безумных коктейлей, в которые входят преимущественно одеколоны, лосьоны и разного рода технические жидкости.

О чем произведение?

Несмотря на то, что произведение «Москва–Петушки» написано в прозе, оно называется поэмой. И это неспроста. Это не роман, поскольку «Москва–Петушки» – не жизнеописание человека. Это именно поэма и текст является именно поэтическим. Следить при чтении этой поэмы важнее не за похождениями Венички, а за изменениями языка, которым написано произведение.

В этом кроется самое интересное! В поэме отражены некоторые «уровни» русского языка, которыми пользовались в то время (да и сейчас): *Язык идеологии
*Язык официозных газет
*Язык производства
*Язык религии
*Язык искусства
*Язык социального дна

И каждый из этих «уровней» – это некие рамки, за которые в обыденной жизни ни в коем случае нельзя выходить.

Ерофеев же как бы говорит, что он не укладывается в эти рамки. Он бесконечен!

Главный герой, стараясь придерживаться определенного «уровня» языка, напиваясь, выходит за эти рамки. Алкоголь – лишь некое средство, ключ к свободе. Он раскрепощает лирического героя, и Веничка скачет с одного «уровня» на другой. Поэтому в тексте поэмы в одном абзаце могут быть употреблены строгие политические термины, возвышенная лексика искусства и рядом с ними – гадкие матерки: «Как бы то ни было — меня поперли. Меня, вдумчивого принца-аналитика, любовно перебиравшего души своих людей, меня — снизу — сочли штрейкбрехером и коллаборационистом, а сверху — лоботрясом с неуравновешенной психикой. Низы не хотели меня видеть, а верхи не могли без смеха обо мне говорить. «Верхи не могли, а низы не хотели». Что это предвещает, знатоки истинной философии истории? Совершенно верно: в ближайший же аванс меня будут п..дить по законам добра и красоты, а ближайший аванс — послезавтра, а значит, послезавтра меня измудохают».

И это даже не вершина айсберга, а его самая макушечка. В поэме «Москва–Петушки» для филологов заложен неиссякаемый материал для анализа. Здесь и параллели с библейским сюжетом, и отсылки к классической литературе, и мотивы карнавальной культуры Средневековья и Ренессанса, и много-много чего помимо этого.

Если вы уже читали «Москва–Петушки», настоятельно рекомендуем прочитать еще раз. С каждым новым прочтением поэма будет открываться для вас с новой стороны. И вы, наконец, увидите, что забавные байки про алкашей – лишь тонкий слой пыли на толще глубокого смысла произведения.

Источник:

Ссылки по теме:

Источник: https://fishki.net/1892643-o-chem-pojema-moskva—petushki.html

Краткое содержание «Москва петушки» Венедикта Ерофеева

  • Москва-Петушки – это псевдо-автобиографическая, комедийная поэма русского сатирика, драматурга, литературного критика Венедикта Ерофеева.
  • Суровые будни
  • Оно было опубликовано в Советском Союзе только в 1989 году, в несколько сокращенном виде, за год до смерти автора по причине того, что он заболел раком горла, и имело весьма большой успех у читателя.
  • Прежде всего, это стихотворение в прозе, так что имеет определенный ритм и темп.

История рассказывает о жизни злоупотребляющего алкоголем интеллигента Вени (или Венички). Он измеряет все в граммах и их предзнаменовании, оплакивая часы, которые будут предшествовать тому моменту, когда утром откроются винные магазины.

Это поэма о том, как он путешествует пригородным поездом из Москвы в Петушки (небольшой районный центр в 125 км от Москвы, отличающийся описываемыми рассказчиком почти утопическими условиями жизни, в котором он навестит свою красивую любимую и своего трёхлетнего ребенка). Его визиты в эти районы Подмосковья повторяются регулярно, каждую пятницу. Гостинцем для любимых всегда служит пакет конфет.

В начале стихотворения в прозе, он только что был уволен со своей должности бригадира из организации, специализирующейся проведением телефонных коммуникаций.

Причиной этому послужило количество алкоголя, употребляемое им и его коллегами в течение долгого времени.

Веня особо очевидно продемонстрировал всю плачевность своего положения, когда решил, что никто из его бригады не будет прикасаться к телефонному кабелю, зато успехи всех в опустошении бутылок спиртного будут с завидной скрупулезностью отражаться в созданных Веней диаграммах. Последние умудрились попасть в область внимания начальства.

Тяжелые времена

Произведение начинается с того, что герой просыпается на рассвете в коридоре где-то в Москве, после того, как ночью потерял сознание от чрезмерной дозы алкоголя, что помешало ему сесть на поезд до города Петушки на Курском вокзале. Веничка тратит последние деньги на спиртное и продукты питания для путешествия.

Во время пребывания в поезде, он участвует в длительных беседах со своими попутчиками об истории, философии и политике, и обсуждает жизнь в Советском Союзе с ними при распитии нескольких бутылок алкоголя. Веня обсуждает широкий круг вопросов: от религии до литературы и рецептов создания различных алкогольных напитков (от туалетной воды до других продуктов, которые содержат алкоголь).

По мере развития сюжета поэмы, она становится все более и более сюрреалистической, галлюциногенной и мрачной, когда Ерофеев рисует картину приступа безумия, одолевшего Веню.

Это приводит к тому, что Веня надолго засыпает, а когда просыпается, оказывается, что за время сна он уже успел вернуться на поезде обратно в Москву.

Тем не менее, пьяный, наполовину в сознании, измученный фантастическими видениями, он бесцельно блуждает улицами ночного города. На его пути встречается банда хулиганов.

От безделья они нападают на него, избивают, Веня пытается бежать, но, настигнув его, они его убивают.

Неоднозначность

Окончание поэмы выполнено в довольно страшной и в то же время отрезвляющей манере.

Москва-Петушки является отражением взгляда на связь между зависимостью и безумием с чувством отчаяния, сродни повести Федора Михайловича Достоевского «Записки из подполья». Физическое и психическое рабство личности, злоупотребляющей алкоголем, в данном случае, автор представляет читателю в манере, насушенной чувством юмора и игрой слов, хотя это не смягчает черноты и ужаса зависимости.

Некоторые считают, что это творение принадлежит к числу саркастических обзоров советской жизни в конце 60-х.

Другие склонны думать, что это крик автора о помощи, крик призывающий совершить изменения в системе и в повседневной жизни. Эта история не может быть легко классифицирована.

Благодать, с которой он переплетает слова в наиболее элегантный и ненавязчивый юмор, удивительна и увлекательна.

Она и веселая, и трагическая, и освещающая суровые реалии того времени, и разрушительная в своём вынесении на всеобщее обозрение худших сторон жизни людей советского поколения.

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-moskva-petushki-venedikta-erofeeva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector