Краткое содержание герцен кто виноват? за 2 минуты пересказ сюжета

Главная › Краткое содержание

Произведение классика состоит из двух частей и представляет собой один из первых русских романов социально-психологической тематики.

Военный в отставке Алексей Абрамович Негров, квартирующий ныне в деревенской усадьбе, приглашает молодого педагога Дмитрия Круциферского для занятий со своим сыном. В поместье помимо богатого помещика проживают его жена, Глафира Львовна, дети Миша и Лиза, а также внебрачная дочь Негрова Любонька, рожденная от крепостной.

Выпускник московского университета, сын честных, но бедных родителей, Круциферский тяготится образом жизни семьи Негровых, ведущих прозябающую жизнь, необразованных грубых людей. Он сближается с дочкой Негрова Любонькой, которая несмотря на тяжелую обстановку в семье, выросла одаренной славной девушкой.

В сердце юноши вспыхивает чувство, и он решается рассказать о нем возлюбленной в письме. Но по стечению обстоятельств письмо попадает в руки к мачехе Любоньки, которая тайно вожделеет юного учителя. Разгневанная Глафира Львовна открывает содержание письма мужу.

Негров решает отдать нежеланную дочь замуж за преподавателя и избавиться от нее навсегда. Молодые супруги начинают семейную жизнь в губернском городке и через несколько лет них рождается долгожданный сын. Жизнь влюбленных протекает тихо и счастливо.

Круциферский преподает в гимназии городка, Люба занимается воспитанием сына и дружит семья лишь с местным доктором Круповым.

Однажды в городок приезжает успешный барин Владимир Бельтов, давно не бывший на родине и решивший поучаствовать в губернских выборах. Доктор Крупов представляет Бельтова семье Круциферских, которые с радостью принимают разностороннего и образованного человека в круг своей семьи.

Общение Бельтова с Любонькой, ставшей красивой и умной молодой женщиной, перерастает в страстное чувство. Девушка осознает, что не в силах бросить мужа ради новой любви и разрывается между мужчинами. Круциферский догадывается, что его семейная лодка трещит по швам, но сделать ничего он не в силах.

Поэтому находит утешение в алкоголе. Доктор Крупов, ставший невольным свидетелем разразившейся трагедии, просит Бельтова покинуть городок и расстаться с Любой. Бельтов несмотря на охватившие его чувства внимает совету доктора и покидает Россию. Однако это не спасает семью Круциферских от трагического финала.

Любонька сохнет по любимому мужчине, а отец семейства спивается, упиваясь своим горем.

Автор романа ставит перед своими читателями извечный вопрос о том, кто виноват в произошедшей драме, возможно ли с помощью силы любви преодолеть косноязычные взгляды общества и преодолеть внутреннюю человеческую слабость.

Читать краткое содержание Герцен – Кто виноват?. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Герцен – Кто виноват?

Краткое содержание Герцен Кто виноват? за 2 минуты пересказ сюжета

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Однажды бедняку Эвклиону невероятно повезло, он обнаружил горшок, набитый золотом. Ошалевший от счастья и не зная, что делать с находкой, решил Эвклион спрятать ценности.

Однажды зимой в глухой тайге приключилась одна история. На сани с людьми напала стая разъяренных волков. Один из господ, князь Гордов, ехавший к другу, после гибели жены и везущий с собой свою маленькую дочь принимает решение любой ценой спасти

Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы

В подмосковной деревушке вместе с матерью жил Василий Куролесов. Решили они как-то раз приобрести для своего хозяйства несколько молоденьких свиней и поехали за поросятами на базар

Начало 20-х годов 20 века. В России идёт гражданская война. В кубанских степях от белоказаков спасается множество людей.

Кто виноват? – краткое содержание романа Герцена

Свою книгу Кто виноват? Герцен написал, будучи в ссылке по довольно странному обвинению. В целом, его просто отправили подальше от столицы как опасного для самодержавия элемента.

От его книги многие ожидали чего-то невероятного, как минимум, точного описания причин парадоксальной ситуации в России, тем не менее, роман стал не таким грандиозным как мог бы, но в каком-то смысле он продолжает историю того российского героя-мыслителя, который является Чацким-Онегиным-Печориным и многими другими героями главных произведений российской литературы.

Главным героем романа выступает Владимир Бельтов, который путешествует по территории Европы ради завершения собственного образования.

В Швейцарии он видит удивительную для себя картину: простые крестьяне идут с полей, но идут они не куда-то непонятно куда, к примеру, домой спать, а на выборы.

Бельтов невероятно проникается этой ситуацией, он видит сколь возвышенным является такое простое, казалось бы, событие: люди сами участвуют в собственной судьбе, являются также и гражданами.

После этого герой собирается вернуться в Россию и баллотироваться в дворянское собрание, для того чтобы приносить пользу. При этом поведение Бельтова становится довольно странным для его уездного города, да и для России в целом. Он принес с собой, если возможно так выразиться демократические и либеральные настроения.

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/kto-vinovat-kratkoe-soderzhanie-romana-gerczena-syuzhet-proizvedeniya

Краткое содержание романа Герцена «Кто виноват?» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1846Краткое содержание романа

Читается за 8 минут, оригинал — 7 ч

Действие начинается в русской провинции, в имении богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова. Семейство знакомится с учителем сына Негрова — Миши, Дмитрием Яковлевичем Круциферским, окончившим Московский университет кандидатом. Негров бестактен, учитель робеет.

Негров был произведён в полковники уже немолодым, после кампании 1812 г.

, вскоре вышел в отставку в чине генерал-майора; в отставке скучал, хозяйничал бестолково, взял в любовницы молоденькую дочь своего крестьянина, от которой у него родилась дочь Любонька, и наконец в Москве женился на экзальтированной барышне. Трёхлетняя дочь Негрова вместе с матерью сосланы в людскую; но Негрова вскоре после свадьбы заявляет мужу, что хочет воспитать Любоньку как собственную дочь.

Круциферский — сын честных родителей: уездного лекаря и немки, любившей мужа всю жизнь так же сильно, как в юности. Возможность получить образование ему дал сановник, посетивший гимназию уездного города и заметивший мальчика.

Не будучи очень способным, Круциферский, однако, любил науку и прилежанием заслужил степень. По окончании курса он получил письмо от отца: болезнь жены и нищета заставили старика просить о помощи.

У Круциферского нет денег; крайность вынуждает его с благодарностью принять предложение доктора Крупова, инспектора врачебной управы города NN, — поступить учителем в дом Негровых.

Пошлая и грубая жизнь Негровых тяготит Круциферского, но не только его одного: двусмысленное, тяжёлое положение дочери Негрова способствовало раннему развитию богато одарённой девушки.

Нравы дома Негровых равно чужды обоим молодым людям, они невольно тянутся друг к другу и вскоре влюбляются друг в друга, причём Круциферский обнаруживает свои чувства, читая Любоньке вслух балладу Жуковского «Алина и Альсим».

Между тем скучающая Глафира Львовна Негрова тоже начинает испытывать влечение к юноше; старая гувернерша-француженка пытается свести барыню и Круциферского, причём случается забавная путаница: Круциферский, от волнения не разглядев, кто перед ним, объясняется в любви Негровой и даже целует ее; в руки Глафиры Львовны попадает восторженное любовное послание Круциферского Любоньке. Поняв свою ошибку, Круциферский бежит в ужасе; оскорблённая Негрова сообщает мужу о якобы развратном поведении дочери; Негров, воспользовавшись случаем, хочет заставить Круциферского взять Любоньку без приданого, и очень удивлён, когда тот соглашается безропотно. Чтобы содержать семью, Круциферский занимает место учителя гимназии.

Узнавши о помолвке, мизантроп доктор Крупов предостерегает Круциферского: «Не пара тебе твоя невеста… она тигрёнок, который ещё не знает своей силы».

Счастливой свадьбой, однако, эта история не кончается.

Через четыре года в NN приезжает новое лицо — владелец имения Белое поле Владимир Бельтов. Следует описание города, выдержанное в гоголевском духе.

Бельтов молод и богат, хотя и нечиновен; для жителей NN он загадка; рассказывали, что он, окончив университет, попал в милость к министру, затем рассорился с ним и вышел в отставку назло своему покровителю, потом уехал за границу, вошёл в масонскую ложу и пр. Сама внешность Бельтова производит сложное и противоречивое впечатление: «в лице его как-то странно соединялись добродушный взгляд с насмешливыми губами, выражение порядочного человека с выражением баловня, следы долгих и скорбных дум с следами страстей…»

В чудачествах Бельтова винят его воспитание. Отец его умер рано, а мать, женщина необыкновенная, родилась крепостной, по воле случая получила образование и пережила в молодости много страданий и унижений; страшный опыт, перенесённый ею до замужества, сказался в болезненной нервности и судорожной любви к сыну.

В учители сыну она взяла женевца, «холодного мечтателя» и поклонника Руссо; сами не желая того, учитель и мать сделали все, чтоб Бельтов «не понимал действительности».

Окончив Московский университет по этико-политической части, Бельтов, с мечтами о гражданской деятельности, уехал в Петербург; по знакомству ему дали хорошее место; но канцелярская работа наскучила ему очень скоро, и он вышел в отставку всего-навсего в чине губернского секретаря.

С тех пор прошло десять лет; Бельтов безуспешно пробовал заниматься и медициной, и живописью, кутил, скитался по Европе, скучал и, наконец, встретив в Швейцарии своего старого учителя и тронутый его упрёками, решил вернуться домой, чтобы занять выборную должность в губернии и послужить России.

Город произвёл на Бельтова тяжёлое впечатление: «все было так засалено  не от бедности, а от нечистоплотности, и все это шло с такою претензией, так непросто…»; общество города представилось ему как «фантастическое лицо какого-то колоссального чиновника», и он испугался, увидев, что «ему не совладать с этим Голиафом». Здесь автор пытается объяснить причины постоянных неудач Бельтова и оправдывает его: «есть за людьми вины лучше всякой правоты».

Общество тоже невзлюбило чужого и непонятного ему человека.

Между тем семья Круциферских живёт очень мирно, у них родился сын.

Правда, иногда Круциферским овладевает беспричинное беспокойство: «мне становится страшно моё счастие; я, как обладатель огромных богатств, начинаю трепетать перед будущим».

Друг дома, трезвый материалист доктор Крупов, вышучивает Круциферского и за эти страхи, и вообще за склонность к «фантазиям» и «мистицизму». Однажды Крупов вводит в дом Круциферских Бельтова.

В это время жена уездного предводителя, Марья Степановна, женщина глупая и грубая, делает безуспешную попытку заполучить Бельтова в женихи для дочери — девушки развитой и прелестной, совершенно не похожей на своих родителей.

Позванный в дом, Бельтов пренебрегает приглашением, чем приводит хозяев в ярость; тут городская сплетница рассказывает предводительше о слишком тесной и сомнительной дружбе Бельтова с Круциферской.

Обрадованная возможностью отомстить, Марья Степановна распространяет сплетню.

Бельтов и на самом деле полюбил Круциферскую: до сих пор ему не приходилось встречать такой сильной натуры. Круциферская же видит в Бельтове великого человека. Восторженная любовь мужа, наивного романтика, не могла удовлетворить ее.

Наконец Бельтов признается Круциферской в любви, говорит, что знает и о ее любви к нему; Круциферская отвечает, что принадлежит своему мужу и любит мужа.

Бельтов недоверчив и насмешлив; Круциферская страдает: «Чего хотел этот гордый человек от неё? Он хотел торжества…» Не выдержав, Круциферская бросается в его объятия; свидание прервано появлением Крупова.

Потрясённая Круциферская заболевает; муж сам почти болен от страха за неё. Далее следует дневник Круциферской, где описаны события последующего месяца — тяжёлая болезнь маленького сына, страдания и Круциферской, и ее мужа. Разрешение вопроса: кто виноват? — автор предоставляет читателю.

Любовь к жене всегда была для Круциферского единственным содержанием его жизни; сначала он пытается скрыть своё горе от жены, пожертвовав собой для ее спокойствия; но такая «противуестественная добродетель вовсе не по натуре человека».

Однажды на вечеринке он узнает от пьяных сослуживцев, что его семейная драма стала городской сплетней; Круциферский впервые в жизни напивается и, придя домой, почти буйствует.

На следующий день он объясняется с женою, и «она поднялась в его глазах опять так высоко, так недосягаемо высоко», он верит, что она ещё любит его, но счастливее от этого Круциферский не становится, уверенный, что мешает жить любимой женщине.

  • Разгневанный Крупов обвиняет Бельтова в разрушении семьи и требует уехать из города; Бельтов заявляет, что он «не признает над собою суда», кроме суда собственной совести, что происшедшее было неизбежно и что он сам собирается уехать немедленно.
  • В тот же день Бельтов побил на улице тростью чиновника, грубо намекнувшего ему на его отношения с Круциферской.
  • Навестив мать в ее имении, через две недели Бельтов уезжает, куда — не сказано.

Круциферская лежит в чахотке; ее муж пьёт. Мать Бельтова переезжает в город, чтобы ходить за больной, любившей ее сына, и говорить с ней о нем.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/49208-kratkoe-soderzhanie-romana-gercena-kto-vinovat.html

Кто виноват?

Действие начинается в русской провинции, в именье богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова. Семейство знакомится с учителем сына Негрова — Миши, Дмитрием Яковлевичем Круциферским, окончившим Московский университет кандидатом. Негров бестактен, учитель робеет.

Негров был произведен в полковники уже немолодым, после кампании 1812 г.

, вскоре вышел в отставку в чине генерал-майора; в отставке скучал, хозяйничал бестолково, взял в любовницы молоденькую дочь своего крестьянина, от коротой у него родилась дочь Любонька, и наконец в Москве женился на экзальтированной барышне. Трехлетняя дочь Негрова вместе с матерью сосланы в людскую; но Негрова вскоре после свадьбы заявляет мужу, что хочет воспитать Любоньку как собственную дочь.

Круциферский — сын честных родителей: уездного лекаря и немки, любившей мужа всю жизнь так же сильно, как в юности. Возможность получить образование ему дал сановник, посетивший гимназию уездного города и заметивший мальчика.

Не будучи очень способным, Круциферский, однако, любил науку и прилежанием заслужил степень. По окончании курса он получил письмо от отца: болезнь жены и нищета заставили старика просить о помощи.

У Круциферского нет денег; крайность вынуждает его с благодарностью принять предложение доктора Крупова, инспектора врачебной управы города NN, — поступить учителем в дом Негровых.

Пошлая и грубая жизнь Негровых тяготит Круциферского, но не только его одного: двусмысленное, тяжелое положение дочери Негрова способствовало раннему развитию богато одаренной девушки.

Нравы дома Негровых равно чужды обоим молодым людям, они невольно тянутся друг к другу и вскоре влюбляются друг в друга, причем Круциферский обнаруживает свои чувства, читая Любоньке вслух балладу Жуковского «Алина и Альсим».

Между тем скучающая Глафира Львовна Негрова тоже начинает испытывать влечение к юноше; старая гувернерша-француженка пытается свести барыню и Круциферского, причем случается забавная путаница: Круциферский, от волнения не разглядев, кто перед ним, объясняется в любви Негровой и даже целует ее; в руки Глафиры Львовны попадает восторженное любовное послание Круциферского Любоньке. Поняв свою ошибку, Круциферский бежит в ужасе; оскорбленная Негрова сообщает мужу о якобы развратном поведении дочери; Негров, воспользовавшись случаем, хочет заставить Круциферского взять Любоньку без приданого, и очень удивлен, когда тот соглашается безропотно. Чтобы содержать семью, Круциферский занимает место учителя гимназии.

Читайте также:  Краткое содержание платон апология сократа за 2 минуты пересказ сюжета

Узнавши о помолвке, мизантроп доктор Крупов предостерегает Круциферского: «Не пара тебе твоя невеста… она тигренок, который еще не знает своей силы».

Счастливой свадьбой, однако, эта история не кончается.

Через четыре года в NN приезжает новое лицо — владелец имения Белое поле Владимир Бельтов. Следует описание города, выдержанное в гоголевском духе.

Бельтов молод и богат, хотя и нечиновен; для жителей NN он загадка; рассказывали, что он, окончив университет, попал в милость к министру, затем рассорился с ним и вышел в отставку назло своему покровителю, потом уехал за границу, вошел в масонскую ложу и пр. Сама внешность Бельтова производит сложное и противоречивое впечатление: «в лице его как-то странно соединялись добродушный взгляд с насмешливыми губами, выражение порядочного человека с выражением баловня, следы долгих и скорбных дум с следами страстей…»

В чудачествах Бельтова винят его воспитание. Отец его умер рано, а мать, женщина необыкновенная, родилась крепостной, по воле случая получила образование и пережила в молодости много страданий и унижений; страшный опыт, перенесенный ею до замужества, сказался в болезненной нервности и судорожной любви к сыну.

В учители сыну она взяла женевца, «холодного мечтателя» и поклонника Руссо; сами не желая того, учитель и мать сделали все, чтоб Бельтов «не понимал действительности».

Окончив Московский университет по этико-политической части, Бельтов, с мечтами о гражданской деятельности, уехал в Петербург; по знакомству ему дали хорошее место; но канцелярская работа наскучила ему очень скоро, и он вышел в отставку всего-навсего в чине губернского секретаря.

С тех пор прошло десять лет; Бельтов безуспешно пробовал заниматься и медициной, и живописью, кутил, скитался по Европе, скучал и, наконец, встретив в Швейцарии своего старого учителя и тронутый его упреками, решил вернуться домой, чтобы занять выборную должность в губернии и послужить России.

Город произвел на Бельтова тяжелое впечатление: «все было так засалено не от бедности, а от нечистоплотности, и все это шло с такою претензией, так непросто…»; общество города представилось ему как «фантастическое лицо какого-то колоссального чиновника», и он испугался, увидев, что «ему не совладать с этим Голиафом». Здесь автор пытается объяснить причины постоянных неудач Бельтова и оправдывает его: «есть за людьми вины лучше всякой правоты».

Общество тоже невзлюбило чужого и непонятного ему человека.

Между тем семья Круциферских живет очень мирно, у них родился сын.

Правда, иногда Круциферским овладевает беспричинное беспокойство: «мне становится страшно мое счастие; я, как обладатель огромных богатств, начинаю трепетать перед будущим».

Друг дома, трезвый материалист доктор Крупов, вышучивает Круциферского и за эти страхи, и вообще за склонность к «фантазиям» и «мистицизму». Однажды Крупов вводит в дом Круциферских Бельтова.

В это время жена уездного предводителя, Марья Степановна, женщина глупая и грубая, делает безуспешную попытку заполучить Бельтова в женихи для дочери — девушки развитой и прелестной, совершенно не похожей на своих родителей.

Позванный в дом, Бельтов пренебрегает приглашением, чем приводит хозяев в ярость; тут городская сплетница рассказывает предводительше о слишком тесной и сомнительной дружбе Бельтова. с Круциферской.

Обрадованная возможностью отомстить, Марья Степановна распространяет сплетню.

Бельтов и на самом деле полюбил Круциферскую: до сих пор ему не приходилось встречать такой сильной натуры. Круциферская же видит в Бельтове великого человека. Восторженная любовь мужа, наивного романтика, не могла удовлетворить ее.

Наконец Бельтов признается Круциферской в любви, говорит, что знает и о ее любви к нему; Круциферская отвечает, что принадлежит своему мужу и любит мужа.

Бельтов недоверчив и насмешлив; Круциферская страдает: «Чего хотел этот гордый человек от нее? Он хотел торжества…» Не выдержав, Круциферская бросается в его объятия; свидание прервано появлением Крупова.

Потрясенная Круциферская заболевает; муж сам почти болен от страха за нее. Далее следует дневник Круциферской, где описаны события последующего месяца — тяжелая болезнь маленького сына, страдания и Круциферской, и ее мужа. Разрешение вопроса: кто виноват? — автор предоставляет читателю.

Любовь к жене всегда была для Круциферского единственным содержанием его жизни; сначала он пытается скрыть свое горе от жены, пожертвовав собой для ее спокойствия; но такая «противуестественная добродетель вовсе не по натуре человека».

Однажды на вечеринке он узнает от пьяных сослуживцев, что его семейная драма стала городской сплетней; Круциферский впервые в жизни напивается и, придя домой, почти буйствует.

На следующий день он объясняется с женою, и «она поднялась в его глазах опять так высоко, так недосягаемо высоко», он верит, что она еще любит его, но счастливее от этого Круциферский не становится, уверенный, что мешает жить любимой женщине.

  • Разгневанный Крупов обвиняет Бельтова в разрушении семьи и требует уехать из города; Бельтов заявляет, что он «не признает над собою суда», кроме суда собственной совести, что происшедшее было неизбежно и что он сам собирается уехать немедленно.
  • В тот же день Бельтов побил на улице тростью чиновника, грубо намекнувшего ему на его отношения с Круциферской.
  • Навестив мать в ее имении, через две недели Бельтов уезжает, куда — не сказано.

Круциферская лежит в чахотке; ее муж пьет. Мать Бельтова переезжает в город, чтобы ходить за больной, любившей ее сына, и говорить с ней о нем.

Вы прочитали краткое содержание романа «Кто виноват?». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа «Кто виноват?» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию романа.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/kto-vinovat

Краткое содержание: Кто виноват?

Русская провинция. Имение Алексея Абрамовича Негрова, богатого помещика. В семейство приходит учитель для сына Негрова Миши, Дмитрий Яковлевич Круциферский. Этот молодой кандидат наук только недавно закончил Московский университет. Перед бестактностью Негрова он пасует и стесняется.

Негров стал полковником, когда ему уже было немало лет, после компании 1812 года. Вскоре он дослужился до генерала-майора и почти сразу же подал в отставку. Без службы ему было скучно, хозяин из него был некудышный, он завёл любовницу — молоденькую дочку одного из своих крестьян. Она родила ему дочь Любоньку и уже в Москве он наконец женился на крайне экзальтированной и балованной даме. Любонька и её мать были отправлены в людскую, но вскоре новая жена Негрова заявляет, что Любоньку надо забрать домой и что она будет воспитывать её как родную.

Круциферский родом из честной, образованной семьи: отец его был уездным лекарем, а мать — немка, которая всю жизнь по-юношески любила своего мужа. Однажды, когда Круциферский посещал гимназию, к ним приехал уездный города и, распознав в мальчике тягу к знаниям, помог ему получить образование.

Однако он оказался не очень сообразительным, однако упорно трудясь, он прилежно изучал науку и заслужил степень. Едва закончив учиться, ему приходит письмо от отца. Старик был в отчаянии: внезапная болезнь жены и нищета побудили его обратиться за помощью к сыну.

Но у Круциферского самого нет денег; и он цепляется за первую возможность — поступить к Негровым в качестве учителя.

Круциферскому тяжело жить в этой пошлой и грубой атмосфере, которая царила у Негровых. Но он был не один: дочь Негрова, всегда находясь в шатком положении, оказалась очень способной и одарённой девушкой. Оба молодых человека чурались диких нравов Негровых и вскоре влюбились друг друга. Что касается Круциферского, тот понимает, что испытывает к Любоньке чувства, когда читает ей балладу Жуковского «Алина и Альсим».

Жена Негрова, Глафира Львовна, от безделья начинает приставать к юноше; её помощница старая гувернантка-француженка помогает ей добиться его расположения. Она сводит их, и при этом случается путаница: Круциферский так волновался, что в темноте не разглядел свою спутницу.

Он признаётся Негровой в любви и целует её; позже Глафира Львовна обнаруживает письмо, полное нежностей, адресованное Любоньке. Когда ошибка вскрывается, Круциферский в ужасе и, не придумав иного выхода, собирается спасаться бегством.

Негрова клевещет мужу на дочь — якобы та стала непомерно развратной. Негров же, оценив ситуацию, надеется заставить учителя жениться на Любоньке, у которой нет приданого. Негров сильно удивлён, когда юноша с радостью соглашается.

Заведя семью, Круциферский получает место в гимназии и начинает преподавать.

Перед свадьбой его знакомый, доктор Крупов, отличающийся своей известной неприязнью к людям, говорит ему: «Не пара тебе твоя невеста…Она тигрёнок, который ещё не знает своей силы».Однако история не заканчивается после торжественной свадьбы двух счастливых.Спустя четыре года в город приезжает владелец имения Белое поле Владимир Бельтов. Дальше идёт пейзаж города, написанный в стиле Гоголя.Бельтов, хоть не чиновник и достаточно молод, уже богат. Никто из жителей города ничего о нём толком не знает. Известно, что когда он закончил университет, к нему был расположен министр. Поссорившись с ним, он вышел в отставку а затем и вовсе уехал из России. Там он попал в масонскую ложу. Внешность Бельтова так же, как и его натура, была загадочна и противоречива: «в лице его как-то странно соединялись добродушный взгляд с насмешливыми губами, выражение порядочного человека с выражением баловня, следы долгих и скорбных дум со следами страстей…»

Бельтов любил почудачить, виной чему является его воспитание. Он лишился отца в раннем возрасте, и им занималась только мать — женщина необыкновенной судьбы: родившись крепостной, она по счастливому стечению обстоятельств получила образование, пережив для этого много страданий и унижений.

Этот страшный опыт вылился наружу после её замужества — она была болезненна, невротична и отличалась какой-то судорожной любовью к сыну. Учителем Бельтова стал женевец, хладнокровный любитель Руссо. Сами не понимая, что творят, учитель и мать воспитали мальчика так, что он «не понимал действительности».

Бельтов мечтал о работе, связанной с гражданской деятельностью. Поэтому после окончания Московского университета по этико-политической специальности, он переехал в Петербург.

Там по знакомству ему удалось устроиться на скучную канцелярскую должность, от которой он быстро ушёл в отставку, дослужившись всего лишь до губернского секретаря.

За следующие десять лет Бельтов пробовал свои силы в медицине, живописи, кутил в Европе, скитался в одиночестве и грустил, пока не встретил в Швейцарии своего старого учителя. Выслушав его упрёки, он внял им и вернулся в Россию с целью получить должность в губернии и служить отчизне.

В городе Бельтову жилось тяжело: «все было так засалено, не от бедности, а от нечистоплотности, и всё это шло с такою претензией, так непросто…»; люди в этом городе показались ему «фантастическим лицом какого-то священника».

Он испугался этого общества, он почувствовал, что не в силах что-то ему противопоставить. Герцен в этом абзаце объясняет, почему Бельтову постоянно не везет и оправдывает его неудачи: «есть за людьми вины лучше всякой правоты».

В свою очередь общество, почувствовав в нем приезжего чужака, тоже недружелюбно огрызнулось ему.

В семье Круциферских рождается сын, жизнь мирно течёт в своём русле. Иногда молодого человека окутывает беспокойство, которому он не может найти объяснения.

Ему становится страшно перед будущим, он боится в одночасье потерять всё, что ему так дорого.

Материалист доктор Крупов, ставший к тому времени другом семьи, высмеивает страхи Круциферского, считая, что это всего лишь следствие его увлечения всем мистическим. Однажды Крупов знакомит Круциферских с Бельтовым.

Бельтов знакомится с ними как раз в тот момент, когда глуповатая и грубая жена уездного предводителя, Марья Степановна, пытается навязать ему свою дочь в невесты.

Их дочь оказывается полной противоположностью своих родителей: весёлая, общительная и развитая.

Бельтов не приходит в гости, когда его пригласили, чем очень злит хозяев; и по городу разлетаются сплетни о связи Бельтова с женой Круциферского. Марья Степанова из-за желания отомстить поддерживает слух.

Однако не бывает дыма и без огня: между Бельтовым и Круциферской действительно вспыхнула взаимная симпатия; Круциферская считает Бельтова великим человеком с большим сердцем, а он в свою очередь восторгается ее сильным характером. Муж Круциферской не удовлетворял её — он был слишком наивен и не в меру романтичен.

Спустя какое-то время Бельтов, не вдержав, признаётся ей в любви, и просит её не скрывать своих чувств: ему всё известно. Круциферская не сразу падает в его объятия: смешавшись, она отвечает ему, что любит своего мужа и не хочет его обманывать. Но, видя насмешку Бельтова, она сдаётся, страдая.

Не до конца понимая, что нужно этому насмешливому и недоверчивому человеку, она сомневается, стоило ли так открываться ему. Их свидание прерывает Крупов.

От сильных переживаний Круциферская заболевает. Муж страдает от страха за ее здоровье. Дальше идут записи из дневника Круциферской, а именно — о событиях следующего месяца. Маленький сын Круциферских тяжело заболевает, страдают оба супруга. На вопрос «кто виноват?» автор предлагает ответить читателю.Смыслом всей жизни Круциферского была любовь к жене, тихое её обожание. Во время болезни сына он пытается скрыть своё горе, чтобы не доставлять жене новых беспокойств. Не неуёмная добродетель противоречит натуре человека. На одной из вечеринок Круциферский узнаёт, что их семейная трагедия стала всеобщим достоянием; тогда же он впервые в жизни напивается и устраивает дома скандал. На следующий за ним день последовали извинения, жена снова становится идеалом женщины, он верит в её любовь. Однако эта вера не делает его счастливее, наоборот — он уверяется, что не достоин её и мешает ей жить. Видя страдания супругов, Крупов злится на Бельтова, обвиняет его в разрушении семейного счастья и просит по-хорошему уехать из города. Бельтов заявляет, что никто не в праве судить его, кроме него самого и его совести. Он добавляет, что случившееся было неотвратимо, и он сам собирался уехать.Бельтов накинулся на чиновника с тростью и побил его, когда тот грубо намекнул ему о его связи с Круциферской.Позже он навещает свою мать у неё дома, и, побыв там две недели, Бельтов уезжает неизвестно куда, не сказав никому ни слова.

Читайте также:  Краткое содержание оперы рахманинова алеко за 2 минуты пересказ сюжета

Круциферская лежит, не вставая, с чахоткой; её муж систематически напивается. Мать Бельтова приезжает к ним, чтобы ухаживать за женщиной, которая любила её сына, и которую её сын тоже любил, и говорить с ней об этом.

Краткое содержание рассказа «Кто виноват?» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Кто виноват?». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/gertsen/kto-vinovat/

Герцен "Кто виноват?": анализ

Роман «Кто виноват?» (1846) сразу привлек к себе внимание современников и поставил Герцена на одно из первых мест в русской литературе 40-х гг. В.

Белинский, приветствуя появление романа, очень точно определил важнейшую особенность таланта Герцена — первенствующее значение мысли, силы ума в его творчестве.

Читая роман, мы все время как бы чувствуем присутствие самого Герцена, который оценивает, осуждает, сочувствует, — и поражаемся блеску и остроте его слова.

Стержнем, пронизывающим весь роман, была, по словам Белинского, «мысль о достоинстве человеческом, которое унижается предрассудками, невежеством и унижается то несправедливостью человека к своему ближнему, то собственным добровольным искажением самого себя».

В доме помещика Негрова бесправны, унижены, ежедневно оскорбляемы в своем человеческом достоинстве Любонька, дочь Негрова от его крепостной, и учитель «законного» сына Негрова Круциферский, добрый, мягкий человек, живущий романтическими представлениями.

Сама судьба, казалось, соединила Любоньку и Круциферского: «они были одни, они были в степи», — пишет Герцен. Но приезд молодого помещика Бельтова нарушает тихую идиллию их семейного счастья… В личности Бельтова Герцен отразил сложный процесс духовных исканий дворянской интеллигенции после разгрома декабристов.

Бельтов умен, его воззрения на жизнь серьезны и достаточно широки, но он не может найти своего места в жизни, занятия по душе и вынужден слоняться по свету.

Своеобразен жанр произведения. Это, как заметил Белинский, «собственно не роман, а ряд биографий, мастерски написанных и ловко связанных» мыслью «в одно целое». Замечательно переданы Герценом сатирические картины уездной, помещичьей и городской жизни, зарисовки быта и нравов чиновников.

Сочувствие автора на стороне героев, которые стоят особняком, не сливаясь со средой.

Кто же виноват в том, что эти герои — Любонька, Бельтов, Круциферский — несчастны? Всем строем образов и цепью рассуждений Александр Герцен подводит читателя к убеждению, что виной тому — неблагоприятные общественные условия, социальное неравенство и, наконец, когда речь идет о Бельтове, — «оранжерейное» воспитание, незнание жизни.

Роман «Кто виноват?» вызвал многочисленные отклики в печати. Наибольший интерес представляют статьи Белинского «Русская литература в 1845 году» и особенно — «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Роман оказал воздействие на развитие демократической литературы 50—60-х гг. Н.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» осветил общие социально-психологические черты, объединяющие «лишних людей» 40-х гг., назвав в их числе и Бельтова. По утверждению критика, в обстановке нового общественного подъема оставаться «лишним человеком» — значит скатываться к обломовщине и либерализму.

Но Добролюбов выделяет Бельтова из среды лишних людей как «гуманнейшего между ними».

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII — начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. — М.: Книжная палата, 1988

Если обратиться к мнению Белинского, что «Кто виноват?» не роман гак таковой, а «ряд биографий», то в этом произведении, действительно, после исполненного иронии описания того, как в дом генерала Негрова (у которого есть прижитая со служанкой дочь Любонька) нанялся учителем молодой человек по имени Дмитрий Круциферский, следуют главы «Биография их превосходительств» и «Биография Дмитрия Яковлевича». Рассказчик довлеет всему: все описываемое подчеркнуто видится именно его глазами.

Биография генерала и генеральши насквозь ироничны, причем иронические комментарии рассказчика к поступкам героев выглядят как паллиативная замена художественно-прозаического психологизма — действительно, это чисто внешний прием разъяснения читателю, как ему надо понимать героев.

Иронические реплики рассказчика дают знать читателю, например, что генерал — самодур, солдафон и крепостник («говорящая» фамилия дополнительно раскрывает его «плантаторскую» сущность), а его жена неестественна, неискренна, играет в романтизм и, изображая «материнство», склонна флиртовать с мальчиками.

После сжато (в форме беглого пересказа событий) изложенной истории женитьбы Круциферского на Любоньке опять следует подробная биография — на этот раз Бельтова, которому предстоит, в соответствии с литературным поведенческим стереотипом «лишнего человека» (Онегин, Печорин и др.

), в будущем разрушить незатейливое счастье этой молодой семьи да еще и спровоцировать физическую гибель героев (в кратко обрисованном финале, после исчезновения Бельтова из города, Любонька по воле автора вскоре смертельно заболевает, а морально раздавленный Дмитрий «молится Богу и пьет»).

Этот пропускающий повествование сквозь призму своего окрашенного иронией мировосприятия, то деловито немногословный, то словоохотливый и впадающий в подробности рассказчик, близкий к тому, чтобы быть необъявленным главным действующим лицом, заметно напоминает лирического героя произведений поэзии.

О лаконическом финале романа исследователь писал: «Сосредоточенная сжатость развязки» — «прием столь же еретический, как печальное исчезновение разбитого жизнью Печорина на Восток».

Что ж, великий роман Лермонтова — проза поэта. Она была внутренне близка «не нашедшему себе места в художествах» Герцену, в синтетическом даровании которого помимо ряда иных присутствовал и лирический компонент. Интересно, что романы прозаиков как таковых редко его удовлетворяли.

Герцен высказывался о своей нелюбви к Гончарову и Достоевскому, не сразу принял «Отцы и дети» Тургенева. У Л.Н. Толстого он ставил выше «Войны и мира» автобиографическое «Детство».

Нетрудно усмотреть тут связь с особенностями его собственного творчества (именно в произведениях «про себя самого», о собственной душе и ее движениях Герцен был силен).

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/drugie_avtory/gercen_kto_vinovat_analiz/69-1-0-277

А.И. Герцен — Кто виноват?

Проживающий в деревне помещик Алексей Абрамович Негров нанимает нового учителя для своего сына Миши — Дмитрия Яковлевича Круциферского. Он должен подготовить Мишу к поступлению в какую-нибудь военную школу[1].

Семейство Негровых ведёт жизнь скучную и ограниченную: не приученные к чтению и прочим интеллектуальным занятиям, не принимающие какого-либо деятельного участия в управлении хозяйством, они прозябают за малозначительными занятиями, предаются обжорству и сну. Они грубы и неотёсаны.

Впрочем, такой образ жизни их вполне устраивает, но он совершено чужд Любе, незаконнорождённой дочери Негрова. Это сближает её с Круциферским, образованным молодым человеком, неспособным принять образ жизни Негровых. Они влюбляются. Дмитрий Яковлевич решается открыть свои чувства в письме.

На помощь ему приходит гувернантка Элиза Августовна, заметившая чувства Круциферского, она устраивает свидание возлюбленным. Робкий по натуре Круциферский решается пойти на ночное свидание, только чтоб отдать письмо, но его смелость вознаграждена, он получает поцелуй. К своему ужасу, он обнаруживает, что перед ним не Любонька, а Глафира Львовна, жена Негрова, он бежит, забыв письмо.

Недоуменная Глафира Львовна, которая тоже была невинной жертвой обмана Элизы Августовны, прочитав письмо, понимает, что предметом любви учителя была, увы, не она. Раздосадованная, она открывает письмо мужу. Алексей Абрамович же нашёл письмо весьма кстати, он решает женить учителя на Любоньке и избавиться от надоевшей дочки[2].

Несмотря на такие нелепые обстоятельства, предшествовавшие браку, семейная жизнь Круциферских сложилась счастливо, супруги любили друг друга. Плодом этой любви стал маленький мальчик Яша. Они жили в тесном семейном кругу, единственным другом их был доктор Крупов[3].

В это время в город NN, центр губернии, где располагается имение Негровых, прибывает из-за границы богатый помещик, дотоле долго отсутствовавший, Владимир Бельтов. Он собирается участвовать в дворянских выборах[4]. Несмотря на все его старания, жители NN не принимают Бельтова в свой круг, и вся затея с выборами оказывается для Бельтова пустой тратой времени.

Вынужденный оставаться в NN по некоторому гражданскому делу, Бельтов в отчаянье, что и эта попытка найти своё место в жизни провалилась. Он находится практически в полной изоляции, единственный его друг в NN — доктор Крупов. Он-то и знакомит Бельтова с семьей Круциферских[5]. Бельтов и Круциферские весьма рады новому знакомству.

Бельтову есть с кем поделиться своими мыслями и думами, Круциферские находят в нём человека в высшей степени развитого, способного обогатить их внутренний мир. Особое понимание Бельтов находит у Любови Александровны, они понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда, как когда-то понимали друг друга Люба и Дмитрий в семье Негрова.

Единомыслие Любы и Бельтова перерастает в нечто большое, в любовь. Не в силах таить свои чувства, Бельтов сознается Круциферской. И разом разрушает жизнь трёх человек[6]. Любовь Александровна не может бросить мужа, она любит его, хотя и Бельтова тоже любит. Круциферский понимает, что уже не любим как прежде.

Бельтов мучим мыслью, что разрушил жизнь самого близкого человека и не может быть с ним рядом. Слухи расползаются по городу. Круциферский запил. Доктор Крупов чувствует себя виновником произошедшего.

В гневе он идет к Бельтову объясниться, Бельтов уверяет его, что сам страдает ничуть не меньше Круциферских, что он не властен над своими чувствами, что Любовь Александровна, найдя душу более близкую, чем муж, никогда уже не будет счастлива, как прежде. Не видя другого выхода, Бельтов соглашается с Круповым, что должен уехать, он уже и сам собрался в дорогу, хотя не верит, что это поможет. Итак, он снова покидает отечество.

Любовь Александровна увядает. Круциферский спивается. Расставание не принесло счастья и спокойствия. Будущее печально и безрадостно.

Источник: https://KnigoPoisk.org/books/a_i_gertsen_kto_vinovat

Читать

Александр Герцен

Кто виноват? (сборник)

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2013

Кто виноват?

А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией, дело же, почислив решенным, сдать в архив.

Протокол

Наталье Александровне Герцен в знак глубокой симпатии от писавшего.

Москва. 1846

«Кто виноват?» была первая повесть, которую я напечатал. Я начал ее во время моей новгородской ссылки (в 1841 г.) и окончил гораздо позже в Москве.

Правда, еще прежде я делал опыты писать что-то вроде повестей; но одна из них не написана, а другая – не повесть. В первое время моего переезда из Вятки во Владимир мне хотелось повестью смягчить укоряющее воспоминание, примириться с собою и забросать цветами один женский образ, чтоб на нем не было видно слез[1].

Разумеется, что я не сладил со своей задачей, и в моей неоконченной повести было бездна натянутого и, может, две-три порядочные страницы. Один из друзей моих впоследствии стращал меня, говоря: «Если ты не напишешь новой статьи, – я напечатаю твою повесть, она у меня!» По счастью, он не исполнил своей угрозы.

В конце 1840 г. были напечатаны в «Отечественных записках» отрывки из «Записок одного молодого человека», – «Город Малинов и малиновцы» нравились многим; что касается до остального, в них заметно сильное влияние гейневских «Reisebilder»[2].

Зато «Малинов» чуть не навлек мне бед.

Один вятский советник хотел жаловаться министру внутренних дел и просить начальственной защиты, говоря, что лица чиновников в г. Малинове до того похожи на почтенных сослуживцев его, что от этого может пострадать уважение к ним от подчиненных.

Один из моих вятских знакомых спрашивал, какие у него доказательства на то, что малиновцы – пашквиль на вятичей. Советник отвечал ему: «Тысячи»; например, автор прямо говорит, что у жены директора гимназии бальное платье брусничного цвета, – ну разве не так?» Это дошло до директорши, та взбесилась, да не на меня, а на советника.

«Что он, слеп или из ума шутит? – говорила она. – Где он видел у меня платье брусничного цвета? У меня, действительно, было темное платье, но цвету пансэ». Этот оттенок в колорите сделал мне истинную услугу.

Раздосадованный советник бросил дело, а будь у директорши в самом деле платье брусничного цвета да напиши советник, так в те прекрасные времена брусничный цвет наделал бы мне, наверное, больше вреда, чем брусничный сок Лариных мог повредить Онегину.

Успех «Малинова» заставил меня приняться за «Кто виноват?»

Первую часть повести я привез из Новгорода в Москву. Она не понравилась московским друзьям, и я бросил ее. Несколько лет спустя мнение об ней изменилось, но я и не думал ни печатать, ни продолжать ее.

Белинский взял у меня как-то потом рукопись, и со своей способностью увлекаться он, совсем напротив, переценил повесть в сто раз больше ее достоинства и писал ко мне: «Если бы я не ценил в тебе человека, так же много или еще и больше, нежели писателя, я, как Потемкин Фонвизину после представления «Бригадира», сказал бы тебе: «Умри, Герцен!» Но Потемкин ошибся, Фонвизин не умер и потому написал «Недоросля». Я не хочу ошибаться и верю, что после «Кто виноват?» ты напишешь такую вещь, которая заставит всех сказать: «Он прав, давно бы ему приняться за повесть!» Вот тебе и комплимент, и посильный каламбур».

Читайте также:  Краткое содержание карьера ругонов золя за 2 минуты пересказ сюжета

Ценсура сделала разные урезывания и вырезывания, жаль, что у меня нет ее обрезков. Несколько выражений я вспомнил (они напечатаны курсивом) и даже целую страницу (и то, когда лист был отпечатан, и прибавил его к стр. 38[3]). Это место мне особенно памятно потому, что Белинский выходил из себя за то, что его не пропустили.

8 июня 1859 г.

Park-House, Fulham. И-p

Часть первая

I. Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту

Дело шло к вечеру. Алексей Абрамович стоял на балконе; он еще не мог прийти в себя после двухчасового послеобеденного сна; глаза его лениво раскрывались, и он время от времени зевал. Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потревожить барина. Так прошло минуты две-три, по окончании которых Алексей Абрамович спросил:

– Что ты?

– Покаместь ваше превосходительство изволили почивать, учителя привезли из Москвы, которого доктор нанял.

– А? (что, собственно, тут следует: вопросительный знак (?) или восклицательный (!) – обстоятельства не решили).

  • – Я его провел в комнатку, где жил немец, что изволили отпустить.
  • – А!
  • – Он просил сказать, когда изволите проснуться.
  • – Позови его.
  • И лицо Алексея Абрамовича сделалось доблестнее и величественнее. Через несколько минут явился казачок и доложил:
  • – Учитель вошел-с.
  • Алексей Абрамович помолчал, потом, грозно взглянув на казачка, заметил:

– Что у тебя, у дурака, мука во рту, что ли? Мямлит, ничего не поймешь. – Впрочем, прибавил, не дожидаясь повторения: – Позови учителя, – и тотчас сел.

Молодой человек лет двадцати трех-четырех, жиденький, бледный, с белокурыми волосами и в довольно узком черном фраке, робко и смешавшись, явился на сцену.

– Здравствуйте, почтеннейший! – сказал генерал, благосклонно улыбаясь и не вставая с места. – Мой доктор очень хорошо отзывался об вас; я надеюсь, мы будем друг другом довольны. Эй, Васька! (При этом он свистнул.) Что ж ты стула не подаешь? Думаешь, учитель, так и не надо.

У-у! Когда вас оболванишь и сделаешь похожими на людей! Прошу покорно. У меня, почтеннейший, сын-с; мальчик добрый, со способностями, хочу его в военную школу приготовить. По-французски он у меня говорит, по-немецки не то чтоб говорил, а понимает.

Немчура попался пьяный, не занимался им, да и, признаться, я больше его употреблял по хозяйству, – вот он жил в той комнате, что вам отвели; я прогнал его.

Скажу вам откровенно, мне не нужно, чтоб из моего сына вышел магистер или философ; однако, почтеннейший, я хоть и слава богу, но две тысячи пятьсот рублей платить даром не стану. В наше время, сами знаете, и для военной службы требуют все эти грамматики, арифметики… Эй, Васька, позови Михайла Алексеича!

  1. Молодой человек все это время молчал, краснел, перебирал носовой платок и собирался что-то сказать; у него шумело в ушах от прилива крови; он даже не вовсе отчетливо понимал слова генерала, но чувствовал, что вся его речь вместе делает ощущение, похожее на то, когда рукою ведешь по моржовой коже против шерсти. По окончании воззвания он сказал:
  2. – Принимая на себя обязанность быть учителем вашего сына, я поступлю, как совесть и честь… разумеется, насколько силы мои… впрочем, я употреблю все старания, чтоб оправдать доверие ваше… вашего превосходительства…
  3. Алексей Абрамович перебил его:

– Мое превосходительство, любезнейший, лишнего не потребует. Главное – уменье заохотить ученика, этак, шутя, понимаете? Ведь вы кончили ученье?

  • – Как же, я кандидат.
  • – Это какой-то новый чин?
  • – Ученая степень.
  • – А, позвольте, здравствуют ваши родители?
  • – Живы-с.
  • – Духовного звания?
  • – Отец мой уездный лекарь.
  • – А вы по медицинской части шли?
  • – По физико-математическому отделению.
  • – По-латынски знаете?
  • – Знаю-с.
  • – Это совершенно ненужный язык; для докторов, конечно, нельзя же при больном говорить, что завтра ноги протянет; а нам зачем? помилуйте…
  • Не знаем, долго ли бы продолжалась ученая беседа, если б ее не прервал Михайло Алексеевич, то есть Миша, тринадцатилетний мальчик, здоровый, краснощекий, упитанный и загоревший; он был в куртке, из которой умел в несколько месяцев вырасти, и имел вид общий всем дюжинным детям богатых помещиков, живущих в деревне.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=87381&p=1

Александр Герцен — Кто виноват?

Могучий расцвет русской литературы, столь блестяще ознаменованный именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, нашёл своё продолжение в сороковых годах прошлого столетия, когда явилась новая плеяда русских писателей: Некрасов, Тургенев, Гончаров… увы, попадались и откровенно бездарные писатели…

  • Александр Иванович Герцен
  • КТО ВИНОВАТ?
  • роман в двух частях
  1. Наталье Александровне Герцен
  2. в знак глубокой симпатии
  3. от писавшего.

Москва 1846.

А. И. ГерценРисунок А. Л. Витберга (1836 г.)

А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией, дело же, почислив решённым, сдать в архив.

Протокол

«Кто виноват?» была первая повесть, которую я напечатал.[1] Я начал ее во время моей новгородской ссылки (в 1841) и окончил гораздо позже в Москве.

Правда, еще прежде я делал опыты писать что-то вроде повестей; но одна из них не написана,[2] а другая — не повесть.[3] В первое время моего переезда из Вятки в Владимир[4] мне хотелось повестью смягчить укоряющее воспоминание, примириться с собою и забросать цветами один женский образ,[5] чтоб на нем не было видно слез.[6]

Разумеется, что я не сладил с своей задачей, и в моей неоконченной повести было бездна натянутого и, может, две-три порядочные страницы. Один из друзей моих[7] впоследствии стращал меня, говоря: «Если ты не напишешь новой статьи, — я напечатаю твою повесть, она у меня!» По счастью, он не исполнил своей угрозы.

В конце 1840 были напечатаны в «Отечественных записках» отрывки из «Записок одного молодого человека», — «Город Малинов и малиновцы»[8] нравились многим; что касается до остального, в них заметно сильное влияние гейневских «Reisebilder».[9]

Зато «Малинов» чуть не навлек мне бед.

Один вятский советник хотел жаловаться министру внутренних дел и просить начальственной защиты, говоря, что лица чиновников в г. Малинове до того похожи на почтенных сослуживцев его, что от этого может пострадать уважение к ним от подчиненных.

Один из моих вятских знакомых спрашивдл, какие у него докаэательства на то, что малиновцы — пашквиль на вятичей. Советник отвечал ему: «Тысячи! например, авктор прямо говорит, что у жены директора гимназии бальное платье брусничного цвета, — ну разве не так?» Это дошло до директорши, — та взбесилась, да не на меня, а на советника.

«Что он, слеп или из ума шутит? — говорила она. — Где он видел у меня платье брусничного цвета? У меня, действительно, было темное платье, но цвету пансэ».[10] Этот оттенок в колорите сделал мне истинную услугу.

Раздосадованный советник бросил дело, — а будь у директорши в самом деле платье брусничного цвета да напиши советник, так в те прекрасные времена брусничный цвет наделал бы мне, наверное, больше вреда, чем брусничный сок Лариных мог повредить Онегину.[11]

Успех «Малинова» заставил меня приняться за «Кто виноват?».

Первую часть повести я привез из Новгорода в Москву. Она не понравилась московским друзьям, и я бросил ее. Несколько лет спустя мнение об ней изменилось, но я и не думал ни печатать, ни продолжать ее.

Белинский взял у меня как-то потом рукопись, — и с своей способностью увлекаться он, совсем напротив, переценил повесть в сто раз больше ее достоинства и писал ко мне: «Если бы я не ценил в тебе человека, так же много или еще и больше, нежели писателя, я, как Потемкин Фон-Визину после представления «Бригадира», сказал бы тебе: «Умри, Герцен!» Но Потемкин ошибся, Фон-Визин не умер и потому написал «Недоросля». Я не хочу ошибаться и верю, что после «Кто виноват?» ты напишешь такую вещь, которая заставит всех скавать: «Он прав, давно бы ему приняться за повесть!» Вот тебе и комплимент, и посильный каламбур».[12]

Ценсура сделала разные урезывания и вырезывания; жаль, что у меня нет ее обрезков. Несколько выражений я вспомнил (они напечатаны курсивом) и даже целую страницу (и то, когда лист был отпечатан, и прибавил его к стр. 38).[13] Это место мне особенно памятно потому, что Белинский выходил из себя за то, что его не пропустили.

8 июня 1859 г. Park-House, Fulham.[14]

I

ОТСТАВНОЙ ГЕНЕРАЛ И УЧИТЕЛЬ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙСЯ К МЕСТУ

Дело шло к вечеру. Алексей Абрамович стоял на балконе; он еще не мог прийти в себя после двухчасового послеобеденного сна; глаза его лениво раскрывались, я он время от времени зевал. Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потревожить барина. Так прошло минуты две-три, по окончании которых Алексей Абрамович спросил:

— Что ты?

— Покаместь ваше превосходительство изволили почивать, учителя привезли из Москвы, которого доктор нанял.

— А? (что, собственно, тут следует: вопросительный знак (?) или восклицательный (!) — обстоятельства не решили).

  • — Я его провел в комнатку, где жил немец, что изволили отпустить.
  • — А!
  • — Он просил сказать, когда изволите проснуться.
  • — Позови его.
  • И лицо Алексея Абрамовича сделалось доблестнее а величественнее. Через несколько минут явился казачок и доложил:
  • — Учитель вошел-с.
  • Алексей Абрамович помолчал, потом, грозно взглянув на казачка, заметил:

— Что у тебя, у дурака, мука во рту, что ли? мямлит, ничего не поймешь; впрочем — прибавил, не дожидаясь повторения: — позови учителя, — и тотчас сел.

Молодой человек лет двадцати трех-четырех, жиденький, бледный, с белокурыми волосами и в довольно узком черном фраке, робко и смешавшись, явился на сцену.

— Здравствуйте, почтеннейший! — сказал генерал, благосклонно улыбаясь и не вставая с места. — Мой доктор очень хорошо отзывался об вас; я надеюсь, мы будем друг другом довольны. Эй, Васька! — (при этом он свистнул) — что ж ты стула не подаешь? Думаешь, учитель, так и не надо.

У-у! когда вас оболванишь и сделаешь похожими на людей! Прощу покорно. У меня, почтеннейший, сын-с; мальчик добрый, со способностями, хочу его в военную школу приготовить. По-французски он у меня говорит, по-немецки не то чтоб говорил, а понимает.

Немчура попался пьяный, не занимался им, да и, признаться, я больше его употреблял по хозяйству, — вот он жил в той комнате, что вам отвели; я прогнал его.

Скажу вам откровенно, мне не нужно, чтоб из моего сына вышел магистр или философ; однако, почтеннейший, я хоть и слава богу, но две тысячи пятьсот рублей платить даром не стану. В наше время, сами знаете, и для военной службы требуют все эти грамматики, арифметики… Эй, Васька, позови Михайла Алексеича!

  1. Молодой человек все это время молчал, краснел, перебирал носовой платок и собирался что-то сказать; у него шумело в ушах от прилива крови; он даже не вовсе отчетливо понимал слова генерала, но чувствовал, что вся его речь вместе делает ощущение, похожее на то, когда рукою ведешь по моржовой коже против шерсти. По окончании воззвания он сказал:
  2. — Принимая на себя обязанность быть учителем вашего сына, я поступлю, как совесть и честь… разумеется, насколько силы мои… впрочем, я употреблю все старания, чтоб оправдать доверие ваше… вашего превосходительства…
  3. Алексей Абрамович перебил его:

— Мое превосходительство, любезнейший, лишнего не потребует. Главное — уменье заохотить ученика, этак, шутя, понимаете? Ведь вы кончили ученье?

  • — Как же, я кандидат.
  • — Это какой-то новый чин?
  • — Ученая степень.
  • — А позвольте, здравствуют ваши родители?
  • — Живы-с.
  • — Духовного звания?
  • — Отец мой уездный лекарь.
  • — А вы по медицинской части шли?
  • — По физико-математическому отделению.
  • — По-латынски знаете?
  • — Знаю-с.

— Это совершенно ненужный язык; для докторов, конечно, нельзя же при больном говорить, что завтра ноги протянет; а нам зачем? помилуйте!

  1. Не знаем, долго ли бы продолжалась ученая беседа, если б ее не прервал Михайло Алексеевич, то есть Миша, тринадцатилетний мальчик, здоровый, краснощекий, упитанный и загоревший; он был в куртке, из которой умел в несколько месяцев вырасти, и имел вид, общий всем дюжинным детям богатых помещиков, живущих в деревне.
  2. — Вот твой новый учитель, — сказал отец.
  3. Миша шаркнул ногой.
  4. — Слушайся его, учись хорошенько; я не жалею денег — твое дело уметь пользоваться.
  5. Учитель встал, учтиво поклонился Мише, взял его за руку и с кротким, добрым видом сказал ему, что он сделает все, что может, чтоб облегчить занятия и заохотить ученика.

— Он уже кой-чему учился, — заметил Алексей Абрамович, — у мадамы, живущей у нас; да поп учил его — он из семинаристов, наш сельский поп. Да вот, милый мой, пожалуйста, поэкзаменуйте его.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose-rus-classic/158163-aleksandr-gercen-kto-vinovat.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector