Когда Диканька ещё была бедным селом, часто наведывался туда бродячий казак по имени Басаврюк. Селяне считали, что он связан с нечистой силой, ведь любой принявший от него подарок мучился кошмарами и видениями.
В это же время жил в селе молодой парубок Петрусь, страстно влюбленный в дочку зажиточного казака Коржа, девушку звали Пидорка. Получив отказ, убитый горем Петрусь идет в корчму и там встречает Басаврюка. Последний, выслушав рассказ молодого парня, обещает ему помочь разбогатеть. Недолго думая, Петрусь соглашается.
По уговору должны были они вдвоем пойти в лес, а там найти и сорвать цветок папоротника, который цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купала. После долгих поисков они находят поле с цветами и Басаврюк приказывает напарнику сорвать папоротник, а сам исчезает. Побоявшись нечистой силы, Петрусь срывает цветок.
Вдруг откуда ни возьмись появляется старая ведьмина изба, а рядом Басаврюк. Из избы выбегает собака, чудесным образом превращаясь в кошку, а потом в ведьму.
С помощью ведьмы они находят место, где зарыт клад, пытаются достать, но каждый раз сундук с золотом проваливается все глубже. Ведьма заявляет, что снять заклятие можно только обагрив землю кровью безвинного ребенка.
Подводит к ним мальчика, укутанного с ног до головы в белую простыню, и приказывает Петрусю отрубить ему голову. Срывает молодой казак простынь, а там младший брат Пидорки Ивась.
Сначала он наотрез отказывается убивать дитя, тогда хитрый Басаврюк пугает его тем, что тогда не увидит парубок своей возлюбленной. Убив мальчика, Петрусь убегает из проклятого леса.
Два дня беспробудно проспав у себя дома, находит Петрусь мешки с золотом, начисто не помня события той страшной ночи. Через некоторое время отец Пидорки дает согласие на свадьбу дочери, видя, как разбогател молодой казак. А селяне замечают, что изменился Петрусь и какая-то мысль не даёт ему покоя.
Пытается он что-то вспомнить, да не может. Проходят месяцы, Петрусь извелся весь, нет ему покоя. Стараясь помочь мужу, молодая жена приводит в хату ведьму. Петрусь узнает колдунью и запускает в неё топором. Тотчас всё жилище озаряется кроваво-красным светом и вместо старухи появляется убитый Иваська.
В панике девушка выбегает из дому. Сбежавшиеся на ее крики хуторяне выламывают дверь, но находят там только горсть пепла, а в мешках вместо монет черепки. Потрясенная случившимся, молодая девушка отправляется в монастырь.
Басаврюка с тех пор селяне обходят стороной, видя в нем дьявола в обличье человека.
Читать также: Краткое содержание «Пропавшая грамота» Краткое содержание «Вечер накануне Ивана Купала» Ссылка на основную публикацию
Источник: https://obrazovaka.com/kratkoe-soderzhanie/vecher-nakanune-ivana-kupala
Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
Наше краткое содержание «Вечера накануне Ивана Купала» может быть использовано для читательского дневника. Ещё более краткий пересказ этой повести есть в статье Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». См. также полный её текст и статью Гоголь – краткая биография для школьников
На одном украинском хуторе часто показывается бродяга по имени Басаврюк, которого люди считают дьяволом в человеческом образе. Красным девушкам он любит дарить подарки. Не принять их от этого странного, жуткого казака страшно, а примешь – ночью тащится к взявшей подарок дивчине страшная нечисть из болота с рогами на голове…
«Вечер накануне Ивана Купала». Советский фильм 1968 года
На том же хуторе бедный работник Петрусь влюбляется в красивую Пидорку, дочь своего богатого хозяина Коржа. Пидорка тоже любит Петруся, но Корж наотрез отказывается отдавать её за бедняка.
Петрусь с горя идёт пить в кабак. Встреченный там Басаврюк сулит ему много денег, но взамен Петрусь должен сегодняшним вечером – накануне праздника Ивана Купала – пойти с ним в лес. Только в день Ивана Купала, единственный раз в году, расцветает папоротник. По уговору с Басаврюком Петрусь должен сорвать этот не дающийся нечистым рукам цветок – тогда оба они смогут найти зарытый в лесу клад.
Вечером накануне Ивана Купала Басаврюк и Петрусь идут в чащу. Басаврюк оставляет Петруся одного перед папоротником.
Когда тот распускается, Петрусь срывает цветок, не устрашившись даже ужасных видений сотен тянущихся к папоротнику лохматых рук. Перед Петрусём на пне появляется синий, как мертвец, Басаврюк.
Они видят избушку на курьих ногах. Оттуда выскакивает чёрная собака, которая потом превращается в кошку – и в ведьму.
Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала». Аудиокнига
С помощь ведьмы и цветка папоротника Басаврюк и Петрусь находят место, где зарыт клад. Но когда они начинают копать, богатства не даются в руки – уходят в землю. Ведьма объявляет Петрусю главное условие, без которого нельзя будет добыть клада: место над ним надо оросить человеческой кровью.
К Петрусю подводят накрытого белой простынёй ребёнка. Когда простыню снимают, под неё оказывается маленький брат его возлюбленной Пидорки – Ивась. Ведьма требует, чтобы Петрусь отрубил Ивасю голову. Тот вначале в ужасе отказывается.
Но когда Басаврюк говорит, что иначе Пидорки ему не видать, Петрусь делает то, что ему приказано.
Отовсюду звучит дьявольский хохот, ведьма, как волк, бросается пить кровь из обезглавленного трупа Ивася, а помутившийся умом Петрусь бросается из леса наутёк.
Прибежав домой, он двое суток спит без просыпа. Проснувшись, Петрусь не помнит ничего из того, что случилось в вечер накануне Ивана Купала. С удивлением он обнаруживает близ своей постели два мешка золота.
Петрусь показывает их Коржу, и тот с радостью соглашается выдать за него дочь. От Пидорки Петрусь узнаёт, что Ивася украли проходившие мимо цыгане.
Басаврюк же сразу после вечера накануне Ивана Купала пропадает без следа.
Н. В. Гоголь, автор «Вечера накануне Ивана Купала». Портрет работы Ф. Мюллера, 1841
Петрусь и Пидорка начинают жить, словно паны. Однако соседи, дивясь невесть откуда взявшемуся у Петруся богатству, поговаривая: пришло оно от дьявола и принесёт несчастье. И действительно, не проходит и месяца, как Петрусь меняется до неузнаваемости.
Целыми днями он сидит на одном месте и пытается вспомнить что-то важное. Пидорка тщетно пытается отвлечь его от тяжких дум.
Когда вконец одичавший Петрусь начинает кусать свои руки и рвать волосы, кто-то советует Пидорке привести колдунью, живущую в Медвежьем овраге.
Увидев ту на пороге хаты, Петрусь начинает пристально всматриваться в неё, а затем разражается хохотом, кричит: «Вспомнил!» и со страшной силой запускает в ведьму топор. Та исчезает. Вместо неё появляется видение Ивася в белой простыне.
Кровавым светом оно озаряет всю хату. Испуганная Пидорка выбегает.
Когда люди потом высаживают захлопнувшуюся за ней дверь, то видят там, где стоял Петрусь, лишь кучу пепла, а вместо найденных им в вечер накануне Ивана Купала мешков с золотом – битые черепки.
В тот же день на хуторе вновь появляется Басаврюк, но от него теперь все убегают. Поселяне вскоре бросают свой осквернённый дьяволом хутор и перебираются в село.
Однако и там от Басаврюка долго нет избавления. Однажды во время гулянки в шинке его рожу все узнают во вдруг приподнявшейся с блюда голове жареного барана.
По вечерам ещё долго кто-то стучит в деревенские крыши и царапается по стенам…
«Цветок папоротника». Мультфильм по повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», 1979
«Вечер накануне Ивана Купала» задуман Гоголем как романтическое произведение. В нём весьма сильны характерные для позднейшего гоголевского творчества трагические мотивы греха и покаяния.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2584-gogol-vecher-nakanune-ivana-kupala-kratkoe-soderzhanie
"Вечер накануне Ивана Купала": краткое содержание повести
Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан.
А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идет к свадьбе.
Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрет, чем пойдет за ляха, и, когда потрясенный Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника.
Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветет папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь.
Все, как велено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет.
Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из нее собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывет огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке.
Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздается хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже.
Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынею и требует отсечь ему голову.
Срывает Петрусь с ребенка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку.
Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».
Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своем падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом.
Он несет мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и. лица ее меньшого брата. Но еще чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днем сидит, припоминая.
Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.
И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала.
И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынею. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает.
Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки.
Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру.
Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тетка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил еще его проделки.
Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова
Источник: https://ria.ru/20090228/163490673.html
«Вечер накануне Ивана Купала», краткое содержание повести Гоголя
Дьячок Фома Григорьевич, хотя и не любил рассказывать одну и ту же историю, узнав, что его история была напечатана, а теперь ее возит «панич в гороховом кафтане», заявил, что все это брехня, и начал рассказывать заново.
Его дед рассказал ему историю о тех временах, когда Диканька была еще самым бедным хутором. Часто там показывался Басаврюк — человек, которого лучше было назвать дьяволом в человеческом обличье.
Стоило взять от него подарок, как ночью появлялась какая-нибудь нечисть и принималась душить за шею, если это было монисто, кусать за палец, если это был перстень, или тянуть за косу, если это была лента.
Взгляд этого человека вызывал ужас, в церковь он не ходил.
Жил в селе казак Корж, у которого была красивая дочь Пидорка. Полюбилась она его работнику Петру Безродному. Девушка тоже полюбила парня, даже позволила поцеловать. Корж, увидев целующуюся парочку, прогнал Петруся, а дочь решил отдать за богатого ляха. Когда Ивась, шестилетний брат Пидорки, сообщил Петру, что дело уже идет к свадьбе, отправился юноша в шинок, где встретил Басаврюка.
Напившийся с горя Петрусь согласился выполнить его поручение как раз в ночь на Ивана Купалу, когда цветет папоротник и случаются чудеса. В полночь пробрались они к трем пригоркам, где нужно было сорвать цветок папоротника и не оглядываться, даже если будет страшно. После появился сам Басаврюк синий, как мертвец.
Приказал он отдать папоротник красавице и делать все, что она прикажет, иначе пропадет навеки. «Красавицей» оказалась старуха-ведьма, забрала она цветок, что-то долго над ним шептала, спрыскивая водой. Велела она после этого бросить цветок, но когда Петрусь бросил его вверх, не упал цветок на землю, а раскрылся и плыл, как лодка, по воздуху.
Когда же стал меньше макового зернышка и опустился на землю, Басаврюк приказал в этом месте копать.
Взял Петр в руки заступ, принялся копать и наткнулся на сундук, окованный железом. Хотел он его в руки взять, но сундук стал уходить в землю. Раздалось ведьмино шипение: «Не видать тебе золота, пока не прольешь кровь человеческую».
Подвела ведьма ребенка, накрытого белой простыней, и подала знак, чтобы Петрусь отсек ему голову. Обомлел юноша, сдернул простыню, а там Ивась, младший брат Пидорки.
Растерялся юноша, но ведьма топнула ногой, и все, что под землей, стало видимым: золотые червонцы и драгоценные камни.
Помутился ум у парубка, схватил он нож, и кровь безвинного ребенка хлынула ему в лицо. Раздался дьявольский хохот, ведьма пила кровь из обезглавленного трупа, а Петрусь бросился бежать, влетел в свою каморку и заснул мертвым сном. Очнулся только на третий день и обнаружил в ногах у себя два мешка с золотом. Не помнил он ничего, даже откуда взялись мешки.
Корж, увидев эти мешки, сразу подобрел и сказал, что Петр для него всегда был как сын родной. Пидорка рассказала, что Ивася украли проходившие цыгане. Вскоре сыграли молодые богатую свадьбу и зажили, «словно пан с панею». Только люди все гадали, откуда пришло богатство.
Понимали, что неспроста все это. А тут еще Басаврюк пропал. Петрусь же целыми днями молча сидел, будто пытался вспомнить: вот он пришел в шинок, начал пить водку, а кто-то вдруг бьет ему по плечу.
Дальше все туманом покрыто, и пот катится по лицу, после чего Петрусь в изнеможении падает.
Чего только не делала Пидорка, чтобы вылечить своего мужа, но ничего не помогало.
Прошел год, Петрусь вовсе разумом помутился: весь оброс, одичал, все время сидел возле мешков с золотом и силился что-то вспомнить.
Решилась Пидорка на последнее средство: отправилась она к колдунье, которая жила в Медвежьем овраге. Долго уговаривала ее прийти к ним в избу, наконец уговорила, как раз в ночь накануне Ивана Купалы.
Петрусь, лежавший на лавке в беспамятстве, вглядевшись, задрожал, захохотал и страшно закричал: «Вспомнил!» Он с силой бросил в старуху топор, старуха пропала, а на ее месте оказался мальчик лет семи.
Пидорка бросилась к пропавшему брату, но привидение порылось кровью с ног до головы и осветило всю хату. Девушка в ужасе выбежала, и двери захлопнулись.
Когда люди вбежали в хату, на месте Петруся осталась кучка пепла, а в мешках вместо золота оказались черепки.
Пидорка ушла на богомолье, и земляки видели в Киевской лавре похожую на нее монахиню, высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся. Зато вновь появился Басаврюк, которого теперь все сторонились, потому что поняли: он воплощение сатаны, принимающий человеческий облик, чтобы открывать клады. Люди побросали землянки и перебрались в село, а шинок был разрушен.
- «Вечер накануне Ивана Купала», анализ повести Гоголя
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
- «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
- «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
- «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
- «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
- «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
- По произведению: «Вечер накануне Ивана Купала»
- По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Источник: https://goldlit.ru/gogol/900-vecher-nakanune-ivana-kupala-kratkoe-soderzhanie
"Вечер накануне Ивана Купала", какое краткое содержание повести?
Повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» впервые напечатана в 1830 году.
Эта история была услышана рассказчиком еще от его деда и произошла много лет тому назад. Разный народ слонялся тогда по их селу, и часто сюда наведывался странный разгульный человек, по имени Басаврюк.
Любил он казаков вдоволь угостить и девушкам украшений надарить. Только не радовали девушек те подарки – привлекали они разную нечисть, но избавиться от них было невозможно – назад возвращались.
И еще заметили, что церковь тот Басаврюк стороной обходил.
Жил там Корж с хорошенькой дочкой да шестилетним сыном Ивасем. Имел он работника Петра Безродного. Обнаружил Корж, что молодых тянет друг к другу, рассердился, хотел проучить Петра, но тут Ивась заступился. Прогнал отец Петруся со двора – не ровня ему неимущий батрак. А к Коржу тем временем начал захаживать зажиточный лях и дело повернулось к свадьбе.
Явился Петрусь в шинок, да не берет его горе сивуха. Тут и нашел его Басаврюк и пообещал этой беде помочь. Наказал Петру завтра, как раз в ночь на Ивана Купала, отправиться за цветущим папоротником в дикое место Медвежий овраг.
Темно и страшно в незнакомом лесу, за спиной разные шорохи мерещатся. Сорвал Петрусь чудесный цветок, и явилась перед ним Баба Яга. Пошептала колдунья, велела подбросить цветок, а где упадет он на землю, там и рыть.
Раскопал он клад, но не дается в руки сундучок, пока кровь не прольется.Подвели к нему ребенка, узнал он Ивася, накинулся на ведьму.
Но показали ему , что под землей спрятано и потерял он рассудок, загубил невинного ребенка.
Прибежал Петр домой и проспал двое суток подряд, а придя в себя, все старался вспомнить, как у него клад оказался.
Корж золоту обрадовался, свадьбу устроил пышную. Только отсутствовал там маленький Ивась, которого, проезжие цыгане с собой увели.
Зажили молодые в достатке. Но скоро заметно стало, как Петрусь изменился – сидит весь день и думает о чем то, извелся весь. Жена и к знахаркам обращалась, и травки заваривала, да только все впустую. Решилась она на крайнее средство – отправилась за знаменитой колдуньей в Медвежий овраг.
Узнал ее Петр, запустил в ведьму топором, а на ее месте показался Ивась, залитый кровью. В ужасе бросилась жена из хаты. Когда люди ворвались в дом, они нашли лишь кучу пепла на месте Петра и разбитые черепки в мешках.
Жена его постриглась в монахини и наложила на себя обет молчания.
Успех и богатство, приобретенные сомнительным путем, горем и несчастьем для других людей иллюзорны и не приносят счастья.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3094101-vecher-nakanune-ivana-kupala-kakoe-kratkoe-soderzhanie-povesti.html
Краткое содержание повести «Вечер накануне Ивана Купала» | Инфошкола
Гоголь с большим уважением относился к легендам, сказкам, обрядам, хорошо знал верования и все народное творчество.
Примером этого может служить легенда о цвете папоротника, которую Гоголь положил в основу своего рассказа «Вечер накануне Ивана Купала». По сюжету рассказа на одном из украинских хуторов появляется Басаврюк — некий «бесовский человек», который представляет собой олицетворение дьявола и нечистой силы, он не только соблазняет людей, но и сводит их с ума.
Басаврюк дарил крестьянам дорогие подарки, а уже на следующую ночь с людьми происходили страшные вещи. И избавиться от этих подарков было не так уж и просто: бросишь кольцо или ожерелье в воду, а оно не тонет и возвращается обратно.
На том же хуторе жил бедный рабочий Петр Безродный, который имел «всего-навсего одну серенькую свитку». Он был влюблен в дочь своего зажиточного хозяина, красавицу Пидорку.
Конечно же, отец девушки изрядно разозлился, когда случайно увидел, как его дочь целуется с Петром, у которого ничего не было за душой.
Отец Пидорки принимает сватов от напыщенного богатого шляхтича, а Петр пытается утопить свое горе в рюмке.
Именно в кабаке Петр Безродный и встречает Басаврюка и заключает с ним соглашение, еще не понимая, что заключает сделку с самим дьяволом.
Несмотря на все ужасы, что мерещиться парню, он должен будет уйти в ночь на Ивана Купала в Медвежью балку и сорвать там цвет папоротника.
Однако парень и не догадывается, что ему придется пойти еще дальше и пролить кровь невинного ребенка — младшего брата своей возлюбленной — Вани.
Сначала человеческое естество Безродного пыталось протестовать и он даже замахнулся на ведьму, которая появилась перед ним, ножом. Но Басаврюк напомнил Петру об их соглашение, ведьма топнул ногой: на том месте земля разверзлась и открыла парню кучу драгоценностей. Глаза Петра загорелись на такое богатство, его ум затуманился и, не помня себя, Петр убил малого Ваню.
На следующий день Петр проснулся среди мешков с драгоценностями, но ничего не мог вспомнить. Однако, как это чаще всего бывает, сокровища, добытые при помощи дьявола, не делают человека счастливым.
Петр все время пытался вспомнить, что с ним происходило в тот страшный вечер на Ивана Купала и более ни о чем не мог думать.
Не помогла ему и любимая Пидорка, которая пыталась спасти омраченный ум парня и помочь своему любимому.
В закрытой комнате Петра совершались ужасные вещи, а через некоторое время крестьяне нашли в ней только черепки и кучку пепла. Такой была плата Петра за дьявольское богатство, плата за невинно пролитую кровь.
Персонажи рассказа Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» ярко изображены в лучших фольклорных традициях, для чего автор использовал сравнения и эпитеты. Пейзажи, изображенные в произведении, что дополняют фантастический мир, в котором безнаказанно действует нечистая сила. В народном стиле изображены все чудеса и превращения, так же изображена и ведьма, что появляется перед Петром.
Несмотря на то, что рассказ написан на русском языке, Н. Гоголю удалось мастерски передать украинский колорит легенды. Вполне оправданно и гармонично смотрятся в произведении украинские поговорки и отдельные слова.
Творчески переосмыслив народную легенду о цвете папоротника, Гоголь создал оригинальное и неповторимое художественное произведение, которое вызывает интерес у читателей многих поколений, который заставляет сопереживать трагической судьбе героев рассказа, любоваться прекрасным народным языком повествования и искать ответы на вечный вопрос — как научиться противостоять соблазнам, которые во все времена преследуют людей.
Источник: https://info-shkola.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-vecher-nakanune-ivana-kupala/
Вечер накануне Ивана Купалы
Вы здесь
× Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT в функции mobile_theme_detect_php() (строка 109 в файле /var/www/www-root/data/www/reedcafe.ru/sites/all/modules/mobile_theme/mobile_theme.module).
Повесть Вечер накануне Ивана Купала была написана Николаем Гоголем, и впервые опубликована в 1830 году. Первая публикация повести носила название «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
Считается былью, рассказанная дьячком Покровской церкви. Экранизировали повесть в 1968 году. К тому же по мотивам повести Вечер накануне Ивана Купала был создан мультипликационный фильм под названием «Цветок папоротника».
Читайте ниже краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купала.
Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.
История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тетке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором».
Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный.
Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идет к свадьбе.
Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрет, чем пойдет за ляха, и, когда потрясенный Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветет папоротник.
В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно.
Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из нее собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму.
Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывет огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздается хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже.
Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынею и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребенка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».
Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своем падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом.
Он несет мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и. лица ее меньшого брата. Но еще чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днем сидит, припоминая.
уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.
И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху.
И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынею. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру.
Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тетка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село.
За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил еще его проделки.
Вы прочитали краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купалы. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.
Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Вечер накануне Ивана Купалы не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.
Новиков В. И., Кандахсазова Д. Р, «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении, сюжеты и характеры, русская литература XIX века». Энциклопедическое издание.
Другие краткие содержания
Источник: https://reedcafe.ru/summary/vecher-nakanune-ivana-kupaly
«Вечера на хуторе близ Диканьки» — краткое содержание
Автор | Год написания | Жанр произведения | Главные герои | Кратко, о чём? |
Гоголь Николай | 1831-1832 | повесть | Солопий Черевик – мужик, Хивря – жена, Параска – дочь, Грицько – ее жених.
|
О борьбе человека с нечистой силой и его победах повествует краткое содержание рассказов для читательского дневника |
Сорочинская ярмарка
Мужик с дочерью и женой поехали на ярмарку. К ним присоединяется Грицько. Он ругается с мачехой девушки. На ярмарке все напуганы красной свиткой. За пивом парубок договаривается с Солопием о свадьбе с его дочерью. Они узнают, что когда-то черт потерял свою красную свитку. Парень пустил в ход эту легенду. Спасает будущего тестя от мнимых обвинений и получает в жены Параску.
Вечер накануне Ивана Купала
Корж выгоняет Петруся из-за любви к Пидорке. Парню помогает Басаврюк. За сорванный парубком цветок папоротника предлагает много золота. Но для владения кладом Петрусь убивает маленького брата Пидорки. Корж соглашается на свадьбу дочери с богатым работником.
Петрусь не может ничего вспомнить, заболевает. Жена приводит в дом знахарку, в ней муж узнает ведьму, кидает в нее топор. Она превращается в окровавленного мальчика. Пидорка находит вместо мужа пепел. Золото стало осколками. Девушка становится монашкой. Басаврюка теперь все сторонятся.
Майская ночь, или Утопленница
Левко любит Ганну. Сельский голова не хочет свадьбы сына. Парень рассказывает своей девушке историю о дочери сотника. Мачеха ненавидела падчерицу, выгнала на улицу. Падчерица утопилась и утащила за собой мачеху, которая приняла вид утопленницы.
Левко узнает, что его отец рад жениться на Ганне, и мстит ему. Оказавшийся в полусонном состоянии возле странного дома, парень видит панночку. Он исполняет ее просьбу, находит мачеху между утопленницами. За это получает награду. Проснувшись, обнаруживает грамоту для отца от поручика, который запрещает голове жениться. Голова благословляет сына и Ганну.
Пропавшая грамота
Дед по поручению гетмана отправляется с посланием в царский дворец. Записку зашивает в шапке. Встречается с запорожцем, пьет с ним. Новый знакомый говорит, что заложил душу дьяволу. Поздней ночью сатана должен прийти за долгом. Когда дед проснулся, увидел, что запорожец все у него украл и исчез.
По совету шинкаря он отправляется искать черта. Оказывается среди ведьм, играет с ними в карты. Перекрестившись тайком, выигрывает. Ему возвращают шапку и дают скакуна. Дед не удерживается на коне, падает на крышу своего дома. Он не освятил избу и отправился к царице. Теперь его жена каждый год в это время танцует.
Ночь перед Рождеством
Накануне Рождества Оксана заявила жениху, что ей нужны черевички, как у царицы.Тогда она станет его женой. Солоха принимает одного за другим гостей. Среди них черт, голова, дьяк, Чуб.
Прячет их с мешки, чтобы сын не увидел. Вакула решает вынести их, но встречает Оксану. Прихватив только легкую поклажу, идет к Пацюку за советом. Черт вырывается на свободу.
После борьбы парубок на нечистой силе летит к царице.
Оксана хочет стать женой кузнеца и без царского подарка. В селе говорят, что ее жених утопился. Однако он возвращается с черевичками. Вакула и Оксана поженились.
Страшная месть
Горобец женит сына и приглашает Данилу с женой. Во время благословения молодых проявляется колдун. Он испугался икон и исчез. Данило в замке видит колдуна. Дома ссорится с тестем.
Во сне Катерина понимает, что ее отец и есть колдун. Парень подглядывает, как тесть зовет душу дочери. Зять заковывает его в цепи. Катерина прощает отца. На село нападают ляхи и убивают Данилу.
Его жену забирает с собой Горобец.
Однажды она находит есаула мертвым, сходит с ума, пытается найти отца. Колдун находит ее сам, защищается и убивает дочь. На вершинах гор появляется огромный всадник. В нем оцет девушки узнает того, кого вызывал. Существо закалывает колдуна и отдает голодным мертвецам. Заканчивается произведение песней – трагической историей двух братьев.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Иван – робкий поручик пехотного полка. Родители его умерли, с хозяйством помогает тетушка. Когда она заболевает, Шпонька входит в отставку и по дороге в имение знакомится с Григорием, который владеет селом Хортыше. Родственница Ивана вспоминает, что когда-то село было подарено племяннику. Она хочет, чтобы Шпонька забрал дарственную. Строченко ничего слышать не хочет.
Тетушка придумала женить Шпонька на сестре Строченко. Ивану снится страшный сон, в котором у него много жен. Что случилось дальше, читатель не узнает. Жена Панько, собирателя этих историй, утащила несколько листов.
Заколдованное место
Когда Панько был маленьким, его отец оставил жену с детьми и дедом дома. А сам уехал на базар. Пришли друзья старика. Они выпили и стали плясать.
Танцуя, дед доходил до одной грядки несколько раз и останавливался. Неожиданно оказался за селом возле кладбища. Наступила ночь. На могиле заметил огонек и решил, что здесь зарыт клад.
Днем возвращается с лопатой, но найти отмеченное место не смог.
Вечером копал у заколдованной грядки, ударил по тому месту и снова возник на могиле с кладом. Старик едва справился он с нечистью, отобрал котелок и убежал. Дома посмотрел, а вместо клада – мусор да грязь. Заколдованное место обнес забором.
Вывод (мое мнение)
В повестях переплетаются радость и горе, жизнь и смерть. В каждой из них видна борьба добра и зла, христианства и нечистой силы. Это произведения о людях, их характерах, жизненных ситуациях.
Источник: https://logoprav.ru/literatura/vechera-na-hutore-dnevnik
Николай Гоголь — Вечер накануне Ивана Купала
Николай Васильевич Гоголь
ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА
За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. Бывало, иногда если упросишь его рассказать что сызнова, то смотри, что-нибудь да вкинет новое, или переиначит так, что узнать нельзя. Раз, один из тех господ — нам простым людям мудрено и назвать их — писаки они, не писаки; а вот то самое, что барышники на наших ярмарках.
Нахватают, напросят, накрадут всякой всячины, да и выпускают книжечки, не толще букваря, каждый месяц или неделю. Один из этих господ и выманил у Фомы Григорьевича эту самую историю, а он вовсе и позабыл о ней.
Только приезжает из Полтавы тот самый панич в гороховом кафтане, про которого говорил я и которого одну повесть вы, думаю, уже прочли; привозит с собою небольшую книжечку и, развернувши посередине, показывает нам. Фома Григорьевич готов уже был оседлать нос свой очками, но, вспомнив, что он забыл их подмотать нитками и облепить воском, передал мне.
Я, так как грамоту кое-как разумею и не ношу очков, принялся читать. Не успел перевернуть двух страниц, как он вдруг остановил меня за руку. «Постойте! наперед скажите мне, что это вы читаете?» Признаюсь, я немного пришел в тупик от такого вопроса. «Как что читаю, Фома Григорьевич? вашу быль, ваши собственные слова».
— «Кто вам сказал, что это мои слова?» — «Да чего лучше, тут и напечатано: рассказанная таким-то дьячком». — «Плюйте ж на голову тому, кто это напечатал! бреше, сучый москаль. Так ли я говорил? Що-то вже, як у кого черт ма клепки в голови! Слушайте, я вам расскажу ее сейчас». Мы придвинулись к столу, и он начал:
ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви
Дед мой (царство ему небесное! чтоб ему на том свете елись одни только буханци пшеничные, да маковники в меду) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь — целый день не подвинулся бы с места, и все бы слушал.
Уж не чета какому-нибудь нынешнему балагуру, который как начнет москаля везть,[1] да еще и языком таким, будто ему три дня есть не давали, то хоть берись за шапку, да из хаты.
Как теперь помню — покойная старуха, мать моя, была еще жива, — как в долгий зимний вечер, когда на дворе трещал мороз и замуровывал наглухо узинькое стекло нашей хаты, сидела она перед гребнем, выводя рукою длинную нитку, колыша ногою люльку и напевая песню, которая как будто теперь слышится мне.
Каганец, дрожа и вспыхивая, как бы пугаясь чего, светил нам в хате. Веретено жужжало; а мы все, дети, собравшись в кучку, слушали деда, не слезавшего от старости, более пяти лет, с своей печки.
Но ни дивные речи про давнюю старину, про наезды запорожцев, про ляхов, про молодецкие дела Подковы, Полтора-Кожуха и Сагайдачного не занимали нас так, как рассказы про какое-нибудь старинное чудное дело, от которых всегда дрожь проходила по телу и волосы ерошились на голове.
Иной раз страх, бывало, такой заберет от них, что все с вечера показывается Бог знает каким чудищем. Случится, ночью выйдешь за чем-нибудь из хаты, вот так и думаешь, что на постели твоей уклался спать выходец с того света.
И чтобы мне не довелось рассказывать этого в другой раз, если не принимал часто издали собственную положенную в головах свитку за свернувшегося дьявола. Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал; и что, бывало, ни скажет, то именно так и было. Одну из его чудных историй перескажу теперь вам.
Знаю, что много наберется таких умников, пописывающих по судам и читающих даже гражданскую грамоту, которые, если дать им в руки простой часослов, не разобрали бы ни аза в нем, а показывать на позор свои зубы — есть уменье. Им все, что ни расскажешь, в смех. Эдакое неверье разошлось по свету! Да чего, — вот, не люби Бог меня и Пречистая Дева! вы, может, даже не поверите: раз, как-то заикнулся про ведьм — что ж? нашелся сорви-голова, ведьмам не верит! Да, слава Богу, вот я, сколько живу уже на свете, видел таких иноверцев, которым провозить попа в решете[2] было легче, нежели нашему брату понюхать табаку; а и те открещивались от ведьм. Но приснись им, не хочется только выговорить, что такое, нечего и толковать об них.
Лет — куды! более чем за сто, говорил покойник дед мой, нашего села и не узнал бы никто: хутор, самый бедный хутор! Избенок десять, не обмазанных, не укрытых, торчало то сям, то там, посереди поля. Ни плетня, ни сарая порядочного, где бы поставить скотину или воз.
Это ж еще богачи так жили; а посмотрели бы на нашу братью, на голь: вырытая в земле яма — вот вам и хата! Только по дыму и можно было узнать, что живет там человек Божий. Вы спросите, отчего они жили так? Бедность, не бедность; потому что тогда козаковал почти всякой и набирал в чужих землях не мало добра; а больше оттого, что незачем было заводиться порядочною хатою.
Какого народу тогда не шаталось по всем местам: крымцы, ляхи, литвинство! Бывало то, что и свои наедут кучами и обдирают своих же. Всего бывало.
В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе. Откуда он, зачем приходил, никто не знал. Гуляет, пьянствует и вдруг пропадет, как в воду, и слуху нет. Там, глядь — снова будто с неба упал, рыскает по улицам села, которого теперь и следу нет и которое было, может, не дальше ста шагов от Диканьки.
Понаберет встречных козаков: хохот, песни, деньги сыплются, водка как вода… Пристанет, бывало, к красным девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда! Правда, что красные девушки немного призадумывались, принимая подарки: Бог знает, может, в самом деле перешли они через нечистые руки.
Родная тетка моего деда, содержавшая в то время шинок по нынешней Опошнянской дороге, в котором часто разгульничал Басаврюк, так называли этого бесовского человека, именно говорила, что ни за какие благополучия в свете не согласилась бы принять от него подарков.
Опять, как же и не взять: всякого проберет страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унес бы ноги Бог знает куда; а возьмешь — так на другую же ночь и тащится в гости какой-нибудь приятель из болота, с рогами на голове, и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента. Бог с ними тогда, с этими подарками! Но вот беда — и отвязаться нельзя: бросишь в воду — плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки.
В селе была церковь, чуть ли еще, как вспомню, не святого Пантелея. Жил тогда при ней иерей, блаженной памяти отец Афанасий. Заметив, что Басаврюк и на Светлое Воскресение не бывал в церкви, задумал было пожурить его — наложить церковное покаяние. Куды! насилу ноги унес.
«Слушай, паноче! — загремел он ему в ответ.
— Знай лучше свое дело, чем мешаться в чужие, если не хочешь, чтобы козлиное горло твое было залеплено горячею кутею!» Что делать с окаянным? Отец Афанасий объявил только, что всякого, кто зазнается с Басаврюком, станет считать за католика, врага Христовой церкви и всего человеческого рода.
В том селе был у одного козака, прозвищем Коржа, работник, которого люди звали Петром Безродным; может, оттого, что никто не помнил ни отца его, ни матери.
Староста церкви говорил, правда, что они на другой же год померли от чумы; но тетка моего деда знать этого не хотела и всеми силами старалась наделить его родней, хотя бедному Петру было в ней столько нужды, сколько нам в прошлогоднем снеге.
Она говорила, что отец его и теперь на Запорожье; был в плену у турок, натерпелся мук, Бог знает каких, и каким-то чудом, переодевшись евнухом, дал тягу. Чернобровым дивчатам и молодицам мало было нужды до родни его.
Они говорили только, что если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних.
Но то беда, что у бедного Петруся всего на всего была одна серая свитка, в которой было больше дыр, чем у иного жида в кармане злотых. И это бы еще не большая беда, а вот беда: у старого Коржа была дочка красавица, какую, я думаю, вряд ли доставалось вам видывать.
Тетка покойного деда рассказывала, — а женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицею, — что полненькие щеки козачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно черные шнурочки, какие покупают теперь для крестов и дукатов девушки наши у проходящих по селам с коробками москалей, ровно нагнувшись, как будто гляделись в ясные очи; что ротик, на который глядя облизывалась тогдашняя молодежь, кажись, на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни; что волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен (тогда еще девушки наши не заплетали их в дрибушки, перевивая красивыми, ярких цветов, синдячками), падали курчавыми кудрями на шитый золотом кунтуш. Эх, не доведи Господь возглашать мне больше на клиросе алилуя, если бы, вот тут же, не расцеловал ее, несмотря на то, что седь пробирается по всему старому лесу, покрывающему мою макушу, и под боком моя старуха, как бельмо в глазу. Ну, если где парубок и девка живут близко один от другого… сами знаете, что выходит. Бывало, ни свет, ни заря, подковы красных сапогов и приметны на том месте, где раздобаривала Пидорка с своим Петрусем. Но все бы Коржу и в ум не пришло что-нибудь недоброе, да раз — ну, это уже и видно, что никто другой, как лукавый дернул — вздумалось Петрусю, не обсмотревшись хорошенько в сенях, влепить поцелуй, как говорят, от всей души, в розовые губки козачки, и тот же самый лукавый, чтоб ему, собачьему сыну, приснился крест святой! настроил сдуру старого хрена отворить дверь хаты. Одеревянел Корж, разинув рот и ухватясь рукою за двери. Проклятый поцелуй, казалось, оглушил его совершенно. Ему почудился он громче, чем удар макогона об стену, которым обыкновенно в наше время мужик прогоняет кутю, за неимением фузеи и пороха.
Источник: https://www.libfox.ru/219267-nikolay-gogol-vecher-nakanune-ivana-kupala.html
“Вечер накануне Ивана Купала”, анализ повести Гоголя
Людей издавна притягивали разные тайны: причуды домового, танцы русалок в лунную ночь, шабаш ведьм. В русских сказках герои вынуждены были общаться с нечистой силой, чтобы справиться с испытаниями .
В творчестве Николая Васильевича Гоголя тоже немало нечисти.
Черт помогает герою Вакуле слетать в Петербург к самой царице, а утопленница-панночка дает возможность главному герою Левко жениться на любимой девушке.
Однако связь с нечистой силой рано или поздно потребует расплаты. Как правило, это душа, которую и приходится отдать Сатане за помощь. Это один из самых устойчивых мотивов в мировой литературе.
Звучит он и в творчестве Н. Гоголя. Свой цикл повестей и рассказов под называнием “Вечера на хуторе близ Диканьки” начал повестью “Басаврюк”. Впервые она именно под этим названием появилась в журнале “Отечественные записки” в 1830 году.
Позже повесть получила название “Вечер накануне Ивана Купала” . Эта ночь полна тайн и чудес, ведь, если найти цветок папоротника, то может исполниться самая заветная мечта.
Такую мечту имел главный герой повести – работник Петр Бездомный.
Полюбив Пидорку, дочку хозяина, старого казака Коржа, безденежный Петрусь готов заключить сделку хоть с самим Дьяволом, воплощением которого в повести является Басаврюк.
Как раз в ночь на Ивана Купалу Петро и находит заветный цветок папоротника, после чего ведьма раскрывает перед ним богатства: и золотые червонцы, и драгоценные камни.
А цена за это – смерть безвинного ребенка, шестилетнего брата Пидорки Ивася.
В бешенстве бросился герой с ножом на ведьму, но помутился разум у юноши, и под напором нечисти совершил смертный грех Петрусь. Не помнил он, как оказались у него два мешка с золотом. Вот и долгожданная свадьба, да только нет счастья ни убийце, ни несчастной Пидорке.
Жених ее теперь как проклятый: все силится вспомнить что-то, поэтому больше не веселится, а целыми днями сидит возле мешков с золотом. Да и Пидорка уже не та: “Ни румянца, ни усмешки; изныла, исчахла, выплакались ясные очи”.
Новая встреча с ведьмой возвращает Петру воспоминание о страшном грехе, совершенном им ради любви. Но час расплаты наступает: в ночь на Ивана Купала явившийся призрак Ивася забирает с собой своего убийцу – только горстка пепла остается от несчастного юноши. Узнавшая страшную тайну Пидорка вынуждена до конца жизни замаливать смертный грех за своего мужа.
А в селе вновь появляется Басаврюк, принявший человеческий облик, чтобы приманивать молодцев. Ведь “клады не даются нечистым рукам”, вот так он и приманивает юношей, а после губит. Так проявляется в произведении мотив призрачности богатства, добытого нечестным путем, характерного для украинского и русского фольклора.
В основу сюжета этой повести положены украинские народные легенды и предания об Иване Купала. Первая редакция повести под названием “Басаврюк” вызвала множество замечаний со стороны критиков и читателей. Тогда Гоголь сократил повесть, устранил длинные описания и второстепенные подробности. Например, он не стал давать описание жизни Петро Бездомного.
Больше всего Гоголь изменил финал. Первоначально сюжет повести оканчивался иначе: разбогатевший Петрусь стал скупым, доведя себя и свою жену Пидорку до крайней степени нищеты. Такие мотивы были характерны для нравоописательных повестей 20-х годов XIX века.
Гоголь создал совершенно новое произведение, добившись сюжетной лаконичности. Конечно, фольклорные мотивы звучат и в портретах главных героев, особенно Пидорки, и в описании их свадьбы, и в пейзажных зарисовках всех времен года .
Однако, включив фольклорные мотивы, но отказавшись от нравоучительного морализаторства, автор создал динамичный сюжет.
Получение богатства вызвано меркантильными соображениями, и хотя Петрусь хочет жениться на любимой девушке, его сделка с Дьяволом изначально обречена, ведь ценность всего материального несоразмерна духовно-нравственным началу. Клад становится испытанием для Петра, убившего невинного ребенка и добывшего золото страшной ценой.
За это он и наказан.
Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-po-literature/vecher-nakanune-ivana-kupala-analiz-povesti-gogolya.html