Лондон, 1887 год. В доме Джолиона собралось много гостей по поводу торжества помолвки Джун Форсайт с Босини Филиппом. Внутри семейных отношений между шестью братьями Джолиона, Суизина, Николаса, Роджера, Тимоти прочно заложен закон конкуренции.
Их отец был гордым, из фермеров, работающий каменщиком, подрядчиком и строил дома, имел 10 детей. Сейчас семья относится к самой верхушке английской буржуазии, среди членов которой есть и юристы, финансисты, рантье и члены акционерских обществ.
Разговоры среди них вертятся вокруг денег и всего что с ними связано, а отличает их собственническая самоуверенность. Они выглядят парадно и респектабельно, но среди них есть напряжение и объект недоверия. Это как раз и был тот человек, с которым они пришли знакомиться.
Босини, архитектор, имел прозвище «пират», которое закрепилось среди всех в семействе. А старый Джолин, относится с пренебрежением к жениху внучки и считает, что нахлебается она с ним горя. В ней он души не чает, а она упрямая и с характером.
Старик пытается налаживать отношения с отцом Джун, своим сыном, с которым на самом деле не виделся около 14 лет.
Тогда еще он, будучи молодым отцом, ушел из семьи из-за «недозволенной» любви, жил скромно, работал агентом и писал акварелью.
Он специально подстроил встречу с сыном в клубе, потом пригласил его к себе, а после и сам навестил его дом. Там его сердце задели маленькие внуки Холли и Джолли.
У Сомса, сына Джемса ситуация в семье неблагополучная, но он пытается это скрывать. Форсайты воспринимают его жену как чуждое для их круга. Она была золотовласой и темноглазой, похожей на языческую богиню, которая отличается изысканностью и обаятельностью. После смерти своего отца она остается без средств к существованию и вынужденно выходит замуж за Сомса, который долго добивался ее. Она не любила его, но решила выйти за него, потому что он обещал ей что она получит полную свободу при том, если их брак будет неудачным. Еще в самом начале замужества она поняла, что совершила большую ошибку, ведь муж отвел ей роль всего лишь вещи, которая удовлетворяла его самолюбие. Из-за этого она была холодна с ним, что доводило Сомса до бешенства.
Сомс так преуспевал в делах, что заказал Босини построить новый загородный дом в Робин-Хилле. Его очень тревожила симпатия, которая перерождалась в более глубокое чувство между его женой и этим архитектором. Ирэн вскоре начинает вести разговоры с мужем о разводе, но все напрасно — он считает, что имеет полное право собственности на свою жену и не намеревается потакать ее желаниям.
Среди родственников уже идут слухи о странных отношениях Ирэн с Босини, их стали чаще видеть вместе. Сомса раздражают странные для него расходы Босини при строительстве дома, собирается подавать на него в суд с целью его разорить. В тот момент, когда роман влюбленных достиг самого разгара, у Сомса получилось настоять на своих правах. На следующий вечер влюбленных вместе заметил Джордж, Ирэн в это время рассказывает о том, что случилось, а потом он следил за поведением Босини, который буквально не знал, куда деваться от горя.Старик Джолин становится справедливее и восстанавливает права сына на наследство, после чего чувствует удовлетворение от этого.
На суде выносят решение удовлетворить просьбу Сомса к архитектору, после чего Ирэн уходит из дома, не взяв ни единой вещи. Ее муж в это время не может смириться с тем, что она уйдет из его жизни навсегда.
Старик Джолион решил снова собрать своих близких у себя в доме. Джун просит старика хотя бы заплатить по иску Сомса по делу с Босини, либо вообще купить его дом в Робин-Хилле. Немного погодя всем стало известно, что Босини в эту ночь насмерть сбил омнибус.
Тут вскоре Ирэн приходится вернуться домой, как раненому зверю в нору, она не понимала, как ей жить дальше. Старый Джолион посылает к ней на помощь сына, перед которым Сомс просто захлопнул дверь, объяснив, что не позволит вмешиваться в свою семейную жизнь.
ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ФОРСАЙТАПосле прохождения 4 лет пожилой Джолион все-таки покупает дом Сомса и сам селится в нем вместе с семьей. В это время Джун и его отец с мачехой путешествуют в Испании, Джолион скучает по ним. Прекрасная природа в Робин-Хилле помогает пожилому Джолиону не ощущать свой восьмидесятилетний возраст. Во время его прогулки он встречает Ирэн, а она появляется тут из-за ностальгии по тем временам, когда была счастлива. Они начинают общаться, вместе посещают оперу, а старик поддался ее необычному обаянию. Ирэн задевает его теплота и участие и радует возможность говорить об умершем любимом. Теперь Джолион ждет пока вернется сын чуть ли не со с трахом и его мучает вопрос: как он объяснит эту действительно странную дружбу. Размышляет о том, что придется признать себя стариком и сдаться на милость любви и забот. Он точно уж не вынесет расставаний с ней — он стал жить этими встречами, а не прошлым, чем обычно живут люди его возраста.
Однажды, сидя в кресле июльским днем он, в ожидании прихода Ирэн и приезда родственников, он умирает.
В ПЕТЛЕВсе действие романа происходит в 1899- 1901 годах.
В доме Тимоти снова собираются родственники, обменяются сплетнями, в то время как старшое поколение поредело — Сьюзен, Суизина, Энн и Роджер.
Старого Джолина тайно похоронили в Робин-Хилле, он первый посмел отказаться от фамильного склепа. И на удивление всем он оставил сбежавшей жене своего племянника, Ирэн, по завещанию 15 тысяч фунтов.
Тогда представления о нем как о истинном форсайте умерли навсегда.
Капитал племянника, Сомса, пока он жил в одиночестве, за 12 лет, вырос необычайно, а у его сестры Уинфид сбежал ее муж Дарти с испанской танцовщицей. В семье его всегда считали бесшабашным, ведь он и деньги никогда не любил, поэтому и не понимал увлечений Форсайтов.
Он даже презирал их за это, а в деньгах ценил только то, что на них можно приобрести «ощущения», а его жена измученная трудностями своей семейной жизни все равно считает мужа своей собственностью. В свои сорок два она осталась одна с четырьмя детьми, благо что хоть разведенный брат помогал ей.
Их объединяла нелепая ситуация неразведенных Форсайтов. Сомс уже нашел себе ту, которая отвечает требованиям и может стать его женой, которая смогла бы родить ему наследника, поэтому начинает переживать о том, что отношения с настоящей женой у него не разъяснены.
Ему самому приходится заниматься процессом по разводу сестры и желает быстрее заняться своим.
Молодой Джолион сейчас переживает лучшие времена — его картины стали быстро раскупаться, а Джун, привыкшая опекать тех, кому живется туго, берет опеку над будущими гениями артистического мира и мечтает о приобретении выставочного салона. Джолион после того как умер отец стал обеспеченным человеком и несколько лет как был вдовцом. Неожиданно для него в Робин-Хилл Сомс привозит Бэла Дарти, который собрался поступать в Оксфорд, в котором учился сын Джолиона Джолли и предлагает их познакомить. Вэл и Холли с первого взгляда влюбляются, а Сомс просит Джолиона быть посредником в его бракоразводном процессе с Ирэн.
Теперь Джолион сам уезжает к Ирэн, с которой не виделся 12 лет и замечает, что она также красива как раньше и то, что жизни Сомса и Ирэн парализованы, словно находятся они в петле. Ирэн подмечает, что те, кто не живут, значит и не стареют и с радостью принимает предложение развестись.
Сомс посещает ее только пока их объединяет одно дело — подготовка к разводу, признается ей, что она до сих пор его волнует и покидает ее с тревогой. На ее 37-и летнюю годовщину он снова навещает ее и дарит ей бриллиантовую брошь, предлагает ей все забыть и родить ему сына, на что она словно ударяет его словами: «Лучше помереть». Избегая его, она уезжает заграницу, а он устанавливает за ней слежку, с помощью сыскного агенства. Джолион встречается с ней в Париже, потом туда приезжает и Сомс, снова для того, чтобы сломить ее сопротивление. Ей снова приходится скрываться.Судебный процесс Уинфид заканчивается решением восстановить супружеские права, через некоторое время ее муж Дарти возвращается и она его принимает.Джун решила стать сестрой милосердия, Вэл и Холли обручаются. Джолли хочет помешать этому союзу и подговаривает Вэла записаться добровольцем на фронт, Холли с Джун едут в Африку.
После отъезда своих детей Джолион чувствует одиночество, но все заканчивается с приездом Ирэн, с которой они соединяют свои судьбы. Пока она жила в Париже, узнала о многих проделках Сомса, который намерен всю вину возложить на нее и согласна с тем, что для нее лучше будет с ними согласиться. Позже Джолион узнает о смерти сына от дизентерии и тяжело это переживает.
На своем бракоразводном процессе Ирэн не присутствовала, в это время она путешествовала по Европе вместе с Джолионом, поэтому у Сомса все получилось и уже через полгода он играл свою свадьбу с Аннет. Вэл с Холли поженились в Африке, потом его ранили и он просит дедушку Джемса купить участок земли для разведения лошадей.
Сомс снова переживает: его племянник женится на дочери его соперника, Ирэн рождает сына. Его Аннет мучаясь в тяжелых родах рождает дочь, Флер и после этого не сможет иметь детей. Накануне его отец умирает, а Сомс, зная что он всегда мечтал о внуке, говорит ему что у него родился сын.
Не смотря ни на что, Сомс чувствует торжество и чувство обладания.
СДАЁТСЯ ВНАЁМ1920 год. Джолиону 72, его брак с Ирэн длится уже 20 лет. Сомс обожает свою дочь, в то время как с женой они чужие люди. Ему уже исполнилось 65 лет, а Аннет 40. Сомс не обеспокоен даже тем, что вокруг его жены увивается богач Профон Проспер, а о своих родственниках он уже почти ничего не знает, кроме того что тетки умерли, форсайтской биржи нет, Тимоти исполнился 101 год и он страдает слабоумием, а Вэл вернулся с Африки и купил имение в Сассексе.
Сомс стал коллекционером, многое стал понимать в картинах и однажды, на одной выставке, владелицы Джун, он встречает Ирэн с ее сыном, Джоном. Он очень недоволен тем, что ее дочь знакомится с Джоном и объясняет ей что ни давно с ними во вражде.
В гостях у Вэла и Холли случайно встречаются Джон и Флер, там и завязывается их роман. Джолион предупредил всех, чтобы больше не было разговоров о причинах вражды.
Сомса очень волнует увлечение дочери и отдает предпочтение ее добивающемуся поклоннику и будущему обладателю земельных владений, Монту Майклу.
Ирэн тоже беспокоиться о том, что ее сын хочет иметь общее с той ветвью Форсайтов и увозит его на 2 месяца в Испанию. Джун опекает своего одинокого отца Джолиона и упрекает его в малодушии, говорит, что нужно было все рассказать Джону.
Для чего же делать несчастными людей из-за какого-то прошлого, если они и в правду любят друг друга.
Флер, рассматривая фотографии отца, видит на них Ирэн и горит желанием узнать, что это значит, ответ она находит у Профон. По словам Сомса к Флер, очень плохо оказалось то, что она унаследовала страсть к сыну Ирэн, говорит, что его чувству уже 35 лет, а пока их короткое знакомство не затянулось, советует ей оставить это безумное увлечение, которое не кончится благополучно.
Джолиону становится все хуже и хуже, поэтому он отправляет письмо сыну, в котором разъясняет о прошлом и требует расстаться с Флёр. Тот тяжело воспринимает темное прошлое, но не успевает поговорить с отцом лично, как тот умирает. Сомс воспринимает это как возмездие, ведь Джолион наслаждался отнятым его домом и женой.
Упорная Флёр заставляет отца ехать к Ирэн, он же приехав, снова видит свой дом, строитель которого украл его счастье, есть какая-то ирония от того, что Флёр может быть в нем хозяйкой. Там Джон ему объясняет, что он желает выполнить волю своего отца и поэтому он не будет больше встречаться с Флёр. Сомс конечно, рад, что он «освободил» свою дочь, пусть ценой ее счастья, но его зацепило и то, что и эта семья сама отвергла ее.В итоге, Флёр дает согласие на свадьбу с Майклом Монта, но не подавая вида очень переживает расставание с Джоном. После пышной свадьбы молодые отправились в путешествие.
Тимоти умирает, а форсайтский дом сдается внаем, вещи распродают на аукционе, охотников на которые немного. У Сомса с ними связано много воспоминаний, ему горько думать о том, что исчезает последний уют старого мира. В галерее он в последний раз увидел Ирэн. Она собралась уезжать к сыну, в Колумбию, где он купил землю, а их дом в Робин — Хилле продается.
Краткое содержание романа «Сага о Форсайтах» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сага о Форсайтах». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/golsuorsy/saga-o-forsaitah/
Джон Голсуорси «Сага о Форсайтах»
История семейного клана представителей крупной буржуазии, в чьих судьбах, как в зеркале, отразилась судьба самой Англии на переломном периоде конца XIX — начала XX века.
Эпоха модернизма, Первая мировая, «джазовая культура» 20-х гг. — три поколения Форсайтов отражают, кажется, все типы личности этих эпох.
Но эта типичность образов героев эпопеи Голсуорси — лишь рамка для действительно интересного, увлекательного повествования о мужчинах и женщинах, любви и измене, ревности и ненависти, дружбе и предательстве.
- Содержание цикла:
- Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
- Входит в:
1929 г. 1929 г. 1929 г. 1946 г. 1951 г. 1956 г. 1956 г. 1957 г. 1958 г. 1958 г. 1960 г. 1960 г. 1962 г. 1962 г. 1973 г. 1982 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1983 г. 1988 г. 1988 г. 1988 г. 1988 г. 1992 г. 1992 г. 1992 г. 1992 г. 1992 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1994 г. 1994 г. 1997 г. 1998 г. 1998 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2017 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2012 г. 2013 г. Издания на иностранных языках: 1949 г. 1950 г. 1952 г. 1954 г. 1976 г. 1985 г. 1991 г. 1994 г. 2002 г. 2002 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г.
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Adiga-man, 15 декабря 2014 г.
О любимых вещах всегда трудно писать, не мне вам об этом рассказывать. Книгу я получил вследствие удачного книгообмена и до сих пор я не знаю, почему выбрал именно эту книгу.
Наверное, потому что эта книга давно была на слуху, и я решил прочитать его, составить о нем свое, скорее всего, нелестное мнение и покончить с ним раз и навсегда.
Как ни странно, за книгу я принялся всего несколько месяцев спустя, но когда Голсуорси на первых страницах обрушил все семейство Форсайтов мне на голову, я испугался и ретировался.
И потому еще удивительней тот факт, что я снова взялся за книгу всего месяц спустя с твердым намерением не давать спуску ни Форсайтам, ни самому Голсуосри. И я действительно с трудом продирался первые страниц 100 через дебри имен, родственных связей и годовых доходов, пока более или менее не освоился в мире Форсайтов. И тут началось сплошное блаженство.
Я не могу сказать, в чем заключается обаяние этой книги. Одно могу сказать с уверенностью, язык у Голсуорси просто божественен. Поясню.
Я отношусь к категории тех читателей, которые проглатывают побыстрее очередную книгу, чтобы приняться за следующую и на таких мелочах как описания, особенно описания природы, место действия и т.д. просто не задерживаются, а то и пропускают их, если они затянутся.
И не было такого, чтобы я читал эти самые пресловутые описания или рассуждения с таким упоением, как у Голсуорси. Я не буду расхваливать стиль и изложение Голсуорси, потому что я не могу смело утверждать, что он уникален.
Может, свою лепту к моей любви к этой книге внес хороший сюжет и великолепные герои, которым сочувствуешь всем и каждому, в независимости, по какую сторону баррикад они находятся.
Я всегда считал, что если автор может преподнести отрицательного героя так, чтобы читатели могли ему сопереживать, а то и влюбиться в него, то это чертовски хороший писатель. У Голсуорси это более чем получилось с Сомсом.
А если мне вовремя не остановиться, то я буду говорить об этой саге очень долго, и у меня, если честно, просто руки чешутся пройтись про всем героям и рассказать про каждого в отдельности, но я заблаговременно ретируюсь, пока меня не накрыл словесный понос.
Astrall, 27 января 2017 г.
Очень неприятная концовка книги. Все время пыталась сочувствовать Ирэн, честно старалась понять, не получилось, в финале я ее просто возненавидела. Лицемерка и ханжа
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) выйти замуж за двоюродного брата мужа можно, а позволить сыну женится на дочери бывшего мужа нет легко и походя ломала судьбы всех кто был рядом, красивой бабочкой порхала по жизни эгоистично считая что все ей должны. От всей души презирала труженика Сомса, не смотря на то, что сознательно вышла за деньги и т.д. Наверно слишком эмоционально пишу, но только что дочитала и просто накипело.
- Может все дело в том, что что там себе думает Ирэн мы не видим, наверно задумка была оставить ее женщиной загадочной,такая воплощенная прекрасная мечта, зато мы знаем что думает и чувствует Сомс, его образ получился объемным и многогранным, и в результате картонная Ирэн не вызывает эмоций и читатель поневоле начинает сочувствовать Сомсу.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)Флёр считай повезло, уберег бог от такой свекрови и ее инфантильного сынка.
vaz-1987, 31 января 2019 г.
На протяжении всех трех томов не покидало ощущение того, как мастерски это сделано. Независимо от описываемого времени и возраста автора на момент написания.
Тяжеловесность слога у молодого Голсуорси в первом романе еще больше усиливает впечатление от прочитанного: 19 век — торжественный и неторопливый, 20й — легкий и стремительный.
Из-за тяжести слога я в первых главах не сразу понял «на чьей стороне автор». Поначалу казалось, что Голсуорси всерьез занимает сторону блестящих обстоятельных Форсайтов-стяжателей.
И лишь потом сквозь тяжелые строки «Собственника» стали просвечивать Красота и Любовь.
Впечатление «праведности» форсайтского образа жизни усиливается еще и благодаря тому, что Босини, воплощение сумбура, творчества, жизненной энергии, выписан не в романтической традиции, а довольно неприятным персонажем.
Большие временные шаги между романами в первом томе выглядят как роскошь. В «Современной комедии» события происходят подряд и это выглядит не так веско и основательно. При прочтении первой книги кажется что у автора в запасе вечность.
Глобальность «родового гнезда» Форсайтов захватывает, обволакивает. Начинаешь разбираться в семейных связях шести братьев, четырех сестер и десятков их детей и племянников.
А потом втором томе все связи обрываются, родственники пропадают с горизонта, и нет ни форсайтов, ни саги.
Основной сюжетной линией первого тома является проникновение в мир буржуазных Форсайтов подлинных ценностей, «заражение» семьи бактериями человечности, любви, доброты. Старый Джолион, Джемс, Уинифрид Дарти с годами становятся сентиментальнее, и … человечнее. Голсуорси описывает эту перемену как удивительное событие, и потому «Сагу» интересно читать.
Несмотря на внешнюю неподвижность сюжет романа очень динамичен: масса внутрисемейных коллизий и происшествий, которые имеют последствия и по разному отзываются на членах семьи.
Из главного злодея — неприятного типа, чуждого любым проявлениям человеческих чувств, которого я представлял себе повзрослевшим Драко Малфоем, Сомс Форсайт превращается в оплот английского здравомыслия, поборника традиционных ценностей и невероятно любящего отца. Это превращение настораживает — до самого конца я ждал подвоха, которого не оказалось.
А оказались слезы, вызванные его трагической гибелью в конце второго тома. Голсуорси показал мир глазами человека-собственника, которого названная выше болезнь, поразила последним из старых Форсайтов.
Еще одной из основных сюжетных линий является борьба героев с предрассудками буржуазного светского английского общества.
Мнение общества составляет непрерывный фон для повествования во всех романах, и зачастую герои проигрывают в неравном сражении с чужими домыслами и пагубными последствиями. Соглашусь с одним из авторов отзывов в том, что Голсуорси пожалуй если не самый, то очень английский писатель.
Англия присутствует почти на каждой странице романов «Саги»: как непосредственно страна и государство с политикой и реформами, так и исподволь — как привычки, обычаи и способ мыслить.
Также довольно странно русскому читателю читать об английской природе — лугах, дорогах, лесах, особенной зеленой траве. Но видимо природа есть в каждой стране, как и политические проблемы, консервативный парламент и закоснелый способ мыслить и принимать решения.
В центре каждого романа «Саги» — молодая запретная любовь, бросающая вызов обществу: Ирэн Форсайт — Филип Босини, Вэл Дарти — Холли Форсайт, Флер (Форсайт) — Джон (Форсайт). Удивительно до чего трогательным и нежным бывает внешне светский и благопристойный Голсуорси.
Он несет юношескую любовь как Пастернак «звезду до садка» — трепыхающейся в ладонях. Любовь — как раз та сила, которая противостоит форсайтизму, основанному на чувстве собственности. Нельзя сказать, что Голсуорси оптимист — любовь у него чаще проигрывает сражения. Пожалуй, брак Вэла и Холли — единственный бесспорно удачный конец любовной истории.
Все остальные оканчивались трагично. Хотя это и дало пищу для сюжета второму тому.
Не могу обойти вниманием совершенно изумительные интерлюдии. Короткие потрясающие по красоте и чувству рассказы. Первый «Последнее лето Форсайта» — о старом Джолионе — сентиментальном старике, на закате жизни которого в нее вошла Красота в лице Ирэн.
И второй — «Пробуждение» — о маленьком Джоне Форсайте, для которого по новому открывается любовь к матери. Меня как молодого отца этот рассказ чрезвычайно взволновал.
Моему сыну только исполнилось три, и я пытаюсь следить за всеми его попытками понять окружающий мир.
Особенно интересным для меня было строительство дома в Робин-хилле. На момент чтения саги мы с супругой организовали проведение ремонта в квартире у тещи. Бюджет ремонта оказался значительно превышен, что вызывало недовольство заказчицы, а я утешал жену ответными письмами Филипа Босини Сомсу Форсайту.
В каждой трилогии описан судебный процесс: в «Саге» — развод Сомса и Ирэн, в «Комедии» — о защите чести и достоинства между Флер и Марджори Феррар, в «Конце главы» — о разводе Клер и Джерри Корвен.
Я ничего не знаю об английском суде и совсем немного о российском, но сцены допросов и заседаний захватывали меня почище иных приключенческих историй. Удивительно, что слежка являлась официальным способом добычи доказательств, хотя и считалась занятием недостойным.
А судебное заседание у Голсуорси всякий раз ставит диагноз людям, которые в нем участвуют. Особенно это заметно в последней книге.
Несколько раз после прочтения еще пролистал, но никак не обнаружил сцены изнасилования Сомсом Ирэн. Видимо оно (насилие) настолько тонко подразумевалось, что я для данного текста оказался слишком черствым и неповоротливым.
Пожалуй, отзыв получился несколько сумбурным. Может быть, это связано с тем, что я дочитал все три тома и только потом принялся его писать. Если кратко — зря боялся жанра и объема. Мне очень понравилось. Еще один цикл, в который можно погрузиться на пару месяцев, в мою копилку.
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work270643
Читать
- Джон Голсуорси
- Собственник
- (Сага о Форсайтах – 1)
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Название «Сага о Форсайтах» предназначалось в своё время для той её части, которая известна теперь как «Собственник», и то, что я дал его всей хронике семьи Форсайтов, свидетельствует о чисто форсайтской цепкости, присущей всем нам.
Против слова «Сага» можно возражать на том основании, что в нём заключено понятие героизма, а героического на этих страницах мало.
Но оно употреблено с подобающей случаю иронией; а кроме того, эта длинная повесть, хоть в ней и говорится о веке процветания и о людях в сюртуках и турнюрах, не лишена страстной борьбы враждебных друг другу сил.
Несмотря на гигантский рост и кровожадность, которыми наделяет предание героев древних саг, они по своим собственническим инстинктам были очень сродни Форсайтам и так же беззащитны против набегов красоты и страсти, как Суизин, Сомс и даже молодой Джолион.
И хотя в нашем представлении эти герои никогда не бывших времён сильно выделяются среди своего окружения – вещь неприемлемая для Форсайта времён Виктории, – мы можем с уверенностью предположить, что родовой инстинкт и тогда был главной движущей силой и что семья, домашний очаг и собственность играли такую же роль, какую играют сейчас, несмотря на все разговоры, с помощью которых их стараются в последнее время свести на нет.
Столько людей в своих письмах ко мне утверждали, будто прототипами Форсайтов послужили именно их семьи, что я почти готов поверить в типичность этой разновидности человеческого рода.
Нравы меняются, жизнь идёт вперёд, и «Дом Тимоти на Бэйсуотер-Род» в наше время попросту немыслим во всех отношениях; мы не увидим больше такого дома, не увидим, возможно, и людей, подобных Джемсу или старому Джолиону.
А между тем, отчёты страховых обществ и речи судей изо дня в день убеждают нас в том, что наш земной рай – и теперь ещё богатый заповедник, куда украдкой совершают набеги Красота и Страсть, чтобы среди бела дня похитить у нас наше спокойствие.
Как собака лает на духовой оркестр, так же все, что есть в человеческой природе от Сомса, неизменно и тревожно восстаёт против угрозы распада, нависшей над владениями собственничества.
«Пусть мёртвое прошлое хоронит своих мертвецов[1]» – это изречение было бы убедительнее, если бы прошлое когда-нибудь умирало.
Живучесть прошлого – одно из тех трагикомических благ, которые отрицает всякий новый век, когда он выходит на арену и с безграничной самонадеянностью претендует на полную новизну. А в сущности никакой век не бывает совсем новым.
В человеческой природе, как бы ни менялось её обличье, есть и всегда будет очень много от Форсайта, а он, в конце концов, ещё далеко не худшее из животных.
Оглядываясь на эпоху Виктории, расцвет, упадок и гибель которой в некотором роде представлены в «Саге о Форсайтах», мы видим, что попали из огня да в полымя.
Нелегко было бы доказать, что в 1913 году положение Англии было лучше, чем в 1886 году, когда Форсайты собрались в доме старого Джолиона на празднование помолвки Джун и Филипа Босини.
А в 1920 году, когда весь клан снова собрался, чтобы благословить брак Флёр с Майклом Монтом, положение Англии стало чересчур расплывчатым и безысходным, точно так же, как в 80-х годах оно было чересчур застывшим и прочным.
Будь эта хроника научным исследованием о смене эпох, мы, вероятно, остановились бы на таких факторах, как изобретение велосипеда, автомобиля и самолёта; появление дешёвой прессы; упадок деревни и рост городов; рождение кино. Дело в том, что люди совершенно неспособны управлять своими изобретениями; в лучшем случае они лишь приспосабливаются к новым условиям, которые эти изобретения вызывают к жизни.
Но эта длинная повесть не является научным исследованием какого-то определённого периода; скорее она представляет собой изображение того хаоса, который вносит в жизнь человека Красота.
Образ Ирэн, которая, как, вероятно, заметил читатель, дана исключительно через восприятие других персонажей, есть воплощение волнующей Красоты, врывающейся в мир собственников.
Было замечено, что читатели, по мере того как они бредут вперёд по солёным водам Саги, все больше проникаются жалостью к Сомсу и воображают, будто бы это идёт вразрез с замыслом автора. Отнюдь нет.
Автор и сам жалеет Сомса, трагедия которого – очень простая, но непоправимая трагедия человека, не внушающего любви и притом недостаточно толстокожего для того, чтобы это обстоятельство не дошло до его сознания. Даже Флёр не любит Сомса так, как он, по его мнению, того заслуживает.
Но, жалея Сомса, читатели, очевидно, склонны проникнуться неприязненным чувством к Ирэн. В конце концов, рассуждают они, это был не такой уж плохой человек, он не виноват, ей следовало простить его и так далее.
И они, становясь пристрастными, упускают из виду простую истину, лежащую в основе этой истории, а именно, что если в браке физическое влечение у одной из сторон отсутствует, то ни жалость, ни рассудок, ни чувство долга не превозмогут отвращения, заложенного в человеке самой природой.
Плохо это или хорошо – не имеет значения; но это так. И когда Ирэн кажется жестокой и чёрствой – как в Булонском лесу или в галерее Гаупенор, – она лишь проявляет житейскую мудрость: она знает, что малейшая уступка влечёт за собой невозможную, немыслимо унизительную капитуляцию.
Говоря о последней части Саги, можно поставить в упрёк автору, что Ирэн и Джолион – эти представители бунта против собственности – посягают как на некую собственность на своего сына Джона. Но, право же, это было бы уже чересчур критическим подходом к повести в том виде, в каком она дана читателю.
Ни один отец, ни одна мать не позволили бы своему сыну жениться на Флёр, не рассказав ему всех фактов; и решение Джона определяют именно факты, а не доводы родителей.
К тому же Джолион приводит свои доводы не ради себя, а ради Ирэн, а довод самой Ирэн сводится к одному: «Не думай обо мне, думай о себе!» Если Джон, узнав факты, понимает чувства своей матери, это, по совести, едва ли можно считать доказательством того положения, что и она, в сущности, принадлежит к породе Форсайтов.
Однако, хотя главной темой «Саги о Форсайтах» являются набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников, автор её не может отвести от себя обвинение в том, что он в некотором роде забальзамировал класс крупной буржуазии.
Как в древнем Египте мумии окружали предметами, необходимыми умершим в загробной жизни, так я попытался наделить образы тёток Энн, Джули и Эстер, Тимоти и Суизина, старого Джолиона и Джемса и их сыновей тем, что обеспечит им хоть малую толику жизни «будущего века», что явится каплей бальзама в стремительном потоке всерастворяющего «прогресса».
Если крупной буржуазии, так же как и другим классам, суждено перейти в небытие, пусть она останется законсервированной на этих страницах, пусть лежит под стеклом, где на неё могут поглазеть люди, забредшие в огромный и неустроенный музей Литературы. Там она сохраняется в собственном соку, название которому – Чувство Собственности.
1922 г.
Джон Голсуорси
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=10351&p=1
Краткое содержание романа Голсуорси «Сага о Форсайтах» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
англ. The Forsyte Saga · 1921Краткое содержание романа
Читается за 15 минут, оригинал — 48 ч
Содержание
- Собственник
- Последнее лето Форсайта
- В петле
- Сдаётся внаём
Действие происходит в Лондоне в 1886–1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, приём в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев — Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти — соперничают, кто из них богаче.
Их отец «Гордый Доссет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строил дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже двадцать одного молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди её членов — финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ.
Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно, блистательно и респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадёжного.
Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини — архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж — сын Роджера — называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни.
Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнёт она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун — крошка с характером и очень упряма.
Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет.
Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной», по форсайтским нормам, любви ушёл от семьи, живёт он скромно, работает страховым агентом, пишет акварелью.
Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит ему, и его сердцем завладевают внуки — малыши Джолли и Холли.
У сына Джемса, Сомса, неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер.
После смерти отца — профессора Эрона — молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся её руки.
Замуж она вышла без любви, поверив обещаниям поклонника, что если брак окажется неудачным, она получит полную свободу.
Уже в самом начале замужества Ирэн поняла, какую ошибку совершила, её тяготит замкнутая сфера, где ей отведена роль прекрасной вещи, обладание которой тешит собственническую самоуверенность мужа. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.
Преуспевающий в делах Сомс поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство.
Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену, и не намерен потакать её сумасбродству.
Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоёвано, Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому неловко и мучительно с нею.
В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов.
Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн.
Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже был в самом разгаре, Сомсу удаётся наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой.
На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюблённых, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.
Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство, он испытывает удовлетворение от этого поступка, расценивая его как месть времени, выпавшим невзгодам, вмешательству посторонних людей в свою жизнь и тому презрению, которым они в течение пятнадцати лет награждали его единственного сына.
На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Сомс не может примириться с мыслью, что она уйдёт из его жизни.
Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она высказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.
Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и был раздавлен насмерть.
Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия. Сомса гнетёт тоска.
Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору; загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться.
Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Сомс, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.
Последнее лето Форсайта
Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьёй.
Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом.
Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестаёт ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.
Прогуливаясь майским днём по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива.
Он невольно поддаётся обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает её отобедать, наносит визит в её скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном.
Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждёт возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придётся признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн.
Он живёт этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днём, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своём кресле вечным сном.
В петле
Действие романа происходит в 1899–1901 гг.
В доме Тимоти, являющемся своеобразной форсайтской биржей, по-прежнему происходит обмен семейными сплетнями и котирование семейных акций. Старшее поколение Форсайтов поредело, нет уже на свете Энн, Суизина, Сьюзен, умирает Роджер. Родные все никак не могут успокоиться по поводу чуть ли не тайных похорон старого Джолиона, скончавшегося в 1892 г.
, тот первый изменил фамильному склепу в Хайгете, наказав похоронить себя в Робин-Хилле. И подумать только — оставил по завещанию пятнадцать тысяч фунтов Ирэн — сбежавшей жене своего племянника Сомса. Тогда-то права старого Джолиона на звание истинного Форсайта рухнули раз и навсегда.
А капитал Сомса за эти двенадцать лет одинокой жизни, в течение которых он мало чем интересовался, вырос необычайно.
У его сестры Уинфрид несчастье: её бесшабашный муж Монтегью Дарти сбежал с испанской танцовщицей. Его и раньше в семье считали «одуванчиком», он никогда не любил деньги ради денег и презирал Форсайтов за их увлечение инвестициями.
Дарти всегда ценил в деньгах то, что на них можно купить «ощущения», Уинфрид, семейная жизнь которой все эти годы была достаточно трудной, пребывает в смятении, несмотря ни на что, она все же привыкла рассматривать непутёвого мужа как свою собственность.
Каково остаться в сорок два года одной с четырьмя детьми! Сомс относится к сестре с участием, оба они в нелепом положении неразведенных Форсайтов. Подобная неопределённость особенно тяготит Сомса в последнее время. Его все сильнее беспокоит мысль о том, что у него нет наследника.
Он присмотрел уже подходящий вариант для новой женитьбы — двадцатилетнюю француженку Аннет, дочку мадам Ламет, владелицы ресторана «Бретань» в Сохо. Сомс занимается подготовкой бракоразводного процесса сестры, да и сам не прочь как можно быстрее расторгнуть брак, фактически закончившийся двенадцать лет назад.
Молодой Джолион переживает период успеха, он в самом авангарде художников-акварелистов, его картины хорошо раскупаются. Джун, всегда принимавшая горячее участие в судьбе тех, кому приходится трудно, опекает будущих гениев артистического мира, мечтает о приобретении выставочного салона. После смерти отца Джолион весьма обеспеченный человек, уже несколько лет он вдовец.
Довольно неожиданным для него становится визит в Робин-Хилл Сомса, явившегося в сопровождении девятнадцатилетнего племянника Бэла Дарти. Юноша собирается на учёбу в Оксфорд, где учится сын Джолиона Джолли, хорошо бы молодым людям познакомиться. С первой встречи Вэл влюбляется в Холли, отвечающую ему взаимностью.
Сомс сообщает Джолиону о намерении расторгнуть брак с Ирэн и просит его выступить посредником в данном деле.
Джолион отправляется к Ирэн, которую не видел двенадцать лет. Огромное впечатление производит на него благородная красота этой женщины, над которой время словно не властно.
Люди, которые не живут, хорошо сохраняются, горько замечает она и с готовностью откликается на предложение о разводе. Но придётся Сомсу инициативу брать на себя.
Как странно парализована жизнь обоих этих людей, размышляет Джолион, словно и тот и другой находятся в петле.
Сомс посещает Ирэн, чтобы форсировать дело о разводе, и вынужден признаться, что эта женщина по-прежнему волнует его. Он покидает её дом смятенный, растерянный, с болью в сердце, со смутной тревогой. Свой следующий визит он приурочивает к тридцать седьмой годовщине рождения Ирэн, приносит в подарок бриллиантовую брошь.
Он согласен все забыть, просит её вернуться, родить ему сына. Как удар хлыста звучит ответ: «Я бы скорее умерла». Стремясь избавиться от домогательств бывшего мужа, Ирэн уезжает за границу. Сомс обращается в сыскное агентство с поручением установить за ней слежку.
Он оправдывает себя тем, что не может и далее пребывать в паутине, а чтобы разорвать её, приходится прибегать к такому гнусному способу. Джолион едет в Париж, где встречается с Ирэн, его запоздалое увлечение переходит в сильное чувство.
А следом в Париж отправляется и сам Сомс с намерением ещё раз сломить сопротивление Ирэн, её нежелание принять разумное предложение и создать себе и ему относительно сносное существование. Ирэн вынуждена снова скрываться от его преследований.
На судебном заседании по иску Уинфрид принято решение о восстановлении в супружеских правах. Расчёт Сомса, что это окажется ступенькой к разводу сестры, не оправдывается, через некоторое время присмиревший Дарти возвращается домой. Жена соглашается принять его.
Вспыхивает англо-бурская война. Джун готовится стать сестрой милосердия. Джолли узнает, что Вэл и Холли обручились. Ему давно уже не по душе молодой повеса, ухаживающий за сестрой. Чтобы помешать этому союзу, Джолли подначивает Вэла тоже записаться добровольцем на фронт. Холли вместе с Джун также отправляется в Африку.
После отъезда детей Джолион ощущает гнетущее одиночество. Но вот приезжает Ирэн, и они решают соединить свои судьбы.
За время пребывания в Париже и так накоплены порочащие Ирэн сведения, которыми Сомс намерен воспользоваться на суде.
Поскольку он необоснованно пытается возложить вину на неё, разумнее будет, чтобы разрубить узел, поддержать его версию. Джолион тяжело переживает известие о смерти сына, умершего на чужбине от дизентерии.
Происходит бракоразводный процесс, на котором Сомс наконец-то обретает свободу, ответчицы нет, Ирэн с Джолионом путешествуют по Европе. Через шесть месяцев празднуется свадьба Сомса и Аннет.
Вэл и Холли в Африке поженились, Вэл ранен и просит дедушку Джемса купить там участок земли и ферму, чтобы он мог разводить лошадей. Для Сомса это очередной удар: родной племянник женился на дочери его соперника, У Ирэн рождается сын, что приносит Сомсу новые страдания.
Он и Аннет тоже ожидают потомство. Но надежда на наследника не оправдывается, рождается дочь, которой дают имя Флёр. Роды у Аннет были тяжёлыми, и больше детей у неё не будет. Умирающему отцу, который давно мечтал о внуке,Сомс вынужден соврать, что у него сын.
И все же, несмотря на постигшее разочарование, он испытывает чувство торжества, радостное чувство обладания.
Сдаётся внаём
Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет — сорок. Сомс души не чает в дочери, Флёр целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон.
О родственниках теперь он мало что знает. Тётки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие.
Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.
Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флёр и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой роднёй находятся в давней вражде.
Флёр и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды — таково было наставление Джолиона.
Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдаёт явное предпочтение другому её поклоннику — Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся её благосклонности. Он постоянно внушает Флёр, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов.
Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюблённых, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть.
Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.
Флёр находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну.
Сомс уговаривает Флёр отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флёр унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца.
Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.
Джолиону с каждым днём все хуже. Предчувствуя, что серьёзного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флёр.
Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца её дней. Жестокое, тёмное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает.
Узнав о его кончине, Сомс расценивает её как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.
Флёр проявляет цепкое упорство. Ей все же удаётся уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флёр может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона.
Тот же решительно объявляет, что между ним и Флёр все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца.
Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой её счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.
Флёр даёт наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.
Умирает Тимоти. На достопамятном форсайтском доме появляется табличка: «Сдаётся внаём».
С аукциона распродаются вещи, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира.
Сомс заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн — Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продаётся.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/49063-kratkoe-soderzhanie-romana-golsuorsi-saga-o-forsajtah.html
Краткое содержание романа “Собственник” Голсуорси Д
Действие происходит в Лондоне в 1886-1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна.
Внутри форсайтского клана, как и в обществе, дарит закон конкуренции, шестеро братьев – Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти – соперничают, кто из них богаче.
Их отец “гордый Доссет”, из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строит дома.
У него было десять детей, и все до
сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже 21 молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди ее членов – финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно и блистательно, респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного.
Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини – архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж – сын Роджера – называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни.
Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун – крошка с характером и очень упряма. Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет.
Тогда молодой Джолион во имя “недозволенной” по форсайтским нормам любви ушел от семьи, живет он скромно, работает страховым агентом, пишет акварели.
Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит к нему в дом, где его сердцем завладевают внуки – малыши Джолли и Холли.
У сына Джемса Сомса неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга.
Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер.
После смерти отца – профессора Эрона – молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся ее руки.
Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства. Преуспевающий в делах Соме поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле.
Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство.
Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену и не намерен потакать ее сумасбродству.
Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоевано. Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому мучительно общаться с нею.
В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов.
Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн.
Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже в самом разгаре, Сомсу удается наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой.
На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюбленных, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя. Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство.
На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Соме не может примириться с мыслью, что она уйдет из его жизни.
Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она рассказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.
Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску.
Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и раздавлен насмерть.
Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия. Сомса гнетет тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору, загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь.
Но Соме, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.
(No Ratings Yet) Loading… Краткое содержание романа “Собственник” Голсуорси ДНовелла В. Т. Нарежного Ирена (*Общие критические статьи) »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-sobstvennik-golsuorsi-d/