Краткое содержание горький сказка случай с евсейкой за 2 минуты пересказ сюжета

Литературное чтение, 3 класс

Урок 33. М. Горький «Случай с Евсейкой»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Прогнозирование содержания раздела по заголовку;

Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Глоссарий по теме

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

  • Диалог — разговор двух героев.
  • Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.
  • Ключевые слова
  • Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 4-11
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 52-54
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  1. На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького
  2. Научимся выделять основные события в рассказе;
  3. Сможем сочинить продолжение рассказа
  4. Основноесодержаниеурока

Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:

  • Ой, люля, та-ра-ра!
  • На горе стоит гора,
  • А на той горе лужок,
  • А на том лужку дубок,
  • А на том дубку сидит
  • Ворон в красных сапогах,
  • Во зелёненьких серьгах.
  • Чёрный ворон на дубу
  • Там играет во трубу.
  • Труба точёная,
  • Позолоченная.
  • Утром он в трубу трубит,
  • К ночи сказки говорит.
  • Сбегаются зверьки
  • Ворона послушать,
  • Пряники покушать.

Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.

Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.

Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Максим Горький известный русский писатель. Жил он в конце 19 — начале 20 веков. Максим Горький — это литературный псевдоним.

Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.

Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество.

Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.

На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.

Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».

Вот как это произошло.

15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи.

Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка.

В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».

  1. Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.
  2. Чтение и анализ произведения:
  3. Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.
  4. Читая произведение, отвечаем на вопросы:
  • Какой случай произошел с главным героем — Евсейкой?
  • Что увидел мальчик на морском дне?
  • С чем сравниваются морские обитатели? Какие слова подбирает автор, чтобы передать, как выглядит и передвигается каждое животное?
  • Евсейка удивился тому, что рыба говорит и он ее понимает. А чему во внешности мальчика удивились рыбы?
  • Сложно найти общий язык собеседникам, так непохожим друг на друга. Нужно быть очень терпеливым и находчивым, чтобы продолжать разговор. Есть ли эти качества у Евсейки?
  • Евсейка оказался действительно терпеливым и вежливым. Старается найти подходящую тему для разговора и не обидеть болтливую рыбу. Но стерпит ли он насмешки?
  • Как же будет Евсейка выпутываться из этой неприятной истории?

Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?

Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.

  • Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:
  • — завязка (Евсейка попадает в воду)
  • — основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)
  • — самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)
  • — развязка (Евсейка возвращается на берег).
  • Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.

В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:

  1. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…
  2. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
  3. Евсейка заснул, а всё, что с ним происходило, — только приснилось ему.

Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» — это рассказ.

Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.

Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

  • Разбортиповоготренировочногозадания
  • 1. Впиши пропущенные слова:
  • — Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?
  • — Папа сказал.
  • — Что такое — папа?
  • — Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
  • — А он рыбу ест?
  • Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!
  • Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:
  • — Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
  • Ответ
  • Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.

2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:

Вымышленные события События, которые могли произойти
  1. Рыбёшка смеётся, разговаривает
  2. Рыба приятно улыбается
  3. Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь
  4. Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут
  5. Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.
  6. Евсейка хотел стать авиатором
  7. Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
  8. Евсейке все приснилось
  9. Ответ
Вымышленные события События, которые могли произойти
  • Рыбёшка смеётся, разговаривает
  • Рыба приятно улыбается
  • Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь
  • Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут
  1. Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.
  2. Евсейка хотел стать авиатором
  3. Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка.
  4. Евсейке все приснилось
  • Разбортиповогоконтрольногозадания
  • Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:
  • 1 вариант
Животное Сравнение
ГолотурияКраткое содержание Горький сказка Случай с Евсейкой за 2 минуты пересказ сюжета мокрый носовой платок
СепияКраткое содержание Горький сказка Случай с Евсейкой за 2 минуты пересказ сюжета стеклянные шарики
СифонофорыКраткое содержание Горький сказка Случай с Евсейкой за 2 минуты пересказ сюжета плохо нарисованный поросёнок

2 вариант

Животное Сравнение
АктинииКраткое содержание Горький сказка Случай с Евсейкой за 2 минуты пересказ сюжета Крупные вишни
Креветки Бабочки ввоздухе
Рыбёшки Мухи

Ответ:

1 вариант

Животное Сравнение
голотурия плохо нарисованный поросёнок
сепия мокрый носовой платок
сифонофоры стеклянные шарики

2 вариант

Животное Сравнение
Актинии крупные вишни
Креветки мухи
Рыбёшки бабочки ввоздухе

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4357/conspect/

Отзыв о рассказе М.Горького «Случай с Евсейкой»

Краткое содержание Горький сказка Случай с Евсейкой за 2 минуты пересказ сюжетаГлавный герой рассказа М.Горького «Случай с Евсейкой» — мальчик по имени Евсейка, который в жаркий день сидел у берега моря на высоком камне и ловил рыбу. Клева не было, жара донимала мальчика и в какой-то момент он, задремав, упал с камня в море.

Читайте также:  Краткое содержание чужая кровь шолохов за 2 минуты пересказ сюжета

Евсейка нырнул и, опустившись на морское дно, уселся на подводный камень, с интересом посматривая вокруг. Он долго любовался обитателями моря, сновавшими вокруг него, пока над его ухом кто-то громко не спросил, кто он такой?

Евсейка увидел перед собой большую рыбу и очень удивился, что она разговаривает. Он знал, что рыбы говорить не могут. А чудеса продолжались. Вокруг него суетились разноцветные рыбки и посмеивались над ним, называя двухвостым.

Большая рыба спросила Евсейку, зачем он приплыл, и мальчик решил сказать, что он просто гуляет. Рыба стала сомневаться, что мальчик гуляет по морскому дну, и высказала предположение, что он – утопленник.

Евсейка обиделся на рыбу и решил доказать, что он может двигаться свободно, но почему-то не смог даже встать с камня. Мальчик испугался, но плакать не стал, потому что в воде слезы все равно не будут заметны.

Евсейка решил выбраться из моря с помощью маленькой хитрости. Он предложил большой рыбе плыть на поверхность, чтобы половить мух. Рыба согласилась, и тогда они вдвоем поднялись на поверхность. Вынырнув на поверхность, Евсейка обнаружил, что он по-прежнему сидит на камне, совершенно сухой, а его удочка плавает далеко в море.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Горького «Случай с Евсейкой» заключается в том, что в экстремальной ситуации не следует терять присутствие духа и паниковать. Поняв, что на морском дне он не может двигаться, Евсейка не стал плакать, а сумел уговорить большую рыбу отправиться с ним на поверхность. Так он выбрался из морского плена.

Рассказ учит не терять бдительность во время монотонной работы. Если человека сморит сон, то это может привести к непредсказуемым последствиям. Евсейка задремал во время рыбалки, свалился с камня, и чудом избежал серьезных проблем.

В рассказе мне понравился главный герой, Евсейка, который даже во сне сумел найти решение проблемы и выбрался с морского дна на поверхность моря.

Какие пословицы подходят к рассказу Горького «Случай с Евсейкой»?

Где стал, там и спал.
Не верь тишине морской: тихо море, покуда на берегу стоишь.
Как ни бейся, на что ни надейся, а себя не теряй.

Он везде, как рыба в воде.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_gorky_sluchay_s_evseykoy/

Горький Максим сказка

  • Горький, Максим
  • Название произведения: «Случай с Евсейкой»
  • Число страниц: 4
  • Жанр: рассказ-сказка
  • Главные герои: Евсейка, большая рыба, самая разная мелкая рыба.

Характеристика главных героев:

  1. Евсейка — любопытный и озорной мальчик.
  2. Добрый и весёлый.
  3. Находчивый.
  4. Сумел найти выход из сложившейся ситуации.
  5. Большая рыба — любопытная и добрая.
  6. Болтливая.
  7. Доверчивая и наивная.

Краткое содержание сказки «Случай с Евсейкой»

  • Очень хороший человек мальчик Евсейка как-то удил рыбу.
  • Ему было очень жарко, и он упал в воду.
  • Попал Евсейка на самое дно и осмотрелся столько необычного и красивого было вокруг.
  • Какая-то большая рыба разговорилась с ним, и Евсейка рассказывал ей про папу, который не ест рыбу, про мух, которые есть на верху.
  • Рыба подумала, что мальчик утопленник, а Евсейка и в самом деле не мог встать на ноги.

Мальчик испугался.

Вокруг него сновали в разные стороны рыбы, многие смотрели на него и смеялись и даже дразнились.

  1. Наконец, чтобы не расплакаться, Евсейка предлагает большой рыбе играть.
  2. Эта идея встречает полное понимание со стороны большой рыбы.
  3. Мальчик предлагает ей всплыть на верх.
  4. Когда рыба поплыла, он цепляется ей за жабры и не смотря на возражения рыбы, не отпускает их.

Так Евсейка и вынырнул. И оказалось, что сидит он на том же камне, что и прежде и к тому же совершенно сухой.

План для пересказа произведения «Случай с Евсейкой»:

  • 1. Евсейка на дне моря
  • 2. Реакция рыб
  • 3. Разговор с морским обитателем
  • 4. Страшный вопрос
  • 5. Рыбы, желающие знакомства
  • 6. План Евсейки
  • 7. Пробуждение

Рисунок — иллюстрация к сказке «Случай с Евсейкой»

Синквейн:

  1. Евсейка.
  2. Любопытный, умный.
  3. Рыбачит, падает, знакомится.
  4. Побывал на морском дне.
  5. Сон.

Главная мысль сказки «Случай с Евсейкой»

Не все, что кажется реальным, оказывается реальностью на самом деле.

Чему учит это произведение:

Попадая в необычные и странные ситуации, сказка учит нас, не терять присутствия духа и искать пути спасения.

А также учит нас не засыпать на солнцепеке, ведь это может привести к солнечному удару.

Краткий отзыв к сказке «Случай с Евсейкой» для читательского дневника

  • Мне очень понравилась история про мальчика Евсейку.
  • Сюжет рассказа увлекает и переносит в тот чудный сон мальчика про подводный мир.
  • Оказывается в нем обитает столько разных рыб и других существ, которые живут своей особенной жизнью, в чем-то очень похожую на жизнь людей.
  • Евсейке понравилось подводное царство, но он все хотел побыстрее назад, на сушу.
  • Евсейка оказался находчивым и смелым мальчиком.
  • Он не растерялся и нашёл способ, как выбраться из воды.

Отрывок из сказки «Случай с Евсейкой», поразивший меня больше всего:

— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!

— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.

— Мух-хи! Вы их любите? Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

— Да…

— Ну что ж? Поплывем!

Пословицы к произведению «Случай с Евсейкой»

Чую, где ночую, да не знаю, где сплю.

Что думается, то во сне видится.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Сепия, голотурия, сифонофор — морские обитатели.

Еще читательские дневники по произведениям Максима Горького:

Сказка «Воробьишко»

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/gorkii-maksim-skazka-sluchai-s-evseikoi

Горький Максим “Случай с Евсейкой” Читательский дневник

  • Горький Максим.
  • Название: «Случай с Евсейкой».
  • Жанр: сказка.
  • Тема произведения: приключения.
  • Число страниц: 8.
  • Главные герои и их характеристика
  1. Евсейка. Маленький мальчик-рыболов. Фантазёр и
    выдумщик. Смелый и находчивый.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Евсейка задремал на берегу и оказался на дне моря. Там он познакомился
с подводными обитателями и придумал способ вернуться на берег.

Сюжет – краткое содержание

  1. Евсейка засыпает с удочкой на берегу и приходит
    в себя уже на морском дне.
  2. Мальчик знакомится с большой рыбой, а прочие
    обитатели глубин обсуждают мальчика.
  3. Евсейка рассказывает о папе, и большая рыба
    думает, что он утопленник.
  4. Мальчик пугается и пытается встать, но не может
    сдвинуться с места.
  5. Он придумывает игру с большой рыбой и цепляется
    за её плавники.
  6. Рыба выносит его на поверхность, и мальчик
    просыпается на берегу.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как мальчик рассказывал про папу и про то,
что тот не ест рыбу из-за того, что она очень костлявая. Это возмутило большую
рыбу, и та обозвала папу Евсейки невеждой.

План произведения для пересказа

  1. Жаркий день.
  2. На морском дне.
  3. Большая рыба.
  4. Мелочь подводная.
  5. Папа мальчика.
  6. Евсейка напуган.
  7. Уговоры большой рыбы.
  8. Путь наверх.
  9. На берегу.
  1. Главная мысль
  2. Подводный мир удивителен и прекрасен, он живёт по своим
    законам.
  3. Чему учит эта книга

Сказка учит фантазировать и воображать, учит познавать мир
вокруг себя. Учит находить выход из сложных ситуаций и не впадать в отчаяние.
Учит любить природу, родителей. Учит не сидеть долго на солнцепёке.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Это замечательный рассказ, в котором мне больше всего понравилась
находчивость мальчика. Оказавшись под водой, он не растерялся и хотя немного
напугался, нашёл выход. Евсейка показал себя очень смелым и находчивым.

  • Новые слова и выражения
  • Актиния подводное растение.
  • Кларнет музыкальный инструмент.
  • Голотурия моллюск.
  • Пословицы к произведению
  • Кто в море бывал, тот лужи не боится.
  • Хорошо море с берега.
  • Мало спалось, да много виделось.
  • Что думается, то во сне и видится.
  • Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/gorkiy-maksim-sluchay-s-evseykoy-ch/

Максим Горький — Случай с Евсейкой: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу.

Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и — бултых! — свалился в воду.

  • Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
  • Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!
  • Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
  • Дом, — не тележка у дядюшки Якова…
    И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
  • — Вы кто такой?
  • Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
Читайте также:  Краткое содержание дойл пляшущие человечки за 2 минуты пересказ сюжета

— Это вы говорите? — спросил Евсейка.

— Я-а…

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и — смеется, разговаривает:

— Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!

  1. — Чешуи — нет, фи!
  2. — И плавников только два!
  3. Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
  4. — Хорош-хорош!
  5. Евсейка обиделся:
  6. «Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»
  7. И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:

Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.

А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

  • — Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
  • «Серьезный какой», — подумал Евсейка.
  • Большая же рыба пристает к нему:
  • — Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?
  • — Папа сказал.
  • — Что такое — папа?
  • — Так себе… Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
  • — А он рыбу ест?
  • Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
  • Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
  • — Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба. — Не все же мы костлявые! Например — мое семейство…

«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

— Вы бывали у нас наверху?

— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба. — Там дышать нечем…

— Зато — мухи какие…

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:

— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура!..»

И, будто бы беззаботно, ответил:

— Так себе, гуляю…

— Гм? — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы— уже утопленник?

— Вот еще! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…

Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали — ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг — господи! — собралось разных морских жителей — числа нет!

  1. На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
  2. — Желаю с вами познакомиться поближе…
  3. Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, — укоряет Евсейку:

— Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

  • — Погодите, я, может, еще авиатором буду, — говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
  • — Позвольте узнать, который час?
  • Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, — запутались в волосах и дергают их.

«Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?

«Дуры! — обиженно думает Евсейка. — У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»

  1. И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, — но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
  2. А болтливая рыба всё спрашивает его:
  3. — Нравится вам у нас?

— Нет… то есть — да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, — ответил Евсей и снова испугался:

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

  • Но вслух говорит:
  • — Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…
  • Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!

— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.

— Мух-хи! Вы их любите?

Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

— Да…

— Ну что ж? Поплывем! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:

  1. — Я — готов!
  2. — Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…
  3. — Ничего!

— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

— Господи! — вскричал мальчик. — Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…

  • А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».
  • Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:
  • Плавниками трепеща,
    И зубаста да тоща,
    Пищи на обед ища,
    Ходит щука вкруг леща!
  • Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:

Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это — штука!

Плыли, плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.

— Ой!

Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

— Ух! — сказал он, улыбаясь солнцу, — вот я и вынырнул.

Читать сказку «Максим Горький — Случай с Евсейкой» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Источник: https://skazki.rustih.ru/maksim-gorkij-sluchaj-s-evsejkoj/

М. Горький. Случай с Евсейкой, с. 52 – 54 | Развивайка

  • Что  увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно. Запиши их.

Морскую звезду; лангустов; краба; точно крупные вишни, актинии; точно мухи, креветки; морскую черепаху; две маленькие зелёные рыбёшки, совсем как бабочки в воздухе; рака-отшельника; большую рыбу; голотурию; морского пузыря; сепия, совсем, как мокрый носовой платок; маленьких рачков; сифонофоры, словно стеклянные шарики.

  • Что  ты думаешь о Евсейке? Какой он?

Маленький, беззаботный, хитрый, быстро находит решение.

  • Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

«Маленький, очень хороший человек», «не испугался», «старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа». 

  • Придумай продолжение сказки, используя слова: никто не поверил, придётся возвращаться, бурлит, сейчас съест, со злостью.

…И быстрей домой побежал. Рассказал он про своё путешествие родителям, но ему никто не поверил. А папа ещё и разозлился:
— Удочку потерял и всё выдумал! — кричит. — Пошли на берег, посмотрим, что там.

Понял Евсейка, что придётся возвращаться к морю. Идёт за папой грустный, — удочка уже далеко уплыла, наверно. Подошли они к берегу и стали искать её. Утомился папа Евсейки от поисков и присел на камень отдохнуть. Глаза прикрыл, ветер с моря прохладой обдаёт — хорошо.

Вдруг слышит — бурлит море, волны так и ходят. Открывает глаза — а напротив большая зубастая рыба пасть открыла, того и гляди, сейчас съест. И говорит со злостью:
— Это кто тут рыбу не любит? Это где в рыбе одни кости?!
И удочкой в бок его толкает. Да так сильно, что свалился папа Евсейки с камня. Встаёт, смотрит, а это Евсеёка нашёл свою удочку и радостно тычет его в бок. Посмотрел папа на Евсейку беззаботно и ласково и сказал:

Читайте также:  Краткое содержание толстой царь и рубашка за 2 минуты пересказ сюжета

— Молодец! А теперь домой, хватит на сегодня приключений!

  • Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или невероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Однажды утром пошёл я на рыбалку. Закинул удочку и тут же поплавок под воду ушёл. Дёрнул я удочку, а она ни в какую не поддаётся. Крючок за корягу зацепился! Вдруг из воды выпрыгивает золотая рыбка в короне: желание, мол, исполню!
— Хочу, — говорю я, — в Подводном царстве оказаться!
Смотрю: креветка на велосипеде по воде мчится.
— Садись, — говорит, — подброшу до царства Подводного.
Ну, и поехали. Побродил  я под водой — скучно.
Тут мимо осьминог проплывает:
— Айда в шахматы играть!
Ну я и сыграл с ним на шахматной камбале. Только проиграл сразу — куда мне с двумя руками против его восьми щупалец!
И тут же огромный ёрш подскочил с сетью и сачком:
— Проиграл! — кричит он.

И раз меня в сеть, как селёдку какую-то! И к берегу быстрей. Выкинул меня из сети на берег, сачком погрозил и уплыл. А я домой пошёл.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Источник: https://razviwaika.ru/m-gorkij-sluchaj-s-evsejkoj-s-52-54/

Краткое содержание Случай с Евсейкой

Максим Горький

Случай с Евсейкой

Маленький мальчик Евсейка удил на берегу моря. Со скуки уснул и свалился в воду. Он не испугался.

Нырнул и достал дна. Смотрит вокруг – хорошо:

“Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни рассеяны актинии… вот цветут-качаются морские лилии, мелькают точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха… и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник”.

Над головой, как кларнет, запищала огромная рыба. Удивился: отец сказал, что рыбы не говорят. Подумал, что он молодец: “немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял”.

Морские жители смеялись над ним: нет чешуи, 2 хвоста, только 2 плавника.

Рыбки дразнят большого рака . Последний обещает остричь им языки.

Большая рыба не отвязалась. Спрашивает, любит ли его отец рыбу. Мальчик соврал . Сказал, что костлявая.

Рыба обиделась: ее семейство не костлявое. Спросила, зачем приплыл. “Так себе, гуляю…”. предположила, что утопленник. Не согласился. Попробовал встать, не может.

Решил плакать, но понял, что слез в воде не видно. Нужно выворачиваться.

Морских жителей множество. “На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит… дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит”. Рыбы не могут его идентифицировать: ни рыба, ни моллюск. “Погодите, я, может, еще авиатором буду”.

“На колени влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках”, спрашивает, который час.

“Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок; везде мелькают сифонофоры, точно, стеклянные шарики…”

Мальчик делает беззаботный вид, пытается свистеть, но в рот попадает вода. Мальчик заявил большой рыбе, что ему скучно. Предложил играть. Та обрадовалась. Предложил плыть наверх, вниз не поплывешь уже . Обещал, что на поверхности мух много.

Рыба спросила, любит ли он мухи. Сказал, да, хотя “любил только маму, папу и мороженное”. Схватил ее за жабры.

Они плыли, плыли, и Евсейка почувствовал, что его голова выскочила на воздух.

“Смотрит – ясный день…, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!”

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/kratkoe-soderzhanie-sluchaj-s-evsejkoj/

Урок 33. м. горький «случай с евсейкой» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

Урок Конспект Дополнительные материалы

Впишите пропущенные слова.

  • — Откуда это вы взяли, что все рыбы —

    ?

  • — Папа сказал.
  • — Что такое — папа?
  • — Так себе… Вроде

    , только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

  • — А он рыбу ест?
  • Тут

    испугался: скажи-ка ей, что ест!

  • Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал

    :

  • — Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

Соотнесите события рассказа и описание событий.

Найдите качества, которые проявляет Евсейка в разговоре с рыбой.

Найдите в отрывке сравнения и выделите их цветом.

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос…

Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распределите события рассказа.

Рыбёшка смеётся, разговаривает. Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь. Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут. Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна. Евсейка хотел стать авиатором Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

Выберите только основные события для краткого пересказа. Лишние пункты зачеркните.

  1. Евсейка рыбачил;
  2. Рыба не клевала;
  3. Евсейка свалился в воду;
  4. Мальчик увидел на дне «множество всяких любопытных штук»;
  5. Евсейка знакомится с морскими обитателями;
  6. С Евсейкой заговаривает большая рыба;
  7. Рыбы дразнят большого рака;
  8. Большая рыба расспрашивает Евсейку;
  9. Рыбы дразнят Евсейку;
  10. Евсейка предложил рыбе поиграть;
  11. Рыбы распевают песни;
  12. Рыба вытаскивает Евсейку на воздух.

«Серьёзный какой», — подумал Евсейка.

О ком он так подумал?

Ответ: о крабе об усатом лангусте о большом раке .

Назовите главную тему рассказа «Случай с Евсейкой», подчеркните её.

Соблюдение правил дорожного движения, путешествие по подводному миру, изучение состава воды.

На что была похожа мимо проплывавшая сепия?

Проплывающая сепия была похожа на на тёплый шарфик на цветную косынку на мокрый носовой платок .

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Источник: http://resh.in.edu.ru/subject/lesson/4357/train/

Урок 44 МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ» | Поурочные планы по литературному чтению 3 класс | Русская литература

Урок 44 МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ»

26.07.2013
11654 0

Цели:
начать
знакомить учащихся с творчеством М. Горького; учить детей видеть реальное и
вымысел в произведении; расширять кругозор учеников; прививать интерес к
литературе; работать над развитием выразительной речи.

Ход урока

I.
Организационный момент.

II.
Вводная беседа. Работа со вступительной статьей.


Мы закончили, ребята, I часть нашего учебника и приступаем к изучению
произведений II части учебной книги. А открывает ее тема… («Были-небылицы».)

– Каких детских писателей вы знаете?

– Есть ли у вас любимые писатели, произведения?

– Как вы понимаете название темы? Какие
произведения, по вашему мнению, помещены в этот раздел?

Высказывания
детей.


Как  же 
правильно  читать  произведение, 
чтобы  лучше понять его? (Постараться
перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке, среди тех
героев, которых он изобразил, мысленно стать участником событий.)

Физкультминутка

III. Работа над произведением.

1.
Подготовка восприятия учащихся к
изучению нового материала.


Открывает тему произведение Максима Горького.

– Знакома ли вам фамилия этого писателя?

Учитель
вывешивает на доску портрет М. Горького.


Вглядитесь  в  это 
лицо.  Каким  вы 
представляете  себе  Горького-человека?

Высказывания
учеников.


Максим Горький – это писательский псевдоним, вымышленное имя. Настоящее имя
писателя – Алексей Максимович Пешков.

  • – Как  вы  думаете, 
    что  заставило  писателя 
    взять  именно такой псевдоним?
  • Высказывания
    детей.

  • Конечно, сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный
    псевдоним, но существует мнение, что фамилию горький
    писатель взял из-за своей горькой судьбы: горького, безрадостного сиротского
    детства в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким
    наказаниям; два класса начального училища, жизнь «в людях» – «мальчиком» при
    магазине «модной обуви», прислугой у чертежника, посудником на пароходах,
    учеником в иконописной мастерской – и трудной юности: случайная поденная
    работа, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на пристани… Имя – Максим – он
    взял в память об отце, который рано ушел из жизни.

– Произведение М. Горького, которое мы прочитаем
сегодня, называется «Случай с Евсейкой».

  1. – Можете вы предположить, о чем будет произведение?
  2. Высказывания
    детей.

  3. Хотелось  бы  вам 
    поскорее  узнать,  какой 
    случай  произошел с Евсейкой?

Учитель
и учащиеся читают сказку М. Горького «Случай с Евсейкой».


  • Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?
  • – Каким вам показался Евсейка?
  • – Каких морских жителей он встретил?
  • – О ком из них вы раньше не слышали?

– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались
в подводном царстве. Как бы вы себя повели?

– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а
что могло быть на самом деле?

IV.
Итог урока.


  1. Какие открытия сделали?
  2. – Что вас особенно заинтересовало?
  3. – Что больше всего понравилось?


Домашнее
задание:
перечитать сказку М. Горького «Случай с Евсейкой»
(с. 4–11, часть 2-я) еще раз, подготовить пересказ от 1-го или от 3-го лица. 

Источник: https://tak-to-ent.net/load/297-1-0-6356

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector