Краткое содержание горький супруги орловы за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Горький Супруги Орловы за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Горький Супруги Орловы за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказ начинается описанием жуткой драки между Орловыми в их квартире, которая расположена в подвале старого и грязного дома купца Петунникова. За дракой наблюдает весь двор во главе с Сенькой Чижиком – учеником маляра – озорным мальчишкой лет 12-ти. Сенька – “страстный любитель всевозможных происшествий”, “полуребенок, полувзрослый, живой и впечатлительный, он, как губка влагу, жадно впитывает в себя грязь окружающей его жизни, на лбу у него уже есть тонкая морщинка, признак, что Сенька Чижик думает”.

Хотя к этим субботним дракам супругов-сапожников все обитатели дома уже привыкли, все равно прибегают поглазеть.

Григорий (муж) всегда побеждал Матрену (жену) и уходил в кабак, а она, кой-как выбравшись из подвала, ждала его возвращения на улице. Ждала она его, чтобы помочь пьяному мужу спуститься в подвал, т. к.

однажды он вывихнул руку, упав с лестницы, и 2 недели не мог работать. Григорий возвращался с чувством вины перед женой и ненавидел ее в эти моменты за то, что она права.

Женаты они были 4-й год, был у них ребенок, но умер, они надеялись, что у них будут еще дети, но их все не было. Жили они очень однообразно, вставали утром, пили чай, работали вместе, Григорий делал чистую работу, требовавшую руки мастера, Матрена делала работу попроще.

Иногда пели, иногда ругались. “Оба они – молодые и здоровые люди – любили друг друга и гордились друг другом. Гришка был такой сильный, горячий, красивый, а Матрена – белая, полная, с огоньком в серых глазах, – “ядреная баба”, – говорили о ней во дворе.

Они любили друг друга,…но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые могли бы дать им возможность отдохнуть друг от друга, удовлетворяли бы естественную потребность человека волноваться, думать, – вообще жить”.

У Орловых не было цели в жизни, поэтому жить им было трудно.Однажды это однообразие было нарушено. Рано утром в их комнату спустился студент-санитар, он интересовался их здоровьем, советовал лучше следить за чистотой, т. к.

в городе начинается холера, задавал вопросы, давал советы, потом ушел.

Весь день супруги находились под впечатлением от его посещения, разговаривали только о нем. Им было очень приятна его забота о них, т. к. больше никому до них и дела не было.

В их мрачном подвале все как будто осветилось энергией молодости и доброты этого студента.

А на следующий день появилась 1-я жертва холеры в доме Петунникова – гармонист Митрий. Григорий дружил с ним, они вместе пили в кабаке по субботам. Григорию всегда нравилось в гармонисте его жизнелюбие, оптимизм, беззаботность. Он был весельчак и красавец, щегольски одевался, в общем очень любил жизнь. Григорий одним из 1-х пришел к нему и не узнал. Это был уже не человек, а скорее труп.

Резкий контраст этот очень поразил Григория, он привел студента, и гармониста увезли.

Григорий решает идти санитаром в холерный барак “прямо в пасть влезу – глотай, а я ногами буду дрыгать” – говорит он о холере. Матрена после некоторых раздумий решается идти вместе с ним. 1-й день на дежурстве прошел трудно, оба они очень устали, затем стало полегче, потому что привыкли.

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-gorkii-syprygi-orlovy-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

Краткое содержание Горький Супруги Орловы

В подвале дома одного купца жили муж и жена. Их фамилия была Орловы. Муж Григорий работал сапожником. Специалистом он был хорошим и заказы у него всегда были. Жена Матрёна помогала ему чинить обувь. Супруги были ещё молодые, вместе жили четыре года.

Но, Григорий любил залить тоску водкой. Когда жена его не отпускала в кабак, он сильно избивал ее. К таким дракам все привыкли и даже наблюдали через маленькое окошко, как все происходило.

Особенно любил комментировать драки Сенька Чижик, помощник маляра. Матрена же всегда ждала Григория с пьянок, чтобы он не упал на ступеньках и ничего себе не повредил.

Однажды, когда он вывихнул руку, они жили в проголодь.

Жизнь супругов Орловых была очень скучна и однообразна, из-за этого Григорий пил. У них был ребенок, но умер. Больше Матрена родить не могла, потому что Григорий ее сильно избивал. Цели в жизни у них не было, интересов общих тоже.

Одним вечером к ним пришёл с осмотром молоденький санитар. В то время в стране бушевала холера. Санитар был очень вежливый и весёлый. Он очень культурно пообщался с супругами. Впечатлений от посещения им хватило надолго. Они только и разговаривали об этом визите.

На утро Сенька Чижик принёс дурную весть: заболел знакомый Григория гармонист Митрий. Григорий вызвал санитаров и они увезли больного. Орлов поехал с ними. Вернувшись из госпиталя, он решил работать санитаром. Деньги платили неплохие и кормили хорошо. Матрёну Григорий взял с собой, чтобы она работала в женском отделении.

Так началась у супругов Орловых новая жизнь. Оба завоевали уважение докторов. Но, другие санитары завидовали Григорию. Его их зависть не пугала, а наоборот подбадривала. Григорий хотел совершить какой-нибудь подвиг, чтобы о нем только и говорили.

Жизнь супругов на какое-то время наладилась. Они вместе пили чай, не ругались, а планировали будущую счастливую жизнь. Матрена очень нравилась докторам своей простотой и трудолюбием. Она не стремилась к славе. Но, женщина стала ценить себя, как человека и личность. Она с ужасом вспоминала прежнюю жизнь.

В больницу попал Сенька Чижик. Он не смог выздороветь. Григорий очень переживал смерть мальчика и стал упрекать жену в том, что она не может родить им ребенка. Тогда Матрёна не вытерпела и высказала всё, что на душе накипело.

Она обвинила Григория в том, что не может родить, а детей очень любит. Женщина больше не боялась своего мужа, и он это почувствовал. Они начали ругаться. На шум прибежал доктор. Григорий обвинил того, что больных они лечат, а живые только мучаются из-за плохих условий жизни.

Матрёна не захотела уходить с мужем и осталась работать в больнице.

Григорий снова запил. После того, как холера прошла, Матрену устроили работать в школу. Она учила сирот шить обувь. Женщина взяла на воспитание двоих сирот и была очень счастлива. Но, к сожалению, Орлова больна: у нее туберкулез.

Григорий же пьёт по кабакам и рассказывает всем о своем беспокойном сердце. Он ненавидит все мировое устройство.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Супруги Орловы. Картинка к рассказу

Краткое содержание Горький Супруги Орловы за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Толстой Алёша Горшок
    Рассказ о молодом парне Алеше. С детства прозвали его Горшком, из-за того, что однажды он нес горшок по просьбе матери и разбил его. До 19 лет жил Алеша с сестрой и родителями в деревне, пока его брат служил в городе у купца.
  • Краткое содержание Ёлка с сюрпризом О. Генри
    В рассказе «Ёлка с сюрпризом» главный герой — мужчина по имени Чероки — находит золото и приглашает друзей приехать и отметить это событие. Люди собираются вместе и решают создать посёлок около месторождения драгоценного металла
  • Краткое содержание Лондон Мартин Иден
    Мартин Иден был простым моряком. В свои двадцать лет ему пришлось испытать многое. Единственным человеком, который был ему дорог, это его сестра Гертруда. Однажды в порту он столкнулся с пьяными хулиганами
  • Краткое содержание Живёт такой парень Шукшина
    Действие произведения происходит в Алтайском крае. Автор сначала описывает красоты этой местности, а также опасности, которые возникают на Чуйском тракте.
  • Краткое содержание Чуковский Мойдодыр
    Сказка Чуковского «Мойдодыр» — это одно из любимых и популярных произведений для детей, которое написано в стихах. Автор рассказывает, что случается с непослушными детьми

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/suprugi-orlovy-pereskaz

Анализ произведения Супруги Орловы Горького

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую психологическую новеллу, ключевой тематикой которой является процесс духовного перерождения представителя мещанства в обыкновенного босяка.

Главными персонажами рассказа является супружеская пара Орловых, представленная в образе Григория и Матрены, молодых людей, живущих в браке четыре года, переживших смерть единственного ребенка.

Супруги ведут беспросветную жизнь, заключающуюся в их совместной работе по сапожному ремонту в подвале дома, принадлежащего купцу Петунникову. Жизнь Орловых отличается однообразием, серостью, которая ненавистна Григорию, на которого нападает тоска, результатом чего становится его увлечение алкоголем.

Существование Орловых кардинально меняется во время начала эпидемии холеры, когда по инициативе Григория они попадают в барак с холерными больными, ухаживая за ними. В этот момент Григорий все время посвящает работе, горячо веря в победе над холерой, тем самым вызывая уважение окружающих людей.

Однако спустя время Григорий оказывается разочарованным, понимая бессмысленность своих ежедневных героических подвигов, поскольку видит дальнейшее нищенское существование возвращенных к жизни больных.

О способов изменения данной ситуации Григорий не знает, хотя и осознает бесчеловечность такой несправедливости.

В итоге социальный протест главного героя принимает форму бесцельного бунта, постепенно опуская Григория на дно жизненного существования в отсутствии стремления к свободе.

  • Судьба жены Орлова складывается совсем по-другому, поскольку после окончании эпидемии женщина поступает на работу в школу и начинает воспитание двух сирот.
  • Своеобразием произведения является изображение мучительно трудного пробуждения социального сознания в народных массах, выбора жизненного пути при наличии противоречивых устремлений в виде пережитков старого общественного мировоззрения.
  • Смысловая нагрузка рассказа заключается в необходимости осуществления трудовой деятельности, которая является перспективным направлением в отличие от анархо-индивидуалистического бунта.
  • ← Анализ произведения Дед Архип и Лёнька
    ← Анализ произведения Мещане↑ ГорькийАнализ произведения Дети солнца →
    Анализ произведения Дело Артамоновых →

Краткое содержание Горький Супруги Орловы за 2 минуты пересказ сюжета

  • Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
    Проблематика вырождения элиты является для общества практически всегда актуальной, даже если на какой-то период элита остается целостной и действительно самой достойной частью общества, то со временем эта часть общества частично разлагается
  • Сочинение по картине Рылова Домик с красной крышей 8 класс
    У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.
  • Описание дома и усадьбы Манилова (поместье, интерьер)
    В этом описании и, говорят, везде в жизни дома похожи на своих хозяев. Поместье, как расширенный дом. Тут хозяйственной части уделяется мало внимания (и автором, и самим Маниловым), но есть храм уединенных размышлений – беседка
  • Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)
    Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали.
  • Сочинение Как Васютка выжил в тайге (что помогло Васютке выжить в тайге) 5 класс
    Васюткино озеро прекрасный рассказ, повествующий о мальчике по имени Вася, который, несмотря на, казалось бы, юный возраст, смог выжить, заблудившись в тайге и вернуться домой.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/analiz-proizvedeniya-suprugi-orlovy

Краткое содержание пьесы "На дне" Горького: пересказ сюжета, пьеса в сокращении

Главная страницаМаксим Горький

Краткое содержание Горький Супруги Орловы за 2 минуты пересказ сюжета
«На дне».
Сцена из спекакля

Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений знаменитого русского писателя и драматурга М. Горького. В этой статье представлено краткое содержание пьесы «На дне» Горького: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

— Все материалы по пьесе «На дне»

Действие пьесы происходит в конце XIX — начале XX века.

Господин Костылев и его жена Василиса содержат в своем доме ночлежку для бедных. В ночлежке живет множество бедняков: вор Васька Пепел, бывший чиновник Барон, шулер Сатин, слесарь Клещ и его больная жена Анна, спившийся Актер и другие.

Злые, подлые Костылевы создают в ночлежке тяжелую атмосферу. 26-летняя Василиса обманывает своего 54-летнего мужа с вором Васькой Пеплом. Однако Пепел охладевает к ней и начинает ухаживать за ее 20-летней сестрой Наташей, доброй и милой девушкой. Василиса из ревности избивает сестру время от времени. 

Дядя девушек, полицейский Медведев, хорошо знает о зверствах Василисы, но ничего не предпринимает. Также дядя знает, что супруги Костылевы скупают краденое у вора Пепла, но прикрывает их «темные дела».

Однажды в ночлежке поселяется новый жилец — старик Лука, беглый каторжник.

Старик жалеет несчастных обитателей ночлежки и не говорит им жестокой правды об их жизни. Вместо этого старик дает соседям якобы мудрые советы, которые на самом деле только сбивают с толку.

(Так например, Лука лжет Актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков; старик убеждает Наташу стать женой вора Пепла и т.д.).

В конце концов советы Луки приводят к печальным последствиям: однажды в ночлежке происходит драка, в которой Васька Пепел убивает Костылева. После этого Пепел и Василиса попадают в тюрьму, изувеченная Наташа оказывается в больнице и пропадает без вести. 

Читайте также:  Краткое содержание абрамов о чём плачут лошади за 2 минуты пересказ сюжета

Сам Лука бесследно исчезает сразу после трагедии. Пьяница Актер кончает жизнь самоубийством, так и не узнав от Луки адрес лечебницы. Остальные герои продолжают жить в ночлежке. 


Конец.

Таково краткое содержание пьесы «На дне» Максима Горького: пересказ сюжета, произведение в сокращении.Смотрите:

— Все материалы по пьесе «На дне»

— Все материалы по творчеству Горького

Источник: https://www.literaturus.ru/2018/01/kratkoe-soderzhanie-na-dne-gorkij-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html

Супруги Орловы

Рассказ начинается описанием жуткой драки между Орловыми в их квартире, которая расположена в подвале старого и грязного дома купца Петунникова. За дракой наблюдает весь двор во главе с Сенькой Чижиком — учеником маляра — озорным мальчишкой лет 12-ти.

Сенька — «страстный любитель всевозможных происшествий», «полуребёнок, полувзрослый, живой и впечатлительный, он, как губка влагу, жадно впитывает в себя грязь окружающей его жизни, на лбу у него уже есть тонкая морщинка, признак, что Сенька Чижик думает».

Хотя к этим субботним дракам супругов-сапожников все обитатели дома уже привыкли, все равно прибегают поглазеть. Григорий (муж) всегда побеждал Матрену (жену) и уходил в кабак, а она, кой-как выбравшись из подвала, ждала его возвращения на улице. Ждала она его, чтобы помочь пьяному мужу спуститься в подвал, т. к.

однажды он вывихнул руку, упав с лестницы, и две недели не мог работать. Григорий возвращался с чувством вины перед женой и ненавидел ее в эти моменты за то, что она права.

Продолжение после рекламы:

Женаты они были 4-й год, был у них ребёнок, но умер, они надеялись, что у них будут ещё дети, но их все не было. Жили они очень однообразно, вставали утром, пили чай, работали вместе, Григорий делал чистую работу, требовавшую руки мастера, Матрена делала работу попроще.

Иногда пели, иногда ругались. «Оба они — молодые и здоровые люди — любили друг друга и гордились друг другом. Гришка был такой сильный, горячий, красивый, а Матрена — белая, полная, с огоньком в серых глазах, — „ядрёная баба“, — говорили о ней во дворе.

Они любили друг друга, но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые могли бы дать им возможность отдохнуть друг от друга, удовлетворяли бы естественную потребность человека волноваться, думать, — вообще жить».

У Орловых не было цели в жизни, поэтому жить им было трудно.

Брифли существует благодаря рекламе:

Однажды это однообразие было нарушено. Рано утром в их комнату спустился студент-санитар, он интересовался их здоровьем, советовал лучше следить за чистотой, т. к. в городе начинается холера, задавал вопросы, давал советы, потом ушёл.

Весь день супруги находились под впечатлением от его посещения, разговаривали только о нем. Им было очень приятна его забота о них, т. к. больше никому до них и дела не было.

В их мрачном подвале все как будто осветилось энергией молодости и доброты этого студента.

А на следующий день появилась 1-я жертва холеры в доме Петунникова — гармонист Митрий. Григорий дружил с ним, они вместе пили в кабаке по субботам. Григорию всегда нравилось в гармонисте его жизнелюбие, оптимизм, беззаботность.

Он был весельчак и красавец, щегольски одевался, в общем очень любил жизнь. Григорий одним из 1-х пришёл к нему и не узнал. Это был уже не человек, а скорее труп.

Резкий контраст этот очень поразил Григория, он привёл студента, и гармониста увезли.

Григорий решает идти санитаром в холерный барак «прямо в пасть влезу — глотай, а я ногами буду дрыгать» — говорит он о холере. Матрена после некоторых раздумий решается идти вместе с ним. 1-й день на дежурстве прошёл трудно, оба они очень устали, затем стало полегче, потому что привыкли. Живут они на разных половинах барака и не очень часто видятся.

Григорий очень быстро заслужил уважение со стороны старших докторов, т. к. был понятлив, расторопен и хорошо выполнял свои обязанности; и зависть со стороны своих соратников-санитаров. Им овладевает великое желание прославиться своими подвигами, он хочет всем помочь, он хочет поделиться своими мыслями с кем-нибудь, но не с кем, кроме Матрены.

Он часто стал заходить к ней и делиться своими мыслями, которые она плохо понимала, но выслушивала каждое слово. Наступил период успокоения между супругами, они уже не ругались, не дрались, Григорий стал более нежен и заботлив.

Но вместе с мечтами о великом подвиге Григория посещали и другие мысли — о равенстве людей, которого он не видел; почему доктора радуются спасению Мишки Усова, которому место на каторге; мысли о смерти, ее внезапности и неотвратимости; мысли о неясном будущем и т. д.

Продолжение после рекламы:

Матрена тоже стала ценным работником, у неё нет никаких глобальных мыслей и противоречий в душе, как у Григория, но зато у неё повысилась самооценка от осознания своей нужности.

Сама она как будто выросла в своих собственных глазах и теперь уже позволяла себе в разговорах с мужем снисходительный тон. Она все так же любила мужа, но теперь чувствовала, что он ее должник.

Григорий не подозревал даже о проснувшемся в жене самосознании, т. к. даже предположить такого не мог.

В барак привезли Сеньку Чижика, ему нельзя было помочь, он умер. Григория, уже привыкшего к смерти, эта смерть мальчишки потрясла до глубины души. «Мальчишку-то за что?» — воплотил он в один вопрос свои ощущения…Он рассказал Матрене о смерти Сеньки, его разозлила холодность, как ему показалось, с которой жена восприняла эту новость.

Его раздражение внутренними противоречиями перешло в злость на Матрену. Григорий стал корить жену за то, что у них до сих пор нет детей. После этих слов Матрену словно прорвало. Она не могла стерпеть такого несправедливого обвинения от мужа.

Виноват в их бездетности только он: ведь это он бил ее нещадным образом все 4 года совместной жизни «Как ты мучил, истязал меня? Знаешь ли ты, сколько крови из меня лилось после мучительства твоего?  Убивал ты, сам убивал деток-то своих!  Неужто я не как все женщины — не хочу детей!  Вижу дитя чужое — горечью захлёбываюсь от зависти и жалости к себе…».

Григорий не ожидал от жены такого, он был просто поражён. «Она была теперь вдвое сильнее его, он это чувствовал и трусил; не мог встать и ударить ее, как сделал бы, если бы не понимал, что она переродилась, впитав великую силу откуда-то».

Брифли существует благодаря рекламе:

После этого разговора Григорий ушёл и не появлялся до вечера. Он пришёл и стал просить прощения у Матрены, но она лишь отвечала, что ей от него ничего не нужно. Тогда он достал нож, но Матрена не испугалась, а сказала совершенно равнодушно «Эх, кабы ты меня зарезал».

Григорий положил нож и стал жаловаться жене, что он хуже холерного — у него в сердце судороги, он охвачен мыслями о бесцельности человеческой жизни, затем, вновь озверев, стал бить ее, и опять ее равнодушие поразило его. Прибежавший на шум доктор выгнал Григория, который нёс уже совсем несусветный бред, сам осознавая это. Барак он называет морильней, «больных лечите…

а здоровые помирают от тесноты жизни…». Григорий зовёт Матрену уйти вместе с ним, но она твёрдо решила остаться.

Орлов несколько раз подкарауливал жену и бил. После роспуска барака докторша устроила Матрену учить детей сапожному мастерству, ей дали комнату и 12 рублей жалования. Мужа с тех пор она больше не видела. Взяла себе 2-х детей на воспитание, и жила с ними на эти 12 рублей вполне счастливо, хотя и бедно.

Но скорее всего у неё развивается чахотка (туберкулёз), т. к. она кашляет, и на щеках у неё играет зловещий румянец. Это она рассказала автору историю своей жизни.

Автор нашёл и Григория в одном кабаке и долго с ним разговаривал, Орлов все также помышляет о подвиге, но не ради людей, а просто, чтобы плюнуть на всех с высоты своего презрения к ним.

И сказать им: «Ах вы, гады! Зачем живёте? Как живёте? Жулье вы лицемерное и больше ничего!» А потом вниз тормашками и — Вдребезги! О себе он говорит так: «Я родился с беспокойством в сердце… судьба моя — быть босяком!». Его душит ненависть ко всем и ко всему мировому устройству.

Заканчивается рассказ описанием кабака, в котором сидят автор и Орлов. «Тяжёлая дверь кабака, в котором я сидел с Орловым, то и дело отворялась и при этом как-то сладострастно повизгивала. И внутренность кабака возбуждала представление о какой-то пасти, которая медленно, но неизбежно поглощает одного за другим бедных русских людей, беспокойных и иных…».

Источник: https://briefly.ru/gorkii/suprugi_orlovy/

Краткое содержание Супруги Орловы Горький для читательского дневника

Первые страницы произведения показывают нам ужасную потасовку в квартире Орловых, находящейся в маленьком подвальчике дома Петунникова. На эту страшную драку пришли посмотреть местные мальчишки.

Особенно интересно было Сеньке Чижикову, который работал помощником у маляра. Подросток  всем своим видом показывает, что он любит находиться в центре таких событий, и что  уже много понимает в этой жизни.

Скандалы в семье Орловых происходили постоянно каждую субботу, и поэтому все соседи уже привыкли.  Однако, все равно приходит народ, чтобы посмотреть, а потом и посплетничать.

В этой склоке победителем оказывался супруг, который уходил в кабак, и напивался там до изнеможения. А Матрена всегда ждала его возвращения, и помогала мужу спуститься по лестнице, так как боялась, что он в таком состоянии мог бы разбиться.

Однажды  он уже повредил себе руку так, что не мог трудиться две недели.

Супруги вместе жили всего четыре года. Жизнь их была монотонная. Когда-то они потеряли ребенка, и теперь мучились от того, что вдруг оказались бездетной парой.

Григорий выполнял работу более серьезную, Матрена же ему просто помогала. Когда они трудились, то всегда пели. Супруги любили друг друга, но им было скучно жить, так как мысли и интересы отличались.

Эти люди совсем не имели определенной цели в жизни, поэтому эта обыденность для них была тяжела.

Как-то раз их посетил студент, предупредивший их о том, что в городе начинается вспышка страшного заболевания, и поэтому желательно поддерживать в доме чистоту. Он рассказал им о всех мерах предосторожности и ушел. Это визит настолько задел супругов, что они практически целый день только о нем и говорили.

Их охватила радость от того, что о них позаботился хоть один человек. Вскоре от холеры заболел  жизнерадостный и беззаботный гармонист Митрий, самый близкий друг  Григория, с которым они вместе напивались в выходные дни в трактире.

Орлов поразился, как болезнь изменила приятеля, и поэтому они с Матреной решили пойти к больным, чтобы помочь медперсоналу. Целыми днями они выполняли самую тяжелую и опасную работу, но никогда не жаловались, так как уже привыкли к ней.

Вскоре Григория стали уважать доктора, потому что он добросовестно выполнял любое задание .И, конечно же,  санитары сильно ему завидовали. И его никто не понимал, да и мыслями не с кем было поделиться. Часто Орлов посещал Матрену в свободное время на женской половине и делился с ней своими переживаниями.

Супруга всегда его поддерживала, и в этот момент их отношения стали выравниваться. Григорий стал часто задумываться о смысле жизни, о смерти, о предназначении человека на этом свете.

Женщина тоже старалась выполнять порученную работу добросовестно. И хотя ее не тревожили такие мысли, как у супруга, она стала понимать, что она кому-то нужна. Матрена стала по-особому относиться к мужу. Однажды в лазарет привезли Сеньку Чижика, который прожил недолго. Он не смог выдержать эту болезнь.

Смерть мальчика настолько задела душу Григория, что он упрекнул Матрену в ее выдержке, и в том, что она виновата в отсутствии  у них детей. Мужчина совсем не ожидал, что жена выскажет ему все, что накипело у нее за прожитые годы. Она напомнила ему и о его побоях и выпивке, постоянных скандалах.

Орлов, не выдержав такого натиска, просто ушел, а вернувшись, вновь стал с остервенением бить. После этого поступка женщина решила не возвращаться больше к мужу. Впоследствии, он часто ее подкарауливал и колотил. Но Матрена так и осталась одна.

При помощи докторши она проживала в небольшой комнате с двумя ребятишками, которых она взяла на воспитание, и обучала желающих сапожному мастерству. Григорий все так же   можно встретить в трактире, размышлявшем о героическом подвиге, где бы он смог показать свое презрительное отношение к людям.

Рассказ учит нас в этой сложной для всех жизни правильно ставить цель и достигать ее, оставаясь, прежде всего искренними отзывчивыми и душевными людьми.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gorkij/suprugi-orlovy

Максим Горький — Супруги Орловы

— Ах, ты — врёшь? — воскликнул Григорий.

— А я лоханку-то с вечера не вынесла, — виновато сказала Матрёна.

— Я, милые вы мои, хочу расчёт взять. Уйду я… Уйду… в деревню, говорила стряпка.

— Кого забрало? — спросил Григорий, поднимаясь с постели.

— Гармониста! В ночь схватило .. И схватило, сударики, прямо за живот, вроде как бы от мышьяка бывает…

— Гармонист? — бормотал Григорий. Ему не верилось. Такой весёлый, удалой парень, вчера он прошёл по двору таким же павлином, как и всегда. Пойду взгляну, — решил Орлов, недоверчиво усмехаясь.

  • Обе женщины испуганно вскрикнули:
  • — Гриша, ведь зараза!
  • — Что ты, батюшка, куда ты?

Григорий крепко выругался, сунул ноги в опорки и, растрёпанный, с расстегнутым воротом рубахи, пошёл к двери. Жена схватила его сзади за плечо, он чувствовал, что рука её дрожит, и вдруг озлился почему-то.

— В морду дам! Прочь! -рявкнул он и ушёл, толкнув жену в грудь.

На дворе было тихо и пусто. Григорий, идя к двери гармониста, одновременно чувствовал озноб страха и острое удовольствие от того, что из всех обитателей дома один он смело идёт к больному.

Это удовольствие ещё более усилилось, когда он заметил, что из окон второго этажа на него смотрят портные. Он даже засвистал, ухарски тряхнув головой.

Но у двери в каморку гармониста его ждало маленькое разочарование в образе Сеньки Чижика.

Приотворив дверь, он сунул свой острый нос в образовавшуюся щель и, по своему обыкновению, наблюдал, увлечённый до такой степени, что обернулся только тогда, когда Орлов дёрнул его за ухо.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов владимира солоухина за 2 минуты

— Вот так скрючило его, дяденька Григорий, — шопотом заговорил он, подняв на Орлова свою чумазую мордочку, ещё более обострённую переживаемым впечатлением. — И вроде как бы рассохся он, — как худая бочка, — ей-богу!

Орлов, охваченный зловонным воздухом, стоял и молча слушал Чижика, стараясь заглянуть одним глазом в щель непритворённой двери.

— Воды ему дать напиться, дяденька Григорий? — предложил Чижик.

Орлов взглянул на лицо мальчика, возбуждённое почти до нервной дрожи, и сам почувствовал взрыв возбуждения.

— Тащи воды! — скомандовал он Чижику и, смело распахнув дверь, остановился на пороге, несколько подавшись назад.

Сквозь туман в глазах Григорий видел Кислякова: гармонист в своём парадном костюме лежал грудью на столе, крепко вцепившись в него руками, и его ноги в лакированных сапогах вяло двигались по мокрому полу.

— Кто это? — спросил он сипло и апатично, точно голос его слинял.

Григорий оправился и, осторожно шагая по полу, пошёл к нему, стараясь говорить бодро и даже шутливо.

— Я, брат, Митрий Павлов… А ты что это — переложил, что ли, вчера? Он внимательно, с боязнью и любопытством рассматривал Кислякова и не узнавал его.

Лицо у гармониста всё обострилось, скулы торчали двумя резкими углами, глаза глубоко ввалились и, окружённые зеленоватыми пятнами, были странно неподвижны, мутны. Кожа на щеках такого цвета, какою она бывает у покойников в жаркое, летнее время; мёртвое, страшное лицо, и только медленное движение челюстей доказывало, что оно ещё живо.

Неподвижные глаза Кислякова долго смотрели в лицо Григория, и этот взгляд наводил на него ужас. Зачем-то ощупывая свои бока руками, Орлов стоял шагах в трёх от больного и чувствовал, что его точно кто-то схватил за горло сырой и холодной рукой, схватил и медленно душит.

Ему захотелось скорее уйти из этой комнатки, прежде такой светлой и уютной, а теперь пропитанной удушающим запахом гнили и странным холодом.

— Ну… — начал было он, приготовляясь отступать. Но серое лицо гармониста странно задвигалось, губы, покрытые чёрным налетом, раскрылись, и он сказал своим беззвучным голосом:

— Это… я… умираю…

Неизъяснимое равнодушие трёх его слов отдалось в голове и груди Орлова, как три тупых удара. С бессмысленной гримасой на лице он повернулся к двери, но навстречу ему влетел Чижик, с ведром в руке, запыхавшийся и весь в поту.

— Вота — из колодца от Спиридонова, — не давали, черти…

Он поставил ведро на пол, бросился куда-то в угол, снова явился и, подавая стакан Орлову, продолжал тараторить:

— У вас, говорят, холера… Я говорю, ну, так что? И у вас будет, теперь уж она пойдёт чесать, как в слободке… Дык-он меня как ахнет по башке!..

Орлов взял стакан, зачерпнул из ведра воды и одним глотком выпил её. В ушах его звучали мёртвые слова:

«Это… я… умираю…»

А Чижик вьюном вертелся около него, чувствуя себя как нельзя более в своей сфере.

— Дайте пить, — сказал гармонист, двигаясь по полу вместе со столом.

Чижик подскочил к нему и поднёс к чёрным губам его стакан воды.

Григорий, прислонясь к стене у двери, точно сквозь сон слушал, как больной громко втягивал в себя воду; потом услыхал предложение Чижика раздеть Кислякова и уложить его в постель, потом раздался голос стряпки маляров. Её широкое лицо, с выражением страха и соболезнования, смотрело со двора в окно, и она говорила плаксивым тоном:

— Дать бы ему сажи голландской с ромом: на стакан чайный — сажи две ложки хлёбальных, да рому до краёв.

А кто-то невидимый предложил деревянного масла с огуречным рассолом и царской водкой.

Орлов вдруг почувствовал, что тяжёлая, гнетущая тьма внутри его освещается каким-то воспоминанием. Он крепко потёр себе лоб, как бы желая усилить яркость этого света, и вдруг быстро вышел вон, перебежал двор и исчез на улице.

— Батюшки! Сапожника схватило! В больницу побежал, — крикливо плачущим голосом объяснила стряпка его бегство.

Матрёна, стоявшая рядом с ней, посмотрела широко открытыми глазами и, побледнев, вся затряслась.

— Врёшь ты, — хрипло сказала она, едва двигая белыми губами, Григорий этой поганой болезнью не захворает, — не поддастся!

Но стряпка, горестно воя, уже исчезла куда-то, и через пять минут на улице около дома купца Петунникова глухо гудела кучка соседей и прохожих.

На всех лицах чередовались одни и те же чувства: возбуждение, сменявшееся безнадёжным унынием, и что-то злое, уступавшее иногда место деланной удали.

Со двора к толпе и обратно то и дело летал Чижик, сверкая босыми ногами и сообщая ход событий в комнате гармониста.

  1. Публика, тесно сбившись в кучу, наполняла пыльный и пахучий воздух улицы глухим гулом своего говора, а иногда сквозь него вырывалось крепкое ругательство, злое и бессмысленное.
  2. — Смотрите — Орлов-то!
  3. Орлов подъехал к воротам на козлах холщёвой фуры, которой правил угрюмый человек, весь одетый в белое. Он рявкнул глухим басом:
  4. — Пошёл с дороги!
  5. И поехал прямо на людей.
  6. Вид этой фуры и окрик её возницы как бы придавил повышенное настроение зрителей — все сразу потемнели, многие быстро ушли.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/19908-6-maksim-gorkiy-suprugi-orlovy.html

Читать

Горький Максим

Супруги Орловы

А.М.Горький

Супруги Орловы

…Почти каждую субботу перед всенощной из двух окон подвала старого и грязного дома купца Петунникова на тесный двор, заваленный разною рухлядью и застроенный деревянными, покосившимися от времени службами, рвались ожесточённые женские крики:

— Стой! Стой, пропойца, дьявол! — низким контральто кричала женщина.

— Пусти! — отвечал ей тенор мужчины.

— Не пущу я тебя, изверга!

— Вр-рёшь! пустишь!

— Убей, не пущу!

— Ты? Вр-рёшь, еретица!

— Батюшки! Убил, — ба-атюшки!

— Пу-устишь!

При первых же криках Сенька Чижик, ученик маляра Сучкова, целыми днями растиравший краски в одном из сарайчиков во дворе, стремглав вылетал оттуда и, сверкая глазёнками, чёрными, как у мыши, во всё горло орал:

— Сапожники Орловы стражаются! Ух ты!

Страстный любитель всевозможных происшествий, Чижик подбегал к окнам квартиры Орловых, ложился животом на землю и, свесив вниз свою лохматую, озорную голову с бойкой рожицей, выпачканной охрой и мумиёй, жадными глазами смотрел вниз, в тёмную и сырую дыру, из которой пахло плесенью, варом и прелой кожей. Там, на дне её, яростно возились две фигуры, хрипя и ругаясь.

— Убьёшь ведь, — задыхаясь, предупреждала женщина.

— Н-ничего! -уверенно и с сосредоточенной злобой успокоивал её мужчина.

Раздавались тяжёлые, глухие удары по чему-то мягкому, вздохи, взвизгивания, напряжённое кряхтенье человека, ворочающего большую тяжесть.

— И-эх ты! Ка-ак он её колодкой-то саданул! — иллюстрировал Чижик ход событий в подвале, а собравшаяся вокруг него публика — портные, судебный рассыльный Левченко, гармонист Кисляков и другие любители бесплатных развлечений — то и дело спрашивали Сеньку, в нетерпении дёргая его за ноги и за штанишки, пропитанные красками:

— Ну?

— Сидит на ней верхом и мордой её в пол тычет, — докладывал Сенька, сладострастно поёживаясь от переживаемых им впечатлений…

Публика тоже наклонялась к окнам Орловых, охваченная горячим стремлением самой видеть все детали боя; и хотя она уже давно знала приёмы Гришки Орлова, употребляемые им в войне с женой, но всё-таки изумлялась:

— Ах, дьявол! Разбил?

— Весь нос в кровь — так и тикёт! — захлебываясь, сообщал Сенька.

— Ах ты, господи, боже мой! — восклицали женщины. — Ах, изверг-мучитель!

  • Мужчины рассуждали более объективно.
  • — Беспременно он её должен до смерти забить, — говорили они.
  • А гармонист тоном провидца заявлял:

— Помяните моё слово — ножом распотрошит! Устанет возиться вот этаким манером, да сразу и кончит всю музыку!

— Кончил! — вскакивая с земли, вполголоса сообщал Сенька и мигом отлетал от окон куда-нибудь в сторону, в уголок, где занимал новый наблюдательный пост, зная, что сейчас должен выйти на двор Орлов.

Публика быстро расходилась, не желая попадаться на глаза свирепого сапожника; теперь, по окончании сражения, он терял в её глазах всякий интерес и, вместе с этим, был не безопасен.

Обыкновенно на дворе не было уже ни одной живой души, кроме Сеньки, когда Орлов являлся из своего подвала.

Тяжело дыша, в разорванной рубахе, с растрёпанными волосами на голове, с царапинами на потном и возбуждённом лице, он исподлобья оглядывал двор налитыми кровью глазами и, заложив руки за спину, медленно шёл к старым розвальням, лежавшим кверху полозьями у стены дровяного сарая. Иногда он при этом ухарски посвистывал и так смотрел по сторонам, точно имел намерение вызвать на бой всё население дома Петунникова. Затем он садился на полозья розвален, отирал рукавом рубахи пот и кровь с лица и замирал в усталой позе, тупо глядя на стену дома, грязную, с облезлою штукатуркой и с разноцветными полосами красок, — маляры Сучкова, возвращаясь с работы, имели обыкновение чистить кисти об эту часть стены.

Орлову было лет под тридцать. Нервное лицо с тонкими чертами украшали маленькие тёмные усы, резко оттеняя полные, красные губы.

Над большим хрящеватым носом почти срастались густые брови; из-под них смотрели всегда беспокойно горевшие, чёрные глаза.

Среднего роста, немного сутулый от своей работы, мускулистый и горячий, он, долго сидя на розвальнях в каком-то оцепенении, рассматривал раскрашенную стену, глубоко дыша здоровой, смуглой грудью.

Солнце уже село, но на дворе душно; пахнет масляной краской, дёгтем, кислой капустой и какой-то гнилью. Из всех окон обоих этажей дома на двор льются песни и брань, иногда чья-нибудь испитая физиономия с минуту рассматривает Орлова, высунувшись из-за косяка, и исчезает, усмехаясь.

Являются маляры с работы; проходя мимо Орлова, они искоса смотрят на него, перемигиваются между собой и, наполняя двор бойким костромским говором, собираются кто в баню, кто в кабак.

Сверху из второго этажа сползают на двор портные — народ полуодетый, худосочный и кривоногий, начинают подтрунивать над костромичами-малярами за их горохом рассыпающуюся речь. Весь двор наполняется шумом, бойким и живым смехом, шутками. Орлов сидит в своём углу и молчит, ни на кого не глядя.

Никто не подходит к нему и никто не решается пошутить над ним, ибо знают, что теперь он — зверь лютый.

Он сидит, охваченный глухой и тяжёлой злобой, которая давит ему грудь, затрудняя дыхание, ноздри его хищно вздрагивают, а губы искривляются, обнажая два ряда крепких и крупных жёлтых зубов.

В нём растёт что-то бесформенное и тёмное, красные, мутные пятна плавают пред его глазами, тоска и жажда водки сосёт его внутренности.

Он знает, что, когда он выпьет, ему будет легче, но пока ещё светло, и ему стыдно идти в кабак в таком оборванном и истерзанном виде по улице, где все знают его, Григория Орлова.

Он не хочет выходить на всеобщее посмешище, но и пойти домой, чтобы одеться и умыться, тоже не может. Там, на полу, лежит избитая жена, а она ему теперь всячески противна.

Она там стонет, чувствует, что она мученица и что она права пред ним, — он знает это.

Он знает и то, что она действительно права, а он виноват, это ещё более усиливает его ненависть к ней, потому что рядом с этим сознанием в душе его кипит злобное тёмное чувство и оно сильнее сознания.

В нём всё смутно и тяжело, и он безвольно отдаётся тяжести своих внутренних ощущений, не умея разобраться в них и зная, что только полбутылка водки может облегчить его.

Вот идёт гармонист Кисляков. Он в плисовой безрукавке, в красной шёлковой рубашке, в шароварах, заправленных в щегольские сапоги. Подмышкой у него гармоника в зелёном мешке, чёрненькие усики закручены в стрелки, картуз ухарски надет набекрень, и всё лицо сияет удалью и весельем. Орлов любит его за удальство, за игру, за весёлый характер и завидует его лёгкой, беззаботной жизни.

  1. С по-бед-дой, Гриша, поздравляю
  2. И с расцар-рапанной щекой!
  3. Орлов не сердится на него за эту шутку, хотя он уже слышал её раз пятьдесят, да гармонист и не со зла говорит это, а просто потому, что шутить любит.

— Что, брат! опять Плевна была? — спрашивает Кисляков, останавливаясь на минутку перед сапожником. — Эх ты, Гриня, спела дыня! Шёл бы ты туда, куда всем нам дорога… Клюнули бы мы с тобой.

Читайте также:  Краткое содержание лем магелланово облако за 2 минуты пересказ сюжета

— Я скоро, — не поднимая головы, говорит Орлов.

— Жду и страдаю по тебе…

Вскоре уходит и Орлов.

Тогда из подвала, держась за стены, выходит маленькая, полная женщина. Голова у неё плотно закутана платком, из отверстия на лице смотрит только один глаз, кусок щеки и лба. Пошатываясь, она идёт через двор и садится на то место, где сидел её муж.

Её появление никого не удивляет — к этому привыкли, и все знают, что она просидит тут до той поры, пока Гришка, пьяный и настроенный на покаянный лад, не появится из кабака. Она выходит на двор потому, что в подвале душно, и для того, чтобы свести с лестницы пьяного Гришку.

Лестница — полусгнившая и крутая; однажды Гришка упал с неё и вывихнул себе руку, так что недели две не работал, и за это время, чтобы прокормиться, они заложили почти все пожитки.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=56401&p=1

Краткое содержание Супруги Орловы Горький

Рассказ начинается описанием жуткой драки между Орловыми в их квартире, которая расположена в подвале старого и грязного дома купца Петунникова. За дракой наблюдает весь двор во главе с Сенькой Чижиком – учеником маляра – озорным мальчишкой лет 12-ти.

Сенька – “страстный любитель всевозможных происшествий”, “полуребенок, полувзрослый, живой и впечатлительный, он, как губка влагу, жадно впитывает в себя грязь окружающей его жизни, на лбу у него уже есть тонкая морщинка, признак, что Сенька Чижик думает”.

Хотя к этим субботним дракам супругов-сапожников все обитатели дома уже привыкли, все равно прибегают поглазеть. Григорий (муж) всегда побеждал Матрену (жену) и уходил в кабак, а она, кой-как выбравшись из подвала, ждала его возвращения на улице. Ждала она его, чтобы помочь пьяному мужу спуститься в подвал, т. к.

однажды он вывихнул руку, упав с лестницы, и две недели не мог работать. Григорий возвращался с чувством вины перед женой и ненавидел ее в эти моменты за то, что она права.

Женаты они были 4-й год, был у них ребенок, но умер, они надеялись, что у них будут еще дети, но их все не было. Жили они очень однообразно, вставали утром, пили чай, работали вместе, Григорий делал чистую работу, требовавшую руки мастера, Матрена делала работу попроще.

Иногда пели, иногда ругались. “Оба они – молодые и здоровые люди – любили друг друга и гордились друг другом. Гришка был такой сильный, горячий, красивый, а Матрена – белая, полная, с огоньком в серых глазах, – “ядреная баба”, – говорили о ней во дворе.

Они любили друг друга, но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые могли бы дать им возможность отдохнуть друг от друга, удовлетворяли бы естественную потребность человека волноваться, думать, – вообще жить”.

У Орловых не было цели в жизни, поэтому жить им было трудно.

Однажды это однообразие было нарушено. Рано утром в их комнату спустился студент-санитар, он интересовался их здоровьем, советовал лучше следить за чистотой, т. к. в городе начинается холера, задавал вопросы, давал советы, потом ушел.

Весь день супруги находились под впечатлением от его посещения, разговаривали только о нем. Им было очень приятна его забота о них, т. к. больше никому до них и дела не было.

В их мрачном подвале все как будто осветилось энергией молодости и доброты этого студента.

А на следующий день появилась 1-я жертва холеры в доме Петунникова – гармонист Митрий. Григорий дружил с ним, они вместе пили в кабаке по субботам. Григорию всегда нравилось в гармонисте его жизнелюбие, оптимизм, беззаботность.

Он был весельчак и красавец, щегольски одевался, в общем очень любил жизнь. Григорий одним из 1-х пришел к нему и не узнал. Это был уже не человек, а скорее труп.

Резкий контраст этот очень поразил Григория, он привел студента, и гармониста увезли.

Григорий решает идти санитаром в холерный барак “прямо в пасть влезу – глотай, а я ногами буду дрыгать” – говорит он о холере. Матрена после некоторых раздумий решается идти вместе с ним. 1-й день на дежурстве прошел трудно, оба они очень устали, затем стало полегче, потому что привыкли. Живут они на разных половинах барака и не очень часто видятся.

Григорий очень быстро заслужил уважение со стороны старших докторов, т. к. был понятлив, расторопен и хорошо выполнял свои обязанности; и зависть со стороны своих соратников-санитаров. Им овладевает великое желание прославиться своими подвигами, он хочет всем помочь, он хочет поделиться своими мыслями с кем-нибудь, но не с кем, кроме Матрены.

Он часто стал заходить к ней и делиться своими мыслями, которые она плохо понимала, но выслушивала каждое слово. Наступил период успокоения между супругами, они уже не ругались, не дрались, Григорий стал более нежен и заботлив.

Но вместе с мечтами о великом подвиге Григория посещали и другие мысли – о равенстве людей, которого он не видел; почему доктора радуются спасению Мишки Усова, которому место на каторге; мысли о смерти, ее внезапности и неотвратимости; мысли о неясном будущем и т. д.

Матрена тоже стала ценным работником, у нее нет никаких глобальных мыслей и противоречий в душе, как у Григория, но зато у нее повысилась самооценка от осознания своей нужности.

Сама она как будто выросла в своих собственных глазах и теперь уже позволяла себе в разговорах с мужем снисходительный тон. Она все так же любила мужа, но теперь чувствовала, что он ее должник.

Григорий не подозревал даже о проснувшемся в жене самосознании, т. к. даже предположить такого не мог.

В барак привезли Сеньку Чижика, ему нельзя было помочь, он умер. Григория, уже привыкшего к смерти, эта смерть мальчишки потрясла до глубины души. “Мальчишку-то за что?” – воплотил он в один вопрос свои ощущения… Он рассказал Матрене о смерти Сеньки, его разозлила холодность, как ему показалось, с которой жена восприняла эту новость.

Его раздражение внутренними противоречиями перешло в злость на Матрену. Григорий стал корить жену за то, что у них до сих пор нет детей. После этих слов Матрену словно прорвало. Она не могла стерпеть такого несправедливого обвинения от мужа.

Виноват в их бездетности только он: ведь это он бил ее нещадным образом все 4 года совместной жизни “Как ты мучил, истязал меня? Знаешь ли ты, сколько крови из меня лилось после мучительства твоего? Убивал ты, сам убивал деток-то своих! Неужто я не как все женщины – не хочу детей! Вижу дитя чужое – горечью захлебываюсь от зависти и жалости к себе…”.

Григорий не ожидал от жены такого, он был просто поражен. “Она была теперь вдвое сильнее его, он это чувствовал и трусил; не мог встать и ударить ее, как сделал бы, если бы не понимал, что она переродилась, впитав великую силу откуда-то”.

После этого разговора Григорий ушел и не появлялся до вечера. Он пришел и стал просить прощения у Матрены, но она лишь отвечала, что ей от него ничего не нужно. Тогда он достал нож, но Матрена не испугалась, а сказала совершенно равнодушно “Эх, кабы ты меня зарезал”.

Григорий положил нож и стал жаловаться жене, что он хуже холерного – у него в сердце судороги, он охвачен мыслями о бесцельности человеческой жизни, затем, вновь озверев, стал бить ее, и опять ее равнодушие поразило его. Прибежавший на шум доктор выгнал Григория, который нес уже совсем несусветный бред, сам осознавая это.

Барак он называет морильней, “больных лечите… а здоровые помирают от тесноты жизни…”. Григорий зовет Матрену уйти вместе с ним, но она твердо решила остаться.

Орлов несколько раз подкарауливал жену и бил. После роспуска барака докторша устроила Матрену учить детей сапожному мастерству, ей дали комнату и 12 рублей жалования. Мужа с тех пор она больше не видела. Взяла себе 2-х детей на воспитание, и жила с ними на эти 12 рублей вполне счастливо, хотя и бедно.

Но скорее всего у нее развивается чахотка (туберкулез), т. к. она кашляет, и на щеках у нее играет зловещий румянец. Это она рассказала автору историю своей жизни.

Автор нашел и Григория в одном кабаке и долго с ним разговаривал, Орлов все также помышляет о подвиге, но не ради людей, а просто, чтобы плюнуть на всех с высоты своего презрения к ним.

И сказать им: “Ах вы, гады! Зачем живете? Как живете? Жулье вы лицемерное и больше ничего!” А потом вниз тормашками и – Вдребезги! О себе он говорит так: “Я родился с беспокойством в сердце… судьба моя – быть босяком!”. Его душит ненависть ко всем и ко всему мировому устройству.

Заканчивается рассказ описанием кабака, в котором сидят автор и Орлов. “Тяжелая дверь кабака, в котором я сидел с Орловым, то и дело отворялась и при этом как-то сладострастно повизгивала. И внутренность кабака возбуждала представление о какой-то пасти, которая медленно, но неизбежно поглощает одного за другим бедных русских людей, беспокойных и иных…”.

Вариант 2

Читатель застает Орловых во время очередной семейной ссоры. Супруги-сапожники ссорятся у себя в квартире, которая находится в подвальном помещении дряхлого дома торговца Петунникова. Все жители дома собрались, чтобы посмотреть на шумный скандал, присутствовал и проказливый 12 летний ученик маляра, Сенька Чижик.

Он, в то же время, умный не по годам, но все же еще восприимчивый ребенок. Каждая ссора заканчивалась победой мужа, которого звали Григорием, над женой, Матреной, он шел выпивать в кабак с товарищами. А она его ждала и помогала спускаться пьяному в подвал, чтоб тот ничего не повредил.

Он не мог переносить правоту жены, поэтому чувствовал себя виноватым.

Жили супруги вместе уже 4 года, единственный ребенок умер. Рутинная работа надоедала им, у них не было новых интересных впечатлений. Они просто работали вместе, и не могли передохнуть друг от друга. А ведь они такие молодые, Матрена – женщина в теле с искоркой в глазах, а Гриша – красивый, вспыльчивый, крепкого телосложения. Они потеряли ориентир в жизни.

Как-то раз студент-санитар рассказал им о надвигающейся холере, рекомендовал мыть все тщательнее. Еще никто так не заботился о них. У них дома стало ярко и светло после посещения студента.

Первым холера скосила Митрия, с которым Гриша каждую неделя отдыхал в кабаке. Когда Григорий пошел навестить его, он не мог понять, где его жизнерадостный друг гармонист Митрий. Вместо него на постели лежал полутруп.

В связи с такими событиями Орлов идет помогать в барак. Вместе с нм идет Матрена. С непривычки они поначалу падают с ног от усталости. Но потихоньку втягиваются. В бараке они жили по отдельности.

Благодаря находчивости и проворности супруг завоевывает уважение врачей. Орловы больше не ссорились, у Григория появилась цель – он хотел совершать подвиги, а Матрена, ценный работник барака, осознала свою необходимость для людей, начала ценить себя.

Она больше не позволяла мужу повышать голос и относиться к ней с презрением.

Вскоре в бараке умер Сенька Чижик. Эта смерть маленького мальчика ошеломила Гришу, который уже повидал многое.

Как ему показалось, Матрена не почувствовала тоже при его рассказе о кончине Сеньки, и, он сгоряча, обвинил ее в отсутствии детей. Но жена его просто поразила, наконец, высказав все, что накопилось.

Она очень хотела стать мамой, но это не могло свершиться из-за частых избиений мужа.

Придя к жене, он просил прощение у нее. Но ей не хотелось возобновлять с ним отношения. Он сетовал на судорожное сердце полное боли и снова начал бить жену. Его выгнали из барка. Он просил Матрену пойти с ним, но она была тверда в своем решении, остаться.

В последствии Матрена стала преподавателем сапожного мастерства для детей. Платили немного, но ей нравилось. С мужем они больше не встречались. Усыновила двух детей. Они были счастливы вместе.

Но она умирает от туберкулеза. А свою историю успевает поведать автору.

В финале произведения изображается кабак, в котором Орлов рассказывает о все том же желании – совершить подвиг, в виде огромной всепоглощающей пасти.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-suprugi-orlovy-gorkij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector