Краткое содержание григорович гуттаперчевый мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.

Основные персонажи

  • Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» – тягучая смола).
  • Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
  • Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
  • Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.

В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

Краткий пересказ

У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.

В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.

После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».

Краткое содержание Григорович Гуттаперчевый мальчик за 2 минуты пересказ сюжетаАкрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»

Глава IV Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.

Краткое содержание Григорович Гуттаперчевый мальчик за 2 минуты пересказ сюжетаВыполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.

Основная идея повести

Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/grigorovich/guttaperchevyy-malchik.html

Краткое содержание Григорович Гуттаперчевый мальчик

Автор начинает произведение с самого интересного для всех момента. Весь русский народ празднует Масленицу. И во время такого веселья в городе гастролирует цирк. И даже сильная метель не может заставить остаться горожан дома. Все места переполнены и ждут выступления артистов и особенно появление на сцене гуттаперчевого мальчика. Кто же на самом деле это герой?

Это был восьмилетний мальчуган Петя, который состоял воспитанником при акробате Беккере. Ему было пять лет, когда мать его умерла. Она была обыкновенной кухаркой, которая переходила от одного хозяина к другому по причине своей неряшливости и любовных историй.

Несколько раз она выходила замуж, да мужики ей все попадались нерадивые, бросали ее. В итоге она скончалась от истощения организма и душевных переживаний. После потери матери Петю долго не могли определить, чем он будет заниматься.

Наконец, мальчика к себе взяла прачка Варвара.

Там то и присмотрел к себе в помощники известный акробат Карл Богданович. Он забрал ребенка к себе в труппу, и они сразу же отправились на гастроли в Прибалтику. Ему нравились артисты, но как появлялся Беккер, то Петя забивался в угол и трясся от страха.

Он тяжело обучался разным акробатическим упражнениям. Тело вначале его не слушалось, потом болели руки и ноги, он несколько раз падал, и никто его не пожалел, кроме клоуна Эдварда. Этот человек всегда показывал,  как нужно выполнять определенный трюк, и для Пети он был самым близким человеком.

Как-то раз, Эдвард сделал подарок для мальчика. Он подарил ему маленькую собачек. Петя был рад ,  но все настроение испортил Беккер. Он просто убил щенка, да к тому, же, еще и ударил Петю.

Так протекали дни бедного сироты.  Совсем по-другому жили дети состоятельного господина Листомирова.  У них в доме было все устроено для их благополучия. Все бегают радостные, потому что племянников тетя Соня поведет в цирк. И особенно все хотят посмотреть на номер гуттаперчевого мальчика.

Наконец, наступает обещанный поход на представление. Ребятишки усаживаются  удобнее, и смотрят великолепные номера. Но,  интересный момент  начинается тогда, когда на сцену выходит  Беккер с мальчиком.

Карл Богданович устанавливает шест к самому верху, и все людям видно, что он держится неустойчиво. Петя начинает карабкаться вверх, и кто-то требует не продолжать номер, так как это опасно.

И в ту же минуту мальчик разбивается насмерть.

Расстроенные дети долго не могли успокоиться, увидев происшедшее.

А жизнь продолжалась. И наследующий день та же шли представления, только не было уже номера с гуттаперчевым мальчиком.

 Повесть учит нас  понимать несчастье и нужду другого человека, быть добрыми по отношению друг к другу.

Подробный пересказ

В Петербурге праздновали Масленицу. На улице, несмотря на мороз, было много народа. К вечеру поднялся сильный ветер, начался снегопад. Люди, выходящие из цирка, заторопились домой. Некоторые вслух ругали непогоду. Режиссёр цирка тоже был недоволен метелью. Он боялся, что если снегопад не прекратится, зрителей в зале будет мало.

Часть персонала цирка уехала домой. Вторая половина занималась животными или отдыхала. Среди оставшихся циркачей был любимец публики клоун Эдвардс. Он уже много лет служил в цирке, и к нему относились с уважением.

Но был у него большой недостаток – он периодически страдал от запоев. Клоун часто заходил в раздевалку акробата Беккера, который выступал с гуттаперчевым мальчиком. Звали его Петей. Маленький гимнаст очень боялся своего тренера.

Эдвардс жалел его, так как его воспитатель был грубым и жестоким человеком.

Пете пошёл девятый год. Три года назад у него умерла мать, но он хорошо помнил её. До его рождения мать, звали её Анной, готовила еду в богатом доме, а отец работал швейцаром. Родился мальчик очень слабым и, наверное, не прожил бы долго, если бы не подруга матери Варвара. Она старалась во всём помогать Анне.

Через месяц отца Пети забрали в армию. Не прошло и года, как Анне сообщили о смерти мужа. И, как обычно, на помощь пришла Варвара. Она нашла для Анны место прачки. Несколько лет работала она у хозяина фабрики и была довольна своей жизнью.

Читайте также:  Краткое содержание песнь о роланде за 2 минуты пересказ сюжета

Потом Анна вышла замуж за помощника портного. Это был маленький и вредный человек. Целый день муж работал в мастерской, а вечером любил выпить с компанией друзей. Попойка длилась до утра. Отчим невзлюбил мальчика с первого дня совместной жизни, хотя Петя был тихим и спокойным ребёнком. Анна уже пожалела, что вышла замуж.

Через три месяца муж Анны пропал, хотя некоторые знакомые утверждали, что видели его в соседнем городе. А вскоре мать Пети умерла, оставив сына на произвол судьбы. Подруга матери Варвара снимала комнату в подвальном этаже.

В том же доме жили циркачи. Варвара решила пристроить в цирк Петю. Взял его акробат Беккер, который начал готовить из него гимнаста на шесте.

Методы обучения часто были настолько жёсткими, что на крик мальчика сбегались соседи и забирали его у акробата.

У графа Листомирова было четверо детей. За ними присматривал целый штат прислуги. Вместе с графом и его женой в доме жила сестра графини, которую дети называли тётей Соней.

Девушка очень любила своих племянников и большую часть времени проводила с ними. Детям пообещали, что если они будут всю неделю вести себя прилично, то их поведут в цирк.

Восьмилетняя Вера постоянно следила за поведением сестры Зины и брата Павла. Если между ними возникали ссоры, она спешила уладить их.

В пятницу детей повезли на представление. Все с нетерпением ждали выступления гуттаперчевого мальчика. О нём тётя Соня прочитала детям в афише. Мальчик вышел вместе с акробатом Беккером, и номер начался. Маленький гимнаст выполнял сложные и опасные трюки на перекладине, закреплённой на длинном позолоченном шесте.

Его держал с помощью пояса акробат Беккер. В конце выступления мальчик не удержался и сорвался вниз. Цирковая прислуга унесла его с арены. Снова зазвучала музыка. Но зрители уже не хотели смотреть представление, все стали расходиться. Всю дорогу Вера не могла успокоиться. Так она и заснула с мокрым от слёз лицом.

Граф был очень недоволен, что детей так расстроили.

В цирке было тихо и пусто. Только в коридоре на гимнастическом тюфяке лежал забинтованный мальчик. Иногда к нему подходил клоун Эдвардс и долго прислушивался к его дыханию. Потом он возвращался в свою раздевалку. Утром в афише уже не было номера с гуттаперчевым мальчиком.

Повесть учит умению сопереживать, понимать горе другого человека, доброте и состраданию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Григорович — Гуттаперчевый мальчик. Картинка к рассказу

Краткое содержание Григорович Гуттаперчевый мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Ремарк Ночь в Лиссабоне
    События, изложенные в романе, переносят читателя в столицу Португалии — Лиссабон. Идет 1942 год, вторая мировая война в самом разгаре. Нацисты, пришедшие к власти в Германии, преследуют представителей национальных меньшинств
  • Краткое содержание Зощенко Галоша
    Главный герой произведения рассказывает о происшествии, которое произошло с ним в трамвае. Он садился в трамвай и потерял галошу. Мужчина рассуждает о том, что такое случается очень часто в общественном транспорте
  • Краткое содержание Улицкая Дочь Бухары
    Это произошло в городе Москва в послевоенное время. Дмитрий Иванович доктор по профессии. Однажды он вернулся домой не один, а с женой Алей. У неё восточная внешность и она очень ухожена. За глаза её назвали Бухарой
  • Краткое содержание Гоголь Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
    Иван Иванович любил в жару снять свою бекешу, сесть с дыней и наблюдать за своим хозяйством. У него был большой дом, к которому прилегали чудесный сад и многочисленные пристройки.
  • Краткое содержание Улицкая Казус Кукоцкого
    В произведении автор знакомит нас с историей врача, который был отменным доктором, творящим настоящие чудеса. Действие романа начинается с того времени, когда шло становление Советской власти.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/guttaperchevyj-malchik-pereskaz

Григорович:"Гуттаперчевый мальчик".Краткое содержание?Читательский дневник?

Повесть Д. Григоровича получила название «Гуттаперчевый мальчик», потому что мальчик гибкий, юный, ему только исполнилось восемь лет, это грустная история о его жизни, о том, как он стал акробатом в цирке.

Начинается с того, что наступает пятый день Масленицы, показано утро в цирке: режиссер ругает женщину, мать наездницы, хрупкой девушки, что она упала трижды с лошади, а также отсчитывает клоуна Эдвардса, уговаривая не употреблять алкоголя, пока идет Масленица и выступают артисты.

Затем автор с начала повествует о жизни главного героя — Пети, как его мама, кухарка, стала женой швейцару, солдату, тот погиб, а женщина осталась одна, на работу не брали. Мать Анна вышла замуж повторно за пьющего мужчину, который ненавидел Петю и грозил утопить.

Анна ушла из жизни, оставив мальчика на попечение соседки Варвары. Та хотела пристроить мальчика, показала акробату Бейкеру, который заметил, что паренек достаточно гибкий, его можно воспитать акробатом.

С тех пор мальчик не стал лучше жить, чем раньше: жил впроголодь, в лохмотьях, редко мылся, никто к нему не был ласковым.

Тем временем, Листомировы решили пойти в цирк, а Верочка, старшая девочка в семье восьми лет, очень обрадовалась, смотрела за Зиной и Павлом, младшими сестрой и братом шести и пяти лет, чтобы вели себя хорошо, чтобы можно было пойти в цирк. Верочка видит в афише номер с гуттаперчивым мальчиком и ей очень хочется его увидеть.

На представлении вышли на арену Бейкер и Петя, который выполнял акробатические трюки, находясь на шесте. Его учили выполнять и улыбаться, что было еще труднее. Мальчик падает с высоты вниз. Ранимая, впечатлительная и эмоциональная Верочка плачет, жалея упавшего мальчика.

В последней главе сказано, что мальчик лежит, умирая, к нему подходит только клоун Эдвардс. На другой день мальчика не стало, его номер исчез из афиш. А клоун не выдерживает и напивается.

В этой трагической повести показана нелегкая жизнь ребенка Пети, потерявшего отца и мать, жившего с отчимом, который ненавидел, а потом его стал тренировать Беккер, непростой и жестокий человек, жизнь по-прежнему была впроголодь. Часто обвиняют, что Григорович сделал произведение столь трагичным. Таково было его видение, который без преувеличения показал суровую жизнь ребенка, который погиб.

Краткое содержание Григорович Гуттаперчевый мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2873448-grigorovichguttaperchevyj-malchikkratkoe-soderzhaniechitatelskij-dnevnik.html

Григорович Дмитрий “Гуттаперчевый мальчик” Читательский дневник

  • Григорович Дмитрий.
  • Название: «Гуттаперчевый мальчик».
  • Жанр: повесть.
  • Тема произведения: детство.
  • Число страниц: 56.
  • Главные герои и их характеристика
  1. Петя. Мальчик восьми лет. Худенький, ловкий,
    гибкий. Гимнаст.
  2. Эдвардс, клоун. Пьяница. Добрый и отзывчивый.
  3. Беккер, акробат. Жестокий, равнодушный, чёрствый.
  4. Вера Листомирова. Девочка восьми лет. Добрая,
    открытая, милосердная.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Сироту Петю берёт на воспитание акробат Беккер и делает из
него гимнаста. Беккера интересуют только деньги, и он заставляет мальчика
исполнять смертельно опасные трюки.

Сюжет – краткое содержание

  1. Клоун Эдвардс отличался большим талантом и
    добрым нравом, но часто уходил в запой, и режиссёр строго предупредил его.
  2. Акробат Беккер взял на воспитание мальчика Петю,
    у которого умерла мать.
  3. Беккер был жесток и груб, он делал из мальчика
    гимнаста, и только клоун Эдвардс жалел маленького артиста.
  4. Дети графа Листомирова с нетерпением ожидали
    похода в цирк, они хотели увидеть знаменитого гуттаперчевого мальчика.
  5. Во время выступления Петя упал с шеста и сильно
    разбился, в зале поднялись крики и плач.
  6. Клоун Эдвардс не сдержал слова и сильно напился,
    а имя мальчика исчезло с афиш.

Понравившийся эпизод

Меня тронула реакция девочки Веры на падение Пети. Она
зарыдала, стала кричать, постоянно повторяла: «Ой, мальчик!», – а вечером,
когда легла спать, плакала даже во сне.

План произведения для пересказа

  1. За кулисами цирка.
  2. Режиссёр и Эдвардс.
  3. Эдвардс и Беккер.
  4. История Пети.
  5. Смерть матери.
  6. Унизительный осмотр.
  7. Обучение.
  8. Семья Листомировых.
  9. Верочка.
  10. В цирке.
  11. Падение.
  12. Слёзы Веры.
  13. Смерть мальчика.
  1. Главная мысль
  2. У каждого ребёнка должно быть счастливое и беззаботное
    детство.
  3. Чему учит эта книга

Повесть учит милосердию, состраданию, отзывчивости. Учит
доброте и любви к маленьким детям. Учит помогать несчастным, попавшим в беду.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта повесть, хотя у неё и очень печальный
финал. Мальчик Петя много раз выходил на арену и выполнял очень опасные трюки.
И он сорвался и разбился. Только клоун Эдвардс жалел бедного мальчика, да ещё
на Веру его падение произвело сильное впечатление.

  • Новые слова и выражения
  • Гуттаперчевый – резиновый, гибкий.
  • Уборная – гримёрка.
  • Аршин – старинная мера длины.
  • Пословицы к произведению
  • Без матери и солнце не греет.
  • Без матки и пчёлки – пропащие детки.
  • Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
  • Сироту каждый обидеть может.
  • Жалость не помощь, когда смерть пришла.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/grigorovich-dmitriy-guttaperchevyy-m/

"Гуттаперчевый мальчик" — краткое содержание рассказа Д.В. Григоровича для читательского дневника — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

«Гуттаперчевый мальчик» — известная повесть в творчестве Дмитрия Григоровича. Современники высоко ценили книги этого писателя о крестьянском быте.

Трогательная история, выдержанная в традициях европейской литературы тех лет (в частности, книг Чарльза Диккенса) и сегодня находит отклик в сердцах читателей.

А краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» для читательского дневника поможет понять смысл произведения.

Жанр и история создания

Повесть была написана уже после того, как к Григоровичу пришел первый литературный успех в 1860-е годы.

Он перестал писать, вернулся к своим занятиям живописью, и лишь в 1883 году выпустил новую повесть — такова история создания «Гуттаперчевого мальчика».

Сразу после того, как книга увидела свет, она стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы.

Произведения касается социокультурной проблематики, по жанру это психологическая повесть. Это книга о детстве, причем оно рассмотрено как бы с двух сторон:

  • С одной стороны, это бедный сирота Петя, который обучается цирковому ремеслу у акробата Беккера.
  • С другой, это дети графа Листомирова, которые, наверное, впервые в своей жизни сталкиваются с подлинной драмой.

Краткое содержание

Краткое содержание для читательского дневника можно свести к следующему. Главные герои «Гуттаперчевого мальчика» — Петя и дети графа Листомирова — Верочка, Зина и Павел. История Пети обыденна для его эпохи.

Его матерью была любвеобильная кухарка, которая родила сына от одного из своих кавалеров. Не сказать чтобы с матерью мальчику жилось хорошо, но по крайней мере о нем кто-то заботился.

Но когда она умерла, он остался на попечении ее землячки, прачки Варвары.

Женщина по-своему позаботилась о ребенке. Она отдала его в ученье к цирковому гимнасту Беккеру. Петя боялся его и не хотел к нему идти, но выхода у него не было.

Беккер, который и по-русски говорит недостаточно хорошо, не может добиться от ученика каких-либо результатов иначе, чем угрозами.

Даже беглая характеристика, которую дал этому персонажу сам автор, показывает, что перед нами грубый, жесткий, вечно чем-нибудь недовольный и раздраженный человек.

Пожалуй, единственный человек, которому есть дело до несчастного Пети — это уже немолодой клоун Эдвардс (Василий Васильевич). Он — главное украшение цирковой программы, и ему позволяется многое. Но когда клоун просит Беккера, чтобы он отпустил Петю прогуляться с ним, тот не соглашается.

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери марсианские хроники за 2 минуты пересказ сюжета

С другой стороны — дети графа Листомирова. Казалось бы, Вера, Зина и Павел живут просто роскошно, особенно если сравнить их с Петей. Но на самом деле их родителей заботит только одно — чтобы они были тихими и послушными детьми, удобными для мамы, папы и прочей родни, чтобы всячески стремились понравиться взрослым.

На масленичной неделе дети в семье Листомировых вели себя хорошо. Поэтому в награду их обещают сводить в цирк. Тем более что Верочка уже прочитала афиши и хочет посмотреть именно на гуттаперчевого мальчика. Она даже пристает ко взрослым с вопросами, почему мальчика назвали гуттаперчевым (а назвали его так из-за его необычайной гибкости). Наконец-то дети оказываются в цирке.

И вот во время последнего выступления они видят Петю. Мальчик, как обычно, забирается вверх по шесту, а затем начинает выполнять трюки:

  • Сначала это несколько номеров, которые он делал и раньше, хотя они очень опасным.
  • Затем он должен выполнить сложный маневр, но срывается, падает на землю и ломает ребра.

Администрация цирка старается развлечь ошеломленную публику, на арену выбегают клоуны, но многие зрители предпочитают покинуть цирк. А Верочку Листомирову попросту не могут успокоить, так поразила ее смерть незнакомого ей мальчика.

Что касается Пети, то ему обмотали тряпками переломанные ребра, положили на тюфяк и оставили. Цирк опустел, и только клоун Эдвардс оставался с умирающим мальчиком. На следующий день номер Пети уже не значился на афише — ведь исполнитель погиб.

Вот такую пронзительную историю рассказывает произведение Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», которому, в отличие от ее маленького героя, была суждена такая долгая жизнь. И лучше ее полностью читать онлайн или с бумажного источника, без сокращений, чтобы лучше понять жизнь героев и оценить удивительно точный и образный язык автора.

Анализ произведения

Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.

Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.

Автор очень хорошо играет на контрастах, он описывает гимнаста Беккера как огромного и хорошего откормленного, которому гибкий и тщедушный Петя просто не может противостоять.

Цирк, в котором работает герой, наполнен детскими криками, но это не просто выход энергии. Дети кричат от боли страха, пока взрослые артисты продолжают их буквально дрессировать.

На манеж маленькие артисты выходят так же, как большие, и это никого не удивляет.

В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость.

Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания.

Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.

Это голубые занавески, которые висели в детских комнатах детей Листомировых. Они закрывали окна от яркого солнечного света и должны были уберечь детей от перевозбуждения.

Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:

  • растут как раз нервными и болезненными;
  • не имеют права нарушать раз и навсегда заведенный порядок;
  • не могут опаздывать или шуметь.

Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.

Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.

Так что в Верочке постоянно борются две стороны:

  • Одна связана с воспитанием, желанием угодить, необходимостью сдерживать любые душевные порывы.
  • Другая — с непосредственностью и эмоциональностью, которые все равно пытаются прорваться наружу.
  • Только Верочка глубоко и очень эмоционально реагирует на смерть гуттаперчевого мальчика. И, разумеется, в семье это тоже не поощряется, так что она засыпает в слезах, оставшись один на один со своим горем.

    Сможет ли Верочка вырасти в таких условиях добрым и отзывчивым человеком, сохранив природные качества, или их место займут стандарты, навязанные бездушным обществом и холодными родителями (несмотря на сюсюканье с детьми, эмоционально они совсем не близки).

    Другие герои

    Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

    Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

    Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

    Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.

    А между тем, именно то, как относятся в обществе к детям, является показателем развития общества в целом. Григорович старается привлечь внимание читателей к тому, что в России той эпохи это было огромной проблемой, что в итоге и привело к социальному взрыву и революции.

    Отзывы читателей

    Думаю, что каждый согласится, что это хорошее произведение. Оно многому учит и сможет подарить непередаваемые чувства, когда представляешь главных героев. Рекомендую прочитать — очень полезная информация содержится в издании для любого возраста.

    Нина Старовойтова

    Автор хорошо раскрыл тему отношений, да и не только. Если смотреть на описание произведения, начинаешь понимать, что есть и другая сторона жизни, которую многие даже представить не могут. Книга хорошая, и много чего означает, если читать вдумываясь.

    Юрий Меньшиков

    Прочитав текст, до конца и не понял главную мысль, но автор четко рассказывает по плану. Здесь каждый сможет получить ответ о непростой судьбе героев и понять, что не все живут хорошо. Рекомендую прочитать каждому, причем не только в классе по школьной программе, но и взрослым.

    Николай Дубников

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/89985-gyttaperchevyi-malchik-kratkoe-soderjanie-rasskaza-d-v-grigorovicha-dlia-chitatelskogo-dnevnika.html

    Краткое содержание Гуттаперчевый мальчик Григорович для читательского дневника

    • Дмитрий Григорович
    • Год написания: 1883
    • Жанр произведения: рассказ
    • Главные герои: семилетний артист цирка Петя, старый акробат Карл Богданович — воспитатель мальчика.
    • Сюжет:

    Рассказывается о не простой судьбе маленького сироты. О том, какая у него нелегкая доля. Что ему приходится пережить в цирке, какие испытания. И как детки в разных условиях, живут.

    Завершается рассказ достаточно трагично, гибелью «гуттаперчевого мальчика»

    Этот рассказ нас учит тому, что не нужно к детям применять жестокость. Нужно их понимать, и относится к ним очень бережно.

    Читательский дневник для 5 класса

    Чиать краткое содержание Гуттаперчевый мальчик

    Данная история начинается с цирка. Где за кулисами волнуются задорные и смешливые мастера манежа, здесь же находится постаревший мужчина с лысой головой, чье лицо сильно раскрашено в белый и красный цвет, шут – вот основная изюминка циркового представления, приманка, но состояние артиста непрочно, в любой момент может сорваться и начать выпивать.

    Постановщик умоляет клоуна продержаться еще несколько деньков, до завершения масленицы, после чего шоу перестанет работать во время поста.

    Шут отмахивается, украдкой поглядывая в комнату акробата, сильного могучего гиганта.

    Занимает не сам артист, а его прирученный воспитанник. Клоун просит соизволения пройтись с мальчиком, убеждая великана, что после отдыха, «гуттаперчивый мальчик», будет только лучше работать. Всегда чем-то озадаченный боксер и слышать об этом не желает, а молчаливому спокойному мальчику угрожает хлыстом.

    История «гуттаперчевого мальчика» обычная и грустная. В пять лет, он лишился мамы, суетливой и любострастной поварихи. Ему и при живой матушке доводилось испытывать чувства голода и холода, но он никогда не ощущал себя брошенным ребенком.

    Когда умерла мама, ее знакомая Варвара, определила судьбы сироты, отдав его обучаться к великану богатырю. В день их знакомства, Карл Богданович жестко и больно осмотрел голого Петю, оледеневшего от страха и боли. Как он ни хныкал, как ни старался удержаться за платье Варвары, она отдала его на полное попечение акробату.

    Петя на всю жизнь запомнит свои первые впечатления о ярком и шумном цирке. Эти впечатления оказались настолько сильны, что первая ночь прошла у него без сна.

    Навыки акробатических трюков поддавалось достаточно не просто ребенку. Петя падал, расшибал руки и ноги, и ни разу строгий гигант не подбодрил малыша, не пожалел его, а ведь ему было всего семь лет. Только шут, объяснял ему, как делать те или иные трюки, и мальчишка тянулся к нему всем самый маленьким существом.

    Как – то раз, Эдвард принес ребенку щеночка, однако радость малыша оказалось коротким. Великан выхватил собачку и бросил ее об стену, та тут же и скончалась, да и Петя схлопотал по щеке.

    А в доме графа Листомерова, правит противоположная обстановка. В его комнатах все устроено для комфорта и счастья малышей, за которым бдительно смотрит служанка.

    К завершению масленицы, малыши графа были очень веселы. И это не удивительно. Тетя Соня, собиралась свозить их в цирк.

      И все трое деток, примерно пытались заслужить ту самую поездку, но все мысли у них сводиться к предстоящему веселью.

    Верочка, которой исполнилось восемь лет, она же самый старший ребенок, читает сестренке и братику цирковую рекламу, где их особенно интригует маленький мальчик.

    С наступлением долгожданного дня, все смятения и опасения остаются где-то далеко. Ребята рассаживаются по своим местам ожидая начало шоу. Они очень довольны. Малыши с жаром глядят на всадницу, шута, жонглера, ожидая выхода знаменитого ребенка.

    Во втором действии как раз появляются Беккер и «гуттаперчивый мальчик». Артист крепит к поясу тяжелый золотой шест с маленькой дощечкой наверху. Кончик шеста стремится в самый верх, под купол цирка. Шест шевелится, зрители понимают, как не просто сейчас огромному человеку держать его.

    Читайте также:  Краткое содержание лем магелланово облако за 2 минуты пересказ сюжета

    «Гуттаперчивый мальчик» стремится вверх по шесту, и вот он фактически скрылся из виду. Зрители в восторге, но в тоже время просят его не лезть слишком высоко, а он все вверх и вверх, пока не зацепился за перекладину и не повис вниз головой.

    Но в этот момент его отвлек неожиданный яркий свет, и он летит вниз. Работники цирка быстро выносят мальчика из вида, оркестр играет веселую музыку, а зрители очень расстроены данным происшествием, и все идут на выход.

    Верочка из деток расстроилась больше всего, и ночью ей спалось не спокойно. А в мрачном нелюдимом цирке на матрасе лежит маленький малыш перевязанный тряпками, у него сильно разбита грудь со множеством переломов.

    Изредка, появляется шут и смотрит на бедное маленькое существо, заметно, что он уже снова запил. Кругом только темнота и безлюдная тишина. На следующий день в рекламе не афишировалось выступление «гуттаперчевого мальчика» — поскольку смерть пришла за ним тяжелой этой ночью.

    Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/guttaperchevyj-malchik

    Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик»

    Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году,  описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная, и никого не оставляет равнодушным.

    На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.

    • Петя – восьмилетний мальчик, сирота, воспитанник циркового акробата.
    • Беккер – самовлюбленный силач, акробат, жестокий и бесчувственный человек.
    • Эдвардс – талантливый клоун, добрый, сострадательный мужчина, сильно привязанный к Пете.
    • Верочка  – старшая дочь графа Листомирова,  восьмилетняя девочка, добрая, чуткая, очень ранимая.
    1. Анна – мать Пети, кухарка, непутевая женщина.
    2. Варвара  – прачка, соотечественница Анны, добрая, отзывчивая женщина.
    3. Зина и Павел – младшие дети графа Листомирова.
    4. Тетя Соня – сестра графини Листомировой, любящая тетя.

    Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления, и готовы покинуть помещение цирка.

    Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.

    Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является «душою цирка, главным его украшением, главной приманкой». Но в период тоски  он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.

    Глава II

    Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему «минул всего восьмой год». Мать его была «взбалмошная, хотя и добрая чухонка» по имени Анна, служившая кухаркой.

    Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной коморке, и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.

    Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь – никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.

    Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю, и «грозил утопить его в проруби». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.

    Глава III

    Варвара жила по соседству с цирковым артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы «кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.

    Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр –  «акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным».  Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.

    Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но «особенно тяжело стало ему, когда началось ученье». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его «лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение».

    Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.

    Глава IV

    В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк.

    Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом.

    «Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина», а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.

    С тех пор, «как обещано было представленье в цирке», Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.

    Глава V

    Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери, и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.

    Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, «что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк».

    Глава VI

    Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.

    Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.

    Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.

    Глава VII

    Во внутреннем коридоре цирка лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.

    На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось – его «уже не было на свете»…

    Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.

    После прочтения краткого пересказа «Гуттаперчевого мальчика» рекомендуем прочесть повесть Григоровича в полном варианте.

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 260.

    Источник: https://obrazovaka.ru/books/grigorovich/guttaperchevyy-malchik

    Гуттаперчевый мальчик

    За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

    Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

    Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

    Продолжение после рекламы:

    Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

    История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

    После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

    Брифли существует благодаря рекламе:

    Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

    Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

    Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

    А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

    В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

    Продолжение после рекламы:

    Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

    Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

    Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

    Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

    Брифли существует благодаря рекламе:

    Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

    Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…

    Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

    Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

    А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

    Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

    Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.

    Пересказал В. П. Мещеряков. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

    Источник: https://briefly.ru/grigorovich/guttaperchevyj_malchik/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector