Мистерию, действие которой развёртывается в «местности близ рая», открывает сцена вознесения молитвы Иегове.
В молении участвует все немногочисленное «человечество»: изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей.
Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню, инстинктивно восстаёт Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимое стремление во всем «дойти до самой сути».
Он вполне искренен, признаваясь: «Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне». Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: «У них на все вопросы / Один ответ: „Его святая воля, / А он есть благ“. Всесилен, так и благ?»
Продолжение после рекламы:
Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам. Размышляющий Каин остаётся один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое «величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. Это Люцифер.
В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высей и обречённого на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всего отчётливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя.
В отличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистерии не проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени канонической стереотипности.
Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько даёт прямые ответы на вопросы, которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысль об императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключа к бессмертию духа.
Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе как низком, корыстном искусителе. И Каин не в силах не поверить ему, когда тот недвусмысленно заявляет: «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю».
Брифли существует благодаря рекламе:
Терзаемый проклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернётся домой.
Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находит выражение во втором акте мистерии, развёртывающемся в «бездне пространства».
Подобно Данте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтической ритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, они минуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки, а заветный Эдем — меньше булавочной головки.
Каину открывается беспредельность пространства и бесконечность времени. Люцифер невозмутимо комментирует: «Есть многое, что никогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и перемены только праху / Приносят смерть».
Продолжение после рекламы:
На неисчислимом множестве планет, пролетающих перед их взорами, узнает ошеломлённый Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, что выше их». Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.
«Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открывает ему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разума намного их превышавшие. Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицо земли». Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.
Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедами и катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каин опечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущее подвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти.
Тот отвечает, что сын Адама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин. Но разве смерть их не откроет? /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит, смерть приводит / К чему-нибудь разумному! Теперь / Я менее боюсь её».
Брифли существует благодаря рекламе:
Каин сознаёт, что его «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве, не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер — не орудье Божие?
И тут Сатана взрывается. Нет и ещё раз нет: «Он победитель мой, но не владыка… / …
Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!» И на прощание даёт ему совет: «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — ваш разум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекор и чувству и рассудку. / Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовному началу!»
Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела, отведённого Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный герою Сатаной.
Вернувшись к близким, Каин застаёт их за работой: они готовят алтари к жертвоприношению. Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранее уготованным и несправедливым; против него-то и восстаёт вся страстная, неукротимая натура Каина: «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещать их детям!»
От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребёнка; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.
И тут впервые напоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себе персонаж мистерии — Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводом Авелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авель невозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. «Каин. Так его отрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ, умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!»
Авель стоит на своём, твердя: «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает его в висок головнёй, схваченной с жертвенника.
Авель умирает. На стоны медленно осознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинает его. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места.
С Каином остаётся только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчётных дней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господень и налагает на его чело неизгладимую печать.
Они собираются в нелёгкий путь. Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая». Раздавленный своим преступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе кару за грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: «Каин. О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?»
Эти слова завершают пьесу Байрона, трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримого богоборчества.
Пересказал Н. М. Пальцев. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.
Источник: https://briefly.ru/bajron/kain/
Краткое содержание Байрон Каин для читательского дневника
Пьеса Джорджа Гордона Байрона “Каин”, написанная в 1821 году, стала главным достижением его трагической драматургии. Поэт представил её как мистерию, так называли средневековые драмы с религиозным сюжетом.
Это произведение заключает в себе огромную силу философского обобщения. Оно касается как бы всех судеб человечества и вместе с тем проникнуто острой политической проблематикой.
Написанный во время разгула церковной и политической реакции, “Каин” стал дерзким вызовом общественному мнению Европы.
Байрон обратился к известной библейской легенде о братоубийце Каине. На основе этого сюжета поэт создал совершенно оригинальное произведение, направленное против любого угнетения человека.
Пьеса начинается с молитвы. В некой местности возле рая на восходе солнца Адам, Ева и их дети восхваляют Иегову. Молятся все, кроме Каина. Его одолевают сомнения, и он упрекает родителей за их покорную набожность.
Сын первых людей на земле винит их за то, что, вкусив древо знания, они не прикоснулись к древу жизни. И теперь люди смертны.
Родные не понимают душевных терзаний Каина и уходят трудиться, оставляя его наедине со своими мыслями.
Главный герой спрашивает себя, почему он должен отвечать за грехи родителей, утративших рай, и быть покорным всесильному богу. Свободолюбивая натура Каина противится послушным и смиренным, слепо верящим в милость Иеговы Адаму, Еве, Зилле и особенно Авелю – раболепному и трусливому слуге тирана.
Мысли Каина прерывает приближение кого-то величественного и прекрасного, как бесплотный дух. Появляется Люцифер. Он совсем не похож на коварного искусителя и убеждает сына Адама, что способен соблазнить только правдой.
Каин жаждет разрешить все сомнения о смысле жизни и смерти, он просит Люцифера открыть истину и разъяснить сущность человеческого бытия. Вместе они отправляются в путешествие по иным мирам. Молодой человек познает безграничные время и пространство.
Коварный дьявол показывает Каину мрачное царство смерти и признается, что людям вскоре придется испытать большие несчастья. Юноша огорчен, он не в силах осознать будущую гибель своих близких. Перед ним проплывают тени существ, живших когда-то на земле. По заверению Люцифера, они были великими и разумными, намного превышавшими Адама.
Каин жаждет остаться навсегда в этом мире призраков, но Сатана возражает ему. Живой может придти сюда только через собственную смерть.
Люцифер осуждает бога и старается показать его как жестокого человеконенавистника, тирана. По его словам, Иегова не одарил людей никакими дарами, кроме горестей лишений и смерти в конце жизненного пути. Сатана пробуждает в Каине стремление бороться с всевышним. Прощаясь, он убеждает сына Адама в том, что преодолеть смерть может помочь только бессмертие души.
Каин возвращается домой и видит, что его семья готовится к очередному жертвоприношению. Не желая мириться со злом, творимым богом, юноша пытается их остановить. Авель уговаривает брата идти вместе с ними.
Он никогда не стремился узнать причины всех явлений и принимает их такими, какие они есть. Между братьями возникает непонимание. Авель утверждает, что бог превыше всего на земле.
Каин не выдерживает этих раболепных высказываний и наносит родному брату смертельный удар головней из жертвенного костра.
Убитая горем Ева проклинает сына и пророчит ему смерть хуже смерти. Адам гонит братоубийцу прочь, он убежден, что совесть станет его проклятьем. Ада, мать детей Каина, остается преданной ему до конца и собирается в путь.
К преступнику является Ангел. Он выносит жестокий приговор: отныне Каин обречен на вечные скитания. Бог накладывает особую печать на юношу, его никто не сможет убить, так как грех убийства неизгладим. Иегова лишает его всех средств к существованию.
Каин просит прощения у мертвого брата и уводит жену и детей в пустыню.
Трагическая мистерия великого английского поэта — это спор о смысле и сути человеческой жизни на земле. Что такое добро и зло, жизнь и смерть — вопросы, волнующие людей во все времена. Непримиримые противоречия между человеком и миром — именно это является главной сутью философской драмы Байрона “Каин”.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bajron/kain
Краткое содержание: Каин
Действие пьесы начинается со сцены вознесения молитвы Иегове.
В молении принимают участие изгнанные господом Богом из Рая в наказание за грехи Адам и Ева и сыновья их Каин и Авель, дочери Селла и Ада, а также дети, рожденные дочерьми Адама от его сыновей — их братьев.
Против полного смирения своих родителей, брата и сестёр, покорно сносящих карающую руку господню, восстаёт Каин. Он почувствовал приближение некоего высшего существа, которого ему приходилось лицезреть в окрестностях райских кущ. Пред ним предстает Люцифер.
Своим поведением и словами он опровергает расхожее о себе представление как о подлом и корыстном искусителе.Терзаемый сомнениями о смысле своего существования, о таинстве смерти и сущности бытия, загадках неизведанного, Каин просит Люцифера ответить на эти так волнующие его вопросы. Тот не отказывается и приглашает Каина отправиться в путешествие в пространстве и во времени. Перед Каином открывается бесконечность времени и беспредельность пространства Любопытному юноше
Люцифер показывает мрачное царство смерти. Перед его лицом проплывают тени существ, не имеющих названия, и призраки левиафанов. А Люцифер рассказывает о бедах и катастрофах, которые выпадут на долю адамова рода.
Каин расстраивается, так как он любит мать своего ребенка Аду и брата Авеля. Он не в силах смириться с тем, что они подвержены гибели. Каин просит Люцифера открыть ему тайну смерти. Сатана говорит, что он ещё не может до конца постичь её, надо лишь принять ту истину, что смерть — это врата. Только бессмертие духа может противостоять всемогуществу смертного удела, отведённого Иеговой людскому роду, — именно такой урок на прощание преподает Каину Сатана.
Бог благосклонно принимает агнца, закланного Авелем. Но далеко по земле раскидывает плоды, поднесенные земледельцем Каином. В это время Авель убеждает брата принести новые дары вседержителю, говоря при этом, что Бог ему дороже жизни.
Разгневавшись, Каин бьет его в висок головнёй, выхваченной из жертвенника. Брат умирает. Адам повелевает Каину навсегда уйти из этих мест. С Каином уходит только Ада. Они отправляются в трудный путь.
Им предстоит поселиться в безрадостной пустыне — к востоку от рая.
Каин, раздавленный своим преступлением, не только выполняет волю своего отца и Иеговы, но большей частью сам отмеряет себе наказание за совершенный грех.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Каин». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/bayron/kain/
Джордж Гордон Байрон «Каин»: другой взгляд на известный библейский сюжет
Драму-мистерию «Каин» Байрон посвятил писателю — Вальтеру Скотту (Шотландец), явившемуся в то время ведущим литератором Англии.
Поэт в драматической мистерии об Адаме и Еве, Каине и Авеле показал царя-угнетателя Земли в качестве Бога в образе Иегова (бога евреев), в качестве народного героя, борющегося против угнетателей — в образе Люцифера – Дьявола.
Свидетельствует ли это о его неверии в Бога? О чем на самом деле написана мистерия Джорджа Байрона «Каин»?
О книге
Мистерия «Каин» (Cain, 1821) — крупнейшее произведение позднего Байрона. Это лирическая драма, созданная на основе библейского текста, но автор всё же «следует своим собственным путём».
Байрон прослеживает сложный и мучительный путь Каина к преступлению, подчёркивая при этом его закономерность. Каин позволил себе усомниться в величии Бога, позволил сравнить себя с Ним.
Убив брата, после минутного оцепенения Каин в отчаянии кидается к нему, пытаясь вернуть его к жизни. Вскоре к месту убийства приходят их жёны и родители, Адам и Ева. Не хватило Каину мужества признаться в содеянном.
«Поник он преступной головой и закрывает свирепый взор кровавыми руками». Но разве обманешь материнское сердце?! Ева проклинает Каина. Уходит Каин с женой Адой в «мёртвый край». Нет ему места на этой земле… Нет ему жизни среди людей…
Борьба против Бога или нет?
Хотя в предисловии к «Каину» Байрон заверяет, что он с предельной точностью следовал библейскому сюжету, на самом деле его трактовка легенды о Каине и Авеле предлагает другую перспективу. Бог для Байрона источник не всеобщего блаженства, а зла.
Если он создал мир, то почему он наполнил страданиями жизнь людей? Эта мысль, возникающая в сознании Каина, еще более укрепляется при его встрече с Люцифером.
Они оба отпадают от Бога, становятся его убежденными противниками, ибо Бог создал зло, и он же требует от человека покорности злу.
Каин и Авель противопоставлены друг другу именно в их отношении к тому, как создан мир.
Авель покорно приемлет весь существующий порядок вещей. Каин, в противоположность ему, наделен пытливым умом и страстностью. Разум Каина вопрошает, а страсть возмущается. Страсть нетерпелива и иногда обгоняет разум, приводя к тем поступкам, в которых сам Каин потом будет раскаиваться. Именно это и случается, когда оба брата приносят жертву Богу.
Разум Каина увидел несправедливость и жестокость Бога, которому была угодна кровавая жертва Авеля. Но решение принял не разум, а страсть Каина, и она побудила его нанести удар, который принес в мир первую смерть.
Перед Каином открывается, что он носит зло в самом себе, а Люцифер убеждает в том, что зло и смерть – неумолимые законы бытия. Душой Каина овладевает глубокое отчаяние. Но он не ищет забвения, его разум стремится постигнуть мировое зло во всей его грандиозности.
Противостоять злу – вот решение, принятое Каином и поддержанное в нем Люцифером. Пусть зло огромно и всемогуще, — человек должен найти в себе силы не покоряться ему.
Титанизм героев пьесы говорит о том, что, хотя Байрон видел противоречия в природе человека, все же веры в человека он не терял. Однако человеком в его глазах мог быть только тот, кто не мирился со злом жизни и восставал против него, чего бы это ему ни стоило.
Джордж Гордон Байрон
Джордж Байрон (1788 — 1824) был одним из величайших английских поэтов эпохи романтизма. Сын древнего шотландского дворянского рода. Его предки пришли в Англию вместе с норманнскими завоевателями в XI веке.
Байрон как — то раз отметил: «Единственное фамильное достояние, которое не уменьшается в нашем роду, — это наши удивительные приключения». Байрон получил блестящее образование, был воспитан на классицистических образцах гражданственности и добродетели. В 1798 г.
Байрону досталось наследство от своего двоюродного деда — Уильяма Байрона — титул пэра.
В 1807 году он издаёт первый сборник своих стихов. В поэзии Байрона отразилось отчаяние человека, разочаровавшегося в идеалах, провозглашённых французской революцией.
Байрон при жизни вызывал массу неоднородных, и даже противоречивых оценок. Его буквально смешивали с грязью, осуждали его аморализм, его гордость и презрение к авторитетам.
Другие наоборот ему завидовали, поклонялись и подражали ему.
Байрон едва ли не единственный поэт — романтик, который в реальной жизни полностью соответствует лирическому герою своего литературного творчества. Байрон был вынужден покинуть свою родину. Он путешествовал по разным странам.
В Италии он помогал карбонариям, в Греции он снаряжал на свои средства корабли и вооружал людей, желая оказать помощь грекам в свержении турецкого ига. В Греции Байрона настигает смерть от лихорадки. Герой байроновской поэзии, как и сам Байрон, неотделим от национально — освободительной борьбы.
Это герой своего времени, мечтающий найти себя, своё место под солнцем.
Байрон — зачинатель целой эпохи в развитии мировой литературы.
Ф. М. Достоевский писал:
«Байронизм — это целая философия, система взглядов, возникшая в период страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния, когда старые кумиры лежали разбитые. И именно в это время появляется великий гений, страстный поэт, в звуках которого и звучала вся тоска человечества и мрачное разочарование в обманувших его идеалах».
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник: https://www.invictory.org/articles/reviews/books/2578-dzhordzh-gordon-bajron-kain-drugoj-vzglyad-na-izvestnyj-biblejskij-syuzhet
Каин и Авель — краткое содержание истории
Данная история взята из книги под названием Библия. Два брата по имени Каин и Авель первые дети Адама и Евы. Старший – это Каин, младший – Авель. Каин занимался земледелием, он целыми днями находился на поле и занимался тяжелыми работами. Выращивать овощи и фрукты были очень непросто. Авель же пас овец, целыми днями находился в поле и следил за их состоянием.
Однажды два брата возвели жертвенники и каждый принес, что мог. Каин возложил на жертвенник свои плоды, которые вырастил для Господа.
Авель же выбрал лучшего и непорочно ягненка, который рос у него на глазах. Господь сразу же принял жертвоприношение Авеля, на плоды Каина Бог даже не посмотрел.
Каин был очень огорчен тем фактом, что его труды не были приняты. По этой причине у него зародилась ненависть к брату.
Господь видел сердце Каина и предупредил его, что он стоит на опасном пути. Ты задумал совершить зло. Почему ты прячешь глаза и склоняешь голову? Грех лежит у дверей твоих, но ты не должен поддаваться. Надо с этим бороться, а не идти на поводу.
Однако, Каин не стал слушать Бога и решил поступить, как задумал. Зависть и злоба одержали победу. Каин начал готовиться к братоубийству.
Каин предложил брату погулять в поле, где уже все было готово к кровопролитию. Каин настиг брат и убил его. Неожиданно Бог стал расспрашивать Каина о том, где брат его. Тот отвечал, что даже не предполагает.
Он ведь не сторож ему, чтобы всегда знать о его местоположении. Однако, Каин не ведал, что Бог уже знал о совершенном убийстве. Господь прямо спросил, что же тот сделал. Кровь Авеля вопияла к Богу с земли.
Теперь Каин оказался под проклятием.
Теперь земля не будет рождать для него урожай. С этого момента Каин всю жизнь будет в бегах и нигде не сможет найти себе покоя. Каин сам признавал, что совершил страшный грех и не имеет прощения.
Господь выгнал Каина из страны. Теперь он будет бродить по чужим землям, где любой путник может его уничтожить. Чтобы этого не произошло Господь ставит знак на Каина.
Теперь каждый путник, встретивший Каина, не причинит ему вреда.
На тот момент население земли было малочисленно, но тогда люди очень быстро размножались. Помимо этого, первые люди жили около девятисот лет. Поэтому Каина мог встретить кто угодно и уничтожить, зная его злодеяние.
Данный пример показывает опасность злых намерений и зависти, которые могут повлечь в будущем что угодно. Эта история повествует о предупреждении, которое могло бы уберечь Каина. Однако, человеку дан свободный выбор.
Каин решил пойти на поводу у своих эмоций и обиды, что впоследствии привело к убийству родного брата. Досадно, что всего этого можно было избежать, тогда бы судьба Каина и его потомства пошла по другому сценарию.
Как просто одним поступком можно перечеркнуть себе всю жизнь.
← Книжный вор
← Стерн — Сентиментальное путешествие по Франции и Италии↑ РазныеРылеев — Смерть Ермака →
Кант — Критика чистого разума →
- Новая жизнь — краткое содержание сборника Данте
Рассказ в повести ведется от имени автора. Данте оказался в лесу и встретил призрака древнеримского поэта Вергилия. Данте попросил вывезти его из леса. На что призрак сказал, что Данте должен увидеть чистилище, рай и ад - Подросток — краткое содержание романа Достоевского
Перед нами предстает повествование главного героя, Аркадия Долгорукого. Он рассказывает в каких событиях того времени принимал участие. - Лапти — краткое содержание рассказа Бунина
Короткий рассказ Бунина рисует эпизод из деревенской жизни. Рассказ печальный и довольно трагический. В доме на хуторе болеет ребенок, а за окнами который день вьюга и не доехать до доктора, а туда доктор тоже не приедет. - Безумная Евдокия — краткое содержание драмы Алексина
Повествование ведется от первого лица. Главный герой – мужчина, который рассказывает про свою семью. Первый абзац книги он пишет, уже пережив те события, о которых он повествует. Потом он начинает рассказ.
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/kain-i-avel
Краткое содержание Каин Байрон
Мистерию, действие которой развертывается в “местности близ рая”, открывает сцена вознесения молитвы Иегове.
В молении участвует все немногочисленное “человечество”: изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей.
Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню, инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимое стремление во всем “дойти до самой сути”.
Он вполне искренен, признаваясь: “Я никогда не мог согласовать Того, что видел, с тем, что говорят мне”. Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: “У них на все вопросы Один ответ: “Его святая воля, А он есть благ”. Всесилен, так и благ?”
Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам. Размышляющий Каин остается один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое “величественней ангелов”, которых Каину доводилось видеть в окрестностях
рая.
Это Люцифер.
В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высей и обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всего отчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона – художника и мыслителя.
В отличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистерии не проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени канонической стереотипности.
Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы, которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысль об императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключа к бессмертию духа.
Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе как низком, корыстном искусителе.
И Каин не в силах не поверить ему, когда тот недвусмысленно заявляет: “Ничем, Помимо правды, я не соблазняю”.
Терзаемый проклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернется домой.
Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находит выражение во втором акте мистерии, развертывающемся в “бездне пространства”.
Подобно Данте и Вергилию в “Божественной комедии”, только в специфической романтической ритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, они минуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки, а заветный Эдем – меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельность пространства и бесконечность времени.
Люцифер невозмутимо комментирует: “Есть многое, что никогда не будет Иметь конца… Лишь время и пространство неизменны, Хотя и перемены только праху Приносят смерть”.
На неисчислимом множестве планет, пролетающих перед их взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди “иль существа, что выше их”. Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.
“Как величавы тени, что витают Вокруг меня!” – восклицает Каин, и Сатана открывает ему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разума намного их превышавшие. Иегова покончил с ними “смешением стихий, преобразивших Лицо земли”.
Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.
Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедами и катастрофами, которые еще грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода.
Каин опечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущее подвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти.
Тот отвечает, что сын Адама пока еще не в силах постичь ее; надо лишь уразуметь, что смерть – врата. “Каин. Но разве смерть их не откроет? /Люцифер.
Смерть – Преддверие. /Каин. Так, значит, смерть приводит К чему-нибудь разумному! Теперь Я менее боюсь ее”.
Каин сознает, что его “проводник” по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве, не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер – не орудье Божие?
И тут Сатана взрывается.
Нет и еще раз нет: “Он победитель мой, но не владыка… …Не прекратится Великая нещадная борьба, Доколе не погибнет Адонаи Иль враг его!” И на прощание дает ему совет: “Один лишь добрый дар Дало вам древо знания – ваш разум: Так пусть он не трепещет грозных слов Тирана, принуждающего верить Наперекор и чувству и рассудку. Терпи и мысли – созидай в себе Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: Сломи в себе земное естество И приобщись духовному началу!”
Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела, отведенного Иеговой людям, – таков прощальный урок, преподанный герою Сатаной.
Вернувшись к близким, Каин застает их за работой: они готовят алтари к жертвоприношению. Но жертвоприношение – знак смирения перед уделом, заранее уготованным и несправедливым; против него-то и восстает вся страстная, неукротимая натура Каина: “Я сказал, Что лучше умереть, чем жить в мученьях И завещать их детям!”
От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.
И тут впервые напоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себе персонаж мистерии – Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводом Авелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды – жертву земледельца Каина. Авель невозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. “Каин. Так его отрада – Чад алтарей, дымящихся от крови, Страдания блеющих маток, муки Их детищ, умиравших под твоим Ножом благочестивым! Прочь с дороги!”
Авель стоит на своем, твердя: “Бог мне дороже жизни”. В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает его в висок головней, схваченной с жертвенника.
Авель умирает. На стоны медленно осознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинает его.
Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места.
С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетных дней, братоубийце предстоит пережить еще одно испытание. С небес спускается ангел Господень и налагает на его чело неизгладимую печать.
Они собираются в нелегкий путь. Их место – в безрадостной пустыне, “к востоку от рая”. Раздавленный своим преступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе кару за грех.
Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: “Каин. О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?”
Эти слова завершают пьесу Байрона, трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримого богоборчества.
Вариант 2
Драматическая поэма Джорджа Байрона открывается сценой вознесения молитвы Богу. В этой молитве участвуют изгнанные из Эдема Адам и Ева, а также их потомки. Один из них, Каин, инстинктивно восстает против безрассудной набожности родителей. Каина постоянно одолевают разные вопросы, он во всем пытается добраться до самой сути вещей, но родители не дают ему полных ответов.
Адам и Ева постоянно ссылаются на всемогущего Господа и Его веления. Вереница вопросов не дает Каину спокойно молиться Богу. И тут появляется тот, кто даст ответы на все вопросы – Люцифер.
Образ байроновского Люцифера отличается от привычного всем образа низкого корыстного искусителя.
Байрон рисует падшего ангела как вечного оппонента Иеговы, низложенного с небес, но несломленного духом.
Люцифер соблазняет лишь правдой, он отвечает на все вопросы жаждущего знаний Каина и внушает ему мысль, что познание является ключом к бессмертию духа, что мышление – необходимость любого человека.
Каин терзается вопросами своего существования, его волнует закон жизни и смерти, поэтому он молит Люцифера раскрыть ему правду, показать сущность жизни и открыть тайну смерти.
Сатана предлагает Каину совершить небольшое путешествие по другим мирам, которое покажет ему истину.
Падший ангел и пытливый человек отправляются сквозь прошедшие и грядущие миры, среди которых Земля – лишь крошечная песчинка в огромной пустыне.
Люцифер открывает Каину тайны неисчислимого количества планет, на которых в своих Эдемах живут высшие существа. Он рассказывает человеку, что до него на Земле тоже жили высшие существа – левиафаны, уничтоженные Иеговой. Каин наблюдает величественное, но скорбное зрелище – призраки левиафанов, проплывающие перед ним. Сатана открывает Каину правду, что род Адама ждет еще худшая судьба.
Сердце человека опечалено – он любит родных и не может смириться с тем, что их все они подвержены гибели. Люцифер успокаивает Каина тем, что лишь бессмертие духа может препятствовать смертному уделу, который приготовил для них Иегова.
Каин возвращается на Землю и видит, как его семья готовится к ритуальному жертвоприношению. Он понимает, что жертвоприношение – это знак смирения перед заранее уготованной смертью. Душа Каина протестует против такой несправедливости, родители пытаются успокоить заблуждающегося сына.
Наконец на сцену выходит Иегова.
Господь принимает закланного агнца, которого жертвует ему скотовод Авель. Но плоды, которые вырастил земледелец Каин, Господь отвергает. Авель говорит брату, чтобы тот принес Господу новые дары, но Каин не может принять то, что Иегове приятен смрад дымящегося мяса. Авель пытается успокоить брата, но Каин убивает его в приступе неконтролируемой ярости.
Каин раскаивается в содеянном, однако родители проклинают его и велят навсегда покинуть эти места.
С изгнанником остается только его жена Ада. Они вместе собираются в путь, дабы искупить грех братоубийства. Ангел Господень ставит убийце на чело неизгладимую печать. Каин уходит, но дух протеста не покидает его сердце.
Авель получил мир, но как же Каин?
Источник: https://englishtopik.ru/kratkoe-soderzhanie-kain-bajron/
"Каин" Байрона: описание произведения из энциклопедии
«Каин» («Cain») — мистерия Д.Г. Байрона. Это произведение, написанное в 1821 г., непосредственно связано в творчестве Байрона с более ранней драматической поэмой «Манфред» (1817).
Байрон живописует своего героя Манфреда как «романтического Фауста», овладевшего тайной бессмертия, но разочаровавшегося в людях, в знаниях и в самой жизни, а библейского Каина он интерпретирует как восставшего против Бога тираноборца и богоборца.
Поначалу недовольство Каина обращено, в основном, на мать и отца, которые вкусили от плода познания, но не вкусили от плода жизни и обрекли себя и своих детей на ничтожное существование. В его сетованиях слышатся и упреки Богу, неведомо почему отказавшему людям в бессмертии. Услышав Каина, к нему является Люцифер.
Он видит в Каине подобного себе, так как сам он уже восставал против Бога-тирана, и увлекает его неведомым знанием. Страницы, на которых описаны прекрасные миры, увиденные Каином, великолепны своей безудержной фантазией и торжественным величием пятистопного ямба.
Но Люцифер идет дальше и, открывая Каину тайну жизни и тайну смерти, поддерживает в его бунте против Бога, призывает сопротивляться божественной тирании и добиваться своего, потому что покорностью нельзя ничего добиться.
Однако сопротивление, о котором говорит он, есть духовное сопротивление: «Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть. / Сломи в себе земное естество / И приобщись к духовному началу!».
Каин уже ощущает себя равным Богу. Он не желает смиряться и жить в муках. Он говорит, что лучше смерть, и смерть приходит. В пылу драки он убивает своего брата, восстав на самом деле против Бога.
Ненавидя смерть, он первым из людей призывает ее на землю. Требуя от Бога справедливости для людей, совершает насилие и немедленно раскаивается в нем.
Каин проклят во веки вечные Богом и людьми, но главное его проклятие — зародившееся в нем и мучающее его сомнение в справедливости божественной власти.
Первый (неопубликованный) перевод мистерии «Каин» Байрона на русский язык принадлежит Н.А. Серно-Соловьевичу, который работал над ним, отбывая в 1860-х гг. наказание в Петропавловской крепости.
При всех своих недостатках перевод отличается точностью в передаче ее тираноборческого пафоса и тончайших оттенков образа Каина, который от брюзжания переходит к открытой непокорности, а, совершив ужасное преступление, к горчайшему сожалению, не меняющему, однако, его взгляд на верховную власть Бога. Выдающимся явлением русской литературы стал перевод И.А. Бунина, изданный в 1905 г.
(работу над ним Бунин сопровождал сочинением стихотворений «Сатана Богу», «Каин», которые гораздо точнее, чем перевод, но совершенно другими средствами стиха, передают яростное бунтарство Каина).
В 1920 г. мистерия «Каин» была поставлена К.С. Станиславским в Московском Художественном театре. Роль Каина играл Л.М. Леонидов.
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/bajron_dzh/kain_bajrona_opisanie_proizvedenija_iz_ehnciklopedii/119-1-0-1313
«Манфред», краткое содержание по актам и сценам поэмы Байрона
Драматическая поэма «Манфред» Джорджа Байрона – его первый шаг в драматургии. Изначально предназначалась для чтения, а не для сценической постановки, была названа автором «поэмой в диалогах белым стихом». Спектакль был поставлен после многочисленных переработок 17 лет спустя после написания.
Поэма пропитана мистицизмом. Эпиграфом служат шекспировские строки о вещах, которые «не снились философии». Сам Байрон называет произведение «необузданным, метафизичным и необъяснимым».
Главный герой граф Манфред способен повелевать духами, связан с потусторонними силами, но появление таких способностей и события его прошлой жизни остаются для читателя нераскрытыми.
Поэма построена на терзаниях главного героя, попытках найти покой, но причины их описаны полунамеками, сохраняя интригу даже в финале.
Действие происходит в графском замке, расположенном в Бернских Альпах, их окрестностях. Действующие лица – Манфред, аббат, охотник, слуги. Большинство реплик произносят бестелесные духи, мистические персонажи.
Акт первый
Знакомит читателя с главным героем, интригует его метафизическими способностями и позволяет проникнуться душевными муками.
Первая сцена
Знакомство с Манфредом происходит в полночь в готической галерее. Монолог героя полон страданий, жалоб на усталость от жизни. Его душа измучена непосильной ношей абсолютного вселенского знания, но лишена познания обычных человеческих радостей. В отчаянии он призывает духов – властителей вселенной.
Потусторонние существа недовольны его призывом, но откликаются, ибо не в силах отказать требованию повелителя. По очереди репликами обозначают свое невидимое присутствие семь духов – эфира, гор, морей, вулканов, бурь, ночи, света. Хором они спрашивают, зачем потревожены, что нужно от них смертному.
Манфред просит у них забвения, недовольство духов сменяется удивлением. Забвение оказывается непонятным и неподвластным понятием для существ, живущих в вечности одновременно прошедшим, настоящим и будущим. Они предлагают взамен одарить его земными благами – властью, богатством, долголетием, которые он презрительно отвергает.
Перед уходом дух света выполняет просьбу предстать в каком-либо земном образе. Им оказывается образ прекрасной женщины, увидев который Манфред лишается чувств.
Сцена заканчивается монологом эфемерного Голоса, произносящего заклинания, приоткрывающего тайну мученика – на его душу наложено заклятие непрекращающихся страданий.
Вторая сцена
Утром граф взбирается на вершину горы Юнгфрау, возвышающуюся над облаками. Не получая удовольствия от жизни, он решает прекратить свои земные страдания. Его монолог о сожалении и прощании с миром особенно пронзителен на фоне прекрасных альпийских пейзажей.
Это случайно замечает охотник за сернами, который тайком подбирается и силой удерживает самоубийцу от прыжка с обрыва. Уговорами заставляет спуститься с горы и уводит.
Акт второй
Действия сцен начинаются у подножия альпийских гор и переносятся все выше.
Первая сцена
События происходят в охотничьей хижине. Охотник узнает в молодом человеке представителя знатного богатого рода, всячески старается отвлечь его от тяжелых мыслей.
Пытается ублажить его, согреть, предлагает вино и беседу. Но увещевания незамысловатого охотника сводятся к смирению, терпению, молитвам, что претит мятежным порывам графа.
Герой отвергает предложение сопроводить его до замка, откупается от спасителя золотом и уходит.
Вторая сцена
Манфред отправляется не домой, а в нижнюю долину гор к водопаду, где вызывает фею Альп.
Она благоволительно предлагает ему помощь, выслушивает, но негодует, когда узнает, что причина страданий – долг перед умершей смертной.
Позже фея смягчается, обещает, хотя бессильна над мертвыми, выполнить желание влюбленного – на миг увидеть возлюбленную. Но выдвигает требование во всем ей повиноваться.
Манфред не может усмирить свою гордость, чтобы подчинить свою волю существу, которого считает своим рабом. Он прогоняет фею и решает обратиться к демонам, близким к царству мертвых.
Третья сцена
Ночью на вершине Юнгфрау, с которой утром хотел броситься страдалец, собираются парки. Мифические существа, властительницы человеческих судеб поют о своих деяниях на земле – они одаривают благополучием и властью людям, взамен требуя, чтобы те служили темным силам, сеяли зло. Парки ожидают Немезиду – богиню возмездия. С ее появлением все отправляются к своему повелителю Ариману.
Четвертая сцена
Парки с Немезидой прибывают в чертоги Аримана – властелина смерти и тьмы, олицетворяющего злое начало. Он восседает на троне в виде огненного шара и принимает восхваления духов, когда появляется Манфред. Духи разгневаны присутствием смертного, но подчиняются приказу Аримана, повелевшего им выполнить желание человека – заставить восстать усопшую, но не погребенную в земле Астарту.
Немезида вызывает молчаливый призрак Астарты. Граф, наконец добившийся своего, требует у нее для себя прощения или проклятия. Но единственное, что изрекает восставшая, это пророчество о том, что до утра он покинет землю, и исчезает навсегда.
Акт третий
Действия переносятся в графский замок.
Первая сцена
За час до заката солнца Манфреда посещает аббат святого Мориса, который наслышан о поведении молодого человека, прибыл, чтобы спасти его мятежную душу. Но искушенная чернокнижием душа не принимает уговоров вернуться к религиозному смирению, отвергает возможность покаяться и найти успокоение в молитве. Аббат видит, что он стремится к гибели, решает за ним осторожно следить.
Вторая сцена
Сама короткая сцена, в которой на зов хозяина является слуга Герман и сообщает о закате. Стоя у окна, граф прощается со светилом.
Третья сцена
На террасе перед башней, в которой уединился Манфред, беседуют Герман, Мануэль, другие графские слуги.
Из их разговора становится понятно, что единственным близким существом хозяина была его возлюбленная Астарта, с которой его связывали родственные узы. Слуг прерывает аббат, требующий допуска в башню.
Мануэль противится, но обещает служителю поведать нечто, о чем автор предпочитает не рассказывать читателю.
Четвертая сцена
Аббат входит в башню, где граф готовится к смерти. Он пытается говорить с мучеником, но его уговоры прерывает появление мрачного признака. Дух просит священнослужителя не вмешиваться и зовет Манфреда с собой. Тот одинаково противится как аббату, так злому духу, но ждет смерти как избавления.
Дух исчезает. Силы оставляют молодого человека. Он умирает без покаяния на руках у аббата, страшащегося даже подумать о мире, куда в одиночестве отправилась гордая душа. Занавес.
Произведение по стилю, чувственной силе изложения оставляет у читателя «послевкусие» мистической загадочности, трепета перед непонятными высшими материями. Разочарованию от смерти главного героя сопутствуют восхищение его гордостью, жертвенностью, несломленным духом, что характерно для мрачного, но романтичного творчества Байрона.
- «Манфред», анализ поэмы Байрона
- «Дон-Жуан», анализ поэмы Байрона
- «Дон-Жуан», краткое содержание по главам поэмы Байрона
- «Гяур», анализ поэмы Байрона
- «Мазепа», анализ поэмы Байрона
- «Гяур», краткое содержание поэмы Байрона
- «Мазепа», краткое содержание по главам поэмы Байрона
- «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
- «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
- «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
- Джордж Гордон Байрон, краткая биография
- «Тьма», анализ стихотворения Байрона
- «Прометей», анализ стихотворения Байрона
- По произведению: «Манфред»
- По писателю: Байрон Джордж
Источник: https://goldlit.ru/byron/1104-manfred-kratkoe-soderzhanie
Читать
Джордж Гордон Байрон
Каин
- СЭРУ ВАЛЬТЕРУ СКОТТУ, БАРОНЕТУ[1]
- эта мистерия о Каине посвящена
- его преданным другом
- и покорным слугой.
- Автор
ПРЕДИСЛОВИЕ
Нижеследующие сцены названы «мистерией», потому что в старину драмы на подобные сюжеты носили название «мистерий» или «моралитэ».
Автор, однако, вовсе не так свободно обращался со своим сюжетом, как это принято было прежде, в чем читатель может убедиться, ознакомившись с такого рода драмами — вполне светского характера — на английском, французском, итальянском и испанском языках.
Автор старался, чтобы каждое действующее лицо мистерии говорило соответствующим ему языком, и когда он брал что-нибудь из Священного писания — очень редко, впрочем, — то сохранял, насколько позволял стих, подлинные слова библейского текста.
Читатель, наверное, помнит, что в книге «Бытия» не сказано, что Еву соблазнил дьявол, а говорится о змие, и то потому, что он «самая хитрая из полевых тварей».
Какое бы толкование ни давали этому раввины и отцы церкви, я беру эти слова в их непосредственном смысле и отвечаю, как епископ Уатсон в подобных случаях, — когда он был экзаменатором в кембриджских школах и ему возражали, приводя отцов церкви, он говорил: «Посмотрите, вот Книга!» и показывал Библию. Так поступаю и я.
Нужно также помнить, что мой сюжет не имеет ничего общего с Новым заветом, и всякий намек на него был бы в данном случае анахронизмом. Поэм на эти сюжеты я в последнее время не видал.
Мильтона я не читал с двадцатилетнего возраста, но тогда я так часто его перечитывал, что вполне его помню и теперь. Гесснеровскую «Смерть Авеля» я читал в восемь лет, в Эбердине, и помню только, что был в восторге от нее.
Относительно содержания у меня осталось только в памяти, что жену Каина звали Магалой, а жену Авеля Тирсой. У меня они названы Адой и Селлой — это самые ранние женские имена, встречающиеся в книге «Бытия»; так звали жен Ламеха. Имена жен Каина и Авеля не приводятся.
Ввиду общности сюжета, может быть, есть и сходство в изложении моей мистерии и поэмы Гесснера; я этого не знаю, и это меня мало интересует.
Прошу читателя помнить (об этом часто забывают), что ни в одной из книг Моисея, так же как во всем Ветхом завете, нет никаких намеков на грядущую судьбу мира.
О причинах этого странного упущения читатель может справиться в «Divine Legacy» Уарбуртона. Удовлетворительно ли его объяснение или нет, лучшего до сих пор не было дано.
Я поэтому представил его новым для Каина, чем, полагаю, не исказил смысла Священного писания.
Что касается языка Люцифера,[2] то, конечно, он говорит не как пастор о подобных сюжетах, но я сделал все, что мог, чтобы удержать его в границах духовной вежливости.
Если он отрекается от того, что соблазнял Еву в образе змия, то только потому, что в книге «Бытия» нет ни малейшего намека на что-либо подобное и в ней говорится только о змие с его змеиными свойствами.
Примечание. Читатель заметит, что автор отчасти следует теории Кювье,[3] предполагавшего, что мир был несколько раз разрушен до сотворения людей. Эта гипотеза основана на том, что найдены останки огромных и неведомых животных в разных геологических пластах, и мнение это не противоречит учению Моисея, а даже скорее — подтверждает его.
В этих пластах не найдено человеческих останков, но есть рядом с неведомыми животными также известные нам. Слова Люцифера о том, что предшествовавший Адаму мир был населен разумными существами, превосходившими умом людей и по своей мощи пропорциональными мамонту, и т. д.
, конечно, поэтический вымысел, имеющий целью помочь ему доказать свою правоту.
Я должен также прибавить, что существует «tramelogedia» Альфьери[4] под заглавием «Abele». Я никогда ее не читал, так же как не читал ничего из посмертных произведений этого писателя, за исключением его биографии.
Равенна. 20 сентября 1821 г.
КАИН
Мистерия
Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори господь бог.
Быт., 3, I.
- DRAMATIS PERSONAE:[5]
- Адам.
- Каин.
- Авель.
- Ангел господень.
- Люцифер.
- Ева.
- Ада.
- Селла.
АКТ ПЕРВЫЙ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Местность близ рая. — Восход солнца.
Адам, Ева, Каин, Авель, Ада, Селла — на молитве.
Адам
Иегóва,[6] вечный, мудрый, бесконечный!
- Ты, кто воззвал единым мощным словом
- Из мрака свет — хвала тебе и слава!
- На утре дня — хвала тебе и слава!
Ева
- Иегóва! Ты, кто дал нам день, и утро
- Впервые отделил от тьмы, и воды
- С водами разлучил, и назвал небом
- Твердь между вод — хвала тебе и слава!
Авель
- Иегóва! Ты, кто разделил стихии
- На землю, воду, воздух и огонь,
- Кто, сотворив светила дня и ночи,
- Создал и тех, которые могли бы
- Любить тебя, любить твои созданья
- И ликовать — хвала, хвала тебе!
Ада
- Иегóва, бог! Отец всей сущей твари,
- Создавший человека всех прекрасней,
- Достойней всех земной любви, дозволь мне
Любить его! — Хвала, хвала тебе!
Селла
Иегóва! Ты, кто, все благословляя,
Все сотворив и все любя, дозволил
Войти в Эдем[7] и погубить нас змию,
Храни нас впредь! Хвала тебе и слава!
Адам
Мой первенец, а что же ты молчишь?
- Каин
- Адам
- Каин
- Адам
- Каин
вернуться
Посвящение В. Скотту. — Байрон поручил Меррею узнать у В. Скотта, не будет ли он возражать против посвящения ему «Каина». Меррей послал В. Скотту неопубликованный экземпляр произведения и в сопроводительном письме передал просьбу Байрона. В ответ (4 декабря) В.
Скотт писал: «С чувством величайшей признательности принимаю предложение лорда Байрона поставить мое имя на первом листе его поистине великой, и потрясающей драмы „Каин“.
Может быть, я отношусь к автору с некоторым пристрастием, которое вы легко можете себе объяснить, но в этом произведении его муза совершает такой полет, какой еще ни разу не удавался ей в прежних взлетах…»
вернуться
Люцифер — в христианской мифологии падший ангел, сатана, дьявол.
вернуться
Кювье, Жорж (1769–1832) — французский зоолог, объяснял смену ископаемых фаун теорией катастроф.
вернуться
Альфьери, Витторио (1749–1803) — итальянский драматург, создатель национальной трагедии классицизма.
вернуться
Действующие лица (лат.).
вернуться
Иегóва (Яхве) — ветхозаветное имя бога у древних евреев.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=103435&p=1