Краткое содержание капалуха астафьева за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Капалуха Астафьева за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Капалуха Астафьева за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Капалуха Астафьева за 2 минуты пересказ сюжета

Действующие лица

Краткое содержание Капалуха Астафьева за 2 минуты пересказ сюжета

Главный герой — Витя Потылицын. Мальчик рос с бабушкой, так как его отец пил и бросил семью, а мать утонула в реке. Виты был обычным ребенком и в деревне он помогал носить воду, собирал грибы и ягоды, ходил на рыбалку.

Бабушка Катерина Петровна была сильной женщиной.

Ее черты характера:

  • строгость;
  • ворчливость;
  • любовь к людям.

Бабушка очень ценила своего внука. Когда он ушел на войну, то она каждый день молилась за него. Несмотря на свои болезни, старушка продолжала помогать людям. Она ездила на разные моленья, была даже в Киево-Печерской лавре и на всю деревню привезла оттуда ладан.

В рассказе есть и второстепенные персонажи — Апраксинья Ильинична и Дуня Федораниха. Они были тетками Вити, и именно эти старушки немного рассказали юноше о жизни бабушки.

Краткое содержание

Рассказ начинается с того, что главный герой задами пробирается к дому. Он хочет сделать сюрприз для бабушки. Много времени Витя провел на войне и вернулся не только живым, но и героем. Когда юноша увидел старушку, то его сердце сжалось: она сильно сдала, но продолжала заниматься привычными делами.

Бабушка была рада видеть внука, она переживала за него и каждый день молилась. Катерина Петровна пожаловалась на свое здоровье и взяла с Вити обещание. Он должен был приехать на ее похороны и попрощаться с ней. Витя вспомнил, как во время войны бабушка прислала ему мешочек с самосадом, сухариками и табаком. Поэтому он обещал исполнить просьбу старушки.

Краткое содержание Капалуха Астафьева за 2 минуты пересказ сюжета

После Витя уехал на работу на Урал. Спустя время ему пришла телеграмма с новостью о смерти бабушки. Начальник отказал Вите в отпуске и запретил юноше ехать. Только через несколько лет удалось ему посетить родную деревню.

Там ему Апраксинья и Дуня поведали, что Катерина Петровна совсем перестала ходить. Чтобы облегчить себе быт, картошку она мыла так: высыпала на траву утром и катала граблями. Клубни очищались росой. Дождевую воду старушка набирала в кадки и горшки, потому что носить воду с Енисея она уже не могла.

Главному герою осталось только чувство вины, которое никак не проходило.

Анализ произведения

Краткое содержание «Последнего поклона» Виктора Астафьева позволяет узнать не только детали сюжета, но и понять личность главного героя. Витя Потылицын не смог получить отпуск на работе, так как на похороны разрешали уехать, только если умерли родители. Витя смалодушничал, не стал добиваться ничего.

Только спустя время до юноши дошло, что именно он наделал. Он раскаялся, но было поздно. Ему осталось жить с чувством вины. Астафьев через главного героя показал важную мысль — всегда нужно выполнять обещания, иначе последствия поступка могут быть негативными.

Краткое содержание Капалуха Астафьева за 2 минуты пересказ сюжета

Моральные муки не покидают героя. Он пытался узнать, что-то о бабушке, но в деревне почти не осталось стариков. Поэтому Вите пришлось всю оставшуюся жизнь мучиться совестью. Астафьев в своей работе показал важность родственных чувств. Всегда нужно помнить о родных людях, бабушках и дедушках, навещать их.

Изложение повести в рассказах «Последний поклон» позволяет лучше запомнить произведение. В произведении Астафьева три книги, разделенные на главы, Предварительно нужно написать небольшой опорный план, который поможет написать текст.

Примерный план:

  1. Встреча Вити с бабушкой после войны. Просьба старушки.
  2. Смерть бабушки.
  3. Поступок Вити и его раскаянье.

В читательский дневник вносят информацию о названии произведения, главных героях и сжатый пересказ сюжета.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/posledniy-poklon.html

Астафьев Виктор рассказ

  • Астафьев, Виктор Петрович
  • Название произведения: «Капалуха»
  • Число страниц: 4
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: автор, ребята, капалуха, учитель.

Характеристика главных героев:

  1. Рассказчик — добрый и рассудительный.
  2. Милосердный.
  3. Любит природу.
  4. Ребята — озорные.
  5. Хотели позабавиться, но поняли, что не правы.

Краткое содержание рассказа «Капалуха» для читательского дневника

  • Ребята, и автор вместе с ними, гонят скот к колхозным полям через редеющую тайгу.
  • Автор любуется черничным кустом, на котором еще совсем зеленые ягодки.
  • Вдруг автор слышит ребячьи голоса и видит как от бугорка черники убегает капалуха, размахивая крыльями.
  • Ребята говорят ему про гнездо, но автор долго не может его найти в зарослях черники.
  • Наконец он видит гнездо и в нем обнаруживаются совсем теплые яйца.
  • Ребята предлагают забрать яйца.
  • Автор спрашивает у них, что же будет тогда с капалухой?
  • А капалуха бьется, тревожится, ее крылья почти не сгибаются от долгого сидения, а живот птицы весь голый.
  • Учитель объясняете, что капалуха сама выщипала у себя весь пух на животе, чтобы лучше греть яйца.
  • Тут мальчики растрогались, один даже вспомнил свою мать, которая тоже все отдавала детям.
  • Притихшие дети отошли от гнезда и птица сразу вернулась к яйцам.

План произведения для пересказа:

  1. 1. Неизвестный шум
  2. 2. Гнездо капалухи
  3. 3. Бесстрашие птицы
  4. 4. Дети оставили гнездо

Рисунок — иллюстрация к рассказу «Капалуха»

Синквейн:

  • Капалуха.
  • Заботливая, любящая.
  • Любит, защищает, волнуется.
  • Готова к самопожертвованию.
  • Материнство.

Главная мысль рассказа «Капалуха»:

Никогда нельзя разорять птичьи гнезда в лесу или на лугах.

Потому что это не просто баловство, а настоящее вредительство.

Чему учит произведение:

Рассказ учит нас по-новому взглянуть на природу, позволяет понять, что может чувствовать птица, когда люди разоряют ее гнездо.

Он заставляет нас задуматься о своем отношении к природе.

Краткий отзыв о рассказе «Капалуха» для читательского дневника

  1. Рассказ мне очень понравился.
  2. Автор с трепетом описывает глухарку и её отношение к маленьким птенцам.
  3. Она заботливая и верная.
  4. Капалуха очень переживала за своих птенцов, но не осмелилась приблизиться к ребятам.
  5. Я рад, что ребята поступили мудро и не стали брать птенцов из гнезда.

  6. Это урок для каждого из нас, как важно уважать жизнь любого живого существа на планете.
  7. Рассказ мне также понравился тем, что в нем мы встречаем описание действительно интересного случая, который произошел с обычными ребятами.
  8. И еще важно то, что случай этот, встреча с капалухой, изменил мировоззрение детей.

  9. Они поняли, что природа очень ранима и ее нужно беречь.

Отрывок из рассказа «Капалуха», поразивший меня больше всего:

  • И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.
  • Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
  • — А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

Пословицы к произведению «Капалуха»:

Гнездо разорять — себя убивать.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.

Неизвестные ранее слова и их значение

Капалухи — самки глухарей

Еще читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:

Рассказ «Стрижонок Скрип»

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/astafev-viktor-rasskaz-kapaluha

Урок 47. в.п. астафьев «капалуха» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 3 класс

Урок 47. В.П. Астафьев «Капалуха»

Цель:

изучить произведение В.П.Астафьева «Капалуха».

  • Задачи:
  • научиться определять главную мысль произведения;
  • уметь понимать и объяснять поведение героя.
  • На уроке
  • мы узнаем:
  • рассказ «Капалуха»;
  • мы научимся:
  • определять основную мысль текста;
  • мы сможем:
  • по ключевым словам давать характеристику героя.
  • Необходимо запомнить

Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924 году в сибирской деревне. Детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. Поэтому отдельное место в его творчестве занимает тема природы. Об этом он говорит в рассказе «Капалуха».

  1. Тезаурус
  2. Рассказ – прозаическое произведение небольшого объема, в котором изображаются одно или несколько событий из жизни героя.
  3. Основная мысль — это  то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.
  4. Ключевые слова – это слова, выражающие главную информацию в тексте.
  5. Герой произведения — действующее лицо в художественном произведении.
  6. Образ героя — это характер, внешность, речь, поведение и отношение героя к себе и окружающим.
  7. Ключевые слова:
  8. Рассказ, основная мысль, ключевые слова, герой произведения, образ героя.
  9. Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.: ил. С. 98-102
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Астафьев В. Конь с розовой гривой. Рассказы. – М.: Детская литература, 1975. — 190 с.

На уроке мы познакомимся с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»

  • Научимся определять основную мысль текста;
  • Сможем, по ключевым словам давать характеристику героя
  • Основное содержание урока

Как хороша русская природа! Густые леса, глубокие озера, широкие реки населяет множество живых существ. Иногда кажется, что лес – это волшебная кладовая, что хранит от посторонних глаз самых диковинных птиц и зверей.

Да, много секретов хранит наша русская тайга.

А знаете ли вы, ребята, что это за птица?

Это самка глухаря — птица неприметная и скрытная. Вряд ли вы встречали ее в лесу, так как эту осторожную птицу может обнаружить только хорошо знающий и любящий природу человек. Таким был крупнейший русский писатель Виктор Петрович Астафьев.

ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ

Хорошего человека за версту видно, вот и писателя Виктора Петровича Астафьева каждый в сибирской тайге знал. Родился он в 1924 году в деревне Овсянка.

Детство писателя было трудным. Он рано потерял родителей, воспитывался в детском доме. Но проходили его детские годы среди густых лесов и зеркально-чистых вод Енисея – это крупнейшая сибирская река. Поэтому Виктор Петрович так хорошо знал природу, внимательно и заботливо к ней относился.

Много произведений автор посвятил природе и своей родной деревне. Один из таких рассказов – «Капалуха». А можно ли догадаться по названию, о чем пойдет речь в рассказе?

Думаю, можно, если знаешь, что капалуха – это самка глухаря, она одна выпаривает яйца, заботится о своих птенцах, учит их добывать корм и скрываться от опасностей.

Эта история случилась с автором в школьном возрасте. Начало рассказа посвящено описанию природы.

Посмотрите, какие яркие слова находит Виктор Петрович, чтобы рассказать о красоте таежного края: «Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей.

Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник». Ф: Подумайте, какое название можно дать этой части рассказа?

А кто из вас видел, как растёт черника? «Зеленые пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом». Почти половина рассказа посвящена ярким картинам природы, но об этом ли нам хотел сказать автор, это ли его тревожит?

  1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА?
Читайте также:  Краткое содержание сартр тошнота за 2 минуты пересказ сюжета

В рассказе всегда важно понять основную мысль, то важное, что хотел сказать автор, для чего он создал своё произведение.

Неожиданный поворот в рассказе возникает в тот момент, когда герои встречают глухарку — капалуху. Посмотрите, как отчаянно себя ведет птица. Почему?

Чтобы лучше понять литературный образ, нужно посмотреть на поведение героя, найти важные (ключевые) слова.

Давайте отметим ключевые слова, чтобы описать поведение капалухи. Она «бегала с распущенными крыльями», «металась», «была настороже». О ком так переживает птица? Может быть она боится за свою жизнь?

Нет, она спасает гнездо от непрошеных гостей, в котором вот-вот должны появиться четыре птенца. Автор об этом говорит так: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце».

Интересный факт отметил автор: «Живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа». Почему у птицы голый живот? Так она яйца в гнезде греет. Посмотрите, как об этом в тексте говорит учитель детей: «А пух-то она выщипала сама … чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам».

Разные люди в лесу ходят, по-разному себя ведут. Обрати внимание, Филин, на поведение ребят. Важно помнить, что через поступки героев автор создает их образ.

Вот и Рассказчик не сразу заметил гнездо, он «стал озираться», а когда увидел, то «сердце забилось от испуга». Его удивила эта находка. А его друзья «кричали», один из них хотел взять яйцо из гнезда. Большой бедой могла обернуться такая детская шалость. Всем важно помнить о том, чего нельзя делать в лесу.

Давайте определим, какую основную мысль выразил автор текста? Для этого нужно понять, кем восхищается автор, чье поведение его удивило.

Конечно, автора поразило поведение птицы. Он наделяет капалуха человеческими чертами: смелостью, способностью любить и защищать своё потомство.

Она, как настоящая мать, не думает о своей жизни, не бросает птенцов в минуту опасности, а борется до конца.

Даже мальчишки, многие из которых не знали материнской любви, так как воспитывались в детском доме, поняли смысл её поступка и не стали разорять гнездо.

  1. Вот здесь и заключена основная мысль рассказа: материнская любовь выше всего на свете, а главное назначение человека – творить добро, не вредить.
  2. Помните, ребята, что в лесу вас ждет много интересного, относитесь к природе с любовью, заботой и уважением, тогда все лесные секреты для вас будут открыты.
  3. Разбор типового тренировочного задания
  4. Задание: Выберите из списка правильный ответ:
  5. Виктор Петрович Астафьев написал рассказ _________ .
  6. Варианты ответов: «Живая шляпа», «Капалуха», «Моя Родина», «Растрёпанный воробей»

Подсказка: Николай Носов – автор рассказа «Живая шляпа», М.М.Пришвин – автор рассказа «Моя Родина», К.Г.Паустовский – автор рассказа «Растрёпанный воробей», В.П.Астафьев – автор рассказа «Капалуха»

Правильный ответ: «Капалуха»

Разбор типового контрольного задания

Задание: Вставьте пропущенные слова в текст рассказа В.П.Астафьева «Капалуха».

Леса были сплошь________, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди______ елей, пихт и лиственниц пошевеливали______ листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые________ ветви папоротник.

Слова для справок: хвойные, редколапых, робкой, улитками

Правильный ответ можно найти в тексте рассказа.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4365/conspect/

Виктор Астафьев — Капалуха

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.

Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца.

Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы.

Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

1961

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-su-classics/132243-viktor-astafev-kapaluha.html

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Астафьев В.П. "Капалуха" | Социальная сеть работников образования

Виктор Петрович Астафьев)

Слайд 25.  Ь у Л ха р Г

Слайд 26. (Глухарь.)

  •  Рассказ о глухаре
  • —  Ребята, а что вы знаете о глухаре?
  • — Давайте послушаем рассказ о глухарях.

Слайд 27. Глухарь — одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись.

 В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

Слайд 28. Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами.

Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Слайд 29. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

  1. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ.(КАПАЛУХА)
  2. Анализ содержания рассказа
  3. 1. Содержание рассказа

— Какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.) Слайд 30.

— Какова природа этих мест? (Суровая, растительность бедная)

— Какую птицу охотники называют капалухой? (глухарку). Подумайте, откуда могло произойти такое название. (От звука хлопающих крыльев?). На самом деле от слова Коппала — глухой. Оно пришло из карельского языка — Глухой как коппала — так говорят карелы. Ну и по аналогии глухари на току.

— Как вы представляете гнездо глухарки? (Оно на земле, но почти не заметно) Слайд 31.

— Как описывает его автор? (стр. 99, последний абзац)

— С чем он его сравнивает? (с космами)

— Как обнаружили гнездо капалухи ребята? (Стадо вспугнуло глухарку и она начала бегать кругами)

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (У всех было возбуждение: и у телят, и у ребят и у рассказчика).

— Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? (Да, мы представляем как все возбуждены.Все понимают, что такая встреча – редкость)

— О самоотверженности глухарок-матерей написал один писатель:

«Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш –глухарок. Почти месяц прикрывают они кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед пламенем. И при встрече с хищником глухарка защищает своих детей.

Нелёгок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось»

— Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком (Мальчик: Возьмем – стр.99 внизу; Да так – стр.100 вверху. Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?). Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? (Дети редко задумываются о последствиях своих действий, вот поэтому нам нужно учиться любить живое)

— Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. (1-ый абзац после прямой речи).

— Какие выражения употребляет автор?

(Металась в стороны.Крылья разброшены, мела ими.

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь)

— Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

Читайте также:  Краткое содержание перро синяя борода за 2 минуты пересказ сюжета

— Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. (И тут мы увидели, что живот у нее голый… — до многоточия, стр. 100).

— Какие черты характера проявила капалуха в этом эпизоде?

— Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

— Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Основная цель капалухи – забота о потомстве, люди ее больше не интересовали, но она была настороже).

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? (Спасибо учителю, который обратил внимание детей на то, как капалуха заботится о своих детях).

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? (Познание природы и любовь к ней идут рядом. Ребята увидели как птица заботится о своих птенцах и, думаю, будут относиться к природе бережнее).

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/05/12/astafev-v-p-kapaluha

Урок 9 7. В.Астафьев «Капалуха»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; разви­вать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере­сказывать произведение на основе плана; придумывать свои рас­сказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева; маг­нитная азбука, рабочие тетради.

  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

  1. • Вороненку гнездо — родимая хата.
  2. • Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
  3. — Прочитайте орфографически (еще: орфоэпически, шепо­том, громко).
  4. III. Введение в тему
  5. Беседа о правилах поведения в лесу

— Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (При­мерный ответ. Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить ко­стер без взрослых. А если разводили, то обязательно его по­тушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)

— Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочи­таем рассказ «Капалуха».

Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе? (Предположения учащихся.)

  • Словарная работа
  • — Прочитайте по слогам, затем плавно.
  • при-бли-жа-лись
  • к аль-пий-ским
  • по-ко-роб-лен-ны-е
  • ред-ко-ла-пых е-лей
  • по-ше-ве-ли-ва-ли
  • блед-но-лист-ным
  • до-цве-та-ю-щим
  • чер-нич-ни-ком
  • рас-пу-щен-ны-ми
  • за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
  1. за-рож-да-ю-щий-ся
  2. по-до-шед-ший
  3. — Объясните значение слов.
  4. Просека — полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.
  5. Валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы (прост.) — взлохмаченные пряди волос.

  • Работа в тетради
  • — Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя пи­сателя, чей рассказ будем читать.
  • SLBHWGKTSVIOLPS nGIESTPSWVOBLHHLI WAVCSTLIAOLbGEBSL
  • (Виктор Петрович Астафьев.)

— Узнайте, какое слово здесь написано. (Глухарь.)

ьуЛхарГ

Рассказ учителя о глухаре

— Ребята, а что вы знаете о глухаре? (Ответы детей.)

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где выве­лись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хло­паньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент.

И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца отклады­вают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высижи­вают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными по­лосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

  1. IV. Физкультминутка
  2. Лебеди летят, крыльями машут,
  3. Прогнулись над водой,
  4. Качают головой.
  5. Прямо и гордо умеют держаться,
  6. Очень бесшумно на воду садятся.
  7. Белые лебеди,
  8. Лебеди летели
  9. И на воду сели.
  10. Сели, посидели,
  11. Снова полетели.
  12. V. Работа по теме урока
  13. 1. Чтение рассказа учителем и учащимися

— Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

— Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? По­могают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое заби­лось от испуга»?

— Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

— Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рас­сказ «Еще про Мальку» Белова?)

Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе по­сле этого случая или нет?

— Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

  • 2. Рассказ учителя об авторе
  • Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — крупнейший писатель в жанре «деревенской» и военной прозы.
  • VI. Рефлексия
  • — Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • — За что вы похвалили бы себя?
  • — Что вам захотелось сделать после этого урока?
  • VII. Подведение итогов урока
  • — Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
  • — Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
  • Домашнее задание
  • Подготовить пересказ текста от имени глухарки.

Урок 9 8. В.Драгунский «Он живой и светится…..

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки вы­разительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер, рассказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: выставка книг и поврет В.К. Драгунского; магнитная азбука.

  1. Ход урока
  2. I. Организационный момент
  3. II. Речевая разминка
  4. — Прочитайте и отгадайте загадки.

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

  • То погаснет, то зажжется
  • Ночью в роще огонек.
  • Угадай, как он зовется?

Золотистый… (светлячок).

— Прочитайте шепотом (еще: громко, скороговоркой, выра­зительно).

III. Актуализация знаний. Введение в тему

Беседа о светлячках

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о свет­лячках? Что вы знаете о них?

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда не­сколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соеди­няясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.

Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь из­редка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и осве­щают ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонари­ками.

Рассказ учителя об авторе

— Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и све­тится…»? (Рассказы детей.)

Виктор Юзефович Драгунский (1913—1972) писал фельетоны, паро­дии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо -громко!), и в аварию вместе с папой попадал.

Некоторые из этих случаев происходили на самом деле — не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским — сыном писателя.

Правда, Денис Дра­гунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Денис­ка Кораблев так и остался мальчишкой.

  1. IV. Физкультминутка
  2. (По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
  3. V. Работа по теме урока



Источник: https://infopedia.su/9xf7fd.html

Проект урока по теме: В.П.Астафьев «Капалуха»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Программа «Школа России»

Учитель: И.Р. Костенко

  • Глава (раздел) «Люби живое»
  • Тема: В. Астафьев «Капалуха»
  • Цели:
  1. Создать условия для успешного ознакомления с новой учебной информацией, для её осознания и осмысления, возможного применения информации в новой ситуации.

  2. Создать условия для развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости.

  3. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева.

  4. Создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять.

  1. Планируемые результаты:
  2. УУД
  3. Личностные:
  4. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и обсуждения.
  5. Осознавать причастность к успеху в учебной деятельности.
  6. Регулятивные:
  7. Принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать их реализацию.
  8. Применять волевое усилие для реализации поставленных задач.
  9. Осознавать качество и уровень усвоения новой информации.
  10. Адекватно оценивать выполненные действия.
  11. Познавательные:
  12. Выделять и формулировать познавательную цель.
  13. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.
  14. Устанавливать причинно-следственные связи.
  15. Структурировать текст.
  16. Устанавливать аналогии.
  17. Строить логическую цепочку рассуждения.
  18. Строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).
  19. Коммуникативные:
  20. Уметь ставить вопросы.
  21. Учитывать позицию собеседника.
  22. Формулировать собственное мнение.
  23. Строить собственные аргументированные высказывания.
  24. Реализовывать потребность в социально значимой и оцениваемой деятельности.
  25. Вырабатывать общее мнение в совместной деятельности.
  26. Предметные результаты:
  27. Анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев.
  28. Планируемые результаты освоения основ смыслового чтения и работы с текстом:
  29. Находить в тексте конкретные сведения и факты.
  30. Определять место и роль иллюстративного материала в тексте и презентации.
  31. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста.
  32. Сравнивать между собой объекты, описываемые в тексте, выделяя два-три существенных признака, сравнивать объекты из разных текстов.
  33. Межпредметная связь: окружающий мир
  34. Ресурсы:
  35. Презентация к уроку по теме:
  36. В.Астафьев «Капалуха»
Читайте также:  Краткое содержание кондуит и швамбрания кассиля за 2 минуты пересказ сюжета

Текст с биографическими данными В.П.Астафьева

  1. Организация класса. Самоопределение в деятельности.

  2. Актуализация имеющихся знаний.

  • — Какой раздел мы сейчас изучаем?
  • Слайд 1
  • — Назовите произведения, которые мы уже изучили.
  • Слайд 2
  • — Что объединяет авторов всех этих произведений?
  1. Постановка учебной цели и задач.

  1. — Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним автором и его замечательным произведением.
  2. Слайд 3
  3. Виктор Петрович Астафьев

— Как вы думаете, почему произведение В.Астафьева помещено в этом разделе? (его произведение посвящено природе)

— Что значит, познакомимся с новым автором? (узнаем какие-то факты из биографии автора, его творческого пути)

  1. Подготовка к восприятию новых знаний.

  • — Сегодня я вам предлагаю самим выделить интересные факты из биографии автора, что вам покажется важным и интересным, выполните небольшое исследование.
  • — Могу предложить текст с информацией, он достаточно объёмный, требует переработки (сокращения, выделения главного).
  • — Какие ваши предложения по организации работы?
  • (работа в группах с использованием текстовыделителя)
  • Учащиеся получают материал для работы в группе, начинается поиск необходимой информации (с направлением внимания на полезную в данный момент информацию)
  • Сообщение от одной группы, дополнения от других групп.

— Молодцы, вы смогли выделить очень интересные факты из биографии В.Астафьева.

  1. Слайд 4
  2. — Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея.
  3. Слайд 5

— В.П.Астафьев очень любил свой край, его суровую сибирскую природу. Именно поэтому его произведения посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь.

  • — Сегодня мы познакомимся с одним произведением этого автора.
  • Слайд 6
  • — Это «Капалуха».
  • — Прокомментируйте название произведения.
  • Фиксация затруднения в деятельности.

— О чём это произведение? К какому жанру оно может относиться?

— Откройте содержание (стр.222), определите место произведения в разделе и его объём.

  1. — Что теперь можете сказать?
  2. (это произведение о природе, скорее всего о каком-то животном, если судить по объёму, то, наверное, рассказ, или отрывок повести)
  3. — Найдите произведение в учебнике.
  4. — Дополните свои предположения.
  5. (по иллюстрации предполагают, что произведение о птице)
  6. — О каких проблемах мы будем говорить?
  7. — Что вы знаете об этих птицах?
  8. (ничего, рассмотрев иллюстрацию, мы только можем сказать, что гнездо она устраивает на земле, в укромном месте)
  9. Слайд 7

— А теперь посмотрите на слайд. Это и есть капалуха.

— Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Самка меньше самца.

Слайд 8

Самец – большой, чёрный, краснобровый.

— Эти птицы любят сосновые леса. Летом питаются травой, семенами, ягодами. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров, почками. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой.

Послушайте описание этой великолепной птицы.

«Весной, как только сойдёт снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, и поэтому её и назвали…глухарём.

  • Дети узнают по изображению и описанию глухаря.
  • (Эти интересные птицы водятся и в нашем таёжном крае)
  • Слайд 9
  • — А теперь вы можете уточнить, что отражает заголовок текста?
  • ( это произведение о глухарке)
  • — Да, капалуха – именно так ласково называют сибирские охотники самочку глухаря.
  1. Первичное чтение произведения.

— Прочитаем произведение по частям. Отметьте в тексте незнакомые вам слова.

  1. Чтение вслух с остановками.
  2. — Где происходит действие?
  3. — Как дети оказались в тайге?
  4. — Где случился переполох?

— Почему сердце рассказчика забилось от испуга? Что он мог увидеть? Чего испугаться?

  • — Как вы думаете, возьмут ли дети яйцо?
  • — Что произошло на самом деле, вы узнаете, самостоятельно прочитав произведение до конца.
  • Чтение про себя с пометками.

6. Работа над содержанием.

  1. — Так почему дети не взяли яйца?
  2. — Что вас поразило больше всего?
  3. — Какой матерью была капалуха?

— Что испытала птица? Как об этом рассказал автор?

— Что испытали ребята?

— Какой момент был самым напряжённым?

— Какие чувства испытывали вы? Объясните свои переживания.

— Ещё раз обратимся к иллюстрации.

— Какой момент изображён на иллюстрации?

— Случалось ли вам оказаться в такой ситуации? Как вы поступили? Почему?

  • Физминутка
  • (изобразить движения глухаря, вспоминаем фотографии и текст-описание)
  • Словарная работа.
  • — Значение какого слова мы узнаем из словарика учебника?
  • — Откроем словарик, найдём слово.
  • Слайд 10
  • Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
  • — Значение какого слова мы найдём в толковом словаре?
  • Слайд 11
  • Космы – взлохмаченные пряди волос (лохмы).
  • — В данном случае в значении густые заросли трав и мха.
  • -Какие ещё непонятные слова встретились вам
  • при самостоятельном чтении?
  • (ученики называют отмеченные ими слова)
  • Слайд 12
  • — Попробуем сами объяснить их значение.
  • (с опорой на личный опыт учащихся и контекст)
тайга альпийские пошевеливать
пастьба покоробленные озираться
папоротник редколапые ощупывать
просека метаться
черничник закостенеть
  1. — Где найдём значение незнакомых нам слов?
  2. (при необходимости обратимся к толковому словарю)
  3. — Запишите их в свой словарик.
  4. Слайд 13
  5. — О чём вы подумаете, когда заметите гнездо птицы?
  6. — Кто в рассказе думает о птицах и окружающей нас природе, как о живой?
  7. — Кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Работа в паре. Чтение по ролям.

— Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком по ролям. Сравните их реплики.

  • Выборочное чтение.
  • — Прочитайте эпизод, где описывается, как мечется капалуха.
  • — Какие строки говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?

— Вспомните произведения раздела. Кого напоминает нам капалуха?

  1. Слайд 14
  2. — Чем капалуха напоминает нам Мальку из рассказа Белова?
  3. — Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
  4. — Почему «все весело побежали от капалухиного гнезда»?

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет. Докажите своё мнение.

7. Обобщение.

  • — Какая главная мысль произведения?
  • -Какой вывод вы сделали для себя?
  • — Конечно, красота природы помогает человеку стать добрее.
  • Главное назначение человека – творить добро, беречь землю и всё живое на ней.
  • — Что значит быть добрым к природе?
  • — В каком произведении раздела содержится полный ответ на этот вопрос?
  • — Обратитесь к содержанию учебника, найдите произведение и прочитайте отрывок из него.

Ученики находят произведение М.Пришвина «Моя Родина».

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Слайд 15

— А ещё М.Пришвину принадлежат слова:

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, — их надо открывать и показывать».

  1. — Как вы понимаете слова «открывать и показывать»?
  2. — Чьи это задачи?
  3. Слайд 16

(знакомят нас с сокровищами природы писатели-натуралисты, учителя, работники музеев, зоологических садов и т.д.)

  • Ученики называют известных им писателей-натуралистов, соотносят фамилии с портретами.
  • — Нам и сама природа открывает нам свои тайны.
  • — Какие правила надо соблюдать, чтобы природа открыла нам свои тайны?
  • (Надо просто быть любознательным, внимательным и осторожным, когда отправляемся в природу, и тогда мы многое услышим, увидим и почувствуем)
  • 8. Итог урока
  • Слайд 17
  • Я сорвал цветок – и он завял.
  • Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
  • Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
  • И тогда я понял, что прикоснуться к красоте…
  • — Попробуйте закончить это высказывание.
  • Слайд 18
  • — Да, прикоснуться к красоте (к природе) можно только сердцем.
  • Эти слова принадлежат замечательной детской поэтессе Агнии Барто.
  • — Кто сегодня нам помог прикоснуться к живому миру природы?
  • Слайд 19
  • Рефлексия
  • — Что вы узнали об этом замечательном авторе?
  • -Какие чувства у вас остались после прочтения «Капалухи»?
  • — Как вы думаете, какая пословица подходит к содержанию рассказа?
  • Слайд 20
  • Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.
  • Добро сотворить – себя увеселить.
  • У своего гнезда и ворон орла бьёт.
  • Добрый человек добру и учит.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • 9. Домашнее задание
  • Слайд 21
  • -Посмотрите на слайд и сформулируйте домашнее задание (задание вы сможете выбрать самостоятельно)
  • Таблица №1
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы

Таблица №2

Цитата Комментарий (какие вопросы вызвала?)
«…бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой)»
«…из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята»
«Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников»
  1. Составить несколько вопросов к произведению, занести их в таблицу№1

  2. Записать комментарии к цитатам из произведения В.П.Астафьева №2

  1. Как вариант:
  2. — дополнить таблицу своими цитатами
  3. — найти ответы на эти вопросы, или подготовить список литературы, где можно найти ответы на возникшие вопросы
  4. -Какое ещё задание можете предложить?
  1. Составить план произведения и подготовить пересказ.

Приложение

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.

Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год)

Источник: https://multiurok.ru/files/proiekt-uroka-po-tiemie-v-p-astaf-iev-kapalukha.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector