Краткое содержание кондуит и швамбрания кассиля за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Кондуит и Швамбрания Кассиля за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Кондуит и Швамбрания Кассиля за 2 минуты пересказ сюжета

Главные герои все живут в Покровске. Повесть ведется от имени автора.Кондуит и его младший брат, Оська, потеряли королеву из набора шахмат, которые принадлежали отцу. Их наказали, поставив в угол. Тогда они придумали страну Швамбранию и начали в нее играть. К тому времени, когда пропавшая королева нашлась, отец уже сделал другую, и они взяли потерявшуюся королеву в качестве Хранительницы тайны Швамбрании. Они заточили ее в мамин грот. Эта игра продолжалась несколько лет. Страна имела форму зуба, и была окружена океаном. Швамбрания воевала с Бальвонией и Кальдонией. Кондуит был правителем страны, Оська почтальоном, и носил письма, вызывающие на войну. Швамбрания всегда побеждала. Страну населяли мореходы и водоплаватели. Все они гуляли на Брешке. Самым главным мореходом был Джек. Он сопровождал моряков и знал много языков.Весь дом Кондуита был для играющих большим пароходом. Отец-доктор был капитаном корабля. Кондуит описывает отца положительно: он всегда шутил, но когда он злился, мама всегда смягчала его удар. Отец был доктором, ему часто приходилось ездить на вызовы ночью. Дети катались на тележке, пока однажды отец не столкнул их в канаву. Оськиным любимым занятием было рыбачить в аквариуме: он вытаскивал золотых рыбок и устраивал им пышные похороны в спичечных коробках. Однажды он решил почистить кошке зубы папиной зубной щеткой. За это она исполосовала ему руки. Потом отец подарил детям маленького козленка. Тот ободрал все обои, съел брюки отца и его отдали неизвестно кому.Кондуит любил читать «Вокруг нас. Оттуда он узнавал обо всем на свете. Оська тоже обладает большим словарным запасом, но не знает значения половины из выученных слов. Однажды он познакомился в парке с попом, решив, что это женщина.

Поп просвещал Оську в религиозных вопросах, а его служанка Аннушка показала им венчание в церкви. Тогда дети решили, что Швамбрания будет небесным царством, а попа назвали Гематогеном.

Все начальство было разделено на классы: к жидким относились родители, к твердым – директор гимназии и учителя, газообразной была полиция.

Однажды к ним приехал их двоюродный брат, Митя. Он плохо отзывался о Боге, и за это его выгнали из гимназии в Саратове. Он считал своим священным долгом пакостить высокопоставленным лицам. Однажды Собрание Коммерции устроило бал-маскарад. Все дети тоже были туда приглашены.

Чтобы насолить земскому начальнику, Митя взял с собой Марфушу в костюме почтового конверта. Этот костюм занял первое место, и Марфуше подарили золотые часы. Земскому начальнику она понравилась, он хотел было познакомиться с ней, но ее украли.

Когда отец сказал земскому, что Марфуша – их служанка, тот взбесился.

Однажды неизвестный бросил на крыльцо этого начальника башмак и записку. В ней говорилось, что кому подойдет этот огромный башмак, та и станет его женой. Все обвинили в этом Митю. Кондуита приняли в гимназию, предварительно побрив его налысо. Все лето перед поступлением в гимназии они были на даче. В гимназии в первый же день ему оторвали все пуговицы.

В кондитерской Кондуит и его мама встретили директора гимназии. Детей не должны были видеть в развлекательных учреждениях – их сразу записывали в книгу, где вели учет штрафов. Директора по прозвищу Рыбий глаз все очень боялись. Цап-Царапыч следил, чтобы ученики неукоснительно выполняли требования из книги штрафов. А вот инспектора все уважали.

Если кто-то провинился, его держали в углу максимум час, а потом разрешали идти домой. Раньше в Покровске звонков не было – вместо них висели ручки из проволоки. Но доктор первым провел себе электрический звонок. Так же там жил Афонский Рекрут. Он был мастером по починке звонков. Кондуит и его брат часто гостили у него, болтая про книги.

Однажды в Народном саду произошла потасовка, после чего всем было запрещено там показываться. Когда ученики начали было возмущаться, Оська предложил протестовать, срезав в городе все звонки. Тогда у Афонского Рекрута было много посетителей. Больше звонки себе никто не проводил. Земский начальник провел было, но ему опять все срезали.

Причем это был его собственный сын.

Тогда Пристав приказал Фараонам найти воров, сунув им пятьдесят рублей. Фараон нашел обрывок манифеста, где было указано имя земского сына. Фараон пошел и нажаловался директору. Так же он пожаловался на Атлантиду, а Биндюг сам сдался. Всех их выгнали. Иосиф сказал директору, что в срезе звонков виновата вся гимназия, так что пусть он примет исключенных обратно.

Следить за соблюдением порядков в гимназии стали еще строже. Учителя латыни – Тараканус и Длинношеее постоянно ставят ученикам два и кол, а учитель истории любит ставить всех стоя. Француженка вечно ходит обиженная. Однажды Кондуит убегал от дворника по крышам. Так он и подружился с девочкой Таисой.

Он по секрету рассказал ей о Швамбрании, а она возьми и расскажи об этом какому-то незнакомому мальчику. Однажды Кондуит и Оська воевали, взяв дочь кухарки в плен. Клавдюше пришло письмо, что ее сын лишился руки. Детям было очень ее жалко. Они постоянно докучали учителю: подсыпали порох под ноги, мешали его табак с перцем. Учитель не выдержал и пожаловался на них директору.

Ученики начали часто встречать раненых солдат, и пропитывались духом войны. У Оськи было кольцо с портретом Николая II. Гимназистов-мальчиков и женскую гимназию водили на экскурсию в город. Конец 1916 года. 31 декабря родители Кондуита встречали у своих друзей. К Кондуиту пришел в гости его одноклассник, Гришка.

Они пошли гулять и, увидев коня какого-то барина, решили на нем покататься.

Но конь так развеселился, что упорно не хотел тормозить. Когда же показался Цап-Царапыч, вредный конь сразу замер. Цап-Царапыч пообещал, что запишет их в книгу как проштрафившихся и разберется с ними после каникул. Когда он спросил, можно ли детям было кататься на лошади, они хором ответили что да, можно. Он сел на лошадь, и она побежала.

Когда вышел хозяин, то лошади своей не обнаружил и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч ничего детям не говорил. Оська обнаружил, что между круглой Землей и круглым глобусом есть связь. Поступил звонок от дяди Леши, который просил Кондуита передать родителям, что совершилась революция. Царь свергнут. Кондуиту захотелось выйти…на улицу и каждому говорить про революцию.

На этот раз Цап-Царапыч включил его в книгу штрафов. В гимназии Кондуит всем рассказал про революцию. В портрет царя, висевший в классе, засунули сигарету. Выглядело так, будто Николай II курит. Переписываясь с женской гимназией ученики выяснили, что девчонки тоже за революцию. Атлантида подслушал, что учителя строят заговор против директора.

Когда была демонстрация, директор болел и его там не было. Комитет исключает директора. Тот в попыхах забывает свои колоши. Директор отправился к родителям учеников. Отец Кондуита был секретарем родительского Комитета. Родители боятся, чтобы их детям была дана свобода. Они думают, что тогда дети совсем разгуляются.

В гимназии вместо оценок теперь «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо». Отличник Аркаша начал учиться бесплатно. Аркаша любит Люсю, но мать против их встреч. Он расстроился, похудел, сбавил успеваемость. Потом он решил, что Баринов больше нигде нет, и отправил ей письмо.

Письмо однако по назначению доставлено не было: его перехватил учитель, который долго потом высмеивал Аркашу перед всеми. Тогда Аркаша понял, что разница по-прежнему остается между платными и бесплатными.

Кондуиту тоже хотелось участвовать в собраниях и митингах. Вместе с бойскаутами они творили добрые дела. Они сожгли книгу штрафов в костре, где уже горели дневники. Летом 1918 года они были в деревне Квасниковке. Там они избивали крапиву и топтали поганки.

Многое изменилось за их отсутствие: винный магазин одного буржуя был испорчен. Гимназию Кондуита соединили с женской. Они сами набирали себе девочек в класс. Еще приехали воспитанники высшего начального училища, но гимназистам они не понравились.

У девочек была своя игра – «гляделки».

По вечерам на танцах класс Кондуита следил, чтобы мальчики из других классов не приглашали на танцы их девочек. Гимназисты закусывали чай рафинадом, это очень дефицитный продукт.

Кондуит чай с сахаром не пил, а таскал его домой и прятал в тайник. В столовой он раздавал сахар.

Биндюг предложил оставшийся сахар делить поровну. Когда Кондуит отказался, получил подножку. Упал, и набил шишку на лбу. Когда Оська пошел в школу, Кондуит рассказал ему, как не стать битым. В «гляделки» уже никто не играл, все занимались французской борьбой. Новый учитель истории гимназистам очень понравился.

Все нагоняют пробелы по алгебре. Учитель занимается с учениками после уроков, родители шокированы. Класс Кондуита предложил «бэшникам» потягаться в алгебре.

В тот день они сидели за подготовкой до двенадцати ночи, и на обратном пути их арестовал патруль, потому что гулять можно было только до одиннадцати. Они оправдались, что ходили в аптеку купить касторку.

В классе героя выиграл Биндюг, но потом оказалось, что он мошенничал, и сахар пришлось делить поровну. Комиссар просит после урока нарисовать постеры о сыпняке.

Ученикам хотелось есть, но они согласились. Вскоре тот комиссар заболел тифом. Потом он начал поправляться, но все еще не мог ходить из-за слабости. Кондуит носил ему книжки. В гостях у комиссара они играли в гляделки. Кондуит хотел было угостить комиссара сахаром, но кто-то его уже опередил. Кондуит и Оська создали в Швамбрании смертность.

Оська сказал, что какой-то солдат остановил его на улице и выспрашивал в Швамбранию. Кондуиту кажется, что Оська на самом деле верит в эту страну. Когда он рассказывал о ней в школе, над ним посмеялись – такой страны нет. Потом выяснилось, что солдат интересовался не Швамбранией, а штабармией. В гости приехали три тети. Две из них картавят.

Он начали было воспитывать Кондуита и Оську, и отец забрал их жить в другой дом, сказав при этом, что тетки – жалкие рабы вещей. Он попросил детей презирать вещи. Но когда они взяли и разбили блюдо, отец назвал это вандализмом, и объяснил, что перед тем, как вещи презирать, нужно научиться на них зарабатывать. Когда мамы не было дома, забрали ее пианино.

Мама шоке: она прятала в пианино дорогое душистое мыло, которое ей привезли из-за границы. А у детей там лежали швамбранские документы. Тогда Кондит поехал помогать маме забирать сверток. Он сыграл для всех польку и прочитал частушки, а мама сыграла «Князя Игоря». Всем понравилось. Когда комиссар поправился, он поселился рядом с ними.

Сначала Оська играл с комиссаром в «Ляпки-тяпки».

Потом с ними начал играть отец. С соседней комнате поселился Ла-Базри-Де-Базан. Он был военным, но тетки почему-то называли его маркизом. Скоро к ним пришла комиссия, которая боролась с дезертирством. Пропал мыльный сверток. Потом этот сверток нашли у маркиза. Так же у него лежали карты Швамбрании. Пришлось детям рассказать начальнику об их стране. Начальник ухахатывался.

Семья опять переехала. Каждый день они ходили с тетками в театр Луначарского. В Покровске стало модным ходить в театр. Даже детей учили театральному искусству. Кондуита и Оську тоже туда засунули. Когда отец уехал на фронт, Кондуит остался в доме за старшего. Начался голод. Кондуит преподает грамоту и счет за фунт мяса в месяц. Сахар из его накоплений выдается семье только по праздникам.

Мать выменяла четверть керосина за грот из ракушек. Швамбрания тоже терпит упадок, поселившись во владениях Угря. Когда они с Оськой изучали дом мертвых, они провалились в подвал, где их кто-то схватил. Оказалось, что Кириков – поганочный человек, который там выдумывал волшебную воду.

Потом в семью приехала двоюродная сестра Дина, и осталась у них жить. Кондуиту и Оське она сразу стала симпатична, особенно после того, как заткнула теток. Дина начала работать заведующей библиотекой. Там дети создали кружок литераторов. Комиссар полюбил Дину. Папа заболел какой-то сыпью, а Атлантида умер.

Кондуиту и Оське надоело играть в Швамбранию, и они пошли к Кирикову. Оказалось, он изобретал не волшебную воду, а настоящий самогон. Когда приехал папа, у него было желтое лицо, огромная густая борода с вшами. Библиотеку хотели закрыть из-за нехватки дров.

Кондуит предложил распилить Швамбранию, которая находилась в доме Угря на дрова. Так Швамбрания перестала существовать.

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-kondyit-i-shvambraniia-kassilia-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

Рецензии на книгу «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль

У нас, в Швамбрании, здорово! Мостовые всюду, и мускулы у всех во какие! Ребята от родителей свободные. Потом еще сахару — сколько хочешь. Похороны редко, а кино — каждый день. Погода — солнце всегда и холодок. Все бедные — богатые. Все довольны. И вшей нет.

Кто из нас не выдумывал свою сказочную страну, в которой самые заветные желания становились явью. Наверное, только в детских мыслях всё так искреннее, прозрачно, без обиняков. Только в стране, выдуманной ребёнком, нет зависти и злости, лжи и ненависти.

А всё началось с пропажи шахматной королевы…. Лёля и Оська выдумывают невероятную страну Швамбранию, у которой есть моря и океаны, горы и острова; там проходят войны и революции, случаются реформы и чемпионаты. А ещё свой герб, гимн, карта, династии правителей и всякие министры. Мальчишки тщательно скрывают от всех существование страны, придуманная Швамбрания – это большая тайна!

Книга Кассиля стоит на моей полке с тех пор, как себя помню. И странным образом она меня никак не интересовала, что удивительно! По сюжету произведение очень схоже со сборником Катаева «Белеет парус одинокий. Хуторок в степи», который мною горячо любим и затерт до дыр. Поэтому просто не могу пройти мимо, не могу не сравнить!

Это история дореволюционного детства, гимназии, которая становится трудовой школой, революционного движения, перевернувшего всю страну с ног на голову. Два брата Лёля и Оська напоминают катаевских Петю и Павлика: интеллигентная родня, строгое воспитание, кудахчущие тётушки, всеми уважаемый отец семейства.

Читайте также:  Краткое содержание зощенко самое главное за 2 минуты пересказ сюжета

Их поступление и учёба в гимназии: фуражка с жестяной кокардой, блестящие пуговицы, учителя, грозящие классу не только словесно, но и пускающие в ход розги. Кассиль и Катаев растят своих героев на глазах у читателя.

Казалось бы, только-только Лёля идёт в первый класс гимназии, потом война с кондуитом, а тут уже он мечтает стать матросом революции и бить врага. У Катаева так выглядит Петя, который хочет помочь революционному делу, но очень интеллигентен и робок.

А вот Степка Кассиля очень схож с Гавриком, эти ребята слишком рано повзрослели, так скоро приняли на себя ответственность за чужие жизни. Здесь я вспоминаю ещё одно замечательное произведение «Кортик» Анатолия Рыбакова, когда Генка, убежав из дома, собирался бить «белых».

Переход от гимназии к единой трудовой школе по сюжету очень схож с «Республикой Шкид» Пантелеева, Белых. Класс не готов всем скопом войти в новую жизнь, кого-то устраивает старый режим, учителя прошлого времени. Но большинство всё-таки за перемены, за учебные реформы – ребята хотят учиться, не чураются новых знаний, понимая, что грамотность — прежде всего.

Повесть «Кондуит и Швамбрания» во многом автобиографичная. Лев Абрамович стал прототипом Лёли, его брат Иосиф – Оськи. Отец ребят всю жизнь занимался медициной, и в книге Кассиль много внимания уделяет деятельности папы, тому, как родитель помогал всем без исключения.

А что же Швамбрания? Она продолжает жить в фантазиях детей. И постепенно, вместе с суровой реальностью, меняется её положение. Из царской страны она становится свободной советской республикой. Автор показывает, как меняются взгляды детей на происходящее, как Лёля и Оська отражают всё происходящее в своей выдуманной действительности.

Книга мне очень понравилась! Она написана легко и правдиво, с добрым юмором, самоиронией. Быть может, революционные веяния для современного читателя и выглядят не совсем уместно, но это ли не повод взглянуть на историю глазами очевидцев?

Концовка символична у обоих авторов. У Катаева это маленькая выпуклая запятая, в которой дети, стоя на берегу, узнают парус – символ свободы и надежды на лучшую жизнь. У Кассиля – щит с гербом Швамбрании, который, красуясь в комнате автора, язвительно напоминает о временах ушедших, когда «они прячут под подушку ложку в надежде, что приснится кисель…»

Источник: https://topliba.com/books/570054/reviews

Кондуит и Швамбрания — Лев Кассиль — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

  1. Слабая память иногда становится не проклятьем, а благословением.

    Например, когда садишься перечитывать (или, точнее, дочитывать когда-то недочтённую) книжку «Кондуит и Швамбрания» и фыркаешь от восторга.

    Хотя у меня книжка называется ни разу не Швамбрания, а просто «Кондуит», и от этого как-о немножко жутко, потому что социальный кондуит-то и так прёт изо всех щелей, а Швамбранию попробуй найди нынче.

    Кассиля люблю нежно, всегда, но самое-самое у него так и не выбрала. Что последнее прочитала, то и самое-самое. Не знаю, как можно не влюбиться в это полное погружение на всех парах в семантически размытый мир ребёнка, где смешались в кучу кони, люди, но при этом всё удивительно чётко.

    Первая часть «Кондуита», где главный герой (и, конечно, его брат Оська, мой любимчик) ещё мал прекрасна особенно. Против пафосных революционных вещей я тоже никогда ничего против не имела, но и «за» тоже случалось редко, а вот первая треть книги — настоящая находка.

    Хочется цитировать и цитировать, хотя, казалось бы, что там, обычные детские перлы, случаи и путанички.

    Вторая треть книги про школу показалась мне вечной и неизменной (как таракан в цепи эволюции). Мелкие различия, конечно, всегда есть, но школа почему-то упорно отказывается меняться, как система. Как были унылые скучные учителя, изматывающие уроки, страдания и правила, так и остались.

    Как заталкивали редких педагогов с искрой в глазах, так это всё и есть. Редкие исключения только подтверждают правило. В школе мир резко делится напополам: тёмное «взрослое» с обязаловкой, нотациями и скукой; светлое «товарищеское» и неважно, чем стала основа дружбы или другого рода общения.

    К концу книги мне стало остро не хватать Швамбрании. Конечно, это символ, воплощение детской наивности: чего стоят швамбранские войны на фоне настоящей вдруг пришедшей войны.

    И всё же хочу ещё, больше пилигвинов, больше островов, больше карт и приключений, пусть даже только на волнах фантазии. Но дальше уже — фантастические повести.

    А в реалистичных, как у Кассиля, рано или поздно Швамбранию придётся похоронить и хранительницу швамбранского секрета тоже.

    Жаль.

  2. Очередное путешествие в детство с небольшим портфельчиком жизненного опыта и капелькой знаний, приобретенных после первого давнего прочтения книги.

    О книгах, понравившихся, полюбившихся, завороживших своей историей, покоривших детское сердце, трудно говорить как-то критически, потому что, оглядываясь в прошлое, видишь себя мальчишкой, завороженно читающим про себя, словно заглядывающего в зеркало своей души.

    Наверное у каждого была своя Швамбрания, у меня — точно была, целый атлас выдуманного материка, с описанием гор, рек, лесов, проливов и морей. Были на материке свои страны, свои правители, династии, тираны и диктаторы, свои герои, были войны, походы, армии. Была эпоха открытий и путешествий, расцвета искусства и изобретений.

    А сейчас странички атласа постарели, покрылись морщинистым желтоватым налетом, но все равно готовы рассказать, что волновало создателя этого материка в то или иное время, какое событие, книга, газета, передача, известие нашло отражение в этой никому неведомой стране.

    Знания из портфеля, заплечный опыт выступают призмой прочтения, смотря через которую улыбаешься своим воспоминаниям, впечатлениям, но эта же призма позволяет по-новому взглянуть на жизнь героев книги вне Швамбрании, ту жизнь, что была тогда не так уж интересна со своими взрослыми проблемами.

    Но она не оставила в покое мальчишек, втянула в свой водоворот, втолкнула в очередь постоянно возникающих вопросов: национальности, социальности, политика, война, образование, советы, манифесты, митинги, классовость и прочее-прочее, столь непонятное детям.

    А сейчас это интересно, сейчас важна история человеческая на фоне истории человечества, потому и примечательны такие вот приветы из детства с совсем недетскими рассказами.

  3. — Леля, а Леля! А что такое еврей?- Ну, народ такой… Бывают разные: русские, например, американцы,китайцы. Немцы еще, французы. А есть евреи.- Мы разве евреи? — удивляется Оська.

    — Как будто или взаправду? Скажи честное слово, что мы евреи.- Честное слово, что мы — евреи. Оська поражен открытием.

    Он долговорочается, и уже сквозь сон я слышу, как он шепотом, чтобы не разбудить меня, спрашивает:- Леля!- Ну?- И мама — еврей?- Да. Спи.

    — Мама, — спрашивает Ося, уже садясь на постели, — мама, а наша кошка -тоже еврей?

    Ну да, сейчас, имея за плечами 25 лет жизни я могу долго рассуждать о том, что книга наивная, детская, «заказная» и уж слишком верноподданная. А десятилетнему пацану проскочившая где-то между Жулем Верном и Фенимором Купером, «Швамбрания» принесла много открытий.

    Кроме, собственно, открытия материка Большого Зуба, она открыла для меня значения таких слов, как «война», «революция», «разруха» и «евреи».Действие происходит в двух мирах. В первом — классическая семья евреев-интеллигентов (папа — врач, мама — домохозяйка, дающая уроки пианино), проживающая в маленьком городке под Саратовом.

    В дугом — материк Большого Зуба, открытый двумя братьями Оськой и Лёлей, ставший для них «игрой на всю жизнь»

    Скучную реальность уездного городка, гимназии, лабазов да амбаров для Оськи и Лёли заменил сказочный мир. География, климат, флора и фауна – в Швамбрании было всё, что полагается каждой стране.

    В пустыне Кор-и-Дор за Кудыкиными горами действительно пусто, на востоке произрастают мужественные (не путать с девственными!) леса населённые дикими коньяками, процветает мореходное дело — порт Фель, порт-Сигар и порт у Пея прямо таки забиты пароходами, на «том берегу» в «загранице» проживают воинственные пилигвины, вечные враги швамбран…

    Знакомые образы населяли остров. Остров Лукоморье был заповедником всех вычитанных нами героев. Герои были изъяты из книг. Они жили здесь вневремени и сюжета. Навстречу нам скакал сборный эскадрон. Впереди ехал, опустив забрало, Неизвестный Рыцарь, потом Всадник без головы.

    За ним погонял свою клячу ДонКихот Ламанчский. И трусил на осле его верный оруженосец Санчо Панса. Санчо Панса вез крылья ветряной мельницы, которую обкорнал Дон Кихот. За рыцарем печального образа скакал на Коньке-горбунке Иванушка-дурачок и показывал всем язык.

    Далее следовали на огромных битюгах три богатыря: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.Так их звали по имени и отчеству, а фамилии нам были неизвестны. Битюги были запряжены в царь-пушку. За ними следом крался знаменитый сыщик Нат Пинкертои. Он выслеживал Неизвестного Рыцаря.

    Ната Пинкертона незаметно преследовал прославленный сыщик Шерлок Холмс.

    Мирную жизнь Покровска нарушают большие свершения — мировая война, манифест и революция, гражданская война.Все это находит отражение и в Швамбранском мире — там своя революция — яркая, с марсельезой и красными флагами, манефестами и митингами.

    Но со временем жестокая реальность чуть портит всю картин — семью уплотняют, папу забирают на фронт, из голодающего Ленинграда на черноземье бегут родственники, в квартиру подселяют ремесленников, потом — чекистов и комиссара…

    Тиф и разруха, нехватка продовольствия и дров, самогонщики и мародёры.

    В Покровске выползла из подполья и стала официальной вошь.Сыпняк поставил на все красный крест. Оська настоял на введении в Швамбрании смертности. Я не мог возражать. Статистика правдоподобия требовала смертей.И в Швамбрании учредили кладбище.

    Потом мы взяли списки знакомых швамбран,царей, героев, чемпионов, злодеев и мореплавателей. Мы долго выбирали, кого же похоронить. Я пытался отделаться мелкими швамбранами, например бывшим Придворным Водовозом или Иностранных Дел Мастером. Но кровожадный Оська был неумолим. Он требовал огромных жертв правдоподобию.

    — Что это за игра, где никто не умирает? — доказывал Оська. — Живут безконца!.. Пусть умрет кого жалко.

    Не распыляясь о том, что, мол «устами младенца..» и «в каждой шутке …» скажу — книжица хорошая. Хотя бы потому, что красочно и наглядно показан рост и становление личности. Сказочный мир со временем наполняется совсем не детскими страстями. А потом и вовсе перестаёт существовать — реальная жизнь оказывается куда более интересной.

    Читается легко, юморок лукаво-еврейский, правдоподобность в описании гимназии с однокашниками и преподами наталкивает на мысль о автобиографичности… И ещё. Дух времени. Не знаю, я прочувствовал.

Источник: https://MyBook.ru/author/lev-kassil/konduit-i-shvambraniya/

Краткое содержание “Кондуит и Швамбрания” Кассиль

Главные герои : , мать, отец, Оська – младший брат, Аннушка , Марфуша , двоюродный брат Митя, земский, директор , Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша , учитель латинского – Тараканус или Длинношеее, учитель истории “э-мюэ”, учительница французского, комиссар Чубарьков, три тетки, военный Ла-Базри-Де-Базан , Кириков – человек-поганка , Дина .

Кондуит

Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну – Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив ее в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет.

Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я быль царем, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала.

Все жители страны – мореходы и водники, которые гуляют на Брешке. Самый главный мореход – Джек, спутник моряков, он полиглот. Наш дом мы представляли в виде большого парохода.

Отец – домашний капитан. Папа – человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама служила “глушителем”. Отца часто ночью вызывали в больницу. Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву. Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щеткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки.

После этого отец купил нам маленького козленка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад. Я читал книгу “Вокруг нас” и узнавал из нее как что делают. Оська знает много слов, но все их путает. Встретился он однажды с попом в парке, которого принял за женщину.

А поп рассказывал Оське про бога . Аннушка взяла нас на венчание в церковь, и мы придумали, что Швамбрания – это царство небесное, а попа в нашей стране звали Гематоген. Все начальство мы делили на: жидкое , твердое и газообразное .

На святки приехал к нам двоюродный брат Митя, которого исключили из Саратовской гимназии за непочтительные отзывы о Законе Божьем. Священный его долг – делать гадости начальственным лицам.

В Коммерческом собрании устраивался бал-маскарад, нас тоже пригласили.

Митя хочет насолить земскому. Для этого он решил взять с собой Марфушу, костюм которой – большой почтовый конверт с изрядным запасом марок Марфуши. Марфа заняла первое место, за это ей дали золотые часы. Земский ею заинтересовался и захотел узнать, кто она, но ее выкрали.

После отец сказал, что это была наша служанка, а земский прямо побагровел. Кто-то на крыльцо земского привинтил очень большой бот с письмом: кому подойдет, та будет земской начальницей. Он понял, что это был Митя, и ему дали выговор. Меня приняли в гимназию . Лето перед гимназией мы провели на даче. За день до занятий меня обрили наголо, а в первый день гимназии мне вырвали пуговицы.

Зашли мы с мамой в кондитерскую и встретили там директора. Нам нельзя было посещать различные увеселительные заведения – сразу попадали в кондуит. Кондуит – книга, где записывались все наши проделки и проштрафы. Называли ее еще “Голубиная книга”, потому что у нас были шинели такого же цвета, как голуби-сизяки.

Директора мы мы очень боялись. Цап-Царапыч все время следил за нами, чтобы мы выполняли требования кондуита. А вот инспектора любили. Когда мы проштрафимся, он держал нас час стоя, а потом отпускал домой.

Раньше в Покровске вместо звонков были проволочные ручки, но доктор провел у себя в квартире звонок с электрическими батареями. Чуть позже он появился у всех. В шалмане жил Афонский Рекрут – мастер на все руки, который чинил всем звонки. Часто мы заходили к нему, обсуждали книги.

Однажды в Народном саду произошла драка, и директор запретил гулять и там. Все гимназисты стали возмущаться по поводу этой истории, но и Оська нашел выход: в знак протеста срезать все звонки в городе.

К Афонскому Рекруту записался весь город, но звонки все равно срезали. Никто больше себе не ставил, кроме земского начальника, и приставил к нему Фараона, но звонок опять срезали . Пристав приказал Фараону отыскать воров .

Фараон дает взятки, но Иосиф молчит.

У Фараона в руках оказался оборванный манифест, в котором было и ФИО земского сына, и он доложил все директору. Фараон пришел за Атлантидой, Биндюг сам пришел к директору. Всех восьмерых исключили.

Иосиф пришел к директору и сказал, что звонки резала вся гимназия + сын земского, и попросил, чтобы нас опять приняли в гимназию.

Теперь порядки в гимназии стали жеще, учитель латинского – Тараканус или Длинношеее – особо усердно ставит нам 1 и 2, учитель истории поднимает провинившихся на весь урок, француженка все время обижается.

Как-то я спасался от дворника, бегая по крышам, и познакомился с девочкой Таисой. Я посвятил ее в тайну Швамбрании, а она открыла секрет какому-то мальчику. Играем с Оськой в войну, Клавдюша – пленница.

Ей пришло письмо от сына, в котором говорилось, что ему отрезало руку, мы очень ее жалели. Делаем пакости учителю: взрывается порох под его подошвами, в табаку подсыпали пороха и перца. Учитель пошел жаловаться директору. Встречаем раненых солдат, дух времени пропитывает нас, Оська носил кольцо от унитаза в дырке с портретом Николая II.

Нас с женской гимназией водили в основной городок, чтобы показать примерный бой. Кончается 1916 год. 31 декабря родители пошли к знакомым встретить Новый год. Ко мне в гости пришел одноклассник Гришка. Пошли мы с ним на улицу и увидели коня в упряжке одного богача и решили покататься.

Но конь все никак не мог остановиться. Тут вышел Цап-Царапыч, и конь как назло остановился. Он сказал, что запишет нас в кондуит и оставит нас после каникул на 4 часа без обеда.

Спросил, разрешили ли нам покататься, на что мы ответили “да”. Он решил выяснить это, сел на лошадь, она погналась. В это время вышел хозяин и увидел, что лошадь украли, и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч этот случай не вспоминал. Оська сделал важное заключение: Земля круглая, потому что глобус круглый.

Позвонил д. Леша и сказал, что революция, свергнули царя, и просил передать это родителям. Я вышел на улицу, хотелось кричать всем про революцию. Цап-Царапыч заметил меня и записал в кондуит.

В гимназии всем рассказал эту новость. В классе висел портрет царя, и мы всунули в него горящую сигарету. Получилось, что Николай II курит. Через забор передаем записочки в женскую гимназию, они тоже за свободу.

Атлантида услышал, что учителя хотят свергнуть директора. На демонстрацию директор не пришел . Комитет выгоняет директора, в спешке он забывает надеть колоши. Директор пошел искать помощи у родительского комитета.

Пришел директор к секретарю и встретился с Оськой. Он называет его Воблый глаз. Родители боятся свободы для детей – распустятся. В гимназии отменяют отметки, вместо них: хор., уд., неуд., плохо, отл. Аркаша – умный, он стал учиться бесплатно в моем классе.

Аркаша влюблен в Люсю . Но мать ее против. Он осунулся, хуже стал учиться, потом услышал, что нет больше Баринов, и написал ей письмо. Его выхватил учитель, прочитал и осмеял Аркашу перед классом.

И тогда Аркаша понял: мир по-прежнему делится на платных и бесплатных.

Швамбрания

Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела.

Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор.

За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея.

Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Еще к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру – “гляделки”. По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из “Б” класса не танцевали с нашими девочками.

В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остается, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб.

Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. “Гляделки” позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории “э-мюэ”, нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остается с нами после уроков, родители в шоке.

Наш класс предложил классу “Б” помериться силами в алгебре. Готовились перед этим днем до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой . Чемпион – Биндюг, наш класс выиграл.

Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке. Хоть есть очень хотелось, но мы остались.

После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был еще слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в “гляделки” играем.

Принес ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже “постарались” и принесли. Мыс Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в ее подлинное существование. В школе он рассказал про нашу страну, его уверили, что ее нет, а солдат спрашивал не про Швамбранию, а про штабармию. К нам приехали три тетки.

Одна не выговаривает “р”, другая – “л”. Они решили взяться за наше воспитание. Мы переехали жить в другой дом. Папа сказал, что люди – жалкие рабы вещей. Дети, научитесь презирать вещи.

Мы разбили блюдо, на что папа сказал, что мы вандалы и прежде, чем презирать вещи, надо научиться их беречь и зарабатывать. Мамы не было дома, а в это время забрали пианино. Мама в шоке: под крышкой лежал ценный сверток с заграничным душистым мылом, а мы к нему добавили и швамбранские документы.

Я поехал с мамой “выручать” сверток. Я сыграл для всех польку, частушки, а мама увертюру из “Князя Игоря”. Все были в восторге. Комиссар выздоровел, и его заселили рядом с нами. Оська играл с ним в “Ляпки-тяпки”, потом к ним подключился папа.

В другую комнату заселился военный Ла-Базри-Де-Базан, которого тетки называли маркизом, в третьей комнате уселась комиссия по борьбе с дезертирством.

У нас исчез сверток с мылом, папа вызвал Чека, сверток нашли у маркиза, а также обнаружили наши карты Швамбрании, мы вынуждены были рассказать начальнику о нашей стране, что вызвало у него приступ смеха.

Мы опять переехали. Наши тетки каждый день водили нас в театр им.

Луначарского. Покровск захватило повальное увлечение театром. Открылись даже детские студии, куда нас тоже записали. Папа уехал на фронт, а я в доме остался главным мужчиной.

Настали голодные времена. Я за фунт мяса в месяц даю уроки грамоте и счету. Сахар из моего неприкосновенного запаса едим только по выходным.

Мама поменяла ракушечный грот на четверть керосина. В Швамбрании наступил период упадка. Разместилась она в дворце Угря.

Мы с Оськой исследовали мертвый дом и упали в подвал. Кто-то нас схватил. Это был Кириков – человек-поганка, он там придумывал эликсир. Переехала к нам жить и двоюродная сестра Дина, она нам понравилась, а еще она прищемила теткам хвосты. Дину взяли заведующей библиотекой.

Там мы организовали литературный кружок. Комиссар влюбился в нашу Дину. Папа заболел: у него сыпняк, Атлантида умер. В Швамбранию нам уже скучно играть, мы с Оськой пошли к алхимику. Оказалось, что он делал не эликсир, а простой самогон.

Вскоре приехал папа, желтый с длинной бородой и вшами. Нашу библиотеку опять хотят закрыть, т. к. нет дров. Мы предложили разобрать Швамбранию под дрова.

Так нашей страны не стало.

Покров переименовался в г. Энгельс. Недавно был в Энгельсе, чтобы поздравить Оську-отца: у него родилась дочка. Оська по-прежнему путает слова. Читаем с ним всем про Швамбранию, вспоминаем детство.

В городе все изменилось. Даже в Швамбрании такого не было.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-soderzhanie-konduit-i-shvambraniya-kassil.html

Краткое содержание «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля

В этой книге Львом Кассилем, описываются самые яркие и незабываемые моменты своего детства, которое пришлось на период первой Мировой войны и революции.

Живёт в городе Покровске семья доктора. В этой семье есть двое мальчишек – Ося и Лёля. Как все дети они любят иногда проказничать. Так, играя в очередной раз папиными шахматами, они потеряли чёрную королеву.

Отец в наказание посадил их на так называемую «скамью подсудимых», стоящую в углу. Сидя на скамейке, братья придумали новую вымышленную страну, в которую потом играли много лет.

Итак, Великое Швамбранское государство было открыто 8 февраля 1914 года.

В этой стране были свои законы, свои жители, которые воевали с такими же выдуманными странами. Мальчишками даже была нарисована карта Швамбрании, в виде зуба, рисунок которого Оська увидел на кабинете зубного врача. Сами они стали называть себя швамбранами.

Расположена страна была в Тихом океане, её населяли отважные моряки, любители приключений, мужественные исследователи. Все мальчишеские фантазии были воплощены в этой игре.

Героев Швамбрании стали звать загадочными и как кажется детям, красивыми именами, которые соответствуют названиям разных лекарств.

Пришло время старшему брату идти в школу. Перед походом в гимназию Лёлю обрили наголо. Так он начал узнавать, что такое суровая реальность. В первый же день ему срезали с кителя все пуговицы. Оказывается, по уставу они были не положены. Хорошее в гимназии было то, что он там познакомился с ребятами, со многими из которых подружился.

Один из друзей, Стёпка, был таким же выдумщиком и мечтателем, у него прозвище даже было Атлантида. Из мало приятного, была страшная книга, которую называли Кондуит. Все отмеченные в ней, должны были отбыть наказание.

В неё записывались директором все имена провинившихся учеников, с их проделками и проступками. Кличка у директора была Рыбий глаз, и гимназисты его очень боялись.

Нельзя было даже зайти с родителями в кондитерскую, иначе был риск попасть в Кондуит.

Пришла революция, после чего весь маленький мирок города перевернулся. Лёлька первым узнал эту новость. Позвонил родственник и сказал, что царя свергли в связи с революцией. Лёля выбежал на улицу и начал кричать от восторга. Потом рассказал об этом всем в гимназии. Дети воткнули в висящий на стене портрет царя, сигарету.

Находящаяся через забор женская гимназия, также радуется свободе и революции. Начинают бродить слухи о том, что хотят уволить директора. После того как комитет учителей его выгоняет, он начинает искать защиту у родителей. Те побаиваются свободы для детей. В гимназии отменили оценки, и теперь там могут учиться даже дети кухарок.

Ученики торжественно сожгли на костре кондуит. Теперь нет гимназий для мальчиков и для девочек. Есть единая трудовая школа, в которой учатся и девочки, и школьники из Высшего Начального Училища, их все называют «внучки».

По вечерам в гимназии устраиваются танцы, а девочки увлекаются новой игрой в гляделки. В новой школе всем заправляет один из старых гимназистов, Биндюг.

Собрав вокруг себя таких же хулиганов, он гоняет «внучков» и тех, кто их защищает.

Приходит новый преподаватель истории, который по убеждению, является анархистом. Он мало учит детей, зато много рассуждает о свободе и выборе.

Многим ученикам-лодырям это нравится, поэтому когда анархиста выгоняют, они во главе с Биндюгом становятся на его защиту. Стёпка делается лидером среди учеников прогрессивных и желающих учиться.

Лёля решает посвятить друга в тайну выдуманной страны. Гимназисты помогают комиссару, который заходит часто к ним в школу.

Семью доктора выселили, им пришлось переехать в небольшой дом, где они жили в одной комнате. В других комнатах поселился комитет по борьбе с дезертирами, уже знакомый Лёлькин комиссар и какой-то военный. Когда мамы не было дома, пришли и забрали из комнаты пианино. После пропал свёрток с мылом, где лежали все карты и записи про Швамбранию.

Пришлось Лёле и Осе рассказывать всё военному о выдуманной стране. В городе началось повсеместное увлечение театром. Были открыты студии для детей, куда записались и мальчишки. Отца забрали на фронт, и остался Лёля вместо главы семьи. Еды не хватало, чтобы как-то прокормить маму и младшего брата, он давал уроки за кусочек мяса. Приехал, переболевший сыпняком отец, весь жёлтый и с бородой.

Много перемен, принесла война и разруха с голодом, в жизнь города. В Швамбрании также стало всё меняться. Теперь там появилась смертность, и вообще наступил период упадка. Братья выбирают для игры в свою страну место, которое находится на руинах старого дома. Там они случайно встречают бывшего преподавателя-анархиста Кирикова, который что-то варит.

Братья думают, что это эликсир. Узнав про выдуманную страну, дети были высмеяны бывшим учителем. Постепенно всё меньше времени оставалось на игру, и её в итоге Ося с Лёлей решили похоронить.

(1 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-konduit-i-shvambraniya-lva-kassilya.html

“Кондуит и Швамбрания”, краткое содержание

Главные герои (живут в Покровске): (повествование ведётся от имени автора — я), мать, отец, Оська — младший брат, Аннушка (служанка), Марфуша (слуга), двоюродный брат Митя, земский, директор (кличка — Рыбий глаз), Цап-Царапыч, инспектор, Афонский Рекрут, Фараон, Иосиф, Атлантида, Биндюг, Аркаша (сын кухарки), учитель латинского — Тараканус или Длинношеее, учитель истории «э-мюэ», учительница французского, комиссар Чубарьков, три тётки, военный Ла-Базри-Де-Базан (маркиз), Кириков -человек-поганка (алхимик), Дина (двоюродная сестра).

Кондуит
Мы с Оськой потеряли королеву из шахмат отца, он поставил нас в угол. Мы придумали новую игру: играть в страну — Швамбранию. Потом королева нашлась, но отец к тому времени уже вырезал другую, и мы сделали старую королеву хранительницей швамбранской тайны, заточив её в грот, который взяли у мамы. Так играли мы несколько лет.

Страна наша на карте была изображена в виде зуба, а вокруг были океаны. Наша Швамбрания вела войны с Бальвонией и Кальдонией. Я быль царём, а Оська почтальоном, который приносил письма с вызовом на войну. Наша страна всегда побеждала. Все жители страны — мореходы и водники, которые гуляют на Брешке. Самый главный мореход — Джек, спутник моряков, он полиглот.

Наш дом мы представляли в виде большого парохода. Отец (доктор)- домашний капитан. Папа — человек хороший, всегда шутит, но когда нам от него попадало, мама (пианистка) служила «глушителем». Отца часто ночью вызывали в больницу. Ездили мы на тарантайке до тех пор, пока отец не сбросил нас в канаву.

Оська любил выуживать золотых рыбок из аквариума, а потом хоронить их в спичечном коробке; почистил однажды папиной щёткой кошке зубы, а она исцарапала ему руки. После этого отец купил нам маленького козлёнка, который потом ободрал все обои, изжевал папины брюки, за это его отдали назад. Я читал книгу «Вокруг нас» и узнавал из неё как что делают. Оська знает много слов, но все их путает.

Встретился он однажды с попом в парке, которого принял за женщину. А поп рассказывал Оське про бога («а, знаю, Христос Воскрес его фамилия…»). Аннушка (служанка) взяла нас на венчание в церковь, и мы придумали, что Швамбрания — это царство небесное, а попа в нашей стране звали Гематоген.

Все начальство мы делили на: жидкое (родители), твёрдое (директор гимназии) и газообразное (полиция и земский начальник). На святки приехал к нам двоюродный брат Митя, которого исключили из Саратовской гимназии за непочтительные отзывы о Законе Божьем. Священный его долг — делать гадости начальственным лицам. В Коммерческом собрании устраивался бал-маскарад, нас тоже пригласили.

Митя хочет насолить земскому. Для этого он решил взять с собой Марфушу, костюм которой — большой почтовый конверт с изрядным запасом марок Марфуши. Марфа заняла первое место, за это ей дали золотые часы. Земский ею заинтересовался и захотел узнать, кто она, но её выкрали. После отец сказал, что это была наша служанка, а земский прямо побагровел.

Кто-то на крыльцо земского привинтил очень большой бот с письмом: кому подойдёт, та будет земской начальницей. Он понял, что это был Митя, и ему дали выговор. Меня приняли в гимназию («Забрили! Оболванили!»). Лето перед гимназией мы провели на даче. За день до занятий меня обрили наголо, а в первый день гимназии мне вырвали пуговицы. Зашли мы с мамой в кондитерскую и встретили там директора.

Нам нельзя было посещать различные увеселительные заведения — сразу попадали в кондуит. Кондуит — книга, где записывались все наши проделки и проштрафы. Называли её ещё «Голубиная книга», потому что у нас были шинели такого же цвета, как голуби-сизяки. Директора мы (кличка — Рыбий глаз) мы очень боялись. Цап-Царапыч всё время следил за нами, чтобы мы выполняли требования кондуита.

А вот инспектора любили. Когда мы проштрафимся, он держал нас час стоя, а потом отпускал домой. Раньше в Покровске вместо звонков были проволочные ручки, но доктор провёл у себя в квартире звонок с электрическими батареями. Чуть позже он появился у всех. В шалмане жил Афонский Рекрут — мастер на все руки, который чинил всем звонки. Часто мы заходили к нему, обсуждали книги.

Однажды в Народном саду произошла драка, и директор запретил гулять и там. Все гимназисты стали возмущаться по поводу этой истории, но и Оська нашёл выход: в знак протеста срезать все звонки в городе. К Афонскому Рекруту записался весь город, но звонки всё равно срезали.

Никто больше себе не ставил, кроме земского начальника, и приставил к нему Фараона, но звонок опять срезали (сын земского и спрятал в руке). Пристав приказал Фараону отыскать воров (за 50 руб.). Фараон даёт взятки, но Иосиф молчит. У Фараона в руках оказался оборванный манифест, в котором было и ФИО земского сына, и он доложил всё директору.

Фараон пришёл за Атлантидой, Биндюг сам пришёл к директору. Всех восьмерых исключили. Иосиф пришёл к директору и сказал, что звонки резала вся гимназия + сын земского, и попросил, чтобы нас опять приняли в гимназию.

Теперь порядки в гимназии стали жёще, учитель латинского — Тараканус или Длинношеее — особо усердно ставит нам 1 и 2, учитель истории поднимает провинившихся на весь урок, француженка всё время обижается. Как-то я спасался от дворника, бегая по крышам, и познакомился с девочкой Таисой. Я посвятил её в тайну Швамбрании, а она открыла секрет какому-то мальчику.

Играем с Оськой в войну, Клавдюша (дочь кухарки) — пленница. Ей пришло письмо от сына, в котором говорилось, что ему отрезало руку, мы очень её жалели. Делаем пакости учителю: взрывается порох под его подошвами, в табаку подсыпали пороха и перца. Учитель пошёл жаловаться директору.

Встречаем раненых солдат, дух времени пропитывает нас, Оська носил кольцо от унитаза в дырке с портретом Николая II. Нас с женской гимназией водили в основной городок, чтобы показать примерный бой. Кончается 1916 год. 31 декабря родители пошли к знакомым встретить Новый год. Ко мне в гости пришёл одноклассник Гришка.

Пошли мы с ним на улицу и увидели коня в упряжке одного богача и решили покататься. Но конь всё никак не мог остановиться. Тут вышел Цап-Царапыч, и конь как назло остановился. Он сказал, что запишет нас в кондуит и оставит нас после каникул на 4 часа без обеда. Спросил, разрешили ли нам покататься, на что мы ответили «да». Он решил выяснить это, сел на лошадь, она погналась.

В это время вышел хозяин и увидел, что лошадь украли, и вызвал полицию. После каникул Цап-Царапыч этот случай не вспоминал. Оська сделал важное заключение: Земля круглая, потому что глобус круглый. Позвонил д. Лёша и сказал, что революция, свергнули царя, и просил передать это родителям. Я вышел на улицу, хотелось кричать всем про революцию. Цап-Царапыч заметил меня и записал в кондуит.

В гимназии всем рассказал эту новость. В классе висел портрет царя, и мы всунули в него горящую сигарету. Получилось, что Николай II курит. Через забор передаем записочки в женскую гимназию, они тоже за свободу. Атлантида услышал, что учителя хотят свергнуть директора. На демонстрацию директор не пришёл (сослался на болезнь). Комитет выгоняет директора, в спешке он забывает надеть колоши. Директор пошёл искать помощи у родительского комитета. Пришел директор к секретарю (моему отцу) и встретился с Оськой. Он называет его Воблый глаз. Родители боятся свободы для детей — распустятся. В гимназии отменяют отметки, вместо них: хор., уд., неуд., плохо, отл. Аркаша (сын кухарки) — умный, он стал учиться бесплатно в моём классе. Аркаша влюблён в Люсю (дочь богатой председательницы). Но мать её против. Он осунулся, хуже стал учиться, потом услышал, что нет больше Баринов, и написал ей письмо. Его выхватил учитель, прочитал и осмеял Аркашу перед классом. И тогда Аркаша понял: мир по-прежнему делится на платных и бесплатных.

Швамбрания
Всюду проходили собрания, митинги, мне тоже хотелось в них поучаствовать. Мы собрали кружок бойскаутов и делали добрые дела. Наступил конец кондуита: мы сожгли его вместе с дневниками на костре возле гимназии. Лето 1918 года мы провели в д. Квасниковке, колошматили крапиву и уничтожали поганки, нашли огромный мухомор.

За наше отсутствие Брешка изменилась, разгромили винный магазин одного богатея. Нашу гимназию объединили с женской. Мы сами ходили туда и выбирали себе девочек в класс. Ещё к нам прибыли новички из высшего начального училища, но нам они не понравились. Девочки придумали новую игру — «гляделки».

По вечерам устраивали танцы и мы смотрели, чтобы мальчики из «Б» класса не танцевали с нашими девочками. В гимназии давали чай с рафинадом, который быль дефицитом. Я таскал сахар домой и клал его как неприкосновенный запас. Я был в столовой раздатчиком сахара. Биндюг предложил сахар, который остаётся, делить на двоих. Я отказался, он подставил мне подножку и я расшиб лоб.

Оську взяли в школу, и я учил его, как не быть битым. «Гляделки» позабыты, все увлеклись французской борьбой, и Оська в том числе. Появился у нас новый учитель истории «э-мюэ», нам он понравился. Гимназия наша стала блуждать по всему городу. Мы нагоняем алгебру, учитель остаётся с нами после уроков, родители в шоке. Наш класс предложил классу «Б» помериться силами в алгебре.

Готовились перед этим днём до 12 ночи, а ходить можно было лишь до 11, нас патруль забрал. Мы сказали, что ходили в аптеку за касторкой («Б» тоже попались и «ходили за йодом»). Чемпион -Биндюг, наш класс выиграл. Но оказалось, что Биндюг списывал, поэтому славу и сахар поделили на два класса. Комиссар просит нас остаться после уроков и нарисовать плакаты о сыпняке.

Хоть есть очень хотелось, но мы остались. После этого комиссар заболел, у него тиф, температура 41. Комиссар поправлялся, но был ещё слаб. Перевели его на квартиру, я приносил ему книги. На стене у него висел плакат, на котором красноармеец тычет пальцем. Я смотрю на него, а он на меня, как будто мы в «гляделки» играем. Принёс ему я свой сахар к чаю, но до меня тоже «постарались» и принесли.

Мыс Оськой ввели в Швамбрании смертность, Оська сказал, что на улице какой-то солдат спрашивал у него про Швамбранию. Я думаю, что Оська верит в её подлинное существование. В школе он рассказал про нашу страну, его уверили, что её нет, а солдат спрашивал не про Швамбранию, а про штабармию. К нам приехали три тётки. Одна не выговаривает «р», другая — «л». Они решили взяться за наше воспитание.

Мы переехали жить в другой дом. Папа сказал, что люди — жалкие рабы вещей. Дети, научитесь презирать вещи. Мы разбили блюдо, на что папа сказал, что мы вандалы и прежде, чем презирать вещи, надо научиться их беречь и зарабатывать. Мамы не было дома, а в это время забрали пианино.

Мама в шоке: под крышкой лежал ценный свёрток с заграничным душистым мылом, а мы к нему добавили и швамбранские документы. Я поехал с мамой «выручать» свёрток. Я сыграл для всех польку, частушки, а мама увертюру из «Князя Игоря». Все были в восторге. Комиссар выздоровел, и его заселили рядом с нами. Оська играл с ним в «Ляпки-тяпки», потом к ним подключился папа.

В другую комнату заселился военный Ла-Базри-Де-Базан, которого тётки называли маркизом, в третьей комнате уселась комиссия по борьбе с дезертирством. У нас исчез свёрток с мылом, папа вызвал Чека, свёрток нашли у маркиза, а также обнаружили наши карты Швамбрании, мы вынуждены были рассказать начальнику о нашей стране, что вызвало у него приступ смеха. Мы опять переехали.

Наши тётки каждый день водили нас в театр им. Луначарского. Покровск захватило повальное увлечение театром. Открылись даже детские студии, куда нас тоже записали. Папа уехал на фронт, а я в доме остался главным мужчиной. Настали голодные времена. Я за фунт мяса в месяц даю уроки грамоте и счёту. Сахар из моего неприкосновенного запаса едим только по выходным.

Мама поменяла ракушечный грот на четверть керосина. В Швамбрании наступил период упадка. Разместилась она в дворце Угря. Мы с Оськой исследовали мёртвый дом и упали в подвал. Кто-то нас схватил. Это был Кириков — человек-поганка, он там придумывал эликсир. Переехала к нам жить и двоюродная сестра Дина, она нам понравилась, а ещё она прищемила тёткам хвосты. Дину взяли заведующей библиотекой.

Там мы организовали литературный кружок. Комиссар влюбился в нашу Дину. Папа заболел: у него сыпняк, Атлантида умер. В Швамбранию нам уже скучно играть, мы с Оськой пошли к алхимику. Оказалось, что он делал не эликсир, а простой самогон. Вскоре приехал папа, жёлтый с длинной бородой и вшами. Нашу библиотеку опять хотят закрыть, т.к. нет дров. Мы предложили разобрать Швамбранию (дом Угря) под дрова. Так нашей страны не стало.

Покров переименовался в г. Энгельс. Недавно был в Энгельсе, чтобы поздравить Оську-отца: у него родилась дочка. Оська по-прежнему путает слова. Читаем с ним всем про Швамбранию, вспоминаем детство. В городе всё изменилось. Даже в Швамбрании такого не было.

Источник: http://interesnyeknigi.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/konduit-i-shvambraniya-kratkoe-soderzhanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector