Краткое содержание куприн гамбринус за 2 минуты пересказ сюжета

План — конспект открытого урока по предмету

литература для суворовцев 8 класса

по теме «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»

Составил: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература)

Симакова Т.И.

Методическое обоснование

Данная тема — «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус» — изучается в разделе «Литература ХХ века». На творчество А.И. Куприна отводится два часа. Один из них – на знакомство и анализ рассказа «Гамбринус».

Методическая цель урока: использование приёмов и методов критического мышления при анализе художественного произведения.

Учебные цели: познакомить с особенностями творчества и мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»; показать исключительность таланта главного героя; выявить основные проблемы, поставленные автором в рассказе.

  • Развивающие цели: развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Воспитательные цели: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Внутрипредметные связи: история создания рассказа; общественно-политические взгляды писателя; использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее; роль музыки в раскрытии главного образа.
  • Межпредметные связи:материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой, историей, музыкой, живописью, военной подготовкой, физической культурой.
  • Технология: «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом»
  • Методические приемы и методы: слово учителя, работа с текстом, приём «Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.
  • ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
  • Тема урока:
  • Цели:

Образовательная: познакомить с особенностями творчества и мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»; показать исключительность таланта главного героя; выявить основные проблемы, поставленные автором в рассказе.

Развивающая: развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Воспитательная: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Материальное обеспечение урока: презентация; кадры из кинофильма; дополнительный материал по истории России; буклет, буктрейлер; репродукция картины В.В. Верещагина «Апофеоз войны»; рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»; таблица; текст статьи, с которой работают обучающиеся при определении жанра произведения.

  1. Методы работы: слово учителя, работа с текстом, приём «Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.
  2. Формы работы: групповая, парная, общеклассная, индивидуальная, парная.
  3. Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.
  4. Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись, военная подготовка, физическая культура.
  5. Ход урока:

Проверка подготовленности обучаемых к занятию (опрос по пройденному материалу). Мотивация к учебной деятельности (создание эмоционального настроя, пожелание успехов, соблюдение валеологического аспекта)

(стадия вызова) – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

— Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству русского писателя 19 в. Александра Ивановича Куприна. Давайте вспомним, с какими произведениями этого писателя вы познакомились на уроках литературы в начальной школе и в 5-6 классах. Опираясь на слайд презентации и буклет, ответьте на вопросы: Слайд 1, буклет.

  • Вопросы по изученным произведениям. Приём «Интеллектуальная разминка» (опрос)
  • – В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)
  • – Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)
  • – Назовите рассказ, в котором автор с любовью говорит нам о необычном поведении домашней любимицы? («Ю-ю»)
  • – В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)
  • – В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)

В 5 классе вы изучали рассказ Куприна «Тапёр». О чём этот рассказ? Какова его тема? (Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало. Композитор А.Г. Рубинштейн сделал Юру одним из своих учеников)

  1. 5 мин
  2. Рапорт дежурного
  3. Приветствие, соблюдение валеологического аспекта
  4. Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайд №1 презентации и буклет.
  5. Тягостная жизнь «казённого мальчика» была изображена в повести «На переломе».
  6. Краткий пересказ

Тапёр, -а, м. Музыкант (пианист, баянист и т. п.), игравший за плату на танцевальных вечерах.

  • 2.
  • Объявление темы и целей урока.
  • — Сегодня мы продолжим разговор об особенностях творчества и мироощущения Куприна на примере произведения «Гамбринус».

Заполняют таблицу. Приём «Знаю – не знаю». (см. приложение)

  1. Запись в тетрадях с соблюдением требований ЕОР.
  2. Заполняют таблицу
  3. Определяют цель урока самостоятельно
  4. 3.
  5. Изложение нового материала по вопросам. (осмысление содержания)
  6. Сообщение о фактах биографии Куприна с использованием Видео урока, презентации (Слайд №2) и буклета.

Александр Куприн родился в уездном городе НаровчАте Пензенской губернии в семье чиновника. После смерти отца мать Саши, Любовь Алексеевна, переехала с сыном в Москву.

В шесть лет мальчика определили в сиротский Московский Разумовский пансион.

В 1880 году Александр поступил во Второй Московский кадетский корпус, затем в Александровское училище, которое окончил в чине подпоручика, служил в Подольской губернии.

Уже в кадетском корпусе он увлёкся литературой. После первых публикаций Куприн ощутил в себе писательский дар. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. (См. буклет)

— В буклете показаны те произведения, в которых Куприн рассказывает о военной службе. Я думаю, вам, как военным людям, будет интересно их прочитать.

2 суворовец:

Презентация. Слайд №2.

В течение десятилетия после отставки Куприн пробовал себя в разных профессиях: был репортером газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на сталелитейном заводе, спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане.

Куприн был ярым противником войны. Он всегда считал, что революция и бунт — это путь в никуда, к погибели. Но во всём своём творчестве он был правдив и честен.

История создания рассказа. Слайд №3

— Рассказ Куприна «Гамбринус» появился в журнале «Современный мир» в феврале 1907 года. Прототипом главного героя в рассказе стал скрипач Александр Певзнер, с которым писатель был близко знаком.

Читайте также:  Краткое содержание зойкина квартира булгакова за 2 минуты пересказ сюжета

Слайд №4. Скульптор А. Князик посвятил ему свою работу,

Слайд №5. которая находится в Одессе.

— Определите жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. На доске вывешиваются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

  • Слайд №6.
  • — Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа?
  • Слайд №7.

— Тема нашего урока «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус».

Как вы понимаете слово «гуманистический»? Подберите к слову «гуманизм» синонимы.

Слайд № 8. Составление кластера на слово «гуманизм». (человечность, человеколюбие, уважение, доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, сочувствие, милосердие, взаимовыручка, достоинство, демократия, жизненная позиция)

— Можно ли сказать, что все эти слова можно отнести к главному герою рассказа?

Слайд №9

Образ Сашки. Аналитическая беседа.

1. Найдите описание внешности Сашки.

2. Какую музыку играл Сашка? Приём «Чтение с остановками»

Просмотр кадра №1 из кинофильма.

3. За что все любили Сашку? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).

Просмотр кадра №2 из кинофильма.

4. Какую музыку просила сыграть Сашку мадам Иванова?

Просмотр кадра №3 из кинофильма.

5. Почемупрофессор из консерватории назвал музыку Сашки «клоунством»?

— В 5 главе Куприн рассказывает о событиях, связанных с Русско-японской войной. Давайте прослушаем историческую справку об этих событиях. Слайд №10

Историческая справка. Сообщение о Русско-японской войне.

27 января 1904 г. началась Русско-японская война. Её причиной стало противостояние России и Японии на Дальнем Востоке. Слайд №11 Японская сторона начала военные действия, напав на Порт-Артур. Слайд №12 Ход войны сразу же стал складываться не в пользу России.

Однако русское правительство, словно не видя этих фактов, продолжала экспансию в отношении Дальнего Востока, а саму войну с Японией решила использовать как возможность отвлечения народа от серьезных социальных проблем. Экономика Японии была истощена войной. Это заставило её пойти на мирные переговоры. В августе 1905 г.

в американском городе Портсмут был подписан мирный договор.

Поражение России показало слабость царской политики, что способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 годов.

— Хотелось бы назвать имена тех, кто несмотря на поражение в войне, оставил о себе добрую славу. (главнокомандующий Тихоокеанским флотом С. О. Макаров) Слайд №13

Слайд №14 Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — русский живописец и литератор. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. Мы уже обращались к его картине. Слайд №15

— Чем является война для человека? Что она приносит ему?

6. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?

7. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?

8. Почему котельщик хранил и не пропил Сашкину скрипку?

— Какое событие, описанное в 7 главе, изменило жизнь Сашки?

Историческая справка. Еврейские погромы. Слайд №16

В октябре 1905 года в России произошло до 690 (шестисот девяноста) погромов в 102 (ста двух) населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи. Было убито около 4 тысяч евреев, ранено — 10 тыс. В Одессе погибло свыше 400 (четырёхсот) евреев. Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские.

9. Как ведёт себя Сашка во время погрома?

10. Каким мы видим Сашку в споре с Гундосым?

11. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

12. Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

Суворовец играет на флейте.

— Ещё раз обратимся к названию рассказа. Почему он так назван? Кто такой Гамбринус? Слайд №17

Сообщение суворовца.

Существует легенда о том, как герцог Ян Первый стал королем Гамбринусом.

Однажды пивовары Брюсселя решили избрать своего лидера, который должен быть сильным и мужественным. Они организовали конкурс, в котором поставили большую бочку пива на землю. Тот, кто сможет донести ее к столбу — станет их главным пивоваром.

Когда подошла его очередь, он приказал слуге бить втулки в отверстие в бочки. Затем он лег под нее, открыл кран и пил, пока не опустошил бочку. Затем без усилий перенес бочку к столбу.

  1. На основании этой остроумной идеи пивовары Брюсселя назначили его своим почетным лидером «Гамбринус, Король пива».
  2. — Какую черту характера (по легенде) проявил
  3. Гамбринус? (смекалку)
  4. — В чем Сашка похож на этого героя?

— Но почему Куприн не называет рассказ его именем? Вспомните историческую основу написания рассказа. (цензура)

— Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

Вернемся к эпиграфу. Слайд №18

— Кому принадлежат последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства – подвал)

  • 30 мин
  • Слушают, делают записи в процессе рассказа.
  • Форма работы общеклассная.
  • Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.
  • Работают в парах
  • Учащиеся отвечают на вопросы
  • Составляют кластер (записывают слова на слайде «пёрышком»)
  • Участвуют в беседе.
  • Рассуждают.
  • Сообщение суворовца
  • Сообщение суворовца
  • Суворовец играет на флейте.
  • Сообщение суворовца
  • Работа с таблицей
  • 4.
  • Самостоятельная работа обучающихся
  • (стадия рефлексии)
  • Работа в группах.
  • 1 группа. Творческий рассказ о Сашке (от лица второстепенного героя)
  • 2 группа. Составление синквейна

3 группа. Ответить на вопросы, опираясь на буклет. Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких? (-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит;

  1. -добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;
  2. -национальный вопрос)
  3. Определите проблему и идею произведения.

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том, какую роль в жизни человека играет искусство.

  • Приведите факты истории, литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство всё перетерпит и всё победит». (композитор Бетховен в 26 лет начал терять слух, художник Рембрандт несмотря на свой гениальный талант, умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)
  • Отчёты групп.
  • Слайд №19 — Как будущие офицеры, как вы относитесь к событиям, происходящим в Сирии? (уничтожены исторические памятники в Пальмире)
  • — Чтобы этого не повторилось, посоветуем всем обратиться к рассказу Куприна «Гамбринус».
  • Буктрейлер
  • 10 мин
  • Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
  • Работают в группах
  • Составляют рассказ
  • Индивидуальное задание, из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.
  • Отвечают на вопросы
  • Просмотр буктрейлера
  • 5.
  • Задание на самоподготовку. (На выбор)

Ответьте письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.):

  1. Чем для меня интересен рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»?

  2. Творческий рассказ о Сашке от лица второстепенного героя.

1 мин

Записывают в дневник

Читайте также:  Краткое содержание гоголь записки сумасшедшего за 2 минуты пересказ сюжета

Преподаватель ________________________/ Симакова Т.И./

(подпись, и.о. фамилия)

Источник: https://infourok.ru/urok-po-literature-dlya-klassa-po-teme-gumanisticheskiy-pafos-rasskaza-ai-kuprina-gambrinus-1350179.html

Гамбринус — краткое содержание

   Главные события произведения разворачиваются в местной пивной под эпичным названием «Гамбринус».

   Такое название заведение получило в честь покровителя пивного промысла — короля Гамбринуса. Пивной бар находился в подвальном помещении дома. На стенах всегда скапливалась влага, на полу небрежно валялись опилки, а бочки стояли вместо столов. Справа было расположено место для артистов, подобие сцены.

Каждый вечер можно было послушать музыканта Сашку — еврея, чем-то похожего на обезьяну. Посетители пивного заведения любили музыканта и по достоинству ценили. Маленькая собачка по имени Белочка всегда была рядышком с хозяином.

Другой действующий персонаж произведения — буфетчица мадам Иванова, вечно курящая дама, которая командовала прислугой.

   В местном городском порту всегда было полным-полно судов. Англичане, русские, поляки, французы, японцы… Моряки различных государств и стран были частыми гостями Гамбринуса и поклонниками сашкиного творчества. Многие просили исполнить мелодию любимой страны и всегда щедро платили серебром. Музыкант играл на своей скрипке каждый день, даря радость посетителям.

   Однажды артист пришел в пивную намного раньше, чем обычно. Ему суждено было отправляться на войну. К полуночи об этом известии уже шептался весь Гамбринус. Сашку сильно напоили, но по-прежнему на его усталом лице присутствовал страх, печаль и дикий ужас. Свой инструмент музыкант дарит простому рабочему, а собаку оставляет у мадам Ивановой.

   Гамбринус без Александра стал скучным и унылым заведением.. На попытки хозяина заведения пригласить других артистов посетители реагировали плохо и часто освистывали «чужих». По-началу о музыканте расспрашивали ежедневно, но вскоре стали забывать. Вестей от Сашки не было. Его место в пивной занял Лешка-гармонист, который раньше занимался воровством.

    Минул незаметно год. Все благополучно забыли о еврее Сашке, кроме буфетчицы Ивановой.

    Минул еще один год. И вот музыкант вернулся — живой и невредимый. В тот славный день пивная была полна народа, как никогда. Собачка Белочка вновь сидела рядышком, скрипку Сашке возвратили. И только Иванова увидела знакомый до боли страх и ужас в глазах артиста.   

   Вскоре наступили «темные и бурные» времена. Погромы, толпы народа на улицах.. Евреев часто били. Сашку не смели и пальцем трогать, ведь он был известной городской персоной. Но однажды собачку Белочку жестоко убили на его глазах. После шумных городских погромов наконец-то воцарилась тишина. Сыщики вели расследования.

Не обошли тогда стороной они и Гамбринус. Один из ищеек, по кличке Гундосый набросился на музыканта. Вскоре посетители увидели лежащего без сознания Гундосого и Сашку с обломком скрипки в руке… Толпа быстро спрятала артиста. Но тем же шумным вечером на выходе из Гамбринуса на него неожиданно напали несколько людей.

Это был дурной знак.

   И вот прошло примерно три месяца. Однажды поздним вечером Сашка вновь явился в Гамбринус. Он был довольно исхудавший, с обросшей бородой. Но самое печальное тогда было то, что у Александра была очень сильно повреждена левая рука, уже невозможно ей нормально шевелить.

На все расспросы окружающих в пивной музыкант говорил, «что-то наверное с сухожилием». На скрипке артист не мог больше играть. Посетители были очень расстроены по этому поводу. Но тут вдруг музыкант достал правой рукой губную гармошку из кармана.

И вновь знакомые старые мелодии зазвучали в пивной Гамбринус.

   Повествование заканчивается следующими словами: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Источник: http://szhato.ru/kuprin/119-gambrinus.html

Краткое содержание «Гамбринус» Ивана Куприна

Хозяин королевства по имени Гамбринус был человеком, очень любившим пиво и безусловно, разбирающимся в свое пристрастии. Именно его именем автор произведения талантливый писатель И.И. Куприн называет пивную находящуюся в подвале жилого дома в самом центре города, где и будут развиваться все события одноименного романа.

Обстановка здесь всегда была, мягко говоря, непраздничная мебель заменяли первые бочка, на полу валялись старые и грязные опилки, а в воздухе витал запах алкоголя вперемешку с воняющими сыростью и плесенью постоянно мокрыми стенами. Несмотря на это публики всегда было много и пиво лилось рекой.

Для развлечения клиентов соорудили нехитрую сцену, где каждый вечер пел и играл еврей по имени Сашка. Он на пару с буфетчицей по прозвищу Иванова идеально вписывались в здешний колорит. Имея вид, как у облезшего бездомного кота, парень явно был, бесспорно, талантливым музыкантом.

Она постоянно безмолвный распорядитель всей прислуги с непотухающей сигаретой возле рта, умудрялась не выходя из-за барной стойки отлично управлять пивным заведением. Еще одним завсегдатаям здешних мест была любимица Сашки собака по кличке Белочка, постоянно следившая за каждым его перемещением.

Репертуар музыканта состоял из мелодий и песен различных стран и национальностей и это не удивительно ведь постоянными клиентами пивной и слушателями музыканта были моряки.

Портовый город добродушно принимал в свои объятья корабли со всего света, иногда им даже не хватало места для стоянки на тесном причале.

Но проведя много месяцев в море люди, держались вблизи города поджидая свободное местечко для долгожданной стоянки на твердой земле.

Моряки из Италии, Англии, Франции, России и Японии щедро платили серебряными монетами музыканту за возможность послушать родную мелодию на другом краю земли.

Игра на скрипке приносила Сашке внушительный доход и каждый вечер он на подпитку приходил домой с полными карманами денег.

Вставая утром тяжелой головой от постоянно лившегося рекой пива за счет благодарных клиентов, главный герой не изменено возвращался на свое рабочее место.

В один серый день судьба парня кардинально меняется, несмотря на то, что он по национальности еврей его с завтрашнего дня забирают в армию. Это трагическое событие для всех жителей города, плохая новость за считанные часы облетает каждый уголок.

Попрощаться и выпить с парнем в Гамбринус потягивается все больше людей, не дождавшись даже заката Сашка, напивается до беспамятства пытаясь утопить в алкоголе свой ужас и страх. Не рассчитывая еще, когда-нибудь сюда вернуться будущий солдат отдает свою любимую скрипку незнакомому рабочему, а за собачкой Белкой просил ухаживать буфетчицу Иванову.

Еще долго публика не хотела принимать других музыкантов, забрасывая каждого огрызками и объедками.

Посетители постоянно интересовались вестями от Сашки, но время шло и с каждым днем людей все меньше интересовала его судьба, увлеченные своими проблемами и заботами они как-то свыклись с новым гармонистом Лешкой.

Бывший молодой карманник неожиданно для всех с первого дня крепко прирос к этому месту умудрившись понравиться своенравной публике. И вот спустя всего лишь один год в пивной Гамбринус про бывшего талантливого мальчугана вспоминали только Белка и Иванова.

Возвратился Сашка домой без единой царапинки после двухлетнего прибивания на фронте. Без лишних разговоров ему вручили его скрипку и вернули на прежнее место работы.

Складывалось впечатление, что он никогда и никуда не уходил и остался все тем же веселым и добродушным молодым человеком, у ног которого по-хозяйски расположилась его собака Белка.

В переполненном от людей заведении где яблоку некуда упасть вернувшийся музыкант заводит одну задушевную мелодию за другой и только взгляд у него теперь другой, пустой, холодный и совсем неживой.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов гёте за 2 минуты

Лихие и темные времена, пришли в портовый городок неся с собой беду и горечи утрат. Постоянные погромы приводили мирных людей в ужас, всех новичков и приезжих безжалостно трясли сыщики, недавно появившиеся из столицы.

Постоянных посетителей и работников Гамбринуса пока судьба, баловала отводя злой рок, единственной пострадавшей была собака Белка, которую убили на глазах у хозяина.

Горе пришло в пивную вместе с сыщиком по имени Гундосый, ведя себя нагло и по-хамски, он набрасывается с кулаками на, чем-то в тот момент не понравившегося ему, Сашку, спустя секунду он упал замертво от рук музыканта.

Недолго думая всеми силами, работники пытались укрыть парня от правоохранителей, понимая, что теперь он точно не жилец.

Спустя пару дней его забрали на три долгих месяца в неизвестном направлении. Вновь появился на пороге уже другой человек, он похудел и зарос, но самое страшное, то что его рука для игры на скрипке была покалечена навсегда. Увидев страх и ужас на лицах своих добрых друзей он, достал губную гармошку и стал играть любимые для все мелодии.

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-gambrinus-ivana-kuprina.html

Краткое содержание “Гамбринус” Куприн

Гамбринус – “пивная в бойком портовом городе на юге России… Вместо столов были расставлены на полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые бочки; вместо стульев – маленькие бочоночки.

Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино.

Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка – еврей, – кроткий, веселый, пья – ный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет.

Про – ходили года, сменялись лакеи в кожаных нарукавниках, сменялись поставщики и раз – возчики пива, сменялись сами хозяева пивной, но Сашка неизменно каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках и с маленькой беленькой собачкой на коленях, а к часу ночи уходил из Гамбринуса в сопровождении той же собачки Белочки, едва держась на ногах от выпитого пива. Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо – буфетчица мадам Иванова, – полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов. Как капитан корабля из рубки, она с высоты своей буфетной стойки безмолвно распоряжалась прислугой и все время курила, держа папиросу в правом углу рта и щуря от дыма правый глаз. Голос ее редко кому удавалось слышать, а на поклоны она отвечала всегда одинаковой бесцветной улыбкой”. Обычные посетители “Гамбринуса” – “матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты, – все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы, знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска, ценили выше всего молодечество, задор и хлесткость крепкого слова, а на суше предавались с диким наслаждением разгулу, пьянству и дракам”.

Многие из них не знают даже названия пив – ной и просто ходят “к Сашке”. Он умеет играть все – от национальных мелодий до попу – лярных рыбацких и воровских песен.

Часто посетители затевают драки и жестокие, до крови, побоища, но одно только Сашкино вмешательство может “остановить ссору, которая на волоске висела от кровопролития… Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта… Может быть, своеобразное уважение к таланту и что-то вроде благодарности?

А может быть, также и то обстоятельство, что большин – ство завсегдатаев Гамбринуса состояло вечными Сашкиными должниками”.

Сашка не цепляется за деньги, объясняя это тем, что “их с собой в могилу не брать”. Начинается русско-японская война, и Сашку забирают в солдаты, несмотря на то, что он уже вышел из призывного возраста.

Вечером, из сочувствия, Сашку поят мертвец – ки, но его не удается развеселить.

Один здоровенный рабочий вызывается идти на войну вместо Сашки. Растроганный Сашка дарит ему свою скрипку, а Белочку оставляет мадам Ивановой. Та в слезах даже крестит его на прощание.

После ухода Сашки в армию “Гамбринус” лишается многих постоянных посети – телей. Другие музыканты не приживаются в пивной, не имеют никакого успеха у зрите – лей.

Проходит год, все постепенно забывается, только мадам Иванова по-прежнему читает сводки с полей сражений и заботится о Белочке. Сашка возвращается совершенно неожи – данно.

Он “не подох от русского креста” и даже ни разу не был ранен, зато попал в плен и был привезен на германском пароходе в тот порт, где работали его друзья.

В тот же вечер “Гамбринус” переполняется посетителями. “Уж наверно ни один из отечественных героев времен японской войны не видел такой сердечной и бурной встречи”. Через некоторое время в городе начинаются революционные беспорядки и еврей – ские погромы. Полиция запрещает Сашке играть любые гимны.

Пьяная толпа готова рас – терзать кого угодно, но только не Сашку, несмотря на его национальность. Однако в по – рыве пьяного безумия один человек хватает Белочку и разбивает ее голову о мостовую.

“Затем настало странное время… Какие-то разнузданные люди в манчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настой – чивой развязностью требовали исполнения народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали”.

Один из них, Мотька Гундосый, требует того же от Сашки. Сашка отказыва – ется.

Мотька обзывает его “жидом вонючим”, а себя величает “православным”. Сашка спрашивает: “Православный? А за сколько?” Гундосый выкрикивает “чьи-то чужие, за – ученные слова”: “Братцы, доколе мы будем терпеть надругания жидов над престолом и православной церковью?” Сашка разбивает скрипку о голову Гундосого.

Тот ничего не может поделать, потому что Сашку обступает плотная толпа защитников, а Гундосого выгоняют из пивной. Вечером, когда Сашка идет по темной улице домой, его аресто – вывают “по политическому делу”.

Спустя три месяца музыкант возвращается. “Левая рука у Сашки, скрюченная и точно смятая, была приворочена локтем к боку. Она, очевидно, не сгибалась и не раз – гибалась, а пальцы торчали навсегда около подбородка”.

Но Сашка не сдается. Он выучивается играть на окарине1 и продолжает радовать посетителей пивной своей игрой. “Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит”

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-soderzhanie-gambrinus-kuprin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector