Краткое содержание лебедь, рак и щука басня крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткая история написания

Иван Андреевич Крылов, которого ласково именуют «дедушка Крылов», создавал свои произведения с ориентацией не на детей, а на взрослую публику. Поднимаемые им вопросы важны, актуальны не только для 19-го века, но и в наше время.

Авторству Крылова принадлежит более 230 емких и выразительных текстов, строки из которых часто используются в повседневной жизни.

О неловком неповоротливом человеке говорят «слон в посудной лавке», о человеке, отрицающем науку — «мартышка в очках».

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

А «Лебедь, рак и щука» — та басня, которую вспоминают при разногласиях в коллективе, мешающих нормальной работе команды. Текст написан в 1814 году и вошел в сборник «Новые басни Крылова», увидевший свет в 1816 году.

Главные герои обозначены в названии, но под масками рыбы, птицы и рака скрываются человеческие типажи. Создание сюжета велось на основе реальных событий современного писателю времени.

Есть две версии того, какие именно действия были высмеяны автором в тексте:

  1. Объединение России с европейскими государствами для борьбы с Наполеоном.
  2. Разногласия в работе Государственного совета, основного законодательного органа тех лет.

В любом случае мораль «Лебедь, рак и щука» можно сформулировать простыми словами: без объединенных усилий достижение положительного результата невозможно.

Особенности построения и стилистика

Не зря в качестве героев Крылов выбрал трех совершенно различных живых существ, отличающихся даже средой обитания:

  1. Лебедь — птица.
  2. Щука — рыба.
  3. Рак — членистоногое.

Они не похожи друг на друга по характеру, но каждый уверен в собственной правоте. Единая задача — перемещение воза — каждым из них воспринимается по-своему. Ни один не готов уступать ради общего дела, вот почему «воз и ныне там».

Таковы герои басни «Лебедь, рак и щука», мораль ее звучит так: ради успеха дела стоит иногда поступиться собственными интересами и действовать сообща.

Только в этом случае удастся завершить намеченное. Использовать текст можно не только применительно к политическим проблемам России, но и в бытовых ситуациях.

Например, работая вдвоем, помогая партнеру, несложно завершить дело быстро и продуктивно.

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

В структуре текста выделяются две части: короткое нравоучительное вступление из двух строк и основная часть. Для написания баснописец использует вольный ямб с 4 или 6 стопами.

Анализ тематики и проблематики

Подробный разбор небольшого по объему произведения следует проводить по плану:

  1. Тема и основная мысль.
  2. Образы главных героев.
  3. Используемые художественные изобразительно-выразительные средства.

Какова тема басни, становится понятно сразу после прочтения. Три героя пытаются переместить воз. Но, поскольку каждый из них тянет телегу на себя, результата достичь им не удается. Проблематика, мораль произведения также достаточно очевидны. Чтобы выполнить какое-то действие, важно думать не только о себе, а стараться действовать сообща.

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Следующий пункт плана — характеристика действующих лиц. Это краткое описание героев. Их три. Крылов не дает подробностей, персонажи только называются. Их поведение соответствует реальным действиям животных в природе: птица стремится к полету, рак пятится, рыба жаждет плавать в воде.

Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, немногочисленны, но каждое из них настолько емкое, что позволяет создать особое звучание. Вот какие примеры можно привести:

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Фразеологические обороты («лезть из кожи вон»).
  2. Однородные подлежащие создают ощущение постепенности описываемого.
  3. Инверсия («кто виноват из них» — нарушение порядка слов, прямой порядок звучал бы «кто из них виноват»).
  4. Антонимы (виноват — прав).
  5. Элементы разговорной речи («вон», «ходу»).

Наконец, используется ирония — «воз и ныне там», а сам текст построен на аллегории. При работе над сочинением эти примеры можно выписать, чтобы в дальнейшем использовать для иллюстрации и подтверждения своих выводов.

При изучении текста возможно выполнение и необычных заданий, например, синквейна. Это нерифмованное стихотворение по смыслу прочитанного, в котором автор коротко описывает содержание текста и свое отношение.

Альтернативное толкование

Рассматривая, чему учит басня «Лебедь, щука и рак», важно упомянуть, что произведения Крылова хороши тем, что в них есть не только прямой смысл, доступный при поверхностном рассмотрении, но и более глубокий.

Неслучайно герои выбраны столь разноплановыми. Чтобы проиллюстрировать необходимость командной работы, можно было бы использовать более похожих персонажей, например, трех рыб или птиц. Но автор действует иначе.

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Именно поэтому и возникает мысль о том, что суть басни гораздо сложнее, чем простое нравоучение. Для достижения общего итога действующим лицам нужно действовать сообща, что в принципе невозможно. Кому-то пришлось бы уступить.

Птица не может плавать, щука — летать, рак же вообще не приспособлен к иной деятельности, может только пятиться.

Поэтому появляется дополнительное толкование: иногда совместная работа бывает невозможной, поскольку интересы и особенности сторон настолько различны, что вместе они действовать не смогут ни при каких обстоятельствах.

Такова мораль басни «Щука, лебедь и рак» и альтернативное толкование ее смысла. Каждый читатель видит в тексте что-то свое, наполняет понимание дополнительными оттенками. Именно этим и хороши сказки-басни Крылова, многогранные и сложные при своей видимой простоте и понятности.

Источник: https://nauka.club/literatura/lebed-rak-i-shchuka.html

Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»

1001student.ru > Литература > Сочинения > Анализ и мораль басни Крылова «Лебедь, рак и щука»

Иван Крылов известен всем как публицист и баснописец. Он не только создавал свои произведения, но и занимался переводами. Каждое его сочинение содержит в себе аллегорические истории про реальных людей. Кроме этого, в них обязательно присутствует мораль. Анализ басни «Лебедь, рак и щука» показывает читателям, как важно действовать сообща.

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Главная мысль

Год создания произведения — 1814, но только в 1816 году его опубликовали в сборнике «Новые басни Крылова». Чтобы донести мысль своим читателям, поэт использовал необычные образы и описывал конкретные ситуации, с которыми иногда сталкивался сам.

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

В произведении 3 главных персонажа: Лебедь, Рак и Щука. Мораль басни основывается на том, что они абсолютно разные по характеристикам и среде обитания. Но несмотря на это писатель объединил их за важным делом. Они работают неслаженно, поэтому не могут достигнуть своей цели. Каждый из героев на протяжении всего повествования остается верен своим пристрастиям и принципам.

Лебедь — птица высокого полета, все ее мысли только о небе. Он не может делать что-либо на земле, его всегда тянет ввысь. Щука привыкла обитать в воде, поэтому в любой ситуации тянет в воду. Рак умеет только пятиться назад. Именно потому, что образы абсолютно разные, возникают разногласия, и у них не выходит сдвинуть телегу с места.

Очень часто в жизни люди работают коллективно, создают совместные проекты, но остаются в узком кругу своей стихии и боятся перешагнуть через него.

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Те, кто хорошо знал Ивана Крылова, считали, что он свои образы сравнил с членами общественного совета. Видимо, было очень заметно, что их работа была не слаженной и дела не продвигались.

Писатель вырос в простой семье среди обычного народа. Он не понаслышке знал, что такое трудности. Автор имел такую особенность, как умение различать суть конкретной проблемы.

О некоторых из них он просто не мог говорить вслух и именно поэтому создавал необычные образы и высмеивал человеческие пороки.

Как ни странно, темы, которые использовал Крылов, актуальны по сей день, а фразы, используемые в баснях, вошли в разговорную речь.

Суть басни, что в любой работе требуется согласованность и слаженность действий. Когда что-то выполняется командой, нужно, чтобы все участники следовали определенным методам и правилам, даже если это нарушает их жизненные идеалы. Чтобы достигнуть цели, иногда нужно переступить через свои принципы ради общего блага.

Действия героев

Сказка начинается с того, что 3 персонажа решаются на общее дело: хотят сдвинуть воз. Но не договорились, как именно они это будут делать. Если делать разбор текста по плану, становится ясно, что каждый из них считает свои действия правильными:

Краткое содержание Лебедь, Рак и Щука басня Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Лебедь отлично летает, и несмотря на это, он не может стать извозчиком.
  2. Щука хорошо плавает, но не может тащить ничего по земле.
  3. Рак постоянно пятится назад, и именно это мешает ему.

Прочитав басню полностью, можно сделать вывод, что каждый должен заниматься своими делами, которые у них лучше получаются.

Писатель умело использует описание образов и создает аллегорические ситуации. Он всегда для передачи своих мыслей использует животных, птиц, рыб и даже растения. Благодаря им, он простыми словами объясняет, как не нужно поступать и почему. Басня «Лебедь, рак и щука» учит быть ответственным и ни в коем случае не вмешиваться в дела других.

Читайте также:  Краткое содержание бёлль глазами клоуна за 2 минуты пересказ сюжета

В этой басне Крылов высмеивает не конкретных людей, а пример из жизни. Описываемая ирония наводит на поучительную мысль, что человеку сложно существовать в одиночестве и если он все-таки решился с кем-то объединиться, это должно быть заранее оговорено.

Финальная фраза «А воз и ныне там» является аллегорией. После прочтения становится понятно, каков ее главный смысл. Автор пытается своим нравоучением донести до читателей, что большинство людей не способны бороться до конца и бросают дело на полпути.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/analiz-i-moral-basni-krylova-lebed-rak-i-shhuka.html

Краткий анализ басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»: мораль, главная мысль, чему учит?

Басня Крылова «Лебедь, Щука, Рак» учит жизни и высмеивает людей, которые не могут работать в команде.

Содержание

  • Кто написал басню «Лебедь Щука и Рак»: автор, текст
  • Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак»: своими словами, краткий анализ
  • План к басне «Лебедь, Щука и Рак»: основные пункты, разбор
  • Чему учит басня «Лебедь, Щука и Рак»: задачи
  • Вопросы по басне «Лебедь, Щука и Рак»: основные моменты, презентация
  • Главная мысль басни «Лебедь, Щука и Рак»: в деталях
  • История создания басни Лебедь рак и Щука: как это было?
  • Крылатые выражения из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
  • Что высмеивает басня «Лебедь, Щука и Рак»: объяснение
  • Характеристика героев басни «Лебедь, Щука и Рак»: аллегория, описание для урока литературы 2, 3, 4, 5 класса школы
  • Басня «Лебедь, Щука и Рак»: примеры из жизни
  • Видео: Лебедь, Щука и Рак

Многие из нас любили в школе учить басни. Они легко запоминаются, у них интересный сюжет, но такая непонятная, как тогда казалась, суть. Однако, повзрослев, мы понимаем, что главное в небылице — это мораль, которая учит жизни и раскрывает невежд и других персонажей нашей реалии.

И.А.Крылов писал басни в свое время, но они актуальные до сих пор. Сейчас детям их задают не только учить наизусть, но и делать презентации и писать по ним сочинения. Ниже вы найдете разбор басни «Лебедь, Щука и Рак», с планом, главной мыслью, историей создания и интересными примерами из жизни. Читайте далее.

Кто написал басню «Лебедь Щука и Рак»: автор, текст

Басня «Лебедь, Щука и Рак» была написана Иваном Андреевичем Крыловым. Хоть написано это произведение автором и давно, оно и поныне не утратило своей актуальности. Вот текст небылицы:

Басня «Лебедь Щука и Рак»

Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак»: своими словами, краткий анализ

Басня «Лебедь Щука и Рак»

Основная идея состоит в том, что любой коллективный труд может быть эффективен лишь тогда, когда все его участники действуют сообща, а не каждый по своему сценарию.

Соответственно, результат достигается благодаря согласованности. В противном случае такие действия и вовсе не имеют смысла.

Вот подробнее в чем состоит мораль и краткий анализ басни «Лебедь, Щука и Рак»:

Учитывая, что герои произведения тянули воз каждый в свою сторону, он так и не сдвинулся с места. Хоть, если бы они объединили усилия и двигались в одном направлении, они вполне смогли бы осуществить задуманное.

Однако, смотря на проблему шире, можно предположить, что воз – это лишь аллегория. Соответственно, на месте лебедя, рака и щуки могут быть члены правительства. Так или иначе, сила в сплоченности и согласии. Те, кто не может достигнуть консенсуса в своих начинаниях, никогда не смогут прийти к прогрессу.

Именно это хотел сказать баснописец. Помогая кому-то в нелегком деле, становясь полноправными партнерами, нужно иметь общую цель, общий путь развития и прилагать усилия.

Если же каждый будет двигаться по собственной тропе, которую только он считает правильной, то это будет вовсе не коллаборация.

Это будет лишь несколько совершенно чужих друг другу личностей, которые непонятно зачем волею судьбы оказались вместе.

План к басне «Лебедь, Щука и Рак»: основные пункты, разбор

Басня «Лебедь Щука и Рак»

Существует несколько схем и принципов, по которым можно было бы разбить басню «Лебедь, Щука и Рак» на составные пункты. Самым простым вариантом можно назвать именно этот — план с разбором:

  1. Начало и завязка сюжета — своеобразная мораль.
  2. Общее решение героев — они осознают необходимость тянуть воз.
  3. Действие и его особенности — вместо того, чтобы действовать сообща, они тянут каждый в свою сторону, вопреки всем канонам и здравому смыслу.

На основании такого плана уже понятно, как нужно рассказывать басню, почему такие действия в ней происходят и чем все закончится. Можно просто и быстро пересказать небылицу, основываясь на пункты этого плана.

Чему учит басня «Лебедь, Щука и Рак»: задачи

Басня «Лебедь Щука и Рак»

Задача любой басни — это научить чему-то ребенка или даже взрослого человека. Ведь литератор именно этого и добился. Он хотел, чтобы его творения приводили людей к созданию правильных решений. Чему учит басня «Лебедь, Щука и Рак»? Вот ответ:

Можно сказать, что басня учит основам партнерства и главному принципу работы в команде. Пожалуй, именно умение сплотиться в нужный момент и делает группу людей коллективом. Его члены совершают действия ради общей цели, к которой стремятся достигнуть. Если каждый член коллектива будет применять свои методики и выберет свою стезю развития, это общее дело станет обречено на крах.

На примере героев можно наглядно увидеть, что будет, если брезговать простыми правилами товарищества и братства, быть эгоистом, игнорировать других. Какими бы благими не были цели, но в данном случае, слепой индивидуализм до добра не доводит.

Вопросы по басне «Лебедь, Щука и Рак»: основные моменты, презентация

Басня «Лебедь Щука и Рак»

В каждой басне есть некое выражение, которое «красной нитью» проходит через все произведение и служит основным уроком читателю.

Вопросы по басне «Лебедь, Щука и Рак» помогают выделить основные моменты в произведении, если вы хотите узнать, читал человек небылицу или нет. Также они нужны для оформления презентации.

Ниже вы найдете несколько интересных вопросов по этому творению.

Вспомните, какое выражение самое запоминающееся в басне «Лебедь, Щука и Рак?»

  • « И вместе трое все в него впряглись»
  • «Быть или не быть… Вот в чем вопрос!»
  • « А всем красота – услада для глаз»
  • «…А воз и ныне там»

Какие основные качества героев?

  • Упорство, алчность, целеустремленность
  • Завистливость, подлость, лживость
  • Мстительность, высокомерие, надменность, нарциссизм
  • Слепой индивидуализм и эгоизм, неумение прилагать усилия ради общей цели
  • Храбрость, доблесть и отвага

Кто основные герои произведения?

  • Элли, Железный Дровосек, Страшила, Гудвин
  • Три пескаря
  • Мартышка и очки
  • Лебедь, краб и нерпа
  • Лебедь, рак и щука

О чем басня?

  • Дружбе и предательстве
  • Многогранности любви
  • Толерантности и понимании
  • Солидарности и главных принципах товарищества
  • Проделках нечистой силы на забытом всеми хуторе

Что не получилось у героев басни и почему?

  • Ваша версия, развернутый ответ.

Почему каждый из героев двигал воз в свою сторону?

  • Развернутый ответ по басне

Может ли творение иметь переносный смысл? Если нет, то почему? Если да, то почему?

  • Развернутый ответ по басне

На основании этих вопросов можно сделать красивую презентацию в виде слайдов на компьютере или бумажных «стендов», чтобы ответить у доски.

Главная мысль басни «Лебедь, Щука и Рак»: в деталях

Басня «Лебедь Щука и Рак»

Главная мысль басни «Лебедь, Щука и Рак» состоит в том, что лишь общими усилиями можно осуществить великие свершения. Необходимость помогать друг другу возникает довольно часто. Тем не менее, приступить сообща к какому-либо делу недостаточно – важно действовать сообща.

Если рассматривать эту басню в деталях, то можно понять следующее:

  • Если каждый будет преследовать свои интересы, то ничего хорошего из этого не получится.
  • Совместное дело всегда должно быть приоритетом – не важно, какие отношения царят в коллективе.
  • На них порой нужно закрывать глаза, и делать все возможное ради общего блага.

Также автор намекает, что умение достигать консенсуса – это великое искусство, которое постиг не каждый, но ему необходимо долго и упорно обучаться. Просто слушать – мало. Важно уметь слышать.

История создания басни Лебедь рак и Щука: как это было?

Басня «Лебедь Щука и Рак»

Всегда интересно, когда было написано то или иное произведение и как это было в те времена — как происходила публикация. Вот история создания басни «Лебедь, Щука и Рак»:

Читайте также:  Краткое содержание аврелий августин исповедь за 2 минуты пересказ сюжета

Творение было написано в 1814 году

Источник: https://heaclub.ru/kratkij-analiz-basni-krylova-lebed-shhuka-i-rak-moral-glavnaya-mysl-chemu-uchit

Анализ басен Крылова. Крылов лебедь рак и щука текст, читательский дневник краткое содержание, главная мысль, мораль. Рисунок лебедь рак и щука, поэтапно карандашом

Одной из любимых, известных из детства басен смело можно назвать «Лебедь, рак и щука». Эта поучительная история принадлежит величайшему баснописцу И.А.Крылову, которая по сей день изучается в школе. Данная публикация ознакомит с главной мыслью, моралью.

Крылов лебедь рак и щука текст

Читательский дневник лебедь рак и щука, краткое содержание

Решились как-то наши герои перевезти с поклажей воз. Они надели упряжки, вместе впряглись, и решили тянуть что есть силы. К превеликому сожалению, воз сдвинуть у них не получилось. Проблема сокрыта не в тяжести, ведь для троих поклажа была лёгкой.

Проблема заключалась в том, что пятился назад рак, щука то и дело норовила что есть мочи затянуть воз в воду, а лебедь — поднять его ввысь, ведь он привык к полётам. Искать виноватого никто не стал, а воз так и остался на прежнем месте.

Главные герои лебедь рак и щука

  • Рак — расторопный, но постоянно движущийся назад персонаж. Как бы он не стремился сделать шаг вперёд, у него это не получалось.
  • Щука — неимоверно шустрая в воде, куда и стремилась утащить поклажу с возом.
  • Лебедь — прекрасная птица, способная на мысленные и физические полёты.

Главная мысль басни лебедь рак и щука

Главные персонажи басни — личности по натуре разные. С одной стороны смысл прост, а с другой — запутанный. В дружбе, как и в любом деле, важно сочетание единомышленников в стремлении достигнуть цели.

Если согласия нет, то как бы каждый из них не пытался вылезти из кожи вон, совместно у них ничего не получится.

Каждый будет работать во благо себя, следовать своему инстинкту, вот только дело с места не сдвинется.

Мораль басни Крылова лебедь рак и щука

Рисунок лебедь рак и щука, поэтапно карандашом

Лебедь.

  1. Для начала нарисуйте детали, символизирующие форму птицы. Начните с круга для головы и яйцевидной фигуры для тела. Соедините плавной линией.
  2. Прорисуйте клюв птицы он заканчивается на линии лба.
  3. Нарисуйте нижнюю часть клюва. Большой заметный нос.
  4. Изобразите глазки и мордочку лебедя. Проведите вдоль клюва горизонтальную линию, разделяющую части клюва, нарисуйте ноздри.
  5. Нарисуйте шею, которая утолщается постепенно от головы к туловищу. Шея должна получиться толще у основания.
  6. Прорисуйте туловище. Перья лебедя в данном варианте взъерошены, посему изобразите их сборками, что позволит визуально отделить крыло.
  7. Нарисовав крыло, приступайте постепенно к хвосту. Закончите иллюстрацию пунктирными хаотичными линиями, сделав акцент на перьях.

Рак.

  1. Начните рисунок сделав набросок формы головы, двух клешней и изогнутой линии хвоста. Одна из клешней должна быть слегка больше.
  2. Вначале изобразите хвост, затем линиями выделите голову, а так же небольшой соединяющий хвост и туловище сегмент. Нарисуйте утолщённую форму клешней и лап.
  3. Изобразите маленькие передние лапы, глаза, и 4 лапы с каждой стороны.
  4. Прорисуйте боковые лапки. Они складываются из сегментов. Соединения изображаются кругами. Далее изобразите передние лапы, начальные контуры усов. После этого приступайте к изображению хвоста.
  5. Нарисуйте сложенные на спине усы рака. Детализируйте клешни, ориентируясь на образец.

Щука.

  1. В центре прорисуйте овал, поделите надвое горизонтальной линией.
  2. В середине овала нанесите тонкой линией контур формы щуки стреловидной формы. В левой части будет находиться голова удлинённой формы. С правой стороны оставьте место для хвостика и плавника.
  3. Сотрите овал с первого шага и горизонтальную линию.
  4. По нижнему и верхнему контуру прорисуйте разной формы плавники, дорисуйте хвост и плавник на нем.
  5. Нарисуйте жабры, глаз и рот щуки. Определите контур рисунка, сотрите лишнее.
  6. Детализируйте плавники, придав объем щуке.

Источник: https://luckclub.ru/analiz-basen-krylova-krylov-lebed-rak-i-shhuka-tekst-chitatelskij-dnevnik-kratkoe-soderzhanie-glavnaya-mysl-moral-risunok-lebed-rak-i-shhuka-poetapno-karandashom

И. А. Крылов. Лебедь, Рак и Щука

Басня “Лебедь, Рак и Щука” состоит из двух частей: картина жизни, в основе которой лежит определённое событие, и вывод басни (мораль, нравоучение).

  • О каком событии рассказывается?

Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись…

  • Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Смысл морали в том, что общее дело нужно делать сообща, дружно, в согласии друг с другом, объединив общие усилия, иначе вместо отличного результата, как бы кто не пытался лезть из кожи вон сам по себе, получится одно мучение.

  • Сравни басню и сказку о животных. Данные занеси в таблицу.
Сказка о животных Басня
Герои Животные. В сказках животные олицетворяют определённые черты людей (ум, доброту, хитрость). Животные. В баснях животные действуют как люди.
События Обыкновенные или выдуманные. Сатирического и юмористического характера. Обыкновенные или выдуманные, нравоучительного и сатирического характера. Иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу
Выводы Наставления и поучения в иносказательной, завуалированной форме. Прославление товарищества и прославление победы. Прямая мораль. Вывод поучительного характера, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение, житейская мудрость. Мораль направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.
  • В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответь словами басни.

Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

  • Обсудите с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?
  • Договориться с товарищами; выслушать всех, потом начинать работу; распределить обязанности,

В басне не выполнялись условия совместной работы. Для удачного исхода дела и чтобы не получилось как у героев басни, нужно сначала выслушать всех, договориться с товарищами, затем распределить обязанности и только потом начинать работу.

Читать  Крылов И. А. “Лебедь, Рак и Щука”

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Источник: https://volzsky-klass.ru/i-a-krylov-lebed-rak-i-shhuka/

Басня Крылова Лебедь, Щука и Рак читать онлайн бесплатно | Русская сказка

«А воз и ныне там» — это выражение давно стало любимой присказкой, когда речь заходит о деле, которое никак не двигается с места, несмотря на многочисленные, и как оказывается, напрасные усилия.

Сегодня уже трудно поверить, но эта фраза не возникла безадресно, то есть из народа. Автор у этого яркого выражения есть – это знаменитый русский баснописец, поэт, публицист Иван Андреевич Крылов.

Немного истории

В 1814 году, а именно 12 мая, вышел сборник «Новые басни», где была представлена небольшая, но яркая басня «Лебедь, Рак и Щука», в заключение которой и была эта известная фраза, ставшая народной пословицей.

Существует мнение, что у басни есть исторический подтекст. Иван Крылов тонко намекает на Государственный совет, члены которого испытывали такое разногласие, что в работу органа был вынужден вмешаться сам император Александр I.

Стоит заметить, что другие исследователи отмечают, что басню так часто применяли, что бы охарактеризовать работу того или иного административного учреждения, что родилась легенда о Государственном совете, а автор ничего такого на самом деле не имел в виду. Достоверную правду нам не узнать, к сожалению.

Сюжет, содержание и главные герои басни

В начале басни автор замечает, что ничего путного не выйдет, если в любом деле не будет согласия, и принимается рассказывать нам о трёх совершенно разных героях.

Однажды Лебедь (животное, которое летает), Щука (животное, которое плавает) и Рак (привыкший пятиться назад) решили вести воз с тяжёлой поклажей. Для этого запряглись приятели в воз на подобии коней.

Каждый старался, как мог, только толку от этого было никакого. Лебедь норовил взлететь вверх, Щука скрыться в воде, а Рак упорно тащил воз назад. Задача не показалась бы такой невыполнимой, если бы все звери работали вместе. Но вышло совсем иначе.

В заключение басни Крылов мудро замечает, что искать правого и виноватого не наше дело, да только воз так и остался стоять на месте.

Мораль басни

Знакомясь с баснями Ивана Андреевича, не устаёшь удивляться, как он в такой ёмкой лёгкой форме ироничным понятным языком может поднимать такие важные личностные и социальные проблемы! Забавная басня небольшого объёма (всего 12 строчек) рисует целую историю с глубоким подтекстом.

Читайте также:  Краткое содержание толстой царь и рубашка за 2 минуты пересказ сюжета

Герои басни – Лебедь, Щука и Рак не несут каких-то определённых личных характеристик (например, лиса-хитрость, заяц-трусость, волк – злоба, жадность), а скорее олицетворяют разную природу, среду обитания, манеру поведения, привычки и т.д. Птица должна летать, щука плавать, а рак ходить, пятясь назад. Только дружба, согласие, умение договориться и организоваться способны соединить их в какую-то единую силу.

Так и в жизни: как часто люди, разные по характеру, со своим мировоззрением не могут поладить и организовать общее дело. Нежелание уступать, упрямство, неумение вести диалог приводит если не к краху, то к абсолютному отсутствию результата.

Приступая к любому делу важна не только едино избранная цель, но согласование действий для достижения поставленных задач.

Иногда для реализации общего дела необходимо отступить от своих принципов, проявить волю, «придержать» характер, уступить. Герои басни не просто не делают этого, а даже не осознают в чём их проблема.

К сожалению, и в жизни часто люди, замкнуты в плену своих привычек, потому и не способны увидеть суть вопроса.

  • Дружбе, товариществу, согласии Крылов посвятил не одну басню, так именно в этих таких простых и нужных понятиях видел путь к человеческому счастью.
  • Басня «Лебедь, Рак и Щука» идеальна для изучения с самого маленького возраста – яркие герои, наглядный сюжет, простой язык и малая форма, делают басню верным помощником в воспитании ребёнка с правильными жизненными ценностями.
  • Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Лебедь, Щука и Рак» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Источник: https://russkaja-skazka.ru/lebed-shhuka-i-rak-basnya-kryilova/

Иван Крылов — Лебедь, щука и рак (Басня): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Анализ / мораль басни «Ворона и лисица» Крылова

Хрестоматийная сатира Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак» впервые была напечатана в сборнике «Новые басни».

Басня написана в 1814 году. Писателю в тот момент было уже 45 лет, он уже снискал популярность как баснописец, устроен по протекции А. Оленина помощником библиотекаря в Публичную библиотеку. Размер произведения – разностопный ямб, родственник раешному стиху народного театра. И вновь действующие лица — из русских сказок: Лебедь, Щука.

Интересно, что в сказках о животных оба могут быть отрицательными героями, а вот в волшебных – положительными. Хотя рак кажется и лишним в этой компании, однако и он в нише ихтиологических образов в фольклоре – один из самых распространенных.

Правда, в устном народном творчестве он нередко наделен житейской мудростью, чего не скажешь о персонаже басни. Выходит, в данном случае писатель преследовал своей целью вывести аллегорию, сатиру на человеческие характеры.

Нужно подчеркнуть, что у героев нет устойчивых коннотаций с каким-либо родом деятельности, статусом (скажем, как у медведя, который часто «воевода»). Выбор персонажей основан только на контрастности, несхожести сред их обитания и привычек. Повод для создания басни принято считать политическим.

Считалось, что в ней писатель высмеивает внешнюю политику империи. Есть мнение также, что в основе сюжета – неповоротливость работы Государственного совета. Впрочем, с тех пор смысл басни частенько применяют к работе любых учреждений и организаций. Язык, как всегда у И. Крылова, сочный, строки афористичны.

Финальная строка и вовсе пошла в народ и стала пословицей. Мораль преподана сразу, в самом начале: когда согласья нет, дело не пойдет. Дальше сказочный зачин: однажды. Автор не объясняет, как смогли договориться столь разные «товарищи» между собой, и что находилось в «поклаже».

В тексте не раз подчеркнуто, что делают персонажи вроде бы все сообща, «вместе», втроем. «Из кожи лезут»: распространенная идиома у И. Крылова, означающая старательность. На эту же строчку приходится единственное риторическое восклицание.

Диалог заменен красноречивостью самого казуса: птица «рвется в облака», рак по своему обыкновению «пятится», а рыба энергично тянет воз в реку. Писатель не берется судить героев и подозревать их в злонамеренности: судить не нам. Здесь авторская позиция скрыта за местоимением «мы». Однако факт остается фактом: воз и ныне там. Вывод один: у каждого человека свое видение проблемы, но решить ее можно только путем компромисса или выработки единой точки зрения. А иначе выйдет «не дело, только мука».

Басню «Лебедь, щука и рак» И. Крылова относят к произведениям с политическим подтекстом.

Слушать аудио-басню:

Читать стих поэта Иван Крылов — Лебедь, щука и рак (Басня) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/ivan-krylov-lebed-shhuka-i-rak-basnya/

Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, щука и рак". план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

МКДОУ Нововоронежский  детский сад №5.

Конспект НОД

Тема: Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».

Подготовительная к школе группа.

Подготовила: воспитатель 1 к. к.

Муравлёва Т. И.

2019 г.

Знакомство с басней И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Цель: Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.

Задачи:

 -Подвести к аллегории в басне;

— Дать краткие сведения о баснописце И.А.Крылове;

  • -Упражнять детей в пересказе басни;
  • -Развивать устную речь, мышление;
  • -Обогащать словарный запас детей;
  • -Воспитывать чувства взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений.

Материал: Книги с баснями, басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», портрет баснописца, загадки, предметные картинки.

Ход:

Ребята, я приглашаю вас в библиотеку. Посмотрите на книги.

-Что объединяет все эти книги? (Ответы детей: это басни).

-Что такое басня? (Ответы детей).

-Кто является героями басен? (Ответы детей).

    Ребята, басня- это небольшая поучительная история, в которой герои обладают не совсем хорошими чертами характера и совершают не совсем хорошие поступки. Героями басни являются животные, птицы, насекомые, рыбы. В басне обязательно есть мораль, то есть поучение, что можно делать, а что нельзя.

-Скажите, кто написал басни? (Ответы детей).

Все басни написал Иван Андреевич Крылов. Он родился в 1769 году в Москве, в семье военного офицера. В 6 лет семья переехала в Тверь. Через несколько лет не стало папы. Семья жила бедно и маленький Ваня подрабатывал в тверском суде писарем.

В 14 лет семья переезжает в Петербург, где он начал писать басни. Басни стали издаваться. Вышло 9 книг басен. Всего написано более 200 басен. В них И.А.Крылов высмеивает такие человеческие пороки как лицемерие, лень, ложь, лесть и другие. Сегодня мы познакомимся с одной из басен.

А с какой вы узнаете отгадав загадки.

  1. Загадки:
  2. Эта птица горделива,
  3. Удивительно красива,
  4. И умна, храбра, сильна,
  5. И похожа с цифрой два.
  6. (Лебедь)
  7. Опасней всех она в реке,
  8. Хитра, прожорлива, сильна
  9. Притом, такая злюка!
  10. Конечно, это…
  11. (Щука)
  12. Под водой живёт народ,
  13. Ходит задом наперёд,
  14. Всё под водой-
  15. Хватает клешнёй.
  16. (Рак)
  17. -Мы сегодня познакомимся с басней «Лебедь, щука и рак».
  18. (Рассказывается басня, по ходу на доску вывешиваются картинки, обозначающие героев басни и их действия).
  19. Разбор новых слов:
  20. -согласие — согласиться всем вместе в чём-либо;
  21. -лад – порядок, мир;
  22. -поклажа – багаж, груз, вещи;
  23. -воз – тележка с грузом;
  24. -судить – высказывать своё мнение;
  25. -рваться – быстро продвигаться.
  26. Пересказ басни, используя картинки.
  27. Беседа по содержанию басни:
  28. -Ребята, о ком эта басня?
  29. -Что хотели сделать лебедь, щука и рак?
  30. -Получилось у них сдвинуть воз?
  31. -Почему не получилось?
  32. (Тянули в разные стороны).
  33. -Могли герои басни сдвинуть воз?
  34. (Могли)
  35. -Что им нужно было для этого сделать?
  36. (Им нужно было договориться между собой, придти к единому мнению, выбрать одно направление для движения).
  37. -Понравилась вам басня?
  38. -Чему учит нас эта басня?
  39. (Басня подсказывает нам как надо поступить, учит жить, видеть чужие и свои ошибки. )
  40. Запомните:
  41. «Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт».

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/03/14/znakomstvo-s-basney-i-a-krylova-lebed-shchuka-i-rak

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector