Краткое содержание лермонтов фаталист (глава из рассказа герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Содержание

  • 1 Спор с Вуличем. Осечка
  • 2 Гибель Вулича и арест казака

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Спор с Вуличем. Осечка

Печорин был откомандирован в одну из терских станиц, где прожил уже две недели. Вечерами офицеры пехотного батальона собирались, чтобы скоротать время за вином и картами. В один из таких вечеров зашла речь о предопределении, о вере мусульман в то, что совершается предначертанное на небесах. В спор вступил поручик Вулич, серб. Он предложил разрешить спор следующим образом:

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Все офицеры отказались спорить с ним, тогда его оппонентом выступил Печорин. Вулич взял один из пистолетов, висевших на стене, зарядил его. Печорин увидел в его лице, как ему показалось, печать смерти. Он сказал, что Вулич сегодня умрет.

После долгих споров о том, заряжен пистолет или нет, Вулич приставил пистолет ко лбу и спустил курок. Пистолет дал осечку. Второй выстрел в сторону висевшей фуражки показал, что пистолет был заряжен. Пуля пробила фуражку и засела в стене.

Происшествие раздражило нервы Печорина, и наверное, не только ему. Офицеры разошлись по домам. Ушел и Печорин. Ночь, освещаемая полной луной, настроила нашего героя на философские и метафизические размышления.

В какой-то момент Григорий Александрович поверил в предопределение. И тут он встретил на дороге зарубленную свинью и двух местных казаков, которые искали подвыпившего товарища.

Вернувшись домой, встретил у калитки дочку урядника – хозяина квартиры. Заснул только под утро.

Гибель Вулича и арест казака

Выспаться Печорину не удалось. Уже в четвертом часу утра его разбудили товарищи и сообщили, что Вулич убит.

Из рассказов товарищей Печорин узнал, что Вулич стал жертвой пьяного казака, который зарубил несчастную свинью. Возможно, казак и не заметил бы Вулича, если бы тот не окликнул его замечанием:

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Офицеры пришли к хате, где жил казак. Все понимали, что за убийство офицера царской армии казака по головке не погладят. Женщины причитали. Мужчины обдумывали, как схватить преступника. Знавшие его казаки, боялись. Кто-то предложил застрелить преступника. Тогда Печорин решил рискнуть и взять казака живым.

Он поручил есаулу заговорить и отвлечь внимание казака. Еще три казака должны были выломать дверь, чтобы прийти Печорину на помощь. А сам решил залезть через окно.

Печорин оторвал ставень и буквально свалился в комнату из окна. Он услышал, как над ухом просвистела пуля, сорвавшая эполет. Дым от выстрела не позволил казаку найти шашку.

Печорин схватил преступника за руки, ворвавшиеся казаки скрутили его.

Несколько дней спустя Печорин вернулся в крепость и рассказал о случившемся Максиму Максимычу. Правда, простодушный штабс-капитан не понял, о чем речь идет, и когда Печорин разъяснил ему суть спора, ответил:

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Максимыч также пояснил Печорину, что курки у азиатских пистолетов часто осекаются, если недостаточно смазаны, или когда плохо прижимаешь их пальцем.

Глава «Фаталист» является завершающей главой  о Печорине. Она дополняет образ главного героя. Его рассуждения об астрологии здесь тоже не случайны, помогают понять его мировоззрение, отношении к философии и религиозным вопросам.

Григорий Александрович признается, что имеет правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо. В этих словах Печорина слышатся базаровские нотки.

Буквально через пару десятков лет герой Тургенева будет отрицать всякое предопределение, религии и признает только науку и медицину.

Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/kratkoe-soderzhanie-glavy-fatalist-iz-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Что значит слово фаталист. Загадка "Фаталиста" в "Герое нашего времени"

Фаталист — это значит человек, верящий в предопределение, в неотвратимость судьбы, в добрый и злой рок. Фаталисты считают важные совпадения неслучайными, отрицают свободу воли человека.

Фатализм — это вера в судьбу и предопределение, в неизбежность. Суть фатализма кратко суммируют поговорки «от судьбы не уйдешь», «чему быть, того не миновать» и другие.

Слово «фатализм» происходит от латинского fatum — судьба, рок. Синонимы к слову «фатализм» — детерминизм, вера в предопределение. Антоним к слову фатализм — волюнтаризм. Волюнтаризм — это вера в то, что человеческая воля определяет судьбу и ход истории.

Каким бывает фатализм?

Фатализм может быть связан с религиозными представлениями, верой в божественное предопределение — например, у протестантов-кальвинистов.

В мифологическом сознании фатализм связан с мистицизмом, верой в темные и загадочные силы, управляющие миром. В греческой мифологии рок символизируют мойры, прядущие нить человеческой судьбы, в скандинавской мифологии — норны.

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжетаМойры — богини судьбы в древнегреческой мифологии. Картина «Золотая нить» Дж. М. Стадвика (1890)

Фатализм может быть и рационалистическим — это вера в то, что все происходящее определяют законы природы и общества, а не свободная воля человека. Отчасти у этого есть научное основание: нейробиологи выяснили, что человеческий мозг принимает решение за несколько секунд до того, как мы его осознаем.

Фатализм — это хорошо или плохо?

На этот вопрос нет однозначного ответа. «Фаталистическое верованье гибельно для нравственности», — отмечал Владимир Даль в своем толковом словаре. Фатализм лишает человека цели, поощряет лень и апатию, полагают его критики.

В то же время вера в предопределение — основа «протестантской этики». Протестанты верят, что человек должен усердно трудиться и добиваться успехов, чтобы убедиться: Бог предопределил, что его душа будет спасена и попадет в рай.

«Фаталист» в «Герое нашего времени» Лермонтова. Краткое содержание

«Фаталист» — так называется последняя часть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Впервые эта новелла была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 году.

Офицер русской армии Григорий Александрович Печорин служит в крепости на Кавказе во время многолетней войны с горцами. По делам он на две недели приезжает в неназванную казачью станицу. Однажды вечером, играя в карты, офицеры обсуждают «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах». Одни верят в предопределение, другие — нет.

Поручик Вулич, страстный игрок, предлагает Печорину пари на деньги: «Испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута…» Для этого Вулич наудачу снимает со стены с оружием один из пистолетов и взводит курок. Не зная, заряжен ли пистолет, поручик намеревается выстрелить себе в голову.

Интуиция подсказывает Печорину, что Вулича ждет скорая гибель.

Несмотря на его хладнокровие, мне казалось, я читал печать смерти на бледном лице его….- Вы нынче умрете! — сказал я ему.Он быстро ко мне обернулся, но отвечал медленно и спокойно:- Может быть, да, может быть, нет…

Потом, обратясь к майору, спросил: заряжен ли пистолет? Майор в замешательстве не помнил хорошенько.

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжетаАлександр Соковиков в роли Вулича. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Вулич приставляет дуло пистолета ко лбу и спускает курок. Осечка. При этом пистолет оказывается заряжен — когда Вулич снова взводит курок и стреляет в фуражку на стене, то легко пробивает ее пулей. Затем он обращается к Печорину:

— А что? вы начали верить предопределению?- Верю; только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжетаАлександр Соковиков в роли Вулича и Игорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Возвращаясь домой, Печорин натыкается по дороге на мертвую свинью. Выясняется, что один из казаков напился и стал буянить, зарубив животное шашкой. Под утро Печорин узнает, что этот же пьяный казак на улице наткнулся на поручика Вулича. «Кого ты, братец, ищешь?» — спросил офицер. «Тебя!» — ответил казак и ударил Вулича шашкой.

Два казака, встретившие меня и следившие за убийцей, подоспели, подняли раненого, но он был уже при последнем издыхании и сказал только два слова: «Он прав!» Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.

Убийца заперся в пустой хате на краю станицы. Он вооружен пистолетом, и никто не отваживается ворваться в дом, чтобы его обезвредить. Тогда добровольцем вызывается сам Печорин, решив испытать судьбу и взять злодея живым.

Пока казаки отвлекают убийцу разговором сквозь дверь, Печорин отрывает ставень и бросается в окно. Раздается выстрел, но пуля лишь срывает с плеча героя эполет — сам он остается невредим. Печорин хватает убийцу, в хату врываются казаки. Дело кончено.

Став свидетелем странной цепочки событий, Печорин рефлексирует:

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает.

Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!

Вернувшись в крепость, главный герой рассказывает о случившемся своему старшему товарищу, штабс-капитану Максиму Максимычу. Но пожилой офицер не склонен к философским рассуждениям и замечает: «Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем».

Потом он примолвил, несколько подумав:- Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано…

Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.

Этими словами роман заканчивается.

  • Читать полный текст романа «Герой нашего времени» на сайте lib.ru.

Смысл главы «Фаталист». Почему она завершает романа Лермонтова?

«Фаталист» — глава загадочная, даже по меркам такого необычного романа. В «Герое нашего времени» сознательно нарушена хронология. Действие «Фаталиста» происходит одновременно с сюжетом первой новеллы «Бэла»: Печорин отлучается в станицу из крепости, где служит с Максимом Максимычем.

Лермонтов сознательно расположил главы в «неправильном» порядке — его целью было не рассказать биографию героя, а постепенно раскрыть характер Печорина, объяснял советский литературовед Ираклий Андроников. В первых новеллах — «Бэла» и «Максим Максимыч» — Печорин показан чужими глазами.

Читайте также:  Краткое содержание книг жюля верна за 2 минуты

И со стороны предстает перед читателем как безжалостный и черствый человек. Но затем мы читаем журнал Печорина — главы «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» — где проникаем во внутренний мир главного героя.

Мы «наконец постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности», объяснял Андроников.

В «Фаталисте» Лермонтов добавляет последние штрихи к портрету Печорина. Мы впервые видим, как он совершает настоящий подвиг — рискует жизнью, чтобы захватить живым убийцу. Однако и тут проявляется двойственность героя: его благородный поступок объясняется желанием испытать судьбу, а не человеколюбием.

Критик Виссарион Белинский писал: «Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нем вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет «героя нашего времени», но странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее… Эта полнота впечатления, в котором все разнообразные чувства, волновавшие вас при чтении романа, сливаются в единое общее чувство…»

«Фаталист» играет в романе роль эпилога, объяснял литературовед Борис Эйхенбаум. Заключительный мирный разговор Печорина с Максимом Максимычем вносит в финал романа еще и ироническую улыбку, указывал он.

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжетаИгорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Сюжет «Фаталиста» парадоксален. Вулич, которому предназначено умереть, избегает пули, когда стреляет себе в голову, но затем нелепо погибает от руки пьяного. Печорин бросается навстречу опасности, и остается жив. Все это заставляет героя задуматься о судьбе и свободе воли.

Стал ли Печорин в итоге фаталистом? С одной стороны, он прямо говорит, что готов ко всему, ведь «хуже смерти ничего не случится».

С другой стороны, он по-прежнему во всем сомневается и не становится фаталистом в полном смысле слова. Для «Героя нашего времени» вообще характерны недосказанность и умолчание.

Так и «Фаталист» обрывается почти на полуслове, оставляя читателя в философских раздумьях…

Это одна из вещей, который позволяют называть «Героя нашего времени» первым психологическим и первым философским русский романом (выражение Ираклия Андроникова).

Источник: https://www.anews.com/p/107033753-chto-znachit-slovo-fatalist-zagadka-fatalista-v-geroe-nashego-vremeni/

Краткое содержание «Фаталист»

Фаталист — это глава из «Героя нашего времени», краткое содержание вы можете найти ниже или в соответствующем разделе здесь.

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

М.Ю. Лермонтов

Однажды батальон Печорина расположился в одной казачьей станице. Вечерами офицеры развлекались, играя в карты. Как-то раз во время такой игры они стали говорить о судьбе. Предписана она человеку или нет. И являлись ли предопределенными жизнь и смерть? Беседа превратилась в спор. Спорщики поделились на два лагеря: за и против.

Вулич, который был страстным игроком и фаталистом, сделал предложение выполнить проверку возможностей человека распоряжаться своей жизнью. Печорин предложил пари. Вулич дал согласие: если ему предназначено погибнуть сегодня, то он погибнет. А если нет, то будет жить дальше.

Вулич схватил пистолет наугад. Все вокруг замерли. Могло произойти непоправимое. Печорину привиделось, что он увидел смертельную печать во взоре Вулича. Он сообщил тому об этом, сказав, что он умрет сегодня. Вулич сделал выстрел в висок. Случилась осечка. Окружающие с облегчением вздохнули.

Все обрадовались тому, что пистолет оказался незаряженным, и все остались живы. Однако Вулич выстрелил в сторону. Пулей пробило фуражку, которая висела на стене. Пистолет оказался заряжен. Это ошеломило офицеров. Скоро все разошлись.

Печорин не мог понять, по какой причине он все еще чувствовал, что Вулич нынче должен погибнуть.

Зачастую на лице человека, которому суждено покинуть этот мир в течение нескольких часов, имеется необычный след неизбежности судьбы. Это можно увидеть невооруженным глазом.

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Убийцу отыскали очень скоро. Он закрылся в доме и не хотел сдаваться. Угрожал стрельбой. Никто не мог решиться выбить дверь и поймать его пулю. Тут Печорину пришла в голову идея. Он решил испытать судьбу, как Вулич. Он попал в дом через окно. Казак выстрелом попал лишь в эполет прапорщика. Станичники прибежали на помощь и увели убийцу. Печорин удостоился похвалы, как настоящий герой.

После данного эпизода прапорщик долго решал, стать ли ему фаталистом.

После возвращения в крепость прапорщик поведал о случившемся штабс-капитану. И поинтересовался, верил ли тот в предопределение. Максим Максимыч покачал головой и ответил, что оружие зачастую давало осечку. А Вулича, естественно, жалко. Однако, видно ему так на роду было написано. На этом разговор завершился.

Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-fatalist/

Лермонтов «Фаталист» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

«Фаталист» – пятая повесть из лермонтовского «Героя нашего времени» (первые четыре: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери»).

На офицерской вечеринке, где присутствовал Печорин, зашёл разговор о мусульманском поверье, будто судьба человека написана на небесах (это и есть фатализм – вера в непоколебимое предопределение участи, в то, что от рока не уйдёшь).

Известный странным, молчаливым характером поручик-серб Вулич, вдруг предложил пари на деньги, обещая, что сейчас испробует на самом себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута.

См. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ повести «Фаталист» и её анализ. Наш краткий пересказ «Фаталиста» может быть использован для читательского дневника учениками 9 класса. См. также статьи: Характеристика Вулича в сравнении с Печориным, Вулич и Печорин – их отношение к судьбе и предопределённости.

Печорин принял пари, высыпав на стол два десятка червонцев. Никто не знал, как именно собирается Вулич устроить свой необычный опыт. Оглядевшись, серб снял со стены один из висевших на ней пистолетов. Не зная, есть ли в пистолете пуля, он насыпал туда пороха.

Все замерли. Наблюдая за гипнотизирующим, загадочным взглядом Вулича, Печорин невольно произнёс: «Вы сегодня умрёте!» Среди старых воинов господствовало убеждение, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть отпечаток неизбежной судьбы. Печорину показалось: он заметил его у Вулича.

Но тот спокойно приставил пистолет к виску, сказав Печорину: «Бросьте кверху одну из карт». Печорин подбросил червонного туза. В момент, когда туз упал на стол, Вулич спустил курок – и случилась осечка!

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) за 2 минуты пересказ сюжета

Иллюстрация к повести М. Ю. Лермонтова «Фаталист». Художник В. Поляков

Все с облегчением вздохнули. Чтобы проверить, заряжен ли всё-таки пистолет, серб выстрелил из него ещё раз – в висящую над окном фуражку. Грохнул выстрел, фуражка оказалась пробитой насквозь. В пистолете была пуля! Присутствующие оцепенели.

Выиграв пари, Вулич забрал деньги Печорина. «Всё же мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть», – вновь проговорил тот, и от этих слов Вулич почему-то смутился.

Офицеры разошлись. Печорин задумчиво брёл в темноте к дому – и вдруг наткнулся на разрубленную пополам свинью. Тут же подбежали два казака, рассказывая: один их известный буйным нравом товарищ напился и только что выбежал на улицу, махая шашкой. Свинью, по-видимому, убил он. Казаки пошли дальше разыскивать буяна.

Придя домой, Печорин лёг спать, но вскоре был разбужен стуком в окно. У крыльца стояли три офицера, крича: «Вулич убит!» Он шёл по улице, встретил того самого казака с шашкой, остановился и спросил, кого он ищет. «Тебя!» – ответил казак и разрубил Вулича от плеча почти до сердца. Перед смертью серб успел сказать: «Он прав!». Печорин понял, что эти слова относились к нему.

Убийца заперся в пустой хате. Её окружили, но он не хотел сдаваться и грозил рубить и стрелять в каждого, кто попытается к нему войти. Казаки думали стрелять в окно хаты, но Печорин предложил: «Я попытаюсь взять его живым».

Лермонтов. Фаталист. Аудиокнига

Убийцу стали отвлекать уговорами через дверь. В это время Печорин быстро оторвал ставень и прыгнул в хату вниз головой. Пуля преступника просвистела над его ухом, но, оказавшись на полу, он успел схватить убийцу за руки. Выбившие дверь казаки связали его.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

Печорин рассказал обо всём Максим Максимычу (см. Образ Максима Максимыча). В ответ немудрящий старик только покачал головой: «Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем… Но жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!..»

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3836-lermontov-fatalist-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание главы «Фаталист» (в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени») | Литрекон

Многомудрый Литрекон создал краткий пересказ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени». Он перечислил все основные события в сокращении. Кстати, если Вы еще не видели анализ романа, он здесь. Сюжет всей книги описывается в кратком содержании.

(400 слов) По долгу службы Печорин отправляется в казацкую станицу. Однажды вечером между офицерами произошел любопытный разговор: есть ли судьба? И если есть, тогда зачем человеку воля?

Поручик Вулич, высокий и смуглый смельчак, высказался в свою очередь, что в отношениях вопросов судьбы — он фаталист. Он верит в роковое стечение обстоятельств и в то, что случайностей не существует. Поэтому единственной страстью поручика была игра. Азарт — единственное чувство, которому он отдавался полностью.

Он не говорил ни о семье, ни о делах любовных. Он верил, что судьба ему улыбнется и сегодня, поэтому он решил сыграть в ящик. Печорин поспорил с ним, говоря, что судьбы не существует. Но Вулич хотел доказать товарищам, что судьба ему улыбается, и что ему еще жить и жить.

Поручик схватил пистолет и выстрелил себе в голову, но пистолет дал осечку. Все выдохнули, но не Печорин, который, посмотрев Вуличу в глаза, сказал ему: “Вы нынче умрете”. Он видел печать смерти на его лице. Вулич, естественно, ему не поверил, ведь выиграл спор: следующий выстрел пронзил фуражку, висящую на стене.

Читайте также:  Краткое содержание бронте грозовой перевал за 2 минуты пересказ сюжета

Пистолет дал осечку лишь раз, и он остался в живых из-за милости предопределения.

По дороге домой Печорин увидел зарезанную свинью. Ему объяснили, что это так развлекается местный пьяница — казак. Утром Григория будят с известиями о том, что именно от шашки этого казака нынче ночью умер Вулич. Печорин отправился вместе с другими казаками ловить преступника, хотя ему было страшно.

Протрезвев, обезумевший убийца понял, что натворил, и совсем не хотел честного суда. Он закрылся в хате и никого туда не пускал, угрожая жестокой расправой. Рискуя жизнью, Печорин через окно врывается к убийце, отнимает оружие. Выстрел казака пролетел возле самого его уха, пуля оторвала эполет.

Печорин воспользовался задымленностью помещения и схватил за руки преступника. Казака забрали и арестовали. Товарищи отметили храбрость Печорина. После этого Печорин долго размышлял о том, что этот убийца знал, что его все-таки поймают, принудят к ответу перед судом, но не намеревался сдаваться.

Он думал о том, что в жизни не все так просто, чтобы быть однозначно фаталистом или нигилистом в отношении судьбы.

Повествование закольцовывается. Автор возвращает нас к Максиму Максимычу, и в то время, когда он очень ждал возвращения Печорина. Григорий поведал ему эту историю с фатализмом, безумным казаком и осечками. Штабс капитан высказал свое мнение: любой пистолет может дать холостой. У кого-то это предрасположенность, может большая вероятность вскоре умереть “написана на лбу”. Поэтому жизнь

действительно очень непредсказуема. Максим Максимыч, исходя из своих размышлений, тоже отказался быть фаталистом.

София Ловцова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/glavy-fatalist-v-romane-m-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Краткое содержание «Герой нашего времени»

БЭЛА

1830-е годы. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть Военно-Грузинскую дорогу.

На ней-то и встречается автор, офицер русских колониальных войск, с ветераном Кавказской войны штабс-капитаном Максимом Максимычем. До Владикавказа, куда держат путь наши армейцы, не так уж и далеко, но гололёд и внезапный буран вынуждают их дважды останавливаться на ночлег.

Под чаёк из чугунного чайника Максим Максимыч и рассказывает любознательному, как все пишущие и записывающие люди, попутчику действительное происшествие из своей жизни.

Это сейчас пятидесятилетний штабс-капитан числится кем-то вроде интенданта, а пять лет назад был он ещё строевым офицером — комендантом сторожевой крепости и стоял со своею ротой в только что замиренной Чечне.

Случается, конечно, всякое — «каждый день опасность» («народ кругом дикий»), — но в общем с замиренными «дикарями» замирители живут по-соседски, пока в «скучной» крепости не появляется Григорий Александрович Печорин, блестящий гвардеец, переведённый в армию и полусосланный на Кавказ за какую-то скандально-светскую провинность.

Прослужив под началом у Максима Максимыча около года, двадцатипятилетний прапорщик, с виду такой тоненький да беленький, успевает положить глаз на прехорошенькую дочку местного «мирного» князя, с помощью младшего брата Бэлы — Азамата — умыкнуть её из отчего дома, приручить, влюбить в себя до страсти, а месяца через четыре сообразить: любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни. Уж на что прост Максим Максимыч, а понимает: затеянное Печориным (от скуки!) романтическое предприятие добром не кончится. Кончается и впрямь худо: переделом краденого. Дело в том, что Печорин расплачивается с Азаматом не своим золотом, а чужим — бесценным — конем, единственным достоянием удальца Казбича. Казбич, в отместку, похищает Бэлу и, поняв, что от погони не уйти, закалывает её.

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Рассказанная штабс-капитаном «историйка» так и осталась бы путевым эпизодом в «Записках о Грузии», над которыми работает автор, если б не дорожный сюрприз: задержавшись во Владикавказе, он становится очевидцем нечаянной встречи Максима Максимыча с Печориным, вышедшим в отставку и направляющимся в Персию.

Понаблюдав за бывшим подчиненным штабс-капитана, автор, замечательный физиономист, убеждённый, что по чертам лица можно судить о характере человека, приходит к выводу: Печорин — лицо типическое, может быть, даже портрет героя времени, самой жизнью составленный из пороков бесплодного поколения.

Короче: тянет на суперсовременный, психологический роман, ничуть не менее любопытный, чем «история целого народа». Вдобавок он получает в полное свое распоряжение уникальный документ. Осерчав на Григория Александровича, Максим Максимыч сгоряча передает попутчику «печоринские бумаги» — дневник, забытый им в крепости при спешном отъезде за хребет — в Грузию.

Извлечения из этих бумаг — центральная часть «Героя нашего времени» («Журнал Печорина«).

ТАМАНЬ

Первая главка этого романа в романе — авантюрная новелла «Тамань» подтверждает: штабс-капитан, при всём своём простодушии, верно почувствовал характер погубителя Бэлы: Печорин — охотник за приключениями, из тех бессмысленно-действенных натур, что готовы сто раз пожертвовать жизнью, лишь бы достать ключ к заинтриговавшей их беспокойный ум загадке. Судите сами: трое суток в пути, приезжает в Тамань поздно ночью, с трудом устраивается на постой — денщик храпит, а барину не до сна. Охотничий инстинкт и дьявольская интуиция нашептывают: слепой мальчик, пустивший его «на фатеру», не так слеп, как говорят, а фатера — даром что кособокая мазанка — не похожа на семейную хату.

Слепой и впрямь ведёт себя странно для незрячего: спускается к морю по отвесному склону «верной поступью», да ещё и волочит какой-то узел. Печорин крадётся следом и, спрятавшись за прибрежным утесом, продолжает наблюдение. В тумане обозначается женская фигура.

Прислушавшись, он догадывается: двое на берегу ждут некоего Янко, чья лодка должна незаметно пробраться мимо сторожевых судов. Девушка в белом тревожится — на море сильная буря, — но отважный гребец благополучно причаливает.

Взвалив привезенные тюки на плечи, троица удаляется.

Загадка, показавшаяся Печорину замысловатой, разрешается легче легкого: Янко привозит из-за моря контрабандный товар (ленты, бусы да парчу), а девушка и слепой помогают его прятать и продавать. С досады Печорин делает опрометчивый шаг: в упор, при старухе хозяйке, спрашивает мальчика, куда тот таскается по ночам.

Испугавшись, что постоялец «донесет» военному коменданту, подружка Янко (Печорин про себя называет её ундиной — водяной девой, русалкой) решает отделаться от не в меру любопытного свидетеля. Приметив, что приглянулась мимоезжему барину, русалочка предлагает ему ночную, тет-а-тет, лодочную прогулку по неспокойному морю.

Печорин, не умеющий плавать, колеблется, но отступать перед опасностью — не в его правилах.

Как только лодка отплывает на достаточное расстояние, девушка, усыпив бдительность кавалера пламенными объятиями, ловко выкидывает за борт его пистолет. Завязывается борьба. Судёнышко вот-вот перевернётся.

Печорин — сильнее, но дева моря гибка, будто дикая кошка; ещё один кошачий бросок — и наш супермен последует за своим пистолетом в набегающую волну. Но всё-таки за бортом оказывается ундина. Печорин кое-как подгребает к берегу и видит, что русалочка уже там. Появляется Янко, одетый по-походному, а затем и слепой.

Контрабандисты, уверенные, что теперь, после неудачного покушения, господин офицер наверняка донесёт властям, сообщают мальчику, что оставляют Тамань насовсем. Тот слёзно просит взять и его, но Янко грубо отказывает: «На что мне тебя!» Печорину становится грустно, ему все-таки жаль «бедного убогого». Увы, ненадолго.

Обнаружив, что бедный слепец его обокрал, безошибочно выбрав самые ценные вещи (шкатулку с деньгами, уникальный кинжал и пр.), он называет воришку «проклятым слепым».

КНЯЖНА МЕРИ

О том, что произошло с Печориным после отбытия из Тамани, мы узнаём из повести «Княжна Мери» (второй фрагмент «Журнала Печорина»). В карательной экспедиции против причерноморских горцев он шапочно знакомится с юнкером Грушницким, провинциальным юношей, вступившим в военную службу из романтических побуждений: зиму проводит в С.

(Ставрополе), где коротко сходится с доктором Вернером, умником и скептиком. А в мае и Печорин, и Вернер, и Грушницкий, раненный в ногу и награждённый — за храбрость — Георгиевским крестом, уже в Пятигорске. Пятигорск, как и соседний Кисловодск, славится целебными водами, май — начало сезона, и всё «водяное общество» — в сборе.

Общество в основном мужское, офицерское — как-никак, а кругом война, дамы (а тем паче нестарые и хорошенькие) — наперечёт. Самая же интересная из «курортниц», по общему приговору, — княжна Мери, единственная дочь богатой московской барыни.

Княгиня Лиговская — англоманка, поэтому её Мери знает английский и читает Байрона в подлиннике. Несмотря на учёность, Мери непосредственна и по-московски демократична. Мигом заметив, что ранение мешает Грушницкому наклоняться, она поднимает оброненный юнкером стакан с кислой — лечебной — водой.

Печорин ловит себя на мысли, что завидует Грушницкому. И не потому, что московская барышня так уж ему понравилась — хотя, как знаток, вполне оценил и небанальную её внешность, и стильную манеру одеваться. А потому, что считает: все лучшее на этом свете должно принадлежать ему.

Короче, от нечего делать он начинает кампанию, цель которой — завоевать сердце Мери и тем самым уязвить самолюбие заносчивого и не по чину самовлюбленного Георгиевского кавалера

И то и другое удаётся вполне. Сцена у «кислого» источника датирована 11 мая, а через одиннадцать дней в кисловодской «ресторации» на публичном балу он уже танцует с Лиговской-младшей входящий в моду вальс. Пользуясь свободой курортных нравов, драгунский капитан, подвыпивший и вульгарный, пытается пригласить княжну на мазурку.

Мери шокирована, Печорин ловко отшивает мужлана и получает от благодарной матери — ещё бы! спас дочь от обморока на балу! — приглашение бывать в её доме запросто. Обстоятельства меж тем усложняются. На воды приезжает дальняя родственница княгини, в которой Печорин узнаёт «свою Веру», женщину, которую когда-то истинно любил.

Вера по-прежнему любит неверного своего любовника, но она замужем, и муж, богатый старик, неотступен, как тень: гостиная княгини — единственное место, где они могут видеться, не вызывая подозрений.

Читайте также:  Краткое содержание о. генри короли и капуста за 2 минуты пересказ сюжета

За неимением подруг, Мери делится с кузиной (предусмотрительно снявшей соседний дом с общим дремучим садом) сердечными тайнами; Вера передает их Печорину — «она влюблена в тебя, бедняжка», — тот делает вид, что его это ничуть не занимает.

Но женский опыт подсказывает Вере: милый друг не совсем равнодушен к обаянию прелестной москвички. Ревнуя, она берет с Григория Александровича слово, что он не женится на Мери. А в награду за жертву обещает верное (ночное, наедине, в своем будуаре) свидание.

Нетерпеливым любовникам везёт: в Кисловодск, куда «водяное общество» переместилось за очередной порцией лечебных процедур, приезжает знаменитый маг и фокусник. Весь город, за исключением Мери и Веры, естественно, там. Даже княгиня, несмотря на болезнь дочери, берёт билет.

Печорин едет вместе со всеми, но, не дождавшись конца, исчезает «по-английски». Грушницкий с дружком драгуном преследуют его и, заметив, что Печорин скрывается в саду Лиговских, устраивают засаду (ничего не зная про Веру, они воображают, что негодяй тайно свиданничает с княжной). Поймать ловеласа с поличным, правда, не удается, но шум они поднимают изрядный — держи, мол, вора!

На поиски грабителей, то бишь черкесов, в Кисловодск срочно вызывается казачий отряд. Но эта версия — для простонародья. Мужская часть «водяного общества» с удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его напарником коварные наветы на княжну. Печорину, попавшему в ложное положение, ничего другого не остается, как вызвать клеветника на дуэль.

Грушницкий, по совету секунданта (всё того же пьяницы-драгуна), предлагает стреляться «на шести шагах». А чтобы обезопасить себя (на шести шагах промахнуться практически невозможно, тем паче профессиональному военному), позволяет драгуну оставить пистолет противника незаряженным. Вернер, по чистой случайности проведавший о бесчестном заговоре, в ужасе.

Однако Печорин хладнокровно — и строго по правилам дуэльного кодекса — расстраивает мошеннический план. Первым, по жребию, стреляет Грушницкий, но он так взволнован, что «верная» пуля только слегка задевает его счастливого соперника. Прежде чем сделать ответный — смертельный — выстрел, Печорин предлагает бывшему приятелю мировую.

Тот, в состоянии почти невменяемом, отказывается наотрез: «Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу! Если вы меня не убьёте, я вас зарежу из-за угла!»

Смерть незадачливого поклонника княжны не снимает напряжения внутри любовного четырехугольника. Вера, прослышав про поединок на шести шагах, перестает контролировать себя, муж догадывается об истинном положении вещей и велит срочно закладывать коляску. Прочитав прощальную её записку, Печорин вскакивает на своего Черкеса.

Мысль о расставании навек приводит его в ужас: только теперь он осознает, что Вера для него дороже всего на свете. Но конь не выдерживает бешеной скачки — бессмысленной гонки за погибшим, погубленным счастьем.

Печорин пешком возвращается в Кисловодск, где его ждёт пренеприятное известие: начальство не верит, что гибель Грушницкого — проделки черкесов, и на всякий случай решает заслать оставшегося в живых «поединщика» куда подальше. Перед отъездом Печорин заходит к Лиговским проститься. Княгиня, забыв о приличиях, предлагает ему руку дочери.

Он просит разрешения поговорить с Мери наедине и, помня о данной Вере клятве — «Ты не женишься на Мери?!», — объявляет бедной девочке, что волочился за ней от скуки, чтобы посмеяться. Разумеется, в эту вульгарную, годную разве что для мещанских повестей формулу нелюбви его чувства к Мери никак не укладываются.

Но он — игрок, а игроку важнее всего сохранить хорошую мину при плохой игре. И с этим — увы! — ничего не поделаешь! Стиль — это человек, а стиль жизни нашего героя таков, что он, вроде бы того не желая, губит все живое, где бы это живое ни обреталось — в горской сакле, в убогой мазанке или в богатом дворянском гнезде.

ФАТАЛИСТ

Палачом поневоле предстает Печорин и в остросюжетной новелле «Фаталист» (заключительная глава романа). В офицерской картёжной компании, собравшейся на квартире у начальника прифронтового гарнизона, завязывается философский диспут.

Одни считают мусульманское поверье — «будто судьба человека написана на небесах» — сущим вздором, другие, напротив, убеждены: каждому свыше назначена роковая минута. Поручик Вулич, родом — серб, а по расположению ума — фаталист, предлагает спорщикам поучаствовать в мистическом эксперименте.

Дескать, ежели час его смерти ещё не пробил, то провидение не допустит, чтобы пистолет, который он, Вулич, принародно приставит дулом ко лбу, выстрелил. Кому, господа, угодно заплатить за редкостное зрелище N-ное количество червонцев? Никому, конечно же, не угодно. Кроме Печорина.

Этот не только выворачивает на игральный стол все содержимое своего кошелька, но и говорит Вуличу — вслух, глядя в глаза: «Вы нынче умрете!» Первый «раунд» опасного пари выигрывает серб: пистолет действительно даёт осечку, хотя и совершенно исправен, следующим выстрелом поручик пробивает насквозь висящую на стене фуражку хозяина.

Но Печорин, наблюдая, как фаталист перекладывает в свой карман его золотые, настаивает: на лице у Вулича — знак близкой смерти. Вулич, сперва смутившись, а потом и вспылив, уходит. Один. Не дожидаясь замешкавшихся товарищей. И погибает, не дойдя до дому: его разрубает шашкой — от плеча до пояса — пьяный казак.

Теперь и не веровавшие в предопределение уверовали. Никому и в голову не приходит вообразить, как развернулась бы линия судьбы несчастного поручика, если бы слепой случай да охота к перемене мест не занесли Григория Печорина из скучной крепости, из-под надзора Максима Максимыча в прифронтовую казачью станицу.

Ну, пошумели бы господа офицеры, попугал бы их мрачный серб, да и вернулись бы к брошенным под стол картам, к штоссу и висту, и засиделись бы до рассвета — а там, глядишь, и протрезвел бы буйный во хмелю станичник.

Даже Максим Максимыч, выслушав рассказ Печорина об ужасной гибели бедного Вулича, хоть и попытался обойтись без метафизики (дескать, эти азиатские курки частенько осекаются), а кончил согласием с общим мнением: «Видно, так у него на роду было написано». При своём, особом, мнении остается лишь Печорин, хотя вслух его не высказывает: а кто из вас, господа, знает наверное, убежден он в чем или нет? А ну-ка, прикиньте — как часто каждый из вас принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка?

И в самом деле — кто? Вот ведь и Григорий Александрович был убежден, что ему на роду написана погибель от злой жены. А помер — в дороге, возвращаясь из Персии, при так и оставшихся не выясненными (по желанию автора) обстоятельствах.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/lermontov-mihail-geroy-nashego-vremeni/

Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени — роман Лермонтова

«Фаталист», последняя часть романа М. Лермонтова «Герой нашего времени», создана в 1838 году. Глава нередко читается как отдельное произведение. Сюжет довольно нестандартен и заставляет читателя поразмышлять на тему человеческой судьбы и фатума.

Некоторые исследователи полагают, что действие этой части основаны на реальных событиях. Самая распространенная версия, что М. Лермонтов и его приятель А. Столыпин принимали непосредственное участие в случае с пистолетом. А биограф П.

Висковатов рассказывает, что «подвиг» Печорина в доме пьяного казака – это реальный событие из жизни дяди писателя.

Основная тема главы «Фаталист» – размышления о жизни и смерти и присутствии фатума.  Само наличие мотива фатума  или рока можно обнаружить еще в произведениях античной литературы. Особенную силу приобрела эта идея в эпоху романтизма в XIX веке.

В целом, главу «Фаталист» делят на три части.

Первая – спор, в дальнейшем пари между сербом Вуличем и Печориным. Офицеры разговаривают о предрешенности судьбы. Вулич решает проверить, властен ли он над своей судьбой.

Печорин же уверен, что лишь человек управляет своей жизнью. Серб стреляет из пистолета себе в голову. Произошедшая осечка доказывает его теорию о предопределенности жизнь человека.

Однако Печорин открыто и прямолинейно говорит о печати смерти на лице противника.

Второй частью главы выступают раздумья Печорина о роке и своих поступках. Узнав о случайной смерти  Вулича, он понимает, что был прав, предопределив ему конец.

В третьей части новеллы воспроизводится захват казака-убийцы. Печорин идет к его дому, а позже решает испытать собственную судьбу. Полагаясь на логичнский расчет и храбрость, Григорий надеется в одиночку захватить убийцу, тем более, что тот явно был нездоров и немного умственно помешен.

Ворвавшись через окно, ему удается выполнить задуманное и остаться целым. Но и после этого герой отказывается верить в судьбу, а лишь приходит к выводу, что человек «принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка!..» и «всегда идет смелее вперед, когда не знает, что его ожидает».

Таким образом, в этой небольшой реалистической новелле с трагическим сюжетом показаны глубокие рассуждения писателя о присутствии фатума и судьбы в жизни человека, а последние штрихи, добавленные к портрету главного героя в этой главе, делают все произведение не только первым психологическим, но и первым философским русским романом.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Вратарь Григорьева (7 класс)
    Картина под названием Вратарь автор, которой Сергей Григорьев получила большой успех у зрителей, а сам художник получил государственную премию за свои шедевры.
  • Сочинение Моя кухня (описание 5, 6 класс)
    Сегодня я расскажу вам об одном из помещений, в нашей квартире – кухне. Она не очень большая – папа сказал, что площадь ее составляет девять квадратных метров – но при этом тесной ее тоже не назовешь.
  • Сочинение по картине Оттепель. Ранняя Весна Саврасова (2, 3, 4, 5 класс)
    Говоря о творчестве А.К. Саврасова, невозможно не отметить его весенние пейзажи. Однако далеко не все из них показывают теплоту пробуждения природы – есть и те, что полны печали и грусти

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/analiz-glavy-fatalist-geroj-nashego-vremeni

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector