Краткое содержание лермонтов люди и страсти за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти за 2 минуты пересказ сюжета

Тобою только вдохновенный,Я строки грустные писал,Не знав ни славы, ни похвал,Не мысля о толпе презренной.Одной тобою жил поэт,Скрываючи в груди мятежнойСтраданья многих, многих лет,Свои мечты, твой образ нежной;На зло враждующей судьбеИмел он лишь одно в предмете:Всю душу посвятить тебе,И больше никому на свете!…Его любовь отвергла ты,Не заплативши за страданье.Пусть пред тобой сии листыЛистами будут оправданья.Прочти — он здесь своим перомНапомнил о мечтах былова.И если не полюбишь снова,

Ты, может быть, вздохнешь об нём.

Действующие лица

  • Марфа Ивановна Громова — 80 лет.
  • Николай Михалыч Волин — 45 лет.
  • Юрий Николаич, сын его, 22 лет.

Василий Михалыч Волин, брат Н. М. — 48 лет.

  1. Любовь, Элиза — дочери 1) — 17 лет, 2) — 19 лет.
  2. Заруцкой, молодой офицер — 24 лет.
  3. Дарья, горнишная Громовой — 38 лет.
  4. Иван, слуга Юрия.
  5. Василиса, служанка 2-х барышень.
  6. Слуга Волиных.
  7. (Действие происходит в деревне Громовой.)

Примечания

«Люди и страсти» — одна из ранних драм Михаила Лермонтова (1830). В ней нашла отражение семейныйй конфликт между отцом и бабушкой, обострившийся к 1830 году.

Лермонтов переносит в драму и воспоминания о недавнем пребывании в Пансионе, прозрачно намекая на царивший среди воспитанников дух свободомыслия, а также на конфликт с начальством, очевидно, ставший причиной его ухода из Пансиона. Связь персонажей пьесы с их прототипами основана не на близости характеров, а на сходстве ситуаций.

Рисуя участников семейной драмы, юный драматург поднимается до определенных обобщений, затрагивающих социальные отношения эпохи, философские настроения, судьбы молодых современников.

В драме намечен один из этапов развития антикрепостнической темы у Лермонтова. Действие происходит в помещичьей усадьбе; бытовые сцены помогают понять психологию действующих лиц.

Денежный расчет, определяющий распад семейных связей, эгоизм, черствость, извращенность родственных чувств предстают в драме как выражение социальных примет времени, следствие известных общественных отношений, а не просто дурных человеческих наклонностей и страстей.

Главный герой драмы Юрий Волин выражает собой иной тип сознания: возвышенные идеалы, благородство духа, гуманизм, искренность и силу чувств.

Душевный склад героя близок автору, но Юрий Волин — не автопортрет Лермонтова, это ранняя попытка воспроизвести психологический облик своего поколения, трагическое мироощущение человека последекабрьской эпохи.

Отсюда особая близость внутреннего мира Юрия Волина герою лирики 1830 года, который также страдает от одиночества, сознания безысходности (стихотворения «Одиночество», «Гроза», «1830 год. Июля 15-го» и другие).

Драма свидетельствует о знакомстве Лермонтова с популярными в среде его передовых современников теориями социалистов-утопистов. Юношеская мечта героя о «земном общем братстве» восходит, по мысли Н. Бродского, к книге А. Сен-Симона «Новое христианство».

С Юрием Волиным связана одна из сильных сторон драмы — ее богоборческий пафос, протест против философии примирения человека с небом; монологи Юрия о боге близки речам героя драмы В.Г. Белинского «Дмитрий Калинин». Но бунт против бога — единственное проявление мятежных устремлений Юрия Волина.

Активное сопротивление окружающему злу не могло стать уделом человека, надломленного жизнью.

И Лермонтов обнажает в пьесе трагедию юноши-гуманиста, мучительно трудно расстающегося со своими идеалами; в его пессимизме, ранней разочарованности, бездействии и тоске по настоящей жизни выражены те приметы эпохи, которые определят в будущем облик «героя времени» — Печорина.

Драма «Menschen und Leidenschaften» намечает знаменательный поворот в развитии творческого метода Лермонтова: становление лермонтовского реализма было связано с решением необычной и сложной задачи изображения романтического героя в бытовом окружении. Это первое произведение Лермонтова, где высокий герой показан не в условно-романтической среде, а в буднично-реальной обстановке.

В создании реалистичных образов и сцен Лермонтова опирался не только на знание быта, психологии, речи обитателей дворянской усадьбы, но и на классические образцы бытовой комедии 18 века; отсюда некоторая прямолинейность в обрисовке персонажей (Марфа Ивановна Громова, Дарья), еще не наделенных полнотой психологических характеристик.

Образ Юрия Волина демонстрирует особенности раннего романтического стиля Лермонтова (обостренная экспрессия в изображении чувств, пышная риторичность, фразеология, свойственная романтической стихотворной традиции). Настроения и чувства героя изменчивы, жизнь его души предстает в сильных, резких движениях, без переходов, оттенков.

Но внимание Лермонтова к изображению переживаний героя следует оценить как его первый опыт психологического раскрытия образа.

Лермонтов широко использует традицию прозаической драмы Ф.

Шиллера, отдавая дань характерному для того времени увлечению возвышенным пафосом идеи и бунтарскими образами ранних шиллеровских драм (стилизация «под Шиллера» названия драмы, трактовка семейного сюжета как высокой трагедии — «ein Trauerspiel», обнажающей в частном, обыденном, социальные и нравственно-психологические конфликты эпохи, приподнято эмоциональный строй произведения, броские метафоры, антитезы, тенденция к афористичности).

Ключевые слова: Люди и страсти,Menschen und Leidenschaften,Михаил Лермонтов,Читать онлайн,стихи,произведения,читать бесплатно,скачать,русская литература,19 век,страсти лермонтова

Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20180905-lyudi-i-strasti

Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти

Основной сюжет рассказа Лермонтова «Люди и страсти» крутится вокруг конфликта отца и бабушки на тему воспитания главного героя — Юрия Волина. Действия происходят в 1830 году и два родных человека никак не могут договориться о важных вещах, тем самым создавая напряжённую обстановку во всем доме и постепенно всех втягивая в конфликт.

Молодой Юрий находится на распутье — каждая из двух спорящих сторон старается перетащить его на свою сторону, практически раздирая его на части. К тому же он еще влюблен в свою двоюродную сестру — а это запретные чувства, которые необходимо скрывать.

В гости к Волиным приезжает друг детства и юности — Заруцкий. И главный герой начинает делиться с ним всем что накипело у него за это время. Не задумываясь о том, что за то время пока они не общались, они стали далеки друг другу, тем не менее молодому мужчине больше не с кем поделиться и держать в себе тоже уже невыносимо.

На протяжении всего рассказа Юрий никак не может решить что ему делать — остаться с бабушкой или уехать с отцом, это съедает его изнутри и не дает покоя.

Случайно увидев сцену в саду — как его друг встает на колено перед его возлюбленной кузиной, он неправильно истолковывает все и решает что предан со всех сторон.

Предложив дуэль Заруцкому и получив отказ, Волин принимает решение, которое кажется ему самым правильным  — покончить с собой.

Последней каплей становится то, что все таки решив встать на сторону отца и уехать с ним, в какой-то момент повздорив он слышит его проклятье в свой адрес.

Юрий, загнанный в угол со всех сторон, преданный всеми близкими людьми он решает выпить яд. И последние минуты своей жизни он проводит с любимой женщиной Любонькой и умирает у нее на руках. Единственное что утешает его в конце его жизни, что она всегда была предана ему и не помышляла об измене, ее сердце навсегда осталось предано ее кузену.

Рассказ «Люди и страсти» показывает, как мы так слепы в своей любви и желании сделать хорошо близкому и родному человеку, что не прислушиваемся к нему и не смотрим на его потребности, что может привести к самым страшным последствиям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

Люди и страсти. Картинка к рассказу

Краткое содержание Лермонтов Люди и страсти за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Довлатов Компромисс
    Основным персонажем является бывший репортер, который лишился должности. Он смотрит на свои вырезки из газет, которым 10 лет. Все эти годы, как он считал были годами притворства
  • Краткое содержание Носов Огурцы
    Котька и Павлик вместе пошли на рыбалку. Однако клёв в тот день был плохой. По дороге домой мальчики решили нарвать огурцов на чужом поле, которое охранял сторож.
  • Краткое содержание Чехов Злоумышленник
    Местный следователь допрашивает мужика. Сам мужик, видимо, бедный, о чем говорит его внешний вид: он сам очень худой, одет в пеструю рубаху и подлатанные штаны, обуви на нем нет, лицо рябое и выглядит угрюмо
  • Краткое содержание Уэллс Когда спящий проснётся
    События происходят в Англии на исходе XIX в. Некий джентльмен Грэхем засыпает летаргическим сном, в действительности числившийся в живых. Персонажу уготовано пробудиться по прошествии двух столетий с удивительным ощущением
  • Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин
    Прекрасные слова о Правде сказал на празднике Рождества местный батюшка. Она пришла в наш мир вместе с Иисусом. Сопровождала его на протяжении всей земной жизни

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/lermontov/lyudi-i-strasti-kratko

Люди и страсти — краткое содержание рассказа Лермонтова

Сюжет пьесы Лермонтов взял из своей жизни. Этот конфликт по поводу воспитания произошёл между бабушкой и отцом Юрия Волина. Родные люди буквально разрывали молодого человека на части, каждый был уверен в своей правоте. Кроме того они вовлекли в свой спор всех обитателей дома и создали сложную и невыносимую обстановку в семье.

Молодой человек в состоянии замешательства, два близких и родных ему человека спорят по поводу его воспитания.

Каждый из них хочет перетащить его на свою сторону, и навязать свою точку зрения, так как уверен в своей правоте.

Положение усложняется и тем, что Юрий неравнодушен к своей кузине, он любит её, а близкие отношения между родственниками возбраняются. Молодые люди как могут, скрывают свои чувства друг к другу.

В семью Волиных приезжает Заруцкий, старинный и закадычный друг детства и юности. Юрий обрадовался его приезду, ему хочется выплеснуть накопившиеся чувства. Юрий делится своими переживаниями с другом.

Он не думает о том, что время меняет людей и Заруцкий уже не тот юный и наивный мальчик, каким его знал герой пьесы. Тем не менее, бушевавшие чувства в душе молодого человека рвались наружу.

Сдерживать свои эмоции Юрий уже не мог, он всё рассказал другу.

На протяжении всей пьесы отец не перестаёт уговаривать Юрия уехать с ним, а бабушка постоянно отговаривает его и просит остаться дома, она уверена, что затея отца только навредит мальчику. Юрий в смятении он не знает, что ему делать. Послушаться отца или остаться с бабушкой. Смятение буквально съедает его изнутри.

Прогуливаясь в саду, Юрий случайно увидел, как Заруцкий преклоняет колено перед его любимой девушкой. Юноша неправильно понимает поступок своего друга. Он решает, что все близкие люди его предали.

Он вызывает Заруцкого на дуэль, но получает отказ, тогда Юрий решает покончить с собой.

Решающую роль в его решении сыграло проклятье отца в свой адрес и это произошло в тот момент, когда Юрий решил принять его сторону.

Молодой человек загнан в угол, его предали все близкие ему люди, Юрий не меняет своего решения и выпивает яд. Он умирает на руках любимой кузины. Последние слова он слышит из её уст. Девушка говорила о своей любви к нему и никогда не думала изменять, она и после его смерти останется верной их любви.

Рассказ учит тому, чтобы близкие люди, желающие добра своему ребёнку, в первую очередь думали о нём и его чувствах, иначе последствия будут неисправимы.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Беглец↑ ЛермонтовКавказский пленник →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/lermontov/lyudi-i-strasti-rasskaz

Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени) для читательского дневника

Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий, которое гласит, что все события, происходящие с человеком, предначертаны на небесах.

Один майор стал утверждать, что это вздор, ведь никто не видел списка с судьбами всех людей.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, встал и подошёл к столу. Он был известен как человек, любящий азарт, но при этом весьма скрытный.

Вулич сказал офицерам, что согласен с этим поверьем, и если ему действительно суждено сегодня умереть, он умрёт. Он взял из комнаты майора ружьё и предложил всем пари. Он поднёс его к виску и нажал на курок, но ничего не произошло. Затем он выстрелил в фуражку майора и дым заполнил комнату. Но Печорин говорит Вуличу, что на его лице стоит печать смерти. Вскоре все расходятся о домам.

На следующий день офицеры узнают о трагическом известии: Вулич был убит взбунтовававшимся казаком, который сбежал из станицы.

При поимке казака Печорин также решил испытать свою судьбу: он подошёл к окну дома, где скрывался беглый казак и вскоре схватил его безо всяких жертв. Этим он подтвердил, что с человеком произойдёт то, что написано у него на роду.

Читайте также:  Краткое содержание достоевский бесы за 2 минуты пересказ сюжета

Читать подробное краткое содержание главы Фаталист

Действие разворачивается в станице, куда приехал Григорий Печорин на две недели. Часто офицеры играли в бостон, разговаривали и выпивали. Однажды офицеры были в гостях у старого майора, дискуссировали на тему предопределения и судьбы в жизни людей, рассказывали случаи из жизни, которые подтверждали или опровергали существования чего-то неземного, что способно направлять людей.

Одним из гостей майора был офицер Вулич, внешность которого совпадала с характером: он был смелым и скрытным, холодным и спокойным, не любил поверять людям свои чувства и мысли.

Он имел страсть к азарту, к игре, хоть и часто терпел неудачи: один раз он чуть не умер во время экспедиции, когда начался обстрел, он не ушел с места игры, настолько был заинтересован ею. И вот, бесстрашный Вулич предложил спор: испробовать на нём самом существование судьбы, узнать, есть ли роковая минута, которую можно предсказать.

Спор завязался на том, что Вулич должен выстрелить себе в голову, и, если всё предопределено, то он не умрёт. Печорин согласился на пари, сказав, что предопределения нет.

Для проверки гипотезы, офицер снял со стену пистолет, спустил курок, и… выстрела не произошло, но, тем не менее, Печорин обнаружил печать смерти на юном лице. Григорий сообщил ему об этом, сказав, что тот непременно умрёт сегодня, но Вулич забрал червонцы и самодовольно усмехнулся. Все начали расходиться по домам, упрекая Печорина в его эгоизме.

Сам же Печорин, возвращаясь домой, шёл и неустанно думал, насколько ничтожен, высокомерен и жалок человек в таком большом мире, ему было интересно и смешно вспоминать, что люди говорили о судьбе и небесных телах. Случайно наткнувшись на разрезанную шашкой свинью, Печорин побрёл дальше, но тут услышал голоса двух казаков.

Они рассказали Григорию, что их знакомый казак, который явно был пьян, гнался за свиньёй. Проснувшись наутро, люди приносят ему страшную весть: поручика Вулича разрубил «от плеча до сердца» тот самый пьяный казак.

Находясь в предсмертной агонии, поручик сказал лишь два слова «Он прав!», и только Печорин понял, что они означали: он предсказал судьбу молодого серба.

Убийца, казак Ефимыч, сидел дома и старался вспомнить, что он вчера натворил. Возле его хаты собралось куча народу, кричавшая толпа просила его выйти из дома и покориться. Выразительные глаза его матери выражали глубокое отчаяние и печаль.

Печорин, решившись испытать судьбу, приказал есаулам встать по местам и стал следить за убийцей. Второй начал стрелять и чуть не задел Печорина, но Григорий схватил преступника, и Ефимыча увели под конвоем.

Все разошлись, поздравляя Печорина, а он глубоко задумался, как же не стать в таких ситуациях фаталистом, и пришёл к выводу, что всегда нужно действовать разумно и решительно. Вернувшись в крепость, Григорий поведал историю Максиму Максимычу.

Тот лишь усмехнулся и бросил фразу об обыкновенности случая с пистолетом, и, сказав, что видно на роду у бедного Вулича было написано так.

Название повести «Фаталист» относится к Максиму Максимычу, верившему в предопределение и непонимающего мыслей Печорина. Максим Максимыч, как очень недалёкий и неспособный мыслить широко, не понимал, что до него хотел донести Григорий Александрович своей историей.

Фраза «он не любит метафизических прений» означает, что старому штабс-капитану неизвестна и непонятна основа спора о судьбе и предестинации: он видит лишь одну сторону, он «за» существование предопределения, не видя других причин зарождения мира.

Именно поэтому Печорину сложно и скучно с ним разговаривать, а уж тем более, спорить о метафизике.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/lermontov/fatalist

Герой нашего времени — краткое содержание

45c48cce2e2d7fbdea1afc51c7c6ad26

45c48cce2e2d7fbdea1afc51c7c6ad26

45c48cce2e2d7fbdea1afc51c7c6ad26

   Роман состоит из нескольких частей. Повествование ведется от первого лица. Автор находится на Северном Кавказе, где и происходят основные события. 

Бэла

   Автор знакомится с Максимом Максимычем – штабс-капитаном, ветераном Кавказской войны. Он рассказывает историю, действительно, произошедшую в его жизни. Штабс-капитан находился со своей ротой в Чечне.

Однажды в крепости появляется Григорий Александрович Печорин – гвардеец, сосланный на Кавказ за провинность. Печорин проявляет интерес к дочери местного князя Бэле и решает похитить девушку с помощью ее брата Азамата. Азамат за помощь получает от Печорина коня удальца Казбича.

Тот в отместку сам похищает Бэлу и в ходе погони убивает ее. 

Максим Максимыч

   Автор задерживается во Владикавказе и становится свидетелем встречи между Печориным и Максимом Максимычем. Автор приходит к выводу, что Печорин схож с типичным портретом героя времени. Случайным образом в руки автора попадает дневник Печорина. Далее основное повествование идет из записей дневника. 

Тамань

   Печорин приезжает в Тамань и устраивается на постой в весьма подозрительном доме. Незрячий жилец ведет себя не как слепой. Ночью Печорин следит за ним. На берегу моря вместе со слепым оказывается женщина, они ждут некоего Янко.

Тайна разрешается достаточно просто. Все трое занимаются контрабандой. Печорин раскрывает себя. Девушка, чтобы убрать свидетеля их тайны, замышляет его убить. План не срабатывает. Девушка и Янко решают покинуть Тамань, оставив слепого мальчика.

Трехдневное приключение Печорина заканчивается. 

Княжна Мери

   Печорин проводит зиму в Ставрополе, там он знакомится с доктором Вернером и юнкером Грушницким. В мае они отправляются в Пятигорск. Среди курортного общества выделяется княжна Мери. Печорин решает поухаживать за княжной, несмотря на влюбленность в ее Грушницкого. Ему удается добиться расположения Мери, а Грушницкий в ярости.

 В Пятигорске появляется прошлая возлюбленная Печорина- Вера. Они начинают тайно встречаться, несмотря на замужество Веры и влюбленность в Печорина Мери. Грушницкий распускает слухи о том, что Печорин проводит свидания с княжной. Результатом становится дуэль, на которой Печорин убивает Грушницкого. Муж Веры что-то заподозрив увозит ее из Пятигорска. Печорин в смятении.

Он признается Мери, что ухаживал за ней от скуки и уезжает.

Фаталист

   В заключительной главе Печорин поневоле становится палачом. В доме начальника гарнизона собирается офицерская компания для игры в карты. Поручик Вулич предлагает поучаствовать в опасной игре с судьбой.

Вулич решает стрелять в себя, а присутствовавшим предлагает делать ставки на результат. Печорин заявляет: «Вы нынче умрете». Но все выстрелы дают осечку или промах. Вулич уходит с полными карманами золотых. Но на улице его зарубают шашкой.

Предсказание Печорина сбывается.

Источник: http://szhato.ru/lermontov/9-geroy-nashego-vremeni.html

Лермонтов м. ю. герой нашего времени самое краткое содержание, читать краткий конспект, пересказ вкратце

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ,ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть Военно-Грузинскую дорогу.

На ней-то и встречается автор, офицер русских колониальных войск, с ветераном Кавказской войны штабс-капитаном Максимом Максимычем. До Владикавказа, куда держат путь наши армейцы, не так уж и далеко, но гололед и внезапный буран вынуждают их дважды останавливаться на ночлег.

Под чаек из чугунного чайника Максим Максимыч и рассказывает любознательному, как все пишущие и записывающие люди, попутчику действительное происшествие из своей жизни.

Это сейчас пятидесятилетний штабс-капитан числится кем-то вроде интенданта, а пять лет назад был он ещё строевым офицером — комендантом сторожевой крепости и стоял со своею ротой в только что замиренной Чечне.

Случается, конечно, всякое — «каждый день опасность» («народ кругом дикий»), — но в общем с замиренными «дикарями» замирители живут по-соседски, пока в «скучной» крепости не появляется Григорий Александрович Печорин, блестящий гвардеец, переведенный в армию и полусосланный на Кавказ за какую-то скандально-светскую провинность.

Прослужив под началом у Максима Максимыча около года, двадцатипятилетний прапорщик, с виду такой тоненький да беленький, успевает: положить глаз на прехорошенькую дочку местного «мирного» князя, с помощью младшего брата Бэлы — Азамата — умыкнуть её из отчего дома, приручить, влюбить в себя до страсти, а месяца через четыре сообразить: любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни.

Уж на что прост Максим Максимыч, а понимает: затеянное Печориным (от скуки!) романтическое предприятие добром не кончится. Кончается и впрямь худо: переделом краденого. Дело в том, что Печорин расплачивается с Азаматом не своим золотом, а чужим — бесценным — конем, единственным достоянием удальца Казбича. Казбич, в отместку, похищает Бэлу и, поняв, что от погони не уйти, закалывает её.

Рассказанная штабс-капитаном «историйка» так и осталась бы путевым эпизодом в «Записках о Грузии», над которыми работает автор, если б не дорожный сюрприз: задержавшись во Владикавказе, он становится очевидцем нечаянной встречи Максима Максимыча с Печориным, вышедшим в отставку и направляющимся в Персию.

Понаблюдав за бывшим подчиненным штабс-капитана, автор, замечательный физиономист, убежденный, что по чертам лица можно судить о характере человека, приходит к выводу: Печорин — лицо типическое, может быть, даже портрет героя времени, самой жизнью составленный из пороков бесплодного поколения.

Короче: тянет на суперсовременный, психологический роман, ничуть не менее любопытный, чем «история целого народа». Вдобавок он получает в полное свое распоряжение уникальный документ. Осерчав на Григория Александровича, Максим Максимыч сгоряча передает попутчику «печоринские бумаги» — дневник, забытый им в крепости при спешном отъезде за хребет — в Грузию.

Извлечения из этих бумаг — центральная часть «Героя нашего времени» («Журнал Печорина»).

Первая главка этого романа в романе — авантюрная новелла «Тамань» подтверждает: штабс-капитан, при всем своем простодушии, верно почувствовал характер погубителя Бэлы: Печорин — охотник за приключениями, из тех бессмысленно-действенных натур, что готовы сто раз пожертвовать жизнью, лишь бы достать ключ к заинтриговавшей их беспокойный ум загадке. Судите сами: трое суток в пути, приезжает в Тамань поздно ночью, с трудом устраивается на постой — денщик храпит, а барину не до сна. Охотничий инстинкт и дьявольская интуиция нашептывают: слепой мальчик, пустивший его «на фатеру», не так слеп, как говорят, а фатера — даром что кособокая мазанка — не похожа на семейную хату. Слепой и впрямь ведет себя странно для незрячего: спускается к морю по отвесному склону «верной поступью», да ещё и волочит какой-то узел. Печорин крадется следом и, спрятавшись за прибрежным утесом, продолжает наблюдение.

В тумане обозначается женская фигура. Прислушавшись, он догадывается: двое на берегу ждут некоего Янко, чья лодка должна незаметно пробраться мимо сторожевых судов. Девушка в белом тревожится — на море сильная буря, — но отважный гребец благополучно причаливает.

Взвалив привезенные тюки на плечи, троица удаляется. Загадка, показавшаяся Печорину замысловатой, разрешается легче легкого: Янко привозит из-за моря контрабандный товар (ленты, бусы да парчу), а девушка и слепой помогают его прятать и продавать.

С досады Печорин делает опрометчивый шаг: в упор, при старухе хозяйке, спрашивает мальчика, куда тот таскается по ночам.

Испугавшись, что постоялец «донесет» военному коменданту, подружка Янко (Печорин про себя называет её ундиной — водяной девой, русалкой) решает отделаться от не в меру любопытного свидетеля.

Приметив, что приглянулась мимоезжему барину, русалочка предлагает ему ночную, тет-а-тет, лодочную прогулку по неспокойному морю. Печорин, не умеющий плавать, колеблется, но отступать перед опасностью — не в его правилах.

Как только лодка отплывает на достаточное расстояние, девушка, усыпив бдительность кавалера пламенными объятиями, ловко выкидывает за борт его пистолет. Завязывается борьба. Суденышко вот-вот перевернется.

Печорин — сильнее, но дева моря гибка, будто дикая кошка; ещё один кошачий бросок — и наш супермен последует за своим пистолетом в набегающую волну. Но все-таки за бортом оказывается ундина. Печорин кое-как подгребает к берегу и видит, что русалочка уже там.

Появляется Янко, одетый по-походному, а затем и слепой. Контрабандисты, уверенные, что теперь, после неудачного покушения, господин офицер наверняка донесет властям, сообщают мальчику, что оставляют Тамань насовсем.

Тот слезно просит взять и его, но Янко грубо отказывает: «На что мне тебя!» Печорину становится грустно, ему все-таки жаль «бедного убогого». УВЫ, ненадолго. Обнаружив, что бедный слепец его обокрал, безошибочно выбрав самые ценные вещи (шкатулку с деньгами, уникальный кинжал и пр.), он называет воришку «проклятым слепым».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов гюстава флобера за 2 минуты

О том, что произошло с Печориным после отбытия из Тамани, мы узнаем из повести «Княжна Мери» (второй фрагмент «Журнала Печорина»). В карательной экспедиции против причерноморских горцев он шапочно знакомится с юнкером Грушницким, провинциальным юношей, вступившим в военную службу из романтических побуждений: зиму проводит в С.

(Ставрополе), где коротко сходится с доктором Вернером, умником и скептиком. А в мае и Печорин, и Вернер, и Грушницкий, раненный в ногу и награжденный — за храбрость — Георгиевским крестом, уже в Пятигорске. Пятигорск, как и соседний Кисловодск, славится целебными водами, май — начало сезона, и все «водяное общество» — в сборе.

Общество в основном мужское, офицерское — как-никак, а кругом война, дамы (а тем паче нестарые и хорошенькие) — наперечет. Самая же интересная из «курортниц», по общему приговору, — княжна Мери, единственная дочь богатой московской барыни. Княгиня Лиговская — англоманка, поэтому её Мери знает английский и читает Байрона в подлиннике.

Несмотря на ученость, Мери непосредственна и по-московски демократична.

Мигом заметив, что ранение мешает Грушницкому наклоняться, она поднимает оброненный юнкером стакан с кислой — лечебной — водой. Печорин ловит себя на мысли, что завидует Грушницкому.

И не потому, что московская барышня так уж ему понравилась — хотя, как знаток, вполне оценил и небанальную её внешность, и стильную манеру одеваться. А потому, что считает: все лучшее на этом свете должно принадлежать ему.

Короче, от нечего делать он начинает кампанию, цель которой — завоевать сердце Мери и тем самым уязвить самолюбие заносчивого и не по чину самовлюбленного Георгиевского кавалера

И то и другое удается вполне. Сцена у «кислого» источника датирована 11 мая, а через одиннадцать дней в кисловодской «ресторации» на публичном балу он уже танцует с Лиговской-младшей входящий в моду вальс.

Пользуясь свободой курортных нравов, драгунский капитан, подвыпивший и вульгарный, пытается пригласить княжну на мазурку. Мери шокирована, Печорин ловко отшивает мужлана и получает от благодарной матери — ещё бы! спас дочь от обморока на балу! — приглашение бывать в её доме запросто.

Обстоятельства меж тем усложняются. На воды приезжает дальняя родственница княгини, в которой Печорин узнает «свою Веру», женщину, которую когда-то истинно любил.

Вера по-прежнему любит неверного своего любовника, но она замужем, и муж, богатый старик, неотступен, как тень: гостиная княгини — единственное место, где они могут видеться, не вызывая подозрений.

За неимением подруг, Мери делится с кузиной (предусмотрительно снявшей соседний дом с общим дремучим садом) сердечными тайнами; Вера передает их Печорину — «она влюблена в тебя, бедняжка», — тот делает вид, что его это ничуть не занимает. Но женский опыт подсказывает Вере: милый друг не совсем равнодушен к обаянию прелестной москвички. Ревнуя, она берет с Григория Александровича слово, что он не женится на Мери.

А в награду за жертву обещает верное (ночное, наедине, в своем будуаре) свидание. Нетерпеливым любовникам везет: в Кисловодск, куда «водяное общество» переместилось за очередной порцией лечебных процедур, приезжает знаменитый маг и фокусник. Весь город, за исключением Мери и Веры, естественно, там. Даже княгиня, несмотря на болезнь дочери, берет билет.

Печорин едет вместе со всеми, но, не дождавшись конца, исчезает «по-английски». Грушницкий с дружком драгуном преследуют его и, заметив, что Печорин скрывается в саду Лиговских, устраивают засаду (ничего не зная про Веру, они воображают, что негодяй тайно свиданничает с княжной).

Поймать ловеласа с поличным, правда, не удается, но шум они поднимают изрядный — держи, мол, вора!

На поиски грабителей, то бишь черкесов, в Кисловодск срочно вызывается казачий отряд. Но эта версия — для простонародья. Мужская часть «водяного общества» с удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его напарником коварные наветы на княжну. Печорину, попавшему в ложное положение, ничего другого не остается, как вызвать клеветника на дуэль.

Грушницкий, по совету секунданта (все того же пьяницы-драгуна), предлагает стреляться «на шести шагах». А чтобы обезопасить себя (на шести шагах промахнуться практически невозможно, тем паче профессиональному военному), позволяет драгуну оставить пистолет противника незаряженным. Вернер, по чистой случайности проведавший о бесчестном заговоре, в ужасе.

Однако Печорин хладнокровно — и строго по правилам дуэльного кодекса — расстраивает мошеннический план. Первым, по жребию, стреляет Грушницкий, но он так взволнован, что «верная» пуля только слегка задевает его счастливого соперника.

Прежде чем сделать ответный — смертельный — выстрел, Печорин предлагает бывшему приятелю мировую.

Тот, в состоянии почти невменяемом, отказывается наотрез: «Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу! Если вы меня не убьете, я вас зарежу из-за угла!»

Смерть незадачливого поклонника княжны не снимает напряжения внутри любовного четырехугольника. Вера, прослышав про поединок на шести шагах, перестает контролировать себя, муж догадывается об истинном положении вещей и велит срочно закладывать коляску. Прочитав прощальную её записку, Печорин вскакивает на своего Черкеса.

Мысль о расставании навек приводит его в ужас: только теперь он осознает, что Вера для него дороже всего на свете. Но конь не выдерживает бешеной скачки — бессмысленной гонки за погибшим, погубленным счастьем.

Печорин пешком возвращается в Кисловодск, где его ждет пренеприятное известие: начальство не верит, что гибель Грушницкого — проделки черкесов, и на всякий случай решает заслать оставшегося в живых «поединщика» куда подальше.

Перед отъездом Печорин заходит к Лиговским проститься. Княгиня, забыв о приличиях, предлагает ему руку дочери. Он просит разрешения поговорить с Мери наедине и, помня о данной Вере клятве — «Ты не женишься на Мери?!», — объявляет бедной девочке, что волочился за ней от скуки, чтобы посмеяться.

Разумеется, в эту вульгарную, годную разве что для мещанских повестей формулу нелюбви его чувства к Мери никак не укладываются. Но он — игрок, а игроку важнее всего сохранить хорошую мину при плохой игре.

И с этим — увы! — ничего не поделаешь! Стиль — это человек, а стиль жизни нашего героя таков, что он, вроде бы того не желая, губит все живое, где бы это живое ни обреталось — в горской сакле, в убогой мазанке или в богатом дворянском гнезде.

Палачом поневоле предстает Печорин и в остросюжетной новелле «Фаталист» (заключительная глава романа). В офицерской картежной компании, собравшейся на квартире у начальника прифронтового гарнизона, завязывается философский диспут.

Одни считают мусульманское поверье — «будто судьба человека написана на небесах» — сущим вздором, другие, напротив, убеждены: каждому свыше назначена роковая минута. Поручик Вулич, родом — серб, а по расположению ума — фаталист, предлагает спорщикам поучаствовать в мистическом эксперименте.

Дескать, ежели час его смерти ещё не пробил, то провидение не допустит, чтобы пистолет, который он, Вулич, принародно приставит дулом ко лбу, выстрелил. Кому, господа, угодно заплатить за редкостное зрелище N-ное количество червонцев? Никому, конечно же, не угодно.

Кроме Печорина.

Этот не только выворачивает на игральный стол все содержимое своего кошелька, но и говорит Вуличу — вслух, глядя в глаза: «Вы нынче умрете!» Первый «раунд» опасного пари выигрывает серб: пистолет действительно дает осечку, хотя и совершенно исправен, следующим выстрелом поручик пробивает насквозь висящую на стене фуражку хозяина.

Но Печорин, наблюдая, как фаталист перекладывает в свой карман его золотые, настаивает: на лице у Вулича — знак близкой смерти. Вулич, сперва смутившись, а потом и вспылив, уходит. Один. Не дожидаясь замешкавшихся товарищей. И погибает, не дойдя до дому: его разрубает шашкой — от плеча до пояса — пьяный казак.

Теперь и не веровавшие в предопределение уверовали. Никому и в голову не приходит вообразить, как развернулась бы линия судьбы несчастного поручика, если бы слепой случай да охота к перемене мест не занесли Григория Печорина из скучной крепости, из-под надзора Максима Максимыча в прифронтовую казачью станицу.

Ну, пошумели бы господа офицеры, попугал бы их мрачный серб, да и вернулись бы к брошенным под стол картам, к штоссу и висту, и засиделись бы до рассвета — а там, глядишь, и протрезвел бы буйный во хмелю станичник.

Даже Максим Максимыч, выслушав рассказ Печорина об ужасной гибели бедного Вулича, хоть и попытался обойтись без метафизики (дескать, эти азиатские курки частенько осекаются), а кончил согласием с общим мнением: «Видно, так у него на роду было написано».

При своем, особом, мнении остается лишь Печорин, хотя вслух его не высказывает: а кто из вас, господа, знает наверное, убежден он в чем или нет? А ну-ка, прикиньте — как часто каждый из вас принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка?

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ,ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/lermontov-m-yu/571-lermontov-m-yu-geroj-nashego-vremeni-samoe-kratkoe-soderzhanie-chitat-kratkij-konspekt-pereskaz-vkratcze.html

Краткое содержание главы «Бэла» М. Ю. Лермонтова

Повесть «Бэла» – так называется первая глава романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, написанного в 1840 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Бэла» для читательского дневника и подготовки к уроку по литературе. Это история скучающего молодого повесы, который ради удовлетворения собственной прихоти сломал жизнь молодой девушке.

Основные персонажи главы

Главные герои:

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, мужчина лет пятидесяти, честный, порядочный человек.
  • Печорин Григорий Александрович – избалованный, пресыщенный молодой офицер.
  • Бэла – красивая юная горянка, возлюбленная Печорина.

Другие персонажи:

  • Рассказчик – русский путешественник, попутчик Максима Максимовича.
  • Старый князь – отец Бэлы и Азамата.
  • Азамат – пятнадцатилетний сын князя, своевольный, пылкий юноша.
  • Казбич – бесстрашный горец, настойчивый и упрямый.

«Бэла» очень краткое содержание

М. Ю. Лермонтов «Бэла» краткое содержание для читательского дневника:

Печорин приехал служить в опасные кавказские горы. Местные жители от рождения головорезы, обманщики, ещё и пьяницы. Как позже признается Григорий, он думал под пулями забыть свою тоску. Всегда у него так: чем-то увлекается, а после ему от этого тошно. Пробовал он учение, женщин, светскость…

Приглашенный гостем на свадьбу, он видит юную дочь хозяина. Максим Максимович слышит в саду, как её за коня продаёт бандиту эгоистичный брат. Но возникает ссора, потасовка, пир превращается в бойню. Максим рассказывает о заговоре Печорину, а тот пользуется ситуацией. Он крадёт у бандита коня, а уже этого коня обещает брату за Бэлу.

Всё идёт по плану, красавиц уже в русской крепости. Она слишком гордая, дичится, не согласна быть пленницей. Но Григорий разговаривает с ней, дарит подарки, ухаживает… В итоге, она влюбляется в него, впрочем, полюбила она его с первого взгляда. Но теперь Печорину уже не интересно, он часто уезжает на охоту.

Однажды печальную Бэлу убивает тот бандит. Несчастная умирает два дня, но волнует её лишь то, что она другой веры, поэтому не сможет быть после смерти с любимым эгоистом. После её смерти Печорин, повергая в ужас Максима, смеётся.

Главная мысль:

Повесть Лермонтова о несчастном в своём эгоизме человеке, ведь мало того, что он всех вокруг, используя в своих интересах, делает несчастными, так он и сам не получает от этого радости.

Поэма «Демон» Лермонтова, написанная в 1839 году, полна философских размышлений поэта на тему добра и зла, невозможности любви, в ней немало фольклорных и мифологических мотивов. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Демона» по главам и частям.

Короткий пересказ «Бэла»

Краткое содержание «Бэла» Лермонтов:

Рассказчик-офицер, странствующий по Кавказу, встречает попутчика — старого штабс-капитана Максима Максимыча, бывшего коменданта крепости на южных рубежах России. Тот рассказывает ему историю о молодом офицере Григории Печорине, прибывшем служить под его командование. Печорин был сослан на Кавказ после какой-то неприятной истории.

Офицер был «славный малый», «но из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи». Он и Максим Максимыч быстро стали приятелями.

Однажды местный горский князь пригласил их на свадьбу дочери. Там Печорин встретил Бэлу, младшую дочь князя.

Красавица горянка, она так разительно отличалась от всех светских красавиц, которые были в жизни Печорина, что он решил выкрасть её из отцовского дома.

На эту мысль Печорина подтолкнул рассказ Максима Максимыча о случайно услышанном разговоре брата Бэлы и Казбича — одного из гостей князя, которому тоже очень нравилась девушка. Мальчик очень просил Казбича продать ему своего коня, лучшего во всей Кабарде, за любые деньги, был согласен на всё и даже предложил украсть для него свою сестру. Но тот отказался, и это было на руку Печорину.

Читайте также:  Краткое содержание ведьмак час презрения (сапковский) за 2 минуты пересказ сюжета

«Видите, как иногда маловажный случай имеет жестокие последствия».

Пообещав мальчику помочь увести коня у Казбича в награду за Бэлу, Печорин получил желаемое, хотя и без одобрения Максима Максимыча. Брат девушки привёз её в крепость, забрал коня, пока Печорин отвлекал Казбича, и исчез навсегда, боясь мести лихого горца. Казбич тяжело переживал обман и потерю коня, рано или поздно его месть должна была коснуться участников событий.

Бэла жила в русской крепости, тоскуя по дому и не отвечая на ухаживания Печорина. Ему не удалось растопить лёд в её сердце ни словами любви, ни подарками. Но со временем её сердце оттаяло, и она полюбила его. Печорин же к этому времени начал охладевать к Бэле и тяготиться ею.

«Любовь, как огонь, — без пищи гаснет».

Скука, вечная спутница Печорина, снова начала одолевать его. Все чаще он надолго уезжал на охоту, оставляя девушку одну в крепости.

Вскоре объявился Казбич и похитил Бэлу. Услышав её крик, Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню. Казбич, понимая, что ему не уйти, бросил девушку, смертельно ранив её. Бэла умерла через два дня на руках у Печорина.

Утрату он пережил глубоко в себе и о Бэле больше никогда не говорил. Вскоре после похорон его перевели в другую часть. С Максимом Маскимычем они встретятся только через пять лет.

Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова была написана в 1837 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ашик-Кериб» на нашем сайте. Произведение представляет собой литературную обработку популярной турецкой сказки о любви бедного музыканта к богатой красавице.

Сюжет повести «Бэла» Лермонтов

«Бэла» Лермонтов краткое содержание главы из произведения:

Русский путешественник «ехал на перекладных из Тифлиса». К вечеру он добрался в Койшаурскую долину, поразившую его живописным видом неприступных гор, отвесных скал, величественных чинар. Путник остановился возле духана, где «толпилось шумно десятка два грузин и горцев». Здесь он встретил своего соотечественника – офицера лет пятидесяти, с твердой походкой и бодрым видом.

Штабс-капитан Максим Максимыч рассказал своему попутчику, что уже давно служит на Кавказе, и за это время успел познакомиться с нравами местных народов. Их путь прервала метель, и мужчины были вынуждены заночевать в дымной сакле. Устроившись с удобством, какое только было возможно в аскетичном жилище горцев, Максим Максимыч принялся рассказывать о своих былых приключениях.

Однажды, лет пять назад, в крепость, которой заведовал штабс-капитан, приехал молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Это был богатый, прекрасно образованный человек с твердым и независимым характером. Максим Максимыч считал, что он принадлежал той породе людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Неподалеку от крепости жил князь, у которого был сын-подросток по имени Азамат. Это был отчаянный, храбрый, но весьма неуравновешенный и падкий на деньги юноша. Печорин и Максим Максимыч любили иногда подразнить паренька, который каждый раз вспыхивал, словно порох, и хватался за кинжал.

Однажды князь пригласил русских офицеров на свадьбу своей старшей дочери. Во время празднования к Печорину подошла младшая дочь хозяина, шестнадцатилетняя Бэла, и пропела ему нечто «вроде комплимента».

Девушка была чудо как хороша собой: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Печорин весь вечер не сводил с красавицы глаз, но был на пиршестве еще один человек, который пристально наблюдал за Бэлой. Это был своим горячим нравом горец Казбич.

Когда Максим Максимыч вышел во двор проверить лошадей, он случайно услышал разговор Азамата и Казбича. Хозяйский сын восхищался лошадью горца, лучше которой не было во всей округе. Он умолял отдать ему славного коня, обещая Казбичу украсть для него отцовскую шашку или винтовку.

Видя, что горца не заинтересовать дорогим оружием, Азамат достал свой последний козырь, пообещав похитить Бэлу и обменять ее на скакуна. Казбич не согласился, и между ним и Азаматом разгорелась драка. На крики сбежались все гости, и свадьба чуть было не превратилась в массовую резню. По дороге домой штабс-капитан пересказал эту историю Печорину.

Зная тайное желание Азамата, Печорин при всяком удобном случае стал поддразнивать вспыльчивого паренька. Однажды он пообещал помочь похитить коня, если Азамат приведет к нему Бэлу. Максиму Максимычу была не по душе эта затея, но Печорин ему отвечал, что «дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он».

Задумка Печорина удалась, и Азамат, вскочив на спину резвого коня, скрылся в неизвестном направлении. Узнав о пропажи скакуна, Казбич «повалился на землю и зарыдал, как ребенок».

Не нарушил своего обещания и Азамат, передавший Бэлу русскому офицеру. Печорин пытался улестить пугливую девушку богатыми подарками, сладкими речами, признаниями в любви.

Его настойчивость принесла свои плоды, и Бэла стала его возлюбленной.

Тем временем Казбич убил старого князя, полагая, что это с его помощью Азамат выкрал коня. Его никто за это не преследовал, ведь по горским обычаям он был прав.

Максим Максимыч к Бэле «наконец так привык, как к дочери». Первые несколько месяцев Печорин всячески баловал свою возлюбленную, оказывал ей всевозможные знаки внимания, но затем он стал тяготиться ее обществом. Он все больше времени проводил на охоте, а несчастная девушка плакала, и жаловалась на свою жизнь Максиму Максимычу.

Штабс-капитан принялся было укорять Печорина в его холодности к Бэле. В ответ капитан рассказал о своей жизни. Повзрослев, он «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги». Светские красавицы ему быстро надоели, и он отправился на Кавказ развеять скуку. Свежая красота Бэлы пробудила в нем желание испытать сильное, настоящее чувство, но этого не вышло.

Однажды Максим Максимыч и Печорин отправились на охоту. Возвращаясь домой, они увидели Казбича, похитившего Бэлу. Офицеры бросились в погоню. Заметив преследователей, Казбич вонзил в спину Бэлы кинжал, а сам скрылся среди скал.

Бэла умерла в страшных мучениях на руках Печорина. После ее смерти он «был долго нездоров, исхудал». Вскоре Печорина перевели на службу в Грузию, и с тех пор Максим Максимыч больше его не видел.

Заключение

Лермонтов показал, как банальная скука пресыщенного повесы способна изломать судьбы многим людям. Печорин стал виновником разыгравшейся драмы, но это его совершенно не трогает.

Поэму «Беглец» Лермонтов написал в 1846 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Беглец» по главам. Это история о воине, бежавшем с поле боя в родное селение, но родные от него отвернулись из-за проявленной им трусости. Пересказ поэмы будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Видео анализ повести Бэла

История любви Печорина и Бэлы навевает грусть, жалко дочь чеченского князя, встретившего на своем пути Григория Печорина. Анализ главы «Бэла» поможет разобраться в характере главного персонажа, познакомит с особенностями жизни горцев, положения женщин.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/bela-lermontov.html

«Фаталист» краткое содержание повести Лермонтова – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Повесть «Фаталист» Лермонтова является заключительной главой романа «Герой нашего времени», которая воспринимается как самостоятельное произведение. Впервые эта новелла была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 году. Тема неизбежности судьбы, предопределения, всегда волновавшая Лермонтова, нашла свое отражение в «Фаталисте».

Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 9 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фаталист». Краткий пересказ будет полезен для анализа произведения по плану, а также для читательского дневника.

Содержание

  • Главные герои
  • Другие персонажи
  • Краткое содержание
  • Заключение

Главные герои

Григорий Печорин – молодой человек, русский офицер, прекрасно образованный, сдержанный, прямолинейный, бескомпромиссный.

Другие персонажи

  • Вулич – офицер, серб, страстный игрок, решивший проверить судьбу.
  • Пьяный казак – лихой воин, который, напившись, совершил убийство Вулича.
  • А ещё у нас есть:
  • для самых нетерпеливых – Очень краткое содержание «Фаталист»
  • для самых любопытных – Анализ «Фаталист» Лермонтова

Краткое содержание

Как-то раз Григорию Печорину довелось прожить две недели в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Чтобы как-то скоротать время, «офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты».

Однажды между офицерами зашел разговор об одном мусульманском поверье, согласно которому все события, что происходят с человеком, уже давно предначертаны на небесах.

Между офицерами разгорелся спор: кто-то безоговорочно верил в фатализм, а кому-то нужны были веские доказательства.

В этот момент один из офицеров, поручик Вулич, подошел к столу. Колоритная наружность серба выдавала в нем человека «особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».

Вулич был храбрым, замкнутым, необщительным человеком, за которым не числилась ни одна слабость: «никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился».

У Вулича была лишь одна страсть – азартные игры. Он часто проигрывал, но это лишь разжигало его упрямство.

Вулич предложил офицерам не теряться в догадках, а поставить эксперимент, чтобы узнать, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Никто не соглашался заключить с ним опасное пари, и только Печорин заинтересовался необычным предложением испытать судьбу.

Григорий настаивал на том, «что нет предопределения», Вулич утверждал обратное. В качестве доказательства он «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов», поднес его к виску, нажал на курок, но вышла осечка. Присутствующие облегченно вздохнули, решив, что оружие было не заряжено.

Вулич тут же прицелился в висевшую фуражку: «выстрел раздался — дым наполнил комнату».

В помещении повисла тишина, никто не мог вымолвить и слова. Затем офицеры принялись бурно обсуждать то, что произошло. Вулич был доволен: впервые в жизни ему повезло в игре. Однако Печорин, глядя на него, не мог избавиться от навязчивой мысли, что в скором времени серб непременно должен умереть.

Вскоре все разошлись по домам. Возвращаясь домой «пустыми переулками станицы», Печорин размышлял о своей судьбе, своем предопределении: недавнее пари произвело на него «довольно глубокое впечатление».

Неожиданно он наткнулся на «что-то толстое и мягкое, но, по-видимому, неживое». В этот момент месяц показался из-за туч, осветив разрубленную пополам свиную тушу.

Тут же подбежали два казака и попросили остерегаться их товарища, который пьяном угаре был способен на любые безумства: это именно он разрубил шашкой свинью.

Печорин благополучно добрался до дома, но так и не смог заснуть. На рассвете за ним зашли офицеры – «они были бледны как смерть». Взволнованные офицеры сообщили о смерти Вулича: на свою беду он встретил того самого пьяного казака, который «разрубил его от плеча почти до сердца».

В станице поднялась страшная суматоха. Убийца заперся в пустой хате, и никого к себе не подпускал. «Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника», но никто не отваживался сделать первый шаг. Старый есаул попытался было выманить казака из хаты, но безуспешно.

Печорин по примеру Вулича «вздумал испытать судьбу». Он поставил казаков у входа, велел есаулу отвлечь казака разговором, а сам бросился к окну. Над самым ухом Печорина раздался выстрел, «пуля сорвала эполет», однако ему удалось схватить убийцу, и при помощи других казаков связать его. Офицеры принялись поздравлять сослуживца с блестящей операцией.

После всего пережитого Печорин стал убежденным фаталистом. Он по-прежнему продолжал во многом сомневаться, но эти сомнения никак не отражались на решительности его характера. Печорин был твердо уверен лишь в одном: «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

Заключение

В своем произведении Лермонтов попытался найти ответ на вопрос о предопределении человека, влиянии фатума в его жизни. На примере главных героев он продемонстрировал, насколько беспомощными являются люди перед лицом своей судьбы.

После ознакомления с кратким пересказом «Фаталист» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/121569-fatalist-kratkoe-soderjanie-povesti-lermontova-chitat-pereskaz-onlain.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector