Краткое содержание лермонтов морская царевна за 2 минуты пересказ сюжета

В пересказе «Маскарад» краткое изложение составлено по четырём актам. Здесь описывается обывательское общество 19 века. Изначально цензура сочла произведение неприемлемым из-за откровенных душевных страстей и неприкрытой критики реальных маскарадов в доме мецената Энгельгардта. По этой причине Лермонтов пришлось отредактировать рукопись.

Действующие лица

Прежде чем читать краткое содержание пьесы Лермонтова «Маскарад», следует познакомиться с персонажами:

  • Арбенин Евгений Александрович, немолод, в прошлом игрок. По природе самолюбивый мятежник. Ныне женат, без памяти влюблён в юную супругу, ведёт степенный образ жизни.
  • Арбенина Нина, полностью — Настасья Павловна. Милейшая девушка, чтит супруга и брачные узы. Обожает праздничную атмосферу и танцы.
  • Князь Звездич – давний приятель Арбенина. Младше Евгения на несколько лет, любит покрасоваться и приударить за дамами.

Персонажи второго плана:

  • Баронесса Штраль – дама из светского общества, склонная к флирту.
  • Шприх — экстраверт, очень любопытен, легко завязывает знакомства, не прочь посплетничать.
  • Казарин – приятель Арбенина, завсегдатай картёжного стола.
  • Неизвестный – человек, которого Арбенин давно знает, но не замечает.

Зная главных лиц, можно перейти к тезисному пересказу лермонтовского «Маскарада» по действиям и по главам.

Краткое содержание Лермонтов Морская царевна за 2 минуты пересказ сюжета

Пересказ тезисно

Сюжет краткого содержания лермонтовской пьесы «Маскарад» разворачивается вокруг семейной трагедии Арбениных. Глава семьи в молодости был удачлив в картёжных играх, чем сколотил себе состояние.

Достигнув зрелых лет, он решил умножить достаток выгодной женитьбой. Брак по расчёту преподнёс сюрприз — Евгений страстно воспылал к юной жене.

Настасья Павловна, которую муж ласково зовёт Ниной, добропорядочна, но, в силу возраста, обожает веселье и балы.

Однажды Нина вернулась с праздника с опозданием. По этому поводу супруги поссорились. Арбенин был расстроен поведением жены и собой, поскольку, несмотря на зарок, вернулся к картёжной игре, желая помочь другу — князю Звездичу – выйти из сложного положения.

У Нины пропала драгоценность. Евгению стало известно, что на балу незнакомка в маске отдала Звездичу точно такой же браслет, какой потеряла супруга. Арбенина охватывают ревность и подозрения, которые не в силах быть рассеяны.

Женщиной в маске оказалась баронесса Штраль, она открылась Звездичу, а тот пытался успокоить Арбенина. Но Евгений наградил друга пощёчиной и под влиянием мстительного импульса отравил жену.

Позже к нему пришло прозрение. Князь доказал Арбенину невиновность Нины. Евгений клянёт Бога в жестокости и лишается рассудка. Звездич покрыт позором — теперь он не может отстоять на дуэли свою честь.

Краткое содержание по действиям

Действие первое

Краткое содержание Лермонтов Морская царевна за 2 минуты пересказ сюжетаБаронесса флиртует со Звездичем

Краткий пересказ завязки лермонтовского «Маскарада» — картёжный стол, игра в разгаре. Арбенин помогает другу, князю Звездичу, спасти честь. План удаётся, Евгений выигрывает ставку у Неизвестного, Звездич избегает крупных неприятностей, зато Неизвестный пророчит Арбенину немедленное несчастье.

Друзья отправляются развеяться на бал-маскарад. Арбенина гложет совесть — он нарушил собственное слово, вернувшись к игре, пусть и с благородными целями.

Кроме того, прорицание Неизвестного не идёт из головы. На балу раскованная гостья в маске откровенно заигрывает со Звездичем и на прощание дарит ему ценный браслет.

Князь хвастается перед другом амурной победой, показывает трофейное украшение.

Арбенин вернулся домой, дожидается жену, которая явилась с приличным опозданием — далеко за полночь. Евгений заводит ссору, негодуя, но больше для порядка. Супруги быстро примиряются, но тут Арбенин замечает отсутствие парного браслета на руке Нины.

Спокойствия как не бывало — Евгения охватывают сомнения, он почти уверен в предательстве друга и испорченности жены. Растерянная девушка пытается успокоить ревнивца, повторяя, что просто потеряла украшение.

Но Арбенин не может мыслить трезво, бросает жене упрёк в неверности и пугает угрозами расправы.

Действие второе

В драматической части Лермонтова «Маскарад» Настасья Павловна пытается найти в магазине браслет в пару к оставшемуся, но безуспешно. Затем она отправляется к своей подруге, баронессе Штраль, той самой незнакомке в маске. Баронесса находится под впечатлением от минувшего приключения.

В гости заглядывает князь Звездич. Заходит разговор о бале-маскараде. Баронесса жеманно разглагольствует о неприличных дамах, посещающих подобные увеселения без сопровождения. Князь хвастается собственной прозорливостью, ведь ему якобы удалось узнать под масками многих дам.

В какой-то момент Нина остаётся со Звездичем наедине и простодушно делится историей о пропаже своего украшения и неудачных попытках найти замену. Звездич делает вывод, что кокеткой под маской была именно жена Арбенина.

Забыв о дружеском долге, князь вознамерился одержать полную победу, соблазнив Нину, и напропалую бросается флиртовать.

Молодая женщина реагирует на такое внимание холодно и немедленно покидает дом баронессы.

Раздосадованный Звездич делится с баронессой Штраль историей интрижки и странной реакции Нины. Баронесса в смятении, она понимает, что князь ошибся, но не желает открыть ему правду. Ведь на людях Штраль носит личину добропорядочной особы.

Звездич принимает решение добиться от Нины взаимности и немедленно отправляет ей пылкое послание. Письмо попадает в руки Арбенина, и подозрение оскорблённого мужа перерастает в уверенность — Нина неверна.

Дом Арбениных посещают знакомые — Шприх с Казариным. Евгений слышит приватный разговор — Шприх рассказывает, как Настасья Павловна чудила, прикрывшись маской, а потом сбежала от Звездича. Арбенин решается на крайние меры.

  • Затем вездесущий Шприх навещает баронессу, чтобы пересказать сплетню о связи Звездича с Ниной.
  • Евгений направляется к Звездичу домой, желая покарать бывшего друга, но князь спит.
  • Арбенин не смог навредить спящему человеку и покинул дом.

На выходе с Евгением сталкивается баронесса. Дама объясняет, как все было на самом деле, но ревнивец не воспринимает факты, считая ее слова выдумкой.

Баронесса сознается князю, что именно она пряталась за маской и отдала на память случайно найденную безделушку. Дама просит князя вернуть украшение владелице и разрешить недоразумение.

Звездич видит приглашение от Арбенина провести вечер у господина N и спешит на встречу. Евгений, N и Казарин играют в карты. По поведению Арбенина Звездич понимает — признание баронессы не разрешило конфликт. Разгорается ссора, Евгений швыряет карты в лицо князю, но дуэльный вызов не принимает.

Действие третье

Краткое содержание Лермонтов Морская царевна за 2 минуты пересказ сюжетаАрбенин не замечает Нину

В развязке пьесы «Маскарад» гости вечеринки обсуждают горячую новость и осуждают «подлеца» Звездича. Приезжает Настасья Павловна. Звездич, улучив момент, отдаёт ей браслет и пытается предостеречь от беды. Нина в шоке. Она считает, что князь перестал здраво мыслить.

Чуть позже женщина исполняет печальную песнь под собственный аккомпанемент на фортепиано. Тем временем, её супруг твёрдо решил — изменница заслуживает смерти. Арбенин подаёт жене отравленное мороженое, выслушивая её монолог о том, что «непорочных душ не бывает».

Поодаль возникает Неизвестный, тихо бормочет слова жалости к Нине и рассуждает о предопределённости кармы. Настасья Павловна съедает мороженое, супруги собираются домой.

По приезде Нина чувствует недомогание, но полагает, будто просто застудила горло десертом. Её расстраивает отстранённость мужа и странный безучастный взгляд Евгения.

Самочувствие молодой женщины ухудшается на глазах, она просит мужа вызвать лекаря. Озлобленный Евгений отвечает, что умирать можно и без помощи врача.

Затем цинично признается в отравлении и следит за агонией жены. В страданиях Нина умирает.

Действие четвёртое

В заключительном действие драмы «Маскарад» описываются события после похорон Нины. Арбенин пал духом, мучаясь мыслями о былом. Визитёр Казарин не верит в переживания Евгения, принимая поведение приятеля за притворство.

Арбенина посещают Звездич с Неизвестным. Последний напоминает о прошлом знакомстве — Евгений, хоть и не сразу, но признал друга. Именно Арбенин когда-то приобщил его к азартным играм.

Неизвестный признаётся, что все знает о преднамеренном убийстве, чем доводит вдовца до исступления.

Масла в огонь подливает Звездич, пересказав историю, в которой фигурировала не Арбенина, а её подруга баронесса.

Осознав чудовищность реальности, Арбенин винит «жестокого» Бога и лишается рассудка. Звездич утратил возможность восстановить честь — ведь от сумасшедшего нельзя требовать сатисфакции.

Основная идея пьесы

Лермонтову удалось показать читателям неискренность и ханжество светского круга. Почти все действующие лица живут во лжи, скрывают собственные желания, совершают преступления. В обществе эти же люди надевают притворные маски порядочности и доброжелательности.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/lermontov/maskarad.html

Краткое содержание Лермонтов Морская царевна

Однажды Царевич купал в море своего коня вместе с товарищами. Вдруг он услышал, как зовет его царевна, просит на нее взглянуть. Конь тем временем плывет дальше, только фыркает да упрямится. Царевна продолжает речи свои и говорит, что она — царская дочь, спрашивает, не хочет ли провести витязь Царевной ночь. Понял тогда Царевич, что искушает его девица, в сети свои заманить его хочет.

Показалась из толщи воды рука Царевны, витязь взял, да и схватил за нее, начал вытягивать. Вот показалась из воды голова морской Царевны, в косу ее вплелась морская трава.

А глаза у нее синие, любовью горят, на шее капли воды дрожат, словно жемчуг. Увидел Царевич такую красоту дивную да схватил царевну крепко за косу и тянет на берег.

Вырывается, бьется морская Царевна, плачет, но сильна рука витязя, никак ей не выбраться.

Плывет Царевич к берегу, за собой красавицу тянет, а как доплыл, начал товарищей звать, хвастаться, какую он добычу поймал.

Смутились друзья Царевича, он их и спрашивает, неужто не видали они красоты такой? Только обернулся Царевич назад, так и померк взгляд его торжествующий, глядит он, а на песке морском золотом лежит Царевна, да вместо ног хвост зеленый. Вот так чудо! Хвост морской Царевны покрыт чешуёй, как у змеи, извивается, бьет.

Глаза Царевны уже не сияют синевой, смерть покрыла их блеск, бледные руки хватаются за песок, Царевна шепчет что-то витязю в упрек. Оставил Царевич свою добычу на песке и уехал прочь, но он будет еще долго помнить морскую Царевну.

  • Раскусил Царевич искусительницу, превратилась она в чудовище.
  • Урок произведения в том, что нельзя поддаваться соблазну, иногда то, что красиво снаружи может причинить боль и вред.
  • Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

Морская царевна. Картинка к рассказу

Краткое содержание Лермонтов Морская царевна за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лермонтов Морская царевна
    Однажды Царевич купал в море своего коня вместе с товарищами. Вдруг он услышал, как зовет его царевна, просит на нее взглянуть. Конь тем временем плывет дальше, только фыркает да упрямится. Царевна продолжает речи свои и говорит
  • Краткое содержание Носов Огурцы
    Котька и Павлик вместе пошли на рыбалку. Однако клёв в тот день был плохой. По дороге домой мальчики решили нарвать огурцов на чужом поле, которое охранял сторож.
  • Краткое содержание Ломоносов Пётр Великий
    Действие происходят в 1702 году, с этого и начинается первая песня. Царь Петр направился в город Архангельск, где грозят войной шведы. Узнав, что приезжает сам царь, шведы благодаря мощи всего Российского флота отступили.
  • Краткое содержание Оперетты Принцесса цирка (Мистер Икс) Кальмана
    В самом начале идет воспевание Мистера Икса, который всегда выступает в темной маске. Тут же стоит директор цирка и Пуассон и сплетничает об артисте. Неожиданно появляется Теодора Вердье, не пропускающая ни одного его выступления.
  • Краткое содержание Сорокин Норма
    Роман состоит из 8 частей, помимо вступления и заключения. В начале романа описано как в дом диссидента наведываются сотрудники КГБ с обыском и изымают запрещенные рукописи. Далее идет пересказ этой самой рукописи

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/lermontov/morskaya-carevna-kratko

«Мцыри» М.Ю. Лермонтов Кратко

Всем своим творчеством Лермонтов воспевает образ вольной красоты Кавказа. Уже в самых ранних стихотворениях поэт восхищается гордыми народами и величественной горной природой этих мест. Отсюда и художественные образы героев Лермонтова, которые вторят основной тенденции литературы XIX века — направлению романтизм.

Героя-романтика и величественный дух Кавказа соединяет в себе одно из лучших сочинений поэта — поэма «Мцыри». В приведённой ниже статье можно познакомиться с кратким содержанием этого произведения, но насладиться его истинной красотой и богатством поэтичного языка великого русского поэта, не прочитав «Мцыри» в оригинале, нельзя.

Краткий пересказ сюжета поэмы Лермонтова «Мцыри»

Историю главного героя поэмы Мцыри предвосхищает лирическое вступление и описание места, где некогда стоял монастырь. Теперь здесь выполняет свой «последний долг» глубокий старец, ухаживающий за могилами.

Когда-то некий генерал вез мимо этих мест пленного мальчишку. Ребёнок занемог и военный оставил его в монастыре на попечении монахов. Для юного Мцыри жизнь в монастыре была ни чем не лучше военного плена. Он так и вырос в мечтах о родных краях и свободе, которой был лишён.

Дождавшись удачного момента, Мцыри бежал без оглядки. Юноша очутился в диком лесу, где господствовала природа. Он быстро сбился с тропы и брёл туда куда глаза глядели. В пути он повстречал молодую девицу с кувшином воды и почувствовал прикосновение любви.

Мцыри не было уже суждено обзавестись семьёй, горечь этого осознания выжигала его душу. Второй важной встречей для юноши стала стычка с диким барсом. В жестоком поединке Мцыри одержал победу, но получил серьёзные ранения, с которыми выжить у него не было шансов.

Петляя кругами, герой вновь вышел к стенам своей тюрьмы, и его вернули в монастырь. Находясь в тяжелом состоянии, он попросил лишь одного — перенести его в сад на траву. От туда он мог ещё раз взглянуть в сторону Кавказа.

Мцыри умер, но ни на секунду не пожалел о своём поступке и о том, что прощается с жизнью. Пусть и не на долго, но он успел ощутить вкус свободы, что для него в миллион раз лучше, чем жизнь до старости в глухих стенах монастыря.

Краткая характеристика героев поэмы «Мцыри»

Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.

Главного персонажа поэмы в детстве пленили и увезли из родных мест. В дороге он заболел и остался жить в монастыре. Вырастившие его монахи, готовили Мцыри к постригу. Но они не смогли усмирить в его душе бунтаря.

Свобода — всё, что было нужно этому человеку. Здесь, среди монастырских стен, он страдает и рвётся на волю. Однако побег показал юноше, что в дикой природе он не меньше чужак.

Читайте также:  Краткое содержание тендряков пара гнедых за 2 минуты пересказ сюжета

Ему, выросшему в неволе, свобода может принести лишь гибель.

Другие персонажи поэмы «Мцыри»

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

Эпизодический герой, военный, который пленил Мцыри мальчишкой, но оставил в монастыре по дороге, так как тот серьёзно заболел и мог не перенести дальнейшей дороги.

Эпизодический герой, вырастивший и воспитавший Мцыри. Он любил юношу как родного сына, сочувствовал ему и выслушал его последнюю исповедь.

Девушка, которую главный герой встретил в часы своей свободной жизни. Эта эпизодическая героиня помогла Мцыри понять прелесть первой любви.

Серьёзный противник, с которым сразился Мцыри в своём первом и последнем в жизни бою.

Краткое содержание поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» по плану

I. Мцыри исповедуется

В начале поэмы читатель знакомится с местностью, где ранее стоял монастырь. Затем автор говорит об одном из послушников этого монастыря — Мцыри. Юноша находится при смерти и рассказывает своему воспитателю старому монаху о своих душевных переживаниях.

II. Жизнь до плена

Мцыри родился и рос до 6 лет в семье горцев на Кавказе. И был счастливейшим из детей.

Краткое содержание Лермонтов Морская царевна за 2 минуты пересказ сюжета

III. Взятие в плен

Но в шестилетнем возрасте мальчишку пленили русские военный. Его вывезли из родных мест. По дороге герой тяжело занемог. Генерал, пленивший его, был вынужден оставить мальчишку у монахов.

IV. Узник монастыря

Мцыри прожил в монастыре много лет. Здесь он вырос и повзрослел, при этом он так и не смирился со своей участью. Все его мечты — вернуться в родные края.

V. Три дня и три ночи свободы

Однажды послушник Мцыри сбегает из монастыря. Он проводит среди дикой природы три дня и три ночи. Он сталкивается со стихией, встречает юную грузинку, сражается с барсом один на один и одолевает хищника.

Встреча с девушкой помогает юноше понять, что он мог бы любить, с барсом — что он силён и отважен, а со стихией — что он ничтожен и чужд к жизни на воле. Ранения, голод и непогода ослабляют молодого послушника.

Он теряет сознание возле стен монастыря, куда случайно возвращается, окончательно заплутав.

VI. На смертном одре

Монахи вскоре находят обессилевшего юношу. Они несут его обратно за монастырские стены и пытаются выходить. Его раны слишком тяжелы, особенно та, что в душе — Мцыри окончательно понял, что ему никогда не вернуться к родным. Герой умирает и просит лишь об одном — перенести его в сад, где мягкая, пахучая трава и можно последний раз взглянуть в сторону Кавказа.

Кратко о значении и истории создания поэмы Лермонтова «Мцыри»

Читать текст этого произведения следует сквозь призму исторических событий, которые и повлекли пленение вымышленного Лермонтовым романтического героя Мцыри.

Временные рамки повествования принадлежат первой половине XIX века, то есть эпохе завоевания кавказских земель: присоединение территорий и обращение горцев в православие.

Так и рождается мальчик Мцыри, вынужденный томиться в монастыре и постричься в монахи против своей воли.

По мнению литератором и историков, Лермонтов мог взять за основу поэмы рассказ реального человека, монаха, которого поэт встретил по дороге в Грузию.

В поэме также часто слышатся мотивы народного грузинского фольклора, например, сцена с барсом очень напоминает «Мальчик и тигр» из народных сказаний. «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году, поэма претерпела много исправлений, чтобы избежать запрета под грифом «цензура».

Удалены были в основном небольшие фрагменты, в которых особенно трепетно воспевалась свобода или звучали антихристианские мотивы.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/lermontov/mcyri

Краткое содержание «Мцыри»

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г.

Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни.

Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски.

Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец».

Таким образом, герой лишен собственного имени.

  • Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.
  • Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.
  • Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует.

Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь.

Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни.

Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье.

Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре.

Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой.

На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела.

Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время.

Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…».

Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его.

Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…»

Источник: https://obrazovaka.ru/books/lermontov/mcyri

Конспект урока Лермонтов "Морская царевна"

Конспект урока литературы в 9 классе Лермонтов М.Ю. «Морская царевна»

Тема: М.Ю. Лермонтов «Морская царевна»

Цель: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Морская царевна»

  • Задачи: обучение комплексному анализу текста;
  • Развитие навыков анализа художественного текста через обучение работе с деталью;
  • Воспитание у учащихся чувства активной жизненной позиции через художественные образы, создаваемые поэтом, через понимание авторской оценки,
  • Коррекция воображения, мышления, устной речи.
  • Оборудование: портрет Лермонтова, иллюстрации к произведению с изображением русалки, карточки вариантами ответов на вопросы
  • Ход урока:
  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. — С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?
  2. -Назовите произведения Лермонтова, которые вы знаете?
  3. — Какое стихотворение принесло ему славу?
  4. — с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

2. Индивидуально.

1ученик. Кратко передайте сюжет баллады.

2 ученик. Выразительное чтение баллады.

  1. Итог проверки. Оценивание учащихся.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Работа над стихотворением.

  1. Вступительное слово учителя.

— С детских лет нам хорошо известен сказочный зачин поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», в котором есть такие строки:

…. Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…»

И дальше знаем. Что Руслан бьётся с Рогдаем , которого потом на дно увлекает Русалка.

С образом Русалки встретимся и у Н.В. Гоголя в «майской ночи». Русалка- героиня многих русских преданий и сказок.

Сегодня мы обращаемся к балладе Лермонтова «Морская царевна», которая вбирает в себя древние рассказы о русалках, обояние русских народных сказок. Лермонтов написал балладу в июне 1841г.

  1. Первичное чтение баллады учителем.

— Какие картины вы представляли, слушая эту балладу?

3. Проверка восприятия.

— Какие картины вы представляли, слушая эту балладу?

4. Повторное чтение учащимися баллады «про себя».

— Ребята, прочитайте ещё раз балладу и обратите внимания на незнакомые вам слова и выражения. После чтения мы все непонятные слова разберём.

5. Словарная работа.

  • Ушами прядёт – шевелит ушами.
  • Лихие друзья –
  • Шелковая узда- шелковая уздечка на коне
  • Младая – молодая
  • Очи- глаза.
  • Чело- лоб.

6. Беседа по содержанию. Выборочное чтение.

— Кого увидел царевич в море? Подтвердите это словами из текста.

— Для чего он вытащил Морскую царевну ? (детям предлагаются варианты ответов. Выбирают и объясняют свой выбор.)

  1. Варианты ответов:
  2. *жениться на ней * убить её
  3. * похвалиться перед друзьями * посмеяться над ней

— Докажите словами из текста. (Дети зачитывают.)

— Что произошло с Морской царевной? Давайте перечитаем этот отрывок.

-Впечатляет? Почему?

— Зачитайте последние две строки. О чём задумался царевич?

— В каких словах заключена авторская оценка? Дети зачитывают.

  • — Прочитайте ещё раз, чтобы выразить отношение автора.
  • — Какое чувство испытал царевич после происшедшего? Выберите ответ:
  • *Сожалел,
  • * Был рад,
  • * Остался равнодушен,
  • * Испытал разочарование.
  • — Докажите словами из текста.
  • — Как вы оцениваете поступок витязя?
Читайте также:  Краткое содержание кундера невыносимая лёгкость бытия за 2 минуты пересказ сюжета

— Как повели себя его товарищи? Зачитайте.

  1. — Почему толпа смущённая, а не испуганная?
  2. — Как бы вы их повели на своём месте?
  3. Учитель: Погибла душа в мире жестокости (вытащили на берег), равнодушия ( стояли и смотрели).

Автор называет царевича ВИТЯЗЕМ. ВИТЯЗЬ ДОЛЖЕН ЗАЩИЩАТЬ, а не губить!!!!

— Можем ли мы сказать, что данное произведение относится к жанру баллада?

— Почему? Какие события изображены исторические или фантастические?

7. Работа над выразительностью.

Разделим на три части:

1.Восторг.

2. Желание похвастаться.

3. Разочарование и жалость.

Выбор интонации для чтения.

8.Чтение баллады учащимися.

V. Итог урока.

  • Трагедия современного мира жестокости, равнодушия, которое разрушает всё вокруг нас.
  • В балладе «Морская царевна» Лермонтов воссоединил тайну и красоту, любовь и смерть, добро и зло.
  • — Ребята, а что с сегодняшнего урока вынесите вы?

— Над чем задумались? Что главное мы должны взять для себя из этой баллады?

VI. Оценивание учащихся.

VII. Домашнее задание.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-lermontov-morskaya-carevna-1063138.html

Мцыри

Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры».

Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.

) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре.

Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински.

Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

Продолжение после рекламы:

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня.

Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета.

Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи.

Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил.

Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Брифли существует благодаря рекламе:

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке.

Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки — в союзе с дикой природой — зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы.

Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев.

Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом.

Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот — клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы.

И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается — на восток, на восток, на восток.

Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Продолжение после рекламы:

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут.

Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы.

Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка — вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни…

Пересказала А. М. Марченко. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Источник: https://briefly.ru/lermontov/mcyri/

Краткое содержание Лермонтов Тамань для читательского дневника

Печорин – весьма загадочная натура, которая может быть порывистой, так и холодно-расчетливой. Но он далеко не прост, но в этом случае – в Тамани, его обвели вокруг пальца.

Именно там Печорин останавливает в доме одной старушки, которая довольно подозрительна. Но Печорину самое важное – кров над головой и еда. Прогуливаясь, он видит девушку, которая кажется ему очень странной. Девушка дерзка, просто необычайно дерзка, и еще очень ловкая. Но она симпатична, а кто может устоять при таких качествах и соотношений в характере и внешности?

Печорин просто заинтригован, тем более, он довольно молод. С ней происходит что-то похожее на знакомство, если это можно так назвать. Девушка предлагает встретиться ночью в лодке, так как Печорин начинает догадываться о ее противозаконной деятельности.

Она собирается его убить, и этой ей почти удается, но Печорин спасается чудом. Печорин сразу стал подозревать ее, как только понял, что мальчик, живущий рядом с ним – не слепой, а притворяется. И он был свидетелем того, что происходило ночью на берегу реки.

Там девушка и мальчик передавали и прятали контрабандный товар. Только любопытство и интерес могли заставить пойти ночью на берег посмотреть, что будет дальше.

Краткое содержание главы Тамань (Герой нашего времени)

Поздно ночью Печорин приехал в Тамань. Десятнику он объяснил, что он офицер, едет по казенным делам и потребовал найти ему жилье для ночлега.

Десятник привел его к небольшому дому у самого моря. Печорин очень устал и велел своему денщику нести чемодан, а сам стал звать хозяина. Из сеней вышел парнишка лет четырнадцати и сказал, что хозяйки нет дома. Печорин зажег спичку и увидел, что мальчик слепой. Мальчик сказал, что он сирота, а дочка хозяйки убежала с татарином. Промелькнувшая улыбка на его лице, не понравилась Печорину.

В доме ничего не было, кроме нескольких лавок, стола и сундука. Насторожило Печорина и то, что в доме отсутствовали иконы. Он разложил вещи и улегся, однако заснуть ему не удавалось.

Месяц озарял комнату, Печорин заметил на полоске света промелькнувшую тень. Он оделся и вышел из дома. Печорин увидел слепого мальчика, тот прошел мимо него и стал спускаться к пристани. Печорин направился вслед за ним. Мальчик очень ловко пробирался по крутой тропинке. Наконец он остановился и присел. К нему подошла женская фигура.

Печорин услышал их разговор. Они ждали какого-то Янко. Вскоре на море показалась лодка, из нее вышел мужчина в татарской шапке. Втроем они взяли груз из лодки и направились вдоль берега.

Печорин встревожился, вернулся в дом и стал дожидаться утра. Утром он отправился к коменданту, узнать в котором часу он сможет уехать в Геленджик. Он расстроился, узнав, что ждать еще дня три.

Вернувшись в дом, он обнаружил хозяйку, которая готовила обед. У слепого мальчишки, он спросил, куда тот ходил ночью, но мальчик не ответил. Печорин разозлился и решил во что бы то ни стало узнать эту тайну.

Он присел на камень и задумался, прошло какое-то время и он услышал песню. Печорин увидел, что на крыше дома стоит девушка, похожая на русалку и поет песню. Девушка целый день крутилась возле Печорина, будто ждала от него вопроса. Но, всякий раз когда он пытался заговорить с ней, коварно улыбалась и убегала.

Девушке было около восемнадцати лет, она не была красавицей, но было что-то завораживающее в ее чертах. Печорину все же удалось заговорить с загадочной девушкой. Он рассказал, что видел ее ночью на берегу. Печорин пригрозил, что расскажет коменданту о ночном происшествии, девушка не отреагировала и убежала.

Смеркалось, Печорин сидел за столом и пил чай и тут вошла девушка. Она села напротив него, у нее было бледное и взволнованное лицо, она молчала. Неожиданно она встала, обвила руками его шею и поцеловала в губы. Печорин был одурманен поцелуем, девушка шепнула ему, чтобы ночью он приходил на берег.

Ночью Печорин прихватил пистолет и вышел из дома. Он предупредил своего денщика, чтобы тот шел на берег, если услышит выстрел.

Девушка дожидалась его, она взяла его за руку и они стали спускаться к берегу. Там стояла лодка, девушка прыгнула в лодку и потянула Печорина за собой. Лодка начала отплывать, Печорин взволновался. Девушка стала признаваться ему в любви, и тут он услышал всплеск воды. Печорин обнаружил пропажу пистолета.

Девушка набросилась на него, пытаясь столкнуть его в воду.Во время борьбы он спросил, чего она хочет. Она ответила, что боится его доноса.  Ему удалось сбросить девушку в воду.

Добравшись до берега, Печорин притаился и увидел, что девушка уже на берегу. К ней подплыла лодка, с нее вышел Янко. Они разговаривали, пришел слепой и положил в лодку мешок.

Янко дал слепому монет и сказал, что больше здесь не появится и будет искать работу в другом месте. Они с девушкой сели в лодку и отчалили. Мальчик остался на берегу и долго плакал.

Печорин понял, что они занимались контрабандой. Вернувшись в дом, он обнаружил пропажу своих вещей, он понял, что именно их положил в лодку слепой.

  • Утром он покинул Тамань.
  • Печорин сделал для себя вывод, что не стоит вмешиваться в чужие дела и разрушать чужие судьбы.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/lermontov/taman

Лермонтов М.Ю. “Ашик-Кериб” Читательский дневник

  • Лермонтов Михаил Юрьевич
  • Название “Ашик-Кериб”
  • Жанр: литературная сказка
  • Тема произведения: любовь и верность
  • Число страниц: 15
  • Главные герои и их характеристика

Ашик-Кериб. Молодой, очень бедный, но талантливый певец. Честный и добрый. Иногда недоверчивый, но иногда слишком доверчивый. Став известным и богатым, чуть было не забывает Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери. Красивая и добрая дочь богатого бека. Преданная и верная, умеет хранить верность любимому, готова умереть, но не выйти замуж за нелюбимого.

Куршуд-бек. Завистливый и коварный, но по-своему честный и благородный.

Мать Ашик-Кериба. Старая женщина, которая ослепла от горя.

Сестра Ашик-Кериба. Добрая девушка.

Хадерилиаз. Святой заступник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о любви простого музыканта и богатой
девушки. О коварстве и верности, о самопожертвовании и о том, как талант везде
пробивает себе дорогу.

  1. Сюжет — краткое содержание
  2. Молодой певец Ашик-Кериб и девушка Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность Ашик-Кериба мешает им быть вместе.
  3. Ашик-Кериб обещает стать богатым и отправляется странствовать, а завистливыйКуршуд-бек говорит всем о его смерти.
  4. Ашик-Кериб становится богатым и забывает о сроках возвращения, но Магуль-Мегери сумела напомнить о себе с помощью золотого блюда.
  5. Святой Георгий, Хадерилиаз, помогает Ашик-Керибу и дает ему волшебную грязь.
  6. Ашик-Кериб успевает расстроить свадьбу Магуль-Мегери, спасает девушку и возвращает зрение своей матери.
  7. Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод встречи Ашик-Кериба и
Хадарилиаза, когда Ашик-Кериб не верил всаднику и несколько раз называл совсем
другие города, куда ему якобы нужно было попасть. И только оказавшись в этих
городах, юноша поверил святому.

План произведения для пересказа

  • Любовь Ашик-Кериба и Магуль-Мегери.
  • Обещание Ашик-Кериба.
  • Предательство Куршуд-бека.
  • Горе матери.
  • Ашик-Кериб становится богатым.
  • Золотое блюдо.
  • Отчаяние Ашик-Кериба.
  • Встреча со святым Хадерилиазом.
  • Ашик-Кериб дома.
  • Ашик-Кериб на свадьбе.
  • Встреча влюбленных.
  • Судьба Куршуд-бека.
  • Главная мысль
  • Для настоящей любви нет преград, так же, как и
    для настоящего таланта.
  • Чему учит эта книга

Сказка учит верности и умению держать слово. Учит
никогда не завидовать чужому счастью и не пытаться построить свое счастье на
горе другого человека. Учит быть честным и добрым. Учит не забывать тех, кто
помог тебе и прощать тех, кто тебя обидел.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта красивая восточная сказка за
ее колорит и увлекательный сюжет. Мне очень понравилась Магуль-Мегери, которая
хранила верность своему любимому семь долгих лет и никогда не забывала его. Она
заслужила свое счастье. И мне понравилось, что в конце сказки счастливы
оказались все, даже Куршуд-бек.

  1. Новые слова и выражения
  2. Сааз — струнный музыкальный инструмент.
  3. Ашик — певец.
  4. Чапрой — занавеска, шторка.
  5. Кериб — странник, бедняк.
  6. Пословицы к произведению
  7. Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  8. Верный друг любит до смерти.
  9. Влюбленному море по колено.
  10. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
  11. Была вина, да прощена.
  12. Другие читательские дневники

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/lermontov-m-yu-ashik-kerib-chitatels/

Краткое содержание Ашик-Кериб Лермонтова за 2 минуты пересказ сюжета

Путешествуя по Кавказу и Закавказью, Михаил Лермонтов активно интересовался народным творчеством. В 1837 году он записал сказку «Ашик-Кериб».

Анализ произведения показывает, что оно повествует о странствиях бедного молодого музыканта и может познакомить с самобытной турецкой культурой.

Фольклорный сюжет «муж на свадьбе у своей жены» широко известен на Ближнем Востоке и ложится в основу не только народных сказок, но и многих известных литературных шедевров.

Читайте также:  Краткое содержание экзюпери планета людей за 2 минуты пересказ сюжета

Все дороги ведут… к родному порогу

Сюжет сказки не нов, он многократно использовался в мировой литературе, причем, как на Востоке, так и на Западе.

Наследник семьи, богатой или бедной, отправляется в путешествие по миру, что вернуться победителем, повзрослевшим, посерьезневшим, отчасти философом, обладателем материальных и духовных богатств. У порога его ждет верная жена или невеста.

Самые известные истории на эту тему были рассказаны Гомером и Генриком Ибсеном. Одиссей и Пер Гюнт, Пенелопа и Сольвейг стали олицетворением неодолимой тяги к путешествиям и жертвенной верности.

Основная идея сказки в том, что самоценность личности поверяется отношением к нему родного окружения, отчего дома.

Где бы ты ни был, куда бы ни забросила тебя судьба, какие континенты ты бы ни пересек, пути-дороги ни исходил, все равно придется держать ответ в родительском доме, в дорогих сердцу местах.

Чего я достиг, чего стою? Как исполнил отцовский наказ? Можно ли мною гордиться, достоин ли я представлять родину?

Жанр и композиция

Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:

  • присутствие чудес;
  • наличие волшебных предметов;
  • троекратные повторения.

Композиция:

  1. Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
  2. Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
  3. Развитие действия: скитания Кериба.
  4. Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
  5. Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.

Не мальчик, но муж

В сказке всего одна сюжетная линия, но немало подтекста. Ашик отправляется в поход, чтобы заработать денег, ведь он прекрасный музыкант на сазе (инструменте наподобие балалайки). Но ведь особой необходимости в этом отъезде нет.

Невеста вполне обеспеченная девушка, и ее денег с лихвой хватит и на будущих детей и внуков, и на безбедную жизнь в богатом отцовском доме. Но в том-то и дело, что так может рассуждать мальчик, юноша, но не мужчина. Не пристало становиться нахлебником (по-современному таких людей иронично называют «альфонсами») представителю сильной половины человечества.

Невозможно это, неприемлемо, не по-мужски. И не по-людски. Ашик словно сдает экзамен на зрелость и мужественность. И сдает его с честью.

Очень важная часть повествования посвящена возвращению главного героя в родной Тифлис. Замечтался, задумался, не проследил за календарем (все же молодость!) Тем не менее, при первом же напоминании отправляется в обратный путь. Отчаяние обуревает парня.

Разве можно преодолеть расстояние, требующее нескольких месяцев, за пару дней, а то и часов? Оказывается, можно. Но только в том случае, если есть вера и огромное желание исполнить задуманное. Сказка вселяет в читателей и слушателей оптимизм и дает разочаровавшемуся силы.

Она словно говорит: никогда не отчаивайся, борись, иди до конца. Магия и помощь небес, конечно, нелишни. Но если они и потребуются, то придут не к тому, кто поминутно жалуется.

Волшебным или «земным» образом разрешаются проблемы у того, кто ищет, борется, стремится к цели, идет вперед.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев, каждый из которых обладает своими особенными чертами характера. Описание и характеристика Ашик-Кериба из сказки «Ашик-Кериб», а также других персонажей:

  1. Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, на свадьбах играющий на саазе, талантливый, добрый, неунывающий, смелый и решительный. Целеустремлённый, трудолюбивый, гордый: решил сам заработать деньги, чтобы свататься к невесте, а не быть вечно обязанным её отцу. Готов на всё ради своей любви. Умеет достигать поставленных целей. Его также можно охарактеризовать как человека, умеющего прощать и со всеми сохраняющего добрые отношения. Хотя Куршуд-бек поступил плохо, он не держит на него зла и даже отдаёт в жёны сестру, чтобы никто не остался обиженным.
  2. Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Единственная дочь богатого турка Аян-Аги. Скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше уж погибнуть, чем доставаться нелюбимому человеку. Умная, изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся далеко от неё, отправив золотое блюдо и сообщение вместе со странником-купцом.
  3. Куршуд-бек — другой молодой жених, давно сватающийся к Магуль. Хитрый, завистливый и подлый: сначала притворяется другом Кериба, но затем предаёт его и сообщает всем ложь о его смерти, из-за чего его мать слепнет. Однако и у него есть положительные качества, разглядев которые, главный герой прощает Куршуда, отдав в жёны свою сестру.
  4. Хадерилиаз — загадочный всадник на белом коне, спасший Кериба и вовремя доставивший его в Тифлиз. Волшебник, святой Георгий, ставший его покровителем.
  5. Мать Ашика — любящая, заботливая, трудолюбивая и мудрая женщина. Узнав, что с сыном случилась беда, ослепла от слёз, но продолжала ждать его.
  6. Сестра Ашика — красивая, добрая, умная и проницательная девушка. Не побоялась открыть дверь незнакомцу, первая узнала брата.

Благодарность матери, доверие к любимой

Ашик покидает город без тени сомнения в том, что невеста за долгие семь лет дождется его. Настоящая любовь не требует ни стражей, ни детективных расследований, ни клятв, ни угроз, ни обещаний, ни подозрений, ни доказательств. Любовь и ложь, любовь и предательство попросту несовместимы. А если это не так – то и говорить не о чем. Не было, значит, никакой любви.

Прозрение матери при стечении народа и все те богатства, что певец принес в дом, олицетворяют возврат сыновнего долга.

За воспитание, за науку, за то, что растила и холила, лелеяла и берегла сына и дочь, Ана (мать) получает благодарность.

А еще за то, подчеркивает автор, что научила детей самому важному: не лениться, надеяться на свои силы, уважать и не подводить людей, дорожить добрым именем семьи.

А все ли взрослые задумываются над тем, с каким багажом отпускают в большое плавание своих подросших отпрысков? Ведь придет время, и доведется им, как и матери Ашика, пожинать плоды родительского воспитания.

Возлюбленная дает о себе знать

Сказка «Ашик-Кериб» продолжается тем, что Магуль-Мегери, которая не поверила в смерть своего возлюбленного и попыталась успокоить его мать и сестру, к истечению срока стала волноваться о судьбе своего жениха.

Она сказала знакомому купцу, который водил караваны по многим городам этой страны, чтобы тот взял у неё золотое блюдо. Он должен в каждом населенном пункте объявлять о том, что отдаст эту драгоценность тому, кто окажется ее хозяином.

Переломным моментом сказки «Ашик-Кериб» является появление главного героя в лавке купца. Молодой человек узнал блюдо, принадлежавшее его невесте, и вспомнил о сроке, поставленном Магуль, который уже подходил к концу.

Он взял с собой мешок золота и, сев на коня, помчался в родной город. Однако скоро он понял, что как бы быстро он ни ехал, всё же не смог бы поспеть к намеченной дате. Тогда главный герой сказки «Ашик-Кериб» решает свести счеты с жизнью, прыгнув со скалы.

Почему люди уважали Ашик Кериба

Наконец, главный герой показывает пример благородного отношения к сопернику. Не помог хитроумному Куршуд-беку маневр с кражей одежды, не приблизило день свадьбы навязчивое ухаживание за главной героиней.

Но теперь, когда противник повержен, а сердце прекрасной Магуль-Мегери отдано триумфатору, не приходится Куршуд-беку исходить злобой и ненавистью. Ашик протянул к нему братскую руку и предложил стать родственником. Еще одна победа чудесного музыканта, и какая красивая.

Торжествующий, умный, благородный человек не унизит проигравшего, не станет злорадствовать, ему это и в голову не придет.

Краткое содержание

Жил в Тифлизе бедный музыкант Ашик-Кериб, играющий на саазе. Однажды влюбился он в прекрасную Магуль-Мегери, но она была дочерью богача. Ашик понял, что не может просить её руки, пока он беден.

Поэтому он задумал отправиться странствовать по свету 7 лет и нажить себе богатство, вернуться по истечении этого срока и взять возлюбленную в жёны.

Девушка согласилась ждать, но если герой не успеет вернуться, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно за неё сватается.

Попрощавшись с матерью и сестрой, Кериб отправился в путь. Но за ним увязался Куршуд-бек. Когда Ашик переплывал реку, сбросив одежду, его спутник схватил её и вернулся в Тифлиз, сказав всем, что герой утонул, а значит, теперь он может жениться на Магуль-Мегери. Но она ему не поверила. Зато поверила мать Ашика и ослепла от слёз.

Путешествуя из города в город, молодой певец быстро добился славы. Наконец, прибыл он в город Халаф, где стал придворным музыкантом паши и разбогател. Живя в роскоши, начал он забывать, что должен вернуться. Но Магуль-Мегери послала вместе со странствующим купцом золотое блюдо, которое должно было напомнить ему о возвращении. Увидев блюдо, он всё вспомнил.

До истечения срока оставалось три дня. Не успел бы Ашик, но ему помог Хадерилиаз (св. Георгий), который мгновенно доставил его в родной город. А чтобы все поверили, что это действительно Ашик-Кериб, Хадерилиаз дал ему землю из-под копыта своего коня. Землёй он должен был помазать глаза ослепшей 7 лет назад матери, и тогда она прозреет и узнает сына.

В Тифлизе Ашик сначала побывал у матери и сестры: они не узнали его, но герой попросил свой сааз, висевший на стене. Взяв его, он поспешил на свадьбу Куршуда и Магуль-Мегери. Девушка собиралась совершить самоубийство, лишь бы не стать женой нелюбимого. Но когда она услышала голос поющего Кериба, она узнала его: влюблённые бросились друг другу в объятия.

Брат Куршуд-бека обнажил меч, желая убить их обоих, но Куршуд-бек остановил его, справедливо решив, что соперник всё-таки успел к концу срока.

В доказательство, что это действительно он, Ашик попросил привести мать, промыл ей глаза землёй с водой. Она прозрела и узнала сына, а тот восславил могущественного Хадерилиаза. И хотя Куршуд-бек когда-то поступил с ним подло, добрый Ашик отдал ему в жёны свою сестру с богатым приданым.

Чему учит сказка Ашик Кериб

Итак, основная и главная мысль сказки “Ашик Кериб” укладывается в три основных умозаключения-поучения:

  • береги честь и достоинство, иди по жизни с высоко поднятой головой, ставь цели и планомерно их добивайся
  • помни о доме, где родился, где получил первые уроки, не забывай отца и мать, учителей, будь благодарным
  • если встретишь любовь, сделай все, чтобы сохранить это сокровище, трудись во благо семьи, цени то, что имеешь, успех и счастье в твоих руках.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество».

С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю.

Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Встреча с семьей

Ашик-Кериб приходит в дом своей матери, но ни она, ни его сестра не узнают своего родственника. Даже когда он берёт сааз, висевший на стене, и начинает играть.

Тем не менее мать главного героя сказки «Ашик-Кериб», краткое содержание которой приводятся в этой статье, глубоко тронута потрясающим искусством своего гостя. Молодой человек просит у нее позволения взять инструмент и сыграть на нём на свадьбе, которая в это время проходила в ближайшем доме. Старушка соглашается на это.

Текст волшебной сказки как объект лингвистического анализа

— В чём особенность литературной сказки? (реальные события, обыкновенные люди, обычные предметы, описание занятий людей, есть автор)

В течение семи лет он живет во дворце правителя, не зная нужд. Автор произведения говорит, что ему неизвестно, забыл ли в ту пору Ашик-Кериб свою Магуль-Мегери или нет. Однако возвращаться в Тифлис он почему-то не торопился.

Магуль-Мегери это прекрасная дама, которую если брать в отдельности от ее отца, то про нее можно практически точно сказать то, что она хороша во всех смыслах этого слова. Она обладает высокими нравственными качествами и по произведению видно то, что ее совершенно не испортили деньги.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила.

Всякий человек в исламе гарип — чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями.

Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Источник: https://memblog.ru/obrazy-geroev/ashik-kerib-lermontov-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector