Краткое содержание лиханов чистые камушки за 2 минуты пересказ сюжета

Михаська сунул свечку в сумку, пора было уже идти. Он положил туда еще кусок хлеба, намазанный тонким слоем маргарина и завернутый в довоенную газету.

Он подумал, все ли взял, не забыл ли чего, и подошел к этажерке, где лежало самое заветное – красный альбомчик. До войны отец собирал марки. Эх, какая тут была красота! Синие, красные, голубые, оранжевые, зеленые листочки, наверное, всех цветов на свете – разместились стройными рядами.

А что тут только не нарисовано! Какие-то цари и короли. Фонтаны и верблюды, цветы и города, гербы и замки! Михаська смотрел марки каждый день и удивлялся, как это отец мог собрать столько марок.

Михаська пытался продолжать эту коллекцию, искал марки, но ничего не находил – разве что синюю марочку с красноармейцем да зеленую с колхозницей, только такие марки и ходили с письмами.

Он уже хвастался альбомом Сашке Свириду и Катьке с Лизой, соседским девчонкам, внучкам Ивановны.

Теперь ему хотелось показать марки в школе.

Он подождет, когда рассветет, когда ребята потушат свечные огарки, когда взойдет солнце и растопит кружева на окне, и где-нибудь на четвертом уроке он вытащит заветный альбомчик и пустит его по рядам. Не страшно, даже если Юлия Николаевна отберет. Она отберет, а потом сама же их покажет всем, только еще и объяснит, что там нарисовано.

Михаська сунул альбом в сумку.

На улице было совсем темно, огни не горели – света не хватало заводам, не то что улицам. В утреннем сумраке еле угадывалась черная дорога.

До угла они шли с матерью вместе, потом мама помахала ему рукой и свернула к госпиталю, а Михаська пошел дальше.

Он шел быстро, слушая, как хрупает под валенками снег, будто лошадь ест сено. Михаська все думал, как это получится здорово, когда он вытащит альбом и все ахнут.

Ребята скажут, какой молодец у Михаськи отец, – ведь не каждый может похвастать таким богатством, не каждый может сесть вечером у лампы и посмотреть марки: побродить по страшным джунглям, или по северным льдам, или в пустыне Сахаре.

  • Михаська беззаботно размахивал портфелем, а за углом его ждала беда.
  • Когда он повернул к школе и проступил в темноте ее черный силуэт, ему навстречу шагнула тень.
  • Михаська сразу узнал ее.

Это был Колька Савватеев. Его прозвали Шакалом, а еще Николаем Третьим, потому что последний царь был Николай Второй, а Савватеев считался как царь.

Он учился в соседней школе, в седьмом классе. Когда Сашка Свирид приехал из Ленинграда, Савватей поймал его на улице и накормил хлебом, который отнял у других.

Сашка не устоял, наелся хлеба, и Савватей заставил его «шестерить» – ходить всегда рядом с ним, будто адъютант. Сашкина мать тогда отбила его у Савватея.

Поймала Николая Третьего среди бела дня на улице и набросилась на него. «За кусок хлеба ребенку голову морочишь!» – кричала она.

Удивительно, Савватей от Сашки отвязался.

По утрам, особенно зимой, Николай Третий вставал рано, как настоящий шакал, и дежурил у начальной школы, где учился Михаська. Он специально дежурил именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и ребята все маленькие. Савватей стоял в темноте и обшаривал ребят.

Он отбирал куски хлеба, намазанные маргарином, и серые пеклеванные булочки, базарные конфетки – подушечки и овсяные ватрушки. Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки. Когда он отнимал книжки или тетрадки, ребята не уходили.

Они стояли в отдалении и ждали, когда Николай Третий бросит тетрадки, а потом бежали подбирать их.

Савватей делал все это молча, нагло, становясь поперек узкой дорожки между двух сугробов. Он отбирал не у всех: куда ему было столько хлеба – лопнешь, не съешь! Он отбирал на выбор, кто ему не понравится, а может, наоборот, понравится. Тем, у кого он отнимал что-нибудь, Савватей шептал:

– Молчи, стер-рва!

Это «стер-рва», это протяжное «р-р» действовало на всех без исключения. Все молчали. Все боялись кары ужасного Савватея, Николая Третьего.

Когда Михаська увидел Савватея, шагнувшего навстречу, сердце у него вдруг громко застучало, предчувствуя беду.

Они встречались и раньше, но чаще всего Савватей пропускал почему-то Михаську, и он, загребая валенками снег в глубоком сугробе, обходил его. Таков был шакалий закон – обойти его по сугробу.

Один раз Николай Третий отобрал у Михаськи кусок хлеба, и Михаська не очень-то расстроился, потому что так случалось со всеми.

  1. Но сейчас, когда Савватей шагнул к нему, Михаська сразу вспомнил альбом и понял, что произойдет ужасное.
  2. – Открой, – хриплым голосом сказал ему Шакал и кивнул на портфель.
  3. Одеревенелыми руками Михаська снял варежки, сунул их в карман и щелкнул портфельным замком. Михаська с тайной надеждой подумал, что, может быть, в темноте Шакал не заметит альбома, но Савватей заметил, открыл его и сказал:

– Ого!..

Михаська услышал за спиной скрип валенок и быстро обернулся, надеясь на помощь. Но сзади стояла маленькая Лиза, внучка Ивановны. Нет, Лиза ничем не могла помочь. Она уже раскрыла свою сумку, чтобы Савватей ее осмотрел, но Савватей мог и не смотреть, потому что ничего у нее в сумке не было – это Михаська знал точно.

Шакал небрежно листал альбомчик, и Михаська вдруг с отчаянием понял, что Савватей, эта грязная скотина, не отдаст ему марки.

– Отдай, – сказал Михаська. – Это отца. На вот хлеб…

– «Отца»! – хохотнул Савватей, как-то деловито размахнулся и ударил Михаську в нос.

На улице стало совсем светло, как после четвертого урока, потом стемнело снова. Михаська почувствовал, как что-то теплое ползет у него по губе.

– На вот тебе отца! – сказал Николай Третий.

Михаська упал на одно колено, видно оступившись, тут же вскочил и по сугробу рванулся в сторону. Снег был глубокий, по пояс Михаське, но он ничего не видел. С портфелем под мышкой выскочил из сугроба и пробежал несколько шагов.

В голове шумело, перед глазами шаталось все, словно при землетрясении. Михаська взял в ладошку снег и приложил к губе. Снег стал красным. Михаська прошел еще несколько шагов и вдруг сел прямо в сугроб и заплакал.

Его губы тряслись, и капельки пота катились из-под шапки. Мир остановился вокруг, и ничего не было – ни силуэта школы, ни темноты, ни вчера, ни сегодня, только альбом с дорогими отцовскими марками и ненавистный Шакал, Николай Третий, Савватей.

«Все, все, все!.. – думал Михаська. – Нет марок. Нет альбома… Все! Все! Все!»

Шапка упала в снег, но он не чувствовал ничего, кроме смертельной тоски и обиды.

Кто-то потянул его за рукав. Михаська вздрогнул и обернулся.

Перед ним стояла маленькая Лиза, внучка уборщицы. Ивановны.

– Не надо, – сказала Лиза, вглядываясь в Михаськино лицо. – Не надо.

  • – Уйди, – прошептал Михаська и ткнулся лицом в снег.
  • Это было бессмысленно, совсем не к месту – перед глазами маячил ледяной узор, похожий на орден Александра Невского, который он видел у раненого в госпитале.
  • 3

Вот такой день был у Михаськи. Тяжелый день.

Михаська верил, даже наверняка знал, что будет, должен быть во что бы то ни стало еще один день, который тоже запомнится ему, и даже больше, чем этот, первый. Это будет страшный день для Николая Третьего, Савватея.

Михаська придумывал, как он отомстит Шакалу. Много разных гибелей придумал он проклятому Савватею.

Это могло быть и так, что вся школа под Михаськиным предводительством вышла бы рано утром на улицу, совсем рано, пока еще спит Шакал. На плече у каждого были бы белые веревки. И в том месте, куда приходит обычно Николай Третий, за домами, за сараями, за деревьями, спряталась бы вся школа, протянув по белым сугробам белые веревки.

А потом бы пришел Шакал и встал на своем месте. А навстречу ему пошла бы маленькая Лиза, внучка Ивановны. А когда Шакал открыл бы у нее сумку, он увидел бы там гору хлебных кусков, намазанных маргарином, и ватрушки, и много еще чего. Это бы собрала в Лизину сумку свои куски вся школа.

Источник: https://online-knigi.com/page/17423?page=2

Лиханов, Последние холода краткое содержание

Многие писатели обращались к теме войны, изображая судьбу людей в сложное для них время. Лиханов также написал замечательное произведение, которое посвятил детям войны. Повесть Лиханова Последние холода передает лишения и недетские страдания, раскрывая читателю тему детей и войны.

Изучение повести Последние холода в кратком содержании для читательского дневника, позволит за короткое время прикоснуться к прошлому, к событиям, которые оставили отпечаток и в детских сердцах.

В своем рассказе, изображая тяжкие испытание детей военного времени, автор отражает настоящие ощущения и переживания, ведь он был свидетелем всего происходящего.

Начнем же знакомство с кратким содержанием работы Альберта Лиханова и его произведением Последние холода.

Повествование автор ведет от первого лица. Это Коля, который уже глазами взрослого смотрит на пережитое и делится с читателями страшными мгновениями из своей жизни.

Краткое содержание книги Последние холода

Рассказчик вспоминает школьные годы и свою учительницу. Звали ее Анной Николаевной. Это была прекрасная женщина, которая не только преподавала школьные предметы такие как математика, география, русский язык, но и давала уроки жизни, преподнося их ненавязчиво, произнося тихо, как будто разговаривая сама с собой.

Из рассказа мы узнаем имя героя. Это Коля, который живет в городе. Хоть на улице военное время, отец на фронте, сам город в тылу. Это последний год войны и из радиоприемников постоянно сообщается об очередной победе. Повсюду царит голод, и его испытывают как взрослые, так и дети.

Живет мальчик с мамой и бабушкой, которые стараются защитить ребенка от лишений, голода и холода. Коля ходит в третий класс и ему, как и другим детям, полагаются талоны на питание.

Несмотря на то, что родные старались всеми силами сделать так, чтобы их ребенок не испытывал нужды, у Коли все равно присутствует ощущение не сытости.

Мальчику предстоит посещать восьмую столовку, которая ему представляется райским местом, но в реальности все было другим. Это был большой холодный зал, который наполняли голодные дети. Талоны доставались не всем, поэтому дети ходили питаться по очереди. Получали же они хлеб и невкусную овсянку. Еда была безрадостной для героя, но другие дети поглощали все быстро и с аппетитом.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Доедал свои обеды и главный герой, ведь так его учила мать. Поэтому в силу своего воспитания он старался съесть холодную кашу. Сам мальчик рос в окружении заботы, но в школе он увидел и судьбы других детей. Как раз рассказ Лиханова помогает понять всю тяжесть их судьбы. Дети старались все доедать, а крошки оставлять птицам, чтобы те не оставались шакалам.

О шакалах Коля слышал часто и уже на следующий день понял кто это. Это были те дети, которым не доставались талоны и они приходили в столовую, чтобы выпрашивать питание, а то и воровать. Так герой встречает брата с сестрой, которые попрошайничают. Но кроме них еще есть шайка злых детей, которые только и умеют, что насмехаться и издеваться.

Как рассказали Коле, среди шакалов были и те, кто забирал не только хлеб, но и кашу. В этот раз получилось, что мальчик, которому Коля давал еду, также обворовал девочку. Шайка с носатым предводителем решает побить вора, и догнав на улице, стали его избивать.

Защищаясь, мальчик хватает главного за шею и начинает душить. Дети разбегаются, а Коля подходит к пострадавшему ворюге, который потерял сознание. Герой спасает мальчишку, позвав гардеробщицу. Та угощает пострадавшего чаем.

Мальчик рассказывает, что уже более пяти дней ничего не ел.

У мальчишки оказалось имя, и Вадим рассказывает о своей сестре Марье, и о том, что их отец воевал и погиб на фронте. Их эвакуировали из Минска, а без талонов они оказались, так как потеряли их. Мать же, заболев тифом, находится в больнице, а дети, чтобы той не стало известно об их проблемах, пишут веселые письма, где в каждом слове сплошная ложь.

Коля не остался равнодушным к горю детей. Вадим одалживает у Коли курточку, так как решает продать свое дорогое пальто, чтобы прокормиться до раздачи новых талонов. Коля соглашается отдать свою верхнюю одежду.

Когда Вадим примерял куртку, мама Коли увидела эту картину и подошла к детям. От сына она узнала о бедах детей. Она пытается им помочь, пригласив в дом, накормив и уложив спать. Дальше она позвонила в школу, сообщая об ужасном положении детей, хотя те просили держать их историю в тайне.

Следующий день ознаменовался Колиным прогулом. Тот пропустил уроки, так как подался с Вадимом на поиски еды. Как показала прогулка, новый знакомый уже хорошо знал злачные места. По дороге Вадим рассказал о детях, которые отбирают еду, угрожая ножом.

Читайте также:  Краткое содержание бунтующий человек камю за 2 минуты пересказ сюжета

Мальчики подошли к коммуналке, которую выделили семье Русаковых. Такой убогой комнаты Коля еще не видел. В этот день он опять делится своей едой с другом. Когда они ели, увидели Марью, что радостно бежала к брату. Она рассказала о том, что им выделяют новые талоны, и еще для них собрали небольшую сумму денег.

Сестра Вадима получила обед первой, но не успела его съесть, как к ней подбежал с лезвием шакал и отобрал котлету. Вадька пошел заступаться за сестру, напугав вора. Тот бросил котлету и убежал. Теперь надкушенная котлета осталась без внимания, хотя только вчера дети тут же доели бы ее. Получается, когда чувство голода покидает человека, он становится другим.

Выходя из столовой, на Вадима напал все тот же шакал с лезвием и подпортил парню пальто, которое тот хотел продать. Это расстраивает Вадима. Дети расстались.

Вадька направился на уроки, а Коля с Марьей, написав письмо, пошли в барак, где находились тифозные больные.

Дорогой Марья делилась, как было стыдно воровать и как стыд со временем сменяется, ведь голод быстро убивает все человеческие начала.

Коля вечером узнает от Марьи и ее брата о том, что учителя вновь дали портфель с продуктами, при этом мама Коли не признавалась, что это ее рук дело.

Позже Марья рассказала о своем походе в баню, но в женское отделение брат ее не пустил, так как боялся, что сестра там ошпарится и взял ее с собой в мужскую баню. Теперь сестре стыдно посещать баню.

А еще вечером Коля получил нагоняй от мамы, которой стало известно о прогуле ее сына. Несмотря на объяснения, мама была неумолимой и считала, что брат с сестрой плохо влияют на ее ребенка.

Далее из краткого пересказа повести Последние холода, мы узнаем о том, что мама Коли передавала Вадиму вести о хорошем состоянии их мамы. А вот восьмого мая, накануне дня Победы, мать пришла расстроенная. Собрав еды, они направляются в гости к детям. Там она странно себя ведет.

На следующий день город праздновал знаменательный день. Учителя просят всех детей запомнить пережитое и пронести эти воспоминания через всю жизнь, передав память своим внукам.

После праздника Коля идет к Вадиму и узнает о их горе. Мать Вадима умерла от тифа. Теперь стало понятно странное поведение его мамы. Теперь знакомых Коли увезут в детский дом. Наш герой еще пару раз встретится со своим другом, который в последствии сообщит, что их детский дом переезжает в другой город.

Уже осенью Коля пойдет вновь в школу, в следующий класс. Там опять будут талоны на допитание и вновь он увидит голодного мальчугана, с которым поделится своей едой.

Источник: https://sochinyshka.ru/lixanov-poslednie-xoloda-kratkoe-soderzhanie.html

Чистые камушки

Впереди, за лесом, где-то уже совсем рядом, пронзительно гукали паровозы. Будто вскрикивали, испуганные кем-то. И чем громче вскрикивали они, тем медленнее шел Михаська.

Стало светать. Туман медленно всплывал над землей. Михаська шел навстречу ему, и туман не стоял на месте, тоже спешил к Михаське.

Сначала он лизнул белым языком Михаськины ноги, потом поднялся выше – до пояса. Михаська будто входил в воду, только вода была странная, непрозрачная и не чувствовалась совсем. Прямо под ногами дорога еще виднелась, а что было впереди – бугорок или выбоина – все скрывал туман.

Михаська медленно погружался в него. И чем дальше он шел, тем больше росло, расширялось, захватывало его то смутное, неясное чувство, которое сидело где-то там, в глубине его, с самого начала и которое он так упорно отгонял от себя.

Он думал и думал про Сашку, но не Сашка занимал его сейчас, а то, как он вспомнил про него. Сашка лишь заставил его подумать про дом по-другому, с каким-то новым значением, без отчаяния, без злости, а как бы со стороны, заставил посмотреть на все, что случилось, иными глазами.

Ругая себя, Михаська подумал, что теперь смотрит на все происшедшее не только по-другому, не так, как прежде, но даже как совсем иной человек.

Не Михаська, нет – он, Михаська, так думать не мог. Скорее это был какой-то старичок. Бородатый, усатый, седой. Бывают такие старички – все понимают и все объясняют.

Михаське стало противно и стыдно, что он – это уже не он, будто лучина, раскололся надвое, расщепился, разделился. «Человек не лучина, – думал он. – Человек не может расщепляться».

Он должен быть один, должен быть самим собой.

Даже смешно, что он хотел уйти, убежать. Пусть на стройку Сталинграда. Все равно это было бы бегство, и больше ничего. Никакое не правое дело. Уйти – значит успокоиться.

А если ты успокоился, значит, сдался.

Михаська увидел, что утро уже настало. Солнце проламывалось сквозь лес, сверкало красными лучами прямо в глаза. Неожиданно для себя Михаська вдруг остановился и побежал обратно.

Край неба, к которому он бежал, стал прозрачным, как чистые камушки, которые цокали друг о друга в кармане. Михаська сунул руку в карман и сжал камушки в руке.

Он выбегал из тумана, и ему казалось, что он убегает от какого-то страшного, ласкового и липкого зверя, который хотел проглотить его, проглотить, не оставив даже его следов на дороге.

Мама… Он впервые за всю ночь, длинную эту ночь, подумал о ней. Мама всегда все понимала раньше. Неужели она совсем разучилась понимать?

Не может быть!

Он то бежал, то быстро шел. Солнце взбиралось на небо медленно, будто мальчишка, который первый раз лезет на дерево. Лес начинал редеть. За поворотом с дороги сбегала тропка, ведущая к реке.

Конечно, мама!

Он возвращается к ней. Он придет и скажет ей все, как должен сказать, все, как думает и что думает.

Он скажет ей, что им не нужен этот дом.

Что он никогда не будет жить в таком доме.

Что пусть подождет она, когда он подрастет немного. Он пойдет работать. И будет честно всегда работать. Будет мастером на все руки. Мастером не для себя, а для всех.

  • А жить они будут тут, где прожили всю войну и до войны еще сколько.
  • Тесно, что ли?
  • Вовсе нет, не такая уж плохая у них комната.

А потом построят новые дома. Построят же их. И над ними будет ходить ветер и гонять ребячьи змеи из старых газет.

Тропка сбежала сквозь сосны к реке…

И вдруг он подумал об отце. Он подумал о нем со странным чувством. Ему было жаль его сейчас. Просто жаль. Он жалел его за то, что отец – такой сильный, ведь руки у него как свинец, – оказался неожиданно слабым, слабее даже мамы.

Мама все понимала, хотя и делала вид, что не понимает, а отец действительно ничего не понимал.

Или ничего не хотел понять.

Он снова вспомнил старичка, который был его второй половиной, и улыбнулся. Старичок внутри его исчез. Исчез внутри его и он сам, Михаська.

Простое математическое понятие. Среднеарифметическое число. Два человека не могли жить в одном. Старичок и мальчишка соединились в нем и разделились надвое.

И не осталось ни того, ни другого.

Появился другой человек. Просто взрослый. Еще и не старый, а уже не молодой.

Михаська вышел на крутой берег. Перед ним плыла река – огромная серебряная рыба.

9

Рубашки и штанов на песке не было…

Михаська оглядел с обрыва берег.

Берег был пуст, зато на мосту толпились какие-то люди. Они смотрели на лодку. В лодке, которая тихо плыла по течению, стояли какие-то мужчины и опускали в воду багры.

Михаське стало спокойно, как всегда в такие минуты. Он спрыгнул на песок и пошел к мосту, оставляя следы на песке.

Сначала на него не обращали внимания, потом люди на мосту увидели его, и две маленькие фигурки побежали навстречу Михаське.

Он сразу узнал их. Это были Сашка и маленькая Лиза. Они мчались навстречу Михаське, и лица у них были не радостные, а испуганные.

Они остановились перед ним, и он пошел рядом, слыша, как они тяжело дышат.

Люди на мосту смотрели на Михаську, и от них отделился еще один. Отец. Он был в гимнастерке без ремня, как арестованный. Михаська видел когда-то: так же в гимнастерке без ремня вели арестованного солдата.

  1. Отец шел медленно, с трудом вытаскивая ноги из песка, опустив плечи, будто шел с долгой и тяжкой работы.
  2. И вдруг из-за его спины появилась легкая фигурка и бросилась навстречу Михаське.
  3. Мама бежала, протянув к Михаське руки; бежать ей было трудно по песку, очень трудно; она чуть не падала, но не падала и бежала, бежала, бежала к Михаське, ничего не видя перед собой.
  4. Она схватила, смяла Михаську, сжала его так, что ему стало даже больно, крепко прижала к себе, и Михаська услышал, как стучит мамино сердце. Громко, гулко, будто хочет вырваться из груди…
  5. Она не плакала, нет, только на лице, темном от пыли, светлели бледные дорожки – следы от выплаканных слез.
  6. Мама все тискала и тискала Михаську, а он стоял, опустив руки, стоял и наконец обнял маму, обнял, как не обнимал давно – крепко, уткнувшись головой в мягкие мамины волосы.
  7. Когда Михаська оторвался от мамы, он увидел отца, стоявшего невдалеке от них.

Михаська посмотрел на его лицо, и увидел две глубокие линии возле рта. Он подумал, что отец у него не такой уж молодой, и сам удивился, почему он об этом подумал.

Отец взглянул на Михаську как-то по-взрослому – без злости, без удивления, просто смотрел и думал о чем-то серьезном.

Михаська шагнул навстречу отцу и остановился. Они стояли друг против друга – сын и отец, родная кровь, и Михаська смотрел на отца и чуточку улыбался. Не было в этой улыбке ни обиды, ни ненависти, ни отчаяния.

Только жалость, печальная жалость к этому большому человеку в гимнастерке без ремня. Потом он шагнул вбок и обошел отца, как обходят столб или еще что-нибудь неодушевленное.

Михаська шел рядом с мамой к мосту, а позади раздавались шорох шагов и сопение Сашки и маленькой Лизы.

Михаська вдруг словно взлетел, как птица, и посмотрел на все с высоты. На ветер, дующий над синими крышами. На мост с людьми, которые толпились там. На угрюмого отца, которому предстоит многое понять. На Сашку и Лизу. На самого себя.

Нет, самому по себе нельзя, все-таки никак нельзя!

Нельзя видеть только землю и лишь самого себя на ней. И никого больше. И ничего больше. Все есть и никуда не денется, не исчезнет, не переменится, если махнешь волшебной палочкой.

Все есть так, как есть. А волшебной палочки нет и не будет. Да и не нужна она.

Волшебная палочка – это для Михаськи. Но его теперь в Михаське нет. Есть взрослый человек.

Есть человек, который может, как птица, взлететь и увидеть мост, людей на нем, отца, Сашку, Лизу, себя.

Увидеть все как есть и все понять.

10

Они шли по деревянному мосту, и Михаська слышал, как гулко стучат за спиной шаги Сашки и Лизы.

Он вдруг почувствовал, что правая рука онемела. Он разжал кулак и увидел чистые камушки. Те, что он собрал на реке еще вчера.

  • Камушки блестели на ладони, и сквозь них видно было ладонь.
  • Он опустил правую руку и подумал, что ведь чистые камушки теперь не нужны ему.
  • Михаська приоткрыл ладонь, и камушки, легонько постукивая, стали падать на мост.
  • Он шел и сеял камушки, будто зерна.
  • Он шел рядом с мамой по скрипучему старому мосту и не оборачивался назад.
  • А если бы обернулся, увидел, что маленькая Лиза и Сашка подбирают чистые камушки, которые он бросает.
  • И смотрят сквозь них на солнце.
  • И улыбаются.
  • Потому что если посмотреть сквозь камушек на воду, он станет голубым, на траву – зеленым, а на облака – белым.
  • А если посмотреть на солнце, камушек станет кусочком солнца и даже обожжет руки.
  • Такой камушек…

Источник: https://iknigi.net/avtor-albert-lihanov/14871-chistye-kamushki-albert-lihanov/read/page-11.html

Лиханов чистые камушки — по русскому языку и литературе

Большинство книг Альберта Лиханова написано для детей, но в них затрагиваются многие взрослые проблемы. Проблемы эти, вернее их разрешение, дают хороший запоминающийся урок, нравственный урок героям книг.

Прочитав книгу, ребенок уже знает, как нужно поступить в той или иной ситуации. И я просто уверен, что книги Альберта Лиханова помогли многим людям. Именно людям — и детям, и взрослым.

Читайте также:  Краткое содержание лондон белое безмолвие за 2 минуты пересказ сюжета

Конечно большинство его произведений напечатано и вышло давно, и дети, которые читали тогда его книги, сейчас уже взрослые. А нравственные уроки, извлеченные ими из книг, некоторым, возможно пригодились в их взрослой жизни.

несомненно, эти книги помогают одинаково и взрослым, и детям, но некоторые не понимают или не хотят их принимать, и это плохо скажется на их жизни. Ведь, как говорится: «Дурак учится на своих ошибках, а умный на ошибках дурака»

В наше время книги А.А.

Лиханова также актуальны и представляют собой эдакие «лайфпаки» для нынешних детей всех возрастов. Когда дети повзрослеют, они вспомнят, как им помогла книга Лиханова в той или иной жизненной ситуации и посоветуют своим детям прочесть своим детям, а те своим…

Поэтому книги Альберта Лиханова сейчас крайне важны, ведь именно сейчас дети под влиянием обстоятельств и интернета очень рано взрослеют, но не понимают, а чем же настоящая ценность жизни, для чего мы живем. Мне кажется, что вникая в содержание повестей Лиханова, можно ответить себе на этот вопрос.

Из всех произведений Лиханова, прочитанных мною, самое сильное влияние на меня оказала повесть «Чистые камушки» В ней поднимаются вопросы добра и зла, чести и благополучия, «честных и «нечестных» денег.

Сюжет повести разворачивается в послевоенные годы.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Сначала в жизни Михаськи наступает светлая полоса: война кончилась, отец живым вернулся с войны, все уважают его отца, и мальчик безмерно горд этим. Отец устраивается на работу и подрабатывает на дому.

Но вот жизнь начинает меняться. Началось это со встречи с инвалидом войны на улице, знакомым его отца, с которым он решил не пересекаться. И тут у Михаськи появились первые подозрения в правоте отца. Дальше больше: отец хотел жить «по-человечески». Он хотел свой иметь свой дом, но не простой домик, а большой и просторный дом.

Вроде, нормальное желание, но для этого нужно было брать деньги за пайку старого таза с бабушки Ивановны, воспитывающей внучек-сирот, отец которых погиб на фронте. Семья Ивановны жила бедно, и Михаська, как никто иной, знал это, знал, как тяжело живется бабушке Ивановне и ее внучкам Кате и Лизе после гибели отца и смерти матери.

То, что отец взял с них деньги, больно ударило по совести мальчика, а отец не захотел его понять. Потом стало еще хуже. Отец устроил мать работать продавщицей в коммерческий магазин. Когда сын пришел покупать конфеты, она отнеслась к нему как к обычному покупателю.

Это Михаську не только сильно расстроило, но и заставило задуматься.

Через некоторое время вообще произошло страшное: ему пришлось подраться с лучшим другом Сашкой из-за того, что тот сказал: мать Михаськи-спекулянтка и торгует конфетами на базаре. Когда сын спросил, правда ли это, мама ответила:»Нет!»

Вскоре семья Михаськи стала жить хорошо. Каждый день на столе была хорошая еда. Отец по-прежнему копил на дом, но неспокойно было на душе у Михаськи. Его лучший друг Сашка по-прежнему с ним не разговаривал и стал у злого Савватия «шестеркой» за кусок хлеба.

Однажды, Савватей пришел со своей стаей в школу за Сашкой. Спичкой он испортил у Михаськи новую куртку с начёсом. Михаська камнем прогнал их. Однако Сашка всё равно ушёл за Шакалом.

Не испугавшись, Михаська отправился отбивать Сашку у Савватея. Это был смелый поступок: ведь даже взрослые не решались связываться с Савватеем и его бандой.

Единственным, кто пошёл против Савватея был учитель математики и физкультуры Иван Алексеевич.

Михаська догнал Савватея и потребовал, чтобы тот отпустил Сашку. В ответ Савватей предложил Сашку выкупить, но не деньгами, а храбростью. А если струсит Михаська, то и сам станет «шестеркой» у Савватея.

Проверка храбрости заключалась в том, что нужно было пройти мимо двух немецких овчарок. Михаська исхитрился выполнить это, хотя и был покусан.

Тем не менее, Сашку он отбил! Расплатой стали ежедневные уколы от бешенства.

Затем отец вернулся, привезя с собой много денег, которые он, будьто бы, выручил от продажи картошки.

Однако впоследствии Михаська узнал, что отец затребовал пятьсот рублей с хозяйки овчарок, покусавших сына. В противном случае отец угрожал судом.

Это сильно огорчило Михаську, и он вскрыв комод, забрал эти деньги. Вместе с Катькой, Лизой и Сашкой они купили на них тридцать пять порций мороженого и съели их.

У Михаськи появилась мысль уйти из дома. Отец был напуган арестом Зальцера. А утром пришла Ивановна и сообщила, что на базаре попалась Катька. Оказалось, что мать уговорила Катьку торговать на базаре конфетами вместо нее, так самой ей было стыдно перед Михаськой. Несмотря на просьбы Ивановны отец трусливо отказался заступиться за Катьку. Теперь Михаська точно решил уйти и убежал из дома.

Убежав, Михаська решил инсценировать свою смерть. Для этого он оставил на берегу свою одежду, чтобы думали, будь-то он утонул, а сам, переодевшись в другую, пошел прочь. Когда начало смеркаться, Михаське стало страшно, но он запрещал себе думать о доме. Однако, поразмыслив, он вспомнил о маме, подумал, как плохо ей будет. Это заставило его повернуть обратно.

Он долго бежал и уже под вечер оказался в знакомых местах. Взглянув на берег, он сначала увидел отца, затем мать. Она же увидев Михаську, сразу побежала к нему, затем долго и крепко его обнимала. Он даже слышал, как стучит её сердце. Затем он подошёл к отцу.

Он испытывал к нему одну жалость. Жалел этого взрослого и глупого, как ему казалось, человека. Михаська шёл и радовался. Радовался, потому что понял, что он повзрослел. Взрослость позволила снять «розовые очки» и взглянуть на мир по-другому. По-взрослому.

Именно об этом шла речь в повести. О самом главном — о взрослении. Она показывает, что ребенок может повзрослеть в любой момент. А чтобы это произошло по-настоящему, судьба подкидывает испытания. И проходить эти испытания не обязательно по-тихому или с боем. Их нужно просто-напросто понять. Ведь человек взрослеет, когда начинает понимать мир, в котором живет.

Михаська же прошёл испытания судьобы и понял их суть. Это и помогло ему в конце повести осознать, что он уже взрослый. Осознал, когда по-новому взглянул на мир, на родителей, на друзей. Он смог простить отца. Порадовался своему взрослению.

Читая книгу, ребенок может понять, что в его жизни не всё так плохо, как он мог себе нафантазировать. Бывают и более серьёзные проблемы. А если маленький человек слишком рано решил, что уже повзрослел, книга поможет ему доказать обратное и встать на путь истинного взросления.

Вот так повесть «Чистые камушки» и учит любого, читающего её, ребенка правильно взрослеть…

Полезный материал по теме:

  1. Солнечное затмение Лиханов

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/lixanov-chistye-kamushki

Читать

Альберт Лиханов

Чистые камушки

  • Добро должно быть с кулаками,
  • Добро суровым быть должно,
  • Чтобы летела шерсть клоками
  • Со всех, кто лезет на добро.

Ст. Куняев

Часть первая

Такой длинный день

1

Михаська перемахнул через борт грузовика, и каблуки звонко цокнули об асфальт. Всё! Лето позади, и скоро в школу.

– Ну ладно, – сказал ему Сашка, – до завтра!

Михаська тряхнул головой и хлопнул Сашку по плечу. Да, скоро в школу, немного осталось, каждый денек на вес золота. Вот завтра они и собрались порыбалить. Михаська представил, как стоят они, закатав штанины, по колено в воде и поплавки мельтешат, пляшут, сливаются с колеблющейся водой.

– Не опаздывай! – сказал Сашка. – Мух я наловлю…

Сашка побежал через дорогу. Михаська посмотрел ему вслед и улыбнулся: «Все-таки трудяга этот Сашка!» Даже в День Победы всем дела нашел. Михаська вспомнил, как это было. В тот день, когда все уже наорались, наговорились, натолкались на радостях, в класс пришла Юлия Николаевна, в шелковом платье с белым воротничком, с двумя орденами Ленина, и спросила, как они собираются отметить такой день.

Ребята запереглядывались, все даже растерялись немного – никто об этом не думал, все с ума прямо посходили от счастья. И вдруг Сашка Свиридов сказал, что надо посадить деревья возле дороги, которая идет на Москву. Когда они ехали сюда в эвакуацию, дорога была совсем голая, ни одного деревца.

Еще Сашка сказал, что деревья надо посадить до самой Москвы, но это он, конечно, загнул. Один их класс до Москвы деревья посадить не мог; для этого им надо было бы, наверное, сто лет сажать деревья.

Обидно, конечно: они посадили целую тысячу деревьев, но Михаська сам, собственными руками так ни одного и не посадил. Он копал ямы, а ставили туда саженцы и засыпали корни землей девчонки или те, кто послабее. Михаська пошевелил лопатками: будто по спине кто ногами ходил. Накопался досыта. Ну да ладно… Зато завтра!.. Он снова представил поплавок, пляшущий на волнах.

Мимо ехала лошадь с сеном. Она шла понурив голову, а на огромном возу, свесив босые ноги, сидела девчонка. Она смотрела по сторонам и совсем забыла про свою лошадь. Михаська подумал, что сегодня какой-то длинный день. Тащится, словно эта лошадь с сеном. И сколько в жизни вот таких дней! Будто серые, пасмурные облака.

Но все-таки бывают в жизни у человека дни, которые по пальцам можно пересчитать. Потому что они будто только что увиденное кино: помнятся от самого начала до самого конца и со всеми подробностями.

Сколько бы человек ни жил потом – десять… двадцать, а может быть, и сто лет, – все равно такие дни он помнит так, как будто это было вчера.

Лично у Михаськи был пока что один такой день.

Конечно, каждому человеку хочется, чтобы такие дни, которые в памяти, как зарубки на дереве, помнились бы потому, что они с утра и до самого вечера состояли из одного только счастья.

Например, такой день мог бы начаться с того, что по дороге в школу Михаська нашел бы сотенную. Лежит себе этакий кусок бумаги, сложенный вчетверо, лежит, на людей смотрит. Ждет, кто его подберет. И вот идет Михаська и находит эту деньжищу – именно он, а не кто-нибудь.

А потом бы вдруг отменили уроки; и, конечно, он кинулся бы на улицу Ленина, к магазину с высокими ступеньками. Мама рассказывала, что раньше, при царе Николае Втором, когда она была совсем маленькой, в этом магазине торговал какой-то купец по фамилии Кардаков.

Купца уже давно не было, да и магазина тут не было – его закрыли, когда началась война, и сделали в нем фабрику, где усталые женщины шили солдатское белье. Фабрика считалась оборонным объектом, но Михаська-то знал точно, что там шьют кальсоны. У Сашки Свиридова там мать работает.

Но хотя шили в бывшем магазине купца Кардакова теперь кальсоны для солдат, здание это с крутыми каменными ступеньками и с перилами в виде железных лир все в городе называли по-старому, как при Николае Втором, – «кардаковским».

А нынешней весной «кардаковский» стал самым известным местом среди мальчишек и девчонок. Городской молокозавод освоил производство мороженого, и продавалось оно не где-нибудь, а у «кардаковского», под крутыми ступеньками с железными лирами в качестве перил.

Так вот, в свой самый счастливый день Михаська кинулся бы, конечно, с Сашкой к «кардаковскому» и купил бы сразу четыре порции мороженого, потому что на сто рублей как раз выходило ровно четыре порции. Он прошелся бы по улице от нечего делать, ну а потом можно было бы совершить какой-нибудь подвиг.

Скажем, вдруг солдаты бегут с автоматами за дезертиром, а тот мчится с красным, злым лицом, без ремня, с пистолетом в руке, и все боятся к нему подступиться.

А Михаська кинулся бы ему под ноги – не жалко и пальто, хотя оно еще почти новое, во втором классе по ордеру купили, – и дезертир бы хряпнулся на землю, и пистолет бы у него выпал, стукнулся о камень и выстрелил бы. И пуля бы пролетела над самым ухом Михаськи. И пусть бы даже ранило. Только чуть-чуть.

Ну, за ухо бы зацепило. За самую мочку. Это совсем не больно. Михаська пробовал однажды сквозь мочку иголку пропускать. Свирид где-то этот фокус разузнал.

Михаська вздохнул и оглянулся. Улица была пустая и пыльная. На плече он нес, как ружье, лопату черенком вниз. Михаська подтянул и без того тощий живот и стал печатать шаг, оттягивая носочки и взмахивая до пояса свободной рукой. Как отец на Параде Победы.

Читайте также:  Краткое содержание бианки паучок пилот за 2 минуты пересказ сюжета

Конечно, отец не был на Параде Победы, он бы уж обязательно написал, если бы был, но все равно.

Эх, отец!.. Когда только он приедет?

Много солдат уже вернулось домой. Каждый вечер к московскому поезду шли женщины. Они ходили потому, что солдаты не любили давать телеграммы. Они почему-то приезжали вдруг, неожиданно, как снег на голову. И женщины ходили к поезду посмотреть, не вернулся ли муж. Или отец. Или брат.

Михаська тоже ходил несколько раз. Но отец не приезжал. Только присылал треугольнички. Однажды он написал, что осенью, видимо, его отпустят и тогда они с Михаськой пойдут на охоту.

Вот здорово! На охоту!.. Михаська сразу решил, что обязательно попросит отца взять и Сашку, ему же не с кем ходить на охоту. И пойдут они с Сашкой по лесу – ружья наперевес.

Но до осени было еще далеко… А осень тоже длинная – когда он приедет?

Михаська вздохнул, подумав, что ему надо идти мимо «кардаковского», а значит, и мимо мороженого.

Что там мечтать о каком-то счастливом дне! Про отца ничего не известно, а сотенные разве валяются на дороге? Чушь, это можно только придумывать.

А у Михаськи, если уж говорить о дне, который запомнился навсегда, он был совсем другой.

2

Но все равно. Надо смотреть правде в глаза. Даже если от такой правды плакать хочется.

Михаська вспомнил тот день. Утром его разбудила мать. Михаська взглянул на заиндевевшее окно и увидел, что мороз очень занятно разрисовал стекло. Не какими-нибудь цветочками, елочками-палочками.

Узор был очень похож на орден Александра Невского – Михаська видел его у одного раненого в госпитале, когда они выступали там с шефским концертом.

По стеклу разбегались лучи, а между ними еще лучи, и рисунок был такой четкий и ясный, что Михаська его забыть, конечно, не мог.

Потом он встал, сунул в портфель жестяной подсвечник, сбегал на кухню и отрезал столовым ножом от большой свечи новый кусок.

Света в школе не было, и по утрам, когда еще темно, они зажигали свои свечки, а на столе у Юлии Николаевны стояла медицинская спиртовка, только вместо спирта в ней был керосин. Это очень забавно – сидишь в полумраке и на каждой парте по два свечных огарка, будто на елке.

Спичек тоже не хватало, их выменивали на рынке на хлеб, и Юлия Николаевна, входя в класс со своей горящей спиртовкой, обходила парты и зажигала все свечки, «давала прикурить», как говорил Сашка.

Источник: http://litmir.co/br/?b=17423

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки" план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

  •  Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Чистые камушки»
  • Цели урока: 
  • пробудить интерес к творчеству А. Лиханова;
  • расширить читательский опыт учащихся;
  • заставить задуматься над нравственными ценностями человека;
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
  • Оборудование:
  • Мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, макет дерева и листочков с терминами,  магниты, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя  (приложение 1)
  • 1. Организационный момент (слайд 1)
  • Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые, я рада приветствовать вас на уроке творческого чтения.
  • Этот урок мне хочется начать с необычного задания для вас, расшифруйте словосочетание
  • Икшумак  еытысич  (слайд 2)
  • — Так как вы думаете, о каком произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке?
  • (о повести Лиханова «Чистые камушки») (слайд3)
  • 2. Постановка целей урока
  • Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами еще раз в мир детства Лиханова , еще раз перечитаем интересные эпизоды повести и посадим
  • Дерево нравственности  (приложение 2)
  • — Кстати, а что такое нравственность?
  • (зачитать определение и закрепить на доске) (слайд 4) (приложение 3)
  • — Ребята, что по вашему мнению будет  являться корнем нашего дерева
  • (творчество А. Лиханова)
  • — Давайте откроем тетради и запишем
  • Альберт Лиханов
  • Знаю                                                                                                            Узнал
  • Заполните первую колонку в тетради
  • —  Итак, что вы знаете о писателе Лиханове? (слайд 5)
  • —  Послушайте сообщение и  после этого заполните 2 колонку таблицы

В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы  бомбы не падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами. (слайд 6)  Школы отдавали под госпитали, другие здания под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она отдавала кровь раненым бойцам.

А. Лиханов вспоминает

«Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами.

Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь – топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое.

Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его скорее. В масле – жизнь! Разве это забудешь!»

А. Лиханов – это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

Считается, что поколение Лиханова – дети, пережившие войну – счастливейшие в истории нашей страны, но это поколение и одно из самых трагических. Почему счастливейшее? Почему трагическое?

Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.

  1. — Если в тебе есть талант – твори!
  2. — Влекут тайны океана, учись!
  3. — Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!
  4. — Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!

И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. А немцы всегда удивлялись, почему русские люди спасают больных, никому ненужных детей?

( слайд 7) Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.

(слайд8)   В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд – первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт «№ 707». На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.

( слайд 9) В состав СССР входило 15 республик. И Детский фонд устроил медицинский десант в республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки – истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда.

 (слайд 10) Работая в журнале «Смена», Лиханов написал однажды о скромном возчике из Казани – Асгате Галимзянове. Тот собирал пищевые отходы, откармливал бычков, а вырученные деньги перечислял на счёт Дома ребёнка.

Галимзянова многие считали чудаком. А потом все узнали, что служить малышам-сиротам он начал после того, как у него заболела тяжело жена.

Он молился аллаху и поклялся: если жена выздоровеет, то он до конца дней своих будет помогать детям, которых бросили матери. И жена выздоровела.

Истинное призвание А. Лиханова – ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.

  • Многое видел Лиханов, многое пережил сам, поэтому написанные им книги о военном детстве, покоряют правдивостью.
  • — Да, корень нашего дерева творчество Альберта Лиханова, а что на ваш взгляд станет стволом дерева, его основой
  • ( Повесть «Чистые камушки»)
  • — давайте вместе с вами попробуем подобрать эпитеты к слову «чистый» (слайд11)
  • (чистые руки, чистый понедельник, чистая совесть, чистые мысли)
  • 3. Анализ повести
  • — Конечно же наш разговор пойдет о повести « Чистые камушки» (слайд 12)
  • Многие критики считали, что в основе всего творчества Лиханова  находится именно эта повесть .

Время, быт – все в повести изображено точно и зримо. Возвращение живых и искалеченных войной победителей – суть «Чистых камушков». И автор ни в чем не хитрит, обращаясь к юному читателю, человеку другого времени, другой эпохи, когда показывает  жизнь такой, какой она была в те годы.

  1. Давайте вспомним главных героев повести
  2. ( Михаська и Сашка )
  3. Итак, обратимся к первым строкам повести.

1. первая встреча с Савватеем.

  • — вспомните , как еще называли Савватея?
  • (Николай третий, шакал)
  • — какой день для Михаськи стал самым тяжелым и почему?
  • — А какой день ждал Михаська с нетерпением?
  • (страшный день для Николая3)

— какие способы мести придумывал Михаська? Как это его характеризует?

  1. (Михаська – борец, никогда не отступающий перед трудностями, решительный в своих поступках)
  2. —какой лепесток будет первым на нашем дереве?
  3. (решительность, смелость)
  4. Итак, человек должен быть решительным. (слайд 13)
  5. 2.Счастливые минуты в жизни Михаськи
  6. — Назовите самые счастливые минуты в жизни главного героя
  7. (приезд с фронта отца, отдых у ручья с чистыми камушками)

— зачитайте описание ручья. В этом описании встречаются и прошлое, и настоящее и будущее. Попробуйте найти эти строки

  • (воспоминание – хорошо и ясно тогда было; настоящее – прозрачные и чистые камушки в ручье; будущее – снова подумал про Сашку)
  • — с чем ассоциируются у вас чистые камушки в ручье, посмотрите на доску
  • (чистота помыслов) (слайд 14)

3. Встреча с инвалидом; заработок отца.

  1. — вспомните встречу Михаськиного отца с инвалидом. Как Лиханов показывает нам, что этот человек героически сражался на фронте
  2. (офицерский мундир, медаль «За отвагу», гвардейский знак)
  3. — чем занимался инвалид?

— откликались ли прохожие на просьбу этого человека. Докажите.

  • (в его пилотке лежали монеты, а порой кто-то клал и бумажные)
  • — знаком ли был бывший солдат с отцом Михаськи?
  • ( да, он называл его по фамилии, они вместе воевали)
  • — откликнулся ли на просьбу сослуживца отец Михаськи?
  • — как отнесся к поступку отца Михаська ?
  • (Михаська осуждает отца)
  • — за что?
  • ( несмотря ни на что необходимо помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации нужно быть милосердным)
  • — какую цель поставил отец Михаськи после того, как пришел с фронта?
  • (построить дом)
  • — что для этого он стал делать?
  • (вначале паял тазы и ведра хозяйкам)
  • — какой случай возмутил Михаську?
  • — Какие качества характера не увидел Михаська у своего отца?
  • (сострадание, милосердие) (слайд 15)

4. Спор Сашки и Михаськи.

  1. — из-за чего разгорелся спор между друзьями?
  2. (кто смелее)
  3. — что решили сделать ребята
  4. (пройти по тротуару около собак Фроловой)
  5. — в чем обвинял дрожащий от страха Сашка Михаську?
  6. (в том, что его мама продает на базаре конфеты, те занимается спекуляцией)

— поверил ли Михаська Сашкиным словам? Почему?

  • (родители всегда учили его жить честно, справедливо)
  • — из — за чего получил пощечину Михаська от матери?
  • (стер двойки, те обманул)
  • — чему учила всю войну мать Михаську?
  • (быть честным)
  • — так против чего бунтовал Михаська?
  • (против того, что родители, которые всегда учили Михаську  быть честным, справедливым, сами , по мнению Михаськи жили совсем по-другому)
  • Итак, человек должен жить честно, справедливо. (слайд 16)

5. Решающая встреча Михаськи с Савватеем.

  1. — вспомните решающую встречу Михаськи с Савватеем.
  2. — чего, по мнению Михаськи боялся Савватей больше всего?
  3. (оружия силы)
  4. — что больше всего обидело Михаську?
  5. (предательство Сашки)
  6. — что подтолкнуло Михаську к решающему поступку?
  7. (он вспомнил альбом, сожженную куртку, грязную лапу Савватея, Сашку)
  8. — для чего все же решился Михаська на этот серьезный шаг?
  9. (зачитать)
  10. Какой лепесток мы прикрепим?
  11. Чувство собственного достоинства, верность дружбе, независимость. (слайд 17)
  12. 4.  Итоги урока
  13. — мы видим, что Михаська всюду сражается до конца, до победы – за себя?
  14. Нет, за ребят, которые не знают, что можно жить высоко подняв голову, за соседку Ивановну и ее внучек, за своих отца и мать, чтобы отстоять их у корысти и зла
  15. А для этого необходимо быть…. (обратить внимание на дерево нравственности)
  16.  (слайд 18)  Ребята, а почему все-таки повесть называется «Чистые камушки»?
  17. (Михаська мечтает о том, чтобы жизнь была чиста и светла, как эти прозрачные камушки)

5. Д.з  Написать небольшое сочинение – рекомендацию с таким началом: «Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник…) прочитать повесть А Лиханова «Чистые камушки», потому что…»

Приложение

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/08/10/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-a-likhanova-chistye

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector