Краткое содержание лёнька пантелеев за 2 минуты пересказ сюжета

«Республика ШКИД» — одна из самых известных книг для детей в советской литературе. Это автобиографическое произведение, написанное тандемом авторов – Григорием Белых и Леонидом Пантелеевым (настоящее имя – Алексей Еремеев). В книге рассказывается о годах, проведенных в школе-интернате для трудных детей.

Но есть книга, которая неразрывно связана с «Республикой ШКИД», хотя и не так известна. Краткое содержание повести «Ленька Пантелеев» позволяет утверждать, что это – первая часть дилогии, поскольку один из главных персонажей в этих книгах – общий.

«Ленька Пантелеев»: события, время и персонажи

Книга не слишком известна. О ее существовании знают те, кто любит «Республику ШКИД» и интересуется жизнью ее авторов. Собственно, по самой «Республике ШКИД» можно, даже не видев повести, реконструировать ее краткое содержание. Ленька Пантелеев сам кратко упоминает о своем детстве, и основные вехи совпадают с главами автобиографической повести.

Краткое содержание Лёнька Пантелеев за 2 минуты пересказ сюжета«Ленька Пантелеев» — рассказ о годах, предшествующих событиям, описанным в «Республике ШКИД». Это история детства автора, его скитаний по охваченной гражданской войной России. Картина мира, данная глазами десятилетнего ребенка – умного, доброго, талантливого, но удивительно невезучего и непоседливого. Тем, кто интересуется этим периодом истории, будет наверняка интересно прочесть повесть целиком, а нее ее краткое содержание. Ленька Пантелеев пишет о том, что видел, и мир детскими глазами сильно отличается от вдумчивого анализа взрослых текстов о том времени.

Конечно, повесть писалась в то время, когда по определению положительными героями должны были быть красноармейцы, а отрицательными – белогвардейцы. Это можно заметить, даже просто просмотрев краткое содержание. Ленька Пантелеев именно к этой стороне конфликта испытывает симпатию. Впрочем, возможно, она была абсолютно искренней.

Краткое содержание Лёнька Пантелеев за 2 минуты пересказ сюжетаЛенька Пантелеев – сын отставного военного и учительницы музыки. Взаимопонимания между матерью и отцом не было. Бывший военный обладал тяжелым конфликтным характером, мягкая и робкая мать попросту боялась его. В семье постоянно вспыхивали ссоры, в конце концов отец ушел, чтобы потом погибнуть вдалеке от дома.

Для семьи наступили тяжелые времена. Денег было мало, но нужно было обеспечить мальчику возможность нормально учиться в приготовительном училище. Ленька – умный, талантливый ребенок, он много читает, пишет стихи, хорошо учится, хотя и имеет проблемы с поведением.

Училище и болезнь

В училище он знакомится с Волковым – мальчиком из богатой семьи. У них общие интересы, и Ленька начал приходить в гости к Волковым. Там он услышал о том, что большевики – это шпионы и заговорщики.

Поскольку до этого мальчик понял, что домработница Стеша связана с большевиками, это новое знание напугало Леньку. Дома он сумел отпереть сундучок с личными вещами Стеши и прочесть письма и брошюры, не сумев толком даже осознать их краткое содержание. Ленька Пантелеев решил, что домработница – шпионка.

Он рассказал обо всем матери, но та не обратила внимания на политические убеждения домработницы, а вот сына назвала вором. Мальчик внезапно потерял сознание. То ли Ленька чем-то действительно заболел, то ли горячка была вызвана нервным перенапряжением, но ребенок пролежал в бреду 48 дней.

За это время произошла революция, страна получила новое правительство. Выздоровевший Ленька с изумлением понял, что жизнь вокруг изменилась.

Уехавшая в деревню под Ярославлем бывшая нянька пригласила оставшуюся практически без средств к существованию семью воспитанника на лето погостить. Измученная безденежьем мать Леньки принимает это приглашение. С этого путешествия и начинается знакомство домашнего мальчика Леньки с изнанкой революции.

Краткое содержание Лёнька Пантелеев за 2 минуты пересказ сюжетаВ деревне Ленька знакомится с представителями Зеленой армии – вооруженными формированиями неясных политических убеждений. Там же жил и председатель комитета беднейших жителей села Чельцов. Ленька с ним подружился и даже самоотверженно попытался спасти от отряда Зеленой армии, предупредив о нападении. К счастью, помощь не понадобилась, а вот Ленька простудился и заболел дифтеритом. Мальчику требовалось серьезное лечение. Мать попыталась отвезти его в больницу в Ярославле, но это ей не удалось. Город как раз взяли белогвардейские части, и семья была вынуждена прятаться в подвале гостиницы. Во время боевых действий у них украли все вещи, в осажденном красными частями городе начался голод, не было воды.

Ленька помогал маме, как мог: ходил за водой, пытался искать продукты. Они решили вернуться в деревню, но по пути была задержаны отрядом Зеленой армии. Все обошлось, но сумку с деньгами семья потеряла. Краткое содержание книги «Ленька Пантелеев» представляет собой, по сути, список потерь и бесконечных скитаний семьи.

Бродяжничество

К концу лета отчаявшаяся мать все же нашла работу в маленьком городке на Каме. Ей предложили должность заведующей музыкальной школы. Жизнь начала налаживаться. Но в один прекрасный день маме понадобилось уехать по служебным делам в Питер.

Она оставила Леньку на попечение родственников. Тетка, которая должна была присматривать за мальчиком, заболела, и через две недели Ленька с ужасом понял, что мать не вернется.

Он ходил за теткой, доставал продукты, но когда та поправилась, оказалось, что мальчик ей в тягость.

Мальчик попытался устроиться в сельскохозяйственную школу и даже какое-то время там прожил, с запозданием поняв, что это вовсе не учебное заведение, а притон. Потом Ленька попал в детский дом, откуда сбежал, затем – еще в один детский дом. Наконец, мальчик решил, что поедет искать маму.

Краткое содержание Лёнька Пантелеев за 2 минуты пересказ сюжетаС этого момента краткое содержание рассказа «Ленька Пантелеев» — просто список мест, куда мальчик в своих скитаниях попадал и откуда всегда уезжал. Леньку мотало по стране, он болел, у него крали вещи, он сам научился воровать, просить милостыню и прятаться. Были люди, которые помогали мальчику, давали пищу и кров, были те, кто гнали его прочь. Почти год Ленька бродяжничал, пока не сумел, наконец, добраться до Питера. Там он нашел свою семью, но, увы, дурные привычки, которые он приобрел во время бродяжничества, закрепились. Мать долго пыталась сама совладать с сыном, но потом признала поражение. Она отвела его в ШКИД – школу имени Достоевского, интернат для трудновоспитуемых детей. Но с этого места начинается совсем другая книга.

Источник: https://FB.ru/article/186244/lenka-panteleev-personaji-i-kratkoe-soderjanie-lenka-panteleev—avtor-respubliki-shkid

«Ленька Пантелеев» читательский дневник

«Ленька Пантелеев» – история непростого жизненного пути мальчика, которому хватило смелости и решительности покончить с воровской жизнью, и стать порядочным человеком.

Краткое содержание Лёнька Пантелеев за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Ленька Пантелеев» для читательского дневника

ФИО автора: Пантелеев Леонид

Название: Ленька Пантелеев

Число страниц: 400. Пантелеев Леонид. Издательство «Клевар Медиа Групп». 2016 год

Жанр: Роман

Год написания: 1938 год

Действие повести происходит в смутное время в России, и охватывает период, включающий Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну.

  • Ленька Пантелеев – добрый, отзывчивый мальчик, который под влиянием обстоятельств встал на кривую дорожку, но после исправился.
  • Александра Сергеевна – мать Леньки, преподавательница музыки, добрая, заботливая женщина.
  • Волков – предводитель шайки хулиганов и воров.

Детство Леньки пришлось на смутные годы Первой мировой войны и революции. Когда-то у мальчика была полная семья, однако у отца был очень тяжелый характер и склонность к пьянству, в результате чего семья распалась. От грустных мыслей Ленька спасался благодаря чтению, к которому пристрастился в раннем возрасте.

Когда отец умер в Первую мировую войну, все заботы о семье легли на хрупкие материнские плечи. Женщина давала частные уроки музыки, но денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить троих детей. Зима в тот год выдалась особенно голодная. Весной мать получила приглашение от няньки погостить всей семьей в деревне. Несмотря на обстрелы, женщина отважилась покинуть город.

После революционного Петрограда жизнь в деревне показалась Леньке спокойной и сытой. Мальчик быстро влился в компанию деревенских ребятишек. Когда он заболел дифтеритом, мать решила отвезти его в Ярославль к доктору. В городе они попали в страшную заварушку, которую устроили белогвардейцы и красноармейцы, но им удалось выжить, и невредимыми вернуться домой.

Однажды мать уехала по работе в командировку в другой город, и долго не возвращалась. Чтобы как-то прокормить себя, Ленька был вынужден искать работу. Однако мальчику не везло, и он постоянно попадал в какие-то передряги.

Чтобы не умереть с голода, Ленька был вынужден воровать. Он очень обрадовался, когда получил работу курьера. Желая выполнить поручение как можно быстрее, он съехал с лестницы со второго этажа, и напоролся на большой гвоздь.

Читайте также:  Краткое содержание алексин а тем временем где-то... за 2 минуты пересказ сюжета

В результате Ленька надолго оказался в больнице.

Выздоровев, Ленька очутился в профшколе. Ему тяжело давалась учеба, поскольку мальчик давно не ходил в школу, но он очень старался и вскоре наверстал пропущенные знания. Ленька написал пьесу, которую решили поставить на сцене. Ему досталась совсем крошечная роль, но он прекрасно с ней справился.

Мечтая отыскать маму, Ленька отправился в Петроград. Преодолев массу трудностей, он ее нашел. Выяснилось, что в поезд, на котором возвращалась мама домой, напал бандитский отряд, и ей лишь чудом удалось выжить.

В родном городе Леня связался с местными хулиганами по предводительством Волкова. Он не собирался кого-то грабить или обманывать, но по досадной случайности оказался втянутым в преступное дело, и был пойман на горячем. Леньке было очень стыдно перед мамой.

Он добровольно признался, и его выпустили с подпиской о невыезде. Матери удалось пристроить Леньку в спецшколу для трудных подростков. Поначалу он хотел сбежать оттуда, но неожиданно ему понравилось на новом месте.

Благодаря прекрасным преподавателям Ленька вырос хорошим человеком, и стал писателем.

В жизни главного героя было множество трудностей, которые он не всегда преодолевал с честью и достоинством. Однако природная честность, благородство и порядочность не дали ему опуститься на самое дно. Попав в хорошее окружение, мальчик смог избавиться от своего темного прошлого, и вырасти достойным человеком.

  1. Даже в трудные времена нужно оставаться порядочным, честным человеком, ставить цели и добиваться их, и тогда все наладится.
  2. «…Споткнуться и упасть в яму нетрудно, выкарабкаться из нее гораздо труднее…»
  3. «…Ведь никто не рождается преступником. Преступниками делают людей голод, нужда, безработица…»
  4. «…Тот, если бы влип, так сразу бы все рассказал. Твердости у него нет, даром что опытный…»
  5. Черная лестница – подсобная лестница внутри дома, предназначенная для хозяйственных нужд и выходящая во двор.
  6. Гимнастерка – плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнём или поясом.
  7. Чулок – предмет одежды, изделие из нитей, мягкого материала, облегающее ногу.
  8. Керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина.
  9. Дюжина – мера поштучного счета предметов, равная 12.
  10. Ирод – мучитель, изверг (чаще в обращении).
  11. Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договоренность.

Средняя оценка: 5. Всего получено оценок: 4.

Источник: https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lenka.html

Краткий пересказ пантилеева ленька пантилеев надо записать в читательский дневник кратко примерно предложений 6-8

Литература, 10.03.2019 09:10, Emevuz Всего ответов: 3 Краткое содержание Лёнька Пантелеев за 2 минуты пересказ сюжета

Главным героем этого произведения является мальчик Ленька.В свои четырнадцать лет он попадает за решётку по подозрению в хищении замка.Он собирается с мыслями и воспоминаниями о детстве уже за решёткой.В конце герой попадает в детдом.Произведение написано автором событиями рефолюции 1917 года и гражданской войной.Ведь именно поэтому автор взял пвсевдоним мальчика Леньки Пантелеева.

Ответ разместил: Гость

жития, кажется, выражение из старославянского, трудно жить, ужасные невозможные условия

Ответ разместил: Гость

Когда мне исполнилось 7 лет ,в  день рождения мне подарили книгу. она называлась  сборник русских народных сказок.Книга была очень большая.Я захотела почитать эту книгу, но мама сказала , что я ещё не умею читать.Я заплакала , но это делу не Я стала ждать когда мне мама почитает книгу, но мама была занята..

Через некоторое время пришла сестра. Я ее попросила почитать мне . Она согласилась. Мы селе на диван , взяли книгу, и она начала читать..Книга была очень интересная там было много картинок.Мы дочитали книгу до конца. Сестра спросила какой сказка мне понравился больше всего.

я ей ответила , что мне понравилась Крошечка Ховрошечка.

Ответ разместил: Гость

ДЛя этого можно привести примеры картин, произведений где упоминается о природе, можно сравнить как природу описывают разные авторы.. Если смотреть в литературе, то можно нписать какие литературные средства используются, для какой цели. Если писать о живописи, о можно написать о цвете, который применили при написании картины, и можно указать авторов, которые рисовали в основном природу!

Другие вопросы по Литературе

Литература, 16.03.2020 21:54, кисикмиксер

Сочинение на тему :Что и высмеивают в своих произведениях Чехов(хамелеон, толстый и тонкий ) и Гоголь(Тарас бульба)

Ответов: 1

Источник: https://0tvet.com/literatura/question657260

Краткое содержание Пантелеев Лёнька Пантелеев для читательского дневника

Год: 1938   Жанр: роман

Главные герои: мальчик Ленька, мама Александра Сергеевна, вор Владимир Волков и домработница Стеша.

Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.

Ему, как и многим другим, пришлось пережить войну и голод. К тому же куда-то делась его мама. Лёньке пришлось работать, чтобы как-то существовать.

В конце концов он находит маму в Петрограде, вернувшись на Родину.

Главная мысль: если чего-нибудь хочешь – обязательно добьёшься.

Читать краткое содержание Ленька Пантелеев

Рассказ начинается с того, что два мальчишки в зимний вечер гуляют по улицам, заглядывая во дворы. Во всех домах был погашен свет, но мальчики увидели одно освещенное окно. Они поднялись по крутой лестнице и вдруг один из мальчиков сорвал замок. Он кинулся наутек. За ним погналась какая-то женщина.

Другой мальчишка, Ленька, не последовал примеру друга, а, как ни в чём не бывало, начал расспрашивать женщину, что случилось. Недолго думая, женщина схватила Лёньку, и сказала, что это он сорвал замок. Лёнька стал настаивать, чтобы его отвели в милицию.

В свои четырнадцать лет он уже знал, что лучше милиция, чем разъярённая толпа жильцов, которые сбежались на истошные крики.

Покорного Лёньку повели в милицию человек десять. Мальчишка не особо переживал, и тут он вспомнил про нож, лежавший в его штанах. Он решил, что от него нужно избавиться, и потихоньку распоров прокладку, выбросил его в снег. Это была ещё одна ошибка. Кто-то заметил нож, и сказал, что это улика.

В милиции составили протокол, обыскали мальчика, и найдя у него какой-то ключ, посадили в камеру. Лёнька вообще поник. Он понимал, что теперь обо всем узнает и мама, и в школу сообщат. От этого ему стало совсем плохо.

Ленька очень рано научился читать, и когда пошёл в школу в восемь лет, перечитал уже много книг, которые были в книжном шкафу. Он рос неуклюжим ребенком: обязательно мог что-то разбить или разломать. Он был несносным и ужасным, и когда отец бросил семью, Лёнькиной матери стало совсем тяжело.

Он связался с Волковым давно, часто бывал у них дома, а иногда они вместе учили уроки. Именно Волков сорвал замок, из-за которого Лёнька теперь сидел в тюрьме.

В войну им приходилось очень туго, и Лёнькина мать с другими отчаявшимися людьми задумала сбежать по Волге на пароходе, даже под обстрелом.

Несмотря на все волнения, беженцам удалось живыми добраться до какого-то хутора. Был жуткий голод, и жители как-то выживали и терпели. Часто они куда-то переезжали, и в конце концов оказались далеко от Петрограда.

Жизнь налаживалась: Лёнька пошёл в школу; мать, Александра Сергеевна, на работу.

Однажды она уехала в командировку и очень долго не возвращалась. Лёнька вынужден был идти искать работу, чтоб не остаться голодным, и заработать себе на кусок хлеба. Но ему не везло: он бесконечно попадал в какие-то передряги.

Так он очутился в детдом при монастыре. Однажды скитаясь по городу, он нашёл работу курьера. Когда он поспешил выполнить поручение, то решил съехать с лестницы со второго этажа.

Откуда взялся гвоздь, мальчик не знал, но очутился в больнице.

После больницы Лёнька пошёл учиться в профшколу. Здесь начались его мучения. Наука давалась с трудом, но парень был настойчивым. Он старался вспомнить о том, что он знал когда-то, например, банальную таблицу умножения.

Лёнька, который с детства пристрастился к книгам, в тайне от всех, начал писать пьесу. В мастерской он научился владеть столярными инструментами. В школе узнали, что Лёнька пишет пьесу, и решили поставить её на сцене. Правда ему дали только маленькую роль, но и её он сыграл хорошо.

Читайте также:  Краткое содержание на западном фронте без перемен ремарка за 2 минуты пересказ сюжета

Всё было хорошо, но у Лёньки была мечта разыскать маму, и он отправился в Петроград. Преодолев массу препятствий, мальчик, наконец-то, добрался до места назначения. Здесь он и встретился с Александрой Сергеевной! Оказалось, когда она возвращалась из командировки, на их поезд напал бандитский отряд, и ей чудом удалось спастись.

В родном городе мальчик опять встретился с Волковым, который был отъявленным хулиганом. Но Лёньке уже не хотелось с ним водиться. Он не собирался никого грабить и обманывать.

Теперь Лёнька сидел в камере, и тяжело вздыхал. Покрутив головой, и прочитав все надписи на стене, мальчишка увидел Александру Сергеевну, и не знал, куда ему деться от стыда. Мама уговаривала сына рассказать всё о его приключениях, и спрашивала, кто с ним был ещё. Лёнька рассказал всё с самого начала, но имени Волкова он не выдал.

Его отпустили, но взяли подписку о не выезде. Далее его умудрились пристроить в приют, из которого мальчик решил убежать. Но случилось чудо: ему очень понравилось в этом месте. Его взяли в руки надёжные преподаватели, и помогли ему стать человеком. Парень вырос, и стал писателем. Он написал множество книг, и этот рассказ тоже о нём.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/panteleev/lenka-panteleev

Читать

Л. Пантелеев

Ленька Пантелеев

© А. Шевченко. Иллюстрации, 2016,

© ЗАО «ЭНАС-КНИГА», 2016

* * *

Предисловие от издательства

Часто бывает так, что писатели придумывают своих героев – дают им вымышленные имена и отправляют на поиски невероятных приключений, которых на самом деле никогда не было. Но в этой книге все иначе. Ленька Пантелеев – это псевдоним автора, Алексея Ивановича Еремеева (1908–1987). И все, что написано в этой повести, – правда.

Герой и автор этой книги, Ленька Пантелеев, родился в Петербурге. Он хотел бы жить как обыкновенный человек – любить родителей, ходить в школу, дружить с хорошими детьми.

Но ему не повезло – он рос в сложное для страны время.

Началась Первая мировая война (1914–1918), потом в Российской империи за один 1917-й год случились две революции, после чего разразилась кровопролитная гражданская война (1918–1922).

В России наступила новая жизнь. Город Санкт-Петербург переименовали, превратили в Петроград, а затем в Ленинград. Вот только жить там стало невозможно. Свирепствовал голод, царила безработица.

Люди умирали от холода, потому что топить печи было нечем, гибли от инфекционных болезней, потому что не хватало врачей и лекарств. Многие дети остались без попечения родителей и оказались на улице.

Армия оборванных, голодных, нищих детей промышляла мелкими кражами и была постоянной головной болью городских обывателей.

Из этой книги вы узнаете, как Ленька Пантелеев стал беспризорником. Он встретил немало замечательных людей, которые помогли ему выжить и остаться человеком. Ему посчастливилось попасть в число воспитанников Школы-коммуны имени Достоевского (ШКИД).

Как складывалась дальнейшая судьба Леньки и его друзей, рассказывает повесть Леонида Пантелеева и Григория Белых «Республика ШКИД», по которой был снят знаменитый одноименный художественный фильм.

Пролог

Весь этот зимний день мальчикам сильно не везло. Блуждая по городу и уже возвращаясь домой, они забрели во двор большого, многоэтажного дома на Столярном переулке.

Двор был похож на все петроградские дворы того времени – не освещен, засыпан снегом, завален дровами… В немногих окнах тускло горел электрический свет, из форточек то тут, то там торчали согнутые коленом трубы, из труб в темноту убегал скучный сероватый дымок, расцвеченный красными искрами. Было тихо и пусто.

– Пройдем на лестницу, – предложил Ленька, картавя на букве «р».

– А, брось, – сердито поморщился Волков. – Что ты, не видишь разве? Темно же, как у арапа за пазухой.

– А все-таки?..

– Ну все-таки так все-таки. Давай посмотрим.

  • Они поднялись на самый верх черной лестницы.
  • Волков не ошибся: поживиться было нечем.
  • Спускались медленно, искали в темноте холодные перила, натыкались на стены, покрытые толстым слоем инея, чиркали спичками.

– Дьявольщина! – ворчал Волков. – Хамье! Живут, как… я не знаю… как самоеды какие-то. Хоть бы одну лампочку на всю лестницу повесили.

– Гляди-ка! – перебил его Ленька. – А там почему-то горит!..

Когда они поднимались наверх, внизу, как и на всей лестнице, было темно, сейчас же там тускло, как раздутый уголек, помигивала пузатая угольная лампочка.

– Стой, погоди! – шепнул Волков, схватив Леньку за руку и заглядывая через перила вниз.

За простой одностворчатой дверью, каких не бывает в жилых квартирах, слышался шум наливаемой из крана воды. На защелке двери висел, слегка покачиваясь, большой блестящий замок с воткнутым в скважину ключом. Мальчики стояли площадкой выше и, перегнувшись через железные перила, смотрели вниз.

– Лешка! Ей-богу! Пятьсот «лимонов», не меньше! – лихорадочно зашептал Волков. И не успел Ленька сообразить, в чем дело, как товарищ его, сорвавшись с места, перескочил дюжину ступенек, на ходу с грохотом сорвал замок и выбежал во двор.

Ленька хотел последовать его примеру, но в это время одностворчатая дверь с шумом распахнулась и оттуда выскочила толстая краснощекая женщина в повязанном треугольником платке.

Схватившись руками за место, где за несколько секунд до этого висел замок, и увидев, что замка нет, женщина диким пронзительным голосом заорала:

– Батюшки! Милые мои! Караул!

Позже Ленька нещадно ругал себя за ошибку, которую он сделал. Женщина побежала во двор, а он, вместо того чтобы подняться наверх и притаиться на лестнице, кинулся за ней следом.

Выскочив во двор и чуть не столкнувшись с женщиной, он сделал спокойное и равнодушное лицо и любезным голосом спросил:

– Виноват, мадам. Что случилось?

– Замок! – таким же диким, истошным голосом прокричала в ответ женщина. – Замок ироды сперли!..

– Замок? – удивился Ленька. – Украли? Да что вы говорите? Я видел… Честное слово, видел. Его снял какой-то мальчик. Я думал, это ваш мальчик. Правда думал, что ваш. Позвольте, я его поймаю, – услужливо предложил он, пытаясь оттолкнуть женщину и юркнуть к воротам. Женщина уже готова была пропустить его, но вдруг спохватилась, сцапала его за рукав и закричала:

– Нет, брат, стой, погоди! Ты кто? А? Ты откуда? Вместе небось воровали!.. А? Говори! Вместе?!

  1. И, закинув голову, тем же сильным, густым, как пожарная труба, голосом она завопила:
  2. – Кар-раул!
  3. Ленька сделал попытку вырваться.

– Позвольте! – закричал он. – Как вы смеете? Отпустите! Но уже хлопали вокруг форточки и двери, уже бежали с улицы и со двора люди. И чей-то ликующий голос уже кричал:

– Вора поймали!

Ленька понял, что убежать ему не удастся. Толпа окружила его.

– Кто? Где? – шумели вокруг.

  • – Вот этот?
  • – Что?
  • – Замок сломал.
  • – В прачечную забрался…

– Много унес? А?

– Какой? Покажите.

– Вот этот шкет? Курносый?

– Ха-ха! Вот они – полюбуйтесь, пожалуйста, – дети революции!

– Бить его!

– Бей вора!

Ленька вобрал голову в плечи, пригнулся. Но никто его не ударил. Толстая женщина, хозяйка замка, крепко держала мальчика за воротник шубейки и гудела над самым его ухом:

– Ты ведь знаешь этого, который замок унес? Знаешь ведь? А? Это товарищ твой? Верно?

– Что вы выдумываете! Ничего подобного! – кричал Ленька.

– Врет! – шумела толпа.

  1. – По глазам видно – врет!
  2. – В милицию его!
  3. – В участок!
  4. – В комендатуру!

– Пожалуйста, пожалуйста. Очень хогошо. Идемте в милицию, – обрадовался Ленька. – Что же вы? Пожалуйста, пойдемте. Там выяснят, вог я или не вог.

Ничего другого ему не оставалось делать. По горькому опыту он знал, что как бы ни было худо в милиции, а все-таки там лучше, надежнее, чем в руках разъяренной толпы.

– Ты лучше сообщника своего укажи, – сказала какая-то женщина. – Тогда мы тебя отпустим.

– Еще чего! – усмехнулся Ленька. – Сообщника! Идемте, ладно…

  • И хотя за шиворот его все еще держала толстая баба, он первый шагнул по направлению к воротам.
  • В милицию его вела толпа человек в десять.
  • Ленька шел спокойно, лицо не выдавало его – на его лице с рождения застыла хмурая мина, а кроме того, в свои четырнадцать лет он пережил столько разных разностей, что особенно волноваться и беспокоиться не видел причин.

«Ладно. Плевать. Как-нибудь выкручусь», – подумал он и, посвистывая, небрежно сунул руки в карманы рваной шубейки.

  1. В кармане он нащупал что-то твердое.
  2. «Нож», – вспомнил он.
  3. Это был длинный и тонкий, как стилет, колбасный нож, которым они с Волковым пользовались вместо отвертки, когда приходилось свинчивать люстры и колпаки на парадных лестницах богатых домов.
Читайте также:  Краткое содержание петрушевская уроки музыки за 2 минуты пересказ сюжета

«Надо сплавить», – подумал Ленька и стал осторожно вспарывать подкладку кармана, потом просунул нож в образовавшуюся дырку и отпустил его. Нож бесшумно упал в густой снег. Ленька облегченно вздохнул, но тотчас же понял, что влип окончательно. Кто-то из провожатых проговорил за Ленькиной спиной:

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=67714&p=3

Читать онлайн "Том 1. Ленька Пантелеев" автора Пантелеев Алексей Иванович — RuLit — Страница 2

Белых тоже не был начинающим автором. Вспомним хотя бы бойкий еженедельник «Комар», издававшийся им еще на школьной скамье.

Так что, когда эти «мальчики», только что вышедшие из детского дома, принялись за сочинение «Республики Шкид», у них уже был за плечами солидный писательский стаж, особенно у «Леньки» Пантелеева.

Столь же необычайна была начитанность «Леньки». Почти вся Шкида питала сильное пристрастие к книгам, но Ленька и здесь оказался феноменом. Судя по его автобиографической повести, он успел к семилетнему возрасту проглотить и Фенимора Купера, и Эдгара По, и Марка Твена, и Диккенса, и Писемского, и Леонида Андреева!

Привычка к запойному глотанию книг не заслоняла от Пантелеева реальных событий окружающей жизни.

Ко времени написания этой блистательной книги он, коренной ленинградец, успел побывать и в Уфе, и в Казани, и в Курске и в Мензелинске, и в Пьяном Бору, и в Ярославле (где пережил ярославский мятеж), и в Белгороде, и во многих других городах.

А также в той прикамской сельскохозяйственной школе, где его учили воровать, так как «ферма», куда он пришел учиться, оказалась самым настоящим разбойничьим вертепом, во главе которого стоял атаман — бородатый директор.

Иному маститому писателю до самого конца его дней не удастся накопить столько житейского опыта, испытать столько живых впечатлений, собрать столько наблюдений и сведений, сколько выпало на долю невзрослому «Леньке», когда он приступал (вместе с Григорием Белых) к созданию своей юношеской повести. Да и Григорий Белых по части житейского опыта был нисколько не беднее его[2].

Конечно, таким же преждевременным опытом обладали сотни тысяч беспризорных детей, бродивших по бескрайним просторам тогдашней России и переполнявших сверх меры всевозможные колонии, лагеря и приюты. Однако среди них не нашлось никого, кто написал бы «Республику Шкид».

Потому что одного житейского опыта было бы здесь недостаточно. Нужно было, чтобы доподлинное знание жизни, всех ее обид, передряг и тревог сочеталось у этих юных писателей с богатой начитанностью, с тем сознательным стремлением к художественному «складу и ладу», которое всякому автору дается не только инстинктом таланта, но и долгим общением с книгами.

Именно «склад и лад» этой повести обеспечили ей долгую жизнь в потомстве. Композиция ее безупречна. С геометрической правильностью распределены все ее эпизоды и сцены в порядке нарастания эмоций.

На первых страницах представлены — не в застывших позах, а в движении, в бурной динамике — портреты наиболее примечательных шкидцев: Воробышка («в роли убийцы»), Кольки Цыгана, Янкеля, а заодно их бессмертного вождя Викниксора, — после чего по всем правилам повествовательной техники очень аппетитно и вкусно рассказан первый драматический эпизод в истории шкидской республики: похищение пачек табаку из квартиры простеца эконома. Все происходит как будто под сильнейшим театральным прожектором. Что ни страница, то новый азарт. Особенно эффектна в этой главе (благодаря неожиданности) ее концовка: разъяренный начальник, узнавший о преступлении шкидцев, творит над ними суд и расправу.

— Ребята, — говорит он угрожающим голосом, — на педагогическом совете мы разобрали ваш поступок. Поступок скверный, низкий, мерзкий… И мы решили…

У шкидцев занялся дух. Наступила такая тяжелая тишина, что казалось, упади на пол спичка, она произвела бы грохот.

— Мы решили, — продолжает разгневанный ментор и делает томительную паузу. — …Мы решили, мы решили… не наказывать вас совсем!

Все потрясены, очарованы, счастливы. «Кто-то всхлипнул под наплывом чувств, кто-то повторил этот всхлип, и вдруг все заплакали». Заплакал и сам Викниксор.

После всей этой искусно театрализованной сцены следует долгий антракт — новые портреты обитателей Шкиды: Японца, Горбушки, Мамочки, представленные опять-таки в динамике, в действии, а также портреты халдеев, сопровождаемые новым азартным событием — бешеной войной сплоченных шкидцев из-за любимого халдея Пал Ваныча. И после нового большого портрета, написанного такими же звонкими красками, новая эффектная катастрофа — «Пожар». И такое до самой последней главы.

Вот почему в этой повести нет ни одной дряблой или бесцветной страницы. В каждой новой главе новая фабула, новый закругленный сюжет, рассказанный с неизменным азартом и зачастую уморительно-смешной.

Ибо, говоря о достоинствах «Республики Шкид», необходимо указать и на это: она написана веселым пером. Японец, Горбушка, Купец, халдеи (самый забавный из них племянник Айвазовского) и многие другие персонажи — это артистически выполненные шаржи, карикатуры, гротески.

Даже та сентиментальная сцена, в которой изображается, как бузотеры все поголовно заплакали, когда Викниксор объявил им амнистию, даже она была тут же осмеяна: авторы издевательски назвали ее «Мокрая идиллия» и тем лишили ее оттенка слащавости.

Вся повесть проникнута той мальчишески-острой насмешливостью, тем юмором удали, озорства и задора, который был заметной чертой в душевном облике тогдашних беспризорников.

Этот юмор характеризуется словами: «море по колено», «черт не брат». При всей серьезности своего содержания, книга о республике Шкид вся искрится молодыми улыбками, о чем можно судить даже по названиям отдельных ее эпизодов: «Ищейка из ячейки», «Наркомбуз», «Четыре сбоку, ваших нет», «Гришка достукался», «Монашенка в штанах», «Часы оне механизмус» и так далее.

III

Вообще у Пантелеева талант юмориста. Его юмором окрашены не только «Республика Шкид», но и «Часы», и «Пакет», и «Последние халдеи», и «Буква „ты“», и «Карлушкин фокус», и автобиографическая повесть о «Леньке».

Посмотрели бы вы, как ведут себя дети, когда я читаю им знаменитый «Пакет». Каждое новое приключение отчаянно храброго буденовца Пети Трофимова они встречают даже не смехом, а хохотом.

Между тем сами по себе эти приключения не забавны нисколько: это смелые подвиги лихого бойца, одушевленного незыблемой верой в святую правоту того дела, за которое он в любую минуту готов умереть.

Чем же объяснить этот хохот?

  • По-моему, раньше всего он объясняется тем, что простодушный герой считает все свои геройства пустяковыми и о каждом из них повествует как о комическом случае, не стоящем серьезного внимания.
  • Даже когда его ведут на расстрел и он делает последние шаги перед смертью, он и тут подменяет трагедию — комедией.
  • «Да, Петя Трофимов, — говорит он себе, — жизнь твоя кончается. Последние шаги делаешь… И между прочим, эти последние шаги — ужасные шаги…»

Читатели готовы нахмуриться. Им начинает казаться, будто речь идет о предсмертной тоске. И с радостным облегчением они узнают, что не мысль о смерти огорчает героя, а сущая безделица, не идущая ни в какое сравнение с расстрелом:

«Мозоли мои, товарищи, окончательно спятили. Прямо кусаются мозоли. Прямо как будто клещами давят. Ох, до чего тяжело идти!»

  1. Такая подмена предсмертного ужаса забавной жалобой на тесную обувь повторяется несколько раз на протяжении рассказа:
  2. «Да, думаю, Петечка, мозолям твоим уж недолго осталось ныть».
  3. И снова:

«Разрешите мне перед смертью переобуться. Невозможно мозоли жмут».

  • Всякое новое упоминание о злополучных мозолях вызывает в слушателях новую радость, ибо эти мозоли всякий раз возникают как успокоительный и даже веселый контраст с теми кровавыми ужасами, которые обрушиваются один за другим на героя.
  • Забавна центральная сцена рассказа, где изображается, как Петя Трофимов, очутившись в плену, глотает драгоценный пакет, чтобы тот не достался врагам, и вдруг у него изо рта вываливается какой-то красный комок.
  • «— Эй, — говорит офицер, — что это у него там изо рта выпало?»
  • Ему рапортуют:
  • «— Язык, ваше благородие…»

вернуться

См. книгу Г. Белых «Дом веселых нищих», впервые вышедшую в 1930 году и переизданную в 1965-м. Здесь этот незаурядный писатель рассказал свою многотрудную жизнь, богатую большими событиями.

Источник: https://www.rulit.me/books/tom-1-lenka-panteleev-read-229455-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector