Недавно в киноклубе «Реванш», удалось посмотреть фильм «Педагогическая поэма».
Фильм снят по известной одноимённой повести Антона Семёновича Макаренко, выдающегося советского педагога и писателя. В 20-30-е годы прошлого века, он руководил сначала трудовой колонией имени А.М. Горького близ Полтавы, а затем коммуной имени Ф.Э.
Дзержинского под Харьковом. Макаренко занимался массовым перевоспитанием детей-беспризорников и малолетних преступников, и добился в этом блестящих, непревзойдённых результатов.
Фильм вышел в прокат в 1955 году, и в нём ещё живо ощущается инерция сталинского периода.
Современному человеку, которого отделяет от той эпохи более полувека, достаточно любопытно наблюдать за взаимоотношениями между людьми, показанными в фильме. Естественно, нужно сделать некоторую скидку на то, что мы смотрим художественный фильм, а не кинохронику.
Поэтому уместнее рассматривать общие тенденции происходящего, а не степень реализма. Тем более, что современный человек приучен к реализму иного рода. В чём разница реализма «Педагогической поэмы» и современного кино можно понять, например по сцене, когда один из воспитанников убил человека.
Само убийство не показано, говорится только о свершившемся факте, внимание концентрируется на отношении персонажей к произошедшему.
В современном кино, зачастую лишённом серьёзной смысловой нагрузки, убийство смакуется, показывается во всех подробностях, иногда нарочито замедленно, повреждения, наносимые убиваемому гипертрофированны, насилие немотивированно. Тем не менее такие убийства происходит в рамках фильмов претендующих на реализм.
Фильм «Педагогическая поэма» рассказывает о человеческих отношениях. Поражает, например, степень доверия между людьми. Сначала, нам показывают её в разговоре уже состоявшихся граждан — Макаренко и начальника, назначающего его на должность.
В момент, когда Антону Семёновичу предлагают основать колонию в уже определённом месте, Макаренко говорит — «Надо же посмотреть, подходящее ли оно». На, что следует ответ начальника: — «Я уже смотрел. Что ж ты, лучше меня увидишь?». Современному зрителю, скорее всего, может показаться, что начальник-самодур, таким образом самоутверждается перед подчинённым.
Совсем по-другому выглядит эта сцена, после того, как в дальнейшем мы видим, её своеобразное повторение в момент, когда Макаренко доверил получить деньги одному из своих воспитанников, показавших себя ранее не с самой лучшей стороны. Принеся деньги воспитанник говорит: — «Вот деньги — пересчитайте», на что получает ответ: — «Но ты же уже считал!».
Таким образом в сцене разговора Макаренко с начальником мы видим не просто разговор двух людей, а разговор двух равных. В сцене же с воспитанником, Макаренко, отказавшись пересчитывать деньги, поднимает того до своего уровня, как бы говоря: «ты — такой же человек, как и я, равный мне».
Такое отношение к воспитаннику имеет очень мощный эффект, позволяющий ему почувствовать себя личностью. Эту же сцену дополнительно подчеркивает и третья сцена в конце фильма с приглашённым на праздник сбора урожая писателем Максимом Горьким — несомненным кумиром и авторитетом для ребят. Горькому дают почётное право первым начать покос.
Горький берёт в руки косу и начинает трудиться вместе с воспитанниками колонии, что поднимает их до уровня Горького, ведь теперь они вместе занимаются одним делом. То, что раньше приходило к ребятам как осознание, когда они читали книги Горького — «он такой же как мы», становится объективной реальностью.
Дополнительно, в этой сцене покоса, можно увидеть необыкновенное отношение к труду. Труд здесь обставлен как праздник — заниматься им почётно, и даже великий писатель, не только его не гнушается, но с удовольствием принимается за дело. Любовь к труду и важность его для человека, декларируются даже в песне: «…только тот хозяин жизни, кто живёт трудом своим!..»
Воспитанников колонии на протяжении всего фильма учат быть людьми. А человеком может называться только тот, кто является хозяином своей жизни.
«Ограничиваться только жалостью мы не имеем права — мы должны быть требовательными и суровыми», — говорит Антон Семёнович Макаренко — «любить и уважать человека, значит предъявлять к нему высокие требования».
Таким образом, основа педагогического метода Макаренко — любовь к человеку, ведь, например, по определению Эриха Фромма, любовь — это заинтересованность в жизни и развитии другого человека.
В фильме показана ценность реального опыта, противостоящая теоретизированиям оторванным от реальности. Вступивший в острую полемику с Макаренко инспектор, в подтверждение своих слов, сыплет научной терминологией.
Слова эти, скорее всего им зазубренны — на поверку оказывается, что он не знает элементарных вещей — впервые видит барометр и не понимает принципа его работы. «Вы нарушаете все инструкции! Вы воспитываете рабов!» — возмущается инспектор и серьёзно просчитывается. Ведь воспитанники-поселенцы уже усвоили урок «вы люди, или сявки?», т.е.
буквально: хозяева или рабы. То, что они действительно не рабы, они доказывают прогоняя инспектора и возвращая тем самым Макаренко обратно.
Реальному Макаренко и его методу воспитания в период его активной деятельности противостояли сторонники привнесённой с запада науки — педологии и последователи педагогических методов Монтессори, пока их продвижение в советскую педагогическую науку было не остановлено в 1936 году. Сторонники педологии считали, что ребёнок с самого рождения фатально обусловлен биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды.
Корней Чуковский называл педологов горе-теоретиками, да и сам Макаренко весьма гневно отзывался о них: «Я всегда честно старался разобраться в педологической „теории“, но с первых же строк у меня разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию: бред сумасшедшего, сознательное вредительство, гомерическая дьявольская насмешка над всем нашим обществом или простая биологическая тупость. Я не мог понять, как это случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей, то есть миллионов будущих и притом советских рабочих, инженеров, военных, агрономов, решается при помощи простого, тёмного кликушества и при этом на глазах у всех».
Возможно сцены с инспектором, отражают суть конфликта педологов и Макаренко.
С 1950-х годов методы педологии опять стали использоваться педагогами и психологами.
А с прекращением существования советской педагогической системы, и с практикой заимствования «готовых» западных систем воспитания и обучения, вместо разработки своих, педология вновь вернулась в нашу систему образования. Например, система тестирования учеников, разделение учащихся на классы по способностям — методы педологии.
Несомненно, легко провести аналогию, между происходящим в фильме, и событиями происходящими в стране в целом. «Всё хорошо, но мы стои́м на месте. Коллектив должен видеть, что впереди радостное будущее.
Дайте нам что-нибудь, чтобы голова закружилась от работы!» — говорит Антон Семёнович Макаренко, в момент, когда колония начинает работать как часы, и приносить доход государству. Советский человек видел впереди великий светлый ориентир — коммунистическое будущее. Эта грандиозная цель позволяла с радостью совершать колоссальные трудовые подвиги.
Человек ощущал себя хозяином своей страны, своего будущего, а значит был подлинно свободным. Результатами труда человека той эпохи мы пользуемся до сих пор. И уже кажутся фантастическими те объемы работы, которые были сделаны за мобилизационные годы пятилеткок.
И совершенно понятно, что без образа будущего, без грандиозных планов, и без самоотверженного труда, невозможно ни стать человеком в полном смысле этого слова, ни хоть чуточку приблизится к великим достижениям советской эпохи.
Источник: https://oleggureev.livejournal.com/1253767.html
А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»: о чем говорится в труде?
В современных реалиях мы находим много общего с той историей, которой минул уже целый век. Я для себя недавно открыл прекрасного педагога начала двадцатого века Антона Семеновича Макаренко.
Его умение достать в человеке личность перекликается с желанием того же Максимом Горьким и Антоном Чеховым в культовых произведениях литературы того времени.
Книга Макаренко «Педагогическая поэма» совместила в себе учение о развитие личности, основных аспектах советского воспитания, истории постреволюционного времени и становлении социума на новые рельсы.
История написания книги
В течение десяти долгих лет Макаренко и его «Педагогическая поэма» наполнялись свежими и актуальными фактами.
Я не увидел в произведении художественного почерка, в нем присутствует документализм – фактическое отражение реальных событий.
Макаренко лишь добавляет шика в свою сторону, он словно главный герой романа организовывает колонию, делает верные шаги по исправлению ребят, а в итоге становится творцом их реализации в мирной жизни.
Я не умаляю заслуг Антона Сергеевича, но на сегодня всё это смотрится приторно-сладким в той жесточайшей действительности, какой подкинула обществу страны революция.
Когда мы пытаемся сбить запах пота после трудового дня, мы просто желаем, чтобы люди рядом не задохнулись.
Макаренко же стремился этот запах выдать за некое торжественное и легендарное, при этом, не забывая про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день.
О чем ведется речь в каждой главе книги?
Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России.
Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции.
В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.
В первой главе «рэмбо» Макаренко избивает одного из ребят, или по книге устраивает столь ненужную и несвоевременную порку, за которую педагогу безумно стыдно. По мановению волшебного «пенделя» дети начинают прислушиваться к педагогу и начинают его уважать. Поэма описывает правила колонии, в которой были свои дежурные, наказание за проступки и определенная иерархия взаимоотношений.
Огромной разницы между содержанием книги «Педагогическая поэма» и фильмом «Республика Шкид» я не нашел, может читатели в комментариях укажут мне нюансы, которых с первого взгляда не видно. Фильм четко показал, историю с обворовыванием бабушки, ситуацию с появлением вора продовольствия, буржуя и только прибавил историю любви.
В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.
Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.
Чему учит книга?
Произведение Макаренко, как мы уже понимаем, учит взаимодействию с детьми, их педагогическому воспитанию и личностному развитию в угоду строю, актуальному на тот период.
Есть некий «золотой стандарт», который открывает даже краткое содержание произведения.
В нем основы общения и организации групп детей, которые на сегодня реально применять в детских домах, а также исправительных колониях для совершеннолетних.
В свое время работал вожатым в детском пионерлагере, там большинство воспитателей используют методики Макаренко. Насколько слабым оказался советский строй в плане появления новых учений в сфере педагогического воспитания, застой в этом направлении характеризует то, что не было у того государства будущего и огромных шансов на долгосрочное существование.
Кому стоит прочесть книгу?
О чем данное произведение вам уже понятно. Но кому рекомендуется книгу читать в обязательном порядке. Выделим основные группы людей, которым полезно «Педагогическая поэма» для прочтения:
- студенты педагогических университетов;
- преподаватели школ;
- специалисты области культуры;
- «фанаты» советского уклада жизни;
- желающие новой революции;
- образованные люди;
- старшие из числа детей в колониях и специализированных детских домах.
Слушать произведение можно в наушниках в аудиоформате, поэтому особых проблем изучения литературы классиков педагогики нет.
Отзывы читателей
Не хочу умных фраз, но произведение нашло только положительный отклик в лице читателей. Наш читатель лучший в мире. Есть небольшой процент, который считает, что актуальность материала отчасти потерялась, но их мало.
Если смотреть вглубь книги, то там пустота, но даже простые и логичные методы Макаренко игнорируются современными преподавателями, причем взамен ничего не применяется. Из комментариев читателей приятно читать позитивные аннотации, ведь время было доброе пусть и немного напускное.
А когда человек желает добра ближнему, то он из обезьяны способен сделать человека.
К похожим произведениям можно отнести, Пантелеев «Республика Шкид», Макаренко «Книга для родителей», Николай Островский «Как закалялась сталь».
Источник: https://SilaMira.ru/makarenko-pedagogicheskaya-poehma/
Антон Макаренко — Педагогическая поэма
— Двинет! Надвигали! Обрезы где? Сколько?
- — Два.
- Осадчий обернулся к Сороке:
- — Принеси.
Принесли обрезы. Хлопцев я отпустил в мастерские. Председатель мялся возле обрезов:
— Так как же, можно забрать?
— Зачем же? Ваш сын не имеет права ходить с обрезом, и Харченко тоже. Я не имею права отдавать.
— Да нет, на что они мне? И не отдавайте, пусть у вас останутся, може, там в лесу когда попугать воров придется. Я к тому, знаете, вы вже не придавайте этому делу… Дело молодое, знаете.
- — Это… чтоб я никуда не жаловался?
- — Ну конешно ж…
- Я рассмеялся:
— Да зачем же? Мы по-соседски.
— Во-во, — обрадовался дед, — по-соседски… Чего не бывает! Да если все до начальства…
Ушел председатель, отлегло от сердца.
Собственно говоря, я еще обязан был всю эту историю размазать на педагогическом транспоранте. Но я и хлопцы так были рады, что все кончилось благополучно, что обошлось без педагогики на этот раз. Я их не наказывал; они мне слово дали на Пироговку без моего разрешения не ходить и наладить отношения с пироговскими парубками.
К зиме 1922 в колонии было шесть девочек. К тому времени выровнялась и замечательно похорошела Оля Воронова. Хлопцы заглядывались на нее не шутя, но Оля была со всеми одинаково ласкова, недоступна, и только Бурун был ее другом.
За широкими плечами Буруна Оля никого не боялась в колонии и могла пренебрежительно относиться даже к влюбленности Приходько, самого сильного, самого глупого и бестолкового человека в колонии. Бурун не был влюблен, у них с Олей была действительно хорошая юношеская дружба; и это обстоятельство много прибавляло уважения среди колонистов и к Буруну, и к Вороновой.
Несмотря на свою красоту, Оля не была сколько-нибудь заметной. Ей очень нравилось сельское хозяйство; работа на поле, даже самая тяжелая, ее увлекала, как музыка, и она мечтала:
— Как вырасту, обязательно за грака замуж выйду.
Верховодила у девчат Настя Ночевная. Прислали ее в колонию с огромнейшим пакетом, в котором много было написано про Настю: и воровка, и продавщица краденого, и содержательница «малины». И поэтому мы смотрели на Настю как на чудо. Это был исключительной честный и симпатичный человек.
Насте не больше пятнадцати лет, но отличалась она дородностью, белым лицом, гордой посадкой головы и твердым характером.
Она умела покрикивать на девчат без вздорности и визгливости, умела одним взглядом привести к порядку любого колониста и прочитать ему короткий внушительный выговор:
— Ты что это хлеб наломал и бросил? Богатым стал или у свиней техникум окончил? Убери сейчас же!..
И голос у Насти был глубокий, грудной, отдававший сдержанной силой. Настя подружилась с воспитательницами, упорно и много читала и без всяких сомнений шла к намеченной цели — к рабфаку.
Но рабфак был еще за далеким горизонтом для Насти, так как и для других людей, стремившихся к нему: Карабанова, Вершнева, Задорова, Ветковского. Слишком уж были малограмотны наши первенцы и с трудом осиливали премудрости арифметики и политграмоты.
Образованнее всех была Раиса Соколова, и ее мы отправили в киевский рабфак осенью 1921 года.
Собственно говоря, это было безнадежное предприятие, но уж очень хотелось нашим воспитанницам иметь в колонии рабфаковку. Цель прекрасная, но Раиса мало подходила для такого святого дела. Целое лето она готовилась в рабфак, но к книжке ее приходилось загонять силой, потому что Раиса ни к какому образованию не стремилась.
Задоров, Вершнев, Карабанов — все люди, обладавшие вкусом к науке, — очень были недовольны, что на рабфаковскую линию выходит Раиса.
Вершнев, колонист, отличавшийся замечательной способностью читать в течение круглых суток, даже в то время, когда он дует мехом в кузнице, большой правдолюб и искатель истины, всегда ругался, когда вспоминал о светозарном Раисином будущем. Заикаясь, он говорил мне:
— Как эттого нне пппонять? Раиса ввсе равно в ттюрьме кончит.
- Карабанов выражался еще определеннее:
- — никогда не ожидал от вас такой дурости.
- Задоров, не стесняясь присутствием Раисы, брезгливо улыбался и безнадежно махал рукой:
— Рабфаковка! Приклеили горбатого до стены.
Раиса кокетливо и сонно улыбалась в ответ на все эти сарказмы, и хотя на рабфак не стремилась, но была довольна: ей нравилось, что она поедет в Киев.
Я был согласен с хлопцами.
Действительно, какая из Раисы рабфаковка! Она и теперь, готовясь на рабфак, получала из города какие-то подозрительные записки, тайком уходила из колонии; а к ней так же скрытно приходил Корнеев, неудавшийся колонист, пробывший в колонии всего три недели, обкрадывавший нас сознательно и регулярно, потом попавшийся на краже в городе, постоянный скиталец по угрозыскам, существо в высшей степени гнилое и отвратительное, один из немногих людей, от которых я отказывался с первого взгляда на них.
Экзамен в рабфаке Раиса выдержала. Но через неделю после этого счастливого известия наши откуда-то узнали, что Корнеев тоже отправился в Киев.
— Вот теперь начнется настоящая наука, — сказал Задоров.
Проходила зима. Раиса изредка писала, но ничего нельзя было разобрать из ее писем.
То казалось, что у нее все благополучно, то выходило, что с ученьем очень трудно, и всегда не было денег, хотя она и получала стипендию. Раз в месяц мы посылали ей двадцать-тридцать рублей.
Задоров уверял, что на эти деньги Корнеев хорошо поужинает, и это было похоже на правду. Больше всего доставалось воспитательницам, инициаторам киевской затеи.
— Ну, вот каждому человеку видно, что это не годится, а вам не видно. Как же это может быть: нам видно, а вам не видно?
В январе Раиса неожиданно приехала в колонию со всеми своими корзинками и сказала, что отпущена на каникулы. Но у нее не было никаких отпускных документов, и по всему ее поведению было видно, что возвращаться в Киев она не собирается. На мой запрос киевский рабфак сообщил, что Раиса Соколова перестала посещать институт и выехала из общежития неизвестно куда.
Вопрос был выяснен. Нужно отдать справедливость ребятам: они Раису не дразнили, не напоминали о неудачном рабфаке и как будто даже забыли обо всем этом приключении. В первые дни после ее приезда посмеялись всласть над Екатериной Григорьевной, которая и без того была смущена крайне, но вообще считали, что случилась самая обыкновенная вещь, которую они и раньше предвидели.
В марте ко мне обратилась Осипова с тревожным сомнением: по некоторым признакам, Раиса беременна.
Я похолодел. Мы находились в положении ужасном: подумайте, в детской колонии воспитанница беременна.
Я ощущал вокруг нашей колонии, в городе, в наробразе присутствие очень большого числа тех добродетельных ханжей, которые обязательно воспользуются случаем и поднимут страшный визг: в колонии половая распущенность, в колонии мальчики живут с девочками. Меня пугала и самая обстановка в колонии, и затруднительное положение Раисы как воспитанницы. Я просил Осипову поговорить с Раисой «по душам».
Конец ознакомительного отрывка Вы можете купить книгу и
Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/69167-30-anton-makarenko-pedagogicheskaya-poema.html
«Не пищать!» — как сложилась судьба воспитанников Макаренко из «Педагогической поэмы»
В 1935 году в Советском Союзе был издан роман под названием «Педагогическая поэма», который в кратчайшие сроки завоевал читательскую любовь. В произведении рассказывалось о создании и судьбе колонии для несовершеннолетних. Автором романа стал прославленный педагог и воспитатель Антон Семенович Макаренко.
Афиша к к/ф «Педагогическая поэма»
«Педагогическая поэма» отличалась от других литературных произведений. Ее автор ничего не выдумывал, он описывал собственную жизнь и свое детище — трудовую колонию им. Горького. Все персонажи книги существовали в действительности, а многие трудные подростки, воспитанные Макаренко, стали выдающимися людьми своего времени.
Карабанов: Семен Калабалин
Бывший бандит, грабитель Карабанов (в жизни — Семен Калабалин) стал одним из самых известных воспитанников Макаренко. Он продолжил дело учителя: после рабфака вернулся в Горьковскую колонию воспитателем.
В 30-е годы Калабалин был арестован по ложному доносу, но вскоре освобожден, не в последнюю очередь из-за заступничества учеников, дежуривших под окнами тюрьмы.
Во время Великой Отечественной Семен Калабалин попал в разведку, был пленен. Несколько раз пытался бежать и выжил лишь чудом.
Семен Калабалин с супругой
Всю жизнь Семен Калабалин посвятил педагогике, воспитанию трудных подростков. Он возглавлял несколько детских домов, написал ряд статей и автобиографию, получил звание заслуженного учителя РСФСР.
Бурун: Григорий Супрун
Один из первых воспитанников колонии Григорий Бурун (настоящее имя Григорий Супрун) под руководством Макаренко из малолетнего преступника превратился в настоящего человека — честного, трудолюбивого. Командир косарей, возглавляющий праздник первого снопа, стал одним из главных персонажей «Педагогической поэмы».
После колонии Григорий Супрун поступил на рабфак, затем в технологический институт. В годы войны бывший колонист трудился инженером танковой бригады. Оп принимал участие в Курской и Сталинградской битвах, освобождал Прибалтику и Кенигсберг. После Победы Супрун вернулся на родину, в Харьковскую область, где прожил остаток жизни.
Воспитанники колонии им. Горького с А. М. Горьким (на переднем плане) и А. С. Макаренко (на заденем плане)
Братья Жевелий: Александр и Дмитрий Чевелий
Круглые сироты, братья Жевелий (Александр и Дмитрий Чевелий) попали в колонию подростками. Они стали одними из самых ярких колонистов, юными помощниками Макаренко.
В годы войны Александр и Дмитрий сражались с врагом в воздухе. Александр пилотировал самолеты. Дмитрий выучился на штурмана и отдал жизнь в боях за Мурманск.
Задоров: Павел Архангельский
С Задоровым, настоящее имя которого Павел Архангельский, связан один из самых неприятных эпизодов романа. В самом начале работы в колонии им. Горького Макаренко так сильно разозлился на нахального воспитанника, что ударил его. Спустя годы один из первых комсомольцев колонии, рабфаковец Задоров со смехом вспоминал: «Здорово, что ты мне по морде съездил!».
Чтение в спальне колонистов
Павел Архангельский выучился на инженера-гидролога, работал на стройке Волго-Балтийского канала, в годы войны возглавлял саперную роту, получил множество наград. После Великой Отечественной Архангельский жил и работал в Куйбышеве (Самара).
Лапоть: Николай Лапотецкий
Секретаря совета командиров, колониста, который умел с самым серьезным видом шутить и призывать к порядку буянов, в «Педагогической поэме» звали Лаптем, а в реальной жизни — Николаем Лапотецким.
После учебы в трудовой колонии Лапотецкий поступил на рабфак, работал в Полтаве, затем был призван на фронт. Он защищал родину на передовой, в стрелковом полку Красной армии. Был тяжело ранен, получил инвалидность. Остаток жизни Николай Лапотецкий прожил в Москве.
И другие
Прожили достойную жизнь и остальные колонисты, персонажи «Педагогической поэмы».
Группа колонистов и сотрудников колонии
Братченко (Антон Браткевич) стал офицером, командовал эскадроном, сражался с фашистами в Закавказье.
Кудлатый (Денис Горгуль) был председателем колхоза, в годы Великой Отечественной — членом партизанского отряда. Таранец (Федор Таранец) возглавлял стрелковое отделение, участвовал в боях за Минск.
Георгиевский (Григорий Андриевский) выучился на врача, служил фельдшером. Все эти мужественные люди не вернулись с войны.
Вершнев (Николай Шершнев) всю жизнь проработал доктором в Комсомольске-на-Амуре, трудился главврачом городской больницы.
Соловьев (Антон Соловьев) выучился на электрика, в годы войны был замполитом комендатуры гарнизона, участвовал в конфликте с Японией, а после Великой Отечественной вернулся в профессию.
Нисинов (Дмитрий Анисимов) стал пилотом военных самолетов, работал летчиком-испытателем.
Без преувеличения можно сказать, что все воспитанники Макаренко и юные герои «Педагогической поэмы» не посрамили своего учителя и воплотили в жизнь главный девиз колонии: «Не пищать!».
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать:
- И в жизни, и в книге — каким был настоящий Саня Григорьев из «Двух капитанов». Его считали героем даже враги
- Забытый герой — Александр Панкратов. Почему его подвиг замалчивали, а вся слава досталась другому
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74a05057906a2d34a8acb0/5df69d101a860800aeadb687
«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко
В педагогической науке в конце 20-30-х годов 20 века главным направлением являлась педология, назвавшая себя наукой о целостном изучении ребенка. Педологи всё свели к изучению учащихся методом тестирования умственной одарённости, разработанными западными специалистами.
В итоге большинство советских школьников было признано умственно отсталыми. Кроме того, системой, внедренной по инициативе Луначарского, было отброшено воспитание коллективом. И лишь появление книги А.С.
Макаренко «Педагогическая поэма», которую прочитала вся страна, встряхнуло молодёжь.
«Поэма» сначала задумывалась как педагогический труд, где излагались бы принципы и методы воспитания нового человека. Скоро Макаренко понял, что такая книга будет понятна только специалистам, а он искал широкого читателя. Поэтому автор отказывается от формы мемуаров, а выбирает беллетристическую форму.
Макаренко не сразу решился показать первые главы Горькому А.М. – соратнику и наставнику: «…Я не хотел,— вспоминал Макаренко,— превращаться в глазах Алексея Максимовича из порядочного педагога в неудачного писателя». Однако Горький одобрил рукопись, и к 1935 году книга была закончена. В книге повествуется о становлении и развитии колонии им.
Горького, в которой трудился автор.
Продумана и прочувствована писателем главная сюжетная линия книги. Три части «Педагогической поэмы» — три этапа становления и развития коллектива колонии имени Горького.
Получив задание организовать колонию для малолетних правонарушителей, Макаренко убежден был в одном: «Нужно нового человека по-новому делать». Но как это сделать, было неизвестно. Новых людей надо было воспитать из вчерашних преступников, беспризорников.
Это очень сложно, особенно когда в стране разруха, и, главное, никто не знает необходимой методики воспитания. Автор говорит, что много ошибался, создавал «коллектив из людей заблудших и отсталых».
Но было у него и других «подвижников соцвоса» самое главное: любовь к детям, желание помочь им.
Начиная с завязки — прибытия в колонию первых шести воспитанников — действие развивается таким образом, что эпизоды, рисующие завоевания педагогического коллектива, сменяются ситуациями, которые снова отбрасывают колонию на исходные рубежи. Это и воровство, и набеги на сельские погреба, драки.
Это вспышка антисемитизма, мертвый ребенок, обнаруженный в спальне девочек. Макаренко верил в своих воспитанников, «всегда ощущал себя накануне победы, для этого нужно было быть неисправимым оптимистом». Шаг за шагом коллектив горьковцев набирает силу для решения новых задач, для «фанфарного марша».
Во второй части рассказчик «задался целью изобразить главный инструмент воспитания, коллектив, и показать диалектичность его развития». В этой части показаны различные стороны жизни уже сформировавшегося коллектива.
Автор изображает героев в разных ситуациях, в каждом эпизоде чувствуется его вера в ребят, желание им хорошей судьбы. Колонисты самоотверженно трудятся, увлекаются театром. «Они стройны и собранны, у них хорошие, подвижные талии, мускулистые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела и свежие красногубые лица» — это описание выражает отношение автора. Герои ему симпатичны, он гордится ими. Ребята радуются, провожая своих лучших товарищей на рабфак, рад и Макаренко, для него это значительный, торжественный и тревожный момент.
Кульминацией второй части является сцена общего собрания колонистов, на котором решается вопрос о необходимости переезда в Куряж. Ответственность, напряженность, опасность этого момента вместе с Макаренко и его колонистами живо ощущает и читатель.
Автор показал «загаженную почву Куряжа», где гнездятся «нищета, вонь, вши». «Три сотни совершенно отупевших, развращенных, обозленных» ребят-куряжан представляют угрозу для о коллектива горьковцев. Рассказчик переживает, что же победит: коллектив или анархия? Куряжане сломлены. Блестящее завершение кульминационного фейерверка- гопак под гармошку. Это окончательно покоряет старожилов Куряжа: «А здорово танцуют, сволочи!..»
В третьей части автор показал массовую «переделку» и доказал, что «силами коллектива эта переделка легче и быстрее». Скоро обитатели Куряжа преобразились. Макаренко с такой радостью и гордостью описывает события, что восхищает похорошевшая колония, а главное — сами ребята, которые составляют теперь единый, дружный, боевой коллектив горьковцев.
А затем следует развязка основной сюжетной линии. Это два решающих события в жизни колонии.
Одно из них — приезд Горького к своим подшефным, другое — увольнение Макаренко с поста заведующего колонией имени Горького как педагога, предложившего «не советскую» систему воспитания.
Догматики от педагогики объединенными усилиями одержали победу над самостоятельно, творчески мыслящей личностью.
В книге Макаренко речь идет о реальных событиях, о героях, списанных с натуры. Большинство героев книги имеют прототипов.
Некоторым из них автор оставил подлинные имена (Антон Семенович Макаренко, Калина Иванович Сердюк, Коваль), другим незначительно изменил, намекая на реальный прообраз (Калабалин — Карабанов, Супрун —Бурун, Колос — Голос, Браткевич — Братченко, Шершнев — Вершнев, Фере —Шере, Б. Ф. Григорович — Екатерина Григорьевна).
То же самое можно сказать и о фабуле «Поэмы». События, составляющие ее основу, точно воспроизводят этапы роста колонии имени Горького.
Но в книге есть и художественный вымысел. Например, колонист, ставший прототипом Ужикова, украл деньги не у рабфаковцев, а у самого Макаренко. Исследователи объясняют суть замены сюжетной ситуации: украсть у товарищей с точки зрения колонистской этики — самое тягчайшее преступление. Писатель тем самым подчеркивает предел нравственного падения Ужикова, своё отношение к нему.
Коллектив является главным героем книги Макаренко. Пути его создания, развития, наконец, активного действия и составляют основу содержания «Педагогической поэмы».
Но ведь коллектив не что-то безликое. Настоящий коллектив состоит из разнообразных неповторимых индивидуальностей. Поэтому-то в «Педагогической поэме» вместе с изображением роста коллектива перед нами развертываются судьбы отдельных, наиболее примечательных, его членов. Среди них — зачинатели колонии: Задоров, Бурун, Таранец; колонисты первых наборов: Карабанов, Братченко, Георгиевский, Ветковский, а затем Лапоть, братья Волковы, Олег Огнев. Автора интересуют поворотные моменты в формировании человека или такие ситуации, где он выявляет те или иные уже определившиеся качества своей натуры.
Например, эпизод, в котором Карабанов, вновь вернувшийся в колонию, получает задание привезти из города большую сумму денег. В этом эпизоде Макаренко демонстрирует становление нового в характере, свою веру в Карабанова.
В Александре Задорове подчеркивается спокойная, доброжелательная уверенность, незаурядный интеллект, «прекрасная» «открытая улыбка».
Семен Карабанов — воплощение кипучего темперамента, который увлекает окружающих.
«Пристальный горячий взгляд», «полыхающие глаза» — это внешняя деталь, которая, однако, помогает представить самую сердцевину его пылкой натуры и определить положительное отношение к нему автора.
Большинство колонистов раскрыты писателем более скупо. Но и в этом случае он умеет набросать запоминающийся портрет и точно определить основные черты характера героя.
Таков образ крестьянской девушки Наташи Петренко, которая станет одной из лучших колонисток: «В рыжем ореоле изодранного, испачканного бабьего платка на вас смотрит даже не лицо, а какое-то высшее выражение нетронутости, чистоты, детски улыбающейся доверчивости». Рассказчик наполняет её образ лиризмом.
Лирика и юмор присутствуют в человечной книге Макаренко. Юмор, которым писатель пользуется широко и свободно, оттеняет лирическое начало и вносит в «Поэму» «земные» и, вместе с тем, мажорные тона.
Иногда ирония Макаренко становится беспощадным смехом. Именно так изображены по недоразумению попавшие в воспитатели Дерюченко и Родимчик.
Первый из них, по словам Макаренко, «ясен, как телеграфный столб: это был петлюровец».
Портрет второго носит преувеличенный характер: «У него странное лицо, очень напоминающее старый, изношенный, слежавшийся кошелек. Все на этом лице измято и покрыто красным налетом».
Но особенно ядовито высмеивает Макаренко своих извечных противников — далеких от жизни педагогов-схоластов, занимающих командные посты.
Это инспектор Шарин, употребляющий научные термины, но не знающий, что такое барометр, Варвара Брегель, которая на правах «высшего начальства» постоянно читает нотации.
Этих руководящих деятелей объединяет одно: приверженность педагогическим догмам, нежелание учиться у жизни, боязнь нового.
Их победа над Макаренко только кажущаяся. Заведующий снят с поста, но коллектив, им созданный, продолжает жить и развиваться. Макаренко доверили руководство коммуной имени Дзержинского, и первыми коммунарами становятся горьковцы.
«Педагогическая поэма» заняла видное место среди произведений литературы социалистического реализма. Книга Макаренко прошла самую беспристрастную, самую объективную проверку — проверку временем. Пусть сегодня её партийность более чем неактуальна, современная молодежь о комсомоле знает лишь понаслышке, канул в лету культ коллектива. Дело в другом.
Макаренко – мастер своего дела, увлеченный педагог-практик. Если убрать идеологию, смысл книги мало изменится, это по-прежнему будет Поэма, ода педагогам и их воспитанникам.
Это ода человечности и нравственности, а эти ценности нетленны в любую эпоху: «У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком».
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/makarenko-a-s/4868-pedagogicheskaya-poema-a-s-makarenko
«Педагогическая поэма»
История ведется от имени автора, который основал в 20-х годах 20 века колонию для малолетних преступников и самолично занимался их перевоспитанием. Педагогический коллектив состоял, помимо автора, с двух воспитательниц и завхоза.
Вначале колония была открыта в 1917 году в 6 км от Полтавы. Первыми воспитанниками стали шестеро несовершеннолетних воришек, которые никакой пользы не приносят своему пристанищу.
Но однажды Макаренко потерял терпение и ударил одного из ребят, после чего все дружно вызвались ему помогать рубить дрова.
Количество воспитанников увеличивается, их всех делят на отряды с командирами во главе. Макаренко организовывает таким образом их трудовую деятельность, что они способны сами обеспечить свое существование.
Некоторые ребята пытались покинуть колонию, но через некоторое время возвратились, соскучившись за таким образом жизни и дружным коллективом. С одним воспитанником, Митягиным, Макаренку не удалось справиться, поэтому его выгнали.
Пришлось увеличить педагогический коллектив на двое человек, но они не смогли прижиться в такой обстановке и вскоре уехали.
В 1923 году колония переместилась в поместье братьев Трепке. Макаренко приобщает ребят к театральному искусству. Вскоре их спектакли становятся очень популярны среди местных жителей.
Автор начинает общаться с помощью писем с Максимом Горьким, который старается поддерживать ребят добрым словом и снабжением литературой. Весной 1926 года колонистам предлагают пожить в течении 10 дней в бывшей Куряжской колонии.
Макаренку предложили заняться новыми 280-ма воспитанниками, но педагог отказался.
Приехав в Куряж, он увидел там сплошные беспорядки и предложил своим колонистам переехать и наладить там жизнь. Вначале ребята отказывались, но позже согласились со своим начальником. Перед переездом колония пополнилась новой воспитанницей, беременной девушкой Верой, которой Макаренкопо способствовал сделать в больнице аборт.
Но уже при следующей беременности педагог уговорил ее оставить ребенка. По прибытии в Куряж звонят в колокол, но к ним никто не вышел. Но горьковским воспитанникам удается убедить куряжан прийти на собрание, где принято решение трудиться по 6 часов в день. Но только колонисты Макаренко работали в ближайшие дни.
Из-за возникающих драк приезжает следственная комиссия, но установить виновных не удается.
Начальство начинает пристально следить за жизнью колонии, Макаренко постоянно критикуют за неправильные методы воспитания.
К воспитанникам приезжает Максим Горький, после отъезда которого педагог увольняется с должности заведующего колонии, не выдержав давления.
С несовершеннолетних преступников Макаренку удалось сделать достойных людей, поскольку он не обращал внимания на их криминальное прошлое, для него было важным отношение к труду и личностные качества ребят.
Источник: https://www.allsoch.ru/makarenko/pedagogicheskaya_poema/
Краткий сюжет «Педагогической поэмы» Макаренко
Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь.
Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков. «Педагогической поэме» А. С.
Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A.
M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко.
Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо «интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины».
«Поэма» рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование «настоящего человека» из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны.
Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многогшаново. В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех.
Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а «книгой по педагогике», написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М.
Горький — первый читатель и редактор «Педагогической поэмы».
Он писал: «На мой взгляд, «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более». «Поэма» состоит из трех частей.
В ее основе — хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.
Отличительной особенностью «Поэмы» является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С.
Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий.
Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выра-телей ее боевого духа.
Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда. А С.
Макаренко был очень одаренным человеком.
Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие.
Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее.
Главное в его труде — не «укрощение» дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.
Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в «Педагогическую поэму» — одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.
Секрет вечной молодости «Поэмы» заключается в глубоком проникновенна автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но необходимую правду.
Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. хорошо видно все величие подвига педагога-новатора. Такой опыт требовал апробации временем.
Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению. Само педагогическое мастерство было для Макаренко нравственной необходимостью.
Ведь в основе всего, что он совершил, лежала неустанная, бескомпромиссная, ликующая и воинствующая борьба за человека, за его завтрашнюю радость.
Непреходящая ценность «Педагогической поэмы» заключается в том, что она озарена романтикой этой борьбы, наполнена светом мудрости и неувядаемой прелестью педагогического труда.
»crosslinked«
Источник: http://ruslit.biz/kratkij-syuzhet-pedagogicheskoj-poemy-makarenko/
Педагогическая поэма, сюжет, основная сюжетная линия
Название | Педагогическая поэма |
Автор | А. С. Макаренко |
Жанр | повесть |
Язык | русский |
Издательство | «Популярная литература» |
Выпуск | 1931 |
Страниц | 604 |
Носитель | книга |
«Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20‑е годы XX столетия был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.
Сюжет
В «Педагогической поэме» рассказывается о попытке создания полной педагогической системы на примере колонии для несовершеннолетних правонарушителей, преобразованной в ходе педагогического опыта в детскую трудовую колонию.
Основная сюжетная линия
Педагог Антон Семёнович Макаренко в сентябре 1920 г. направляется заведующим для создания колонии малолетних преступников на основе заброшенных зданий предыдущей колонии до 1917 г. в 6 км от Полтавы.
Вначале насчитывается четверо человек для работы с воспитанниками: двое воспитательниц, Лидочка и Екатерина, завхоз Калина Иванович и сам Макаренко. В стенах кое-как приспособленных для жизни, в особенности зимой, появляется первая шестёрка ребят.
Все они совершили преступления — вооружённые квартирные грабежи и кражи — и теперь будут перевоспитываться. Поначалу подростки от работ в колонии отказываются, используют стены колонии только как временное пристанище, а вечером уходят из колонии и возвращаются только утром.
Один из подростков через неделю во время отлучек из колонии совершает грабёж и убийство.
Ситуацию переменяет случай. Однажды на просьбу заведующего колонией воспитанник Задоров нагрубил.
Антон Семёнович, не выдержав грубого отношения, ударил сильно по щеке колониста, что тот даже не удержался на ногах, и, не помня себя, схватил кочергу, тем самым сильно напугав колонистов.
Хотя Задоров был крупнее преподавателя, он и ребята послушно пошли с Макаренко рубить дрова для обогрева помещения. После педагог сильно переживал по поводу случившегося, так как он впервые ударил человека.
Макаренко начинает организовывать трудовую деятельность ребят и через два с половиной года, весной 23-го, создаёт отряды во главе которых стоят командиры. Колония постоянно пополняется новыми людьми и подростками, у которых свои проблемы, и постепенно переходит на самообеспечение.
С этим наплывом воспитанников воспитательский состав и помощники-колонисты подчас не справляются: то колонисты за самогонкой в деревню ходят и приходится конфисковать самогонные аппараты заведующему и старшим колонистам, то нежелательная беременность воспитанницы со смертью ребёнка, то сыпной тиф, охвативший колонию, то ребята на деревенские баштаны налетают и собирают чужой урожай…
Двое ребят, Осадчий (в которого полетели счёты со стола заведующего колонии и чуть было за ним не последовал стул) и Карабанов (настоящая фамилия Калабалин), уходили из колонии, но позже понимали, что привыкли к тому образу жизни, который был в ней, к ребятам и к самому Антону Семёновичу.
Всё-таки, среди воспитанников колонии имени Горького был колонист Митягин, от воспитания которого пришлось отказаться и изгнать из колонии. Колонист Приходько, с которым пришлось помучиться, чуть не довёл своим разбоем на дороге до самоубийства выдающегося педагога.
Как-то раз, после этого случая, ребята из колонии, опасаясь, что прогуливающийся по лесу Макаренко решил покончить с собой, пошли за ничего не подозревающим руководителем колонии.
Источник: http://www.cultin.ru/books-pedagogicheskaya-poehma