Краткое содержание мальчик со шпагой крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Роман «Мальчик со шпагой», краткое содержание которого приводится в данной статье, включён в школьную программу. 

Хотя в Интернете можно найти множество цитат, пересказов и отзывов о книге, чтобы использовать их для читательского дневника, лучше всё же читать произведение полностью — онлайн или взять книгу в библиотеке.

История создания романа-трилогии Владислава Крапивина

Впервые рассказ Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой» был напечатан в 1974 году в популярном тогда журнале «Пионер». Позже так стал называться роман-трилогия, состоящий из трех повестей: «Всадники со станции Роса», «Звёздный час Серёжи Каховского» и «Флаг-капитаны».

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Идею для написания книги писатель почерпнул из своей профессиональной деятельности. В 1961 г. Владислав Петрович, работавший на тот момент журналистом, организовал детский отряд под названием «Каравелла». Ребята, входившие в отряд, изучали морское дело, владение фехтовальным оружием, пробовали себя в журналистике. 

В повести отряд получил имя «Эспада», что в переводе с испанского языка означает «шпага».

Наблюдая за детьми, Крапивин подмечал и записывал, как меняются со временем их привычки, взгляды, характеры. Именно на основе своих наблюдений писатель создал яркие образы мальчишек и девчонок, ставших персонажами книги. 

Многократно переиздававшиеся книги содержат немало цветных и чёрно-белых иллюстраций. С картинок на читателя смотрят герои, мало отличающиеся от современных ребят.

Роман является частью ещё большей трилогии под названием «Паруса Эспады», повествующей о дальнейшей жизни Серёжки – Сергея Владимировича Каховского. В неё вошли написанные относительно недавно, в 1992 и 2005 годах, романы «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства».

Главные герои и их характеристика

Главными героями трилогии стали ученик 6-го класса Сережа Каховский, его лучший друг Генка и преподаватель фехтования Олег Московкин.

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Серёжа по задумке автора слыл вполне обычным мальчишкой, честным и порядочным, хотя и отстающим в учёбе. Ему свойственна излишняя горячность и порывистость в поступках, он не терпит, когда с кем-то несправедливо обращаются, и всегда готов прийти на помощь. 

Попав на занятия фехтовального клуба «Эспада», он находит в лице Олега мудрого наставника, благодаря которому ещё больше утверждается в необходимости противостоять трусости, подлым и предательским поступкам.

Олег, бывший вожатым лагеря «Артек», создаёт в «Эспаде» строгий устав, приносит на занятия настоящие рапиры. Он не просто учит своих подопечных управляться с оружием, благодаря ему у ребят формируются правильные представления о чести и достоинстве, дружбе и взаимовыручке.

Генка, с которым дружит Серёжа Каховский, носит прозвище «Кузнечик». Он увлекается игрой на гитаре и хорошо поёт песни, сочинённые его братом. Взгляды и характеры мальчишек сходны, они близки друг другу по духу, оба готовы бороться за правое дело.

Второстепенные персонажи

На страницах романа-трилогии встречается немало персонажей второго плана. 

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Вот список некоторых из них:

  1. Алексей Борисович Иванов – пожилой журналист, с которым завязывает дружбу Сережа. Поступки Алексея Борисовича характеризуют его как порядочного и доброжелательного человека.

  2. Директор лагеря – плохой педагог, равнодушный и незаинтересованный в детях. Он выгоняет Серёжу из лагеря, ведёт себя глупо и некрасиво.

  3. Станислав Андреевич – физрук лагеря, попытавшийся поймать и вернуть Серёжу. Оказывается мошенником и мстительным человеком.

  4. Владимир Каховский — отец Серёжи, порядочный и смелый мужчина, с раннего возраста прививший сыну тягу к справедливости. Он часто уезжает по работе в тайгу, где борется с браконьерами.

  5. Галина Каховская — вторая жена Серёжкиного отца (родная мать умерла, когда мальчику было всего 5 лет).

  6. Стасик Грачёв – ученик 2-го класса, которого Сережа постоянно защищает и опекает.

  7. Наташа Лесникова – подруга Серёжи, раньше жившая с ним по соседству. Первая вступает в клуб «Эспада» и приводит туда Серёжку.

  8. Митя Кольцов, Димка Соломин, Андрюшка Гарц – друзья Серёжки, посещающие фехтовальный клуб.

  9. Данилка Вострецов – командир барабанщиков.

  10. Татьяна Михайловна – учительница, классный руководитель Сережи Каховского.

  11. Нелли Ивановна – учительница, классный руководитель Стасика Грачёва.

  12. Валера Шагалов – мальчик, который учится в одном классе со Стасиком Грачёвым.

  13. Игорь Лесников и Мария Лесникова – родители Наташи.

  14. Владимир Матвеевич Ларцев – ещё один журналист, своими статьями защищающий клуб, когда тот подвергается нападкам.

Краткое содержание романа «Мальчик со шпагой»

Действие начинается на платформе железнодорожной станции, где главный герой дожидается поезда, сидя на скамейке. Серёжа Каховский оказывается там после того, как сбегает из лагеря, где с ним произошла неприятная история. 

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Мальчик встречает бездомного щенка, которому из собственного кожаного ремня делает ошейник. Молодой пёс спасает Серёжку от преследования учителя физкультуры. Поблизости оказывается также журналист, похожий на «Дон Кихота с портфелем». Он узнаёт в физруке непорядочного человека, приняв участие в судьбе Серёжи, и даже вызывает милицию.

Во второй части трилогии Серёжа вступает в новый фехтовальный клуб. Идеалы клуба и слова журналиста Иванова побуждают мальчика приходить на помощь более слабым: он защищает второклассника Стасика от гнева его отца и дворовых ребят от хулиганов, не боясь быть раненым. 

Мальчику представляется, что настоящие дуэлянты всегда благородны, а добро побеждает зло. Чтобы помочь другу, Серёжа даже намеренно проигрывает в состязании. Олег видит это и, узнав причину действий мальчика, присваивает ему звание капитана.

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Всё идёт хорошо до тех пор, пока в дело не вмешивается мама одного из мальчишек, получившего по заслугам за свои поступки. Из-за её действий в конечном итоге руководитель клуба вынужден оставить своих воспитанников.

Трилогия заканчивается тем, что уже распавшийся клуб вдруг получает надежду на возрождение. Серёжа, находящийся на отдыхе, получает известие об этом от друга и торопится вернуться к друзьям.

Анализ произведения

Владислав Петрович Крапивин, автор подростковой трилогии, написал данное произведение в жанре реализма. Он показал взросление главного героя Серёжи и становление его характера. Повествование разворачивается очень быстро и с первых страниц захватывает читателя, заставляя сопереживать главному герою. 

Главная мысль книги заключается в убеждении, что человек способен справиться с трудностями и несправедливостями в жизни, невзирая на возраст.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/malchik-so-shpagoy.html

Мальчик со шпагой – краткое содержание романа Крапивина (сюжет произведения)

Благородная приключенческая книга, направленная всё-таки на подростков, где герой сталкивается с уже довольно серьёзными трудностями в лице хулиганов, предателей, мошенников… Но в этом противоборстве мальчик Серёжа закаляется, находит настоящих друзей. В фехтовальном клубе он учится не только работе со шпагой, но благородству и смелости. Сергей не терпит несправедливости, особенно к младшим и слабым. И даже если клуб закрывается, мальчик сохраняет его в своем сердце.

Главная мысль

Главное здесь то, что даже ещё ребенку нужно обязательно быть смелым и честным. Не бояться жизни со всеми проблемами, а верить в победу добра – пусть не сразу, но обязательно в итоге.

Краткое содержание Крапивин Мальчик со шпагой читать

История начинается на маленькой железнодорожной станции, куда приходит юный герой. Мальчик Серёжа Каховский совсем один, но все замечают, какой он воспитанный и вежливый. Там он находит себе друга – бездомного лохматого пса. Оказывается, что мальчик сбежал из лагеря из-за насмешек остальных детей за его веру в высокие идеалы.

Теперь за ним практически погоня в лице «физ-рука» и его приспешников. Но спас беглеца новый друг – пёс. Журналист, случайно оказавшийся рядом, вдруг узнаёт в человеке, который угрожал Серёже, мошенника. Приходится даже вызывать вызывает милицию. Мошенник пытается мстить… Разворачивается целая детективная история, и это только начало.

У Серёжи уже давно умерла мама, но ребенок не отчаялся, наоборот, стал остро воспринимать несправедливости и помогать другим. Конечно, не обходится без первой влюбленности, первых друзей и врагов. Серёжа поступает в новый клуб для детей, осваивает фехтование, защищает слабых.

У клуба строгий устав, там учат быть смелыми и благородными. Случаются и духовные прорывы, и предательства. Не однажды приходится бороться с хулиганами, даже с рецидивистами, Каховский даже попадает на страницы газет. Только печально, что в детские игры включаются и взрослые.

Например, мама обиженного за дело мальчика, работая в домоуправлении, мстит клубу, строит козни. В итоге интриг вожатый оставляет клуб, меняет его на больший. Ошарашенный Серёжа из принципа надевает форму клуба в школу, чтобы показать – друзья не бросят флаг отряда.

И, конечно, друг друга.

В финале герой заслуженно наслаждается морем, но вот только неожиданный звонок вырывает его с отдыха. Нужно срочно ехать домой, чтобы помочь возрожденному отряду. И Сергей Каховский не жалеет о море, об отдыхе, ни о чём – ради друзей

Читать краткое содержание Мальчик со шпагой. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Крапивин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мальчик со шпагой

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Александр Романович Беляев является первым из советских писателей, кто посвятил себя полностью жанру фантастика. Писателя интересовали тайны человеческого организма: возможно ли функционирование мозга вне тела человека

На первых страницах произведения мы видим, как герцог Херфордский предъявляет обвинение Томасу Мобрэю во всевозможных преступных действиях, в том числе в убийстве герцога Глостера. Ричард II был приглашен для того

В поволжском месте, называемом «Горами», жил богатый торговец Марко Данилыч Смолокуров, живущий вдвоем с дочерью Дуней. Планировал жениться Марко в один день со своим братом, но тот, отправившись на промысел, пропал.

Осел, увидел Соловья, сказал птице, что давно наслышан о ее таланте, и попросил спеть. Ослу хотелось самому услышать чудное звучанье, и проверить, действительно ли птица так хороша.

Около водокачки остановился поезд, чтобы пополнить запас воды. В это время в паровоз заскочили трое бандитов. Под угрозой оружия, машинист отцепил паровоз от состава и немного отогнал его.

Мальчик со шпагой

Часть первая. Всадники на станции «Роса»

Тем летом одиннадцатилетний Серёжа Каховский впервые попал в пионерский лагерь. Через некоторое время у правдолюбивого мальчика вышел конфликт с директором лагеря, Серёжа самовольно покинул его территорию и явился на станцию «Роса», чтобы уехать домой на поезде.

Дожидаясь поезда, мальчик подружился с «ничейным» псом, назвал его Ноком и решил забрать домой. Тем временем в лагере хватились Серёжу и прислали за ним физрука. Когда уговоры не помогли, физрук решил действовать силой и схватил Серёжу за локоть. Пёс ощетинился, зарычал на физрука, и тот поспешно ушёл.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов голявкина за 2 минуты

За этим наблюдал только что появившийся на станции высокий человек, похожий на Дон Кихота. Незнакомец оказался журналистом Алексеем Борисовичем Ивановым, который проверял пришедшую в редакцию клеветническую анонимку на местного председателя колхоза.

Серёжа не сумел бы объяснить словами, но чувствовал доброту большого незнакомого человека. Это была сдержанная доброта, и в ней ощущались уверенность и твёрдость.

Серёжа рассказал Алексею Борисовичу о своём конфликте с директором пионерлагеря.

Сначала мальчику понравилось в лагере, и он доверил ребятам свою тайну — сказку о приснившихся ему однажды всадниках, красных кавалеристах, которые всегда придут на помощь в трудную минуту, стоит только их позвать.

В лагере было трое ребят, отдыхавших здесь уже не первое лето. Они выполняли личные поручения директора, который называл ребят «мои мушкетёры» и позволял им больше, чем остальным.

Однажды Серёжа не подчинился «мушкетёрам», и те начали издеваться над сказкой о всадниках. В травлю включились практически все дети в лагере. Мальчик написал письмо отцу, попросился домой. Письмо перехватил директор и прочёл его на общей линейке. Серёжа заявил, что читать чужие письма — подлость, и ушёл из лагеря.

Серёжа показал Алексею Борисовичу своё письмо, которое ему вернул физрук, и журналиста заинтересовала необычная бумага, на которой оно было написано — такие листы из старых конторских книг были только в лагере.

Мальчик рассказал журналисту, что его мама была геологом и умерла, простудившись в очередной экспедиции. Её фотографию Серёжа всегда носил с собой. Сейчас он жил с отцом, мачехой и младшей сестрёнкой.

Тут на станцию явился сам директор, в котором Алексей Борисович узнал чиновника, чьи афёры когда-то разоблачил.

Журналист обвинил директора в том, что он оклеветал хорошего человека, ведь анонимка на председателя колхоза была написана на бумаге из старой конторской книги, а подпись начиналась на ту же букву, что и фамилия директора. Затем Алексей Борисович заявил, что сам отвезёт мальчика домой.

У детей тоже есть чувство собственного достоинства, которое никому не позволено оскорблять, да ещё публично. И каждый человек имеет право порвать отношения с тем, кто его оскорбил.

Строгая проводница не пустила Нока в поезд без намордника. Узнав, что поездов сегодня больше не будет, журналист с мальчиком отправились к реке, где нашли попутный катер.

Серёжа обнаружил, что забыл на станции куртку, в кармане которой лежала фотография матери, и решил вернуться за вещами, оставив Нока на катере.

Когда мальчик убежал, журналист заметил вдалеке «газик» директора. А Серёжу на станции поджидали «мушкетёры», которым директор приказал вернуть мальчика в лагерь силой. В этот момент Серёжа пожалел, что его всадников на самом деле не существует, но тут к станции стремительно подскакала пятёрка кавалеристов, и их командир приказал отпустить мальчика.

Кавалеристы оказались студентами, работающими летом в колхозе. Алексей Борисович догадался, что Серёжа попал в беду, и отправил их на помощь. Серёжа посчитал это чудом. Журналист сказал, что далеко не с каждым случаются такие чудеса, и предложил мальчику самому стать всадником — начать помогать людям.

Часть вторая. Звёздный час Серёжи Каховского

Добравшись до дома, Серёжа узнал от Наташи, своей соседки по коммуналке, что его семье выделили отдельную квартиру, а в городе открылся новый клуб для ребят — «Эспада».

Директор уже сообщил отцу Серёжи про подвиги сына, но все были так рады, что мальчик, которого увезли со станции какие-то всадники, нашёлся, что ругать его не стали и разрешили оставить Нока.

Осенью одиннадцатилетний Серёжа вступил в клуб «Эспада», руководил которым Олег Московкин, студент-заочник и фехтовальщик первого разряда. Он учил ребят не только фехтованию, но и честности, смелости.

У клуба был строгий устав и своя форма с нашивками. Очень быстро Сергей стал лучшим фехтовальщиком и капитаном клуба.

Он не забыл данного журналисту обещания защищать тех, кто в этом нуждается, и всегда выступал против несправедливости.

В сентябре в клуб «Эспада» пришёл одиннадцатилетний Митя Кольцов. Его мама надеялась, что здесь её робкий и замкнутый сын станет смелее и найдёт друзей. Мальчик оказался способным и вскоре нагнал остальных ребят.

Если у человека талант, он может вспыхнуть моментально.

В это же время Серёжа крепко подружился с одноклассником Генкой по кличке Кузнечик.

В конце октября в клубе состоялись соревнования на титул чемпиона «Эспады» 1973 года. В финал вышли Серёжа и Митя. Серёжа был сильнее, но уступил титул Мите, решив, что этому хрупкому мальчику очень важно стать чемпионом. На этом турнире Кузнечик познакомился с Наташей и влюбился в неё.

Сразу после соревнований на Митю и ещё троих эспадовцев напали четверо хулиганов, начали вымогать деньги, а потом потребовали отдать пояса с гербом клуба. Из четверых ребят отпор хулиганам дал только Митя, и его избили.

Умелые фехтовальщики не сумели дать отпор хулиганам — это был позор для клуба. Олег объявил общий сбор, на котором велел провинившимся отнять у хулиганов форменные ремни.

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/malchik-so-shpagoj-kratkoe-soderzhanie-romana-krapivina-syuzhet-proizvedeniya

Владислав КРАПИВИН Мальчик со шпагой

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета
Владислав КРАПИВИН Мальчик со шпагой
РЕБЯТА, в этой книге рассказывается о мальчишке, который очень верил в дружбу, в честность и доброту. И считал, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. А ещё он верил в свою сказку про всадников, которые приходят на помощь в очень трудные минуты. Верил так крепко, что не сказочные, а настоящие всадники в звёздных шлемах примчались ему на выручку, когда случилась беда…

Часть
первая
ВСАДНИКИ НА СТАНЦИИ РОСА

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжетаХорошее было у станции название. Очень для нее
подходящее. Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику,
брюки у него до колен вымокли от росы. Потому что кругом стояли высокие травы и
на них дрожали крупные водяные шарики. В шариках зажигались огоньки: малиновые,
золотые, синие.

  • Мальчик подошел к скамейке, поставил чемодан, бросил
    на него потертую рыжеватую курточку, сел и стал ждать поезд.
  • Ждал он долго и терпеливо.
  • Огоньки в траве давно погасли, пришёл июльский
    безоблачный полдень.

Станционный домик стоял среди лопухов и высокой
овсяницы. Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами.
На острой башенке весело торчал жестяной петух. Он будто высматривал, не спешит
ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд. Но поезда появлялись редко:
станция располагалась не на главной дороге, а на боковой ветке.

У
крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок.
Низенький постамент скрывался в траве, и можно было подумать, что мальчик с
жеребенком стоят прямо на земле.

Будто они играли на соседнем лугу и на минутку
забежали на станцию взглянуть на круглые часы: не пора ли обедать? Наверно,
было еще не пора, потому что они затевали новую игру. Мальчик правой рукой
обнял жеребенка за шею и чуть нагнулся, словно хотел что-то ему на ухо
прошептать.

Жеребенок стоял смирно, однако в каждой жилке его звенело
нетерпение. Он будто говорил: «Я тебя люблю и слушаюсь, но давай поскорее
перестанем шептаться и пойдем еще поскачем».

Так,
по крайней мере, казалось маленькому пассажиру. Ему нравились гипсовые мальчик
и жеребенок, чем-то похожие друг на друга — оба тонконогие, ловкие и,
конечно, веселые, — и он смотрел на них как на товарищей. И даже немного
им завидовал. Но все-таки они были не настоящие.

Мальчик
на скамейке вздохнул и перевел взгляд.

Дверь
в дом была открыта. В маленьком, станционном зале громыхала ведрами пожилая
уборщица. За домом поднимался зеленый солнечный бугор с редкими и очень прямыми
березами. За березами виднелись крыши и антенны дачного поселка. Еще дальше
темнел сосновый лес. Он огибал станцию с трех сторон. А на юге, за рельсовой
линией, уходили к реке светлые луга и кустарники.

Было
жарко и тихо (только ведра погромыхивали). Пахло смолой и гудроном от
разогретых шпал.

Из-за
бугра пришёл серый клочкастый пес. Ростом с козу. У него были полустоячие уши,
толстые лапы и озабоченная морда. Он сунулся было в дверь, но увидел уборщицу и
попятился, поджав похожий на веер хвост. Улизнув от двери, пес принял независимый
вид и деловито оглянулся. Тут он заметил мальчика.

С
полминуты они разглядывали друг друга с любопытством и чуть настороженно. Потом
пес медленно двинулся к мальчику и остановился в трех шагах.

— Чего
тебе? — сказал мальчик. Сказал не сердито, а с неловкостью, как говорят с
маленькими детьми, когда не умеют с ними обращаться и боятся обидеть.

Пес
нерешительно махнул хвостом. Один раз.

Мальчик
чуть улыбнулся. Щелкнул замком чемоданчика и поднял крышку. Пес сделал еще шаг,
торопливо сел, наклонил голову и совсем по-человечьи моргнул. Мальчик вынул
газетный сверток с дорожным запасом.

Это были два ломтика хлеба, а между
ними — котлета. Песий хвост засвистел и замелькал, как пропеллер, с
пушистых одуванчиков стайками взлетели семена-парашютики и осели у мальчика на
брюках.

Он засмеялся, разломил котлету и бросил половину псу.

Мальчик
думал, что кусок моментально исчезнет в собачьей пасти. Но пес, получив
угощение, перестал вертеть хвостом, лег и начал жевать котлету, деликатно
придерживая лапой. При этом поглядывал на мальчика благодарно и хитровато.
Другую половину котлеты мальчик съел сам.

Потом
они поделили хлеб. Он был не такой вкусный, как котлета, но пес охотно сжевал
весь кусок и выразительно посмотрел на мальчика: «Нет ли еще?»

— Все, —
сказал мальчик.

Пес
глазами показал на газету: «А это?»

— Это
же просто бумага. Видишь? — Мальчик повертел перед ним смятый газетный
лист.

Пес
не прочь был пожевать и бумагу, пропитанную таким вкусным котлетным запахом, но
мальчик не понял. Он скомкал газету и оглянулся: куда бы кинуть? Кругом было
чисто.

Читайте также:  Краткое содержание сказки диво дивное, чудо чудное за 2 минуты пересказ сюжета

В траве палисадника и на дорожке мальчик не заметил ни окурков, ни
бумажных клочков. К тому же сердитое побрякивание ведер напоминало, что
мусорить на станции не следует.

Уборщица уже вымыла пол внутри дома и мыла
крыльцо. Мальчик подошел к ступеням.

— Скажите,
пожалуйста, куда можно бросить бумагу?

Уборщица
выпрямилась и глянула с высоты. Она сделала вид, что лишь сию секунду заметила
мальчика, хотя давно украдкой наблюдала за ним. Она знала, что от мальчишек
добра не бывает.

Бывают лишь вытоптанные клумбы, шум, беспорядок, а то и окурки
по углам. Она привыкла обходиться с этим народом сурово.

Но сейчас привычка
боролась в ней с симпатией к незнакомому парнишке — спокойному,
удивительно ясноглазому, не похожему на скандальных поселковых пацанов.

Наконец
она снисходительно сказала:

— Если
уж так порядок любишь, снеси вон туда, за угол. Там мусорный ящик есть.

Он
кивнул и неторопливо зашагал по тропинке, протоптанной вдоль кирпичного
фундамента. Пес неодобрительно взглянул на уборщицу и пошел за мальчиком. Они
свернули за угол.

Уборщица
смотрела мальчику вслед. «Ишь какой, — думала она со скрытым
удовольствием. — Не хулиганистый, ладненький мальчонка. Родители, видать,
культурные…»

Потом
она взглянула на скамейку, где мальчик оставил вещи. Курточка сползла со спинки
и свалилась в траву. Женщина вытерла о подол руки, спустилась с крыльца и
подняла куртку. «Из лагеря возвращается, — подумала она. — Чего
же это он один-то? Самостоятельный…»

…К
большому огорчению пса, мальчик бросил вкусную газету в побеленный дощатый ящик
и хлопнул крышкой. Пес вздохнул и сел.

— Что
вздыхаешь? — спросил мальчик. — У тебя тоже неприятности?

Пес
замахал хвостом. Он как бы говорил: «Неприятности — чушь. Если
хочешь, я готов быть веселым».

— Ты
смешной, — сказал мальчик. — Ушастый, хвостастый, блохастый.

Пес
наклонил набок голову. Одно ухо встало у него торчком, а другое совсем упало и
закрыло глаз.

Мальчик
засмеялся:

— Чучело
репейное. Как тебя зовут?

Пес
вдруг подскочил и припал на передние лапы. Он приглашал поиграть. Морда у него
стала дурашливая и озорная.

— А
ты меня нечаянно не слопаешь? — спросил мальчик.

Пес
замотал головой так, что уши захлопали: «Ни в коем случае!»

Мальчик
шлепнул его по косматому загривку:

— Ты
ляпа! Догоняй! — и помчался по траве.

Разинув
большую розовую пасть, пес рванулся за ним. Он тут же догнал мальчика и
постарался ухватить его за ногу. Мальчик споткнулся и полетел в упругие заросли
репейника. Пес вцепился в его штанину. Обрадованно заурчал. Но при этом косился
золотистым взглядом: «Тебе не больно? Ты не ушибся?»

— Эй-эй! —
крикнул мальчик. — Брысь со своими зубами! Не имеешь права!

Он
тряхнул ногой и вскочил. Пес отпрыгнул и ждал, махая хвостом.

— Смотри,
что ты грызешь, — укоризненно сказал мальчик. — Мои заграничные
штаны. На них твой портрет, а ты — зубами…

Он
повернулся к собаке задним карманом. Карман украшала кожаная заплата с
отпечатанной головой овчарки и буквами «Szагik». Это был знаменитый
Шарик из польского фильма «Четыре танкиста и собака». Но кудлатый
станционный пес не смотрел многосерийных телефильмов, и ему было все равно. Он
снова примерился, как бы сцапать мальчика за штанину.

— Ах,
ты так?!

Мальчик
прыгнул к нему и хотел повалить в траву, но пес увернулся и зигзагами бросился
наутек.

— Догоню! —
крикнул мальчик.

И
правда догнал, хотя и не сразу. Хлопнул пса по кудлатой спине:

— Ты
опять ляпа! А ну, поймай!

И
пес бросился за ним… Он понял, что такое игра в «ляпки»…

Наконец
они устали. Мальчик сел на старую шпалу в тени красной трансформаторной будки,
похожей на часовенку. Пес встал перед ним, вывесил язык и моргал желтыми
глазами.

— Ты
хороший, — сказал мальчик. — Ты совсем не чучело. Я пошутил.

Пес
одобрительно задышал, подошел вплотную и сунул морду мальчику под мышку.

— Пойдем, —
сказал мальчик. — Вдруг у меня украли чемодан со скамейки? Тогда мы с
тобой бросимся по следу и поймаем преступников. Согласен?

Пес
был на все согласен. Они пошли в станционный скверик. Чемодан оказался на
месте, куртка тоже.

Да и кто их мог взять? На всей станции, кроме мальчика,
было всего три человека: в глубине дома дремал пожилой дежурный, в комнатке с
квадратным окошечком шелестела журналом кассирша, а недалеко от крыльца чистила
медный колокол уборщица. Она стояла на табурете и драила колокол тряпкой с
белым порошком. Солнце отражалось в начищенной меди, как большая лучистая
звезда.

Мальчик
и пес подошли, и уборщица глянула на них неласково. Теперь мальчик не казался
ей таким уж культурным и воспитанным. Был он помят и взъерошен, на рубашке и
брюках висели серые шарики репейника, в спутанных светлых волосах торчали
мелкие листики и обрывки травы.

— Извините, —
сказал мальчик. — Вы не знаете, как его зовут? — Он притянул к себе
пса за шею.

— Этого-то
зверя? — спросила уборщица хмуро и пренебрежительно. — Да никак его
не зовут. Как его звать, если он бесхозяйный? Как хошь, так и зови. Он на все
откликается, лишь бы кормили.

— Значит,
он ничей?

— Может,
и был чей, а сейчас не поймешь. Ребятня притащила откуда-то, а в дом никто не
пускает. Кусок кой-когда кинут, ну и все… Кто Полканом кличет, кто Жучкой,
кто Фантомасом.

— Спасибо, —
сказал мальчик. Ему хотелось еще что-то спросить, но он не решался.

Псу
было неуютно тут, рядом с сердитой женщиной, у которой в руках тяжелая тряпка.
Он переступал передними лапами и нетерпеливо поглядывал на мальчика:
«Пойдем отсюда, а?»

— Извините,
что я вас отвлекаю, — сказал мальчик. — Я только хотел спросить: если
его здесь не будет, о нем никто не станет беспокоиться?

 Да
кому он нужен-то? Все равно когда-нибудь пристрелят за то, что кур гоняет.

— Видите,
почему я спрашиваю… Я хочу его взять к себе домой, если он правда ничей.

— Такую
лахудру? — изумилась уборщица. — Да мать-то вас обоих из дому веником
выгонит!

Мальчик
тихо сказал:

— Что
вы! Никто не выгонит. Значит, я могу его взять?

— Да
забирай на здоровье. Такое сокровище…

— Спасибо, —
еще раз сказал мальчик и отступил к своей скамейке.

Проверим, насколько внимательно вы прочли повесть.

    Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

  1. – Как называется п/л?
  2. – Как звали вожатую Серёжиного отряда?
  3. – Мальчишка лет восьми, худой, золотоволосый с боевой ссадиной на переносице. Кто? 
  4. – Как Сергей объяснил попутчику, почему у него такая фамилия?
  5. – Кто был на станции, кроме мальчика и пса?
  6. – Какие клички назвала уборщица, когда Сергей спросил, как зовут пса? 
  7. – Какого цвета была скамейка, на которой сидел мальчик?
  8. – Где встречались надписи «Алёша», «Азимут». «Телефон», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»?
  9. – Какую кличку Сергей дал псу?
  10. – Как зовут журналиста?
  11. – Название станции?
  12. – Он будто высматривал, не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд? О чём?
  13. – Что лежало в газетном свёртке с дорожным запасом?
  14. – Почему Косте пришлось уехать?
  15. – Сколько всадников смастерил Сергей во время болезни?
  16. – Как незнакомец узнал, что мальчика зовут Сергей?
  17. – Как появилась сказка о всадниках? Что можно сказать о мальчике, сочинившем такую сказку?
  18. – Почему Сергею нравился вожатый Костя и не нравилась Гортензия?
  19. – Почему, когда исполнялась песня о горнисте Алёше Снежкове, в душе Серёжи «начинала звенеть радостная тревога?» Кто написал эту песню?
  20. – Почему вы так решили?
  21. – Почему все ребята, даже незнакомые и некрасивые, казались симпатичными и славными?
  22. – Почему Сергей Каховский ушёл из лагеря? Прав он или нет, как его характеризует этот поступок?
  23. – Что понравилось Серёже в незнакомце?
  24. – Почему, увидев лист в крупную клетку, журналист удивился?
  25. – Каково ваше отношение к Тихону Михайловичу?
  26. – Какую роль играют в повести «мушкетёры»?
  27. – Как фантазия, сказка превратилась в реальность?
  28. – Как вы понимаете слова: «Будь всадником сам не обязательно на коне и в шапке со звездой – не в этом главное….». А в чём же главное?!
  29. – Каков сам Сергей и каких людей уважает?

Источник: http://litera865.blogspot.com/2016/04/blog-post_15.html

В. Крапивин «Мальчик со шпагой» – краткое содержание

Владислав Крапивин – выдающийся уральский писатель, чьё имя хорошо известно поклонникам приключенческой и фантастической литературы. Его книгами зачитываются люди всех возрастов: от младших школьников и подростков до молодёжи и людей средних лет. А всё потому, что творчество этого автора удивительно разнообразно, самобытно и ярко.

В статье речь пойдёт о книге, которая воплотила в себе главные черты творческого мира писателя. Это приключенческая трилогия «Мальчик со шпагой», краткое содержание которой можно свести к трём словам: «Дружба, отвага, честь».

Об авторе

Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в Тюмени. Учился на факультете журналистики Уральского госуниверситета, параллельно занимался в литературных кружках. Сочинительский талант открыл в себе ещё в детстве и продолжает писать до сих пор. На его счету десятки рассказов, повестей и циклов романов.

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Мир детей и подростков раскрывается во всех книгах, которые написал Крапивин. «Мальчик со шпагой» не исключение. Почему именно школьный возраст? Дело в том, что неиссякаемый поток творческих идей писателя был неразрывно связан с его педагогической деятельностью – работой в созданном им отряде «Каравелла», где подростки разных возрастов занимались морским делом, фехтованием и журналистикой.

Незаурядный талант писателя, его искренняя любовь к детям, понимание их мыслей и переживаний – всё это в совокупности создало узнаваемый художественный мир, главной частью которого являются так называемые крапивинские мальчики и девочки.

О книге

Роман «Мальчик со шпагой», краткое содержание которого вы можете прочесть в этой статье, является трилогией. Состоит она из трёх частей и эпилога. Это одно из самых известных произведений Крапивина. Писалась книга в течение двух лет, с 1972 по 1974, а впервые печаталась в журнале «Пионер» по частям.

Читайте также:  Краткое содержание бунин господин из сан-франциско за 2 минуты пересказ сюжета

Трилогия проникнута духом дружбы, приключений, смелости и чести. В её основе совершенно очевидно прослеживаются автобиографические мотивы, связанные с работой Крапивина в отряде «Каравелла». Книга написана в реалистическом стиле, как и большинство работ писателя в тот период.

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Это история о настоящей дружбе, следовании своим идеалам и вере в сказку. Вы тоже окунётесь в этот чистый, искренний, удивительный мир, начав читать книгу «Мальчик со шпагой».

Краткое содержание

Центральный персонаж трилогии – шестиклассник Серёжа Каховский. Прямолинейность и смелость, искренность, честность и богатое воображение ведут его по жизни.

Книга повествует, как в непростых жизненных ситуациях постепенно формируются и развиваются высокие нравственные идеалы мальчика. Этот путь приводит его в фехтовальную школу «Эспада».

Серёжа Каховский и есть тот самый мальчик со шпагой.

Герои повествования, как юные, так и взрослые, оказались весьма реалистичны. Неудивительно, что многие читатели хотели познакомиться и подружиться с главным персонажем. Считали его реальным человеком и даже писали Крапивину с просьбой дать адрес благородного и смелого мальчишки.

Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Такое сильное увлечение книгой в своё время вдохновило многих школьников на создание собственных внеклассных объединений наподобие описанной в трилогии «Эспады».

Отзывы читателей

Читатели всех поколений дружно говорят о том, какая удивительная книга «Мальчик со шпагой». Краткое содержание, конечно же, не может передать всю атмосферу повествования, наполненного духом настоящей дружбы и веры в высшие идеалы.

Среди малых и больших произведений, которые написал Крапивин, «Мальчик со шпагой» занимает особое место. Многие нынешние взрослые полюбили эту книгу в далёком детстве. Немало и таких, кто прочёл её, будучи уже зрелым человеком.

А многие сегодняшние подростки читают «Мальчика со шпагой» впервые.

Совершенно очевидно, что эту книгу будут читать ещё многие поколения мальчишек и девчонок, а также взрослых людей, для которых имеют смысл отражённые в сюжете нравственные идеалы.

Источник: https://autogear.ru/article/187/448/v-krapivin-malchik-so-shpagoy-kratkoe-soderjanie/

Читать Мальчик со шпагой

– Ты смешной, – сказал мальчик. – Ушастый, хвостастый, блохастый.

Пес наклонил набок голову. Одно ухо встало у него торчком, а другое совсем упало и закрыло глаз.

Мальчик засмеялся:

– Чучело репейное. Как тебя зовут?

Пес вдруг подскочил и припал на передние лапы. Он приглашал поиграть. Морда у него стала дурашливая и озорная.

– А ты меня нечаянно не слопаешь? – спросил мальчик.

Пес замотал головой так, что уши захлопали: «Ни в коем случае!»

Мальчик шлепнул его по косматому загривку:

– Ты ляпа! Догоняй! – и помчался по траве.

Разинув большую розовую пасть, пес рванулся за ним. Он тут же догнал мальчика и постарался ухватить его за ногу. Мальчик споткнулся и полетел в упругие заросли репейника. Пес вцепился в его штанину. Обрадованно заурчал. Но при этом косился золотистым взглядом: «Тебе не больно? Ты не ушибся?»

– Эй-эй! – крикнул мальчик. – Брысь со своими зубами! Не имеешь права!

Он тряхнул ногой и вскочил. Пес отпрыгнул и ждал, махая хвостом.

– Смотри, что ты грызешь, – укоризненно сказал мальчик. – Мои заграничные штаны. На них твой портрет, а ты – зубами…

Он повернулся к собаке задним карманом. Карман украшала кожаная заплата с отпечатанной головой овчарки и буквами «Szагik». Это был знаменитый Шарик из польского фильма «Четыре танкиста и собака». Но кудлатый станционный пес не смотрел многосерийных телефильмов, и ему было все равно. Он снова примерился, как бы сцапать мальчика за штанину.

– Ах, ты так?!

Мальчик прыгнул к нему и хотел повалить в траву, но пес увернулся и зигзагами бросился наутек.

– Догоню! – крикнул мальчик.

И правда догнал, хотя и не сразу. Хлопнул пса по кудлатой спине:

– Ты опять ляпа! А ну, поймай!

И пес бросился за ним… Он понял, что такое игра в «ляпки»…

Наконец они устали. Мальчик сел на старую шпалу в тени красной трансформаторной будки, похожей на часовенку. Пес встал перед ним, вывесил язык и моргал желтыми глазами.

– Ты хороший, – сказал мальчик. – Ты совсем не чучело. Я пошутил.

Пес одобрительно задышал, подошел вплотную и сунул морду мальчику под мышку.

– Пойдем, – сказал мальчик. – Вдруг у меня украли чемодан со скамейки? Тогда мы с тобой бросимся по следу и поймаем преступников. Согласен?

Пес был на все согласен. Они пошли в станционный скверик. Чемодан оказался на месте, куртка тоже.

Да и кто их мог взять? На всей станции, кроме мальчика, было всего три человека: в глубине дома дремал пожилой дежурный, в комнатке с квадратным окошечком шелестела журналом кассирша, а недалеко от крыльца чистила медный колокол уборщица. Она стояла на табурете и драила колокол тряпкой с белым порошком. Солнце отражалось в начищенной меди, как большая лучистая звезда.

Мальчик и пес подошли, и уборщица глянула на них неласково. Теперь мальчик не казался ей таким уж культурным и воспитанным. Был он помят и взъерошен, на рубашке и брюках висели серые шарики репейника, в спутанных светлых волосах торчали мелкие листики и обрывки травы.

– Извините, – сказал мальчик. – Вы не знаете, как его зовут? – Он притянул к себе пса за шею.

– Этого-то зверя? – спросила уборщица хмуро и пренебрежительно. – Да никак его не зовут. Как его звать, если он бесхозяйный? Как хошь, так и зови. Он на все откликается, лишь бы кормили.

– Значит, он ничей?

– Может, и был чей, а сейчас не поймешь. Ребятня притащила откуда-то, а в дом никто не пускает. Кусок кой-когда кинут, ну и все… Кто Полканом кличет, кто Жучкой, кто Фантомасом.

– Спасибо, – сказал мальчик. Ему хотелось еще что-то спросить, но он не решался.

Псу было неуютно тут, рядом с сердитой женщиной, у которой в руках тяжелая тряпка. Он переступал передними лапами и нетерпеливо поглядывал на мальчика: «Пойдем отсюда, а?»

– Извините, что я вас отвлекаю, – сказал мальчик. – Я только хотел спросить: если его здесь не будет, о нем никто не станет беспокоиться?

– Да кому он нужен-то? Все равно когда-нибудь пристрелят за то, что кур гоняет.

– Видите, почему я спрашиваю… Я хочу его взять к себе домой, если он правда ничей.

– Такую лахудру? – изумилась уборщица. – Да мать-то вас обоих из дому веником выгонит!

Мальчик тихо сказал:

– Что вы! Никто не выгонит. Значит, я могу его взять?

  • – Да забирай на здоровье. Такое сокровище…
  • – Спасибо, – еще раз сказал мальчик и отступил к своей скамейке.
  • 2

Человек устроен так, что ему обязательно нужен приют. Если он едет в вагоне, то привыкает к своей полке, и ему кажется, что эта полка – его маленький дом. Если он устраивается на ночлег в лесу под сосной, то сразу начинает отличать свою сосну от других: это дерево приютило его, и оно теперь ему ближе, привычнее, чем остальные.

Так и скамейка. Мальчик провел на ней почти полдня и привык.

Скамейка была сколочена из длинных деревянных брусков и покрашена в зеленый цвет. Давно покрашена. Бруски потрескались, краска отскакивала от дерева острыми сухими пластинками.

Мальчик, пока сидел, потихоньку отколупывал их вокруг того места, где было вырезано слово «Алеша». Ему почему-то казалось, Алешей зовут гипсового парнишку.

Мальчик поглядывал на него, но тот был занят, конечно, своим жеребенком.

Иногда мальчик вставал, чтобы напиться воды из бачка в пустом зале ожидания или погулять вокруг станции, а потом снова возвращался на скамейку, под ветки желтой акации – как домой. И снова сидел: ждал, когда пройдут долгие шесть часов и появится поезд.

Ему казалось, что ждет он очень давно, целую неделю. И целую неделю видит перед собой этот железнодорожный теремок, жестяного петуха на крыше, медный колокол и белую эмалированную табличку с синей надписью «ТЕЛЕФОНЪ» (сразу было понятно, что висит она тут с незапамятных времен, когда бегали по здешним рельсам паровозики, похожие на самовары).

У мальчика была привычка: от скуки читать все надписи задом наперед. Но слово «телефонъ» мальчик не мог прочитать наоборот из-за твердого знака. И от этого делалось еще скучнее.

Так было, пока не пришёл пес.

Пес оказался добрый и веселый. И когда мальчик понял, что эта ничья собака стала теперь его и не надо никогда с ней расставаться, все прошлые горести показались ему пустяками.

Он подвел пса к своей скамейке.

– Мы будем жить вместе. Понял? Ты меня не бросишь?

Пес фыркнул, чихнул и замотал головой: то ли семя одуванчика влетело ему в ноздрю, то ли вопрос мальчика показался оскорбительным.

– Молодец ты, умница. Только как мы с тобой поедем в поезде? Подожди-ка…

Мальчик достал из кармана складной ножик и расстегнул брючный ремешок. Ремень был длинный и опоясывал худенького хозяина почти два раза. Мальчик отрезал лишний конец. Затем проколол в отрезанном куске несколько дырок, вытащил из другого кармана колечко медной проволоки, протянул ее сквозь отверстия.

– Ну-ка, давай голову, примерю ошейник.

Пес отнесся к приглашению без восторга. Но не спорил. Он терпеливо ждал, когда мальчик закрепит у него на шее непонятную штуку.

– Ну вот, – с удовольствием сказал мальчик. – Теперь ты не бродяга, а вполне законная собака. И ничего, что ты худой и кудлатый. Ты еще станешь гладкий и красивый, когда подрастешь. Ты ведь еще не взрослый, хотя и большой. Ты почти щенок.

  1. При последнем слове пес торчком поставил оба уха и моргнул.
  2. – Ще-нок… – ласково повторил мальчик.
  3. Пес переступил, передними лапами и усиленно замахал хвостом.
  4. Мальчик засмеялся:

– Нравится? Я и буду звать тебя Ще-Нок. А когда вырастешь, «Ще» мы отбросим.

Он вытащил из чемодана, из-под маек и рубашек, старенькие кеды, выдернул из них шнурки. Потом соединил шнурки узлом и один конец привязал к ошейнику. Поводок получился непрочный, но он ведь и нужен был только для вида: пес, по имени Ще-Нок, и без привязи не отходил от своего хозяина ни на шаг.

– Пошли, – сказал мальчик.

Они отправились к кассе, и мальчик вежливо побеспокоил молоденькую кассиршу, увлеченную журналом мод:

Источник: https://online-knigi.com/page/33546?page=2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector