Егор Полушкин – главный герой произведения «Не стреляйте в белых лебедей» – живёт со своей женой и двумя детьми в обветшалой избушке, подаренной двоюродным братом в честь переезда в новый посёлок. Все знали Полушкина как неудачливого человека, неспособного к качественной работе. Однако, всё было с точностью до наоборот. Он был отзывчивым, жалостливым, трудолюбивым и очень любил природу.
За что бы Егор не брался, всё делал с горящими глазами. И даже дом своему кузине по одному лишь зову построил с благодарностью — быстро и качественно. Но вот на работу на новом месте Полушкина не брали.
Слишком мешался всем его особенный подход к делу. Когда пошёл в строительную бригаду, уволили за то, что вырыл канаву для трубы в обход муравейника.
Так сменил он множество бригад, пока не устроился в лодочную станцию.
В обязанности Егора теперь входило вырисовывание номеров на носу лодок скучным чёрным цветом. Вместо этого на них появлялись жизнерадостные изображения животных и растений, которые Полушкин старательно вырисовывал целыми днями напролёт. Но начальнику станции это не понравилось, и было наказано Егору закрасить его труды.
Несмотря на временное благополучие, настоящий удар судьбы подкрался к жизни героя совсем неожиданно. На лодочную станцию однажды прибыли туристы, которых Полушкин повёз на другой берег.
Туристы, приехав на поляну, выбрали место для привала, но мешал огромный муравейник, разместившийся неподалёку. Решение сжечь его пришло мгновенно.
Единственные, кто был против были Егор и Колька (сын героя), но они не подали виду.
От предложенного застолья Полушкин, как ни странно, не отказался. Он первый раз при сыне напился и стал плясать, чем только раззадорил приезжих.
Егор ударил сына за попытку остановить его и пошёл домой, потеряв по пути дорогую лодку, врученную ему начальником станции. Не смог Полушкин заплатить за потерю лодки и, не найдя достаточной суммы, начал пить.
Через некоторое время Егор стал зарабатывать шабашками вместе со своими новыми друзьями, которые обманом выманивали деньги заказчиков.
Повстречав учительницу Кольки на одной из таких шабашек, стало Егору совестно за многочисленные обманы. Стал Полушкин с сыном помогать чинить её крышу безвозмездно. С тех пор дела пошли в гору.
Егор, став лесничим, решил облагородить лес, некогда обезображенный лесорубами и браконьерами. В городе он закупил 4 лебедей и запустил в озеро, пустовавшее несколько десятков лет.
Но в следующую ночь охотники застрелили птиц, а, когда Полушкин попытался их наказать, избили его. Умер Егор в больнице от многочисленных травм.
Рассказ учит любить природу и стараться сохранить её всеми силами, а не разрушать во имя своих материальных потребностей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Васильев. Все произведения
Не стреляйте в белых лебедей. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Евгения Гранде Бальзака
Самой очаровательной и красивой девушкой в Сомюре, считалась дочь папаши Гранде, Евгения. Её отец сумел разбогатеть в смутные времена революции, тогда-то ему и удалось прикупить в свои владения церковные земли - Краткое содержание мифа Дедал и Икар
В Древнем греческом городе Афины живет известный мастер Дедал. Он славится своими прекрасными картинами и скульптурами, архитектурными сооружениями, а также на его счету множество изобретений - Краткое содержание Паустовский Снег
У старика в частном доме стала жить Татьяна. А спустя тридцать дней женщина стала жить со своей дочерью Варей, а он умер. - Пикуль
Все произведения популярного писателя советской литературы Валентина Саввича Пикуля в той или иной мере связаны с историей Российского Государства. Начиная с первого большого произведения 1954 года «Океанский патруль» - Краткое содержание Чехов В овраге
Герой рассказа Антона Павловича Чехова В овраге Григорий Петрович Цыбукин — отец двух взрослых сыновей. Он уже удачно женил младшего сына на трудолюбивой Аксинье.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilev/ne-strelyajte-v-belyh-lebedej
Лесли Хартли — По найму
Trop de perversité règne au siècle où nous sommes Et je veux me tirer du commerce des hommes.
Molière[1]
Водитель был высок, темноволос и хорош собой. В нем чувствовалась военная выправка — в свое время он служил в армии и воевал. Потом он перепробовал много занятий — «прошел огонь, воду и медные трубы», как любил говорить в минуты откровенности, но именно армия наложила на его внешность неизгладимый отпечаток.
Внешность была неординарная, в этом не сомневался никто — и прежде всего он сам. Но он не важничал, а делал вид, словно это была вверенная его попечению общественная собственность. Он всегда был подтянут, щеголеват и неприступен.
Большинство людей выглядит так, будто их набили ватой, в фигуре же водителя была гранитная монументальность. Стремясь к учтивости, он порой достигал изысканности. Материал, возможно, был плебейским, но зато покрой аристократическим.
С непроницаемым лицом распахивал он дверцу автомобиля перед своими пассажирами, с непроницаемым лицом выслушивал инструкции (если не знал их заранее), с непроницаемым лицом распахивал дверцу опять, и пассажиры выходили.
Те, кто успевал к нему присмотреться, начинали чуть-чуть его побаиваться, это, похоже, его вполне устраивало. Его манеры, безукоризненные, как и его внешность, были явно призваны ограждать его от посягательств любителей совать нос в чужие дела.
Когда он говорил (как правило, отвечая на вопросы), его слова звучали убедительно. В нем не было ни напыщенности, ни высокомерия, и, казалось, к себе он относился с немалой долей иронии, но в его взгляде, который был чуть пристальней, чем того требовали вполне безобидные обстоятельства, таилось предостережение. «Стоп! — казалось, говорил этот взгляд. — Осади-ка назад!»
Таким его видели окружающие, да и он сам, когда, собираясь на работу (а это бывало в любое время дня и ночи), смотрелся в зеркало, напуская на себя безразлично-деловое выражение. Не таким, однако, задумала его природа, надо сказать, потратившая на это лицо немало изобретательных усилий.
За тонкой кожей угадывался череп — узкий, изящный, но крепкий. Между скулами и висками пролегли впадины. Глубоко посаженные и широко расставленные глаза были цвета пушечной бронзы — серые с коричневым отливом — и недобро поблескивали, словно стволы орудий на солнце.
Черные брови были сильно изогнуты, причем одна кустилась чуть больше другой. Через весь лоб, повторяя рисунок бровей, тянулась глубокая дугообразная морщина. Под прямым, немного удлиненным носом, словно перевернутый шеврон, чернела полоска усов.
Эти изогнутые линии поддерживались вертикалями, выразительно прочерченными от скул к короткому, раздвоенному подбородку треугольной формы — он переходил в закругленное плато, которое отделялось от рта глубокой впадиной.
Волосы, черные с легкой проседью, на макушке волнились, а на затылке казались приклеенными — настолько густо они росли. Лицо не отличалось особой смуглостью, но из-за рельефности черт даже при прямом освещении изобиловало тенями.
В спокойном состоянии водитель был задумчиво грустен, смеясь (что случалось нечасто), сверкал белками глаз. Анфас он выглядел старше своих лет — столько былых переживаний отразилось на его лице, но в профиль и с затылка (а именно так обычно смотрели на него пассажиры) он казался моложе. Он не походил на чистокровного англичанина — вполне возможно, что среди его далеких предков были пикты.
Природа задумала его лицо выразительным, но у водителя на этот счет были свои соображения: выразительное лицо не умеет ничего скрывать, он же по натуре отличался немалой скрытностью. Болезненно самолюбивый, он легко обижался — даже когда никто и не думал его обижать. В молодые годы он, подвыпив, был не прочь затеять ссору.
Искоса брошенного взгляда было достаточно, чтобы разжечь в нем воинственный пыл. Если дело доходило до рукопашной, то водитель, который бы одним из лучших боксеров в батальоне, а на состязаниях по перетягиванию каната неизменно выбирался капитаном, умел неплохо за себя постоять.
Хулиганом он не был, просто временами его охватывало неодолимое желание драться со всеми подряд, но он быстро отходил и охотно пил мировую с недавними противникам. После драки дышалось привольнее мир казался не так уж плох. Впрочем, храбрость его имела свои пределы.
Горожанин до мозга костей, он вдруг умолкал, если на загородной прогулке с очередной знакомой замечал приближающееся стадо коров, и обретал свою обычную словоохотливость, лишь когда опасность была далеко позади.
На плацу и в казарме, если того требовали обстоятельства, он не стеснялся в выражениях, но в спокойной обстановке и среди своих товарищей предпочитал изъясняться ироническими намеками, не столько чтобы позабавить себя, сколько в виде подсознательного напоминания окружающим, что, немало повидав на своем веку, он давно утратил способность ахать по пустякам.
«Бывает!» — небрежно ронял он в такие минуты.
Что касается его жизненной философии, то сам он считал себя циником. Не строя никаких иллюзий насчет мира и людей, он полагал себя разочарованным. Иногда, запершись в ванной, он распевал песни, среди которых была и такая, исполнявшаяся на мотив «Доброго старого времени»:
Вполне готов поверить я,
Что блохи и клопы-друзья.
Залезли на стол, играют в футбол —
А я у них судья!
Вот, пожалуй, и все, во что он был готов поверить. Но он не хвастался: хвастовство, согласно его кодексу, было серьезным прегрешением, хвастунов он высмеивал беспощадно. «Взбиваем омлет помелом, да?» — вопрошал он в таких случаях, и в его голосе появлялись лениво-издевательские интонации, служившие для тех, кто его хорошо знал, верным сигналом надвигающейся опасности.
«Ну-ка, ну-ка, — обращался он к неосторожному собеседнику. — Это занятно. Повтори-ка еще разок!» Но, считая себя циником, он со здравомыслием последнего умел сдерживаться: мало кто из его клиентов подозревал, какие мысли и чувства скрывались за бесстрастным выражением его красивого лица.
Он же, внимательно присматриваясь к своим клиентам, прекрасно знал, с кем и как надо себя вести, чтобы им остались довольны. Он только избегал распространяться о себе, полагая, что клиентам это вряд ли будет интересно. Он произносил «милорд» и «миледи», а также «сэр» и «мадам» так, что в его устах эти обращения обретали особую торжественность.
Он был безукоризненно пунктуален, — немалое достоинство для человека его профессии, и, если ему не удавалось приехать точно в срок или не получалось обслуживать клиента лично и надо было подыскивать замену, он всегда заблаговременно предупреждал об этом: звонил, а когда позволяло время, уведомлял письменно, при том что терпеть не мог писать письма.
Подобная обязанность, резко контрастировавшая с его бесстрастными манерами, неизменно производила самое благоприятное впечатление, и клиенты охотно рекомендовали своим знакомым «на редкость услужливого и надежного шофера».
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/146549-lesli-hartli-po-naymu.html
Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей»
Роман «Не стреляйте в белых лебедей» Васильев написал в 1973 году. Центральной темой произведения является тема человек и природа. Роман относится к произведениям деревенской прозы.
В романе природа является не просто фоном событий, но и отдельным героем повествования: через пейзажи, описания природных явлений передается общее настроение эпизодов, подчеркиваются чувства героев.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» по главам при подготовке к уроку литературы, заполнении читательского дневника.
Егор Савельич Полушкин – плотник, любил природу и бережно к ней относился; часто попадал в неприятности и получил прозвище «бедоносец» (хотя был назван в честь Георгия Победоносца). У него было двое детей – Колька и маленькая Оля.
Бурьянов Федор Ипатыч – свояк Егора, женат на сестре Харитины Марье, лесник в охранном массиве при Черном озере
Колька – мальчик 10-ти лет, сын Полушкина, «чистоглазый мужичок», любил природу, читать книги.
- Юрий Петрович Чувалов – новый лесничий, уважал Полушкина, влюбился в Нонну Юрьевну.
- Нонна Юрьевна – девушка 23-х лет, учительница Кольки, влюбилась в Чувалова.
- Харитина Макаровна – жена Егора, мать Кольки и маленькой Оли.
- Яков Прокопыч – начальник Полушкина на лодочной станции.
- Филька, Череп – мужчины, с которыми Егор пил и шабашил.
«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь». Егор всегда оставался самим собой, поступал «как велела совесть».
Глава 1
«Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем». Все в поселке над ними насмехались. Федор Ипатыч, свояк Егора, был лесником и постоянно пользовался своим положением. Бурьянов осуждал и наставлял Егора.
Когда Полушкины переехали в город, Бурьянов отдал им свой старый дом, хотя и предварительно вывез пол и бревна из погреба. За это Егор возвел свояку пятистенный дом из клейменых бревен с резным петухом-флюгером.
Глава 2
Сын Егора и Харитины Колька был очень простодушным, во все верил, поэтому над ним, как и над отцом, часто насмехались. Мальчик хорошо ориентировался в лесу, умел утихомиривать злых собак.
Глава 3
«Не задалась у Егора Полушкина на новом месте привычная работа». Пока работал у Бурьянова все шло хорошо – тот его не торопил. Но в плотницких бригадах нужно было делать не качественно, а быстро, поэтому он нигде долго не продержался.
Егор устроился лодочником на лодочную станцию к Якову Прокопычу. Полушкин должен был ухаживать за лодками и пристанью, перевозить туристов.
Глава 4
Федора Ипатыча вызвал в область новый лесничий: возмущался, почему лес неустроенный и нет актов на порубку. Из области Бурьянов привез подарки, Кольке подарил компас.
На лодочной станции Егор трудился, как мог. Единственный раз он рассердил начальника: когда вместо номеров на лодке нарисовал птиц, зверей и цветы.
Глава 5
Приехали первые туристы. Их на лодке отвезли рыбачить Егор с Колькой. Недалеко от полянки, где туристы остановились, был большой муравейник. Приезжие сожгли его: «Человек – царь природы». Егору и Кольке было жалко муравьев.
Туристы напоили Егора, начали над ним насмехаться, заставили танцевать. Колька со слезами на глазах просил прекратить. Туристы подначили Егора ударить сына. Пьяный Полушкин впервые ударил Кольку, и тот молча ушел.
Туристы сказали Егору уходить. Он все никак не мог отплыть, перевернул лодку. Таща перевернутую лодку на веревке, Егор потерял мотор.
Главы 6– 7
При первой же встрече новый лесничий спросил, во сколько обошелся Федору Ипатычу новый дом, подытожив, что это «дело уголовное». Чтобы все уладить за деньги, Бурьянов начал искать способы заработать: за 30 рублей отвез туристов рыбачить в заповедное место.
Колька не хотел возвращаться домой и ночевал у учительницы Нонны Юрьевны.
За утерянный мотор Егору нужно было заплатить 300 рублей. Полушкин заколол кабанчика и повез его на рынок.
Глава 8
Полушкин побаивался базара, поэтому его легко обманули: купили свинью за 200 рублей, хотя она стоила 400.
Глава 9
Не удалось Егору заработать и на липовом лыке – пока он думал, другие уже ободрали деревья.
Глава 10
Полушкин, не видя никаких путей заработка, начал выпивать. У него появились друзья, с которыми он пил, – Филя и Черепок. Егор научился «шабашить».
Харитина устроилась судомойкой в столовку. Иногда Егор тайно брал ее деньги.
Как-то, Вовка, двоюродный брат Кольки, пытался утопить щенка. Чтобы спасти животное, Колька обменял щенка на компас.
Глава 11
Нонна Юрьевна получала собственное жилье, но помещение было в аварийном состоянии. Егор согласился ей все отремонтировать.
Глава 12
«Федор Ипатович со всеми долгами расплатился, все справочки раздобыл» и поехал к новому лесничему Чувалову. Юрий Петрович оставил папку с его документами у себя: слишком Бурьянов не нравился Чувалову.
Глава 13
Когда Егор с Колькой ремонтировали жилище Нонны Юрьевны, к ним зашел приехавший в поселок Чувалов.
Глава 14
Сидя с Егором за столом, Чувалов его внимательно слушал, называя Полушкина по имени-отчеству.
На Черное озеро Чувалов взял с собой Егора, Кольку и Нонну Юрьевну.
Глава 15
По дороге к озеру под руководством Чувалова Колька вел «перепись зверья».
Глава 16
Рано утром Егор у реки видел, любуясь, как Нонна Юрьевна купается голышом.
Вечером у костра Егор рассказал, что в старину Черное озеро называлось Лебяжьим. Пока остальные пошли обходить озеро, Егор выстрогал топором из липы фигуру тонкой гибкой женщины.
Глава 17
Узнав, что Полушкин с новым лесником пошли в лес, Бурьянов решил, что Егор метит на его место.
Глава 18
Юрий Петрович предложил Егору место лесника вместо Бурьянова. Егор согласился.
«Егор упоенно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой», ощущал себя счастливым. Как-то Полушкин увидел, что Филя и Черепок срубили дерево без разрешения и потребовал отдать топоры. Возмущенный Филя пригрозил ему.
Глава 19
Нонна Юрьевна уехала в Ленинград, чтобы снова увидеться с Чуваловым. После проведенной ночи Юрий Петрович сказал, что женат. Девушка тут же собралась и ушла.
Два года назад Чувалов женился на практикантке из Москвы Марине. Через три дня после свадьбы она уехала в Москву и пропала. Чувалов переживал, что у нее ребенок от него.
После случившегося Нонна Юрьевна уехала из поселка. Пытавшийся ее найти Чувалов поделился своей историей с Егором.
Через неделю Полушкина пригласили на Всесоюзное совещание в Москву.
Глава 20
Приехав в Москву, Полушкин, вспоминая рассказ Чувалова, разыскал Марину. Она была уже замужем и сказала, что ее ребенок не от Чувалова.
В министерстве Егора попросили сказать речь. Полушкин говорил о Черном озере, о том, что надо, чтобы такие озера «обратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусиными, Журавлиными». «Никакой человек не царь ей, природе-то. Сын он ее, старший сыночек».
На деньги людей поселка Егор купил в зоопарке две пары лебедей.
Глава 21
Федора Ипатыча трижды вызывали к следователю: «видать дом отберут».
Полушкин устроил птиц на Черном озере. В одну из дождливых осенних ночей приболевший Егор услышал удары на Черном озере и немедленно поспешил туда. Те самые туристы убили и варили в кастрюле лебедей. Полушкин потребовал их документы. Туристы сильно избили Егора и бросили.
Нашли Полушкина на следующий день, очнулся он уже в больнице. К Егору пришел Бурьянов просить прощения: среди браконьеров был и Федор Ипатыч. Полушкин никого не выдал и простил свояка. «Егор перешагнул боль, печаль и тоску» и умер.
От автора
У Федора Ипатыча отобрали дом, он уехал с семьей.
Чувалов женился на Нонне Юрьевне. Последи их квартиры стоит вытесанная Егором из липы белая дева.
«А Черное озеро так и осталось Черным. Должно быть, теперь уж до Кольки».
Изображая двух героев, Егора и Федора Ипатыча, автор показывает два противоположных отношения к природе, окружающему миру: созидательный и утилитарный. Полушкин считает, что все вокруг нужно беречь, приумножать, он любит и ценит каждое дерево, каждого муравья. Бурьянов же только пользуется дарами природы, ему все равно, что будет после него.
Роман «Не стреляйте белых лебедей» был экранизирован в 1980 году (режиссер Р. Нахапетов).
Краткий пересказ «Не стреляйте в белых лебедей» будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской литературой.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 451.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/vasilev/ne-strelyayte-v-belyh-lebedey
Не стреляйте в белых лебедей
Все жители поселка звали Егора Полушкина бедоносцем. Куда исчезли две первые буквы — не помнил уже никто. Даже жена Полушкина, Харитина называла мужа «нелюдью заморской» и «чертовым бедоносцем».
Родом Харитина была с Заонеежья, и обиды ее начались с раннего детства, когда пьяный поп дал ей это невозможное имя. Родная сестра называла ее Тиной, а добрые соседушки — Харей.
Сестра Марьица и переманила Полушкиных в этот поселок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Когда-то вокруг поселка шумели бескрайние леса. За несколько десятилетий их вырубили. Спохватились, когда осталась одна-единственная роща у Черного озера.
Ее признали «заповедной» и приставили лесника — мужа Марьицы и двоюродного брата Полушкина, Федора Ипатовича Бурьянова. Стал Бурьянов самым богатым и уважаемым человеком в поселке.
Продолжение после рекламы:
Дом у Бурьяновых — пятистенные хоромы, срубленные золотыми руками Полушкина. Когда Егор с женой и детьми — сыном Николаем и дочерью Ольгой, переехал в поселок. Бурьянов отдал двоюродному брату свою старую, неказистую избушку, откуда вывез даже полы и бревна из погреба. Взамен Егор построил Федору Ипатовичу добротную пятистенку, петушка на крышу искусно вырезал.
Сын Полушкинна, Колька, «чистоглазый мужичок», весь в отца пошел. Паренек был сметливый, терпеливый, но очень чистый и доверчивый. Плакал он редко, и не из-за обиды или боли, а только по причине жалости и сочувствия к другим. И сильнее всего Колька обижался, когда его отца бедоносцем звали. А вот Вовка, сын Бурьянова, обижался часто и сильно, и ревел только из-за собственных обид.
В родном колхозе Егор Полушкин был на хорошем счету, а вот на новом месте не заладилось. Все беды Полушкина — от того, что не умел он работать без души. Первые два месяца, когда Егор Федору Ипатовичу дом строил от зари до зари, работалось в радость, «как сердце велело».
Знал хитрый Бурьянов, что мастера торопить — себе дороже. Потом взяли Полушккина в плотницкую строительную бригаду — и началась бесконечная черная полоса. Не умел Егор, искусный плотник, работать на скорую руку.
Делал все не торопясь, как «для себя», и срывал строительной бригаде план.
Брифли существует благодаря рекламе:
Перебрав все строительные бригады поселка, Полушкин попал в разнорабочие, но здесь тоже долго не задержался. Однажды, в теплый майский день, поручили Полушккину копать траншею под канализационную трубу. Работалось Егору радостно.
Траншея получалась прямой, как стрела, пока на ее пути не встретился муравейник. Пожалел Полушкин трудолюбивых мурашек, пустил траншею в обход, только нее сообразил, что кривых канализационных труб не бывает.
Случай этот стал известен всему поселку, и окончательно укрепил за Полушкиным репутацию бедоносца. Колька же стал приходить из школы весь в синяках.
Следующим местом работы Егора стала лодочная станция. Стояла она у небольшого озера, которое появилось на месте запруженной речки.
Станция обслуживала туристов, потянувшихся в этот оживший уголок не только из районного центра, но и из самой Москвы. Золотые руки Егора пришлись здесь кстати.
Начальник лодочной станции, «пожилой, сильно от жизни уставший» мужик Яков Прокопыч Сазанов, остался доволен Егоровой работой и старанием, да и самому Полушкину работа пришлась по душе.
Продолжение после рекламы:
А Федора Ипатовича Бурьянова тем временем вызвал новый лесничий и потребовал с него все акты на порубку леса. А какие акты, когда у Бурьянова новая изба-пятистенка на весь поселок светится.
Егор же старался на новой работе, как мог. Только раз рассердил он своего начальника — вместо положенных «по уставу» черных номеров нарисовал на носу каждой лодки веселую, яркую зверушку или цветок.
Увидев Егоровы «художества», Яков Прокопыч осердился и велел это безобразие закрасить. Настоящая беда, однако, ждать себя не заставила. Прибыла на лодочную станцию первая в этом году группа туристов — «трое мужиков, да с ними две бабеночки».
Выделил Сазанов Полушкину ценную моторную лодку и велел перевезти туристов через реку. Егор взял с собой Кольку, на подмогу. Туристов перевезли, место для лагеря выбрали, да вот беда: рядом оказался огромный муравейник.
Егор предложил на другую полянку лагерь перенести, но один из туристов заявил, что муравьи им не помеха, а «человек — царь природы», облил муравейник бензином и поджег.
Брифли существует благодаря рекламе:
После расстелили туристы скатерть, снедь выложили, стали Егора с Колькой угощать. Хоть угощение Полушкины и приняли, перед глазами у них все равно стояли горящие муравьи. Никогда Полушкин спиртным не злоупотреблял, а сейчас принял сверх меры, плясать начал, падать.
Туристы забавлялись, подзуживали. Стыдно стало Кольке за отца. Попытался он остановить Егора, и Полушкин впервые поднял на сына руку. Колька убежал, а Егор поплелся к берегу. Начал мотор в лодке заводить, да не завел, перевернул только.
Так, перевернутую, и поволок за веревку вдоль берега.
Федор Ипатович пребывал в озабоченности и смятении: требовал новый лесничий Юрий Петрович Чувалов заплатить за бревна, что на дом пошли. Деньги у Бурьянова были, а вот сил с ними расстаться не было.
Егор же лодку к станции притащил пустую — ни весел, ни мотора. Пришел он в себя только через два дня и кинулся искать, да только напрасно. Сгинуло все: и мотор, и бачек и уключины, и туристы. Колька из дома ушел, несколько дней у учительницы Нонны Юрьевны жил.
За потерянное добро пришлось заплатить Полушкину триста рублей — деньги для него невиданные. Бурьянов денег не одолжил, пришлось поросенка резать и в город на продажу везти. А с туристов тех Бурьянов «деньгу слупил». На поиски Кольки Вовку отправили.
Тот к туристам забрел и узнал не только про «показательные выступления» Егора, но и про то, что рыбалка у них не идет. Вот и отвез их Бурьянов за 30 рублей на Черное озеро, в заповедную зону.
В городе Полушкина обманули, и за поросенка он выручил только 200 рублей.
А тут на заготконторе объявление вывесили: областные заготовители покупают у населения моченое липовое лыко и платят 50 копеек за килограмм.
Пока Полушкин раздумывал и у Федора Ипатовича разрешение брал, сам Бурьянов времени не терял. Придя через несколько дней в лес, увидел Полушкин начисто ободранную и погубленную липовую рощу.
Харитина Полушкина все это время ходила по инстанциям и выбила-таки ясли для дочки и работу для себя. Стала работать судомойкой в столовой. Егор же после неудачи с лыком махнул на себя рукой и запил. Появились дружки, Черепок да Филя, научили Полушкина шабашить, людей обманывать и деньги из дома уносить.
На одной из таких шабашек и встретился Полушкин и Нонной Юрьевной. Колькина учительница была родом из Ленинграда. В этот глухой поселок она попала после окончания института.
Жила здесь Нонна Юрьевна как серая мышка, но слухи о молодой и незамужней учительнице все равно поползли — распространяла их хозяйка, у которой жила учительница. Тогда Нонна Юрьевна проявила настойчивость и выбила себе отдельное жилье — избушку-развалюшку с дырявой крышей.
На починку этой крыши и наняла Нонна трех шабашников, Полушкина, черепка и Филю. Не стал Егор учительницу обманывать. А деньги, которых на ремонт не хватало, Харитина дала.
Новый лесничий Юрий Петрович Чувалов, как и учительница Нонна Юрьевна, был родом из Ленинграда. Родители его умерли через год после победы, и маленького Юру вырастила соседка. Узнал об этом Чувалов только в 16 лет, но вырастившая его женщина так и осталась для Юрия Петровича матерью.
Конечно, всего этого Федор Ипатович не знал, когда ехал в областной центр сдавать лесничему справку об оплате леса, который пошел на постройку Бурьяновской пятистенки. Вот только справки этой оказалось мало. Юрию Петровичу требовалось разрешение на порубку строевого соснового леса.
Напрасно Федор Ипатович юлил и выкручивался — Чувалов был непреклонен, а папочку с Бурьяновскими справочками у себя оставил.
Папку эту Чувалов никому отдавать не собирался, просто «не мог отказать себе в удовольствии оставить Федора Ипатовича со страхом наедине». Однако навестить этот дальний уголок своего хозяйства Юрий Петрович все же собрался, благо был повод: передать местной учительнице посылку от матери.
В жизни Полушкина снова началась «быстрая полоса». Помогал он Нонне Юрьевне от чистого сердца и «строительными» проблемами ее не беспокоил. Все сам решал. Колька отцу помогал, хотя все его мысли были об Оле Кузиной и о щенке.
В одноклассницу Олю Колька был влюблен, да только сама Кузина смотрела исключительно на его двоюродного брата Вовку. А щенка Колька выменял у Вовки на новый компас, спас, когда Бурьянов-младший решил животину утопить.
Теперь щенок жил у Бурьяновых, и кормил его Вовка через день, но Кольке не отдавал, «настоящую цену» требовал.
В самый разгар этой бурной деятельности и явился в дом Нонны Юрьевны новый лесничий. Узнав, что чувалов собирается на Черное озеро, Нонна Юрьевна посоветовала взять в проводники Егора. Взял Юрий Петрович на Черное озеро не только Егора с Колькой, но и саму Нонну Юрьевну.
Кольке лесничий особое поручение дал: записывать в тетрадку всю встреченную по дороге живность. По пути Нонна Юрьевна, городская жительница, умудрилась потеряться, но к Черному Озеру все дошли в целости и сохранности.
Юрий Петрович рассказал, что раньше это озеро называлось Лебяжьим.
У озера обнаружили старый лагерь туристов и Чувалов распорядился вытесать новый столб, отмечающий заповедное место. Только не над столбом работал Егор, когда все разошлись.
Увидел он как-то поутру Нонну, купающуюся в озере, и вырезал из кривого ствола фигуру обнаженной женщины. Вырезал — и испугался: отругает его лесничий на несанкционированные художества.
Однако ругаться Чувалов не стал — фигура оказалась настоящим произведением искусства.
Федор Ипатович тем временем узнал, что Егор лесничего на Черное озеро повел, и затаил злобу — решил, что Полушкин на его место метит.
Два дна Бурьянов хмурился, «думы свои чугунные ворочал», а потом заулыбался злобно. Ну а Егор был счастлив.
Еще никто и никогда не разговаривал с ним так уважительно, Егором Савельичем не величал и художества его в серьез не принимал. Кольке тоже повезло: подарил ему Чувалов настоящий спиннинг.
После этого похода Чувалов понял, что никто не присмотрит за заповедной зоной лучше Полушкина. Так и стал Егор лесником вместо Бурьянова. Полушкин взялся за дело рьяно. Лес почистил, а вместо «запрещающих» табличек развесил по заповеднику щиты со стихами «о порядке» Колькиного сочинения. Прогнал Егор из леса и Филю с Черепом, который незаконно валили лес.
А Нонна Юрьевна тем временем собралась в областной центр — подрядилась купить глобус, карты и спортивный инвентарь для школы. Приехав в город, она позвонила Юрию Петровичу, который пригласил ее на обед. Нонна обнаружила, «что в ней до сего времени мирно уживались два совершенно противоположных существа» — взрослая, уверенная в себе женщина, и трусливая девчонка.
Именно женщина провела с Чуваловым ночь, а после Юрий Петрович признался, что женат. Женитьба Чувалова была странной. Когда он работал в алтайском лесничестве, к нему из Москвы приехала молоденькая практикантка Марина. Проведя с ней ночь, Юрий немедленно женился, а через три дня молодая жена укатила в Москву.
Через два месяца Марина сообщила, что «потеряла» паспорт со штампом о браке и получила новый, чистенький. Свой паспорт Чувалов терять не стал, а постарался забыть об этой истории. Несколько лет спустя Юрий узнал, что Марина родила, но его ли это ребенок — не сказала. Нонне он не успел ничего объяснить — услышав о браке, она оделась и ушла.
Прибыв в поселок через несколько дней, Чувалов узнал что Нонна уехала в Ленинград.
В поселок Чувалов приехал не просто так — привез начальника, которому очень понравились Колькины сочинения. Тогда же Чувалов и рассказал Полушкину «историю своей семейной жизни». Через неделю пришел вызов из Москвы — Егора Полушкина приглашали на Всесоюзное совещание работников лесного хозяйства. У Бурьянова же дела шли совсем не важно — им заинтересовался угрозыск.
В Москву Егор ехал через областной центр, но Юрия Петровича там не застал — о уехал в Ленинград. В столице Полушкин «участвовал в прениях» и посетил зоопарк.
Приехал он в Москву с деньгами чуть ли не всех жителей поселка и списком «заказов», но, оказавшись в зоопарке, про список забыл и купил две пары живых лебедей. Хотел Полушкин, чтобы озеро снова Лебяжьим стало.
А еще Полушкин нашел Марину, жену Юрия Петровича, и узнал, что у той давно уже другая семья.
Лебедей Полушкин устроил в домике у Черного Озера, а по бокам домика еще двух птиц поставил из светлого дерева. Юрий Петрович из Ленинграда вернулся один. Нонна отказалась возвращаться, и Полушкин уже подумывал: а не податься ли ему в Ленинград?
Та ночь, когда Полушкин услыхал странный шум в своем лесу, «на диво разбойной была». Накануне у поселкового магазина Колька встретил того самого туриста, что муравейник поджег, с полной авоськой водки. Вот поэтому и гнал Егор свою лошадку через ночной, осенний и мокрый лес, даже Харитина не удержала. Взрывы доносились с Черного Озера — там глушили рыбу.
Выбежав на свет, к костру, Егор увидел над огнем котелок, из которого выглядывали лебединые лапы. Остальные лебеди, уже ощипанные, лежали возле костра, а в огне сгорал пятый лебедь, деревянный. Браконьеров этих на озеро привели Филя с Черепом, они же его и били, а кто-то третий собаку науськивал. Нашли Егора к вечеру следующего дня.
Он полз к дому, а за ним от самого озера тянулся кровавый след.
В больнице Полушкина допрашивал следователь, но тех, кого узнал, Егор не выдал. А узнал он не только бывших дружков, но и Федора Ипатовича. Бурьянов в больницу пришел прощения просить, принес бутылку дорогого коньяка.
Егор простил, а коньяка не захотел, и горьким показался Федору Ипатовичу дорогой французский напиток.
Закрыл Полушкин глаза и «перешагнул боль, печаль и тоску», а после поскакал на коне «туда, где идет нескончаемый бой и где черная тварь, извиваясь, все еще изрыгивает зло». А Колька отдал Вовке спиннинг за щенка.
От автора
Попадая в лес, автор каждый раз вспоминает о Егоре и о тех, кто его знал. «Черепок попал под указ», а Филя по-прежнему пьет и шабашит. Каждую весну он красит жестяной обелиск на могиле Полушкина. У Федора Ипатовича отобрали дом, и он уехал со всем семейством.
На Черном Озере — другой лесник, поэтому Колька не любит туда ходить. Юрий Петровис Чувалов получил квартиру и женился на беременной Нонне Юрьевне. Почти всю самую большую комнату квартиры Чуваловых занимает вырезанная Егором фигура женщины.
А Лебединым Черное озеро так и не стало, «должно быть, теперь уж до Кольки».
Источник: https://briefly.ru/vasilev/ne_streliayte_v_belykh_lebedey/
Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей для читательского дневника
Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем, все называли ее просто Харей. Еще у него есть сын Колька, который добродушием и любовью ко всему живому пошел в своего отца.
Работал Егор на совесть, топором владел отменно и рад был трудиться, но только ему постоянно не везло. «Управлять тобой надо», — говорил ему свояк, Бурьянов Федор Ипатович.
Федор Ипатович был муж Марьи, сестры Харитины. Жили они богато, и очень этим кичились.
А разбогатели они тогда, когда вокруг поселка совсем не осталось лесов, а единственную рощу вдоль озера прозвали заповедной и назначили Федора Ипатовича туда лесником.
Дом у них в деревне самый большой и красивый – Егор своими руками строил, а за это Федор Ипатович обещал ему свой старый уступить. Избу то он уступил, вот только вынес оттуда все, что можно было.
У Бурьяновых тоже был сын, Вовка. Хоть они с Колькой и были одного возраста, но совсем друг на друга не походили.
Колька никогда ни на кого не держал обиды и всех любил, а Вовка с младенчества умел свою выгоду искать.
Когда семья Полушкиных переехала на новое место, у Егора сразу не заладилось с работой. Плотником он был искусным, вот только слишком уж он был совестливый и честный, и потому срывал все планы строительства. Ушел он из строительной бригады, устроился разнорабочим.
Поручили ему копать траншею под канализационную трубу. Он копал усердно, а когда на пути попался муравейник, пожалел муравьиную семью, и обогнул его. За это его подняли на смех, и на новой работе Егор не задержался.
Устроился он на лодочную станцию, да и там у него не сложилось.
Начальник станции Яков Прокопыч, видя усердие своего работника, доверил ему перевозить туристов на другой берег. Однажды, когда Егор помогал группе туристов обустраиваться на лесной опушке, он наткнулся на гигантский муравейник, и предложил туристам найти другое место, чтобы муравьи их не беспокоили.
Однако один из мужчин попросил у Егора немного бензина, а тот, не догадываясь для чего он ему понадобился, с радостью его поднес. Ни Егор, ни помогавший отцу Колька, не ожидали, что турист заживо сожжет всю муравьиную семью. Туристы развеселились, решили выпить водки, а перед глазами отца и сына все еще стоял образ корчившихся в пламени муравьев.
Чувствуя тяжесть на душе, Егор принял протянутую кружку с водкой и выпил ее залпом. А пил он редко, и пьянел быстро. А когда пьянел, то совсем не держался на ногах и очень от этого веселился. Туристы попросили его станцевать и смеялись, глядя на его неуклюжие попытки.
Колька попытался остановить отца, но туристы подговаривали Егора поставить сына на место, и тот дал ему оплеуху. Колька с обидой убежал, а Егор, пытаясь вернуться на станцию, потерял с лодки мотор и весла.
Чтобы расплатиться с начальником, Егору пришлось заколоть кабанчика, да и тут его обманули, и выручил он только половину настоящей стоимости.
Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Егор решил собрать липовое лыко, но отправившись в лес, увидел, что жители уже сгубили деревья ради денег. Отчаявшись, Егор меняется.
Он больше не вкладывал в работу душу, а делал только то, что от него требовали. А еще он запил.
Так он жил, пока случай не завел его к учительнице своего сына, Нонне Юрьевне. Он помог ей отремонтировать крышу, а когда ее навестил лесничий, Егор проводил его на Черное озеро. Увидев, как искренне Полушкин любит лес и как готов ухаживать за ним, лесничий ставит его на место местного лесника.
Роман Васильева повествует о красоте природы, о человеколюбии и жалости ко всему живому. Он учит ценить жизнь выше денег и прислушиваться к своей совести.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/vasilev/ne-strelyajte-v-belyh-lebedej
Куликова В.Н. Выпускное сочинение 11 классе (из опыта работы) //С) Вопросы Интернет-образования
В декабре 2014 года учащиеся 11 класса пишут итоговое, или, как его еще называют, «допускное» сочинение, за которое нужно непременно получить «зачет» по трем из пяти критериев, чтобы не пересдавать его в феврале или в мае. Уместно напомнить, что рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу тоже ставится «незачет» (совпадение текстов сочинений более чем на 50% также чревато «незачетом»).
«Незачет» ставится по 1 критерию, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, по 2 критерию – если сочинение написано без привлечения литературного материала, если в нем существенно искажено содержание произведения или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. По 3 критерию учащийся получит «незачет», если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
В соответствии с утвержденными Министерством образования критериями, необходимо получить «зачет» по трем из пяти критериев ( два последние – «Качество письменной речи» и «Грамотность»).
Если исходить из того, что логичнее всего выбрать тип сочинение-рассуждение, то основными оказываются не только два первых, как сказано в документе, но и третий критерий.
Таким образом, за оставшееся время нужно добиться, чтобы ученики прочли или вспомнили содержание определенных текстов (которыми почему-то не разрешается пользоваться на экзамене!!!), отучились списывать готовые сочинения из интернета, успели потренироваться в написании сочинений по пяти направлениям (ставшими известным в сентябре 2014 года). Формулировки экзаменационных тем будут храниться в тайне и обнародуются за 15 минут до начала экзамена. Причем все мы должны быть готовы к тому, что формулировки тем будут отличаться от привычных, традиционных, которые можно найти во всех учебниках и методических пособиях (зачем тогда они нужны?) Одним словом, от учащихся ожидают чудес креативного мышления. Хотелось бы поделиться своим скромным опытом разрешения создавшейся ситуации (возможно, кому-нибудь пригодится).
Первым направлением (по творчеству М.Ю.Лермонтова) мы занимались весь сентябрь, один -два раза в неделю на дополнительных уроках.
К тому времени критериев еще не было, поэтому повторяли основные направления лирики поэта, проблематику романа «Герой нашего времени», приемы создания образа главного героя, особенности композиции.
Писали литературные диктанты по данным темам (тексты таких диктантов проверяю, ставлю оценку за грамотность по русскому языку, а заучивание литературного материала развивает память и речь, поэтому полезно проверять выученное). В конце сентября написали тренировочное сочинение по одной из тем на выбор:
1.Почему М.Ю.Лермонтов «печально глядит» на свое поколенье? (по творчеству писателя) 2.Почему поэт называет любовь к Родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова) 3.В чем трагедия Печорина? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») 4.О чем вас заставил задуматься роман М.
Лермонтова «Герой нашего времени»? В октябре 2014 года успели поработать над двумя направлениями тем : №2. Вопросы, заданные человечеству войной №3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. По желанию детей начали с «темы природы».
Для начала вспомнили стихи, которые учили наизусть в 10 классе:
«Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» (Ф,И,Тютчев). «Певучесть есть в морских волнах…»(Ф.И,Тютчев) Затем повторили стихотворение А. А,Фета «Учись у них, у дуба, у березы…» После этого вспомнили высказывание Базарова «Природа не храм, а мастерская…».
Обсудили вместе основные мысли, выраженные в этих высказываниях ( одухотворенность природы, тесная связь человека с природой, его попытка разгадать тайну мироздания, постичь гармонию природы, и в то же время отсутствие гармонии в душе человека; потребительское отношение человека к природе, вырастающее из базаровского высказывания).
На основании имеющихся материалов (кто-то вспомнит и другие примеры) каждый должен смоделировать свое вступление на тему «Человек и природа». Как правило, мысли получаются у многих схожие, но выражены по-разному, так что в плагиате ребят вряд ли упрекнут. Следующий этап — работа по повести В.Распутина «Прощание с Матерой».
Этот текст можно привлекать также по другим тематическим направлениям: «Спор поколений» и «Чем люди живы».
Обсуждаем в классе прочитанный дома текст, останавливаемся на ключевых эпизодах, проговариваем, в чем заключается их смысл, а также говорим о системе образов, в том числе символических, о финале повести, приходим к выводу, что автор поднимает не только экологические проблемы, но и нравственные, его волнует проблема исторической памяти, проблема утраты связи между поколениями, утрата связи с родной землей, своими корнями. После обсуждения повести ребята выполняют практическую работу : анализируют повесть по предложенным учителем вопросам. Задание построено так, что у ребят есть на что опереться при ответе: опорные слова, необходимые цитаты, имена героев. Все это поможет избежать фактических ошибок, не забыть важные детали текста, правильно понять позицию автора.
Вопросы для анализа повести В. Распутина «Прощание с Матерой» ( связно ответить на вопросы)
- Какие события лежат в основе сюжета? ( опорные слова: остров, деревня, ГЭС, водохранилище, затопить, новый поселок) («Вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена?»)
- С какими героями знакомит читателя Распутин? Как они относятся к необходимости покинуть Мастеру? ( старухи Дарья Пинигина, Сима, Катерина, Настасья, старик Богодул); ( «но старики все тянули, не трогались, как перед смертью стараясь надышаться родным воздухом»; «Кто ж старое дерево пересаживает?!»)
- Прокомментируйте эпизод на кладбище («Кладбище грабют!» работники санэпидемстанции) . Почему «санитарная уборка кладбища» вызывает возмущение жителей? (кощунство, надругательство над святыней. «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?!»
- Почему старую Дарью можно назвать главной героиней повести? Какова ее жизненная позиция? Как она проявляется в отношении к памяти об умерших родителях? В эпизоде, где Дарья белит и убирает избу перед тем, как ее сожгут? В ее отношении в Клавке и Петрухе? В разговоре с внуком Андреем?
- («Эта земля-то всем принадлежит — кто до нас был и кто после нас придет»; «тут не приросли и нигде не прирастете, ниче вам жалко не будет»; «поцарюет – да загорюет»; «чтобы совесть иметь и от совести не терпеть»).
- Как в повести раскрывается проблема «спора поколений»? Чем отличается отношение к переменам, к предкам, к памяти сына Дарьи Павла и внука Андрея? Как их характеризует то, что они так и не перевезли останки родителей Дарьи? На чьей стороне в этом споре автор? (поколение с облегченной памятью).
- Каково значение символических образов царского лиственя и Хозяина? Что они олицетворяют?
- В чем смысл финала: на остров опускается туман, в котором заблудились Павел и его спутники, отправившиеся на розыск оставшихся на Матере стариков. Слышен тоскливый вой – голос Хозяина острова.
- О каких нравственных проблемах заставила тебя задуматься повесть Распутина? (Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы? Проблема памяти, связи прошлого, настоящего и будущего. Проблема взаимоотношения поколений. )
Следующая практическая работа, которую делают учащиеся, строится аналогично: это самостоятельный письменный анализ романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» по вопросам учителя.
Перед письменной работой так же проводится беседа по содержанию произведения, ключевым эпизодам, обсуждается характер главного героя, делается вывод об авторской позиции. После этого ребята строят связное высказывание.
Вопросы для письменного ответа
- по роману Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
- Краткое вступление о взаимоотношениях человека и природы, отражении этой проблемы в литературе и в романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
- Кто главный герой романа? Докажите, что это человек с чистой, красивой душой, которого далеко не все понимают. Почему его называют «бедоносец»?
- В чем Егор Полушкин нашел свое призвание? Как относился к своей работе?
- В каких эпизодах раскрывается его тесная связь с природой, безграничная любовь к ней?
- Как показаны страдания героя, когда он видит сожженный туристами муравейник?
- На что Егор тратит деньги односельчан, приехав на Всесоюзное совещание работников лесного хозяйства в Москву. Какая его самая заветная мечта?
- Какой подвиг совершает Егор?
- Почему Черное озеро так и не стало Лебяжьим?
- Кто может продолжить дело Егора по охране родной природы?
- В чем смысл названия произведения? Почему оно звучит как призыв? К кому этот призыв обращен?
- О чем заставил задуматься роман?
После написания двух практических работ по тематическому блоку №3 ребята высказали мнение, что эта работа была для них полезна, они почувствовали себя увереннее, полагают, что справятся с сочинением этого тематического блока. Работе над тематическим блоком №2 «Вопросы, заданные человечеству войной» было отведено большее количество занятий. Этой теме будет посвящена отдельная статья.
Источник: http://vio.uchim.info/Vio_130/cd_site/articles/art_2_3.htm