Краткое содержание одоевский мороз иванович за 2 минуты пересказ сюжета

В сказке Одоевского «Мороз Иванович» рассказывается о двух девочках. Одна из них, Рукодельница, уронила в колодец ведро. Когда девочка спустилась за ним, то увидела там чудеса и дедушку Мороза Ивановича. За свою доброту получила Рукодельница от Мороза подарки. А что же получила Ленивица?

Сказка Мороз Иванович скачать:  

Сказка Мороз Иванович читать

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело.

Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?

Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше.

Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дыхнёт — валит густой пар.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

— А! — сказал он.- Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

— Знаю я, зачем ты пришла,- говорит Мороз Ивано­вич, — ты ведёрко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь,- прибавил Мороз Иванович,- мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

— Ничего, — сказал Мороз Иванович, — только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.

— Вот ты говоришь, — сказала она, — что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

— Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела.

Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.

  • — Ну, а скажи мне, Мороз Иванович,- сказала Рукодельница,- зачем ты в колодце-то сидишь?
  • — Я затем в колодце сижу, что весна подходит,- сказал Мороз Иванович,- мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.
  • — А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постель.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

Мороз Иванович отсыпал рукодельнице серебряных пятачков в ведерко. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: — Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь.

Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе на память брильянтик — косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидев её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Кукареку-кукареки!
  2. У Рукодельницы в ведёрке пятаки!
  3. Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом промолвила: — Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделие получают!
  4. Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.
Читайте также:  Краткое содержание бунин жизнь арсеньева за 2 минуты пересказ сюжета

Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.

  • Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку да и бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
  • — Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.
  • А Ленивица ему в ответ:

— Да, как бы не так! Мне себя утомлять — лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь — сам выскочишь.

  1. Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:
  2. — Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

— Да, как бы не так! — отвечала Ленивица.- Мне себя утомлять — ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают!

И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

— Что тебе надобно, девочка? — спросил он.

— Пришла я к тебе,- отвечала Ленивица,- послужить да за работу получить.

— Дельно ты сказала, девочка,- отвечал старик,- за работу деньга следует, только посмотрим, какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть.

Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас — всё по порядку.

Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает:

«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала.

Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах. — Хорошо ты готовишь, — заметил он улыбаясь. — Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

  • Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.
  • После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так её и бросила. А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.

А Ленивице то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.

— Да какая же была твоя работа? — спросил старичок.- Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

— Да, как же! — отвечала Ленивица.- Я ведь у тебя целых три дня жила. — Знаешь, голубушка,- отвечал старичок,- что я тебе скажу: жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку — пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.

Пришла домой и хвастается.

— Вот, — говорит,- что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжёлый, да и брильянт-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…

  1. Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт.
  2. А петух вскочил на забор и громко закричал:
  3. Кукареку-кукурекулька,
  4. У Ленивицы в руках ледяная сосулька!
  5. А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление.

Источник: https://aababy.ru/skazki/russkie-skazki/vladimir-odoevskiy/skazka-moroz-ivanovich

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович, с. 47 – 49 | Развивайка

  • Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
    трудолюбивая, заботливая, добрая, ласковая, отзывчивая, грубая, скромная, самонадеянная, невнимательная, неблагодарная, капризная.

Рукодельница трудолюбива, добра, почтительна, скромна, отзывчива. Ленивица ленива, зла, неуважительна, груба, спесива, неуважительна, высокомерна.

Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста.

  • Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом. 

Автор любуется Рукодельницей, в её жизни нет места безделию. Автор противопоставляет ей Ленивицу, показывая  отношение девочек к другим людям, к работе, их ум и скромность.

Подтверждаю текстом:

«Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать… Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться… Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл».

  • «Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.»
  • «Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала».

Грубость Ленивицы проявляется в самой речи: «Мне себя утомлять — лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь — сам выскочишь» (пирожку)… «Мне себя утомлять — ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают! (яблочкам)… «Пришла я к тебе послужить да за работу получить» (Мороз Ивановичу).

Отношение Ленивицы к работе у Мороз Ивановича: «Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

Без зазрения совести Ленивица требует награду у Мороза и хватает её, не поблагодарив старика.

  • Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

1. Жизнь Рукодельницы и Ленивицы.
2. В колодце.
3. Три дня у Мороза Ивановича.
4. Награда Рукодельницы.
5. Ленивица идёт служить старику.
6. Служба Ленивицы.
7. Награда по заслугам.

8. Возвращение домой.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета
 Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета  Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета
 Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета  Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета
 Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета  Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета
  • Чем отличается народная сказка от литературной?
    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.
  • Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.
Читайте также:  Краткое содержание ведьмак меч предназначения за 2 минуты пересказ сюжета

Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом.

В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро.

Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

  • Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

Народные сказки появились давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Время создания определить невозможно.
Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор. Время создания сказки известно.

Народная сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). В авторских сказках внесение изменений не допускается.
Народная сказка ограничивается определённым жанром (волшебная, бытовая, о животных).

Литературная сказка не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Источник: https://razviwaika.ru/v-f-odoevskij-moroz-ivanovich-s-47-49/

Мороз Иванович, Одоевский: краткое содержание, анализ

Как же все-таки часто нечто великое кажется простым, поскольку не имеет привычки бросаться в глаза. И только время показывает, насколько гениальна та или иная композиция. Вот уже третий век передают из уст в уста сказку Владимира Одоевского «Мороз Иванович», а это уже немало.

«Здесь Русью пахнет»

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» — это образцовый пример русской авторской сказки. Владимир Одоевский, автор этого произведения, сочинил сказку специально для самых маленьких читателей.

В ее строках дети легко отыщут добро, волшебство и безмерную любовь к своему родному краю. В небезызвестном произведении А. С. Пушкина были строки: «Здесь русский дух, Здесь Русью пахнет».

Именно эти слова дают полную характеристику волшебной, зимней истории.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Сказка Одоевского «Мороз Иванович» вошла в авторский сборник «Сказки дедушки Иринея», что вышел в 1841 году. История была создана на основе народной сказки «Морозко».

Это произведение понравилось читателям тем, что автор не отступился от крестьянских традиций повествования.

Кроме того, детей того времени с ранних лет приучали к труду, поэтому они понимали смысл рассказа, дополняли историю яркими образами, что рисовало воображение, и помимо волшебной истории имели хороший мотивирующий урок.

Об авторе

Владимир Федорович Одоевский жил и творил в эпоху романтизма. Он родился 13 августа 1803 года. Владимир Федорович последний представитель рода Одоевских, что были предками самих Рюриковичей. Автор был уверен, что для современного мира важно просвещать народные массы, и сказки были не единственным его достоянием. Владимир Одоевский – основоположник сельской начальной школы.

Его вклад в детскую русскую литературу поистине колоссальный. Большой популярностью среди детей пользовался сборник «Сказки дедушки Иринея». Стоит отметить, что этим самым дедушкой был сам автор, — это его литературный псевдоним. Сказка «Мороз Иванович» В. Ф.

Одоевского и сегодня считается лучшим произведением автора.

Даже спустя 200 лет она все так же нравится юным читателям, которые видят в этом рассказе не только увеселительное приключение, но находят ответы на множество вопросов, познавая тем самым окружающий мир и обучаясь хорошим манерам.

Композиция

«Мороз Иванович» Одоевского создан в соответствии с лучшими традициями народного эпоса.

Подобный стиль повествования является мистичным и парадоксальным, ведь издавна так сложилось, что эпос обязан затрагивать самые потаенные струны человеческой души.

Очевидно, внимание к сказке связано с тем, что срабатывает у читателя славянская генетическая память. Здесь, как говорится, «гены пальцем не задушишь».

Сказка начинается присказкой, что имеет вид доброй и поучительной пословицы. Она подобрана согласно основной темы произведения и буквально с первых строк настраивает читателя на основную мысль. Даром никому и ничего не дается. Чтобы что-то получить, чего-то достичь и что-то иметь, нужно приложить равноценные своему желанию усилия.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

После того как читатель настроился на получение важного в своей жизни урока, автор привлекает его внимание к самой истории: «В одном доме жили две девочки: Рукодельница и Ленивица». Этот элемент композиции называется «зачин», то есть так называемая точка отсчета, с которой начинается повествование.

Автор умело создал видимость событий, что имели место в прошлом, и сразу же пояснил читателю, что в основу сказки положено противопоставление (антитеза). Мастерство писателя сразу же привлекает внимание ребенка к положительному персонажу, так как он заряжен на формирование в себе «положительного Я».

Краткое содержание

Прежде чем приступить к анализу сказки Одоевского «Мороз Иванович», нужно хоть немного знать, о чем была история. Итак, как уже было сказано, когда-то жили в одном доме Рукодельница и Ленивица. Вместе с ними проживала нянюшка, которая присматривала за девочками.

Каждое утро Рукодельница просыпалась рано, одевалась и принималась за работу. Она все могла сделать и все умела. Целый день она была чем-то занята, и ей некогда было скучать. Тем временем Ленивица любила проснуться и еще долго-долго лежать в постели. А когда ей надоедало лежать, она звала нянюшку, чтобы та надела ей чулки или завязала ботинки.

Позавтракав примерно в обед, ленивица садилась у окна и начинала считать мух: сколько прилетело и сколько улетело. В кратком содержании «Мороза Ивановича» Одоевского непременно стоит упомянуть эти подробности, ведь из-за того, что Ленивице нечем было себя занять, она стала раздражительной и эгоистичной личностью.

Во всех ее бедах всегда были виноваты окружающие.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Так и росли девочки, каждая занималась своим делом: одна ленилась и проклинала весь мир, за то что ее никто не развлекал, а другая занималась своими делами, и некогда ей было задумываться о таких мелочах.

Ведро и колодец

Дальше, согласно содержанию «Мороза Ивановича» Одоевского, с Рукодельницей приключается малоприятный казус. Как-то раз она пошла к колодцу, набрать воды и уронила в него ведро. Нянюшка у девочек была строгой и сказала, чтобы Рукодельница сама исправила то, что натворила. Ничего ей не оставалось, кроме как спуститься в колодец.

В колодце девочка попадает в другой мир, здесь и пироги разговаривают, и яблоки золотые-наливные сами в передник падают. Набрав по пути этого добра, неспешно дошла Рукодельница к дому Мороза Ивановича. Посидев на крыльце и разделив по-братски принесенные вкусности, Мороз Иванович попросил девочку послужить ему три дня.

Рукодельница была мастерицей на все руки, и никакая домашняя работа не была ей в новинку: она и еду готовила, и вещи мастерила, и избу убирала. Три дня прошли незаметно. В награду за старания старик отдал ей потерянное ведро, куда насыпал серебряных монет, и на память подарил шпильку с бриллиантом.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Зависть — плохое чувство

Дальше Одоевский в «Морозе Ивановиче» кратко рассказывает о том, как Рукодельница вернулась домой, а увидев ее награды, нянюшка отправила в колодец Ленивицу. У них в доме намечался какой-то праздник, поэтому любая награда лишней не была бы.

Ленивица очень хотела получить награду, как у сестры. Даже не так. Она хотела, чтобы ее одарили драгоценностями в два раза больше. Вот только она ничего не умела делать.

Когда шла к Морозу Ивановичу, ни пирога не прихватила с собой, ни яблок не стрясла с веток. Дома у старика она практически ничего не делала, потому что не умела ни одежды чинить, ни еды готовить.

Можно даже сказать, что не она служила у старика, а Мороз Иванович ей прислуживал, ведь ему самому приходилось делать всю домашнюю работу.

Когда закончилось три дня, дедушка дал для Ленивицы бриллиант размером с яйцо и серебряный слиток. Обрадовавшись подаркам, девочка даже не поблагодарила, а быстро побежала домой. Но стоило ей выйти на поверхность, как полученные дары стали таять. Оказалось, слитком серебра была замерзшая ртуть, а бриллиантом — обычный лед.

Сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» заканчивается его призывом подумать над историей и решить, что здесь вымысел, а что правда. Об этих высоких материях подробней поговорим при анализе произведения.

Ритмичность произведения

Скорее всего, многие читатели примут «Мороза Ивановича» Одоевского за очередную народную сказку. И не будут обращать особого внимания на поэтичность, приняв ее как должное. Вот только эта поэтичность стоит внимания, ведь здесь можно проследить особый напевный ритм. Этот способ изложения был выбран самим автором, и в каждой строчке чувствуется его неизменное участие.

Рассказывая о приключениях Рукодельницы, автор по-доброму ей сочувствует и подбадривает. Читателю становится очевидным, что он ей симпатизирует. А вот когда речь заходит о Ленивице в тексте четко прослеживается ирония, подтрунивание и, чего греха таить, сарказм.

Особенно когда автор рассказывает о том, как Ленивица пыталась в первый день сварить еду. Помимо мастерски созданных образов, автор радует читателя живым описанием места действия. Изысканная ледяная изба хозяина Мороза, словно настоящая, возникает в фантазиях.

Читайте также:  Краткое содержание бёрнетт история маленького лорда фаунтлероя за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение написано согласно лучшим традициям устного народного повествования того времени. В сказке присутствуют поговорки и пословицы, особенный акцент расставлен на уникальности простонародных слов, таких как студенец, горемычная и т. д.

В сказке автор использует имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Немного позже похожий стиль написания применял Бажов. Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» отличается слаженной и лаконичной композицией. Здесь нет лишних слов или предложений.

Каждая фраза несет в себе особый смысл и практически незаменима в общей картине повествования.

Главные герои

При анализе любого литературного произведения, в том числе и анализе «Мороза Ивановича» Одоевского, стоит уделить внимание главным героям произведения. Так, одним из главных героев является Рукодельница. Это приветливая, уважительная и умная девочка, которая постоянно чем-то занята, создавая вокруг себя уютный мирок.

Она самостоятельная и трудолюбивая, готова каждому уделить внимание. Ей не чуждо любопытство, желание узнать что-то новое. Она настроена положительно, и даже если случаются у нее неприятности, то весь мир помогает ей в их решении. Даже необычные, сказочные предметы становятся союзниками Рукодельницы.

Такой яркий пример показывает подрастающему поколению, что нужно вести себя так же, как и Рукодельница, тогда весь мир будет тебе помогать.

В противовес Рукодельнице в сказке присутствует Ленивица. Ее любимое занятие — спать, а единственное развлечение – сидеть у окна и считать мух. Помимо того, что эта девочка ленивая, она еще нахальная, грубая, высокомерная и неуважительная. По-хамски разговаривает даже с Морозом Ивановичем.

Одоевский Владимир Федорович приписывает этому персонажу еще и чувство зависти. Ленивица не горит желанием кому-то служить, но получить награду, как у сестры, очень хочется. Эта девочка самоуверенная и эгоистичная, а понятие вежливости ей, скорее всего, неизвестно.

За свою лень и невоспитанность она и получает по заслугам.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Еще один персонаж, что имеет непосредственное отношение к истории — Мороз Иванович, собственно, о нем и сказка. Он властитель зимы, волшебный персонаж, живущий на дне колодца. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Он заботливый, вежливый, щедрый и справедливый. Этому мудрому человеку не чуждо чувство юмора, он добрый и ценит это качество в других.

Вижу в другом отражение себя

Еще одна особенность этой сказки заключается в том, что автору удалось показать, как человек относится к людям, тем они ему и отвечают. Каждый человек видит в окружающих отражение себя.

Для Рукодельницы старый Мороз Иванович показался добрым и приветливым дедушкой, который может рассказать что-то интересное.

Ленивица же увидела в старичке злого и сердитого человека, настоящего эксплуататора, жадного и с отвратительным чувством юмора.

Хотя на самом деле Мороз Иванович поступал по совести: наказывал за лень и неуважение и поощрял прилежный труд.

Замысел автора

«Мороз Иванович» Одоевского — это не просто еще одна сказка в списке литературы, а настоящий гимн трудящимся людям. Автору удалось показать на красочных и ярких примерах, что труд облагораживает человека, а лень уничтожает все доброе и светлое, которое потенциально заложено в каждом.

Рукодельница благодаря постоянному труду и прилежности растет доброй, отзывчивой и веселой девочкой. В это же время Ленивица из-за постоянного «ничегонеделания» все больше проявляет отрицательные качества.

Любопытная Рукодельница узнала, что Повелитель Зимы оберегает молодую травку от морозов до весны.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

В студеную пору стучит к людям в окна, напоминая, что пора топить печь и не забывать о тех, кому повезло меньше. На лето он прячется в колодце, так как здесь всегда прохладно, и постоянно живет один. Она утешила старого человека своей хозяйственностью и обходительностью, порадовала добрыми словами и скромным поведением, за что и получила награду.

Ленивица – лежебока до мозга костей, просто пришла к Морозу Ивановичу на иждивение. Он и кушать сам готовил, и поговорить ему не с кем было, и по хозяйству управлялся. За свое пребывание в сказочной стране она и получила соответствующие почести – замороженные лед и ртуть.

Кстати, с легкой руки автора в обиход вошел афоризм «считать мух», что характеризует бездельника. Следуя исключительно за своими меркантильными соображениями, человек никогда не достигнет желаемого. Он может придумать сотню, а то и тысячу хитрых планов обогащения, но без труда он так ничего и не добьется.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович за 2 минуты пересказ сюжета

Находясь в абсолютно равных условиях, ленивый человек ничего не сможет достичь, в отличие от трудолюбивого. Награду сможет получить только тот, кто с чистым сердцем отдает всего себя работе.

Честолюбивый, вежливый и скромный – вот тот, кому положено вознаграждение.

И в своей сказке «Мороз Иванович» Одоевский очень ярко описывает того, кто заслуживает уважения, благодарности и достойной похвалы за свои усилия.

Источник: https://autogear.ru/article/357/179/v-f-odoevskiy-moroz-ivanovich-kratkoe-soderjanie/

Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович" методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

II. Открытие нового знания. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

1.Работа с текстом до чтения.

– Откройте с.  и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Откуда я узнала, что это сказка?

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7)

– Рассмотрите иллюстрацию на с. . Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?

– Сколько частей в сказке? (5.) (слайд №8)

– У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

  • Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
  • – Что нам помогают понять эти слова?
  • – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?
  • – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.
  • Работа с текстом во время чтения
  • Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух.
  • Вопросы после чтения 1-й части.

– Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.

– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.)

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

После чтения 2-й части.

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)

  1. – Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
  2. – С чего началась их встреча?
  3. – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей.

  • – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.
  • После чтения 3-й части.
  • – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?
  • Почему?

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

  1. – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?
  2. – Как отблагодарил её дед?
  3. 4-я часть.
  4. После чтения 1–2-го абзацев:
  5. – Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справится ли она с работой? Почему?

Предположения детей.

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

5-я часть.

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?

  • • Выявление первичного восприятия текста.
  • – С кем произошла сказочная история?
  • – Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.)

_ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №9)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

  1. – Какое умение формировали?
  2. Отвечают на вопросы учителя
  3. Анализ иллюстрации.
  4. Предположения детей
  5. Отвечают на вопросы.
  6. Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
  7. Формулируют полные ответы на вопросы
  8. Понимают смысл вопросов.
  9. Строят речевые высказывания.
  10. Учатся анализировать, делать выводы, обобщать.
  11. Учатся анализировать, делать выводы, обобщать.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/01/19/literaturnoe-chtenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector