Д. Пуччини опера «Богема»
Опера Джакомо Пуччини «Богема» написана по известному произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Авторы либретто: Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.
В опере показана жизнь молодых и очень талантливых людей, которые независимы, полны надежд и мечтаний, но живут очень бедно.
Композитор мастерски передал атмосферу Парижа, его Латинского квартала и мансарды, где живут молодые артисты.
Краткое содержание оперы Пуччини «Богема» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Марсель | баритон | бедный художник |
Мюзетта | сопрано | певица, кокетка |
Рудольф | тенор | поэт |
Мими | сопрано | швея |
Шонар | баритон | музыкант |
Коллен | бас | философ |
Бенуа | бас | домовладелец |
Альциндор | бас | государственный советник |
Краткое содержание «Богемы»
Все события в опере разворачиваются в Латинском квартале Парижа, в 1830 году. В небольшой мансарде по вечерам собираются четыре друга.
Их многие знают и в шутку иногда называют «мушкетерами»: Рудольф (поэт), Коллен (философ), Шонар (музыкант), Марсель (художник). Своим дружным квартетом они часто посещают кафе «Момю», в котором собираются завсегдатаи – свободные художники.
Ребята часто шутят и с юмором стараются относиться ко всему, даже к проблемам, которые постоянно возникают на жизненном пути.
В их комнате как всегда холодно, и нет денег даже на еду, но ребята не унывают, ведь они всегда найдут выход из любой ситуации. Даже своему арендатору они умудряются подолгу не платить за жилье.
Музыканту Шонару как-то удалось заработать немного денег и друзья тут же отправляются в небольшой кабачок, чтобы отметить это событие. Лишь Рудольф остается работать над своей очередной статьей.
Внезапно к нему в гости приходит соседка — красавица Мими. Молодые люди знакомятся и понимают, что между ними вспыхивают взаимные чувства.
Девушка теперь проводит все свое свободное время с любимым и его друзьями.
Однако не все оказывается так гладко, между Рудольфом и Мими неожиданно возникают разногласия. Основная их причина в том, что юноша сильно приревновал свою возлюбленную, увидев, как та танцевала с посторонним мужчиной. Мими не ожидала такого поведения от всегда нежного и доброго Рудольфа и даже решилась обратиться за помощью к его другу Марселю.
Однако совершенно неожиданно для всех открывается страшная правда – возлюбленная Рудольфа больна чахоткой. Девушка в отчаянии и вынуждена разлучиться с любимым. Впоследствии возлюбленные снова оказываются вместе, когда умирающую Мими приводит на мансарду подруга. Встревоженные молодые люди тут же спешат к девушке, вызывают врача, пытаются согреть ее, но уже слишком поздно.
Мими умирает, а рядом безутешно страдает Рудольфо.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | II Акт | III Акт | IV Акт |
40 мин. | 20 мин. | 30 мин. | 30 мин. |
- Фото:
- Интересные факты
- Главные герои имеют своих исторических прототипов. Даже легендарное кафе «Момю» являлось очень популярным заведением среди парижской богемы. А образ Рудольфа списан с самого автора романа Анри Мюрже.
- Любопытно, что над либретто Л. Иллика и Д. Джакоза работали около 2х лет, а саму музыку композитор написал всего за восемь месяцев, настолько увлекла его работа.
- В 1957 году среди бумаг либреттиста неожиданно была обнаружена одна любопытная рукопись. Ею оказалось полная версия либретто, куда было включен недостающий фрагмент перед 3 актом. В нём рассказывалось, почему именно Рудольф приревновал свою любимую Мими. Оказывается, четыре друга устроили небольшую вечеринку прямо на улице, куда была приглашена и Мими. Мюзетта одолжила ей красивое красное платье и познакомила с Виконтом, который тут же пригласил красавицу на танец. Увидев это, Рудольф не смог сдержать своих чувств и сильно приревновал любимую.
- Композитор и либретист Руджеро Леонкавалло предлагал Джакомо Пуччини свою версию либретто, но встретив отказ, написал еще одну «Богему», которая во избежание путаницы ставилась и под названием «Жизнь Латинского квартала. После этого дружба композиторов закончилась.
- Неудачная премьера не помешала дальнейшему показу спектакля, к 1903 году на сцене Opéra-Comique «Богему» исполнили сотню раз.
- Несмотря на мировой успех произведения, автор нередко слышал упрёки от критиков, считавших музыку слишком трудной или недостаточно утончённой. Так, в 1951 году композитор Бенджамин Бриттен писал: «После четырёх-пяти представлений я бы уже никогда не захотел вновь услышать «Богему». Несмотря на всю гладкость, мне жутко надоела её примитивная и бездушная музыка».
- Знаменитый тенор Энрико Карузо и его гражданская жена Ада Джакетти познакомились во время работы над «Богемой» и своих сыновей назвали в честь персонажей, роли которых исполняли: Рудольф и Энрико (по прозвищу Мими).
- Слово «богема» происходит от французского «bohèmiens» («богемцы») именно таким термином во Франции именовали цыган, зачастую бывших актерами и музыкантами.
- Когда композитора работал над оперой, вокруг него сложился своеобразный круг друзей, который назвали «Клубом богемы». Они собирались в лесной хижине у озера, местечко называлось Торре дель Лаго на севере Италии. Гости шутили, играли в карты или музицировали. Нередко Пуччини принимался увлеченно работать над оперой «Богема», попутно советуясь с друзьями по поводу каких-либо деталей. Но иной раз он слишком отвлекался на охоту, из-за чего его супруга и близкие друзья слишком волновались
- Кстати, композитор был очень недоволен выбранным театром для премьеры оперы в Турине. По его словам, в нем очень плохая акустика, к тому же запрещена бисы.
- Примечательно, что именно партия Рудольфа стала знаковой для знаменитого Лучано Поваротти и именно в этой партии он дебютировал на сцене. Неудивительно, что ее он исполнял на протяжении всей сольной карьеры на многих сценах Европы. Зрители до сих пор помнят его выступление в Ла Скала за одним пультом с Кляйбером. В последней сцене, он настолько вжился в роль страдающего Рудольфа, что плакал настоящими слезами.
- Популярные арии из оперы «Богема»
- Ария Рудольфа «Che gelida manina» — слушать
- Ария Мими «Sì. Mi chiamano Mimì» — слушать
- Ария Мюзетты «Quando m’en vò» — слушать
- Дуэт Рудольфа и Мими «O soave fanciulla» — слушать
- История создания
Сюжет оперы взят из романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», в котором повествуется о жизни необычайно талантливых, но весьма бедных артистов. Это наиболее знаменитое произведение французского писателя. Примечательно, что оно приглянулось сразу двум композиторам – Пуччини и Леонкавалло.
Причем второй из них даже раньше приступил к работе над оперой. Но Пуччини это не остановило, он начал работу над своим спектаклем. Либретто было поручено сразу двум авторам – Л. Иллика и Д. Джакоза.
Не секрет, что они несколько затянули сдачу работы, поэтому некоторые номера Пуччини написал на свой текст и включил их в спектакль.
Постановки
Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в театре «Реджо» в Турине. Дирижировал спектаклем Артуро Тосканини, которому на тот момент было 28 лет.
Первая реакция публики оказалась достаточно прохладной, а некоторые критики и вовсе обрушились с язвительными замечаниями. Один из них написал в рецензии, что опера получилась «пустой, совершенно инфантильной».
Композитор был очень опечален этим, однако, уже через один год постановка в Палермо прошла восхитительно. Публика была в восторге от музыки и сюжета, к немалой радости Пуччини.
В России премьера «Богемы» состоялась в 1897 году.
Большая заслуга этого события, принадлежит исполнителям Частной оперы Саввы Мамонтова, среди всех артистов заметно выделялись Надежда Забела, исполнявшая партию Мими и Федор Шаляпин – партия Шонара.
В Большом театре «Богема» начала исполняться с 1911 года, благодаря Леониду Собинову, который перевел текст и выступил в роли Рудольфа. Также он был еще и режиссером-постановщиком.
В 1996 году в Большом театре состоялась новая постановка «Богемы» в честь столетия туринской премьеры, под руководством дирижера Петера Феранеца. Премьера прошла прекрасно и критики высоко оценили спектакль.
В кинематографе выделяется фильм-опера Роберта Дорнхельма. Бюджет в полтора миллиона евро полностью окупился, работа получилась великолепной. В нем приняли участие такие знаменитые исполнители, как Анна Нетребко и Рональдо Вильямсон.
Один достаточно курьезный случай связан с одной из постановок Богемы в Филадельфии и исполнителем Энрико Карузо. Его диапазон был необычайно широк, и это буквально спасло спектакль. Сохранилась запись, на которой он исполняет басовую партию – знаменитую арию Коллена. Ее еще называют Ария с плащом из 4 действия.
Дело в том, что во время представления, внезапно охрип Андреас де Сигерола, исполнитель партии Коллена. Карузо решил прикрыть товарища и натянув шляпу пониже на глаза, вышел вместо него на сцену.
Публика замены не заметила, критики были в восторге от такого исполнения, а вот дирижер Поллако был явно недоволен таким обманом.
Постановка в феврале 2012 года на Зальцбургском фестивале также не обошлась без сюрпризов. Петр Бечала – один из величайших теноров современности, исполнявший партию главного героя Рудольфа, внезапно почувствовал себя плохо. Требовалось срочно найти замену, так как спектакль был под угрозой срыва.
К сожалению, не было в том время свободных солистов. Удалось найти лишь Йонаса Кауфманна – знаменитейшего исполнителя, у него было небольшое окно между спектаклями и он отдыхал с семьей на озере.
К сожалению, времени на сценический ввод уже не было и ему пришлось петь из-за кулис, а Петр Бечала, играл на сцене и только открывал рот под такую «фонограмму».
В декабре 2015 года «Богема» была впервые поставлена в музыкальном театре «Новая опера». Режиссер-постановщик Фабио Мастранджело подготовил для слушателей массу сюрпризов в своей новой версии. Между действиями прошли десятилетия, и герои предстали совершенно неожиданно преуспевающими и богатыми.
Почему опера «Богема» столь полюбилась публике? Дело все в прекрасной музыке? Конечно, она играет огромную роль в этом произведении, но также зрителям по душе пришлась трогательная история любви, которая закончилась трагически для героев.
Эта опера знакомит всех с яркими и интересными картинами из жизни прекрасных художников, талантливых писателей, которые влюбляются, веселятся, работают и стараются с юмором преодолевать все тяготы такой беззаботной жизни.
Не случайно, «Богема» официально признана критиками одной из самых лучших и популярных опер в мире.
Вы готовы узнать, что такое настоящая богема и погрузиться в жизнь свободных художников? Тогда предлагаем вам прямо сейчас посмотреть оперу и проникнуться чувствами к легендарным героям, прогуляться по тесным улочкам Парижа в Латинском квартале и посетить вместе с «мушкетерами» знаменитейшее кафе «Момю».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Джакомо Пуччини «Богема»
Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-bogema
Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета
- Джакомо Пуччини Опера в 2-х действиях (исполняется с одним антрактом)
- Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по книге Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы»
- Длительность спектакля с антрактом: 2 часа 20 минут
- Дирижёр-постановщик – главный дирижёр театра Вячеслав Чернухо-Волич Дирижёр – заслуженный артист Украины Игорь Чернецкий Режиссёр-постановщик – Жан-Франсуа Дхонд Режиссёр – Павел Кошка Художник-сценограф – Марк Спопс Художник по костюмам – Нэнси Авондс Хормейстер-постановщик – Валерий Регрут Хормейстер – Иван Газинский Художник по свету – Владимир Перина Концертмейстеры – Лариса Хороленко, Игорь Парада, Вероника Струк, Ольга Плеханова, Наталья Изуграфова, Елена Бобович, Галина Сергеева Режиссёры, ведущие спектакль – Сергей Красных, Виктор Янчук
(Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка — 29 ноября 1924, Брюссель)
итальянский композитор, один из наиболее талантливых представителей веризма, реалистического направления в итальянской музыке и других видах искусства, существовавшего в конце ХІХ века. Пуччини – композитор изысканного вкуса, блестящий мастер инструментовки, умело использующий в своих партитурах новейшие достижения современного ему западноевропейского симфонизма.
Премьера оперы «Богема» состоялась 1 февраля 1896 года в Турине. Либретто написано по роману французского писателя Анри Мюрже «Жизнь богемы». В нем изображена жизнь талантливых, но бедных молодых артистов – поэтов, художников, музыкантов, проживающих в Латинском квартале Парижа.
В 1893 году Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза начали писать либретто на основе романа Мюрже. Работа продолжалась около двух лет. Музыка была написана за восемь месяцев.
«Богема» – лирическая опера, в основу которой положена личная драма героев. Вместе с тем в произведении широко представлены колоритные картины эксцентричной жизни художников, актеров и поэтов. Музыка по ходу произведения меняется от темпераментной, живой, энергичной – к нежной и хрупкой, драматической, а в финале становится траурно-трагической.
Действие происходит в Париже около 1830 года, в Сочельник.
На одной мансарде в бедности живут поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен. Однако друзья с юмором относятся к своему положению. Рудольф, чтобы немного согреться в холодной комнате, решает сжечь одну из своих рукописей.
Приходит Шонар, которому в этот день удалось раздобыть вина, еды и дров. А хозяину комнаты, который явился за квартплатой, пришлось уйти ни с чем – его разыграли и с шутками выставили за дверь.
Друзья Рудольфа идут в кабачок «Момус», а он остается дописывать статью. К нему приходит соседка Мими – попросить огня для погасшей свечи. Уже уходя девушка замечает, что обронила свой ключ. Молодые люди ищут его в темноте и признаются друг другу в любви. Вместе они решают присоединиться к друзьям Рудольфа в «Момусе».
В Латинском квартале шумно празднуют Рождество. В кабачке «Момус» Рудольф знакомит своих товарищей с Мими.
Внимание присутствующих привлекают бывшая возлюбленная Марселя – Мюзетта и ее новый поклонник, почтенный и богатый Альциндор. Марсель ревнует, а Мюзетта выпроваживает Альциндора с поручением, чтобы вернуться к молодому возлюбленному.
Друзья покидают «Момус» оставив неоплаченный счет «пожилому господину» – Альциндору. Вернувшись и увидев сумму, тот теряет равновесие и падает на стул.
Февральское утро в небольшом кабаре на окраине Парижа, где выступает Мюзетта. Марсель красит стены, а Мими пришла пожаловаться ему на необоснованную ревность Рудольфа, которая делает ее жизнь невыносимой.
Внезапное появление поэта заставляет девушку спрятаться. Она невольно подслушивает разговор Рудольфа и Марселя, и выясняет истинную причину поведения своего возлюбленного: он знает, что Мими больна чахоткой, и боится, что не сможет содержать ее.
Кашель выдает присутствие девушки. Она и Рудольф решают остаться вместе до конца зимы, а в это время Марсель в порыве ревности ссорится с Мюзеттой.
Друзья все в той же старой мансарде. Как и раньше, они бедствуют. Как и раньше, их спасают только юмор и молодость. Ни Рудольф, ни Марсель не забыли своих возлюбленных.
Мюзетта приводит тяжелобольную Мими: та хочет повидаться с любимым, но не в состоянии сама подняться по лестнице. Чтобы обогреть подругу и вызвать ей врача, Мюзетта жертвует свои серьги, а Коллен – любимое пальто.
Друзья оставляют влюбленных наедине, и те вспоминают дни, проведенные вместе. Мими начинает задыхаться, на крик Рудольфа сбегаются остальные.
Спрятав озябшие руки в теплую муфту, Мими забывается последним сном.
МИМИ (сопрано) — Анастасия Голубь, Юлия Терещук, Наталья Степаняк РУДОЛЬФ, поэт (тенор) — заслуженный артист Украины Владислав Горай, Олег Злакоман, Эдуард Мартынюк, Павел Смирнов МЮЗЕТТА (сопрано) — Анна Бондаренко, Алина Ворох, Надежда Сычук МАРСЕЛЬ, художник (баритон) — Василий Добровольский, Алексей Жмуденко, Богдан Панченко ШОНАР, музыкант (баритон) — народный артист Украины Виктор Митюшкин, Юрий Дудар, Алексей Жмуденко КОЛЛЕН, философ (бас) — заслуженный артист Украины Дмитрий Павлюк, Сергей Узун, Виктор Шевченко БЕНУА, домовладелец (бас) — народный артист Украины Василий Навротский, Сергей Узун АЛЬЦИНДОР — народный артист Украины Василий Навротский, Сергей Узун СЕРЖАНТ — Дмитрий Себов ПАРПИНЬЙОЛЬ, продавец игрушек (тенор) — артист хора
Видео
Источник: http://opera.odessa.ua/ru/repertuar/operi/bogema.html
БОГЕМА
Действие первое
«В МАНСАРДЕ»
В нетопленной мансарде художник Марсель корпит над своим полотном «Переход через Красное море». Холод настолько сковал его пальцы, что он уже не в силах держать кисть. Его друг, поэт Рудольф, с завистью смотрит на дымящиеся тысячами труб крыши Парижа: в их жилище печка из‑за отсутствия денег у хозяев стоит без дела.
С грустью вспоминает Марсель свою ветреную подругу Мюзетту; они вдвоем отпускают колкие реплики по поводу пламенной любви… Обдумывая, чем бы лучше растопить печь – стулом, который надо будет сломать, или «творением» – Рудольф, пощадив неоконченное «Красное море», жертвует своей драмой, первый акт которой вскоре приносит в помещение тепло.
Другой приятель, философ Коллен, возвращается со связкой книг, которые он хотел заложить. Но сегодня, в сочельник, все закрыто. Мрачные предсказания о надвигающемся апокалипсисе сменяются радостными возгласами по поводу теплой печки, которая слишком быстро поглотила всю драму.
Шуточные нападки на недолговечную драму и ее автора прерываются с появлением четвертого представителя дружеского союза. Музыкант Шонар с помощью рассыльных вносит изысканные закуски, вина, сигары, дрова.
Все настолько заворожены зрелищем неожиданного богатства, что не слушают историю Шонара, которую тот во что бы то ни стало хочет поведать. Шонар познакомился со скучающим англичанином, который хотел, чтобы музыкант «заиграл» до смерти мешавшего ему попугая.
Успешное мероприятие было щедро вознаграждено. Шонар приглашает друзей отведать лакомства Латинского квартала.
Веселое настроение нарушает приход домохозяина Бенуа, который требует внести давно просроченную плату за квартиру.
Друзья успокаивают его, демонстрируя наличные деньги, соблазняют вином, и, вызвав у захмелевшего хозяина воспоминания о любовных похождениях, с «негодованием» выставляют за дверь посрамленного «распутника», не заплатив при этом за жилье.
Шонар великодушно делит свои деньги между друзьями, и они отправляются в свое любимое кафе. Рудольф задержался на несколько минут, чтобы закончить статью.
Заходит Мими, живущая по соседству, и просит зажечь ей потухшую свечку. Приступ кашля вынуждает ее задержаться в комнате молодых людей. Рудольф сразу же пленяется нежным созданием.
Выйдя из комнаты, Мими возвращается вновь: где‑то здесь она оставила ключ. На сквозняке гаснут обе свечи. Рудольф и Мими в темноте шарят в поисках ключа.
Пользуясь случаем, Рудольф представляется: он безнадежно бедный поэт и одновременно миллионер – в воздушных замках своей мечты.
Мими рассказывает о себе: она вышивальщица. Ее непритязательное существование согревается скромным счастьем «снов, несбыточных фантазий». Друзья, все еще ждущие Рудольфа внизу, напоминают о себе. Он обещает догнать их.
В волшебных лучах лунного света, заливающих мансарду, Рудольф и Мими говорят друг другу о любви. Затем они рука об руку направляются в Латинский квартал.
Действие второе
«В ЛАТИНСКОМ КВАРТАЛЕ»
На рождественской ярмарке перед кафе торговцы предлагают свой товар. Неожиданно разбогатевшие друзья делают покупки. Шонар выторговывает неисправный рожок, Коллен приобретает стопку книг. Рудольф дарит Мими чепчик. И только Марсель, тоскующий по своей подруге Мюзетте, не находит утешения ни в трате денег, ни во флирте с другими девушками.
В кафе друзья, наконец, встречаются. Рудольф представляет им свою подругу как образец «поэзии». Мими с радостью принимают. Друзья заказывают изысканные яства. Влюбленность Рудольфа и Мими вынуждает ожесточившегося от любовных неудач Марселя изрекать горькие истины.
Появляется Мюзетта, сопровождаемая богатым поклонником Альциндором, и вызывает всеобщее оживление в кафе. Любимица Латинского квартала, она всеми правдами и неправдами пытается привлечь внимание бывшего возлюбленного. Марселю, несмотря на все усилия, не удается сохранить равнодушный вид.
Мюзетта при всем народе и к неудовольствию Альциндора исполняет песенку, предназначенную одному лишь Марселю. Она избавляется от надоевшего ей поклонника, притворившись, что у нее болит нога, и требуя купить ей новую обувь. Едва тот уходит, Мюзетта и Марсель падают друг другу в объятья.
Счета, предъявленные официантами, приводят всех в замешательство, но Мюзетта велит отдать их для оплаты Альциндору. Марширующий ночной патруль, играющий вечернюю зорю, дает друзьям возможность скрыться. Возвратившийся Альциндор остается один на один с обувной коробкой и неоплаченными счетами.
Действие третье
«У ЗАСТАВЫ Д’АНФЕР»
Марсель и Мюзетта нашли для себя временное пристанище в одной харчевне на окраине Парижа у заставы д’Анфер. Для гостеприимного хозяина Марсель рисует вывеску. Ранним зимним утром подметальщики и крестьянки со своим товаром ждут разрешения войти в город.
Мими, больная, встречается с Марселем в харчевне и рассказывает ему о своих заботах. Мими знает, что Рудольф любит ее, но, тем не менее, он осаждает ее необоснованными подозрениями. И хочет покинуть ее.
Марсель подтверждает, что Рудольф появился здесь ранним утром и в изнеможении лег спать.
При таких обстоятельствах Марсель выступает за расставание, предпочитая как и Мюзетта, легкость в отношениях друг с другом.
Рудольф хочет открыть другу душу. Он утверждает, что Мими беспрерывно кокетничает с другими мужчинами, и поэтому жизнь с ней стала невозможна.
Марсель сомневается в услышанном, и Рудольф раскрывает истинную причину своего решения: неизлечимая болезнь Мими и необустроенность холодной их комнаты только ускоряют течение ее болезни. Марсель не может помешать Мими узнать горькую правду. Приступ кашля выдает ее присутствие.
Полный раскаяния, Рудольф обнимает Мими, в то время как ревнивый Марсель, разъяренный кокетливым смехом Мюзетты, устремляется в харчевню.
Кажется, теперь и Мими решила покинуть Рудольфа. Она просит его собрать ее скромные пожитки и оставить их у привратника. Щемящие воспоминания о совместной жизни все же не дают им расстаться. А в это время Марсель устраивает очередную сцену ревности Мюзетте, и она опять уходит от него. Рудольф и Мими решают отложить расставание до весны.
Действие четвертое
«В МАНСАРДЕ»
Несколько месяцев спустя. Рудольф и Марсель снова одни в мансарде. Они разыгрывают друг перед другом прилежных трудяг, но при этом не могут освободиться от воспоминаний о былом счастье. Друзья потеряли веру в полезность предписанной им трудотерапии. Таясь, они рассматривают – каждый свой – залоги любви: Марсель – портрет Мюзетты, Рудольф – чепчик Мими.
Вошедшие Шонар и Коллен приносят к столу лишь черствый хлеб и селедку. С черным юмором они обыгрывают великосветские застольные ритуалы.
В самый разгар веселья вбегает Мюзетта: Мими умирает… Желая еще раз увидеть Рудольфа, она с трудом добрела до мансарды. Невзирая на безденежье, каждый старается что‑то сделать, чтобы облегчить участь умирающей.
Марсель продает серьги Мюзетты и возвращается с лекарством, Мюзетта – с муфтой. Она поддерживает иллюзию Мими, что это подарок Рудольфа. Мими засыпает счастливой. Марсель объявляет, что скоро придет врач.
Мими умирает…
Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/bogema-2019/brief/
Краткое содержание: Джакомо Пуччини. Богема
БОГЕМА
Опера в четырех актах
Либретто Л. Иллика и Д. Джакоза
Действующие лица:
|
|
Студенты, гризетки, горожане, торговцы и торговки,
официанты в кафе, мальчики, девочки и т. д.
- Место действия: Париж.
- Время: около 1830 года.
- СЮЖЕТ
Мансарда в Латинском квартале Парижа. Поэт Рудольф и
художник Марсель безуспешно пытаются работать. В комнате холодно, вдобавок
друзья голодны. Но они с юмором относятся к своим невзгодам. Остывший камин
растоплен объемистой рукописью Рудольфа.
Приходит философ Коллен, вконец
окоченевший на улице, а за ним музыкант Шонар, которому удалось раздобыть
провизии, вина и дров. Оживившись, друзья весело разыгрывают домохозяина,
явившегося требовать квартирную плату, и, спровадив его, отправляются в
кабачок. Дома остается один Рудольф — он должен закончить статью, но сделать
это ему не удается.
Слышится нерешительный стук в дверь. Это Мими, живущая в том же
доме, пришла попросить огня для свечи. Между молодыми людьми завязывается
ласковая беседа. Наконец Мими уходит, но тут же возвращается: она обронила ключ
от своей комнаты. Рассказ Мими о своей одинокой, скромной жизни глубоко трогает
юношу.
Он признается девушке в любви и слышит ответное признание. С улицы
доносятся голоса друзей. Счастливые Мими и Рудольф присоединяются к ним.
Латинский квартал в сочельник. Шумное оживление царит
на улицах и площадях. Рудольф с Мими, Марсель, Шонар и Коллен, весело шутя,
садятся за стол в кафе. В разгар пиршества появляется Мюзетта, подруга Марселя.
С ней важный старик, ее богатый поклонник, Альциндор.
Мюзетта оставила Марселя —
ей надоела жизнь богемы, но она любит его по-прежнему. А Марсель, желая
отомстить возлюбленой за измену, делает вид, что не замечает ее. Мюзетту злит
его деланное равнодушие, но присутствие Альциндора мешает ей.
Наконец выход
найден: она отсылает своего поклонника с выдуманным поручением и весело
обнимает Марселя. В это время слуга приносит счет. Шонар с ужасом обнаруживает,
что у него больше нет денег.
Но Мюзетта и здесь находит выход: она заявляет
слуге, что по счету заплатит ее знакомый, когда вернется.
Кабачок у парижской заставы. Раннее февральское утро.
Из кабачка доносятся веселые голоса, слышится смех Мюзетты. Марсель пишет
картину, которая должна украсить вывеску кабачка. Сюда пришла Мими, чтобы
посоветоваться с ним. Она жалуется на Рудольфа, который своей ревностью сделал
их жизнь невыносимой.
Рассказ Мими прерывается приступами кашля. Увидев
приближающегося Рудольфа, она прячется. В беседе с Марселем Рудольф сначала
обвиняет Мими в легкомыслии и кокетстве, но затем открывает правду: его
возлюбленная больна чахоткой. Рыдания Мими выдают ее присутствие.
Напрасно,
оставшись с Мими вдвоем, Рудольф нежно утешает ее. Узнав страшную истину, она
настаивает на разлуке. Охваченные глубокой скорбью, влюбленные прощаются.
Недолго наслаждались счастьем и Марсель с Мюзеттой. Между ними вспыхивает
ссора.
Марсель упрекает подругу в неисправимой ветрености, их примирение
сменяется окончательным разрывом.
Марсель и Рудольф в своей мансарде снова безуспешно
пытаются работать. Они тоскуют о возлюбленных. Неожиданно появляется
встревоженная Мюзетта. С ней вместе пришла Мими, но бедняжке так плохо, что она
не может подняться наверх. Взволнованные друзья вносят Мими и бережно
укладывают ее.
В комнате по-прежнему холодно, и Мюзетта отдает свои серьги,
чтобы купить что-нибудь для Мими и пригласить доктора. Все, кроме Рудольфа,
уходят. Мими счастлива: она снова с любимым, снова слышит его ласковые слова.
Но минуты ее сочтены. Внезапно она начинает задыхаться. На крик Рудольфа
вбегают друзья. Постепенно Мими успокаивается.
Рудольф занавешивает окно, чтобы
свет не разбудил ее, но его любимая уже мертва.
Источник: http://vsekratko.ru/opera/042.html
Опера «Богема»
Сюжет «Богемы» заимствован из популярного французского романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Он приглянулся сразу двум итальянским композиторам – Леонкавалло и Пуччини. Автор «Паяцев» раньше взялся за работу и надеялся, что Пуччини откажется от «занятого» сюжета. Однако Пуччини этого не сделал, что испортило их прежде дружеские отношения. Свою «Богему» он написал за 8 месяцев.
Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года на сцене театра «Реджо» в Турине под управлением 28-летнего А. Тосканини. Реакция критики и публики в целом была достаточно прохладной. Однако вскоре «Богема» завоевала сцены всего мира [1].
«Богему» часто причисляют к веризму, но на самом деле она является произведением иного масштаба и значения. При помощи своих постоянных соавторов, либреттистов Дж. Джакозы и Л. Иллики, Пуччини создает оперу интимно-лирического плана, «оперу-повесть», в которой нет откровенной мелодрамы, во всяком случае, никто никого не убивает. В «Богеме» отсутствуют традиционные веристские приемы.
Здесь нет «темы рока», закругленных мелодий в духе «неаполитанских песен», рыданий «арий крика». Главная героиня, Мими, погибает не потому, что ее обманули, бросили, предали, а потому, что у нее нет сил бороться за существование. Мир устроен так, что самое чистое, нежное, беззащитное обречено на гибель. Но это не означает, что в повседневной жизни нет радости, поэзии, дружбы и любви.
Действие оперы разворачивается не в современной Пуччини итальянской среде, а в Латинском квартале Парижа 1830 года, в канун Рождества. Это настраивает композитора не на реалистически-бытописательский, а на мечтательный лад.
Живые зарисовки повседневной жизни Парижа заставляют вспомнить картины художников-импрессионистов (А. Сислея, К. Писсарро).
Это по достоинству оценил Клод Дебюсси, ярый противник веризма: «Не знаю никого, кто сумел бы так описать Париж того времени, как это сделал Пуччини в «Богеме»!».
Действительно, «Богема» – едва ли не самая французская по стилю и духу итальянская опера, отличающаяся удивительной тонкостью чувств.
Она стоит куда ближе к «Пеллеасу и Мелизанде» Дебюсси, чем к «Паяцам», в ней больше символизма и психологизма, чем помышлений об иллюзии жизненной правды. По словам Л.В.
Кириллиной, французский сюжет и парижская аура помогали композитору избежать эмоциональной прямолинейности веризма.
Если веристская драма обычно держится на одном герое (чаще героине) или на любовном «треугольнике», то в «Богеме» перед нами, скорее, групповой портрет. Все герои молоды.
Это нищие интеллигенты, обитатели парижской мансарды: поэт Рудольф (автопортрет самого писателя), художник Марсель, музыкант Шонар и философ Колен.
Нужда – постоянная спутница их жизни, но они не падают духом и веселятся даже тогда, когда нечем заплатить хозяину дома или протопить камин.
Случайная встреча Рудольфа с Мими, девушкой-белошвейкой, живущей в том же доме, пробуждает в его сердце любовь. Мими отвечает ему взаимностью. Однако счастье недолго. Рудольф и Мими расстаются: у нее чахотка, а в жилище Рудольфа сыро и холодно. Проходит зима и Мими возвращается к Рудольфу, но дни ее сочтены.
В опере 4 действия, которые объединяются попарно: в двух первых царит иллюзия счастья, в следующих происходит крушение этих иллюзий. Четыре акта аналогичны четырем частям симфонии.
В первом, экспозиционном действии («В мансарде») определяется круг образов драмы. Первая половина акта выдержана в комедийном ключе (показ беззаботного быта богемы), вторая же – лирическая.
Это экспозиция любовной линии, первая встреча Рудольфа и Мими. Ее появление сопровождается нежной, хрупкой мелодией. В прозрачных акварельных тонах выдержан и рассказ Мими («Зовут меня Мими»).
Контраст двух начал, комедийного и лирического, напоминает соотношение главной и побочной тем в сонатной экспозиции.
Второе действие («В Латинском квартале») выполняет функцию «скерцо», оно рисует кипучую жизнь веселящегося Парижа. Друзья празднуют Рождество. Это единственная массовая сцена оперы, полная ярких красок.
Острые акценты, параллельные трезвучия и смелые, вплоть до полиметрии, наложения разнородных фактурных слоев предвосхищают сцену ярмарочного гуляния в «Петрушке» Стравинского. В центре второго действия – грациозно-кокетливый вальс Мюзеты «Я весела». Недавно она оставила Марселя ради богатого старика.
Марсель напускает на себя равнодушный вид, а она старается вызвать его ревность. Наконец девушка бросается в его объятия.
Третье действие («У заставы») подобно «медленной части» печально-элегического характера. Здесь господствуют широкие кантиленные темы, неторопливые темпы. Основная часть третьего действия посвящена Мими, которая узнает о своей смертельной болезни (ариозо «Ах, вы мне помогите», «Послушай, вот что», дуэт «Прощайте, радости земные»).
Четвертый акт («В мансарде») – это трагический финал и, вместе с тем, своеобразная реприза первого действия. При поднятии занавеса зритель видит ту же картину: мансарда Рудольфа, он сам и Марсель заняты своим трудом, далее постепенно подключаются те же персонажи, что и в I акте.
Повторяется большая часть тематического материала; совпадают общие принципы композиции – сопоставление комедийного и лирического планов. Однако если комедийная сцена в целом не вносит ничего существенно нового, то лирическая изменена кардинально: там – первая встреча, здесь – последнее прощание.
Опера заканчивается на рррр – Мими уходит из жизни так же тихо и застенчиво, как вошла впервые в мансарду Рудольфа. Никто из друзей не замечает рокового момента.
Когда в начале оперы Мими приходит к Рудольфу попросить огня, юношу поражает холод ее маленькой ручки. Сейчас Мими мечтает уже не об огне, а о теплой муфте, которую ей покупает не нищий Рудольф, а Мюзетта.
Думая, что это подарок любимого, Мими успокоенно произносит: «Я руки согрею… и… усну».
В это время в оркестре предельно тихо и нежно звучит колыбельная мелодия, которую когда-то напевал Рудольф, целуя ее холодные руки.
Сцена смерти Мими – одно из высших достижений Пуччини. По трагическому накалу ее можно сравнить с финалом «Травиаты». Всё сдержанно и просто в этой сцене. Развитие идет по линии постепенного угасания, только последние слова Мими «Ты любовь, ты жизни мне дороже», а также острая драматическая концовка с мощным оркестровым заключением на теме ариозо Мими, говорит о веристской традиции.
В некоторых особенностях оперы чувствуется влияние «Фальстафа» Верди:
- сочетание чувствительности и юмора;
- плавность переходов между кантиленой и речитативом;
- преобладание непринужденно развивающихся диалогов над эффектными сольными номерами;
- изысканный гармонический и оркестровый колорит.
Источник: http://musike.ru/index.php?id=114
Богема (опера) — это… Что такое Богема (опера)?
Богема, итал. La Bohème — опера в четырёх актах Джакомо Пуччини. Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза написали либретто по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Впервые опера была представлена публике 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio, дирижировать пригласили Артуро Тосканини.
История создания
Главные роли и голоса
Сюжет
1-е действие
Сочельник на маленькой мансарде в Латинском квартале Парижа. Бедный поэт Рудольф и такой же бедный художник Марсель сидят у остывшего камина, им нечем его растопить. Марсель хочет пустить на дрова последний стул, но Рудольф останавливает его, жертвуя для растопки одну из своих рукописей. После растопки камин остывает так же быстро.
Приходит философ Коллен, вслед за ним — музыкант Шонар, которому удалось раздобыть еды, вина и дров. Появившийся хозяин комнаты требует квартирную плату, но друзья прибегают к хитрости, предложив вина и заведя разговор на тему женщин. Сделав возмущенный вид, они упрекают домохозяина в супружеской измене и с хохотом выпроваживают его из мансарды.
После этого все, кроме Рудольфа, решают пойти в кабак «Момус» в Латинском квартале. Поэт остаётся дома, чтобы закончить работу над статьёй, но тут в дверь робко стучит соседка Мими, просящая огня для погасшей свечи. Когда она собирается уходить, Мими замечает, что обронила свой ключ, который оба начинают в темноте искать.
Услышав рассказ Мими о своей жизни, Рудольф признается ей в любви, и она отвечает ему тем же. С улицы доносятся голоса друзей, и новоиспечённая пара решает пойти вместе в «Момус».
2-е действие
В Латинском квартале все шумно празднуют Рождество. Дела у уличного продавца игрушек Парпиньола идут в эти дни особенно в гору — от детворы нет отбоя. Рудольф покупает для Мими розовый чепчик, который она уже давно желала, как она потом признается.
В Кафе «Момус» друзья встречают бывшую возлюбленную Марселя Мюзетту, рядом с которой находится её новый богатый поклонник Альциндор. Мюзетта всячески помыкает стариком, обзывает его Лулу — лишь только бы прежний возлюбленный обратил на неё внимание.
Марсель ревнует, но Мюзетте удаётся отослать Альциндора с поручением, чтобы вернуться к Марселю. Друзья весело покидают «Момус», не расплатившись — Шонар обнаружил, что его деньги закончились, на что Мюзетта сказала слуге, что за них по возвращении расплатится пожилой господин (Альциндор).
Возвратившись и увидев счёт, старый ухажёр теряет равновесие и в шоке падает на стул.
3-е действие
Мария Кузнецова в роли Мими
Февральское утро на окраине Парижа. У Марселя появился шанс заработать немного денег, выкрасив кабаре на окраине города. Здесь выступает Мюзетта, из кабаре слышится её смех. Мими разыскивает Марселя, чтобы поговорить с ним о необоснованной ревности Рудольфа, которая делает её жизнь невыносимой. При неожиданном появлении поэта Мими прячется и подслушивает разговор друзей.
Так она узнаёт о настоящей причине поведения Рудольфа — Мими неизлечимо больна чахоткой, а он не хочет или боится, что не сможет её содержать. Выдав себя рыданиями, Мими пытается убедить Рудольфа остаться с ней, вместе они решают остаться парой до конца зимы, хотя каждый тайно надеется, что весна не начнется никогда.
Марсель обвиняет Мюзетту в ветрености, они ссорятся и окончательно разрывают отношения.
4-е действие
В мансарде полгода спустя. Рудольф и Марсель чувствуют, что скучают по своим любимым, но не признаются в этом друг другу. Появляются Коллен и Шонар, они приносят немного еды, но друзья с юмором относятся к сложившейся ситуации. Чуть позже появляется Мюзетта, приведшая с собой больную Мими, которая уже не в состоянии самостоятельно взойти по лестнице.
Мими хочет повидаться с Рудольфом. Чтобы обогреть комнату и вызвать врача для больной, Мюзетта жертвует серьгами, а Коллен расстаётся со своим любимым пальто. Друзья оставляют возлюбленных наедине, те вспоминают своё общее прошлое. Мими начинает задыхаться, на крик Рудольфа сбегаются все остальные.
Рудольф позже всех понимает, что его любимая мертва и в отчаянии выкрикивает её имя.
Музыка
II акт «Богемы»
«Богему» отличает отсутствие увертюры, она разделена на 4 акта. Общая длительность оперы составляет около 1 часа 50 мин. Богема является одним из самых значительных оперных произведений поколения композиторов следующего после Джузеппе Верди. Музыка и либретто составляют одно целое. Лирично-сентиментальная музыка в зависимости от сценария сменяется живыми, полными энергии темами.
В 1-м акте музыка полна молодого задора, она знакомит зрителя с романтичным поэтом Рудольфом и его друзьями. С появлением Мими музыка становится более нежной и хрупкой. Второй акт охарактеризован широким применением медных музыкальных инструментов, обозначившим уличные гуляния народа. Стремительный вальс вырисовывает образ Мюзетты.
Свежая, утренняя музыка открывает 3-й акт, сменяется страданиями Мими, а затем постепенно приобретает драматический характер. Четвертый акт начинается с музыкальной темы, в которой слышится тоска по утраченному счастью.
При появлении женщин музыка приобретает смятенный характер, сменяется на упоённый диалог возлюбленных и в конце выразительно окрашивается траурно-трагическими нотами.
Постановки
Известные аудиозаписи
- Рудольф — Джанни Раймонди, Шонар — Джузеппе Таддеи, Марсель — Роландо Панераи, Колен — Иво Винко, Бенуа — Петер Кляйн, Мими — Мирелла Френи, Мюзетта — Хильда Гюден, Альциндор — Зигфрид Рудольф Фрезе, Парпиньоль — Курт Эквилус, хор и оркестр Венской государственной оперы, дирижер — Герберт фон Караян, 1963 год.
- Рудольф — Франко Бонисолли, Марсель — Бернд Вайкль, Шонар — Алан Титус, Барбемуш — Александр Мальта, Паоло — Йорн Вилсинг, Коллен — Раймунд Грумбах, Мюзета — Александрина Милчева, Мими — Лючия Попп, Юфимия — София Лис, хор и оркестр Мюнхенского радио, дирижёр — Хайнц Вальберг, 1981 год.
- Рудольф — Роберто Аланья, Марсель — Томас Хэмпсон, Шонар — Саймон Кинлисайд, Коллен — Сэмюэль Рейми, Мюзета — Рут Энн Свенсон, Мими — Леонтина Вадува, хор и оркестр Лондонской Филармонической хоровой школы, дирижёр — Антонио Паппано, 2006 год.
Примечания
Литература
- Друскин М.C. 100 опер. История создания, сюжет, музыка. — Л.: Музыка, 1970.
Ссылки
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/489134
Богема
Действие происходит в Париже в 1930-х годах
Действие I Мансарда в Латинском квартале. Канун Рождества Поэт Рудольф живет в Латинском квартале вместе с друзьями: художником Марселем, философом Колленом и музыкантом Шонаром. Он беден и едва сводит концы с концами. Рудольф и Марсель жалуются на пронизывающий холод. Необходимо срочно затопить печь.
Марсель хочет сжечь стул, но Рудольф предлагает пустить в ход рукопись пьесы, над которой он работает. Друзья перебрасываются добродушными шутками, наслаждаясь теплом. Появляется Коллен, и они сжигают остатки пьесы. Коллен приносит дрова, сигареты и вино.
Следом приходит Шонар, который рассказывает, как его нанял англичанин, чтобы он непрерывно играл на скрипке, дабы ускорить уход из жизни шумного соседского попугая. Через три дня попугая не стало. Друзья принимают решение пообедать в Латинском квартале, но тут появляется Бенуа, хозяин дома, требующий плату за жилье.
Они усиленно потчуют его вином, пока тот не начинает хвастать своими любовными победами и рассказывать о своих предпочтениях: он любит полных, a не таких костлявых, как его жена. Представители богемы изображают, будто неверность Бенуа вызывает их негодование, и выставляют его вон. Обитатели мансарды собираются в кафе «Момюс».
Однако Рудольф заявляет, что хочет остаться дома и закончить статью для журнала. За дверью слышится шум. Это девушка, которая просит огня для свечи. Вскоре девушка возвращается, оказывается, она обронила ключ от своей комнаты. Когда Рудольф хочет помочь ей, его свеча тоже гаснет. Он берет холодные руки незнакомки и рассказывает о своей жизни поэта.
Она сообщает ему, что ее зовут Мими, и описывает свою бесхитростную жизнь вышивальщицы цветов. Слышатся голоса друзей Рудольфа, которые просят его поторопиться. Он отвечает им и поворачивается к залитой лунным светом Мими. Они объясняются друг другу в любви.
Мими спрашивает, нельзя ли ей присоединиться к друзьям и пойти в кафе. Рудольф сначала хочет остаться, но в конце концов они уходят. В финале действия звучат любовные арии.
Действие II Кафе «Момюс» в Латинском квартале Шумная рождественская сцена: уличные торговцы выкрикивают названия своих товаров. Рудольф и Мими бредут сквозь толпу. Они садятся и заказывают обед. Рудольф представляет Мими своим друзьям.
Проходит продавец игрушек Парпиньоль, за ним следует толпа детей. Мими показывает своим новым друзьям шляпку, которую купил ей Рудольф, и это вызывает гнев Марселя: он думает о своей неверной Мюзетте.
Провозглашается тост, и в это время появляется Мюзетта в сопровождении своего обожателя Альциндора, которым она помыкает. Мюзетта, увидев Марселя, решает вновь завоевать его благосклонность. Она запевает песню.
Марсель, находясь во власти прежних обид и поначалу стараясь не замечать Мюзетту, все же присоединяется к ней. Мюзетта жалуется, что у нее болит нога, и посылает Альциндора покупать ей новые туфли.
Приносят счет за обед, но тут оказывается, что денег ни у кого нет. Спасает положение Мюзетта, положив счет на тарелку Альциндора. Друзья покидают кафе в то время, когда по площади марширует оркестр. Возвращается Альциндор, обнаруживает счет и в изумлении опускается на стул.
Действие III У входа в таверну «Врата ада» Дворники кричат, чтобы им открыли ворота. Из таверны раздается голос Мюзетты. Входит больная Мими и мучительно заходится от кашля. Она просит позвать Марселя. Марсель рассказывает ей, что они с Мюзеттой здесь живут и что Рудольф сейчас у них.
Мими объясняет, что из-за ревности Рудольфа их отношения разладились и прошлой ночью он покинул ее. Марсель советует Мими уйти, но она прячется рядом. Из таверны выходит Рудольф и говорит, что должен порвать с Мими: ее флирт сводит его с ума.
В конце концов он сознается и называет истинную причину: Мими так тяжко больна, a он из-за своей бедности ничем не может ей помочь и не в силах смотреть, как медленно угасает его любимая.
Мими теряет самообладание, плачет и кашляет. Рудольф спешит к ней. В это время раздается смех Мюзетты. Марсель упрекает свою подругу в неисправимом кокетстве, и они расходятся в разные стороны, обмениваясь колкими репликами. Рудольф и Мими после трогательного объяснения решают расстаться до весны.
Действие IV Мансарда. Несколько месяцев спустя Марсель и Рудольф снова в своей старой мансарде, каждый занят своим делом. Прошло уже несколько месяцев, но оба не могут забыть своих возлюбленных. Шонар и Коллен приходят с хлебом и селедкой, и четверка паясничает, разыгрывая шуточную церемонию. Вдруг появляется Мюзетта.
Она привела с собой Мими, которая тяжело больна. Рудольф вносит Мими, и ее укладывают на кровать. Мюзетта объясняет, что она встретила Мими на улице и что та, чувствуя приближающуюся смерть, попросила отвести ее к Рудольфу. Мими собирается с силами и приветствует друзей.
Мюзетта посылает Марселя продать ее серьги, чтобы заплатить за лекарства и врача, a Коллен отправляется к ростовщику закладывать свое любимое старое пальто.
Мими объясняется Рудольфу в любви. Они примиряются и предаются воспоминаниям о первой встрече. Мими охватывает приступ кашля. Возвращаются остальные, приносят шарф и лекарство. Однако помощь пришла слишком поздно: пока готовят лекарство, Мими тихо умирает.
Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/bohema
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина
Канун Рождества… В нетопленой мансарде Парижа живут поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен. Холод и голод мешают заниматься делом, но друзья не падают духом, а пытаются шутками подбодрить друг друга.
Шонару удалось заработать немного денег и вся компания собирается поужинать в кабачке. Появившийся домовладелец Бенуа требует расплатиться с ним за квартиру. Но молодые люди разыгрывают его, угостив вином, и провожают ни с чем.
Марсель, Шонар и Коллен уходят. В комнате остается Рудольф, у него срочная работа. Слышен стук в дверь. Это пришла соседка Мими. У нее погасла свеча и нечем вновь зажечь огонь.
В темноте Мими теряет ключ от своей комнаты. Рудольф пытается помочь ей. Он очарован красотой и скромностью Мими. Молодой поэт рассказывает о себе и признается в любви. Она отвечает ему тем же. Слышны голоса.
Мими и Рудольф уходят к друзьям.
Вторая картина
Праздничный вечер. Оживленный радостный разговор, смех царят в Латинском квартале. Рудольф дарит Мими косынку. Затем они идут в кафе. Появляется Мюзетта, бывшая подруга Марселя. Сейчас ее сопровождает состоятельный кавалер Альциндор.
Усевшись за соседний столик, Мюзетта всеми силами пытается привлечь внимание Марселя, но он упорно не хочет замечать ее. Мюзетта находит повод спровадить Альциндора,отослав к сапожнику со своей туфлей, а сама игриво обнимает Марселя. Появляется военный оркестр. Пора расходиться. Приносят счет.
Шонар обнаруживает, что его деньги уже иссякли и расплачиваться нечем. Находчивая Мюзетта распоряжается приписать все расходы к счету Альциндора.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Третья картина
Просыпающаяся окраина Парижа. Мими ищет Марселя. Она хочет поговорить с ним, сетуя на то, что жизнь с Рудольфом стала невыносимой. Он мучает Мими своей ревностью, подозрениями, обидами. Вот и этой ночью после ссоры Рудольф убежал. Может быть, он здесь? Появляется Рудольф. Мими прячется, не желая встречаться с ним.
Марсель упрекает Рудольфа, но тот говорит о своем решении расстаться с Мими — девушка серьезно больна, а убогая жизнь с поэтом погубит бедняжку. Рудольф сознательно груб с Мими. Он надеется, что, разочаровавшись, она покинет его, найдет нового друга, сумеющего помочь ей. Услышав страшную правду, Мими настаивает на разлуке. Объясняясь в любви, они решают расстаться весной.
Мюзетта с Марселем бурно выясняют отношения и расходятся.
Четвёртая картина
Ранняя весна. Марсель и Рудольф вновь в своей мансарде. Работа не клеится, мысли друзей о своих возлюбленных. Возвращаются Шонар и Коллен. Друзья ужинают, пытаются шутить и весело спорить. Появляется Мюзетта вместе с совсем ослабевшей Мими. Болезнь одолела несчастную девушку. Срочно нужен врач и лекарства.
Мюзетта отдает серьги, чтобы, купить все необходимое. Коллен прощается с плащом, чтобы на полученные деньги пригласить доктора. Все уходят. Рудольф и Мими остаются наедине, вспоминая незабываемое счастье первой встречи. Вернувшиеся друзья приносят для Мими лекарства. Радость, что Рудольф опять рядом, охватывает Мими.
Она засыпает. Навсегда…
Источник: https://rostovopera.ru/represent/repertoire/opera/bogema/