Краткое содержание оперы пиковая дама чайковского за 2 минуты пересказ сюжета

Модест Чайковский, на десять лет моложе брата Петра, не известен как драматург за пределами России за исключением либретто «Пиковой дамы» по Пушкину, положенного на музыку в начале 1890 года.

Сюжет оперы был предложен дирекцией императорских Петербургских театров, вознамерившейся представить грандиозный спектакль из эпохи Екатерины II.

Когда Чайковский принялся за работу, он внес изменения в либретто и сам частично написал поэтический текст, введя в него также стихи поэтов — современников Пушкина. Текст сцены с Лизой у Зимней канавки полностью принадлежит композитору.

Наиболее зрелищные сцены были им сокращены, но тем не менее они придают эффектность опере и составляют фон развития действия. И даже эти сцены Чайковский обработал мастерски, чему пример — текст, вводящий хор славления царицы,— финальный хор первой картины второго действия.

Таким образом, он приложил много сил для создания подлинной атмосферы того времени.

Во Флоренции, где были написаны эскизы оперы и сделана часть оркестровки, Чайковский не расставался с музыкой XVIII века эпохи «Пиковой дамы» (Гретри, Монсиньи, Пиччинни, Сальери) и писал в своем дневнике: «По временам казалось, что я живу в XVIII веке и что дальше Моцарта ничего не было». Разумеется, Моцарт в его музыке уже не так молод.

Но кроме подражания — с неизбежной долей сухости — узорам рококо и воскрешения дорогих галантно-неоклассических форм, композитор полагался прежде всего на свою обостренную восприимчивость. Его лихорадочное состояние во время создания оперы выходило за пределы обычного напряжения.

Быть может, в одержимом Германе, требующем от графини назвать три карты и тем обрекающим себя на смерть, ему виделся он сам, а в графине — его покровительница баронесса фон Мекк. Их странные, единственные в своем роде отношения, поддерживавшиеся только в письмах, отношения словно двух бесплотных теней, закончились разрывом как раз в 1890 году.

Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского за 2 минуты пересказ сюжета

Развертывание действия, все более устрашающего, отличается гениальной техникой Чайковского, который соединяет законченные, независимые, но тесно связанные между собой сцены: второстепенные события (внешне уводящие в сторону, на самом же деле необходимые для целого) чередуются с узловыми, составляющими основную интригу.

Можно различить пять стержневых тем, которые композитор использует как вагнеровские лейтмотивы. Четыре тесно связаны между собой: тема Германа (нисходящая, мрачная), тема трех карт (предвосхищающая Шестую симфонию), тема любви Лизы («тристановская», по определению Гофмана) и тема судьбы.

Особняком стоит тема графини, основанная на повторении трех нот равной длительности.

Партитура отличается рядом особенностей. Колорит первого акта близок «Кармен» (особенно марш мальчиков), здесь же выделяется задушевное ариозо Германа, вспоминающего Лизу.

Затем действие внезапно переносится в гостиную конца XVIII — начала XIX века, в которой звучит патетический дуэт, колеблющийся между мажором и минором, с обязательными флейтами в сопровождении.

В появлении Германа перед Лизой чувствуется власть судьбы (ив его мелодии что-то напоминает «Силу судьбы» Верди); графиня вносит могильный холод, и зловещая мысль о трех картах отравляет сознание молодого человека.

В сцене его встречи со старухой бурные, отчаянные речитатив и ария Германа, сопровождаемые злобными, повторяющимися звуками деревянных, знаменуют крах несчастного, который теряет рассудок в следующей сцене с призраком, воистину экспрессионистской, с отголосками «Бориса Годунова» (но с более богатым оркестром).

Затем следует смерть Лизы: очень нежная сочувствующая мелодия звучит на ужасном погребальном фоне. Смерть Германа менее величава, но не без трагического достоинства.

Это двойное самоубийство еще раз свидетельствует о декадентском романтизме композитора, заставившем трепетать столько сердец и до сих пор составляющем самую популярную сторону его музыки. Однако за этой страстной и трагической картиной скрывается формальная конструкция, унаследованная еще от неоклассицизма. Чайковский хорошо написал об этом в 1890 году: «Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шуман сочиняли свои бессмертные творения совершенно так, как сапожник шьет сапоги». Таким образом, на первом месте стоит мастерство ремесленника и лишь затем — вдохновение. Что касается «Пиковой дамы», она сразу же была принята публикой как огромная удача композитора.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского за 2 минуты пересказ сюжета

Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал Чайковского. Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу.

Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением» и была закончена в предельно короткий срок — сорок четыре дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года и имела огромный успех.

Вскоре после опубликования своей новеллы (1833) Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Популярность повести объяснялась не только занимательностью фабулы, но и реалистическим воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала XIX столетия.

В либретто оперы, написанном братом композитора М. И. Чайковским (1850—1916), содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини.

Пушкинский Герман — холодный, расчетливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства.

С высоким трагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчиненном беспощадной власти денег. Герман — жертва этого общества; стремление к богатству незаметно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей его к гибели.

Музыка

Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского за 2 минуты пересказ сюжета

Опера «Пиковая дама» — одно из величайших произведений мирового реалистического искусства.

Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковского получили здесь свое наиболее полное и совершенное выражение.

В основе оркестрового вступления три контрастных музыкальных образа: повествовательный, связанный с балладой Томского, зловещий, рисующий образ старой Графини, и страстно-лирический, характеризующий любовь Германа к Лизе.

Первый акт открывается светлой бытовой сценой. Хоры нянюшек, гувернанток, задорный марш мальчиков выпукло оттеняют драматизм последующих событий. В ариозо Германа «Я имени ее не знаю», то элегически-нежном, то порывисто-взволнованном, запечатлены чистота и сила его чувства.

Дуэт Германа и Елецкого сталкивает резко контрастные состояния героев: страстные жалобы Германа «Несчастный день, тебя я проклинаю» переплетается со спокойной, размеренной речью князя «Счастливый день, тебя благословляю». Центральный эпизод картины — квинтет «Мне страшно!» — передает мрачные предчувствия участников.

В балладе Томского зловеще звучит припев о трех таинственных картах. Бурной сценой грозы, на фоне которой звучит клятва Германа, завершается первая картина.

Вторая картина распадается на две половины — бытовую и любовно-лирическую. Идиллический дуэт Полины и Лизы «Уж вечер» овеян светлой грустью. Мрачно и обреченно звучит романс Полины «Подруги милые». Контрастом ему служит живая плясовая песня «Ну-ка, светик-Машенька».

Вторую половину картины открывает ариозо Лизы «Откуда эти слезы» — проникновенный монолог, полный глубокого чувства. Тоска Лизы сменяется восторженным признанием «О, слушай, ночь».

Нежно печальное и страстное ариозо Германа «Прости, небесное созданье» прерывается появлением Графини: музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервные ритмы, зловещие оркестровые краски. Вторая картина завершается утверждением светлой темы любви.

В третьей картине (второй акт) фоном развивающейся драмы становятся сцены столичного быта. Начальный хор в духе приветственных кантат екатерининской эпохи — своеобразная заставка картины. Ария князя Елецкого «Я вас люблю» обрисовывает его благородство и сдержанность.

Пастораль «Искренность пастушки» — стилизация музыки XVIII века; изящные, грациозные песни и танцы обрамляют идиллический любовный дуэт Прилепы и Миловзора. В финале в момент встречи Лизы и Германа в оркестре звучит искаженная мелодия любви: в сознании Германа наступил перелом, отныне им руководит не любовь, а неотвязная мысль о трех картах.

Четвертая картина, центральная в опере, насыщена тревогой и драматизмом. Она начинается оркестровым вступлением, в котором угадываются интонации любовных признаний Германа. Хор приживалок («Благодетельница наша») и песенка Графини (мелодия из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце») сменяются музыкой зловеще затаенного характера. Ей контрастирует проникнутое страстным чувством ариозо Германа «Если когда-нибудь знали вы чувство любви».

В начале пятой картины (третий акт) на фоне заупокойного пения и завывания бури возникает возбужденный монолог Германа «Все те же думы, все тот же страшный сон». Музыка, сопровождающая появление призрака Графини, завораживает мертвенной неподвижностью.

Оркестровое вступление шестой картины окрашено в мрачные тона обреченности. Широкая, свободно льющаяся мелодия арии Лизы «Ах, истомилась, устала я» близка русским протяжным песням; вторая часть арии «Так это правда, со злодеем» полна отчаяния и гнева.

Лирический дуэт Германа и Лизы «О да, миновали страданья» — единственный светлый эпизод картины. Он сменяется замечательной по психологической глубине сценой бреда Германа о золоте.

О крушении надежд говорит возвращение музыки вступления, звучащей грозно и неумолимо.

Седьмая картина начинается бытовыми эпизодами: застольной песней гостей, легкомысленной песней Томского «Если б милые девицы» (на слова Г. Р. Державина). С появлением Германа музыка становится нервно-возбужденной.

Тревожно-настороженный септет «Здесь что-нибудь не так» передает волнение, охватившее игроков. Упоение победой и жестокая радость слышатся в арии Германа «Что наша жизнь? Игра!».

В предсмертную минуту его мысли вновь обращены к Лизе, — в оркестре возникает трепетно-нежный образ любви.

М. Друскин

Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского за 2 минуты пересказ сюжета

Эта опера — вершина творчества Чайковского. Она была сочинена им за 44 дня. С потрясающей мощью композитор сумел воплотить в музыку силу человеческих страстей. По сравнению с повестью, коллизии сюжета в опере более драматизированы (так, например, Лиза у Пушкина не кончает собой, а выходит замуж, Герман попадает в психиатрическую больницу).

Музыкальный язык Чайковского в этом произведении обогатился рядом гармонических и ритмических находок (особенно во 2-й картине 2 д.).

К музыкальным шедеврам относятся такие эпизоды оперы, как баллада Томского Однажды в Версале (1 д.), ария Лизы Откуда эти слёзы (1 д.), ария Германа Прости, небесное созданье (1 д.), Сцена в спальне Графини (2 д.

), ариозо Лизы Уж полночь близится и ария Германа Что наша жизнь? (3 д.) и др.

Опера была с успехом поставлена во многих странах мира (среди них отметим спектакль 1902 в Венской опере п/у Малера). Крупнейшим событием стал спектакль Большого театра в 1904 году п/у Рахманинова. Среди лучших исполнителей на русской сцене партии Германа Алчевский, Печковский, Лизы — Держинская, Вишневская.

Публикации

Источник: http://annvic.mypage.ru/tematicheskie-illjustracii/pikovaya_dama_chaykovskogo.html

Какие оперы написал Чайковский?

Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского за 2 минуты пересказ сюжетаЕсли спрашивать случайных людей о том, какие оперы написал Чайковский, многие вам назовут «Евгения Онегина», быть может, даже напоют что-нибудь оттуда. Некоторые вспомнят «Пиковую даму» («Три карты, три карты!!»), возможно, в памяти всплывёт и опера «Черевички» (автор сам дирижировал, потому и запомнилась).

Всего же композитор Чайковский написал десять опер. Какие-то, конечно, широко не известны, но добрая половина этой десятки постоянно радует и волнует публику всех стран мира.

Вот все 10 опер Чайковского:

1. «Воевода» – опера по пьесе А.Н. Островского (1868) 2. «Ундина» –  по книге Ф. Мотта-Фуке об ундине (1869) 3. «Опричник» – на основе повести И.И. Лажечникова (1872) 4. «Евгений Онегин» – по одноимённому роману в стихах А.С. Пушкина (1878) 5.

«Орлеанская дева» – по разным источникам истории о Жанне д’Арк (1879) 6. «Мазепа» – по поэме А.С. Пушкина «Полтава» (1883) 7. «Черевички» – опера по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1885) 8. «Чародейка» – написана по одноимённой трагедии И.В. Шпажинского (1887) 9.

«Пиковая дама» – по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1890)

10. «Иоланта» – по драме Х. Херца «Дочь короля Рене» (1891)

Свою первую оперу «Воевода» сам Чайковский признал неудачной: она казалась ему невстроенной и по-итальянски сладкой. Русские боярышни заливались итальянскими руладами. Постановка не возобновлялась.

Читайте также:  Краткое содержание мальчик со шпагой крапивина за 2 минуты пересказ сюжета

Две следующие оперы – «Ундина» и «Опричник». «Ундина» была отвергнута Советом императорских театров – и ни разу не ставилась на сцене, хотя в ней есть несколько очень удачных мелодий, знаменующих отход от иноземных канонов.

«Опричник» – первая из самобытных опер Чайковского, в ней появляются обработки русских мелодий. Она имела успех, ставилась разными оперными коллективами, в том числе и зарубежными.

Для одной из своих опер Чайковский взял сюжет «Ночи перед рождеством» Н.В. Гоголя. Эта опера первоначально была озаглавлена как «Кузнец Вакула», но после была переименована и стала «Черевичками».

История такова: здесь появляются шинкарка-ведьма Солоха, красавица Оксана, влюблённый в неё кузнец Вакула. Вакуле удаётся оседлать Чёрта и заставить его лететь к царице, за черевичками для любимой. Оксана оплакивает пропавшего кузнеца – и тут он появляется на площади, бросает к ее ногам подарок. «Не надо, не надо, я и без них!» – отвечает влюблённая девушка.

Музыка произведения перерабатывалась несколько раз, с каждой новой версией становясь всё более самобытной, проходные номера опускались. Это единственная из опер, дирижировать которой брался сам композитор.

А какие же оперы самые известные?

И всё-таки, когда мы говорим о том, какие оперы написал Чайковский, на ум в первую очередь приходят «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». В этот же список можно добавить и “Черевички” с “Мазепой”.

«Евгений Онегин» – опера, либретто которой в подробном пересказе не нуждается. Успех оперы был потрясающим! Она до сего дня остаётся в репертуаре абсолютно всех (!) оперных театров.

«Пиковая дама» тоже написана по одноимённому произведению А.С. Пушкина. Влюблённому в Лизу Герману (у Пушкина он Германн) друзья рассказывают историю трёх выигрышных карт, которые ведомы её опекунше, графине.

Лиза хочет встретиться с Германом и назнает ему свидание в доме старой графини. Он же прокравшись в дом, пытается узнать секрет волшебных карт, но старая графиня со страху умирает (позже, ему будет открыто призраком, что это «тройка, семёрка, туз»).

Лиза, узнав, что её возлюбленный – убийца, в отчаянии бросается в воду. А Герман, выиграв две партии, в третьей вместо туза видит пиковую даму и призрак графини. Он сходит с ума и закалывается, вспоминая в последние минуты жизни светлый образ Лизы.

Балада Томского из оперы “Пиковая дама”

Настоящим гимном жизни стала последняя опера композитора – «Иоланта». Королевна Иоланта не подозревает о своей слепоте, ей не говорят об этом. Но мавританский врач говорит, что если она очень сильно захочет видеть, исцеление возможно.

Случайно проникший в замок рыцарь Водемон объясняется красавице в любви и просит на память красную розу. Иоланта срывает белую – ему становится ясно, что она слепа… Водемон поёт настоящий гимн свету, солнцу, жизни. Появляется разъяренный король, отец девушки…

Боясь за жизнь рыцаря, которого успела полюбить, Иоланта выражает страстное желание прозреть. Свершилось чудо: королевна видит! Король Рене благословляет брак дочери с Водемоном, все вместе славят солнце и свет.

  • Монолог врача Ибн-Хакиа из “Иоланты”
  • Автор – ЭлизаРампова

Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://music-education.ru/kakie-opery-napisal-chajkovskij/

«Пиковая дама» — содержание оперы

Либретто М.И. Чайковского по повести А.С.Пушкина

1 действие

1 картина

Петербург. Летний сад. Проходя мимо оживленных групп гуляющих, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда около игорного стола сидел Герман, он всю ночь мрачно смотрел на игру других, но сам не принимал в ней участия.

В сад приходят Герман и граф Томский. Герман влюблен в девушку, имени которой он не знает, ему известно только, что она знатна и поэтому не может быть его женой.

Князь Елецкий сообщает своим друзьям, что он женится. Герман спрашивает, кто его невеста. «Вот она», — говорит Елецкий, указывая на Лизу, сопровождающую свою бабушку — старую графиню, прозванную Пиковой дамой. Лиза — та девушка, в которую влюблен Герман.

«Счастливый день, тебя благословляю!» — говорит Елецкий. «Несчастный день, тебя я проклинаю!» — восклицает Герман.

Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня была красавицей. Страстная картежница, она однажды, находясь в Париже, проигралась дотла.

Граф Сен-Жермен назвал ей три беспроигрышные карты, которые и помогли «московской Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что ей принесет смерть тот, кто, горя пылкой страстью, придет к ней узнать, какие это карты. Рассказ Томского производит сильное впечатление на Германа.

Сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему, или он умрет.

2 картина

Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги. Лиза и Полина поют дуэт «Уж вечер; облаков померкнули края…». Полина исполняет грустный романс «Подруги милые», но тут же переходит на русскую плясовую песню «Ну-ка, светик-Машенька». Веселье прервано строгой гувернанткой — графиня сердится: уже поздно, девушки мешают ей спать. Девушки расходятся.

Оставшись одна, Лиза поверяет «царице ночи» свою сокровенную тайну: она любит Германа.

В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в своей любви.

Но раздается властный стук в дверь. Старая графиня сама приходит к Лизе, чтобы узнать причину шума, нарушающего ее покой. Успевший укрыться в глубину балкона Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновенье любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну карт.

Графиня уходит, и Герман приходит в себя. С еще большей силой страсти он говорит Лизе о своей любви. Сначала Лиза умоляет его уйти, но затем, покоренная силой его чувства, произносит слова ответного признания.

2 действие

1 картина

Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза печальна, и просит поведать ему причину ее печали. Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы жениха, она равнодушна к Елецкому.

Лиза передает Герману ключ от потайной двери дома графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню бабушки. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты.

2 картина

Спальня графини. Отсюда Герман должен проникнуть в комнату Лизы. Одержимый желанием узнать три карты, Герман решает остаться здесь и добиться от графини заветного ответа.

Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы в Париже.

Внезапно появившийся Герман просит графиню открыть ему тайну трех карт. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать ему эти три карты. Графиня от страха умирает.

Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!».

3 действие

1 картина

Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы. Она просит его придти на набережную для объяснения.

Воспоминания о смерти и похоронах графини преследуют Германа: ему чудится призрак старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе, и тогда три карты — тройка, семерка, туз — выиграют кряду.

2 картина

Набережная Канавки. Близится полночь. Лиза ждет Германа. Но его все нет.
Когда Лиза теряет надежду, Герман приходит. На мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что забыты все страданья. Но, одержимый мыслью о трех картах, Герман отталкивает Лизу и убегает в игорный дом. Лиза бросается в воду.

3 картина

Карточная игра в игорном доме в разгаре. Все свои деньги Герман ставит на названную призраком карту: тройку, и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта – семерка – снова приносит ему удачу.

Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов — сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом, а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини. Он сходит с ума и стреляется.

Источник: http://diafon.ru/pikovaya-dama-soderzhanie/

Краткое содержание: Петр Ильич Чайковский. Пиковая дама

ПИКОВАЯ ДАМА

Опера в трех актах (семи картинах)

Либретто М. И. Чайковского

Действующие лица:

  • Герман
  • Граф Томский
  • Князь Елецкий
  • Чекалинский
  • Сурин
  • Чаплицкий
  • Нарумов
  • Распорядитель
  • Графиня
  • Лиза
  • Полина
  • Гувернантка
  • Маша
  • Мальчик-командир
  1. тенор
  2. баритон
  3. баритон
  4. тенор
  5. тенор
  6. бас
  7. бас
  8. тенор
  9. меццо‑сопрано
  10. сопрано
  11. контральто
  12. меццо‑сопрано
  13. сопрано
  14. без пения

СЮЖЕТ

Петербург. На залитых солнцем аллеях Летнего сада
много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и
Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и
молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным
поведением Германа удивлен и граф Томский.

Ему Герман открывает тайну: он
страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать
ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей
предстоящей женитьбе.

В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в
которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза —
невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора
зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение
рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине.

В дни молодости
она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания
молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш.
Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом — они предлагают ему узнать у
старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза.

В
бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.
Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской
пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно
Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь
прерывает свидание.

Входит старая Графиня. Скрывшийся за портьерой Герман
вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой
силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.

Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника.
Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и
преданности. Среди гостей Герман.

Замаскированные Чекалинский и Сурин
продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических
картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается
представление — пастораль «Искренность пастушки».

По окончании
представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве,
которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной
двери, он решает выведать у старухи тайну.

Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с
волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав
приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня.
Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает.

Неожиданно
перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Но старая
Графиня молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает
замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков
прибежавшей на шум Лизы.

Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он
не узнал.

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман в
задумчивости перечитывает письмо Лизы: она просит его прийти в полночь на
свидание.

Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины
смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа
охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини.

Она
называет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Герман повторяет их как в
бреду.

Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с
Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные
часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман.

Охваченный маниакальной идеей выигрыша, он машинально повторяет за Лизой слова
любви. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он убийца
старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «В игорный дом!» —
убегает.

В отчаянии Лиза бросается в воду.

Читайте также:  Краткое содержание гранин иду на грозу за 2 минуты пересказ сюжета

Игорный дом. Идет игра. Герман одну за другой ставит
две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой,
Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий.

Герман объявляет туза, но вместо туза в руках его оказывается дама пик. В
исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой
Графини. В припадке безумия он кончает с собой.

В последнюю минуту в сознании
Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/101.html

О чём "пиковая дама" чайковского?

«Пиковая дама» Чайковского — это лучшая русская опера. Уж на что Чайковский был болезненно самокритичным человеком, но и то эту оперу он считал шедевром.

Это настоящий триллер с тремя трупами и двумя призраками. Тут всё пронизано страхом и ужасным предчувствием, которое в конце оправдывается на сто процентов.

Герман

Итак, бедный, как церковная мышь, молодой офицер Герман влюбляется в небесной красоты девушку. Он не знает, кто она, но готов на неё молиться. Пока он просто стоит вечерами под окнами её комнаты и ждёт, не мелькнёт ли за занавеской милый силуэт.

В один несчастный для него день он узнаёт две плохие новости: эта девушка, оказывается, внучка и наследница огромного состояния старой графини, не чета ему, мелкой армейской сошке. К тому же она уже обручена с его сослуживцем князем Елецким. Бывают такие плохие дни.

Но есть и хорошая новость, которую он только что узнал от приятеля Томского. Оказывается, существует быстрый способ разбогатеть.

Вот что рассказал Томский в своей Балладе:

Эту самую старую графиню, чьей внучкой оказалась любимая Германа, называют в Петербурге Пиковой дамой. Когда-то она была молода и невероятно хороша собой. Однажды в парижском игорном доме она проигралась в пух и прах. Её спас граф Сен-Жермен: он подсказал ей комбинацию трёх выигрышных карт и она отыгралась.

Но расплатиться ей пришлось у него в спальне. Д.А.Шмаринов. Иллюстрация к «Пиковой даме»Дважды в своей жизни графиня поделилась тайной трёх карт: с мужем и с молодым любовником. А потом к ней явился призрак, который сказал, что она погибнет от руки страстно влюблённого человека, который придёт к ней, чтобы узнать эти карты.

Вот эта последняя строчка и засела в сознании Германа. Он решает идти ва-банк и бороться за Лизу, терять ему все равно совершенно нечего.

Этой же ночью, не откладывая дела в долгий ящик, он лезет к ней в комнату, ловко цепляясь за водосточную трубу, по стене дома, и прячется на балконе.

Лиза

Она из тех, в чьем тихом омуте водятся большие черти. Вроде бы она полностью подавлена своей деспотичной бабкой графиней, но на самом деле она способна на многое. У неё предчувствие, что вся её судьба скоро полетит в тартарары, и она почему-то очень этого хочет, хоть и трепещет от страха.

Кто хочет, тот добьётся. И не успевает Лиза закончить свою арию про то, что она, кажется, влюбилась в незнакомого офицера, как внезапно этот самый офицер заходит в её спальню через балконную дверь. Она, конечно, страшно пугается. В этой опере то и дело кто-нибудь страшно пугается и поёт при этом «мне страшно».

Разговор у них странный, чисто оперный. Никто, как в обычной жизни, не говорит для начала — «добрый вечер! разрешите представиться — Герман» — «очень приятно — Лиза». Вместо этого Герман сразу вынимает пистолет и собирается тут же застрелиться, если Лиза его выгонит. При этом он называет её «небесным созданьем», а она его «безумным человеком».

Кадр из фильма-оперы «Пиковая дама» (1960)

Может, оно всё как-то и обошлось бы без скоропалительных решений с обеих сторон, но тут в комнату Лизы на шум заходит её бабушка, та самая роковая носительница тайны трёх карт.

(Герман едва успевает спрятаться за портьерой). Она, как всегда, противно брюзжит и стучит на Лизу своей клюкой.

Мол, «что за мода не спать по ночам, немедленно в постель! нечего свечи мне тут жечь, они нонче дороги!»

Эта бабушка уже так, видно, достала внучку своими маразматическими претензиями, что как только та уходит, Лиза уже не гонит Германа, а лаконично говорит ему «я твоя!», возможно, просто из духа противоречия.

Герман, конечно, счастлив безмерно. Но что дальше? Теперь Лиза его, но денег, чтобы бежать с ней, как не было, так и нет. Вот если бы знать те три карты! Но как встретиться с графиней наедине?

Эти мысли безостановочно крутятся у него в голове, как колесо рулетки. Он уже и сам не понимает, о ком он больше думает: о Лизе или об этой старухе.

Через несколько дней на балу Лиза сама назначает ему свидание в её комнате и говорит между прочим, что пройти туда он должен через спальню графини.

Для Германа наступает час Х. Он проникает в спальню графини и ждёт, трепеща от страха и вдыхая запахи старушечьих растирок.

Графиня

Графиня возвращается с бала в крайне раздражённом состоянии, и Герман, спрятавшийся за шторой, с омерзением наблюдает, как непрерывно ворчащую старуху раздевают и готовят ко сну.

Наконец, её оставляют одну, и она начинает напевать скрипучим голосом по-французски арию времен своей молодости. Вот эту зловещую Песенку Графини, известную всем по заставке к «Что? Где? Когда?» (это изменённая цитата из старинной французской оперы).

Эва Подлесь — ну очень натуралистически…

Старуха вот-вот заснёт, она уже дремлет и пропускает слова, и Герман, не помня себе от страха, усилием воли выталкивает себя из-за портьеры.

Представьте, что бы вы почувствовали, если бы в вашей, освещённой одним ночником, спальне перед вами вдруг предстал бы совершенно сумасшедшего вида мужчина? Вот и Графиня онемела от страха. Так что разговор получился странный…

Пласидо Доминго великолепен в этой сцене! И обязательно послушайте, как совершенно демонически ревут тромбоны в самом конце. Это нечто!

Осталось уже немного

Дальше все стремительно катится под откос. Старуха-графиня на кладбище, а Герман всё не может переварить этот облом всей своей жизни. Его измученный мозг крутится вхолостую, гоняя по кругу одно и то же: «Старуха! Три карты! Три карты! Старуха!»

Ну, и она к нему, конечно, приходит в белом саване в одну страшную ночь. Это, конечно, не для слабонервных и кардиологических больных. Чайковский говорил, что когда он писал эту сцену, у него самого от ужаса волосы стояли дыбом.

Пласидо Доминго и Элизабет Сёдерстрём (не в белом саване, а в красном платье, что ещё страшнее)

Между прочим, призрак графини ещё наказывает Герману жениться на Лизе. Но кто такая Лиза и зачем она вообще, Герман уже не знает. Лизе ничего не остаётся, как исполнив очень печальную арию, утопиться в Зимней канавке.

Три карты

А Герман бежит со всех ног в игорный дом. Он ставит одну за другой тройку и семёрку. Гора купюр перед ним растёт. И Герман с полным ощущением, что дело его в шляпе, пьёт залпом вино и поёт в полной эйфории свою арию «Что наша жизнь — игра!» — гимн всех игроманов и циников. Вот же до чего докатился наш лирический Герман(

Владимир Атлантов — главный Герман советских вемен.

Но правильно говорят: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Вместо последнего туза Герман по ошибке ставит даму пик. Груда денег переезжает к его противнику, и ему остаётся только заколоться (куда пропал его пистолет — остаётся неясным).

В последний миг своей жизни он всё же вспоминает с любовью ту, из-за которой и закрутилась вся эта история.

P.S.

Князь Голицын, приятель Пушкина, как-то проигрался в пух и прах. Его бабушка, графиня Голицына, назвала ему три карты и посоветовала поставить на них. У Голицына, в отличие от Германа, всё сработало. Эта реальная история и послужила поводом для Пушкина написать «Пиковую даму».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b2fe968bf667300a99b138d

Пиковая дама (опера) — это… Что такое Пиковая дама (опера)?

«Пи́ковая дама» — опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.

Есть ещё одна опера с тем же названием и на тот же сюжет: композитора Ф.Галеви — «Пиковая дама» (фр. La dame de pique) 1850 г. по повести А.C. Пушкина в переводе на французский Проспера Мериме.

История создания

Администрация Императорского Театра предложила Чайковскому написать оперу на сюжет, созданный Иваном Александровичем Всеволожским на основе повести Пушкина в 1887 году. Композитор отказался, мотивируя это отсутствием в сюжете «должной сценичности». Два года спустя Чайковский принял заказ.

«Пиковая дама» писалась во Флоренции. Клавир был завершен за очень короткий срок — 44 дня. Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский переработал арию Германа в седьмой сцене, создав две её версии в разных тональностях.

При работе над либретто пушкинский сюжет был заметно изменен Модестом Чайковским. Изменена в том числе и фамилия главного героя — У Пушкина персонаж носит фамилию Германн (на конце нн), тогда как персонаж оперы — Герман (на конце одно н), и это его имя. Такое написание является не ошибкой, а преднамеренным изменением.

В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем).

Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.

Киевская премьера «Пиковой дамы» состоялась 31 декабря 1890 года (дирижёр Иосиф Прибик), а московская, в Большом театре, — 4 ноября 1891 года (дирижёр Ипполит Альтани).

Постепенно опера вошла в репертуар многих театров Европы и Америки:

Действующие лица и премьерные составы

Краткое содержание

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XVIII в.

Первое действие

Граф Сен-Жермен

Первая картина. Солнечный Летний сад, заполненный гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре появляется сам Герман в сопровождении графа Томского. Герман признаётся, что страстно влюблен, хотя имени своей избранницы не знает. Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о своей скорой женитьбе: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!» Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.

Обе женщины, заметившие горящий взгляд несчастного Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями.

Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной «венерой Московской» проиграла все состояние и «ценой одного рандеву», узнав у графа Сен-Жермена роковую тайну трёх всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: «Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: „Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, придёт, чтобы силой узнать от тебя три карты, три карты, три карты!“» Герман внимает рассказу с особым напряжением. Приятели подшучивают над ним и предлагают выведать у старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: «Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам её, не знаю как, но отниму!».

Вторая картина. Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи свою тайну:»И вся моя душа во власти его!» — признается она в любви к таинственному незнакомцу. Неожиданно на балконе возникает Герман.

Читайте также:  Краткое содержание гюго король забавляется за 2 минуты пересказ сюжета

Его пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук разбуженной Графини их прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден самим видом старухи, в лице которой ему чудится страшный призрак смерти.

Не в силах больше скрывать свои чувства, Лиза отдается во власть Германа.

Второе действие

Первая картина. Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет её в своей любви.

Приятели в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, придёт, чтобы узнать от нее три карты, три карты, три карты?» Герман взволнован, их слова будоражат его воображение.

По окончании интермедии «Искренность пастушки» он сталкивается с Графиней. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трёх карт.

Вторая картина. Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости. Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле.

Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трёх карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом. Старуха падает.

«Она мертва, а тайны не узнал я», — сокрушается близкий к помешательству Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.

Третье действие

Первая картина. Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится заупокойное пение.

Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает: «Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду.

Запомни! Тройка! Семерка! Туз!» «Тройка… Семерка… Туз…» — как заклинание повторяет Герман.

Вторая картина. Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Её разрывают сомнения: «Ах, истомилась, исстрадалась я».

Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей.

Лиза убеждается, что Герман — виновник смерти Графини. Он с криком убегает в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.

Третья картина. Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», — возглашают присутствующие. Игра продолжается.

На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми её!» Он закалывается.

В прояснённом сознании возникает образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.

Известные арии и номера

Из первого действия —

  • Хор детей, нянек и др.
  • Ариозо: «Я имени её не знаю» (Герман)
  • Интродукция и баллада: «Однажды в Версале (Три карты)» (Томский)
  • Дуэт: «Уж вечер» (Лиза и Полина)
  • Романс: «Подруги милые» (Полина)
  • Ариозо: «Откуда эти слёзы» (Лиза)
  • Ария: «Прости, небесное созданье» (Герман)

Из второго действия —

  • Ария: «Я вас люблю» (Елецкий)
  • Дуэт: «Мой миленький дружок» (из пасторали «Искренность пастушки» — Прилепа и Миловзор)
  • Сцена и романс: «Ах постыл мне этот свет» (Графиня)

Из третьего действия —

  • Ариозо: «Ax! истомилась я горем» (Лиза)
  • Песенка: «Если б милые девицы» (Томский)
  • Хор: «Игрецкая»
  • Ария: «Что наша жизнь? Игра!» (Герман)

Литература

  • Г. Кристи. Работа Станиславского в оперном театре. — М., Искусство, 1952. — 282 с.
  • А. А. Соловцов. Книга о русской опере. — М., 1960.
  • Г. В. Копытова. В.Э. Мейерхольд: Пиковая дама — замысел, воплощение, судьба. — М., Композитор, 1994. — 404 с.
  • В. Коршиков Хотите, я научу вас любить оперу… — М., Студия «Ять», 2007. — 246 с.

Известные аудиозаписи

Исполнители: Герман — Никандр Ханаев, Лиза — Ксения Держинская, Графиня — Фаина Петрова, Елецкий — Пётр Селиванов, Томский, Златогор — Александр Батурин, Полина — Надежда Обухова, Прилепа — Наталья Шпиллер, Миловзор — Елизавета Антонова.

Исполнители: Герман — Никандр Ханаев, Лиза — Ксения Держинская, Графиня — Бронислава Златогорова, Елецкий — Пантелеймон Норцов, Томский — Александр Батурин, Полина, Миловзор — Мария Максакова, Прилепа — Валерия Барсова, Златогор — Владимир Политковский.

Исполнители: Герман — Георгий Нэлепп, Лиза — Евгения Смоленская, Графиня — Евгения Вербицкая, Елецкий — Павел Лисициан, Томский, Златогор — Алексей Иванов, Полина, Миловзор — Вероника Борисенко, Гувернантка — Елена Корнеева, Маша — Надежда Косицына, Прилепа — Вера Фирсова, Распорядитель — Вениамин Шевцов, Чаплицкий — Фёдор Годовкин, Нарумов — Иван Скобцов.

  • 1955 — Дирижёр К. Баранович, Оркестр Белградской оперы, хор югославской армии, DECCA, Югославия.

Исполнители: Герман — Д. Петрович, Лиза — В. Гейбалова, Графиня — М. Веркевич, Елецкий — А. Веселинович, Томский — А. Маринкович, Полина — Б. Цвеич.

Исполнители: Герман — Зураб Анджапаридзе, Лиза — Тамара Милашкина, Графиня — Валентина Левко, Елецкий — Юрий Мазурок, Томский — Михаил Киселев, Полина — Ирина Архипова.

  • 1974 — Дирижёр Марк Эрмлер, хор и оркестр Большого театра, «Мелодия», СССР.

Исполнители: Герман — Владимир Атлантов, Лиза — Тамара Милашкина, Графиня — Валентина Левко, Елецкий — Александр Федосеев, Томский — Владимир Валайтис, Полина — Галина Борисова, Прилепа — М.Касрашвили, Чекалинский — Андрей Соколов, Сурин — Валерий Ярославцев, Гувернантка — Нина Григорьева, Маша — Нелли Лебедева, Мажордом — Константин Басков, Чаплицкий — Виталий Власов, Нарумов — Юрий Дементьев.

Исполнители: Герман — П. Гугалов, Лиза — Галина Вишневская, Графиня — Регина Ресник, Елецкий — Бернд Вайкль, Томский — В. Йордаческу, Полина — Х. Шварц.

Исполнители: Герман — Владимир Атлантов, Лиза — Джулия Варади, Графиня — Елена Образцова, Елецкий — Бодо Бринкманн, Томский — Александр Ворошило.

Исполнители: Герман — В. Охман, Лиза — Стефка Евстатьева, Графиня — П. Дилова, Елецкий — Юрий Мазурок, Томский — И. Консулов, Полина — С. Точиска.

  • 1991 — Дирижёр Сэйдзи Одзава, Бостонский симфонический оркестр, хор тангелвудского фестиваля, BMG, США.

Исполнители: Герман — Владимир Атлантов, Лиза — Мирелла Френи, Графиня — Морин Форрестер, Елецкий — Дмитрий Хворостовский, Томский — Сергей Лейферкус, Полина — К. Сиенская.

Исполнители: Герман — Гегам Григорян, Лиза — Мария Гулегина, Графиня — Ирина Архипова, Елецкий — Владимир Чернов, Томский — Николай Путилин, Полина — Ольга Бородина.

Исполнители: Герман — Пласидо Доминго, Лиза — Галина Горчакова, Графиня — Элизабет Сёдерстрём, Полина/Миловзор — Ольга Бородина, Томский/Златогор — Николай Путилин, Елецкий — Дмитрий Хворостовский, Гувернантка — Ирина Богачёва.

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/49359

Пиковая дама

Действие I Картина первая. Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых – Германа.

Он стал угрюм, молчалив, ночи напролет проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признается – он влюблен! Влюблен в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может».

Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с сегодняшнего дня он – счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения.

А Герман узнает в ней ту, которую он любит и, как он теперь понимает, любит безнадежно.

Томский рассказывает приятелям анекдот о графине, которую молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица графиня страстно любила карточную игру, и однажды, при крупном проигрыше, ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду.

Тайну эту графиня открыла уже двоим, а от третьего – ей предсказана смерть. На Германа рассказ Томского произвел глубокое впечатление. Однако более всего ему не дает покоя мысль о счастливом сопернике.

Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром – ничто в сравненье… Она моею будет, иль умру!»

Картина вторая. Вечером, в день помолвки Лизы, в ее комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни ее любимый романс, исполненный Полиной, ни веселая плясовая.

Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина ее смятения: ее с неодолимой силой влечет к Герману: «Вся моя душа во власти его!» Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что на счастье надежды больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть.

Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздается стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами графиня. Лизе удается успокоить ее и увести.

Герману, находящемуся еще под впечатлением объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О, страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!» Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.

Действие II Картина третья. Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить ее в глубине, силе и неизменности своего чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю. Германа мучает неотвязная мысль о трех картах.

Ему кажется, узнай он тайну – и все преграды к счастью с Лизой будут сметены. После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждет его.

Лиза отдает Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню графини, а оттуда – в комнату Лизы.

Герман потрясен: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!»

Картина четвертая. Спальня графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого». Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздраженную графиню и оставляют ее в одиночестве.

Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далекой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к графине. Он просит открыть тайну трех карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что графиня мертва.

Рассудок его не выдерживает.

Действие III Картина пятая. Герман в казарме читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти графини, и будет ждать его на набережной до полуночи.

Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мертвой старухе. Перед ним возникает призрак старой графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу.

Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз!…»

Картина шестая. Набережная Зимней канавки. Лиза ждет Германа. Часы бьют полночь, но его все нет. Лиза в отчаянии. Наконец появляется Герман.

Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но – прерывает он ее – старая графиня все-таки назвала три карты.

Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне – мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Ее жизнь отныне лишена смысла.

Картина седьмая. Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлен, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждет Германа, чтоб отомстить.

Появившийся Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, – тройка и семерка, выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов.

Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке – дама пик.

Потрясенному Герману кажется, что он видит графиню, она ждет его смерти. Герман умирает, и последние его мысли о Лизе.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/qween_m2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector