История создания
В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». Произведение произвело на композитора настолько сильное впечатление, что у него возникла мысль написать оперу на основе этого сюжета. Он поделился своей идеей с авторами романа, те дали свое согласие.
Либретто спектакля было написано Дюбозо Хейвардом совместно с Айро Гершвиным, братом композитора. В ходе работы авторам удалось сохранить национальные черты, язык, суеверия и наивность местных жителей.
Чтобы точнее передать национальный колорит, на время работы над оперой «Порги и Бесс» Джорж Гершвин переехал на юг страны в Чарльстон. В течение нескольких месяцев он знакомился с традициями и особенностями народного пения.
За 12 месяцев композитор закончил работу над партитурой, но даже на репетициях он продолжал вносить многочисленные правки. Работа над произведением завершилась за день до премьеры.
Первоначально опера называлась «Porgi», позже ее название Гершвин изменил на «Порги и Бесс», чтобы избежать путаницы с литературным произведением Хейуорда.
Впервые зрители увидели оперу в 1935 году. После нее Гершвин несколько раз сокращал постановку и убрал несколько музыкальных номеров. Перед каждым выступлением актеры требовали пустить в зал темнокожих зрителей. Опера Гершвина «Порги и Бесс» стала первым музыкальным представлением, на котором присутствовали зрители разных рас.
Построение произведения
Первоначально опера состояла из трех действий и длилась 4 часа. Она построена на джазовых композициях. Зрители имеют возможность услышать негритянские гимны, спиричуэлы, псалмы. Актеры много импровизируют. Такое исполнение допускает жанр джазовой оперы, которая отличается от классической.
Произведение содержит небольшое количество разговорных эпизодов. На этом настоял композитор, который считал, что национальные особенности может передать только музыка и глубокое, характерное исполнение. Главным героем оперы Гершвин видел народ, поэтому особое место отведено хоровому исполнению, которое искусно сочетается с сольными выступлениями.
Действующие лица
Действие разворачивается в бедном негритянском квартале в одном из южных портовых городов. Главные герои:
- Порги — безногий калека, нищий;
- Краун — портовый грузчик;
- Бесс — молодая привлекательная негритянка, подружка Крауна;
- Роббинс — грузчик в порту;
- Сирина — его жена;
- Джек — рыбак;
- Клара — жена Джека;
- Питер — продавец меда;
- Лили — его жена;
- Мария — соседка Порги;
- Фрезиер — адвокат;
- Владелец похоронного бюро;
- Стортинг-Лайф — торговец наркотиками;-
- Полицейский;
- Сыщик;
- Другие обитатели Кэтфиш-Роу: Минго, Ани, Джим, торговка клубникой, продавец крабов, дети.
Характеристика главных персонажей неоднозначна. Местные жители недолюбливают Крауна и Стортинг-Лайфа. С их приходом нарушается привычный уклад жизни в бедняцком квартале. Все симпатизируют Бесс — доброй, веселой девушке с легким характером.
Сюжет оперы
В одном из уголков двора, где проживают семьи рыбаков, собираются игроки в кости, в другом — танцуют его обитатели. Атмосферу жаркой ночи автор передает с помощью колыбельной песни «Summertime», которую поет молодая женщина Клара, недавно ставшая матерью. Во дворе появляется нищий Порги. Все приветствуют его шутками, поскольку считают, что он неравнодушен к Бесс, возлюбленной Кроуна.
Во время игры между грузчиками разгорается ссора, и Краун убивает Роббинса. Бросив Бесс одну, он скрывается от погони. Стортинг-Лайф, который давно хотел сблизиться с девушкой, предлагает бежать вместе с ним. Бесс отказывает ему и прячется в лачуге Порги. Герои привязываются друг к другу и живут душа в душу.
Спустя некоторое время церковная община организовывает для жителей пикник, на который приглашают Бесс. Она неожиданно встречает Крауна. Девушка хочет убежать от него, но Краун силой уводит ее. После этой встречи у Бесс начинается сильная лихорадка. Порги очень переживает, что его любимая никогда не выздоровеет. Девушка приходит в сознание. Ее пугает мысль, что Краун вернется.
Вдруг за окном раздается колокольный звон, который предупреждает о приближающемся урагане. Композитор живописно рисует картинку ненастья: вокруг домов слышны порывы ветра и шум моря. Перепуганные женщины пережидают бурю в доме Сирины. Внезапно раздается сильный стук в дверь, на пороге появляется Краун.
Шторм стихает. На берег выносит лодку мужа Клары. Все помогают искать рыбака. В дом Порги наведывается Стортинг-Лайф, который предупреждает Бесс, что ее разыскивает бывший возлюбленный. Очень скоро возвращается Краун. На помощь девушке приходит Порги, который убивает злодея. Утром жители Кэтфиш-Роу помогают скрыть следы кровавой драмы.
Полицейским известно, что Краун убит в драке. Сыщики узнают, где находится жилище Порги, и его уводят, чтобы он опознал тело убитого.
В отсутствие Порги Стортинг-Лайф убеждает Бесс, что калеку арестовали, и он никогда не вернется. В отчаянии девушка соглашается уехать вместе с ним.
Спустя несколько дней Порги возвращается. Он ждет встречи со своей любимой. От соседей ему становится известно, что Бесс оставила его. Порги не хочет мириться с утратой и отправляется на поиски своей возлюбленной. Он уверен, что обязательно найдет ее, потому что им движет любовь.
Интересные факты
Музыкальная драма «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина является частью культурного наследия Америки. Для любителей настоящего искусства будут интересны факты, связанные с этим произведением:
- композиция «Summertime», колыбельная Клары, стала культовым джазовым произведением. Благодаря великолепному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд она известна каждому поклоннику этого музыкального направления;
- знаменитую песню Гершвин создал под впечатлением от украинской колыбельной «Ой ходить сон коло вiкон». В настоящее время существует более 20 тысяч версий этой композиции;
- по мнению композитора, ведущие партии должны исполнять темнокожие певцы, поскольку только они обладают достаточной глубиной голоса и могут точно передать национальный колорит;
- опера «Порги и Бесс» — первое музыкальное произведение, соединившее оперу, блюз и джаз. Она отличается от классических итальянских шедевров, поскольку ее главными героями стали простые люди: рыбаки, грузчики и нищий;
- во время исполнения «Порги и Бесс» Гершвина на сцене одновременно находится около 150 исполнителей, которые удерживают внимание зрителей благодаря динамике развития сюжета.
«Порги и Бесс» — трогательная история необыкновенной любви простого и доброго человека. Описание литературной основы знаменитого музыкального произведения позволяет кратко ознакомиться с сюжетной линией. Чтобы проникнуться духом музыкальной драмы и почувствовать настроение главных героев, нужно внимательно послушать оперу.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/porgi-i-bess.html
Опера "Порги и Бесс": краткое содержание :
Произведение, вошедшее в десятку лучших музыкальных творений двадцатого века, было написано по роману «Порги». Либретто, созданное в 1934 году, известность начинает завоевывать лишь в 50-х годах.
Проблема жизни чернокожих в обществе очень хорошо раскрывается авторами первоначального источника. Бедные афроамериканцы, проживающие в ужасных условиях, представлены в виде одного из главных героев — Порги, ко всему еще являющегося калекой. Его образ был взят с настоящего чернокожего, оставшегося без ног, которого автор видел каждый день, пока добирался до рабочего места.
История создания
Джордж Гершвин, создатель оперы, был под глубоким впечатлением после прочтения романа Хэйворда «Порги». Поэтические образы переносили его на страницы книги, оживляя героев и формируя мелодичные звуки в голове.
Тогда без лишних раздумий Джордж шлет автору романа письмо, в котором описывает свое намерение создать оперу по сюжету его книги. Хэйворд одобряет его идею и в скором времени у них происходит встреча. Однако опера выходит в свет только через 11 лет.
Премьера прошла на ура: аплодисменты не умолкали, зрители были в восторге. Все критики Бостона с восхищением хвалили композитора и его умение передать весь драматизм с помощью музыки. Впоследствии оперу назвали народной, настоящей американской сенсацией. Сейчас ее играют и на сцене Бродвея.
Главные действующие лица музыкальной драмы
Герои мелодрамы являются очень хорошими и добрыми людьми, несмотря на все страдания в их жизни. Поэтому чувства сострадания и понимания — именно то, что ощущают зрители во время просмотра оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.
Краткое содержание и пояснение по певческим голосам героев пьесы:
- баритон и лирический баритон — нищий Порги, грузчик в порту Кроун, адвокат, владелец бюро похоронных услуг, грузчик Роббинс (житель городка Кэтфиш-Роу), рыбак Джейк;
- сопрано, меццо-сопрано, драматическое сопрано — молодая негритянка Бесс, жена продавца меда Лили, жена грузчика Сирина, соседка молодой негритянки Мария, жена рыбака Клара, торговка спелой клубникой;
- тенор — наркоторговец Спортинг Лайф, продавец меда Питер.
Второстепенные герои афро-американского квартала — Минго, Джин, Анни, а также полицейский, сыщики, следователь, продавец крабов и местные дети.
Краткое содержание оперы «Порги и Бесс»: действие первое
Первая картина показывает уютную и размеренную жизнь неказистого и бедного негритянского квартала. На улице стоит теплая летняя погода.
И вот наступает вечернее время, когда все население квартала собирается на местном пустыре рядом с их домами и расслабляется разговорами после рабочего дня.
Любимое занятие мужчин — это игра в кости. Роббинс, местный грузчик, под неодобрительные речи своей жены Сирины присоединяется к игре. Позже к ним подкатывает на специальной коляске для инвалида колченогий Порги. На фоне всего звучит милая песня негритянки Клары, убаюкивающей своего мальчика, сына рыбака.
В это же время на прогулку выходит сыскавший недобрую славу и работающий грузчиком в местном порту Кроун с его молодой девушкой Бесс.
К игре в кости примыкает Гарлемский наркоторговец со странным прозвищем Спортинг Лайф. Он закупил в Нью-Йорке партию кокаина и приехал в южноамериканский городок для ее сбыта.
Ему приглянулась красота Бесс, поэтому после заварушки, произошедшей на пустыре, он приглашает ее сбежать с ним в Нью-Йорк.
Но девушка отказывает торговцу и пытается скрыться от полицейских, которые приехали на шум и смертельную драку между Кроуном и грузчиком Роббинсом. Потасовка возникла на фоне спора во время игры в кости.
Возлюбленный Бесс бежит с места преступления, а на помощь неожиданно приходит калека Порги. И все из-за того, что питает давние теплые чувства к молодой негритянке.
Черная ночь
Темная, непроглядная ночь опускается на город во второй картине оперы «Порги и Бесс» Гершвина.
Краткое содержание последствий печальных событий на пустыре: Сирина, жена убитого, воет диким голосом над телом своего дорогого мужа; окружающие и соседи бросают ей свои последние деньги, ведь у женщины нет возможности заплатить за похороны; вокруг нее собирается толпа, которая подхватывает печальный плач горюющей Сирины, пока песнь не становится очень громкой.
В этот момент из ниоткуда выползает сыщик. Он очень грубо разговаривает с убитой горем женой грузчика и сообщает, что похороны должны состояться как можно скорее, буквально на следующий же день. После чего он начинает поиск очевидцев произошедшего среди районных жителей. Питер, продавец меда, становится главным свидетелем. Сыщик уводит его с собой.
Сирина продолжает свою печальную песню, но теперь она усиливается из-за недостаточного количества собранных денег. Услышав это, владелец похоронного бюро приходит на помощь. Он берет на себя ответственность предать земле ее мужа, даже с учетом того, что погребение принесет убыток его делу.
Действия третьей картины Гершвина «Порги и Бесс», краткое содержание которой повествует о жизни квартала, переносит зрителя на несколько недель вперед после убийства Роббинса.
Жизнь главного героя Порги круто изменилась после прихода в его лачугу Бесс. Голубые глаза, лучезарная улыбка, ласковые руки и задорные песни сотворили из инвалида по-настоящему счастливого человека. Теперь на его лице нет тени угрюмости и мрачного настроения. Новая жизнь стала его личным раем. Он отпускает шутки с рыбаками и говорит им слова напутствия для удачного улова.
На этой жизнерадостной ноте появляется наркоторговец. Флиртуя с Бесс, он наталкивается на однозначный недобрый взгляд Порги. Жители предлагают молодой негритянке поучаствовать в ежегодном пикнике, который организовывает церковная община. Порги, желая сделать приятное любимой, отпускает Бесс на маленький зеленый островок.
Краткое содержание сюжета оперы «Порги и Бесс»: действие второе
В четвертой картине действие разыгрывается на пикнике. Остров, куда приехали прихожане из разных кварталов Кэтфиш-Роу, превратился в веселый праздник. Пикник явно удался, народ в красочных нарядах поглощен радостным днем.
Неожиданное появление нетрезвого Сторинг Лайфа вносит раздор в компанию гуляющих. Торговец наркотиками несет полную чушь, высмеивает церковные притчи и обряды, глумится над окружающими, отпуская пошлые шутки.
Наконец день заканчивается, капитан парохода издает сигнал для сбора всех на пристани. И пока Бесс направляется в сторону воды, неожиданно из кустов выпрыгивает ее бывший возлюбленный Кроун. Она уже давно забыла о его существовании и требует, чтобы он оставил ее в покое. Но наглый и дерзкий грузчик насильно ведет ее за собой.
Страшная болезнь Бесс
Краткое содержание «Порги и Бесс» в пятой картине возвращает нас обратно в городок Кэтфиш-Роу, где жизнь вошла в свое обыденное русло. Торгаши рыбой, крабами и свежей ягодой кричат как можно громче, дабы продать свой товар поскорее. У рыбаков очередной выход за своим уловом. Но вот у Порги уже не все так радужно.
В его лачуге бьется в лихорадке его любимая негритянка. Порги несчастен, и только вдова грузчика Сирина всячески пытается его утешить. Она молится и надеется на божью волю.
Наконец слова, обращенные к небесам, были услышаны, и Бесс открывает глаза. Она рассказывает свои страхи по поводу грузчика Кроуна и считает, что он вернется за ней. Сирина и инвалид Порги пытаются успокоить больную девушку, но в это время раздается звон колоколов из церкви. Это означает, что приближается ужасный шторм. Дом Порги накрывает тьма.
Жажда убийства
Краткое содержание «Порги и Бесс» переносит нас к шестой картине. На город обрушивается ураган. Женская часть населения негритянского квартала забилась в комнате Сирины. Опасения Бесс насчет ее бывшего любовника исполнились. Кроун своим стуком в дверь нарушает женские разговоры. Он пришел к ним, чтобы отыскать место, где прячется Бесс.
Воспользовавшись временным затишьем, Клара, жена рыбака и соседка калеки, видит в окне лодку своего мужа. В ужасе она выбегает на улицу, а Кроун бежит за ней.
Действие переходит в седьмую картину. В квартале наступила черная ночь, ненастье потихоньку затихло. Не спят лишь возлюбленные Порги и Бесс с ребенком Клары за пазухой.
Очень удачно пробегавший рядом с их окном наркоторговец говорит, что Кроун идет за ними. И через мгновение у их дверей оказывается грузчик, в руках его нож, а в глазах жажда мести.
Однако, переплюнув все свои возможности, калека Порги использует нож Кроуна против него же. Он бьет его в грудь насмерть.
Печальные известия
Восьмая и девятая картины заканчивают либретто «Порги и Бесс». Краткое содержание восьмой части: хмурое утро, после разбушевавшейся стихии жители негритянского района спешно начинают работу по сокрытию следов кровавой расправы над грузчиком. И несмотря на то, что полицейские уже кое-что выведали о ночном случае, жители не торопятся быть для них свидетелями.
Все дома афроамериканцев оказываются закрыты для работников полиции, а те, кто встречается на улице, как один отказываются говорить о ночном кровавом инциденте. Тогда следователь притворяется другом Порги и хитростью находит его дом. Он ведет убийцу на опознание своей жертвы.
Наркоторговец тут как тут, его симпатия к Бесс не прошла, и он наглым образом сообщает ей, что ее милый уже не возвратится в их дом. Вранье Спортинг Лайфа о заключении под стражу Порги вводит Бесс в глубокую депрессию, совсем обезумев от своего горя, она наконец соглашается уехать с наркоторговцем в Нью-Йорк.
Заключительная картина раскрывает перед вернувшимся после недельного отсутствия Порги страшную тайну. Вместо любимой, которой он привез подарок, калека встречает пустую лачугу и рассказы соседей о том, что Бесс уже не живет здесь.
Но чернокожий инвалид Порги не готов так просто мириться с происходящим. Он садится обратно в свою коляску, собирает некоторое имущество и уезжает в дальнюю дорогу искать свою Бесс. Он полон уверенности, что обязательно отыщет возлюбленную, потому что путь ему прокладывает сама любовь. В конце оперы звучат слова — «Господи, я еду в Небесную страну».
Источник: https://www.syl.ru/article/360642/opera-porgi-i-bess-kratkoe-soderjanie
Опера Гершвина «Порги и Бесс» (Porgy and Bess)
Опера в трех действиях
Джорджа Гершвина на либретто (по-английски)
Дюбоса Хейуарда и Айры Гершвин, основанном на пьесе «Порги»
Дюбоса и Дороти Хейуард.
Действующие лица:
- Порги, безногий нищий (бас-баритон)
Краун, грузчик (баритон)
Бесс, его подружка (сопрано)
Джек, рыбак (баритон)
Клара, его жена (сопрано)
Роббинс, обитатель Кэтфиш (тенор)
Сирина, его жена (сопрано)
Спортинг-Лайф, торговец наркотиками (тенор)
Питер, продавец меда (тенор) - владелец бюро похоронных принадлежностей (баритон)
Время действия: 1920-е годы.
Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.
Пьеса Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги» имела вполне приличный успех.
Но когда Дюбос Хейуард и Айра Гершвин сделали из неё оперное
либретто, а брат Айры, Джордж, написал музыку, это произвело
впечатление разорвавшейся бомбы.
Общее мнение критики было таково:
«Вот наконец первая настоящая и вполне американская опера». Это
было в 1935 году.
С самого начала своего триумфального шествия по
оперным сценам Америки — сперва в Бостоне, затем на Бродвее — она
неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.
Европы она достигла в 1945 году; тогда опера была поставлена в
Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских
актёров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только
после того, как её показала американская негритянская труппа,
совершавшая европейское турне.
Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни
одна американская опера, созданная как до, так и после «Порги и
Бесс», даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, по-видимому, не
поколебала столь прочного положения «Порги и Бесс» в музыкальной
жизни западного мира.
И даже на Востоке, по крайней мере в России,
она была встречена с энтузиазмом.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена 1 представляет собой большой двор в рыбацком поселке
Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили
аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной
летней ночи передается чудесной колыбельной песней, «Summertime»
(«Летние дни»), которую поет молодая жена и мать, Клара.
Ее муж
Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к
противоположному полу в веселой песенке «A Woman Is a Sometime
Thing» («Женщина — вещь ненадежная»). В одном углу двора идет игра
в кости, в другом — танцуют. На тележке, запряженной козой,
въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят.
Мужчины
встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими
репликами по поводу того, что он «неровно дышит» к девушке Крауна
Бесс.
В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе «When God
make cripple, He mean him to be lonely» («Создавая калеку, Бог дал
ему в удел одиночество») Порги поет о безысходности своей жизни,
утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости
распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган,
который уже навеселе.
Вскоре под влиянием «порошка счастья»
(наркотика), которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма
агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и
тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот
самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается — безуспешно —
забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но
все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.
Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался
приблизиться к ней — ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном
положении. Он зовет ее к себе.
Сцена 2 происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса,
ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по
негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму
денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь.
Входит Порги, с ним Бесс.
Он тоже хочет внести свою лепту на
похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает
главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко
трогательную погребальную песню (трагический плач) «My Man's Gone
Now» («Муж мой умер»).
Являются два белых сыщика и предупреждают,
что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в
противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они
забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на
которого у них пало подозрение.
Входит довольно симпатичного вида
владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики,
белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он
согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже.
Собравшиеся
здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую
сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более
возбуждающую песню — экстатичную, со стремительно убыстряющимся
ритмом «Oh, the train is at the station» («О, поезд ждет на
станции… Он отправляется в землю обетованную»).
ДЕЙСТВИЕ II
Сцена 1. Двор Кэтфиш-Роу месяц спустя. Несмотря на
разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в
море. Он чинит сети и поет задорную песню «It Takes a Long Pull to
Get There» («Дружней, ребята!»). Что касается Порги, то он живет с
Бесс и совершенно счастлив.
Никто из соседей не узнает в
добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет
о своем счастье в песне под аккомпанемент банджо «I Got Plenty о'
Nutting» («Богат я только нуждою»). Он даже покупает у явившегося
сюда юриста Фрейзьера за полтора доллара фальшивые документы о
разводе Бесс с Крауном.
Вообще-то, развод стоит один доллар, но
поскольку Бесс и Краун никогда не были женаты, Фрейзьер требует
более высокой платы за свои нелегальные услуги; пришедший сюда же
белый юрист м-р Арчдейл выговаривает своему коллеге за то, что тот
торгует фиктивными разводами.
Он также приносит хорошие новости о
Питере, которого освободили из-под ареста. Когда Арчдейл уходит,
Порги замечает летящего в небе канюка. Порги поет «Buzzard Song»
(«Песню канюка»), первоначально изъятую из партитуры самим
Гершвином, чтобы сделать оперу короче, но потом восстановленную.
Порги поет о том, что эта птица — предвестник неминуемой беды.
Яркий оркестровый аккомпанемент в ней передает нарастающее общее
ощущение приближающейся беды, которым охвачены Порги и остальные.
Вскоре толпа в страхе расходится.
Спортинг-Лайф предпринимает еще
одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, очень сильному,
несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа.
Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой любовный дуэт «Bess, You Is
My Woman Now» («Теперь ты моя, Бесс»).
Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся
отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет
остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и
она отправляется на остров без него.
Сцена 2. Пикник на острове Киттиуа-Айленд. Спортинг-Лайф поет
свою широко известную песенку «It Ain't Necessarily So» («Вовсе не
обязательно»).
За ней следует короткая драматичная сцена между
Крауном и Бесс. Краун — все еще скрывающийся от полиции — выходит
из зарослей.
Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее
объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой
тащит в лес.
Сцена 3. Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим
чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается
Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауном на
Киттиуа-Айленд лежит в горячке.
Ее соседка Сирина, Порги и другие
заботятся о ней, и в конце концов «Доктор Иисус» помогает ей.
Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей
об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала
вернуться к Крауну.
Она хочет остаться с Порги, 'но боится своей
собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает
защитить ее от Крауна.
Сцена 4 происходит в комнате Сирины. Разыгрался страшный
ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены,
что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в
дверь. Это Краун.
Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует
всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что
к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека,
только Краун оказывается готовым ринуться на помощь.
Оставив малыша
на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.
ДЕЙСТВИЕ III
Сцена 1. Все три короткие сцены этого действия происходят в
Кэтфиш-Роу. Буря стихла. В начале сцены женщины на площади
оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф.
Он
намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом
спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс и что если у женщины
два мужа, то это значит, что у нее нет мужа вообще.
За сценой,
когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой
сироте.
Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой
слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном,
сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему
смертельный удар ножом. Краун мертв. Порги радостно восклицает,
обращаясь к Бесс: «Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!»
Сцена 2. Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы
отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит
Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс завладеть
Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна,
— он снова начинает убеждать Бесс, обещая вывести ее в большую
жизнь.
При этом он поет песню «There's a Boat That's Leavin' Soon
for New York» («Пароход уходит скоро в Нью-Йорк») — джазовое
описание радостей Гарлема. Он также соблазняет девушку наркотиками
— «порошком счастья», как он его называет.
И Бесс, потерявшая
голову от горя, хотя и отвечает ему резко, явно проявляет слабость
и начинает уступать.
Сцена 3. Неделю спустя Порги возвращается — полиции не удалось
доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он
узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего
не знает о Нью-Йорке — он знает только, что он далеко на севере.
Калека не может смириться с мыслью потерять Бесс. Он взбирается в
свою инвалидную коляску, запряженную козой, и отправляется в
далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс
— ведь его ведет любовь. Опера завершается хором «Господи, я еду в
Небесную страну».
Он звучит в духе мужественных, полных веры
спиричуэлсов.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
«Порги и Бесс» — самое высокое творческое достижение композитора. С полным правом называл Гершвин свою оперу «народной драмой», ибо народ является главным героем произведения. Именно поэтому столь велика в нем роль хоров.
Выразительные хоры даны в узловые, кульминационные моменты действия — в сцене отпевания покойника, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются и в сольные номера — колыбельную Клары, песенку Спортинг Лайфа. Народ активно участвует во всех событиях.
Он смеется, тоскует, страдает, радуется.
С замечательным мастерством даны композитором индивидуальные характеристики героев. Покоряет душевная чистота Порги, его цельное и беззаветное чувство к Бесс, неиссякаемый оптимизм.
В этом светлом образе сконцентрированы лучшие черты духовного облика негритянского народа. Порги противостоит Спортинг Лайф — лживый, коварный, обуреваемый низменными чувствами бизнесмен.
Обаятельны женские персонажи оперы — Бесс, Клара, чьи музыкальные характеристики отличаются мягким лиризмом и поэтичностью.
Музыкальный язык оперы гибок, богат и разнообразен. Главную роль в раскрытии сценических образов играют вокальные партии — выразительные, основанные на яркой песенной мелодике.
Песенность — отличительная черта стиля «Порги и Бесс», Щедрый мелодический дар Гершвина раскрылся здесь во всем его обаянии и богатстве: мелодии оперы, своеобразные, льющиеся легко, «из души», пленяют слушателя и западают в память.
Вдохновенной лирикой дышат лучше номера произведения — нежная колыбельная Клары глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».
В «Порги и Бесс» композитор не цитирует негритянских мелодий, но вся музыка оперы выросла из народных истоков. Гершвин сумел претворить в ней мелодико-гармонические и ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров — блюзов, спиричуэлс. Использовал Гершвин и выразительные средства джаза — главным образом в партии Сгюртинг Лайфа.
Музыкальная драма Гершвина стала частью истории народа Америки. Вместе с неумирающими героями Марка Твена, Джека Лондона и О'Генри в жизнь все большего и большего числа любителей истинного искусства входят всегда улыбающийся, жизнерадостный Порги со своей нежной подругой Бесс.
М. Сабинина, Г. Цыпин
Одна из лучших американских опер. Ее замечательные мелодии — знаменитая колыбельная Клары «Summertime» (1 д.), песенка Спортинг-Лайфа «It ain't necessarili so» (2 д.) и др. — пользуются огромной популярностью.
В СССР впервые поставлена в Таллине (1966), на русской сцене в Малом театре оперы и балета (1972, Ленинград). Мировую известность получил фильм реж. О. Преминджера (1958) с участием знаменитого актера С. Пуатье.
Дискография: CD — Decca. Дир. Маазель, Порги (Уайт), Бесс (Митчелл), Спортинг-Лайф (Клеммонз), Кроун (Боутрайт), Клара (Хендрикс), Джейк (Томпсон).
Е. Цодоков
реклама
Гершвин (classic-music.ru) Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (classic-music.ru)
Источник: https://www.belcanto.ru/porgy.html
Краткое содержание оперы Порги и бесс Гершина для читательского дневника
Это опера о необыкновенной любви инвалида Порги и красавицы Бесс. В первую очередь, все-таки это песнь его любви.
До встречи с Бесс (точней, до появления у несчастного надежды на счастье) Порги был угрюмым инвалидом, который с трудом передвигался на инвалидной коляске. Бесс для него стала солнцем — у Порги появилась энергия, силы, он начал улыбаться, говорить людям приятное и даже делать мелкие подарки просто так. А уж как он заботился о своей Бесс!
Героев соединила судьба однажды вечером — при страшных обстоятельствах. Бесс пришла в бедный квартал Порги со своим ухажером Кроуи. Этот грузчик пользуется недоброй славой. Впрочем, и Бесс не любят тут. Они пришли на игру в кости. Разгорается спор, драка… все кричат о мошенничестве.
Кроуи (на препаратах от хитрого торговца Лайфа) в ярости наносит бедняку и трудяге смертельный удар. Преступник убегает, скрывается. Бесс брошена, она стучится в дома, но ей никто не открывает. Лайф предлагает ей с ним в Нью-Йорк уехать, но она отвергает его… и тут ей на помощь приходит Порги.
Его дом стал ее домом.
Жена убитого рыдает, ей бедняки скидывают гроши на похороны. В этом негритянском квартале часто происходят несчастья. Например, в шторм разобьется лодка местного рыбака, кормилец семьи погибнет.
Через довольно долгое время Порги отпускает свою Бесс на церковный пикник, чтоб ей было не скучно. Там несчастную Бесс подкараулил Кроуи, заставил пойти с собой. Она уже почти ведь забыла о нем, поверила в свое счастье.
Бесс вернулась к Порги в горячке. На улице страшный ураган, в котором они даже не сразу услышали, что к ним в дом ломится ее бывший. Тут Порги приходится вступиться за свою женщину и убить Кроуи.
Соседи понимают ситуацию. Никто не хочет выдовать инвалида, все делают вид, что ничего не знают. Полиции никто не подсказывает. Более того, жители квартала даже стараются скрыть следы преступления. Все же бедного Порги офицеры забирают, но просто для допроса. Бесс очень переживет, боится остаться в одиночестве.
Появляется тот самый торговец наркотиками — Лайф. Он убеждает ее, что Порги посадят надолго в тюрьму. Лайф снова предлагает девушке прехать с ним… и она соглашается.
Когда Порги возвращается домой, его ждет только эта неприятная новость. Он собирается и на инвалидной коляске едет искать свою любимую Бесс.
Опера учит никогда не сдаваться в жизни и еще не сдаваться на лесть лживых людей.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/opery/gershin-porgi-i-bess
«Порги и Бесс» краткое содержание оперы Гершвина – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Опера «Порги и Бесс» Гершвина была написана в 1935 году. Это музыкальное произведение о необыкновенной любви безногого нищего и молодой красивой девушки.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Порги и Бесс» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
- Порги – безногий калека, но физически сильный молодой мужчина, любящий, преданный.
- Бесс – красивая молодая девушка, единственная любовь Порги.
- Краун – грубый, дерзкий молодой мужчина, бывший любовник Бесс.
Другие персонажи
- Спортин-Лайф – торговец наркотиками, хитрый, коварный мужчина.
- Сирина – вдова убитого Крауном мужчины.
- Фрейзьер – нечистый на руку юрист.
Краткое содержание
Действие первое
Сцена 1
Когда-то давно в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу «жили аристократы, но теперь он населен неграми». Жители поселка играют в кости, поют песни, танцуют. Во дворе появляется тележка, запряженная козой, которой правит «безногий нищий Порги». Местные жители его любят.
Они радостно его приветствуют, подшучивая над его любовью к красавице Бесс – девушке хулигана Крауна. Порги же в ответ «поет о безысходности своей жизни», в которой нет места женщинам. Вскоре появляется Краун, которой под воздействием наркотика становится весьма агрессивным.
Вспыхивает драка, в ходе которой он убивает одного из игроков в кости, и убегает.
Торговец наркотиками Спортин-Лайф пытается соблазнить Бесс и забрать ее в Нью-Йорк, но безуспешно. Никто не хочет приютить у себя девушку. На выручку ей приходит лишь Порги, который всегда любил ее.
Сцена 2
Все находятся в комнате Сирины, оплакивающей своего мужа, убитого Крауном. Появляются Бесс и Порги, которые вносят свою лепту в похороны. Нужную сумму так и не удается собрать, но Сирина обещает владельцу похоронного бюро заплатить позже – если тело не будет вовремя похоронено, «оно будет передано студентам-медикам».
Действие второе
Сцена 1
За месяц совместной жизни с Бесс Порги разительно меняется – теперь никто не узнает в «добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида». На радостях он даже покупает у юриста Фрейзьера фальшивые документы о разводе Бесс и Крауна, хотя те никогда и не были женаты.
Вновь появляется Спортин-Лайф, который повторно пытается увезти с собой красавицу Бесс. Однако очень сильному физически Порги удается прогнать его. На острове Киттиуа-Айленд готовится пикник, на который Бесс хочет отправиться с Порги.
Однако Порги убеждает возлюбленную поехать на пикник без него.
Сцена 2
На острове появляется скрывающийся от полиции Краун, который хватает Бесс и силой тащит ее в заросли.
Сцена 3
Целую неделю после встречи с Крауном Бесс лежит в горячке. Она признается Порги в своей связи с бывшим любовником, а также в том, что «пообещала вернуться к Крауну» и боится его ослушаться. Порги прощает любимую женщину и обещает защитить ее от дерзкого и жестокого Крауна.
Сцена 4
Начинается страшный ураган, и бушующие волны прибивают к берегу перевернутую рыбацкую лодку. Краун бросается на помощь к рыбакам.
Действие третье
Сцена 1
Когда буря успокаивается, женщины принимаются оплакивать «погибших в море рыбаков». Спортин-Лайф сообщает, что Краун не погиб, а, значит, у Бесс теперь два мужа, что противоречит закону. Когда в жилище Порги появляется Краун, калека крепко хватает его и наносит смертельный удар ножом. Он счастлив, ведь теперь у Бесс есть только один муж – Порги.
Сцена 2
Порги забирают полицейские, а между тем Спортин-Лайф в очередной раз принимается обхаживать Бесс, предлагая ей красивую жизнь и наркотики, которые он называет «порошком счастья».
Сцена 3
Спустя неделю домой возвращается Порги – «полиции не удалось доказать его виновность в убийстве». Страшным ударом для него становится известие об отъезде Бесс в Нью-Йорк. Он садится в свою тележку, запряженную козой, и отправляется в далекий город на поиск своей единственной любви.
Заключение
Произведение Гершвина, несмотря на накал драматизма, воспевает любовь, надежду и веру в лучшее. Оно учит никогда не сдаваться и до конца бороться за свое чувство.
После ознакомления с кратким пересказом «Порги и Бесс» рекомендуем прочесть оперу в полной версии.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19221-porgi-i-bess-kratkoe-soderjanie-opery-gershvina-chitat-pereskaz-onlain.html
Краткое содержание оперы "Порги и Бесс" Джордж Гершвин |
«Порги и Бесс» — мюзикл Дж. Гершвина, впервые поставленный в 1935 году. Особенностью является уникальный музыкальный материал: негритянский фольклор, блюзы и джазовые мотивы, а также использование в либретто негритянского просторечия.
Изначально опера не пользовалась большой популярностью Настоящий успех пришел к ней после того, как мюзикл восстановили в 1945 году. В 1950-е оперу перепели Элла Фитцжеральд и Луи Армстронг. Эта пластинка покорила мир.
Мюзикл ставили во многих странах.
Мюзикл романтизирует негритянскую культуру и учит никогда не сдаваться, особенно если речь идет о любви.
Действующие лица:
- Порги – хромой и нищий, но очень сильный физически молодой человек;
- Бесс – первая красавица в поселке;
- Краун – любовник Бесс, работает портовым грузчиком, не очень умный мужчина;
- Спортин-Лайф – влюбленный в Бесс наркоторговец;
- Фрезиер – не очень честный адвокат;
- Роббинс;
- Сирина, жена Роббинса;
- Клара- жена рыбака Джейка;
- Джейк и другие.
Сюжет оперы «Порги и Бесс»
Действие разворачивается в Кэтфиш-Роу. Это рыбацкий поселок, где раньше обитали аристократы. Жаркая ночь, жители Кэтфиш-Роу выясняют отношения, танцуют, нянчат детей или играют в кости. В поселке появляется тележка, запряженная козой. В ней ездит безногий и бедный юноша Порги. Односельчане его любят, но подшучивают над его влюбленностью в Бесс – любовницу грубого и неотесанного Крауна.
Тем временем наркоторговец Спортинлайф пытается соблазнить Бесс и обещает, что заберет ее в Нью-Йорк. Краун под воздействием веществ и алкоголя устраивает драку и убивает Роббинса,после чего убегает. Бесс негде ночевать, Порги забирает ее с собой. В убийстве подозревают Питера.
Далее действие переносится в комнату жены Роббинса, Сирины. Соседи собирают деньги на похороны, Порги и Бесс также участвуют в сборах, но денег все равно не хватает. Сирина обещает хозяину похоронного бюро, что оплатит остаток суммы позже.
Бесс и Порги становятся парой, хромой бедняк меняется в лучшую сторону. Порги покупает у адвоката фальшивый документ о том, что Бесс и Краун разведены. На самом деле, они никогда не были официально женаты.
В сюжете снова появляется наркоторговец, влюбленный в Бесс. Она снова пытается уговорить девушку уехать с ним в Нью-Йорк. Порги прогоняет мужчину. В поселке готовятся к пикнику на острове Киттиуа-Айленд. Порги упрашивает возлюбленную отправиться на него одной.
Во время пикника Краун, который скрывается от полиции, находит девушку и затягивает силой в кусты.
Бесс заболевает и в горячек признается Порги в измене, а также в том, что пообещала Крауну остаться с ним. Юноша прощает Бесс и обещает защитить ее от агрессивного хулигана.
К берегу прибивает лодку. Во время урагана Краун бросается на помощь к морякам. В поселке считают его погибшим, но Спортин-Лайф сообщает Бесс, что это не так, а значит, у нее два мужа, а это противозаконно. Порги убивает Крауна.
Теперь у девушки только один муж. Тем временем, в их дом приходит полиция и забирает юношу по подозрению в убийстве. К Бесс снова приходит Спортин-Лайф, пытается убедить ее уехать в Нью-Йорк и предлагает «порошок счастья», то есть наркотики.
В отчаянии девушка соглашается.
Порги признали невиновным в убийстве. Счастливый, он возвращается к себе домой и обнаруживает, что возлюбленной нет. От соседей он узнает, что девушка уехала в Нью-Йорк. Порги запрягает в тележку свою козу и отправляется в незнакомый город на поиски любимой жены. Он уверен в том, что они встретятся снова. Несмотря на открытый финал, мюзикл оставляет надежду на счастливый конец.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-porgi-i-bess-dzhordzh-gershvin/
Урок 09-10. Джордж Гершвин. Опера "Порги и Бесс" — Музыкальная шкатулка
Джордж Гершвин — гений XX века
Дж.Гершвин (1898 — 1937) — создатель американской национальной классики XX века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И. Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше.
Поэтому он является основоположником американской музыки. Дж.
Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз (см. муз.словарь).
Вспомним что такое джаз (см. муз.словарь), его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки.
Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях
сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.
Так, жанр хоровой песни — спиричуэл (см. муз.словарь) — сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и
шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, (см. муз.словарь) в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады.
Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.
«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет, писал один из исследователей творчества Гершвина, — Джоржу Гершвину удалось решить проблему. Подобно Принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешеную злобу ее завистливых сестер…»
Характерные черты джаза:
- Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
- Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
- Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):
- Ранний джаз — корнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).
- Современный джаз — труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).
Джорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки «Черного» населения Америки — негритянской музыки. В стиле симфоджаза написаны – Концерт для фортепиано с оркестром (1925 г), Рапсодия в стиле блюз (1924 г), опера «Порги и Бесс» (1935 г).
Источник: https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam-1/7-klass/1-osobennosti-dramaturgii-sceniceskoj-muzyki/dzordz-gersvin-opera-porgi-i-bess
Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс". Справка
Опера «Порги и Бесс» стала вершиной творческого пути композитора.
Действие оперы разворачивается в оживленном негритянском квартале Кэтфиш-Роу города Чарльстона в штате Южная Каролина в начале 1930-х гг. «Порги и Бесс» – история о нищем калеке и его возлюбленной. В их жизнь вторгаются бедность, насилие, а в случае Бесс – и наркотики.
В опере «Порги и Бесс» впервые в истории музыкального театра США чернокожие американцы показаны с глубоким уважением и сочувствием
Когда Гершвин решил превратить в оперу роман «Порги», написанный в 1924 г. писателем-южанином Дюбозом Хейуордом, он отправился в Чарльстон и долгое время впитывал в себя и записывал афроамериканскую музыку.
Он стремился достоверно передать дух этой музыки в «Порги и Бесс», но его собственное происхождение вызывало в некоторых кругах сомнения в том, сумеет ли он изобразить суть жизни чернокожих на «глубоком Юге».
Гершвин использовал мелодии в стиле спиричуэлс (англ. Spirituals, Spiritual music) и ритмы джаза. Музыка передает внутренний мир героев, их нелегкую жизнь; в ней заложена подлинная человечность, искренний лиризм, задушевность.
Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это время жил в уверенности, что она будет лучшим его сочинением. На последней странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 г. Однако работа над оперой продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.
30 сентября 1935 г. в «Колониэл-театре» в Бостоне состоялась премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора.
По словам Джона Эдварда Хассе, курирующего в Смитсоновском институте американскую музыку, произведение «было представлено как народная опера, занимающая промежуточное положение между оперой и бродвейским мюзиклом».
Газета Christian Science Monitor провозгласила «Порги и Бесс» «важнейшим вкладом Гершвина в музыку», а Boston Transcript отметила: «Пора признать Гершвина серьезным композитором».
Премьера в Нью-Йорке, состоявшаяся 10 октября в «Алвин-театре», также прошла празднично, но критики не были единодушны. Нью-йоркская пресса по большей части осудила нетрадиционный подход Гершвина, особенно то, что он внедрил в оперный жанр чисто американские музыкальные элементы (джаз, блюз, традиционные спиричуэлы).
Опера понравилась только театральным рецензентам, которые оказались гораздо проницательнее коллег-музыковедов.
За полтора года опера выдержала 124 постановки в «Алвин-театре» – цифра весьма солидная для любой оперы классического репертуара.
Несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин (брат Джорджа ‑ Айра написал стихотворный текст оперы) на материальный успех не оправдались: они потеряли 10 тысяч долларов, вложенных в постановку. Подлинное признание и понимание «Порги и Бесс» пришло после смерти композитора.
В течение нескольких десятилетий продолжается ее триумфальное шествие по материкам и континентам. Опера вышла за пределы американской музыкальной культуры.
Европы она достигла в 1945 г.; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актеров.
Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне в сезоне 1952-1953 гг.
Ни одна американская опера, созданная как до, так и после «Порги и Бесс», даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, не поколебала столь прочного положения «Порги и Бесс» в музыкальной жизни западного мира.
В России опера исполнялась на концертной эстраде и по радио. В 1956 г. негритянская труппа из США «Эвримен опера» показала «Порги и Бесс» в Москве и Ленинграде, в 1966 г. была осуществлена постановка в Таллине, в 1972-м – на русской сцене, в ленинградском Малом театре оперы и балета, а в 1980-м – в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1958 г. опера была экранизирована (режиссер Отто Преминджер). Среди исполнителей оперы – легендарные имена, отточившие радикальную манеру Гершвина, скрестившего каноны европейского вокала с джазом, блюзом, соул и другими «черными» стилями: Луи Армстронг и Элла Фицджералд, Рей Чарльз и Милт Джексон, Майлз Дьюи Дэвис и Оскар Питерсон.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Источник: https://ria.ru/20100930/280143995.html