С. Рахманинов опера «Алеко»
Чуть более 20 дней работы над оперой, 19 лет ее автору… Кто бы мог подумать, что дипломная работа юного выпускника консерватории будет исполняться на протяжении как минимум нескольких столетий? Но юношу звали Сергеем Васильевичем Рахманиновым, либреттистом дебютанта выступил В.И. Немирович-Данченко, а в основе сюжета лежали вечные пушкинские строки. Благодаря этим именам «Алеко» уже с премьеры вошел в историю мировой оперы на равных с творениями признанных мастеров.
Краткое содержание оперы Рахманинова «Алеко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Алеко | баритон | русский, живущий в цыганском таборе |
Земфира | сопрано | цыганка, жена Алеко |
Молодой цыган | тенор | любовник Земфиры |
Старик | бас | отец Земфиры |
Краткое содержание
Два года назад Алеко пришел в цыганский табор за Земфирой, которую любил. До недавнего времени это чувство было взаимным, но она увлеклась Молодым цыганом. В один из вечеров Старик рассказывает Алеко о том, что его с маленькой дочерью на руках бросила жена, убежав с любовником.
Алеко удивлен, что Старик не отомстил за измену. Ночью Земфира уходит на встречу с Молодым цыганом. Утром вернувшуюся пару встречает Алеко, он пытается воззвать к чувствам возлюбленной, но в ней они давно остыли. В порыве ярости ревнивец убивает их обоих.
Цыгане изгоняют его из табора.
Продолжительность спектакля |
I Акт |
55 мин. |
- Интересные факты
- Рахманинов был не единственным композитором, кто в тот год писал дипломную работу на это либретто – аналогичные оперы создали его однокурсники, Н.С. Морозов и Л.Э. Конюс.
- Пушкинские «Цыгане» использовались в качестве сюжета оперного либретто и до Рахманинова. В 1850 году появилась опера В.Н Кашперова, в 80-е – работа Г.А. Лишина. Через 20 лет после Рахманинова оперу «Цыгане» написал один из главных представителей веризма Р. Леонкавалло. Всего на этот сюжет было создано 14 опер и 2 балета, не считая многочисленных романсов и оркестровой сюиты.
- В октябре 1893 года Рахманинова пригласили продирижировать постановкой «Алеко» в Киеве. Публика хорошо приняла спектакль, несмотря даже на то, что на первом из них исполнители партий Земфиры и Молодого цыгана в дуэте забыли слова.
- «Алеко» — 14 по популярности русская опера. Каждый сезон она исполняется примерно 80 раз, опережая по числу исполнений «Снегурочку» Римского-Корсакова, «Мазепу» Чайковского и «Руслана и Людмилу» Глинки.
- Либретто Немировича-Данченко неоднократно критиковалось за изменение и упрощение идей пушкинской поэмы, излишнюю мелодраматизацию философии поэта.
- Партия Алеко была одной из лучших в репертуаре Ф.И. Шаляпина.
- Каватину Алеко называют последней великой арией в истории русской оперы. Она является центром оперы и позднее композитор, готовя ее очередное нотное издание, обратился к своему другу, М.А. Слонову, с просьбой расширить центральную часть арии. Это было единственное дополнение, сделанное автором в опере.
- Когда Рахманинов готовил оперу к премьере, к нему подошел Чайковский и предложил, чтобы в будущем сезоне «Алеко» дали в один вечер с «Иолантой». Юного композитора настолько обескуражила такая высокая честь, что он даже не смог вымолвить ни слова.
- На произведения А.С. Пушкина написано несколько камерных опер: «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Пир во время чумы» Ц.А. Кюи, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова. «Алеко» С.В. Рахманинова является самой популярной из них.
- С Пушкиным и Чайковским связаны и две другие оперы Рахманинова: «Скупой рыцарь» в качестве текста использует пушкинскую поэму, а «Франческа да Римини» написана по либретто М.П. Чайковского, брата композитора. Пушкинские стихи также легли в основу многих романсов Рахманинова, известны его музыкальные наброски к «Борису Годунову» и «Полтаве», а сам он всегда считал себя учеником и последователем Чайковского.
- Сергей Васильевич признавался, что именно успех первой оперы побудил его к продолжению композиторской деятельности.
- На выпускном экзамене консерватории, где 7 мая 1892 года Рахманинов впервые сыграл «Алеко», присутствовал известный издатель К. А. Гутхейль, который немедленно заявил о желании купить права на печать произведения. В тот же год было выпущено фортепианное переложение, однако полная партитура им так и не была издана. Ее первая публикация состоялась только в 1953 году.
- В 2015 году бельгийский театр Ла Монне представил в один вечер все три оперы композитора в проекте «Рахманинов. Тройка».
- Лучшие номера оперы
- Ария Земфиры «Старый муж, грозный муж» (слушать)
- Каватина Алеко «Весь табор спит…» (слушать)
- Рассказ Старика «Волшебной силой песнопенья…» (слушать)
- История создания и постановок
История этой оперы начинается с либретто, которое написал В.И. Немирович-Данченко под впечатлением новинки прошлого московского театрального сезона – «Сельской чести» П. Масканьи. С.В.
Рахманинов, получив либретто в качестве задания к выпускному экзамену, увлекся этим сюжетом. Однако его вдохновение черпало свои силы не в творчестве модных веристов, а в русской оперной традиции, на которую опирались Глинка, Мусоргский, Чайковский.
В частности, ближайшим примером была опера «Пиковая дама», впервые исполненная полутора годами ранее.
Несмотря на весьма сжатый срок, отпущенный учебным заведением на написание дипломного произведения – 1 месяц, работа над «Алеко» завершилась еще раньше, менее чем за 25 дней. Рахманинов безоговорочно удостоился большой золотой медали консерватории.
П.И. Чайковский, называя Рахманинова своим «внуком в музыке», был очарован его первой работой.
Мэтр всячески помогал юному композитору в процессе подготовки оперы к постановке, премьера которой в Большом театре состоялась 27 апреля 1893 года. Работу композитора-дебютанта ждал невероятный успех у публики.
Разумеется, впечатление на собравшихся в театре произвел и горячий прием, оказанный опере Чайковским, который аплодировал стоя, «высунувшись из ложи».
Петр Ильич договорился с дирекцией Большого театра о включении «Алеко» в постоянный репертуар. С декабря 1893 года оперу планировалось давать в один вечер с его «Иолантой». К несчастью, 25 октября Чайковский скоропостижно скончался, и «Алеко» вновь прозвучал в Большом только через 12 лет — 2 февраля 1905 года, под управлением самого автора.
Легендарной стала постановка к столетию со дня рождения А.С. Пушкина. Она состоялась в театральном зале Таврического дворца в Санкт-Петербурге 27 мая 1899 года. В ней принимали участие Ф.И. Шаляпин, М. Дейши-Сионицкая, И. Ершов. Рахманинов присутствовал на спектакле и остался им доволен, а вот критика неоднозначно приняла решение Шаляпина выйти в роли Алеко загримированным под Пушкина.
В Москве оперу возобновили в 1903 году. В 1926 году в своем театре поставил «Алеко» и один из ее авторов, В.И. Немирович-Данченко.
Музыка «Алеко» в кинофильмах
«Ленфильм» создал две экранизации «Алеко». В 1953 году вышел фильм С. Сиделёва, главные роли в котором исполнили А. Огнивцев (Алеко), М. Рейзен (Старик), И. Зубковская (Земфира). В фильме В. Окунцова 1986 года снимались Е. Нестеренко (Алеко), Н. Волшанинова, поет С. Волкова (Земфира), В. Головин, поет В. Маторин (Старик).
Музыка из оперы редко становится частью саундтреков кинофильмов, единственным можно назвать «Повесть о любви и тьме» 2015 года.
В 1937 году, когда мир отмечал столетие со дня смерти Пушкина, Шаляпин предложил Рахманинову написать первый акт – пролог для «Алеко», в котором раскрывалась бы судьба героя до начала оперы.
Композитор идею отверг – прошло 45 лет, и в возвращении к своей юношеской работе он не видел ни смысла, ни интереса. Он понимал, что этот шаг обернулся бы противостоянием между 64-летним опытным мастером и вдохновенным 19-летним юношей, причем обоими был он сам.
«Алеко» остался шедевром начинающего гения, брызжущим искрами молодого таланта и творческой энергии.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Сергей Рахманинов «Алеко»
Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/aleko
Поэма Пушкина Цыганы: краткое содержание, пересказ и анализ произведения
Стихотворец работал над поэмой около десяти месяцев — с января по октябрь 1824 года. Начал писать поэму Александр Сергеевич в атмосферной Одессе, а закончил работу уже в Михайловском.
Оглавление:
- Цель краткого пересказа
- Начало поэмы
- Середина произведения
- Эпилог
- Про публикации и успех поэмы в свое время
Последняя редакция «Цыган» датируется декабрем 1824 года.
Именно на сюжет пушкинских «Цыган» С. Рахманинов написал в 1892 году свою первую оперу под названием «Алеко». Поэма привлекла многих талантливых композиторов и музыкантов, благодаря ритмичному слову автора и глубокой чувственной теме.
Поэма «Цыганы» оставила значительный след в творчестве писателя. Именно в «Цыганах» А. С. Пушкин прощается с былым «байронизмом», описывая своего героя немного разочарованным и неспособным раствориться в среде «благородных дикарей».
В поэме виден рост от ласкающего и сладкозвучного стиля к суровому и прекрасному написанию последних произведений автора.
Цель краткого пересказа
Краткое содержание поэмы «Цыганы» помогает читателю:
- познакомиться с сюжетом поэмы или рассказа, романа,
- узнать основную мысль и тему произведения,
- ознакомиться с характерами главных героев, их переживаниями и способностями.
Для кого нужен краткий пересказ?
- для студентов и учеников,
- для литературных блогеров, которые выбирают произведение для прочтения,
- для филологов и учителей, который с помощью краткого описание могут по-новому взглянуть на написанное известным писателем.
Начало поэмы
По степям Бессарабии кочует цыганский табор. Обычная цыганская семья готовит ужин у костра. Недалеко пасутся кони, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Постепенно шум и песни угасают, табор поглощает сон.
Только в одном шатре не спит старый цыган. Он ждет свою дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле. И тут неожиданно возвращается его дочка вместе с неизвестным юношей.
Земфира рассказывает отцу, что встретила парня за курганом и пригласила в табор, ведь его преследует закон, и он мечтает стать цыганом, сбежать от городской суеты и стать по-настоящему свободным.
Парня зовут Алеко. Старик любезно позволил молодому человеку остаться в таборе столько времени, сколько будет нужно. Он сказал Алеко, что готов делить с ним и кров, и хлеб.
Середина произведения
Почему же он тоскует? Почему ему так горько? Земфире любопытно узнать, о чем грустит ее любимый. Они начинают разговаривать. Земфира переживает, что Алеко скучает по прежней жизни, от которой он решил отказаться. Но парень успокаивает ее и утверждает, что счастлив оставить в прошлом «неволю душных городов».
В прошлой, брошенной им жизни, не было любви и веселья, а теперь он желает всегда быть рядом с Земфирой.
Старик услышал их разговор и рассказал старое как мир предание про поэта, которого отправил в ссылку царь. Но сердце поэта скучало по родным краям, даже невзирая на гостеприимство и заботу местного населения. Алеко угадывает в герое рассказа Овидия, он поражен эфемерности славы и превратностями человеческой судьбы.
Два года Алеко живет в таборе и кочует вместе с ним. Он чувствует себя свободным и счастливым и совсем не тоскует о прошлой жизни. Зарабатывает на хлеб тем, что водит по деревням дрессированного медведя и веселит местное население.
Ничего не нарушает покой его души. Пока в один обыденный день Алеко не слышит песню Земфиры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня».
Песня вызвала в душе Алеко смятение. В этой песне девушка поет о том, что разлюбила его. Парень просит прекратить петь, но девушка продолжает. И в этот момент Алеко осознает, что Земфира своим поведением и пением подтверждает самые скрытые его страхи — она неверна ему. Она разлюбила!
Этой же ночью девушка будит своего отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне и горько плачет. Но ее сердце просит воли, любовь Алеко уже надоела ей. Парень просыпается, и Земфира подходит к нему.
Юноша интересуется, где была его возлюбленная? И она отвечает, что была у отца, так как не могла выдержать душевных терзаний Алеко во сне. Парень рассказывает, что ему приснилось будто Земфира изменила ему с другим.
Но девушка просит не верить лукавости сновидений.
Алеко отправляется поговорить со старым цыганом. И старик просит парня не предаваться сильно грусти, ведь она способна погубить душу. В этот момент парень признается, что причина его душевных мук — это равнодушие возлюбленной.
Цыган утешает Алеко, утверждая, что Земфира, словно ребенок. А сердце женщины любит, играя, и никто не волен приказать женскому сердцу, любить или нет. Но юноша вспоминает дни и часы любви и страсти, он безутешен в своих страданиях.
Парень накручивает себя, что Земфира к нему охладела и, скорее всего, нашла другого. Плюс ко всему старый цыган рассказывает разбитому горем юноше свою историю.
Его история о том, как он в молодости любил прекрасную и неземную Мариулу, как с трудом добился взаимности. Но молодость прошла быстро, а еще быстрее закончилась любовь Мариулы. И в один прекрасный день Мариула ушла с другим табором, а ему оставила маленькую дочь Земфиру и разбитое сердце.
В это время Земфира находится на свидании с молодым и красивым цыганом. И они договариваются о новой встрече сегодня ночью, когда взойдет луна. Алеко очень беспокойно спит и, проснувшись, не находит рядом Земфиры. Он поднимается и выходит из шатра. Его окутывает страх, тревога и подозрения. Алеко ходит вокруг шатра, размышляет и тут замечает едва заметные следы, идущие из кургана.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/kratkoe-soderzhanie-poemyi-pushkina-tsyiganyi
Опера С. В. Рахманинова "Алеко"
Наша кнопка
Скачать материал
Опера С. В. Рахманинова «Алеко»
Опера в одном действии; либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
- Первая постановка: Москва, Большой театр, 27 апреля (9 мая) 1893 года.
- Действующие лица: Алеко (баритон), молодой цыган (тенор), старик, отец Земфиры (бас), Земфира (сопрано), старая цыганка (контральто), цыгане.
- Время и место действия неопределенное.
На берегу реки раскинул свои шатры табор цыган. Тихо напевая, они готовятся к ночлегу. Старый цыган, отец красавицы Земфиры, вспоминает молодость и свою любовь, причинившую ему немало страданий. Совсем недолго его любила Мариула, через год ушла она с другим табором, бросив мужа и маленькую дочь. Рассказ старика вызывает бурный отклик у Алеко.
Он не простил бы измены и поэтому не может понять, почему старик не стал мстить неверной жене и её возлюбленному. Если он найдёт врага даже спящим над бездной моря, он столкнёт его в бездну! Речи Алеко глубоко чужды и неприятны Земфире, ещё недавно любившей его.
Теперь этот человек, пришедший к ним из другого мира, враждебен ей, его жестокость непонятна, любовь — постыла. Земфира не скрывает вспыхнувшей страсти к молодому цыгану. Качая люльку, она напевает песню о старом, ревнивом, нелюбимом муже. «Я песню про тебя пою», — говорит она Алеко. Наступает ночь, и Земфира уходит на свидание.
Оставшись один, Алеко погружается в горькое мучительное раздумье. С болью вспоминает он об ушедшем счастье. Мысль об измене Земфиры приводит его в отчаяние.
Только под утро возвращаются Земфира и молодой цыган. Навстречу им выходит Алеко. В последний раз молит он Земфиру о любви, напоминает, что ради её любви обрёк себя на добровольное изгнание из общества, в котором он родился и вырос. Но Земфира непреклонна. Мольбы Алеко сменяются угрозами. Охваченный гневом, он закалывает молодого цыгана.
Оплакивая смерть возлюбленного, Земфира проклинает злодейство Алеко. Алеко убивает и Земфиру. На шум сходятся и цыгане. Им, ненавидящим казни и убийства, непонятен жестокий поступок Алеко. «Мы дики, нет у нас законов, мы не терзаем, не казним, не нужно крови нам и стонов, но жить с убийцей не хотим», — говорит отец Земфиры.
Цыгане уходят, оставляя Алеко, одинокого, охваченного безысходной тоской.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Источник: https://doc4web.ru/muzika/opera-s-v-rahmaninova-aleko.html
С. В. Рахманинов. Опера «Алеко»
В 1892 году студенты-композиторы, заканчивающие Московскую консерваторию, получили нелегкое задание – написать в качестве дипломной работы оперу. Был среди них и девятнадцатилетний Сергей Васильевич Рахманинов, за год до этого уже окончивший консерваторию как пианист. Либретто написал Владимир Иванович Немирович-Данченко, а в качестве литературной основы была выбрана поэма Пушкина «Цыганы». Безусловно, сочинять по заданию привычно для студента-композитора, а опера – достойное завершение учебы, но слишком уж мало времени было предоставлено выпускникам: даже у опытных авторов на сочинение оперы иной раз уходит больше года, а в данном случае молодые композиторы должны были создать оперу – пусть даже одноактную – всего за месяц. Задача усложнялась тем, что либретто было предоставлено в готовом виде, и корректировать его не позволялось.
Рахманинов не просто уложился в предоставленное время – он выполнил задание даже раньше срока, всего за семнадцать дней, успев написать за это время не только клавир, но и партитуру.
Но не только скоростью работы поразил выпускник своих строгих наставников – опера была поистине великолепна: автор получил высшую оценку, удостоился золотой медали, а имя его было занесено на мраморную доску отличия.
При переработке в оперное либретто поэма Пушкина подверглась сокращениям – лишь вскользь упоминается о бегстве героя от городской жизни, от «оков просвещенья», внимание сосредоточено на любовном конфликте, на «роковых страстях» Алеко.
Его драма играет главенствующую роль в опере, и квинтэссенцией образа становится лейтмотив главного героя, проходящий красной нитью через все произведение – ритмически острый, гармонически неустойчивый, возбужденно-речитативный по складу.
Впервые он возникает в оркестровом вступлении к опере, впоследствии на нем строятся и речитативные, и многие ариозные фрагменты, которые характеризуют Алеко.
Лишь в среднем разделе каватины («Весь табор спит») – самой развернутой и вдохновенной части партии Алеко – возникает мелодия иного склада: широкая, по-рахманиновски «бесконечная», устремленная вверх (оказывается, охваченный страстями герой способен и на чувство по-настоящему возвышенное).
Земфира, противопоставляемая мрачному, мятущемуся Алеко, тоже наделена лейтмотивом – энергичная, угловатая мелодия песни, которую напевает она в первой картине («Старый муж, грозный муж…») передает решительность и независимость характера цыганки. Эта мелодия звучит то мягко и нежно – перед средним разделом каватины Алеко (герой вспоминает о своем счастье с Земфирой), то тоскливо – в сцене смерти героини.
Противостоит Алеко и другой персонаж – Старый цыган. Его ариозно-повествовательный рассказ контрастирует возбужденным репликам заглавного героя – так же, как противопоставляются друг другу жизненные позиции этих людей. Скорбная, возвышенная мелодия рассказа Старого цыгана возвращается в финале оперы – как приговор Алеко.
Любовная драма разворачивается на фоне цыганского быта. «Групповой портрет» цыган создает хор и танцевальные номера. Основные средства создания цыганского колорита – гармонический лад, хроматика, словом, все то, что чаще всего используется как «восточный элемент».
В пляске мужчин использована подлинная цыганская мелодия. С безмятежным хором цыган («Как вольность весел наш ночлег») интонационно связан романс молодого цыгана («Взгляни, под отдаленным сводом») – энергичная мелодия в ритме вальса, проникнутая ощущением радости жизни.
Оперу «Алеко» – первое произведение Рахманинова в оперном жанре – высоко оценили не только консерваторские наставники. Первое исполнение, которое состоялось 9 мая 1893 года в Москве в Большом театре, имело большой успех.
Одним из самых восторженных зрителей был Петр Ильич Чайковский – впрочем, он обратил внимание на творение молодого композитора еще в период репетиций. Опера настолько понравилась ему, что он предложил Рахманинову исполнять ее в один вечер со своей одноактной оперой – «Иолантой». С. В.
Рахманинов был настолько поражен оказанной ему честью, что на несколько минут лишился дара речи.
Более чем через год после московской премьеры оперы «Алеко» – в октябре 1893 года – состоялась киевская премьера, столь же успешная. На двух спектаклях дирижировал сам Сергей Васильевич Рахманинов.
В дальнейшем опера «Алеко» ставилась не особенно часто, но каждой постановке неизменно сопутствовал успех. В год 100-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина в заглавной роли выступил Федор Иванович Шаляпин.
Усматривая сходство между героем и поэтом, певец посредством грима придал своему облику сходство с самим Пушкиным. Впоследствии – в год 100-летия со дня смерти Пушкина – Шаляпин предложил Рахманинову написать пролог к опере, в котором раскрывалась бы предыстория событий – жизнь Алеко до прихода в табор.
Но композитор отказался: к тому времени сюжет оперы был для него уже пройденным этапом.
Музыкальные сезоны
Источник: https://musicseasons.org/s-v-raxmaninov-opera-aleko/
Краткое содержание: Сергей Васильевич Рахманинов. Алеко
АЛЕКО
Опера в одном акте
Либретто В. И. Немировича-Данченко
Действующие лица:
|
|
Цыганы.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
За месяц до выпускного экзамена по классу композиции
Рахманинов получил задание написать дипломную работу — оперу на либретто В. И.
Немировича-Данченко (1858—1943) по поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Предложенный
сюжет увлек композитора; опера была написана в кратчайший срок — 17 дней, что
говорило о незаурядном мастерстве и талантливости девятнадцатилетнего автора.
Экзаменационная комиссия поставила Рахманинову высшую оценку; имя композитора
было занесено на мраморную доску отличия.
Премьера оперы, состоявшаяся 27
апреля (9 мая) 1893 года в московском Большом театре, имела успех. Тепло
отозвался о ней присутствовавший на спектакле П. И. Чайковский.
В либретто оперы поэма Пушкина сильно сокращена,
местами изменена. Действие сразу вводит в драматически напряженную ситуацию.
Придерживаясь пушкинской мысли, либреттист подчеркнул основной конфликт — столкновение
вольных, далеких от цивилизованного мира цыган с гордым и одиноким Алеко.
Бежавший
из «неволи душных городов», мечтавший обрести душевный покоив степях под
гостеприимным кровом кочевников, он, однако, отмечен проклятьем своего
общества. Горе приносит Алеко приютившим его цыганам. Характеристике душевных
переживаний Алеко композитор уделил главное внимание.
СЮЖЕТ
На берегу реки раскинулся цыганский табор. Вечер.
Среди цыган Алеко; уже два года, как он покинул светское общество и кочует
вместе с цыганами. Алеко и юная Земфира полюбили друг друга, но вскоре она к
нему охладела. Старый отец Земфиры вспоминает дни молодости и свою несчастную
любовь. Лишь год была верна ему Мариула. Оставив маленькую дочь, она ушла к
другому.
Алеко не может понять, почему цыган не отомстил изменнице; сам он, не
колеблясь, даже спящего врага столкнул бы в бездну. Но Земфира и ее тайный
возлюбленный, Молодой цыган, думают иначе: любовь свободна! Печаль, навеянную
рассказом старика, цыганы хотят развеять веселыми плясками. Во время танца
Земфира и Молодой цыган скрываются. Мучительная ревность вспыхивает в душе
Алеко.
Ночь он проводит в тягостном раздумье. Светает. За курганом Земфира
прощается с Молодым цыганом. Она торопится. Но Алеко уже здесь. Тщетно он
пытается вернуть любовь Земфиры. Обуреваемый ревностью Алеко убивает
любовников. На шум сбегаются цыгане. Отец Земфиры, а вместе с ним весь табор
требуют, чтобы убийца покинул их. Настало утро. Табор трогается в путь.
Алеко в
отчаянии, он вновь одинок.
МУЗЫКА
«Алеко» — камерная лирико-психологическая опера с
напряженным драматическим действием. Образы героев драмы предстают на фоне
колоритных картин природы и цыганского быта. Музыка оперы покоряет искренностью
выражения и мелодической щедростью.
В оркестровой интродукции мелодии флейт и кларнетов, овеянные
чистотой и покоем, противопоставлены мрачным, зловещим мотивом, связанным в
опере с образом Алеко. Хор «Как вольность весел наш ночлег» проникнут безмятежным
лирическим настроением. Рассказ старика «Волшебной силой песнопенья» отмечен
благородством и мудрой простотой.
Яркие краски, темпераментные ритмы вносит в
музыку цыганская пляска; в женском танце плавное, сдержанное движение сменяется
задорно оживленным; мужской танец, основанный на подлинной цыганской мелодии,
завершается бурным, неистовым плясом. В последующих номерах оперы драма начинает
стремительно развертываться.
Песня Земфиры «Старый муж, грозный муж» очерчивает
ее характер, сильный и страстный, своевольный и дерзкий. Каватина Алеко «Весь
табор спит» создает романтический облик героя, томимого муками ревности; при
воспоминании о любви Земфиры возникает широкая и обаятельно красивая мелодия.
Оркестровое интермеццо живописует поэтичную картину рассвета.
Романс Молодого цыгана
«Взгляни, под отдаленным сводом», написанный в движении вальса, проникнут
радостным ощущением полноты жизни. В момент роковой развязки звучит скорбная
мелодия одиночества Алеко.
Источник: http://vsekratko.ru/opera/110.html
Алеко
Aleko – опера, состоящая из одного акта, написана Сергеем Рахманиновым. Впервые музыкальный шедевр смогли в Москве слушать любители оперного искусства: Большой Театр в конце весны 1893 года давал премьеру.
Стоит отметить, что композитору, создавшему Алеко, на момент написания было всего 19 лет и именно это произведение стало его дипломной работой в Московской консерватории. Отзывы на произведение, которые дал Чайковский, были максимально высокими. Одним из замечательных исполнителей роли главного героя – Алеко, был сам Федор Шаляпин.
Кстати, оперу впервые представляли в рамках столетия со дня рождении Пушкина, и Шаляпин выступал в образе великого поэта.
Содержание оперы не может быть полностью раскрыто без знания истории ее создания.
Все началось приблизительно дней за тридцать до аттестационного экзамена, который Рахманинов должен был сдавать по классу композиции.
Ему было представлено либретто Немировича-Данченко, написанное по пушкинским «Цыганам». Сюжет понравился и увлек, что позволило молодому дарованию окончить работу всего за 17 дней.
Стоит отметить, что написанное по поэме либретто не только сократило само произведение, но и кое-где изменило его. Автор оперы с первых секунд смог обрисовать ситуацию, полную напряженного драматизма.
Так же как и в поэме, либретто выделило центральный конфликт, заключающийся в столкновении вольных нравов свободных цыган и одинокого в своей гордости Алеко.
Он отрекся от общества в стремлении обрести покой, но именно общество становится его проклятием, мешающим ему стать хорошим и благодарным гостем кочевого народа. Алеко становится источником горя для тех, кто его приютил.
Что касается музыки, то произведение представляется камерной лирико-психологической оперой, в которой прослеживается интенсивная драматургия. Образы главных героев неотделимы от красочных картин природы и быта кочевников. Сюжет, как и музыка, пленяет откровенным прямодушием и щедростью на разнообразие мелодий.
Краткое содержание не может отразить всего колорита картины, но оно позволит лучше понять суть произведения. А начинаются действия оперы на берегу реки, где разбросаны цыганские разноцветные шатры. В одном из них располагаются Алеко и Земфира. Действия дополняются бытовыми картинами и неспешной обыденной суетой. Алеко среди цыган, с которыми он кочует уже два года.
В начале оперы звучит интродукция, в которой чистота образов переплетается с жутковатым впечатлением от Алеко. Зрители и слушатели с первых мгновений окунаются в мир табора, где цыганский хор полон безмятежности и хорошего настроения.
Привлекает образ старого цыгана, предающегося воспоминаниям о собственной грустной истории любви к Мариуле, сбежавшей всего через год и бросившей недавно рожденную дочь – Земфиру. Недоумевающий Алеко не понимает, почему старик не отомстил, ведь он сам готов совершить подлость, если ему придется мстить, не задумываясь.
Земфира, раздраженная словами Алеко, говорит о стремлении к свободе и о том, что больше не хочет его любви. Она увлечена молодым цыганом, что становится основанием для мести со стороны ревнивца.
Цыгане не любят печалиться и стремятся развеять грустные мысли веселым пением и плясками. «Женская пляска» и «Пляска мужчин» – автор оперы использовал подлинные мелодии цыганских песен для того, чтобы отразить все оттенки чувств и эмоций.
Действие продолжается сценой разговора Земфиры с молодым цыганом, который мечтает о поцелуе, но получает отказ, из-за боязнь Земфирой Алеко. Однако назначается свидание, а местом для него выбирается курган над могилой.
Бытовые сцены сопровождаются пением Земфиры у люльки, размышлениями Алеко о радостях случайной любви. Земфира уже не скрывает своей неприязни к мужу, но утверждается в предпочтениях к молодому цыгану.
Она откровенна в своих признаниях, высказанных перед уходом.
Непревзойденной и впечатляющей признается ария Алеко из оперы одноименной, исполняемой им в одиночестве.
Сцена рассвета сопровождается появлением Земфиры и молодого цыгана, которые не могут расстаться, но боятся появления Алеко. Но последний, незамеченный, становится свидетелем любовной сцены. В драматичной развязке выясняется то, что Земфира уже не любит Алеко, и его мольбы о воспоминаниях былого счастья остаются без душевного отклика.
Рассудок покидает Алеко, который готов к мести. Просьбы Земфиры к молодому цыгану о том, чтобы он бежал, не успевают реализоваться и Алеко закалывает его, а в итогом проклятий Земфиры становится ее смерть. Разбуженные шумом цыгане застают трагическую сцену убийства. Алеко не мстят, его изгоняют, и он опять остается наедине с одиночеством.
На сайте клуба «Орфей» можно бесплатно в режиме онлайн услышать самые знаменитые арии из оперы Алеко, созданные Рахманиновым. Там же можно бесплатно увидеть видео многочисленных постановок оперы.
Источник: http://orfey.club/opyeri/aleko/
Алеко
Для дальнейшей работы сайта требуются средства на оплату хостинга и домена. Если вам нравится проект, поддержите материально.
Алеко баритон Молодой цыган тенор Старик (отец Земфиры) бас Земфира сопрано Старая цыганка контральто Цыгане
- Как вольность, весел наш ночлег И мирный сон под небесами, Между колесами телег, Полузавешанных коврами. Для нас везде, всегда дорога, Везде для нас ночлега сень, Проснувшись поутру, мы отдаем свой день
- Труду и песням.
- Волшебной силой песнопенья В туманной памяти моей Вдруг оживляются виденья
- То светлых, то печальных дней.
Поведай, старик, перед сном Нам сказку о славном былом.
- И наши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые,
- И от судеб защиты нет.
- Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула! Но ты, пора любви, минула Еще быстрее: только год
- Меня любила Мариула.
- Однажды близ кагульских вод Мы чуждый табор повстречали, Цыгане те свои шатры,
- Разбив близ наших, у горы,
- Две ночи вместе ночевали. Они ушли на третью ночь, — И, брося маленькую дочь,
- Ушла за ними Мариула.
Я мирно спал; заря блеснула; Проснулся я, — подруги нет! Ищу, зову — пропал и след. Тоскуя, плакала Земфира, И я заплакал!.. С этих пор Постыли мне все девы мира,
Для них навек угас мой взор.
- Да как же ты не поспешил Тотчас вослед неблагодарной И хищнику, и ей, коварной,
- Кинжала в сердце не вонзил?
К чему? Вольнее птицы младость. Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь.
- О нет! Когда над бездной моря Найду я спящего врага, Клянусь, я в бездну, не бледнея,
- Столкну презренного злодея.
О, мой отец! Алеко страшен. Смотри, как вид ужасен.
Не тронь его, храни молчанье. Быть может, то тоска изгнанья.
Его любовь постыла мне, Мне скучно, сердце воли просит.
Мне тяжко: сердце мести просит.
Ревнив он, но не страшен мне.
- Довольно, старик! Скучны эти сказки, Забудем мы их
- В веселье и в пляске.
Начинаются пляски, во время которых Земфира и молодой цыган скрываются. Затем цыгане укладываются на ночлег.
Огни погашены. Одна луна сияет С небесной вышины и табор озаряет.
Появляются Земфира и молодой цыган.
Еще одно, одно лобзанье! Одно, но доле! На прощанье! Скажи, придешь ли на свиданье?
Обманет, не придет она!
Иди! Мой муж ревнив и зол. Прощай, покамест не пришел! Когда поднимется луна…
Там, за курганом над могилой.
(увидя Алеко) Беги, вот он! Приду, мой милый.
Молодой цыган уходит. Земфира уходит в шатер и садится у люльки. Алеко около шатра собирает веревки.
(поет песню у люльки) Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня: Я тверда, не боюсь Ни ножа, ни огня. Ненавижу тебя, Презираю тебя; Я другого люблю.
Умираю, любя.
Душа томится грустью тайной… Где ж радости любви случайной?
- Режь меня, жги меня, Не скажу ничего; Старый муж, грозный муж,
- Не узнаешь его.
Молчи! Мне пенье надоело. Я диких песен не люблю.
Не любишь? Мне какое дело! Я песню для себя пою.
- (Продолжает петь.)
- Он свежее весны, Жарче летнего дня; Как он молод, как он смел!
- Как он любит меня!
Молчи, Земфира, я доволен…
Ты сердиться волен. Я песню про тебя пою.
(Снова поет.)
Как ласкала его. Я в ночной тишине! Как смеялись тогда
Мы твоей седине!
Он свежее весны, Жарче летнего дня; Как он молод, как он смел! Как он любит меня! Как ласкала его Я в ночной тишине! Как смеялись тогда
Мы твоей седине! А!
Земфира уходит… Луна поднимается высоко и становится меньше и бледнее.
Весь табор спит. Луна над ним Полночной красотою блещет. Что ж сердце бедное трепещет? Какою грустью я томим? Я без забот, без сожаленья Веду кочующие дни. Презрев оковы просвещенья, Я волен так же, как они. Я жил, не признавая власти Судьбы коварной и слепой Но, боже, как играют страсти
Моей послушною душой!..
Земфира! Как она любила! Как, нежно прислонясь ко мне, В пустынной тишине Часы ночные проводила! Как часто милым лепетаньем, Упоительным лобзаньем Задумчивость мою
В минуту разогнать умела!
Я помню: с негой полной страсти, Шептала мне она тогда: «Люблю тебя! В твоей я власти! «Твоя, Алеко, навсегда!» И всё тогда я забывал, Когда речам ее внимал И как безумный целовал Её чарующие очи, Кос чудных прядь, темнее ночи. Уста Земфиры… А она, Вся негой, страстью полна, Прильнув ко мне, в глаза глядела… И что ж? Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!
Алеко уходит. Луна скрывается, чуть брезжит рассвет. Издалека доносится голос молодого цыгана.
- Взгляни: под отдаленным сводом Гуляет вольная луна; На всю природу мимоходом
- Равно сиянье льет она,
- Кто в небе место ей укажет, Промолвя: там остановись, Кто сердцу юной девы скажет:
- Люби одно, не изменись!
Начинает светать… Возвращаются Земфира и молодой цыган.
Нет, нет, постой! Дождёмся дня.
Как робко ты любишь. Минуту!
Минуту!
Не замеченный ими, появляется Алеко.
Если без меня Проснется муж…
Проснулся он… Стойте! Куда вы? Стойте!
- Иль во сне я грежу?
- (Земфире) Где ж твоя любовь?
Отстань! Ты опостылел мне. Былое не вернется вновь.
Земфира! Вспомни, милый друг! Всю жизнь я отдал за желанье С тобой делить любовь, досуг
И добровольное изгнанье.
- О нет, злодей! Я пред тобой От прав моих не откажусь,
- Иль мщеньем наслажусь.
(молодому цыгану) Беги, мой друг, беги…
Постой! Куда, красавец молодой?
Лежи!..
(Закалывает его.)
Алеко, ты убил его! Взгляни, ты весь обрызган кровью!
О, что ты сделал!
Ничего! Дыши теперь его любовью…
(склоняясь к трупу) О, милый мой! Прости меня!
Моя любовь тебя сгубила.
- Не боюсь тебя. Твои угрозы презираю,
- Твое убийство проклинаю.
Умри ж и ты.
Поражает ее ножом.
О чем шумят? Что там за крик? Кого тревожит эта ночь?
Что здесь случилось? Встань, Старик!
Из шатра выбегает Старик.
Алеко! Земфира! Дочь! Смотрите, плачьте, вот она!
- Лежит, в крови обагрена.
- Цыгане в ужасе обступают Старика, Алеко, Земфиру и Молодого цыгана.
Ужасное дело луч солнца встречает. За чьи преступленья наш табор страдает?
Отец! Его ревность сгубила.
Земфира! Земфира! Взгляни пред собой на злодея, За миг твоей радостной жизни
Свою я отдам не жалея.
- Мужья! Идите над рекой Могилы свежие копать А жёны скорбной чередой
- Все в очи мёртвых целовать.
Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним. Не нужно крови нам и стонов, Но жить с убийцей не хотим. Ужасен нам твой будет глас. Мы робки и добры душой, Ты зол и смел, оставь же нас.
Прости! А будет мир с тобой.
Цыгыне уходят, унося трупы.
О, горе! О, тоска! Опять один, один!
* * *
Источник: http://libretto-oper.ru/rachmaninov/aleko
Премьера оперы Рахманинова «Алеко»
Моцарт, Бриттен, Нино Рота. Что общего между этими композиторами? Каждый из них мог бы задать своим коллегам вопрос: а что ты сделал для классической музыки в свои годы?
У каждого талант раскрылся рано. Моцарт сочинял пьесы уже в возрасте пять лет. Из Бриттена его амбициозная родительница выбивала музыкальные произведения в 10. Нино Рота написал свою первую ораторию в 12. В этот же ряд можно добавить и нашего Сергея Рахманинова.
Интерес к музыке у него проявился в детстве, не хватало только рвения к знаниям. Но, к счастью, дисциплине его научили. В качестве дипломной работы в консерватории Рахманинов написал свою первую оперу «Алеко». И к ней музыкальные театры обращаются до сих пор. О новой постановке «Алеко» на сцене Филармонии для детей и юношества расскажет Анна Лесина.
Такого «Алеко» публика еще не видела. Постановщики приоткрыли завесу тайны и впервые показали, как главный герой оказался в цыганском таборе. Идея сделать пролог, раскрывающий характер Алеко, принадлежала еще Федору Шаляпину. Он хотел осуществить замысел в 1937-м, к столетию смерти Пушкина. Но эти планы были реализованы только сейчас.
«Мы решили восстановить историческую справедливость и приблизить либретто к «Цыганам» Пушкина. Мы взяли цитаты из Пушкина, оригинальную музыку цыганских плясок и вставили в момент знакомства Алеко с Земфирой».
В остальном оригинальное либретто постарались максимально сохранить. Оперу Сергея Рахманинова, которую он написал в 19 лет, дирижер Михаил Голиков изучал еще в детстве. Тогда она казалась музыканту сочинением исключительно о юношеских страстях. Сегодня опера раскрыла новые смыслы.
«Мне пришлось столкнуться с тем, что я то уже старше и по-другому смотрю на эти страсти, по-другому взвешиваю с точки зрения философии. И здесь задача – соединить страстный порыв, который в музыке Рахманинова заложен, с тем, что делают артисты, с тем, что делает оркестр. И как это все собирается в драму. Настоящую, глубокую, философскую, где есть несколько слоев, целая полифония каких-то ощущений».
Постановка «Алеко» – это первая совместная работа Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества и Международной академии музыки Елены Образцовой. Оперную партию Земфиры солистка академии Татьяна Лавренко исполняла и ранее. И уже успела полюбить свою героиню.
«Она молодая, она очень любит жизнь, ей лет 15. Она очень веселая, искренняя в каждом своем пробуждении, но принимает влюбленность за любовь, поэтому и произошла эта трагедия».
Сцену убийства ревнивым юношей Земфиры и ее любовника в детской постановке оставили. В новой трактовке «Алеко» стала увлекательной и красочной сказкой, пусть и не с хеппиэндом. Несмотря на это, новую оперу привередливый юный зритель принял с восторгом.
Источник: https://topspb.tv/programs/stories/472089/
Краткое содержание Сергей Васильевич Рахманинов. Алеко
АЛЕКО
Опера в одном акте
Либретто В. И. Немировича-Данченко
Действующие лица:
|
|
Цыганы.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
За месяц до выпускного экзамена по классу композиции Рахманинов получил задание написать дипломную работу — оперу на либретто В. И. Немировича-Данченко (1858-1943) по поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Предложенный сюжет увлек композитора; опера была написана в кратчайший срок — 17 дней, что говорило о незаурядном мастерстве и талантливости девятнадцатилетнего автора.
Экзаменационная комиссия поставила Рахманинову высшую оценку; имя композитора было занесено на мраморную доску отличия. Премьера оперы, состоявшаяся 27 апреля (9 мая) 1893 года в московском Большом театре, имела успех.
Тепло отозвался о ней присутствовавший на спектакле П. И. Чайковский.
В либретто оперы поэма Пушкина сильно сокращена, местами изменена. Действие сразу вводит в драматически напряженную ситуацию. Придерживаясь пушкинской мысли, либреттист подчеркнул основной конфликт — столкновение вольных, далеких от цивилизованного мира цыган с гордым и одиноким Алеко.
Бежавший из «неволи душных городов», мечтавший обрести душевный покоив степях под гостеприимным кровом кочевников, он, однако, отмечен проклятьем своего общества. Горе приносит Алеко приютившим его цыганам. Характеристике душевных переживаний Алеко композитор уделил главное внимание.
СЮЖЕТ
На берегу реки раскинулся цыганский табор. Вечер. Среди цыган Алеко; уже два года, как он покинул светское общество и кочует вместе с цыганами. Алеко и юная Земфира полюбили друг друга, но вскоре она к нему охладела. Старый отец Земфиры вспоминает дни молодости и свою несчастную любовь. Лишь год была верна ему Мариула. Оставив маленькую дочь, она ушла к другому.
Алеко не может понять, почему цыган не отомстил изменнице; сам он, не колеблясь, даже спящего врага столкнул бы в бездну. Но Земфира и ее тайный возлюбленный, Молодой цыган, думают иначе: любовь свободна! Печаль, навеянную рассказом старика, цыганы хотят развеять веселыми плясками. Во время танца Земфира и Молодой цыган скрываются. Мучительная ревность вспыхивает в душе Алеко.
Ночь он проводит в тягостном раздумье. Светает. За курганом Земфира прощается с Молодым цыганом. Она торопится. Но Алеко уже здесь. Тщетно он пытается вернуть любовь Земфиры. Обуреваемый ревностью Алеко убивает любовников. На шум сбегаются цыгане. Отец Земфиры, а вместе с ним весь табор требуют, чтобы убийца покинул их. Настало утро. Табор трогается в путь.
Алеко в отчаянии, он вновь одинок.
МУЗЫКА
«Алеко» — камерная лирико-психологическая опера с напряженным драматическим действием. Образы героев драмы предстают на фоне колоритных картин природы и цыганского быта. Музыка оперы покоряет искренностью выражения и мелодической щедростью.
В оркестровой интродукции мелодии флейт и кларнетов, овеянные чистотой и покоем, противопоставлены мрачным, зловещим мотивом, связанным в опере с образом Алеко. Хор «Как вольность весел наш ночлег» проникнут безмятежным лирическим настроением. Рассказ старика «Волшебной силой песнопенья» отмечен благородством и мудрой простотой.
Яркие краски, темпераментные ритмы вносит в музыку цыганская пляска; в женском танце плавное, сдержанное движение сменяется задорно оживленным; мужской танец, основанный на подлинной цыганской мелодии, завершается бурным, неистовым плясом. В последующих номерах оперы драма начинает стремительно развертываться.
Песня Земфиры «Старый муж, грозный муж» очерчивает ее характер, сильный и страстный, своевольный и дерзкий. Каватина Алеко «Весь табор спит» создает романтический облик героя, томимого муками ревности; при воспоминании о любви Земфиры возникает широкая и обаятельно красивая мелодия. Оркестровое интермеццо живописует поэтичную картину рассвета.
Романс Молодого цыгана «Взгляни, под отдаленным сводом», написанный в движении вальса, проникнут радостным ощущением полноты жизни. В момент роковой развязки звучит скорбная мелодия одиночества Алеко.
(No Ratings Yet) Краткое содержание Сергей Васильевич Рахманинов. Алеко
Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-sergej-vasilevich-raxmaninov-aleko/