Краткое содержание оперы вебера вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Презентация на тему: Жизненный и творческий путь К. М. Вебера Опера «Вольный стрелок» Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Презентация занятия по музыкальной литературе1 курс Жизненный и творческий путьК. М. ВебераОпера «Вольный стрелок»Подготовила преподаватель МВМУ Стрелкова М. В.

№ слайда 2

Описание слайда:

Карл Мария фон Вебер(1786-1826) Композитор, дирижер,блестящий пианист, общественный деятель, талантливый публицист, основоположник немецкой романтической оперы.

№ слайда 3

Описание слайда:

В раннем возрасте увлекался живописью и музыкой.1798 год – Вебер становится учеником Михаэля Гайдна (младшего брата Йозефа Гайдна) по теории и композиции.В 14 лет Вебер – автор нескольких сонат для фортепиано, вариаций, камерных сочинений, мессы и первой оперы «Сила любви и ненависти», значительного количества песен, кроме того был превосходным певцом.

№ слайда 4

Описание слайда:

Ранние оперы Вебера – все написаны в форме зингшпиля, заметно тяготение к фантастике.1803 год – Вебер становится учеником аббата Фоглера (ученика знаменитого падре Мартини из Болоньи).1804 год – Вебер получает место капельмейстера в Бреславле.До 1810 года — служба в Штутгарте в качестве личного секретаря герцога Вюртембергского.

№ слайда 5

Описание слайда:

Вебер организует вместе с учениками Фоглера организует «Гармоническое общество». Задачи общества – взаимная поддержка, продвижение произведений пропагандой и критикой в печати.Особенно высоко Вебер ценил музыку французских композиторов: Керубини, Мегюля и Гретри.1813-1816 гг. Вебер – руководитель оперного театра в Праге.

№ слайда 6

Описание слайда:

Дрезденский период – последнее десятилетие жизни Вебера – вершина творчества композитора.Лучшие фортепианные и оперные произведения – сонаты, «Приглашение к танцу», оперы: «Freischütz» («Вольный стрелок), «Эврианта», «Оберон».

№ слайда 7

Описание слайда:

Опера «Вольный стрелок»Замысел «Вольного стрелка» возник в 1810 году, первая постановка состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре, под управлением автора.Успех оперы превзошел все ожидания, мелодии из «Вольного стрелка» стали напевать на улицах.Иоганн Фридрих Кинд – автор либретто оперы «Вольный стрелок».

№ слайда 8

Описание слайда:

ЛибреттоСюжет оперы «Вольный стрелок» воспроизводит в основных чертах 1-ю новеллу «Книги призраков», изданную немецкими писателями Августом Апелем и Фридрихом Лауном.

В новелле Апеля широко использованы мотивы старинных немецких и чешских народных преданий о Черном охотнике. Главное отличие либретто от первоисточника: В конце повести Апеля невеста (Агата) убита, жених (Макс) сходит с ума.

В опере все заканчивается благополучно, совершается чудо, сила добра побеждает.

№ слайда 9

Описание слайда:

По словам Вебера в основе «Вольного стрелка» 2 главных элемента:жизнь охотниковгосподство демонических сил, олицетворенных Самиелем.Их противопоставление дано уже в увертюре.Главный принцип драматургии – принцип контраста.Контраст в чередовании: актов, картин, сцен, номеров, образов героев (Килиан -Каспар; Агата — Энхен).

№ слайда 10

Описание слайда:

Контраст: народно-бытового начала и фантастического;духовного и демонического.! Возникновение нового романтического героя в опере (многоплановость, богатство психологического содержания).! Намечен принцип непрерывного развития музыкального действия, развитый в «Эврианте».! Новый тип увертюры – по сути программная поэма. Берлиоз назвал ее — «царица всех увертюр».

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/muzyka/zhiznennyjj-i-tvorcheskijj-put-k-m-vebera-opera-volnyjj-strelok.html

Карл Мария фон Вебер. Опера «Вольный стрелок»

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок за 2 минуты пересказ сюжета

Подходящий сюжет композитор нашел в «Книге привидений» Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. В богемской деревне проводится традиционное состязание стрелков. По обычаю, победитель женится на первой красавице селения – в качестве таковой выбрали Агату, дочь лесничего. Влюбленный в нее охотник Макс в отчаянии: он всегда был таким метким – а сегодня не может поразить ни одну цель! Если он не исправит положение завтра, Агата достанется другому. Охотник Каспар предлагает ему помощь: нужно отправиться ночью в Волчью долину и там отлить волшебные пули, бьющие без промаха. Макс колеблется – это место слывет нечистым, а о самом Каспаре ходят слухи, что колдун – но как только Каспар показывает ему волшебные пули в действии, Макс соглашается. Между тем, Каспар решил помочь ему отнюдь не из сострадания: истекает срок его договора со злым духом Самиэлем, являющимся в Волчьей долине в образе черного охотника, и Каспару предстоит отправиться в Ад, если он не приведет вместо себя кого-то другого… Шесть пуль поразят цели, но последняя – седьмая – будет направлена в Агату. Убив возлюбленную, Макс умрет от горя – и попадет в лапы дьявола.

В последний день состязаний Агату терзают недобрые предчувствия. Открыв коробку со свадебным венком, она обнаруживает там венок погребальный. Подруга поспешно прикалывает к ее волосам розу, подаренную святым отшельником… Во время состязания Макс демонстрирует чудеса меткости, тратя одну волшебную полю за другой.

И вот князь указывает ему последнюю цель – белую голубку. Слишком поздно юноша замечает за кустом Агату… Новелла из «Книги привидений» заканчивалась трагически, но в опере финал изменен: подаренная отшельником роза отводит пулю, девушка невредима, а с дерева падает смертельно раненый Каспар.

Князь требует от Макса объяснений, и несчастный признается во всем.

Князь готов приговорить его к изгнанию, но за него заступается отшельник: Макс, несомненно, должен быть наказан, но не так сурово – достаточно отложить его свадьбу с Агатой на год, а подобные турниры вообще не следует проводить, нельзя ставит человеческое счастье в зависимость от удачи в стрельбе! Селяне ликуют, прославляя милосердие Бога.

Опера «Вольный стрелок» написана в жанре зингшпиля с присущим ему чередованием музыкальных номеров и разговорных диалогов. В музыкальных номерах звучат народно-жанровые интонации – и песенные, и танцевальные – придавая опере особую искренность, непосредственность чувств.

В музыке «Вольного стрелка» мы услышим и имитацию охотничьего рога, и лендлер, и народно-песенные интонации. В крестьянском марше композитор цитирует подлинную богемскую мелодию, а исполняют ее музыканты, находящиеся на сцене (два скрипача, виолончелист, кларнетист, валторнист и трубач).

На этом живописном фоне разворачивается драма, воплощающая вечный конфликт Добра и Зла.

Основной конфликт произведения очерчен уже в увертюре. В ее вступительном разделе сопоставляются романтическая тема леса и мрачный лейтмотив Самиэля. В дальнейшем развитии с темой Самиэля сталкиваются темы Макса и Агаты. В конце увертюры тема Агаты звучит торжественно, утверждая победу светлого начала.

Не только увертюра, но и опера в целом строится на контрастах.

Первому и третьему актам с преобладанием народно-жанрового начала противопоставляется мрачно-фантастическое второе действие, события которого разворачиваются в Волчьей долине (мелодической и гармонической ясности народных сцен противопоставляются жуткие уменьшенные гармонии).

Контрастность присуща и отдельным образам – особенно многоплановыми оказываются «портреты» Макса и Агаты, этой многоплановостью обусловлено сопоставление контрастных эпизодов в их развернутых ариях, выходящих за пределы форм, типичных для зингшпиля.

Сольные партии переплетаются с хором, который композитор делает живым участником действия: в первом акте с хором связывается и песня охотника Килиана, и терцет; из хора непосредственно «вытекает» марш – так возникает большая оперная сцена, в которой преодолевается замкнутость номеров. Примечательно, что самым известным номером оперы стал Хор охотников.

Премьера «Вольного стрелка», состоявшаяся в июне 1821 г., была воспринята современниками как завершение безраздельного доминирования итальянской оперы. Дорога для романтической оперы была проложена.

Все права защищены. Копирование запрещено

Источник: https://musicseasons.org/karl-mariya-fon-veber-opera-volnyj-strelok/

Вольный стрелок (Вебер)

Романтическая опера «Вольный стрелок» была  написана Карлом Марии фон Вебером. Первый показ был 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре. Сценарий произведения основывался на популярную в Германии и Чехии историю о парне, который подписал договор с дьяволом.

Именно, когда Вебер узнал данную историю, у него появилось желание написать оперу. Случилось это в 1810 году. Но к написанию произведения Вебер приступил в 1817 году.

Ему нравилось то, что в произведении он мог не только отобразить традиционную немецкую жизнь, но и предоставить свободу своей романтической фантазии, изображая вымышленные образы и лесную природу. «Вольный стрелок» открывает новую страницу в истории культуры Германии.

Именно с возникновением данного произведения связано появление нового направления, а также художественных тенденций в немецком искусстве.

Произведение состоит из трех актов. В первом действии рассказывается о том, как в деревне произошел праздник стрелков, в котором победу одержал крестьянин Килиан. В то время, как егерь Макс, который считался великолепным стрелком, на состязании ни разу не попал в мишень. В результате между Максом и Килианом завязывается драка.

Тут появляется лесник Куно, который и прекращает спорт между юношами. На следующий день, Максу необходимо было сделать пробный выстрел при князе, поэтому он слишком волнуется. Друг Макса егерь Каспар предлагает выпить и выстрелить в орла. На удивление Макс попадает, хотя птицы была слишком далеко.

Каспар утверждает, что пуля имела магическую силу, но таких больше нет. Максу нравится идея о магических пулях, ведь они могут спасти его. Друзья договариваются встретиться в Волчьем ущелье в полночь. После ухода Макса, Каспар открывает свое настоящее лицо. Он отдал свою душу дьяволу взамен на магические пули.

Если же он сможет до полуночи отдать дьяволу другую душу, Каспар спасется.

Второе действие состоит из двух картин. В первой картине представлена комната в хижине лесничего Куно. Его дочь Агата шьет, при этом настроение ее печальное, оно чувствует что-то плохое. Ее подруга Анхен изо всех сил старается поднять девушке настроение и напоминает ей о скорой свадьбе.

После ухода подруги, Агата остается наедине со своими мыслями. Она мечтает о Максе и увидев его на горизонте – выбегает к нему навстречу. Макс сообщает о том, что он убил оленя и ему необходимо забрать его до полуночи. Как бы подруги не упрашивали его не идти туда, Макс не слушается.

Во второй картине вниманию зрителей предстает «Волчий овраг». Каспар в ожидании Макса подписывает договор с дьяволом, но вместо своей души предлагает душу Макса. На что дьявол говорит ему: «Он или ты». Тут на горе виднеется Макс. Юношей охватывают адские видения и оба юноши теряют сознание.

Третье действие состоит из трех картин. Первая картина начинается с молитвы Агаты. Она чувствует что-то недоброе и не может успокоиться. Приходят друзья Макса и поздравляют Агату со скорым замужеством, но вместо свадебного венка принесли могильный. Подруга Агаты старается поднять ей настроение, подшучивает, но это не помогает.

Во второй картине появляется Макс и Каспар, которые идут по лесу. Макс просит у Каспара еще одну волшебную пулю, но он стреляет в лису. В итоге у Макса остается только одна пуля.

Третья картина переносит нас на площадь, на которой состоится состязание по стрельбе. Граф Оттокар велит Максу попасть в белого голубя. Когда Макс целиться в птицу, появляется Агата, которая кричит юноше, чтоб он не стрелял. Макс, испугавшись неожиданного крика, случайно выстрелил в Каспара, который спрятался за деревом. И тут слышен злой смех дьявола.

Граф в не себя от злости и сообщает Максу, что выгонит его из государства. На помощь парня приходит благочестивый старец, который рассказывает графу о злых намерениях Каспара и просит предоставить Максу год на исправление, а такой конкурс больше не проводить. Граф соглашается и счастью Макса и Агаты больше ничто, и никто не мешает. Их свадьба произойдет через год.

В конце все благодарят небеса за счастливый конец.

Главным драматическим конфликтом произведения является схватка светлых и темных сил. Такой конфликт получает романтическое воплощение. Вебер хотел показать процесс внутренней жизни персонажа. Такое желание заставило композитора отойти от традиционных вокальных форм и создать новый тип произведения.

Данная опера сочетает в себе романтические картины и картины быта. Благодаря такому эффекту достигается ощущение реальности. Музыка передает обстановку происходящего, а также подчеркивает характеры всех героев.

Это величайшее творение покорило всех своим национальным колоритом и демократизмом. В постановках оперы принимали участие знаменитые певцы и певицы.

Читайте также:  Краткое содержание сказки путаница чуковского за 2 минуты пересказ сюжета

За границей оперу немного искажали, поэтому от оригинала она была далека.

Источник: http://orfey.club/opyeri/volniy-stryelok-vyebyer/

Краткое содержание: Карл Мариа Вебер. Вольный стрелок

  • ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК1
  • Опера в трех актах
  • Либретто Ф. Кинда
  • Действующие лица:
  1. Оттокар, богемский князь
  2. Куно, лесничий
  3. Агата, его дочь
  4. Анхен, подруга Агаты
  • баритон
  • бас
  • сопрано
  • сопрано
  • бас
  • тенор
  • тенор
  • бас
  • без пения
Каспар Макс } охотники
  1. Килиан, богатый крестьянин
  2. Отшельник
  3. Самьель, «черный охотник»
  • Крестьяне, охотники, девушки, музыканты.
  • Действие происходит в Богемии (Чехии) вскоре после
    Тридцатилетней войны (1618—1648).
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная
в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом.
Заколдованные пули, полученные от «черного охотника», приносят юноше победу в
стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году,
когда он познакомился с этой колоритной легендой в «Книге страшных историй»
немецкого писателя-романтика А. Апеля. Легенда привлекла Вебера картинами
немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами.

К
осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году.
Либретто оперы, написанное Ф. Киндом (1768—1843), отличается от своего
первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают
светлые силы.

С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу
дьяволу охотник Каспар.

Макс — жених Агаты — отмечен типично романтическими
чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские
силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ
которой обрисован Вебером с большой теплотой. Действие разворачивается на фоне
бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного
национально-освободительного подъема, опера «Вольный стрелок» отвечала чаяниям
передовой демократической аудитории. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня
1821 года, прошла с исключительным успехом — опера приветствовалась не только
как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого
патриотического значения.

МУЗЫКА

«Вольный стрелок» — одно из лучших творений немецкого
национального романтического театра. Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер
применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом,
богатством психологических оттенков.

Наряду с развернутыми музыкальными
портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены,
тесно связанные с немецкой народной песенностью.

Ярко выразительны
фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось
колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы.
Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует
романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке
противоборствующих сил. Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен
возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция
передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер;
марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота
выражения отличают незатейливый деревенский вальс.

Резкий контраст вносит ария
Макса «Горем скован, как цепями», полная смятения и тревоги. В застольной песне
Каспара «Что б мы были без вина» увлекают острый ритм, стремительность движения.
Его образ далее развивается в арии «Нет, нет, погибнуть должен он», где
угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие
картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен «Юноша, если красивый» оттеняет
глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене «Усну ль я, не
дождавшись»; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных
мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть
арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет.
Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные,
глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную,
фантастическую картину. В центральном эпизоде — сцене литья волшебных пуль —
музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой
преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты «Толпами ходят в
небе тучи» овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор
подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников,
в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий
немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет
собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным
подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной
части арии Агаты из второго акта.

1 По-немецки «Фрейшюц». Опера известна также под названием «Волшебный стрелок».



Источник: http://vsekratko.ru/opera/012.html

Вольный стрелок — краткое содержание оперы Вебера

Действие оперы разворачиваются в Богемии, ныне территория Чехии. На деревенской площади расположена мишень для тренировки в стрельбе. Килиан — простой крестьянин, отличается отличными стрелковыми способностями. Народ прозвал его «стрелковым королем». Люди дивятся его способностям и поздравляют его с победой.

Грустным остается лишь егерь Макс, который промахнулся по мишени. Килиан вместе с другими высмеивает неудачника. Егерь долго терпит насмешки, но терпению приходит коней и он собирается драться с обидчиками. Появление графского лесничего Куно останавливает Макса. Лесничий огорчен поражением егеря, так как считает его отличным стрелком.

Куно просит героя не распыляться по пустякам, а готовится к завтрашним публичным соревнованиям, победа в которых даст возможным стать графским лесничим. Существовала легенда, что изначально один из лесников прародитей нынешнего графа сумел убить оленя, к спине которого был привязан преступник.

С этого момента лишь победа в стрельбе могла послужить назначением на службу в должность лесничего.

Макс понимает, что для него победа важна еще и возможностью получить руку дочери Куно Агаты. Героя мучают тяжелые предчувствия. К нему подходит его знакомый егерь Каспар, который издевается над товарищем.

Опытный лесник Куно успокаивает Макса и предлагает ему положиться на судьбу. Каспар поит главного героя и советует ему запастись волшебными пулями охотника-призрака Самиэля.

Одной из таких Макс убивает орла, Каспар предлагает ночью встретиться в проклятом месте, в народе прозванном «волчьим оврагом».

В доме Куно дочь занимает шитьем, ее подруга Анхен пытается повесить портрет родственника Куно на стену. В тот миг когда Макс убивает орла изображение падает со стены. Агата чувствует приближение беды, уговоры подруги не помогают справится с волнением.

Анхен уходит, а девушка, оставшись наедине, мечтает о любимом Максе, просит Бога победы для него. Увидев из окна жениха, выбегает ему навстречу. Подруга то же поджидает Макса у дома Агаты. Парень объясняет девушкам, что отправляется в «волчий овраг» за подстреленным им сегодня оленем.

Все уговоры невесты и ее подруги не ходить в не хорошее место осталось без внимания. Макса влечет судьба.

Поджидая своего товарища, Каспар договаривается с умершим призраком охотника о продаже своей жизни. Хитрый приятель рассчитывает отдать за свою жизнь товарища. Макс спускается к оврагу, тень покойной мамы не пускает его к проклятому месту, но юноша идет наперекор разуму. Демон посылает призрак Агаты, который зовет Макса на роковое место.

Макс начинает изготавливать волшебные пули. Всего их должно быть семь. Товарищи видят множество ужасающих видений. При изготовлении последней пули от страха оба приятеля падают полумертвыми на землю.

Агата чувствует несчастье, ее пытается отвлечь рассказами подруга. Друзья веселой компанией поздравляют девушку в предстоящей свадьбой, но по ошибке дарят ей венок с могилы.

Макс расстрелял в лесу шесть пуль, остается последний заряд. Он просит у Каспара еще пулю, но тот отказывает ему.

На площади граф просит Макса выстрелить в белую голубку, пролетавшую мимо. В это время Агата спускается со святым старцем к площади и своим криком мешает убить птицу. Макс вместо голубя попадает в Каспара.

Граф взбешен, но старец просит не наказывать Макса. Он рассказывает народу про сделку Каспара с дьяволом и просит дать парню шанс через год.

Граф смягчается и соглашается со старцем, отменив при этом навсегда подобные состязания.

Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/opery/volnyj-strelok-vebera

ClassicLive.org …мелодия — душа музыки..

Подробности Родительская категория: Опера, балет

  • Вольный стрелок (опера)
  • Либретто
  • Все страницы
  • Страница 1 из 2
  • Карл Мария Вебер

Либретто по старинным народным сказаниям написано Ф. Киндом. Первое представление состоялось 18 июня 1821 г. в Берлине.

Сюжет оперы «Вольный стрелок»

Действие происходит в Богемии (Чехии) после Тридцатилетней войны (1618—1648). Деревенская площадь полна народа. Крестьяне и охотники упражняются в стрельбе. Каспара народ сторонится – ходят слухи о его связи с дьяволом. Приветствуется победитель — крестьянина Килиан.

Макс, молодой охотник, еще совсем  недавно он был лучшим стрелком в деревне, но теперь его преследуют неудачи – и это не дает ему покоя. Сегодня тоже не его день. Крестьяне во главе с только что провозглашенным королем стрелков Килианом высмеивают неудачника.

Князь Оттокар назначил на завтрашний день решающее состязание, что приводит. Макса в ужас: если он и завтра не победит, то не сможет жениться на любимой им Агате, дочери лесничего Куно, которая, согласно старинному обычаю, должна стать женой только самого меткого стрелка.

Вечером на пустынной площади остается один Макс; его уже с нетерпением ожидает возлюбленная, которой он не в силах ничего сказать. Однако Макс сможет одержать победу, если послушается Каспара, который дает Максу ружье, заряженное волшебной пулей.

Каспар уговаривает юношу прийти в страшную Волчью долину, чтобы там отлить волшебные пули. Несмотря на все колебания, Макс все-таки решается на жто ради счастья с Агатой.

Агата же с нетерпением ждет возвращения жениха. Странная тревога овладевает сердцем девушки — она чувствует, что их любви угрожают какие-то таинственные силы. Открыв дверь на балкон, девушка слышит шаги Макса.

Он торопится уйти как можно скорее, говоря, будто подстрелил оленя и этой ночью должен пойти за ним в Волчью долину. Но ведь в Волчьей долине бродит «черный охотник», и тех, кто с ним встретится, ждет проклятие.

Не слушая уговоров Агаты и ее подруги, юноша уходит.

В царстве «черного охотника» Самьеля бьет полночь. Каспар вызывает Самьеля. Завтра истекает его срок договора с дьяволом — Каспара ждет ад, и только Самьель может отсрочить страшный час.

Скоро за волшебными пулями явится Макс – это и будет жертвой взамен, на которую Самьель соглашается. Макс все еще в колебаниях. Призрак матери пытается остановить его, но Самьель вызывает образ Агаты, которая ищет смерти в бурном водопаде.

Макс решительно спускается в долину. Каспар отливает заколдованные пули.

Тяжелые предчувствия омрачают подготовку к свадьбе Агаты. В ее снена превратилась в белую голубку, а Макс стрелял в нее. Агата раскрывает коробку с подвенечным нарядом и видит в ней погребальный убор.

На лесной поляне все восхищены меткостью Макса — сегодня ему на удивление везет. Впереди решающий выстрел. Он целится в сидящую на кусте белую голубку. Появляется Агата, но поздно — выстрел прогремел. Девушка невредиима, но с дерева падает смертельно раненный Каспар. Седьмаяпуля дьявола попала ему в сердце.

Самьель приходит за душой Каспара – и тот умирает с проклятием на устах. Макс признается во всеми изгоняется князем. Все мольбы за него оказываются напрасны. Появляется Покровитель Агаты, который отвел от нее пулю, призывая отменить несправедливый обычай. Макс же заслуживает снисхождения — ведь им руководила любовь.

Их свадьба Макса и Агаты состоится через год благодаря мудрому отшельнику.

Источник: https://www.classiclive.org/2011-05-02-08-08-59/161-2011-05-11-08-59-55.html

Карл Мария фон Вебер (1786 – 1826)

В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы.

Премьера его «Волшебного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года под руководством автора, стала событием исторического значения.

Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров.

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы.

Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору.

Читайте также:  Краткое содержание сорокин теллурия за 2 минуты пересказ сюжета

Хотя постоянные разъезды мешали систематическому обучению музыке, уже в 11 лет он стал выдающимся виртуозом-пианистом своего времени.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжает с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности. Только в 1817 году он, наконец, поселился в Дрездене, взяв на себя руководство немецким музыкальным театром.

Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, когда появились лучшие оперы композитора: «Волшебный стрелок», «Эврианта», «Оберон». Одновременно с «Волшебным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера – фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром.

Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей к созданию народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично[1].

Опера «Волшебный стрелок»

«Волшебный стрелок» – самое популярное сочинение Вебера. Его берлинская премьера сопровождалась сенсационным успехом. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира. Причин такого блистательного успеха несколько:

1-я, самая главная, это опора на традиции исконной немецкой культуры.

Картины немецкого народного быта с его обычаями, излюбленные мотивы немецких сказок, образ леса (столь же распространенный в немецком фольклоре, как и образ раздольной степи в русском народном творчестве, или образ моря в английском).

Музыка оперы наполнена мелодиями в духе крестьянских немецких песен и танцев, звуками охотничьего рога (самый яркий пример – темпераментный хор охотников из 3 д., получивший мировую известность). Всё это задевало самые сокровенные струны немецкой души, всё ассоциировалось с национальными идеалами.

«Для немцев…тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столь же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского»…» – писал А.Н. Серов.

2. Опера появилась в обстановке патриотического подъема, вызванного освобождением от наполеоновского деспотизма.

3. Важнейшей особенностью «Волшебного стрелка» является то, что Вебер совершенно по-новому подошел к обрисовке народной жизни. В отличие от опер XVIII века, персонажи из народа показаны не в комедийном, подчеркнуто бытовом плане, а глубоко поэтически.

Повседневные сцены народного быта (крестьянского праздника, охотничьего состязания) выписаны с удивительной любовью, искренностью. Не случайно лучшие хоровые номера – хор охотников, хор подружек невесты – стали народными.

Одни радикально изменили традиционный круг интонаций оперных арий и хоров.

Сюжет для своей оперы композитор нашел в новелле немецкого писателя Августа Апеля из «Книги о привидениях». Эту новеллу Вебер прочитал еще в 1810 году, но не сразу взялся за сочинение музыки. Либретто сочинил дрезденский актер и писатель И. Кинд, пользуясь указаниями композитора. Действие разворачивается в чешской деревне в XVII веке.

По жанру «Волшебный стрелок» – народно-сказочная опера с чертами зингшпиля[2]. Ее драматургия строится на переплетении трех линий, каждая из которых связана со своим кругом музыкально-выразительных средств:

  • фантастическая;
  • народно–жанровая, характеризующая образы охотничьего быта и лесной природы;
  • лирико-психологическая, раскрывающая образы главных героев – Макса и Агаты.

Фантастическая линия оперы – самая новаторская. Она оказала огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера. Ее кульминация – в финале II действия (в «Волчьем ущелье»).

Сцена в Волчьем ущелье имеет сквозное (свободное) строение, она состоит из ряда самостоятельных по материалу эпизодов.

В 1-м, вступительном, царит таинственная, зловещая атмосфера, звучит хор невидимых духов. Его жуткий, «инфернальный» (адский) характер создается предельно лаконичными выразительными средствами: это чередование двух звуков – « fis» и «a» в однообразном ритме, гармонизованных t и VII в тональности fis-moll.

2-й раздел – возбужденный диалог Каспара и Самьеля.

Самьель – лицо не поющее, он только говорит, причем исключительно в своем царстве – Волчьем ущелье, хотя на протяжении оперы довольно часто появляется на сцене (проходит, исчезает).

Его всегда сопровождает короткий и очень яркий лейтмотив – зловещее красочное пятно (аккорд и несколько отрывистых угасающих звуков в глухом звучании низких тембров. Это кларнеты в низком регистре, фаготы и литавры);

3-й эпизод (allegro) посвящен характеристике Каспара, с беспокойным нетерпением ожидающего Макса;

Музыка 4-го раздела характеризует появление Макса, его страх и душевную борьбу;

5-й, заключительный раздел – эпизод отливки пуль – кульминация всего финала. Она решена почти исключительно оркестровыми средствами.

Каждая живописная сценическая деталь (появление жутких призраков, гроза, «дикая охота», пламя, исторгающееся из земли) получает свою оригинальную музыкальную характеристику с помощью тембровых и гармонических красок.

Господствуют причудливые диссонансы, особенно уменьшенные септаккорды, тритоновые сочетания, хроматизмы, необычные тональные сопоставления. Тональный план строится по уменьшенному септаккорду: Fis – a – C – Es.

Вебер открывает новые изобразительные возможности инструментов, особенно духовых: staccato валторн, выдержанные низкие звуки кларнетов, непривычные тембровые сочетания. Новаторские открытия веберовской Волчьей долины оказали огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера.

Образам мрачной фантастики противопоставлены жизнерадостные народные сцены. Их музыка – несколько наивная, простодушная, искренняя – пронизана фольклорными элементами, характерными мелодическими оборотами бытовой песенности, а также ярмарочной музыки Тюрингии.

Народно-жанровая линия воплощена в массовых сценах 1-го и 3-го актов оперы. Это картина крестьянского праздника в хоровой интродукции, сцена состязания охотников. Марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты. Подчеркнутой незатейливостью отличается деревенский вальс.

Основной образ оперы – Макс, первый типично романтический герой в музыке. Он наделен чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит чистота любящей Агаты. Полное раскрытие образа Макса, как и Агаты, дано в сцене и арии I акта. Это большая ария-монолог, где раскрывается глубокий душевный конфликт.

Замечательная увертюра «Волшебного стрелка» написана в сонатной форме с медленным вступлением.

Она построена на музыкальных темах оперы (это зловещий лейтмотив Самьеля во вступлении, тема «адских сил» (главная и связующая партии сонатного Allеgro), темы Макса и Агаты (побочная партия).

Сталкивая темы «адских сил» с темами Макса и Агаты, композитор логически приводит развитие к торжественно ликующей теме Агаты, которая звучит как гимн счастью и любви.

[1] С Э.Т.А. Гофманом, Виландом, Тиком, Брентано, Арнимом, Жан Полем, В. Мюллером.

[2] Музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. Самьель – лицо не поющее. В духе зингшпиля трактован второстепенный образ жизнерадостной, резвой Анхен.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=56

Презентация занятия по музыкальной литературе 1 курс Жизненный и творческий путь К. М. Вебера Опера «Вольный стрелок» Подготовила преподаватель МВМУ Стрелкова. — презентация

1 Презентация занятия по музыкальной литературе 1 курс Жизненный и творческий путь К. М. Вебера Опера «Вольный стрелок» Подготовила преподаватель МВМУ Стрелкова М. В.

2 Карл Мария фон Вебер ( ) Композитор, дирижер, блестящий пианист, общественный деятель, талантливый публицист, основоположник немецкой романтической оперы.

3 В раннем возрасте увлекался живописью и музыкой год – Вебер становится учеником Михаэля Гайдна (младшего брата Йозефа Гайдна) по теории и композиции. В 14 лет Вебер – автор нескольких сонат для фортепиано, вариаций, камерных сочинений, мессы и первой оперы «Сила любви и ненависти», значительного количества песен, кроме того был превосходным певцом.

4 Ранние оперы Вебера – все написаны в форме зингшпиля, заметно тяготение к фантастике год – Вебер становится учеником аббата Фоглера (ученика знаменитого падре Мартини из Болоньи) год – Вебер получает место капельмейстера в Бреславле. До 1810 года — служба в Штутгарте в качестве личного секретаря герцога Вюртембергского.

5 Вебер организует вместе с учениками Фоглера организует «Гармоническое общество». Задачи общества – взаимная поддержка, продвижение произведений пропагандой и критикой в печати. Особенно высоко Вебер ценил музыку французских композиторов: Керубини, Мегюля и Гретри гг. Вебер – руководитель оперного театра в Праге.

6 Дрезденский период – последнее десятилетие жизни Вебера – вершина творчества композитора. Лучшие фортепианные и оперные произведения – сонаты, «Приглашение к танцу», оперы: « Freischütz » («Вольный стрелок), «Эврианта», «Оберон».

7 Опера «Вольный стрелок» Замысел «Вольного стрелка» возник в 1810 году, первая постановка состоялась 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре, под управлением автора. Успех оперы превзошел все ожидания, мелодии из «Вольного стрелка» стали напевать на улицах. Иоганн Фридрих Кинд – автор либретто оперы «Вольный стрелок».

8 Либретто Сюжет оперы «Вольный стрелок» воспроизводит в основных чертах 1-ю новеллу «Книги призраков», изданную немецкими писателями Августом Апелем и Фридрихом Лауном.

В новелле Апеля широко использованы мотивы старинных немецких и чешских народных преданий о Черном охотнике. Главное отличие либретто от первоисточника: В конце повести Апеля невеста (Агата) убита, жених (Макс) сходит с ума.

В опере все заканчивается благополучно, совершается чудо, сила добра побеждает.

9 По словам Вебера в основе «Вольного стрелка» 2 главных элемента: 1)жизнь охотников 2)господство демонических сил, олицетворенных Самиелем. Их противопоставление дано уже в увертюре. Главный принцип драматургии – принцип контраста. Контраст в чередовании: актов, картин, сцен, номеров, образов героев (Килиан — Каспар; Агата — Энхен).

10 Контраст: народно-бытового начала и фантастического; духовного и демонического. ! Возникновение нового романтического героя в опере (многоплановость, богатство психологического содержания). ! Намечен принцип непрерывного развития музыкального действия, развитый в «Эврианте». ! Новый тип увертюры – по сути программная поэма. Берлиоз назвал ее — «царица всех увертюр».

Источник: http://www.myshared.ru/slide/464357/

Краткое изложение Карл Мариа Вебер. Вольный стрелок

  • ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК1
  • Опера в трех актах
  • Либретто Ф. Кинда
  • Действующие лица:
  1. Оттокар, богемский князь
  2. Куно, лесничий
  3. Агата, его дочь
  4. Анхен, подруга Агаты
  • Баритон
  • Бас
  • Сопрано
  • Сопрано
  • Бас
  • Тенор
  • Тенор
  • Бас
  • Без пения
КаспарМакс } Охотники
  1. Килиан, богатый крестьянин
  2. Отшельник
  3. Самьель, “черный охотник”
  • Крестьяне, охотники, девушки, музыканты.
  • Действие происходит в Богемии вскоре после Тридцатилетней войны .
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от “черного охотника”, приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году, когда он познакомился с этой колоритной легендой в “Книге страшных историй” немецкого писателя-романтика А. Апеля. Легенда привлекла Вебера картинами немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами.

К осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году. Либретто оперы, написанное Ф. Киндом , отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы.

С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар.

Макс – жених Агаты – отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ которой обрисован Вебером с большой теплотой. Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного национально-освободительного подъема, опера “Вольный стрелок” отвечала чаяниям передовой демократической аудитории. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом – опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

МУЗЫКА

“Вольный стрелок” – одно из лучших творений немецкого национального романтического театра.

Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом, богатством психологических оттенков.

Наряду с развернутыми музыкальными портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены, тесно связанные с немецкой народной песенностью.

Ярко выразительны фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы. Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке противоборствующих сил.

Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен возникают разнообразные музыкальные характеристики.

Хоровая интродукция передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер; марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота выражения отличают незатейливый деревенский вальс.

Резкий контраст вносит ария Макса “Горем скован, как цепями”, полная смятения и тревоги. В застольной песне Каспара “Что б мы были без вина” увлекают острый ритм, стремительность движения.

Его образ далее развивается в арии “Нет, нет, погибнуть должен он”, где угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Читайте также:  Краткое содержание лев толстой казаки за 2 минуты пересказ сюжета

Второй акт делится на две резко противостоящие картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен “Юноша, если красивый” оттеняет глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене “Усну ль я, не дождавшись”; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет. Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные, глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную, фантастическую картину.

В центральном эпизоде – сцене литья волшебных пуль – музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты “Толпами ходят в небе тучи” овеяна поэтичной, светлой грустью.

В мягкие нежные тона окрашен хор подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников, в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной части арии Агаты из второго акта.

1 По-немецки “Фрейшюц”. Опера известна также под названием “Волшебный стрелок”.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-izlozhenie-karl-maria-veber-volnyj-strelok.html

Курсовая работа: Черты романтической оперы на примере оперы "Вольный стрелок" Вебера

  • выполнила: студентка ІІІ курса
  • специализации «теория музыки»
  • Иванкова Е.
  • руководитель-консультант

Нестеренко И. Н.

  1. Луганск 2008 г.
  2. План
  3. Вступление
  4. 1. Общественная значимость жанра оперы
  5. 2. История оперы в Германии
  6. 3. История возникновения и значение оперы «Вольный стрелок» Вебера
  7. 4. Анализ оперы: увертюра, основные образы оперы, народные сцены, фантастические сцены («Волчья долина»)
  8. Выводы
  9. Список использованной литературы
  10. Вступление

Опера – один из самых популярных и любимых народом видов музыкального творчества.

Интерес к опере и широкое её признание объясняются, прежде всего, силой эмоционального воздействия, которое она оказывает как произведение синтетическое.

Оперный спектакль объединяет музыку, литературу, театр, изобразительные искусства, танец и пластическое движение. Главное же место в этом комплексе занимает музыка.

Эти особенности оперы обеспечили ей положение одного из ведущих, демократичных, идейно-ёмких и богатых художественно-выразительными возможностями видов музыкального искусства.

Опера стала, образно выражаясь, своего рода мощным рупором авторских идей, доносящим творческие замыслы её создателей до самого широкого круга слушателей и играющим важную общественную роль на разных этапах её развития.

Опера неоднократно становилась своеобразным выразителем общественных настроений и той искрой, которая воспламеняла общественные страсти, разжигала идеологические споры, особенно в периоды обострения классовой борьбы.

«Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере, – писал Чайковский. – Это то, что только она одна даёт вам средство сообщаться с массами публики… Опера, и только опера, сближает вас с людьми, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях – всего народа» (2, с.3)

1. Общественная значимость жанра оперы

В XIX веке в Германии остро встала проблема создания национальной оперы. Её рождение происходило в сложной общественно-политической обстановке. В начале XIX века Германия принадлежала к отсталым в экономическом и политическом отношении странам Европы.

Деспотическая власть феодальной аристократии, раздробленность страны, слабость буржуазии – всё это сковывало её общественное развитие. Французская буржуазная революция 1789 года способствовала пробуждению общественного сознания демократических слоёв немецкого населения. Но наполеоновские захватнические войны в начале XIX века подавляли Германию, культуру страны.

Народ поднялся на борьбу с тиранией иноземного гнёта за национальную свободу и единство Германии, за демократический путь развития страны. Возник широчайший народно-патриотический подъём. Напряжённая общественно-политическая обстановка нашла широкое отражение во многих сферах жизни Германии.

В общественной жизни особенно значительной была роль романтической литературы и поэзии, именно здесь создавались волновавшие массы произведения с героико-драматическими, патриотическими образами; возрастает интерес к жизни и переживаниям простого «маленького» человека из народа, выводится образ современника, изнемогающего в гнетущей атмосфере мещанства, филистерства, испытывающего на себе власть денег. Выдающийся вклад в мировую литературу внесли такие немецкие писатели и поэты как Жан Поль Рихтер, А. Шамиссо, В. Мюллер, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман.

Кроме того в широких кругах немецкой художественной интеллигенции возникает интерес к истории и культуре Германии прошлого, к устному народному творчеству (К. Брентано, Л. Арним, братья Гримм, И. Эйхендорф).

Огромное место в жизни Германии заняло демократическое песенное искусство. Песня (Lied) в народном духе получила широчайшее распространение по всей стране в конце XVIII – начале XIX века. Песня проникает в композиторское творчество – дань этому жанру отдали самые выдающиеся композиторы Германии первой половины XIX века – Шуберт, Шуман, Вебер и др.

Культурно-художественная жизнь Германии характеризуется также оживлением театральной жизни (в том числе оперных театров). Именно в начале XIX века театр начинает играть наиболее активную общественную роль, как, своего рода, идейно-художественная трибуна громадной эмоциональной силы.

Родившаяся в общественной атмосфере патриотического воодушевления жажда утверждения национальной культуры коснулась, прежде всего, немецкой оперы.

2. История оперы в Германии

Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы.

В начале своего существования немецкая опера имела слабые позиции: отсутствовала самобытность, драматургическая вялость, эклектичность. Высоким взлётом в развитии оперного жанра становится творчество Моцарта. Однако после его смерти этот жанр пришёл в упадок.

Несмотря на факт создания Бетховеном оперы «Фиделио», в Германии ещё нельзя было говорить о существовании своей национальной оперной школы.

В отличие от передовых стран Европы (Италии, Франции), культивировавших национальные оперные жанры уже в XVIII веке, большое оперное искусство Германии получило возможность развития лишь в послереволюционное время, начиная с 10-х годов XIX века.

Рождению немецкой романтической оперы предшествовал подъём общественных сил, стремительное развитие литературы и поэзии, в которой утвердились передовые романтические идеи.

Развитие буржуазно-демократических идей в Германии подготовило и, в конечном счёте, определило социальную и эстетическую сущность немецкого музыкального решения этой проблемы. В центре внимания стояли вопросы жанра (героическое или бытовое искусство), а также взаимосвязи зарождавшегося немецкого театра с итальянской и французской оперой. Теоретически отрицая иностранные влияния на отечественный театр, мобилизуя свои силы на борьбу с ними, практически немецкие музыканты пошли по пути усвоения опыта английского, французского и частично итальянского музыкального театра.

Становление немецкого музыкального театра связано с рождением жанра зингшпиля. Зарождение зингшпиля в Германии было связано с воздействием английского демократичного музыкального театра.

В ранних немецких зингшпилях не было ни политической остроты, ни социальной сатиры, свойственных французской комической опере; в нём господствовал патриархально-бюргерский дух, идиллические настроения торжествующей добродетели.

Развившийся параллельно с немецким зингшпилем австрийский зингшпиль, при наличии общих черт, имел и свои особенности, определявшиеся своеобразием народных художественных форм, а также связями с итальянской и французской культурой. Таковы зингшпили венских классиков – Глюка, Гайдна и в особенности Моцарта.

Именно зингшпилю XVIII века принадлежит большая роль в формировании романтического оперного искусства. Зингшпиль был средоточием национальных черт. Народные истоки сюжетов, типично национальная их основа, большая роль сказочно-фантастического начала, подчёркнутое внимание к лирико-психологической сфере привлекали многих композиторов.

Многие особенности оперного искусства Глюка и Моцарта, связанные с общими композиционными принципами музыкальной драматургии, с особенностями музыкального языка и форм, взаимосвязи вокальной и инструментальной сферы, слова и музыки, сценического действия и собственно музыкального развития, легли в основу немецкой романтической оперы начала XIX века, прямыми предшественниками которой были зингшпили Моцарта «Похищение из сераля», «Волшебная флейта». По мнению «Венская классическая музыкальная школа в целом оказала огромное воздействие на формирование и развитие немецкого музыкального романтизма. Не только оперное и инструментальное творчество Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена (со всем богатством жанров, форм, выразительных приёмов), мощным потоком влившееся в музыкальную жизнь Германии, но и, что особенно важно, самая эстетическая основа этой школы: глубина философских идейных концепций, возвышенное этическое начало, демократизм, действенность и целеустремлённость развития, правдивость и простота выражения заложили фундамент немецкой романтической музыки XIX века».

В течение первых двух десятилетий XIX века в Германии создавались произведения преимущественно с характерными чертами зингшпиля1 .

Однако тип бытового комедийного музыкального спектакля не мог полностью удовлетворить новые идейно-художественные запросы демократических слоёв общества.

Под влиянием романтической литературы возникла потребность в большом, серьёзном искусстве, способном передать внутренний мир человека, его духовную сущность.

Мощный патриотический подъём, охвативший Германию в эти годы, выдвигал перед театром героические темы, но «большие» героические оперы («Гюнтер фон Шварцбург» И.

Хольцбауэра, «Самори» Фоглера, «Клятва Иевфая» Мейербера), создававшиеся в начале XIX века в Германии, не обладали самостоятельной художественной ценностью, находились в плену итальянских традиций и не решали проблемы немецкого музыкального театра.

Таким образом, в начале века национальная опера в Германии испытывала глубочайшие затруднения. Потребность в демократическом, национальном искусстве, способном к постановке жизненно важных проблем, непрерывно росла.

Это был первый период в истории немецкой оперы XIX века (1800-1815), отмеченный появлением произведений разной художественной направленности и ценности. В. Э.

Ферман характеризует этот период как «годы безвременья, переходная пора, период художественных блужданий и стилевой неопределённости».(11 с. 189)

Эрнст Теодор Амадей Гофман, писатель, литературный и музыкальный критик, композитор явился не только основоположником романтической музыкальной эстетики, но и родоначальником немецкой национальной оперы. Именно он оказал огромное воздействие на творчество Вебера и на всё дальнейшее развитие музыкального театра в Германии.

Основные положения романтической оперной эстетики, высказанные Гофманом в его литературных произведениях, были практически им воплощены в опере «Ундина». «Ундина» – произведение новаторское. Это новаторство коснулось, прежде всего, содержания, образного строя произведения, его интонационно-тематической основы, приёмов гармонического и оркестрового письма.

В опере господствует лирическая линия тематизма, появляются новые образы – темы «томления», «романтического вопроса», сказочно-фантастический колорит оркестра, намечается новое понимание роли инструментов: стремление к тембровой характеристике образов.

Реальная народно-бытовая сторона сказочного сюжета «Ундины», картины жизни простых людей естественно подсказали Гофману путь к зингшпилю, жанрово-стилистические признаки которого отчётливо выступают в его опере.

Однако, опираясь на национальные музыкально-драматические формы зингшпиля, Гофман создаёт произведение, далеко выходящее за его рамки, и намечает путь развития романтической оперы как лирической драмы.

Но при всей своей цельности и художественной завершённости «Ундина» всё же скорее гениальный эскиз будущего монументального романтического оперного жанра, сформировавшегося в творчестве Вебера. Его имя в истории музыкальной культуры связано, прежде всего, с созданием национального музыкального театра, утверждавшего своё существование в острой борьбе с иноземными влияниями.

3. История возникновения и значение оперы «Вольный стрелок» Вебера

Проблема национальной оперы является центральной для всей деятельности Вебера. 3 его лучшие оперы – «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления, по которым проходило дальнейшее развитие оперного искусства в Германии. «Эврианта» – большая легендарно-рыцарская опера. Она сделалась «прародительницей» вагнеровских рыцарских опер: «Тангейзер», «Лоэнгрин».

«Оберон» – последнее творение Вебера, в котором переплетаются фантастика и реальность, бытовая немецкая музыка с «восточной» экзотической. «Фрейшютц» же утверждает тип сказочной народно-бытовой оперы, она стала первой романтической оперой, и в этом её непреходящее значение. Здесь Вебер достигает нового качества, создаёт романтическую оперу, к которой стремились все передовые музыканты.

Сочинение «Фрейшютца» продолжалось около пяти лет. Его первое исполнение состоялось в Берлине в 1821 году, на сцене того же театра, где шла «Ундина» Гофмана и который после премьеры «Ундины» сгорел до тла и был выстроен заново.

—> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Источник: https://cwetochki.ru/ref-kursovaia-rabota-cherty-romanticheskoi-opery-na-primere-opery-quot-volnyi-strelok-quot-vebera.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector