Краткое содержание осеева синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

Издательство «Эксмо»
Год издания 2015
Художник Е. Карпович

Я начал читать 29 июня                                     

Я завершил чтение 29 июня                             

  • Рассмотри внимательно обложки. Отметь галочкой, какие книги не были написаны Валентиной Александровной Осеевой.

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета                                                Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

«Синие листья»

   рассказ

  • Отметь основную тему произведения.

   о людях и их отношениях

  • Отметь главных героев рассказа «Синие листья».

 ∨  Катя

 ∨  Лена

  • Выбери слова, которыми можно охарактеризовать подругу Лены Катю, и раскрась их.
  • Закончи отрывок словами из текста.
  • — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
  • — Карандаша зелёного нет.
  • — А почему же ты у своей подружки не взяла?
  • Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
  • — Я ей давала, а она не берёт.
  • Посмотрел учитель на обеих:
  • — Надо так давать, чтобы можно было взять.
  • Как ты думаешь, почему Катя покраснела как рак? Выбери ответ.

 ∨  Стало стыдно, что пожадничала и не дала карандаш подруге.

  • Составь картинный план рассказа, пронумеровав иллюстрации.

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

  • Дорисуй дерево, которое получилось у Лены.

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

«Что легче?»

   рассказ

  • Расставь буквы по местам, чтобы вспомнить, кто главные герои рассказа «Что легче?»

РИТ ЛЬЧИМАКА     ТРИ МАЛЬЧИКА                             

  • Почему ребята боялись возвращаться домой? Выбери правильный ответ.

   Загулялись, не заметили, как день прошёл.

  • Закончи предложения словами из текта.
  1.  —  Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу.
  2. — Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил.
  3. — А я правду скажу, — говорит третий.
  • Соедини слово и его значение.
повинился признался в своей вине
поворчать некоторое время ворчать на кого-нибудь
бранить ругать, осуждать кого-либо
  • Какие причины задержки в лесу назвали мальчики, когда пришли домой? Раскрась соответствующие картинки.

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета                             Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

Читать Осеева В. А. «Синие листья»

Читать Осеева В. А. «Что легче?»

Читательский дневник. 1 класс. ОТВЕТЫ

Источник: https://razviwaika.ru/valentina-aleksandrovna-oseeva-rasskazy-sinie-listya-chto-legche/

Синие листья — Осеева В.А

Рассказ про двух подружек. У Кати было два зеленых карандаша, а у Лены ни одного. Кате жалко было отдать карандаш подруге, и она придумывала всякие отговорки.

Синие листья читать

Кати было два зелёных карандаша. А у Лены
ни одного. Вот и просит Лена Катю:

  • — Дай мне зелёный карандаш. А Катя и
    говорит:
  • — Спрошу у мамы.
  • Приходят на другой день обе девочки в
    школу. Спрашивает Лена:
  • — Позволила мама?

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

  1. А Катя вздохнула и говорит:
  2. — Мама-то позволила, а брата я не
    спросила.
  3. — Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит
    Лена.
  4. Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает
Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь
ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. —
Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не
рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки
на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

— Это много, — говорит Катя, а сама брови
хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла
карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

  • — Не надо, — отвечает Лена. На уроке
    учитель спрашивает:
  • — Отчего у тебя, Леночка, листья на
    деревьях синие?
  • — Карандаша зелёного нет.
  • — А почему же ты у своей подружки не
    взяла?
  • Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и
    говорит:

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел
учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

Пожалуйста, оцените произведение

Источник: https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/sinie-listja-oseeva-v-a/

Валентина Осеева — Синие листья. Сказки и рассказы

Здесь можно купить и скачать «Валентина Осеева — Синие листья. Сказки и рассказы» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская проза, издательство ЛитагентАСТc9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета

Описание и краткое содержание «Синие листья. Сказки и рассказы» читать бесплатно онлайн.

Валентина Осеева (1902–1969) – советская детская писательница. Её произведения неоднократно экранизировались, а за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» писательница стала лауреатом Сталинской премии 3-й степени. В книгу «Синие листья. Сказки и рассказы» вошли наиболее читаемые в школе произведения автора о жизни ребят. Рисунки А. Кукушкина.

Для младшего школьного возраста.

Валентина Александровна Осеева

Синие листья. Сказки и рассказы

© Осеева В.А., насл., 2017

© Кукушкин А.С., ил., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

  • – Дай мне зелёный карандаш.
  • А Катя и говорит:
  • – Спрошу у мамы.
  • Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
  • – Позволила мама?
  • А Катя вздохнула и говорит:
  • – Мама-то позволила, а брата я не спросила.
  • – Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
  • Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

  1. – Не надо, – отвечает Лена.
  2. На уроке учитель спрашивает:
  3. – Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
  4. – Карандаша зелёного нет.
  5. – А почему же ты у своей подружки не взяла?
  6. Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
  7. – Я ей давала, а она не берёт.
  8. Посмотрел учитель на обеих:
  9. – Надо так давать, чтобы можно было взять.
  10. Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
  11. – Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
  12. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
  13. – С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

  • – Что же, не берёт тебя брат?
  • – А почему вы всё спрашиваете?
  • Старик разгладил длинную бороду:
  • – Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
  • Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

– А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

  1. – Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
  2. Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
  3. – Какую тебе?

– Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

Читайте также:  Краткое содержание тургенев ася за 2 минуты пересказ сюжета

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

  • Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
  • – Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
  • Бабушка выпрямилась.
  • Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

  1. Мама принесла Тане новую книгу.
  2. Мама сказала:
  3. – Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! – сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

  • Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
  • – Вот какие умницы вы у меня!
  • Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
  • – Я не решил примера, потому что он был со скобками, – оправдывался Юра.
  • – А я потому, что там были очень большие числа, – сказал Олег.
  • – Мы можем решить его вместе, у нас ещё есть время!
  • Часы на улице показывали половину второго.

– У нас целых полчаса, – сказал Юра. – За это время лётчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.

– А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.

– Что – за двадцать!.. – деловито сказал Юра. – Иногда пять – десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.

– А вот случай! Во время одного состязания…

Много интересных случаев вспомнили мальчики.

– А я знаю… – Олег вдруг остановился и взглянул на часы. – Ровно два!

Юра ахнул.

– Бежим! – сказал Юра. – Мы опоздали в школу!

– А как же пример? – испуганно спросил Олег.

Юра на бегу только махнул рукой.

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:

  1. – У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
  2. – Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
  3. – Нет, Рекс!
  4. – Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.

– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за неё схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

  • В интернат привезли дрова.
  • Нина Ивановна сказала:
  • – Наденьте свитеры, мы будем носить дрова.
  • Ребята побежали одеваться.

– А может быть, дать им лучше пальто? – сказала нянечка. – Сегодня холодный осенний денёк!

– Нет, нет! – закричали ребята. – Мы будем трудиться! Нам будет жарко!

– Конечно! – улыбнулась Нина Ивановна. – Нам будет жарко! Ведь труд согревает!

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

  1. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
  2. Вот сидит он и думает:
  3. «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжета
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/611628-valentina-oseeva-sinie-listya-skazki-i-rasskazy.html

Отзыв о рассказе В.Осеевой «Синие листья»

Краткое содержание Осеева Синие листья за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные героини рассказа «Синие листья» — две школьницы, Лена и Катя. Однажды Лене понадобился зеленый карандаш, чтобы раскрасить на рисунке листья и траву. Она знала, что у Кати есть два таких карандаша. Но когда Лена попросила у Кати зеленый карандаш, та сказала, что ей необходимо спросить разрешения у мамы.

Когда на следующий день Лена снова обратилась со своей просьбой к Кате, то получила отказ. Катя сказала, что ей необходимо еще спросить разрешения у брата.

На третий день Катя согласилась дать зеленый карандаш Лене, но тут же стала поучать ее, как правильно пользоваться карандашом, чтобы не повредить его.

А узнав, что Лена собирается закрашивать им много листьев и травы на своем рисунке, Катя окончательно нахмурилась.

Посмотрев на такую реакцию Кати, Лена решила не брать у нее карандаш и отошла в сторону. Катя предложила ей свой карандаш ещё раз, но Лена отказалась. На уроке учитель обратил внимание, что на рисунке у Лены листья окрашены синим цветом.

Он стал выяснять, почему девочка выбрала именно такой цвет? Узнав, что у Лены нет зеленого карандаша, учитель удивился, спросив, почему она не попросила карандаш у подруги.

Катя поторопилась сказать учителю, что она предлагала Лене взять карандаш, но та отказалась.

Посмотрев на обеих девочек, учитель сказал, что предлагать помощь следует так, чтобы от нее не пришлось отказываться.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Осеевой «Синие листья» заключается в том, что истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.

В рассказе мне понравилась Лена, которая, поняв, что подруге жалко отдавать ей карандаш, решила, что проще отказаться от помощи Кати и раскрасить листья на рисунке синим цветом, чем потом выслушивать от Лены упреки и нравоучения.

Какие пословицы подходят к рассказу «Синие листья»?

У такого зимой снега не выпросишь.
Скупой запирает крепко, а потчует редко.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_oseeva_sinie_listya/

Синие листья – Валентина Осеева

Короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой, написанные на примере жизненных ситуаций, в доступной форме покажут ребенку, что такое настоящая дружба, искренние и правдивые отношения. Рассказы рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В одном доме

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов виктора розова за 2 минуты

Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

— Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

  • И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
  • Вот сидит он и думает:
  • «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
  • А сестрёнка тут как тут:
  • — Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

  1. «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
  2. А няня тут как тут:
  3. — Убери посуду, Юрочка.
  4. — Убери сама — некогда мне!
  5. Покачала головой няня. А Юра опять думает:
  6. «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
  7. А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
  8. «Дай мне попить, Юра!»

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

  • — Что бы мне такое хорошее сделать?
  • Погладила мама Юру по голове:
  • — Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:

— Коленку… Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

  1. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
  2. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
  3. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
  4. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
  5. Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

  • — Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
  • — Спрошу у мамы.
  • Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
  • — Позволила мама?
  • А Катя вздохнула и говорит:
  • — Мама-то позволила, а брата я не спросила.
  • — Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
  • Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

  1. — Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
  2. — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
  3. — Карандаша зелёного нет.
  4. — А почему же ты у своей подружки не взяла?
  5. Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
  6. — Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
  7. — Надо так давать, чтобы можно было взять.

Источник: https://azbyka.ru/deti/sinie-listya-valentina-oseeva

Краткое содержание «Динка»

Повесть «Динка» Осеевой была написана в 1959 году. В книге повествуется о большом семействе Арсеньевых, которой пришлось пережить немало испытаний из-за своих революционных взглядов. Все изменения в семье и окружающем мире показаны глазами восьмилетней бойкой девочки Динки.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Динка». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Динка (Надя) – восьмилетняя девочка, крепкая, здоровая, очень активная, любознательная, решительная девочка.

Ленька – мальчик лет 12-13-ти, круглый сирота, верный товарищ Динки, надежный, самостоятельный.

  • Алина – старшая сестра Динки, 12-летняя девочка, серьезная и правильная во всех отношениях.
  • Мышка (Анжела) – средняя сестра Динки, нежная, добрая, заботливая, но очень болезненная девочка 10-ти лет.
  • Александр Дмитриевич Арсеньев – отец девочек, революционер, смелый и решительный мужчина.
  • Марина Арсеньева – мать девочек, интеллигентная, умная женщина с мягким характером.
  • Катя – младшая сестра Марины, гордая и уверенная в себе 22-ухлетняя девушка.
  • Костя – молодой человек, пылкий революционер, жених Кати.
  • Гордей Ревякин – отчим Леньки, очень жестокий мужчина, беглый каторжник.
  • Меркурий – сыщик, агент царской охранки, следивший за семьей Арсеньевых.

Революционер Александр Дмитриевич Арсеньев уже несколько лет пребывал за границей, скрываясь от преследования. В Самаре осталась его жена Марина и трое дочерей: Алина, Анжела по прозвищу Мышка и Надя, которую все называли Динкой. С верными людьми Арсеньев передавал письма, в которых «чувствовалась глубокая душевная тоска по семье», но вернуться он пока никак не мог.

Летом Арсеньевы жили на даче на берегу Волги. Марина работала корректором в редакции. Во время ее отсутствия за девочками присматривала ее младшая сестра, Катя. Тяжелее всего ей приходилось с неугомонной и своенравной Динкой, которая целыми днями пропадала на берегу Волги. За ловкость и силу местные мальчишки прозвали Динку Макакой.

В отличие от Динки, «Мышка уступчивая и послушная девочка». Мышкой ее прозвали за белые волосы, серые глаза и хрупкое телосложение. Она была очень добрым, нежным и болезненным ребенком. Мать старалась получше кормить ее даже в ущерб другим детям.

Читайте также:  Краткое содержание платонов фро за 2 минуты пересказ сюжета

Алина в свои двенадцать лет чувствовала себя совсем взрослой, и двадцатидвухлетняя Катя старалась с ней не вступать в спор. В раннем детстве она стала свидетельницей полицейского погрома в их доме. В результате у девочки случился нервный срыв, и до сих пор ей нельзя былосильно волноваться.

В доме также жили добродушная кухарка Лина и дедушка Никич, старый друг главы семейства.

Однажды Динка спасла от местных мальчишек ужа, но сама при этом чуть было не утонула в реке. Ее спас сирота Ленька. Однако Динка подумала, что он хотел ее утопить, и пожаловалась на мальчика злому хозяину, который избил его за это. Когда она немного пришла в себя, ей стало очень стыдно за свой поступок.

Главы 21-39

Мать Леньки рано овдовела. Спустя время она вышла замуж за Гордея Ревякина – странного, угрюмого, молчаливого человека. Он не давал жене денег, и часто «вдова с ребенком терпели нужду и голод». Когда мать Леньки умерла, Ревякин распродал все их имущество, и купил баржу. Чтобы не платить работнику, он взял к себе Леньку, над которым нещадно издевался.

Однажды Ленька стал свидетелем, как местные мальчишки затеяли драку с отважной Динкой. Он заступился за девочку, и с тех пор они стали неразлучными друзьями. Ленька показал подруге страшные шрамы от побоев хозяина, и признался, что непременно сбежит от него.

Часть вторая

Главы 1-26

Приехал Ревякин, и во время погрузки баржи между ним и грузчиками произошла ссора. Хозяин приказал Леньке помочь грузчикам.

Когда же он увидел, что мальчик плохо справляется с тяжелой работой, он избил его. Динка бесстрашно бросилась на защиту друга.

Взбешенный Ревякин ударил ее по спине, схватил «девочку за волосы», но на помощь детям вовремя пришли грузчики. Улучшив момент, Ленька сбежал.

К Арсеньевым приехал Костя, в которого была давно влюблена Катя. Однако молодой человек был слишком занят революционными идеями, и Катя согласилась выйти «замуж за нелюбимого человека», сахарозаводчика Виктора Николаевича.

Оскорбленный Костя обвинил Катю в предательстве и ушел. Об этом стало известно Мышке и Динке, и при встрече с Виктором Николаевичем девочки сообщили ему, что Катя выходит за него по расчету.

Мужчина прекратил визиты к Арсеньевым, и вскоре Катя помирилась с Костей.

Тем временем Ленька устроил себе временное жилище в небольшой пещере, и перебивался на жизнь, работая носильщиком на базаре. Чтобы помочь другу, девочка бродила по дачам вместе с шарманщиком и пела. Однако шарманщик обманул ее, и не поделился заработком.

Главы 27-76

Костя предупредил Арсеньевых, что за их домом может следить Меркурий – предатель из их революционного кружка. У него была характерная примета – очень светлые, прозрачные, почти белые глаза.

Однажды, когда Арсеньевы решили устроить у себя литературный вечер, Ленька решил понаблюдать за ними со стороны. Вскоре он заметил незнакомца, и мальчика «неприятно поразил пустой, холодный взгляд его бесцветных глаз».

Ленька вбежал в дом, и сообщил о появлении незнакомца с белыми глазами. Костя кинулся за Меркурием, но предатель успел скрыться.

Динка и Ленька встретили тех самых грузчиков, которые спасли их от Ревякина. Мужчины заметили, как сильно мальчик исхудал «на вольной воле», и предложили ему устроиться юнгой на один из пароходов. Кроме того, они поведали ему об убийстве Ревякина, который в прошлом был беглым каторжником.

Судьба вновь свела Костю и белоглазого сыщика. Между ними завязалась драка, и Косте удалось столкнуть Меркурия с обрыва. Его арестовали и отправили в Сибирь, хотя «никаких важных улик против него не было». Катя отправилась вслед за любимым.

Главы 77-87

Наступила осень, но Арсеньевы все еще оставались на даче. Неожиданно у них появился друг Александра Дмитриевича, который поторопил их в Киев, где их ждал сюрприз. Арсеньевы забрали с собой Леньку, который к тому времени стал практически полноценным членом семьи. В купе их на несколько минут навестил отец. Он сообщил, что приехал в Россию, и теперь они будут часто видеться.

Часть третья

Главы 1-20

Первое время Динка очень страдала в Киеве без необъятной Волги, но ее мать чувствовала себя будто заново рожденной, вернувшись в родной город. Леня сразу сообщил девочкам, что отныне он их брат, и всегда будет их защищать. Мальчик очень помогал Марине, и нередко приструнивал Динку, когда она капризничала или вела себя дурно.

Ленька «нашел на Владимирской улице чистенькую, уютную и недорогую квартирку», куда перебралась вся семья. Чтобы мальчик мог посещать гимназию, Марина наняла ему репетитора, студента Василия. Судьба молодого человека во много была схожа с судьбой Леньки, и вскоре между ними установилась крепкая дружба.

Тем временем Динка быстро снискала себе славу самой озорной ученицы гимназии. Она отлично пародировала кого угодно, и «девчонки визжали от удовольствия» во время ее коротеньких выступлений. Учителя постоянно жаловались на ее проказы шалости.

Особенно сильно привязалась «к Динке одна тоненькая вертлявая девочка по прозвищу «Муха»». Однажды Муха совершила откровенно подлый поступок, сколов булавками юбки старшеклассниц. Динка знала, что отец Мухи очень жестокий человек, который однажды избил дочь до полусмерти.

Всю вину Динка взяла на себя, несмотря на то, что одноклассницы пытались ее защитить.

Главы 21-31

Леня усердно занимался, и не мог много времени уделять Динке, которая очень от этого страдала. Мальчик не только упорно грыз гранит науки, но и «всячески старался исправлять свою речь, засоренную уличными словечками, неправильными ударениями».

От Кати пришло письмо. Она родила сына, и «жаловалась, что ребенок внес раздор между нею и Костей». Муж требовал, что Катя с сыном приехала к сестре, подальше от сибирских морозов. Однако Катя не хотела оставлять его одного поскольку «здоровье Кости подорвано, он затоскует и погибнет один».

Арсеньевы приобрели небольшой хуторок под Киевом, чтобы летом отдохнуть на природе. Динка быстро нашла себе новых друзей среди местных ребятишек, а Ленька продолжил подготовку к предстоящим экзаменам в гимназию. Все очень волновались, когда Леня сдавал «самый важный, последний экзамен». Мальчик благополучно прошел все испытания, и это был «счастливый день в семье Арсеньевых».

Вскоре на хутор под видом бездомного деда приехал Александр Дмитриевич. Семья Арсеньевых, наконец, соединилась, только теперь у них был сын, о котором супруги давно мечтали.

В произведении Осеевой описывается, насколько важно быть дружными, ответственными, добрыми людьми. Только искренняя дружба и взаимовыручка помогут преодолеть все жизненные препятствия и невзгоды.

После ознакомления с кратким пересказом «Динка» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 251.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/oseeva/dinka

Осеева Валентина “Волшебное слово”. Читательский дневник

  • Осеева Валентина
  • Название: “Волшебное слово”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: дети, вежливость
  • Число страниц: 4
  • Главные герои и их характеристика
  1. Павлик. Мальчик, который не знал, что такое
    вежливость. Грубый и невоспитанный.
  2. Старичок-волшебник. Научил мальчика волшебному
    слову.
  3. Ленка. Сестра мальчика. Не жадная.
  4. Бабушка. Любит вежливого внука.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Мальчик Павлик был сердит на жизнь, потому что ему никто
ничего не давал. Но старичок научил Павлика волшебному слову, и жизнь Павлика
переменилась.

Сюжет — краткое содержание

  1. Павлик встречает в парке старичка, который
    спрашивает мальчика о причине его плохого настроения.
  2. Павлик рассказывает, что бабушка гонит его с
    кухни, брат не берет кататься, а сестра не дает краски.
  3. Старичок учит Павлика волшебному слову, и
    мальчик отправляется домой.
  4. Он говорит: “Пожалуйста”, и сестра дает Павлику
    краски, а бабушка угощает пирожками.
  5. Павлик просит брата взять его покататься, и брат
    соглашается.
  6. Павлик бежит в парк, чтобы поблагодарить
    старичка, но того уже нет.

Понравившийся эпизод

Мне больше всего понравился эпизод, когда Павлик стал
вежливо просить сестру поделиться красками. Девочка даже опешила от такого. И
сразу предложила Павлику краски на выбор. Вот что значит сила вежливого слова!

План произведения для пересказа

  1. Встреча в парке;
  2. Беды Павлика;
  3. Волшебное слово;
  4. Павлик и Ленка;
  5. Павлик и бабушка;
  6. Павлик и старший брат;
  7. Пустая скамейка.
  1. Главная мысль
  2. Вежливость открывает любые двери, и делает людей добрее.
  3. Чему учит эта книга

Рассказ учит тому, как правильно вести себя не только со
своими близкими, и просто с другими людьми. Учит вежливости и воспитанности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень полезный и нужный рассказ, который каждый должен
знать наизусть. Мы часто забываем элементарные правила вежливости, а без
вежливости очень трудно жить в мире. Мальчик Павлик это понял, и у него все
стало хорошо.

  • Новые слова и выражения
  • Морщинистое лицо — лицо с морщинами.
  • Голубчик — ласковое обращение к человеку.
  • Пословицы к произведению
  • Вежливость ничего не стоит, а приносит многое.
  • На добрый привет будет добрый ответ.
  • Вежливое слово и кошке приятно.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/oseeva-valentina-volshebnoe-slovo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector