История создания
Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом.
Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника.
Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.
В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.
Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой.
Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой.
Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.
Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела.
Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон.
Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.
Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.
После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.
Краткое содержание
Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.
Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук.
Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины.
Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.
К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.
Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.
Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана.
Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.
Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.
Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза.
Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ.
В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.
Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу.
Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя.
Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.
Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.
Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит.
На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет.
Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.
Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.
Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.
План для пересказа
Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:
- Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
- Занятость Насти в Ленинграде.
- Письмо матери.
- Выставка.
- Две телеграммы.
- Слишком поздно: раскаяние Насти.
Главные герои
В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:
- Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
- Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
- Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
- Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
- Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
- Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.
Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым.
Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю.
Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.
Анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:
- тема одиночества;
- всеобъемлющая материнская любовь;
- вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
- тема «блудного сына».
Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени.
К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом.
В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.
Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо.
Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём.
Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.
Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм.
Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду.
Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.
Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/telegramma-paustovskogo.html
Паустовский Телеграмма – краткое содержание: о чем написан рассказ и кто его главные герои
Через год после окончания Великой Отечественной войны Константин Паустовский написал рассказ «Телеграмма». К этому времени писатель приобрел известность не только на родине, но и за рубежом. В какой-то мере начало этому произведению дали рассказы из цикла «Летние дни» и «Мещерская сторона». Предлагаем краткий пересказ и небольшой анализ рассказа Телеграмма.
Содержание
В семье царила творческая атмосфера, все говорили о творчестве, обсуждали произведения искусства. Теперь Катерина осталась одна: отец умер, а единственная дочь живет далеко в городе. Говорить о творчестве ей не с кем.
По хозяйству помощницей для Катерины Петровны стала соседская девчонка Манюшка. Также к главной героине иногда наведывался сторож Тихон. Он был довольно стар, об этом говорит факт, что Тихон помнил, как дом строили, и отца Катерины.
Это интересно! Михаил Зощенко рассказ Елка: краткое содержание
Главная героиня ежедневно думала о своей дочери. Она в глубине души желала, чтобы Настя приехала. Но…, мечты оставались мечтами. И писем дочь матери тоже в последнее время совсем не писала… Только приходили от нее денежные переводы.
Она писала о том, что хочет ее увидеть, что желает обнять, прижать к сердцу. Письмо заканчивалось мыслью, что предстоящая зима станет для Катерины Петровны последней на этом свете.
Далее речь идет о самой Насте. Паустовский говорит о том, что девушка занята, работает в Союзе художников делопроизводителем. Коллеги зовут девушку Сольвейг за ее светлые волосы и большие глаза, которые, к сожалению, почти всегда были холодные.
Когда Настя получала из дома весточку, то у нее возникали двойственные чувства. С одной стороны, она считала, что если мать пишет, значит, все нормально. С другой – письма служили немым укором для невнимательной дочери. Получив очередное письмо от матери, девушка его не стала читать, потому что была очень занята на работе. Она просто положила его в сумку.
Это интересно! Искандер рассказ Тринадцатый подвиг Геракла: краткое содержание
При организации выставки ей на глаза попалась статуя Николая Гоголя. Выражение его лица показалось насмешливым и, вместе с тем, укоризненным. Тогда Настя решила письмо прочесть. Когда дочь узнала из письма о просьбе приехать, то она вспомнила, какой неблизкий путь ей предстоит преодолеть, и как будет плакать ее мама. Поэтому письмо она убрала пока подальше.
Прошло две недели. Выставка прошла на «ура». В это время дочке передали телеграмму, где сообщалось, что маме остались считанные дни. Телеграмма была от Тихона. Настя сначала подумала, что ошиблись адресом.
Но тень беспокойства легла на ее лицо. Кто-то спросил у нее, что произошло. Она попыталась не акцентировать на этом факте внимания. Снова на глаза девушки попалась скульптура Гоголя.
Но на этот раз классик смотрел осуждающе.
Девушка вдруг осознала, что именно мама была для нее самым близким и любящим человеком. Тогда она решила ехать в отчий дом. Как назло в железнодорожной кассе не было билетов, но, предъявив телеграмму, все-таки удалось купить билет на ближайший поезд.
Когда он прочитал содержание телеграммы Катерине Петровне, то она тихо сказала: «Спасибо». А после закрыла глаза и уснула, но как оказалось, умерла.
На завтра были похороны. В доме собралось много людей, чтобы проводить старушку в последний путь. По пути на кладбище к церемонии присоединилась учительница. Она даже поцеловала руку Катерины Петровны, потому что была виновата перед собственной мамой.
Прошло два дня. Настя приезжает в родной, но, увы, опустевший дом. Она плачет всю ночь напролет, но слезами мать не вернуть.
Это интересно! Анализ оперы Князь Игорь: читаем краткое содержание
Уехала девушка из родного дома так, чтобы ее никто не видел. Но никто не собирался ее ни в чем упрекать. Настю не покидало ощущение, что никто кроме матери не снимет с нее тяжелое чувство вины. Далее автор делает экскурс в прошлое главной героини и упоминает о том, что ее отец был художником. Что он построил дом в местечке с названием Заборье.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/konstantin-paustovskiy-telegramma-chitaem-kratkoe-soderzhanie
«Романтики»
Максимова со Сташевским, Алексеем и Винклером в этот порт загнал жестокий осенний шторм. Молодые люди жили в дрянной гостинице, набитой моряками и проститутками, проводили время в дешёвых тавернах.
Сташевский громил русскую литературу, спорил с Алексеем о судьбах России. Вспоминали недавно умершего Оскара.
Старик преподавал им в гимназии немецкий, но досуги посвящал музыке и часто говорил: «Скитайтесь, будьте бродягами, пишите стихи, любите женщин…»
Однажды в греческой кофейне Максимов, уже основательно отведав сантуринского и маслянистой «мастики», вдруг сказал светловолосой красавице за соседним столиком, что она прекрасна, и поставил рядом свой стакан: «Давайте меняться!» «Вы не узнали меня?» — спросила она. Это была Хатидже. Максимов познакомился с ней несколько лет назад на каникулах.
Она училась в шестом классе гимназии. Он врал ей о пароходах, моряках и Александрии — обо всем, о чем пишет теперь. Хатидже родилась в Бахчисарае, но была русской. Татарским именем звали её в детстве окружающие. После гимназии жила в Париже, училась в Сорбонне. Здесь она в гостях у родственников и надеется, что теперь они будут часто видеться.
После нескольких встреч Максимов и Хатидже провели вечер в компании его друзей. Была музыка, стихи, «гимн четырёх», «их» гимн: «Нам жизнь от таверны до моря, От моря до новых портов»… Сташевский сказал, что теперь это «гимн пяти». По пути домой девушка призналась, что любит Максимова. С этого момента его не покидало ощущение силы.
Любовь наполнила смыслом все внутри и вокруг.
Совсем другие настроения владели Винклером. Ничтожным вдруг показалось ему все, чем жили они, презирающие обыденность. Он даже замазал чёрной краской свои ждавшие завершения картины.
Вернувшись домой, Максимов написал Хатидже о своей ненасытной жажде жизни, о том, что находит теперь во всем вкус и запах. Через неделю пришёл ответ: «То же теперь и со мной».
Переписка продолжалась и когда он уехал в Москву. Думал, что тоска по Хатидже станет острее и поможет писать: он мало страдал, чтобы стать писателем. В Москве книга (он назвал её «Жизнь») подвигалась к концу, он обживался уже в чужом для южанина городе.
Газетный театральный критик Семенов познакомил его с домашними, с сестрой Наташей — молодой актрисой, которой безумно понравились рассказы Максимова о его скитаниях, о южных городах, о море. Девушка была красива, неожиданна в поступках и своевольна. Во время прогулки на пароходе по Москве-реке она попросила томик Уайльда, что Максимов взял с собой, пролистнула и выбросила за борт.
Через минуту попросила прощения. Он ответил, что не стоит извинений, хотя в книге лежало не прочитанное ещё письмо Хатидже.
Вскоре они поехали вместе в Архангельск. В письме к Хатидже он писал: «Я в холодном Архангельске с чудесной девушкой… Я люблю вас и её…»
В разгар лета Максимов собрался в Севастополь, куда переехала, убегая от тоски, Хатидже. Прощаясь с Наташей, он сказал, что есть она и есть Хатидже, без которой ему одиноко, а от Наташи кружится голова, но жить вместе они не должны: она возьмёт все его душевные силы. Вместо ответа Наташа притянула его к себе.
В Симферополе Максимова встречал Винклер. Он отвёз его в Бахчисарай, где ждала Хатидже. Максимов рассказал ей о Москве, о Наташе. Она пообещала не вспоминать обо всем, что узнала.
В Севастополе случилось страшное. Покончил с собой Винклер. В последнее время он много пил, скандалил из-за проститутки Насти, как две капли похожей на Хатидже. Московский знакомый, Серединский, пригласил Максимова и Хатидже на дачу.
Оттуда всей компанией предполагалось двинуться на Четыр-Даг. Но пришла телеграмма: Наташа ждёт в Ялте. Максимов собрался встретить её и пообещал через день присоединиться уже на Четыр-Даге. Поздней ночью они с Наташей были на месте.
Хатидже пожала ей руку, а когда все улеглись на полу, укрыла её своей шалью. Утром они долго беседовали наедине. Максимов был в смятении: оставаться или уехать с Наташей. Но она из тех, чью любовь убивает быт, размеренность. Все это неразрешимо. Будь что будет.
Помогла Хатидже: у тебя будет много падений и подъёмов, но я останусь с тобой, у нас одна цель — творчество.
Однако и жизнь, и любовь, и творчество — все скомкала начавшаяся той же осенью первая мировая война. Максимов оказался на фронте в санитарном отряде. Начались новые скитания. Среди грязи, крови, нечистот и нарастающего ожесточения. Рождалось ощущение гибели европейской культуры.
Максимов писал Хатидже и Наташе, ждал от них писем. Удалось встретиться с Алексеем. Тот сообщил, что Сташевский на фронте и получил Георгия. От Семенова пришло известие, что Наташа уехала на фронт, надеясь найти Максимова. Случай помог им свидеться.
Она просила его сберечь себя: писатель должен дать радость сотням людей.
Однако судьба вновь разметала их. Снова вокруг только смерть, страдания, загаженные окопы и озлобление. Рождались новые мысли о том, что нет ничего более высокого, чем любовь, сродство людей.
Попав в лазарет по ранению, Максимов пробовал писать, но бросил: кому это нужно? Что-то умерло в нем. Пришла телеграмма от Семенова: Наташа скончалась — сыпной тиф. Едва оправившись, Максимов поехал в Москву. Семенова дома не было, но на столе лежал конверт на имя Максимова. Теперь уже мёртвая, Наташа писала ему о своей любви.
Спустя неделю Хатидже приехала под Тулу, в лазарет, где лежал Максимов. Но его уже там не было. Не долечившись, он бросился под Минск, в местечко, где в грязном доме умерла Наташа. Оттуда он собирался бежать на юг к Хатидже, чтобы она научила его ничего не помнить. Она же в это время шла к московскому поезду и думала: «Максимов не умрёт, он не смеет умирать — жизнь только начинается».
Жестокий осенний шторм загнал в порт Максимова Алексея и Сташевского Винклера. Молодые люди жили в плохой гостинице, набитой моряками и проститутками. Сташевский спорил о литературе с Алексеем, о судьбах России. Вспомнили старого преподавателя, который преподавал в гимназии немецкий, а на досуге посвящал себя музыке.
Однажды в кофейне Максимов встречает свою знакомую Хатидже, с которой познакомился на каникулах несколько лет назад. Она тогда училась в гимназии. Он врал ей о пароходах, морях, обо всём, о чём он пишет.
Девушка родилась в Бахчисарае, но была русской. Окончив гимназию, жила в Париже. Здесь она в гостях. Вечер молодые люди провели в компании его друзей. Потом она призналась ему, что влюблена в него.
Максимов уехал в Москву, где написал книгу »Жизнь», которая продвигалась к завершению.
Постепенно он привыкал к чужому городу. Семёнов, газетный и театральный критик, познакомил Максимова со своими домашними и сестрой Наташей. Девушка была красива, но своевольна в своих поступках. Она была актриса, и ей нравились рассказы о море. Как-то они поехали вместе в Архангельск.
В письме к Хатидже он писал, что любит её и девушку Наташу. Но без Хатидже ему одиноко, а от Наташи кружится голова. В Севастополе умирает Винклер. Потом он уезжает в Ялту, там ждёт его Наташа. Максимов в смятении, с кем остаться.
Хатидже говорит Максимову «- У тебя будет много падений и подъёмов, но я останусь с тобой, ведь у нас цель одна — это творчество». Жизнь, творчество и любовь — всё скомкала в одну кучу, начавшаяся осенью война. Максимов оказался в санитарном отряде на фронте.
Начались его испытания, среди грязи, крови и нарастающего ожесточения. Он писал Хатидже и Наташе.
Судьба разбросала всех. Попав в лазарет по ранению, он пробовал писать, но вдохновение умерло в нём. Умерла Наташа от тифа. Не долечившись, он бежит на юг к Хатидже, чтобы она научила ничего не помнить.
Хатиджа шла к Московскому поезду по перрону. Она думала, что Максимов не умрёт, ведь жизнь только начинается.
Источник: https://www.allsoch.ru/paustovskij/romantiki/
К. Паустовский, "Старый повар": краткое содержание и анализ произведения
1 Апреля 2020 г.
Поделитесь: VK | FB | OK | TW
Содержание:
Где происходят события? (показать на карте) . – С кем жил старый повар? – Какое настроение создаётся в начале рассказа? – Почему? – Опишите дом, в котором жил старик.
(Работа с текстом) – Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель? (Клавесин) СЛАЙД– С каким чувством пишет о нём Паустовский? (Работа с текстом) – С какого момента настроение рассказа резко меняется? – Как выглядел незнакомец? (Работа с текстом) – Для чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД– В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с текстом) СЛАЙД– Как назвал незнакомец грех старика? – Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа? – Что ответил незнакомец? – В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику? – Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления? – Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара. Послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой старик. (звучит музыка Моцарта, слайды) – Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть? – Как звучит клавесин? – Что происходит в природе? –А что почувствовал старик, слушая её? (Работа с текстом) – Как же ему удалось увидеть то, чего он так желал? – Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада? – Какова роль этих эпитетов? – Кроме того, противопоставляется мрачная жизнь повара ярким, цветущим воспоминаниям – приём антитезы. – Как заканчивается рассказ? – Автор называет Моцарта великим музыкантом. – А в чём его величие? – Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего? – Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку? ВЫВОД. III. Творческая работа. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления вы получили после знакомства с произведением К. Г. Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта? ». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В. А. Моцарта. – Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе; нарисуйте образ счастья, у
Марии удаётся привести к отцу «худого маленького человека». Как сразу догадывается опытный читатель, этому-то «ещё очень молодому незнакомцу» и предстоит стать главным героем рассказа. Он сразу пообещал повару «снять тяжесть» с его души властью, «данной не от бога, а от искусства».
И он его в этом не обманул.
А раз так, то по закону «малого жанра» читатель должен просто поверить, что этот идеальный романтический герой не обманет умирающего и в обещании исполнить его последнюю волю – «позаботиться о Марии» (видимо, путём устройства музыкальной карьеры девушки, чьим единственным богатством был клавесин) .
9 Речевые клише Проблема (какая?)- сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая, неразрешимая… Автор текста затрагивает проблему… В тексте К.Г.Паустовского поднимается проблема… Предложенный для анализа текст К.Г.Паустовского посвящен проблеме…
Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К. Г. Паустовского «Старый повар») . 2 Композиционная схема сочинения. 1. Вступление. 2. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. 3. Дайте комментарий к сформулированной вами проблеме. Избегайте пересказа текста. 4. Сформулируйте позицию автора. 5.
Выразите собственное мнение, согласившись или не согласившись с позицией автора. Приведите два аргумента из художественной литературы, а также из личного опыта, подтверждающих ваше мнение. 6. Сделайте вывод из сказанного. 3 Прочитайте внимательно текст. К. Г. Паустовский. Рассказ «Старый повар».
(«Незнакомец») 4 «Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь
Краткое содержание паустовский старый повар точный пересказ сюжета за 5 минут
Старик попросил открыть окно. Он жадно дышал и проговорил, что увидел все так, словно на самом деле вновь оказался в юности. Теперь он хотел знать только одно – имя человека, сидевшего за клавесином. «Вольфганг Амадей Моцарт», – произнес незнакомец.
Мария низко склонилась перед знаменитым композитором. Когда девушка выпрямилась, старый повар был уже мертв. А за окном разгоралась заря, освещая засыпанный мокрым снегом сад.
Так заканчивает свое произведение «Старый повар» Паустовский, краткое содержание которого вы только что прочитали.
Искусство и ремесло. Эти два понятия могут восприниматься и как противоположные по содержанию, и как близкие.
Если создание произведений авторы рассматривают лишь как способ прославиться, добиться материального успеха, то их деятельность – это обычное ремесло, причём низкого качества, утратившее признаки настоящего искусства.
А если авторы с годами оттачивают свой талант, доводят его до совершенства, то можно говорить, что своё ремесло, дело, которому они посвятили жизнь, стало истинным искусством.
Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).
Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал.
Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки.
Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.
Старый повар, краткое содержание (Паустовский)
Кира резко проснулась, холодный пот покрыл все ее тело, страшные картинки никак не уходили из головы. Она подошла к матери и рассказала ей про увиденный только что сон. Мать побледнела, ведь ее сновидение было очень похожим на рассказ дочери.
Материнское сердце почуяло неладное, стало очень тревожно за сына. Она знала про его горячий характер, и в голове мелькнула мысль: «Как бы ни случилось беды». С беспокойными мыслями мама с дочкой пошли в свои комнаты и, не сговариваясь, стали читать молитвы за Сашу.
Беззаботный сын
У нас принято мыть посуду после каждой трапезы. Ну, или в крайнем случае в конце дня. Европейки же ждут, пока посудомоечная машина не заполнится полностью. Так что грязная посуда в доме – это обычное в здешних краях явление. Опять же, дело в экономии воды, за которую здесь приходится дорого платить. Расходовать воду на пару тарелок – это пустая трата денег. Водные процедуры
«…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди».
Паустовский очень часто пользуется для изображения человека в своих рассказах выдумкой.
Выдумка, впрочем, может быть хуже, чем реалистические средства, хуже даже, чем чистая, сверкающая, бесплотная фантастика Александра Грина. . . Рассказ «Музыка Верди» дает нам представление о способе К.
Паустовского изображать человека. В рассказе описано, как московская актриса Солнцева должна была спеть в спектакле
Изображение великого музыканта
В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского) . Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Имя Хатидже (рус. «Екатерина») Е. Загорской дали татарки из
Тэги: #повар #онлайн #брифл #рисунк #егэ #рецензи #википеди #рисунок
Нашли неточность или устаревшие данные? Отредактируйте статью!
Источник: https://skibiit.ru/31069/
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации)
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения).
Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения.
Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г.
Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Подробный пересказ.
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников.
А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии.
Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Памятка
- Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
- Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
- Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
- Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
- Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
- Составляю рассказ (вслух или мысленно).
- Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
- Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.
- Творческий пересказ.
- Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
- Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
- с изменением последовательности событий;
- с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Краткий пересказ
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
- Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.
- Составлю рассказ, опираясь на главное.
- Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.
- Кратко перескажу
Или:
- Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).
- Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.
- Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.
- Проверю краткость и последовательность пересказа.
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
Составлю план.
- По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).
- То же сделаю по другим частям.
- Пользуясь планом, кратко перескажу текст.
- Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Категория: Начальные классы
Источник: https://multiurok.ru/blog/podrobnyi-vyborochnyi-tvorchieskii-kratkii-pierieskaz-mietodichieskiie-riekomiendatsii.html