Краткое содержание пикуль мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Пикуль Мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Пикуль Мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Пикуль Мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета

Роман «Мальчики с бантиками» – автобиографическое произведение Валентина Пикуля. Действие сюжета книги основано на реальных исторических событиях и фактах.

Во многом именно благодаря этому произведению удалось сохранить память о легендарной школе юнг ВМФ, сведения о которой после войны оказались почти полностью утраченными.

Действия, о которых рассказывает роман Мальчики с бантиками, разворачиваются вокруг строительства и организации школы юнг на Соловецких островах.

Открытие этого учебного заведения, расположенного на островном архипелаге в Белом море, было направлено на подготовку кадров, столь необходимых Советскому военно-морскому флоту.

Главный герой романа Мальчики с бантиками, Савва Яковлевич Огурцов, предстаёт в виде рассказчика, из уст которого мы узнаём об истории школы и её курсантов, судьбы которых являются отражением тревожной военной эпохи.

Будучи четырнадцатилетним подростком, Савка попадает в число курсантов школы юнг.

Юноша становится свидетелем и участником курсантских будней и воинских подвигов.

Роман Мальчики с бантиками написан как бы в виде большого интервью с рассказчиком: это четыре «разговора», представляющих собой главы произведения.

 РњР°Р»СЊС‡РёРєРё СЃ бантиками. Юность… РћРЅР° была тревожной, как порыв ветра, ударивший РІ откинутое крыло паруса. 

Эта книга и посвящается юности — нелегкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать.

Тогда было суровое время жертв, и мы были готовы жертвовать.

Многие из нас тогда же ступили на палубы боевых кораблей.

Эту повесть составляют подлинные события. Но имена героев, как и названия некоторых кораблей, я сознательно изменил. А возможные совпадения — чистая случайность.

Р’.РЎ. Пикуль написал автобиографический роман РІ 1974 РіРѕРґСѓ. 

Отрывок

— Никаких мам и пап! — отрезал Щедровский. — Здесь вам не детский сад.

Попросил слова рыжий юнга по фамилии Финикин: — А кормить будут? �ли сегодня ужин зажмут?

— Что за выражение! — возмутился комиссар. — Ужина никто не «зажмет», он просто не состоится. На берегу озера только начали складывать печи, чтобы приготовить вам обеды.

Пока предстоит кушать под открытым небом. Завтра утром получите горячий чай. Ну, хлеб, конечно. Ну, по кусочку масла.

Со временем, когда все наладится, обед вам будет по флотски состоять из трех блюд. Еще вопросы?

Огурцов точно по уставу назвал себя, потом спросил: — Скажите, что означает эта надпись: «С. Л. О. Н.»? Щедровский обернулся к фасаду мрачного здания.

— Ах эта, — засмеялся он. — Она расшифровывается очень просто: «Соловецкий лагерь особого назначения».

Здесь, товарищи, когда вас еще на свете не было, размешалась знаменитая тюрьма. В ней сидели бандиты убийцы, взломщики рецидивисты и мастера по ограблению банков.

�х давно уже здесь нет, тюрьма в Савватьеве ликвидирована еще в двадцать восьмом году…

Как раз в этом двадцать восьмом году Савка появился на свет. Щедровский велел старшинам разводить юнг ко сну. Внутри бывшей тюрьмы — длинные коридоры, большие камеры.

Лампочки едва светятся в пыли. Старшины кричат: — Прессуйся, молодняк! Запихивайся для ночлега. — Да тут уже ступить некуда, — попискивали малыши. — Ничего, утрясетесь.

�ли в лесу ночевать лучше?

Стены полуметровой толщины.

Глазки, проделанные для надзора за бандитами, начинались в коридорах кружочками с монету, зато в камерах они расширялись в громадные кратеры в полметра радиусом, чтобы глаз надзирателя охватывал все пространство камеры.

Кто то из числа неунывающих уже бегал по коридору, вставляя губы в эти дырки, кричал радостно: — Тю тю, тю тю! Вот мы и дома… зовите в гости маму! Было холодно.

РЎ

иняков растолкал юнг послабее, широко разлегся на полу, положив мешок под голову. Мешок был тощий, подушки заменить не мог, и потому Витька голову свою положил на живот одного малыша, который не сопротивлялся.

— Ну, влипли! — посулил Витька всем. — Наобещали нам бочку арестантов, так и вышло. Всех за арестантскую решетку забодали… У у черт бы побрал, до чего курить хочется… Раздался тонкий вскрик.

В углу юнги стали ругаться.

— Эй, чего там авралите? Спать надо… ша!

Кто то чиркнул спичку, и в потемках камеры она высветила на стене выскобленные гвоздем слова: «Здесь страдал по мокрому делу знаменитый от Риги до Сахалина московский налетчик Ванька Вырви Глаз. Боже, помоги убежать!» Спичка погасла.

Скачать Мальчики с бантиками

Источник: http://valentin-pikul.ru/2011-01-23-22-42-06.html

Краткое содержание пикуль мальчики с бантиками точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Пикуль Мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

В.С.ПИКУЛЯ «МАЛЬЧИКИ С БАНТИКАМИ»

(ДЛЯ 5-6 КАДЕТСКИХ КЛАССОВ)

«Они видели многое, они совершали подвиги, жизнь их была полна приключений». Дж. Лондон. Эти слова стали эпиграфом к повести В. Пикуля «Мальчики с бантиками». Что такое ЭПИГРАФ? Почему именно эти слова В. Пикуль взял в качестве эпиграфа?

  • Как звали главного героя повести? (Савва Яковлевич Огурцов)
  • Кем был отец Савки?
  • Как Савка поступал в юнги?
  • Что испугало его при записи в юнги?
  • Кто помог пройти комиссию до конца? (Витька Синяков)
  • Как сам Синяков поступал в юнги? (скрывался от милиции)
  • Почему «бантики», а не ленточки? (только тем, кто принял присягу)
  • Что Витька Синяков попросил взамен своей услуги? (выдраить гальюн и отдать 10 хлебных паек, потом укол)

Что завещал отец Савке перед прощанием? (Не быть выскочкой, но за чужие спины не прятаться. До 20 лет не курить, не забывать бабушку)

Куда попали юнги в первом своем плаванье? (В Соловки)

Как описан остров в повести? (стр. 37-38)

Какой была последняя благодарность, полученная С. Огурцовым на флоте? (за проявленную инициативу и активные действии в аварийной обстановке)

Что означает слово «юнга»? (Голландского происхождения, пришло на Русь в пору зарождения русского флота)

  1. Какое первое оружие выдали юнгам? (противогазы)
  2. Чего не умел Савка, и ему за это было очень стыдно? (плавать)
  3. Из скольких блюд состоит флотский обед? (из 3-х: 1-ое, 2-ое и компот)
  4. Какая у Савки была мечта? (стать моряком)

Из чего возводили школу юнг на Соловках? (из бывшей тюрьмы, стр. 58)

Как поступили с беглецом-дезертиром? (сняли форму, отдали документы и сказали: «А теперь проваливай на все четыре стороны!»)

Как юнги делали идеальные складки на брюках? (клали их под матрац)

Что выдавали юнгам вместо табака? (300 гр. сахарного песка)

  • Как прошло самое первое дежурство Савки? (кто-то ходил вокруг склада)
  • За что объявили Савке первую благодарность?
  • На кого пошел учиться Савка в школе юнг? (на сигнальщика-рулевого)

О подвиге какого матроса, памятник которому стоит в Североморске, упоминается в повести? (Саша Ковалёв, стр. 85).

Что означает белый, синий и красный цвет на флаге? (воинская честь, верность долгу и братство, стр. 89)

  1. Что означает чёрно-оранжевый цвет на гвардейском флаге? (огонь и дым сражений)
  2. Где находится военно-морской флаг на корабле? (на корме)
  3. Что на флоте означает «миля» и «узел»? (расстояние, скорость)

Какая пища в древности на Руси входила в ежедневный рацион витязей? (горох, «ибо укрепляет мышцы для боя и придает силу и мужество»)

  • Как правильно говорить : кОмпас или компАс?
  • Морское братство-это …. (продолжить)
  • Где крепился бантик на бескозырке? (сбоку, возле правого виска)
  • Какие диверсии были совершены по отношению к школе юнг перед выпускными экзаменами? (лесные пожары, заражение озер)
  • На какой флот направили служить Савку? (на Северный)
  • Что означает на флоте слово «собака»? (самая трудная вахта, от ноля до 4-х часов утра, когда особенно хочется спать)
  • Продолжите фразу:
  • «На флоте никто не спит, на флоте…» (отдыхают)
  • «Умей ждать. Флот любит…» (терпеливых)
  • «не бывать тебе мокрым в море, пока….» (не вспотеешь на берегу)

Составила: Гром О.В., педагог-библиотекарь 1 категории, учитель русского языка и литературы.

Источник:

«Мальчики с бантиками» Валентин Пикуль

Краткое содержание Пикуль Мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета

  1. mvpphila Дек 15, 2016(оценок: 1

Источник: https://marketvirkutske.ru/drugoe/kratkoe-soderzhanie-pikul-malchiki-s-bantikami-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Валентин Пикуль: Мальчики с бантиками

Валентин Пикуль

Мальчики с бантиками

  • Они видели многое.
  • Они совершали подвиги.
  • Жизнь их была полна приключений.

Джек Лондон

Юность… Она была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса.

Эта книга и посвящается юности — нелегкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать.

Тогда было суровое время жертв, и мы были готовы жертвовать. Многие из нас тогда же ступили на палубы боевых кораблей.

Эту повесть составляют подлинные события. Но имена героев, как и названия некоторых кораблей, я сознательно изменил. А возможные совпадения — чистая случайность.

Технические и специальные термины я умышленно упростил, дабы не утомлять моего читателя.

Еще ни разу в жизни я не видел ни одного юнги…

Я проштудировал четыре тома «Педагогической энциклопедии», безуспешно отыскивая в ней хотя бы намек на юнг. Энциклопедия добросовестно перечисляла все школы нашей страны — передового опыта и фабрично-заводские, не были забыты даже уникальные школы для поздно оглохших и слабо видящих от рождения.

  1. Но нигде не была упомянута «Школа Юнг ВМФ» — Военно-Морского Флота…
  2. Размышляя над этим казусом, я спешил на свидание с Саввой Яковлевичем Огурцовым.
  3. Двери квартиры открыл не моряк, а человек в кителе служащего Аэрофлота.

— Простите, я, кажется, не туда попал. Мне нужен юнга Огурцов… Вернее — поправился, — бывший юнга Огурцов.

— Проходите, — последовал краткий ответ.

Огурцов провел меня в свой кабинет, где ничто не напоминало о прошлом хозяина.

Большая библиотека говорила о любви Огурцова к русской истории. У меня глаза разбежались при виде книг, о существовании которых я даже не подозревал. А на столе я заметил дичайшее разнообразие вещей, тоже никак не определявших склонности хозяина к морю.

Лежала стопка книг по тропической медицине. В банке из-под сметаны покоилась жухлая трава, сорванная на поле Куликовом (это я выяснил уже потом). Тут же валялся молоток с гвоздями. А под лампой грелся холеный котище — черный, а глаза с желтизною.

— Итак, я к вашим услугам, — нелюбезно буркнул Огурцов.

Выслушав меня, он задумчиво погладил кота.

— Вы хотите написать книгу о юнгах? Но это почти невозможно. Школа Юнг лежит ныне в руинах, а литературы о ней нет.

Из славной летописи флота выпала целая страница, и этого никто даже не заметил. Печально!

— Но мне думается, — отвечал я Огурцову, — вы поможете мне. Вспомните. Подскажете. А кое-что, поверьте, я уже сам знаю…

Читайте также:  Краткое содержание рассказов владислава крапивина за 2 минуты

Савва Яковлевич недоверчиво хмыкнул:

— Что же вы можете знать о юнгах? Сейчас все это уже история.

— Знаю! Например, мне известен даже такой факт, что вы попали на эсминцы, почти не владея одной рукой…

Хозяин сурово нахмурился:

— Да. Было со мною такое. А теперь… Смотрите!

Взял молоток и до самой шляпки засадил в стол гвоздище. Только сейчас я заметил, что стол у Огурцова был необычным. Грубо сколоченный из толстых досок, он скорее напоминал верстак.

— Очень удобно, — сказал Огурцов, отбрасывая молоток. — Такой стол можно очистить двумя взмахами рубанка. Терпеть не могу помешанных на лакированной мебели.

Как правило, за такими столами сидят бездельники, которые не способны думать о работе. Они озабочены только одной трясогузочной мыслишкой — как бы не капнуть на полиранс, как бы не оцарапать его запонкой.

А стол, — упоенно заключил Огурцов, — это не украшение жилища, а прекрасный плацдарм для распределения труда и мыслей…

Удары молотка не понравились коту, и он, недовольно фыркнув, спрыгнул со столп. Я раскрыл свой блокнот.

— Может, расскажете, Савва Яковлевич, как же все, начиналось в вашей жизни? Что привело вас к морю? И как вы попали на флот?

— Самые простые вопросы — самые сложные. Мне трудно ответить вам в двух словах. Вообще-то, — призадумался Огурцов, — море и корабли я любил с детства. А кто их не любит? Во Дворце пионеров учился в кружке «Юный моряк». Помню, даже значок носил… голубенький такой.

Тогда выдавали их. Не знаю, как сейчас. Конечно, мечтал о дальних странствиях. А кто о них не мечтает? Однако не забывайте, что ненависть к врагу у меня в душе воспиталась не по газетам. Так что помимо морской романтики было еще и великое желание воевать.

А началось все с колеса..,

— С какого колеса?

— С самого обыкновенного. С колеса товарного вагона на станции Вологда-Сортировочная. Да, именно с этого проклятого колеса и началась моя зрелая жизнь. С той поры прошло уже тридцать лет, а это колесо иногда еще накатывается на меня по ночам…

Читать дальшеКОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКАКраткое содержание Пикуль Мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжетаВы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену?ДА, ХОЧУ

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/istoricheskaya-proza/13952-valentin-pikul-malchiki-s-bantikami.html

Краткое содержание "Тимур и его команда": пересказ сюжета, повесть в сокращении

Главная страницаТимур и его команда

Краткое содержание Пикуль Мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета
Тимур Гараев (в исполнении актера
Антона Табакова)

Повесть «Тимур и его команда» является одним из самых известных произведений знаменитого советского писателя Аркадия Гайдара.

В этой статье представлено краткое содержание повести «Тимур и его команда»: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите: 
Все материалы по повести

Москва. 1939 г.
Вот уже три месяца полковник Александров находится на фронте и не видит своих дочерей Олю и Женю. По совету отца сестры проводят остаток каникул на даче под Москвой. Старшая дочь — 18-летняя Ольга, серьезная и ответственная девушка; она собирается поступать на инженера. Младшая — 13-летняя Женя, бойкая и шаловливая девочка.

Здесь в дачном поселке Женя знакомится с Тимуром Гараевым, мальчиком лет 13. Добрый и отзывчивый Тимур становится другом Жени.

Однажды он рассказывает ей о своей тайной деятельности: Тимур и его друзья помогают жителям поселка, нуждающимся в помощи — в частности семьям, чьи родные ушли на фронт. Например, ребята носят воду старушкам, укладывают дрова в хранилище и т.д. Все это ребята делают тайно, анонимно.

В команде Тимура состоит несколько десятков ребят (около 50). Его лучшими друзьями являются мальчики Гейка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков и Василий Ладыгин. 

Оля ничего не знает о Тимуре и считает его хулиганом, поэтому запрещает Жене дружить с ним. Однако Женя не слушается сестры и продолжает дружить с Тимуром. Сама же Оля знакомится с соседом — молодым инженером Георгием Гараевым. Герои нравятся друг другу и вместе проводят время. Георгий скрывает от Оли, что его племянник — тот самый Тимур, которого она так недолюбливает.

Тем временем в поселке действительно орудует банда хулигана Квакина. Негодяи занимаются вредительством: обдирают яблони, ломают деревья, портят клумбы и т.д. Добрый Тимур пытается убедить Квакина не разбойничать, но тот не обращает внимания.

Тогда Тимур и его команда решают на деле проучить Квакина и его банду: они заманивают наглецов в засаду, запирают в будке на площади и вывешивают плакат о том, что внутри сидят хулиганы.

В итоге весь поселок узнает о том, кто на самом деле разбойничает в районе.

Вскоре в поселке устраивают карнавал. После праздника Оля с Георгием гуляют, взявшись за руки. Внезапно они встречают Женю и Тимура, которые тоже держатся за руки. Оля злится на «хулигана» Тимура. Георгий заступается за него и признается Оле, что это его племянник. Оля обижается на Георгия за сокрытие этого факта и убегает. Тимур почти плачет из-за несправедливости со стороны Оли. Увидев грустного Тимура, даже хулиган Квакин сочувствует ему в душе. В этот день Оля без предупреждения уезжает в Москву, оставив Женю одну на даче. Вернувшись поздно с гуляний, Женя обнаруживает две телеграммы. Согласно телеграммам, отец будет проездом в Москве этой ночью. Женя понимает, что не успевает на последний поезд до Москвы; кроме того, она не может бросить соседскую девочку, которую ей поручили нянчить. В отчаянии Женя просит Тимура о помощи. Тот берет мотоцикл своего дяди Георгия и среди ночи везет Женю в Москву. А Коля Колокольчиков остается вместо няньки с соседской девочкой. Тем временем в Москве уже почти три часа ночи, полковник Александров уже собирается на вокзал. Вдруг в квартиру вбегают Женя и Тимур. Девочка объясняет, что Тимур помог ей добраться. Оля признает, что была несправедлива к Тимуру, и ведет себя с ним дружелюбно. Сестры прощаются с отцом, и тот уезжает на фронт.

На следующий день Георгия (дядю Тимура) призывают на фронт. Оля грустит, но надеется на скорую встречу с любимым. Тимуру становится одиноко без дяди, но он тут же ободряет сам себя: Тимур рад, что у него есть мама, Женя и его дружная команда, а также добрые люди, которым он сам помогал и которые в ответ выручат его.

Конец. Таково краткое содержание повести «Тимур и его команда» А. Гайдара: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите: 

Все материалы по повести

Источник: https://www.literaturus.ru/2019/08/kratkoe-soderzhanie-timur-i-ego-komanda-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html

Урок литературы по повести В. Пикуля "Мальчики с бантиками" с использованием приема "Чтение с остановками" план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

  • УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПО ПОВЕСТИ В. ПИКУЛЯ  «МАЛЬЧИКИ С БАНТИКАМИ»
  • с использованием приема «Чтение с остановками» технологии развития критического мышления через чтение и письмо
  • Гаврилова Альбина Павловна, преподаватель русского языка и литературы Санкт-Петербургского кадетского корпуса МО РФ
  • Урок посвящен снятию блокады Ленинграда, 70-летию победы в  Великой Отечественной войне
  • ________________________________________________________________
  • 10 класс
  • Тип урока: получение нового знания
  • Цель урока:
  • — пробудить интерес учащихся к процессу чтения, формировать умения и навыки работы с текстом художественного стиля;
  • — развивать критическое мышление учащихся;
  • — развивать творческое воображение учащихся:
  • — воспитывать любовь к своему Отечеству, родным и близким.
  • Технология: технология критического мышления через чтение и письмо
  • Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка книг, листы с «древом предсказаний», чистые листы формата А, фломастеры.
  • Этапы урока.
  1. Стадия вызова.
  2. Осмысление (реализация смысла). Прогнозирование
  3. Рефлексия.
  4.  Домашнее задание.

Ход урока

  1. Краткая информация об авторе повести – Валентине Пикуле.

        Валентин Саввович Пикуль (1928-1990) – писатель, историк, моряк, автор известных произведений «Слово и дело», «Пером и шпагой», «Миниатюры», «Мальчики с бантиками» и других.  Сегодня мы познакомимся с одной из глав повести «Мальчики с бантиками». Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание  «мальчики с бантиками»? Кто это такие? Слайды 1-2

(Учитель записывает варианты на доске).

Слайд 3

  1.  Действительно, мальчики с бантиками – это юные мальчишки на

судне, которые готовятся стать матросами. Они исполняют обязанности матросов. Во время войны на Соловках была открыта школа юнг в 1942 году. Мальчики отправлялись после окончания этой школы  непосредственно на фронт – на Северный и Балтийский флот. Слайд 4

Посмотрите на фотографию Валентина Пикуля. Что подсказывает вам, что он тоже имел отношение к морскому делу? Слайд 2

        Валентин Пикуль  — автор многих произведений на историческую и военно-морскую тематику. Родился в Ленинграде, был призван на Балтийский флот служить на миноносце, позже стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе.

  1. Итак, глава повести, с которой нам предстоит сегодня познакомиться, называется «Колесо». Слайд 5.

 Как вы думаете, о чем пойдет речь в данной главе? Запишите в «Древе предсказаний» свои варианты.

  1. (Учащиеся предлагают ответы через 1-2 минуты после обдумывания, а учитель  фиксирует ответы на доске).
  2. Возможные варианты
  3. О дороге
  4. О путешествии
  5. О времени
  6. О происшествии, связанном с колесом
  7. Что-то будет повторяться
  8. Замкнутый круг повторяющихся событий
  9. О транспорте
  10. Бесконечность, замкнутый круг
  11. О ходе исторических событий
  12. Прокол колеса
  13. Об изобретении колеса и использовании его в современной жизни
  14. Колесо фортуны

— Послушайте, пожалуйста, первый эпизод главы «Колесо». (Учитель читает первый эпизод).

  • ЭПИЗОД 1
  • О вы, которых ожидает
  • Отечество от недр своих…
  • Ломоносов

Ближе к ночи эшелон с эвакуированными из Ленинграда втиснулся в неразбериху путей на сортировочной станции Вологда.

Город уже спал, и только вокзал еще бурлил насыщенной заботами жизнью – жизнью военного времени.

Жесткие графики вдруг срывали с места стылые эшелоны, раздвигали стрелки перед молчаливыми составами, что укатывали в строгую весну года тысяча девятьсот сорок второго – года героического!

Кто-то сказал, что ленинградцев в Вологде кормят по разовому талончику. Бесплатно и без карточек. А столовая для эвакуированных из Ленинграда работает в городе даже по ночам.

В мерцающем свете путевых фонарей по-весеннему тяжелел грязный, истоптанный снег. Сыро было и зябко. Закутанный в платок своей бабушки, Савка на себе вытащил мать из теплушки на зашлакованную насыпь.

  1. Идти было трудно, мать часто опускалась на землю. Савка поднимал ее и тащил дальше, окликая редких прохожих:
  2. – Эй, где здесь блокадников кормят по разовому?
  3. Был уже второй час ночи, когда они…
Читайте также:  Краткое содержание брехт трёхгрошовая опера за 2 минуты пересказ сюжета
 — Как вы думаете, когда происходит действие повести? (1942 год)- Какие реалии времени находят отражение в этой главе? (Эшелоны, блокадницы, эвакуированные, карточки, теплушки и др.)- Запишите в «Древо предсказаний», что, по-вашему, может произойти с героями дальше?
  • Обсуждение записанных предположений.
  • ЭПИЗОД 2.
  • Был уже второй час ночи, когда они, изможденные и усталые от поисков, окунулись в теплую благодать барака, над дверями которого висела надпись: «Питательный пункт № 3».
  • – Сынок, – ожила мать, – а эшелон-то наш сыщем ли?

Тьма-тьмущая стояла за окнами барака. Савка понимал, что мать по-хозяйски тревожится за свое барахло, оставленное в теплушке. Там у нее даже швейная «головка», отвинченная от машинки «Зингер».

А вот Савке ничего не жаль, кроме двух больших тетрадей, исписанных им в любовном прилежании.

По праву считал он себя автором двухтомного труда по военно-морскому делу; картинками и чертежиками разукрасил свои рукописи.

Им подали гороховый суп. Савка ел неторопливо, как и все блокадники, маленькими глотками, с удивительной бережливостью к хлебу. Поначалу выбирал из супа всю жидкость, чтобы потом насладить себя густотой горячего варева. Старуха-подавальщица по-доброму заметила Савке:

– Милый, не оставляй гущу на второе. Будет и каша.

– А какая, бабушка?

– Пшенка. Со свиным смальцем… Уж не обидим вас!

Кое-кто за столами барака умер, не доев своей пайки по разовому талону, и теперь смирнехонько, никому не мешая, сидел за сытным столом – в ряд с живыми. Но к нечаянным и быстрым смертям в дороге уже привыкли.

Обратный путь до станции оказался гораздо труднее, и мать все чаще садилась на землю. Тащить ее было невмоготу, и Савка ослабел..

 — Что удивило вас в этом эпизоде? (Смерть воспринимается как обыденность).- Как будут развиваться события дальше?

Обсуждение записанных предположений

ЭПИЗОД 3.

Обратный путь до станции оказался гораздо труднее, и мать все чаще садилась на землю. Тащить ее было невмоготу, и Савка ослабел. А на сортировочной – столько путей и столько эшелонов, что казалось, в ночной темени они уже никогда не отыщут своего вагона. Лазать через высокие тамбуры они были не и силах, а потому Савка волоком тащил мать через рельсы, под вагонами.

– Наш или не наш? – спрашивала мать от земли.

Все теплушки казались одинаковыми, как бобы с одного поля.

– Найдем, – отвечал Савка. – Без нас не уедут.

Он снова поднырнул под тяжелую платформу, на которой сверкал инеем промерзлый танк, грозя в ночь хоботом орудия. Схватив мать за воротник пальто, Савка потянул ее через рельс.

Но сортировочная жила своим временем, своим напряжением. И едва удалось дотащить мать до середины рельса, как сработало неумолимое расписание.

Издалека уже накатывался перезвон буферных тарелок, бивших все ближе и ближе… Удар! Эшелон тронулся.

– Ма-ама! – истошно прокричал Савка.

Большое колесо платформы черной тенью подкрадывалось к матери, которая лицом вниз лежала поперек рельса. Сидя на корточках под платформой, Савка пытался сдернуть мать на шпалы. Но последние силенки отказали ему, и мальчик в ужасе смотрел, как едет, медленно и неотвратимо, жирное колесо, источая в темени ночи неживые запахи масла и гари…

– Мама, вставай! Раздавит же!

Мать слабо подняла голову. Колесо уже прищемило край материнского пальто…

 — Какие чувства вызвал этот эпизод? — Что же произошло дальше?

Обсуждение записанных предположений

ЭПИЗОД 4

Мать слабо подняла голову. Колесо уже прищемило край материнского пальто… Но тут снова раздался звончатый перебой буферов.

Савка не сразу понял, что эшелон еще не тронулся – он лишь брал разбег для долгой дороги. Колесо двинулось обратно, освобождая прижатый к рельсу край пальто матери.

Они прижались к шпалам, а над ними, быстро наращивая скорость, пошло перекатывать вагоны, теплушки, цистерны и платформы.

Савка видел между бегущими колесами как бы узкий туннель, наполненный грохотом и воем гудящего железа. Вот уже глянул просвет в конце туннеля, под самым последним вагоном. Савка не успел увернуться, и громадный крюк сцепления, болтавшийся в самом хвосте эшелона, сильно ударил его в плечо, проволочил по шпалам…

Ярчайше сияли звезды. Было тихо, когда Савка очнулся, а в отдалении еще помигивал красный огонек уходящего эшелона. Плечу сразу стало больно, но он встал. Подошел к матери, все так же безвольно лежавшей на шпалах.

– Пойдем, – сказал Савка.

…В эту ночь он явственно ощутил, что…

— Что ощутил главный герой?
  1. Обсуждение записанных предположений
  2. ЭПИЗОД 5
  3. …В эту ночь он явственно ощутил, что  детство кончилось. Наступила иная пора жизни, которую он еще не знал, как назвать, но в которой нужно было отыскивать свое место…
  4. * * *

А на грандиозном перегоне Вологда – Архангельск жизнь сразу повеселела. И хотя снежок за окнами поезда лежал еще не тронутый мартовским солнцем, воронье уже вовсю радовалось, галдя над лесными полянами. Да и вагон был уже не теплушкой, а настоящим купейным дальнего следования – с полками для спанья, даже с зеркалами. Военные угостили Савку куском сахара, и он охотно сообщил им:

– Вот везу… маму-то! Уже немного осталось.

  • – До Архангельска?
  • – Ага.
  • – К родным, выходит?
  • Савка показал конверт последнего письма от отца.

– И адрес имеется – номер полевой почты. Он у меня не как-нибудь… Комиссар!

– Это фигура, – оценили его отца военные. – Только, милый, номер полевой почты – это еще не номер дома.

– Я найду. Только бы в Архангельск поскорее… Чего уж!

Вот и конец пути. Вокзал – на левом берегу Двины, а город – на правом. Моста через реку нет, и пассажиры дружно топают через подталый лед. Даже не верится, что там, в этих улицах города, в хитросплетении корабельных мачт, где-то сейчас находится отец Савки, который еще не ведает, что они уже здесь, только на другом берегу… < >

Савка перед уходом строжайше наказал ей:

– Ты сиди, пока я папу не найду. Главное, стереги чемодан – в нем мои сочинения.

По скользкой, наезженной санками тропе он съехал с берега на лед реки. Где же искать отца? Напрасно он расспрашивал прохожих, показывал им конверт:

– Где тут найти – вот по такому номеру?

– По номеру? Не знаю, – отвечали прохожие.< >

Его уже шатало. От голода. От холода. От недосыпа. Плечо сильно болело, и Савка заметил, что пальцы левой руки разжимаются с трудом…

 — Что произошло с Савкой дальше?

Обсуждение записанных предположений

ЭПИЗОД 6

Его уже шатало. От голода. От холода. От недосыпа. Плечо сильно болело, и Савка заметил, что пальцы левой руки разжимаются с трудом.

В пустынной сберкассе, куда Савка зашел обогреться, за стеклами окошечек сидели две барышни. Яростно и жарко пуляла искрами железная печка.

– Тебе тут чего? – спросили барышни.

– А… нельзя? – ответил вопросом Савка.

– Можно. Только не укради чего-нибудь.

– Чего у вас красть-то. Мне бы так… погреться. Из Ленинграда я, из блокады. Приехал вот… а не знаю…

Отношение к нему сразу переменилось, и Савка снова тряс конвертом, рассказывал про отца, что тот служит на кораблях, и не как-нибудь, а комиссаром.

– Так тебе в Соломбалу надо.

– А что это такое? – спросил Савка, запоминая.

– Остров. Ну, как в Ленинграде – Васильевский. В Соломбале, на второй лесобирже – флотский Экипаж. Старый кирпичный дом в пять этажей. Вот там свой конверт и покажи…

Пришлось опять переходить речку, и – правда! – показался большущий домина казенного вида, без занавесок на окнах. Возле пропускного пункта похаживал румяный матрос-новобранец с винтовкой. Ему было явно скучно, и он припугнул Савку штыком:

– Вот я тебя на шомпол насажу, а потом изжарю!

Савка штыка не испугался.

– Нашел чем пугать… ленинградского-то! Мне бы вот комиссара Огурцова. Может, слышал?

– А ты кто такой? На што тебе сдался комиссар?

– Так я же его сын буду… Савка Огурцов!

– Минутку. – И матрос стал куда-то названивать.

Скоро явился запаренный рассыльный в бушлате.

– Вот этого пацана – в политотдел.

– Есть! – развернулся рассыльный.

Он провел Савку на третий этаж, в просторный кабинет, где за столами (под плакатами, зовущими к победе) сидели и что-то писали четыре морских офицера. Савка понял, насколько он плох, когда при виде его один офицер схватился за голову, второй свистнул, третий охнул, а четвертый, самый деловой, спросил:

– Что делать с ним для начала? Мыть или кормить?

Состоялась краткая дискуссия, в которой Савка скромнейше участия не принимал. Коллегиально было решено – сначала кормить, но не до отвала, чтобы не помер.

– Иди на камбуз, но соблюдай норму. Потом ешь сколько влезет, а поначалу воздержись. Отец твой на тральщиках, мы ему сейчас позвоним, и он скоро прибудет…

Отец прибыл в Экипаж, отрывисто спросил сына:

– А где мать?

– На вокзале, с вещами. Я тебя искать пошел.

Быстро подали базовый грузовик. Отец сел в кабину с шофером.

– Жди! – крикнул. – Сейчас привезу…

Вернулся скоро. Выбрался из кабины и только теперь поцеловал сына. «Где же мама?» – подумал Савка, и, словно отвечая его мыслям, отец показал рукою на кузов машины:

– Она… там.

Савка глянул через борт грузовика. Мать лежала, ровно вытянувшись на спине, посреди узлов, уже распоротых ножами вокзальных жуликов. Широко открытыми глазами она смотрела на яркое весеннее солнце. Смотрела, уже не мигая от его блеска.

– Пойдем, – сказал Савке отец.

А кладбище в Соломбале было старинное, могилы там перевиты цепями, и в грунт последнего людского пристанища вцепились ржавые якоря.

  1. Почему глава называется «Колесо»?
  1. В результате обсуждения на доске появляется следующая схема:

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/05/02/urok-literatury-po-povesti-v-pikulya-malchiki-s-bantikami-s

Валентин Пикуль «Крейсера»

Валентин Пикуль признан мастером исторического романа не только в России, у себя на родине, но и во всем мире. Его книги поражают динамичным и насыщенным сюжетом, любовным вниманием к каждой детали, натуралистично прописанными героями и, конечно же, исторической достоверностью. Ее автор достигает кропотливым изучением архивов.

Из жизни писателя

Валентин Пикуль родился в 1928 году в Ленинграде. Отец писателя, простой рабочий, в свое время служил на флоте, на миноноцсе «Фридрих Энгельс». Отсюда растет корнями любовь писателя не просто к историческому роману, а именно к военно-морской тематике. О море он пишет не только достоверно, но и с огромным чувством.

Читайте также:  Краткое содержание катаев дудочка и кувшинчик за 2 минуты пересказ сюжета

Отец писателя пропал без вести во время Сталинградской битвы. А молодой вдове с сыном Валей пришлось пережить первую жуткую блокадную зиму в Ленинграде. Ребенок войны, мальчик навсегда запомнил происходящее и очень достоверно воспроизводил его в своем творчестве. В последствии Пикуль стал ярым антимилитаристом.

Писатель участвовал в Отечественной войне, служил на Северном флоте на миноносце «Грозный». После многих лет творчества Пикуль переехал в Ригу. За это его осуждали коллеги и простые читатели. А после издания одиозного романа «Нечистая сила» за Валентином Пикулем был установлен негласный надзор, а недоброжелатели даже избивали его.

Краткое содержание романа «Крейсера»

Стоит отметить, что произведения Пикуля считаются одними из наиболее популярных во всем СНГ, уже издано около 20 млн. книг. Среди них наиболее известными стали такие романы:

Аудиокнига «Крейсера», которую вы можете слушать онлайн на нашем сайте,  повествует о бурных событиях в Российской империи начала ХХ века. В 1904—1905 годах эта огромная страна ввязалась в войну с ничтожно маленькой Японией, которая оказалась непобедимой. Огромное количество боев было проведено на море. Именно поэтому тема заинтересовала Пикуля.

Валентин Пикуль решил добавить сюжету не только динамичности, но и информативной осмысленности, поэтому хронологически роман включает в себя несколько лет до начала японской военной кампании. Основное место действий романа – город Владивосток, известный своим портом. Кроме того, автор посвящает отдельные сцены Порт-Артуру и некоторым японским локациям.

Главный герой романа – мичман крейсера «Богатырь», С. Н. Панафидин. Перед войной он переводится на крейсер «Рюрик». Мичман безответно влюблен в красотку Вию Парчевскую, за которой ухаживает его коллега – жалкий трус, негативный персонаж, Житецкий.

Без объявления войны японский флот начинает атаковать Владивосток и другие стратегические порты Российской империи. Владивосток держат только три крейсера, среди них и «Рюрик». Пикуль мастерски вписывает личную жизнь и отношения между героями на историческую основу, поражающую своим масштабом.

После 6 месяцев активной обороны и даже нескольких наступлений, крейсер «Рюрик» тонет. Панафидин видит, как гибнет его кузен. Сам он выживает, но попадает в японский плен.

Пока он был в плену, его враг Житецкий, отсидевшийся в тылу, получает множество боевых наград, которых лишен героический мичман.

Панафидин вызывает Житецкого на дуэль, но его убивают еще до того, как он производит ответный выстрел.

Эта книга трагична и грустна, но она очень точно и деликатно изображает ту действительность и настроения, которые царили в стране в 1905 году. Интересно, что Пикуль, стараясь приурочить ее к годовщине поражения в Цусимской битве, создал роман всего за 38 дней.

Роман Валентина Пикуля «Крейсера» придется по нраву не только историкам и любителям исторически романов, но и всем, кто любит книги с насыщенной атмосферой и ярким сюжетом.

Источник: https://bookmp3.ru/blog-valentin-pikul-kreisera-3

Читать онлайн "Мальчики с бантиками" автора Пикуль Валентин Саввич — RuLit — Страница 1

Валентин Пикуль

Мальчики с бантиками

Они видели многое. Они совершали подвиги. Жизнь их была полна приключений.

Джек Лондон

Юность… Она была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса.

Эта книга и посвящается юности – нелегкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать.

Тогда было суровое время жертв, и мы были готовы жертвовать. Многие из нас тогда же ступили на палубы боевых кораблей.

Эту повесть составляют подлинные события. Но имена героев, как и названия некоторых кораблей, я сознательно изменил. А возможные совпадения – чистая случайность.

Технические и специальные термины я умышленно упростил, дабы не утомлять моего читателя.

Еще ни разу в жизни я не видел ни одного юнги…

Я проштудировал четыре тома «Педагогической энциклопедии», безуспешно отыскивая в ней хотя бы намек на юнг. Энциклопедия добросовестно перечисляла все школы нашей страны – передового опыта и фабрично-заводские, не были забыты даже уникальные школы для поздно оглохших и слабо видящих от рождения.

  • Но нигде не была упомянута Школа юнг ВМФ – Военно-Морского Флота…
  • Размышляя над этим казусом, я спешил на свидание с Саввой Яковлевичем Огурцовым.
  • Двери квартиры открыл не моряк, а человек в кителе служащего Аэрофлота.

– Простите, я, кажется, не туда попал. Мне нужен юнга Огурцов… Вернее, – поправился, – бывший юнга Огурцов!

– Проходите, – последовал краткий ответ.

Огурцов провел меня в свой кабинет, где ничто не напоминало о прошлом хозяина.

Большая библиотека говорила о любви Огурцова к русской истории. У меня глаза разбежались при виде книг, о существовании которых я даже не подозревал. А на столе я заметил дичайшее разнообразие вещей, тоже никак не определявших склонности хозяина к морю.

Лежала стопка книг по тропической медицине. В банке из-под сметаны покоилась жухлая трава, сорванная на поле Куликовом (это я выяснил уже потом). Тут же валялся молоток с гвоздями. А под лампой грелся холеный котище – черный, а глаза с желтизною.

– Итак, я к вашим услугам, – нелюбезно буркнул Огурцов.

Выслушав меня, он задумчиво погладил кота.

– Вы хотите написать книгу о юнгах? Но это почти невозможно. Школа юнг лежит ныне в руинах, а литературы о ней нет. Из славной летописи флота выпала целая страница, и этого никто даже не заметил. Печально!

– Но мне думается, – отвечал я Огурцову, – вы поможете мне. Вспомните. Подскажете. А кое-что, поверьте, я уже сам знаю…

Савва Яковлевич недоверчиво хмыкнул:

– Что же вы можете знать о юнгах? Сейчас все это уже история.

– Знаю! Например, мне известен даже такой факт, что вы попали на эсминцы, почти не владея одной рукой…

Хозяин сурово нахмурился:

– Да. Было со мною такое. А теперь… Смотрите!

Взял молоток и до самой шляпки засадил в стол гвоздище. Только сейчас я заметил, что стол у Огурцова был необычным. Грубо сколоченный из толстых досок, он скорее напоминал верстак.

– Очень удобно, – сказал Огурцов, отбрасывая молоток. – Такой стол можно очистить двумя взмахами рубанка. Терпеть не могу помешанных на лакированной мебели.

Как правило, за такими столами сидят бездельники, которые не способны думать о работе. Они озабочены только одной трясогузочной мыслишкой – как бы не капнуть на полиранс, как бы не оцарапать его запонкой.

А стол, – упоенно заключил Огурцов, – это не украшение жилища, а прекрасный плацдарм для распределения труда и мыслей…

Удары молотка не понравились коту, и он, недовольно фыркнув, спрыгнул со стола. Я раскрыл свой блокнот.

– Может, расскажете, Савва Яковлевич, как же все начиналось в вашей жизни? Что привело вас к морю? И как вы попали на флот?

– Самые простые вопросы – самые сложные. Мне трудно ответить вам в двух словах. Вообще-то, – призадумался Огурцов, – море и корабли я любил с детства. А кто их не любит? Во Дворце пионеров учился в кружке «Юный моряк». Помню, даже значок носил… голубенький такой.

Тогда выдавали их. Не знаю, как сейчас. Конечно, мечтал о дальних странствиях. А кто о них не мечтает? Однако не забывайте, что ненависть к врагу у меня в душе воспиталась не по газетам. Так что, помимо морской романтики, было еще и великое желание воевать.

А началось все с колеса…

– С какого колеса?

– С самого обыкновенного. С колеса товарного вагона на станции Вологда-Сортировочная. Да, именно с этого проклятого колеса и началась моя зрелая жизнь. С той поры прошло уже тридцать лет, а это колесо иногда еще накатывается на меня по ночам…

– Что ж, вот и название первой части. «Колесо»!

Огурцов сразу остудил мой горячий восторг:

– Заранее условимся, что каждую часть вашей книги я буду завершать своим очерком. Вроде эпилога. Моряки пишут худо, но довольно искренно, – это заметил еще Крузенштерн.

На прощанье я сказал:

– Возникли два мучительных вопроса…

– Заранее догадываюсь, о чем вы спросите. Вы увидели на столе книги по тропической медицине. Но человек должен много знать, а я… самоучка. Затем вы хотели спросить, почему я в этом кителе. Нет, я не летчик. Моя специальность – компасы. Я служу на аэродроме компасным мастером.

– А какие компасы на самолетах?

– Принцип прежний, проверенный – гироскопический. Ну а что такое гироскоп, вы еще узнаете от меня. Вам необходимо это знать, иначе с книжкою у вас ничего не получится… Всего вам доброго. До свидания!

  1. О вы, которых ожидает
  2. Отечество от недр своих…
  3. Ломоносов

Ближе к ночи эшелон с эвакуированными из Ленинграда втиснулся в неразбериху путей на сортировочной станции Вологда.

Город уже спал, и только вокзал еще бурлил насыщенной заботами жизнью – жизнью военного времени.

Жесткие графики вдруг срывали с места стылые эшелоны, раздвигали стрелки перед молчаливыми составами, что укатывали в строгую весну года тысяча девятьсот сорок второго – года героического!

Кто-то сказал, что ленинградцев в Вологде кормят по разовому талончику. Бесплатно и без карточек. А столовая для эвакуированных из Ленинграда работает в городе даже по ночам.

В мерцающем свете путевых фонарей по-весеннему тяжелел грязный, истоптанный снег. Сыро было и зябко. Закутанный в платок своей бабушки, Савка на себе вытащил мать из теплушки на зашлакованную насыпь.

  • Идти было трудно, мать часто опускалась на землю. Савка поднимал ее и тащил дальше, окликая редких прохожих:
  • – Эй, где здесь блокадников кормят по разовому?
  • Был уже второй час ночи, когда они, изможденные и усталые от поисков, окунулись в теплую благодать барака, над дверями которого висела надпись: «Питательный пункт № 3».
  • – Сынок, – ожила мать, – а эшелон-то наш сыщем ли?

Тьма-тьмущая стояла за окнами барака. Савка понимал, что мать по-хозяйски тревожится за свое барахло, оставленное в теплушке. Там у нее даже швейная «головка», отвинченная от машинки «Зингер».

А вот Савке ничего не жаль, кроме двух больших тетрадей, исписанных им в любовном прилежании.

По праву считал он себя автором двухтомного труда по военно-морскому делу; картинками и чертежиками разукрасил свои рукописи.

Им подали гороховый суп. Савка ел неторопливо, как и все блокадники, маленькими глотками, с удивительной бережливостью к хлебу. Поначалу выбирал из супа всю жидкость, чтобы потом насладить себя густотой горячего варева. Старуха-подавальщица по-доброму заметила Савке:

Источник: https://www.rulit.me/books/malchiki-s-bantikami-read-75487-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector