Краткое содержание платонов чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

05 02 2018      Влад Дикарев       Пока нет комментариев

25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917-го года произошло одно из самых значительных событий в отечественной и мировой истории — Октябрьская Революция.

Сегодня информация о ней для многих превратилась в кашу: официальная советская историография, старавшаяся всё представить исключительно в героических тонах, столкнулась с либеральной антибольшевистской пропагандой современности, создавая в фантазии граждан десятки самых уродливых штампов, не имевших отношения к действительности.

Краткое содержание Платонов Чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

Во многом из-за этого постепенно стирается память о том, что Революция породила феноменальный по своему размаху взрыв социального творчества. Сотни людей из самых разнообразных слоёв массово хлынули создавать новое — произведения искусства в том числе. Что в свою очередь приводит к своим локальным революциям в кино, живописи, музыке, архитектуре, театре и, конечно же, литературе.

Автор этих строк не скроет, что советская литература 20-х годов ХХ века лично для его души ближе всего.

Шолохов, Леонов, Бабель, Фадеев, Платонов и другие — всё это имена, принципиально отличающиеся от большинства предшественников из прежних эпох. Они обладают истинно революционной свежестью.

Потому я и берусь начать свою деятельность на ресурсе Hobbibook с этого периода российской литературы. Рад представить – А.П. Платонов, «Чевенгур».

Любое произведение желательно рассматривать неотрывно от судьбы его автора, чтобы обнаружить истоки и мотивы написания, лучше понять поднимаемые вопросы. «Чевенгур» не исключение.

Краткая биография Платонова А.П.

Как и в случае со многими другими литераторами, Андрей Платонович Климентов взял себе творческий псевдоним и стал Андреем Платоновым. Далее я буду называть его именно так.

Писатель родился на пороге ХХ века, в 1899-м году. Он происходил из вполне пролетарской семьи — его отец работал железнодорожником, мать была дочерью часовщика.

Юность Андрей провёл в работе: трудился и простым подёнщиком, и помощником машиниста, и литейщиком, и ремесленным мастером.

Судя по всему, молодой человек планировал продолжить свою жизнь в качестве технического специалиста — он поступил в железнодорожное училище города Воронежа, однако Революция и последующая Гражданская война радикально изменили планы.

Краткое содержание Платонов Чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

Платонов Андрей Платонович

Во время войны Андрей Платонович некоторое время работает фронтовым корреспондентом. Вероятно, именно этот опыт привёл Платонова к первым литературным экспериментам.

На протяжении 20-х годов Андрей Платонов совмещает основную инженерную специальность с активным литературным трудом. В обеих сферах этот человек очень продуктивен. В литературе ещё и чрезвычайно смел. Он пишет повести «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Ямская слобода», рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» и т.д.

Самым же главным произведением 20-х годов у Платонова становится «Чевенгур» — единственный законченный роман в его творчестве. О нём нам и предстоит поговорить теперь подробно. К продолжению биографии Платонова мы ещё вернёмся.

Краткое содержание «Чевенгура»

  • Прежде, чем перейти непосредственно к сюжету романа, я хотел бы выразить свое опасение, относящееся к современной практике изучения литературы — краткие пересказы не должны поглощать, уничтожать само произведение в нашем восприятии.
  • Если прочитано лишь краткое содержание «Чевенгура», это совсем не значит, что прочитан сам «Чевенгур».

Краткое содержание Платонов Чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

роман Чевенгур

В лучшем случае, проясняется сюжет (и то, в случае с Платоновым это вряд ли окажется сколь-нибудь полезным). Литературу, как и любое другое искусство, нужно эмоционально прожить, прочувствовать, пройти мысленный путь вместе с её автором — только тогда возможно приблизиться к пониманию отдельно взятого произведения.

  1. Самому мне столь простая истина открылась достаточно поздно, о чём жалею.
  2. Что ж, я должен был обозначить свою позицию и теперь с чистой совестью обращаюсь к сюжету.
  3. История «Чевенгура» берёт своё начало в дореволюционные годы, в российской глубинке.

Главный герой романа, Саша Дванов — сын деревенского рыбака, по чудачеству своему решившего утопиться из любопытства («он видел смерть как другую губернию, которая расположена под небом, будто на дне прохладной воды, — и она его влекла»). Сиротское детство парня проходит в приёмной семье, и каждый день ему открывается голод и нищета русского крестьянства царских времён.

Параллельно развивается линия деревенского мастера-самоучки Захара Павловича, восхищающегося любой машиной. Мастер в дальнейшем принимает Дванова к себе, когда тот стал юношей.

Вместе они работают в железнодорожном депо, ухаживая за локомотивами (явно автобиографический момент из истории жизни самого Платонова).

Оба этих человека близки необычной для местных обитателей пытливостью ума, попыткой понять окружающий мир, разобраться в его механике, хотя это в них сочетается с обывательской наивностью.

Вскорости где-то вдали от этих мест происходит Революция. Сначала одна (Февральская), потом другая (Октябрьская). Кругом суматоха, а Саша и Захар Павлович теперь уже стараются разгадать, кто и как станет управлять страной. Захар Павлович предлагает Дванову «для пробы» податься к большевикам.

Это предопределило выбор Сашей стороны во время начавшейся Гражданской Войны. Его зачислили в ряды РККА*.

Для справки

*РККА – Рабоче-Крестьянская Красная Армия, вооруженные силы Советской России.

Впрочем, Платонов «Чевенгур» явно пишет не для изображения масштабных баталий и братоубийственного кровопролития. Вообще, как таковая политика, идеологические позиции сторон, исторические личности автора не интересуют. Потому сама война присутствует в романе только небольшими фрагментами, призванными скорее показать Саше Дванову других людей, поставить героя в непривычные для него ситуации.

Краткое содержание Платонов Чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

В послевоенное время Дванов возвращается в деревню к Захару Павловичу, начинает мирную жизнь. Но не тут-то было. Местный исполком отправляет Сашу изучить по округе настроения масс, и узнать, может «социализм где-нибудь нечаянно получился».

Вероятно все предшествующие события и были придуманы автором для того, чтобы отправить Дванова в такое странное путешествие, наподобие Одиссеи, в котором ему суждено встретиться со странным красноармейцем Степаном Копенкиным, другим ключевым персонажем романа.

С этого момента начинается наиболее любопытная часть романа. Словно герои средневековой легенды, Дванов и Копенкин странствуют по советской земле в поисках социализма. И вместе они окажутся в таинственном поселении Чевенгур, в котором, будто бы действительно создаётся настоящий коммунизм…

«Чевенгур» — анализ произведения

Никаких особенных подробностей течения сюжета мною не раскрыто. Разумеется, неслучайно. Одна из причин уже была названа в начале предыдущего раздела, однако мотив ещё и в том, что я хотел бы отдельно заострить внимание на многих интереснейших элементах того литературного явления, которое назвал Платонов «Чевенгур».

Важно отметить, что любая хорошая книга характеризуется не только сюжетом. Такого же, если не большего упоминания заслуживает манера писателя излагать мысли, художественные приёмы, ансамбль персонажей, жанр романа, в конце концов. О них я предлагаю поговорить сейчас.

Язык

Любая мало-мальски развёрнутая статья про А.П. Платонова так или иначе обращается к уникальному языку изложения, использовавшемуся литератором. Кто-то называет его первобытным и нескладным, кто-то отмечает обилие намеренных ошибок в построении предложения. Я бы лично сказал, что язык Платонова мистический.

Краткое содержание Платонов Чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета«Копенкин наблюдал, как волновалась темнота за окном. Иногда сквозь неё пробегал бледный вянущий свет, пахнущий сыростью и скукой нового нелюдимого дня. Быть может, наставало утро, а может, это — мёртвый блуждающий луч луны».

«С вокзала шел по полю оркестр и играл печальную музыку – оказывается, несли остывшее тело погибшего Нехворайко, которого вместе с отрядом глухо уничтожили зажиточные слобожане в огромном селе Песках. Дванову жалко стало Нехворайко, потому что над ним плакали не мать и отец, а одна музыка, и люди шли вслед без чувства на лице, сами готовые неизбежно умереть в обиходе революции».

Не менее любопытны и реплики, вложенные автором в уста тех или иных персонажей. От них буквально исходит энергетика народного духа, принципиально отличающаяся от речи героев дореволюционной классики.

«– Река течёт, ветер дует, рыба плывёт, — протяжно и спокойно начал Луй, — а ты сидишь и ржавеешь от горя! Ты двинься куда-нибудь, в тебя ветер надышит думу — и ты узнаешь что-нибудь».

«– Чего ты бурчишь? – спросил Захар Павлович.
– Я про семейство говорю: у моей бабы на пуд живого мяса – пять пудов мелкобуржуазной идеологии. Вот контровес какой висит!»

Некоторых читателей подобная манера диалогов откровенно раздражает — кажется им излишне простолюдной, грязной.

Полагаю, это от непривычки, потому что определённо герои Платонова (как и герои Шолохова, Бабеля или любого иного писателя первого десятилетия Страны Советов) разговаривают совсем не так, как герои Достоевского, Толстого или Чехова.

Поэтому, в таких случаях, пожалуй, стоит немного изменить угол зрения. Посмотреть на слова, как на выражение народного духа, соли земли, если угодно. Ведь персонажи советских писателей зачастую «академиев не кончали».

Персонажи

Лично для меня самый интересный элемент романа «Чевенгур» — это характеры. Каждый из них представляет чуть ли не целую вселенную. И в большинстве своем все они большие идеалисты.

Платонов рисует мир суровых и грубых мужчин, которые простодушно и эмпирически изо всех сил пытаются построить новый мир, мир всеобщего счастья для трудового народа.

И здесь, конечно, нужно остановиться на нескольких наиболее заметных.

Саша Дванов — во многом списанный автором с самого себя молодой человек. Он разбирается в технике, в нём живёт желание преобразовать мир вокруг себя во что-то более прекрасное.

Читайте также:  Краткое содержание сказки лиса и тетерев за 2 минуты пересказ сюжета

При этом Дванов склонен к рефлексии и унынию. Быть может, эта черта передалась ему по наследству от утопившегося отца, и душа родителя каким-то эхом всегда сопровождает парня по жизни.

Его лучшим другом становится Копенкин.

Степан Копенкин — по моему субъективному мнению наиболее фантасмагорический герой «Чевенгура».

Какое-то эхо рыцарских романов: он странствует на своём верном коне по прозвищу Пролетарская сила, несущем Копенкина туда, где он больше всего нужен; он влюблён в уже погибшую Розу Люксембург*, чей портрет он с собой всегда возит и чью могилу ищет повсюду. Даже само имя Розы для него синоним Революции.

В характере Степана удивительным образом сливается суровый гнев по отношению к любому врагу коммунизма и мягкосердечная доверчивость. Некоторые специалисты называют образ Копенкина с пролетарским Дон Кихотом, и небезосновательно.

Для справки

*Роза Люксембург – немецкая революционерка, представительница марксизма. Убита в результате подавления выступления берлинских рабочих в 1919-м году.

Захар Павлович — мастер, встретивший Революцию уже сильно пожилым человеком.

Он всю жизнь изучает разнообразные механизмы, и весь мир, включая каждого человека в нём, выглядит для мастера лишь сложным техническим устройством, в котором наверняка можно разобраться. Не зря длительное время он работает с поездами.

Перед техникой Захар Павлович испытывает почти религиозное благоговение. Правда, жизнь с Сашей Двановым во многом меняет взгляды старика. Он относится к Дванову, как к любимому сыну.

Чепурный — главный «строитель коммунизма» в селе Чевенгуре. Этот человек беззаветно предан революционным идеалам, при этом, на самом деле ничего не знает о коммунизме, как политическом или общественном явлении.

Для него коммунизм явление эмпирическое, чувственное, и тоже воспринимается, как абсолютное счастье для всех. Кроме, конечно, буржуазного класса. Он понимает жизнь по крайне упрощённой логике: надо уничтожить буржуев, и на земле установится коммунизм, потому что больше нечему будет установиться.

В некотором смысле Чепурный больше похож на искреннего религиозного сектанта, чем на большевика.

Краткое содержание Платонов Чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

В тексте Платонова нам встретится и огромная россыпь ярчайших второстепенных персонажей. Например, Пашинцев, носящий вместо одежды рыцарские латы и пугающий всех обезвреженными гранатами.

Или уполномоченный волостного ревкома Игнатий Мошонков, взявший себе имя Фёдора Достоевского, чтобы делать теперь «что-нибудь выдающееся».

Наконец, есть даже сельский блаженный с незамысловатым прозвищем Бог, который сознательно решил питаться только землёй и не умирал при этом.

Любой, кто откроет книжку с начертанными на ней словами «Платонов. «Чевенгур», сразу окунётся в причудливую вселенную удивительных людей.

Жанр

Жанровая принадлежность романа вызывает в литературоведческих кругах ожесточённые споры. Кто-то видит в нём утопию, кто-то антиутопию, кто-то идеологический роман, кто-то философское произведение или даже народную эпопею. Думаю, что у каждого из интерпретаторов есть основания считать себя правым.

Я не исключаю, что сам Андрей Платонов писал «Чевенгур» вне категорий жанра — это было что-то вроде полёта его чувства, фантазии, как бы пафосно это не звучало. Впрочем, если бы меня спросили, как бы я в целом охарактеризовал «Чевенгур», я бы ответил, что это эпическое произведение.

В нём есть истинный градус эмоции, чувство трагического и глобального. Хоть я и не специалист, конечно.

И снова о творческом пути…

«Чевенгур», возможно, выразил сумму размышлений Андрея Платонова о Революции и коммунизме за долгие годы, и это однозначно возвышенное произведение.

Но пройдёт совсем немного времени, и наступит сталинская эпоха со всеми вытекающими из неё последствиями: резкой сменой курса, ужесточением контроля, всеобъемлющей цензурой и т.д. Писатель тут же реагирует на изменение ситуации и пишет самое известное своё произведение.

Повесть «Котлован». Она тоже использует элементы фантастического, но уже лишена «чевенгурского» полёта, безжалостно предъявляя читателю полный мрак и тщетность усилий по построению нового прекрасного мира.

Однажды товарищ Сталин скажет про Платонова: «Талантливый писатель, но сволочь».

Краткое содержание Платонов Чевенгур за 2 минуты пересказ сюжета

В конце жизни Андрей Платонов занимался лишь редакторской деятельностью. Умер в 1951-м году от туберкулёза. Он заразился им, когда ухаживал за умирающим сыном — тот вернулся больным из тюремного заключения.

Жизнь приготовила Андрею Платонову чрезвычайно горькую судьбу. Неповторимый по своему творческому методу и стилистике, долгое время даже при СССР он оставался писателем почти неизвестным. Снова его творчество для нас открыла только Перестройка. Но сегодня, вместе со всем советским, в какой-то степени происходит новое отрицание и Платонова. Правильно ли это?

К тому же, неважно, были ли большевики такими монстрами, как стремится нам доказать либеральная интеллигенция, или нет – они поспособствовали тому, что люди из самых разных социальных слоёв, представители различных профессий могли массово начать заниматься творчеством. Разве сегодняшняя эпоха может этим похвастаться?

Источник: http://hobbibook.ru/platonov-chevengur-istoriya-romana-biografiya-avtora-kratkoe-soderzhanie/

Возвращение (краткий пересказ содержания). Платонов Андрей Платонович

Возвращение

Краткое содержание рассказа

Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части.

Двое суток они едут вместе, и еще на двое суток Иванов задерживается в городе, где Маша родилась двадцать лет назад. На прощание Иванов целует Машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».

Через день на вокзале родного города Иванова встречает сын Петрушка. Ему уже пошел двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребенка в серьезном подростке. Жена Любовь Васильевна ждет их на крыльце дома. Иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека.

Дочь, маленькая Настя, не помнит отца и плачет. Петрушка одергивает ее: «Это отец наш, он нам родня!» Семья начинает готовить праздничное угощение. Всеми командует Петрушка — Иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын.

Но ему больше нравится маленькая кроткая Настя. Иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. Любовь Васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него.

Иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.

Семья сидит за столом. Отец видит, что дети едят мало. Когда сын равнодушно объясняет: «А я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. Настя прячет кусок пирога — «для дяди Семена». Иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя Семен.

Любовь Васильевна объясняет, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только хорошее… Слушая её, Иванов улыбается по-недоброму и закуривает.

Петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и Иванов чувствует свою робость перед сыном.

Вечером после ужина, когда дети ложатся спать, Иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. Петрушка подслушивает, ему жалко мать. Этот разговор мучителен для обоих — Иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с Семеном Евсеевичем у нее ничего не было.

Она ждала своего мужа и только его любила. Лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она пожалела, что позволила ему быть близким. Она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой. «Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей…

Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!» — говорит Любовь Васильевна. Петрушка слышит, как отец стонет и с хрустом раздавливает стекло лампы. «В сердце ты ранила меня, а я тоже человек, а не игрушка…» Утром Иванов собирается. Петрушка выговаривает ему все про их тяжелую жизнь без него, как мать его ждала, а он приехал, и мать плачет.

Отец сердится на него: «Да ты еще не понимаешь ничего!» — «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…

» И Петрушка рассказывает историю про дядю Харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом Харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя Харитон все выдумал про свои измены… Иванов с удивлением слушает эту историю.

Он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к Маше, у которой волосы пахнут природой. Дома Петрушка, проснувшись, видит одну только Настю — мать ушла на работу. Расспросив Настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведет её за собой.

Иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. У переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. Иванов уже знает, что это — его дети.

Они далеко позади, и Петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую Настю. Иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».

Читайте также:  Краткое содержание азимов я, робот за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=399&bookid=4

"Чевенгур" Платонова: сюжет и анализ романа

Конец 20-х годов для Платонова — пора творческого расцвета, и подтверждением этого стал роман «Чевенгур» (1928). Его жанровая природа близка к меннипее, в которой рассматриваются «последние вопросы» (М. Бахтин), то есть коренные, основополагающие.

Главная цель такого произведения —- «испытание идеи и правды»; подход к проблемам отличается внешней и внутренней диалогичностью.

Меннипея характеризуется «исключительной свободой сюжетного и философского вымысла», действие происходит «не только «здесь» и «теперь», а во всем мире и в вечности», ситуации создаются исключительные; герои пребывают в пограничных состояниях (необузданные мечты, необычные сны, безумные страсти).

В первой части романа дается предыстория событий — нищее детство и юность сироты Саши Дванова до его ухода на Гражданскую войну. Далее показано странствие главных героев — Александра Дванова и Степана Копёнкина, рыцарей революции, по степной России.

Они не знают, что такое коммунизм и как его строят, но вера и напряженный духовный поиск зовут их в путь. Дванов — человек созерцательный, обладающий даром сочувствия любой жизни, даром сопереживания.

В сцене встречи с отрядом анархистов он кажется юродивым, святым: жалея своего убийцу, сам, раненый, помогает ему снять с себя одежду, любяще прощается с ним. Фамилия героя, возможно, содержит намек на его раздвоенность: твердая вера соседствует в нем с сомнением, разочарованием.

Пожилой воин Степан Копёнкин, мужественный и мечтательный, верен дружбе и своей Даме — Розе Люксембург, к могиле которой он стремится, надеясь, что «от дружеских сил человечества» Роза «оживет и станет живой». В этих двух героях можно видеть платоновских Гамлета и Дон Кихота.

Ряд исследователей отмечает фольклорные черты в романе. Так, Копёнкин неразрывно слит со своим богатырским конем, Пролетарской Силой; платоновские путешественники подобны «дуракам» из русской волшебной сказки, ищущим счастье, а неродной брат Саши Прокофий Дванов напоминает их хитрых и практичных старших братьев, способных обмануть и предать.

В Чевенгуре, куда после долгих странствий прибывают герои, уже учрежден (под руководством председателя ревкома Чепурного и идеолога местных большевиков Прокофия Дванова) коммунизм.

Ради абсолютного равенства отменили труд, упразднили деньги, собираются распустить скот: и животному «человеком тоже быть охота» (сравни: «Ладомир» В. Хлебникова, «Торжество земледелия» Н. Заболоцкого, картины П. Филонова).

Но для того, чтобы в одном уезде (по аналогии со строительством социализма в одной стране) восторжествовало «душевное товарищество», необходимо, считают преобразователи, оставить только бедных.

И большевики организуют «второе пришествие» для буржуазии, а затем привычно, спешно истребляют и «класс остаточной сволочи» — «полубуржуев», их жен и детей. В «освобожденном» городе наступает «полный коммунизм», но счастья почему-то нет.

Чевенгурцам (их осталось только одиннадцать человек, потом станет двенадцать — как апостолов новой религии) «грустно и совестно», «неловко и жутко», они испытывают «сухую тревогу», «бессмысленный срам».

Побеждает не рассудок, а сердце, они скучают «без товарищества» и зовут в свой город «всяких прочих» — нищих, бродяг с окрестных дорог, потом женщин; начинают работать — не для себя, не «для пользы и богатства», это недопустимо, а для товарища — это «помощь даром». Чепурной, самозабвенно верящий в магическую силу идеи, пытается воскресить умершего ребенка, но чуда не происходит; и «Копенкин догадался, что в Чевенгуре нет никакого коммунизма». На город, как вихрь, налетает некий кавалерийский отряд, «машинальный враг», и Утопия рушится; погибают все, кроме братьев Двановых.

Саша Дванов, простившись с умершим от ран Копёнкиным, держит путь на Пролетарской Силе к озеру Мутево, в глубине которого некогда скрылся его отец, не вытерпев своей жизни, «желая скорее испытать красоту того света». В поисках дороги отца, с чувством «стыда жизни» Александр уходит в воду. Он покидает пролетарское царство гармонии, чтобы вернуться к родительскому образу мира.

В уточнении писателя — «сошел… в воду», «продолжая свою жизнь», выражено отношение к проблеме смерти. Платонов считал, что страх смерти порождается «неправильно понятым смыслом жизни… Кто ведом великой идеей жизни — тот не трепещет при мысли о неизбежности смерти». Прокофий отправляется на поиски брата и обещает Захару Павловичу привести его «даром».

Начинается новый круг странствий.

В «Чевенгуре» восстанавливается духовная вертикаль русского классического романа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/platonov_a_p/chevengur_platonova_sjuzhet_i_analiz_romana/11-1-0-2490

Краткое содержание “Чевенгур” Андрея Платонова

Деревня часто страдала от недостачи хлеба, ведь все чаще земля совершенно не родила.

Захар Павлович в такие периоды оставался в деревне брошенный, ведь односельчане массово рвались в город или хотя бы в лес, где можно было найти хоть что-то.

Мужчина был мастером на все руки, он починил очень много приборов для других людей, вот только своей семьи у него никогда не было. Любил он работать в паровозном депо, это было его призванием.

Двановы были многодетной семьей. Изначально ребятни было аж 16 человек, но в живых осталось лишь 7. Восьмым был маленький и слабенький приемыш по имени Саша, которого Двановы подобрали, когда утонул его отец.

Это была смерть во имя интереса: чтобы узнать, что же являет собой загробный мир. Но Двановы не смогли стать его родителями, когда детей в семье стало больше еще на двойню, Сашу просто вывели за околицу с мешком на голове.

Дванов правильно определил свой поступок в разговоре с женой, отметив, что все они большие подонки.

Тогда Захар Павлович просит Прошку, найти Сашу за деньги. Мужчина забирает мальчика к себе и становится для него отцом, мечтая, что паренек будет слесарем. Он учил его работать в депо, сам же мальчик тянулся к чтению, правописанию, ведь хотел быть образованным. Захар Павлович часто просил мальчика не мучать себя, ведь он и так слабый.

Грядет война, а за ней и революция. Возникло множество партий, и Захар Павлович даже не знал, к кому лучше было бы записаться.

Все решил простой случай: когда они с Сашкой зашли в дом, в котором и находились представители всех партий, то увидели, что все кабинеты пусты, и только в одном, последнем, кто-то сидит. Это был социалист, в ряды социализма примкнули и Сашка с Захаром Павловичем.

Уже по приходу домой мужчина расскажет мальчику, что суть большевизма состоит в том, что человек должен иметь большое, но пустое сердце, чтобы все смогло туда поместиться.

Проходит 6 месяцев, Александр видит, что открылись курсы для железнодорожников, и решает поступить на обучение. После этого парень идет учиться в политехникум. Но ему не судилось закончить свое обучение. В ходе гражданской войны парня забирают на фронт.

Захар Павлович целые сутки сидит с Сашей на эшелоне и ждет того печального мгновения, когда парня увезут. Он уже поговорил с ним обо всем, кроме самого важного – любви. И вот Сашу наконец-то увозят, старик возвращается к себе и принимается читать алгебру. Он практически ничего не понимает, но это дает ему хоть какое-то утешение.

Александр оказывается в Новохоперске. Там он обучается азам революции в степи. Но в часть скоро приходит письмо о том, что его возвращают домой. Так случилось, что машинист поезда убегает, и парню приходится взять на себя управление составом. Это нелегко, но он справляется.

Вдруг Александр видит, что им на встречу движется другой состав, свернуть некуда, ведь дорога однопутная. Происходит столкновение, но парень остался в живых.

Дванов таки попадает домой, но сразу же тяжело болеет: у него тиф, который длился 8 месяцев. Старик уже готовил для него гроб, как вдруг Александр чудом пошел на поправку. Захар Павлович встречает сиротку Соню, которая теперь приходит к ним каждый вечер. Мужчина радуется, что, возможно, скоро в семье появятся внуки.

Саша отправляется путешествовать по губерниям в поисках коммунизма. Его товарищем в этом нелегком деле стал Степан Копенкин и председатель города Чевенгур, Чепурный. Они решают создать в городе благое место, где не будет ни зла, ни горя. Чевенгурский уезд уже много лет жил счастливо.

Они сделали главной целью своей жизни душевное спокойствие, а продуктом такой деятельности стала душа. Но Копенкин говорит, что это не коммунизм вовсе: коммунизм должен давать людям немного горя. Поэтому они собирают всех буржуев и расстреливают их, а недобуржуев выгоняют в степь. Теперь товарищи уверенны, что пролетариат наладится сам собой.

Когда из Москвы к ним приезжает проверка, то заключает, что чевенгурцы живут счастливо, но бесполезно. Даже женщин, которых им присылают для продолжения рода, мужчины используют исключительно, чтобы погреться в холода. Происходит нападение казаков на город и Чепурный с Копенкиным погибают. Александр не видит смысла в жизни.

Он едет в деревню к озеру, где упокоился его отец, и повторяет его судьбу.

(4 votes, average: 2.75

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-chevengur-andreya-platonova.html

Краткое содержание «Чевенгур» Платонова

Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда Захар Павлович слушал шум долгожданного дождя, он различил далекий гудок паровоза.

Читайте также:  Краткое содержание тургенев месяц в деревне за 2 минуты пересказ сюжета

Утром он собрался и ушел в город. Работа в паровозном депо открыла для него новый искусный мир — такой давно любимый, будто всегда знакомый, и он решил навсегда удержаться в нем. У Двановых рождалось шестнадцать детей, уцелело семеро. Восьмым был приемыш Саша, сын рыбака. Его отец утонул из интереса: хотел узнать, что бывает после смерти. Саша — ровесник одного из детей Двановых, Прошки.

Когда в голодный год родилась еще двойня, Прохор Абрамович Дванов сшил Саше мешок для подаяния и вывел его за околицу. «Все мы хамы и негодяи!» — правильно определил себя Прохор Абрамович, возвращаясь к жене и собственным детям. Саша зашел на кладбище попрощаться с отцом.

Он решил, как только наберет полную сумку хлеба, вырыть себе землянку рядом с могилкой отца и жить там, раз у него нету дома.

Захар Павлович просит Прошку Дванова за рублевку разыскать Сашу и берет его к себе в сыновья. Захар Павлович любит Сашу всей преданностью старости, всем чувством безотчетных, неясных надежд. Саша работает учеником в депо, чтобы выучиться на слесаря.

Вечерами он много читает, а почитав, пишет, потому что не хочет в свои семнадцать лет оставлять мир ненареченным. Однако он чувствует внутри своего тела пустоту, куда, не задерживаясь, входит и выходит жизнь, как отдаленный гул, в котором невозможно разобрать слов песни.

Захар Павлович, наблюдая за сыном, советует: «Не мучайся, Саш, — ты и так слабый…» Начинается война, потом революция. В одну октябрьскую ночь, услышав стрельбу в городе, Захар Павлович говорит Саше: «Там дураки власть берут, — может, хоть жизнь поумнеет».

Утром они отправляются в город и ищут самую серьезную партию, чтобы сразу записаться в нее.

Все партии помещаются в одном казенном доме, и Захар Павлович ходит по кабинетам, выбирая партию по своему разуму. В конце коридора за крайней дверью сидит один только человек — остальные отлучились властвовать. «Скоро конец всему наступит?» — спрашивает человека Захар Павлович. «Социализм, что ли? Через год. Сегодня только учреждения занимаем».

«Тогда пиши нас», — соглашается обрадованный Захар Павлович. Дома отец объясняет сыну свое понимание большевизма: «Большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туды все могло поместиться…» Через полгода Александр поступает на открывшиеся железнодорожные курсы, а затем переходит в политехникум. Но скоро учение Александра Дванова прекращается, и надолго.

Партия командирует его на фронт гражданской войны — в степной город Новохоперск. Захар Павлович целые сутки сидит с сыном на вокзале, ожидая попутного эшелона. Они уже обо всем переговорили, кроме любви. Когда Саша уезжает, Захар Павлович возвращается домой и по складам читает алгебру, ничего не понимая, но постепенно находя себе утешение.

В Новохоперске Дванов приучается к степной воюющей революции. Вскоре из губернии приходит письмо с приказом о его возвращении. По дороге он вместо сбежавшего машиниста ведет паровоз — и на однопутной дороге состав сталкивается со встречным. Саша чудом остается жив. Проделав большой и трудный путь, Дванов возвращается домой.

Он сразу же заболевает тифом, выключаясь из жизни на восемь месяцев.

Захар Павлович, отчаявшись, делает для сына гроб. Но летом Саша выздоравливает. К ним по вечерам приходит соседка, сирота Соня. Захар Павлович раскалывает гроб на топку, с радостью думая, что теперь впору не гроб, а детскую кроватку мастерить, потому что Соня скоро подрастет и у них с Сашей могут быть дети.

Губком посылает Сашу по губернии — «искать коммунизм среди самодеятельности населения». Дванов идет от одного селения к другому. Он попадает в руки к анархистам, у которых его отбивает небольшой отряд под командованием Степана Копенкина. Копенкин участвует в революции ради своего чувства любви к Розе Люксембург.

В одном селении, куда заезжают Копенкин с Двановым, они встречают Соню, которая здесь учит в школе детей. Дванов с Копенкиным, блуждая по губернии, встречают многих людей, каждый из которых по-своему представляет строительство новой, еще неизвестной жизни.

Дванов знакомится с Чепурным, председателем ревкома уездного города Чевенгур.

Дванову нравится слово Чевенгур, которое напоминает ему влекущий гул неизвестной страны. Чепурный рассказывает о своем городе как о месте, в котором и благо жизни, и точность истины, и скорбь существования происходят сами собой по мере надобности.

Хотя Дванов и мечтает вернуться домой и продолжить учебу в политехникуме, но увлекается рассказами Чепурного о социализме Чевенгура и решает ехать в этот город. «Едем в твой край! — говорит Чепурному и Копенкин.

— Поглядим на факты!» Чевенгур просыпается поздно; его жители отдыхали от веков угнетения и не могли отдохнуть. Революция завоевала Чевенгурскому уезду сны и главной профессией сделала душу.

Заперев свою лошадь Пролетарскую Силу в сарай, Копенкин идет по Чевенгуру, встречая людей, бледных по виду и нездешних по лицу. Он спрашивает Чепурного, чем занимаются эти люди днем. Чепурный отвечает, что душа человека и есть основная профессия, а продукт ее — дружба и товарищество.

Копенкин предлагает, чтобы не было совсем хорошо в Чевенгуре, организовать немного горя, потому что коммунизм должен быть едким — для хорошего вкуса. Они назначают чрезвычайную комиссию, которая составляет списки уцелевших в революции буржуев. Чекисты их расстреливают.

«Теперь наше дело покойное!» — радуется после расстрела Чепурный. «Плачьте!» — говорят чекисты женам убитых буржуев и уходят спать от утомления. После расправы с буржуями Копенкин все равно не чувствует в Чевенгуре коммунизма, и чекисты принимаются выявлять полубуржуев, чтобы освободить жизнь и от них.

Полубуржуев собирают в большую толпу и выгоняют из города в степь. Пролетарии, оставшиеся в Чевенгуре и прибывшие в город по призыву коммунистов, быстро доедают пищевые остатки буржуазии, уничтожают всех кур и питаются одной растительной пищей в степи.

Чепурный ожидает, что окончательное счастье жизни выработается само собой в никем не тревожимом пролетариате, потому что счастье жизни — факт и необходимость.

Один Копенкин ходит по Чевенгуру без счастья, ожидая приезда Дванова и его оценки новой жизни. В Чевенгур приезжает Дванов, но не видит коммунизма снаружи: наверное, он скрылся в людях.

И Дванов догадывается, почему большевики-чевенгурцы так желают коммунизма: он есть конец истории, конец времени, время же идет только в природе, а в человеке стоит тоска. Дванов изобретает прибор, который должен солнечный свет обращать в электричество, для чего из всех рам в Чевенгуре вынули зеркала и собрали все стекло.

Но прибор не работает. Построена и башня, на которой зажигают огонь, чтобы блуждающие в степи могли прийти на него. Но никто не является на свет маяка. Из Москвы приезжает товарищ Сербинов для проверки трудов чевенгурцев и отмечает их бесполезность. Чепурный объясняет это: «Так мы же работаем не для пользы, а друг для друга».

В своем отчете Сербинов пишет, что в Чевенгуре много счастливых, но бесполезных вещей. В Чевенгур доставляют женщин — для продолжения жизни.

Молодые чевенгурцы лишь греются с ними, как с матерями, потому что воздух уже совсем холодный от наступившей осени. Сербинов рассказывает Дванову о своей встрече в Москве с Софьей Александровной — той самой Соней, которую Саша помнил до Чевенгура. Сейчас Софья Александровна живет в Москве и работает на фабрике.

Сербинов говорит, что она помнит Сашу, как идею. Сербинов молчит о своей любви к Софье Александровне. В Чевенгур прибегает человек и сообщает, что на город движутся казаки на лошадях. Завязывается бой.

Погибает Сербинов с мыслями о далекой Софье Александровне, хранившей в себе след его тела, погибает Чепурный, остальные большевики. Город занят казаками. Дванов остается в степи над смертельно раненным Копенкиным.

Когда Копенкин умирает, Дванов садится на его лошадь Пролетарскую Силу и трогает прочь от города, в открытую степь. Он едет долго и проезжает деревню, в которой родился. Дорога приводит Дванова к озеру, в глубине которого когда-то упокоился его отец.

Дванов видит удочку, которую забыл на берегу в детстве.

Он заставляет Пролетарскую Силу зайти в воду по грудь и, прощаясь с ней, сходит с седла в воду — в поисках той дороги, по которой когда-то прошел отец в любопытстве смерти… Захар Павлович приходит в Чевенгур в поисках Саши.

Никого из людей в городе нет — только сидит у кирпичного дома Прошка и плачет. «Хочешь, я тебе опять рублевку дам — приведи мне Сашу», — просит Захар Павлович. «Даром приведу», — обещает Прокофий и идет искать Дванова.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-chevengur-platonova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector